Многообразие и значение рыб сообщение. Исследование видового разнообразия рыб - исследование
«Рыба - это животное» - Составьте названия рыб. Морская игла. Закончите пословицы. Классификация рыб. Назовите рыбу. Большой аквариум. Пословицы о рыбах. Разнообразие внешнего вида рыб. Количество видов. Закончите предложения и ответьте на вопросы. Общая характеристика класса рыб. Найдите ошибку на рисунке. Классы рыб. Колючая акула.
«Промысловые рыбы» - Отряды промысловых рыб. Карпообразные. Лососевые. Отряд Осетровые. Отряд Карпообразные. Разнообразие промысловых рыб. Отряд Трескообразные. Трескообразные. Отряд Лососеобразные. Осетровые. Сельдеобразные. Отряд Сельдеобразные.
«Биология 7 класс «Рыбы»» - Рыба клоун. Где протекает река Осетр. Рыба -Ерш. Три пескаря. Кроссворд. Кардинал. Прыгун - илистый. Латимерия. Сом. Амур. Налим. Многообразие рыб. Литературный конкурс. Рыба - игла. Сардина. Рыба- пила. Крупная хищная рыба с плоским телом и острым хвостом. Неон. Осетр. Наполеон. Рыба телескоп. Морской петух.
«Внутреннее строение рыбы» - 1. Назовите органы и системы органов рыбы. Кровеносная система. Промежуточный. Расширяется. Продолговатый. Венозная кровь, артерии. Плавники. Позвоночник + ребра. Спинной мозг. Венозная кровь, вены. Сжимается. Жаберные крышки. Жаберные дуги. Газообмен. Поджелудочная железа. Какие особенности внутреннего строения помогают рыбе жить в воде.
«Размножение и развитие рыб» - Как можно объяснить такое явление? Проанализируйте информацию. Составьте логически связанный рассказ, применяя термины (работа в парах). Оплодотворенная икринка начинает делиться и образуется многоклеточный зародыш. Личинки рыб. Цели урока. Пресноводная рыба горчак обитает в реках, в которых живут двустворчатые моллюски.
«Многообразие рыб» - Рыба - клоун. Рыба - бабочка. Туловище. Рыба - молот. Сом Солдатова. Конёк. Голова. Рыба - конёк. Растительноядные. Всеядные. Гуппи. Морские. Петушок. Сом. У родителей и деток Вся одежда из монеток. Птицы. Растут. 4 лапы, шерсть вскармливают молоком дышат лёгкими. Камбала. Развиваются. Питаются. Вопросы:
Всего в теме 18 презентаций
Хрящевые рыбы. Первые рыбы появились на нашей планете примерно 340-360 миллионов лет назад. Наиболее древние из современных рыб - хрящевые живут почти исключительно в море. Они получили свое название потому, что их скелет целиком хрящевой. Тело их покрыто особыми чешуйками. У большинства хрящевых рыб жаберные щели открываются наружу самостоятельно. Таким образом, снаружи видно с каждой стороны тела по 5-7 жаберных щелей. Плавательного пузыря нет. К хрящевым рыбам относятся, например, акулы - стремительные хищники моря, челюсти которых вооружены острыми кинжаловидными зубами. Крупные акулы нападают нередко и на человека.
Другая группа хрящевых рыб приспособилась к донному образу жизни. Это скаты. В связи с этим тело скатов стало сжатым в спинно-брюшном направлении и роль главного органа движения получили сильно увеличенные грудные плавники.
Костно-хрящевые, или осетровые, рыбы имеют хрящевой скелет, но у них имеются и некоторые кости. В позвоночнике осетровых на всю жизнь сохраняется хорда, которую под именем вязиги употребляют в пищу. У них есть плавательный пузырь, жаберная крышка. Некоторые осетровые (например, белуга) могут достигать нескольких метров длины. Вместо сплошного чешуйчатого покрова у них вдоль тела проходит 5 рядов крупных костных бляшек «жучек». Осетр, стерлядь, севрюга и другие рыбы этой группы питаются червями, моллюсками и другими беспозвоночными, которых отыскивают среди донного ила с помощью небольших усиков, расположенных впереди рта. Несколько месяцев в год осетровые проводят в море (например, в Азовском, Черном или Каспийском), а для икрометания входят в реки.
Двоякодышащие рыбы. В Африке, Австралии и Южной Америке живут немногие представители удивительной группы пресноводных рыб, когда-то очень многочисленных и распространенных по всему миру. Их назвали двоякодышащими по той причине, что плавательный пузырь у них играет роль легкого. Обычно они дышат, как все рыбы, но при пересыхании водоемов зарываются в ил и проводят засушливое время в спячке, дыша атмосферным воздухом. Скелет их, подобно скелету осетровых, преимущественно хрящевой, но имеет отдельные кости. Одна из двоякодышащих рыб - африканский чешуйчатник.
Кистеперые. Считали, что кистеперые рыбы вымерли за 50 - 100 миллионов лет до нашего времени. Неожиданно в 1938 году в Индийском океане, близ южной оконечности Африки, был пойман первый экземпляр латимерии, принадлежащей к кистеперым рыбам. Теперь известно уже несколько десятков экземпляров этой крупной (около 1,5 м длины) рыбы, пойманных между Мадагаскаром и Африкой. Интересно строение их грудных плавников, очень напоминающих переднюю конечность наземных позвоночных. Большинство вымерших кистеперых были пресноводными, имели дополнительное воздушное дыхание, и именно от них произошли первые наземные позвоночные.
Костистые. Наибольшего развития достигают рыбы, весь скелет которых состоит почти из одних костей. Поэтому их называют костистыми. В истории Земли они возникли сравнительно недавно, около 180 миллионов лет назад. У более древних представителей костистых на всю жизнь сохраняется связь плавательного пузыря с кишечником, а большинство плавниковых лучей мягкие. К числу этих рыб принадлежат, например, сельди. Большинство из них живет в море и держится большими стаями, совершающими странствования для икрометания. Питаются сельди мелкими, взвешенными в воде организмами.
В наших пресных водах обитает много карповых рыб: плотва, лещ, карась, чехонь, уклейка и многие другие. Эти рыбы питаются растительным кормом и беспозвоночными. Зубы в челюстях у них развиты слабо или совсем отсутствуют. Зато в глубине глотки у них имеются особые приспособления для измельчения пищи.
Острые зубы челюстей помогают хищной щуке хватать рыб, лягушек и даже птиц. Другой крупный хищник (1-2 м длины) наших пресных вод - сом имеет челюсти, покрытые множеством небольших, очень острых зубов. В углах рта он имеет усики. Сома иногда называют «акулой пресных вод»: он нападает даже на человека.
Среди морских рыб большое промысловое значение имеют тресковые, одним из признаков которых служит непарный усик на подбородке. В наших пресных водах встречается представитель тресковых - налим.
Самые молодые рыбы в истории Земли - такие костистые, у которых плавательный пузырь во взрослом состоянии не сообщается с кишечником, а лучи в плавниках колючие. Их называют колючеперыми. К ним относятся окунь, судак, ерш и др.
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»
Урок проведенен в 7А классе, учитель – Гатауллина Р.И.
Цель урока:
Задачи: 1. Образовательные:
закрепить знания о внешнем и внутреннем строении рыб
раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды,
определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека,
основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб.
Развивающие:
работать с классификацией типа хордовые животные,
научиться узнавать изученных рыб,
уметь сравнивать особенности строения рыб,
уметь работать с учебником,
Воспитательные:
показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение,
раскрыть относительный характер приспособленности,
показать влияние человека на численность рыб.
Оборудование : таблицы, презентации, натуральные представители отрядов костные рыбы, рисунки, конверты с заданиями по классификации.
Тип урока: урок систематизации и усвоения новых знаний с элементами методики развития критического мышления
Ход урока:
Эпиграф к уроку:
“Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой -
Они им чуют, слышат воды...”
Ф.И. Тютчев
1.Вступительное слово учителя (тема, цель)
Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: «Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб», целью которого является - систематизировать знания о строении костных рыб в связи со средой обитания и выявить причины многообразия и значения костных рыб.
Продолжим знакомство с удивительным миром рыб-обитателей водной стихии, вспомним их особенности строения, образ жизни, узнаем о большом многообразии и значении рыб в природе и для человека.
В сознании людей вода – это сказочная стихия, где обитают разнообразные сказочные существа, многие из которых--рыбы. У многих народов рыба – это символ изобилия, плодовитости. В Японии и Китае карп- символ упорства и храбрости, так как карп способен плыть против течения. В русских сказках мы встречаем рыб- щука, линь, лещ, карась. Сверхъестественным даром обладала пушкинская золотая рыбка. В республике Татарстан, в городе Тетюши есть памятник белуге, которая была поймана в 1921году в реке Волга.
Сегодня мы совершим путешествие в царство золотой рыбки, но чтобы открыть её тайны, надо вспомнить особенности её строения, образа жизни и т.д.
Повторение.
1.1.Проведем опрос, используя структуру «КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД»
1.2.Выбрать верные суждения (самопроверка с использованием структуры «ТАЙМ-ПЭА-ШЭА»)
1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+)
3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+)
4. Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда. (+)
5. Кровеносная система рыб незамкнутая.
6. Сердце рыб состоит из двух отделов: предсердия и желудочка. (+)
7. У всех рыб имеется плавательный пузырь.
8. Органы выделения рыб – почки. (+)
9. Тело рыбы состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста. (+)
10. Рыбы не могут поворачивать голову, зато глаза у них подвижные. (+)
11. В холодной воде растворенного кислорода больше, чем в теплой, поэтому сброс теплой воды (тепловое загрязнение) может вызвать замор рыбы. (+)
Отправляясь в царство Золотой рыбки надо набраться сил. Окунёмся в подводный мир золотой рыбки и представим себя любой рыбой(используется структура «КОНЕРС»).
Релаксация (30 секунд) (слушают шум океана и представляют себя какой-нибудь рыбой). Какой же рыбой вы себя представили? (ответы: акула, сом, карась, окунь.)
2. Изучение новой темы.
Если вы смогли представить себя таким многообразием рыб, то, скорее всего, вам известно уже немало видов рыб. Костные рыбы (лат. Osteichthyes ) - класс рыб, имеющих парные конечности (плавники). Рот этих рыб образован хватающими челюстями с зубами, жабры расположены на жаберных дугах с внутренней скелетной опорой, ноздри парные.Имеют полностью или частично окостеневший скелет. К этому классу относятся целых 96% рыб. Форма тела очень разнообразна: вытянутая, кругообразная, торпедообразная, сплюснутая, листовидная, змееобразная. Действительно, класс костных рыб очень богат своим разнообразием, их более 36 отрядов, но сегодня на уроке познакомимся с 5 основными отрядами.
Повторив классификацию, вспомнив особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни костных рыб, главная наша задача на данном этапе выяснить, каким же образом сформировалось такое пёстрое многообразие рыб и для чего они нужны? Отобразим цель и ожидаемый результат нашей работы.
Зарисуйте скелет рыбы: голова – это наша цель на данном этапе, отростки позвонков – отряды и их особенности, а хвост – вывод или результат.
Представим себя участники семинара «Юный ихтиолог». Ваша задача: использовать материал из учебника, дополнительную литературу, натуральные объекты отрядов, заполнить рабочую карту вместе со своей группой по тому отряду, который вы должны охарактеризовать, прочертите шапку таблицы в тетради для изучения других отрядов дома. Работа в группах (5 минут). По истечении времени заслушаем одного из представителя группы с докладом по таблице.
Задание: Изучите информацию, рассмотрите рисунки. Заполните соответствующую строку в таблице
Отряды
Условия обитания
Особенности внешнего строения
Представители
Лососеобразные
Сельдеобразные
Карпообразные,
Осетрообразные
Окунеобразные
Подвели итоги семинара.
Вернёмся к нашей цели: выявить причину многообразия рыб в природе. Каждая команда приводит тот особенный признак, который характерен только для представителей ими описанного отряда (Сельдеобразные- симметрично сжатое с боков тело – позволяет маневрировать от хищников и серебристо-синяя окраска, окунеообразные – характерная особенность в том, что их плавательный пузырь теряет связь с кишечником и существует самостоятельно, что позволяет им быстро плавать, перемещаясь спокойно по толще, например, в этом отряде рыба-меч, которая развивает скорость 120 км/ч, характерная особенность лососёвых - наличие жирового плавника, расположенного на спинной стороне перед хвостовым плавником, карпообразные- зубы отсутствуют, растительноядные, но есть глоточные зубы, служащие для перетирания пищи, осетрообразные – гибкий костно-хрящевой скелет- большая подвижность, но есть внешняя опора – костные бляшки, длинный конец хвостового плавника помогает рыбе удерживаться на дне)
Заполняем вместе «рыбью кость» и вывод: такое многообразие рыб- результат жизни в разных условиях, способах добычи пищи, т.е. приспособленность к конкретной среде обитания, что позволяет им максимально адаптироваться к водной среде.
Вывод: разнообразие условий жизни обусловливает богатство этой группы видами и крайнее их многообразие.
Но приспособленность относительна, если поменять условия, например, карася речного отпустить в море, где вода солёная, а он приспособлен к пресной воде, то организм его погибнет или любого осетрового выпустить в стоячий водоём вместо, пригодного для него, проточного, он погибнет. Здесь подходит поговорка «Где родился, там и пригодился».
Чтобы понять значение рыб в широком смысле слова я заранее к уроку попросила подготовиться Полякову Ксению по данной теме (рассказ по презентации о значении рыб)
Выделим несколько важных моментов в значении рыб, чтобы понять, почему надо беречь и охранять рыб, заполнив схему. Зарисуйте рыбу и стрелками укажите значения. Демонстрация витамина Д (рыбий жир для нормального обмена кальция в организме растущего ребёнка)
Теперь вы знаете несколько отрядов костных рыб и их представителей. Вспомните, какие виды рыб обитают, приходят на нерест или их путь пролегает по Волге и из каких они отрядов?
Окунь (окунеобразные), сазан (карпообразные), тюлька (сельдеобразные), стерлядь (осетровые) и т.д.
Молодцы! Много видов рыб встречаются на Волге, а сколько их здесь встречалось несколько лет назад? Ещё больше, но потребительское и нерациональное отношение в отношении рыб привело к их сокращению. Далеко ходить за примером не надо. Я вам продемонстрирую окуня 2 видов: один – с реки Волги, а другой – из пруда одного из районов нашей республики. В чём их отличие? (на волжском экземпляре мы видим чёрные образования, то есть рыба больна каким-то видом грибка или иным заболеванием) Причина: вода на реке Волга загрязнена и от этого страдают её жители.
3.Закрепление.
Для закрепления изученного мы создадим «МОДЕЛЬ ФРЕЙЕРА», где ключевым понятием будут – костные рыбы (модель содержит обязательные характеристики, необязательные характеристики, примеры, противоположные примеры)
Вот и побывали мы с вами в гостях у золотой рыбки,выяснили, что не всё в порядке в её царстве, так как человек вмешивается в жизнь рыб и зачастую его деятельность отрицательная.
1. Рыбы - водные животные, внешнее и внутреннее строение которых максимально приспособило их к жизни в водной среде
2. Все приспособления – это результат длительной эволюции животного с окружающей средой
3.Осваивая водную среду обитания рыбы адаптировались к разнообразным её условиям (освещённости, температуре, солёности, растительности, плотности и т.д.)
4.За длительный исторический путь своего развития совместно с другими обитателями воды, рыбы стали неотъемлемой частью природы
5.Рыбы широко используются в жизни человека в качестве источника витаминов, микроэлементов, корма для скота, пища человеку и т.д.
6.Человечество должно понимать, какая у него ответственная роль – заботиться о водных богатствах природы и её обитателях
4. Результаты. По кол-ву рыбок проставить оценки.
5. Рефлексия.
Вот вам две рыбки, выберите, какая вам нравится, подняв руки (одна – улыбается (цель достигли), грустная (не достигли цели урока).
5. Домашнее задание : прочитать параграф, заполнить таблицу до конца, 3 человека составить кроссворд
Обзор класса Хрящевые рыбы
К этим более примитивным рыбам, чем костные, относятся акулы, скаты и своеобразные химеры. Большинство хрящевых рыб населяют моря и океаны, и лишь некоторые обитают в пресных водоемах. Наравне с очень древними чертами организации, современные хрящевые рыбы имеют высокоразвитую нервную систему, органы чувств и весьма совершенную биологию размножения.
Все хрящевые рыбы характеризуются следующими примитивными признаками: кожа либо покрыта плакоидными чешуями, либо голая (у химер и некоторых скатов). Жаберные щели открываются наружу, как у миног, и жаберной крышки нет. Однако у химер имеются кожные перепонки, закрывающие жаберные щели. Скелет не имеет костей и образован исключительно хрящом. Непарные плавники и дистальная часть парных плавников поддерживаются эластиновыми (“роговыми”, а не костными) лучами. Межжаберные перегородки широкие, доходящие обычно до поверхности тела. Нет ни плавательного пузыря, ни легких.
К характерным признакам относятся также следующие прогрессивные особенности организации, которых нет у костных рыб: головной мозг имеет сильно развитые (для рыб) полушария переднего мозга. У самцов существуют своеобразные копулятивные органы, представляющие видоизмененные части брюшных плавников. Осеменение внутреннее, самки или откладывают большие яйца, покрытые плотной рогоподобной оболочкой, или рождают живых детенышей, развитие которых происходит в яйцеводах (яйцеживорождение).
Современные хрящевые рыбы разделяются на два подкласса: акуловые и химеровые.
подкласс АКУЛОВЫЕ, или Пластиножаберные
Этот подкласс включает акул и скатов, у которых голова заканчивается рылом, или иначе говоря, рострумом, тела позвонков хорошо развитые, присутствует клоака и отсутствует общая кожистая складка, покрывающая жаберные щели, так что щели открываются непосредственно наружу: у акул на боках позади глаз, у скатов - на брюшной стороне тела.
Акулы и скаты широко распространены по всем морям и служат объектом промысла. Мясо некоторых акул обладает высокими вкусовыми качествами и весьма ценится. Кожа акул идет на изготовление дамских сумочек, туфель и т.п., а также используется для наведения ворса на фетр. Из печени вытапливается жир, содержащий большое количество витаминов.
Отряд Акулы. Акулы - наиболее примитивные из всех современных рыб. В большинстве случаев они являются хищниками и имеют удлиненно-веретенообразное тело с пропорционально развитыми плавниками. Тело приспособлено к быстрому плаванию в поверхностных слоях воды в погоне за рыбами, составляющими основную пищу большинства акул. Многочисленные острые зубы служат для захвата и удержания добычи. Размеры сильно варьируют: некоторые акулы имеют длину тела менее 1 м, другие достигают 5 м длины и более.
Форма тела большинства акул сходна с формой тела колючей акулы, или катрана. Катран самый обычный представитель среди акул, часто встречается в умеренных водах Тихого и Атлантического океанов, в Черном море. Размеры тела до 1 м. К уклоняющимся по форме тела видам относятся чрезвычайно примитивная плащеносная акула , рыба-молот и морской ангел . Плащеносная акула имеет удлиненное тело, 6 пар жаберных щелей и рот, расположенный на конце морды, водится в Атлантическом и Тихом океанах, где живет на больших глубинах. Рыба-молот имеет форму тела типичной акулы, но глаза располагаются на концах широких отростков, благодаря чему вся голова похожа на молот; живет в тропических морях. Морской ангел обладает уплощенным телом, широкими грудными и брюшными плавниками; форма тела до известной степени переходная к скатам.
Отряд Скаты. Скаты, имеющие тело, уплощенное в спинно-брюшном направлении, представляют собой хрящевых рыб, приспособившихся к донному образу жизни. Бока тела скатов образованы сильно разросшимися грудными плавниками, слившимися с боками головы и туловища; жаберные щели, рот и ноздри открываются на нижней стороне тела, тогда как на верхней стороне располагаются глаза и большие брызгальца, через которые вода втягивается и выталкивается из жаберных полостей.
Скаты ведут малоподвижный образ жизни, большую часть времени проводят, лежа на дне, и питаются преимущественно моллюсками, раковины которых измельчают своими более или менее притупленными зубами.
Типичные скаты, например шиповатый скат , лучистый скат , имеют ромбическое тело и длинный тонкий хвост. Электрические скаты обладают округлым туловищем и живут в тропических морях. К уклоняющимся формам относится пила-рыба , которая по форме тела приближается к акулам, но имеет очень длинный рострум, вооруженный большими зубцами, достигает нескольких метров длины и водится, главным образом, в тропических морях.
подкласс ХИМЕРОВЫЕ, или Цельноголовые
Химеры, имеющие удлиненно-веретеновидное тело, отличаются от акуловых присутствием кожистой складки, прикрывающей жаберные щели, отсутствием клоаки, так как имеются самостоятельные мочеполовое и анальное отверстия, крайне своеобразными зубами, имеющими форму толстых пластинок, и хорошо развитой хордой, которая лишь окружена кольцевидными телами позвонков. У самцов впереди брюшных плавников имеется своеобразный парный орган неизвестного назначения, который помещается в особом мешке, откуда он может выдвигаться. Осеменение внутреннее и самка откладывает яйца, которые заключены в очень толстую рогоподобную капсулу.
Химеры представляют собой своеобразную изменившуюся ветвь хрящевых рыб. Однако, наряду с сильно специализированными признаками (пластинчатые зубы, отсутствие чешуи, обособленные мочеполовое и заднепроходное отверстия), химеры сохранили ряд примитивных черт, утраченных современными акуловыми, как-то: хорошо развитая хорда, зачаточные тела позвонков и протоцеркальный хвостовой плавник, свойственный молодым особям (у взрослых химер хвост гетероцеркального типа).
Немногочисленные виды химер являются исключительно морскими, преимущественно глубоководными. Промыслового значения не имеют. Типичный представитель - европейская химера - достигает 1 м длины. Водится она у берегов Западной Европы, изредка встречается в наших водах у берегов Мурманска.
Обзор класса Костные рыбы
Класс объединяет огромное разнообразие рыб, расселившихся по всему земному шару, и является наиболее богатым и разнообразным по видовому составу классом позвоночных. Наиболее характерные признаки этого класса следующие.
Все костные рыбы имеют костную жаберную крышку, покрывающую жаберные щели, - таким образом, образуется более совершенный аппарат жаберного дыхания. В скелете всегда имеется известное количество накладных костей, вторичные челюсти - тоже из кожных окостенении. Внутренний скелет, хотя бы частично, костный. Чешуя (может вторично редуцироваться) ганоидная или костная (но не плакоидная). Плавники поддерживаются костными лучами (за исключением двоякодышащих рыб). Жаберные перегородки или малы, или, что наблюдается чаще, совсем отсутствуют, так что жаберные лепестки сидят непосредственно на жаберных дужках. Имеется или плавательный пузырь (который может вторично недоразвитым), или (в редких случаях) легкое. Парные копулятивные органы у самцов отсутствуют, осеменение (за очень редким исключением) внешнее, икра мелкая.
Современных костных рыб разделяют на 2 подкласса: Лопастеперые и Лучеперые . Подкласс Лопастеперые разделяется на надотряды двоякодышащие рыбы и кистеперые рыбы. Подкласс Лучеперые заключает 2 надотряда: хрящекостные рыбы и костистые рыбы.
подкласс ЛУЧЕПЕРЫЕ
Этот подкласс объединяет большинство современных рыб. Форма тела чрезвычайно разнообразная, но рострума почти никогда нет, и хвост всегда гомоцеркального типа (в некоторых случаях хвостовые лопасти могут редуцироваться). Чешуя костная (за исключением панцирной щуки). Обычно она имеет вид тонких округлых пластинок, расположенных черепицеобразно, но иногда она заменяется костными щитками или редуцируется. Скелет костный, и хрящ сохраняется лишь местами между замещающими его костями. Скелет грудных плавников упрощенный: радиалии плавников причленяются прямо к поясу конечностей. Тазовый пояс сведен к парной костной пластинке, а скелет самих брюшных плавников - к одним плавниковым лучам. Головной мозг имеет типичное для рыб строение: передний мозг имеет лишь эпителиальную крышу, лишенную нервного вещества, мозжечок и средний мозг относительно велики, в частности, особенно велики зрительные доли. Клоаки нет. Межжаберные перегородки рудиментарны. Плавательный пузырь обычно хорошо развит, и если сообщается с пищеводом каналом, то канал открывается в пищевод сверху. Мочеполовая система по типу костистых рыб.
>>Многообразие рыб. Класс хрящевые рыбы
§ 42 Многообразие рыб. Класс хрящевые рыбы
Приспособления к условиям обитания .
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки