Анализ образовательного специализированного учреждения. Анализ деятельности образовательной организации

Режим работы учреждения может быть режимом функционирования или режимом развития.

Режим функционирования предполагает постоянное поддержание всех направлений деятельности на уровне «не хуже предыдущего». Для учреждения, работающего в режиме функционирования не свойственно разрабатывать и реализовывать новые направления работы. Понятно, что в современных условиях такой режим работы практически невозможен. Учитывая быстро меняющиеся условия жизни, образовательные учреждения вынуждены постоянно следить за изменениями в социально-экономической жизни, проектировать изменения всех направлений деятельности образовательного учреждения.

Режим развития предполагает, что каждый шаг в работе учреждения анализируется и по итогам этого анализа ведется дальнейшая работа, которая предполагает постоянное развитие.

Анализ деятельности - функция управления школой, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку образовательных результатов и выработку на его основе рекомендаций по упорядочению системы, ее оптимизации или переходу ее на более высокий качественный уровень.

В педагогическом коллективе образовательного учреждения, избравшего режим развития, идет постоянный анализ деятельности и на основе его результатов, на основе постоянного общения, получения новой информации, проводится диагностика текущего состояния дел.

Педагогический анализ решает не только технические задачи, но способствует развитию каждого учителя в отдельности. Правильно организованный педагогический анализ влияет на уровень преподавания, а следовательно, на качество образования. Педагогический анализ является одним из методов контроля, где в результате наблюдения оценива-ется деятельность всех участников образовательного процесса.

Эффективность педагогического анализа будет зависеть от целенаправленности, объективности, массовости, систематичности. Поддержание мониторинга педагогического анализа прямо повлияет на его результативность, даст коллективу знание о разных сторонах деятельности школы.

Изучение хода и состояния наиболее важных сторон образовательного процесса;

Изучение итоговых показателей диагностических работ учащихся;

Изучение работы учителей;

Изучение работы методических объединений;

Изучение работы творческих групп учителей;

Предмет педагогического анализа:

Изучение деятельности учителей по разным направлениям их деятельности (повышению своего научного, профессионального, технологического, методического, культурного уровня);

Качество преподавания;

Качество организации образовательного процесса;

Качество предметных, надпредметных, метапредметных знаний и умений чащихся;

Педагогический анализ может быть тематическим, текущим (оперативным) и итоговым.

Педагогический анализ проводится по схме:

Определение объекта анализа:

Определение его цели;

Формирование рабочей гипотезы, плана;

Организация сбора информации;

Выявление факторов, влияющих на объект анализа, установления причин вызванных этими факторами;

Обобщение материалов тематического анализа, формулировка выводов и предложений:

Оформление результатов (в материалах аналитического отчета обязательно должны быть ответы на вопросы Кто, Что. Когда, Где, Как и Почему).

Итоговый анализ - оценка качества образовательного процесса четверть, триместр, год.

Цель - оценить деятельность школы и выработать а основе выводов рекомендации по совершенствованию дальнейшей работы.

Построение блока целей следующего учебного года.

· оценка качества преподавания;

· оценка качества обученности;

· оценка способностей, познавательных интересов учащихся;

· оценка уровня воспитанности;

· оценка эффективности взаимодействия учеников с социумом;

· оценка взаимодействия с родителями:

Текущий или оперативный анализ направлен на сбор информации о состоянии образовательного процесса (за день, за неделю, за месяц, по определенному предмету тоже за определенный промежуток времени). Такой анализ строится на посещении уроков, внеклассных мероприятий, проведения тестирования, интервью, бесед с учителями, родителями, учащимися.

Текущий контроль включает:

Оценку работы учащихся

Выявление отклонения от изучения стандарта;

Установление причин отклонения от государственного стандарта.

Результаты текущего контроля фиксируются в справках, докладных, служебных записках, в отдельных случаях в уведомлениях.

Предполагается, что результатом текущего контроля будет оперативная реакция администрации по качественному улучшению дел, вынесение организационных выводов.

Для тех, кто проводит педагогический анализ полезно в конце каждого этапа ответить на вопросы:

Что происходило?

Что было сделано нового?

Как это новое можно применить в будущем?

Какие обучающие моменты анализа можно выделить и применять в следующих работах?

Что мне помогало, что мешало в этом процессе анализа?

Какие явные недостатки в организации работы я вижу?

Какой можно сделать для интенсификации педагогического анализа?

Что было важным, существенным для меня? (Проблема, открытие, неожиданная ситуация).

Какие решения мне необходимо принять по этому поводу?

Кого я могу обучить приемам педагогического анализа?

Педагогический анализ - это системный подход к изучению образовательного процесса, контролю его качества, соблюдению государственных стандартов

Самоанализ деятельности

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Половинкинская средняя общеобразовательная школа
расположенного по адресу: Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Кондинский район п. Половинка ул. Комсомольская д. 12.

Анализ деятельности образовательного учреждения проведен по следующим направлениям:


  • организационно - правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения;

  • право владения, использования материально-технической базы;

  • структура образовательного учреждения и система его управления;

  • содержание образовательной деятельности;

  • методическая и научно-исследовательская деятельность;

  • кадровое обеспечение;

  • социально-бытовое обеспечение обучающихся, сотрудников;

  • результаты деятельности общеобразовательного учреждения;

  • внутришкольный контроль;

  • перспективы развития образовательного учреждения.

В результате самоанализа получены следующие результаты.

1.Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Половинкинская средняя общеобразовательная школа осуществляет свою деятельность на основе Закона РФ «Об образовании», типового Положения об общеобразовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.03.01г. № 196, Федеральной программы развития образования, утвержденной 10.04.2000г. № 51-ФЗ, Концепции модернизации образования на период до 2010 года, Закона ХМАО «Об основах системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе», утвержденный 9.11.1999г. №70-оз, Программы развития системы образования г. Ханты-Мансийска, и других нормативно – методических документов Комитета по образованию и Департамента образования и науки ХМАО, Программы развития школы, Устава школы и локальных актов школы.

В своей деятельности муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Половинкинская средняя общеобразовательная школа реализует следующие статьи Закона РФ «Об образовании»:


  • правовой статус общеобразовательной школы (ст. 12, 34);

  • правовая регламентация образовательной деятельности школы (ст. 2, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17, 19, 26, 27, 32, 57);

  • организация работы школы, финансирование и материальное оснащение (ст. 13);

  • права и обязанности участников образовательного процесса (ст. 5, 6, 16, 50, 51, 52);

  • правовое регулирование труда работников школы (ст. 53, 54, 55, 56);

  • организация надзора, контроля и инспектирования деятельности общеобразовательной школы (ст. 35, 37, 38).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Половинкинская средняя общеобразовательная школа имеет следующие организационно-правовые документы:

  • свидетельство о государственной аккредитации АА 181098. Регистрационный № 1493 от 29 мая 2006 г.;

  • свидетельство о внесении записи Единый государственный реестр юридических лиц. Серия 86 № 000118406 от 11 декабря 2002 г.;

  • свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ. Серия 86 № 001844040; ОГРН 1028601395008; ИНН/КПП 8616006011/861601001;

  • устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Половинкинская средняя общеобразовательная школа (новая редакция), утвержден приказом Управления образованя Администрации Кондинского района №511 от 02.08.2010 г.; приказом комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Кондинского района №478 от 02.08.2010 г.

  • лицензия (с приложением) серия А № 318036. Регистрационный номер 1496 от 10 ноября 2010 г.
Локальные акты, используемые в учреждении:

  1. Коллективный договор

  2. Правила внутреннего трудового распорядка

  3. Положение о Совете школы

  4. Положение об Общем собрании трудового коллектива;

  5. Положение об Управляющем совете

  6. Положение о Педагогическом совете

  7. Положение об экспертной комиссии по экспертизе ценности документов

  8. Положение об Общешкольном родительском комитете

  9. Положение об общешкольном собрании;

  10. Положения о комиссии по аттестации педагогических кадров

  11. Положение об экспертной группе по аттестации педагогических работников

  12. Положение о комиссии по трудовым спорам

  13. Положение о методическом объединении педагогов

  14. Положение о методическом совете

  15. Положение об организации инновационной деятельности

  16. Положение об аттестационной комиссии для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников

  17. Положение об организации методической работы

  18. Положение о психолого – медико – педагогическом консилиуме

  19. Положение о логопункте

  20. Положение о порядке экспертизы, утверждения и хранения материалов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11 классов

  21. Положения о проведении внеурочных и общешкольных мероприятий, конкурсов

  22. Положение о проведении школьных предметных олимпиад

  23. Положение об учебном кабинете

  24. Положение о смотре кабинетов

  25. Положение о Совете профилактики правонарушений

  26. Положение о порядке предоставления платных дополнительных образовательных услуг

  27. Положение об оплате труда

  28. Положение о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда

  29. Положение о конфликтной комиссии при проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников

  30. Положение о конфликтной комиссии по вопросам решения споров между участниками образовательного процесса

  31. Положение о поощрениях учащихся

  32. Положение о внутришкольном контроле

  33. Положение о промежуточной аттестации учащихся и формах ее проведения

  34. Правила поведения обучающихся

  35. Положение о школьной библиотеке

  36. Положение о порядке создания, обновления и использования учебного фонда

  37. Положение о школьном музее

  38. Положение о лагере с дневным пребыванием детей

  39. Положение об индивидуальном обучении учащихся на дому

  40. Положение о классах компенсирующего обучения

  41. Положения о специальных (коррекционных) классах

  42. Положение об элективных курсах

  43. Положение о научном обществе обучающихся Школы

  44. Положение об организации дежурства по Школе

  45. Положение об организвации питания в школьной столовой

  46. Положения об общественных детских объединениях

  47. Положение о Совете старшеклассников;

  48. Положение о формировании и сохранении контингента учащихся и воспитанников

  49. Положение о школьном конкурсе «Учитель года»

  50. Положение о научно - практической конференции

  51. Положения о получении общего образования в форме экстерната, заочной форме, форме семейного образования, самообразования

  52. Правила приема обучающихся в Школу

  53. Положение о группе продленного дня

  54. Положение о классном руководителе

  55. Положение о школьной форме

  56. Положение о порядке и основаниях отчисления обучающихся

  57. Положение о внутришкольном учёте учащихся

  58. Положение о комиссии по охране труда

  59. Положение о сайте Школы

  60. Положение о группах краткосрочного пребывания

  61. Положение о Совете школы по вопросам регламентации доступа к информации в сети Интернет

  62. Правила использования сети Интернет

  63. Положение о порядке приема воспитанников в дошкольную группу Школы

  64. Положение об организации работы по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности
Вывод: организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения постоянно обновляется в соответствии с нормативно-правовыми документами РФ и является достаточным для обеспечения деятельности образовательного учреждения как школы с углубленным изучением отдельных предметов.
2.Право владения, использования материально-технической базы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Половинкинская средняя общеобразовательная школа имеет документы на право пользования зданием:


  • свидетельство о государственной регистрации права (помещения МДОУ) 86 АБ 054405.Регистрационный номер86-86-17/006/2010-566 от 02 сентября 2010 г;

  • свидетельство о государственной регистрации права (помещение школы) 86 АБ 054404. Регистрационный номер 86-72-28/005/2008-272 от 25 апреля 2008 г.;

  • д оговор №47/02 о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 01 января 2002 г.
Для организации образовательной деятельности муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Половинкинская средняя общеобразовательная школа выдано:

Территориальным отделом территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре в Кондинском районе санитарно - эпидемиологическое заключение от 24.03.2008 г. № 86.КР.04.000.М.000196.03.08 «О соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам»;

Государственным пожарным надзором Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-мансийскому автономному округу-Югре заключение о возможности выполнения лицензионных требований и условий от 18 февраля 2008 года № 54/5;

Акт проверки готовности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения к 2010-2011 учебному году от 11 августа 2010 г., на основании приказа Управления образования от 21 июля 2010 г. № 490 «О приеме образовательных учреждений к 2010-2011 учебному году».

Школа имеет достаточное информационно-техническое оснащение для осуществления образовательного процесса.

Для организации учебно-воспитательного процесса имеется необходимое количество учебных кабинетов - 19, в том числе 1 кабинет иностранного языка, 1 кабинет информатики, 1 кабинет физики, 1 кабинет химии, 1 кабинет биологии, 1 кабинет изобразительного искусства, 1 кабинет ОБЖ, оснащенные мастерские технического и обслуживающего труда. Имеется столовая на 60 посадочных мест, актовый зал, библиотека с читальным залом.

Уроки по физической культуре проводятся в спортивном зале и на спортивной площадке.

Для обеспечения учебно-воспитательного процесса школа располагает достаточным перечнем учебно-наглядных пособий и учебного оборудования. Все кабинеты укомплектованы в достаточной мере. Приобретены цифровые лаборатории по физике, биологии. Администрация школы планово осуществляет оснащение школы техническими средствами обучения.

В школе имеется:


Перечень используемого учебного оборудования

Количество

Телевизор

7

Магнитофон

3

Видеомагнитофон

5

Компьютеры

19

Ноутбуки

5

Музыкальный центр

2

Мультимедийный проектор

5

Видеокамера

2

Музыкальная аппаратура (комплект)

2

Ксерокс

5

Сканер

3

Принтер

9

Фотоаппарат

2

Факс

2

Модем

2

Интерактивная доска

2

Комплект оборудования для кабинета физики

1

Комплект оборудования для кабинета биологии

1

Комплект оборудования для кабинета химии

имеется

Комплект оборудования для кабинета географии

имеется

Комплект оборудования для кабинета ОБЖ

имеется

Комплект оборудования для кабинета технологии

имеется

Комплект оборудования для спортивного зала

имеется

Анализ специфики образовательного учреждения, целей и задач

Цели и задачи МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа № 4»

Основными целями является:

Формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общего образования, их адаптации к жизни в обществе;

Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ;

Формирование здорового образа жизни.

Основными задачами является создание условий:

Гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Для развития личности, ее самореализации и самоопределения.

Для формирования у обучающихся современного уровня знаний.

Для воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Для осознанного выбора профессии.

Характеристика социально-демографических особенностей контингента семей

МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа № 4» находится в г. Рыльске Курской области. Занятия в школе проходят в две смены, продолжительность занятий 45 минут. Общее количество учеников 1078 учащихся.

На сегодняшний день:

Полные семьи - 817;

Неполные семьи - 270, из них: одинокие матери - 27; в разводе 203; семьи вдов и вдовцов - 40;

Семьи с детьми инвалидами - 8;

Опекунские семьи - 7;

Семьи, где родители инвалиды - 16;

Многодетные семьи - 15;

Семьи погибших в мирное время - 2;

Семьи беженцев, вынужденных переселенцев - 1;

Семьи состоящие на учете в инспекции - 2.

Социальный состав родителей довольно разнообразен: рабочие 32 %, служащие 17 %, военнослужащие 12 %, безработные 20 %, частные предприниматели 18 %, пенсионеры 1 %.

Образовательный уровень родителей: высшее образование 40%, среднее специальное 33%, среднее 25%,неполное среднее 2%.

Основная направленность учащихся на получение знаний это получение основы для поступления в ВУЗы России.

В школе созданы различные секции и факультативы для личностного, физического и интеллектуального развития школьников.

Анализ основных направлений и форм работы психологической службы

Целями психологической службы школы являются:

Содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса;

Содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

Оказание помощи обучающимся, в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

Содействие учителям и родителям в воспитании учащихся

Задачами психологической службы являются:

Психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, на каждом возрастном этапе развития личности;

Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;

Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

Психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;

Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обещающихся;

Содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

Основные направления психологической службы школы:

Психологическая диагностика;

Коррекционно-развивающая работа;

Психологическое просвещение;

Психологическое консультирование.

В рамках психологической диагностики происходит углубленное психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся.

Диагностическая работа направлена на решение следующих задач:

Составление социально-психологического портрета школьника;

Определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;

Выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Коррекционно-развивающая работа психолога включает в себя психологическую коррекцию и психологическую профилактику.

Психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.

Психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Цели коррекционно-развивающей работы с учащимися определяются пониманием закономерностей их психического развития как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:

1. Оптимизация социальной ситуации развития.

2. Развитие видов деятельности ребенка.

3. Формирование возрастно-психологических новообразований.

Консультативно-просветительская работа психолога в школы.

Консультативная работа психолога проводится по следующим направлениям:

1. Консультирование и просвещение педагогов.

2. Консультирование и просвещение родителей.

3. Консультирование школьников.

Консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.

Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Консультативная деятельность - это оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Работа с учащимися начинается с ежегодной диагностики школьной готовности детей 6-7летнего возраста с целью выявления уровня развития познавательной, интеллектуальной, речевой и социальной сфер каждого ребенка. Первичная диагностика школьной готовности позволяет выявить детей с недостаточным уровнем функциональной готовности к школьному обучению, дать необходимые и своевременные рекомендации родителям и учителям по дальнейшему формированию предпосылок учебной деятельности.

Ежегодно психологом осуществляется наблюдение за адаптацией учащихся 1-х классов, которое проводится в форме посещения уроков, наблюдения за поведением детей во внеурочное время, проведения анкетирования родителей и учителя. Это позволяет более целенаправленно вести психопрофилактическую работу с родителями в форме индивидуальных консультаций, бесед, классных собраний и способствует, в целом, снятию тревожности у детей первого года обучения.

Работа по адаптации при переходе учащихся из начальной школы в среднюю осуществляется посредством следующих форм и методов:

Диагностика психологической готовности учащихся к переходу из начального звена в среднее и психологического климата в классных коллективах;

Анкетирование учащихся;

Посещение уроков;

Проведение семинара для педагогов;

Проведение родительских собраний.

Такой подход к организации адаптационного периода в школе позволяет выявить ряд трудностей у учащихся, связанных с изменением условий обучения и наметить пути их преодоления, а также выявить группу учащихся с недостаточным уровнем психологической готовности к обучению в среднем звене, выработать рекомендации для педагогов.

К приоритетным направлениям работы школьной психологической службы следует отнести деятельность, направленную на формирование психологической культуры всех участников образовательного процесса, формирование психологического здоровья. Данные направления реализуются через взаимодействие психолога со всеми участниками учебного процесса.

В работе психолога используются следующие документы, с которыми была ознакомлена:

1. Основой рабочей документации психолога являются нормативные документы Министерства образования Российской Федерации: положение о службе практической психологии в системе образования от 22.10.1999 г. №636; права и обязанности школьного психолога; этический кодекс психолога;

2. Должностные обязанности (заверенные печатью и подписью директора);

3. Различные приказы, инструкции;

4. План работы психолога. Основным документом психолога является годовой план работы, утвержденный директором школы. В нем указаны:

Основные виды работ по каждому направлению работы;

Время проведения работ;

Контингент.

5. Журнал учета индивидуальных консультаций. В журнале отдельные страницы отводятся консультациям с учителями, родителями и школьниками.

6. Результаты психодиагностических исследований. При проведении групповых психодиагностических исследований психолог делает справку по результатам исследования. В ней указываются:

Цель исследования;

Батарея методик;

Дата проведения работы;

Контингент;

Сводная таблица результатов (баллы, характеристики и т.д.);

7. Индивидуальная психологическая карта учащихся. В карте обозначены учащиеся, которые находятся под систематическим контролем. Индивидуальные психологические карты учащихся заполняются во время их психологического обследования при приеме в школу и при переходе учащихся с одной ступени на другую.

Образец карты:

1. Ф.И.О. учащихся, класс, группа.

2. Ф.И.О. кл. руководителя, воспитателя.

3. Семейное положение:

а) состав семьи;

б) жилищные условия;

в) тип семейного воспитания

4. Состояние здоровья ребенка (общее развитие, болезни, отклонения).

5. Причины постановки ребенка на индивидуальный психологический учет.

6. Учет тестирования (с датами).

7. Результаты индивидуальной консультации, обследования.

8. Планы групповой работы. Когда психолог проводит ту или иную групповую работу коррекционного или просветительного характера, то он имеет план работы с той или иной группой, согласованный с администрацией школы.

9. Психологическое заключение. Выдается при требовании директора, либо вышестоящих организаций. Заключение содержит в ceбe следующие моменты:

По чьей инициативе выдается заключение;

Дата, время и место проведения исследования;

Цель исследования;

Применявшиеся методы исследования (даются точные научные названия методов на случай знакомства с материалами заключения специалистов);

Характеристика результатов (дается в форме доступной неспециалисту, однако все материалы подобного исследования обязательно сохраняются на случай возможной их проверки специалистом);

10. Отчет о работе за год

Профессия школьного психолога имеет ряд особенностей. Для общества данная профессия находится на этапе становления, запросы к ней не всегда соответствуют возможностям специалистов. Это создает серьезные проблемы у молодых специалистов. Психолог, приходящий на работу в школу, испытывает значительные трудности профессиональной и личностной адаптации и не может в полной мере применить на практике те специальные знания, умения и навыки, которые необходимы в учебном процессе. Соответственно, удовлетворенность деятельностью для такого специалиста невысока, что сказывается на эффективности его работы.

У большинства учителей, родителей и учеников имеются жесткие и не всегда адекватные стереотипные представления о деятельности психологов.

Очень широкий спектр направлений психологической работы при отсутствии четких, устоявшихся алгоритмов ее организации в рамках школы.

Отсутствие необходимого материала для работы с участниками образовательного процесса. Так же большой проблемой для школьного психолога является то, что часто школа не выделяет ему отдельного кабинета. В связи с этим возникает множество сложностей. Психолог должен хранить где-то литературу, методические пособия, рабочие бумаги, наконец, свои личные вещи. Ему необходимо помещение для проведения бесед и занятий. Для некоторых занятий помещение должно удовлетворять определенным требованиям (например, быть просторным для проведения физических упражнений). Со всем этим психолог испытывает трудности. Обычно ему выделяют то помещение, которое свободно в данный момент, временно. В итоге может возникнуть ситуация, когда беседа с учеником проводится в одном кабинете, а необходимая литература и методики находятся в другом. В связи с большим объемом обрабатываемой информации школьному психологу желательно было бы иметь хороший компьютер, что школа не может ему обеспечить. Эта проблема касается не только молодых специалистов.

При прохождении практики я столкнулось с трудностью, из того что перечислено выше - это отсутствие специального помещения для проведения психологических работ, а так же отсутствие достойного компьютерного оборудования.

«Технология принятия управленческих решений, организация и проведение совещаний в учреждениях образования »

Анализ образовательного учреждения

    Диагностика проблем. Первый шаг на пути решения проблемы – определение или диагноз, полный и правильный. Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Другими словами, вы узнаете о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться. Поступая так, можно сгладить отклонения от нормы. Согласно другому способу как проблему можно рассматривать также потенциальную возможность.

    Формулировка ограничений и критериев принятия решений Руководитель должен беспристрастно определить суть ограничений и только после этого выявлять альтернативы. Некоторые общие ограничения – это неадекватность средств, недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт, неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам, исключительно острая конкуренция, законы и этические соображения.

    В дополнение к идентификации ограничений руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений.

    Определение вариантов решения проблем Следующий этап – формулирование набора альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и тем самым дать возможность организации достичь своих целей. Тем не менее, на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Более того, рассмотрение большого числа альтернатив, даже если все они реалистичны, часто ведет к путанице. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего нескольких альтернатив, которые представляются наиболее желательными.

Только после составления списка всех идей следует переходить к оценкам каждой альтернативы. При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия. Ясно, что любая альтернатива сопряжена с некоторыми отрицательными аспектами. Поэтому почти все важные управленческие решения содержат компромисс.

Если какая-либо модель не может удовлетворить одному или нескольким установленным вами критериям, ее дальше нельзя рассматривать как реалистичную альтернативу.

Важным моментом в оценке является определение вероятности осуществления каждого возможного решения в соответствии с намерениями. Если последствия какого-то решения благоприятны, но шанс его реализации невелик, оно может оказаться менее желательным вариантом выбора. Руководитель включает вероятность в оценку, принимая во внимание степень неопределенности или риска.

Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, т. е. принять решение, сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Однако если проблема сложна и приходится принимать во внимание множество компромиссов (или если информация и анализ субъективны), может случиться, что ни одна альтернатива не будет наилучшим выбором. В данном случае главная роль принадлежит хорошему суждению и опыту.

    Выявление способов реализации.

Шансы на эффективную реализацию решения значительно возрастают, когда причастные к этому люди внесли в решение свою лепту и искренне верят в то, что делают. Поэтому хороший способ завоевать признание решения состоит в привлечении других людей к процессу его принятия. Дело руководителя – выбирать, кто должен решать. Тем не менее бывают ситуации, когда руководитель вынужден принимать решение не консультируясь с другими. Участие работников в принятии решений, подобно любому другому методу управления, будет эффективным далеко не в каждой ситуации. Более того, твердая поддержка сама по себе еще не гарантирует надлежащего исполнения решения. Полное осуществление решений требует приведения в действие всего процесса управления, в особенности его организующей и мотивационной функции.

Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательного

учреждения

Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательного учреждения проведен по следующим направлениям:

1. Состояние значимой для школы внешней социально-экономической среды и прогноз

тенденций её развития;

2. Состояние социального заказа школе и прогноз тенденций изменения потребностей

субъектов образовательного процесса;

3. Анализ и оценка достижений учащихся;

4. Анализ и оценка педагогического опыта, инновационного потенциала, потенциальных точек

роста педагогического коллектива.

Направления проблемного анализа и возможные ситуации

Выявленные проблемы

Варианты решения проблем

1. Состояние значимой для школы внешней социально-экономической среды и прогноз тенденций её развития

1.1.

социальные

Изменение демографической ситуации района, что привело к сокращению детей подросткового возраста

Изменения в предпочтениях и ценностных ориентиров в семье

Повышение конкурентноспособности школы в микрорайоне

Необходимость ясных критериев качества и правил получения услуг.

1.2.

экономическая

Существующая система оплаты труда не влияет на качество педагогического труда, рост квалификации педагогов

Школа – самостоятельный субъект хозяйствования, несетполную правовую и финансовую ответственность

Ввод корпоративных стимулирующих факторов в целях повышения профессиональных качеств человека.

Необходимы индикаторы экономической эффективности ресурсов. Автономность и платные услуги

1.3.

технологические

Изменилось внешкольное информационное пространство. Риск снижения образовательной привлекательности и конкуренции школы.

Повышение информационных возможностей педагогов; расширение технологической базы

2. Состояние социального заказа школе и прогноз тенденций изменения потребностей субъектов образовательного процесса

2.1.

Противоречия между социально-образовательным заказом и потребностями учащихся и их родителями и требованиями, предъявляемыми выпускникам школы вузами, рынком труда

Проблема согласования социально-образовательного заказа и требований ВУЗа в условиях введения ЕГЭ

Совершенствование системы непрерывного профильного образования. Необходимость вести постоянную проектную, информационную, пропагандистскую и теоретическую работу учителей в сотрудничающих с ними социальных группах

2.2.

Сформирована практика построения учебного процесса в школе по схеме профильной дифференциации (выделены и апробированы социально-экономический и социально-гуманитарный профили), но не обеспечивается в полной мере индивидуальный образовательный маршрут школьника.

В концепции модернизации образования и в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования определена в качестве ключевой идея индивидуализации обучения посредством системы, включающую предпрофильную подготовку в 9 классе и профильное обучение в 10-11 классах;

Разработана модель базисного учебного плана для условий профильного обучения.

3. Анализ и оценка достижений учащихся

3.1.

Отслеживание индивидуальных и групповых достижений в школе -

отсутствие «портфолио» как комплексной оценки личностного развития учащегося

Создание портфолио учащихся и учителей, формирование портфолио школы.

3.2.

В развитии дополнительного образования детей

отсутствие вариативности услуг по физкультурно-оздоровительной работе для всех желающих детей и подростков

Предложение сектора платных услуг.

4. Анализ и оценка педагогического опыта, инновационного потенциала, потенциальных точек роста педагогического коллектива

4.1.

Повышение квалификациипедагогов

Недостаточный уровень информационной культуры; слабое использование ИКТ в образовательном процессе; педагоги школы используют в основном традиционные технологии обучения и воспитания; слабо используют здоровьесберегающие технологии на уроках.

Непрерывность повышения квалификации педагогов через курсы, семинары, дополнительное образование

4.2.

Совершенствование воспитательной деятельности

Отсутствие системы работы по самовоспитанию учащихся и программ развития классных коллективов; отсутствие вариативности услуг дополнительного образования для сохранения и укрепления здоровья учащихся; использование лишь традиционных форм ученического самоуправления; учащимися не освоены способы по самовоспитанию; недостаточное проведение спортивно-массовых мероприятий с привлечением родителей

Определить как приоритет инновационных преобразований в сфере воспитания формирование воспитательного пространства, благоприятного для самоопределения школьников в социально-культурных ценностях

4.3.

В обновлении содержания образования

Слабое использование образовательных технологий развивающего обучения; отсутствие плана перехода на стандарты второго поколения.

Создание комплексной реализации гражданского образования в школе

Таким образом, выявленные проблемы можно сгруппировать по направлениям:

1. В обновлении содержания образования – не освоенность образовательных технологий развивающего обучения; отсутствие плана перехода на стандарты второго поколения; отсутствие системы комплексной реализации гражданского образования в школе; слабая межпредметная интеграция; недостаточное использование воспитательного потенциала учебных предметов; отсутствие психологической поддержки старшеклассников при подготовке к ЕГЭ; отсутствие преемственности дошкольного и начального школьного образования (содержание и педтехнологии).

2. В развитии дополнительного образования детей - отсутствие вариативности услуг по физкультурно-оздоровительной работе для всех желающих детей и подростков.

3. Повышение квалификации педагогов - не у всех высокий уровень профессиональной позиции педагогов как воспитателей; низкий уровень информационной культуры; недостаточно используют ИКТ в образовательном процессе; педагоги школы используют в основном традиционные технологии обучения и воспитания; слабо используют здоровьесберегающие технологии на уроках.

4. Совершенствование воспитательной деятельности - отсутствие системы работы по самовоспитанию учащихся и программ развития классных коллективов; слабо представлено содержание воспитательной деятельности в культурологическом направлении; отсутствие вариативности услуг дополнительного образования для сохранения и укрепления здоровья учащихся; использование лишь традиционных форм ученического самоуправления; учащимися не освоены способы по самовоспитанию; недостаточное проведение спортивно-массовых мероприятий с привлечением родителей; отсутствие стендов с необходимой информацией из учреждений профессионального образования; отсутствие программы развития научного общества учащихся школы; низкий уровень информационной культуры учащихся.

5. Совершенствование управления школой - отсутствие инноваций и вариативности форм школьного самоуправления; уровень выстраивания социального партнерства невысокий; средний уровень инновационной активности педагогов; взаимодействие с родителями на уровне управления в некоторых классах формально; отсутствие центра семейного досуга; отсутствие системы и согласованности специалистов в вопросах профессионального самоопределения учащихся; необходимость в разнообразной поддержке детей из малообеспеченных и многодетных семей.

6. Отслеживание индивидуальных и групповых достижений в школе - отсутствие «портфолио» как комплексной оценки профессионального развития учителя; отсутствие «портфолио» как комплексной оценки личностного развития учащегося.

На основании проблемно-ориентированного анализа и проведение социологического опроса всех субъектов образовательного процесса были определены основные направления модернизации образовательного пространства школы через программы, приоритетные проекты:

1. Модернизации методической службы – значимый фактор в повышении профессиональной компетентности педагогов школы.

2. Проблема качества системы образования школы, пути его оценки и повышения.

4. Проблема развития и совершенствования информационно- коммуникативной культуры (компетентности) школьных коллективов.

5. Проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

6. Проблема культурологического воспитания.

7. Развитие детской одаренности

8. Здоровье созидающее образовательное пространство школы

9. Модернизация содержательной и технологической составляющей образовательного процесса

10. Безопасность образовательного процесса

Анализ деятельности образовательной организации

Оценка внутреннего потенциала школы

Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения

Сильная сторона

Слабая сторона

Благоприятные возможности

Риски

    Созданы условия для выполнения Федеральных образовательных стандартов начального общего образования и ФГОС ООО;

    В школе отобран профессиональный состав педагогов, способный работать по требованиям ФГОС, и формировать знание и развитие учеников по новому стандарту;

    С введением ФГОС НОО происходит постоянное развитие учащихся и формирование у них различных как предметных так и метапредметных навыков;

    С использованием УМК знания учащихся систематизируются, сокращает время поиска необходимой информации как для учителя так и для ученика;

    С введением обновленного содержания образования у учащихся развивается абстрактное мышление, учащиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии;

    Учащиеся быстрее адаптируются к школе, требованиям, коллективу;

    Наличие в гимназии автоматизированного рабочего места учителя, современное оборудование кабинетов позволяет педагогам делать процесс обучения более интенсивным, интересным, мотивирующим, а также охватывающим весь потенциал учащихся;

    Насыщенность урочной и внеурочной деятельности, потенциально возможные перегрузки учащихся, в сочетании с не сформированным здоровым отдыхом вне школы может вызывать усталость у некоторых учащихся;

    При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни школы, а также при переходе на ФГОС;

    Не все учащиеся готовы обучаться по ФГОС (нет или не сформированы необходимые компетенции);

    У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед вступлением в эксперимент ФГОС ООО;

    Внедрение инновационных технологий развивающего обучения;

    Внедрение в систему воспитательной работы школы технологии социального проектирования;

    Создание системы повышения уровня педагогической просвещенности родителей;

    Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях;

    Внедрение метода социального проектирования.

Привлечение социальных партнеров к решению вопросов развития школы;

    Нет существенной профессиональной поддержки при освоении ФГОС со стороны внешних партнеров, приходится реализовывать ФГОС внутри организации, вследствие чего возможны угрозы ошибок;

    Ограничения освоение ФГОС и углубленного изучения предметов вносит физическая не готовность некоторых учащихся воспринимать обновленное содержание образования, нет или недостаточно сформированы компетенции для их освоения у некоторых учащихся;

    Консервативный подход некоторых педагогов по отношению к изменению системы обучения может вызвать трудности при освоении ФГОС ООО;

    Риск увеличения объема работы, возлагающийся на членов администрации и педагогов;

    Реализация проекта «Талантливые дети:

технологии качественного сопровождения и поддержки»

Выстроена система работы с одаренными и талантливыми детьми;

Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, внутришкольные олимпиады, конференции, «малая академия», участие в интеллектуальных играх, выездных проектах «Талантливые дети»;

Участие в олимпиадах и конференциях на городском и всероссийском уровне;

Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов;

    Недостаточная подготовка учащихся со стороны привлеченных профессионалов, консультантов, научных деятелей ввиду отсутствия финансовых средств на оплату привлечения данных специалистов;

    Дефицит временных ресурсов, как у учителя, так и у ученика;

    Недостаточно помещений в школе для максимального развития детей (например, спортивных тренировочных площадок, кабинетов);

    Недостаточное систематическое сопровождение со стороны воспитательной части (нет систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение в участие в олимпиадах, конференциях и т.д. – например в форме внутришкольных конкурсов, викторин, брейн-рингов и т.п.);

    Выявлением и поддержанием талантливых детей занимаются не все педагоги, существуют учителя, не преследующие данной цели в процессе обучения;

    Повышение эффективности работы с одаренными и талантливыми детьми с привлечением социальных партнеров;

    Систематизация урочной и внеурочной деятельности учащихся;

    Привлечение педагогов школы для участия в развитии и совершенствовании знаний и талантов учащихся;

    Создание систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение учащихся в участие в олимпиадах, конференциях и т.д. – например в форме внутришкольных конкурсов, викторин, брейн-рингов и т.п.);

    Вовлечение студентов, аспирантов ВУЗов, для шефства и создания микрогрупп, для осуществления проектной деятельности;

Самые большие опасности для школы:

    Снижение численности учащихся, или изменение уровня поступаемых детей в связи с распределением учащихся в школы по районам;

    Финансирование системы образования, вызывающее отсутствие возможности привлечения со стороны профессионалов, консультантов, научных деятелей для качественного и полноценного развития талантливых детей;

    Изменение статуса гимназии.

    Качество жизни ученика: границы и возможности школы.

Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудования соответствуют СанПИНам;

Углубленный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся;

Реализация городской целевой программы «Школьное молоко»;

Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой;

    Просветительская работа педагогов, классных руководителей на темы здоровьясбережения, учителей физической культуры и ОБЖ;

    Спортивная работа (спортивные мероприятия, эстафеты, проведение дней здоровья, спартакиад);

    Привлечение социального партнерства в здоровьесбережение учащихся (проведение уроков физкультуры в крупных спортивных комплексах);

    Организация медицинских осмотров для учащихся и учителей школы;

    Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков (использование мультимедийных технологий, зарядка, физкультминутка;

    Недостаточное использование здоровьесберегающих технологий на уроках, периодически нецелесообразная рассадка учащихся в кабинете (обучающиеся с плохим зрением не всегда сидят на первых партах);

    Для учащихся в спец. медгруппах нет специальных занятий физической культурой со специалистом медицинского профиля (ввиду отсутствия средств);

    Нет дополнительных помещений и ресурсов для организованных спортивных занятий (например, спортивная площадка для занятий спортом на свежем воздухе);

    Ограниченная возможность для привлечения социальных партнеров для занятий в бассейне, на катке, лыжах и других видов спортивной деятельности;

    Привлечение социальных партнеров, меценатов, спонсоров для организации учащимся полноценного физического спортивного развития (создание площадки для спортзанятий на свежем воздухе, организация турникетов на территории школы, проведения занятий в бассейне, на катке, на лыжах и др.);

    Перегрузка учащихся урочной и внеурочной деятельностью;

    Отсутствие возможности расширения площади (помещений), пригодных для здоровья сбережения;

    Нездоровый и малоконтролируемый образ жизни семей;

    Качество работы школы – слагаемое достижений работающих в ней учителей.

Наличие в гимназии профессиональной команды педагогов, имеющих регалии местного, областного и всероссийского уровня;

Регулярно проводимые декады педагогического мастерства, методические объединения, кафедральные заседания;

Педагоги возглавляют методические объединения города;

Коллектив профессиональный и творческий;

Педагоги регулярно участвуют в городских и областных конкурсах «Педагог года», «Самый классный классный», получают призовые места в данных конкурсах;

Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, происходит обмен опытом;

    Редко обновляется коллектив молодыми специалистами;

    Работа некоторых классных руководителей частично осуществляется не должным образом, вследствие чего страдает профессионализм в общем, а также поведение учащихся;

    На участие в различных конкурсах городского и областного уровня производятся большие физические и финансовые затраты;

    Часть педагогического коллектива психологически не готовы меняться для работы с учащимися по новым стандартам, присутствует консерватизм, страх перед освоением ФГОС ООО;

    Перераспределение обязанностей членов коллектива;

    Замена кадров, либо устранение или борьба с консерваторскими взглядами на функционал гимназии некоторых педагогов;

    Нежелание должным образом работать с классными коллективами приводит к распаду как педагогического, так и учебного в общем;

    В связи с недооценкой или упущением воспитательной работы в школе происходит распад учебной деятельности в общем;

    Качество социального партнерства: государственно-общественное управление в общеобразовательном учреждении: активация возможностей, поиск новых ресурсов.

Совместная деятельность с главным государственным ВУЗом области – Северо-Восточным Государственным Университетом, другими учебно-воспитательными учреждениями;

В связи с привлечением и взаимодействием с СВГУ появляются новые ресурсы и возможности для развития;

Взаимодействие с отделом библиотеки для проведения обучающих уроков, развития и саморазвития;

Педагоги пользуются предметными сайтами, Интернет-ресурсами для обогащения опыта, с помощью Интернет-порталов общаются с педагогами других городов, происходит обмен опытом;

    Не полноценно или не в полной мере используется ресурсный центр для обогащения знаниями и опыта педагогов;

    Ограниченная возможность выездного обучения в ЦРС педагогов для обогащения и обновления знаний, знакомства с педагогами других регионов для расширения профессиональных связей;

    Отдаленность нашего учреждения от других, с кем возможно социальное партнерство (библиотека А.С. Пушкина, музеи и др.);

    Привлечение сторонних специалистов для обогащения опыта, активации возможностей, поиска новых идей и ресурсов;

    Возможность выездного обучения в ЦРС для обогащения опыта и обновления знаний;

    Ограничение состоит в географической отдаленности от ЦРС, так как в связи с этим не всегда получается участвовать в онлайн-конференциях;

    Нет взаимодействия с внебюджетными организациями, коммерческими предприятиями для активации возможностей и поиска новых ресурсов;

Итоги SWOT-анализа работы школы

    Педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом готов к апробации и внедрению в образовательный процесс школы инновационных образовательных программ и технологий, актуальных для развития системы образования.

    Опыт работы с социальными партнерами в организации учебной и внеурочной деятельности учащихся является весомым потенциалом в расширении условий для предоставления доступного качественного образования учащимся школы в соответствии с запросами личности.

    Сформированная система школьного самоуправления, организованная работа органов государственно-общественного управления школой, работа общественных организаций являются основой для расширения социальной открытости школы для окружающего социума и создания системы эффективного управления школой.

    В школе созданы условия для выполнения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования, создается фундамент для экспериментального запуска ФГОС ООО.

    С использованием УМК знания учащихся систематизируются, сокращает время поиска необходимой информации как для учителя так и для ученика. С введением обновленного содержания образования у учащихся развивается абстрактное мышление, учащиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии. Учащиеся быстрее адаптируются к школе, требованиям, коллективу.

    Выстроена система работы с одаренными и талантливыми детьми. Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, внутришкольные олимпиады, конференции, «малая академия», участие в интеллектуальных играх, выездных проектах «Талантливые дети». Участие в олимпиадах и конференциях на городском и всероссийском уровне. Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов.

    Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудования соответствуют СанПИНам. Углубленный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся. Реализация городской целевой программы «Школьное молоко». Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой. Просветительская работа педагогов, классных руководителей на темы здоровьясбережения, учителей физической культуры и ОБЖ. Спортивная работа (спортивные мероприятия, эстафеты, проведение дней здоровья, спартакиад). Привлечение социального партнерства в здоровьесбережение учащихся (проведение уроков физкультуры в крупных спортивных комплексах). Организация медицинских осмотров для учащихся и учителей школы. Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков (использование мультимедийных технологий, зарядка, физкультминутка;