Таможенное право. Специальные - они могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в РФ товаров в количестве и на условиях

Гуманитарный Университет

1.Понятие, цели, содержание таможенного дела.

Н. б. раскрыть содержание и соотношение понятий таможенное право и таможенное дело – в экономической сфере.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Термин "таможенное дело" (таможенная деятельность) происходит от слова "тамга" (тюрск. - монг.), которое употреблялось в России в XIII - XV вв. применительно к сбору с торговых сделок. От слова "тамга" в дальнейшем образовался глагол "тамжить", т. е. облагать товар пошлиной.
В современном понимании "таможенное дело" - это сложное комплексное понятие, непосредственно связанное с внешней и внутренней политикой российского государства. В рамках государственной политики государственная таможенная деятельность имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению многочисленных интересов и потребностей.
В нормативных правовых актах содержались различные определения понятия таможенного дела. По таможенному Уставу СССР 1924 года (ст. 2) существо таможенного дела исчерпывалось "...борьбой с контрабандой на территории страны". В Таможенном кодексе СССР 1928 года (ст<*> таможенное дело определялось как выполнение таможенными органами постановлений о государственной монополии внешней торговли . В Таможенном кодексе СССР 1964 года (ст. 2) <**> определение таможенного дела включало в себя следующие элементы: "...контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, выполнение таможенных операций и борьба с нарушением таможенных правил и контрабандой".

<*> СЗ СССР. 1929. N 1. Ст
<**> ВВС СССР. 1964. N 20. Ст. 242.
В Таможенном кодексе СССР 1991 года содержалось более полное определение таможенного дела, соответствовавшее своему времени - перестройке, для которого были характерны расширение внешней торговли и либерализация внешнеэкономической деятельности . Таможенное дело рассматривалось в нем в качестве средства осуществления таможенной политики. В контексте статьи 1 указанного Кодекса понятием таможенного дела охватывалось: "Порядок перемещения через таможенную границу СССР товаров и иных предметов, таможенное обложение, оформление, контроль и другие средства проведения в жизнь таможенной политики...". Характерная особенность данного определения таможенного дела состоит в том, что оно не включает в него таможенную политику.
Под таможенным делом в Таможенном кодексе РФ 1993 года (ст. 1) понимается сама таможенная политика, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Такое определение таможенного дела признается удачным. Оно достаточно полно отражает содержание таможенной деятельности и соответствует структуре ТК РФ <*>.

<*> Таможенное право. / Отв. ред. . - С. 3; Бахрах право как институт административного права .
Структура таможенного дела по Таможенному кодексу
Российской Федерации
- Таможенная политика; перемещение через таможенную границу товаров, транспортных средств; таможенные режимы; таможенно - тарифное регулирование; таможенные платежи; таможенное оформление; таможенный контроль; валютный контроль ; предоставление таможенных льгот; ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД); борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела.
- Дознание и оперативно - розыскная деятельность таможенных органов; борьба с нарушениями таможенных правил и применение мер ответственности за эти нарушения.
- Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение; информирование и консультирование; принятие, аннулирование, изменение или отзыв предварительных решений; обращение в собственность государства и распоряжение товарами и транспортными средствами; обжалование и рассмотрение решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц; регулирование прохождения службы в таможенных органах.
Приведенная система отражает лишь современную структуру российского таможенного дела. Но таможенное дело не является неизменным. Новые задачи таможенной политики могут потребовать новых средств ее осуществления, их изменения и дополнения, что получит адекватное отражение и в содержании таможенной деятельности. Но каким бы ни был набор компонентов таможенного дела в каждый данный момент, в своей совокупности они всегда направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей государства.
Экономические цели таможенной деятельности достигаются посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу: таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость , акцизов, сборов - за таможенное оформление, за хранение товаров, за таможенное сопровождение и других платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации.
Регулятивные цели таможенной деятельности достигаются посредством установления ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, а также запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, квотирования экспорта и импорта; выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и др. Регулятивная таможенная деятельность осуществляется исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономической основы собственного суверенитета; защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям. Установление любых протекционистских мер производится таможенными органами при условии соблюдения требований, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации.
Правоохранительные цели таможенной деятельности заключаются в защите: государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений, окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в применении мер пресечения незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д. На достижение правоохранительных целей направлена деятельность всей системы таможенных органов, на которые возложены функции таможенного и валютного контроля, борьбы с контрабандой и другими нарушениями таможенных правил, оперативно - розыскной деятельности, производства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил, а также применения мер административной ответственности .
Таможенное дело - монополия государства
Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики и ее осуществление. Государству принадлежат функции по управлению таможенным делом через специально создаваемые таможенные органы. Главный смысл государственной монополии таможенного дела состоит в обеспечении централизованного регулирования внешнеторгового обмена. Монополия таможенного дела решает две задачи: всемерное использование внешнеэкономических связей , для решения вопросов развития экономики страны и ограждения ее от неблагоприятного воздействия внешнеэкономических факторов - спекулятивных, монопольных, конъюнктурных и т. д.
Таможенное дело - предмет ведения Российской Федерации
Конституция РФ (п. "ж" ст. 71) относит к ведению Российской Федерации таможенное регулирование. В свою очередь, ТК РФ (ст. 1) таможенное дело в целом относит к ведению федеральных органов государственной власти.
Отнесение таможенного дела к федеральной компетенции обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране. В статье 8 Конституции РФ установлено: "В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства , свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности". На территории Российской Федерации "...не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств" (ч. 1 ст. 74 Конституции РФ). Для обеспечения единства экономического пространства и единства таможенного дела в стране в Конституции РФ предусмотрены соответствующие ограничения в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления , правовой статус которых содержит полномочия по установлению таможенных границ, таможенных пошлин и сборов (п. "ж", "з" ст. 71; ч. 1 п. "н" ст. 72; ст. 73; ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).
Единство таможенного дела гарантируется и особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования: согласно пункту "в" статьи 106 Конституции РФ такого рода нормативные акты подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания.
Основное направление дальнейшего развития таможенного дела в Российской Федерации - гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой (ст. 2 ТК РФ).
В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции ТК РФ (ст. 4) устанавливает, что Российская Федерация создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли , заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права . Таможенное дело тесно связано с внешними связями, с международными отношениями . Оно зависит от международных договоров Российской Федерации и способствует их реализации. В ТК РФ (ст. 6) установлено, что при осуществлении таможенного дела применяется принцип приоритета международного договора Российской Федерации, если в ТК РФ и в других актах законодательства Российской Федерации по таможенному делу содержатся другие правила.

2.Понятие, предмет, метод, принципы и источники таможенного права.

6.Система таможенного права. Источники таможенного права, понятие, виды, краткая характеристика.

Таможенное право – это отрасль права, представляющая собой систему правовых норм , регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Указанное определение дано через категории: род и вид. Родовым является понятие отрасль права. Т. е. таможенное право является одной из отраслей права наряду с гражданским правом, уголовным, финансовым и др. При этом, обладает видовыми отличиями, позволяющими отграничить его от др. отраслей права, а именно, оно (и только оно) связано с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Например: перемещение автомобиля через таможенную границу, ввоз и вывоз денежных средств .

Среди ученых нет единого мнения о месте таможенного права в системе российского права. Например, : ТП – это самостоятельная отрасль права. , – несамостоятельная отрасль права – подотрасль административного права, – это институт АП.

Аргумент ученых 2 точки зрения: в таможенном праве господствует административно-правовой метод регулирования. Гражданско-правовому методу нет места. Следовательно, если метод административно-правовой, то и место ТП в АП.

Вместе с тем, критерием отграничения самостоятельности наук являются наличие самостоятельного предмета и метода правового регулирования (есть дополнительные критерии: собственные источники права, терминология, круг субъектов).

ТП является самостоятельной отраслью права, т. к. имеет свой предмет регулирования - общественные отношения, которые возникают в связи с перемещением товара и транспортных средств через таможенную границу. В таможенном праве ключевым словом является словосочетание "перемещение товара и транспортных средств через таможенную границу", т. е. все, что связано с перемещением товара через таможенную границу, изучается отраслью таможенного права.

Отсюда следует и специфика метода правового регулирования - основным для таможенного права является административно-правовой метод - метод властных предписаний, который основан на отношениях власти и подчинения сторон. Здесь существуют отношения неравных сторон, одна из которых подчиняется другой. Специфика таможенного дела весьма существенна, установлен жесткий порядок перемещения товаров через таможенную границу. Таможенные органы в своей деятельности используют способы дозволения, обязывания и запрета, присущие любому правовому регулированию.

Альтернатива действий лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается в строго определенных параметрах. Эти альтернативные действия как раз и дают возможность регулировать их с помощью гражданско-правового метода, который предполагает равенство сторон правоотношения.

Например, 1) участник ВЭД обращается за помощью в таможенном оформлении к таможенному брокеру и заключает с ним договор об оказании услуг, или заключается договор об оказании услуг по перевозке товара; 2.) лица, перемещающие товары через таможенную границу, сами определяют, какой таможенный режим избрать для своих товаров.

Другой особенностью таможенного права является его комплексность. Это означает, что нормы таможенного права носят характер иных отраслей права: административно-правовой (например, отношения по поводу применения к товарам и транспортным средствами различных ограничений - лицензирование) и финансово-правовой (например, отношения по поводу взыскания таможенных налогов и сборов).

Принципы ТП:

Общеправовые принципы: 1.) законности, 2.) демократизма

Специальные принципы: 1.) полного и четкого таможенного регулирования 2.) обеспечение эффективности таможенно-правовых средств и инструментов.

Система ТП: делится на 1.) Общую и 2.) Особенную части. Общая часть изучает понятие, особенности, методы и предмет таможенного права; правовой статус таможенных органов и их должностных лиц; источники таможенного права. Особенная часть таможенного права посвящена правовым основам перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и содержит такие институты, как производство таможенного оформления, помещение товаров под определенный таможенный режим, виды таможенных процедур, порядок уплаты таможенных платежей, формы таможенного контроля.

Источники ТП – это НПА, содержащие нормы ТП Особенность источников: законодательство в сфере ТП представлено только актами федерального уровня, т. к. Конституцией РФ таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственных органов.

Виды источников:

1. Конституция РФ – устанавливает основные начала и принципы таможенной деятельности в РФ. п. «ж» ст.71 - там. регулирование носит исключительно федеральный х-р, ч.1 ст.74 – запрещает устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. п. «в» ст.106 - федеральные законы по вопросам таможенного регулирования, принятые ГД, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Другие статьи Конституции: ч.1,2 ст.8, ч.3 ст.15, ст.21, ч.2 ст.24, ч.2 ст.27

2.Международдные договоры РФ в таможенной сфере – конституция закрепила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. РФ участвует в следующих договорах: Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1979 г., Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г., Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) 1990 г., Таможенная конвенция о контейнерах 1972 г., двусторонние договоры с иностранными государствами в области таможенного дела.

3. Федеральные законы РФ – занимают значительное место. Например, Закон РФ «О таможенном тарифе» 1993 г., ФЗ РФ «О службе в таможенных органах РФ» 1997 г., ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.03,ФЗ РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенасационных мерах при импорте товаров» от 08.12.03, Закон РФ «О ввозе и вывозе культурных ценностей» 1993 г., Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» 2001 г.,

4. Таможенный кодекс РФ - принят в 2003 г. Кодекс направлен на защиту экономических интересов российских товаропроизводителей и существенно облегчает деятельность законопослушных экспортеров и импортеров товаров. Добавить про ТК РФ.

УК РФ – контрабанда (ст.188), ст.189, ст.194

Указы Президента РФ: согласно п.3 ст.3 ТК РФ 2003 г. отношения в таможенной сфере могут регулироваться также Указами Президента РФ. Например, Указ Президента РФ от 21.06.01 № 000 «О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней ».

Постановления Правительства РФ: издает постановления и распоряжения в области таможенного права. Например, Правительство РФ регулярно принимает постановления об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении разных видов товаров.

Постановления Министерства экономического развития и торговли РФ: Согласно Положения о Минэкономразвития и торговли, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.08.04 № 000 является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в таможенном деле.

3. Таможенно-правовые нормы: понятие, структура, виды. Действие таможенно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Нормы ТП – это нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере таможенного дела. Понятие НП дается в науке ТГП. Отсюда, нормы ТП – это установленные и гарантированные государством, общеобязательные, формально-определенные правила поведения, выступающие регулятором общественных отношений в сфере таможенного дела.

Признаки норм ТП: 1.) общеобязательность, 2.) формальная определенность, 3) установлены специальным субъектом – государством, 4.) выступают регулятором общественных отношений (за неисполнение наступает юридическая ответственность.

Структура: состоят из 3-х частей: 1.) гипотеза, 2.) диспозиция, 3.) санкция.

Гипотеза – определяется при каких условиях применяется конкретное таможенное правило. Согласно п.1 ст.72 ТК РФ при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка (т. е. если один вид транспорта, к нему одни документы; если другой, то другие).

Диспозиция – это само правило поведения. Согласно п.1 ст.72 ТК РФ перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные ст.73-76 ТК РФ.

Санкция – это ответственность, наступающая за нарушение соответствующей нормы. Санкций в ТК РФ нет, они сосредоточены в КоАПе и УК РФ.

Особенность норм ТК РФ: разработаны на основе норм международных договоров, участницей которых является Россия, т. е. они имеют широкую международно-правовую основу.

Виды таможенных норм:

1. по характеру правил поведение участников таможенных правоотношений:

а.) материальные – отвечают на вопрос «что?», закрепляют права и обязанности участников таможенных правоотношений

б.) процессуальные – отвечают на вопрос «как?», «каким образом?», регламентируют порядок и действие норм материального права. Их довольно много, т. к. необходимо четко регламентировать порядок перемещения товаров через границу.

2. по направленности поведения участников таможенных отношений:

а.) обязывающие – предписывают участникам таможенных правоотношений совершать определенные действия или воздержаться от их совершения. Например, согласно п.1 ст.63 ТК РФ, при производстве таможенного оформления лица, определенные ТК РФ, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления.

б.) запрещающие – согласно п.6 ст.63 ТК РФ таможенные органы не вправе отказать в принятии документов из-за наличия в них неточностей, не влияющих на определение размера подлежащих уплате таможенных платежей

в.) управомочивающие – закрепляют за участниками таможенных правоотношений право совершать альтернативные действия. В соответствии с п.2 ст.62 ТК РФ по мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции по таможенному оформлению могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов.

3. по степени определенности выражения в них правил поведения участников таможенных оформлений:

а.) определенные, б.) неопределенные (бланкетные) – п.1 ст.341 ТК РФ.

Толкование и применение норм таможенного права.

Для точного и правильного применения норм ТП необходимо четко усвоить их смысл и содержание в законе.

Виды толкования

По объему: 1.) ограничительное, 2.) расширительное.

По субъектам: 1.) официальное – толкование их уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами, закрепляется в законодательстве. Точка зрения: судебное. 2.) научное – основано на научных исследованиях – отражается в учебниках, монографиях (,).

Применение норм ТП: реализуется в практической деятельности участников таможенных правоотношений. Участники ТП должны придерживаться норм ТП путем действия и бездействия, в случаях предусмотренных в законе.

Подобно всем правовым нормам – нормы ТП применяются на определенном территориальном пространстве, в течение определенного времени и по отношению к конкретным лицам.

Действие ТП во времени: Общее правило: нормы ТП применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, кроме случаев предусмотренных п.2 ст.4 ТК РФ (п.1 ст.4 ТК РФ). Исключения (п.2 ст.4 ТК РФ): имеют обратную силу, если: 1.) улучшают положение лиц и прямо предусматривают обратную силу. 2.) в иных случаях, если это предусмотрено ФЗ-нами и международными договорами РФ.

Общее правило вступления в силу: Акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Исключения: п.4 ст.4 ТК РФ. Например, когда установлен специальный порядок введения в действие , например, в более короткие сроки.

Действие ТП в пространстве: действие таможенных правовых норм распространяется на таможенную территорию РФ и ограничено ее таможенной границей (п.1 ст.2 ТК РФ).

Что такое таможенная территория, отличается ли это понятие по содержанию от термина территория России? Да, отличается, т. к. это понятие – юридическая фикция. Понятие таможенная территория России дано в п.1-3 ст.2 ТК РФ: оно включает территорию РФ + искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию. Кроме того, отличие от территории РФ выражено в том, что товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ для целей таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера. Т. о., территория РФ и таможенная территория РФ – это разные по объему понятия.

Таможенная граница – это пределы таможенной территории, следовательно, она в основном совпадает с территорией РФ, кроме территорий, указанных в п.2, 3 ст.2 ТК РФ.

Действие ТП по кругу лиц: Общее правило: действие норм ТП распространяется на всех лиц, находящихся на таможенной территории РФ. Исключения: ст.298 ТК РФ – применяются в отношении товаров, перемещаемых специальными субъектами, предусмотренных гл.25 ТК РФ (дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств и т. д.) и товаров, предназначенных для личного и семейного пользования.

4.Таможенные правоотношения: понятие, содержание.

Таможенные правоотношения – это общественные отношения, регламентированные нормами таможенного права.

Необходимо отграничивать таможенные отношения от отношений, не регламентированных правом и от иных видов правоотношений. Например, ссора мужа и жены на таможенном посту не является правоотношениями, приобретение воды на таможенном посту также не является таможенным правоотношением.

Специфика таможенных правоотношений:

1.) всегда индивидуализированы, т. к. в них вступают конкретные субъекты - носители юридических прав и обязанностей

2.) носят имущественный характер, т. к. предполагают перемещение материальных ценностей или денежных средств (вопрос: а если перемещается книга?)

3.) особое положение одного из субъектов таможенного правоотношения - таможенного органа. Это специальный субъект таможенного права, наделенный специальными полномочиями в области таможенного дела.

4.) в ТПотношениях взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они и вовсе противоположны. Задача Торгана – обеспечить полную и своевременную уплату таможенных пошлин. У лиц, уплачивающих пошлину, как правило, задача уклониться от ее уплаты.

ТПотношения имеют внутреннюю структуру:

1. Субъект, 2.Объект, 3. Содержание правоотношения.

Субъект – это участники таможенных правоотношений, наделенными правами и обязанностями в таможенной сфере. Виды субъектов: 1) Таможенные органы, 2.) их должностные лица, 3.) ЮЛ, 4.) ФЛ

Объект – те материальные блага, на достижение которых направлены интересы субъектов правоотношения. В соответствии с п.1 ст.12 ТК РФ все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. Дефиниции понятий товары и транспортные средства даны в пп.1, 5 ст.11 ТК РФ.

Основание возникновения ТПотношения – это юридический факт. А именно, такой вид юридического факта как действие, но иногда и события – нахождение товаров под определенным режимом прекращается по истечении определенного времени.

5.Субъекты таможенных правоотношений. Декларант, брокер, перевозчик, владельцы складов хранения.

7.Понятие и правовой статус таможенных органов. Функции, компетенция таможенных органов и формы ее реализации.

Субъект – это участники таможенных правоотношений, наделенными правами и обязанностями в таможенной сфере.

Субъектов делят на виды: 1.) специальные – а.) таможенные органы, б.) государственные служащие таможенных органов, 2.) иные: а.) физические лица, б.) юридические лица.

Таможенные органы – это государственные органы, которые осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Они являются органами исполнительной власти. Действующим законодательством они отнесены к правоохранительным органам . Т. е. они не только осуществляют функции в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, взимание таможенных платежей, но и ведут борьбу с преступлениями и правонарушениями в сфере таможенного дела.

Правовой статус таможенных органов закреплен в разделе 5 ТК РФ (ст.401-436).

Согласно п.1 ст.401 ТК РФ Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Это значит, что Торганы имеют внутреннюю структуру, иерархическую подчиненность между органами, в систему органов не могут входить частные органы, органы государственной власти субъектов, местного самоуправления и др.

Виды таможенных органов:

1.) Федеральная таможенная служба (ФТС), с 1991 по 2004 годы им был Государственный таможенный комитет, с 2004 года – ФТС РФ

2.) региональные таможенные управления

3.) таможни

4.) таможенные посты

Функции Торганов закреплены в ст.403 ТК РФ, их можно разделить на 3 группы:

1.) осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, взимание таможенных пошлин, налогов и сборов, обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств ч-з таможенную границу.

2.) ведение борьбы с контрабандой и др. преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации

3.) обеспечение выполнения международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями.

Компетенция (права) таможенных органов закреплены в ст.408 ТК РФ:

1.) требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом; проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность

2.) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности

3.) задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации

4.) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления: о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов.

Виды таможенных органов:

1. Министерство экономического развития и торговли РФ – является ФОИВЛ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и НПрегулированию в сфере ВЭД, таможенного дела, торговли.

МЭРТ осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении ФТС. Принимает НПА, определяющие: порядок ведения реестров: лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; перечни, форму и порядок заполнения и использования различных актов и документов в сфере таможенного дела.

2. ФТС – является ФОИВЛ, осуществляющим функции по конрлою и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, др. преступлениями и административными правонарушениями. А именно, ФТС осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов и сборов; таможенное оформление и таможенный контроль; производство по делам об адм. правонарушениях и рассмотрение таких дел; дознание и производство неотложных действий в соответствии с УПК РФ.

ФТС находится в ведении Минэкономразвития России. ФТС по общему правилу не осуществляет НП регулирование (в исключительных случаях – да, стр.43 учебника).

3. Региональные таможенные управления – является Торганом, входящим в систему Торганов РФ и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ. Регион деятельности определяется ФТС по согласовнию с Минэкономразвития РФ. В РФ создано 7 РТУ по числу федеральных округов: Уральский, Центральный, Южный и т. д.

РТУ осуществляет руководство деятельностью таможен и таможенных постов, находящихся в регионе и является вышестоящим органом, за исключением таможен, непосредственно подчиненных ФТС.

Компетенция РТУ определена в Общем положении о РТУ: 3 группы полномочий: 1.) организационные, контролирующие, 2.) осуществляемые самостоятельно в сфере таможенного дела, 3.) направленные на повышение эффективности деятельности таможенных органов, включая собственную.

4. Таможни - это таможенный орган, входящий в систему таможенных органов РФ, и осуще­ствляет свою деятельность под общим руководством ФТС и непосредст­венным руководством РТУ. Регион деятельности таможни определяется ФТС России по согла­сованию с Минэкономразвития России. Таможня осуществляет руково­дство деятельностью таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

Компетенция: 1) производство таможенного оформления товаров и транспортных средств; 2) обеспечение правильности ис­числения и своевременной уплаты таможенных платежей; 3) проведение таможенного контроля; 4) контроль за фактическим вывозом и подтверждением фактического вывоза товаров за пределы таможенной границы Россий­ской Федерации; 5) произ­водство по делам об административных правонарушениях и рассмотре­ние таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях..

5.Таможенные посты – это Торган, входящий в систему таможенных органов РФ и осуществляющий свою деятельность под общим руководством ФТС России, руководством РТУ и непосредственным ру­ководством таможни. В отличие от других таможенных органов таможенный пост не явля­йся юридическим лицом. Однако таможенный пост может быть образо­ван и как юридическое лицо решением ФТС России.

Компетенция: таможенное оформление и таможенный контроль, борьба с административными правонарушениями в таможенной сфере.

Иные (неспециальные) субъекты ТПотношений: ФЛ и ЮЛ, перемещающие товары через таможенную границу - это право часть экономической деятельности лиц, предоставленное Конституцией РФ. Монополии государства на экономическую деятельность не существует. Ограничение на ввоз и вывоз может быть только в предусмотренных законом случаях.

Для ЮЛ в установленных законом случаях требуется лицензия. Для ФЛ – дееспособность, установленная ТК РФ (=ГК РФ).

Понятия декларант, брокер, перевозчик – даны в пп.15-17 ст.11 ТК РФ, владелец склада временного хранения – ст.108 ТК РФ.

8.Таможенная служба: понятие, принципы прохождения.

Таможенная служба - это особый вид государственной службы граждан РФ.

Правовая основа: Конституция РФ, ТК РФ, ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» от 18.06.97.

Принципы ТС: 1.) законности, 2.) равный доступ граждан к государственной службе в Торганах, 3.) единство требований, предъявляемых к государственной службе, 5.) ответственности, 6.) внепартийности, 7.) стабильности кадров.

Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане Россий­ской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, способные па своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоро­вья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы (Смотри Методические рекомендации по организации работы по приему граждан РФ на службу (работу) в таможенные органы РФ, по назначению на должность, по увольнению должностных лиц таможенных органов РФ и учреждений ГТК РФ, утвер­жденные распоряжением ГТК РФ от 01.01.01 г. .

Общая хар-ка ТК ТС. 2

Общая хар-ка ФЗ 311. 2

Таможенные правоотношения. 3

Таможенное регулирование (ТР) и таможенное дело(ТД). 4

Таможенные органы. 6

Таможенные платежи. 7

Таможенный контроль. 9

Таможенные операции, предшествующие подачи таможенной декларации. 10

Таможенные операции связанные с помещением товаров под таможенную процедуру. 11

Таможенные процедуры. 12

Перемещения физ лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ТС. 13

Общая хар-ка тк тс.

ТК ТС является приложением к договору о ТК ТС, принятым Межгос-м Советом Еврозэс на уровне глав гос-в от 27.11. 2009 г.

ФЗ от 2.06.2010 г. о ратификации договора о ТК ТС.

ТК ТС состоит из 2 частей:

2. Специальная

Включают 8 разделов:

1. Основные положения

2. Таможенные платежи.

3. Таможенный контроль

Специальная часть:

4. Таможенные операции, предшествующие подачи таможенной декларации

5. Там-е операции связанные с помещением товаров под таможенную процедуру

6. Там-е процедуры

7. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров.

8. Переходные положения.

3 уровень системы источников: национальное законодательство.

Включает в себя:

Н/п/а государств-членов ТС:

*указы президентов,

*постановления и распоряжения правительств,

*правовые акты таможенных служб (федеральные таможенные службы России, государственного таможенного комитета респ. Беларусь, комитета там-го контроля мин. финансов респ. Казахстан)

Нпа РФ в области таможенного дела подразделяются исходя из текста закона подразделяются:

1. Акты законодательства РФ о таможенном деле

2. Иные правовые акты РФ в области там-го дела

В соответствии со ст. 3 ч. 4 ФЗ 311 законодательство РФ о таможенном деле состоит из:

*ФЗ о таможенном регулировании в РФ и принимаемых в соответствии с ним иных ФЗ.

Закон РФ от 21.05.1993 г. 5003-1 о таможенном тарифе (с измен. от 2013г.).

Закон РФ от 15.04.1993 4804-1 о вывозе и ввозе культурных ценностей.

ФЗ от 21.06.1997 114 о службе в таможенных органах РФ

Существует огромное количество законов, которые содержат отдельные таможенно-правовые нормы (ФЗ об оружии содержит нормы о ввозе и вывозе оружия и др.)

Общая хар-ка фз 311.

ФЗ от 27.11.2010 г. 311 (это дата подписания закона Президентом). В тексте закона, в последней ст. содержится инф-я порядке вступления этого закона. Общее правило: вступает в силу через меся со дня опубликования. Официально был опубликован 29 ноября, следовательно вступил в силу 29 декабря 2010 г.

1. Общие положения.

2. Таможенные платежи

3. Таможенный контроль

4. Ввоз товара в РФ и их вывоз из РФ

5. Таможенные операции связанные с помещением товаров под таможенную процедуру

6. Таможенные процедуры

7. Особенности совершения там-х операций в отн-и отдельных категорий товаров

8. Заключительные и переходные положения.

Иные нпа РФ о таможенном деле. ФЗ 311 к. иным нпа относит:

1. Указы Президента РФ (указ Президента РФ от 11.05.2006 вопросы ФТС; указ П РФ от 1.06.2011г 880 об отмене согласованных видов контроля на гос. границе РФ с рес. Белорусия и респ. Казахстан - данным указом с 1.06.2011 г. на гос. границе отменены все виды контроля, кроме пограничного).

2. Постановления и распоряжения Правительства Рф (ПП РФ от 26.06.2006 г. О ФТС)

ПП РФ утверждаются ставки вывозных таможенных пошлин (ставки на нефть, электроэнергию, лес и т.д.)

3. НПА ФОИВ и приказы и распоряжения ФТС + минфин осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере таможенных платежей и определения таможенных цен.

Особенности действия таможенного закон-ва ТС и НПА РФ в области таможенного дела во времени.

Там-е закон-во ТС:

1. Там-е закон-во входит в ТК:

Ратификация парламентами 3-х стран (ФЗ о ратификации ТК ТС)

Решение межгос-го совета (от 5.06.2010 48 по которому договор считается вступившим в силу 6.06.2010г.)

2. Международные договоры гос-в членов ТС вступают в силу:

Ратификации парламентами 3 гос-в

Решение высшего органа ТС о том, что договор вступает в силу с определенной даты

3. Решения Евразийской Экономической Комиссии имеют обязательный хар-р для гос-в членов ТС. Они вступают в силу ее ранее, чем по истечении 30 календарных дней с даты их официального опубликования.

Распоряжением Правительства РФ от 22 августа 2013 г. официальным источником считается Российская Газета.

Особенности действия НПА РФ в области таможенного дела. Ст. 6 ФЗ 311.

Ч. 3 ст. 6 акты закон-ва РФ о таможенном деле вступают в силу не ранее, чем по истечении 30 дней после их официального опубликования. Иные нпа - 30 дней, кроме: если установлен специальный порядок вступления в силу; или устанавливают более льготный порядок.

Особенности действия в пространстве.

П. 2 ст. 3 закон-во действует на таможенной территории ТС. Ст. 2 - таможенная территория.

Действия нпа - ст. 7. Общее правило: нпа РФ действуют на территории РФ (исключения ст. 7)

Таможенные правоотношения.

1. Понятие, особенности и состав там-х правоотношений.

2. Субъекты там-х пр-й:

А) виды субъектов

Б) участники внешней экономической деятельности (ВЭД); уполномоченный экономический оператор

В) лица осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела

3. Объект там-х пр-й:

А) понятие объекта

Б) понятие и виды товаров

В) понятие и виды транспортных средств

Таможенное право (лекции)
1. Таможенная политика, таможенное регулирование и таможенное дело. Система, принципы и источники таможенного права России. Таможенно-правовые нормы и отношения. Субъекты таможенного права

1.1. Таможенная политика, таможенное регулирование и таможенное дело

1.2. Понятие, предмет, метод и принципы таможенного права

1.3. Система таможенного права

1.4. Таможенно-правовые нормы и отношения

1.5. Источники таможенного права

1.6. Субъекты таможенного права

2. Правовое регулирование и принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ

2.1. Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России

2.2. Особенности перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации

3. Понятие и виды таможенных режимов. Выбор и изменение таможенного режима. Пользователь (бенефициар) таможенного режима, его права и обязанности. Общая правовая характеристика таможенного режима

3.1. Понятие и виды таможенных режимов и особенности их правового регулирования. Выбор и изменение таможенного режима. Пользователь (бенефициар) таможенного режима, его права и обязанности

3.2. Общая правовая характеристика отдельных таможенных режимов

4. Правовые основы таможенно-тарифного регулирования. Цели и элементы таможенного тарифа. Механизм исчисления и уплаты таможенных платежей. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

4.1. Понятие и правовые основы таможенно-тарифного регулирования. Таможенный тариф: понятие, цели, элементы

4.2. Понятие, виды, порядок исчисления и уплаты таможенных платежей

4.3. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

5. Таможенная стоимость: понятие, цели использования. Определение страны происхождения товара. Определение таможенной стоимости (таможенная оценка). Таможенная стоимость в нетарифном регулировании.

5.1. Таможенная стоимость: понятие, цели использования

5.2. Определение страны происхождения товара

5.3. Методы определения таможенной стоимости

5.4. Использование таможенной стоимости в нетарифном регулировании

6. Таможенное оформление: понятие, цели, стадии, общий и упрощенный порядок. Предварительные операции. Декларирование: форма, место и сроки подачи таможенной декларации. Участники процедуры таможенного оформления: декларант, таможенный брокер и таможенный перевозчик

6.1. Понятие таможенного оформления

6.2. Виды таможенного оформления

6.3. Место, время и правила таможенного оформления

6.5. Таможенный перевозчик

6.6. Форма декларирования товаров и транспортных средств

6.7. Порядок декларирования товаров и транспортных средств

7. Таможенный контроль

7.1. Виды таможенного контроля

7.2. Место и время осуществления таможенного контроля

7.3. Порядок таможенного контроля

8. Правонарушения в сфере таможенного дела: понятие, юридические признаки и классификация таможенных правонарушений. Состав нарушения таможенных правил. Привлечение к ответственности за нарушения таможенных правил

8.1. Понятие нарушений таможенных правил

8.2. Своевременность выявления правонарушений обеспечивает не только пресечение его на ранних этапах совершения, но и восстановление нарушенных требований

8.3. Механизм рассмотрения дел о нарушении таможенных правил

^ ТЕМА 1: ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО: ПРЕДМЕТ, МЕТОД, НОРМЫ, ИСТОЧНИКИ И СУБЪЕКТЫ
Таможенная политика, таможенное регулирование и таможенное дело. Система, принципы и источники таможенного права России. Таможенно-правовые нормы и отношения. Субъекты таможенного права..
§ 1. Таможенная политика, таможенное регулирование и таможенное дело

Таможенная политика - это система экономических, правовых, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, проводимых государством и направленных на всестороннее регулирование таможенных отношений и реализацию внутри- и внешнеэкономических интересов России.

Таможенная политика является составной частью внешнеэкономической политики каждого государства: она регулирует товарообмен между странами, оказывая экономическое и политическое влияние как на рынки стран-партнеров, так и на их политику, в том числе экономическую и торговую. Таможенная политика государства способствует расширению экономических связей, увеличению объема внешнеторговых операций, т.е. всего того, что так или иначе опосредуется в деятельности таможенных органов.

Одним из основополагающих принципов таможенной политики является ее единство на всей территории Российской Федерации. Это исключает возможность ее разделения между Федерацией и ее субъектами.

Принцип единства таможенной политики обуславливает отнесение таможенного регулирования к ведению Российской Федерации. В соответствии со ст. 74 Конституции, имеющей прямое отношение к характеристике таможенной политики, как, впрочем, и таможенного законодательства: 1) на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких –либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; 2) ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Что касается субъектов Российской Федерации, то целесообразно всемерно учитывать их потребности, и интересы, а также опираться на информационно-консультативную помощь с их стороны в ходе полготовки нормативных документов в области таможенного дела. Такой подход к интересам субъектов Российской Федерации реализован в ряде указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ по таможенным вопросам.

Таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования и таможенного дела.

Согласно ч. 1. ст. 1 ТК таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу России. Иными словами, государство с помощью норм права определяет те положения, которые подлежат выполнению физическими и юридическими лицами при перемещении грузов через границу. Совокупность этих норм составляет содержание таможенного законодательства.

Что касается таможенного дела, то в современных условиях оно представляет собой динамично развивающуюся область знаний, в основе которой – сложный, органически единый институт, являющийся частью системы исполнительной власти. Осуществление внешнеэкономической деятельности невозможно вне применения основ таможенного дела, так как пересечение границы и перемещение через нее различных грузов всегда означает взаимодействие с таможенной системой.

Согласно ч. 2 ст.1 ТК, таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательствам РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

К элементам таможенного дела относятся:

Таможенные операции;

Таможенные процедуры;

Таможенный тариф;

Таможенная статистика.

Таможенные операции, согласно п. 20 ст. 11 ТК, -отдельные дейст­вия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами при их таможенном оформлении. Они равно применяются независимо от стран происхождения, отправле­ния, назначения товаров. К таможенным операциям следует отнести уплату таможенных платежей, осуществление таможенного контроля, выпуск товаров таможенными органами.

Таможенные процедуры представляют собой совокупность положе­ний, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможен­ных целей. К ним относятся; внутренний таможенный транзит, вре­менное хранение, порядок выбора и использования таможенных ре­жимов и т.д. Таможенные процедуры часто называют таможенными формальностями, их исполнение обычно происходит в процессе тамо­женного оформления грузов, перемещаемых через границу.

По своей сути таможенные операции и процедуры есть те полно­мочия, которые должны быть реализованы субъектами ВЭД (иными заинтересованными лицами) и таможенными органами при переме­щении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Таможенный тариф представляет собой инструмент торговой поли­тики и государственного регулирования внутреннего рынка россий­ских товаров при его взаимосвязи с мировым рынком. Как элемент та­моженного дела, он помогает определить объем таможенных плате­жей, подлежащих уплате субъектом ВЭД. Основой таможенного тарифа является Товарная номенклатура внешнеэкономической дея­тельности, которая в соответствии с ч. 2 ст. 39 ТК применяется для осу­ществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности. Суть ее состоит в том, что в отношении каждого перемещаемого товара определяется его классификационный код, который влияет на ставку таможенной пошлины. Товарная номенклатура внешнеэкономиче­ской деятельности утверждается Правительством РФ исходя из приня­тых в международной практике систем классификации товаров.

Таможенная статистика представляет собой самостоятельный эле­мент таможенного дела. Она применяется в целях контроля за поступ­лением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного кон­троля, анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, ее тортового и платежного балансов и экономики в целом.

Согласно ч. 1. ст. 26 ТК, таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу и предоставляют данные таможенной статистики Президенту РФ, Федеральному собранию РФ, Правительству России, иным органам, международным организациям.

Объектом таможенной статистики являются все товары, перемещение которых уменьшает или увеличивает материальные ресурсы страны. Сбор и обработка информации в области таможенного дела дают возможность выявить закономерности развития внешнехозяйственных отношений; факторы, влияющие на их динамику; провести анализ различных сторон международной торговли; спрогнозировать дальнейшие взаимосвязи субъектов таможенного дела.

Названные элементы таможенного дела воплощаются в жизнь, как правило, на основе норм таможенного права. Через таможенную политику реализуются основные задачи и направления развития таможенного дела, которые оформляются соответствующими законами и иными правовыми актами.

§ 2. Понятие, предмет, метод и принципы таможенного права

Таможенное право находиться в основе таможенного регулирования. Оно представляет собой средство государственного регулирования таможенного дела на территории Российской Федерации, поскольку правовое регулирование является в принципе государственным регулированием. Без таможенного права невозможно создание нормально функционирующего таможенного механизма, в основе которого лежит система исполнительной власти в лице таможенных органов. Таким образом, таможенное право обеспечивает органическую взаимосвязь всех элементов, составляющих таможенное дело в РФ.

В настоящее время в условиях формирования нормальных рыночных отношений российское государство серьезно заинтересовано в наличии таможенного права как самостоятельной правовой отрасли. Его интерес заключается в наличии системного, стабильного отраслевого подхода к определению правовых, экономических и организационных основ таможенного дела. Без наличия такого подхода невозможно обеспечить защиту таможенного суверенитета и экономической безопасности страны.

К сожалению, до сих пор, среди юристов отсутствует единодушие в вопросе, существует ли такая самостоятельная отрасль российского права, как таможенное право. Некоторые считают, что речь может идти только о таможенном законодательстве. Другие специалисты полагают, что о таможенном праве следует говорить как о подотрасли (либо даже одном из институтов) административного права.

Такие взгляды имеют право на существование, как и концепция об относительно самостоятельной отрасли таможенного права.

На наш взгляд, наиболее предпочтительной представляется позиция, подчеркивающая комплексность отрасли таможенного законодательства. В системе права немало образований, выступающих в качестве комплексных отраслей законодательства: предпринимательское право, торговое право. Нормы таможенного права включают в себя источники различных отраслей права. Например, институт таможенных платежей регулируется финансово-правовыми нормами, правоохранительная деятельность таможенных органов регулируется источниками административного и уголовного права.

Итак, таможенное право – это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Предмет таможенного права - общественные отноше­ния, носящие комплексный характер. Этот круг отношений обусловлен самим содержанием и структурой таможенного дела, которое, собственно, и служит предметом правового регулирования.

Вопрос о предмете регулирования таможенного права - наиболее сложный и один из наименее разработанных в юри­дической науке. Лишь в некоторых публикациях по таможен­ной тематике высказывались соображения по этому поводу. Так, К. К. Сандровский отмечал: "Применительно к таможен­ному праву таким предметом являются общественные отно­шения, возникающие в связи с установленным государством таможенным режимом и проведением таможенной политики в целом". Недостаток этого определения состоит в том, что оно не отражает таможенного дела в целом. Внимание акцентируется только на одной, хотя и очень важной, сердце­винной его части (таможенная политика) 1 ".

К. К. Сандровский довольно близко подошел к пониманию предмета таможенного права, говоря о таможенной сфере об­щественных отношений и о правовых нормах, касающихся тамо­женного дела. Однако на этом анализ проблемы, к сожалению, заканчивался; предмет регулирования в целом не определен.

Таможенное дело по своему составу и структуре - яв­ление сложное, многоплановое и имеет комплексный харак­тер. Поэтому и общественные отношения в сфере таможен­ного дела могут быть подразделены на группы, отличающие­ся значительной спецификой и регулируемые нормами раз­ных отраслей права: конституционного (государственного); в доминирующей части - административного и администра­тивно-процессуального; гражданского, уголовного, трудово­го и других отраслей, а в определенной части - и междуна­родного права.

Если классифицировать общественные отношения, вхо­дящие в предмет таможенного права, то в соответствии со структурой таможенного дела они мо­гут быть представлены в следующем виде.

Первая группа - отношения в сфере таможенной поли­тики; вторая - отношения и принципы, связанные с пере­мещением через таможенную границу товаров и транспорт­ных средств; третья - отношения, характеризующие ста­тус таможенных режимов; четвертая - отношения в облас­ти таможенно-тарифного регулирования; пятая - отноше­ния в области взимания таможенных платежей (федеральных таможенных доходов); шестая - отношения, связанные с таможенным оформлением; седьмая - отношения в области таможенного контроля; восьмая - отношения в сфере таможенной статистики и ТН ВЭД; девятая - отношения, связанные с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела; десятая - отношения, связанные с на рушениями таможенных правил и ответственностью за них; одиннадцатая - отношения, возникающие в связи с производством по делам о нарушениях таможенных правил; двенадцатая - отношения, возникающие в связи с рассмотре­нием дел о нарушениях таможенных правил.

Учитывая вышеизложенное, можно выделить следующие особенности предмета регулирования таможенного права.

Во-первых, названные выше группы общественных от­ношений, регулируемые нормами разных отраслей права, имеют качественные различия.

Во-вторых, доминирующую роль играют общественные отношения, связанные с управленческой, организационной деятельностью таможенных и иных органов исполнительной власти, которые регулируются нормами административного и административно-процессуального права.

В-третьих, существенные различия, характерные для каждой из вышеназванных групп, обусловливают их относи­тельную обособленность, своеобразную автономию в общем массиве общественных отношений, выступающих предметом регулирования таможенного права. Однако эта обособленность не означает замкнутости различных классификационных групп. Их взаимосвязь и взаимообусловленность органично вытекают из характера и особенностей ТК. Последний хотя и Р е гулирует неоднородные отношения в сфере таможенного Дела в широком его понимании, однако служит единым (сводным), юридически и логически цельным правовым актом, внут­ренне согласованным законом. ТК синтезирует законодатель­ство в сфере таможенного дела, являясь серьезным основанием для выделения совокупности юридических норм, регулирующих таможенное дело в качестве отрасли права, и применительно к ней правообразующим фактором.

Таким образом, главной отличительной чертой всего мас­сива общественных отношений в сфере таможенного дела является их комплексный характер, неоднородность разных групп и блоков их отношений. Таможенному делу соответ­ствует механизм его правового регулирования - таможен­ное право. Но понятие механизма предполагает рассмотре­ние вопроса о методах правового регулирования, без выяс­нения специфики которых невозможно разграничить различ­ные отрасли права.

Метод правового регулирования отражает и выражает – в какого рода волевых связях, предусмотренных законодательством, могут и должны состоять участники соответствующих правоотношений, т.е. – каким образом, в волевом аспекте, один участник отношений может взаимодействовать с другим.

Специфика таможенного дела как объекта правового регулирования состоит в целенаправленной деятельности государства по регулированию внешнеэкономической де­ятельности посредством установления порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров и транс­портных средств, поэтому в таможенно-правовом регули­ровании превалирует властный (императивный) метод. Он проявляется в установлении всевозможных обязательных предписаний, запретов и ограничений.

Предписания выражаются в возложении прямых обя­занностей как на таможенные органы, так и на лиц, пере­мещающих товары, по совершению определенных действий (например, по таможенному оформлению и т. п.), предус­мотренных соответствующей таможенно-правовой нормой.

Запреты - это те же предписания, но они возлагают обязанность на участников таможенных правоотношений не совершать те или иные действия в условиях, предус­мотренных правовой нормой (например, запрет на совершение действий, подпадающие под при­знаки нарушения таможенных правил и пр.). Наряду с запретами устанавливаются и всевозможные ограничения (на прохождение службы в таможенных органах, на ввоз товаров и транспортных средств, на участие в производ­стве по делам о нарушениях таможенных правил и др.).

Менее широко, но все же применяется в таможенном праве и диспозитивный метод. Но основном это относится к установлению правомочий тех или иных участников таможенных правоотношений (например, право на выбор и изменение таможенного режима лицом, перемещающим товары, право сотрудников таможенного органа исполь­зовать те формы таможенного контроля, которые они счи­тают достаточными для обеспечения соблюдения законо­дательства о таможенном деле).

Исходя из приведенной выше характеристики предме­та и метода таможенно-правового регулирования, можно сделать вывод, что никакая другая отрасль российского права подобного предмета и метода правового регулирова­ния не имеет. А следовательно - таможенное право такое же самостоятельное образование в российской правовой системе, как и базовые отрасли права: конституционное, административное, гражданское, уголовное и др. Однако в отличие от них, таможенное право является комплекс­ной отраслью права наряду, например, с муниципальным, предпринимательским правом и рядом других отраслей.

Помимо предмета и метода правового регулирования самостоятельное и очень важное значение в структуре права имеют его принципы.

Принципы таможенного права представляют собой ис­ходные нормативно-руководящие начала таможенно-пра­вового регулирования. Они обеспечивают взаимосвязь та­моженного права, таможенного законодательства и тамо­женной политики, гарантируют непрерывность и после­довательность нормотворческого процесса в сфере тамо­женного дела, содействуют своевременной отмене устарев­ших и принятию новых нормативно-правовых актов, а также толкованию правовых актов и устранению право­вых пробелов в таможенном законодательстве. К принципам таможенного права относятся:

1. Принцип законности имеет общеправовой характер и означает, что действия всех участников ВЭД должны строго соответствовать положениям Конституции РФ, федеральных законов и иному законо­дательству, а также международно-правовым нормам. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, согласно ч. 2 ст. 12 ТК, должно производиться в порядке, установленном Таможенным законодательством.

2. Принцип взаимности и суверенного равенства государств применяется в рамках общепризнанных международно-правовых норм. Страны, предоставляющие России максимально свободный доступ товаров на внутренние рынки, должны иметь соответствующие условия по­
ставки собственных товаров на таможенную территорию РФ.

3. Принцип равноправия выступает в качестве одной из характери­стик демократического общества. В области таможенного дела, согласно ч. I ст. 12 ТК, все лица на равных основаниях имеют право на ввоз-вывоз товаров и транспортных средств, равно как и на осуществление внешнеэкономической деятельности на условиях, не противоречащих действующему законодательству. Как правило, никто из субъектов ВЭД не может быть лишен такого права или ограничен в нем.

4. Принцип охраны государственной и общественной безопасности, согласно ст. 13 ТК, означает запрет на перемещение отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, исходя из со­ображений государственной безопасности, зашиты общественного порядка, нравственности населения, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды и других интересов.

5. Принцип защиты экономического суверенитета России выражает­ся в установлении государством количественных ограничений на пе­ремещение отдельных видов товаров. Такие ограничения могут основываться на направлениях экономической политики, условиях выполнения международных обязательств России, необходимости зашить внутреннего потребительского рынка, а также быть ответом на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц меры иностранных государств и их союзов.

6. Принцип свободы выбора таможенного режима установлен ст. 156 ТК и характеризуется тем, что лицо, перемещающее товары, вправе в любое время выбрать любой таможенный режим для таких товаров, а также изменить его на другой. При этом не имеют значе­ния потребительские свойства товара, его количество, страна про­исхождения и другие условия, предусмотренные таможенным зако­нодательством.

Рассмотренные принципы таможенного права едины, неразрывно связаны между собой и отражают важнейшие начала данной отрасли законодательства.

1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ... 3

2. ПРИНЦИПЫ МТАП.. 3

3. ИСТОЧНИКИ МТАП.. 4

4. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА.. 4

5. ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА.. 5

6. ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА.. 6

7. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ И ТАМОЖЕННЫХ ГРАНИЦ.. 6

8. ОСНОВЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕС.. 8

9.СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ.. 12

10. ФОРМИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В РАМКАХ ЕВРАЗЭС И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЯТЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАХ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА.. 14

11. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ САНИТАРНЫХ, ВЕТЕРИНАРНЫХ И ФИТОСАНИТАРНЫХ МЕР. 17

12. ИСПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ.. 20

13. ИСПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ В ОТНОШЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СТАТИСТИКИ, А ТАКЖЕ РЕШЕНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА НА УРОВНЕ ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ ОТ 19 НОЯБРЯ 2010 Г. № 61 «О СРОЧНЫХ МЕРАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА МЕЖДУ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА». 21

14. РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЯТЫМ ПРОТОКОЛОМ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ДОГОВОР ОБ УЧРЕЖДЕНИИ 22

15. УНИФИКАЦИЯ ТОРГОВЫХ РЕЖИМОВ.. 22

16.ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВО ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ.. 23

17. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ СЕКРЕТАРИАТА КОМИССИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ПО ИСПОЛНЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ.. 24

18. БОЛИВАРИАНСКИЙ АЛЬЯНС ДЛЯ НАРОДОВ НАШЕЙ АМЕРИКИ (АЛБА) 24

19. АНДСКОЕ СООБЩЕСТВО.. 27

20. МЕРКОСУР. 31

21. СОЮЗ ЮЖНОАМЕРИКАНСКИХ НАЦИЙ.. 33

ТЕМЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННЫХ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ: 36

1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ

Международное таможенное право (МТАП) - система принципов и норм, регулирующая отношения между государствами и иными субъектами МТАП в сфере таможенного дела и координирующая таможенные отношения по обеспечению экономической безопасности и суверенитета в мирохозяйственных связях, обусловленных развитием общих экономических всемирных отношений.
МТАП - составная часть Международного публичного права (МПП).

МПП - совокупность норм, которые являются общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного и через которые осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм Международного права.
Субъекты МТАП :

1) государства;

2) международные организации, осуществляющие деятельность в области торговли и таможенного дела;

3) нации и народы, выступающие за определение своей государственности;



4) государствоподобные образования.

Действующие нормы МТАП распространяются на юридических и физических лиц государства, являющегося субъектом этого права (юридические и физические лица опосредованно (через государство) являются специфическими субъектами МТАП).
Указанные лица являются участниками международных таможенных отношений.
МТАП создается государствами и иными его субъектами в целях регулирования международных таможенных отношений (государства стремятся к тому, чтобы создать наилучшие условия для перемещения товаров, служащих объектом международной торговли; кроме того, в современных условиях МТАП призвано обеспечить надежную основу безопасной деятельности субъектов МТАП, юридических и физических лиц в таможенной сфере).