Переименование наркоматов в министерства. Совет народных комиссаров ссср

После преобразования народных комиссариатов СССР в министерства СССР и переименования наркомов СССР в министров СССР . Официальной причиной такого преобразования было введение общепринятых в международной практике наименований государственных органов управления . При этом, в целях пропаганды советской идеологии , в средствах советской печати подчеркивались различия в назначении и функциях министерств в капиталистическом обществе и СССР :

В Советском Союзе министерства <...> выполняют задачи и функции государства нового, высшего типа - государства диктатуры рабочего класса . <...> Министерства - активные проводники политики Коммунистической партии Советского Союза , составляющей жизненную основу советского строя. <...> Министерства в буржуазных государствах составляют нераздельную часть бюрократического аппарата эксплуататорского государства. Буржуазные министерства не управляют хозяйством. Их главная задача - обеспечить охрану интересов капиталистов и помещиков и их собственности. Современный буржуазный государственный аппарат, в том числе и министерства, является главным орудием правящих клик монополистического капитала для подавления трудящихся масс. Состав буржуазных министерств и их задачи ярко отражают классовую сущность и функции эксплуататорского государства. Министерства военные и иностранных дел осуществляют экспансионистскую и агрессивную внешнюю политику буржуазии.

Министерства СССР унаследовали от наркоматов разбиение на два типа. Общесоюзные министерства СССР руководили подчинёнными предприятиями и организациями через своих представителей и их аппараты в союзных республиках. Союзно-республиканские министерства взаимодействовали с одноимёнными республиканскими министерствами, входящими в состав республиканских правительств .

Руководящие органы

Состав министерств в Правительстве СССР

Руководители министерств (министры СССР) всегда входили в состав Совета Министров, но количество министерств и их наименования изменялись на протяжении всего срока деятельности советского правительства .

Особенно бурная реорганизация всей системы управления народным хозяйством СССР произошла во время проведения экономической реформы 1957 года . Были упразднены все промышленные министерства; руководство предприятиями и организациями передано советам народного хозяйста , образованным в экономических административных районах . В конце 1963 года в состав Совета Министров СССР входили только три общесоюзных министерства (внешней торговли , морского флота и путей сообщения) и 8 союзно-республиканских (высшего и среднего специального образования , здравоохранения, иностранных дел , культуры, обороны , связи , сельского хозяйства и финансов) .

После свёртывания реформы в 1965 году совнархозы всех уровней были упразднены, почти все отрасли народного хозяйства страны возвращены под управление министерств .

См. также

Другие центральные органы государственного управления СССР
  • Народный комиссариат СССР

Литература

  • Министерства в СССР. М.: Госюриздат, 1960
  • Правовое положение министерств СССР: под. ред. Ю.М.Козлова. М.: Юридическая литература, 1971
  • Пронина, B.C. Центральные органы управления народным хозяйством. М.: Юридическая литература, 1971
  • Давитнидзе, И.Л. Коллегии министерств (правовое положение и организация работы). М.: Юридическая литература, 1972
  • Николаева, М.Н. Нормативные акты министерств и ведомств СССР. М.: Юридическая литература, 1975
  • Сухаркова А.И. Виды ведомств СССР // Управление и право. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977, Вып. 3. - С. 268-278
  • Общее положение о Министерствах СССР : утв. Постановлением Совета Министров СССР от 10 июля 1967 г. № 640 (с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 02.09.1982 N 816 - СП СССР, 1982, N 25, ст. 130)
_

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Министерства СССР" в других словарях:

    Национально государственное устройство и численность населения СССР, союзных и автономных республик (на 1 января 1976) | Союзные и автономные | Террито | Населе | Автоно | Нацио… …

    Развитие экономики и культуры, постоянная забота советского государства о благосостоянии и здоровье населения способствуют благоприятному течению демографических процессов в СССР, население которого выросло к 1976 по сравнению с 1913… … Большая советская энциклопедия

    Бывшее крупнейшее государство мира по площади, второе по экономической и военной мощи и третье по численности населения. СССР был создан 30 декабря 1922, когда Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) объединилась с… … Энциклопедия Кольера

    Алексеевский Евгений Евгеньевич (р. 1906), министр мелиорации и водного хозяйства СССР с 1965,Герой Социалистического Труда (1976). Член КПСС с 1925. С 1923 на комсомольской, партийной, с 1931 на государственной работе в Таджикской ССР, с … Большая советская энциклопедия

    Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия

    Клубные учреждения и парки культуры и отдыха Клубные учреждения. В России первый клуб, т. н. Английский, был открыт в 1770 в Петербурге для высших слоев общества, впоследствии он стал популярен и в литературных кругах (членами… … Большая советская энциклопедия

    Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

    Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4 5 вв. в Грузии и Армении при церквах и монастырях появились первые школы. В Фасисе (близ современного г. Поти) в 4 в. существовала «Высшая риторическая… … Большая советская энциклопедия

    Строительство крупная отрасль народного хозяйства. Его доля в валовом общественном продукте страны в 1975 составила 10,6%. В строительстве работает 10,6 млн. чел., или 14% общей численности рабочих и служащих, занятых в материальном… … Большая советская энциклопедия Подробнее

Государственный управленческий орган. Предназначался он для распределения управления отдельными отраслями между народными комиссарами (ныне министрами) и другими государственными служащими.

История образования

Изначально наркоматы были созданы в 1917 году на Всероссийском съезде Советов. Все вновь созданные организации входили в Советское правительство, которое в ту пору возглавлял Ленин В.И.

В 1918 году в Конституции РСФСР была закреплена система Народных комиссариатов, где также было разъяснено, что такое "наркомат", расшифровка аббревиатуры, цели, функционал и т. д. Тогда существовало 18 наркоматов по всем отраслям деятельности государства.

Уже в 1922 году при в эту систему внесли множество изменений. Число комиссариатов сократили до десяти, но охватывали они весь Советский Союз полностью. Половина из них стали общесоюзными, а другая половина - объединенными. В 1923 году было издано Положение о народных комиссариатах, где были прописаны моменты касательно порядка взаимодействия наркоматов всех союзных республик. Наркомат, определение которого предполагало полное управление своей отраслью, отныне был наделен полномочиями издания постановлений, распоряжений и инструкций.

В 1936 году очередные изменения конституционного строя затронули и наркомат - это преобразование объединенных комиссариатов в союзно-республиканские. Так образовалось десять союзно-республиканских и восемь общесоюзных комиссариатов. Развивающееся народное хозяйство в последующие десять лет подвергает Народные комиссариаты очередной перестановке. И в 1946 году новым законом сменили наименование комиссариатов, теперь наркомат - это министерство.

Структура комиссариатов

Народный комиссариат являлся главным органом в государственном управлении каждыми отдельно взятыми сферами жизнедеятельности СССР. Во главе комиссариата был народный комиссар. Все комиссары различных наркоматов были объединены дополнительно в Совет наркомов.

В каждой союзной республике были свои наркоматы и Советы наркомов.

Каждый народный комиссариат состоял из отделов:

По управлению делами;

По подготовке сотрудников;

По законодательной части;

По финансовым вопросам;

По шифрованию секретной информации;

По руководству учебными заведениями;

По юридическим вопросам.

По численности штат достигал 150-170 человек в каждом наркомате.

Направления

Декрет от 1917 года определил следующие направления работы наркоматов:

Внутренние дела (или НКВД);

Земледелие;

Трудовое воспитание;

Военные и морские дела;

Просвещение;

Финансы;

Отношения с иностранными государствами;

Адвокатура;

Продовольствие;

Почта и телеграф;

Железнодорожные дела.

В 1932 году к ним присоединились еще 3 комиссариата: тяжелая, легкая и лесная промышленность.

Зарплаты народных комиссаров

Наркомат - это часть системы управления государством, следовательно, заработная плата руководящего состава должна была быть высокой по современным понятиям. Однако в то время дела обстояли иначе: в ноябре 1917 года Ленин подписал постановление о вознаграждении труда народных комиссаров и других государственных служащих.

По этому постановлению каждый нарком получал ежемесячно по 500 рублей. Если в состав его семьи входили нетрудоспособные граждане (дети, пенсионеры или инвалиды), то за каждого такого человека наркому доплачивали по 100 рублей также ежемесячно. По всем подсчетам, доход семьи наркома был равен доходу среднего рабочего.

Наркомат - определение "прародителей" ныне существующих и функционирующих министерств, структура и работа которых сохраняется уже целый век и претерпевает лишь незначительные изменения.

Впервые был избран на Втором Всероссийском съезде Советов 8 ноября (26 октября по старому стилю) 1917 года под председательством Владимира Ленина как временное рабочее и крестьянское правительство (до созыва Учредительного собрания). Заведывание отдельными отраслями государственной жизни осуществлялось комиссиями. Правительственная власть принадлежала коллегии председателей этих комиссий, то есть Совету Народных Комиссаров. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежал Всероссийскому съезду советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его Центральному исполнительному комитету (ЦИК).

После роспуска Учредительного собрания Третий Всероссийский съезд Советов 31 января (18 января по старому стилю) 1918 года постановил отменить в наименовании советского правительства слово "временное", назвав его "Рабочее и Крестьянское правительство Российской Советской Республики".

Согласно конституции РСФСР 1918 года , принятой Пятым Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года, правительство именовалось Совет Народных Комиссаров РСФСР.

В связи с образованием Союза ССР в декабре 1922 года было создано союзное правительство — СНК СССР под председательством Владимира Ленина (впервые утверждено на второй сессии ЦИК СССР в июле 1923 года).

В соответствии с Конституцией СССР 1924 года СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР, образовывался постановлением ЦИК СССР на срок полномочий ЦИК, СНК союзных и автономных республик — ЦИК соответствующих республик. СНК СССР должен был регулярно отчитываться о проделанной работе на съездах Советов СССР и сессиях ЦИК СССР.

К компетенции СНК СССР была отнесена организация непосредственного руководства народным хозяйством и всеми другими отраслями государственной жизни. Это руководство осуществлялось через центральные отраслевые органы — необъединенные (союзные) и объединенные (союзно-республиканские) наркоматы СССР. СНК СССР руководил деятельностью наркоматов, рассматривал их отчеты, улаживал разногласия между отдельными ведомствами. Он утверждал концессионные договоры, разрешал споры между Совнаркомами союзных республик, рассматривал протесты и жалобы на постановления Совета труда и обороны СССР и других учреждений при нем, на распоряжения наркомов, утверждал штаты общесоюзных учреждений, назначал их руководителей.

К ведению СНК СССР относилось принятие мер по осуществлению народно-хозяйственного плана и государственного бюджета и по укреплению кредитно-денежной системы, по обеспечению общественного порядка, осуществление общего руководства в области внешних сношений с иностранными государствами и др.

На СНК СССР возлагалась и законодательная работа: он предварительно рассматривал проекты декретов и постановлений, которые затем представлялись на утверждение ЦИК СССР и его президиума, с начала 1930-х годов все законопроекты должны были предварительно вноситься на рассмотрение СНК СССР, хотя это и не предусматривалось конституцией.

Конституция 1936 года внесла дополнение в определение места правительства в государственном механизме. Совет Народных Комиссаров СССР определялся, как "высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти". В Конституции 1924 года слово "высший" отсутствовало.
По Конституции СССР 1936 года СНК СССР, СНК союзных и автономных республик образовывались соответственно Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик.

СНК СССР формально был ответственен перед Верховным Советом СССР (ВС) и ему подотчетен, а в период между сессиями ВС — ответственен перед Президиумом ВС СССР, которому подотчетен. СНК мог издавать обязательные к исполнению на всей территории СССР постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и проверять их исполнение.

Распоряжения, как государственные акты, стали издаваться СНК СССР с 1941 года.

Для успешного осуществления возложенных на него функций СНК СССР мог создавать при себе комитеты, управления, комиссии и другие учреждения.

Впоследствии возникла большая сеть специальных ведомств по различным отраслям государственного управления, действовавших при СНК СССР.

Председателями Совета народных комиссаров СССР были Владимир Ленин (1923-1924), Алексей Рыков (1924-1930), Вячеслав Молотов (1930-1941), Иосиф Сталин (1941-1946).

В послевоенный период с целью введения общепринятых в международной государственной практике наименований законом Верховного Совета СССР от 15 марта 1946 года СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР, наркоматы — в министерства.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Во-первых, в 1946 году Совнарком был переименован в Совет Министров.

Официальное объяснение – потому, что название органа больше не отражает существа его работ. В общем, никак не объяснили.

Ещё одно официальное – поскольку в первые годы советской власти комиссары не только центральные работники, но и некоторые местные деятели. Чтобы не возникло путаницы. Чтобы разделить ведомства, пришли к традиционному пониманию – не народный комиссар, а министр, не Совет Народных Комиссаров, а Совет Министров.

Есть ещё одно объяснение, неофициальное. Во время создания Конституции 1936 года говорили, что это обычная парламентская модель, которая свойственна любому государству, со своим парламентом и правительством, в котором традиционно работают министры. То есть происходит отказ от революционной фразеологии.

Теперь СНК утратил свою революционную окраску, и называем мы его по-старорежимному – Совет Министров.

Не очень понятно, это с одной стороны, разукрупнение, и в то же время укрепление министерств. В 1940 году, когда в последний раз меняли статьи Конституции, касающиеся перечня народных комиссариатов, количество общесоюзных – около 24 наркоматов, в 1947 г. – 36 министерств. Например, разделили Наркомат Нефтяной Промышленности – Наркомат нефтяной промышленности восточных районов и Наркомат нефтяной промышленности западных районов. То же самое с Наркоматом угольной промышленности (восточных районов + южных и западных районов).

С другой стороны упраздняются некоторые наркоматы. Еще до преобразования наркоматов в министерства в 1946 году:

§ Упраздняется Наркомат ВМФ.

§ Наркомат обороны переименовывается в Наркомат вооруженных сил. С этого момента он так и существует. Объединяет руководство флотом и сухопутными силами.

Последние изменения, которые были подготовлены в начале 1953 года, ещё до смерти Сталина, и которые были введены в действие уже после его смерти в марте 1953 г., говорят о сокращении центральных ведомств. Когда внесли в марте изменения в Конституцию 1936 года, у нас было только 12 общесоюзных министерств. То есть сократили в 3 раза.

Шел процесс таким образом сначала на разукрупнение, на увеличение количества, так шел и обратный процесс. Их стало даже меньше, чем в 1940 году.

Перепрофилирование. Многие наркоматы военного профиля после войны были перепрофилированы в министерства профиля мирного. Наркомат Миномётного вооружения, Наркомат Танковой промышленности, Наркомат Боеприпасов – все эти комиссариаты, то бишь министерства, преобразуются в Машиностроительный наркомат – Тяжелого машиностроения, Транспортного машиностроения, Сельскохозяйственного машиностроения.

Вооруженные силы

Изменение центрального управления. Ликвидация двух наркоматов и создание и одного.

Демобилизация. Сначала – старшие возраста, затем – далее по очереди. Скажем, студенты – первая очередь, а кандидаты наук – вторая. Призывают сначала первую, затем далее. А по демобилизации порядок обратный: сначала демобилизуют вторую и третью очереди, а потом первую.

При демобилизации были приняты меры по трудоустройству демобилизованных солдат. Мы сталкиваемся с очень большой проблемой – преступность в шинелях. Если вы бывшего солдата или офицера не демобилизуете... Характер не поменялся у людей, война психику калечит. Если какой-то хлопок, значит будут убивать – это рефлекс.

Если ты привык добывать то, что нужно, с оружием в руках…

К тому же во время войны они обеспечены по минимуму хоть всем необходимым, то теперь нужно их трудоустроить. А если их не демобилизовать и не трудоустроить, они повадки военные не забудут. Они могут дальше повоевать.

Если демобилизованный был инвалид, нетрудоспособный, и заботиться о нем было некому, еще по закону 1943 года он подлежал принудительному помещению в специальный санаторий. Нищенство людей в погонах и орденах не красит город. Если не на что жить, о них заботится государство. Санатории не в самых престижных районах, но это санатории, не лагеря. Это маргинальный элемент. Поместить туда, где не будет заниматься противоправной деятельностью

К тому же прокормить лишнего человека – инвалида войны – тяжкое дело.

После войны не прекращают работу военные трибуналы. После войны были осуждены многие военные преступники: те, что были выданы Советской власти из-за рубежа. По приговору военного трибунала были казнены бывшие казачьи атаманы, Краснов, скажем.

Правоохранительные органы

Перепрофилированы транспортные трибуналы. До войны – специализированные транспортные суды, которые стали трибуналами в ходе войны для ускоренного судопроизводства. После войны такая надобность отпала и военные железнодорожные трибуналы, военные водно-транспортные трибуналы опять получили название линейных транспортных судов.

Прокуратура

В 1947 году Прокурор СССР стал называться Генеральным Прокурором СССР.

Обычные народные суды

После войны прошли первые выборы в народный суд. До войны реализовать эту меру не успели. После войны это стало возможным. Выборы в народные судьи представляли собой сложную кампанию:

Подготовка кандидатов в народные судьи. Сформировать контингент, который будет представлен для выборов. Здесь были проблемы. Многие юридические школы в годы войны были закрыты – оккупация, университеты городов Киев, Харьков и т.д. работать не могли. Количество юристов – не более 10 000 выпускников в год по всему СССР. В этом отношении некого было избирать.

Поэтому многие бывшие фронтовики прошли ускоренные курсы и были представлены в качестве кандидатов в народные судьи.

На сколько избирали? Согласно Конституции и Началам судоустройства 1938 года избирали на три года. До 1936 года избирали лишь на год. Три года – больше ответственности и больше возможностей. Он не временщик, он довольно крепко сидит, успеет войти в курс дела.

Выборы прошли, судьи были выборными, после окончания ВОВ перевыборы производили регулярно.


Похожая информация.


Совет народных комиссаров СССР был преобразован в Совет министров СССР законом о преобразовании союзного правительства от 15 марта 1946 года. В соответствии с законом народные комиссариаты всех уровней были преобразованы в соответствующие министерства, а наркомы стали министрами. После переименования полномочия и состав советского правительства СССР не изменились.

Совет министров СССР был правомочен в соответствии с Конституцией 1977 года решать все вопросы государственного управления. Деятельность Совмина регламентировалась законом «О Совете министров СССР». В сферу компетенции Совета министров входили, в частности: разработка государственных планов экономического и социального развития СССР и государственного бюджета, принятие мер по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общественного порядка, осуществление общего руководства строительством Вооруженных сил.

Совет министров СССР был упразднен в 1990 году в связи с учреждением Кабинета министров СССР при президенте СССР. С деятельностью Совета министров был связан самый длительный в истории Советского Союза период экономического роста.