Познай свой край родной. Древние церкви Пскова

Несколько десятков, среди них много сохранившихся, отреставрированных и действующих. Именно этой особенности Пскова будет посвящена сегодняшняя фотопрогулка. А рассказ об остальной части Пскова подготовлю позже, чтобы не перегружать один пост огромным количеством фотографий.

В Пскове есть церкви, построенные в XII-XV веках - во многих других городах России здания этого времени были давно разрушены и не сохранились до наших дней. У древних псковских церквей есть собственный архитектурный стиль: большинство из них побеленные, одноглавые, с характерными пристроенными или отдельно стоящими звонницами. Плотность церквей на душу населения и на единицу площади в центре города поражает воображение, иногда они встречаются каждые 100 метров, если не чаще.

Для этого фоторассказа я отобрал 36 фотографий церквей, случайно встреченных в ходе бессистемной прогулки по городу (на самом деле их намного больше, но обойти их все за короткое время не представляется возможным, даже несмотря на то, что исторический центр Пскова довольно компактен). Итак, в путь!

[ | ]
5. На противоположном (западном) берегу реки Великой рядом с Ольгинским мостом находится церковь Успения у Парома, построенная в 1444 году и перестроенная в 1521. Церковь типичного Псковско-Новгородского стиля: побеленная, одноглавая, с характерной отдельно стоящей звонницей. Единственная в Пскове церковь, где на кресте сидит голубь.

[ | ]
7. Часовня Святой Равноапостольной княгини Ольги Российской рядом с Успенской Пароменской церковью возведена к 2000 году. Традиционное место фотосессий молодожёнов. На заднем плане виден Троицкий собор на противоположном берегу реки Великой.

[ | ]
8. Но мы возвращаемся на восточный берег Великой, потому что большинство старинных псковских церквей расположено именно там. В 300 метрах к юго-востоку от Ольгинского моста находится Церковь Михаила и Гавриила Архангелов со Городца с шатровой колокольней над воротами. От самой церкви, построенной в 1339 году, виден только купол, а колокольня с воротами на переднем плане была построена позже - в XVII веке. У этой церкви особое украшение барабана: если обычно это традиционные псковские скромные рисунки, то здесь барабан украшен изразцами.

[ | ]
9. В 250 метрах к востоку от Крома и Троицкого собора на улице Леона Поземского рядом с мостом через реку Пскову стоит церковь Козьмы и Дамиана с Примостья, построенная в 1463 году на месте старинного деревянного храма. В XX веке здание церкви долгое время было в запустении и использовалось не по назначению, но с 2008 года церковь вновь стала действующей.

[ | ]
10. В 250 метрах к северу от Козьмодамианской церкви находится церковь Ильи Пророка-Мокрого. Она была построена намного позже больинства псковских церквей - в 1677 году, а колокольня была пристроена в XIX веке, поэтому её архитектурный стиль существенно отличается от традиционного псковского стиля.

[ | ]
11. В 400 метрах к северо-северо-западу от «Ильи-Мокрого» на пересечении улицы Леона Поземского с улицей со звучным названием Набат стоит церковь Воскресения Христова со Стадища. В летописях эта церковь впервые упоминается в 1532 году, но с тех пор она неоднократно перестраивалась.

[ | ]
12. Затем мы прогулялись по улице Леона Поземского до старой псковской городской стены. Рядом с бывшими воротами и руинами Варлаамской захабной башни (примерно 200 метров от предыдущей фотографии) расположилась церковь Варлаама Хутынского на Званице.

[ | ]
14. Удаляться дальше от центра города мы не стали и пошли обратно на восток в сторону реки Псковы. В 200 метрах к северо-востоку от «Ильи-Мокрого» находится Церковь Спаса Нерукотворного образа с Жабьей Лавицы («Жабья лавица» - название небольшого болота, рядом с которым построена церковь), впервые упоминающаяся в 1487 году, но перестроенная в середине XIX века. Здание долгое время было в полуразрушенном состоянии, но в 2000-е годы было передано Церкви и в настоящее время восстанавливается.

[ | ]
15. В 300 метрах к востоку от церкви Козьмы и Дамиана с Примостья (и в 500 метрах от предыдущей фотографии) на пригорке рядом с живописным пешеходным мостом через реку Пскову возвышается трёхглавая церковь Богоявления с Запсковья, построенная в 1496 году.

[ | ]
17. В 500 метрах к востоку от Богоявленской церкви на красивом холме на берегу Псковы рядом с Гремячей башней находится церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы - одна из старейших сохранившихся псковских церквей, построенная в 1383 году. Раньше она была частью Гремяцкого монастыря, упразднённого в XVIII веке. Снимок сделан из Финского парка Куопио на противоположном берегу Псковы. (Да, кстати, нужно будет как-нибудь опубликовать оставшиеся фотографии Куопио, залежавшиеся у меня уже на 4.5 года.)

[ | ]
21. На той же улице Карла Маркса рядом с рынком на территории бывшей автостанции находится Церковь Петра и Павла с Буя (1540 год). Буем называлось обнесённое оградой место при церкви, обычно кладбище.

[ | ]
22. После прогулки по берегам реки Псковы мы вернулись в центральный район Пскова и пошли гулять вдоль Октябрьского проспекта и Советской улицы (на самом деле это было уже на следующий день, более пасмурный). Церковь Николы со Усохи (т.е. святого угодника Николая, Мирликийского Чудотворца) находится вблизи развилки этих улиц у Октябрьской площади. Первая версия церкви была построена в 1371 году, нынешний вариант был построен на её месте в 1531 и частично перестроен в XVII и XIX веках. Эта церковь на несколько метров ушла вниз; когда находишься внутри, то она кажется более внушительной, чем снаружи.

[ | ]
26. Церковь Успения с Полонища построена на месте бывшего Успенского монастыря на Георгиевской улице недалеко от Советской. В этой части прогулки мы уже торопились и пройдя 400 метров с предыдущей фотографии, наверное, пропустили несколько церквей.

Среди достопримечательностей Пскова - его церковная архитектура. Псковичи имели своей собственный зодческий стиль, поэтому в городе можно найти множество церквей, в том числе очень древних и уникальных.

Как и большинство древних русских городов, Псков всегда был набожным и многомольным, считающим православную веру неотъемлемой частью своей жизни. Не удивительно, что в городе Пскове много прекрасных церквей, многие из которых очень древние. Мы расскажем о некоторых из них.

Церковь Василия «на горке»

Такого ее настоящие название, была построена в 14 веке на холме, который потом, по церкви, назвали Васильевской горкой, а уж после появилось и народное название «Церковь Васили «На горке».

Первый храм был деревянным и украшенным росписью, и располагался близ не существующей уже стены Среднего города. А в 1375 году на его месте уже был построен каменный храм, который неоднократно переделывался и улучшался. Ближе к началу 16 века именно здесь была написана чтимая чудотворная Тихвинской Божией Матери с акафистом в 24 клеймах - небольших прямоугольниках на иконе, на которых изображено житие Богородицы. Раньше она занимала один из верхних ярусов иконостаса, сегодня же хранится в Псковском музее-заповеднике.

У храма трудная судьба, его не раз пытались закрыть. Сначала пожар 1562 года уничтожил часть города, и церковь лишь чудом спаслась. И, тем не менее, начиная с 16-17 веков, для нее наступили времена упадка. И к 19 веку она так обветшала и разорилась, что церковь собрались отправить на слом: обрушился северный предел, почти полностью были утрачены старинный иконостас и резной клирос. Но вновь божье провидение спасло храм, его приписали к Крылецкому монастырю, и так оставалось вплоть до 1921 года, когда церковь была закрыта. Многие годы там находился архив и хранилище документов, в Великую Отечественную войну храм довольно пострадал. Но, как говорит народная мудрость, Бог любит Троицу, и в 2000 году в Церкви Василия «на горке» вновь начались проводиться богослужения. Храм отреставрировали и теперь он радует взор горожан своим белоснежным силуэтом, словно сияющем с холма.

Храм Святого Александра Невского

Полностью название храма звучит как Воинский храм Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Он был построен в 1907-1908 году для 96-го Омского полка. Проект был типовым, разработанным Ф.М. Вержбицким специально для военных - в России было построено более 60 подобных храмов по всей стране.

Но, несмотря на типовый проект, для архитектурных традиций Пскова эта церковь уникальна. Прямоугольный в плане, вытянутый по оси - от купола до шатровой колокольни. Это так называемый псевдорусский стиль, он же «поздняя эклектика», что проявляется и в декоре экстерьера: шлемовидные кокошники, лопатки, закомары в завершении окон и фасадов. Храм выглядит исключительно нарядным, зеленые скаты и золото-голубые навершия купола и колокольни гармонично сочетаются с красным кирпичом стен, создавая радостное и праздничное настроение.

Как и у многих храмов в стране, у церкви Александра Невского была не самая легкая жизнь после революции 1917 года. Храм был закрыт и там, сменяя друг друга, поочередно находились то ««Революционный Красноармейский театр», то Дом Офицеров, а в конце концов и вовсе хозяйственный склад. И лишь в 1990 году храм вновь вернули православной церкви. Причем по прежнему выполняет ту миссию, ради которой был создан - несет поддержку и утешение военным в «горячих точках». Кроме того, храм занимается издательской и благотворительной деятельностью: выпущен сборник стихов в честь погибших воинов 6 роты Псковских десантников, создан электронный каталог всех портретов погибших военных десантников, их имена увековечены на стенах храма, также ведется материальная поддержка воинов и их семей. Деятельность служителей храма не осталась незамеченной, и храм, а также его протоиерей Олег Теор были награждены в 2000 году благодарственными грамотами Министра Обороны РФ за участие в возрождении духовных и нравственных основ воинского служения Отечеству.

Церковь Алексия, человека Божьего

Церковь Алексия, человека Божьего, была построена в 1688 году на месте старинного храма женского Алексеевского монастыря. Раньше эта церковь располагалась за пределами города, в поле, в окружении одноэтажных деревянных домов Алексеевской слободы, от этого и появилось второе, народное название - церковь Алексия в Поле. О старинной церкви не раз упоминается в летописях, описывающих времена осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году. Тогда здесь велись ожесточенные бои.

За время своего существования церковь постоянно меняла свою принадлежность: в 1712 году вместе с монастырем она была приписана к Печерскому монастырю, в 1678 - к Сергиевской церкви, в 1808 ее хотели было снести, но 1818 храм приписали уже Старо-Вознесенскому монастырю, и лишь в 1854 году церковь Алексия с Поля наконец-то приобрела самостоятельность.

Как это нередко случалось после революции, храм был закрыт и отдан под зернохранилище, но в годы Великой Отечественной Войны вновь открыт и получил множественные повреждения во время войны. В 1989 году началась реставрация и с 1994 года храм снова проводит богослужения и принимает прихожан под покровительством Псковской епархии.

Построена из камней и плит, беленая, одноглавая, с приделом Рождества Богородица и двухъярусной колокольней. Портал входа украшен современной фреской иконописца отца Андрея. Кроме того, рядом с церковью располагается старинное кладбище.

Церковь Богоявления с Запсковья

Одна из красивейших и эффектных церквей Пскова. У него изящный, с виду простой силуэт, вместе с тем архитектурная композиция довольно сложна и ассиметрична. Как-то в Псков приехал известный архитектор Ае Корбюзье, в целях сотрудничества с советскими архитекторами. Он с интересом и восхищением изучал архитектуру древнего Пскова, но больше всего поразила его впечатление церковь Богоявления с Запсковья. Настолько, что сам архитектор признавался, что именно этим храмом он вдохновлялся, проектируя и строя часовню в своем родном городе Роншане.

Первое упоминание храма относится к 1397 году, но старое здание сгорело в пожаре 1458 года. Современный храм построен на том же месте в 1495 году. Располагается он на возвышении, на берегу Броды (раньше эта речка была такой мелкой, что ее можно было перейти вброд). Любопытно, что раньше на противоположном берегу реки был еще две Богоявленских церкви, которые образовывали «святой треугольник», включающий в себя место традиционного крещенского водосвятия.

К концу 19 века церковь несколько обеднела, хотя и оставалась основным приходским храмом Запсковья. В 1936 году она была закрыта, и довольно сильно пострадала во время Великой Отечественной Войны. Реставрация Богоявленской церкви началась только в 21 веке, и в 2009 году была открыта для прихожан.

Церковь Константина и Елены

Полное название этого храма, построенного в 1681 году - Церковь Святых Равноапостольных Царя Константина и матери его Елены. По преданию, современная церковь построена на месте, где раньше была часовня святойАнастасии. Рядом с дорогой в храм можно увидеть остатки полукруглых плиточных стен - считается, это и есть развалины старой часовни. Легенда гласит, что св. Анастасия явилась во сне к одному слобожанину и строго наказала хранить остатки своей часовни, иначе слобода сгорит.

Церковь построена в типичном для Пскова 16 века архитектурном стиле, четырехстолпная и трехапсидная. В 18-19 веках к церкви был пристроен с южной стороны придел Святого мученика Василия, в 19 же веке была построена и двухъярусная каменная колокольня. Церковь декорирована лопатками на четверике, бегунцом, барабаны куполов украшены керамическими кокошниками, покрытыми зеленой поливой.

Является действующей, причем помимо обычной храмовой жизни, здесь также занимаются излечением бесноватых и одержимых.

Церковь Михаила Архангела

Полное название церкви - . Согласна надписи на находящейся в храме плите, церковь основана в 1339 году. Раньше в этом месте находился городец - небольшое укрепление, отсюда и прибавка к названию церкви - «с Городца». Современное каменное здание церкви было возведено в 1439 году, а в 1649 оно было дополнительно перестроено. Так, изначально было два престола, но левый за ветхостью был упразднен. Сейчас там продают восковые свечи. А в 1990 году церковь Михаила Архангела стала полковым храмом Енисейского полка.

Церковь построена из плит, ее главный неф в плане представляет собой правильный крест. Фасады украшены арочными делениями, делающими внешний вид церкви более легким и нарядным. Глава церкви раньше была покрыта глазурованной черепицей, но недавно ее заменили на железо. А вот на барабане можно по-прежнему увидеть двойной пояс глазурованных узорчатых изразцов конца 17 века.

Церковь Петра и Павла

(такого полное название храма) была построена в 1373 году на месте древнего кладбища - то есть «буя». С этой церковью связана легенда о том, как в 1615 году, во время наступления на город шведский войск, во время молебна от иконы Божией Матери донесся голос, который обещал защиту. И действительно, псковские войска одержали победу. А в годы Северной войны недалеко от церкви останавливался Петр I. Он часто ходил в этот храм, читал Апостол и даже пел на клиросе. А уже потом он позаботился о том, что церковь, посвященная его небесным покровителям, приобрела новый иконостас, и ей был возвращен статус соборной церкви.

Церковь Петра и Павла построена в классическом псковском стиле: одноглавый храм, с тремя апсидами, декорирован характерным псковским украшением - бегунком. Барабан главы украшен узорчатым керамическим поясом.

Церковь Николы со Усохи

Была впервые построена в 1371 году, а в 1536 году было возведено каменное здание, так как старое сгорело в пожаре. Местность, где располагается храм, раньше называлась «усохой», так как было оно на краю большого болота. Сейчас болота уже нет, а название осталось. С церковью Николы со усохи связано предание об Иване Грозном. Говорят, что когда он ехал мимо храма, звон колоколов напугал его коня и обозленный царь приказал отрубить колоколу уши. И говорят, во время выполнения этого странного приказа из ушей колокола полилась кровь.

Церковь построена в подчеркнуто псковских архитектурных традициях. Вместе с тем, есть и оригинальная деталь - часовня, прозванная местными «часовней неугасимой свечи». Такое название было дано ей за то, что раньше там постоянно горела лампадка перед иконой святого Николая Чудотворца. Это небольшое здание с изящной крохотной главой, стены прорезаны крупными арками - вместе с архитектурой самого храма часовня составляет причудливый ансамбль.

С восточной стороны Успенского собора расположена Сретенская церковь, поражающая своей красотой. Она была построена и освящена в 1870 году, а комплекс, в который она входит, был заложен в 1541 году игуменом Корнилием. Этот храм имеет три главы и выстроен в два этажа. Стены и потолок внутри него украшены священными изображениями, описывающими библейские события. Снаружи стены имеют красный цвет, а окна и углы украшены белыми узорами.

В Сретенской церкви располагаются две чудотворные иконы: «Взыскание погибших» и Божья Матерь «Троеручница». Также внутреннее убранство богато старинной утварью: коваными подсвечниками, лампадами, украшенными чеканкой. В ней имеется необычайно красивый иконостас, украшенный позолоченными деревянными колоннами и различными резными узорами. В 2000 году была произведена реставрация храма и восстановлены его уникальные настенные картины.

1 апреля 2003 года в этот храм были перенесены мощи преподобного Симеона Псково-Печерского, которые доступны сейчас для всех верующих. Для посещения данного храма женщинам необходимо обязательно взять с собой платок и надеть длинную юбку.

Храм Покрова и Рождества Богородицы от Пролома

Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома - это небольшой православный храм, расположенный в городе Псков. Он является памятником культуры и истории федерального значения 15-16 веков. Обитель расположена у Покровской башни, в южной части Окольного города. Пролом - это место, где обрушилась крепостная стена во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Храм состоит из двух бесстолпных церквей, их четверики имеют общую стену. Южная церковь освящена в честь Рождества Богородицы, а северная - в честь Покрова Богородицы. Они имеют по одному притвору и апсиде. В их алтарях находится по щелевому и оконному проему, которые рассчитаны для пожертвований.

Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома была построена из местной известняковой плиты, затем обмазана и побелена. С притвором ее длина составляет 17 метров, а ширина - 15 м. В 1961-1964 годах была проведена реставрация церкви, ее выполнили по проекту великого архитектора В. П. Смирнова. В результате, была воссоздана двухпролетная звонница и две главы. В настоящее время обитель является действующей, здесь проводят богослужения и молебны.

Храм святителя Василия Великого на Горке – это один из самых известных памятников архитектуры XV –XVI веков. Существующий храм является единственным каменным храмом начала XV века в городе Пскове.

Первое строительство храма относится к 1337 году. Основал его купец Кристофер Карел Дол, немец по национальности. В старых рукописях говорится о том, что Немчин Доль приехал во Псков, где крестился под именем Василия и построил каменную церковь в городе во имя Василия Великого.

В период Великой Отечественной войны храм частично пострадал от бомбежек, после этого его несколько раз поджигали, но храм устоял и в настоящее время радует горожан и туристов своим великолепием.

Храм открыт ежедневно с 8-00 до 19-00 часов. Богослужения проходят каждый день. Настоятелем церкви является протоиерей Большанин Андрей.

Храм святителя Василия Великого на Горке

Храм святителя Василия Великого на Горке считают знаменитым памятником архитектуры XV - XVI веков. Храм имеет три ступенчатые арки и своды (апсиды). Барабан и апсиды церкви завершают орнаметальные тройные фризы, характерные для многих храмов Пскова того времени.

Деревянный, первый храм был сооружён в XV веке на холме, который возвышался перед ручьём Зрачкой в болотистой местности. В 1375 году была сооружена по берегу ручья стена Среднего города и Васильевская башня напротив церкви, над башней была устроена звонница, где располагался сполошный колокол, который поднимал в случае тревоги весь город. Расписан был храм в 1377 году.

Каменный храм возвели в 1413 году на месте деревянной старой церкви. В начале XVI века была написана почитаемая икона храма Тихвинской Богоматери. Для всего Пскова и для храма, с конца XVII века, начинается время упадка. Церковная звонница в середине XVIII века была перестроена в колокольню, сохранившуюся до нашего времени.

К началу XIX века церковь сильно разрушилась, был утрачен резной клирос и старинный иконостас. В 2003 году в храме проводились реставрационные работы. Реставрация вернула первоначальный облик церкви. Храм будет интересно посетить всем любителям старины.


Достопримечательности Пскова


Блог "Познай свой край родной" представляет собой виртуальное путешествие для детей по Псковскому краю и является воплощением в Интернет-пространстве основных материалов проекта Централизованной библиотечной системы г. Пскова «Познай свой край родной!».


Данный проект был разработан и реализован в библиотеках Централизованной библиотечной системы г. Пскова в 2012-2013 гг. - Библиотеке – Центре общения и информации, Детской экологической библиотеке «Радуга», Библиотеке «Родник» им. С.А. Золотцева и в инновационно – методическом отделе Центральной городской библиотеки.


Главная цель проекта - в основных чертах дать представление об историческом прошлом Псковского края, его настоящем, о людях (личностях), прославивших Псковский край, о богатстве и своеобразии природы Псковского края.

Проект объединил единой целью работников библиотек, участников образовательного процесса и родителей.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему» (Д. С. Лихачев).


Псков. Фот. Петра Косых.
Наш край внес заметный вклад в становление, развитие и защиту российской государственности, в духовную жизнь общества. Псковская область, как в прошлом, так и в настоящем, не раз являла пример понимания общероссийских интересов, рождала местный опыт, становившийся достоянием общества, выдвигала яркие героические личности, крупных ученых, писателей, художников.

Партнёры по реализации проекта:

Школы города:
· Средняя общеобразовательная школа № 24 им. Л.И. Малякова (учитель нач. классов Григорьева Валентина Ивановна)
· Средняя общеобразовательная школа №12 им. Героя России А. Ширяева (учитель нач. классов Овчинникова Татьяна Павловна)
· Погранично – таможенно – правовой лицей (учитель нач. классов Иванова Зинаида Михайловна)

Псковский областной институт повышения квалификации работников образования :
Пасман Татьяна Борисовна – методист по истории, обществознанию и праву ПОИПКРО

Псковский государственный университет
Бредихина Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гуманитарного образования ПсковГУ.

Редактор блога:
Бурова Н.Г. - зав. отделом информационно-коммуникационных технологий ЦГБ г. Пскова

В настоящее время, несмотря на то, что проект, первоначально явившийся основанием для создания данного ресурса, завершён, наш краеведческий блог продолжает успешно существовать и развиваться. Являясь по своей сути информационно-познавательным ресурсом и хорошим подспорьем для тех, кто хочет познакомиться поближе с Псковом и удивительным Псковским краем (в особенности это касается ребят), - будь-то открытие памятника в г. Пскове или на территории Псковской области, впечатления от поездки в один из уголков Псковщины, создание новой краеведческой игротеки или фотогалереи и, конечно же, мы всегда сообщаем нашим читателям о выходе в свет новых книг о Пскове, рассчитанных на юных краеведов.

Материалы данного блога могут быть использованы и на школьных занятиях, и на библиотечных мероприятиях, а могут быть и прочитаны просто так - для самообразования!

Мы ждем на страницах нашего блога всех неравнодушных к истории Пскова и Псковского края ребят, и, в свою очередь, обещаем радовать наших посетителей новыми материалами. Кстати, обновления блога можно проследить в разделе

Древние церкви Пскова. April 18th, 2010

Продолжим изучение древнего русского города Пскова. В этом очерке я попытаюсь описать большую часть церквей, находящихся к северу от кремля за рекой Псковой.
Лично мне, этот район города приглянулся больше всего - он более тихий и романтичный в отличии от центра старого Пскова.



В Запсковье с Троицкого моста открывается красивый вид на Кром.

Первая церковь на пути - храм Косьмы и Дамиана. Этот кончанский храм был построен в 1462-1453 году. Церковь неоднократно перестраивалась, сильно пострадав от взрыва пороха в 1507 году, который хранился внутри. Впоследствии, кончанские жители решили все же не хранить порох в Божьем храме, и для этих нужд было построено специальное строение справа от церкви. Возможно, что большая часть жителей этого псковского конца были кузнецами, потому как святые бессребреники Козьма и Дамиан покровительствуют этому ремеслу. Ворота в ограде церкви имеют также очень приличный возраст.

Как и все псковские церкви, храм Козьмы и Дамиана кажется невысоким и приземистым. Но если войти внутрь, то понимаешь что это обманчивое впечатление.

Пока церковь не имеет внутренней отделки и наверное слава богу…Ее грубоватые стены напомнили мне древние христианские храмы Ближнего Востока. После неминуемой реставрации она естественно станет «пластиковой» и безликой.

Человек на фото какой-то псковский «энтузиаст» и нынешний смотритель храма. Я дал ему немного денег на последующую реставрацию. А сам подумал….Эх!

Хотя может я и ошибаюсь, ведь многие церкви, увиденные мной в Новгороде были реставрированы очень бережно. Правда, происходило это еще в «советские времена»…

Следующий храм - церковь Воскресенья со Стадища. Ее построили где-то в середине 16 века, раньше здесь был женский монастырь, упраздненный в 1764 году. Сейчас она может быть образцом типичной современной реставрации - все добротно побелено, проведено отопление. Храм был закрыт, я снял внутренние помещения через окно. Наверное, несмотря, на проведенный добротный ремонт помолиться мне бы захотелось все же в предыдущем храме Козьмы и Дамиана. Вот такой я извращенец…

После церкви Воскресенья можно осмотреть внешние крепостные стены Пскова. Они здесь недалеко. Как известно именно эти стены принимали на себя основной удар вражеских войск, а не красивые стены псковского кремля.. Состояние этих стен соответствующее.
Варлаамская (угловая) башня.

Башня сильно пострадала при осаде Пскова войсками шведского короля Густава Адольфа в 1615 году. Сильно пострадала и стоящая рядом с воротами церковь Варлаамия Хутынского (1495 год), она была включена в систему обороны города. Шведы несколько дней били по ней из пушек, поэтому дошла она в сильно измененном виде.

Внешние стены Запсковья «несколько» отличаются от, можно сказать,заново отстроенных стен Крома. Кое где они больше похожи на земляные валы.

Толщина стен вполне достойная (в районе Образского захаба).

Рядом находится церковь Нерукотворного Образа, построенная примерно в 16-17 веке. Из-за плохой погоды она получилась у меня мрачновато романтичной.

На высоком холме стоит большой храм Богоявления на Бродах.(1444 год)

Это одна из красивейших церквей города, якобы чтобы посмотреть на нее приезжал в Псков в 1961 сам Ле Корбюзье, великий французский архитектор.…

Наверное, ввиду всего этого ей досталось больше всего от современных реставраторов. Я читал, что где-то в конце 90-эх его «реставрировали» специалисты почему-то из солнечного Ташкента. Ниже часть текста с сайта www.pskovcity.ru/ts_zap_bogoyavlen.htm

>>В Псков явились реставраторы из Ташкента, псковские коллеги оценили их очень высоко и тут же вручили храм Богоявления….. Ташкентцы начали с того. что полностью разломали северный придел, одна сторона которого требовала укрепления. Они разломали все - на том и кончили......

Но суда по всему к храму приложили руку еще какие-то специалисты в последние годы….
Тут еще надо заметить, что находится рядом с церковью - буквально в 20 метрах вход в самый дорогой во Пскове 4 звездочный отель Гелиопарк. Этакая «игрушечная» Голландия в древнем Пскове. И я думаю, ребята просто не могли «ударить в грязь лицом». Тем более с деньгами и фантазией у них, судя по давнишним фото храма, было все нормально..
Фото 2005 года с сайта Соборы.ру sobory.ru/photo/index.html

Сегодняшний вид.

Внутри храма форменный кошмар - полный «евроремонт» , полы под «мраморную плитку», «евророзетки» и «евроотопление», если кто интересуется древнерусской историей, то во внутрь лучше вообще не заходить.
Отель Гелиопарк - псковская «Голландия».

В крайнем углу псковской крепостной стены у реки Псковы находится Гремячья башня, замыкающая этот участок реки. Здесь раньше тоже находились «водяные ворота» с решетками, как и около Крома при впадении Псковы в реку Великая. Правда сохранилась одна только башня, получившая свое названия от Гремячной горы на которой она стоит.

Такое же название имел существовавший здесь ранее Гремяцкий монастырь. От него сохранилась только церковь Козьмы и Дамиана (1540 год) и трапезная.
Наверно, это одно из самых живописных мест Пскова.

Козьмодемьянская церковь, слава богу, не подвергалась серьезным реставрациям и смотрится очень хорошо даже со стенами, раскрашенными подростковыми граффити. Она как бы прорастает из глубины веков через напластования человеческой глупости и равнодушия.

Бывшая трапезная Гремяцкого монастыря. После упразднения в 1764 году она послужила и кожевенным заводом и пекарней.

Я церковь без крестов, -
Лечу, раскинув руки
Вдоль сонных берегов
Окаменевшей муки.

Я - вера без причин.
Я - правда без начала:
Ты слышишь, как вскричала
Душа среди осин?

Я - птица без небес,
Я - каменное эхо,
Полузабытых мест
Печальная примета.