Многообразие и значение рыб сообщение. Исследование видового разнообразия рыб - исследование

«Рыба - это животное» - Составьте названия рыб. Морская игла. Закончите пословицы. Классификация рыб. Назовите рыбу. Большой аквариум. Пословицы о рыбах. Разнообразие внешнего вида рыб. Количество видов. Закончите предложения и ответьте на вопросы. Общая характеристика класса рыб. Найдите ошибку на рисунке. Классы рыб. Колючая акула.

«Промысловые рыбы» - Отряды промысловых рыб. Карпообразные. Лососевые. Отряд Осетровые. Отряд Карпообразные. Разнообразие промысловых рыб. Отряд Трескообразные. Трескообразные. Отряд Лососеобразные. Осетровые. Сельдеобразные. Отряд Сельдеобразные.

«Биология 7 класс «Рыбы»» - Рыба клоун. Где протекает река Осетр. Рыба -Ерш. Три пескаря. Кроссворд. Кардинал. Прыгун - илистый. Латимерия. Сом. Амур. Налим. Многообразие рыб. Литературный конкурс. Рыба - игла. Сардина. Рыба- пила. Крупная хищная рыба с плоским телом и острым хвостом. Неон. Осетр. Наполеон. Рыба телескоп. Морской петух.

«Внутреннее строение рыбы» - 1. Назовите органы и системы органов рыбы. Кровеносная система. Промежуточный. Расширяется. Продолговатый. Венозная кровь, артерии. Плавники. Позвоночник + ребра. Спинной мозг. Венозная кровь, вены. Сжимается. Жаберные крышки. Жаберные дуги. Газообмен. Поджелудочная железа. Какие особенности внутреннего строения помогают рыбе жить в воде.

«Размножение и развитие рыб» - Как можно объяснить такое явление? Проанализируйте информацию. Составьте логически связанный рассказ, применяя термины (работа в парах). Оплодотворенная икринка начинает делиться и образуется многоклеточный зародыш. Личинки рыб. Цели урока. Пресноводная рыба горчак обитает в реках, в которых живут двустворчатые моллюски.

«Многообразие рыб» - Рыба - клоун. Рыба - бабочка. Туловище. Рыба - молот. Сом Солдатова. Конёк. Голова. Рыба - конёк. Растительноядные. Всеядные. Гуппи. Морские. Петушок. Сом. У родителей и деток Вся одежда из монеток. Птицы. Растут. 4 лапы, шерсть вскармливают молоком дышат лёгкими. Камбала. Развиваются. Питаются. Вопросы:

Всего в теме 18 презентаций

Хрящевые рыбы. Первые рыбы появились на нашей планете примерно 340-360 миллионов лет назад. Наиболее древние из современных рыб - хрящевые живут почти исключительно в море. Они получили свое название потому, что их скелет целиком хрящевой. Тело их покрыто особыми чешуйками. У большинства хрящевых рыб жаберные щели открываются наружу самостоятельно. Таким образом, снаружи видно с каждой стороны тела по 5-7 жаберных щелей. Плавательного пузыря нет. К хрящевым рыбам относятся, например, акулы - стремительные хищники моря, челюсти которых вооружены острыми кинжаловидными зубами. Крупные акулы нападают нередко и на человека.

Другая группа хрящевых рыб приспособилась к донному образу жизни. Это скаты. В связи с этим тело скатов стало сжатым в спинно-брюшном направлении и роль главного органа движения получили сильно увеличенные грудные плавники.

Костно-хрящевые, или осетровые, рыбы имеют хрящевой скелет, но у них имеются и некоторые кости. В позвоночнике осетровых на всю жизнь сохраняется хорда, которую под именем вязиги употребляют в пищу. У них есть плавательный пузырь, жаберная крышка. Некоторые осетровые (например, белуга) могут достигать нескольких метров длины. Вместо сплошного чешуйчатого покрова у них вдоль тела проходит 5 рядов крупных костных бляшек «жучек». Осетр, стерлядь, севрюга и другие рыбы этой группы питаются червями, моллюсками и другими беспозвоночными, которых отыскивают среди донного ила с помощью небольших усиков, расположенных впереди рта. Несколько месяцев в год осетровые проводят в море (например, в Азовском, Черном или Каспийском), а для икрометания входят в реки.

Двоякодышащие рыбы. В Африке, Австралии и Южной Америке живут немногие представители удивительной группы пресноводных рыб, когда-то очень многочисленных и распространенных по всему миру. Их назвали двоякодышащими по той причине, что плавательный пузырь у них играет роль легкого. Обычно они дышат, как все рыбы, но при пересыхании водоемов зарываются в ил и проводят засушливое время в спячке, дыша атмосферным воздухом. Скелет их, подобно скелету осетровых, преимущественно хрящевой, но имеет отдельные кости. Одна из двоякодышащих рыб - африканский чешуйчатник.

Кистеперые. Считали, что кистеперые рыбы вымерли за 50 - 100 миллионов лет до нашего времени. Неожиданно в 1938 году в Индийском океане, близ южной оконечности Африки, был пойман первый экземпляр латимерии, принадлежащей к кистеперым рыбам. Теперь известно уже несколько десятков экземпляров этой крупной (около 1,5 м длины) рыбы, пойманных между Мадагаскаром и Африкой. Интересно строение их грудных плавников, очень напоминающих переднюю конечность наземных позвоночных. Большинство вымерших кистеперых были пресноводными, имели дополнительное воздушное дыхание, и именно от них произошли первые наземные позвоночные.

Костистые. Наибольшего развития достигают рыбы, весь скелет которых состоит почти из одних костей. Поэтому их называют костистыми. В истории Земли они возникли сравнительно недавно, около 180 миллионов лет назад. У более древних представителей костистых на всю жизнь сохраняется связь плавательного пузыря с кишечником, а большинство плавниковых лучей мягкие. К числу этих рыб принадлежат, например, сельди. Большинство из них живет в море и держится большими стаями, совершающими странствования для икрометания. Питаются сельди мелкими, взвешенными в воде организмами.

В наших пресных водах обитает много карповых рыб: плотва, лещ, карась, чехонь, уклейка и многие другие. Эти рыбы питаются растительным кормом и беспозвоночными. Зубы в челюстях у них развиты слабо или совсем отсутствуют. Зато в глубине глотки у них имеются особые приспособления для измельчения пищи.

Острые зубы челюстей помогают хищной щуке хватать рыб, лягушек и даже птиц. Другой крупный хищник (1-2 м длины) наших пресных вод - сом имеет челюсти, покрытые множеством небольших, очень острых зубов. В углах рта он имеет усики. Сома иногда называют «акулой пресных вод»: он нападает даже на человека.

Среди морских рыб большое промысловое значение имеют тресковые, одним из признаков которых служит непарный усик на подбородке. В наших пресных водах встречается представитель тресковых - налим.

Самые молодые рыбы в истории Земли - такие костистые, у которых плавательный пузырь во взрослом состоянии не сообщается с кишечником, а лучи в плавниках колючие. Их называют колючеперыми. К ним относятся окунь, судак, ерш и др.

Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»

Урок проведенен в 7А классе, учитель – Гатауллина Р.И.

Цель урока:

Задачи: 1. Образовательные:

    закрепить знания о внешнем и внутреннем строении рыб

    раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды,

    определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека,

    основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб.

Развивающие:

    работать с классификацией типа хордовые животные,

    научиться узнавать изученных рыб,

    уметь сравнивать особенности строения рыб,

    уметь работать с учебником,

Воспитательные:

    показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение,

    раскрыть относительный характер приспособленности,

    показать влияние человека на численность рыб.

Оборудование : таблицы, презентации, натуральные представители отрядов костные рыбы, рисунки, конверты с заданиями по классификации.

Тип урока: урок систематизации и усвоения новых знаний с элементами методики развития критического мышления

Ход урока:

Эпиграф к уроку:

Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой -
Они им чуют, слышат воды...”

Ф.И. Тютчев

1.Вступительное слово учителя (тема, цель)

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб», целью которого является - систематизировать знания о строении костных рыб в связи со средой обитания и выявить причины многообразия и значения костных рыб.

Продолжим знакомство с удивительным миром рыб-обитателей водной стихии, вспомним их особенности строения, образ жизни, узнаем о большом многообразии и значении рыб в природе и для человека.

В сознании людей вода – это сказочная стихия, где обитают разнообразные сказочные существа, многие из которых--рыбы. У многих народов рыба – это символ изобилия, плодовитости. В Японии и Китае карп- символ упорства и храбрости, так как карп способен плыть против течения. В русских сказках мы встречаем рыб- щука, линь, лещ, карась. Сверхъестественным даром обладала пушкинская золотая рыбка. В республике Татарстан, в городе Тетюши есть памятник белуге, которая была поймана в 1921году в реке Волга.

Сегодня мы совершим путешествие в царство золотой рыбки, но чтобы открыть её тайны, надо вспомнить особенности её строения, образа жизни и т.д.

    Повторение.

1.1.Проведем опрос, используя структуру «КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД»

1.2.Выбрать верные суждения (самопроверка с использованием структуры «ТАЙМ-ПЭА-ШЭА»)

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+)

3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+)

4. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (+)

5. Кровеносная система рыб незамкнутая.

6. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. (+)

7. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

8. Органы выделения рыб – почки. (+)

9. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста. (+)

10. Рыбы не могут поворачивать голову, зато глаза у них подвижные. (+)

11. В холодной воде растворенного кислорода больше, чем в теплой, поэтому сброс теплой воды (тепловое загрязнение) может вызвать замор рыбы. (+)

Отправляясь в царство Золотой рыбки надо набраться сил. Окунёмся в подводный мир золотой рыбки и представим себя любой рыбой(используется структура «КОНЕРС»).

Релаксация (30 секунд) (слушают шум океана и представляют себя какой-нибудь рыбой). Какой же рыбой вы себя представили? (ответы: акула, сом, карась, окунь.)

2. Изучение новой темы.

Если вы смогли представить себя таким многообразием рыб, то, скорее всего, вам известно уже немало видов рыб. Костные рыбы (лат. Osteichthyes ) - класс рыб, имеющих парные конечности (плавники). Рот этих рыб образован хватающими челюстями с зубами, жабры расположены на жаберных дугах с внутренней скелетной опорой, ноздри парные.Имеют полностью или частично окостеневший скелет. К этому классу относятся целых 96% рыб. Форма тела очень разнообразна: вытянутая, кругообразная, торпедообразная, сплюснутая, листовидная, змееобразная. Действительно, класс костных рыб очень богат своим разнообразием, их более 36 отрядов, но сегодня на уроке познакомимся с 5 основными отрядами.

Повторив классификацию, вспомнив особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни костных рыб, главная наша задача на данном этапе выяснить, каким же образом сформировалось такое пёстрое многообразие рыб и для чего они нужны? Отобразим цель и ожидаемый результат нашей работы.

Зарисуйте скелет рыбы: голова – это наша цель на данном этапе, отростки позвонков – отряды и их особенности, а хвост – вывод или результат.

Представим себя участники семинара «Юный ихтиолог». Ваша задача: использовать материал из учебника, дополнительную литературу, натуральные объекты отрядов, заполнить рабочую карту вместе со своей группой по тому отряду, который вы должны охарактеризовать, прочертите шапку таблицы в тетради для изучения других отрядов дома. Работа в группах (5 минут). По истечении времени заслушаем одного из представителя группы с докладом по таблице.

Задание: Изучите информацию, рассмотрите рисунки. Заполните соответствующую строку в таблице

Отряды

Условия обитания

Особенности внешнего строения

Представители

Лососеобразные

Сельдеобразные

Карпообразные,

Осетрообразные

Окунеобразные

Подвели итоги семинара.

Вернёмся к нашей цели: выявить причину многообразия рыб в природе. Каждая команда приводит тот особенный признак, который характерен только для представителей ими описанного отряда (Сельдеобразные- симметрично сжатое с боков тело – позволяет маневрировать от хищников и серебристо-синяя окраска, окунеообразные – характерная особенность в том, что их плавательный пузырь теряет связь с кишечником и существует самостоятельно, что позволяет им быстро плавать, перемещаясь спокойно по толще, например, в этом отряде рыба-меч, которая развивает скорость 120 км/ч, характерная особенность лососёвых - наличие жирового плавника, расположенного на спинной стороне перед хвостовым плавником, карпообразные- зубы отсутствуют, растительноядные, но есть глоточные зубы, служащие для перетирания пищи, осетрообразные – гибкий костно-хрящевой скелет- большая подвижность, но есть внешняя опора – костные бляшки, длинный конец хвостового плавника помогает рыбе удерживаться на дне)

Заполняем вместе «рыбью кость» и вывод: такое многообразие рыб- результат жизни в разных условиях, способах добычи пищи, т.е. приспособленность к конкретной среде обитания, что позволяет им максимально адаптироваться к водной среде.

Вывод: разнообразие условий жизни обусловливает богатство этой группы видами и крайнее их многообразие.

Но приспособленность относительна, если поменять условия, например, карася речного отпустить в море, где вода солёная, а он приспособлен к пресной воде, то организм его погибнет или любого осетрового выпустить в стоячий водоём вместо, пригодного для него, проточного, он погибнет. Здесь подходит поговорка «Где родился, там и пригодился».

Чтобы понять значение рыб в широком смысле слова я заранее к уроку попросила подготовиться Полякову Ксению по данной теме (рассказ по презентации о значении рыб)

Выделим несколько важных моментов в значении рыб, чтобы понять, почему надо беречь и охранять рыб, заполнив схему. Зарисуйте рыбу и стрелками укажите значения. Демонстрация витамина Д (рыбий жир для нормального обмена кальция в организме растущего ребёнка)

Теперь вы знаете несколько отрядов костных рыб и их представителей. Вспомните, какие виды рыб обитают, приходят на нерест или их путь пролегает по Волге и из каких они отрядов?

Окунь (окунеобразные), сазан (карпообразные), тюлька (сельдеобразные), стерлядь (осетровые) и т.д.

Молодцы! Много видов рыб встречаются на Волге, а сколько их здесь встречалось несколько лет назад? Ещё больше, но потребительское и нерациональное отношение в отношении рыб привело к их сокращению. Далеко ходить за примером не надо. Я вам продемонстрирую окуня 2 видов: один – с реки Волги, а другой – из пруда одного из районов нашей республики. В чём их отличие? (на волжском экземпляре мы видим чёрные образования, то есть рыба больна каким-то видом грибка или иным заболеванием) Причина: вода на реке Волга загрязнена и от этого страдают её жители.

3.Закрепление.

Для закрепления изученного мы создадим «МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА», где ключевым понятием будут – костные рыбы (модель содержит обязательные характеристики, необязательные характеристики, примеры, противоположные примеры)

Вот и побывали мы с вами в гостях у золотой рыбки,выяснили, что не всё в порядке в её царстве, так как человек вмешивается в жизнь рыб и зачастую его деятельность отрицательная.

1. Рыбы - водные животные, внешнее и внутреннее строение которых максимально приспособило их к жизни в водной среде

2. Все приспособления – это результат длительной эволюции животного с окружающей средой

3.Осваивая водную среду обитания рыбы адаптировались к разнообразным её условиям (освещённости, температуре, солёности, растительности, плотности и т.д.)

4.За длительный исторический путь своего развития совместно с другими обитателями воды, рыбы стали неотъемлемой частью природы

5.Рыбы широко используются в жизни человека в качестве источника витаминов, микроэлементов, корма для скота, пища человеку и т.д.

6.Человечество должно понимать, какая у него ответственная роль – заботиться о водных богатствах природы и её обитателях

4. Результаты. По кол-ву рыбок проставить оценки.

5. Рефлексия.

Вот вам две рыбки, выберите, какая вам нравится, подняв руки (одна – улыбается (цель достигли), грустная (не достигли цели урока).

5. Домашнее задание : прочитать параграф, заполнить таблицу до конца, 3 человека составить кроссворд

Обзор класса Хрящевые рыбы

К этим более примитивным рыбам, чем костные, относятся акулы, скаты и свое­образные химеры. Большинство хрящевых рыб населяют моря и океаны, и лишь некоторые обитают в пресных водоемах. Наравне с очень древними чертами организа­ции, современные хрящевые рыбы имеют высокоразвитую нервную систему, органы чувств и весьма совершенную биологию размножения.

Все хрящевые рыбы характеризуются следующими примитивными признаками: кожа либо покрыта плакоидными чешуями, либо голая (у химер и некоторых скатов). Жаберные щели открываются наружу, как у миног, и жаберной крышки нет. Однако у химер имеются кожные перепонки, закрывающие жаберные щели. Скелет не имеет костей и образован исключительно хрящом. Непарные плавники и дистальная часть парных плавников поддерживаются эластиновыми (“роговыми”, а не костными) лучами. Межжаберные перегородки широкие, доходящие обычно до поверхности тела. Нет ни плавательного пузыря, ни легких.

К характерным признакам относятся также следующие прогрессивные особенности организации, которых нет у костных рыб: головной мозг имеет сильно развитые (для рыб) полушария переднего мозга. У самцов существуют своеобразные копулятивные органы, представляющие видоизмененные части брюшных плавников. Осеменение внутреннее, самки или откладывают большие яйца, покрытые плотной рогоподобной оболочкой, или рождают живых детенышей, развитие которых происходит в яйцеводах (яйцеживорождение).

Современные хрящевые рыбы разделяются на два подкласса: акуловые и химеровые.

подкласс АКУЛОВЫЕ, или Пластиножаберные

Этот подкласс включает акул и скатов, у которых голова заканчивается рылом, или иначе говоря, рострумом, тела позвонков хорошо развитые, присутствует клоака и отсутствует общая кожистая складка, покрывающая жаберные щели, так что щели от­крываются непосредственно наружу: у акул на боках позади глаз, у ска­тов - на брюшной стороне тела.

Акулы и скаты широко распространены по всем морям и служат объек­том промысла. Мясо некоторых акул обладает высокими вкусовыми ка­чествами и весьма ценится. Кожа акул идет на изготовление дамских су­мочек, туфель и т.п., а также используется для наведения ворса на фетр. Из печени вытапливается жир, содержащий большое количество витаминов.

Отряд Акулы. Акулы - наиболее примитивные из всех современных рыб. В боль­шинстве случаев они являются хищниками и имеют удлиненно-веретено­образное тело с пропорционально развитыми плавниками. Тело приспособлено к быстрому плаванию в поверхностных слоях воды в погоне за рыбами, составляющими основную пищу большинства акул. Многочисленные острые зубы служат для захвата и удержания добычи. Размеры сильно варьируют: некоторые акулы имеют длину тела менее 1 м, другие достигают 5 м длины и более.



Форма тела большинства акул сходна с формой тела колючей акулы, или катрана. Катран самый обычный представитель среди акул, часто встречается в умеренных водах Тихого и Атлантического океанов, в Черном море. Размеры тела до 1 м. К уклоняю­щимся по форме тела видам относятся чрезвычайно примитивная плащеносная акула , рыба-молот и морской ангел . Плащеносная акула имеет удлиненное тело, 6 пар жаберных щелей и рот, расположенный на конце морды, водится в Атлантическом и Тихом океанах, где живет на больших глубинах. Рыба-молот имеет форму тела типичной акулы, но глаза располагаются на кон­цах широких отростков, благодаря чему вся голова похожа на молот; живет в тропических морях. Морской ангел обладает уплощенным телом, широкими грудными и брюшными плавниками; форма тела до известной степени переходная к скатам.

Отряд Скаты. Скаты, имеющие тело, уплощенное в спинно-брюшном направлении, представляют собой хрящевых рыб, приспособившихся к донному образу жизни. Бока тела скатов образованы сильно разросшимися грудными плавниками, слившимися с боками головы и туловища; жаберные щели, рот и ноздри открываются на нижней стороне тела, тогда как на верхней стороне располагаются глаза и большие брызгальца, через которые вода втягивается и выталкивается из жаберных полостей.

Скаты ведут малоподвижный образ жизни, большую часть времени проводят, лежа на дне, и питаются преимущественно моллюсками, ракови­ны которых измельчают своими более или менее притупленными зубами.

Типичные скаты, например шиповатый скат , лучистый скат , имеют ромбическое тело и длинный тонкий хвост. Электрические скаты обладают округлым туловищем и живут в тропических морях. К уклоняющимся формам относится пила-рыба , которая по форме тела приближается к акулам, но имеет очень длинный рострум, вооруженный большими зубцами, достигает нескольких метров длины и водится, главным образом, в тропических морях.

подкласс ХИМЕРОВЫЕ, или Цельноголовые

Химеры, имеющие удлиненно-веретеновидное тело, отличаются от акуловых присутствием кожистой складки, при­крывающей жаберные щели, отсутствием клоаки, так как имеются само­стоятельные мочеполовое и анальное отверстия, крайне своеобразными зубами, имеющими форму толстых пластинок, и хорошо развитой хордой, которая лишь окружена кольцевидными телами позвонков. У самцов впе­реди брюшных плавников имеется своеобразный парный орган неизвестного назначения, который помещается в особом мешке, откуда он может выдви­гаться. Осеменение внутреннее и самка откладывает яйца, которые заключены в очень толстую рогоподобную капсулу.

Химеры представляют собой своеобразную изменившуюся ветвь хря­щевых рыб. Однако, наряду с сильно специализированными признаками (пластинчатые зубы, отсутствие чешуи, обособлен­ные мочеполовое и заднепроходное отверстия), химеры сохранили ряд при­митивных черт, утраченных современными акуловыми, как-то: хорошо развитая хорда, зачаточные тела позвонков и протоцеркальный хвостовой плавник, свойственный молодым особям (у взрослых химер хвост гетероцеркального типа).

Немногочисленные виды химер являются исключительно морскими, преимущест­венно глубоководными. Промыслового значения не имеют. Типичный пред­ставитель - европейская химера - достигает 1 м длины. Водится она у берегов Западной Европы, изредка встречается в наших водах у берегов Мурманска.


Обзор класса Костные рыбы

Класс объединяет огромное разнообразие рыб, расселившихся по всему земному шару, и является наиболее богатым и разнообразным по ви­довому составу классом позвоночных. Наиболее характерные признаки этого класса следующие.

Все костные рыбы имеют костную жаберную крышку, покрывающую жаберные щели, - таким образом, образуется более совершенный аппарат жаберного дыхания. В скелете всегда имеется известное количество на­кладных костей, вторичные челюсти - тоже из кожных окостенении. Внут­ренний скелет, хотя бы частично, костный. Чешуя (может вторично реду­цироваться) ганоидная или костная (но не плакоидная). Плавники поддер­живаются костными лучами (за исключением двоякодышащих рыб). Жа­берные перегородки или малы, или, что наблюдается чаще, совсем отсутст­вуют, так что жаберные лепестки сидят непосредственно на жаберных дуж­ках. Имеется или плавательный пузырь (который может вторично недоразвитым), или (в редких случаях) легкое. Парные копулятивные органы у самцов отсутствуют, осеменение (за очень редким исключением) внешнее, икра мелкая.

Современных костных рыб разделяют на 2 подкласса: Лопастеперые и Лучеперые . Подкласс Лопастеперые разделяется на надотряды двоякодышащие рыбы и кистеперые рыбы. Подкласс Лучеперые заключает 2 надотряда: хрящекостные рыбы и костистые рыбы.

подкласс ЛУЧЕПЕРЫЕ

Этот подкласс объединяет большинство современных рыб. Форма тела чрезвычайно разнообразная, но рострума почти никогда нет, и хвост всегда гомоцеркального типа (в некоторых случаях хвостовые ло­пасти могут редуцироваться). Чешуя костная (за исключением панцирной щуки). Обычно она имеет вид тонких округлых пластинок, расположенных черепицеобразно, но иногда она заменяется костными щитками или реду­цируется. Скелет костный, и хрящ сохраняется лишь местами между за­мещающими его костями. Скелет грудных плавников упрощенный: радиалии плавников причленяются прямо к поясу конечностей. Тазовый пояс сведен к парной костной пластинке, а скелет самих брюшных плавников - к одним плавниковым лучам. Головной мозг имеет типичное для рыб строение: передний мозг имеет лишь эпителиальную крышу, лишенную нервного вещества, мозжечок и средний мозг относительно велики, в частности, особенно велики зрительные доли. Клоаки нет. Межжаберные перегородки рудиментарны. Плавательный пузырь обычно хорошо развит, и если сооб­щается с пищеводом каналом, то канал открывается в пищевод сверху. Мочеполовая система по типу костистых рыб.

>>Многообразие рыб. Класс хрящевые рыбы

§ 42 Многообразие рыб. Класс хрящевые рыбы

Приспособления к условиям обитания .

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки