Однородные члены предложения и знаки препинания при "и. Зачем нужно двоеточие в русском языке

11 простых правил, которые помогут вам научиться создавать правильные и удобочитаемые списки где бы то ни было: в презентацих, отчетах, документах или на сайтах.

При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. Бывают простые и многоуровневые списки. Как их оформлять? В каких случаях использовать нумерацию, буквы и тире? Когда в конце каждого элемента списка уместной будет точка, а когда нужна запятая или точка с запятой?

При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. При этом правил их оформления существует великое множество. Попробуем разобраться в них.

Обозначение элементов списка

Предваряющее перечень предложение и элементы последующего списка (перечисляются после двоеточия) могут писаться в виде единой строки. Но в длинных и сложных списках гораздо удобнее располагать каждый элемент с новой строки. И тут у вас есть выбор: вы можете ограничиться использованием абзацного отступа (Пример 1) или же заменить его на цифру, букву или тире (Пример 2).

Пример 1

Пример 2

Перечни бывают:

    простые, т.е. состоящие из одного уровня членения текста (см. Примеры 1 и 2) и

    составные, включающие 2 и более уровней (см. Пример 3).

От глубины членения зависит выбор символов, которые будут предварять каждый элемент списка. При оформлении простых перечней можно использовать строчные («маленькие») буквы, арабские цифры или тире.

Гораздо сложнее обстоит дело с составными перечнями. Для большей наглядности сочетания различных символов в списках приведем пример оформления 4-уровневого перечня:

Пример 3

Из данного примера видно, что система нумерации рубрик выглядит следующим образом: заголовок первого уровня оформлен при помощи римской цифры, заголовки второго уровня – при помощи арабских цифр без скобок, заголовки третьего уровня – при помощи арабских цифр со скобками и, наконец, заголовки четвертого уровня оформлены с применением строчных букв со скобками. Если бы данный перечень предполагал еще один, пятый уровень, то его мы оформили бы при помощи тире.

Система нумерации частей составного перечня может состоять только из арабских цифр с точками. Тогда структура построения номера каждого элемента списка отражает его подчиненность по отношению к расположенным выше элементам (происходит наращивание цифровых показателей):

Пример 4

Если в конце списка стоит «и др.», «и т.д.» или «и т.п.», то такой текст не располагают на отдельной строке, а оставляют в конце предыдущего элемента списка (см. Примеры 3 и 4).

Пунктуационное оформление перечней

В Примере 3 хорошо видно, что заголовки первого и второго уровней начинаются с заглавных букв, а заголовки последующих уровней – со строчных. Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка, а после точки, как все мы помним с начальной школы, начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы. После арабских цифр со скобками и строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы. Последнее положение, кстати, относится и к тире, поскольку трудно представить себе сочетание тире с точкой после него.

Обратите внимание на знаки препинания в конце заголовков перечня, а также в конце слов и словосочетаний в его составе.
Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка.

Пример 5

Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми (см. Пример 5). Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).

Пример 6

Наконец, если части перечня представляют собой отдельные ­предложения, они друг от друга отделяются точкой:

Пример 7

Иногда перечень оформляется таким образом, что его предваряет целое предложение (или несколько предложений). В этом случае в перечне используются лишь так называемые «низшие» уровни членения (строчные буквы со скобкой или тире), а точки в конце каждой части перечня не ставятся, т.к. в данном случае перечень представляет собой единое предложение:

Пример 8

Бывает, что в какие-либо части перечня, представляющие собой словосочетания, включается самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы. Независимо от того, что в конце предложения по правилам русского языка должна ставиться точка, каждый элемент списка будет отделяться от следующего точкой с запятой:

Пример 9

Согласованность элементов списка

При составлении перечней следует обязательно обращать внимание на то, чтобы начальные слова каждого элемента списка были согласованы между собой в роде, числе и падеже. В Примере 10 мы привели вариант неправильного оформления: последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными. Подобные ошибки обычно встречаются в длинных перечнях с большим количеством элементов.

Пример 10

Также все элементы списка должны быть обязательно согласованы в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие. Давайте вновь рассмотрим пример неправильного составления перечня, чтобы проанализировать ошибки.

Пример 11

Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:

Итак, мы привели основные правила построения и оформления ­перечней, которые помогут сделать ваши документы еще более грамотными.

В течение последних семи лет я работаю в Буденновском филиале Центра для одарённых детей “Поиск” методистом отделения русского языка и одновременно преподавателем русского языка. Преподавание языка в таком Центре – это одновременно и искусство, и наука. Это не навык, однажды научившись которому учитель может перестать совершенствоваться. Необходимо ежедневно расширять свою профессиональную компетентность, а занятия проводить такие, чтобы вооружать ребят не только знаниями, умениями (значимость которых невозможно оспорить!), но и вызывать у детей искренний интерес, подлинную увлечённость и творческое отношение к действительности.

Преподавание русского языка с 5 по 11 классы ведётся по учебникам “Русский язык” под редакцией доктора педагогических наук, профессора С.И.Львовой. В соответствии с программой данного комплекса в распоряжении учащихся имеются справочники по русскому языку, схемы и таблицы по орфографии и пунктуации, этимологический словарик школьника, словарь “Давайте говорить правильно”, книга “Русской речи чудеса”. Но, наряду с использованием готовых методических пособий и учебников, я разрабатываю авторские курсы по русскому языку для учащихся 14-17 лет.

На Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2011-2012 я предлагаю занятие из курса “Знаки препинания. Трудности русской пунктуации” на тему “Двоеточие. Употребление двоеточия в разных синтаксических конструкциях” , рассчитанное на 2 часа. Это седьмой урок по данному курсу в 9 классе. Основная цель данного курса – осветить наиболее трудные и важные вопросы пунктуации как в теоретическом, так и в практическом плане. В занятиях рассматриваются основы русской пунктуации, назначение знаков препинания. Изучение пунктограмм находится в органической связи с изучением синтаксиса и развитием речи. Особая роль отводится наблюдению над интонацией. Внимание уделяется особо сложным пунктуационным правилам и их практической отработке в текстах.

В основу урока положена технология критического мышления, которая применяется мною в течение многих лет практически на каждом занятии в Центре для одарённых детей.

Тип урока: изучение нового материала с опорой на раннее изученный.

Вид урока: исследовательно – объяснительный.

План урока

  1. Теоретические вопросы. Двоеточие.
  2. Экспресс – вопрос.
  3. Теоретический блок. Задания.
  4. Проблемная ситуация № 1.
  5. Отдохни с пользой!
  6. Проблемная ситуация № 2.
  7. Теоретический блок. Задания.
  8. Диагностический тест.
  9. Блиц-вопросы.
  10. Теоретический блок. Задания.
  11. Контрольная работа.

Цель урока: обобщить, расширить и систематизировать сведения о постановке двоеточия в разных синтаксических конструкциях.

Ход занятия

В огромном городе моём – ночь.
Из дома сонного иду – прочь.
И люди думают: жена, дочь, –
А я запомнила одно: ночь.

М.Цветаева

Здравствуй, юный знаток словесности!

Ты, наверное, догадался, читая строки стихотворения М. Цветаевой, что объектами нашего дальнейшего лингвистического исследования будут такие знаки препинания, как двоеточие и тире.

Сегодня мы поговорим о двоеточии. Всё дело в том, что каждый (хотя бы раз в жизни) допускал ошибки, связанные с незнанием постановки этого знака препинания. А что известно тебе о двоеточии?

Предлагаю вспомнить определение.

Двоеточие - знак ____________ в виде двух расположенных одна над другой _________ (:), употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана ________, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: Двоеточие - знак препинания в виде двух расположенных одна над другой точек (:), употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.

Немного о двоеточии

Известно, что древнегреческий философ Платон иногда заканчивал двоеточием целые разделы книги.

Знаешь ли ты, что в большинстве языков двоеточие ставится непосредственно после слова, а после себя требует пробела; в некоторых (например, во французской письменности) оно отбивается (отделяется узким неразрывным пробелом) и от предыдущего слова.

А в церковнославянской письменности двоеточие в целом было эквивалентно русскому знаку “точка с запятой ”, но также используется и в функциях многоточия и даже точки на конце сокращений.

Двоеточие, как знак сокращения, вообще было присуще старым европейским письменностям (в русском языке так было до середины XIX века). Среди языков нового времени эта функция двоеточия сохраняется в шведском и финском, причём даже в середине слова: H:ki (Helsinki).

Мой юный друг, ты знаешь, что двоеточие ставится в разных синтаксических конструкциях.

Задание 1.Экспресс – вопрос.

Двоеточие ставится:

1) в простом предложении после обобщающего слова перед однородными членами предложения;
2) в простом предложении после вводного слова, которое стоит после обобщающего слова, перед однородными членами предложения;
3) в простом предложении перед обобщающим словом, если оно стоит после однородных членов предложения;
4) в бессоюзном сложном предложении со значением причины;
5) в бессоюзном сложном предложении со значением условия;
6) в бессоюзном сложном предложении со значением пояснения.

___________________

Ответ: 1,2,4,6

С первым заданием ты уже справился. Чтобы выполнить остальные, отправимся в путешествие по страницам Знаний.

Страница первая.

Рассмотрим правила употребления двоеточия в простых предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения.

Конечно, ты знаешь, что обобщающими называются слова или словосочетания, выступающие в функции члена предложения, который служит более общим обозначением находящихся при нем однородных членов.

Давай повторим пунктуацию при обобщающих словах и однородных членах предложения.

1. Если однородным членам предшествует обобщающее слово или словосочетание, то перед ним ставится двоеточие, например: Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба (К. Паустовский).

2. Если после обобщающего слова (словосочетания) стоят слова как-то, а именно, например, то перед ними ставится запятая, а после них двоеточие, например: Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями (И.Тургенев).

Поработаем с заданиями и попытаемся разрешить некоторые проблемы.

Задание 1.

Укажите предложение с обобщающим словом.

  1. Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны об осени.
  2. Все кругом и сверкало, и переливалось, и искрилось на солнце.
  3. В Азовском море водятся судак и лещ, скумбрия и хамса.
  4. Породы лошадей по их использованию можно разделить на три группы верховые, легкоупряжные и тяжеловозные.
  5. Книги, музыка, живопись учат понимать прекрасное.

Задание 2.

Укажите предложение, в котором нет обобщающего слова.

    Письма пишут разные слезные, болезные, иногда прекрасные, чаще бесполезные.

  1. Собаки, лошади, куры все мокро, уныло, робко.
  2. Матрос встречал много людей то крикливых и насмешливых, то робких и гостеприимных, то драчливых и вспыльчивых, но никто не мог помочь ему найти драгоценный кисет.

    Ваня узнавал старые места лесные заброшенные дороги, уводившие в заросли осинника просеки, заросшие вереском, бессмертником и колосистой травой, и муравьиные тропы в рыжем зернистом песке.

    Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда и люди все дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию.

Задание 3.

Укажите предложение, в котором двоеточие не ставится.

    Сквозь молочно-голубую дымку мутно голубело все кругом лес, скалы, острова все тускло, призрачно.

  1. Во всех комнатах в лакейской, в зале, в гостиной прохладно и сумрачно, это оттого, что дом окружен садом, а верхние стекла окон цветные.
  2. Все эти люди матросы разных наций, рыбаки, кочегары, веселые юнги, портовые воры, машинисты, рабочие, лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты все они были молоды, здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы.

    Шум от полета ночной птицы, падение снега с ветки на ветку, шелест колеблемой легким дуновением слабого ветерка засохшей былинки все это вместе не могло нарушить тишины, царившей в природе.

  3. Все это звуки и запахи, тучи и люди было странно красиво и грустно, казалось началом сказки,

Проблемная ситуация № 1

Из-под сена виднелись самовар, кадка с мороженной формой и ещё кое-какие привлекательные узелки и коробочки (Л.Н.Толстой).

________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и ещё кое-какие привлекательные узелки и коробочки (Л.Н.Толстой).

Ты не знаешь, почему поставлено двоеточие при однородных членах предложения без обобщающего слова?

Мой друг, двоеточие ставится ещё и в том случае, когда необходимо предупредить читателя, что дальше следует перечисление.

Отдохни с пользой!

Известно ли тебе, что очень часто употреблялся этот знак в XVIII в.:

1) при противопоставлении, например: Одно ясно и подробно понимаем: другия хотя ясно в уме представляем, однако подробно изобразить не можем (М. Ломоносов);

2) перед подчинительным союзом, начинающим придаточную часть, например: Им обогащающийся никого не обидит: за тем что неистощимое и всем обще предлежащее сокровище себе приобретает (М. Ломоносов)

3) перед противительным союзом, например: Испытание натуры трудно, Слушатели: однако приятно, полезно, свято (М. Ломоносов)

4) перед присоединительным предложением, например: Известно в Италии в недавнем времени учинилось, что громовые удары иногда из погребов выходили: и ради того причина оных со всем разныя от Електрической силы была назначена (М. Ломоносов)

Можно заметить, что функции этого знака оформлялись сложно, противоречиво. Процесс, как видим, был длительным, но определенным – знак неуклонно шел путем накопления пояснительно-разъяснительной значимости. В этом смысле интересно обратить внимание, например, на то, что в сочинениях М.В. Ломоносова довольно часто двоеточие стоит на стыке главной части предложения и придаточных причинных (с причинными союзами). С современной точки зрения знак этот лишний, так как значение причины передается лексически – причинными союзами.

И вот постепенно, закрепившись в такой позиции, знак стал ассоциироваться со значением причины, обоснования. Именно поэтому уже в бессоюзном предложении он как бы взял на себя причинное значение, стал знаком содержательно значимым.

Разъяснительно-пояснительная функция двоеточия стойко сохраняется, однако, как увидим далее, юный любитель словесности, знак этот начинает утрачивать некоторые (далеко не все и не всегда!) позиции и уступать место другому знаку – тире.

Именно в этом состоит своеобразие судьбы двоеточия: при четкости функции утрата позиций, где эта функция проявляется.

Проблемная ситуация № 2

Перепиши предложение и найди место двоеточию!

И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый что он тронут и она тронута (Л.Толстой).

___________________________________________________________________________________________

Ответ: И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый: что он тронут и она тронута (Л.Толстой)

Только сейчас ты узнал, что двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующем главном предложении содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается длительная пауза и можно вставить слова а именно).

Страница вторая

О правилах употребления двоеточия в простых предложениях с прямой речью.

Мой друг! Внимательно изучи таблицу и уясни постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Заполни таблицу своими примерами.

Если у тебя всё получилось, то ты, конечно, заметил, что после слов автора, находящихся перед прямой речью, ставится двоеточие; авторская же ремарка, идущая после прямой речи, пишется с маленькой буквы.

Внимание! Вопрос: всегда ли это происходит?

Правильно, не всегда. Если слова автора не содержат обозначений речи, мысли, мимики и движений или чувств говорящего и не допускают вставки после себя глаголов речи, то после слов автора перед прямой речью ставится точка, а в случаях, когда авторская ремарка идет после прямой речи, используется прописная буква. Кстати, только при этом условии перед тире может стоять точка.

Он глянул с усмешкой (и сказал):

– Так я тебе и поверил!

Мне надоели постоянные споры.

– Оставьте меня в покое!

Задание 4. Найди и исправь ошибки в расстановке знаков препинания, внесённые нами в текст.

1. Ты говорил, а я думал – “Ну и крепкая же машинища человеческий организм!”

_____________________________________________________________________

Ответ: в этом предложении должно быть двоеточие, а не тире перед прямой речью.

2. Она сказала:

– Это был, вероятно, прекрасный обычай в старину. Теперь он выходит из моды даже во дворцах.

И, чтобы загладить резкость, она прибавила, улыбаясь

– Впрочем, и дворцы выходят, кажется, из моды.

_____________________________________________________________________________________

Найди “третье лишнее” предложение и объясни свой выбор, например: 1а, реплики разных лиц стоят рядом, а в двух других предложениях реплики разделены словами автора. Знаки препинания не расставлены.

1. ___________________________________________________________________

а) Я кажется слишком долго засиделся сказал он со смущённой улыбкой.
б) Почему вы полагаете что это вздор спросил Гаврилов со своею быстрой усмешкою нисколько не обидевшись.
в) Николай Иванович ещё раз прочёл карточку и спросил Вы чего же собственно хотите.

2. ___________________________________________________________________

а) Фельдшер почтительно возразил Дмитрий Васильевич да вы идите спать.
б) К чему ты это сказал с усмешкою спросила Соня.
в) Однажды в минуту откровенности Василий Горлов заявил мне Ей-богу Дмитрий Васильевич я вас так полюбил.

Ответ: 2б, прямая речь стоит перед словами автора, в двух других – наоборот.

3. ___________________________________________________________________

а) Токарев вспомнил как Таня спрашивала Не жёстко будет тебе и расхохотался.
б) Ну прощайте господа сказал он протягивая свою широкую руку Наташе и Даеву Желаю вам всего хорошего.
в) На время грех жаловаться серьёзно возразил Даев время хорошее и чрезвычайно интересное.

4. ___________________________________________________________________

а) Сидеть на стуле и молчать яростно крикнул он Чтоб я твоего голоса больше не слышал.
б) Задыхаясь Александра Михайловна говорила Таня слушай Не бойся я тебе всё устрою Не бойся радостно повторяла она.
в) Она всхлипывая повторяла Господи господи и не отрываясь смотрела на Таню.

Ответ: 4а, прямая речь прерывается словами автора, в двух других – наоборот.

5. ___________________________________________________________________

а) Вдруг со своею быстрою усмешкою маляр громко сказал Я так рассуждаю что вы неправильно об этом говорите! Это насчёт чего спросил литейщик.
б) Маляр решительно отрезал Не можешь в городе жить Не лезь не в свое место В деревню ступай хозяйствуй А с чего хозяйствовать будешь воскликнул извозчик.
в) Всё вас зовут кричат с почтительною улыбкою обратился он к Осокину. Пускай Я не пойду упрашивающе сказал Осокин.

Ответ: 5в, в предложениях с прямой речью реплики разных лиц разделены словами автора; в остальных реплики разных лиц стоят рядом.

6. ___________________________________________________________________

а) Земляк что ли будет тебе сочувственно спросил парень в блузе. Земляк пробурчал мужик не глядя на парня и сел.
б) Варвара Васильевна сказала Тимофей Степанович ваш чай совсем остыл Дайте-с вам налью свежего. А вот сейчас Я этот допью Балуев поспешно допил чай и протянул стакан Варваре Васильевне.
в) А где Таня спохватилась Варвара Васильевна. Сергей посмеивался Она с мастеровым пошла (По В. Вересаеву).

Ответ: 6б, реплики разных лиц стоят рядом, в двух других реплики разделены словами автора.

Страница третья

Проверь свои знания по постановке двоеточия в разных синтаксических конструкциях, отвечая на блиц-вопросы.

Вопрос 1. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении.

В продолжение утра Оленин весь был погружён в арифметические расчёты: сколько он проехал верст, сколько остаётся до первой станции, сколько до первого города.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание первой части.

2) Несколько частей бессоюзного сложного предложения раскрывают содержание первой части.

3) Придаточные части сложноподчинённого предложения поясняют содержание первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами.

Вопрос 2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Не копай другому ямы: сам в неё и свалишься.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена второй части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условия совершения действия, обозначенного во второй части.

Мой юный друг! Ты, наверное, уже понял, что на этой странице Знаний речь пойдет о постановке двоеточия в СБП.

Предлагаю вспомнить определение сложного предложения.

Бессоюзное сложное предложение – это _____________, части которого взаимосвязаны по ___________ и _____________ и соединены без помощи _________ или союзных слов интонацией и _________________________.

_______________________________________________________________________________________________________________

Ответ: бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого взаимосвязаны по смыслу и строению и соединены без помощи союзов или союзных слов интонацией и порядком следования частей.

Немного теории

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:

1) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слова “а именно”), например: В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник её уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей (Гоголь);

2) если в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, понимать, узнать, чувствовать и т. п. делается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между обеими частями обычно можно вставить союз что ), например: Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов); Но (без интонации предупреждения перед второй частью): Слышу, земля задрожала – запятая вместо двоеточия;

3) если в первой части имеются глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и т. п., а также глаголы со значением действия, предупреждающие о дальнейшем изложении и допускающие вставку после себя слов “и увидел, что”, “и услышал, что”, “и почувствовал, что” и т. п., например: Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными волосами (Лермонтов).

NB! Обрати внимание!

В этих случаях встречается также постановка тире вместо двоеточия для передачи различных дополнительных оттенков значения, например: Посмотрел на прорубь – вода дремала (Шишков); Он выглянул из комнаты – ни одного огонька в окнах (В. Панова), – однако в целях оправданной унификации предпочтительнее ставить двоеточие.

4) если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что, так как, поскольку ), например: И Жилин приуныл: видит – дело плохо (Л. Толстой);

5) если вторая часть представляет собой прямой вопрос, например: Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Чехов).

Итак, подходит к концу наше шестое занятие по дистанционному курсу “Трудности русской пунктуации”. Как много ты уже знаешь! Предлагаю завершить нашу встречу контрольной работой. Желаю успехов всем знатокам русского языка!

Контрольная работа

1. На месте каких цифр должны быть знаки препинания?

1. Я люблю Пушкина (1) за веселье (2) и мудрость (3) и грусть (4) и благородство.

а) 1, 2, 3
б) 2, 3, 4

2. Всё вложено в роман “Евгений Онегин” (1) ум (2) сердце (3) молодость (4) мудрая зрелость (5) минуты радости (6) и горькие часы без сна.

а) 1 - двоеточие, 2, 3, 4, 5 - запятые
б) 1 - тире, 2, 3, 4, 5, 6 - запятые

3. И в Онегине (1) и в Татьяне (2) и в Ленском (3) важно другое (4) их духовный облик (5) мечты (6) страдания (7) мысли.

а) 1, 2, 5, 6, 7 - запятые, 4 - двоеточие
б) 1, 2, 3, 5, б, 7 - запятые, 4 - тире

4. Никто (1) ни мать (2) ни отец (3) ни Ольга (4) ни соседи (5) ни даже Ленский (6) не в состоянии понять Татьяну.

а) 1, 2, 3, 4, 5, 6
б) 1 - двоеточие, 2, 3, 4, 5 - запятые, 6 - тире

5. Пушкин (1) не только понимает свою героиню (2) но любит (3) и жалеет её.

а) 2
б) 1, 2, 3

6. Поэт замечает милые мелочи быта (1) самовар (2) китайский чайник (3) душистый запах крепкого чая. (По Н. Долининой.)

а) 1 – двоеточие, 2, 3 - запятые
б) 1, 2, 3 - запятые

7. Прогулки (1) чтение нравоучительных романов (2) игра в шахматы (3) стихи в альбоме (4) всё это вполне возможные занятия для влюблённых.

а) 1, 2, 3 - запятые, 4 - двоеточие
б) 1, 2, 3 - запятые, 4 - тире

8. Настоящий писатель (1) это то же (2) что древний рок (3) он видит яснее (4) чем обычные люди. (А. Чехов.)

а) 2, 4 - запятые, 4 - тире
б) 1 - тире, 2, 4 - запятые, 3 - двоеточие

9. Творчество природы (1) и творчество человека различается отношением ко времени (2) природа создаёт настоящее (3) человек создает будущее. (М. Пришвин.)

а) 2 - двоеточие, 3 - тире
б) 2 - тире, 3 - запятая

10. Моя поэзия есть акт дружбы с человеком (1) отсюда моё поведение (2) пишу (3) значит (4) люблю, (М. Пришвин.)

а) 2 - двоеточие, 3 - тире, 4 - запятая
б) 1,3 - тире, 2 - двоеточие

11. Книги роднили меня с миром (1) книги пели о том (2) как многообразна и богата жизнь (3) как дерзок человек в своём стремлении к добру и красоте. (М. Горький.)

а) 1 - двоеточие, 2, 3 - запятые
б) 1, 2, 3 - запятые

12. Вся разница между умным и глупым в одном (1) первый всегда подумает (2) и редко скажет (3) второй всегда скажет (4) и никогда не подумает. (В. Ключевский.)

а) 1 - двоеточие, 3 - запятая
б) 1 - тире, 2, 3, 4 - запятые

13. Гордиться славою своих предков не только можно (1) но и должно (2) не уважать оной есть постыдное малодушие. (А. Пушкин.)

а) 1 - запятая, 2 - точка с запятой
б) 1, 2 - тире

14. Борьба есть условие жизни (1) жизнь умирает (2) когда оканчивается борьба. (В. Белинский.)

а) 1 - тире, 2 - запятая
б) 1 - двоеточие, 2 - запятая

Я уверена, что контрольная работа оказалась для тебя непростой. Потому что постановка тире тоже требует пристального внимания и серьёзного изучения. Именно об этом мы и поговорим на следующем занятии.

В русском языке существует довольно большое количество знаков препинания. Одни используются для завершения предложения, другие подчёркивают интонацию и настроение, третьи разделяют отрывок текста на логические части. Чтобы понять, для чего используется двоеточие, необходимо рассмотреть, в каких случаях оно ставится.

Для начала нужно запомнить, что этот знак в большинстве случаев ставится в сложных предложениях, за исключением некоторых моментов .

  • В русском языке существует такое понятие, как «обобщающее слово». Для лучшего понимания рассмотрим пример предложения «На столе лежали инструменты: молоток, дрель, пила и лобзик». В этом предложении говорится об инструментах, которые лежат на столе, а далее все они перечисляются. В данном случае слово «инструменты» и будет являться обобщающим. Отсюда мы и получаем первое правило, которое гласит, что двоеточие необходимо поставить после обобщающего слова. Чтобы закрепить, приведём еще пример: «К завтрашнему дню мне нужно обязательно сделать уроки: биологию, алгебру и географию».
  • В заголовках, по типу «Иванов: геймер и программист», также ставится этот знак. Если рассматривать конкретное правило, то первая часть заголовка должна обозначать действующее лицо, какую-то проблему или место действия. Вторая часть заголовка придаёт конкретику первой. «Экономика страны: дальнейшее развитие».
  • Допустим, что обобщающего слова нет, но есть перечисление. В таком случае знак также будет ставиться, например: «На столе лежали: телефон, ключи и деньги».

Двоеточие в сложных предложениях

Случаев употребления данного знака препинания в сложных конструкциях куда больше, но ничего трудного в этом нет.

  • Рассмотрим такой пример: «Сегодня утром мама сказала мне: «Не забудь заехать в магазин и купить молоко». Данный пример содержит в себе прямую речь, и если она стоит после слов автора, то перед ней необходимо поставить двоеточие. Обратите внимание, что если предложение будет выглядеть таким образом: «Сходи в магазин и купи молока», - сказала мне мама», то двоеточие ставиться не будет, так как прямая речь стоит перед словами автора.
  • Бессоюзные сложные предложения на то и бессоюзные, что в них попросту нет союзов: «Мама убирает в комнате, я делаю уроки». Это очень простое по смыслу предложение, не требующее никаких знаков препинания, кроме запятой. Но как насчёт такого примера: «Читайте больше книг: они увеличат ваш словарный запас, научат грамотно писать и говорить». Почему в данном случае стоит двоеточие? Есть правило, которое гласит: если вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает смысл первой части или указывает причину, то после первой части ставится двоеточие. Высказывание побуждает читать книги и в дальнейшем указывает на причину побуждения. «Погода была очень плохая: шёл дождь и бушевал сильный ветер», — ещё один хороший пример для этого правила.
  • Ещё одно правило о постановке этого знака препинания говорит о том, что его необходимо поставить между двумя простыми предложениями, которые не соединены союзом, если в первом присутствуют глаголы по типу «видеть», «смотреть», «слышать», «знать» и так далее. Эти слова как бы намекают на дальнейшее описание чего-то. Правило звучит довольно сложно, но на деле всё наоборот. «Я долго всматривался и наконец-то понял: тени на стене напоминали мне человеческий силуэт». «Идя по улице я слышу: кто-то зовёт меня». Эти два примера прекрасно иллюстрируют правило.
  • Такие слова, как «а именно», «например», «кстати», требуют поставить после себя двоеточие. «В прошлом году я побывал во всех крупнейших странах, а именно: Китае, Соединённых штатах, Бразилии и Индонезии». Обратите внимание, что без выражения «а именно», в данном примере двоеточие всё равно бы ставилось.

Нужно ли двоеточие при косвенной речи

Мы рассмотрели все случаи в русском языке, когда ставится двоеточие. Отдельное внимание хотелось бы заострить на прямой речи. Дело в том, что помимо неё используется ещё и косвенная речь, и их необходимо различать, чтобы поставить правильный знак препинания .

  • Мама сказала мне: «Нужно сходить в магазин и купить молока». Мама сказала, что нужно выбросить мусор. Второе предложение и будет являться косвенной речью. Её легко можно определить по нескольким союзам, таким как «что», «чтобы», «когда», «почему» и другие. Косвенная речь является придаточным в сложном предложении и двоеточием не выделяется.

Подводя итог, можно сказать, что двоеточие служит разделительным знаком препинания , который ставится только в середине простого предложения в случае обобщающего слова и перечисления. В сложной конструкции этот знак препинания необходим, если присутствует причина, разъясняющая первую часть предложения, если присутствует прямая речь, если есть уточняющие слова и глаголы, намекающие на дальнейшее описание чего-либо.

Видео

Это видео поможет вам понять, в каких случаях необходимо ставить двоеточие в предложении.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Однородными членами предложения называются слова, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же слову в предложении и являющиеся одним и тем же членом предложения.

Однородные члены отделяются друг от друга запятыми :

Было светло, радостно, тепло !
Снег, дождь, ветер не волновали этого человека.
Задорный, весёлый, удивительно знакомый голос остановил его.
Он бежал, летел, нёсся навстречу своей мечте.

Запятая ставится между однородными членами, если они соединены:

  • повторяющимися союзами то...то, ни...ни, или...или :
    То снег, то ветер;
  • двойными союзами как-так и, не только-но и, если не-то :
    Зеленели как деревья, так и кусты. Зеленели не только деревья, но и кусты. Листья распускаются если не в апреле, то в мае (запятая перед если не ставится).

Перед одиночным союзом "и" запятая не ставится:
Зеленели деревья, кусты, цветы, и травы.

В предложении может быть несколько рядов однородных членов:
Клёны и берёзки столпились на пригорках и лощинах .

Двоеточие перед перечислением ставится, если:

  • необходимо предупредить читателя, что далее следует перечисление :
    Между тем здесь есть много своих фабрик и заводов: шляпных, стеклянных, бумажных) и т. п. (И. А. Гончаров)
  • перечислению предшествует :

    обобщающее слово : В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов);
    вводное слово (как-то, а именно, например и т. п.), при этом вводное слово отделяется запятой: Для торговли эти промыслы едва доставляют несколько неважных предметов, как-то: шкур, рогов, клыков. (И. А.Гончаров)

Тире ставится после перечисления, находящегося в середине предложения, если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения: От дома, от деревьев, от голубятни - от всего побежали длинные тени. (И. А. Гончаров)

Двоеточием и тире выделяется перечисление, находящееся в середине предложения, если этому перечислению предшествует обобщающее слово, а после перечисления предложение продолжается: И много у него добра: мехов, атласа, серебра - и на виду и под замками. (А. С. Пушкин).

Задачи и тесты по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при "и"

  • Однородные члены предложения, знаки препинания при них - Предложение. Словосочетание 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Предложения с однородными членами. Обобщающие слова - Основные понятия синтаксиса и пунктуации 5 класс

    Уроков: 2 Заданий: 8 Тестов: 3

  • Пунктуация при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами - Простое осложнённое предложение 11 класс

    Уроков: 2 Заданий: 6 Тестов: 1

  • Знаки препинания при определениях и приложениях - Простое осложнённое предложение 11 класс

    Уроков: 2 Заданий: 7 Тестов: 1

Внимание! В разных рядах запятая перед перед "и" невозможна!

Запомните, что:

  1. если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие;
  2. если обобщающее слово стоит после однородных членов, то после обобщающего слова ставится тире;
  3. если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то, как Вы уже знаете, после него ставится двоеточие; но если после перечисления предложение продолжается, то после однородных членов необходимо поставить тире.

Например:
Все: дети, взрослые, собаки - смешались в одну кучу.

Знаки препинания есть не что иное, как система символов, которая используется в различных языках для структурирования письменной речи. Одни и те же пунктуационные знаки в разных языках могут не только ставиться по-другому, но и иметь разные значения.

Поговорим о таком важном знаке препинания, как двоеточие. Этот пунктуационный знак ставится внутри предложения. Двоеточие ставится между частями предложения, которые могут быть или связаны между собой, или отличаться друг от друга. Такой знак можно встретить как в простых предложениях, так и в сложных. Двоеточие акцентирует внимание читателя на том, что следует после него.

Как правило, двоеточие ставится после обобщающего слова при перечислении. Например: «В этом удивительном магазине можно было купить много разных сладостей: карамель, сладкую вату, шоколад, тянучку, всякие булочки и конфеты».

Если вам необходимо вставить в свое сочинение цитату из какого-то текста, то сначала следует поставить двоеточие, а потом кавычки. Двоеточие в сложных предложениях используется там, где одному из простых предложений требуется пояснение другого. Например: «Всем стало понятно, что преступник все еще находился в помещении: его следы можно было увидеть по всей комнате, но не у двери».

Итак, подытожим. Двоеточие ставится в следующих случаях:

Чтобы акцентировать внимание на одной из частей предложения;

При перечислении однородных членов после обобщающего слова;

Для выделения прямой речи;

Для пояснения одного предложения другим.