Таможенный контроль. Таможенный контроль в России: особенности процедуры

Понятие и содержание общих условий таможенного контроля.

Раздел 3 тк тс, раздел 3 фз «о таможенном регулировании».

В ст. 4 ТК ТС дано понятие: таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в т.ч. с использованием системного управления рисками в целях соблюдения таможенного законодательства.

10 групп таможенного контроля:

1. Порядок проведения таможенного контроля – таможенный контроль производится ДЛ таможенного органа в отношении:

    товаров, в т.ч. транспортных средств, перемещаемых через границу;

    таможенных деклараций, документов и сведений о товарах;

    деятельность лиц, связанных с перемещением товаров;

    лиц, пересекающих границу.

2. При проведении таможенного контроля используется системное управление рисками, т.е. таможенный орган осуществляет контроль не за всеми товарами, а лишь за теми, которые сопряжены с опасностями для экономики. Риск – степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства;

3. Товары находятся под таможенным контролем – при ввозе товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы, при вывозе – с момента регистрации декларации;

4. Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль государственной границы РФ, в пунктах пропуска через государственную границу, в местах осуществления таможенных операций (СВХ, таможенные склады, магазины беспошлинной торговли);

Перемещение товаров, ТС, ФЛ через границу зон таможенного контроля допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором. Проверка товаров может осуществляться в зонах таможенного контроля.

    Предоставление документов и сведений. Декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела обязаны представить таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля;

Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения и устанавливать срок их предоставления. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать от банков сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сведениям.

    Таможенный контроль после выпуска товаров. Таможенные органы проводят таможенный контроль в течении 3х лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем;

    Освобождение. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж:

    глав государств – членов ТС и следующих вместе с ними членов их семей;

    глав правительств, членов правительств, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей;

    глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих страну с официальным визитом;

    освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и воздушная техника, следующая своим ходом, военное имущество, выполняющие международные авиарейсы иностранные воздушные суда в период стоянки в зонах таможенного контроля в международных аэропортах;

8. Недопустимость причинения неправомерного вреда проведением таможенного контроля. Убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями таможенного органа и ДЛ при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме.

Способы и средства проведения таможенного контроля.

    идентификация – прием, способствующий производству отдельных форм таможенного контроля путем конкретизации, т.е. обращения внимания на отдельные признаки. Проводится путем наложения пломб, печатей, буквенной и цифровой маркировки, знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробное описание товаров, чертежей и т.д.;

Средства идентификации могут изменяться, удаляться, уничтожаться таможенными органами только с их разрешения или за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты, существенной порчи товаров.

    сбор таможенными органами информации о лицах при проведении таможенного контроля;

в целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе осуществлять сбор информации о лицах, осуществляемых внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через границу (о государственной регистрации, о составе имущества, об открытых банковских счетах, о платежеспособности лиц). Информация таможенного органа является федеральной собственностью.

    применение технических средств при проведении таможенного контроля;

Все технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, не должны причинять вред товарам, ТС. Досмотровый инструмент, химические средства.

    применение собак;

НА: постановление Правительства «Об установлении правил применения собак при таможенном контроле». Подлежат товары, лица, ТС. Служебные собаки используются для поиска наркотических средств, оружия, боеприпасов.

Формы таможенного контроля:

    проверка документов;

    устный опрос;

    получение пояснений;

    таможенное наблюдение;

    таможенный осмотр;

    таможенный досмотр;

    личный досмотр;

    проверка маркировки товаров специальными марками, наличие на них идентификационных знаков;

    осмотр помещений и территорий;

    таможенная проверка;

    учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

    проверка системного учета товаров и отчетности по ним.

Таможенный досмотр действиями ДЛ таможенных органов связан со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения, ТС, либо емкостей, контейнеров, иных мест, где находятся или могут находиться товары, нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, или нарушением целостности обследуемых товаров. Производится в присутствии 2х понятых.

Личный таможенный досмотр является исключительной формой таможенного контроля, который проводится по письменному решению начальника таможенного органа или его заместителя при наличии достаточных оснований полагать, что ФЛ, следующее через таможенную границу, либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства.

Перед началом личного досмотра ДЛ предъявляет ФЛ письменное решение о проведении личного досмотра, ознакамливает ФЛ с его правами и обязанностями при проведении такого контроля и предлагает добровольно выдать скрываемые товары.

Личный досмотр проводится ДЛ таможенного органа одного пола с досматриваемым в присутствии 2х понятых того же пола в изолированном помещении.

Доступ в помещение других ДЛ и возможность наблюдения за проведением досмотра должна быть исключительна. Обследование тела досматриваемого должно проводиться медицинским работником. При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного ФЛ обязаны присутствовать его законные представители или лица его сопровождающие. О проведении личного досмотра составляется акт в 2х экземплярах.

1.Общие положения, относящиеся к таможенному контролю. Зоны таможенного контроля. Понятие выборочности таможенного контроля.

2.Операции таможенного контроля

3.Задержание товаров и документов при осуществлении таможенного контроля.

4.Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю.

1. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю. Зоны таможенного контроля. Понятие выборочности таможенного контроля.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства. Осуществление таможенного дела направлено на соблюдение правовых норм, определяющих положения, которые подлежат выполнению юридическими и физическими лицами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Одним из элементов составляющих таможенное дело и обеспечивающих соблюдение законодательства является таможенный контроль.

Таким образом, таможенный контроль определяется как «совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства » (ст. 8 ТК).

Государством за таможенными органами закреплено исключительное право на осуществление таможенного контроля. В соответствии со ст. 275 Таможенного кодекса Республики Беларусь от имени таможенных органов таможенный контроль осуществляют уполномоченные должностные лица таможенных органов. Таможенный контроль является деятельностью должностных лиц таможенных органов, в обязанности которых вменена проверка соответствия состояния подконтрольного объекта положениям, регламентированным таможенным законодательством.

Отдельные полномочия по осуществлению таможенного контроля в пунктах упрощенного (местного) пропуска через государственную границу Республики Беларусь могут быть возложены законами и (или) актами Президента Республики Беларусь на пограничные войска. (ГПК)

К таможенному контролю не относятся налоговый, валютный, экспортный и иные виды контроля, право на осуществление которого или на участие в осуществлении которого предоставлено таможенным органам в соответствии с законодательством.

Осуществление таможенного контроля строится на основе системы принципов его проведения. К общеправовым принципам отнесем: законность; уважения прав и свобод; гуманность. В качестве специальных принципов проведения таможенного контроля можно выделить принципы: целевой направленности, выборочности, оперативности, сотрудничества, эффективности.

Практикой и нормативными актами выделяют следующие формы таможенного контроля:

Обычный таможенный контроль – осуществляется по прибытии товаров в соответствующий таможенный пункт;


Таможенный контроль во время движения транспортного средства (от въезда на таможенную территорию до прибытия на внутренний пункт таможенного оформления);

Сплошной таможенный контроль – используются все его формы;

-выборочный таможенный контроль – используются его отдельные формы (наиболее прогрессивная и демократичная форма).

Следует отметить, что принципы целевой направленности таможенного контроля и выборочности отдельных операций и объектов контроля получили законодательное закрепление в ст. 276 ТК Республики Беларусь.

Предпочтение отдаётся выборочному таможенному контролю. В каждом случае таможенным органом при проведении таможенного контроля выбираются те его формы, которые, по мнению таможенного органа, будут достаточными для обеспечения контроля за соблюдением законодательства. Выбор формы таможенного контроля зависит от:

Характера и стоимости ввозимого/вывозимого груза;

Вида таможенного режима;

Других обстоятельств, определённых в нормативном порядке.

При определении целей, выборе операций и объектов таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается оцененная таможенными органами возможность несоблюдения таможенного законодательства Республики Беларусь.

Система управления рисками (СУР) применяется в целях эффективного использования ресурсов таможенных органов на наиболее важных и приоритетных направлениях работы этих органов (для выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства) и заключается в определении товаров, документов и лиц , в отношении которых подлежат применению операции таможенного контроля.

Схема организации таможенного контроля на основании системы управления рисками приведена на рис. 1.

Рис. 1 Схема организации таможенного контроля на основании СУР

Проверка документов и сведений , представленных в таможенный орган, а также таможенный досмотр и таможенный осмотр товаров должны быть завершены , как правило, не позднее 1 рабочего дня , следующего за днём начала таможенного контроля, если таможенным законодательством не установлены более короткие сроки для проведения указанных форм таможенного контроля. Указанный срок продлевается на время, необходимое исключительно для проведения или завершения проведения соответствующих операций таможенного контроля, определяемых при продлении срока, и не может превышать 10 рабочих дней со дня начала таможенного контроля. Продление срока осуществляется начальником таможенного органа, лицом, его заменяющим, либо иным должностным лицом таможенного органа, уполномоченного в соответствии со своими должностными обязанностями на продление срока проведения отдельных операций таможенного контроля и только при наличии оснований полагать, что такое продление может привести к выявлению и пресечению нарушений таможенного законодательства . В исключительных случаях (если для проведения операций таможенного контроля необходим более продолжительный срок, чем срок, указанный выше) ГТК может продлить срок, но не более чем на 30 рабочих дней со дня истечения срока, выше установленного.

1.1. Объекты таможенного контроля .

Основным объектом таможенного контроля являются

1)товары . Товаром признается любое движимое имущество, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. Так в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь к недвижимым вещам приравниваются, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания "река-море", космические объекты. Законодательными актами к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Товары имеют статус «находящихся под таможенным контро­лем» только в пределах таможенной территории Республики Беларусь. Товары, находящиеся под таможенным контролем, юридически не свободны в обороте. Ими можно пользоваться и распоряжаться только в соответствии с положениями, закрепленными таможенным законодательством.

Нахождение товаров под таможенным контролем на таможенной территории Республики Беларусь во многом определяется их статусом – иностранных или отечественных товаров. Товары, ввезенные на таможенную территорию, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы, а товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории, приобретшие статус иностранных товаров, подлежат таможенному контролю с момента их образования. Отечественные товары, вывозимые с таможенной территории, считаются находящимися под таможенным контролем с момента принятия документов для помещения товаров под таможенный режим и (или) под таможенную процедуру, допускающие вывоз товаров с таможенной территории либо совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории, и до пересечения ими таможенной границы.

Обстоятельства и случаи, допускающие снятие товаров с таможенного контроля до пересечения ими таможенной границы, прямо указаны в Таможенном кодексе, а также могут быть определены Президентом или Правительством Республики Беларусь. Порядок снятия товаров с таможенного контроля устанавливает Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

2)транспортные средства

3)таможенному контролю также подлежат документы и сведения , необходимые для целей таможенного оформления и таможенного контроля.

По своему назначению документы, необходимые для таможенных целей, могут быть отнесены к следующим группам:

Транспортные (перевозочные) документы:– накладная, коносамент или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары при международных или внутриреспубликанских перевозках;

Коммерческие документы: – счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу;

Таможенные документы: таможенные декларации, документ таможенного транзита; свидетельства о допущении транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, таможенный документ о согласовании условий переработки и т.п. документы. Таможенные документы выдаются таможенными органами или оформляются с их участием исключительно для таможенных целей;

Документы бухгалтерского учета и отчетности;

Прочие документы: учредительные документы лиц, подтверждающие их право на осуществление внешнеторговой деятельности; разрешения различных государственных органов (сертификаты качества, соответствия и карантинные, разрешительные документы иных органов, которыми должны сопровождаться некоторые товары).

4)В определенных таможенным законодательством случаях в качестве объектов таможенного контроля выступают как физические, так и юридические лица (собственник либо другое лицо по его поручению таможенный перевозчик, таможенный агент, но обязательной условие – к этим объектам эти лица имеют правомерное отношение). Так, в соответствии со ст. 294 ТК при наличии оснований полагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Республики Беларусь и находящееся в зоне таможенного контроля, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, незаконно перемещаемые через таможенную границу, по решению начальника таможенного органа или лица, его заменяющего, может быть проведен личный таможенный досмотр.

В отношении декларантов и иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, при наличии оснований полагать, что такими лицами не соблюдено таможенное законодательство, таможенные органы вправе провести таможенную проверку (п.1ст.297 ТК РБ).

5)В соответствии со ст. 296 ТК можно выделить помещения и территории , находящиеся под таможенным контролем. Таможенными органами проводиться осмотр помещений и территорий в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, в свободных таможенных зонах, а также иных помещений и территорий у лиц, во владении и пользовании которых должны находиться товары в рамках условий таможенных режимов или таможенных процедур. Для проверки информации о нахождении товаров, ввезенных на таможенную территорию с нарушением таможенного законодательства, должностными лицами таможенных органов могут быть осмотрены помещения и территории в пунктах пропуска через Государственную границу РБ, в пограничной зоне, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю такими товарами.

Таможенная проверка осуществляется не только при перемещении товаров и (далее - товары) через границу, но и после выпуска их к обращению на российской территории.

Порядок проведения контроля регулируется Таможенным кодексом (далее - ТК РФ). В частности, вопросам организации и проведения проверки посвящен разд. IV (гл. 34 - 38). Кроме того, действует целый ряд нормативно-правовых актов, описывающих процедуры проверок в сфере таможенного контроля (таблица 1).

Таблица 1. Документы, регулирующие вопросы в сфере таможенного контроля

Наименование
нормативно-правового акта

Инструкция по формированию перечня лиц, перемещающих товары, в отношении которых при таможенном оформлении контроль проводится в неполном объеме

Инструкция по взаимодействию подразделений таможенной инспекции с подразделениями экономического блока при проверках целевого использования условно выпущенных товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей

Порядок применения таможенниками ст. 359 ТК РФ,
посвященной расчету сроков проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении

Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля

Порядок выдачи разрешения на ввоз (вывоз) товаров и транспортных средств на территорию особой экономической зоны

Порядок учета товаров, ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых на территории особой экономической зоны, и представления отчетности в отношении таких товаров

Методические рекомендации о назначении и проведении экспертиз Центральным экспертно- криминалистическим таможенным управлением и экспертно-криминалистическими службами - региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами

Наблюдение со стороны таможни

Все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат . При вывозе товары находятся в поле зрения таможенников с момента подачи таможенной декларации и до пересечения таможенной границы. Ввозимые ценности подпадают под таможенный контроль с момента пересечения границы. После проверки таможенники выпускают товар для свободного обращения, то есть дают разрешение владельцу пользоваться и распоряжаться товаром. До этого момента любые операции с товарами запрещены.

После выпуска таможенники в течение года могут проверять достоверность сведений, заявленных при таможенном оформлении. Они вправе запрашивать различную информацию по операциям с этим товаром. А в отношении ввозимых ценностей запрашивать данные об операциях после ввоза, причем не только у декларанта (лицо, декларирующее товары или от имени которого декларируются товары, то есть оформляются бумаги на ввоз или вывоз), но и иных лиц, имеющих отношение к операциям с товарами (п. 4 ст. 363 ТК РФ).

Способы контроля

Формы контроля, предусмотренные ст. 366 Таможенного кодекса, приведены в таблице 2. Выбирая формы контроля, инспекторы, как правило, ограничиваются минимумом, который позволит выявить нарушения (ст. 358 ТК РФ). Иными словами, без достаточных причин считать, что декларант нарушает таможенное законодательство, контролеры не вправе сразу применять к нему жесткие формы контроля, требующие продолжительного времени.

Таблица 2. Формы таможенного контроля

Форма контроля

Статья
ТК РФ

Описание

Проверка документов и сведений

Проверка документов и сведений, представляемых при таможенном оформлении товаров и транспортных средств. Проверяется подлинность документов, правильность их
оформления, достоверность сведений

Устный опрос

Вопросы, которые задаются лицам, перевозящим товар, в ходе таможенного оформления товаров (например, о наличии или отсутствии товаров, запрещенных для провоза через границу, о перевозимой валюте). Объяснения в письменной форме не оформляются

Получение пояснений

Сбор сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля. Опрашиваются лица, имеющие отношение к перемещению товаров через границу и располагающие необходимыми данными. Инспекторы обращаются не только к декларантам, но и иным лицам

Таможенное наблюдение

Гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, возможно с применением технических средств, наблюдение
за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, совершение с ними иных операций

Осмотр товаров
и транспортных
средств

Багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров. Осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров

Досмотр товаров
и транспортных
средств

Осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей,
контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары

Личный досмотр

Личная проверка физлица (включая осмотр одежды и тела) при наличии оснований предполагать, что данное лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары,
запрещенные к ввозу на таможенную территорию
Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ

Проверка маркировки, наличия на товарах
идентификационных
знаков

Проверка наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза в Россию

Осмотр помещений
и территории

Осмотр помещений и территорий для подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под
таможенным контролем, в том числе условно выпущенных. Осмотр осуществляется на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться
товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов

Таможенная
ревизия

Проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении,
путем сопоставления этих сведений с данными
бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и с другой информацией

Остановимся на некоторых принципах, о которых следует помнить.

Если устный опрос не предполагает письменного оформления, то пояснения (ст. 369 ТК РФ) обязательно оформляются письменно на бланке, утвержденном Приказом Государственного таможенного комитета России от 24 ноября 2003 г. N 1323.

В зоне таможенного контроля осмотр товаров и транспортных средств (ст. 371 ТК РФ) может проводиться при отсутствии декларантов и их представителей. Исключение - когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре. Акт о результатах осмотра составляется, только если выявленные сведения могут понадобиться инспекторам в дальнейшем или по требованию собственника товаров (его представителя). Бланк акта утвержден Приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. N 1166 (далее - Приказ N 1166). Документ предусматривает единую форму для лицевой стороны акта. Оборотная сторона зависит от объекта осмотра (товары, автобус, автомобиль, мотоцикл и др.). Но документ всегда распечатывается на одном листе с двух сторон. Второй экземпляр акта вручается декларанту товаров и транспортных средств или его представителю.

Таможенный досмотр всегда проводится в присутствии декларанта или его представителей (ст. 372 ТК РФ). Правда, если в течение 15 дней со дня прибытия на таможенную территорию РФ декларант или его представитель не появятся, досмотр осуществляется без них. Кроме того, инспекторы вправе провести досмотр в отсутствие декларанта, во-первых, в случае пересылки товаров в международных почтовых отправлениях, во-вторых, когда в нарушение режима, предусматривающего вывоз, товары оставлены на таможенной территории. И, в-третьих, если есть угроза госбезопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, окружающей среде, сохранению культурных ценностей. В любом случае, когда декларанта нет, досмотр проводится в присутствии понятых. Результаты досмотра оформляются тем же актом, что и осмотр (Приказ N 1166).

Осмотр помещений и территорий осуществляется на основе предписания руководителя таможенного ведомства. Форма бланка утверждена Приказом ГТК России от 16 сентября 2003 г. N 1023 (далее - Приказ N 1023).

Предписание, а также служебное удостоверение контролера должны быть предъявлены участнику ВЭД перед началом проверки. Отметим: Перечень должностей, лиц, имеющих доступ в помещения и на территорию для проведения осмотра, утвержден Приказом ГТК России от 19 января 2004 г. N 48. Если участник ВЭД станет препятствовать, у контролеров есть право входить в помещения с пресечением сопротивления и вскрывать запертые помещения в присутствии 2 понятых. О таких случаях проверяющие обязаны в течение 24 часов сообщить прокурору. Осмотр не может продолжаться более 1 дня. По его результатам в 2 экземплярах составляется акт по форме, утвержденной Приказом N 1023. Учтите: при проведении осмотра помещений и территорий для целей таможенного контроля (ст. 375 ТК РФ) осмотр жилых помещений не допускается.

Таможенная ревизия

Порядок проведения ревизий (ст. 376 ТК РФ) утвержден Приказом ГТК России от 11 июня 2004 г. N 663. В отличие от контроля, в ходе таможенного оформления товаров ревизии осуществляются на основе решения начальника таможни (его заместителя), иногда по распоряжению вышестоящего руководителя ведомства. Копия решения перед началом проверки обязательно вручается участнику ВЭД. Возможны общая и специальная формы контроля.

Общая ревизия не может продолжаться более 3 дней. Они проводятся при получении от налоговых, правоохранительных и других контролирующих ведомств информации о недостоверности сведений в таможенных документах. Кроме того, таможенники разрабатывают свой план проверок и могут быть направлены на ревизию вышестоящим руководством.

Специальная ревизия предполагает подробное изучение товаров и документации. Декларантами заинтересуются, если результаты общей ревизии или другие формы контроля (таблица 2) укажут на недостоверность сведений, заявленных при таможенном оформлении, либо на использование товаров с нарушением установленных норм. Соответственно, эти данные инспекторам необходимо проверить. Визит к предпринимателям, занимающимся оптовой или розничной торговлей импортными товарами, не исключен, когда обнаружатся сведения о том, что ценности ввезены с нарушениями требований и условий таможенного законодательства. И, как следствие, нарушен порядок уплаты пошлин, налогов.

По согласованию с проверяемым ревизия осуществляется по месту деятельности декларанта либо месту нахождения инспекции. Период проверки составляет не более 2 месяцев со дня принятия решения о ее проведении. При необходимости этот срок продлевается на 1 месяц. В общий срок не включаются время между вручением требования о представлении документов и выполнением коммерсантом этого запроса. А вот осмотр помещений и товаров, досмотр, инвентаризацию разрешается проводить независимо от течения срока.

В ходе общей ревизии таможенники вправе получать доступ к информационным базам коммерсанта, запрашивать документы и информацию, связанную с предметом контроля.

При проведении специальной ревизии полномочий у инспекторов гораздо больше. Они вправе безвозмездно требовать информацию (включая банковскую), в том числе в форме электронных документов, касающуюся операций с ввезенными товарами (производственных, коммерческих, иных), проводить осмотр помещений и досмотр товаров, инвентаризацию, а также изъятие товаров либо налагать на них арест.

Товары арестовываются, во-первых, если на них нет специальных марок, идентификационных знаков или иных обозначений товара либо эти марки (знаки) поддельные.

Во-вторых, если у коммерсанта нет документов или в них не указаны сведения о выпуске товаров к обращению (сведения недостоверны).

И в-третьих, когда обнаружится, что условно выпущенные товары используются с нарушением условий их полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Арестованные товары инспекторы могут оставить на хранении у коммерсанта или передать иному лицу. Место их хранения объявляется зоной таможенного контроля, соответственно, перемещение ценностей может осуществляться только с согласия и под надзором инспекторов. Начальник таможенного ведомства, назначивший ревизию, вправе разрешить пользование арестованными ценностями, но их растрата, отчуждение не допускаются. Если товары запрещены к ввозу или обороту или арест не гарантирует их сохранности, ценности изымаются и помещаются на склад временного хранения или в иную зону таможенного контроля.

Возврат товаров и снятие ареста осуществляются не позднее дня окончания специальной ревизии, за исключением случаев, когда ценности необходимы в качестве вещественных доказательств либо за счет них может быть погашен долг по уплате таможенных пошлин. Временное хранение осуществляется за счет коммерсанта, но если проверка не выявит нарушений, затраты относятся на счет бюджета.

Результаты проведения ревизии (в общей и специальной формах) оформляются актом по форме, установленной Приказом N 1023. Повторная ревизия (общая или специальная) у одного бизнесмена в отношении одних и тех же товаров не допускается.

Ответственность за нарушения

Основные меры за нарушения, выявленные в результате таможенных проверок, предусмотрены сегодня Кодексом об административных правонарушениях. В таблице 3 перечислены основные из этих мер, касающиеся предпринимателей.

Таблица 3. Санкции за нарушения, обнаруженные в ходе таможенной проверки

Нарушение

Статья
КоАП РФ

Незаконное перемещение
товаров через таможенную
границу

штраф в размере от 1/2 до 3-кратного размера стоимости товаров с возможной

Недекларирование по установленной форме (устной, письменной, электронной) товаров, подлежащих декларированию

п. 1
ст. 16.2

штраф в размере от 1/2 до 2-кратного размера стоимости товаров с возможной
конфискацией; конфискация товаров

Заявление недостоверных сведений о товарах при их
декларировании, если
сведения служат основанием
для освобождения от
таможенных пошлин, налогов
или для занижения их
размера

п. 2
ст. 16.2

штраф в размере от 1/2
до 2-кратной суммы неуплаченных
таможенных пошлин, налогов
с возможной конфискацией;
предметом нарушения

Нарушение режима зоны
таможенного контроля

предупреждение;
штраф от 5 до 10 тыс. руб.

Представление
недействительных
документов при таможенном
оформлении

штраф от 100 до 300 тыс. руб. с
возможной конфискацией товаров;
конфискация товаров, ставших
предметом нарушения

Уничтожение, повреждение,
удаление, изменение либо
замена средств
идентификации

штраф от 5 до 20 тыс. руб.

Непредставление
в таможенный орган
отчетности

предупреждение;
штраф от 20 до 50 тыс. руб.

Нарушение сроков уплаты
таможенных платежей

штраф от 50 до 300 тыс. руб.

Приведенный в таблице перечень далеко не полон, однако уже из того, что содержится в таблице, видно, что помимо немалых денежных штрафов, во многих случаях, возможна еще и конфискация имущества, а следовательно, убытки.

Кроме того, за грубые нарушения таможенных правил предприниматель может быть привлечен и к уголовной ответственности. Например, по ст. 188 "Контрабанда" или по ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица" Уголовного кодекса, штрафы по которым превышают 100 тыс. руб. Также не следует забывать, что ст. 349 Таможенного кодекса предусматривает пени за неуплату (несвоевременную уплату) таможенных платежей.

Таможенный контроль - обязательная мера при пересечении границы как наземным, так и воздушным сообщением. Эта процедура позволяет обезопасить общество от ввоза/вывоза небезопасных грузов, а также позволяет проводить учет въезда/выезда лиц. В этой публикации мы разберем , как пройти таможенный контроль, какие существуют его этапы и что может делать таможенник на этапе контроля

Как пройти таможенный контроль в аэропорту и на земле

Таможенный контроль направлен на выявление ценных грузов, опасных предметов, а также для удостоверения личности лиц, пересекающих границу. В зависимости от типа транспорта и условий пересечения границы, его порядок может меняться.

Порядок таможенного досмотра при авиаперелетах: красный и зеленый коридор

При пересечении границы авиасообщением, пассажиру предстоит пройти регистрацию на рейс. Она, как правило, происходит за несколько часов до вылета самолета. После этого нужно пройти 3 контролирующих этапа:

Регистрация багажа . Если гражданин не везет товары, предполагающие обязательное оформление таможенной декларации (ценные вещи, наркотики, драгоценности, крупные суммы денег и т.д.), то главным критерием контроля является безопасность. В багаж сдаются предметы, которые могут нести потенциально опасность во время перелета (острые предметы, жидкости, зажигалки и т.д.)

Досмотр граждан . Проводится перед вылетом по предоставлению посадочного талона и основного документа. Проводится поверхностно, с помощью техники. Подлежит сканированию:

  • Металлические предметы (ключи, часы, смартфоны, бляхи для ремня и т.д.)
  • Одежда, обувь, сумки

Таможенный контроль . На этом этапе пассажир уведомляет таможенные органы о наличии или отсутствии товаров, подлежащих обязательному декларированию, а также о суммах ввозимых/вывозимых средств.

В случае наличия товаров, подлежащих обязательной регистрации, составляется таможенная декларация.

Важно: следует внимательно отнестись к этому этапу, т.к. сокрытие от таможенников опасных предметов, взрывчатых веществ, наркотических препаратов и т.д., пассажир задерживает до прибытия полиции, а полет происходит без него.

Паспортный контроль наступает только после прохождения таможенного контроля. На этом этапе задача таможенников удостоверится в том, что пассажир имеет основания находиться на территории РФ. Согласно закону, вопросы с визами и правами на нахождение в чужой стране решаются авиаперевозчиками, но не таможенными органами. Поэтому паспорт или другие сопроводительные документы могут требоваться представителями компании-перевозчика до полета.

Отправляясь в поездку авиатранспортом, вы будете проходить через зеленый или красный коридор. Зеленый коридор - это вариант, если вы не везете вещей, которые требуют обязательного декларирования. Проходя по нему, вы даете понять сотрудникам таможни, что «чисты». Но, несмотря на это, представитель таможни имеет право выборочно провести досмотр личных вещей.

Красный коридор предназначен для граждан, которые везут предметы нуждающиеся в декларации , а именно:

  • Валюта в размере больше 10 тыс. дол. (или в эквиваленте)
  • Сувениры, которые могут иметь культурную ценность (редкие растения)
  • Табак или алкоголь, в превышающем объеме
  • Наркотические вещества для личного пользования в связи с состоянием здоровья (нужны подтверждающие документы)

Это неполный перечь предметов, которые турист обязан внести в декларацию. Заполнить ее можно заранее или непосредственно при прохождении таможенного контроля.

Таможенный досмотр на жд-вокзале: порядок проведения

При пересечении границы на поезде, процесс таможенного досмотра не существенно отличается.

Сам таможенный досмотр багажа физического лица может проводиться:

  • На специально оборудованных приграничных ЖД-станциях
  • На приграничных постах таможенного контроля
  • Во время движения на участках между границей и ближайшей к границе ЖД-станции
  • И т.д.

Досмотр пассажиров может проводиться как на занятых пассажирами местах, так и на приграничных вокзалах.

Пересечение границы регулируется приказом Минтранса №31. Согласно приказу, во время контроля, пассажирам запрещается покидать свои места, а вагон-ресторан останавливает свою работу. Таможенники устанавливают наблюдение за входами и выходами из вагонов. Таможенный досмотр грузов в багажном отсеке проводится параллельно с досмотром личных вещей.

Контролирующие органы вправе требовать от начальника поезда данные о всех подозрительных лицах, посторонних пассажирах, и т.д.

Таможенный досмотр при поездке на автомобиле

Пересекая границу на своем или чужом авто, вы также обязаны пройти таможенный контроль. В зависимости от законодательства самого государства, могут быть разные требования как к машине, на которой въезжаете в страну, так и к его оборудованию, передвижению. Детально информация представлена на ресурсе Консульского департамента МИД России.

В случае же выезда за границу с территории РФ потребуются такие документы:

  • Загранпаспорт и водительское удостоверение
  • Пассажирская таможенная декларация относительно авто
  • Документы и
  • Визовые документы
  • Медицинская страховка международного типа (можно оформить в туристической фирме или непосредственно в страховой компании)
  • Зеленая карта - международное страхование авто (размер страхового возмещения устанавливается законодательством страны, где произошло ДТП)

Важно: стандартные полисы ОСАГО не действуют на территории иностранных государств

При досмотре автомобиля, сотрудник оценивает не только состояние машины, но и ее комплектацию:наличие огнетушителя, аптечки, знака аварийной установки, наличие наклейки с обозначением страны, светоотражающий жилет.

В случае отсутствия каких-либо документов, таможенная служба имеет все основания не только задержать авто, но и не пропустить на границе.

Что может осматривать таможня при пересечении границы

Личный таможенный досмотр регулируется гл.16 Таможенного кодекса ТС. Таможня имеет право как на поверхностную оценку имущества, так и на тщательный его досмотр. Т.е. таможенникам разрешается вскрывать пломбы, нарушать целостность упаковки, для выявления возможных нарушений. Такой досмотр может нанести ущерб личному имуществу и снизить его стоимость.

Важно: При этом, таможенникам запрещается умышленно портить имущество. Поэтому, если вы стали жертвой намеренных действий, следует писать жалобу в вышестоящие таможенные органы.

Досмотр грузов разрешает таможенникам проводить даже надпилы и надрезы (к примеру, если есть подозрение, что изделие сделано из драгоценного металла и это скрывается с помощью нанесения краски на поверхность). Таможенный досмотр транспортных средств проводится в специально оборудованных для этого местах.

Досмотр должен проводиться в присутствии декларанта. В случае его отсутствия, проводится в присутствии двоих понятых. К причинам, по которым декларант может не присутствовать при досмотре, относятся:

  1. Неявка декларанта на место проведения досмотра
  2. Отсутствие информации о декларанте
  3. Угроза общественной безопасности, жизни и здоровью окружающих, госбезопасности и иных исключительных случаях
  4. Пересылка товара почтой.

К правам декларанта, при проведении досмотра, относятся следующие:

  1. Присутствовать в течение всего времени досмотра без объяснения мотивов
  2. Делать заявления, которые потенциально могут иметь отношение к предмету досмотра
  3. Давать информацию о товарах, объяснять их происхождение и т.д.
  4. Требовать, чтобы вышеуказанные пояснения и заявления были отражены в протоколе досмотра
  5. При заполнении акта таможенного досмотра, требовать его копию
  6. Требовать от таможенников соблюдения своих прав и свобод
  7. Направлять жалобу, в случае, если права, свободы или интересы были нарушены со стороны контролирующих органов.

При проведении данной процедуры, уполномоченное лицо составляет акт досмотра транспорта и грузов. В нем обязательно отражаются:

  • Данные о лицах, проводивших досмотр
  • Информация о свидетелях, присутствовавших во время осмотра
  • Объяснение причин и мотивов досмотра
  • Результаты проведеннойпроцедуры

Задача госслужащего, на этапе проверки груза, максимально объективно передать информацию о грузе. В частности, обязательно должна быть внесена такая информация:

  • Форма груза, вид, тип упаковки
  • Количество единиц товара
  • Наличие пломб, товарных номеров, клейм, и т.д.
  • Перечень наименований перевозимых товаров

Почему необходимо правильно оформлять таможенную декларацию на ввозимые товары

Как правило, таможенники проводят выборочную проверку не задекларированных грузов. Но по описанию товаров, характеристикам поставщика и другим внутриведомственным директивам, служба может провести внеплановую проверку конкретного груза.

Т.е. если в декларации указан тип товара “жидкость”, это может стать поводом для инициации проверки, т.к. в качестве “жидкости” часто провозят подакцизный алкоголь.

Даже отправляясь в туристическую поездку, следует уведомить службы о ввозимых на территорию чужого государства товарах. Если в ходе выборочной проверки выяснится, что товар относится к декларируемой группе, наступает ответственность вплоть до конфискации товара.

Статья 94. Принципы проведения таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

2. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.

3. В целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами.

4. В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями).

(п.4 в ред. Протокола от 16.04.2010)

5. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

6. При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 95. Проведение таможенного контроля

1. Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

2. Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с настоящим Кодексом;

2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

4) лиц, пересекающих таможенную границу.

3. Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.

Статья 96. Товары, находящиеся под таможенным контролем

1. При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории Таможенного союза, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с настоящим Кодексом, считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования.

2. Товары, указанные в пункте 1 настоящей статьи, считаются находящимися под таможенным контролем до:

1) помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;

2) приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров Таможенного союза в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса;

(пп.2 в ред. Протокола от 16.04.2010)

3) помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза;

4) обращения в собственность государства – члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;

5) фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза;

6) отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;

7) признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.

3. Товары, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не считаются находящимися под таможенным контролем после признания таможенными органами факта их уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, либо в результате наступления иных обстоятельств в случаях, установленных международными договорами и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза.

4. Товары Таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.

5. Товары, указанные в пункте 4 настоящей статьи, фактически не вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, не считаются находящимися под таможенным контролем со дня отзыва таможенной декларации в соответствии со статьей 192 настоящего Кодекса.

6. Таможенные органы осуществляют контроль за исполнением лицами обязательств об обратном ввозе и (или) вывозе товаров, в том числе товаров, полученных в результате переработки товаров, если такие товары подлежат обязательному обратному ввозу и (или) вывозу в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом.

(п.6 в ред. Протокола от 16.04.2010)

7. Таможенные органы вправе останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию Таможенного союза без разрешения таможенного органа водные и воздушные суда. При этом действия по задержанию (возвращению) иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств, проводятся в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза и (или) международными договорами.

(абзац в ред. Протокола от 16.04.2010)

В случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать 2 (двух) часов. Об осуществлении такого контроля составляется акт по форме, определяемой решением Комиссии Таможенного союза, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.

Статья 97. Зоны таможенного контроля

1. Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств – членов Таможенного союза.

В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

2. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.

3. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств – членов Таможенного союза.

Статья 98. Представление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля

1. Декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.

2. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.

3. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам.

4. В целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами.

5. Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение 5 (пяти) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств – членов Таможенного союза.

Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение 5 (пяти) лет после года, в течение которого проводились таможенные операции.

Статья 99. Таможенный контроль после выпуска товаров

Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Законодательством государств – членов Таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет.

Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 настоящего Кодекса.

Статья 100. Таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза

1. Таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства Таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

2. Законодательством государств – членов Таможенного союза может быть установлена возможность таможенного декларирования, совершения иных таможенных операций и уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза, либо не выпущенных в соответствии с одной из таможенных процедур, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением этими лицами предпринимательской деятельности.

Статья 101. Участие специалиста при проведении таможенного контроля

1. В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.

2. Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.

3. Специалист вправе:

1) знакомиться с материалами, связанными с осуществлением конкретных действий, совершаемых с его участием;

2) знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий при проведении таможенного контроля, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.

4. Специалист обязан:

1) участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

2) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

5. Полученная специалистом информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация не должны им разглашаться, использоваться в иных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств – членов Таможенного союза.

6. Расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются за счет средств лица, в отношении которого или товаров которого проводится таможенный контроль, если в ходе проведения таможенного контроля выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза. В иных случаях такая оплата услуг осуществляется за счет средств бюджета государства – члена Таможенного союза, таможенным органом которого проводился таможенный контроль.

Статья 102. Привлечение специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля

1. Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

2. Специалисты и эксперты, привлекаемые из других государственных органов, обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также конфиденциальную информацию, касающуюся участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.

3. Расходы, связанные с привлечением специалистов и экспертов из других государственных органов, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, возмещаются в порядке, определяемом пунктом 6 статьи 101 настоящего Кодекса.

Статья 103. Взаимодействие между таможенными органами и контролирующими государственными органами на таможенной границе

1. При проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение в порядке, определяемом законодательством государств – членов Таможенного союза.

2. В целях повышения эффективности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы и контролирующие государственные органы обмениваются информацией (сведениями) и (или) документами, необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля, с использованием информационных систем и технологий.

3. В целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу таможенный досмотр может проводиться с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе.

Статья 104. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, в том числе таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.

(п.1 в ред. Протокола от 16.04.2010)

2. Убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, в соответствии законодательством государств – членов Таможенного союза.

3. Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств – членов Таможенного союза.

Статья 105. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля

1. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля устанавливается настоящим Кодексом, международными договорами государств – членов Таможенного союза и иными международными договорами.

2. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж:

1) глав государств – членов Таможенного союза и следующих вместе с ними членов их семей;

2) глав правительств, членов правительств государств – членов Таможенного союза, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей;

3) глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих государства – члены Таможенного союза с официальным визитом;

4) иных лиц в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и иными международными договорами.

3. Освобождаются от таможенного досмотра:

1) иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом;

2) военное имущество, которое согласно специальным заявлениям соответствующих государственных органов государств – членов Таможенного союза, перемещается через таможенную границу;

3) исключен – в ред. Протокола от 16.04.2010.

Статья 106. Сбор таможенными органами информации о лицах при проведении таможенного контроля

1. В целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе осуществлять сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, включающей сведения:

1) об учредителях организации;

2) о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя;

3) о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;

4) об открытых банковских счетах;

5) о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности;

6) о местонахождении организации;

7) о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном (регистрационном, учетном) номере налогоплательщика;

8) о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

9) в отношении физических лиц – о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, сведения из документа, удостоверяющего личность, идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика (при наличии), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу.

2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеют право на ознакомление с документированной информацией о себе, имеющейся у таможенных органов, и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности.

3. Сбор информации о лицах осуществляется таможенными органами при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, а также посредством получения указанной информации от других государственных органов государств – членов Таможенного союза.

Статья 107. Использование технических средств и судов при проведении таможенного контроля

1. В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля, перечень и порядок применения которых устанавливаются законодательством государств – членов Таможенного союза.

Указанные технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.

2. Таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, может проводиться с использованием водных и воздушных судов таможенных органов.

3. Порядок использования водных и воздушных судов таможенных органов для целей таможенного контроля устанавливается законодательством государств – членов Таможенного союза.

(п.3 в ред. Протокола от 16.04.2010)

Статья 108. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств, необходимые для таможенного контроля

1. По требованию таможенного органа декларант, владелец склада, таможенный представитель и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары.

2. Перевозчик обязан способствовать проведению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит, и транспортных средств, на которых перевозятся такие товары.

3. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств не должны повлечь для таможенного органа каких-либо расходов.

Статья 109. Идентификация товаров и транспортных средств, помещений и других мест

1. Товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.

Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.

2. Порядок применения и требования к изготовлению средств идентификации устанавливаются законодательством государств – членов Таможенного союза.

(п.2 в ред. Протокола от 16.04.2010)

3. В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.

4. Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.

Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, устанавливаемой решением Комиссии Таможенного союза.