Виды эмоций и чувств. Высшие чувства

В психологии различают низшие и высшие чувства.

Низшие чувства (эмоции в узком смысле) – это чувства, связанные с удовлетворением или неудовлетворением различных физиологических потребностей. Примером могут служить чувства, связанные с такими состояниями, как жажда, голод, сытость, тошнота. Низшие чувства сигнализируют о физическом состоянии человека – здоровье или недомогании, об удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей.

К высшим чувствам относятся нравственные (моральные), интеллектуальные и эстетические чувства. Высшими они называются потому, что составляют наиболее важную и сложную сторону духовной жизни человека как общественного существа.

Являясь показателем тех или иных отношений конкретной личности к обществу и в конечном итоге показателем определенных взаимоотношений личности и общества, высшие чувства отличаются особой сложностью и богатством содержания. Через проявление высших чувств можно легко определить характер, темперамент, интересы, умственные способности человека. Все высшие чувства не являются изолированными друг от друга переживаниями, а тесно связаны и в совокупности так или иначе характеризуют личность человека.

Нравственные (моральные) чувства возникают и развиваются в процессе общения людей, в процессе их совместной деятельности и во многом определяются нормами морали и нравственными принципами. В моральных чувствах особенно наглядно выражается социальный характер высших чувств.

Сущность моральных чувств составляет переживание ценностей действий, поступков людей, обусловленных общественными интересами, требованиями, нормами, или, наоборот, переживание несоответствия действий, поступков человека принятым общественным правилам.

Среди моральных чувств человека важнейшее место занимают чувство патриотизма, чувство коллективизма, дружбы и товарищества, чувства долга и ответственности, чувства чести и гуманного отношения к людям.

Интеллектуальными называют те чувства, которые возникают у человека в процессе познания действительности.

Интеллектуальные чувства выражаются в познавательных интересах, любознательности, в переживаниях, связанных с поисками истины, с решением мыслительной задачи.

Эстетические чувства есть те чувства, которые возникают у человека при восприятии и создании прекрасного, возвышенного, комического, трагического.

Переживание предметов и явлений действительности как прекрасное обогащает духовный мир человека, делает его жизнь богаче, прекраснее. Прекрасное постоянно привлекает к себе внимание человека, ласкает его взор, пробуждает потребность еще и еще раз рассматривать, доставляет человеку эстетическое наслаждение. Эстетические переживания вызывают у нас как творения природы, так и творения рук человека.

В поведении человека ярче всего проявляется все многообразие эмоций и чувств, которые пронизывают его и определяют выбор закрепленных форм поведения. В свою очередь, устойчивые формы поведения становятся чертами характера и качествами личности (например, смелость, тревожность, вспыльчивость, эмпатия, разочарованность). Чувства человека отражают структуру личности, в них проявляются направленность личности, установки, личностная значимость окружающего.

В педагогической деятельности от учителя требуется умение регулировать свое эмоциональное состояние на уроке в общении с учениками. Эффективности обучения и воспитания способствуют такие эмоциональные свойства личности педагога как эмпатия, оптимизм, чувство юмора, а вспыльчивость, агрессивность, излишняя тревожность снижают качество педагогического взаимодействия с учениками.

Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями. Потребность как необходимость в чем-то всегда сопровождается положительными или отрицательными переживаниями в различных их вариациях. Характер переживаний предопределяется отношением личности к потребностям и обстоятельств, способствующих или не способствуют их удовлетворению.

Рис. 2.8.5. Виды эмоций

Случается, что человек одновременно переживает противоположные эмоции и чувства. Такое явление наука назвала амбивалентностью чувств и чувств

Положительные эмоции -реакция психики на довольную потребность: радость, наслаждение, удовольствие и тому подобное.

Негативные - следствие неудовлетворенной или недостаточно удовлетворенной потребности: печаль, гнев, страх и тому подобное.

В нейтральных эмоциях нет непосредственной связи между степенью удовлетворения потребности и реакцией психики: интерес, удивление.

Стенические эмоции - те, которые усиливают активность, оживляют человека, побуждают его к деятельности: радость, гнев и т.

Астенические - угнетающие человека, ослабляют ее активность, демобилизують: печаль, горе.

В зависимости от индивидуальных особенностей личности, ее состояния отношение к ситуации и объектов, обусловливающие переживания, чувства оказываются более или менее интенсивно, бывают долговременными или кратковременными и называются увлечениями и пристрастиями.

В аффективной сфере человека особое место занимают высшие чувства. Они представляют собой отражение переживания человеком своего отношения к явлениям социальной действительности.

Интересы

- Меньшая сила и продолжительность чувства.

Страсть

- Большая сила и продолжительность чувства

Рис. 2.8.6. Виды высших чувств

Уровень духовного развития человека оценивают по тому, в какой мере ей свойственны эти чувства. В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты. Высшие чувства являются не только личным переживанием, но и средством воспитательного воздействия на окружающих.

Нравственные чувства - это чувства, в которых оказывается устойчивое отношение человека к общественным событиям, людям, самому себе; их источником является совместная жизнь людей, их взаимоотношения, борьба за достижение общественно важной цели

Нравственные чувства человека сформировались в общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения и стали важным средством оценки поступков и поведения, регуляции взаимоотношений личности.

Эстетические чувства - это чувства красоты явлений природы, труда, гармонии красок, звуков, движений и форм

Гармоничное сочетание предметов, целого и частей, ритм, консонансов, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, глубоко переживаются и является вдохновением для души, в свою очередь вдохновляет людей на создание произведений искусства.

Эстетические чувства тесно связаны с нравственными чувствами. Они удерживают личность от совершения негативных поступков, наполняют ее высокими стремлениями. Итак, эстетические чувства являются существенными факторами формирования нравственности.

Высшие уровни развития эстетического чувства оказываются в чувствах прекрасного, безобразного, трагического, комического. Эти разновидности эстетических чувств органически связаны с моральными чувствами и является важным средством их формирования.

Интеллектуальные чувства представляют собой эмоциональный отклик, отношение личности к познавательной деятельности в широком ее понимании

Эти чувства проявляются в любознательности, чувстве нового, удивлении, уверенности или сомнении. Интеллектуальные чувства ярко проявляют познавательные интересы, любовь к знаниям, учебные и научные предпочтения.

Уровни развития интеллектуальных чувств: любопытство, любознательность, целеустремленность, устойчивый интерес к определенной области знаний, увлечения познавательной деятельностью

В зависимости от условий жизни, обучения и воспитания личности интеллектуальные чувства имеют разные уровни развития.

Механизмом познавательных чувств является врожденный ориентировочный рефлекс, но его содержание полностью зависит от обучения, воспитания, окружающей действительности и условий жизни личности.

Праксични чувства - это переживание человеком своего отношения к деятельности

Человек реагирует на различные виды деятельности - трудовую, учебную, спортивную. Это проявляется в восторге, удовлетворении деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или неудовлетворении, в равнодушном отношении к ней.

Праксични чувства возникают в деятельности. Эти чувства развиваются или угасают зависимости от организации и условий деятельности. Они особенно успешно развиваются и становятся постоянными, когда деятельность отвечает интересам, склонностям и способностям человека, когда в деятельности оказываются элементы творчества. Праксични чувства становятся богаче, если сочетаются с моральными чувствами.

Высшие социальные чувства отражают высшие социальные потребности. Эти потребности подвержены сравнительно быстрым изменениям в ходе исторического развития; они не одинаковы у людей, воспитанных в различных общественных формациях, в различные эпохи, принадлежащим к различным общественным группировкам и классам.

Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей. К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства.

А) Моральные чувства:

Чувство справедливости

Ответственности

Патриотизма

Солидарности

Творческое вдохновение

Трудовой энтузиазм

Оценка человеком своих поступков (самооценка) связана с переживанием такого чувства как совесть. Если человек, исходя из чувства собственного долга, сознает правоту своих поступков, то он переживает состояние спокойной совести. Спокойная совесть связана с переживанием большого морального удовлетворения и радости, она дает человеку силу и уверенность в правоте своих действий.

Б) Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Они выражают отношение человека к своим мыслям, процессам и результатам интеллектуальной деятельности. К ним можно отнести:

Чувство удивления

Сомнения

Уверенности

Удовлетворения

Чувство удивления наступает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться - очень важное чувство, стимул познавательной деятельности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предложений с некоторыми фактами и соображениями. Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате их проверки. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения.

В) Большое место в жизни человека занимают эстетические чувства. Источник эстетических чувств - произведения искусства: музыка, живопись, скульптура, художественная проза и поэзия, а также произведения архитектуры и достижения в области технических сооружений. Глубокие эстетические переживания люди могут испытывать при созерцании природы. К эстетическим чувствам можно отнести:

Чувство красоты

Восхищения прекрасным

Трагического

Комического

Возвышенного

Помимо этих групп можно выделить и специфические группы, которые появляются с развитием общества. Например, с формированием частной собственности стали формироваться чувства, выражающие отношение к ней.

Критерий, по которому чувства причисляют к «высшему этажу»,- высокая степень участия корковых и особенно второсигнальных процессов Чувства чести, долга, справедливости и другие - это комплексы эмоционально подкрепленных представлений. Если человек действует в согласие с привитыми ему понятиями чести и долга, то его высшие социальные чувства проявляются в сочетании с удовлетворенностью собой, с сознанием своей правоты.

3.2 Низшие чувства (эмоции)

Это эмоции, которые менее других подверглись изменениям в процессе развития человечества. К ним можно отнести:

Усталость

Одна из особенностей «низших эмоций»- отчетливая локализация, или «анатомическая привязка».

В психологии принято выделять следующие виды чувств:

  1. Низшие чувства
  2. Высшие чувства
  3. Нравственные чувства
  4. Эстетические чувства
  5. Интеллектуальные чувства
  6. Социальные чувства

Определение 1

Чувством называют переживаемое в разнообразной форме личное эмоциональное отношение человека к окружающим его предметам и явлениям.

В психологии выделяют следующие основные виды:

Низшие чувства

Связаны с удовлетворением базовых физиологических потребностей человека. Например, чувство сытости или жажды, безопасности или покоя.

Высшие чувства

Проявляют внутренний мир человека. Они связаны с удовлетворением социальных потребностей человека. Они составляют основу всех видов жизнедеятельности человека, облегчая или затрудняя общественную деятельность.

Высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и социальные чувства.

Нравственные

Проявляют отношение человека к людям, к Отечеству, к своей семье, к себе. К этим чувствам причисляют любовь, гуманизм, уважение к Родине, отзывчивость, верность, достоинство. Разнообразие нравственных чувств отображает яркость человеческих взаимоотношений. Данные чувства управляют поведением человека.

Эстетические чувства

Представляют собой переживание ощущения чего-то прекрасного. Ярче всего эти чувства проявлены при созерцании произведений искусства или природных проявлений. Имеют свое развитие в соответствии с пониманием искусства. Так, например, музыка формирует в человеке музыкальные чувства. Сюда относятся следующие чувства: юмор, сарказм, чуткость, творческое вдохновение, чувство возвышенного состояния.

Интеллектуальные чувства

Основаны на познании людей, стремлении к удовлетворению любознательности, поиска истины и решения конкретных мыслительных задач. К ним относят заинтересованность, любопытство, чувство таинственности, сомнение, недоумение.

Социальные чувства

Обеспечивают эмоциональное взаимодействие человека с окружающим его миром. Сюда относятся такие распространенные чувства как: справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность, а также стеснительность, растерянность, скука, жадность.

Рассмотрим некоторые из них подробнее:

    Страсть – это мощное, захватывающее чувство, преобладающее над другими стремлениями человека. Оно приводит к фиксации внимания человека, всех его сил на объекте страсти.

    Ненависть – это твердое инициативное негативное чувство, направленное на событие, возражающее потребностям человека, его взглядам и ценностям. Данное чувство способно вызывать не только критическую оценку своего объекта, но и разрушающую деятельность, обращенную к нему. Перед формированием ненависти обычно проявляется сильное недовольство или регулярное накопление отрицательных эмоции. Предметом ненависти тогда может стать истинная или кажущаяся причина событий.

    Юмор связан со способностью человека замечать противоречия или несоответствия в окружающем мире. Например, подмечать и преувеличивать противоположность позитивных или негативных сторон в каком-нибудь человеке. За юмором подразумевается дружелюбное чувство (соединение забавного и хорошего). За вызывающими хохот несовершенствами подразумевается что-то позитивное, приятное.

    Ирония сравнивает положительное с отрицательным, идеал противопоставляет фантазии и действительности или соотносит благородное со смешным. Человек ощущает свое превосходство над объектом, вызывающим в нем ироническое чувство. А злобная ирония может превратиться в насмешку или издевательства.

    Цинизм , это чувство, опровергающее жизненные ценности, а также пренебрежение к устоям общественной морали, правилам поведения. За цинизмом прячется неспособность к усилиям со стороны человека.

    Сарказм проявляет язвительную насмешку, злую иронию или насмешливые замечания. За сарказмом прячется неспособность к совершению действий.

В психологии принято выделять следующие виды чувств:

  1. Низшие чувства
  2. Высшие чувства
  3. Нравственные чувства
  4. Эстетические чувства
  5. Интеллектуальные чувства
  6. Социальные чувства

Определение 1

Чувством называют переживаемое в разнообразной форме личное эмоциональное отношение человека к окружающим его предметам и явлениям.

В психологии выделяют следующие основные виды:

Низшие чувства

Связаны с удовлетворением базовых физиологических потребностей человека. Например, чувство сытости или жажды, безопасности или покоя.

Высшие чувства

Проявляют внутренний мир человека. Они связаны с удовлетворением социальных потребностей человека. Они составляют основу всех видов жизнедеятельности человека, облегчая или затрудняя общественную деятельность.

Высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и социальные чувства.

Нравственные

Проявляют отношение человека к людям, к Отечеству, к своей семье, к себе. К этим чувствам причисляют любовь, гуманизм, уважение к Родине, отзывчивость, верность, достоинство. Разнообразие нравственных чувств отображает яркость человеческих взаимоотношений. Данные чувства управляют поведением человека.

Эстетические чувства

Представляют собой переживание ощущения чего-то прекрасного. Ярче всего эти чувства проявлены при созерцании произведений искусства или природных проявлений. Имеют свое развитие в соответствии с пониманием искусства. Так, например, музыка формирует в человеке музыкальные чувства. Сюда относятся следующие чувства: юмор, сарказм, чуткость, творческое вдохновение, чувство возвышенного состояния.

Интеллектуальные чувства

Основаны на познании людей, стремлении к удовлетворению любознательности, поиска истины и решения конкретных мыслительных задач. К ним относят заинтересованность, любопытство, чувство таинственности, сомнение, недоумение.

Социальные чувства

Обеспечивают эмоциональное взаимодействие человека с окружающим его миром. Сюда относятся такие распространенные чувства как: справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность, а также стеснительность, растерянность, скука, жадность.

Рассмотрим некоторые из них подробнее:

    Страсть – это мощное, захватывающее чувство, преобладающее над другими стремлениями человека. Оно приводит к фиксации внимания человека, всех его сил на объекте страсти.

    Ненависть – это твердое инициативное негативное чувство, направленное на событие, возражающее потребностям человека, его взглядам и ценностям. Данное чувство способно вызывать не только критическую оценку своего объекта, но и разрушающую деятельность, обращенную к нему. Перед формированием ненависти обычно проявляется сильное недовольство или регулярное накопление отрицательных эмоции. Предметом ненависти тогда может стать истинная или кажущаяся причина событий.

    Юмор связан со способностью человека замечать противоречия или несоответствия в окружающем мире. Например, подмечать и преувеличивать противоположность позитивных или негативных сторон в каком-нибудь человеке. За юмором подразумевается дружелюбное чувство (соединение забавного и хорошего). За вызывающими хохот несовершенствами подразумевается что-то позитивное, приятное.

    Ирония сравнивает положительное с отрицательным, идеал противопоставляет фантазии и действительности или соотносит благородное со смешным. Человек ощущает свое превосходство над объектом, вызывающим в нем ироническое чувство. А злобная ирония может превратиться в насмешку или издевательства.

    Цинизм , это чувство, опровергающее жизненные ценности, а также пренебрежение к устоям общественной морали, правилам поведения. За цинизмом прячется неспособность к усилиям со стороны человека.

    Сарказм проявляет язвительную насмешку, злую иронию или насмешливые замечания. За сарказмом прячется неспособность к совершению действий.