С чего надо начинать учить ребенка писать. Обучение ребенка письму печатными буквами и прописью

Все родители желают видеть своего ребенка умным и не по годам развитым. Поэтому мамы стараются научить деток писать еще до того времени, когда это начнут делать воспитатели детского сада или школьные учителя. Что же нужно знать, чтобы помочь карапузу освоить такую нелегкую науку, как письмо?

Подготовка

Если мама хочет знать, как ребенка научить писать, ей стоит помнить о том, что в этом деле важна предварительная подготовка. Так, начинать работать руками малыш должен еще с двухлетнего возраста. Для этого подойдет пластилин, карандаш краски, - все, благодаря чему ребенок будет учиться держать предмет в руке. Так ручка малыша не будет быстро уставать, когда его начнут учить писать, и ребенку это не будет в новинку.

Первые занятия

Стоит отметить, что самые первые занятия будут довольно-таки сложными, ведь ребенку нужно объяснить, что писать - это интересное, к тому же весьма полезное умение. Сначала мама должна на собственном примере показать, как правильно держать ручку и как рукой водить по бумаге. Если у малыша самостоятельно не получаются такие действия, нужно зажать своей рукой его ручку и сделать пару росчерков пера (так делают учителя в младшей школе).

Следующее, на что нужно обратить внимание тем, кто интересуется, как ребенка научить писать: ученик должен изначально правильно держать пишущий предмет. Так, если малыш будет делать это неверно, переучить его будет намного сложнее. Стоит помнить, что ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца, перо фиксируют большой и указательный пальцы, кончик ручки должен быть направлен к плечу. Только в таком положении рука ребенка не будет уставать, а почерк в итоге получится каллиграфическим и аккуратным. Опять же, мама должна сначала сама продемонстрировать, как это должно выглядеть.

Начинать обучение письму нужно с весьма коротких уроков, чтобы рука ребенка не уставала. Сперва нужно изображать на бумаге различные завитки и палочки. Поэтому важно с ребенком начать как можно раньше рисовать, чтобы во время обучения письму все давалось легче.

Можно малышу пару раз показать, как пишутся определенные элементы букв, далее пусть он сам прописывает их в строчках. При этом за ребенком необходимо следить и поправлять его, когда он делает неправильные движения руками. Когда элементы получаются довольно каллиграфическими, можно начать прописывать буквы. Данный процесс займет достаточно много времени, поэтому родителям придется запастись терпением. Когда ребенок нормально начнет воспроизводить на письме буквы, можно пробовать складывать их в слоги и слова. Первые задания будут не слишком объемными, однако со временем нужно будет понемногу увеличивать количество прописей.

Право-лево

Разбираясь, как ребенка научить писать, можно встретить следующий совет: не стоит заставлять малыша писать исключительно правой рукой, как этого требовали преподаватели в советские времена. И это верно. Ребенку должно быть комфортно учиться, и если ему удобно держать пишущий предмет в левой руке, пусть так и будет. Маме также не стоит искать дополнительных подсказок относительно того, как научить ребенка-левшу писать. Такие детки нормальны, они ничем не отличаются от любителей писать правой рукой, так что правила для малышей совершенно одинаковы. Однако есть один маленький нюанс: если правше не должны мешать лишние предметы по правую руку, то левше - по левую. Вот и вся разница.

Предметы

Следующий совет по поводу того, как ребенка научить писать: нужно приобрести ему те предметы, с помощью которых он будет с удовольствием учиться. Так, малышу должна нравиться его ручка. Пусть она будет красивой, разноцветной, с символикой любимого героя. По такому же принципу нужно покупать и тетрадку. Тогда малыш с удовольствием будет садиться заниматься.

Поддержка и поощрение

Всем деткам нужна похвала. Даже тогда, когда дело сделано не так хорошо, как бы хотелось. Не стоит также ждать от малыша быстрых результатов. Научиться писать намного сложнее, нежели, например, читать. Поэтому маме нужно запастись терпением и поощрять своего ребенка в любой ситуации. Только видя поддержку родителей, кроха не потеряет желание и дальше учиться.

Если мама ищет подсказки по поводу того, как научить ребенка быстро писать, на помощь ей могут прийти интересные уроки. Только будучи полностью заинтересованным, ребенок с удовольствием будет заканчивать одно дело и переходить к другому. Так, можно на одно занятие запланировать маленький диктант и письмо, например, папе. Быстренько расправившись с диктантом, малыш будет писать более уверенно, и у него появится дополнительный стимул снова и снова заниматься письмом.

Письмо — это принципиально новый для ребенка вид деятельности, в котором он крайне малоопытен. Более того, работа в школьных прописях должна контролироваться учителем, поэтому родители не смогут тренировать чадо до школы. Как научить ребенка писать и что можно сделать, чтобы этот процесс «пошел» с легкостью?

Обучение письму - нужно ли торопиться?

Знакомство с каллиграфией для дошкольников исключено по двум причинам:

  • это должен делать специалист, хорошо знающий тонкости каллиграфии (педагог младшей школы);
  • психика дошкольника, а также его сенсомоторное развитие еще недостаточно зрелые.

Существует ли эффективная методика обучения письму дошкольников? Знакомство садиковских ребятишек с письмом реализуется в подготовке детской руки и восприятия к учебе в школе. Об этом много говорено, но мы уточним еще раз. К первому сентября малыш должен иметь такие навыки:

  • достаточно развитый фонематический слух;
  • руки, приученные к рисованию, работе с пластилином и глиной, играми с мелким и крупным конструктором;
  • развитые пространственные понятия - они позволят разобраться, где у тетрадки правая, левая стороны, а также центр, верх и низ страницы;
  • сформированная на должном уровне память и внимание;
  • скоординированность зрения и письма (ребенок может наблюдать и анализировать то, что он пишет);
  • хорошую речь: богатый словарный запас и идеальное произношение.

Кроме того, обучение письму подразумевает, что ребенок уже освоил правильную посадку за партой и способ держать ручку двумя пальцами с упором на третий.

Как подготовиться к письму в школе

Итак, мы договорились, что школьные прописи подождут своего часа. Но это вовсе не значит, что дошкольник не должен работать в тетрадях. Существуют очень хорошие методические разработки специально для малышей. Эти пособия отличаются тем, что дети именно готовятся к письму: пишут фигуры, обводят клеточки, знакомятся с некоторыми полезными элементами (те самые крючки и палочки), выполняют творческие задания. Обратите внимание на такие тетради, как:

  • Прописи для детей 4-5 лет;
  • Прописи для самых маленьких;
  • Прописи для левшей;
  • Рисуем по клеточкам.

В учебной библиотеке сайта для детишек и их родителей Вы найдете много других полезных материалов, которые помогут подготовиться к школе и исправить недочеты в обучении.

Ориентируемся в тетради: полезные игры

Многие ошибки маленьких школьников связаны с тем, что малыш не понимает, как писать на тетрадных листах. Иначе говоря, он не ориентируется в «частях света». Куда вести линию, если сказано, что вверх? Или вниз? Или вправо-влево? Что называют нижней и верхней строчками? Вспомогательной? Наклонной? Технология обучения письму в 1 классе опирается на умения ориентироваться на плоскости. У некоторых детишек, переживающих трудности адаптации к школе, возникают серьезные проблемы с каллиграфией. Можно ли помочь ребенку?

Игры для развития ориентации в пространстве могут заключаться:

  • в назывании и показывании частей тела с левой и правой сторон (руки, ноги, уха, щеки, глаза);
  • в выполнении различных поручений, связанных с ориентацией в пространстве: принеси игрушку, которая стоит слева от дивана, поставь вазу справа от книги…
  • играх в тетради - нарисуй справа от…, напиши слева, приклей вверху, раскрась внизу.

Необычные задания для «воспитания» руки

Работу в прописях для дошкольников дополняют игровыми заданиями. Методика обучения письму посредством игры на развитие мелкой координации подразумевает такие упражнения:

Угадай, что это

Ребенку следует завязать глазки, или сложить предметы в плотный мешочек. Не видя, что Вы положили, на ощупь, малыш пытается угадать, что это. Будет неплохо, если среди предметов для угадывания буду попадаться буквы, фигуры или цифры.

Волшебные руки

Этот прием решает трудности при обучении письму, связанные со слабой координацией и моторикой рук. Он похож на предыдущее задание, но при этом глаза ребенка могут быть открыты. Малыш определяет на ощупь, что спрятано в песке, крупе, воде (при ощупывании в воде глаза закрываем), руками в перчатках.

Неподвижные ладошки

Попросите чадо приложить ладошки к плоскости (поверхности стола) так, чтобы они не двигались. Пальцы барабанят по столу то тихо, то громко. Ладошки от стола не отрываются.

Красивый рисунок

Как научить ребёнка писать? Хорошей тренировкой пальцев рук являются рисование в трафаретах и игры со спирографом.

Загадочные и красивые узоры, которые выходят из-под спирографа, нравятся и мальчикам, и девочкам.

Поймай шарик

Замечательное игровое пособие получается из шариковых дезодорантов. Пластмассовые шарики вынимаются, их отмывают с уксусом и бросают в воду во время купания. Ребенок пытается выловить шарики большой или маленькой ложкой, кулинарными щипцами, шумовкой. Если дорисовать маркером рожицы, получатся забавные плавающие смайлики.

Обучение письму: ошибки маленького ученика

Промахи, допускаемые разными учениками при письме, похожи. Приемы обучения письму в 1 — 4 классах сосредоточены на коррекции недостатков. Что же это за ошибки?

Лишние или недостающие «детали» букв

Причина: неустойчивое внимание, слабая способность различать похожие буквы.

Пропуск букв

  • речевые недостатки (как говорит, так и пишет);
  • школьник игнорирует гласные и записывает лишь согласные (приоритетная ориентация - мшина вместо машина).

Замена букв

  • ребенок плохо различает звуковые тонкости (сел вместо съел);
  • особенности местного сленга (заснув вместо уснул);
  • путаница с похожими звуками (шить вместо жить);
  • замена похожих букв (М и Ш).

Обучение письму - исправление ошибок

Для того, что бы понимать, как правильно научить ребенка писать, важно выяснить причину ошибок каллиграфического и орфографического характера:

  • Ребенку мало читают;
  • У школьника слишком скромный словарный запас - как пассивный, так и активный;
  • Малыш не умеет анализировать слова;
  • Таковы особенности его психического и физического развития;
  • Неустойчивость внимания, слабая память;
  • Систематически повторяющиеся ошибки одного типа могут сигнализировать о таких проблемах, как дисграфия идизорфография(окончательный вердикт выносит логопед, он же занимается коррекцией).

Чему научат на уроках письма

Методы обучения письму в 1- 4 классах целенаправленно расширяют круг написательных навыков и предотвращают нарушения письменной речи в дальнейшем.

1 класс

В первом классе дети знакомятся с графикой прописных букв, учатся их соединять между собой. Первоклашки знакомятся с требованиями к тетрадкам и почерку, пробуют написать слитно несколько простых букв. Учитель уделяет большое внимание азам каллиграфии: формированию правильной координации и моторики рук, совершенствованию необходимых психических процессов, поощряет аккуратность и старание.

2 класс

Второклассники отрабатывают тонкости написания сложных элементов, учатся писать быстро, без отрыва.

3 и 4 классы

Дети закрепляют навыки, полученные в предыдущих классах. Они готовятся к обучению в пятом классе, где преподавание становится похожим на лекции, а учитель диктует очень быстро и «никого не ждет».

Методика обучения письму младших школьников охватывает не только красивое и корректное написание букв, стремление к аккуратности в тетради, желание писать понятно. Не менее важно заучивать и использовать правила правописания слов и предложений, а также воспитывать осознанное восприятие и понимание школьником того, что он пишет и читает.

Современные требования к набору навыков первоклассников все усложняются. Если дошкольник не успел научиться чтению или письму, ему будет намного сложнее усваивать школьную программу. А постоянные неудачи отобьют у него всякую охоту и лишат мотивации к дальнейшей учебе. Как научить ребенка писать буквы и не отбить у него желания учиться?

Прежде чем начать обучение

Навык письма – один из самых сложных для освоения ребенком. Он требует наличия у него многих предшествующих навыков, поэтому нет смысла учить кроху выводить буквы каллиграфическим почерком, едва ему исполнится 3 годика: он просто не будет к этому подготовлен.

Так что же нужно сделать до того, как научить ребенка писать буквы? Дать ему те самые предварительные навыки: научить правильно сидеть за столом, не горбясь, не «клюя» носом в тетрадь, не подпирая стол грудью, показать, как правильно держать ручку, равномерно нажимая на нее при письме, помочь набрать богатый словарный запас.

Перед обучением письму ребенок должен:

  • знать все буквы алфавита, понимать, какие звуки с их помощью записывают (буква «Эль» – звук [л]);
  • знать разницу между печатными и прописными буквами;
  • различать гласные и согласные;
  • определять на слух количество слов в предложении, слогов в слове, выделять в нем на слух нужные звуки;
  • находить ударный слог в слове.

То есть разумнее сначала научить дошкольника читать, а затем – писать. Ведь он должен понимать, что именно он пишет, а главное – для чего это нужно. Не умея читать, ребенок не сможет написать ни одного слова или даже слога.

Позаботьтесь о том, чтобы малыш занимался в комфортных условиях. Письменный стол и стул подбирайте таких габаритов, чтобы ребенку было удобно сидеть. Стул должен быть со спинкой. Обеспечьте малыша качественными письменными принадлежностями. Ручка должна быть не слишком большой, нетяжелой, паста в ней – писать четко, контрастно, но не мазать и не течь. На столе обязательно должна быть лампа, освещающая тетрадь слева (или справа, если ребенок левша).

С какого возраста можно обучать детей письму?

Из вышесказанного понятно, что подготовка к письму должна начинаться совсем не в последний год перед школой (уж тем более не в последнюю пару месяцев!), а намного раньше. Тогда малыш пройдет этапы психологической и физической подготовки гармонично, без перенапряжения, без гонки за быстрым результатом (ведь за лето нужно успеть, иначе потом будет еще сложнее). В этом деле спешка — слишком большая нагрузка на маленький организм, которая, как минимум, вызовет отвращение ребенка к учебе вообще. А почерк в таком «скороспелом» случае вряд ли будет красивым.

Если дошкольник приступает к освоению письма, когда уже достаточно ловко пользуется ручкой или карандашом, может выполнять сложные по координации движения, удерживать внимание и проявлять усидчивость не менее 15 минут, то графические результаты (то есть собственно письмо) будут гораздо лучше. Для этого нужно, прежде всего, развивать мелкую моторику и координацию движений рабочей руки (не важно – правая она или левая).

Целенаправленно развивать ручки малыша в этом направлении можно уже с 3 лет, когда есть смысл знакомить его с самыми простыми раскрасками, фломастерами, карандашами. Такие занятия будут постепенно готовить руку к правильному письму (прежде всего, ребенок научится ограничивать длину проводимой линии, рисовать линии в разных направлениях). Пусть юный художник пробует создавать и собственные картины. Уже на этом этапе важно научить малыша правильно держать письменные принадлежности.

Кроме того, подготовить руку к письму помогают следующие виды занятий на развитие мелкой моторики:

  • лепка из пластилина, глины, теста;
  • работа с крупами, фасолью, горохом;
  • рисование пальцами по манке, муке, слою крупы;
  • мозаика, конструкторы;
  • вырезание ножницами;
  • игры с песком;
  • оригами;
  • шнуровки.

Но родители должны помнить о возрасте ребенка и не затягивать подобные занятия дольше, чем на 15 минут.

Не начинайте учить ребенка письму «аврально» в раннем возрасте (3–4 года). Возможно, это даст вам повод лишний раз похвалиться перед подругами способностями своего чада, но учеными установлено, что в таком случае красивого почерка у него не будет, поскольку форсировано развитие нужных центров мозга.

Шаг за шагом

Для того чтобы дошкольник мог понимать разницу между печатными и прописными буквами, можно купить ему специальный плакат, где изображены рядом те и другие. На начальном этапе обучения письму малышу легче будет писать именно печатные буквы, а когда рука станет достаточно ловкой, можно переходить на освоение прописных.

Изучая с ребенком буквы, необходимо объяснять ему, что у каждой буквы есть название и звук, который она обозначает на письме или при чтении. Также он должен знать, что существуют буквы согласные и гласные (которые можно петь, тянуть голосом). Для этого можно поупражняться, пропевая гласные на разные веселые мелодии. Пусть малыш попробует пропеть согласные и убедится, что это невозможно. Так он быстро усвоит разницу и не будет путать звуки.

Чтобы ребенок быстрее запоминал буквы, нужно подбирать для него примеры слов, которые с них начинаются. Пусть он сам вспоминает такие слова.

Научить дошкольника определять количество слов в предложении или слогов в слове можно с помощью несложных игр. Пусть, например, хлопает, слыша каждое новое слово, слог. Определять ударный слог малыш научится, если будет «звать» каждое слово. Подробнее об этом читайте .

Переходим к прописям

После того как дошкольник начнет быстро и красиво раскрашивать, приобретет первые навыки рисования, можно начинать письменные занятия с прописями. Самые первые прописи для дошколят обычно содержат множество простых заданий, помогающих отработать моторику руки для написания основных элементов букв: прямых и наклонных линий, крючков, петелек, дуг. Малыш будет обводить прямые и волнистые линии, различные узоры, картинки, геометрические фигуры. Сначала обводить придется сплошные линии, затем – пунктирные (или точечные). А затем ребенок сможет и сам выводить предложенные элементы по образцу в прописях. Детям обычно нравится такое «рисование». А если родители еще и хвалят за каждый маленький успех, стимул для дальнейших стараний обеспечен.

Уже в 1 классе от ребенка будут требовать, чтобы он выдерживал размер и наклон букв. Но в таком возрасте это сделать довольно сложно, дети еще плохо ориентируются на странице. Поэтому, чтобы им было проще выводить буквы ровно и красиво, тетради для письма обычно выпускают в тонкую линию с косой разлиновкой. По этому же принципу оформлены прописи. Такая разлиновка помогает ребенку научиться чувствовать размер и наклон букв, что способствует правильному формированию почерка.

Для того чтобы занятия по обучению письму дали результаты, родители должны помнить следующее:

  • Проводить занятия нужно регулярно. Ежедневные упражнения по 10 минут дадут больше пользы, чем еженедельные по полчаса.
  • Если ребенок расстроен или нездоров, заниматься не нужно.
  • Задания должны усложняться постепенно, от более простых к все более сложным. Нельзя перескакивать с обведения прямых линий на выписывание сразу буквы Ж.
  • Занятия лучше организовывать в виде игры или соревнования, а не занудного сидения над выведением крючков и закорючек.
  • При неудаче нельзя ругать малыша. Лучше предложить ему попробовать снова, с маминой помощью.
  • Любые, даже маленькие, успехи – повод для похвалы. Для ребенка в любом возрасте это хороший стимул.
  • Чтобы у него хватало сил и усидчивости, важно соблюдать режим сна и бодрствования, питания и прогулок на свежем воздухе.

Итак, обучение навыкам письма должно быть поэтапным, систематическим, посильным и интересным для малыша. Тогда к школе он подойдет с хорошей базой. А это – залог его успешности в обучении, высокой самооценки, позитивной мотивации.

Сегодня существует множество взглядов на развитие ребёнка. Одни родители задумываются о том, чтобы их чадо уже с трёх лет училось аккуратно писать по прописям… Другие, являясь противниками раннего развития, не стремятся обучать чему-либо малыша до 6-7 лет. Однако факт остаётся фактом: современная школа требует подготовки, и когда кроха пойдёт в 1 класс, он должен быть не понаслышке знаком с буквами.

Как научить ребёнка красиво писать, не тратя лишних нервов и не прибегая к давлению и крику? Об этом наша статья.

Поощряем интерес с младенчества

Большинство современных педагогов утверждает, что нельзя настаивать и давить, особенно если сын или дочка не интересуется, например, рисованием, но отвечать на его запросы обязательно нужно. Положите перед годовалым малышом бумагу и ручку, покажите, как можно рисовать и писать. Если он заинтересуется, старайтесь ненавязчиво поправлять положение орудия письма. Конечно, сразу он не сможет взять ручку правильно, но со временем научится.

Показывайте пример: дети легче осваивают новые навыки, если видят родителя, который выполняет то или иное действие. Говорите, что вы делаете, зачем и почему. Подрастающему ребёнку важно повторять за вами, копировать вас.

Примерно до 3 лет целенаправленные занятия проводить не имеет смысла. Родителям важно помнить, что ведущая деятельность дошкольника – это игра. Главное, что можно сделать, чтобы впоследствии научить чадо красиво и аккуратно писать, не давить на него, не заставлять и идти за его интересами.

Развиваем пальчики

Важность мелкой моторики для ребёнка сложно переоценить. Умение и желание работать с маленькими деталями – основа и умственной деятельности, и внимания, и письма. Прежде чем думать о том, как научить ребёнка писать буквы, уделите внимание следующим занятиям:

  • любой вид рисования;
  • вырезание из бумаги или ткани;
  • оригами;
  • лепка;
  • завязывание узелков, бантиков, застёгивание пуговиц;
  • игра с мелкими деталями, собирание паззлов.

Всё это лучшая подготовка к тому, чтобы начать учиться писать аккуратно и вдумчиво.

Приступаем к обучению

Возраст, в котором родители начинают обучать чадо письму, индивидуален. Он зависит от развития, характера, степени подвижности, интереса малыша. Большинство педагогов и психологов рекомендуют начинать процесс не раньше 5 лет.

Существует ряд условий, без которых вопрос, как научить ребёнка писать красиво, неразрешим.

  • Рабочее место. Оно должно быть светлым, удобным, соответствовать росту ребёнка.
  • Наличие специальных дошкольных прописей или тетрадей с широкими строчками.
  • Наличие хорошей ручки: шариковой, гелевой. Иногда родители приобретают специальную, с углублениями для пальцев.
  • Контроль за правильным положением орудия письма (на верхней фаланге среднего пальца).
  • Контроль правильного положения ребёнка (локти на столе, ровная спина).

Важнейшим условием успешных занятий является правильно организованное время. Выбирайте момент, когда малыш не устал, не переключился на другие интересы. Время занятия, которое определено специалистами исходя из возрастных норм, – от 15 до 30 минут. Разумеется, ребёнок должен хорошо себя чувствовать. Период пребывания на больничном, время, когда малыш вернулся со спортивных или иных занятий, категорически для данной деятельности не подойдёт.

Учим начертание печатных букв

Приступать к этим занятиям можно только в том случае, если вы убеждены, что маленький человек знает алфавит, может показать ту или иную букву и произнести вслух звук, который она обозначает. В среднем, это происходит примерно в 5 – 5,5 лет.

Начните с освоения начертаний элементов букв. Для этого можно купить специальные прописи или же давать ребёнку задание самостоятельно в тетради: пишите образцы и внимательно следите за тем, как он их повторяет. Исправляйте неправильные начертания тут же, вместе с малышом, объясняйте, почему нужно делать именно так.

После освоения элементов – кружков, палочек – приступайте к работе над самыми простыми буквами. Как правило, это «о», «л», «п». К сложным переходите постепенно, когда убедитесь, что ребёнок написал пройденный материал верно. Не торопитесь, следуйте за возможностями чада.

Как научить ребёнка грамотно писать? Для этого важно не формально выучивать начертание, а знать, что за ним стоит. Показывайте картинки с изображениями, начинающимися с той или иной буквы, ищите ассоциации для запоминания её внешнего облика. Один из самых распространённых примеров: буква «д» напоминает собой дом, а «ж» – жука.

Как научить ребёнка писать цифры? Принцип здесь примерно тот же, что и в усвоении навыков печатного письма. Сначала родитель учит счёту, потом показывает обозначения. После их усвоения и осознания (малыш должен понимать, как соотносится, например, цифра 3 на бумаге и три конфеты в его руке) приступают к обучению.

Прописывать цифры начинают с отдельных элементов, постепенно переходят к символам по принципу «от простых к сложным».

Нужно ли обучать до школы прописным буквам?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Дети развиваются по-разному и имеют разные способности. Педагогическая наука подтверждает, что обучение письму вообще должно начинаться с печатных символов. Однако, если родитель стремится быстрее научить ребёнка писать прописные буквы, стоит подумать о целесообразности этого шага.

Во-первых, не зная методики и основных правил, вы можете испортить своему чаду почерк. Во-вторых, детей, готовых в дошкольный период к такому шагу, единицы. Лучше всего посоветоваться со специалистами и не торопить время – учитель привьёт первокласснику навыки писать прописью красиво и правильно.

Быстрее – не значит качественнее

Когда буквы более-менее освоены, самое главное, что нужно делать – совершенствовать технику и качество. Многие мамы и папы на этом этапе задаются следующим вопросом: как научить ребёнка быстро писать буквы, слова, предложения? Такой подход к делу – ошибка.

Во-первых, дошкольник, даже самый способный, ещё не готов к тому, чтобы сливать те символы, которые пишутся его рукой на бумаге, в смысловые фразы. Он будет проговаривать их по букве. Торопя его, вы не добьётесь понимания и осознанности. Гораздо эффективнее работать над качеством написанного, над техникой, внешним обликом заглавных и строчных букв.

7 ошибок на пути к освоению письма дошкольником

  • Торопиться с началом занятий

Если малыш не понимает ваших объяснений, ему скучно, он не интересуется тем, как правильно сделать какое-то начертание – оставьте его в покое. Заниматься ему ещё просто рано, стоит попробовать через полгода.

  • Пренебрежение прописями

Сегодня и на специализированных сайтах, и в книжных магазинах можно найти огромное количество рабочих тетрадей для дошкольников. Они разработаны в соответствии с возрастными нормами, примеры даны верные, в нужной последовательности. Если родитель – не педагог младших классов и не вполне уверен в том, как научить ребёнка правильно писать, лучше всего обратиться к подобному материалу.

  • Желание успеть как можно больше

Особенно это губительно для тех детей, которые усваивают материал в медленном темпе. Чтобы научиться писать без ошибок, лучше лишний раз повторить пройденное, чем дать сразу всё, а потом наблюдать, как чадо путается в буквах.

  • Заставлять заниматься против воли ребёнка

Учение из-под палки даст только один результат: стойкую нелюбовь к буквам, прописям и умственному труду.

  • Ругать и наказывать

Если у малыша что-то не получается, это, как правило, или вина педагога, или особенности развития человека. Конструктивной роли стояние в углу не сыграет, зато заставит малыша бояться вас и не любить письмо.

  • Не хвалить

Родители, переживающие, как же научить ребёнка писать, часто не понимают, что его успехи должны поощряться близкими людьми. Похвала даёт стимул двигаться дальше.

  • Относиться к занятиям слишком серьёзно

Пятилетний малыш – не школьник, поэтому говорить о необходимости конкретных результатов неразумно. Главное, чтобы начало было положено.

Основной фактор успеха родителей – разумный и взвешенный подход. Не задавайтесь вопросом, как можно научить ребёнка писать прописными буквами в 4 года. Главное, чтобы занятия вызывали у него интерес и удовольствие – тогда всё сложится.

Современная педагогика все больше склоняется к методикам раннего обучения. Если раньше дети учились грамоте при поступлении в школу, то сейчас родители стремятся научить ребенка писать в младшем дошкольном возрасте. Какой возраст считается оптимальным? Как обучить ребенка грамоте и не навредить? Попробуем разобраться по порядку.

Когда начинать учить ребенка писать?

Письмо – сложный процесс. Учителя настаивают, что не нужно торопиться изучать курсивные буквы и цифры. Малыш дошкольного возраста попросту к этому не готов, и вот почему:

  • Мелкая моторика рук не выработана, наблюдается заторможенность координации нервно-мышечного регулирования и зрения, окостенение фаланг пальцев не дошло до своей финальной стадии. То есть, физическое и психическое состояние ребенка к каллиграфическому письму не готово!
  • Каждый знак имеет свой алгоритм написания. Если у родителей нет специального педагогического образования, помочь детям технически правильно рисовать буквы не получится. Скорее всего, они заучат неправильную последовательность написания, и в первом классе придется их переучивать.
  • Ранее начало обучения грозит плохим почерком. Чтобы выработать красивый почерк, ребенку необходимо потратить много времени. В дошкольном возрасте дети воспринимают любую информацию через игру. Вряд ли им удастся долго концентрироваться на написании одних и тех же символов.
  • Дети плохо ориентируются в тетради. Специалисты настаивают, что дошкольникам письмо дается трудно, потому что они еще плохо усвоили такие понятия, как вправо-влево, близко-далеко, вверху-внизу. Как результат – ребенок не держится линии при написании букв и цифр.

В организации каллиграфического письма важна не только техника обучения, но и правильная посадка ребенка за столом, положение рук, тетрадки, способность воспринимать информацию, последовательность ее подачи.

Однако, заниматься с детьми можно! Чтобы ученику было легче научиться писать в первом классе, дошкольный период должен быть посвящен подготовке к освоению письма.

Оптимальный возраст для занятий грамотой – 4.5–5 лет. Если начать заниматься в этот период, то к 5–6 годам дошкольник будет готов к написанию печатных букв, а к 6–7 – прописных.

С другой стороны, полное игнорирование дошкольного образования родителями грозит тем, что ребенок попросту не захочет обучаться в будущем. Ему будет сложно воспринимать новую информацию и осваивать новые навыки. Он может отставать от одноклассников. Учителя признаются, что если ребенка не научили базовым навыкам до 6-7 лет, они будут иметь трудности в работе с прописями. Такие детки, например:

  • Не умеют держать ручку;
  • Не ориентируются в рабочей тетради;
  • Поворачивают ее неправильной стороной, вверх ногами для удобства;
  • Рисуют слишком маленькие или большие буквы и цифры.

Вывод: заниматься с пятилеткой можно и нужно, однако, львиную долю процесса должна занимать подготовка к письму, а не его активное освоение.

Как организовать процесс обучения письму?

Существует одно общее правило для занятий с детьми 5 лет: все задания должны задаваться и выполняться в игровой форме. Однако, уже в этом возрасте необходимо научить будущего ученика дисциплине. Усаживайте его за уроки ежедневно по 10–15 минут. Нельзя заставлять! Особенно, если у ребенка что-то не получается. Лучше отложить трудное место и вернуться к нему позже.

Следуйте следующим правилам, которые помогут детям выполнять задания правильно:

    • Научите малыша правильно держать спину за столом. Покажите, как должна лежать рабочая тетрадь (под углом относительно груди ребенка), как держать ручку или карандаш.
  • Пропустите буквы и цифры. Начинайте с простых элементов: палочек, крючков. К замыканию линий нужно переходить плавно. Рисуйте круги и овалы. Следите, чтобы малыш помещал символы строго в клетке.
  • Не бойтесь диктантов. Только диктанты нужны не классические. Ребенок пока не в силе воспроизвести целый текст. А вот диктант на счет он осилит вполне, например, «две клетки вниз, пять клеток влево» и тому подобное.
  • Штрихуйте. Штриховка поможет детям правильно переносить руку под зрительным контролем. Пусть малыш учиться двигать карандашом или ручкой по горизонтали, вертикали, диагонали.
  • Раскрашивайте картинки. Упражнение не относится к письму, но оно учит владеть рукой, умеренно надавливать пером на бумагу. В движениях рукой появляется больше координации.
  • Используйте копирку. Выберите несложный рисунок и попросите малыша «перебить» изображение на бумагу. Благодаря этому интересному, простому упражнению, ребенок научиться писать твердой, уверенной рукой.

Параллельно с письмом займитесь развитием мелкомоторной функции.

Хороший эффект дают следующие упражнения:


Пишем правильно: внимание на букву!

Ребенок должен осознавать написанное. Ему необходимо выучить, какие буквы надо писать, до того, как он начнет переносить их в тетрадь. Другими словами, ему необходимо запомнить алфавит. Он должен ориентироваться, как выглядит тот или иной символ. Чтобы упростить задачу, купите готовые прописи. В них, как правило, есть примеры того, как должна выглядеть знак, и детально показан алгоритм ее написания.

Объясните ребенку, что такое строчка. Все символы должны находиться в ее границах, не ниже и не выше. Уроки грамоты можно проводить в виде игры. Предложите малышу сравнить написанное с окружающими его живыми и неживыми предметами. Например, «О» похожа на солнышко, спасательный круг, надувной шар, а «С» – на полумесяц, «У» – напоминает рогатку. Благодаря этому, буквы ребенок запомнит быстрее.

Осваивая новый символ, покажите малышу, как его писать. Повторите алгоритм несколько раз, пока он не запомнит последовательность. Обязательно комментируйте свои действия, например, «Сейчас мы учимся писать буквы и цифры. Это буква С. Мы ведем линию сверху вниз, плавно, не смыкая линию».

Можно сначала «прописать» знак в воздухе. Возьмите малыша за кисть и проведите с ним нужные линии. Пусть повторит за вами самостоятельно. Затем переходите в тетрадь. Обнимите его кисть своей рукой и помогите нарисовать символ. После этого малыш должен выполнить задание самостоятельно.

Чтобы маленькому ученику было комфортней, придерживайтесь таких правил:

  • Хвалите за то, как рисует буквы ваш ребенок. Подбадривайте! Это сложный навык, который невозможно освоить за один день. Будьте терпеливы.
  • Не ругайте малыша. Если вы будете сердиться, то у него может надолго пропасть любое желание обучаться.
  • Не торопитесь. Дети по типу нервной системы разные. Возможно, вашему малышу требуется больше времени на запоминание. Зато в процессе у него разовьется хорошая зрительная и мышечная память.
  • Начинайте с простых заданий. Если малышу сложно, сделайте «шаг назад» и предложите ему простое упражнение, например, соединить точки или пунктир линией.
  • Давайте малышу простор для действий. Поощряйте самостоятельность. Не спешите нарисовать линию вместо него.

Как выбрать прописи?

Как уже упоминалось выше, прописи – отличный помощник для родителей. Современный рынок завален всевозможными пособиями для обучения грамоте. Чтобы малыш смог научиться писать, нужно знать, как должна выглядеть хорошая пропись. Ниже приведены общие требования к пособиям такого толка:

  • Образец знака должен повторяться в строчке 3 раза, а не 1-2 раза только в первой строке. При написании дошкольник ориентируется на символ, который бросается ему в глаза. И заполняя прописи, он будет поглядывать не на верхние буквы, а на те, которые он уже написал сам. Если он вывел их недостаточно аккуратно или с ошибками, каждый последующий символ будет выглядеть хуже. Именно поэтому важно, чтобы типографская буква повторялась как можно больше и во всех строчках.
  • Важно, чтобы пропись начиналась не с полноценных букв, а со значков. Пособие должно идти от простого к сложному. В этом случае, малышу будет значительно легче прийти к желаемому результату. К тому же, простые задания приносят положительные эмоции от успеха, что будет дополнительно мотивировать дошкольника обучаться.
  • Как уже упоминалось выше, выбирайте прописи с печатными символами, и только когда буквы ребенку начнут даваться легко, переходите к прописным символам.
  • Ориентируйтесь на возраст. Иногда в пособиях указывается возраст дошкольника. Тетради для младших детей отличаются тем, что там больше картинок, могут присутствовать игры. В пособиях для старших детей встречаются слоги, а не только отдельные символы. Нередко авторы вставляют стишки, в которых часто встречается нужная буква. Их можно заучивать на досуге.

Учим цифры

Приступая к написанию математических знаков, необходимо научиться считать до 10. Изучая цифры с ребенком, важно разложить их на элементы. Дошкольнику будет легче запомнить алгоритм их написания. Объясняя технику малышу, обязательно укажите на ключевые моменты в этом процессе. Чтобы он успешно ее освоил, ему потребуются такие навыки:

  • Свободная ориентация в рабочей тетрадке. Малыш должен знать правую и левую сторону, верхние и нижние пределы клеток, строчки.
  • Понимание границ клетки. Он должен без труда находить ее центральную точку, углы, стороны, их середины.
  • Визуальное разделение клетки на четыре квадрата.
  • Умение писать с наклоном. Покажите ребенку наклон, условно нарисовав диагональную линию.

Только после приобретения перечисленных навыков, ученик готов к выполнению более сложных заданий – написания цифр.

Выбираем правильную пропись с цифрами

Пособия, в которых пропечатаны буквы и цифры, схожи между собой. Они составляются по одному принципу. Выбирая полезные прописи, необходимо быть особенно внимательным. Желательно, чтобы они были структурированы следующим образом:

  • Вначале идут главные символы. Они должны быть выделены (черным или жирным шрифтом) и хорошо бросаться в глаза. На них будет ориентироваться малыш, выполняя очередное упражнение.
  • Далее должны идти три символа пунктиром (либо более бледной краской). Эти цифры будут обведены ребенком с помощью ручки.
  • Затем идет пустое место. Ученик должен сам повторить символ без пунктира. Ориентиром для него послужат первые символы в строчке. Вариант, когда жирные цифры-примеры пропечатаны через ровные промежутки по всей строке – идеальный. Малышу будет легче «схватить» их зрительно.

Алгоритм письма на примере «0» и «1»

Важно объяснить ученику, что высота знака всегда совпадает с высотой клеточки. На письме она занимает почти всю ее полость. Правая сторона знака соприкасается с клеткой. Ознакомимся с техникой письма на примере ноля и единицы:

  • «0». Визуально находим точку в центре клетки. Делаем полуовал вправо. Затем ведем диагональную линию до середины нижней стороны клетки. Завершаем движение волнистой линией вверху. И соединяем линию.
  • «1». Поставьте точку немного выше от центра клетки. Затем сделайте линию от центральной точки в правый угол вверху. Проведите диагональную линию до места, которое условно находится посередине нижнего предела клетки.

Итак, изучать с ребенком буквы и цифры до школы можно. Оптимальный возраст 4.5–5 лет с постепенным переходом от печатных к прописным буквам в 6–7-летнем возрасте. Любое обучение в этот период должно проходить легко и непринужденно. Используйте игру при подаче новой и закреплении старой информации или навыков.

Ориентируйтесь на настроение малыша. Никогда не принуждайте его к занятиям и не затягивайте уроки на долго. 10-15 минут регулярных упражнений ежедневно достаточно для освоения базовых навыков письма, которые станут подспорьем для дальнейшей учебы в первом классе.