Почему онегин не нашел своего счастья. Почему Евгений Онегин не может быть назван полезным членом общества и государства и быть счастлив сам? Почему Онегин теперь полюбил Татьяну

    Произведение Александра Сергеевича Пушкина описывает Евгения Онегина как человека самовлюбленного,эгоистичного, не способного на глубокие чувства и откровенные поступки. Евгений Онегин человек умный,прозорливый,начитанный, галантный. Только вот ему кажется, что весь мир должен вертеться вокруг него одного. Все, чтобы он не делал, происходило от его желания сделать что-то для самого себя. Не было в нем открытости души,безграничной щедрости и желания помогать людям.

    Как известно, люди, которые ставят себя во главе угла, редко бывают счастливы. Они не умеют открывать свое сердце, любить, уважать чужие чувства и желания. От этого одинок и глуюоко несчастен.

    Евгений Онегин не верит в счастье -» он слишком разочарован в жизни. Праздная жизнь становится источником его постоянной хандры. Не оправдывает надежд и перемена образа жизни, связанная с переездом в унаследованное поместье. Герой оказывается лишним и здесь, принеся несчастье другим людям. «Страдающим эгоистом» назван Онегин в русской критике, и с этим нельзя не согласиться. Человек, способный полюбить, но не способный на отречение «во имя своей возлюбленной, ее счастья и спокойствия, «он не может искать счастья в других сферах, кроме своих страстей и поэтому обречен на разочарование.

    Весьма не простой вопрос. Образ главного героя близок самому Пушкину. Он наделил его отличительными чертами современного ему поколения. Онегин умен, образован, начитан. «Он просвещен: заменяет оброком барщину своим крестьянам, что более прогрессивно «и менее обременительно для них.

    Он порядочен. Принимает письмо девушки, которое по тем временам невозможно было допустить. Если б он дал огласку письму, Татьяна была бы скомпрометирована, ни о каком замужестве с князем речь не могла бы идти. Наконец, он одевается со вкусом, «как денди лондонский».

    И при этих достоинствах Онегин не находит счастья. Он одинок, поиграв в любовь и дружбу в высшем свете, он отошел от общества. Как «интеллектуальная порядочная личность, он увидел пороки этого общества, его изнанку. Пустые бесконечные разговоры, балы со смотринами невест, убогость под внешней богатой мишурой — он не хотел больше этим заниматься.»

    При этом достойных он «вчуже…уважал». Не навязывал своей дружбы, не рассыпался комплиментами, а просто хорошее и доброе ценил. Ведь он искренне полюбил Ленского, хотя и не был предрасположен к нему, как романтическому герою.

    Онегин не находит счастья, он рефлексирующая личность, а это хороший знак, такие личности всегда развиваются. Его беда в том, что он не сразу понял, что Татьяна — родственная душа, что она ему послана Богом. Но ничто не мешает им любить друг друга. Не завязывать любовный роман «на стороне», это погасило бы их чувства, а любить.

    Если бы отношения у Онегина и Татьяны были ровными и счастливыми, это был бы не Пушкин, и роман в стихах «Евгений Онегин» не был бы «энциклопедией русской жизни». Слащавые романы, где муж со временем «носил бы стеганый халат», написаны другими авторами, о которых все благополучно забыли.

    Из такого романа Ольга. Поплакала по Ленскому, влюбилась в улана и счастливо покинула родные места.

    Онегин не находит счастья, потому что это цельная богатая натура, а таким личностям всегда не просто в жизни.»

Ответ оставил Гость

Думается, что читатель «Евгения Онегина» не раз задавался вопросом, почему же главные герои не были счастливы, что разве­ло Татьяну и Евгения в жизни далеко друг от друга?

Развитие конфликта, о котором мы говорим, начинается в тре­тьей главе, когда Онегин знакомится с семьей Лариных и Татьяна влюбляется в него, страдает, пишет письмо и ждет на него ответа. Героиня только один раз увидела Евгения и полюбила его на всю жизнь. Объясняется это тем, что мечтательная, наделенная пыл­ким воображением и своенравной душой, она узнала в Онегине тот идеал, который составила по сентиментальным романам. С другой стороны, она уловила в юноше сходство с собой и повери­ла, что они созданы друг для друга. Татьяна пишет Онегину пись­мо, страдая и рассчитывая на его благородство:

Я к вам пишу -чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.

Но Онегин не мог оценить и принять порыв Татьяны, посколь­ку к этому времени, как говорит о нем повествователь, «в любви считался инвалидом»:

В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь;
Откажут - мигом утешался;
Изменят - рад был отдохнуть...

Отсюда назидательный, нравоучительный тон его ответа Татьяне. Собственно, его ответ - это скорее исповедь, чистосердечное признание в том, что он не хочет ограничить свою жизнь «домаш-г ним кругом». А если бы он «пленился семейственной картиной», то невесты, кроме нее, не искал бы. Татьяна могла бы принять его ответ как признание в любви, но поскольку герой так акцентирует внимание на нежелании жить «домашним кругом», то отпугивает девушку, но не охлаждает ее чувства. Онегин не разглядел в Татьяне самого главного: она - одна из тех цельных поэтических натур, которые любить могут только один раз. Он поймет это в конце ро­мана, когда она в своей отповеди ему, так же открыто и доверчиво, как и в письме, скажет: «Я вас люблю (к чему лукавить?)».

Далее любовь Татьяны к Онегину развивается и углубляется. В его отсутствие героиня, тоскуя, заходит в опустевший дом и знакомится с библиотекой, со сделанными на книгах пометками, что Л раскрывает для нее внутренний мир столь дорогого человека. Татьяна начинает лучше понимать его и осознает, чем он живет, по­чему страдает. Но смогла ли она приобщиться к его переживаниям сердцем? Нет, она осознает все только разумом, поскольку идеи эти чужды ей, непонятны.

Однако с этого момента Татьяна начинает меняться, внутренне она из наивной девочки постепенно превращается в светскую даму, которая потом так поразит вообра­жение Онегина. Татьяна едет с матерью в Москву, чтобы начать новую жизнь. И хоть ив Москве мысль об Онегине не покидает героиню, но она отгоняет ее, стараясь владеть собой. Но вот герои снова встречаются, Татьяна ничем не выдала своего волнения:

Ей-ей! не то, чтоб содрогнулась
Иль стала вдруг бледна, красна...
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.

Но именно ее хладнокровие покоряет теперь Онегина так, как не могла покорить милая простота и открытость. Автор-повество­ватель очень подробно описывает переживания влюбленного ге­роя, чтобы читатель не усомнился в их искренности. Татьяна ве­рит ему и поэтому признается в своих чувствах, но отвергает его, поскольку верна мужу и дорожит своим положением в свете. Оне­гин отвергнут и несчастен, но стоит задуматься над тем, был бы он счастлив, ответь Татьяна на его порыв. Скорее всего, он скоро ра­зочаровался бы и снова стал скучать, ведь ему не нужна спокойная размеренная жизнь, полная обыденных забот, ему нужна буря стра­стей, порывы, даже несчастье, чтобы он ощущал себя в мире гар­монично. Не была бы счастлива с ним и Татьяна, слишком разно­го хотели они от жизни.

На примере Онегина и Татьяны мы можем сделать вывод, что любовь не всегда является гарантией счастья

Люди, особенно имеющие детей, знают, как порою нелегко выбрать имя младенцу. Задолго до его появления на свет (а некоторые — за много лет до зачатия) уже подбирают имя.

Проще всего королям: Людовик XIII, XIV, XV... Генрих IV, V, VI, VIII... Простому человеку сложнее: надо почтить любимого деда, богатую тетку, какого-нибудь кровавого маньяка (папаша Санчес назвал будущего террориста Ильичом, угадал), испанец, не задумываясь, дает мальчику пять имен и ублажает всех, включая Богородицу (немецкий случай: Эрих Мария Ремарк), у колыбели толпится семья, дело иногда доходит до драки.

Автор — один. Он сам вынашивал, сам родил, сам ищет имя, мучается. Говорящие имена — дело не хитрое. Кутейкин — пьяница, Кабаниха — свинья, Молчалин — тихушник, втируша, карьерист... Это имена-характеристики.

А Онегин? Почему он — Евгений? Случайностью это быть не может. Тем более что Пушкин сам признался:

Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу…

Это 60-я строфа — последняя строфа первой главы.

Евгений — имя какое-то чужое. Конечно, Коля, Ваня, Петя (грек, еврей, римлянин) тоже когда-то были чужие, но так давно обрусели, что стали свои в доску. А Евгений — нет, что-то в нем не наше.

Может, француз? Тем более что лицейская кличка Пушкина была Француз. Французский язык — язык русского дворянства...

Татьяна свое знаменитое письмо пишет Онегину по-французски, в частности, еще и потому, что

Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала
И выражалася с трудом
На языке своем родном.

Все так привыкли и к этим стихам, и к тому, что Пушкин — гений; не замечают, как он коряво написал «она по-русски плохо знала». Правильно: «она плохо говорила по-русски» либо «она плохо знала русский» (язык).

А «по-русски плохо» употребляется в смысле «как это обычно бывает здесь» или проще «на русский манер». Например, она по-русски плохо укладывала асфальт.

Евгений Онегин в представлении Пушкина.

Она по-русски плохо знала — это Пушкин нарочно, это насмешка и над героиней, которую он передразнил, и над читателем...

Ах да! Всё кругом было французское; на Западе сияла звезда Наполеона; Онегина ребенка учил «француз убогой» (теперь пишут «убогий» — правят Пушкина, портят рифму «...француз убогой не докучал моралью строгой », делают «убогий — строгой», зато в соответствии с понятиями современной корректуры). Онегин блестяще говорит по-французски, но совсем не француз и уж точно не немец. Пушкину понравился его характер.

...Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.

Холодность, оригинальность (неподражательная странность) — попахивает англичанином. И очень отчетливо.

Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет

Как денди лондонский одет. Хранит молчанье в важном споре. Читает Адама Смита (английского экономиста)... А что он ест?

Пред ним roast-beef окровавленный...

Нет: рано чувства в нем остыли ; (а во французе не остывают до смерти, в русском — до почечуя)

Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели,
Затем, что не всегда же мог

Beef-stеаks... (опять английская еда с английским написанием)

…И сыпать острые слова,
Когда болела голова.

Скучает Онегин тоже по-английски.

Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Как Child-Harold, угрюмый, томный...

Еще и Чайльд-Гарольд (английский герой англичанина Байрона). А потом еще и в деревне все решили, что он (Онегин) опаснейший чудак.

Ну а потом во вторую главу из-за границы прискакал Ленский. Вот именно примчался, а не приехал; потому что сюжет-то надо было двигать. Сейчас он познакомит Онегина с Татьяной Лариной и...

Но сперва Ленский, с малолетства влюбленный в Ольгу, отдал дань уважения могиле отца своей невесты — Дмитрия Ларина, хороший был человек.

Он был простой и добрый барин,
И там, где прах его лежит,
Надгробный памятник гласит:
“Смиренный грешник, Дмитрий Ларин,
Господний раб и бригадир,
Под камнем сим вкушает мир”.

Своим пенатам возвращенный,
Владимир Ленский посетил
Соседа памятник смиренный,
И вздох он пеплу посвятил;
И долго сердцу грустно было.
«Poor Yorick! 16 — молвил он уныло, —
Он на руках меня держал.
Как часто в детстве я играл
Его Очаковской медалью!
Он Ольгу прочил за меня,
Он говорил: дождусь ли дня?..»
И, полный искренней печалью,
Владимир тут же начертал
Ему надгробный мадригал.

После слов «Poor Yorick!» стоит циферка «16» — это примечание самого Пушкина; таких в «Онегине» 44.

Примечание № 16 выглядит так: «Бедный Иорик!» — восклицание Гамлета над черепом шута. (См. Шекспира и Стерна.)"

«См.» означает «смотри». Но этого пушкинского указания никто не выполняет. Потому что про Гамлета с черепом все и так знают, заглядывать в Шекспира ни к чему. А «см. Стерна»... во-первых, его нет под рукой; а во-вторых, зачем смотреть Стерна, если мы уже всё знаем из Шекспира.


Издание 1825 года (задолго до окончания романа).

Но если все-таки сделать то, что Пушкин попросил — взять, например, роман Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (один из самых смешных романов в мировой литературе, вещь хулиганская, даже трудно поверить, что священник написал), — если взять этот роман, то в главе ХII читаем:

«Евгений увидел, что друг его умирает, убитый горем: он пожал ему руку — — и тихонько вышел из комнаты весь в слезах. Йорик проводил Евгения глазами до двери, — потом их закрыл — и больше уже не открывал.

Он покоится у себя на погосте, в приходе, под гладкой мраморной плитой, которую друг его Евгений, с разрешения душеприказчиков, водрузил на его могиле, сделав на ней надпись всего из трех слов, служащих ему вместе и эпитафией и элегией: «УВЫ, БЕДНЫЙ ЙОРИК!»

Десять раз в день дух Йорика получает утешение, слыша, как читают эту надгробную надпись на множество различных жалобных ладов, свидетельствующих о всеобщем сострадании и уважении к нему: — — тропинка пересекает погост у самого края его могилы, — и каждый, кто проходит мимо, невольно останавливается, бросает на нее взгляд — — и вздыхает, продолжая свой путь: «Увы, бедный Йорик!»

Двойное тире — большая редкость в литературе. Дополнительный способ придать оттенок глумления «различным жалобным ладам». А Евгений (см. Стерна) — эксцентричный молодой человек, нарушитель приличий и правил солидного общества — — опаснейший чудак.

Вот откуда имя Онегина и, в некотором смысле, характер. Обидчивые академики, которые за 185 лет не дошли до такой простой мысли, академики, которым почти 200 лет было лень сделать элементарную вещь: посм отреть (и почитать) Стерна, — скажут, что это «всего лишь версия».

Пусть версия. Но ведь не моя. Это же не я написал «см. Стерна».

Все другие версии — версии многомудрых литературоведов. А эта — авторская. Надо уважать.

P.S. Во вторник, 7 февраля, в 22.30, по каналу «Культура» в передаче «Игра в бисер» будут разбирать роман в стихах «Евгений Онегин». Не знаю, заметят ли это телезрители, но во время записи передачи возникло ощущение, будто некоторые важные участники слегка обиделись, когда я сказал, почему Онегин — Евгений.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы задачи – показать век и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин – реалист, а потому его герои не просто люди своего времени, но и, если так можно выразиться, люди того общества, которое их породило, т. е. это люди и своего места. Одним из ярких представителей своего времени и своего места является Евгений Онегин – главный герой романа. Что же он собой представляет?

Онегин – представитель высшего петербургского света. Его детство прошло под опекой иностранных гувернеров. Принятый в свете, Онегин по сути обречен на одиночество. Пестрая и однообразная жизнь Петербурга быстро наскучила Евгению, им овладевает «русская хандра». Чем заменить светские забавы? Онегин, к сожалению, не может найти себе применения в жизни. Он пытается спастись от безделья, пробует даже писать стихи, «ни труд упорный ему был тошен». Не находит герой радости и в чтении. Казалось бы, неожиданный поворот судьбы – необходимость уехать в деревню дяди – мог привести к переменам в жизни Онегина. Но хандра ожидает его и среди «уединенных полей».

Единственным другом Онегина «от нечего делать» становится Владимир Ленский. Между героями нет духовной близости, да и откуда она может взяться, если мысли Онегина занимает только сам Онегин.

Не сумел понять Евгений и чистоту страстного чувства Татьяны Лариной. «…Я не создан для блаженства», – так отвечает Онегин как раз в духе модных в то время романов. Возникший в нем в первую минуту после прочтения письма Татьяны «чувствий пыл старинный» был тут же погашен, потому что так было привычнее. Вообще история отношений Онегина с людьми доказывает, что Евгений постоянно ощущал свое превосходство над другими, может быть и не без оснований, но это превосходство делает его «чужим для всех», обрекает его на одиночество.

Онегин – человек, интеллектуально возвышающийся над другими людьми, над толпой. Им владеет стремление к счастью и свободе, но свободу эту он понимает как «свободу для себя». Конфликт героя романа с окружающей действительностью основан лишь на том, что эта действительность причиняет страдания ему лично, препятствует именно его счастью. В восьмой и девятой статье о Пушкине В. Г. Белинский характеризует Онегина как страдающего эгоиста. Евгений страдает, потому что его жизнь сложилась не так, как бы он того хотел, но он не может понять, что счастье заключается в умении быть среди близких людей: преданного друга, любящей его женщины.

Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан! –

Восклицает Онегин, ощутивший муки настоящей любви. Но прозрение наступило слишком поздно: убит Ленский, «другому отдана» Татьяна…

Финал романа открыт. Онегин остался на распутье, и мы не знаем, что стало дальше с Онегиным. Версии были самые разные: одни отправляли Онегина на Сенатскую площадь, другие рассуждали о возможности возникновения любовного треугольника. Трудно сказать, кто был прав, потому что неясно, способны ли к духовному и нравственному возрождению те, кто «почитает всех нулями, а единицами – себя».

Евгений Онегин - герой известного романа Пушкина, написанного им в период времени от 1823 до 1832 года. Тип Онегина сложился под двумя влияниями: под влиянием просветительных реформ императора Александра I и идей, проникнувших в русское общество с Запада, с одной стороны, и под влиянием того поверхностного воспитания, которое получило молодое поколение, - с другой. Просветительные реформы, заботы правительства об улучшении быта крестьян, идеи, проникшие с Запада, - все это было силой, будившей общество и вызывавшей его к умственной деятельности. Некоторые, более других одаренные природой, начали тяготиться пустой, светской жизнью, и в них пробуждалась жажда деятельности.

Но эта жажда не находила себе исхода, так как молодое поколение по своему вос­питанию не было подготовлено к серьезному труду. Неспособность к серьезному труду пробуждала сознание, может быть и смутное, своего бессилия, и результатом являлось разочарование и скука ничем не занятой жизни. Все такие черты мы находим в Онегине.

Получил ли Евгений Онегин такое воспитание и образование, которое сделало бы его способным приносить пользу обществу и государству?

Воспитание его было крайне несложно: «сперва madame за ним ходила, потом monsieuree сменил», который «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил».

Как видим, воспитание Онегина не могло способствовать развитию его духовных сил, и плодом его было лишь приобретение светских манер и умение писать и читать по-французски, а образование заключалось в приобретении самых поверхностных сведений и выражалось в том, что но мог


Потолковать об Ювенале; В конце письма поставить vale , Да помнил, хоть не без греха, Из Энеиды два стиха...

И при таком образовании Онегин, по мнению многих судей, решительных и строгих, был ученый малый.

Таким образом, Онегину не было дано надлежащего развития: его ум не был подготов­лен к серьезной деятельности, его воля не была направлена к серьезным целям. Однако Онегин, как человек недюжинный, не мог довольствоваться пустою светскою жизнью и скоро разочаровался в ней: «рано чувства в нем остыли». Тогда-то Онегин впервые почувствовал стремление к умственному труду. Он заперся дома, предался чтению, - и оказалось, что ему недостает серьезной умственной подготовки. Не будучи в состоя­нии глубоко вникнуть в мысли автора и уяснить их себе, Онегин скоро теряет интерес к книгам и бросает их. Потом Онегин принялся и писать, но - «ничего не вышло из пера его». Дай что он мог написать, не будучи ни начитанным, ни развитым умственно? Еще раз Онегин пробовал трудиться: в деревне он занялся было бытом своих крестьян, но ограничился только их освобождением и ничего более для них не сделал.

Итак, мы видим, что за какое дело ни принимался Онегин, он был не в состоянии довести его до конца, по недостатку умственного развития, с одной стороны, по недо­статку развитой воли - с другой. Как же такой человек может приносить пользу обществу и государству, если он не может никакого дела довести до конца?

Может ли быть Онегин счастлив? Счастливым человек может быть тогда, когда все его духовные силы развиты, способны действовать, когда он сознает, что жизнь его проходит не бесплодно, а имеет значение для жизни других, когда он испытывает довольство самим собою.

Между тем Онегин не отличается особенным умственным и нравственным разви­тием; он сознает бесполезность своей жизни, испытывает недовольство всем своим существованием и вследствие этого скучает. Скука охватила его в городе, не избавился он от нее и в деревне, несмотря на то что она была «прелестный уголок».

Он не может найти себе интереса в жизни. Кроме того, ради светских правил он совершает поступок, с которым не согласно его сердце, - дерется на дуэли с Ленским и убивает его, что еше более усилило его недовольство самим собою. Все это разрушает счастье Онегина и делает его тем «москвичом в гарольдовом плаще», который порою вызывает у нас сожаление.

Характерные черты Онегина мы встречаем в героях произведений позднейших писа­телей. Так, Печорин, Обломов представляют типытаких людей, которые, являясь жерт­вами неправильного и поверхностного воспитания, становятся бесполезными членами общества, трутнями. При отсутствии правильного развития и направления воли, как у Печорина, или почти при полном отсутствии ее, как у Обломова, они способны только говорить, а не действовать. Между тем это все люди незаурядные, которые при других условиях воспитания могли бы многое сделать, как на пользу общества и государства, так и для своего личного счастья.