Error: не определено #11234. Научные открытия эпохи средневековья. Средневековые технологии, которые навсегда изменили нашу жизнь

Научные открытия эпохи средневековья. Средневековые технологии, которые навсегда изменили нашу жизнь

Развитие культуры Европы в эпоху раннего Средневековья(5-11 века).

Литература, искусство, архитектура, Романский стиль. В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал – собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, христианства. Эти традиции усваивались во время завоевания Рима «варварами». Влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни галлов, готов, саксов, ютов и других племен Европы. Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению собственно западноевропейской средневековой культуры. Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах. Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуются искусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в некоторых и позднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. На первых порах это был пра-романский стиль. В конце пра-романского периода элементы романского стиля смешивались с византийскими, с ближневосточными, особенно сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византии; с германскими, с кельтскими, с чертами стилей других северных племен. Различные комбинации этих влияний создали в Западной Европе множество локальных стилей, которые получили общее имя романского, в значении «в манере римлян». Поскольку основное количество сохранившихся принципиально важных памятников пра-романского и романского стиля являются архитектурными сооружениями: различные стили этого периода часто различаются по архитектурным школам. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи – фрески, а снаружи – ярко раскрашенные рельефы. Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь – основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Характерными образцами романской архитектуры являются собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орствале, Оксфорде, Винчестере и др. Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная духовная выразительность. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны. Архитектура V-VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне, (Италия), возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек, или декорировались ими. Во многих регионах такой стиль был продолжением раннее христианского искусства. Выдающимся достижением архитекторов романского периода была разработка зданий с каменными вольтами (арочными, поддерживающими конструкциями). Главной причиной для разработки каменных арок была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных перекрытий пра-романских зданий. Введение вольтовых конструкций привело к всеобщему использованию тяжелых стен и столбов. Важным элементом художественной культуры Средневековья было литературное творчество. Высокого развития достигает устная поэзия. Лучшими образцами ее являются произведения героического эпоса Англии и Скандинавии

Весьма важный элемент устного творчества - саги, сохранившие память народа о действительных исторических событиях («Сага о Ньяле», «Сага об Эгиле», «Сага об Эрике Рыжем» и др.). Еще одно крупное направление художественного творчества - рыцарская литература, получившая повсеместное развитие в период Классического Средневековья, в условиях феодальной раздробленности. Героем ее был воин-феодал, совершающий подвиги. Наиболее известны «Песнь о Роланде» (Франция), рыцарский стихотворный роман «Тристан и Изольда» (Германия), «Песнь о Нибелунгах» (Германия), «Песнь о моем Сиде» и «Родриго» (Испания). К западноевропейской рыцарской литературе относится и распространенная рыцарская лирическая поэзия, воспевавшая образцы верности даме сердца, ради которой рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. Поэты-певцы, прославлявшие в своих песнях рыцарскую любовь, в Германии назывались миннезингерами (певцы высокой любви), на юге Франции - трубадурами, а на севере страны - труверами.

Пра-романские художники достигли высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. В Англии важная школа иллюстрирования рукописей возникла уже в VII веке в Холи Айленде (Линдисфарн). Произведения этой школы, экспонирующиеся в Британском музее (Лондон), отличаются геометрическим переплетением узоров в заглавных буквах, рамках и ими густо покрываются целые страницы, которые называются ковровыми. Рисунки заглавных букв часто оживляются гротескными фигурами людей, птиц, чудовищ. Про-романская и романская обработка металлов - широко распространенная форма искусства - использовались, главным образом, для создания церковной утвари для религиозных ритуалов. Многие из таких произведений по сей день хранятся в сокровищницах больших кафедральных соборов за пределами Франции; французские соборы были ограблены во время Французской революции. 2. Культура классического Средневековья(12-15век).

Литература, искусство, архитектура, Готический стиль . В период с 12 по15 в., когда развиваются города и торговля, когда воины-феодалы организуются в рыцарские ордена и начинаются крестовые походы, при дворах крупных феодалов развивается более пышная и утонченная культура: рыцари обучаются музыке, стихотворному искусству; торжественно обставляются их воинские состязания - турниры. Здесь возникает новая, рыцарская или куртуазная (придворная) литература. Она связана преимущественно с обычаем поклонения рыцаря «даме сердца». Рыцарская лирика выражает любовь рыцаря к даме; рыцарский роман, вытесняющий теперь героический эпос, воспевает подвиги рыцаря уже не в защиту родины или сюзерена, а во славу дамы. Ради завоевания ее любви рыцари претерпевают в романах всевозможные, нередко фантастические приключения. Куртуазная литература, рассчитанная на вкусы класса феодалов, в значительной своей части отличается искусственностью, надуманностью. Однако в ней есть прогрессивное начало: утверждение любви, расшатывавшее церковную аскетическую идеологию. В куртуазную литературу проникают некоторые темы и образы из народной поэзии. Так, на основе народной сказки был создан поэтический роман о Изольде, по ошибке выпивших вместе любовный напиток, который связал их до самой смерти великой, непреодолимой любовью. На протяжении всего средневековья продолжается литературное творчество и в самых широких слоях эксплуатируемого народа. До нас дошли народные песни, в которых выразились протест народа, его чувства и чаяния в эпоху феодальной эксплуатации, нищеты и разорительных войн. Особенно острым боевым содержанием отличаются народные песни тех стран, где происходили большие крестьянские движения, как, например, в Англии 12-15 вв. на почве быстрого разорения крестьянства; здесь сохранилось обширное песенное наследие. Примечателен цикл народных песен-баллад, посвященных легендарному разбойнику Робин Гуду - любимому герою английского народа. В его честь в шотландских горных селениях до настоящего времени ежегодно справляется праздник с массовым гуляньем и играми. Баллады рисуют Робин Гуда вольным стрелком, живущим в лесу со своей дружиной. Он защитник бедных, гроза власть имущих - богатых феодалов, монахов. Ряд баллад повествует о его борьбе с шерифом (высшим местным властителем) города Нотингема, из рук которого он неоднократно спасает своих осужденных на смерть товарищей. Образ Робин Гуда - борца против феодалов - столь же ярко героизирован, как и образы воинов в эпосе. Робин Гуд обладает почти сказочной ловкостью стрелка, силой и отвагой. На зов его рожка послушно является на конях могучая и преданная ему дружина, во главе с его ближайшим другом джоном Маленьким. Наперекор церковной проповеди аскетизма Робин Гуд показан щедрым, весело пирующим. В этом образе обездоленное английское крестьянство выразило свою мечту о свободе и полноте жизни. На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенствования общественных отношений приходил новый стиль - готический. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков. Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения, как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура. Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический стиль обслуживал прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил развитие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полнейшей реализации. Эстетическое качество готической архитектуры зависит от ее структурного развития: ребристые своды стали характерным признаком готического стиля. Средневековые церкви имели мощные каменные своды, которые были очень тяжелыми. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Это могло привести к обрушению здания. Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и тяжелыми, чтобы держать такие своды. В начале XII века каменщики разработали ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки, расположенные диагонально, поперек и продольно. Новый свод, который был тоньше, легче и универсальнее (поскольку мог иметь много сторон), позволил решить многие архитектурные проблемы. Следовательно, толстые стены романской архитектуры могли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные проемы, и интерьеры получали беспримерное до тех пор освещение. В строительном деле поэтому произошла настоящая революция. С приходом готического свода изменилась как конструкция, форма, так и планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общий характер легкости, устремленности ввысь, стали намного более динамичными и экспрессивными. Первым из больших соборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163). В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210). Скорее холодный и всепобеждающий в своих точно сбалансированных пропорциях, Реймсский собор представляет собой момент классического покоя и безмятежности в эволюции готических соборов. Ажурные перегородки, характерная черта архитектуры поздней готики, были изобретением первого архитектора Реймсского собора. Принципиально новые решения интерьера были найдены автором собора в Бурже (начат в 1195 г.). Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию, Англию. В Италии оно было не столь сильным. Несколько отличались соборы Англии, для которых были характерны большая протяженность и своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов. Наиболее яркими образцами готического стиля Англии являются Вестминстерское аббатство в Лондоне, соборы в Солсбери и др. Переход от романского стиля к готике в Германии был более медленным, чем во Франции и Англии. Этим объясняется наличие большого количества сооружений эклектического стиля. Недостаток строительного камня, особенно в северных районах Германии, вызвал к жизни кирпичную готику, распространившуюся достаточно быстро по всей Европе. Первым кирпичным готическим храмом была церковь в Любеке (XIII в.). Средневековой цивилизации. Церковь заботилВ XIV в. возникает новая техника – пламенеющая готика, для которой было характерно украшение здания каменным кружевом, т.е. тончайшей резьбой по камню. К шедеврам пламенеющей готики можно отнести соборы в городах Амбре, Амьене, Аласоне, Конше, Корби (Франция). 3.Христианская церковь в Средневековой Европе. Средние века в Европе определялись христианской культурой. Церковь стремилась общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство. Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом или христианским миров, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь человека феодальной эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Средневековая церковь была организована на строго иерархических началах. Во главе ее стоял римский первосвященник - папа, имевший собственное государство в Средней Италии, ему были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это были крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и принадлежавшими к верхушке феодального общества. Монополизировав в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян, культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих руках огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпают ее подарками и привилегиями, стараются купить ее расположение и содействие. В то же время церковь умиротворяла общество: она стремилась сглаживать социальные конфликты, призывая к милосердию по отношению к угнетенным и обездоленным, к прекращению беззаконий, к раздаче милостыни беднякам. Бедности даже отдавался нравственный приоритет. Церковь привлекала под свою защиту множество нуждавшихся в покровительстве крестьян, предоставляет им земли для поселения, поощряет освобождение чужих рабов, попадавших при этом в зависимость от нее. В беспокойное феодальное время люди стремились под защиту монастыря. Церковь являлась крупнейшим землевладельцем феодального мира и неустанно умножала свои материальные богатства. Монастыри одними из первых переходят к товарному хозяйству, к производству для рынка, берут на хранение сокровища и деньги, предоставляют ссуды. Под покровительством церкви, соединяясь с церковными праздниками, возникают ярмарки и рынки, паломничество ко святым местам, сливаются с торговыми путешествиями.Продолжая использовать в своих целях экономическое могущество, церковь в XI-XIII вв. фактически возглавляет торговое и колонизационное движение европейцев на Восток (“крестовые походы”), организовав для их финансирования огромные денежные сборы. После прекращения “походов” эти средства стали использовать для усиления папской казны. Наивысшего могущества церковная организация достигает в XII-XIII вв., превратившись в мощную финансовую организацию с неограниченной властью над своими структурами и исключительными политическим влиянием. Стоя на консервативных позициях, церковь учила, что каждый член общества должен жить в соответствии со своим правовым и имущественным статусом и не добиваться его изменения. Идеология трех “сословий”, распространившаяся в Европе в X веке, выдвигала на первое место монахов, людей, преданных молитве и стоящих над обществом. Происходила постепенная аристократизация духовенства и монашества. Однако на ряду с официальной церковной доктриной в Средние века широко была распространена народная религиозность, выходившая далеко за рамки церкви и христианской догмы. Бог воспринимался как таинственная сила, присутствующая в священных местах, олицетворение блага и справедливости. Эта народная религиозность разделялась и основной массой священников, за исключением церковной элиты - ученых епископов и аббатов. Большое значение имела вера в посредников между Богом и людьми - ангелов и святых, в которых мирян больше привлекали не христианские добродетели, а творимые ими чудеса, воспринимаемые как доказательство их могущества и святости. Однако нельзя не отметить положительную роль церкви и христианской доктрины в становлении ась о больных, бедных, сиротах и стариках. Она контролировала образование и производство книг. Церковь, по мнению современного историка Бишока, “была больше чем патрона в средневековой культуре, она была самой средневековой культурой”. Благодаря влиянию христианства, к IX веку в средневековом обществе утвердилось принципиально новое понимание семьи и брака, знакомое нам понятие “брак” отсутствовало в позднеантичной и древнегерманской традициях, не было тогда и привычного для нас понятия ”семьи”. В эпоху раннего средневековья практиковались браки между близкими родственниками, обычным явлением были многочисленные брачные связи, которые уступали к тому же кровнородственным связям. Именно с этим положением боролась церковь: проблемы брака, как одного из христианских таинств, с VI века становятся чуть ли не главной темой многих теологических сочинений. Принципиальным достижением церкви этого периода истории следует считать создание супружеской ячейки, как нормальной формы семейной жизни, существующей до сих пор. Даже технический прогресс в средневековой Европе был связан, по мнению многих ученых, с распространением христианской доктрины и, как следствие, с изменением отношения человека к природе. Речь идет, в частности, об отказе от дохристианской системы запретов и табу, сдерживавших развитие сельского хозяйства: природа перестала быть объектом религиозного поклонения и источником страхов. Новая экономическая ситуация, сложившаяся техническим усовершенствованиям и изобретениям способствовала значительному повышению уровня жизни, весьма устойчивому на протяжении нескольких столетий феодальной эпохи.

Среди важнейших ценностей, утверждаемых культурой, находится отношение к труду. Любое общество вынуждено культивировать особое отношение к труду, в противном случае оно не могло бы существовать.

В Античной культуре, человек - это прежде всего свободный человек, гражданин, то есть человек - основатель полиса, города, а значит, человек политический. Для этого человека главное - "республика", общее дело, управление, следовательно, труд умственный, а не физический, деятельность по сбору, сохранению и распределению прибавочного продукта, а не его производству. Поэтому в античной культуре "труд" несёт в себе отрицательное определение: лат. "negotium" - беспокойство. Отсюда современный термин "негоциант" - торговец, делец. Труд воспринимался античностью как отсутствие покоя, досуга, как деятельность, приносящая "беспокойство", заботу. Этой деятельности противопоставлялась другая - "otium", что означало - "покой, досуг, отдых". Античность ценила положительное - покой, и деятельность, осуществляемую свободно, как отдых, то есть умственную деятельность. Античность ценила наиболее абстрактные, всеобщие формы умственной деятельности: философию, математику, музыку, политику. Она не ценила, или ценила, но меньше, конкретные виды умственной деятельности - например, секретарское дело, бухгалтерское, труд надсмотрщиков, приказчиков и т. п. Но не ценился и труд скульпторов, так как античность рассматривала деятельность скульптора как физический труд, схожий с трудом каменотёса.

Варварская культура, лежащая в основе Средневековья, также относилась к труду противоречиво, но это - иное противоречие, чем в Античности. В период крушения Рима, варварское общество в Европе само переживает переходный период, связанный со становлением классов и переходом к цивилизации. Для Европы характерен был особый тип классообразования - "аристократический", где верхушка родов и племён приватизирует общинное достояние. При "плутократическом" типе частная собственность утверждается за счёт накопления богатства в личном труде. Приватизация приводит к появлению излишней рабочей силы в аграрном производстве, возникновению "деклассированных" элементов. Они объединяются в "дружины" и занимаются грабежом. Поэтому утверждается своеобразное отношение к труду, для верхушки варварского общества труд - недостойное занятие для благородного и свободного. Труд унижает достоинство дружинника, это - удел "чёрной кости", "простонародья", "черни", а не "лучших людей". Иное дело - ратный труд. Он достоин всяческого воспевания и возвеличивания. На место мифологии приходит героический эпос как сознание и осознание периода военной демократии и разложения варварской культуры. Для античности - это период, воспетый Гомером в "Илиаде" и "Одиссее". Для Средневековья - это "Беовульф" (VIII в.), ирландский эпос "Изгнание сыновей Уснеха", саги "Старшая Эдда" ("Прорицание вёльвы", "Речи Высокого") и др. Но и для свободного общинника труд - второстепенное занятие, дело ленивых и малодушных. Тацит так описывает ценности германских племён: "гораздо труднее убедить их распахать поле и ждать целый год урожая, чем склонить сразиться с врагом и претерпеть раны; больше того, по их представлению, потом добывать то, что может быть приобретено кровью - леность и малодушие"

Необходимо было утвердить новые ценности для того, чтобы общество могло существовать и развиваться. И эту задачу стало решать христианство. В христианской теологии - труд необходим. Он освещается библейской историей как наказание за грехи. Труд - проклятие бога: "И будешь в поте лица своего добывать хлеб свой насущный", - свидетельствует Библия. Труд - неизбежность в этой жизни, на этой земле. За прилежный труд верующего ждёт на том свете воздаяние, спасение для жизни вечной. Уже апостол Павел утверждал: "Не трудящийся - да не ест".

Но труд - труду рознь. Поскольку Средневековье утверждает иерархию собственности, оно утверждает иерархию культуры и её ценностей. В труде также есть иерархия его различных видов. На первом месте стоит труд аграрный, а не ремесленный, промышленный.

Таким образом, Средневековье противопоставляет культуры - аграрную и индустриальную, праведную (то есть религиозную, соответствующую христианским догматам) и "неправедную", куда относится и артистическая, поэтическая деятельность.

Разделение общества на два класса - господствующий, феодалов, и зависимое население, крестьянство, - приводит к разделению культур. Первую известный историк культуры А. Я. Гуревич назвал культурой "господствующего меньшинства", вторую - "культурой безмолвствующего большинства". Соответственно, в глазах господствующего класса ценилась "своя" культура. И ценность людей определялась их статусом, а последний - владением землей.

Было бы упрощением считать, что Средневековье из-за своего консерватизма и традиционализма ничего не создало, не изобрело, не придумало. Одним из первых, кто пересмотрел взгляды на Средневековье как на перерыв в ходе истории, вызванный тысячелетием "варварства", был А. Тюрго. Он отметил, что в Средневековье на фоне упадка наук и порчи вкуса механические искусства под влиянием потребностей людей совершенствовались во всех областях: "Какая масса изобретений, не известных древним и обязанных своим появлением варварской эпохе! Ноты, векселя, бумага, оконное стекло, большие зеркальные стёкла, ветряные мельницы, часы, порох, компас, усовершенствованное мореходное искусство, упорядоченный торговый обмен и т. д. и т. п.".

Для раннего Средневековья характерно творчество монахов - писателей, поэтов, учёных.

Достижения и ценности культуры Средневековья Среди важнейших ценностей, утверждаемых культурой, находится отношение к труду. Любое общество вынуждено культивировать особое отношение к труду, в противном случае оно не могло бы существовать. В Античной культуре, человек - это прежде всего свободный человек, гражданин, то есть человек - основатель полиса, города, а значит, человек политический. Для этого человека главное - "республика", общее дело, управление, следовательно, труд умственный, а не физический, деятельность по сбору, сохранению и распределению прибавочного продукта, а не его производству.

    Поэтому в античной культуре "труд" несёт в себе отрицательное определение: лат. "negotium" - беспокойство. Отсюда современный термин "негоциант" - торговец, делец. Труд воспринимался античностью как отсутствие покоя, досуга, как деятельность, приносящая "беспокойство", заботу. Этой деятельности противопоставлялась другая - "otium", что означало - "покой, досуг, отдых". Античность ценила положительное - покой, и деятельность, осуществляемую свободно, как отдых, то есть умственную деятельность.

    Варварская культура, лежащая в основе Средневековья, также относилась к труду противоречиво, но это - иное противоречие, чем в Античности. В период крушения Рима, варварское общество в Европе само переживает переходный период, связанный со становлением классов и переходом к цивилизации. Для Европы характерен был особый тип классообразования - "аристократический", где верхушка родов и племён приватизирует общинное достояние. Труд унижает достоинство дружинника, это - удел "чёрной кости", "простонародья", "черни", а не "лучших людей". Иное дело - ратный труд. Он достоин всяческого воспевания и возвеличивания. На место мифологии приходит героический эпос как сознание и осознание периода военной демократии и разложения варварской культуры. Но и для свободного общинника труд - второстепенное занятие, дело ленивых и малодушных.

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Особое значение в становлении Возрождения имело падение Византийского государства и бежавшие в Европу византийцы, взявшие с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе, а также являвшиеся носителями античной культуры, в Византии никогда не забывавшейся. Так, под впечатлением от выступления византийского лектора Козимо Медичи основал Академию Платона во Флоренции.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновениеманьеризма и барокко.

Периоды эпохи Возрождения

1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)

2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)

3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

4. Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века

XI в.
Исследования Альхазена по физиологической оптике. На смену теории зрительных лучей древнегреческих мыслителей приходит теория зрения Альхазена, согласно которой зрительные изображения тел создаются лучами, исходящими от видимых тел. Попадая в глаз, эти лучи вызывают зрительные ощущения. Альхазену уже известна камера-обскура.

Разложение скорости брошенного тела на две составляющие – параллельную и перпендикулярную плоскости (Альхазен).

Переоткрытие арабами свойств ориентации магнитной иглы (стрелки), появление компаса (свойство магнитной иглы ориентироваться в определенном направлении было известно китайцам еще в 2700 гг. до н.э.).

1121...1122 гг.
Арабский ученый Альгацини написал трактат – «Книга о весах мудрости» – своеобразный курс средневековой физики. Он содержал таблицы удельных весов твердых и жидких тел, описание опытов по «взвешиванию» воздуха, наблюдение явления капиллярности; в нем указывалось также, что закон Архимеда применим и. для воздуха, что удельный вес воды зависит от температуры, вес тела пропорционален количеству вещества, содержащегося в нем, скорость измеряется отношением пройденного пути ко времени, описано применение ареометра.

1269 г.
Появился первый рукописный трактат по магнетизму «О магнитах» П. Перегрино (опубликован в 1558 г.), где дано описание методов определения полярности магнита, взаимодействия полюсов, намагничивание прикосновением, явление магнитной индукции, некоторые технические применения магнитов и т.п.

1272 г.
Вышел в свет трактат по оптике Эразма Вителлия (Вителло), получивший широкое распространение в средние века. В нем наряду с изложением того, что сделали Евклид и Альхазен, содержится открытый Вителлием закон обратимости световых лучей при преломлении, доказывается факт, что параболические зеркала имеют один фокус, подробно исследуется радуга.

XIII в.
Р. Бэкон измеряет фокусное расстояние сферического зеркала и открывает сферическую аберрацию, выдвигает идею зрительной трубы, один из первых рассматривает линзы как научные приборы, считает скорость света конечной, основу познания усматривает в опыте. Является предвестником экспериментального метода.

Ок. 1250 г.
Открытие 33-го элемента – мышьяка (Альберт Великий).

XIII в. (конец)
Изобретение и распространение очков . Время и место их изобретения не известно. Возможно, они зародились в Венеции. Очки быстро распространились в странах Западной Европы, а затем в Азии. В России они появились не позже XV в.

XIV в.
Введено понятие ускорения (вероятно, У. Гейтсбери из (начало) Оксфорда).

XIV в.
Альберт Саксонский ввел деление движений на поступательное и вращательное, равномерное и переменное.



Введено понятие равномерно-переменного движения, угловой скорости.

Французский математик Н. Орезм впервые дал графическое изображение движения и установил закон равномерно переменного движения, связывающий путь, пройденный телом, со временем.

Эпоха Возрождения (XV – XVI вв.)
XV в.
Н. Кузанский в своих трактатах (вышли в свет в 1515 г.) развивает мысли о том, что движение является основой всего сущего, неподвижного центра во Вселенной нет, (идея относительного движения), последняя бесконечна, Земля и все небесные тела созданы из одной и той же первоматерии.

Известен 83-й элемент – висмут.

Исследование свободного падения и движения тела, брошенного горизонтально, удара тел, расширение понятия момента сил, определение центра тяжести тетраэдра, изобретение ряда механизмов для преобразования и передачи движений – конусный шарикоподшипник, цепные и ременные передачи, двойное соединение (теперь названное «кардановым») и др. (Леонардо да Винчи).

Зарождение динамики (выяснение природы инерции), установление факта, что действие равно противодействию и противоположно ему. Изучение механизма трения и его влияния на условия равновесия, определение коэффициентов трения, исследование сопротивления балок растяжению и сжатию (Леонардо да Винчи).

Исследование и описание полета птиц, открытие существования сопротивления среды и подъемной силы, создание проекта первого летательного аппарата, парашюта и геликоптера (Леонардо да Винчи).

Создание Леонардо да Винчи ряда гидротехнических устройств (ему был известен закон сообщающихся сосудов для жидкостей различной плотности и закон, открытый со временем Паскалем).

Исследование отражения звука и формулирование принципа независимости распространения звуковых волн от различных источников (Леонардо да Винчи).

Исследование законов бинокулярного зрения, изучение влияния среды на окраску тел, попытка экспериментально определить силу света в зависимости от расстояния, первое описание камеры-обскуры (Леонардо да Винчи).

Ознакомление в переводах с трактатами древнегреческих ученых Архимеда, Герона, Евклида и др.

Итальянский ученый Н. Тарталья в трактатах «Новая наука» (1537 г.) и «Проблемы и различные изобретения» (1546 г.) изучает траекторию движения снарядов, доказывает, что траектория их движения криволинейна и наибольшая дальность полета достигается при наклоне ствола пушки под углом 45° к горизонту.

ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1543 г.

Гелиоцентрическая система Николая Коперника – 1473-1543 – научный переворот в естествознании: впервые объяснил действительную картину видимого движения небесных тел движением Земли по орбите вокруг Солнца и вокруг своей оси (книга «Об обращении небесных сфер», 1543). Вышел в свет труд Н. Коперника «О вращении небесных сфер», содержащий изложение гелиоцентрической системы мира, отражающей истинную картину мироздания и приведшей к революционным преобразованиям в мировоззрении и естествознании.

1. Не существует одного центра для всех небесных орбит или сфер. 2. Центр Земли не является центром мира, но только центром тяготения и центром лунной орбиты.
3. Все сферы движутся вокруг Солнца. Учение запрещено католической церковью с 1616 г по 1828 г.

Джордано Бруно (1550-1600) и бесконечная вселенная. Для Бруно, который делает дальнейший шаг в развитии пантеистических тенденций Кузанца, бесконечным является не только бог, но и мир . Различие между богом и миром, столь принципиальное для христианства, у Бруно по существу снимается , что и вызывает те его преследования со стороны церкви, которые закончились, в конечном счете, столь трагически.

В эпоху средних веков в Европе активно развивалось ремесленное производства, а именно: происходила его специализация; росло число ремесленных профессий (в частности в кузнечном ремесле возникли профессии оружейников, жестянщиков, литейщиков, колокольщиков, лудильщиков, замочников). При этом, ведущую роль в развитии техники и технологии добывающих и обрабатывающих промыслов играло в основном городское ремесленничество. Рост ремесленного производства и его специализация приводили к созданию все новых цехов, количество которых в городах стало исчисляться десятками.

Работа на ремесленном производстве осуществлялась с помощью ручных инструментов и мускульного привода. Но со временем стали использоваться устройства, использующие силу животных и. прежде всего, лошадей, с IX-X вв. - силу ветра, а с XV в. - энергию воды.

Новым фактором промышленного развития Европы стало появление мануфактур. Мануфактурное производство, основанное на применении наемного труда, стало зарождаться в XIII-XIV вв. в городах-государствах Италии, на Пиренейском полуострове, во Фландрии и некоторых других областях Западной Европы, но характерной формой производства стало лишь в XVI веке. Эволюцию перехода от ремесленного производства к мануфактурному можно представить на примере Фландрии, где в XIII в. на базе домашнего ремесла стали возникать суконные мануфактуры рассеянного типа, а затем и централизованные судостроительные, горные и металлургические мануфактурные предприятия, в которых все операции производились под надзором хозяина или его управляющего.

Среди наиболее выдающихся изобретений, открытий и технических разработок в Европе периода средних веков (так называемый ремесленный период) необходимо отнести, прежде всего, изобретение водяного и ветряного двигателей и разработку на их основе водо- и ветродействующих установок. Среди таких установок ─ водяные мельницы, которые приводили в движение кузнечные молоты и пилы, отбивали сукно. В XIII в. водяные мельницы применяли для растирания красок, волочения проволоки и даже как привод токарных станков. В качестве механизма, преобразующего движение, были придуманы зубчатое зацепление цевочного (пальцевого) типа и коленчатый рычаг.

Ветряные мельницы появились в Европе в начале XII в., но широкое распространение получили с XV в.

Поистине революционным в военном деле стало изобретение пороха и огнестрельного оружия. Историки утверждают, что дымный порох впервые был получен в Китае задолго до того, как стал известен в Европе. Китайцы использовали её для запуска ракет во время праздничных фейерверков. Первые пороховые заводы в Европе были построены в Страсбурге в 1340 г. и в Лейпциге в 1348 г. Порох стал играть важную роль в военном деле.

Однако, изобретение пороха имело не только военные последствия. Изготовление пороха и изобретение пушки стимулировали изучение процессов горения и взрыва, вопросов, связанных с выделением и передачей тепла, вопросов точной механики и технологии, связанных с изготовлением орудийных стволов, вопросов баллистики.

Наряду с использованием в военном деле метательных, стенобитных машин и осадных башен в Европе в XIVв. появилось огнестрельное оружие. Это были толстые, гладкие внутри железные трубы, закреплённые на деревянных станках и стрелявшие ядрами.

С появлением огнестрельного оружия изменились способы ведения войны. Повлияло это и на фортификацию - строительство крепостей и других оборонительных инженерных сооружений.

Эволюция военной техники, несомненно, повлекла за собой развитие горного дела, производства чугуна, совершенствования литейного производства и металлообработки (литье стволов пушек, уменьшение диаметра канала ствола стрелкового оружия, появление пружинного курка и т.п.).

Среди других изобретений рассматриваемого периода следует выделить механические часы. Первые механические часы с приводом от груза появились в Европе в Х в., а в виде башенных они распространились в Европе в XIII-XIV вв.

Осуществление великих географических открытий не было бы возможным без такого полезного изобретения как компас. Начало его применения европейцами в мореплавании относится к XII в. Но впервые обстоятельно описал свойства компаса французский ученый Пьер да Марикур (Петр Перегрин). Он описал в связи с этим и свойства магнитов, и явление магнитной индукции.

Существует также мнение, что успехи просвещения в эпоху Возрождения были достигнуты во многом благодаря изобретению очков в Италии, которое относится к XIV в. Очковые линзы стали основой при создании таких оптических инструментов, как микроскоп и телескоп.

Трудно переоценить последствие возникновения в Европе бумажного производства. Бумага попала в Европу через арабов в XII в. И уже в начале XII в. (в Испании) было организовано производство бумаги из хлопка. Затем бумагу стали производить из более дешевого сырья - из тряпья и отходов текстильного производства. Совершенствование и развертывание производства бумаги способствовало появлению книгопечатания, роль которого в научном прогрессе и распространении знаний весьма велика. В Европе немецкий мастер Иоганн Гуттенберг (1400-1468) начал печатать книги (первой была Библия ─ 1450) на созданном им станке с подвижных наборных литер, которые позволяли набирать текст крупными фрагментами.

Ремесленный период развития техники в Европе отмечен также развитием строительной техники и расширением производства строительных материалов; появлением в текстильном производстве механических прядильных и усовершенствованных ткацких станков горизонтального типа; эволюцией сухопутного и водного транспорта (переход от гребного флота к парусному, начало строительства военных судов).

Таким образом, в период средних веков в Европе количество изобретений и открытий увеличивалось в нарастающем темпе, формировались квалифицированные технические кадры не только мастеров, но и инженеров - горных, военных, строительных, корабельных и др. Несомненно, что технические достижения средневековья обусловили развитие научной мысли в эпоху Возрождения.

Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с XII века, когда в научном обиходе стало использоваться научное наследие Аристотеля. Оживление в средневековую науку внесла схоластика, использовавшая научные методы (аргументацию, доказательство) в богословие. Схоластика

Схоластика - наиболее почитаемая наука в средние века. Соединяла в себе теологию и рационалистическую методику. Требовала от основополагающих структур науки такого соответствия действительности, которое бы обнаруживалось не при сопоставлении их с теми или иными явлениями, а гарантировалось бы изначальной их соотнесенностью со структурой бытия.

Схоластика послужила той дисциплинарной основой, без которой просто не могла бы возникнуть современная система естествонаучного знания. Именно схоластика обусловила появление канонов научного исследования, сформированных Окканом, составляющих, по выражению современных католических философов Дж. Реале и Д. Антисери, "эпилог средневековой науки и одновременно прелюдию новой физики". Существующие толкования средневековой науки Западной Европы исходят из модернизации языка той далекой эпохи, когда средневековые естествоиспытатели говорили на языке аристотелевской "физики". Ведь никакого другого языка, пригодного для описания разнообразных физических явлений в то время вообще не было.. Самыми популярными книгами средневековья были энциклопедии, отражавшие иерархический подход к объектам и явлениям природы. Основными научными достижениями эпохи средневековья можно считать следующие:

1. Сделаны первые шаги к механистическому объяснению мира. Введены понятия: пустоты, бесконечного пространства, прямолинейного движения. Особое значение для нас имеют открытия Галилея в области механики, так как с помощью совершенно новых категорий и новой методологии он взялся разрушить догматические построения господствовавшей аристотелевской схоластической физики, основывавшейся на поверхностных наблюдениях и умозрительных выкладках, переполненной телеологическими представлениями о движении вещей в соответствии с их природой и целью, о естественных и насильственных движениях, о природной тяжести и легкости тел, о совершенстве кругового движения по сравнению с прямолинейным и т.д. Именно на основе критики аристотелевской физики Галилей создал свою программу строительства естествознания.

Галилей усовершенствовал и изобрел множество технических приборов - линзу, телескоп, микроскоп, магнит, воздушный термометр, барометр и др.

2. Были усовершенствованы и созданы новые измерительные приборы.

Механические часы появились в средневековой Европе прежде всего как часы башенные, служащие для указания на время богослужения. До изобретения механических часов для этого использовался колокол, в который бил часовой, определявший время по песочным часам - каждый час. Механические часы на башне Вестминстерского аббатства появились в 1288 г. Позже механические башенные часы стали использоваться во Франции, Италии, германских государствах. Существует мнение, что механические часы изобрели мельничные мастера, развивая идею о непрерывном и периодическом движении мельничного привода. Главной задачей при создании часового механизма было обеспечение точности хода или постоянства скорости вращения зубчатых колес. Разработка часовых механизмов была невозможна без технических знаний, проведения математических расчетов. Измерение времени имеет прямую связь и с астрономией. Таким образом, часовое дело соединило механику, астрономию, математику в решении практической задачи измерения времени.
Компас как устройство, использующее ориентацию естественного магнита в определенную сторону, изобретен в Китае. Китайцы приписывали способность ориентации естественных магнитов воздействию звезд. В I - III вв. компас стал применяться в Китае как «указатель Юга». Как попал компас в Европу, до сих пор неизвестно. Начало его применения европейцами в мореплавании относится к XII в. Применение компаса на судах явилось важной предпосылкой географических открытий. Свойство компаса впервые обстоятельно представил французский ученый Пьер да Марикур (Петр Перегрин). Он описал в связи с этим и свойства магнитов, и явление магнитной индукции. Компас стал первой действующей научной моделью, на основе которой развивалось учение о притяжениях, вплоть до великой теории Ньютона.

Оптика

Первые увеличительные стекла появились очень давно, около 700 года до нашей эры. Многие ученые средневековья, основываясь на опыте арабских ученых, занимались изучением оптики.

Роберт Гроссетест (1168-1253) родился в Сассексе. С 1209 года -преподаватель Парижского университета. Его основные труды посвящены оптике и преломлению света. Подобно Аристотелю, он всегда проверял на практике научные гипотезы.

Ученик Гроссетеста, Роджер Бэкон (1214-1294) родился в Самерсете. Учился в Оксфордском университете, а в 1241 году уехал в Париж. Он не оставил самостоятельных экспериментов, но провел ряд исследований по оптике и строению глаза. Он воспользовался схемой глаза, сделанной Аль-Хайсаном, для получения изображений. Бэкон хорошо понимал принцип преломления света и одним из первых предложил использовать увеличительные линзы в качестве очков.

Они состояли из двух выпуклых линз, увеличивающих предметы так, чтобы люди могли их видеть.

Изготовление и применение очков подготовили изобретение подзорной трубы, микроскопа и привели к созданию теоретических основ оптики.

Возникновение оптики дало не только огромный материал наблюдений, но и совершенно иные, чем раньше, средствадля науки, позволило сконструировать новые приборы для исследований.

Компас, подзорная труба, а также выросшая техника морского дела позволили в конце XV и XVI вв. осуществить великие географические открытия.

Оптика послужила появлению такого измерительного прибора, как бинокль (определение дальности до предмета), используется для измерения звёзд и измерения преломления света. Компас как измерительный прибор применяется для определения изменения магнитного поля.

3. Началась математизация физики.

Физика

Физика в том смысле, который вкладывали в это понятие сами средневековые философы и ученые, была синонимом науки о движении. «Так как природа есть начало движения и изменения, а предмет нашего исследования - природа, то нельзя оставлять невыясненным, что такое движение: ведь незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы». Эти начальные строки третьей книги «Физики» Аристотеля были хорошо известны всем натурфилософам средних веков.

Движение, по Аристотелю, всегда есть движение к определенному конечному состоянию. Естественное движение - это просто движение к состоянию покоя. Оно не имеет других определений, кроме указания конечного пункта.

При таком подходе движение описывается через задание двух точек, начальной и конечной, так что путь, проходимый телом, есть отрезок между этими точками. Таким образом, движение - это то, что происходит между двумя позитивными состояниями покоя.

При рассмотрении движения тела всегда можно выделить наряду с положениями в начальном и конечном пунктах его движения произвольное число промежуточных точек-положений. Вместо движения в этом случае мы имеем множество точек покоя, между которыми возможен только скачкообразный переход. Понятие непрерывности как раз и должно снять эти трудности. Чтобы не было скачков, надо запретить существование двух точек, между которыми нельзя выбрать никакой промежуточной. Этот запрет и составляет определение непрерывности по Аристотелю. Но возможность выбора сколь угодно большого числа промежуточных точек сама может рассматриваться как аргумент против существования движения.

Предпосылки, лежащие в основе аристотелевского понятия непрерывности движения, были до конца продуманы и логически строго сформулированы в учении Уильяма Оккама (XIV в.). Оккам писал: «Вот что значит быть движимым движением перемещения: это значит, что некоторое тело сначала занимает одно место, - и при этом не принимается никакой другой вещи, - а в позднейшее время занимает другое место, без какой-либо промежуточной остановки и без какой-либо сущности, иной, чем место, это тело и другие постоянные вещи, и таким образом продолжается непрерывно. Следовательно, кроме этих постоянных вещей (тела и занимаемых им мест) нет нужды рассматривать что-то еще, но лишь следует добавить, что тело не находится одновременно во всех этих местах и не покоится ни в одном из них.»

Для Оккама, так же как и для Аристотеля, дать логическое определение чему-либо значит указать нечто неизменное, что лежит в его основе. Поэтому Оккам не может и не хочет пользоваться в своем определении никакими другими вещами, кроме постоянных. Он показывает, что движение можно определить через них негативным образом. Частица «не», привходящая при этом в определение движения (не находится, не покоится) не обозначает никакой самостоятельной сущности. Поэтому Оккам делает вывод, что для определения движения «не требуется никакой другой вещи, помимо тела и места».

Таким образом такая точка зрения ограничивается констатацией того, что состояние движения не совпадает с состоянием покоя. Но каково оно, Аристотель сказать не может, а Оккам уже не считает осмысленным и сам вопрос.

4. Развитие специфических в средневековье областей знания - астрологии, алхимии, магии - привело к формированию зачатков будущих экспериментальных естественных наук: астрономии, химии, физики, биологии. Промышленный переворот, который осуществился в Новое время, был во многом подготовлен техническими новациями Средневековья.

Астрономия

К XIV в. ученые усвоили многие идеи античности. Но они трактовали их излишне прямолинейно, считая, что Вселенная создана неизменной и совершенной, а Земля находится в ее центре.

Жан Буридан (1300-1385), преподаватель парижского университета, принял античную «теорию толчка». Согласно этой теории, Бог создал планеты и звезды, но движутся они вокруг Земли самостоятельно и с постоянной скоростью. Буридан опасался публиковать свой труд, т. к. он противоречил учению Аристотеля о том, что планетами движет воля Бога.

Николя Орезм (1320-1382) родился в Нормандии. С 1340 года он учился в Париже, у Буридана и пошел гораздо дальше своего учителя в критике трудов Аристотеля. Орезм утверждал, что Земля не неподвижна, а каждый день совершает оборот вокруг своей оси. Для расчета движения он пользовался математическими выкладками. Идеи Орезма позже помогли ученым сформулировать новые представления о строении Вселенной. Это позволило в XVII в. Галилею и другим ученым отвергнуть систему Аристотеля

Алхимия

Алхимия- практическое искусство (не входила в число теоретических дисциплин), черное искусство, без демонов не обойдешься.

Алхимики, многие из которых были образованнейшими людьми своего времени, стремились получить философский камень. Медь соединяли с оловом, думая что приближаются к золоту. Даже не задумываясь что изготовляют бронзу, давно известную человечеству.

Считалось, что достаточно изменить свойства простого металла (цвет, тягучесть, ковкость) и он станет золотым. Усилилась вера в то, что для превращения одних металлов в другие нужно особое вещество- «философский камень». Алхимики бьются над проблемой добыть этот «магистерий», или «эликсир жизни». Они часто работали под покровительством какого-либо знатного аристократа. Алхимик получал от него деньги и время... Очень немного времени. Нужны были результаты, а т. к. их не было мало кто из представителей «почтенного алхимического искусства доживал до старости.

Величайшим алхимиком всех времен считался Альберт фон Больштедт по прозванию Великий Альберт. Он был отпрыском благородной фамилии. Учился много лет в Италии. По окончанию учебы вступил в монашеский орден доминиканцев и по распоряжению орденского начальства отправился в Германию учить местное духовенство всему тому, чему до того учили его: читать, писать и мыслить.

Великий Альберт был очень образованным человеком для своего времени. Слава его была столь велика, что Парижский университет пригласил его профессором на кафедру богословия. Но еще громче, чем признание ученого, гремела его черная слава колдуна и чародея. О нем сохранилась легенда, будто он один из немногих обладал тайной философского камня. Будто с помощью этого волшебного средства он не только добывал золото, но и излечивал неизлечимых и возвращал молодость старцам.

Мало-помалу алхимики отчаялись найти философский камень и обратились к другим теориям. Главной их целью становится изготовление лекарств.

Магия - понималась как глубокое знание скрытых сил и законов Вселенной без их нарушения и, следовательно, без насилия над Природой. Маг - это больше практик-экспериментатор, нежели теоретик-концептуалист. Маг желает, чтобы опыт удался, и при­бегает к всевозможным приемам, формулам, молитвам, закли­наниям и пр.

Заключение

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что средневековая культура весьма специфична и неоднородна. Так как, с одной стороны, Средневековье продолжает традиции Античности, то есть ученые-философы придерживаются принципа созерцательности (один из последователей Аристотеля, который на приглашение Галилея посмотреть в телескоп и воочию убедиться в наличии пятен на Солнце отвечал: «Напрасно, сын мой. Я дважды прочел Аристотеля и ничего не нашел у него о пятнах на Солнце. Пятен нет. Они происходят либо от несовершенства твоих стекол, либо от недостатка твоих глаз»). В те времена Аристотель для многих ученых мужей был чуть ли не «идолом», мнение которого воспринималось, как действительность. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Нет, я не говорю, что он был не прав!!! Аристотель – великий философ, однако, в тоже время он такой же человек как и все, а людям свойственно ошибаться.

Теологическое мировоззрение, заключающееся в истолковании явлений действительности как существующих по «промыслу Божию». То есть, многие ученые-философы считали, что все вокруг создано Богом по понятным только ему одному законам, а человек должен принимать эти законы как что-то священное и ни в коем случае не пытаться разобраться в них. А так же их принципиальный отказ от опытного познания. Конкретные методики натуральных магов не представляли еще эксперимента в общепринятом смысле слова - это было нечто похожее на заклинания, нацеленные на вызывание духов, потусторонних сил. Иначе говоря, средневековый ученый оперировал не с вещами, а с силами, за ними скрытыми. Он еще не мог понять эти силы, но четко осознавал, когда и на что они действуют.

С другой стороны, Средневековье порывает с традициями античной культуры, «подготавливая» переход к совершенно иной культуре Возрождения. В XIIIв в науке зарождается интерес к опытному знанию. Подтверждением этого выступает значительный прогресс алхимии, астрологии, натуральной магии, медицины, имеющих «экспериментальный» статус. Несмотря на запреты церкви, обвинения в вольнодумстве, в сознании средневекового ученого сформировалось четкое желание «познать мир», все чаще и чаще он стал задумываться о происхождении всего сущего и пытаться объяснить свои предположения с другой точки зрения, чем церковная, позже эта точка зрения будет называться научной.

Догматика - раздел богословия, в котором даётся систематизированное изложение догматов (положений) какой-либо религии. Систему догматов имеют христианство, ислам, буддизм и другие религии.


Схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Для схоластики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний.

Теология - (от-греч. theos - Бог и...логия) (богословие) - совокупность религиозных, доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении.

Начало формы