Спор разума и чувства вечное противостояние. Внутренний конфликт: чувства против разума – сочинение

Термин «счастье» каждый может объяснить по-своему. Но, исключая все субъективные подробности и детали, можно смело обобщить и сказать, что счастье - это та самая гармония между чувствами и разумом, которой так мало в нашей жизни. Конфликт же этих двух сторон, мыслей и эмоций, способствует дисгармонии, тревожности, апатии и даже приступам депрессии, ведь человеку приходится делать выбор, отказываться от какой-то части себя, особенного если чувства его по итогу не имеют отклика в сердце того самого предмета симпатии. Все это, безусловно, усложняет и усугубляет и без того сложное наше существование, но одновременно с этим добавляет в него красок, не давая человеку поймать ту самую онегинскую «хандру». Неслучайно так много писателей и поэтов затрагивают в своих произведениях именно проблему страстей человеческих и того, как часто вступают они в конфликт с самой нашей сутью, с тем, что составляет бытие человека.

Когда возникает конфликт между чувствами и разумом? Ровно в тот момент, когда одно становится в противовес другому, когда пропадает гармония, когда та самая приятная совокупность и «сотрудничество» перерастают в соперничество, и исход этому определяет личность, за которой находится данное противостояние.

Например, в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» мы знакомимся с ярким примером подобного конфликта. Главный герой, Евгений Базаров, немалую часть своей жизни прожил в полной уверенности: любые чувства и человеческие ценности, в частности любовь, искусство, вера - это лишь «мишура», которой человек украшает свое бытие, простое развлечение и игра, которая не стоит свеч. В его рассуждениях, казалось бы, не было места сомнению: нигилизм со временем стал одним целым с личностью героя, но лишь до того момента, пока в его жизни не появилась умная и гордая Анна Сергеевна Одинцова, женщина, пошатнувшая всю философию Евгения. Неизвестные ранее чувства и эмоции начали волновать Базарова в то время, когда он стал тесно общаться с Анной Сергеевной, и именно с этого момента разум перестал иметь полный контроль над судьбой героя и стал вступать в конфронтации с чувствами, что не могло не сыграть свою роль судьбе Евгения. Конфликт между чувствами и разумом возник тогда, когда полная уверенность в отсутствии любви столкнулась с резко возникшими эмоциями и образовала сильнейший диссонанс, итогом которому стала сломанная судьба. Евгений смог побороться с этой любовью и погасить её на какое-то время, даже попытался наладить прежний образ жизни, однако этому конфликту не суждено было утихнуть полностью, как не суждено было состояться отношениям Базарова и Одинцовой.

Менее стойкой к конфликту разума и чувств оказалась героиня повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Катерина Львовна полностью подчинилась волне эмоций, которая накрыла её после встречи с Сергеем, в тот момент, когда мужа не было рядом, и героиня осталась "одна-одинешенька". Тогда же зародился тот самый конфликт, почти мгновенно и бесповоротно перетекший на сторону чувств, и женщина, имея замужество с зажиточным купцом, ради новой любви совершает множество убийств, самым знаковым из которых становится убийство мужа. Даже находясь в заключении под стражей, женщина старается проводить как можно больше времени со своим любовником, а тот, в свою очередь, на протяжении всего произведения лишь пользуется её чувствами. Могла ли «купеческая жена» не доводить всё до такого трагического исхода, могла ли с самого начала оборвать все связи с Сергеем, чтобы сохранить свой брак и не рушить прежний жизненный уклад? Нет, она не имела той жесткости рассуждений, какими обладал Евгений Базаров, и потому полностью подчинялась велению чувств. Однако это лишь один из примеров яркого конфликта между эмоциями и разумом, в котором первые имеют настолько сильное влияние на человека, что становятся смыслом его жизни.

Внутренний мир человека наполнен такими составляющими как разум и чувство. Это абсолютно противоположные понятия. Разум - это плод многочисленных анализов, оценочной деятельности. Чувство - это эмоциональное отражение действительности, возникающее мгновенно. Всегда ли разум и чувство находятся в гармонии друг с другом? Часто ли человек прислушивается к зову разума, когда его переполняют эмоции? Или же он действует так, как жаждет его сердце? Почему же человек вынужден делать этот сложнейший выбор? Из-за чего вспыхивает эта борьба? К чему же она приведет? Способен ли человек, руководствуясь чем-то одним, достичь неимоверных высот, совершить великое открытие? Или же это приведет к краху человеческой души, разрушению прежнего устоя жизни и всего внутреннего мира человека? Ответы на эти вопросы искали великие умы человечества в течение долгих лет.

Обратимся к произведениям мировой художественной литературы, чтобы понять причины, из-за которых возникает конфликт между разумом и чувством.

В качестве примера я бы хотела привести произведение Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет». Здесь мы можем наблюдать за внутренней борьбой, которая происходила в душе главного героя – Желткова. Он, человек незнатного происхождения, безумно любит княгиню Шеину. Но она – замужняя женщина. Желтков понимает, что они никогда не смогут быть вместе, однако его чувства имеют над ним настолько значительную власть, что он пишет Шеиной письма о своей любви. Она его отвергает и просит больше не беспокоить её. Желтков осознает, что жизнь без любимой невозможна, она потеряла смысл, поэтому он решается покинуть этот мир.

Вот пример того, как герой, оказавшись в центре противостояния разума и чувств, не в силах сопротивляться этой борьбе, он принимает решение уйти из жизни. Ведь сердце его хотело одно, а разум твердил совершенно другое.

В качестве следующего примера я бы хотела привести трагедию Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Главные герои принадлежат к двум враждующим родам – Монтекки и Капулетти. Молодые люди испытывают сильнейшие чувства, они безумно любят друг друга. Однако жизненные обстоятельства не позволяют быть им вместе, всё против чувств влюбленных. Голос рассудка твердит, чтобы они не поддавались вспыхнувшей любви. Но эмоции одерживают верх в борьбе с разумом. К сожалению, судьбы Ромео и Джульетты печальны, они оба умирают. Вот так трагически может завершиться жизнь людей, отдавших предпочтение чувствам.

Конфликты в нашей жизни наступают очень часто. Борьба разума и чувства – серьёзное противостояние. Оно возникает, когда человеку необходимо сделать правильный выбор, решиться на что-то. Человек должен взвесить все «за» и «против», чтобы не ошибиться при выборе. Ведь от него завит вся дальнейшая жизнь.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Сочинение ЕГЭ

Чувства наполняют нашу жизнь переживаниями, эмоциями, делают её ярче, а разум охлаждает их, чтобы человек не руководствовался в своей жизни одними чувствами. Находясь в равновесии, эти две противоположные силы обеспечивают гармоничное состояние души. Но нередко так происходит, что возникает конфликт между чувствами и разумом. Это происходит чаще всего тогда, когда в душе чело­века возникает любовь. Именно такой конфликт описан И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети».

Главный герой этого произведения Евгений Базаров был убеждённым нигили­стом. Он отрицал романтическое чувство любви, называл её «белибердой, непрости­тельной дурью». Герой не верил в любовь, отрицал её существование, утверждал, что это всё «романтизм» или «вздор», что есть только физиология или «потребность организма». « И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?»

Но вот на жизненном пути Базарова встречается Анна Сергеевна Одинцова, кото­рая полностью меняет отношение героя к чувствам, в нём происходят сильные пере­мены. Евгений Базаров даже предполагать не мог, что окажется способен на глу­бокую и сильную любовь. И.С. Тургенев рисует внутреннюю борьбу героя с самим собой, с возникшим чувством он не может справиться: «он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось». Любовь и романтизм, на которыми так едко смеялся Базаров, захватывают героя целиком, колеблют его нигилистические убеждения, казавшиеся столь нерушимыми в начале романа. Он даже оказывается способен ощутить красоту летней ночи, её свежесть, таинственность во время сви­дания с Одинцовой.

Но Одинцова не любила по-настоящему Базарова. Для неё был дороже её уклад жизни и комфорт. Она во всех своих действиях руководствуется лишь разумом, пол­ностью подчиняя ему свои чувства, предварительно просчитывает все свои действия, выбирая лишь те, которые могут причинить минимум душевных волнений. Она вы­брала спокойный путь, не приносящий радости, но и не заставляющий страдать. За безмятежным спокойствием и размеренным существованием героини скрывает­ся её душевная холодность, неспособность к увлечениям, равнодушие, эгоизм.

Из-за любви к Одинцовой возник в душе Евгения Базарова конфликт между раз­умом и чувством. Чтобы отвлечься, Евгений уезжает к родителям, начинает помо­гать отцу в его медицинской практике, но, случайно поранив палец при вскрытии больного тифом, заболевает и умирает. Базаров оставляет в мире любовь, а не не­нависть или нигилизм. Произошедший в его душе конфликт неожиданно приводит его к «вечному примирению» с «жизнью бесконечной».

И в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» описан конфликт между разумом и чувством, возникший из-за любви Анны Карениной к Вронскому, закончившийся гибелью героини. Она, как и Евгений Базаров, не в силах была противостоять своему сильному чувству. Но, если Одинцова не захотела позволить себе ответить на чувства Евгения Онегина, то любовь Карениной была взаимной, однако это не привело её к счастью.

Не стала противиться своим чувствам и героиня Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», которая влюбилась в богатого дворянина Эраста. Она откликнулась на его чувства, не думая ни о чём. Но, к сожалению, чувства молодого дворянина вскоре охладе­ли. Он уехал в военный поход, где проиграл все своё состояние, вследствие чего был вынужден жениться на богатой вдове. Лиза не выдержала измены Эраста. Для девушки поступок любимого человека был таким сильным ударом, она не в силах была справиться со своей душевной болью и бросилась в пруд, чтобы уйти из жиз­ни. Пылкие чувства привели Лизу к гибели и принесли горе матери.

Видимо, когда в конфликте с разумом побеждают чувства, это не приносит сча­стье человеку.

Я не случайно выбрала тему внутреннего конфликта между чувством и разумом. Чувство и разум - это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые очень часто вступают в конфликт между собой. Бывают ситуации, когда чувства выступают против разума. Что же происходит в подобной ситуации? Несомненно, это очень болезненно, тревожно и крайне неприятно, так как человек мечется, мучается, теряет почву под ногами. Его разум говорит одно, а чувства поднимают настоящий бунт и лишают покоя и гармонии. Как следствие начинается внутренняя борьба, которая нередко заканчивается очень трагично.

Подобный внутренний конфликт описан в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров, главный герой, разделял теорию «нигилизма» и отрицал буквально все: поэзию, музыку, искусство и даже любовь. Но встреча с Анной Сергеевной Одинцовой, красивой, умной, непохожей на других женщиной, стала решающим событием в его жизни, после которого начался его внутренний конфликт. Неожиданно он ощутил в себе «романтика», способного глубоко чувствовать, переживать и надеяться на взаимность. Его нигилистические взгляды потерпели крах: оказывается, есть любовь, есть красота, есть искусство. Охватившие его сильные чувства начинают борьбу против рационалистической теории, и жизнь становится невыносимой. Герой не может продолжать научные эксперименты, заниматься медицинской практикой – все валится из рук. Да, когда наступает подобный разлад между чувством и разумом, жизнь становится порой невозможной, так как нарушается гармония, которая необходима для счастья, а внутренний конфликт становится внешним: нарушаются семейные и дружеские связи.

Можно вспомнить и произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором анализируется бунт чувств главного героя. Родион Раскольников вынашивал «наполеоновскую» идею сильной личности, имеющей право преступить закон и даже убить человека. Проверив эту рационалистическую теорию на практике, убив старуху-процентщицу, герой испытывает терзания совести, невозможность общения с родными и близкими, практически нравственно и физически заболевает. Это болезненное состояние возникло из-за внутреннего конфликта человеческих чувств и вымышленных теорий.

Итак, мы проанализировали ситуации, когда чувства выступают против разума, и пришли к выводу, что она порой пагубна для человека. Но, с другой стороны, она же сигнал того, что к чувствам обязательно надо прислушиваться, так как надуманные теории могут разрушить как самого человека, так и нанести непоправимый вред, непереносимую боль окружающим людям.

Примерные тезисы сочинения

Разум и чувства. Именно эти слова станут основным мотивом одной из тем на выпускном сочинении в 2017 году.

Можно выделить два направления , по которым следует рассуждать по данной теме.

1.Борьба в человеке разума и чувств, требующая обязательного выбора : поступать, подчиняясь нахлынувшим эмоциям, или всё же не терять голову, взвешивать свои действия, осознавать их последствия как для себя, так и для окружающих.

2.Разум и чувства могут быть и союзниками, гармонично сочетаться в человеке, делая его сильным, уверенным в себе, умеющим эмоционально реагировать на всё происходящее вокруг.

Размышления по теме: « Разум и чувства»

  • Человеку свойственно выбирать: поступить разумно, обдумывая каждый свой шаг, взвешивая свои слова, планируя действия, или подчиниться чувствам. Эти чувства могут быть самыми различными: от любви до ненависти, от злобы до доброты, от неприятия до признания. Чувства очень сильны в человеке. Они легко могут овладеть его душой и сознанием.
  • Какой выбор сделать в той или иной ситуации: подчиниться чувствам, которые часто всё же бывают эгоистичными, или прислушаться к голосу разума? Как избежать внутреннего конфликта между этими двумя «стихиями»? На эти вопросы каждый должен ответить сам. И выбор человек тоже делает самостоятельно, выбор, от которого иногда может зависеть не только будущее, но и сама жизнь.
  • Да, разум и чувства часто противостоят друг другу. Сможет ли человек привести их в гармонию, сделать так, чтобы разум подкреплялся чувствами и наоборот — это зависит от воли человека, от степени ответственности, от тех нравственных ориентиров, которым он следует.
  • Природа наградила людей величайшим богатством — разумом, подарила им возможность испытывать чувства. Теперь уже они сами должны научиться жить, осознавая все свои действия, но в то же время оставаясь чуткими, способными чувствовать радость, любовь, доброту, внимание, не поддаваться злости, вражде, зависти и другим отрицательным чувствам.
  • Важно ещё одно: человек, живущий только чувствами, по сути, несвободен. Он всего себя подчинил им, этим эмоциям и чувствам, какими бы они ни были: любовь, зависть, злоба, жадность, страх и другие. Он слаб и даже легко управляем другими, тем, кто хочет воспользоваться этой зависимостью человека от чувств уже в свих корыстных и эгоистических целях. Поэтому чувства и разум должны существовать в гармонии, чтобы чувства помогали человеку увидеть всю гамму оттенков во всём, а разум — правильно, адекватно на это реагировать, не утонуть в пучине чувств.
  • Научиться жить в гармонии между своими чувствами и разумом — это очень важно. На это способна сильная личность, живущая по законам нравственности и морали. И не нужно прислушиваться к мнению некоторых людей, что мир разума скучен, однолик, неинтересен, а мир чувств — всеобъемлющ, прекрасен, ярок. Гармония разума и чувств даст человеку неизмеримо больше в познании мира, в осознании себя, в восприятии жизни вообще.