История архитектуры древней греции. Храмы древней греции

Греция является колыбелью одной из древнейших цивилизаций, которая органично сочетает старинные памятники культуры, архитектуры и литературы. Даже спустя тысячелетия Эллада считается образцом творчества и культуры стран Европы и Азии. Храмы древней Греции являются достоянием истории всего мира и культурной ценностью.

Здания, которые были построены много веков тому назад, сражают своей красотой и величием. По мифам их построили циклопы, благодаря чему и прижилось название «циклопического» архитектурного стиля построек. Микенская эпоха оставила след, воплощенный в удивительных усыпальницах и строениях. Классический стиль, ярко проявленный в виде изумительного Акрополя, по праву считается «золотым» периодом.

В Греции четко разграничены понятия храма и святилища. Храмом считалось непосредственно само культовое сооружение, а святилище являлось центральной частью храма, где оракулом хранились и оберегались священные предметы.

Эллинские старинные храмы

Изначально первые Храмы древней Греции по архитектуре не особо отличались от обычного жилища, но вскоре их значение стало проявляться в роскошных линиях и изысках строений. Просторные залы были лишены окон, а в центре водружалась статуя почитаемого божества.

Классический период привнес некие изменения в экстерьер, благодаря необычайному сочетанию мощи и изящества, которое вызывало внутренний трепет при созерцании строения. отражают античную историю.

Изменение архитектурных стилей. Храмы древней Греции, наиболее ярко выражены, именно в видоизменении колонн построек, которые выполнялись в аскетическом виде без излишеств, или украшались капителями, орнаментами. Колонны привносили дополнительную устойчивость зданиям, позволяя значительно увеличивать объем помещений, и придавали значимую солидность.

В храмах отсутствовала роскошь, подбирались матовые однотонные тона со строгим орнаментом. Иногда для украшения интерьера использовалось золото. Статуи божества расписывались и украшались драгоценностями, но, к сожалению, ни одна статуя не сохранилась до нашего времени в первоначальном виде. Каждый житель города принимал участие в построении храма, которое занимало десятилетия. В статье вы узнаете еще больше интересных фактов.

Известные храмы Греции

Огромное количество храмов сохранилось именно в Афинах. В Акрополе находится Парфенон, сооружение, построенное в честь покровительницы города – богини Афины. Местом сражения Посейдона с Афиной считался храм Эрехтейнон.

Жители Афин свято верили в существование богини победы Ники, подтверждением чего является храм со статуей божества, которому обрубили крылья, чтобы победа никогда не покидала их. Именно в этом храме по легендам царь Афин ждал своего сына, после победы над минотавром. Тезей забыл подать условный знак о победе, в последствие чего царь Эгей бросился в море, которое в итоге получило название Эгейского. Походы, путешествия прогулки могут вам многое рассказать о культуре, истории и архитектуре, например красивые , поражают своим великолепием.

Храм Гефеста

Храм бога огня Гефеста возвышается на самой вершине горы под названием Агора. Строение отлично сохранилось до наших дней. Побережье моря у горы украшают развалины храма, построенного в честь Посейдона, которые воспеты в творчестве многих писателей, оставляя неизгладимый след в памяти и массу впечатлений.

Храм Зевса

Необыкновенно величественный храм Зевса – верховного греческого божества носит название Олимпийон, несмотря на то, что от него остались одни колонны и развалины, все равно впечатляет своим размахом и размерами.

Каждый греческий город имеет свой Акрополь, который представляет собой мощную крепость, расположенную в самом центре, предназначение которых заключалось в защите храмов. На сегодняшний день многие крепости разрушены, являя собой лишь руины, но даже они несут историю и передают уникальное величие истории Греции.

Храм Парфенон

Географически находится в «сердце» Афин. Храм был торжественно возведен для красивой и величественной богини Афин – Парфенон. Построен из уникального в своем роде пентелийского светлого мрамора. В настоящее время этот храм является самым популярным среди античных сооружений всей Греции. Отделочные работы затянулись до 432 года до н.э.

Строительством занимался античный архитектор Калликтат, происходило это в 447 году до н.э. строительство длилось 9 лет. Храм выполнен в дворцовом стиле со множеством колон (48 штук). Фронтон и карнизы украшены скульптурами. Сейчас их осталось очень мало, лишь осколки. Все они были разграблены за долгие годы войн. Сейчас храм имеет белый или кремовый оттенок, но в античное время его раскрашивали в разные цвета. за столь долгое существование Храм Парфенон имел разные предназначения: служил пристанищем для католиков, был православным местом, и даже был тайным складом для пороха.

Храм Геры

Имеет свое расположение ближе к Северо-западному углу Великой Олимпии. Храм находится на склоне, оттенен, словно спрятан от людских взглядов, растущими террасами. Как известно по научным летописям, храм был построен в 1096-1095 годах до н.э. Но по мнению археологов храм возведен в 600 году н.э. Храм Геры очень много раз перестраивали, переделывали в музейное здание. Частично храм был уничтожен сильным землетрясением в середине IV века. И с этого времени его больше не восстанавливали. Величественная архитектурная постройка сохранилась до наших дней очень плохо. Храм – олицетворение надежды, продолжения рода, сохранения брака является главным историческим центром в Паэстум.

Храм Ники Анперос

Этот храм стал первым сооружением такого античного характера в Акрополе. Храм имеет другое, более нежное название – «бескрылая победа». Строительство сооружение началось в 427 году до н.э. стены великого Ники Анпероса выложены из отбеленного мраморного блока. В центре храма стояла статуя Афины. Она несла символический характер, а одной руке у нее был шлем, в другой – гранат. Это говорило о том, что она несет в себе символ плодородия и победы. За всю историю на храм постоянно нападали, с каждым разом тревожа его красоту. В 1686 году на храм напали турецкие войска, которые разобрали основные постройки, а в 1936 году – разрушилась центральная платформа. Сейчас – этот миниатюрный храм, стена, единственное, что напоминает нам о той, древней жизни.

В истории развития всей европейской культуры важнейшее место занимает искусство и культура древней Греции. На ее основе и сформировались классические каноны античности.

В целом, ее культурные традиции были полны противоречий, потому что создавались они в обществе рабовладельческой демократии. Однако произведения античных мастеров стали эталоном для творцов многих последующих поколений.

Первые археологические раскопки в начале XVIII века были проведены в городах Помпеи и Геркуланум, погребенных под вулканической лавой Везувия. В результате исследований были обнаружены многие уникальные образцы различных произведений мастеров той эпохи.

Это скульптуры и рельефные изображение, посуда и предметы домашней утвари, оружие и древние инструменты. Среди всех найденных ценных экземпляров особое внимание привлекают сохранившиеся фрагменты зданий. Они представляют огромный интерес для ученых в процессе изучения архитектурного облика городов древней Греции.

Периоды развития древнегреческой архитектуры

Всю историю развития архитектуры в древней Греции можно разделить на несколько периодов:

  • Гомеровская эпоха (с XII до середины VIII веков до нашей эры) — период зарождения и развития эллинской архитектуры, время постепенного разложения родового строя и появления новых классовых отношений. В основе эллинского зодчества изначально лежали традиции эгейской культуры, но впоследствии зарождались и новые, самобытные черты.

В бронзовом веке храмы еще не строились. И только в начале VIII века появляется храм, особенности конструкции которого напоминают мегарон, возникший ранее в . Основным строительным материалом для храма стал необожженный кирпич, а двускатная крыша была сделана из дерева.

Большую часть сведений об облике сооружений того периода ученые почерпнули из произведений Гомера. В те времена строились дома из древесины, которые для большей прочности скрепляли металлической обшивкой.

Еще одним распространенным видом строительного материала был кирпич — сырец. К концу периода строители начали использовать черепицу из обожженной . Для этого времени характерно строительство не только обычных жилых домов, но и первых храмов.

Данный период примечателен формированием особенной планировочной системы, важное место в которой занимает колоннада, окружающая здание со всех сторон. Одним из самых ранних сооружений того периода считается храм богини Геры на острове Самосе.


  • Архаический период (с VIII по начало V веков до нашей эры) — характеризуется окончательным формированием рабовладельческого государства, и возникновением города — полиса.

В начале архаического периода была также распространена техника строительства из дерева и сырцового кирпича. Отличие заключалось лишь в применении терракотовых облицовок для отделки храмов. В дальнейшем наиболее важные и масштабные сооружения начинают строить из мягкого и легкого в обработке известняка. В конце периода самым распространенным материалом становится .

В течение VII века до нашей эры древнегреческое строительное искусство развивается сразу в нескольких направлениях, которые имели существенные различия.

В архаический период появляются первые образцы монументальных сооружений, а также формируются различные типы храмов и других зданий общественного назначения.

Происходит зарождение и развитие ордеров, которые впоследствии становятся базовыми и наиболее узнаваемыми элементами древнегреческой архитектуры.

  • Классический период (с 480 по 400 годы до нашей эры) — время правления Перикла, которое характеризуется высоким уровнем развития архитектуры и всех сфер искусства.

Широко применяется отточенная до идеального состояния ордерная система. Облик зданий приобретает утонченность, а почерк архитекторов — узнаваемость.

Афины становятся главным городом, имеющим правильную планировку улиц. В других городах также проводится постройка новых жилых кварталов по единому плану.

В этот период формируется архитектурный облик типового греческого дома, который состоит из окруженного портиками внутреннего дворика, прообразом которого стал мегарон.

Для классического периода характерно появление открытых каменных театров и залов для музыки — одейонов. Новые формы приобретают общественные здания для собрания большого количества людей.

  • Эпоха разложения полисов (IV век до нашей эры) — в этот период храмы теряют свое передовое значение, однако с большей интенсивностью развивается светская архитектура и совершенствуется планировка жилых домов.

Зданий приобретает большую утонченность и изящество благодаря использованию ионического и коринфского ордеров.

  • Эпоха эллинизма (330 — е годы — I век до нашей эры) — период возникновения греко — восточных монархий и проникновения древнегреческой культуры в Малую Азию и Египет.

Дли эпохи эллинизма характерно смешение различных стилей и ордеров с чисто декоративной целью. Но при этом теряется былая лаконичность, монументальность и узнаваемость ордерной системы.

Однако этот факт совершенно не мешает созданию масштабных городских ансамблей, в архитектуре которых повсеместно применяется перистиль — ряды колонн, окружающих дворы и площади.

Ордерная система

Ордер в архитектуре — это система проявления конструкции сооружения в определенной форме. С развитием и становлением стилистики различных ордеров устанавливается соразмерность целого сооружения и отдельных его частей, композиция и соответствующие пропорции. Постепенно совершенствуются формы построек, и греческая классика достигает вершины своего развития.

В архитектуре древней Греции использовались три основные ордера:

  • Дорический
  • Ионический
  • Коринфский

Основное различие архитектурных ордеров заключалось прежде всего в формах колонн и антаблемента, а также в различных декоративных деталях и соотношении пропорций.о

При этом планировка пространства зданий была одинаковой для всех ордерных систем. И дорический, и ионический ордера использовались в процессе строительства не только культовых, но и светских сооружений, а также мест общественного посещения.

Каждая постройка представляет собой единое целое, созданное из отдельных архитектурных элементов, среди которых можно назвать следующие:

  • Крепида — это подножие любой постройки, своего рода фундамент сооружения.
  • Стены
  • Колонны различных ордеров
  • Антаблемент
  • Кровля
  • Треугольный фронтон

В древнегреческой архитектуре использовалась система колонн и антаблементов или, как ее еще называют — стоечно — балочная система. Лучшими образцами построек стали храмы, которые изначально возводились из , а позднее — из природного камня.

Дорический ордер

Дорический ордер — наиболее массивный из всех, но при этом отличается простотой декоративных деталей и строгостью отделочных элементов. Дорический ордер сформировался в VI веке до нашей эры. Ярким примером можно считать храм Геры в Олимпии .


Размеры отдельных частей сооружения и их пропорциональное соотношение связаны с длиной радиуса колонны в ее основании. Этот радиус называется модулем, и на его основе проводятся расчеты всех последующих пропорций.

В дальнейшем, с развитием техники строительства, колонны становились более тонкими, изящными и высокими. Соответственно, между ними увеличивалось расстояние, а высота антаблемента уменьшалась.

Храм дорического ордера обычно строили на трехступенчатом высоком основании. Ступени крепиды не были предназначены для восхождения людей. Это был один из характерных элементов древнегреческой архитектуры. Высота ступеней основания определялась из расчета общих пропорций сооружения.


На трехступенчатом основании устанавливались колонны, не имеющие базы. Они состояли из трехчастной капители (гипотрахелий, эхин, абака) и каннелюрованного ствола, имевшего небольшое утолщение — энтахис. По своей высоте ствол колонны был равен приблизительно 11 модулям, то есть был в 11 раз длиннее радиуса колонны в основании.

Антаблемент дорического ордера тоже являлся трехчастным. На колоннах размещался архитрав с фризом, который состоял из триглифов и метоп. Он также поддерживал слегка выступающий карниз. Крыша была двускатной с небольшим уклоном. Фронтон треугольной формы, как правило, был украшен скульптурами.


Для композиционной завершенности дорического храма огромное значение имел цвет сооружения, который дополнительно подчеркивал его конструкционные особенности.

Наиболее известным из сохранившихся образцов дорических построек является храм Посейдона в Пестуме на юге Италии и храм Гефеста в Афинах .


По своим архитектурным достоинствам самым значительным сооружением считается на Афинском Акрополе.


Ионический ордер

Постройки ионического ордера характеризуются большей легкостью и изяществом. Особенно это заметно по сравнению с массивными элементами дорического ордера.

Ионические храмы раннего периода имели большие размеры и более роскошное убранство, чем тяжеловесные и строгие дорические храмы.

Но главной отличительной особенностью можно считать внешний облик колонн: они гораздо стройнее и тоньше. К тому же, имеют базу, ствол и капитель. Наиболее роскошной формой характеризуется капитель с волютами.

При этом колонны не связаны ритмическими элементами, как в дорическом ордере. Вместо фриза ионический антаблемент был отделан поясом, декорированным барельефом. Все детали ионического ордера имели сложную профилировку.

Наибольшего расцвета ионический ордер достигает в Малой Азии, где образцы сооружений имеют значительные размеры. Ярким примером может служить храм Артемиды в Эфесе , который достигал в длину 126 метров, и имел колонны высотой 18 метров.


В самой Греции сооружения ионического ордера представлены небольшими изящными постройками. Из сохранившихся образцов можно назвать храм Ники- Аптерос и в ансамбле Акрополя в Афинах.


Храм Ники — Аптерос
Эрехтейон — последний храм в ансамбле афинского Акрополя

Коринфский ордер

Коринфский ордер получил свое развитие на основе ионического и окончательно сформировался только в римской архитектуре. Главное отличие коринфского ордера от ионического заключалось в наличие капители с четырьмя сторонами, украшенными скульптурным изображением листьев аканта.

Среди наиболее значительных образцов коринфского ордера в Греции можно назвать капитель памятника Лисикрата в Афинах . Еще одним примером использования коринфского ордера является незаконченный афинский Олимпейон .


Олимпейон — храм Зевса в Афинах

Строительная техника

В архитектуре древней Греции основным строительным материалом был природный камень различных сортов. Так, в ранний период применялся мягкий известняк, который легко поддавался обработке. При строительстве в VI веке до нашей эры был использован известняк. Но в ансамбле Нового Акрополя, построенного Периклом, уже встречаются сооружения из пентелийского мрамора.

При этом нужно подчеркнуть, что из камня возводились прежде всего храмы и общественные здания. А вот жилые дома обычно строились из кирпича — сырца или обожженного кирпича.

В процессе кладки стен общественных зданий тоже иногда использовался , но позже наружную сторону облицовывали каменными плитами.

Для сооружения кровли и перекрытий обычно использовали древесину. В ранний период из дерева были сделаны и колонны храмов. Это можно было наблюдать на примере храма Геры в Олимпии, где деревянные колонны впоследствии были заменены каменными.

Каменная кладка производилась сухим способом без применения раствора. При этом для усиления конструкции использовались шипы или деревянные шпонки. Сооружение должно было выдерживать подземные толчки в случае землетрясений, поэтому каменные блоки скреплялись друг с другом с помощью множества металлических скоб.

Процесс установки сложных архитектурных элементов был весьма трудоемким. Некоторые детали делали сразу цельными — например, капители и плиты со скульптурными элементами. Остальные части обрабатывались только после их установки. При этом завершающая обработка производилась в направлении сверху вниз по мере уменьшения высоты строительных подмостков.

Однако с точки зрения профессиональных архитекторов, древнегреческая архитектура, поражающая благородством и совершенством своих форм, по своей конструкции была очень простой. Эта система состояла из несущих элементов здания (стены и колонны), которые выдерживали нагрузку и несомых частей — балок, плит и перемычек.

Архитектура Древней Греции

Кто-то из великих сказал:"Архитектура - это застывшая музыка."
Древняя Греция - колыбель европейской культуры и искусств. При взгляде на художественные шедевры той далекой эпохи сквозь века мы слышим торжественно-гимническую музыку красоты и величия человека созидателя,уподобившего себя олимпийским богам.

Архитектура

Архитектура в Древней Греции развивалась быстро и многосторонне. В растущих греческих городах создаются каменные жилые здания, укрепления, портовые сооружения, но самое важное и новое появилось не в жилых и хозяйственных постройках, а в каменных общественных зданиях. Именно здесь, и прежде всего в архитектуре храмов, сложились классические греческие архитектурные ордера.

Прямоугольное в плане, строгое и величественное сооружение, возвышающееся на трех ступенях цоколя, обнесенное строгой колоннадой и покрытое двускатной кровлей, - вот что всплывает в памяти, как только мы произносим слова "архитектура Древней Греции." И действительно, построенный по правилам ордера

греческий храм был самой значительной постройкой в городе и по своему назначению, и по тому месту, какое занимала его архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм царил над городом; он господствовал над пейзажем в тех случаях, когда храмы сооружались в каких-либо других важных местностях, например, считавшихся у греков священными. Потому что ордерный храм был своего рода вершиной в греческой архитектуре, и потому что он оказал огромнейшее воздействие на последующую историю мировой архитектуры, мы обратились именно к особенностям ордерных построек, пожертвовав многими другими видами и направлениями архитектуры и строительства Древней Греции. Итак, запомним сразу - ордер в Древней Греции принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с духовной жизнью общества.

Ордера и их происхождение

В древнегреческом ордере существует ясный и стройный порядок, согласно которому сочетаются друг с другом три основные части постройки - основание, колонны и перекрытие. Дорическому ордеру (возник в начале VII в. до н.э.) с его мощными пропорциями свойственны колонна, рассеченная желобками-каннелюрами, сходящимися под острым углом, стоящая без базы и завершенная простой капителью, архитрав в виде ровной балки и фриз из чередующихся триглифов и метоп. Ионический ордер (сложился в середине VI в. до н.э.) отличается стройной колонной, стоящей на базе и завершенной капителью с двумя завитками-волютами, трехчастным архитравом и лентообразным фризом; каннелюры здесь разделены плоской дорожкой.

Коринфский ордер похож на ионический, но отличается от него сложной капителью, украшенной растительными узорами (самая древняя коринфская колонна известна в храме Аполлона в Бассах, ныне - Вассе в Пелопоннесе, сооруженном около 430 года до н.э. знаменитым зодчим Иктином). Эолийский ордер (известен по нескольким постройкам VII в. до н.э. - в Неандрии в Малой Азии, в Ларисе, на острове Лесбос) имеет тонкую гладкую колонну, стоящую на базе и завершенную капителью, большие волюты и лепестки которой воспроизводят растительные мотивы.

Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены весьма обстоятельно. Не подлежит сомнению, что его источником являются деревянные, укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В более легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких бревен. В капители эолийского ордера проявляется местный строительный прием, согласно которому балки укладывались на развилку ветвей древесного ствола. В Древней Греции быстро сложился и строго упорядоченный план храма, сооружавшегося по правилам ордеров. Это был храм-периптер, то есть храм, обнесенный со всех сторон колоннадой, внутри которого за стенами находилось святилище (целла). Происхождеие периптера можно проследить начиная от построек, близких древнейшим мегаронам. Наиболее близок мегарону храм "в антах", то есть храм, где на торцевой стороне выступают концы стен, между которыми помещаются колонны. Далее следуют простиль с портиком на фасаде, амфипростиль с двумя портиками на противоположных сторонах и, наконец, периптер. Разумеется, это лишь схема исторического развития: в Греции нередко одновременно сооружались храмы разных типов. Но так или иначе древнейшим образцом послужила жилая постройка-мегарон, а в VII в. до н.э. появились храмы-периптеры (храм Аполлона Термиоса, иначе Фермосе, храм Геры в Олимпии и др.). В храмах этого времени еще применялись кирпич-сырец и деревянные колонны, которые со временем заменялись каменными.

Вместе с созданием каменных конструкций древние зодчие "из области шатких и неустойчивых глазомерных расчетов доработались до установления прочных законов "симметрии" или соразмерности составных частей здания". Так писал об этом римский архитектор I в. до н.э. Витрувий, автор единственного полностью сохранившегося античного трактата о зодчестве, по которому мы можем достоверно судить о взглядах той эпохи на архитектуру. Разумеется, с учетом того, что ордера сложились за шестьсот лет до появления на свет этого трактата. Все эти "прочные законы" закрепились в каменном зодчестве Древней Греции на века, а если считать те эпохи, когда в архитектуре снова возрождался ордер, - то и на тысячелетия.

В этих законах и в приемах их использования, в сочетании правила и творчества, числа и поэтической фантазии, "порядка" и его"нарушения", присущих греческой архитектуре, нам и предстоит разобраться.

Геометрия, пластика, цвет

Прежде всего надо сразу же освободиться от въевшихся в память гимназических предрассудков, по которым ордерный храм будто бы представляет собой до миллиметра геометрически правильное сооружение, сложенное из белого мрамора, очерченное прямыми линиями. Его красота будто бы заключается в идеальной бесцветной чистоте и безупречности, подобной идеальной дистиллированной воде,абсолютно чистой, но безвкусной. Будто бы красоту ордера составляет гармония идеальных, абстрактных чисел и можно составить цифровую таблицу пропорций и масштабов ордерной постройки, а потом отштамповывать по ней вечно прекрасные произведения. Такое представление удобно для педанта; это сущий рай для догматика. Но живому человеку оно отвратительно, и он готов принять любое варварское сооружение, лишь бы оно несло в себе чувство и выразительность, и противопоставить его постройкам, воздвигнутым по всем этим казенным мертворожденным правилам.

Давным-давно заброшенные, полуразрушенные и разграбленные, веками омывавшиеся дождями греческие храмы потеряли многое из своего живого облика. Обнажился их геометрический мраморный костяк. На самом же деле их облик был совсем иной, чем можно представить себе по фотографиям сохранившихся руин. По углам фронтона помещались резные каменные украшения-антефиксы, подобные живой поросли, пробивающейся на каменных плитах. В древнейших деревянных храмах антефиксы были керамическими. Таким образом, очертания храма вовсе не были геометрическими, составленными из прямых линий. Скульптурой были насыщены и другие части храма. На фронтоне размещались статуи. Рельефами украшали прямоугольные метопы в дорических и фриз в храмах иони-ческого ордера. Изображения людей и мифологических существ самими своими "негеометрическими" формами придавали храму живую, пластическую выразительность. А если учесть, что эти фигуры изображались в движении, то будет легко представить себе, насколько более богатым, многообразным был облик храма по сравнению с тем, что можно было создать с помощью только архитектурных средств. Скульптурное убранство храма было естественно и прочно связано с его архитектурой, которая сама создавала поля, предназначенные для скульптуры: фронтон, полосу фриза, прямоугольники метоп. Собственно архитектурная форма прямо переходила в орнаментальный мотив или в скульптурное изображение. В дорическом ордере (в древнейших зданиях из дерева и сырца) метопа была плитой,входившей в конструкцию, и одновременно рельефом с изображением какой-либо сцены. Водосток завершался львиной головой; плитки-калиптеры, покрывавшие швы, образованные мраморной "черепицей" крыши, завершались маленькими резными антификсами. А что представляют собой триглифы или находящиеся под нависающим карнизом плитки-мутулы с цилиндрическими каплями-гуттами? Орнамент, изображение когда-то существовавших деревянных конструкций, архитектурно-строительную деталь? В чистом виде - ни то и ни другое, а вернее, все это вместе.

В ионическом ордере мы найдем еще большую связь, более широкое и естественное перетекание архитектуры в скульптуру и в орнамент. База колонны здесь украшается растительным орнаментом, сочетающимся со сложными и пластичными валами и выкружками. Ионическая капитель - это единый сплав изобразительных, орнаментальных и архитектурно-конструктивных начал. На блоках антаблемента высекаются узоры и изображения и т.д. Подобно стволу дерева, несущему на себе живую, подвижную крону, геометрическая основа ордера расцвечена в греческом храме живым скульптурным изображением и орнаментальным узором. Но это еще не все. Греческий храм действительно был разноцветным! Не идеальная и очищенная белизна мрамора приподнимала его над жизнью города и природы, а, напротив, праздничная яркость цвета, полная шумного человеческого темперамента,выделяла храм среди однообразной и одноцветной жилой застройки или на фоне мягких и светлых по цвету гор, окутанных удивительным прозрачно-серебристым воздухом Греции. Храм раскрашивался в синий и красный цвета. Окраска наносилась не сплошь. Естественный цвет мрамора тоже участвовал в расцветке храма: колонны и каменные балки архитрава оставались не закрашенными. Но, напротив, в дорической колонне красным цветом помечались опоясывающие ее верхнюю часть врезы и рельефные полоски-ремешки. Тем же цветом окрашивались нижние поверхности нависающих карнизов. Вообще красной краской покрывались главным образом горизонтальные части храма. Триглифы и мутулы окрашивались в синий цвет, а метопы, вернее, их фон, на котором выступает рельефное изображение, - в красный. Поле фронтона (тимпан) также окрашивалось в интенсивный красный или синий цвет. На этом фоне отчетливо выступали статуи, в свою очередь окрашенные тоже. Кроме того, применялись и другие краски, а также позолота, которой покрывались отдельные детали. Здесь справляла праздник рука мастера, украшавшего свое изделие,радовавшегося многоцветности мира и своих чувств. Добавим к этому и умение зодчих выбрать камень необходимого цвета: голубовато-серый мрамор для храма бога морских стихий Посейдона (сооруженного в 3-й четверти V в. до н.э. на мысе Сунион недалеко от Афин) или мрамор теплых, словно бы живых, человеческих тонов для Парфенона, украшавшего собой афинский Акрополь. Что же касается древнейших ордерных храмов, сооруженных из дерева, там богато раскрашивались детали, украшения и скульптура, выполненные из керамики.

Здания и город

В эпоху архаики складывается тип древнегреческого города. Определяются основные его части. Центрами общественной жизни города и его архитектурного ансамбля становятся укрепленный холм - акрополь, где сооружаются храмы, и агора - торговая площадь. Разумеется, не во всех городах был холм, где строились храмы. Но во многих случаях города разрастались именно вокруг таких холмов. В архитектуре греческих городов, в соотношении массовых жилых построек с архитектурой центров общественной жизни наиболее наглядно раскрываются свойственные ей представления об обществе, о человеческой личности и коллективе.Нас, естественно, будет интересовать здесь то, как все эти представления воплощались в художественном образе городской архитектуры и какие идейно-художественные свойства архитектурного ансамбля греческого города были ими порождены.Итак, в общественном центре города создавались крупные ордерные постройки - прежде всего храмы. Они служили всему свободному населению города-государства, создавались на его средства и его руками, были частью его общественной жизни, запечатленным в камне оттиском с общих представлений о мироздании.

Разумеется,представлений культовых, мифологических. Всеми этими свойствами такой храм резко отличается от главных построек микенских городов - то есть от царских дворцов. Какой бы значительной ни была общественная роль правителя в жизни микенского города, все же это была роль единственного царя, и дворец был жилищем правителя. Храм же олицетворял собой некую силу, перед которой даже царь или тиран выглядел одним из сограждан полиса. Этот общественный и гражданственный смысл и приобретал художественно-архитектурный образ греческого ордерного храма, сооруженного на городской площади или на возвышающемся над городом акрополе. Весь смысл общественных зданий, их значение как художественного, идеологического явления можно представить себе, восстановив облик древнегреческого города. Надо сказать, что эта задача нелегкая и, более того, не вполне осуществимая. Мраморные храмы сохранились хотя бы частично. Многие из них удалось восстановить, собрав разбросанные вокруг фундаментов каменные блоки. Что же касается жилых и хозяйственных построек в городах, то подавляющее большинство их безвозвратно утрачено. На месте старых домов возникали новые. Кому могло прийти в голову веками сберегать обычный, рядовой дом? Только случай помогает здесь исследователям архитектуры. И вот - исторический парадокс! Таким случаем, сберегающим обычные, массовые постройки города, чаще всего оказывается внезапно разразившаяся разрушительная катастрофа. После извержения Везувия в Италии остались под пеплом и лавой древние города, словно бы законсервированные в момент, когда остановилась их жизнь. Город Олинф на полуострове Халкидика был в 348 году до н.э. захвачен и полностью разрушен македонским царем Филиппом II.Развалины города были заброшены и сохранились, по существу, в нетронутом виде. Живой город, напротив, стирает от века к веку старые постройки. Новая жизнь буквально выжигает собой остатки прошлого. А в греческом городе тому были особенные причины. Жилой дом, как это показывают раскопки в Олинфе и находки в других местах, зачастю строился из сырца. Такой дом легко мог быть разрушен без остатка. Понятно, что самой прочной частью дома был пол: его-то и украшали наиболее богато и тщательно, например, мозаикой, выложенной из разноцветных камней. Обычно это был дом с внутренним двориком, в который открывались жилые помещения. На улицу такой дом выходит глухими стенами. Один дом примыкал к другому, и вся улица жилого района обрамлялась стенами. В старых городах, которые разрослись до середины V в. до н.э., жилые районы представляли собой целую россыпь таких построек, рассеченных узкими, кривыми улочками. С середины V в. до н.э. начала внедряться регулярная планировка: улицы стали прокладываться строгим шахматным порядком. Но многие города, и прежде всего Афины, сохраняли свой старый облик и позже. Не трудно представить себе, хотя бы в самых общих чертах, как соотносились друг с другом в древнегреческом городе непрочный сырцовый дом и мраморный храм. Низкая постройка из дешевых материалов - и могучий, возвышающийся над городом храм; замкнутая стенами ячейка дома на узкой улочке, где роится домашний быт грека, - и открытая галерея портика, выходящего на просторную площадь; или колоннада храма, увенчивающего собой акрополь, - и театр под открытым небом, на скамьях которого размещались тысячи и десятки тысяч человек. Разное назначение и разные меры лежат в основе этих построек. С одной стороны - отдельный человек и его частный быт, с другой - общественная жизнь всего города-государства, в которой принимает участие весь демос - то есть свободные граждане (рабы, разумеется, в расчет не принимались)...

Выше уже шла речь о стадионах и театрах. Оба эти типа построек - едва ли не самое замечательное, что было создано в Древней Греции. Архитектура их поражает своей исключительной целесообразностью. Нет лучшего здания для массовых зрелищ,чем классический амфитеатр со сценической площадкой в центре. Существуя и поныне, традиция сохранять прямоугольные зрительные залы - результат предрассудка, косной неспособности расстаться с примером, возникшим несколько веков назад, когда под театр приспосабливали обычный дворцовый зал, использовали случайно подысканный сарай или конюшню. Созданный в античной Греции тип стадиона послужил основой для древних стадионов и цирков, для стадионов нашего времени. Архитектурная форма театров и стадионов определила их прямое функциональное назначение, стремление создать удобные площадки для состязаний и представлений и вместительные скамьи для многотысячной массы народа. Поэтому колоннады и иные ордерные мотивы не играют в архитектуре театров и стадионов значительной роли.Иначе обстояло дело в тех общественных сооружениях, которые создавали особую идейно-художественную среду в религиозно-политическом (акрополь) и государственно-хозяйственном (агора) центрах города. Здесь и оказывается необходимой ордерная архитектура, художественно выражающая общественные представления. Агора в Афинах украшается храмами и длинными портиками-стоями с открытыми колоннадами (храм Ареса, храм Гефестейон, стоя Зевса, стоя Пойкиле - все в V в. до н.э.; во II в. до н.э. здесь сооружаются средние и южная стои). От площади агоры, окаймленной стоями, шла на холм Акрополя дорога священных процессий, по которой раз в год в день праздника в честь Афины поднималась вверх многолюдная процессия. Главные события празднеств происходили на Акрополе. Он и венчал собой ансамбль города и был подлинным центром общественной жизни всей страны...

Храм Артемиды в Эфесе (в настоящее время г. Сельчук в Измире в Турции). Считался одним из семи чудес света. Был сооружён в середине 4 в. до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., несколько раз подвергался восстановлению и перестройкам.

Периоды в древнегреческой архитектуре

Архаичный период

В древнегреческой архитектуре различают архаичный период (7 в. до н.э. - 590 гг. до н.э.) В этот период народы, населяющие территорию Древней Греции, создавали сооружения, принципы конструкции которых легли в основу более поздних построек. Образцы древнегреческой архитектуры архаичного периода, в основном, сохранились на Апеннинском полуострове, в Сицилии, в Пестуме, Селинунте, Агригенте, Сиракузах. Композиция архитектурных ансамблей архаики создавалась постройками, расположенными в ряд.

Памятниками архаичной древнегреческой архитектуры были храмы Геры ("Базилика") в Пестуме, Афины ("Деметры"). Храм Геры ("Базилика") создан из туфа, его особенность заключается в нечетном количестве массивных колонн на торце. Сами колонны утолщаются книзу, создавая ощущение «одутловатости». Массивность строения сочетается с декоративной каменной резьбой.

Храм Геры в Пестуме. Середина 6 в. до н.э.

Колонны храма Геры в Пестуме.

Ранне-классический период

Следующий этап в развитии древнегреческой архитектуры - ранне - классический (590гг. до н.э. - 470 до н.э.). В этот период древнегреческая архитектура обогатилась египетскими и азиатскими элементами, которые вписывались в философию и религиозные воззрения общества. Сооружения стали менее вытянутыми, пропорции - более соразмерными и менее тяжеловесными. В тот период при установке колоннады начали придерживаться соотношения количества колонн торцового и бокового фасадов 6:13 или 8:17.

Образцом древнегреческой архитектуры переходного периода между поздней архаикой и ранней классикой является храм Афины Афайи на острове Эгине (около 490 г. до н.э.) Он имел небольшие габариты, соотношение колонн - 6:12. Храм создан из известняка, его стены покрывали росписи, фронтоны украшали мраморные скульптуры (сейчас они хранятся в Мюнхенской глиптотеке - Münchener Glyptothek).

К переходному периоду в древнегреческой архитектуре относится и храм в Селинунте в Сицилии. Он все еще был вытянут в длину, имел соотношение колонн 6:15. Сами колонны производили впечатление массивных и грузных. Типичным сооружением древнегреческой архитектуры ранней классики являются храм Посейдона в Пестуме и храм Зевса в Олимпии (конец 5 в. до н.э.). Он установлен на трехступенчатом основании. Имеет невысокий стилобат (верхняя часть стереобата - ступенчатого цоколя, на котором возводилась колоннада), низкие широкие ступени, соотношение массивных колонн с утолщением в нижней трети 6:14. Храм был построен с учетом особенностей зрительного восприятия. Издали он выглядит приземистым. По мере приближения к сооружению растет ощущение его мощи и величия. Такой прием расчета на восприятие объекта по мере удаления или приближения характерен для зодчества периода ранней классики в древнегреческой архитектуре.

Храм Посейдона в Пестуме.

Храм Зевса в Олимпии (468 и 456 гг. до н.э.) - произведение архитектора Либона, был самым крупным храмом Пелопоннеса (южная часть Балканского полуострова). Храм был построен из ракушечника. Соотношение колонн 6:13. На фронтонах были изображены состязание на колесницах Пелопса и Эномая, битва греков с кентаврами, на элементах фриза - подвиги Геракла.

Развалины храма Зевса в Олимпии.

Классический период

Классический период древнегреческой архитектуры (470 до н. э. — 338 до н. э.). В этот период продолжилось совершенствование стиля. Вместо песчаника использовался мрамор. Строения становились более легкими и изящными. Примером сооружений классического этапа являются храм Тесея в Афинах, храм в Иллисе (не сохранился) и храм Аптерос на входе в некрополь Афин.

Эллинский период

Период эллинизма (338 до н. э. — 180 до н. э.) в древнегреческой архитектуре развивался под влиянием мотивов Востока. Образец - храм Крылатой Афины в Тегее, храм Зевса в городе Немея. Множество строений с богатым декором было возведено в Малой Азии, например, монумент царю Мавсолу, храм Афины в городе Приена, храм Феба Дидимского в городе Милеет.

Руины храма Крылатой Афины в Теге.

Виды храмов в древнегреческой архитектуре

Анты (antae) — выступы продольных стен здания с двух сторон от входа, служащие опорой для карниза.

Самым ранним видом храма был дистиль («храм в антах»). В плане храма — прямоугольное или квадратное помещение - цела, передний фасад с входом, напоминающий лоджию с боковыми стенами (антами). Между антами на переднем торце стояли две колонны (отсюда название: «дистиль», что значит - «двуколонный»).

Схема храма в антах.

Храм в антах - Сокровищница афинян. Афины. конец 6 - начало 5 в. до н.э.

Храм простильный с одним портиком и колонами на одном торце (колонны заменяют анты).

Простильный храм с пристройкой.

Храм амфипростильный с двумя портиками с колоннами на двух торцах.

Храм Ники Аптерос с двумя портиками в Акрополе. Афины. 449 - 420 до н.э. Архитектор Калликрат.

Храм периптерический - в его основе амфипростильное или простильное сооружение, которое стоит на высоком фундаменте и имеет колоннаду по всему периметру. Примером может служить Парфенон.

Парфенон. 447 - 438 до н.э. Зодчие Иктин и Калликрат.

Храм диптерический имеет двойной ряд колоннады по периметру. Пример диптерического сооружения древнегреческой архитектуры - Храм Артемиды в Эфесе в 550 г. до н.э.

Храм Артемиды в Эфесе.

Храм псевдопериптерический - вместо колонн периметр здания украшали полуколонны, которые выступали на половину диаметра колонн из стен. Храм псевдодиптерический, у которого за наружным рядом колонн вдоль периметра стояли полуколонны, выступающие из стен. Древнегреческие колонны В древнегреческой архитектуре важную роль играла колонна, она служила определяющим модулем - в соответствии с ее размерами создавались все пропорции сооружения и его декор. Существует несколько типов колонн. Дорические колонны имели соотношение диаметра и высоты колонны приблизительно 6:1. Колонна наверху тоньше, чем внизу. Ниже середины колонна имела утолщение. Часто дорические древнегреческие колонны покрывались вертикальными желобками - каннелюрами, обычно их было 16-20. Колонны ставили прямо на пол сооружения или устанавливали на прямоугольный постамент.

Рисунок капители дорической колонны с каннелюрами.

Волюты - завитки на капители со стороны фасада. По боковым сторонам капители волюты соединяются между собой валами - балюстрами, напоминающими свиток. Волюты окантованы выпуклыми ободками, закручивающимися в виде спирали, сходящейся в центре в «глаз» - небольшую полусферу.

Древнегреческие колонны ионические изящнее дорических, их ставили на стилобат - широкое четырехугольное подножие, внизу у колонн база из валов, разделенных желобками. Ионическая колонна покрыта большим количеством глубоких каннелюр (24 и больше). Капитель колонны выполнена в виде двух противоположно расположенных волют.

Ионическая колонна.

Древнегреческая колонна коринфская отличалась особенной пышностью. Капитель коринфской колонны представляет собой корзину, окружённую двумя рядами акантовых листьев; наклонно стоящие четыре волюты. Архитекторы Римской империи и зодчие Ренессанса коринфскую колонну сделали образцом для подражания.

Капитель коринфского ордера.

Разнообразие сооружений древнегреческой архитектуры объединено общим конструктивным подходом к строительству, системой пропорций и элементами, дающими возможность определить этот стиль с первого взгляда.

Храмы

О греческой архитектуре дают представление храмы, которые служили в Греции исключительно для религиозных целей.

Прототип греческого храма - мегарон. Храм был домом бога. Деревянные храмы не сохранились, но о них можно судить по более поздним каменным храмам. Тесно поставленные колонны поддерживают горизонтальные балки (архитравы) и остроконечные крыши. Архитрав, фриз и карниз образуют антаблемент, украшенный резными деталями, изображающими торцы деревянных балок со шляпками из бронзовых гвоздей, какие использовались для соединения элементов в деревянных храмах.

Конструкция храмов была простой, зодчие следовали определенной типологии. Внутреннее пространство храма, целла, было обиталищем богов (обычно это одно или два помещения). Храм часто окружен колоннадой (обычно шесть или восемь колонн в передней и задней части храма и дополнительные ряды колонн с боковых сторон). Эту совершенную в своей простоте конструкцию возводили с помощью хитроумных приемов.

Одной из особенностей греческой архитектуры является использование ордера, определенной тектонической системы, применявшейся в классической архитектуре. В самом древнем дорическом ордере колонны с простой капителью, состоящей из круглого эхина и квадратной плиты абаки, не имеют базы и ставятся на трехступенчатое основание (стилобат).

Обычно снизу на 1/3 высоты ствол колонны имеет утолщение (энтазис). Антаблемент, опоясывающий верхнюю часть храма, состоит из трех элементов: плоского архитрава, фриза, который членится на триглифы, по форме напоминающие торцы деревянных балок, и гладкие или рельефные метопы; и, наконец, нависающего над нижними частями здания карниза.

Все части имеют определенные размеры, которые рассчитываются исходя из модуля - диаметра колонны. В ранних дорических храмах (ок. 550 г. до н.э.) таких, как храм в Пестуме, высота колонны не превышала четыре с половиной диаметра. Со временем пропорции менялись. Высота колонн Парфенона составляет уже восемь диаметров.

На развалинах храмов обнаружены следы краски. Полихромия (использование нескольких цветов) придавала этим зданиям вид, совсем отличный от того, какой мы рисуем в своем воображении.

Вслед за дорическим появились еще два ордера. Для ионического ордера характерны более тонкие и изящные колонны с базой. Отличительной особенностью ионической капители являются спиралевидные завитки - волюты. Небольшой храм Эрехтейон и храм Афины-Ники на афинском Акрополе - типичные примеры этого архитектурного стиля, элементы которого прослеживаются в дорическом храме Аполлона в Бассах. По сравнению со строгим дорическим ордером, ионический ордер кажется более «женственным». Третий ордер, коринфский, появился значительно позднее. Это самый пышный из трех ордеров, для него характерны небольшие волюты по углам капители, нижняя часть которой украшена резными листьями аканта. Коринфский ордер широко использовался в Риме, он также весьма популярен в архитектуре классицизма и неоклассицизма.

Светские постройки

Что касается светских построек, то представление о них дают памятники минойской архитектуры на о. Крит. Дворец Миноса предстал перед глазами исследователей ог-ромным лабиринтом. Вокруг парадного двора были бессистем-но (или же подчиняясь системе, которую мы не в состоянии уловить) расположены разнообразные по форме и размеру двух-, трехэтажные постройки. Оконные проемы в помеще-ниях отсутствовали, свет проникал сквозь специальные ко-лодцы, проходившие через все этажи и создававшие различную степень освещенности залов. Колонны Кносского двор-ца являли собой воплощение тектоники, расширяясь не к низу, а к верху. Стены были покрыты бесчисленными фресками и полосами орнамента, чаще всего в виде волны или спиралевидных завитков напоминающих о близости моря и веч-ном движении волн. Фигуры людей изображены условно: например, голова и ноги в боковой проекции, а туловище - фронтально.

Нельзя не упомянуть также о греческом театре. Греческий театр с рядами мест для зрителей, полукругом спускающихся к круглой орхестре (сцене), не имел крыши.

В центре любого греческого города находилась открытая площадь, агора, где торговали и проводили собрания. В крытой галерее-портике стое на краю агоры размещались магазины, склады и конторы. На примере практически заново отстроенной стои Аттала на афинской агоре (ок. 150 г. до н.э.) мы можем представить себе, как выглядели подобные сооружения.

Как на острове Крит, так и в материковой Греции, начиная уже с III тысячелетия до н. э., дома простых людей строились из сырцового (высушенного на солнце) кирпича, часто на каменном фундаменте. В наиболее крупных жилищах комнаты группировались вокруг мегарона - большого прямоугольного дворика.

В городах дома строились вдоль улиц, наружная стена была глухой, имелся лишь неприметный вход. Стены домов покрывали штукатуркой. Пол был обмазан гипсом или вымощен гипсовыми плитами. . Разделенный на правильные квадраты пол украшали орнаментальные мотивы с изображениями осьминогов и рыб. Во многих комнатах вдоль стен шли скамьи, сделанные из одного с основной постройкой материала и так же оштукатуренные. Для хранения припасов в стенах устраивались довольно глубокие ниши. Ванные комнаты присутствовали только во дворцах. Терракотовые ванны, напоминающие по форме современные, были украшены росписью и вмурованы в своеоб-разный глиняный постамент.

Наивысшего расцвета греческая архитектура достигла в афинский - классический - период. Простота и ясность форм и планов, рождающая ощущение гармонии и достигшая совер-шенства в знаменитом Парфеноне. Понятие «классический» подразумевало глубокую цель-ность архитектурного сооружения, не позволяющую что-либо добавлять или убирать, не разрушив целостности произведе-ния. В этом причина неприятия греками роскоши. Греческие дома выглядели довольно аскетично. Естественная простота их отделки, минимум мебели: все это весьма созвучно совре-менным минималистским интерьерам.

План более позднего греческого дома формировался вок-руг внутреннего перистильного дворика, через который ос-вещались все остальные помещения. Он же служил основ-ным местом встреч и трапез. Со всех сторон дворик окружался галереей с колоннами. Стены сперва белили известью, а позже стали расписывать. Они были окрашены темперой, из-любленный цвет - красный. Часто стена имела цокольный пояс белого или желтого цвета высотой около метра Во внут-реннем дворике они обычно украшались коврами и вышитыми тканями.

Полы первого этажа оставались глинобитными. Так же, как стены, полы иногда делались расписными, а в самых бо-гатых домах их выкладывали мозаикой. Наиболее распростра-ненный узор - круг, вписанный в квадрат. На втором этаже чаще располагались помещения для женщин. Полы здесь были глинобитными или деревянными.

Грекам хорошо была известна слоновая кость. Этот ценный материал применялся для украшения мебели и других предметов домашней утвари: ларцов, шкатулок и т. д.

Мебель

Мебель в Греции делали из дерева, бронзы и мрамора. Наиболее раз-нообразна была мебель для сидения. Из Египта «приходит» складной табурет на Х-образной опоре. У греков-столяров наконец-то появляется в обиходе рубанок и токар-ный станок, что тут же отразилось на качестве деревообра-ботки. Греки, судя по всему, освоили и гнутье древесины с по-мощью пара - способ, «переоткрытый» европейцами вновь только в XIX в. Наиболее часто встречающейся формой античной мебели этого времени был табурет с четырьмя круглыми точеными ножками, утоняющимися книзу. Он назывался «дифрос». Его ножки делались или вертикальными или же слегка рас-ходящимися книзу и были гладкими. Различают два основных направления в изготовлении табуретов. Первый тип практически совпадает с табуретом, на котором мы сидим до сих пор. Его легко переносили с места на место, в доме ему не отводилось какого-то определённого места, и он немного весил. С развитием культуры ножки табурета стали вытачивать в виде «львиных» - эта тенденция также жива по сей день.

Для пущего комфорта на такие табуреты было принято класть подушки. Второй тип более всего подходит под сегодняшнее определение маленького столика. Он использовался в тех же целях, но был менее мобильным, то есть обычно стоял в одном месте и мог использоваться не только как сиденье, но и как стол. Постепенно на таких табуретах стали вырезаться различные орнаменты и даже сценки. В особых случаях табуреты изготовлялись из камня и таким образом сохранились до настоящего времени. Существовал и третий тип, хотя прямо отнести его к табуретам вряд ли уместно. Они тоже сохранились до нашего времени, причём под своим древним названием - это троны. Троны предназначались исключительно для персон, наделённых властью, всегда очень богато украшались, уже не только резьбой, но даже драгоценными камнями.

Апогеем греческого мебельного искусства является «клисмос» - легкий изящный стул с серповидными ножка-ми задние из которых держали спинку. Металлические ско-бы или деревянные накладки скрепляли отдельные части та-кого стула. Диванчик с двумя спинками по бокам по своей конструкции является как бы переходом к кровати - «клинэ», состоявшей из неглубокого ящика на вертикальных стойках-ножках. Есть, читать и писать они предпочитали в полу-лежачем состоянии на специальных ложах (клинэ), которые покрывали яркими пушистыми тканями с изысканными узо-рами. Мягкие спинка и подлокотники были изобретены именно в Греции. Их изготовляли как из материи, так и из кожи.

Соот-ветственно, столы были низкими, так как предназначались только для расстановки различной снеди. По большей части они делались переносными. После трапезы столик задвигался под кровать, имевшую довольно высокие ножки, пример-ено в один метр. Комодов или платяных шкафов греки не знали, поэтому наиболее употребительным и важнейшим типом домашней ме-бели был ларь, особого вида ящик для хранения разных ве-щей. Стенки таких ларей покрыты росписью разных цветов. По яркому синему фону изображаются меандры, пальметты и другие мо-тивы греческого орнамента. Кроме ларей, в обиходе древних греков были также «писты» - большие, цилиндрической формы банки, делавшиеся из бронзы. Из бронзы же делались курительницы - «трилигатерии», канделябры и треножники. Большинство мебели было цветной.

Текстиль в оформлении интерьера

На кресла и ложа было принято стелить ткань. Вообще, тка-ни играли в античном интерьере не менее важную роль, чем те-перь. Греки использовали покрывала для мебели и настенные дра-пировки. При помощи однотонных занавесей осуществлялось зонирование помещений (двери, как таковые, были большой редкостью). Узорчатые ткани могли висеть вдоль стен свободно или в складку. Иногда их вешали в не-сколько слетев, каждый из которых имел свой цвет. Для драпировок в древней Греции применяли шерсть и сукно, обычно ярких цветов, предпочтение отдавалось зелено-му, шафрановому, золотому и оттенкам фиолетового.

Узоры на тканях были обычно вытканы, но присутствова-ла и вышивка. Мотивы орнамента имели природное проис-хождение и перекликались с теми, что украшали капители, карнизы и вазы: листья аканфа, меандр, пальметты. Это со-здавало целостность всего предметного наполнения (или, го-воря современным языком, дизайна) античного дома.

Орнамент

Для орнамента, кроме растительных мотивов, наиболее характерен широко всем из-вестный меандр: ряд линий, ломанных пол прямым углом, непересекающихся или пересекающихся линий.

Орнаментика всегда была для греков чисто декоративной и не имела такого символического культового значения, как у тех же египтян. Частым декоративным элементом в оформлении интерьеров являлись ионики и пояски с дентикулами.

Керамика

Высокого расцвета в Греции достигла керамика. Вазы были разнообразны по форме и покрывались художественной рос-писью, использовались для хранения вина и масла, благово-ний, воды. Роспись ваз выполнялась в сложной технике в виде орнаментов, мифологических сюжетов, бытовых сцен. Вазы делались из серебра, украшались рельефными изображениями.