Древнегреческие мифы кратце. Самые интересные мифы древней греции

Греки верили, что всем миром и жизнью людей управляют боги. Их называли олимпийскими, так как думали, что они живут на горе Олимп. Богов было много. Греки представляли себе их жизнь похожей на человеческую, они считали, что боги живут одной большой семьёй. Царём богов и людей был бог Зевс. Когда гремел гром и сверкала молния, греки думали, что это гневается Зевс. У Зевса было два брата - бог морей и океанов Посейдон и бог подземного царства мёртвых Лид. От этого имени произошло русское слово «ад». Глубоко в подземном царстве текут река забвения Лета и река Стикс. Души умерших перевозит через Стикс на ладье старый перевозчик Харон. А выход из царства мёртвых стережёт трёхглавый пёс Кербер (Цербер). Солнце восходит над землёй, когда на небо выезжает бог солнца Гелиос на своей золотой колеснице, запряжённой белоснежными конями. Богиня утренней зари Эос (Аврора) из двух кувшинов льёт на землю утреннюю и вечернюю росу. Особенно почитали греки Афину Палладу - дочь Зевса. Она была богиней мудрости и покровительницей городов. В её честь назван город Афины. Изображали Афину в облике величественной красивой женщины со шлемом на голове, с копьём и щитом в руках. Символом мудрости богини была сова. Богиней земледелия и плодородия была Деметра, богиней красоты и любви - вечно юная Афродита (Венера), родившаяся из пены морской. Глубоко чтили греки Аполлона - бога-прорицателя, покровителя музыки и поэзии. Его изображали с лирой в руках и в окружении девяти муз, олицетворявших разные виды искусства. Когда греки научились обрабатывать металлы, появился миф о боге-кузнеце Гефесте. Греки думали, что вулканы, из которых вырывается огонь и дым, - это выходы из его подземной кузницы. Бог Гермес, хитрейший из богов, считался покровителем торговли, купцов и путешественников. Гермес часто выполнял различные поручения Зевса, был вестником олимпийских богов, поэтому его изображали в крылатых сандалиях. Из мифов мы узнаём и о других божествах, живших не на Олимпе, а среди земной природы. Это сатиры - лесные божества в виде козлоногих людей, покрытых шерстью. Это нимфы - богини ручьёв, гор, лесов. Их представляли себе в облике красивых девушек. Были ещё богини судьбы - три сестры мойры. Они прядут нить жизни. Когда мойра перерезает нить, человек умирает.

Мифы и легенды о божествах древней Греции

Греки представляли себе богов сильными и красивыми. Богам строили храмы, ставили статуи. В праздники статуи богов облачали в красивую одежду и украшали венками из цветов. Во время религиозных праздников в храмы собирались люди изо всей Греции. Территория храма считалась священной и неприкосновенной. Поэтому в храме иногда укрывались беглецы или преступники: там их нельзя было убить. В храме богатые люди хранили свои сокровища, Самыми известными были храм Зевса в городе Олимпия и храм Аполлона в городе Дельфы, который стоял в том месте, где из-под земли выходили газы. Над расселиной скалы сидела на золотом треножнике прорицательница Пифия (Сивилла) - жрица Аполлона. От имени бога она отвечала на вопросы и предсказывала будущее. Каждого грека, обращавшегося к Пифии, интересовал вопрос о своей судьбе или об успехе задуманного дела. Часто ответы Пифии были неясными. Однажды лидийский царь Крез спросил, победит ли он персидского царя Кира. Пифия ответила: если он начнёт войну, то разрушит большое царство. Царь начал войну и потерпел поражение. Он пришёл в храм и стал упрекать Пифию в лживом пророчестве. Но Пифия возразила, что царь ведь не спросил, чьё именно царство он разрушит - своё или чужое! ТИТАН ПРОМЕТЕЙ. Прометей был божеством старшего поколения - титаном. В междоусобной борьбе богов он стал на сторону Зевса и помог ему занять трон верховного бога. Раздавая дары, Зевс забыл о людях. Прометей был единственным, кто вспомнил о них. Он похитил огонь с Олимпа, спрятав его в стебле тростника, и подарил людям. За это Зевс велел приковать Прометея к кавказской скале. Ежедневно прилетал орёл и клевал своим острым клювом печень бессмертного титана. Тысячелетиями длились муки Прометея, но ему придавала силы мысль о том, что он сделал добро для людей. Отрекаться от них и каяться перед Зевсом он не желал! С тех пор Прометей стал символом духовной и физической стойкости. О нём упоминали многие писатели и поэты.

Жертвы богам

Греки приносили богам жертвы. Чаще всего они лили в огонь, горевший на жертвеннике, вино, оливковое масло, мёд или молоко. Если огонь в этот момент ярко вспыхивал, то считалось, что боги приняли жертву и обещают людям помощь. В особых случаях в жертву богам убивали сразу по сто быков. В «Илиаде» такая жертва называется «гекатомба» (сто быков). Говорят, что когда греческий математик Пифагор открыл свою знаменитую теорему, он принёс богам в знак благодарности гекатомбу. Олимпийским богам жертвовали белых животных, а подземным - чёрных. Мясо жертвенных животных частично сжигали на огне, а остальное съедали. Жертвоприношение греки понимали как общую, дружественную трапезу людей и богов.

С самого детства. Их изучают в школе, некоторые читают их своим детям.

Более того, во всех языках мира бытует множество фразеологизмов и идиом, заимствованных из древнегреческого языка, так или иначе отсылающих нас к мифам Древней Греции.

А в самой Греции практически каждый топоним – море, река, горы — происходит из мифов, как, например, Ионическое море связано с соблазненной Ио, в Эгейском море утопился от горя афинский царь Эгей, так и не дождавшись сына Тесея.

В России шире всего известно переложение древнегреческих легенд и мифов в исполнении Николая Альбертовича Куна.

На первый взгляд мифы Древней Греции – это забавные сказки давно ушедших времен. Но не все так просто. В них нашли отражение верования древнего народа, религия, быт древних греков, отношения человека с богами.

В первую очередь, создавая эти мифы, люди пытались объяснить происхождение мира, откуда появилась земля, небо, солнце, звезды. Совершенно естественно для того периода было очеловечивать эти основополагающие понятия, чтобы придать им привычный вид, но наделяя сверхъестественными возможностями.

Каждому абстрактному явлению соответствовало свое божество. Так появились боги и титаны.

Происхождение мира

Как и во многих мировых религиях, в мифах Древней Греции, мир произошел из вечного, безграничного Хаоса.

Хаос был бесконечен и являлся источником жизненной энергии мира. Из Хаоса произошла богиня Гея – Земля, родилась Любовь – Эрос. Также Хаос породил Вечный Мрак и темную Ночь, от них произошли Вечный Свет и светлый День.

Так была зарождена жизнь. От Геи произошел Уран – Небо, он взял Гею в жены и от них произошли двенадцать могучих титанов. От их союза произошли все боги, в том числе и ужасные, которые принесли в этот мир страх, лукавство, раздор, войны.

Наиболее известными и почитаемыми богами в мифах были, конечно, Зевс, Посейдон и Аид — дети титанов Крона и Реи. Они олицетворяли стихии, которые пугали и которым поклонялись древние греки больше всего – Зевс был богом грома и молний, Посейдон – богом морей, Аид – богом подземного мира.

Другие боги – , Гефест, и другие были потомками Зевса и других существ.

Олимп

Большинство из них обитали с Зевсом-вседержителем на горе Олимп, в священном месте, где царят радость, покой, умиротворение, где боги всегда празднуют, вкушают амброзию и нектар, и радуются.

Смертным туда пути нет, но есть и исключения. Любимцы богов, например, Ганимед, сын царя , был приглашен на Олимп, Геракл после смерти вознесся на священную гору и пировал там вместе с богами.

Олимп в этом чем-то похож на скандинавскую Вальгаллу, где Один-Всеотец пирует с великими воинами.

Человек и древнегреческие боги

Но в древнегреческих мифах происхождение и существование Вселенной отходит на второй план.

Главное в них – это все-таки отношения богов и людей. Боги описаны в мифах как всемогущие существа, способные как на великие чудеса, бесконечную милость, так и на страшную жестокость.

Несмотря на величие, богам присущи человеческие черты, они способны на любовь, на ненависть, ревность, зависть, гнев, тщеславие. Они зачастую бывают слабы и одержимы человеческими страстями.

И большинство мифов и легенд как раз повествует об этом, например, легенда о девушке Арахне, которая утверждала, что умеет прячь лучше самой Афины, богини мудрости, и вызвала ее на поединок и проиграла. За это была превращена богиней в паука навечно.

Или миф о многострадальной Ио, которую Зевс превратил в белоснежную корову, чтобы спрятать от мести его жены . Но Гера узнала ее и послала вслед за ней чудовищного овода, который жалил ее ежеминутно.

Только когда она достигла Египта, Зевс вернул ей облик. В этом мифе красноречиво показаны слабые черты характера богов. Зевс выступает как сластолюбец, который готов обманывать свою жену, соблазнять человеческих девушек, но при этом не может им помочь, а Гера показана ревнивой и мстительной женщиной. И это далеко не все примеры.

Герои

Наряду с мифами о богах бытуют и легенды о великих героях Греции, таких как Геракл, совершивший двенадцать подвигов, Орфей, спустившийся в подземное царство за своей возлюбленной, победивший , победивший и спасший Андромеду от морского чудовища.

Объединяет их всех то, что они совершали невероятные подвиги, обладали могучей силой и смекалкой, побеждали чудовищ.

Эти мифы показывают нам не уникальных существ, а неординарного смертного человека, способного на великие дела. Немаловажное значение имеет то, что почти все они были полубогами, детьми богов и смертных или богов и нимф, как Орфей.

Здесь важно наблюдать, как приходит к человеку осознание своей силы, своих возможностей, своей исключительности, хоть и проявляющейся при определенных жизненных обстоятельствах и пока только у людей необычного происхождения.

Мифы и легенды Древней Греции – это огромный пласт истории, которую необходимо знать образованному человеку.

Они имеют близкую связь с историей, искусством, а также отображают развитие человеческого сознания, зарождение культуры и философии. И это имеет огромное значение для многих наук.

Герои, мифы и легенды о них. Поэтому важно знать их краткое содержание. Легенды и мифы Древней Греции, вся греческая культура, особенного позднего времени, когда была развита и философия, и демократия, оказала сильнейшее влияние на формирование всей европейской цивилизации в целом. Мифология складывалась на протяжении долгого времени. Сказания, легенды становились известными, потому что по тропам и дорогам Эллады странствовали декламаторы. Они несли более или менее длинные истории о героическом прошлом. Некоторые давали лишь краткое содержание.

Легенды и мифы Древней Греции постепенно становились знакомыми и любимыми, а то, что создал Гомер, было принято знать образованному человеку наизусть и уметь цитировать с любого места. Греческие ученые, стремившиеся все упорядочить, начали работать над классификацией мифов, и превратили разрозненные истории в стройный ряд.

Главные греческие боги

Самые первые мифы посвящены борьбе различных богов между собой. Часть из них не имела человеческих черт - это порождения богини Геи-Земли и Урана-Неба - двенадцать титанов и еще шесть чудовищ, которые ужаснули отца, и он их поверг в бездну - Тартар. Но Гея уговорила оставшихся титанов свергнуть отца.

Это сделал коварный Кронос - Время. Но, женившись на своей сестре, он боялся рождавшихся детей и глотал их сразу после рождения: Гестию, Деметру, Посейдона, Геру, Аида. Родив последнего ребенка - Зевса, жена обманула Кроноса, и он не смог проглотить младенца. А Зевс был надежно спрятан на Крите. Это только краткое содержание. Легенды и мифы Древней Греции страшно описывают происходящие события.

Война Зевса за власть

Зевс вырос, возмужал и заставил Кроноса возвратить на белый свет своих проглоченных сестер и братьев. Он призвал их на борьбу с жестоким отцом. Кроме того, в борьбе приняли участие и часть титанов, великаны и циклопы. Десять лет длилась борьба. Огонь бушевал, моря кипели, от дыма ничего не было видно. Но победа досталась Зевсу. Врагов свергли в Тартар и заключили под стражу.

Боги на Олимпе

Зевс, которому циклопы сковали молнии, стал верховным богом, Посейдону подчинялись все воды на земле, Аиду - подземное царство мертвых. Это было уже третье поколение богов, от которых произошли все остальные боги и герои, о которых начнут рассказывать истории и сказания.

Древнейшие относят к циклу о Дионисе, и виноделия, плодородия, покровителя ночных мистерий, которые проводились в самых мрачных местах. Мистерии были страшными и таинственными. Так стала намечаться борьба темных богов со светлыми. Реальных войн не было, но стали постепенно уступать место светлому богу солнца Фебу с его рациональным началом, с его культом разума, науки и искусства.

А иррациональное, экстатическое, чувственное отступило. Но это две стороны одного явления. И одно было невозможно без другого. Богиня Гера, жена Зевса, покровительствовала семье.

Арес - войне, Афина - мудрости, Артемида - луне и охоте, Деметра - земледелию, Гермес - торговле, Афродита - любви и красоте.

Гефест - ремесленникам. Их взаимоотношения между собой и людьми составляют сказания эллинов. Их полностью изучали в дореволюционных гимназиях России. Только сейчас, когда людей касаются по большей части земные заботы, они при необходимости обращают внимание ни их краткое содержание. Легенды и мифы Древней Греции все дальше уходят в прошлое.

Кому покровительствовали боги

Они не очень благоволи людям. Часто завидовали им или вожделели к женщинам, ревновали, бывали жадными до похвал и почестей. То есть они были очень похожи на смертных, если брать их описание. Сказания (краткое содержание), легенды и мифы Древней Греции (Кун) весьма противоречиво описывают своих богов. «Ничего так не радует богов, как крах человеческих надежд», - считал Еврипид. И ему вторил Софокл: «Боги всего охотнее помогают человеку, когда он идет навстречу своей гибели».

Зевсу подчинялись все боги, но для людей он имел значение как гарант справедливости. Именно когда судья судил неправедно, человек обращался за помощью к Зевсу. В делах войны главенствовал только Марс. Мудрая Афина покровительствовала Аттике.

Посейдону все моряки, уходя в море, приносили жертвы. В Дельфах можно было просить милости у Феба и Артемиды.

Мифы о героях

Один из любимых мифов был о Тесее, сыне царя Афин Эгея. Он родился и воспитывался в царской семье в Трезене. Когда он вырос и смог достать меч своего отца, то отправился на встречу с ним. По пути он уничтожил разбойника Прокруста, не дававшего пройти людям по своей территории. Попав к отцу, он узнал, что Афины платят дань девушками и юношами Криту. Вместе с очередной партией рабов, под траурными парусами, он отправился на остров к чтобы убить чудовищного Минотавра.

Царевна Ариадна помогла Тесею пройти лабиринт, в котором находился Минотавр. Тесей сразился с чудищем и уничтожил его.

Греки радостно, освободившись навсегда от дани, возвращались на родину. Но они забыли сменить черные паруса. Эгей, не сводивший глаз с моря, увидел, что сын погиб, и от непереносимого горя бросился в пучины вод, над которыми стоял его дворец. Афиняне ликовали, что они навсегда освободились от дани, но и плакали, узнав о трагической кончине Эгея. Миф о Тесее длинный и красочный. Это его краткое содержание. Легенды и мифы Древней Греции (Кун) дадут о нем исчерпывающее описание.

Эпос - вторая часть книги Николая Альбертовича Куна

Легенды об аргонавтах, о путешествиях Одиссея, о мести Ореста за смерть отца и злоключениях Эдипа в Фиванском цикле составляют вторую половину книги, которую написал Кун, «Легенды и мифы Древней Греции». Краткое содержание по главам указано выше.

Возвращаясь из Трои на родную Итаку, Одиссей провел много долгих лет в опасных скитаниях. Трудно давалась ему дорога домой по бурному морю.

Бог Посейдон не мог простить Одиссею то, что, спасая свою жизнь и жизнь своих друзей, он ослепил Циклопа, и насылал неслыханные бури. По дороге они гибли от сирен, увлекавших своими неземными голосами и сладкозвучным пением.

Все его спутники погибли в путешествиях по морям. Всех уничтожила злая судьба. В заточении у нимфы Калипсо Одиссей томился многие годы. Он умолял отпустить его домой, но отказывала прекрасная нимфа. Только просьбы богини Афины смягчили сердце Зевса, он сжалился над Одиссеем и вернул его к семье.

И о походах Одиссея создал в своих поэмах Гомер - «Илиада» и «Одиссея», мифы о походе за золотым руном к берегам понта Эвсинского описаны в поэме Апполония Родосского. Софокл написал трагедию «Эдип-царь», трагедию об Аресте - драматург Эсхил. Их дает краткое содержание «Легенды и мифы древней Греции» (Николай Кун).

Мифы и легенды о богах, титанах, многочисленных героях тревожат воображение художников слова, кисти и кинематографии наших дней. Стоя в музее около картины, написанной на мифологическую тему, или слыша имя прекрасной Елены, хорошо бы хоть немного представлять себе, что стоит за этим именем (огромная война), и знать детали сюжета, изображенного на полотне. Этому могут помочь «Легенды и мифы Древней Греции». Краткое содержание книги раскроет смысл увиденного и услышанного.

Миф в переводе с греческого языка означает - слово ,беседа ,сказание ,весть и т.д.
В мифах действительность всегда изображалась в фантастичной или сказочной форме.При первых цивилизациях мифология объединяла в себе философию ,историю ,этику и поэзию .В обществе до сих пор много крылатых выражений,которые пришли из мифов : ахиллесова пята ,муки Тантала ,сизифов труд и др.Есть мифы о сотворении Мира ,а есть о жизни богов.Сотворение мира в мифах описывается так: сначала был первичный Хаос - безмежная бездна..Из неё возникли Тьма и Свет ,День и Ночь ,Небо (Уран ) и Земля (Гея ),а также подземное царство - Тартар .Уран с Геей поженились,и Гея начала рожать детей.Сначала рождались сторукие чудовища с 50 головами.Уран разозлился и кинул их в недра земли.Потом начали рождаться одноглазые циклопы - великаны,Уран избавился и от них.

Затем появились титаны .Нам известны такие как: Океан - владыка морей,дети титана Япета : Атлант - титан,держащий небосвод и Прометей - титан ,давший людям огонь,Мнемозина - память,Фемида - справедливость,Кронос - всё поглощающее время.Боясь лишится власти,Уран решил их уничтожить.Гея подговорила титанов восстать против отца.Кронос победил Урана и стал править Миром .Здесь,мифы говорят,начался золотой век.

Прометей

Но история повторяется,теперь уже Кронос боится,что его дети отберут у него власть.Как и Уран ,Кронос решает избавится от своих детей,он глотает Гестию ,Деметру ,Геру ,Плутона ,Посейдона и других.А философски это звучит так: Время поглощает всё рожденное.Жена Кроноса ,Рея ,спасает последнего сына-Зевса .Она бежит на остров Крит и там рожает Зевса ,а когда Зевс вырос то победил отца и заставил его вернуть всех кого тот поглотил.

Статуя ЗЕВСА
И вот тут начинается борьба богов против титанов .Только титан Прометей помогает Зевсу Зевс ,обидясь на то,что Прометей ,украв у богов огонь, подарил его людям,приковал Прометея к скале и послал орла клевать печень титана,отблагодарил.
Статуя Геры

И началась эпоха олимпийских богов.Боги живут на горе Олимп ,владеют всем миром.Самые могущественные из них двенадцать: Зевс - повелитель богов и людей ,его жена Гера - охраняющая брак,его дочка Афина - богиня мудрости,ремесел и науки ,брат Зевса ,Посейдон - бог морей,Аид (или Плутон ) - бог царства мёртвых,Афродита - богиня красоты и любви,Арес - бог войны,Гефес - бог -кузнец,Апполон - бог покровитель исскуств,Деметра - богиня земледелия,Гермес - покровитель животноводства,Артемида - богиня охоты,все они родственники.

Статуя Посейдона

Боги предстают перед нами в образе прекрасных людей,но иногда они могут превращаться в животных.Это мы видим на примере того,как Зевс превратился в белого быка и увез царевну Европу на остров Крит .Также боги могут превращаться в огонь,дождь,тучи и т.д.Иногда боги отождествляются.

Так бог солнца Гелиос отождествляется с Аполлоном, а Артемида - с Селеною - богинею луны.Боги часто соединяют в себе противоположности: добро и зло,жизнь и смерть.Плутон - бог царства мёртвых и бог богатства.Аполлон - бог солнца и воскрешает и убивает(его стрелы несут смерть). Лучи солнца приносят и жизнь и смерть.В мифах Земля - огромное кладбище и проматерь всего живого.Иногда боги могут исполнять одни и теже функции:Артемида - богиня охоты помогает женщинам во время родов и это же делает Гера - жена Зевса ,вестником богов является Гермес ,а вестницей - Ирида .На Олимпе были и боги - чужестранцы,например Дионис - покровитель виноградорства и виноделия из Фракии .В мифах рассказывается о том,что боги заботятся о тех городах,которые сами основали. Боги покровительствовали определенным географическим местам. Согласно легенде во время правления царя Лаомедонта боги Посейдон и Аполлон построили несокрушимую стену вокруг Трои . Мифы рассказывают о том, что богиня Гера была покровительницей Микен и Аргоса , а позже стала еще и покровительницей Самоса . Афродита бала покровительницей острова Кипр и ее второе имя Киприда , кстати возле этого острова она и появилась однажды из пены морской.Афина всегда считалась покровительницей города Афин . Зевс покровительствовал родному Криту и Фессалии . Аполлон и Артемида были рождены в Делосе и поэтому были его покровителями.Культ Артемиды возник в Малой Азии , а главный ее храм находился в Эфесе .
В самом сердце Греции , на священной олимпийской земле, стояло четвертое чудо света.
Создателем этого шедевра был Фидий - великий скульптор Древней Греции .Отцом Зевса на небе был Крон ,а на земле Олимпии - Фидий . Фидий создал великолепную статую Зевса в храме Зевса . В конце IV столетия н. э. набожный император Феодосий приказал вывезти этого " языческого идола" из Олимпии в Константинополь ,где статуя Зевса Олимпийского исчезла бесследно.Мифов древней Греции очень много, я познакомлю вас с ними в следующих статьях.

Обратите внимание! Авторским правом на данную статью обладает её автор. Любое перепечатывание статьи без разрешения автора является нарушением его авторского права и преследуется законом,при использовании материалов блога ссылка на блог - обязательна.

Важнейшим элементом греческой культуры явились мифы, т. е. сказания, предания, легенды, восходящие к глубокой древности. Они составляют богатейшую сокровищницу образов и сюжетов. В мифах отразилась потребность человека в творчестве, в познании окружающего мира и самого себя. Мифы создавались на очень ранней стадии развития греческого общества, в самых разных регионах континентальной Греции, в Аттике, Беотии, Фессалии, Македонии и других областях, на островах Эгейского моря, на Крите, на побережье Малой Азии. В этих регионах складывались свои

Местные циклы мифов. Позднее они слились в единую общегреческую систему, в которой проявились художественный талант и религиозное миросозерцание древних эллинов.

Рождение и смерть, смена времен года, морские приливы и отливы, грозы и дожди, перепады погоды, цветение и увядание растений, появление на них плодов - эти и многие другие явления окружающего мира приписывались действию неких фантастических, божественных сил. Эти явления представали зачастую в виде конкретных, зримых образов, персонифицировались, т. е. отождествлялись с живыми существами. Если человек не мог объяснить природное явление, тем более

Его преодолеть, как, например, засуху или эпидемию, он приписывал его действию каких-то фантастических сил.

Кажется, что сама греческая природа предопределила ту особую многокрасочность, которая пронизывает мифологию: долины и горные хребты, искрящееся голубое море со множеством островов, уютные бухты, слепящее южное солнце, вечнозеленая растительность, теплый климат. Земля была населена сказочными существами: в горах таились горные нимфы - ореады, в лесах - дриады, в реках - наяды. Но мифы являли собой не только смелый полет людской фантазии. В них нередко отражены народная мудрость, наблюдения над окружающей жизнью, проникновение в природу человека. Поэтому греческая мифология по праву стала частью общечеловеческой культуры. Вот почему ситуации и герои мифов вошли в нашу повседневную речь в выражениях и словосочетаниях, ставших крылатыми.

Мы употребляем выражение «сизифов труд», имея в виду тяжкую, лишенную смысла работу. Происхождение этого понятия таково. Согласно мифу, Сизиф, царь и основатель Коринфа, а по другой версии, отец Одиссея, славился завидным хитроумием и за свои мошенничества, терпел наказание в преисподней. Он должен был вкатывать на гору тяжелый камень, который, достигнув вершины, срывался вниз, после чего все повторялось сначала. Мы говорим о «титанических» усилиях, «гигантских» размерах. В мифах титаны и гиганты - огромные великаны, которые сражались с самими богами.

Мифы тесно связаны с народными культурами и верованиями. Они нередко вбирали в себя народный здравый смысл. Так, у древних эллинов был обычай жертвоприношения богам; при этом пропадало немало хорошего мяса. Тогда титан Прометей нашел способ помочь людям. Заколов жертвенного быка, он разделал его так, что образовались две неравные кучи: в одной находились кости и требуха, а другой - куски съедобного мяса. Обе кучи Прометей накрыл шкурами и предложил верховному богу Зевсу выбрать одну из них. Зевс польстился на кучу большего размера. Этот случай, воспроизведенный в мифе, закрепил правило: после ритуала жертвоприношения греки стали оставлять богам несъедобные части, а себе то, что могло пойти в пищу. В греческой мифологии действуют разнообразные существа: демоны, сатиры, необузданные и резвые; полулюди и химеры, огнедышащие существа и др. Главные же персонажи мифологии - боги и герои.

В основе греческой религии лежал антропоморфизм - уподобление человеку. Боги имели человеческий облик, были красивы, а главное - бессмертны. Им присущи самые разные человеческие качества, правда проявляющиеся с особой силой, интенсивностью: великодушие, щедрость, ревность, коварство. Боги и герои не только напоминали обычных людей, но и общались с ними, простыми смертными, могли вступать в любовные отношения. Некоторые древние греческие аристократы числили в своих предках богов, гордились своим божественным происхождением.

Греческие боги по значимости делились на несколько категорий. Двенадцать главных, верховных богов обитали на заснежённой, высотой около 3000 метров, горе Олимп. На вершине Олимпа находились дворец Зевса и жилища других богов, которых называли олимпийцами. Само название Олимп близко понятию «небо». Греки считали, что существовало три поколения богов, причем, по преданию, младшие свергли власть старших. В мифологии, таким образом, отразилось соперничество между отдельными родами и племенами за верховенство.

Главным верховным богом, отцом всех богов и людей, был Зевс. Его считали сыном Крона, бога времени, а потому называли Кронидом. Зевс разъезжал по небу в золотой колеснице, его изображали сидящим на троне с орлом и скипетром в руках и пучком молний как главными атрибутами власти. С высот Олимпа он рассыпал людям свои дары и утверждал на земле порядок, устанавливал законы.

Супруга Зевса Гера являлась верховной греческой богиней, царицей богов, которая покровительствовала браку, супружеской любви и родам. Она изображалась величественной женщиной редкой красоты. Брат Зевса Посейдон был богом моря, всех источников и вод, а также земных недр и их богатств; На дне моря находился его дворец. Богом смерти был другой брат Зевса - Аид, царивший глубоко под землей. Царство Аида, куда не проникали лучи солнца, выглядело сумрачно-страшным и холодным, а загробная жизнь сущим – несчастьем. Сын Зевса Аполлон - бог гармонии и духовной деятельности, бог искусств. Он получил от Гермеса изобретенную им лиру и сделался покровителем муз, отсюда его прозвище: Аполлон Мусарёт, т. е. предводитель муз.

Музами называли богинь, спутниц Аполлона, покровительниц наук, поэзии и искусств: Клио - истории, Евтерпа - лирической поэзии, Мельпомена - трагедии, Талия - комедии, Терпсихора- танцам, Каллиопа - эпической поэзии, Полигимния - гимнов, пантомимы, Урания- астрономии, Эрато – любовной, эротической поэзии.

Сестрой златокудрого Аполлона была Артемида, богиня охоты, плодородия, покровительница животных, а также всего, что живет на земле, растет в лесу и в поле. В скульптурах она изображалась с луком и колчаном за плечами, охотящейся в лесах и полях. Богиня Афина, одна из самых почитаемых в Греции, рождена самим Зевсом, появилась у него из головы. Была богиней мудрости, в ее честь назван главный город Греции и воздвигнут главный храм Парфенон. Афина покровительствовала городам-государствам Греции, одаривала их мудрыми советами, спасала в минуту опасности. Сын Зевса Гермес - бог, покровительствующий путникам, ремеслам, торговле. Бог войны Арес, сын Зевса и Геры, Выступал обычно в обличье тяжеловооруженного воина - гоплита. Это самый нелюбимый из потомков Зевса, которого не терпели из-за его воинственности и кровожадности. Сыном Зевса и Геры являлся и бог огня, а также кузнечного искусства Гефест. Его изображали в фартуке и с кузнечным молотом, среди искр и дыма. Гефест - единственный олимпиец, занимающийся производительным трудом, считался искусным мастером ковки.

Жена Ареса, прекраснейшая Афродита, - богиня любви, внешне олицетворяла эллинский идеал женской красоты. Она пробуждала любовь в сердцах и богов и смертных и поэтому обладала всепобеждающей властью, царила над миром. Одной из величайших богинь считалась сестра Зевса Деметра, богиня плодородия, покровительница земледелия: без ее могучей силы ничего не родилось.

Любимейшим богом был также сын Зевса Дионис, покровитель виноградарства и виноделия. Празднества в честь бога Диониса сыграли большую роль в процессе становления греческого театра. Помимо главных олимпийских богов существовали и многочисленные боги как бы «второго сорта». Среди них Эрот, сын Ареса и Афродиты, шаловливый подросток, крылатый стрелок из лука, бог любви; Гипнос - бог сна; Танатос - бог смерти; Гименей:- бог брака; Асклепий, сын Аполлона и Корониды, - бог врачевания; Эрида - богиня раздоров; Ника - богиня победы и др.

Наряду с богами в мифах были «задействованы» герои, или титаны. Героями считались личности полубожественные, стоявшие между богами и людьми. Героями были и люди, реально существовавшие, исторические личности - афинский полководец (Мильтиад), государственные мужи. (Солон), основатели философских школ, крупнейшие поэты, чья деятельность играла большую роль в жизни греков. Их гробницы нередко находились в центре городов как напоминание о былых подвигах. Были героями и фигуры легендарные, созданные народной фантазией.

Одним из самых знаменитых и благородных героев-мучеников в мифологии являлся Прометей, оказавший неоценимую услугу человеческому роду. Среди любимейших народных героев был и Геракл, наделенный огромной силой. Буквально его имя означает «совершающий подвиги из-за гонений Геры». Когда Гера замыслила умертвить младенца Геракла, натравив на него двух змей, Геракл задушил их. Превосходя всех силой, не зная соперников в воинских упражнениях, Геракл совершил 12 подвигов. Среди них убийство чудовищного льва; уничтожение гидры - чудища с телом змеи и девятью головами дракона; истребление стимфалийских птиц, опустошавших местность, преследовавших животных и людей, разрывая их медными клювами, и многие другие. Эти и другие эпизоды образуют целый цикл увлекательных новелл.

В числе популярных героев Греции известный по многим мифам Персей, сын Зевса и Данай, также совершил немало подвигов. Подобно Прометею, он запечатлен в произведениях мирового искусства, на полотнах Рубенса, Рембрандта и Тициана. Величайшим героем Греции считался и Тесей, которому приписывали создание древнего государственного строя в Афинах. Героями почитались легендарный певец Орфей; величайший архитектор и зодчий Дедал; богач Тантал, столь возгордившийся, что счел себя равным богам, и за это был жестко наказан; Пигмалион, скульптор, способный даже оживлять свои создания.

Мифология сыграла огромную роль в развитии древнегреческой литературы. Сюжеты и образы мифов использовались во многих произведениях: в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида. Одновременно культы и традиции, связанные с мифологией, послужили основой для создания некоторых жанров и форм литературы, например лирики, трагедии, комедии, античного театра.

Миф о Пигмалионе

Афродита благосклонна к тем, кто ей верно служит. Она принесла счастье Пигмалиону, великому художнику с острова Кипр. Пигмалион жил уединенно, избегал женщин, не был женат. Но однажды он сделал из белой слоновой кости статую девушки, невыразимо прекрасной. Взирая на свое создание, он восхищался его совершенством и жизненностью. Казалось, что девушка дышит, что она живая. В итоге Пигмалион влюбился в собственное творение. Бессильный совладать со своей страстью, он даже обращался к статуе со словами, но она была нема. Тогда на празднике в честь златой Афродиты он принес ей в жертву телку с позолоченными рогами и обратился с мольбой к богине любви дать ему в жены девушку столь же прекрасную, что и его статуя. После этого пламя жертвенника ярко вспыхнуло. Это был знак того, что богиня услышала его просьбу. Когда Пигмалион вернулся домой, он увидел, что прекрасная статуя - живая. Так богиня любви дала Пигмалиону в жены красавицу девушку. Этот сюжет, оригинально переосмысленный, лежит в основе известной пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион».

Миф об Адонисе

Богиня любви Афродита влюбилась в сына царя Кипра - прекрасного юношу Адониса, превосходящего красотой всех смертных. Забыв обо всем на свете, Афродита проводила время с Адонисом на Кипре, охотилась вместе с ним в горах и лесах острова. Она стремилась не расставаться с ним, а покидая его на время, просила быть осторожным, избегать грозных животных, таких, как львы и кабаны. Однажды, когда Афродиты не было рядом, собаки напали на след огромного кабана и устремились за ним в погоню. Адонис уже готовился поразить зверя копьем, когда кабан бросился на него и нанес ему смертельную рану.

Узнав о смерти Адониса и тяжело это переживая, Афродита босиком отправилась по горным склонам и ущельям на его поиски, ее нежные ноги оставляли на камнях кровавые следы. Наконец она нашла убитого Адониса и стала горько над ним стенать. Желая навсегда сохранить о нем память, богиня повелела из крови юноши вырасти прекрасному цветку анемону. А там, где падали капли крови из пораненных ног богини, появились алые розы. Они были роскошными, а их цвет столь же ярок, как и кровь богини. Тогда Зевс сжалился над горем Афродиты. Он наказал брату своему Аиду, богу подземного царства мертвых, каждые полгода отпускать Адониса на землю из царства теней. Проведя полгода в царстве Аида, Адонис на то же время возвращается на землю навстречу ярким лучам солнца и объятиям златой Афродиты. Вся природа ликует, радуясь их любви.

Миф о троянской войне

Зевс и бог моря Посейдон заспорили о любви Фетиды. Богиня правосудия Фемида, вмешавшись в спор, предсказала, что у Фетиды родится сын, который превзойдет силой собственного отца. Чтобы избавить себя от возможной опасности, боги решили выдать Фетиду замуж за простого смертного Пелея. На свадьбу Фетиды и Пелея, происходившую в пещере кентавра Хирона, собрались все олимпийские боги и щедро одарили новобрачных подарками. При этом на пир не была приглашена богиня раздора Эрида. Уязвленная подобным пренебрежением, она решила наказать богов весьма изощренным способом. Она бросила на пиршественный стол золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». С тех пор оно стало называться «яблоко раздора». О том, кому оно должно принадлежать, стали спорить три богини: Гера, Афина и Афродита, отнюдь не лишенные женского тщеславия. Даже Зевс отказался высказаться на сей счет. Он направил Гермеса в окрестности Трои, где среди пастухов находился красавец Парис, сын троянского царя Приама. Согласно прорицанию, Парису, сыну Приама и Гекубы, было уготовано стать виновником гибели Трои. Чтобы избежать этой участи, Приам повелел отнести Париса в лесную чащу и оставить там. Но сын Приама не погиб, его вскормила медведица. Когда Гермес обратился к Парису с предложением решить этот спор, тот был смущен. Каждая из богинь убеждала юношу присудить яблоко ей. При этом они сулили ему завидные дары: Гера – обещала власть над всей Азией; Афина - воинскую славу и победы; Афродита - в жены красивейшую из смертных женщин. Недолго колеблясь, Парис отдал яблоко Афродите. С тех пор он стал любимцем Афродиты, а Гера и Афина, как мы увидим, возненавидели Трою и троянцев.

Этой прекрасной женщиной была Елена, жена спартанского царя Менелая. Вскоре к нему в гости прибыл Парис. Менелай радушно принял его, устроил в его честь пир. Увидев Елену, Парис влюбился в нее. Но и та была поражена прекрасным пришельцем, облаченным в роскошные восточные одежды. Уехав на Крит, Менелай просил ее позаботиться о госте. Но Парис отплатил ему черной неблагодарностью. Воспользовавшись отсутствием мужа, он увез Елену и одновременно захватил его сокровища.

Менелай расценил это не только как личное оскорбление, но и удар по всей Греции. Ведь Елена была ее национальным достоянием. Он собирает вождей греческих племен и отправляется в поход против Илиона (древнее название Трои, откуда происходит и название поэмы). Главнокомандующим войском назначается брат Менелая Агамемнон, царь Аргоса, принадлежащий к роду Атридов, над которым, как мы увидим позднее, тяготеет проклятие. В рядах ахейских (греческих) воинов находятся Одиссей, царь острова Итака, мужественный воин Диомед, храбрец Аякс, обладатель волшебных стрел Филоктет.

Самым отважным был юный Ахиллес, царь племени мирмидонцев. При рождении ему была определена долгая и счастливая жизнь, если он не будет принимать участие в войне, и краткая, блестящая, если станет сражаться. Надеясь перехитрить судьбу, Фетида выкупала Ахиллеса в водах подземной реки Стикс, сделав его тело неуязвимым. Незащищенной была лишь его пятка, за которую она держала младенца (отсюда выражение «ахиллесова пята»). Мать пыталась укрыть Ахиллеса, не дать ему возможность принять участие в походе. Она спрятала его, одев в женскую одежду, но Ахиллес выдал себя. Он вошел в состав греческого войска, насчитывавшего, согласно преданию, более ста тысяч человек и более тысячи кораблей. Войско отплыло из гавани Авдида и высадилось вблизи Трои. Требование выдачи Елены в обмен на снятие осады было отклонено. Война затянулась. Самые главные события произошли в последний, десятый год.

Миф об Орфее и Эвридике

Орфей, великий певец, сын речного бога Эагра и музы песнопений Каллиопы, жил во Фракии. Его женой была нежная и красивая нимфа Эвридика. Прекрасное пение Орфея, его игра на кифаре не только увлекали людей, но зачаровывали растения и животных. Орфей и Эвридика были счастливы, пока на них не обрушилась страшная беда. Однажды, когда Эвридика со своими подругами нимфами собирала цветы в зеленой долине, их подстерегла спрятавшаяся в густой траве змея и ужалила жену Орфея в ногу. Яд быстро распространился и оборвал ее жизнь. Услышав скорбный плач подруг Эвридики, Орфей поспешил в долину и, увидев хладное тело Эвридики, нежно любимой жены, пришел в отчаяние и горько стенал. Природа глубоко сострадала ему в его горе. Тогда Орфей решился отправиться в царство мертвых, чтобы увидеть там Эвридику. Для этого он спускается к священной реке Стикс, где скопились души умерших, которых перевозчик Харон на ладье отправляет во владения Аида. Сначала Харон отказал Орфею в просьбе переправить его. Но тогда Орфей заиграл на своей золотой кифаре и чудной музыкой очаровал мрачного Харона. И тот перевез его к трону бога смерти Аида. Посреди холода и тишины подземного царства зазвучала страстная песня Орфея о его горе, о муках разбитой любви к Эвридике. Все, кто были рядом, поразились красотой музыки и силой его чувства: и Аид, и его жена Персефона, и Тантал, забывший о терзавшем его голоде, и Сизиф, прекративший свою тяжкую и бесплодную работу. Тогда Орфей изложил свою просьбу Аиду вернуть на землю жену Эвридику. Аид согласился ее выполнить, но при этом изложил свое условие: Орфей должен следовать за богом Гермесом, а за ним пойдет Эвридика. Во время же пути по подземному царству Орфею нельзя оглядываться: в противном случае Эвридика покинет его уже навсегда. Когда появилась тень Эвридики, Орфей пожелал её обнять, но Гермес велел ему этого не делать, так как перед ним лишь тень, а впереди долгий и трудный путь.

Быстро миновав царство Аида, путники достигли реки Стикс, где Харон переправил их на своей ладье к тропинке, круто ведущей вверх к поверхности земли. Тропинка была загромождена камнями, вокруг царил мрак, а впереди маячила фигура Гермеса и едва брезжил свет, что говорило о близости выхода. В этот момент Орфея охватила глубокая тревога за Эвридику: поспевает ли она за ним, не отстала ли, не потерялась ли в сумраке. Прислушавшись, он не различил позади никакого звука, что обострило тревожное чувство. Наконец не выдержав и нарушив запрет, он обернулся: почти рядом с ним он увидел тень Эвридики, протянул к ней руки, но в то же мгновение тень растаяла во мраке. Так ему пришлось вторично пережить смерть Эвридики. И на этот раз по собственной вине.