Поминание новопреставленного на 40 день. Какие мытарства проходит душа после смерти

После его смерти. Многие религии утверждают, что дух вечен и незрим. В христианстве важными датами являются 3 день, 9 день, 40 день после смерти. Они несут в себе определенное сакральное значение.

После оставления тела душа 40 дней после смерти ещё тесно связана с миром живых. Часто случается, что даже после похорон умершего в доме ощущается чье-то незримое присутствие. С этим также связан обычай прикрывать зеркала, так как отсутствие собственного отражения сильно действует на душу. Некоторые поверья утверждают, что она может даже заблудиться в них. Поэтому в период 40 дней после смерти зеркала в доме покойного должны быть завешены. В христианстве данный обычай считается суеверием.

Согласно православию, душа умершего человека три первых дня пользуется практически полной свободой. Она сохраняет знания из своей земной жизни, а также многие чувства: привязанности, страхи, надежды, чувство стыда и стремление окончить незавершенные дела. В это время душа по собственному желанию может находиться там, где ей хочется.

Принято считать, что первые три дня дух находится рядом с телом или близкими людьми, либо в местах, которые были дороги и важны для человека при жизни. Именно поэтому не следует устраивать очень больших истерик и лить много слез. Ведь душа ещё не привыкла к своему новому плану существования, а дополнительный психологический груз от безутешных родственников только усугубит её состояние. По истечении этого срока дух утрачивает свободу и забирается ангелами на высшие планы бытия. Поэтому на 3 день необходимо провести панихиду.

Далее душе показывается то, что принято считать раем, чтобы она получила представление о нем. Она также встречается с Богом и с душами святых и праведников. Здесь у духа начинаются первые терзания из-за страха не попасть на высшие планы бытия. Данное путешествие длится шесть дней. Поэтому на девятый день также заказывают панихиду и проводят поминки.

Дальше начинаются мытарства. Они представляют собой испытания и препятствия, в которых от самого духа ничего уже не зависит. В период 40 дней после смерти определяется, в аду или в раю будет находиться душа человека до наступления Страшного Суда, где будет приниматься окончательное решение о её судьбе.

Во время мытарств измеряется соотношение положительных и отрицательных поступков, слов и даже мыслей за время земного существования. После своей смерти человек уже не в состоянии повлиять на них. Мытарства по своей сути являются судебными прениями между ангелами и бесами, выступающими, соответственно, адвокатами и обвинителями человека.

Период 40 дней после смерти важен ещё тем, что после прохождения мытарств душа опускается на нижние планы бытия, или в ад. Там ей показываются разнообразные ужасы и мучения грешников. По окончании сорокадневного периода дух снова предстает перед Богом, который решает его судьбу до Страшного Суда. Поэтому, по истечении 40 дней после смерти поминки и панихида также проводятся, как и после трех и девяти дней. Сороковой день воспринимается христианством и другими религиями как ключевой рубеж для души, после которого она окончательно утрачивает связь с миром живых.

После смерти человека настает время предания его останков земле. Там им предстоит покоиться до общего воскресения. Однако на этом забота и любовь Церкви к своим чадам не заканчивается. В определенные дни священнослужители молятся об умерших и приносят жертву об их упокоении. Особыми днями для поминания считаются 3, 9 и 40-й дни после смерти. Что собой представляет поминание усопших в 40 дней, как правильно поминать усопших? Эта процедура должна согласовываться с церковными учениями.

Как правильно поминать усопших в 40 дней

Сороковой день после смерти человека считается самой ответственной датой, поскольку именно тогда, согласно канонам, душа покидает землю и получает вердикт о ее дальнейшем местонахождении. Она уже не способна изменить ситуацию, а вот родные в силах помочь.

В этот день следует усердно молиться, чтобы попросить Господа проявить милосердие и принять справедливое решение. Для спасения души родственникам стоит на некоторое время отказаться от какого-то из грехов. Что это значит? На какое-то время следует перестать смотреть телевизор, слушать музыку, курить либо выпивать. Покойному такой отказ принесет пользу и утешение.

Незыблемые традиции

Немаловажной традицией считается совершение поминок, при этом важно проводить их правильно. На поминках должны присутствовать верующие люди. Как правило, 40 дней отмечают обедом с простой постной кухней без приготовления изысканных блюд. Обязательным блюдом поминального стола является кутья как символ перерождения души. Прежде чем пробовать яства на столе, люди обязательно едят хотя бы ложку кутьи.

Ни в коем случае поминки не должны стать радостным поводом для встречи с родственниками и друзьями. Веселье здесь недопустимо. На сороковой день непременно отправляются на кладбище, чтобы принести покойному цветы и свечу. Возложение цветов на могилу считается знаком уважения и огромной любви, а также символизирует тяжесть утраты.

В течение всех сорока дней по усопшему держат траур (простая темная одежда и сдержанное поведение). Подготовка к организации поминок должна основываться на заботе о покойном и его потребностях, а не на выборе меню и цветов.

По традиции православия на 40-й день после смерти человека можно раздать его вещи нуждающимся с просьбой помолиться за его душу. Вещи, которые не остаются у родных в знак памяти, следует отнести в церковь.

Об усопшем заказывают церковную панихиду, состоящую из молитв. Все молящиеся просят Божьего милосердия и отпущения грехов душе покойного. Во время панихиды все собравшиеся должны стоять с зажженными свечами. Свечи — знак того, что люди верят в светлую жизнь после смерти. По окончании панихиды их тушат. Это символизирует внезапное прекращение земного существования.

После его смерти. Многие религии утверждают, что дух вечен и незрим. В христианстве важными датами являются 3 день, 9 день, 40 день после смерти. Они несут в себе определенное сакральное значение.

После оставления тела душа 40 дней после смерти ещё тесно связана с миром живых. Часто случается, что даже после похорон умершего в доме ощущается чье-то незримое присутствие. С этим также связан обычай прикрывать зеркала, так как отсутствие собственного отражения сильно действует на душу. Некоторые поверья утверждают, что она может даже заблудиться в них. Поэтому в период 40 дней после смерти зеркала в доме покойного должны быть завешены. В христианстве данный обычай считается суеверием.

Согласно православию, душа умершего человека три первых дня пользуется практически полной свободой. Она сохраняет знания из своей земной жизни, а также многие чувства: привязанности, страхи, надежды, чувство стыда и стремление окончить незавершенные дела. В это время душа по собственному желанию может находиться там, где ей хочется.

Принято считать, что первые три дня дух находится рядом с телом или близкими людьми, либо в местах, которые были дороги и важны для человека при жизни. Именно поэтому не следует устраивать очень больших истерик и лить много слез. Ведь душа ещё не привыкла к своему новому плану существования, а дополнительный психологический груз от безутешных родственников только усугубит её состояние. По истечении этого срока дух утрачивает свободу и забирается ангелами на высшие планы бытия. Поэтому на 3 день необходимо провести панихиду.

Далее душе показывается то, что принято считать раем, чтобы она получила представление о нем. Она также встречается с Богом и с душами святых и праведников. Здесь у духа начинаются первые терзания из-за страха не попасть на высшие планы бытия. Данное путешествие длится шесть дней. Поэтому на девятый день также заказывают панихиду и проводят поминки.

Дальше начинаются мытарства. Они представляют собой испытания и препятствия, в которых от самого духа ничего уже не зависит. В период 40 дней после смерти определяется, в аду или в раю будет находиться душа человека до наступления Страшного Суда, где будет приниматься окончательное решение о её судьбе.

Во время мытарств измеряется соотношение положительных и отрицательных поступков, слов и даже мыслей за время земного существования. После своей смерти человек уже не в состоянии повлиять на них. Мытарства по своей сути являются судебными прениями между ангелами и бесами, выступающими, соответственно, адвокатами и обвинителями человека.

Период 40 дней после смерти важен ещё тем, что после прохождения мытарств душа опускается на нижние планы бытия, или в ад. Там ей показываются разнообразные ужасы и мучения грешников. По окончании сорокадневного периода дух снова предстает перед Богом, который решает его судьбу до Страшного Суда. Поэтому, по истечении 40 дней после смерти поминки и панихида также проводятся, как и после трех и девяти дней. Сороковой день воспринимается христианством и другими религиями как ключевой рубеж для души, после которого она окончательно утрачивает связь с миром живых.

Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую своё начало чуть ли не во временах древнеславянских тризн, можно условно разделить на четыре вида:

  1. поминки на третий день по смерти (т.н. «третины»).
  2. на девятый день (девятины).
  3. на сороковой.
  4. на годовщину и ежегодные поминки в день кончины человека.

Все эти поминки принято относить к «частным», посвященным конкретным людям – в отличие от календарных, посвящённых всем умершим. По своей сути они представляют собой продолжение обряда похорон и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мёртвых. Христианство не только восприняло эту точку зрения, но и адаптировало её к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения сакральным смыслом. С этой позиции наиболее важным в её традиции являются поминки на сороковой день.

Сороковины и их значение в культуре

Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.

Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.


Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:

  1. день вознесения Иисуса Христа.
  2. день третьего преставления души перед Богом, который наконец определяет её загробную участь и место, где она будет пребывать до Страшного Суда.
  3. последний день оплакивания праотца Иакова и пророка Моисея.
  4. последний день поста, по истечении которого Моисей получил от Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
  5. день, когда пророк Илия достиг горы Хорив (Синай).

Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.

Порядок поминовения

Народные традиции поминовения усопшего на сороковины, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько сплелись с церковными, что практически невозможно отделить их друг от друга. Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют церковными те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими. Возможно, в этом проявился адаптационный момент христианства к языческому сознанию, когда священники в тех или иных местностях были вынуждены на многие обычаи закрывать глаза, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию. Общепринятым для всех областей явлением было ставить на окно возле красного угла или на стол «помин» для покойного и предков, которые в этот день могли наведаться его помянуть. Помин представлял собой хлеб или блин и стакан с водой (со временем изощрённо превратившийся в стакан с водкой), которую ежедневно меняли, выливая старую за окно. На Смоленщине к этому помину прилагалась незажжённая свеча.

Помимо этого, во многих областях придерживались таких обычаев:

  1. стелить постель покойному на той лавке/кровати, где он спал. После сороковин её относили в церковь или раздавали нищим. Кроме того, снимался запрет живым ложиться на это место или ещё каким-либо образом его занимать.
  2. вешать у окна в доме или на улице полотенце, чтобы душа могла утереться. После сороковин с ним делали то же самое, что и с постелью.
  3. вешать снаружи еловую лапу, чтобы покойник мог узнать свой дом, а идущие мимо чтобы его помянули, и полотенце/ленту/шнурок, которым на похоронах перевязывали руки и ноги умершего человека. После поминок их относили на погост или сжигали.
  4. посещать кладбище и устраивать поминки прямо там, приглашая тех, кто в день похорон рыл могилу (Смоленщина).

В канун сороковин в некоторых местностях было принято:

  1. топить баню (на Заонежье), а также идти на кладбище, снимать венки с могилы и сжигать их, тем самым символизируя последний день горя по умершему. С ним же было связано особо истовое причитание во время поминок на сороковой день.
  2. высыпать пшено, где все сорок дней стояла свеча, на могилу или за задние ворота «для птичек» вместе с чтением молитвы, стоя лицом в сторону заката (Владимирщина).
  3. устраивать ночные бдения с чтением молитв и духовных стихов и поминальный ужин, который потом превращался в поминки на кладбище и в поминальную трапезу дома (Смоленщина).
  4. печь печенье в виде «лестницы» с семью ступеньками-перемычками, по которым душа поднимается в небо, и после обеда идти на кладбище, провожая душу (некоторые южнорусские области).
  5. угощать возле ворот киселём и сытою (разведённым водой мёдом) всех жителей деревни (Рязанщина).
  6. трижды поклонившись, есть и раздавать на перекрёстках драчены, блины, канун (северо-западные области, возможно, Рязанщина).
  7. открывать ворота и кланяться с причитаниями на все стороны света, начиная с востока (Тамбовщина).

Кроме того, как мы уже упоминали, снимались многие запреты траура, который было принято соблюдать вплоть до сорокового дня (собственно, и сам траур по большому счёту считался завершённым). Например, после сороковин разрешалось:

  1. трогать и оформлять могилу.
  2. оставлять дом пустым и запирать его.
  3. трогать одежду умершего.
  4. гасить свет (в некоторых местностях).
  5. ложиться/на кровать/лавку, которую при жизни занимал покойный (и уж тем более спать на ней).
  6. убирать траурные украшения из дома, снимать занавеси с зеркал и отражающих предметов.
  7. раздавать или даже сжигать одежду умершего.

Официальная церковь, конечно же, неодобрительно относилась к таким обычаям, считая их пережитками язычества и указывая на то, что единственное, чем нужно заниматься на сороковой день помимо поминок – это молитвами, чтобы загладить с их помощью грехи покойного и облегчить его загробную участь. Однако она же не запрещала эти проявления скорби, предпочитая разъяснять своим прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особенно указывалось на:

  1. скромность и сдержанность в приготовлении и оформлении поминальной трапезы.
  2. недопущение спиртного.
  3. нежелательность поедания поминального обеда на кладбище.
  4. избегание по возможности излишней скорби по покойному, в особенности – её внешних проявлений.

Подобная позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что с ней (особенно с её последним пунктом) согласны многие экстрасенсы. По их мнению, покойному бывает очень неуютно, когда родственники слишком сильно их оплакивают. Иногда покойник даже может приходить к ним во сне с просьбой «отпустить его» и не скорбеть по нему так сильно, потому что ему «мокро лежать». Можно по-разному относиться к мнению экстрасенсов, однако в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод для того, чтобы задуматься о допустимой для живых степени горя по ушедшему.

Меню сороковин

Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

  1. кутья с мёдом – каша из зёрен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены на рис. При её приготовлении допускается использовать также мак, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда – черёмуха. Кутья на поминальном столе – это символ воскресения и круговорота жизни, и поедая её, человек как бы приобщается этого круговорота и становится его частью. Каждый её элемент не только символизирует что-то своё, но и является чем-то вроде пожелания достатка, сладости, удовольствия и высокого урожая. Разрешается готовить как богатую кутью, включающую в себя все вышеперечисленные компоненты, так и бедную. Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но вместе с тем и отличаются в зависимости от регионов.
  2. мясной бульон с фрикадельками, суп-лапша или борщ – опять-таки, в зависимости от местности проживания.
  3. сдобные (или постные) блины. Принципиальная разница между ними в том, что постные блины делаются не на молоке, а на воде.
  4. картошка с мясом, обычно тушеная или в виде пюре, подающаяся как гарнир. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей.
  5. котлеты или курица.
  6. какое-нибудь рыбное блюдо, обычно – жареная рыба.
  7. компот из сухофруктов или кисель.

Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:

  1. пироги с рисом, грибами или творогом или пирожки с картошкой и со сметаной (в последнее время этот элемент становится регулярным).
  2. нарезанный сыр или колбаса (за исключением поста, когда эти продукты под запретом).
  3. один-два салата из свежих овощей.
  4. любимое блюдо покойного. Однако если оно слишком сложно в приготовлении или экзотическое – например, фуа-гра под белым вином, – то лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь вполне с ней в этом согласна.
  5. винегрет.
  6. оливье.
  7. различные закуски и салаты.
  8. различные соленья.

Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.

Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.

Некоторые рецепты поминального стола

Конечно, каждой хозяйке хочется разнообразить строгую поминальную трапезу чем-нибудь особенным, чтобы, с одной стороны, угодить душе покойного (особенно если он при жизни любил вкусно поесть), а с другой стороны – угодить родственникам и приглашённым на поминки гостям. Однако вовсе необязательно превращать поминальный обед в застолье наподобие той же древнеславянской тризны, вкладывая в него чуть ли не все свои сбережения. Вполне достаточным будет прибавить к блюдам из обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами приготовления некоторых, которые наверняка разнообразят ваш стол.

О том, как готовить ту же картошку пюре с мясом или салат оливье, нет нужды много распространяться. А вот, например, рецепт приготовления такой закуски, как рулеты из ветчины:

  1. тонко нарезать 300 гр. ветчины (в том случае, если вы её приобрели в целом виде).
  2. приготовить начинку: отварить вкрутую 3 яйца, отделить желтки от белков и натереть их в разные миски (белки – на крупной тёрке, желтки – на мелкой); на той же крупной тёрке натереть 2 плавленых сырка или 200 гр. твёрдого сыра; вымыть, высушить и мелко порезать зелень; очистить и выдавить через чесноковыжималку 2 зубчика чеснока.
  3. соединить все компоненты начинки (кроме желтков), добавить майонез и хорошо её перемешать.
  4. разложить ветчину, выложить на край каждого ломтика по 1 ст./дес. ложке начинки и свернуть в виде рулета.
  5. каждый рулет обмакнуть в майонез и обвалять в тёртых желтках.
  6. выложить на блюдо листики салата, на них разместить рулеты и украсить зеленью.

Или – не менее простой закуски под названием «помидоры с рыбным салатом»:

  1. вымыть 5-6 помидоров, срезать у них верхушки и аккуратно вынуть мякоть с помощью чайной ложечки.
  2. отварить и натереть на крупной тёрке (или порезать) 5 яиц, смешав их с мякотью помидоров.
  3. размять вилкой содержимое 1 банки консервов в масле, заправить его майонезом и по желанию добавить немного тёртого на мелкой тёрке сыра, затем посолить, поперчить и добавить зелень.
  4. соединить и перемешать тёртые яйца и консервы.
  5. посолить помидоры внутри и заполнить их начинкой, затем выложить на тарелку и украсить зеленью, при желании – горстками тёртого сыра или зелёным горошком.

Наконец, вот рецепт уже упомянутого нами печенья «лесенки»:

  1. сделать закваску: размешать 1 пакет сухих дрожжей с 5 ст. л. сахара, добавить в смесь 300 мл. подогретого молока, 3 яйца и 50 гр. сливочного масла, затем всыпать 3 ст. л. муки, перемешать и поставить в тёплое место на 30 мин.
  2. засыпать сахаром по вкусу полкилограмма свежих или мороженых ягод (можно использовать любой сорт). При желании можно немного подержать их на медленном огне.
  3. оставшуюся муку (всего по рецепту нужно полкилограмма муки) просеять, всыпать в ёмкость, сделать посередине углубление и постепенно добавлять закваску.
  4. всё вымешать, притрусить сверху мукой, чтобы тесто не пересохло, и поставить в тёплое непродуваемое место ещё на 2-3 часа, обмяв ещё два раза в течение этого времени.
  5. когда тесто будет готово, обвалять его в муке, смешанной с ароматными приправами, затем разделить на две части. Из одной сделать лепёшку, а из второй – лесенку.
  6. выложить ягоды на лепёшку, сверху накрыть лесенкой, украсить её ягодами и изюмом, смазать желтком или молоком, оставить на 15-20 мин. и затем поместить в духовку при температуре +200 на 20 мин.

С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, очень ярко показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными представлениями. В старину его бросали с колокольни и по количеству кусков, на которые оно разлеталось, гадали о будущей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отпадало несколько кусочков, то душе был уготован рай, поскольку считалось, что покойный вёл праведный образ жизни; если же лесенка разлеталась на мелкие кусочки, то умерший был грешником и его родным предстояли долгие дни молитв для облегчения загробной участи его души.

Заключение

Без сомнения, каждому знакомы боль и горе, связанные с утратой близких ему людей. Обычно в таких ситуациях любые слова кажутся банальными и ненужными, но без них было бы намного хуже переживать подобные трагедии. Смерть человека создаёт такое странное состояние, когда хочется побыть одному и в то же время стремишься к другим близким людям, чтобы они разделили это горе. С этой точки зрения поминки по усопшему можно рассматривать не только как дань традиции, но и как некое психотерапевтическое мероприятие.

Принято считать, что поминки нужны больше живым, чем мёртвым. Отчасти это так и есть: мёртвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой же стороны, для верующих людей нет никаких сомнений в том, что их духовная помощь умершим людям в виде поминок и молитв действительно помогает их душам по смерти обрести заслуженное место в раю. Поминки – это прежде всего возможность собраться за одним столом всем его близким людям вспомнить умершего добрым словом (например, о добрых делах, сделанных им, о хороших чертах характера), помолиться за него и порадоваться за то, что его душа наконец-то обрела покой. Поэтому церковь и призывает:

  1. не превращать поминальные обеды в любой день – на девятый ли или на сороковой – в праздники живота.
  2. не вести за столом в этот день разговоры на бытовые или отвлечённые темы и не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или в ссору.
  3. вести себя скромно, степенно и сдержанно.
  4. дать возможность всем, кто хочет, произнести поминальную речь (на практике она превращается в поминальный тост).
  5. обязательно помолиться перед началом трапезы и в самом её конце. Кроме того, если покойный был крещён, вовсе не будет лишним в этот день подать в церковь записку «Об упокоении».

И наконец, перед началом обеда желательно сбрызнуть кутью святой водой.

40 дней после смерти являются особенной датой, так как именно в это время и выносится вердикт, постановляющий то место для души, где она будет находиться до Страшного Суда.

Если вы хотите, чтобы умерший попал в лучшее место, то нужно за него молиться, ведь это верный путь к тому, чтобы вердикт изменили в пользу лучшего варианта.

Но за самоубийц можно молиться только в том случае, если священник благословил вас на это. Также за самоубийц запрещено подавать какие-либо записки.

Поминки - означают поминовение. Изначально их устраивали для бедных людей, которые вкусив пищу, могли бы помолиться за усопшего. На поминовение нет смысла созывать близких, особенно неверующих, так как они ничем не принесут пользу умершему. Простое присутствие на поминках ещё не значит, что такие люди помянули.

Нужно обязательно поестить кладбище: побыть рядом с могилой и вспомнить светлые моменты из жизни, связанные с этим человеком. В это время можно обдумать, какое постоянное надгробие будет установлено - доступный мраморный памятник или .

40 дней после смерти - как поминать умерших

Лишь искренней молитвой можно помянуть человека. Именно поэтому желательно собирать на поминки людей верующих, которые помолятся за умершего. Поминки нужны для установления связи с душой погибшего, а если это не достигается, то и смысла в поминовении нет.

Хотелось бы, чтобы люди понимали, что стол во время поминок, когда наступает 40 дней после смерти , не должен блистать изысканными блюдами и соответственно напитками.
Еда должна быть максимально простой, а лучше всего постной. Еда должна побуждать вас к молитвам, именно для этого идеально сгодится простая еда.

По православным традициям на каждых поминках должно быть такое блюдо как кутья. Оно символизирует собой перерождение и счастье в будущем. Поминки начинаются с особой молитвы над кутьей, затем каждый присутствующий должен вкусить лишь по одной ложечке этого блюда. Уже упоминалось, что постная пища хорошо подойдет к столу, особенно в постное время. Лучше всего соблюдать все правила поста, таким образом, мы показываем Господу, что следим за всеми заповедями и выражаем свою великую любовь жертвами.

На поминках мы стараемся сблизиться с усопшим, делаем всё возможное, чтобы появилась некая священная связь, но алкоголь на поминках никак не позволит её обрести. Пьющий человек вредит усопшему, он только отдаляется от него. Душа пьянствующего будет разлучена с душой, которая отправляется в Лучшее место. В аду каждая душа остается в полнейшем одиночестве. Именно поэтому мы должны сделать всё, чтобы за сорок дней после смерти чаша весов склонилась в пользу Святого места.

Если поминки не выпадают на пост, то всё равно нужно избегать яства, которые создаются только для того, чтобы наесться. На поминовении главное - молитвы, а не еда, здесь важны молитвы, а не ублажение гостей.

Стол на поминках должен быть устроен из соображения следующих правил: алкоголь лучше избегать вообще, он ни к чему, постная или самая простая пища, способствующая молитвам. Больше пользы вы сможете принести, пожертвовав деньги на благотворительность, а не на организацию шикарного стола. Расставляйте приоритеты.

Ни в коем случае нельзя воспринимать поминки как сбор всех родственников, как светское мероприятие или застолье. Очень важно помнить, что самым главным действием должны стать молитвы во имя усопшего.
Если вы боитесь, что усопший не может обрести покой или же хотите утешить его на том Свете, сходите к батюшке на исповедь перед всеми молитвами. Нет ничего более приятного для умершего, чем исповедания. Исповедаться во всех грехах и продолжать молиться в храме - самое лучшее, что вы можете сделать для души усопшего.

Почему это так важно? Потому что мы приобретает гармонию, становимся близки с Господом и близкими. Благодаря этому, молитва становится такой сильной и приносит пользу и радость помершему.

Откажитесь во имя усопшего от какого-нибудь греха. Это также придаст ему покой и утешение. Даже, если вы не сможете молиться, но откажетесь хотя бы на какой-то срок от какого-то греха, то такие действия также зачтутся в качестве жертвы и послужат пользой того, ради кого всё это делается. К примеру, можно отказаться от какой-нибудь плохой привычки: бросьте курить или откажитесь от алкоголя. Всем будет от этого только лучше.

Что касается завешивания зеркал, то по сути, это довольно бесполезное действие. А вот что можно сделать, так это перестать смотреть телевизор, хотя бы на срок сорока дней. Смотрящие телевизор, очень далеки от духовной близости с умершим и, соответственно, они не смогут почтить его своими молитвами или действиями.

Все эти бездумные программы только отупляют и убивают всё духовное в человеке на очень длительный срок. Отказавшись от телевизора, мы не только станем ближе с душой человека, но и обогатим свой внутренний мир. К тому же, когда мы смотрим телевизор, то душа усопшего, наблюдая за нами, разочаровывается в нас, ведь вместо молитв мы проводим время бездумно у телевизора. Теряется весь смысл прошлых стараний, вся связь теряется. Все священные действия были напрасны, ведь мы сами же вредим той связи, которую так старательно пытались поддержать.

Не предавайтесь веселью и развлечениям в течение всех этих сорока дней. Ведь во время траура не принято развлекаться и веселиться, иначе бы это время и вовсе не звалось трауром. Веселье лишь разрывает ту тесную связь с усопшим. Во время празднования чего-либо мы напрочь забываем о своей главной обязанности, мы погружаемся в атмосферу веселья и опять же теряем хрупкую связь, которую так нелегко обрести вновь. Давайте же не будем рушить все наши старания, предаваясь примитивным развлечениям. У вас ещё будет время повеселиться и возможно уже в скором времени, вот только сорок дней после смерти - явно не это время. Постарайтесь держать себя в руках.

Как одеваться на 40 дней после смерти

Какова роль траурного одеяния? Очень важно внешне показать траур, носить соответствующую одежду, ведь она помогает держаться в строгости и соблюдать должное поведение, а также побуждать к молитвам. Однако нужно помнить, что траур выражается не только одеянием, но и состоянием души. Поэтому нужно конечно же в первую очередь позаботиться о состоянии душевном, нежели внешнем облике, так как одежда лишь является вспомогательным атрибутом для обретения того самого душевного состояния.

Всё в человеке тесно связано, состояние души зависит от положения тела и, соответственно, от облачения. Вот почему важно, чтобы ваша одежда была простой и строгой, никакой вычурности и открытости. Никакой декоративности, практичное одеяние - самое то. Возможно, каждый замечал, что когда одежда не соответствует обстановке, то вы чувствуете себя неуютно, а ещё, что одежда частично задает тон вашему настроению, именно поэтому неподобающая одежда будет отвлекать вас от самого важного дела на поминках после 40 дней после смерти - от молитв.

Забудьте об открытом наряде, он здесь совершенно ни к месту, да и к тому же, он только огорчит душу усопшего из-за проявления самого настоящего неуважения к нему. Заботясь о стиле, вы уделяете меньше внимания молитвам, тем самым вы приносите с собой негативную энергетику, которая будет только во вред усопшему, которому так требуются наши молитвы для обретения полнейшего спокойствия и умиротворения.

Поэтому собравшись на поминки, думайте прежде всего об усопшем, о том, как именно можно облегчить ему судьбу, как сделать так, чтобы он попал в лучший мир.