Условия успешного разрешения конфликтов. Разрешение конфликтов: способы и советы

С чего оно начинается?

С установления причин конфликта. Сложность здесь в том, что истинные причины нередко маскируются, ибо могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны.

Кроме того, затянувшийся конфликт втягивает в свою орбиту все новых участников, расширяя и список противоречивых интересов, что объективно затрудняет нахождение основных причин.

Опыт разрешения конфликтов показал, что большую помощь в этом оказывает владение формулами конфликта.

Первая формула конфликта: Конфликтная ситуация + инцидент = конфликт

Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт - это значит:

Устранить конфликтную ситуацию
- Исчерпать инцидент.
- Вторая формула конфликта
- Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.

При этом конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из др. данная формула дополняет первую, в соответствии с которой каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для других. Разрешить конфликт по этой формуле - значит устранить каждую из конфликтных ситуаций

6 правил формулирования конфликтной ситуации.

Во многих конфликтах можно обнаружить не одну конфликтную ситуацию или найти несколько вариантов ее формулировки. Ключевую роль в разрешении конфликта играет правильное формулирование конфликтной ситуации.

    Помните, что конфликтная ситуация - это то, что надо устранить. Следовательно, не годятся формулировки типа: "конфликтная ситуация - в этом человеке" и т.п., ибо мы не можем никакого права устранить человека.

    Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта. Конфликт возникает одновременно с инцидентом.

    Формулировка должна подсказывать, что делать.

    Задавайте себе вопросы "почему?" до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают др.

    Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта суть в том, что при рассмотрении конфликта обычно много говорится о его видимых сторонах, то есть о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщений разнородных составляющих.

    В формулировке обойдитесь минимумом слов. Когда слов много, мысль не конкретна, появляются побочные нюансы и т.п.

Типология конфликтных личностей.

Немало конфликтов возникает из-за сложности характера некоторых людей. Из числа конфликтных личностей можно выделить 6 характерных типов.

"Демонстративные"

Характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду.

"Ригидные"

Эти люди отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость.

"Неуправляемые"

Эти люди отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение - агрессивное, вызывающее.

"Сверхточные"

Это добросовестные работники, особо скрупулезные, подходящие ко всем (начиная с себя) с позиций завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям, подвергают резкой критике. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Все эти особенности нередко приводят к неустроенности личной жизни.

"Рационалисты"

Расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристких или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например, до тех пор, пока не "закачается кресло" под начальником. Тут-то рационалист и проявит себя, первым придав руководителя.

"Безвольные"

Отсутствие собственных убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках лица, под влиянием которого тот оказался. Опасность этого типа происходит из того, что чаще всего безвольные имеют репутацию добрых людей, от них не ждут никакого подвоха. Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта воспринимается коллективом так, что его "устами глаголит истина".

В отличие от первых четырех типов этот тип (как и предыдущий) является "ситуативным", то есть проявляется при создании определенной ситуации.

Управление конфликтами: предупреждение, регулирование и разрешение.

Признание конфликта закономерным явлением в обществе, более того, движущей силой развития, расширяет и углубляет проблему обращения с ним. Эта проблема становится многоплановой. Понятие "управление конфликтом" выражает ее сущность.

Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач.

Управление конфликтами включает в себя: прогнозирование конфликта; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликта; регулирование и разрешение. Каждый из названных видов действии представляет собою акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие.

Управление становится возможным при наличии некоторых необходимых условий. К таковым относятся: объективное понимание конфликта как реальности; признание возможности активного воздействия на конфликт и превращения его в фактор саморегуляции и самокорректировки системы; наличие материальных, политических и духовных ресурсов, а также правовой основы управления, способности общественных субъектов к согласованию своих позиций и интересов, взглядов и ориентаций.

Объективность понимания - это адекватное, т.е. соответствующее реальности, его описание. Субъект управления имеет в качестве объекта не непосредственно реальный конфликт, а его описание, образ, мысленное отражение, вербальную интерпретацию. Понятно, что такое описание включает определенный подход, приемлемый для той или другой стороны конфликта или - для третьей, нейтральной, выступающей посредником. Ведь каждая сторона стремится представить коллизию так, как она ее видит со своих позиций, как она понимает сложившуюся ситуацию, иначе говоря, как она заинтересованна объяснить конфликт.

Объективное объяснение конфликту возможно при выполнении следующих требований:

    Анализ конфликта учитывает только те факты, которые актуальны в настоящей ситуации.

    В объяснительный контекст входит и учет предшествующего состояния конфликтной ситуации и ее развития в последующем.

    Объяснение конфликта подчинено успешному разрешению его в интересах целого - прогресса общества, личности и пр.

Признание возможности активного воздействия на конфликт также составляет существенное условие управления им.

Предупреждение и стимулирование конфликтов.

Предупреждение конфликта - это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. Естественно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта.в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В таком случае стихийный ход процесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил.

Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Без обоснованного прогноза возможной конфликтной ситуации нельзя и предупредить ее появление. Прогноз - это представление о будущем конфликта с определенной вероятностьюю указания места и времени его возникновения.

Предотвращение конфликта сводится к планированию и реализации ряда операций, предпринимаемых одним из участников конфликта или обеими сторонами. Здесь большое значение имеет уточнение прав и обязанностей, справедливое распределение ответственности и обязательств на основе общепринятых норм и ценностей. Чтобы предотвратить конфликт, надо знать каких норм и правил придерживается каждая сторона конфликта. Когда люди придерживаются различных норм и правил, тогда они в конфликте обвиняют друг друга в недостаточной или чрезмерной ответственности. Желательно, чтобы каждая сторона имела возможность высказать свои претензии без перебивания, по очереди. Полезно бывает, чтобы обе стороны постарались взглянуть на ситуацию глазами стороннего наблюдателя, не првязанного к точке зрения ни одной стороны.

Стратегия предупреждения конфликтов предусматривает осуществление таких принципов, как своевременность действий по предупреждению возможных коллизий, оперативность.

Не любые конфликты общественные субъекты стремятся предотвратить. В иных конфликтах они заинтересованы. Стимулирование конструктивных конфликтов, являющихся двигателем прогрессивных изменений, модернизации общественной системы, составляет весьма существенную сторону социального управления. Речь не идет об искусственном нагнетании конфронтаций, о насаждении враждебности в обществе. Стратегия стимулирования конфликта - это стратегия мобилизации активности того или иного общественного субъекта при решении жизненно важных проблем, стратагия развитияпозитивной инициативы, достижения оптимального эффекта социального управления.

Регулирование конфликта.

Активное вмешательство в возникший конфликтный процесс может приобретать разнообразные формы: регулирование конфликта, подавление и разрешение. Регулирование конфликта представляет собой действие управляющего субъекта с целью смягчения, ослабления, ослабления или перевода его в дугое менеджмента. Стр. 124 русло и на другой уровень отношений. Регулируемый конфликт есть конфликт контролируемый и, стало быть, предсказуемый.

Процесс регулирования конфликта имеет свои этапы. Первоначальное действие по урегулированию конфликта - нго признание и выявление как реальности. Следующий этап -это его легитимизация. Она предполагает признание конфликтующими субъектами установленных норм и правил конфликтного поведения и соблюдение их.

Решению конфликта может служить последовательное ослабление его путем перевода в другое русло взаимодействия противоборствующих сторон и на другой уровень.

Процесс регулирования конфликта осуществляется при помощи разнообразных технологий: информационной, коммуникативной, социально-психологического воздействия, организационных приемов.

Разрешение конфликта: модели, стили, методы.

Регулирование конфликта еще не есть его разрешение, поскольку сохраняются основные структурные компоненты конфликта Однако все действия по регулированию составляют либо предпосылки разрешения, либо моменты этого процесса.

Разрешение конфликта - заключительный его этап.

Различаются полное и неполное разрешение конфликта Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта (причин, предмета), то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта, в частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников и т.д.

Ситуация неполного разрешения конфликта порождает его возобновление на той же или на новой основе.

Неполное разрешение конфликта нельзя рассматривать в любом случае как ущербное действие. В большинстве случаев оно объективно обусловлено, т.к. не всякий конфликт разрешается раз и навсегда. Напротив, жизнь полна конфликтов, разрешающимися временно, частично.

Разрешение конфликта следует отличать от его подавления, т.е.насильственного устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства.

Не ведет к разрешению и отмена Конфликта - это попытка избавиться от конфликта путем примирения или затушевывания, а не преодоления противоположностей, лежащих в его основе.

Конфликту присущи свои предпосылки, специфические этапы, стратегия и технология.

Предпосылки разрешения конфликта:

    Достаточная зрелость конфликта, выражающаяся в видимых формах проявления, идентификации субъектов, манифестации ими своих позиций, в организации конфликтных групп и более или менее сложившихся способов противоборства.

    Потребность субъектов разрешить конфликт и способность это осуществить.

    Наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта: матереальных, политических, культурологических, человеческих.

Процесс разрешения любого конфликта складывается из трех этапов. Первый - подготовительный - это диагностика конфликта. Второй - разработка стратегии разрешения и технологии. Третий - реализация комплекса методов и средств.

Диагностика конфликта включает: а) описание его видимых проявлений (стычки, кризисы и т.д.), б) определение уровня развития конфликта; в) выявление причин конфликта и его природы, г) измерение интенсивности, д) определение сферы распространенности.

Эффективное разрешение конфликта, т.е. разрешение при наименьших потерях ресурсов и сохранении жизненно важных общественных структур, возможно при наличии некоторых необходимых условий и реализации принципов управления конфликтом К числу первых относятся: наличие организационно-правового механизма разрешения конфликта; достаточно высокий уровень демократической культуры в обществе; развитая социальная активность главных слоев населения; наличие опыта конструктивного решения конфликта; развитие коммуникативных связей; наличие ресурсов для осуществления системы компенсаций. Что касается принципов, то речь идет прежде всего о конкретном подходе к разрешению конкретных конфликтов.

В литературе различаются: "силовая", компромиссная и "интегративная" модели. Силовая модель ведет к исходам конфликтов двух видов: "победа-поражение", "поражение-поражение". Две др. модели - к возможному разрешению конфликта по типу "победа-победа", "выигрыш-выигрыш".

В зависимости от возможных моделей разрешения конфликта, интересов и целей конфликтующих субъектов применяются 5 основных стилей разрешения конфликта.

Стиль конкуренции используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить прежде всего собственные интересы в ущерб интересам др., вынуждая др. людей принимать его решение проблемы.

Стиль уклонения применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправым.

Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект действует совместно с др., не стремясь отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль следует использовать, когда вы чувствуете, что, уступая в чем-то, вы мало теряете. В случае применения стиля приспособления субъект стремится выработать решение, удовлетворяющее обе стороны.

Стиль сотрудничества. Реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата.

Стиль компромисса. Он означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен тогда, когда оба противоборствующих субъекта хотят одного и того же, но уверены, что одновременно для них это невыполнимо.

Стиль компромисса зачастую является удачным отступлением или последней возможностью найти какое-то решение проблемы.

Методы разрешения конфликтов.

Все методы делятся на 2 группы: 1) негативные , включают все виды борьбы, преследуют цель достижения победы одной стороны над другой. 2) позитивные , при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи между субъектами конфликта. Это - разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества.

Различие негативных и позитивных методов условно. Эти методы нередко дополняют друг друга.

Как ни разнообразны виды борьбы, им присущи некоторые общие признаки, ибо любая борьба - это действие с участием, по крайней мере, двух субъектов, где один из них препятствует другому.

В любой борьбе необходимо уметь: а) наилучшим образом выбрать поле решающей схватки, б) сосредоточить нужные силы в этом месте, в) выбрать оптимальный момент времени для нанесения удара. Все приемы и методы борьбы предполагают ту или иную комбинацию этих составляющих.

Целью борьбы является изменение конфликтной ситуации. А это достигается тремя общими способами: непосредственным воздействием на противостоящий субъект, его средства борьбы, на обстановку; изменением соотношения сил; верной или ложной информацией оппонента о своих действиях и намерениях; получением адекватной оценки возможностей оппонента и ситуации. В разнообразных методах борьбы используются эти способы воздействия в разных сочетаниях.

Основным позитивным методом разрешения конфликта являются переговоры. Теория переговоров разработана американскими конфликтологами Фишером Р. и Юри У., Деном Д.

Переговоры - это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Они выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления. В том случае, когда делается акцент на переговоры как часть конфликта, их стремятся вести с позиции силы, с целью достигнуть односторонней победы. Естественно, такой характер переговоров, обычно, приводит к временному, частичному разрешению конфликта, и переговоры служат лишь дополнением к борьбе за победу над противником. Если же переговоры понимаются имущественно как метод урегулирования конфликта, то они приобретают форму честных, открытых дебатов, рассчитанных на взаимные уступки и взаимное удовлетворение определенной части интересов сторон.

Метод принципиальных переговоров, или "переговоров, основанных на определенных принципах", характеризуются четырьмя основными правилами.

    "Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров", "отделите человека от проблемы". Переговоры ведут люди, обладающие определенными чертами характкра. Обсуждение их недопустимо, т.к. это привносит в ход переговоров мешающий решению проблемы эмоциональный фактор. Критика личных качеств участников переговоров только обостряем конфликт или, по крайней мере, не способствует поиску путей его разрешения.

    "Сконцентрируйтесь на интересах, а не на позициях". Позиции оппонентов могут скрывать их подлинные цели, а тем более интересы. Между тем, в основе противоречивых позиций всегда лежат интересы. Поэтому вместо того, чтобы спорить о позициях, нужно исследовать определяющие их интересы. За противоположными позициями наряду с противоречиями находяся разлеляемые и приемлемые интересы.

    "Разработайте взаимовыгодные варианты". Договоренность на основе интересов способствует поиску взаимовыгодного решения путем изучения вариантов, удовлетворяющих обе стороны. В таком случае диалог становится дискуссией с ориентацией - "мы против проблемы", а не "я против тебя". При такой ориентации возможно использование мозгового штурма. В результате может быть получено не одно альтернативное решение. Это позволит отобрать нужный вариант, соответствующий интересам сторон-участников переговоров.

    "Найдите объективные критерии". Согласие как цель переговоров должно базироваться на таких критериях, которые были бы нейтральными по отношению к интересам конфликтующих сторон. Только тогда оно будет справедливым, стабильным и длительным. Если же критерии не нейтральны по отношению к какой-либо стороне, то другая сторона будет чувствовать себя ущемленной, а стало быть, соглашение будет восприниматься как несправедливое и в конечномсчете оно не будет выполняться.

Справедливость выработанных решений зависит от используемых в ходе переговоров процедур урегулирования противоречивых интересов. В числе таких процедур: устранение разногласий при помощи жребия, делегирование права решать посреднику и т.д. Последний способ решения спора, т.е когда ключевую роль играет третья сторона, широко распространен, его вариации многочисленны.

Одним из основных способов разрешения конфликта является общение между людьми. Это наиболее общий метод, включающий в себя и переговоры. В основе этого способа лежат два правила: "не прерывайте общения", ибо отказ от общения порождает и означает конфликт; "не применяйте силовых игр, чтобы выиграть в борьбе за власть с помощью принуждения, угроз, ультиматумов". В описании Д. Деном названный метод выглядит так:

Шаг 1: Найдите время для беседы.
Шаг 2: Подготовьте условия.
Шаг 3: Обсудите проблему.

Вступительная часть:

Выразите признательность.
Выразите оптимизм.
Напомните кардинальные правила.
Сформулируйте проблему.
Пригласите к разговору.

Задача 1. Придерживайтесь основного процесса.
Задача 2. Поддерживайте жесты примирения.

Шаг 4: Заключите договор (если необходимо):

Сбалансированный;
Поведенчески специфичный;
В письменном виде.

Переговорный процесс в специфической форме - при участии посредника - посредничество. Это наиболее универсальная и успешная форма урегулирования разногласий припомощи третьего, независимого участника-посредника.

Применение позитивных методов разрешения конфликта воплощается достижением компромиссов или консенсусов между противоборствующими субъектами. Это - формы завершения конфликта в основном по типу "выигрыш-выигрыш", "победа-победа".

Компромисс - означает соглашение на основе взаимных уступок.

Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые неизбежно навязываются сложившимися обстоятельствами. Или же общей ситуацией, угрожающей существованию конфликтующих сторон. Вторые, заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части интересов всех взаимодействующих сил.

Теоретико-методологической основой компомиссов служит положение диалектики о сочетании противоположностей как формы регулирования и разрешения социальных противоречий и конфликта. Социальной базой является общность некоторых интересов, ценностей, норм как предпосылок взаимодействия общественных сил и институтов. В случае добровольного компромисса имеет место общность основных взглядов, принципов, норм, стоящих перед взаимодействующими субъектами практических задач. Если же компромисс носит принудительный характер, то он может состоять: а) во взаимной уступке по отдельным вопросам во имя обеспечения баланса частных интересов и целей; б) в объединении усилий всех конфликтующих сторон для решения некоторых коренных вопросов, связанных с их выживанием.

Технология компромиссов достаточно сложна, во многом уникальна, но все же в ее структуре есть нечто повторяющееся. Таковы некоторые способы согласования интересов и позиций: консультация, диалог, дискуссия, партнерство и сотрудничество. Использование их позволяет выявить общие ценности, обнаружить совпадение взглядов по тем или иным вопросам, помогает вскрыть позиции, по которым конфликтующим сторонам необходимо идти на уступки, выработать взаимоприемлемое соглашение о "правилах игры", или иначе, нормах и методах дальнейших действий с тем, чтобы надлежащий баланс интересов и тем самым урегулировать конфликт.

Консенсус - форма выражения согласия с аргументами противника в споре.

Консенсус становится принципом взаимодействия противоборствующих сил в системах, основанных на демократических началах. Поэтому степень консенсуса - показатель развитости общественной демократии.

Технология достижения консенсуса сложнее технологии компромиссов. Существенными элементами этой техноглогии являются: а) анализ спектра социальных интересов и выражающих их организаций; б) выяснение полей тождества и различия, объективного совпадения и противоречия приоритетных ценностей и целей действующих сил; обоснование общих ценностей и приоритетных целей, на основе которых возможно согласие; в) системная деятельность институтов власти общественно-политических организаций с целью обеспечения общественного согласия относительно норм, механизмов и путей регулирования общественных отношений и достижения тех целей, которые признаны общезначимыми.

ВЫВОД: В данной работе была рассмотрена техника общения, способствующая развитию доверия и положительных взаимоотношений, пониманию. Рассмотрено влияние на дальнейшее общение первого впечатления о человеке. Рассмотрены причины, препятствующие эффективному общению; происхождение психологических барьеров в общении; способы их преодоления. Рассмотрено возникновение, развитие и разрешение конфликтов.

?Конфликтология как наука возникла:
*в XIX в
!в XX в
!вместе с возникновением человечества
?Внутриличностный конфликт понимается как конфликт между:
*сознательной и бессознательной структурами
!между любыми внутриличностными структурами
!сознательными тенденциями
!бессознательными установками
?Полный перечень структурных элементов конфликта составляют:
!роли оппонентов, объект конфликта, среда конфликта
*позиции субъектов, участники конфликта, зона разногласий
!стороны конфликта, субъективные и объективные характеристики конфликта
?Выберите наиболее полный и верный список социальных ролей участников конфликта:
*судьи, посредники, конфликтанты, инициаторы, жертвы
!свидетели, участники, группа поддержки, зрители, оппоненты, управленцы
!субъекты, жертвы, подстрекатели, союзники, посредники, организаторы
?Ресурсы сторон конфликта — это:
!материальная обеспеченность сторон, участвующих в конфликте
*общий потенциал субъектов и участников конфликта, который может быть в нем использован
!знания, умения и навыки конфликтантов
?К этапам конфликта относятся:
*тупик, конфликтная ситуация, инцидент, эскалация, послеконфликтная стадия
!эскалация, конфликтная ситуация, речевое противодействие
!инициация конфликта, инцидент, деструктивный конфликт
?Стратегия поведения в конфликте основывается на:
*модели заинтересованности в собственном успехе
!модели двойной заинтересованности
!модели заинтересованности в успехе другого
?Стратегия сотрудничества:
!свидетельствует о высокой конфликтологической компетентности личности

*приводит к разрешению конфликта
?Какое из сочетаний приводимых понятий имеет отношение к стратегиям поведения в конфликте
?
!Компромисс, критика, борьба
!Борьба, уход, убеждение
*Уступка, уход, сотрудничество
?С точки зрения трансактного анализа к конфликтогенам можно отнести:
!присоединение
!нахождение в позиции родителя
*пересечение трансакций
?К поведенческим конфликтогенам можно отнести:
!редукцию сознательной части психики
!общение с конфликтными личностями
*проявление агрессии, превосходства, эгоизма
?Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) в трансакции «Взрослый»:
!проявляет чувство вины, руководит, уточняет ситуацию
!работает с информацией, анализирует, разговаривает на равных
*требует, покровительствует, руководит
?Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) в трансакции «Ребенок»:
!оценивает, проявляет чувство беспомощности
*подчиняется, одобряет, уточняет ситуацию
!проявляет чувство обиды, шалит, подчиняется
?Существенными характеристиками эскалации конфликта являются:
!признание реальности конфликта
*расширение социальной среды конфликта
*использование угроз в адрес оппонента
?Спиральная модель эскалации конфликта предполагает:
!принцип дополнительного схизмогенеза
!принцип симметричного схизмогенеза
*агрессивно-оборонительный принцип
?Жесткие тактики поведения в конфликте:
*ориентируются на нанесение вреда, ущерба или использование давления на оппонента
!всегда используются только после применения мягких и нейтральных
!их присутствие в конфликтном сценарии свидетельствует о недостатках воспитания личности
?Стратегия соперничества:
!характеризует человека как эгоиста
*ведет к эскалации конфликта независимо от другой позиции
!ее применимость и выигрышность зависит от конкретной ситуации
?К групповым конфликтам относятся:
*группа - группа
!личность - группа
!микрогруппа - руководитель
!личность - группа, группа - группа
?Интегративное разрешение конфликта означает:
*соглашение, достигаемое, когда стороны конфликта сходятся в срединной точке на некоей очевидной координате
!достижение согласия через узаконенные процедуры установления победителя
*разрешение конфликта, примиряющее обе стороны или решение без проигравших
информационным технологиям регулирования конфликта принадлежит:
!обеспечение ровного психологического климата
!снижение социальной напряженности
*устранение слухов
?Предупреждение конфликта представляет собой:
!вид деятельности, направленный на ограничение конфликта
!управление конфликтом с целью его легитимации
*превентивную форму управления конфликтом
?Снятие избыточной агрессии - это:
!механизм внутриличностной защиты
!форма самовоспитания личности
*форма предупреждения внутри и межличностных конфликтов
?Медиация - это:
!вмешательство по типу юридического урегулирования конфликта
!ограниченный арбитраж
*любое посредничество
?Содержание управления конфликтом включает в себя:
*прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение
!прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение
!диагностику, предупреждение, регулирование, завершение
?Признание реальности конфликта конфликтантами, легитимизация и институциализация конфликта входят в состав:
!предупреждения конфликта
!стимулирования конфликта
*разрешения конфликта
*регулирования конфликта
?Стимулирование конфликта предполагает:
*форму управления конфликтом
!диагностику существующей ситуации в коллективе
!разрешение текущих проблем
?Легитимизация конфликта - это:
!обращение к посреднику
!достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных правил и норм поведения в конфликте
*создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия
?Институциализация конфликта - это:
!создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия
*достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных правил и норм поведения в конфликте
!определение места и времени переговоров по существу конфликта
?Что относится к форме завершения конфликта:
!уступка, компромисс, уход, соперничество
*перерастание в другой конфликт, отмена, затухание, разрешение
!разрешение, уход, отмена, убеждение

Этапы регулирования конфликта.

47. Институциализация конфликта - это:

создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.

48. Легитимизация конфликта - это:

достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.

49. Предпосылки разрешения конфликта являются:

Достаточная зрелость конфликта;

50. Полное разрешение конфликта достигается при наличии таких условий:

при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций.

51. Какие виды деятельности по управлению конфликтом адекватны на этапе возникновения и развития конфликтной ситуации:

Прогнозирование Предупреждение (стимулирование)

52. Принципами управления конфликтами являются :

Объективности и адекватности оценки конфликта;

Конкретно-ситуационного подхода;

Гласности;

Демократического воздействия, опоры на общественное мнение;

Комплексного использования способов и приемов воздействия.

53. Способами разрешения конфликта являются:

Административный (увольнение, перевод на другую работу, решение суда и т. п.);

Педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.).

54. Предпосылками разрешения конфликта являются:

достаточная зрелость конфликта;

Потребность субъектов конфликта в его разрешении;

Наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.

55. Что относится к форме разрешения конфликта:

уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);

Согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);

Взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);

Перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество).

56. Основными моделями поведения личности в конфликте явля­ются:

конструктивная, деструктивная и конформистская

57. Кто из нижеперечисленных ученых разработал двухмерную мо­дель стратегий поведения личности в конфликте: Томас и Киллмен

58. Сколько стратегий поведения личности в конфликте выделяет­ся в двухмерной модели: 4

Уход, уступка, компромисс, сотрудничество

59. Какое из сочетаний приводимых понятий имеет отношение к стратегиям поведения в конфликте:

60. Какие поведенческие характеристики присущи конструктив­ной модели поведения в конфликтном взаимодействии:

Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна

61. Какая из стратегий характеризуется стремлением уйти от конфликта и взаимной уступкой

Компромисс

62. Какая из стратегий характеризуется низким уровнем направленности на личные интере­сы и интересы соперника и является взаимной:

63. Какая из стратегий характеризуется низкой направленностью на личные интересы и высокой оценкой интересов соперника.

64. Какие из стратегий поведения в конфликте могут стать следствием неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя):

65. Какая из стратегий характеризуется высоким уровнем на­правленности как на собственные интересы, так и на интересы сопер­ника

Сотрудничество

66. Какая из стратегий может включать в себя все другие страте­гии:

Сотрудничество

67. Определите тип конфликтной личности по следующим пове­денческим характеристикам: хочет быть в центре внимания; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; планирова­ние своей деятельности осуществляет ситуативно; кропотливой, систематической работы избегает.

Демонстративный

68. Какие поведенческие характеристики присущи конфликтной личности ригидного типа:

Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой . Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Почтение со стороны окружающих воспринимается как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям

Трактовать конфликт только как положительное или только как отрицательное явление можно не всегда. С целью предотвращения или, по крайней мере, уменьшения возможного ущерба, более целесообразным, чем прекращение или разрешение конфликта, является его предупреждение. Но эффективность предупреждения межгосударственных и этнических конфликтов невелика, вследствие препятствий, встречающихся на латентной и ранней стадии развития конфликта. Часто конфликт рассматривается как частное дело сторон, и принуждать стороны к соглашению или определенному поведению неэтично и несправедливо. Считается, что вмешательство возможно только при приобретении конфликтом общественно значимых масштабов.

Некоторые элементы межгруппового напряжения и потенциального конфликта имеются в каждом обществе. Анализ социальных изменений привлекает внимание к обеспечивающим их элементам. Напряжение может быть управляемым, так как проявляется, как правило, в узаконенных интересах групп. Социальные изменения могут быть проанализированы только в связи со специфическими структурами. Поэтому необходимо различать изменения, происходящие внутри определенных структур.

В любой иерархически построенной системе социальные отношения существуют в рамках навязанных индивидам социальных ролей, которые ощущаются как принуждение. Любая норма, правило, традиция предполагают исполнителя и того, кто следит за исполнением. Конфликт есть форма проявления свободы, возникает он из отношений господства и подчинения в системе отношений неравенства. Любая регуляция социальных отношений, основанная на законе, норме, правиле включает элемент принуждения и может вызвать конфликт.

Если общество не хочет признавать саму возможность возникновения конфликта как порождения свободы, то оно загоняет конфликт внутрь, что делает его проявление в будущем более разрушительным. Конфликт необходимо выявить, осознать, сделать его предметом общественного сознания и внимания. Это поможет определить реальные причины конфликта, область его возможного распространения. Конкретный конфликт имеет относительный характер и локализуется в определенной области. Конфликт есть универсальная форма человеческого общежития. Он абсолютен. Осознание этого обстоятельства есть условие индивидуальной свободы.

В современной конфликтологии сформулированы следующие условия разрешения конфликтов.

  • 1) Своевременный и точный диагноз причин конфликта. Это предполагает вычленение объективных противоречий, интересов, целей и очерчивание «деловой зоны» конфликтной ситуации. Создаётся модель выхода из конфликтной ситуации.
  • 2) Обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон.
  • 3) Совместный поиск компромисса, т.е. путей преодоления конфликта. Решающее значение приобретает конструктивный диалог между противоборствующими сторонами.

Постконфликтная стадия предполагает устранение противоречий конфликтных интересов, целей, установок, ликвидацию социально-психологической напряжённости в обществе. Постконфликтный синдром при обострении отношений может оказаться началом повторных конфликтов на другом уровне с иными участниками.

Процесс разрешения любого конфликта складывается, как минимум, из трех этапов. Первый - подготовительный - это диагностика конфликта. Второй - разработка стратегии разрешения и технологии. Третий - непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта - реали­зация комплекса методов и средств.

Диагностика конфликта включает: а) описание его видимых проявлений (стычки, столкновения, кризисы и т.п.), б) определение уровня развития конфликта; в) выявление причин конфликта и его природы (объективной или субъективной), г) измерение интенсивности, д) определение сферы распространенности. Каждый из отмеченных элементов диагностики предполагает объективное понимание, оценку и учет основных переменных конфликта - содержания противоборства, состояния его участников, целей и тактики их действия, возможных последствий. Конфликт диагностируется в структурном и функциональном планах, в ситуационном и позиционном аспектах, как состояние и процесс.

В зависимости от возможных моделей разрешения конфликтов, интересов и целей конфликтующих субъектов применяются пять основных стилей разрешения конфликта, описанных и используемых в зарубежных программах обучения управлению. Это: стили конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества, компромисса.

Стиль конкуренции используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить прежде всего соб­ственные интересы в ущерб интересам других, вы­нуждая других людей принимать его решение проблемы.

Стиль уклонения применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправым.

Стиль приспособления характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. Данный стиль следует использовать в случае, если вы чувствуете, что, уступая в чем-то, вы мало теряете. Наиболее характерны некоторые ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления: субъект стремится сохранить мир и добрые отношения с другими; он понимает, что правда не на его стороне; у него мало власти или мало шансов победить; он понимает, что итог разрешения конфликта намного важнее для другого субъекта, чем для него.

Таким образом, в случае применения стиля приспособления субъект стремится выработать решение, удовлетворяющее обе стороны.

Стиль сотрудничества. Реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата. Некоторые типичные ситуации, когда используется данный стиль: оба конфликтующих субъекта обладают равными ресурсами и возможностями для решения проблемы; разрешение конфликта очень важно для обеих сторон, и никто не желает от этого устраниться; нали­чие длительных и взаимозависимых отношений у субъектов, вовлеченных в конфликт; оба субъекта способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга, оба умеют объяснить свои желания, выразить свои мысли и выработать альтерна­тивные варианты решения проблемы.

Стиль компромисса. Он означает, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен в тех ситуациях, когда оба противоборствующих субъекта хотят одного и того же, но уверены, что одновременно для них это невыполнимо. Некоторые случаи, в которых стиль компромисса наиболее целесообразен: обе стороны обладают одинаковыми ресурсами и имеют взаимоисключающий интерес; обе стороны может устроить временное решение; обе стороны могут воспользоваться кратковременной выгодой.

Стиль компромисса зачастую является удачным отступлением или последней возможностью найти какое-то решение проблемы. Всю совокупность методов в зависимости от типов моделей разрешения конфликтов, целесообразно разделить на две группы.

Первую условно назовем группой негативных методов, включающую все виды борьбы, преследующей цель достижения победы одной стороны над другой. Термин «негативные» методы в данном контексте обоснован ожидаемым конечным результатом завершения конфликта: разрушением единства конфликтующих сторон как базового отношения. Вторую группу назовем позитивными методами, поскольку при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи (единства) между субъектами конфликта. Это - в первую очередь разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества.

Различие негативных и позитивных методов относительно, условно. В практической деятельности по управлению конфликтами эти методы нередко дополняют друг друга. Кроме того, понятие «борьба» как метод разрешения конфликта весьма общо по своему содержанию. Известно, что принципиальный переговорный процесс может включать в себя элементы борьбы по тем или иным вопросам. В то же время самая жесткая борьба конфликтующих агентов не исключает момента переговоров по определенным правилам борьбы. Без борьбы нового со старым нет творческого соперничества, хотя последнее предполагает наличие в отношениях между соперниками и момента сотрудничества, поскольку речь идет о достижении общей цели - прогресса в конкретной сфере общественной жизни.

Как ни разнообразны виды борьбы, им присущи некоторые общие признаки, ибо любая борьба - это действие с участием, по крайней мере, двух субъектов (индивидуальных или коллективных, массовых), где один из субъектов препятствует другому.

Основным позитивным методом разрешения конфликтов являются переговоры. Переговоры - это совместное обсуждение конфликтующими сторонами е возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Они выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления. В том случае, когда делается акцент на переговоры как часть конфликта, их стремятся вести с позиции силы, с целью достигнуть односторонней победы.

Естественно, такой характер переговоров, обычно, приводит к временному, частичному разрешению конфликта, и переговоры служат лишь дополнением к борьбе за победу над противником. Если же переговоры понимаются преимущественно как метод урегулирования конфликта, то они приобретают форму честных, открытых дебатов, рассчитанных на взаимные уступки и взаимное удовлетворение определенной части интересов сторон.

При такой концепции переговоров обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, что способствует сохранению основы для согласия. Применение позитивных методов разрешения конфликтов воплощается достижением компромиссов или консенсусов между противоборствующими субъектами.

Компромисс (от лат. compromissum) - означает соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые неизбежно навязываются сложившимися обстоятельствами. Скажем, соотношением противоборствующих политических сил явно не в пользу тех, кто идет на компромисс. Или же общей ситуацией, угрожающей существованию конфликтующих сторон (например, смертельной опасностью термоядерной войны, если она когда-либо будет развязана, для всего человечества). Вторые, то есть добровольные, компромиссы заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части интересов всех взаимодействующих сил.

Консенсус (от лат. consedo) - форма выражения согласия с аргументами противника в споре. Консенсус становится принципом взаимодействия противоборствующих сил в системах, основанных на демократических началах. Поэтому степень консенсуса - показатель развитости общественной демократии. Естественно, что ни авторитарные, ни тем более тоталитарные режимы не предполагают обращение к рассматриваемому методу разрешения социальных и политических конфликтов.

Технология достижения консенсуса - особая проблема. Она, по-видимому, не проще, а сложнее технологии компромиссов. Существенными элементами этой технологии являются:

  • а) анализ спектра социальных интересов и выражающих их организаций;
  • б) выяснение полей тождества и различия, объективного совпадения и противоречия приоритетных ценностей и целей действующих сил; обоснование общих ценностей и приоритетных целей, на основе которых возможно согласие;
  • в) системная деятельность институтов власти и общественно-политических организаций с целью обеспечения общественного согласия относительно норм, механизмов и путей регулирования общественных отношений и достижения тех целей, которые признаны общезначимыми.

Во всех этих ситуациях разнообразные методы урегулирования и разрешения конфликтов могут быть эффективными при условии ликвидации деформаций в структурах и функциях управленческих систем и институтов власти.

Современная конфликтология в демократических странах выделяет главные приоритеты разрешения конфликтов. Особенностью демократического общества является признание допустимости конфликтов и множественности несовпадающих интересов. В России особенностью разрешения конфликтных ситуаций является максимализм сторон, что не позволяет достичь консенсуса, снять мотивы, глубинные источники социальной напряжённости. Данный максимализм наиболее отчётливо проявляется в России в этно-национальных конфликтах, где одна из конфликтующих сторон отстаивает принцип суверенитета. Этот принцип суверенитета действительно является наиболее авторитетным в разрешении национальных конфликтов, но может повлечь ухудшение материального положения местного населения и вызвать не межнациональный, а внутренний конфликт. Лучше всего в межнациональных конфликтах действует принцип права наций на самоопределение.

В итоге, какой способ решения конфликта является наиболее рациональным? - Это интеграция сторон, политические решения, учитывающие интересы всех сторон. В теории конфликтов Р. Дарендорфа для успешного регулирования конфликтов необходимо наличие ценностных предпосылок, уровень организации сторон, равенство возможностей для обеих сторон конфликта. Перспективы разрешения социальных конфликтов связаны как с демократическими процедурами легализации результатов проводимых преобразований в российском обществе, так и с легитимацией демократичных способов смены носителей политической власти (элит).

Гражданское общество в России нуждается в стабильном политическом и правовом порядке, поддерживающем принципы справедливого распределения национального богатства и поощряющем одновременно высокую эффективность в экономической сфере. Социально ориентированная экономика и культурное правовое государство вместе механизмами поиска социального компромисса на разных уровнях - это минимальные условия перспектив снижения остроты общественных конфликтов в России и превращения их негативной энергии в конструктивное созидание собственной жизни.

Конфликт - сложное и противоречивое явление. Поэтому при моделировании социальных конфликтов для более точного диагноза, прогноза и т.п. нужно использовать все имеющиеся способы и методы: синергетический подход, принцип золотого сечения, теорию катастроф, периоды солнечной активности и т.д. В этом случае можно эффективнее предупреждать, разрешать, управлять, а если надо создавать конфликтные ситуации.

В современной конфликтологии стало традиционным завершающий этап в динамике конфликта обозначать термином "разрешение конфликта". Однако анализ литературы показывает, что многие авторы используют и другие понятия, которые в той или иной степени отражают специфику и полноту прекращения конфликтных действий, направленность воздействия на структурные элементы конфликтной ситуации. К ним относятся такие понятия, как затухание (Бойко, Ковалев, 1983), преодоление (Феденко, Галицкий, 1981), пресечение (Каменев, 1984), приглашение (Рапопорт, 1967), саморазрешение (Анцупов, 1992), угашение (Добрович, 1987), урегулирование (Хилл, 1989), устранение (Аккоф, Эмери, 1974), улаживание (Гозман, Шестопал, 1995), и другие. Зачастую они используются как равнозначные, хотя авторы и пытаются вложить в них определенный, отличающийся от других смысл. Сложность и многовариантность развития конфликтного взаимодействия, несомненно, предполагает и неоднозначность в способах и формах завершения конфликта.

Из указанных выше понятий наиболее широким является завершение конфликта, которое заключается в прекращении, окончании конфликта по любым причинам. Основными формами завершения конфликта являются разрешение, урегулирование, затухание, перерастание в другой конфликт и устранение конфликта.

Разрешение конфликта представляет собой совместную деятельность участников конфликта, направленную на прекращение конфликтного противодействия и решение (полное или частичное) проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает определенные действия, активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, устранению действия причин возникновения конфликта.

Кроме того, разрешение конфликта предполагает изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, интересов, ценностей, взглядов, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к объекту конфликта или же на изменении отношения друг к другу, которое сложилось в ходе противодействия.

Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона как с согласия противоборствующих сторон (например, обращение конфликтующих военнослужащих к старшему начальнику для решения спорной проблемы), так и без их согласия (вмешательство руководства в конфликт между военнослужащими).

Как показывает практика, далеко не всегда при завершении конфликта разрешается противоречие, лежащее в его основе. Так, при исследовании конфликтов между руководителями и подчиненными были получены данные, свидетельствующие о том, что только около 62% конфликтов разрешается или регулируется. Более чем в каждом третьем конфликте противоречие не разрешается или еще более обостряется. Это происходит тогда, когда конфликт постепенно затухает (6%), перерастает в другое противоборство (15%) или же устраняется административным, организационным способом (17%) (см. рис. 1).

Затухание конфликта представляет собой временное прекращение противодействия при сохранении (в значительной степени) основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Другими словами, конфликт переходит из "явной" формы в латентную (скрытую).

Затухание конфликта обычно происходит в результате:

Истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для продолжения борьбы;

Потери мотивации к борьбе у обоих или хотя бы у одной из сторон (снижение актуальности или важности объекта конфликта);

Переориентации мотивации оппонентов (возникновение новых задач или проблем, которые более значимы, чем борьба в данном конфликте);

Аккумулирования сил для новой борьбы.

Под устранением конфликта понимают такое управляющее воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на определенную "неконструктивность" такой формы завершения конфликта, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных организационных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, отсутствие времени на регулирование отношений, лимит материальных возможностей).

Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:

Изъятие из конфликта одного из оппонентов (перевод в другое подразделение);

Исключение возможности взаимодействия оппонентов на длительное время (отправка в командировку одного или обоих оппонентов; перевод каждого из них в разные подразделения);

Устранение объекта конфликта;

Устранение дефицита объекта конфликта (редкий случай, когда у третьей стороны есть возможность обеспечить каждую из конфликтующих сторон объектом, к обладанию которым каждая из них стремилась).

Перерастание в другой конфликт происходит обычно в тех случаях, когда в отношениях конфликтующих сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта. Кроме того, череда почти не прекращающихся конфликтов свойственна для сторон, между которыми сложились крайне сложные, напряженные, а то и антагонистические отношения. Тогда проблема заключается только в том, какой повод возникает для очередного конфликта.

Основной формой завершения конфликтов среди военнослужащих срочной службы является их затухание (43%). В этом случае противоречие, лежащее в основе конфликта, не разрешается или еще более обостряется. Конфликт оказывается "загнанным внутрь", и велика вероятность его возобновления в дальнейшем (12).

Более чем в одной трети (37%) ситуаций завершение конфликтов проходит в форме самостоятельного разрешения оппонентами. В 16% ситуаций межличностные конфликты завершаются путем урегулирования их прямыми или непосредственными начальниками. Для 14% конфликтов характерно их устранение административным путем (перевод одного из оппонентов или обоих в другие подразделения).

Не менее существенным является реализация интересов правой стороны. Утверждение истины, победа справедливости, как уже указывалось выше, благоприятно сказывается на морально-психологическом климате воинского коллектива, эффективности совместной деятельности; служит предупреждением лицам, которые потенциально могут стремиться реализовать сомнительные с правовой или нравственной точки зрения интересы с помощью конфликта. Однако необходимо помнить, что у неправой стороны тоже есть свои интересы. И если их вообще игнорировать, не стремиться изменить, переориентировать мотивацию неправого оппонента, то это в дальнейшем чревато новыми конфликтами.