Расходы на служебный автомобиль: тонкости учета. Учёт затрат и эксплуатации автомобильного транспорта Затраты на содержание автомобиля на предприятии

Для сравнения взяли и Kia Rio в скромной комплектации Comfort, а Гранте, напротив, придали веса, выбрав наиболее богатый вариант Luxe, оставив, правда, за бортом штатную навигацию и автоматическую коробку передач. Это наиболее востребованные на рынке версии. Все три одноклассника фактически одной мощности - 107 (в случае с корейскими автомобилями) и 106 л.с. (у Лады), с 5-ступенчатыми механическими коробками передач. По рабочему объему двигатели собираемых на питерском заводе Hyundai Solaris и Kia Rio оказались чуть меньше, чем у Лады: 1,4 л против 1,6 л. В частности, этим объясняется большая прожорливость автомобиля с берегов Волги.

Как уже говорилось, для сравнения были взяты не омраченные проблемами первые три года эксплуатации, когда еще действует заводская гарантия. Постановка на учет не зависит от марки машины и не столь затратна в общем списке расходов. Налоги для машин этой мощности тоже разумны: 25 рублей с лошадиной силы дают в сумме 2650–2675 рублей в год.

Полисы ОСАГО и каско рассчитывались на калькуляторе страховой компании РОСНО для среднестатистического водителя без вредных привычек (возраст - 30 лет, водительский стаж - не менее 5 лет). И если годовой полис ОСАГО обошелся всем трем участником нашей истории в одинаковую сумму 9060 рублей, то при расчете каско выявились расхождения. Во-первых, замечу, что при условии полной выплаты возмещения ущерба учитывается остаточная стоимость автомобиля, поэтому платеж каждого последующего года был меньше предыдущего. Во-вторых, страховой договор с учетом полной компенсации при угоне и повреждении автомобиля предусматривал франшизу в 90 000 рублей. Без нее страховка обошлась бы втрое дороже, а это вряд ли обрадует клиентов, выбравших бюджетный автомобиль. Наконец, в-третьих, с учетом угоняемости владельцы Солярисов вынуждены платить чуть больше тех, кто выбрал Rio . В итоге оказалось, что страхование Лады при всех прочих равных условиях вдвое дешевле, чем страховка на Hyundai и Kia.

Львиную долю эксплуатационных расходов составляет топливо. А значит, тем, кто проживает в городе и знаком с пробками не понаслышке, стоимость поездок может оказаться процентов на тридцать дороже указанной в таблице суммы. Стандартные гарантийные обязательства производителей: 3 года или 100 000 км пробега. Правда, корейцы предлагают больше, но это отдельная тема . Мы же остановимся на более реальном пробеге в 60 000 км за тот же период. На экипировке зимними шинами скупиться не стали - всем приобрели шины Nokian Hakkapeliitta 7, которые обошлись Ладе чуть дешевле из-за меньшего диаметра колес - 14 дюймов против 15 у «корейцев». Мойка рассчитывалась из расчета один раз в месяц. Кто любит машину, может позволить себе и более частые купания.

Расходы на содержание автомобиля в течение первых трех лет эксплуатации (60 000 км пробега), рубли.

Модель, комплектация

Hyundai Solaris 1.4 (107 л . с .) 5MT, Comfort

Kia Rio 1.4 (107 л . с .) 5MT, Comfort

Lada Granta, 1.6 (106 л . с .) 5MT, Luxe

Цена

629 900

639 900

433 400

Постановка на учет в ГИБДД

3300

3300

3300

Транспортный налог в Москве

8025

8025

7950

Полисы ОСАГО

27 060

27 060

27 060

Полисы каско

68 586

62 606

27 035

Топливо*

139 080

139 080

152 760

Регламентные ТО

45 744

35 100

17 200

Комплект зимних шин

17 080

17 080

12 920

Мойка

10 800

10 800

10 800

Расходы на содержание**

319 675 (50,8%)

303 051 (47,4%)

259 025 (59,8%)

Все расходы с учетом стоимости автомобиля

949 575

942 951

692 425

Стоимость одного километра пробега

15,8

15,7

11,5

Средняя цена на вторичном рынке***

446 900

468 600

305 400

* Для расчета используем показатель среднего расхода топлива согласно данным производителя в смешанном цикле. При стоимости одного литра бензина с октановым числом 95 равным 38 руб.

** В скобках указана доля расходов на содержание по отношению к стоимости нового автомобиля

*** Указана стоимость трехлетнего автомобиля в соответствующих комплектациях.

В итоге в первые три года эксплуатации владелец вынужден отдать за содержание машины примерно половину стоимости нового автомобиля. Если же учесть все расходы, то самой выгодной оказалась Лада. Ее двигатель более прожорлив, что хорошо заметно на длительной дистанции, зато прохождение плановых ТО менее затратно. Однако, как показывает практика, россияне готовы платить за чуть более комфортные и, как следствие, более дорогие машины, в частности корейские. Кстати, судя по нашим расчетам, из соплатформенных Kia Rio и Hyundai Solaris первый содержать чуть выгоднее. Хочу также заметить, что вы можете и сами посчитать расходы на содержание того или иного автомобиля, используя нашу таблицу. Просто подставьте те значения, которые соответствуют вашим предпочтениям. Надеюсь, это поможет не ошибиться с выбором.

1. Какие расходы на содержание и эксплуатацию служебного автомобиля принимаются в целях налогообложения, а какие – нет.

2. В каком порядке учитываются расходы на ГСМ, ТО, страхование служебного автомобиля и другие для расчета налога на прибыль и при УСН.

3. Как документально подтвердить расходы на содержание служебного автомобиля.

Большинство организаций и предпринимателей в своей деятельности не обходятся без транспортных расходов на доставку товара, на служебные поездки сотрудников и т. д. При этом каждый руководитель решает «транспортный вопрос» по-своему, исходя из потребностей и возможностей бизнеса. В этой статье предлагаю рассмотреть вариант использования служебного автомобиля, принадлежащего организации или ИП и используемого в хозяйственной деятельности . А точнее, разберем порядок учета расходов, связанных с эксплуатацией служебного автомобиля, для целей налогообложения. Как известно, использование автомобиля, а тем более интенсивное, — процесс довольно затратный, поэтому важно понимать, какие из этих затрат уменьшают налоговую нагрузку, а какие нет.

Расходы на ГСМ

Расходы, которых невозможно избежать в процессе эксплуатации автомобиля, конечно, это расходы на ГСМ. При расчете налога на прибыль расходы на содержание служебного транспорта, к которым относятся и расходы на ГСМ, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При применении УСН с объектом «доходы – расходы» налогоплательщик также имеет право учесть расходы на бензин, поскольку расходы на содержание служебного транспорта прямо поименованы в закрытом перечне расходов при УСН (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Расходы для целей налогообложения должны быть подтверждены документально. Поэтому основанием для принятия к учету расходов на бензин для служебного авто служат подтверждающие документы: путевые листы, чеки АЗС, приказ об использовании служебного автомобиля и установлении норм расхода топлива (или другой аналогичный локальный документ, который закрепляет порядок расчета израсходованного топлива).

Частый вопрос, с которым сталкиваются налогоплательщики: по каким нормам нужно рассчитывать расходы на ГСМ, чтобы принять их к налоговому учету. В НК РФ прямо не установлена обязанность нормировать расходы ГСМ для служебного транспорта, учет по нормам предусмотрен только для компенсаций сотрудникам за использование личного транспорта. Кроме того, Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» содержит нормы расхода ГСМ, обязательные для применения только автотранспортными организациями. На основании этого, можно сделать вывод, что налогоплательщик вправе самостоятельно разработать и утвердить нормы расхода ГСМ, при этом он может использовать нормы Минтранса (Письма Минфина РФ от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12). Самый безопасный вариант – учитывать расходы на ГСМ по нормам Минтранса, однако он не всегда самый выгодный. Поэтому если Вы приняли решение учитывать расходы на бензин по самостоятельно разработанным нормам, максимально приближенным к фактическому расходу, обратите внимание на обоснование этих норм (техническая документация к автомобилю, официальная информация производителя транспортного средства, контрольный замер расхода топлива и т.д.). Применяемые нормы, их обоснование и порядок расчета расходов на ГСМ необходимо закрепить в приказе руководителя и учетной политике для целей налогообложения.

Технический осмотр

Прохождение технического осмотра является необходимым условием эксплуатации автомобиля в соответствии с законодательством РФ (ст. 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Поэтому есть все основания отнести расходы на техосомтр к расходам на содержание служебного транспорта и, соответственно, включить их в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль и УСН . Документами, подтверждающими расходы на проведение технического осмотра, могут служить копия диагностической карты, талона технического осмотра, чек ККТ, платежное поручение или другой документ об оплате услуг оператора технического осмотра. Если по результатам ТО выявлены нарушения, то расходы на их устранение также могут быть учтены для целей налогообложения.

Расходы на ремонт автомобиля

Расходы на ремонт служебного автомобиля учитываются при расчете налога на прибыль в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). В случае применения УСН расходы на ремонт автомобиля также уменьшают налогооблагаемую базу (пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Ремонт может осуществляться либо своими силами (ремонтного отдела, специалиста по ремонту) либо силами сторонней организации. Каких-либо ограничений по способу проведения ремонта НК не содержит, главное, чтобы в наличии были документы, подтверждающие понесенные расходы. Если ремонт осуществляется сторонней организацией, то необходим договор на ремонт автомобиля, акт выполненных работ, калькуляция или смета затрат. Если ремонт выполняется своими силами, то подтверждением расходов могут служить смета затрат, накладные на внутреннее перемещение материалов (лимитно-заборные карты). Кроме того, обязательным условием учета расходов при УСН является их оплата, поэтому к числу подтверждающих документов добавятся платежные поручения, чеки ККТ или квитанции об оплате.

Расходы на мойку

Несмотря на то, что без мойки эксплуатация автомобиля теоретически возможна, расходы на мойку могут быть учтены в составе расходов на содержание служебного транспорта для расчета налога на прибыль , о чем свидетельствует Письмо Минфина России от 20.06.2006 № 03-03-04/1/530. Аналогичный вывод можно сделать и относительно учета расходов на мойку при применении УСН . Особое внимание при этом нужно обратить на подтверждающие документы. Если оплата происходит в безналичном порядке, то проблем с подтверждением возникнуть не должно: платежное поручение, акт об оказанных услугах. Однако чаще всего водители рассчитываются за услуги мойки наличными, в этом случае необходимо проконтролировать наличие чека ККТ и правильно оформленного товарного чека или квитанции (если станция автомойки ). Товарный чек и квитанция должны содержать обязательные реквизиты первичных документов (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), кроме того квитанция, выдаваемая взамен чека ККТ, должна отвечать требованиям, предъявляемым к бланкам строгой отчетности (п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»). Лучше с этими требованиями ознакомить сотрудников, эксплуатирующих автомобиль, чтобы они проверяли правильность оформления документов на месте.

В целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик имеет право учесть расходы на платную автостоянку служебного автомобиля в составе расходов, связанных с его содержанием (Письмо Минфина России от 27.04.2006 N 03-03-04/1/404). Таким образом, есть основания учитывать расходы на автостоянку и для расчета налога при УСН . Подтверждающие документы и порядок их оформления в данном случае будут аналогичны рассмотренным в предыдущем пункте.

Расходы на страхование автомобиля

Для отражения в налоговом учете расходов на автострахование большое значение имеет вид страхования: обязательное (ОСАГО) или добровольное (КАСКО).

При расчете налога на прибыль уменьшить налогооблагаемую базу можно на расходы как по обязательному, так и по добровольному страхованию служебного автомобиля (п. 1 ст. 263 НК РФ). Расходы на добровольное страхование служебного транспорта от угона и ущерба учитываются в сумме фактических затрат по договору страхования (Письмо Минфина России от 20.02.2008 № 03-03-06/1/119). А расходы по обязательному страхованию могут быть приняты к налоговому учету только в пределах установленных законодательством РФ тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ). В настоящее время тарифы по договорам ОСАГО установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

Расходы по договору страхования служебного автомобиля учитываются в целях расчета налога на прибыль в периоде фактической оплаты страховой премии. Однако если срок страхования охватывает несколько отчетных периодов, а оплата произведена одним или несколькими разовыми платежами, то к налоговому учету такие расходы нужно принимать равномерно в течение всего срака действия договора страхования. Сумма расходов, принимаемая в отчетном периоде, будет рассчитываться пропорционально количеству дней действия договора страхования в этом отчетном периоде (п. 6 ст. 272 НК РФ).

При УСН учесть в налоговых расходах можно только выплаты по договору обязательного страхования ОСАГО (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), поскольку выплаты по договорам добровольного страхования не входят в закрытый перечень принимаемых расходов. При этом расходы по договору ОСАГО уменьшают налогооблагаемую базу по налогу при УСН в том же порядке, что и для расчета налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16 НК РФ), то есть в пределах тарифов, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739. Страховая премия по договору ОСАГО принимается к учету единовременно в момент оплаты, независимо от срока действия договора; равномерное списание в расходы не допускается (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Штрафы ГИБДД

С одной стороны, штрафы за нарушение Правил дорожного движения не являются необходимым условием эксплуатации служебного транспорта, но, с другой стороны, при интенсивном использовании автомобиля штрафов ГИБДД сложно избежать даже самому опытному водителю. Более того, затраты на оплату «штрафных» квитанций могут достигать весьма значительных сумм. Как же быть: принимать или не принимать такие расходы? Ответ однозначный – штрафы ГИБДД не учитываются ни для расчета налога на прибыль , ни для расчета налога при УСН .

Во-первых, штрафы прямо указаны в числе расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ), а также они не входят в закрытый перечень расходов, учитываемых при УСН. Во-вторых, расходы принимаются к налоговому учету при условии их обоснованности, то есть экономической целесообразности (п. 1 ст. 252 НК РФ). Очевидно, что расходы на оплату штрафов ГИБДД не являются обоснованными, поскольку они не направлены не осуществление приносящей доход деятельности.

Итак, мы рассмотрели основные расходы, которые возникают у налогоплательщиков в связи с эксплуатацией служебного автомобиля. Сейчас предлагаю подвести итог, какие расходы можно учесть для целей налогообложения, а какие нельзя.

Расходы Налог на прибыль УСН
1 Расходы на ГСМ Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
2 Расходы на технический осмотравтомобиля Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
3 Расходы на ремонт автомобиля Учитываются
(пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ)
Учитываются
(пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
4 Расходы на мойку Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
5 Расходы на услуги платной стоянки Учитываются
(пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ)
Учитываются
(пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
6 Расходы на страхование ОСАГО
(п. 1 ст. 263 НК РФ)
(п. 2 ст. 263 НК РФ)
Учитываются в пределах тарифов, установленных законодательством РФ
(пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
(п. 2 ст. 346.16 НК РФ)
7 Расходы на страхование КАСКО Учитываются
(п. 1 ст. 263 НК РФ)
Не учитываются
(п. 1 ст. 346.16 НК РФ)
8 Штрафы ГИБДД Не учитываются
(п. 2 ст. 270 НК РФ)
Не учитываются
(п. 1 ст. 346.16 НК РФ)

Таким образом, большинство затрат на содержание и эксплуатацию служебного автомобиля, используемого в хозяйственной деятельности, уменьшают налогооблагаемую базу. В этом состоит главное преимущество использования собственного автомобиля перед, например, размер которой лишь частично включается в налоговые расходы.

Как Вы считаете, выгодно ли использовать служебный автомобиль?

Какие расходы на его содержание самые значительные?

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты:

1. Налоговый кодекс РФ

2. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

4. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»

5. Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии»

Кодексы, Федеральные законы и Постановления Правительства РФ размещены на http://pravo.gov.ru/

6. Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

7. Письма Минфина РФ

С документами финансового ведомства Вы можете ознакомиться на официальном http://mfportal.garant.ru/

К косвенным расходы ООО «Грузоперевозчик 18» относятся канцелярские товары, почтовые услуги, интернет, зарплата ИТР.

Годовой фонд заработной платы административно-управленческого персонала, вспомогательных рабочих и ремонтных рабочих гаража определяется исходя из месячных окладов с учетом премий, отпускных и отчисления в социальные фонды. Общехозяйственные расходы составляют в среднем 30 % от всех прямых эксплуатационных затрат подвижного состава:

где ФО.ТР - фонд оплаты труда водителей с начислениями, руб.;

Зт - затраты на топливо, руб.;

Зсм - затраты на смазочные материалы, руб.;

Аот - амортизационные отчисления, руб.;

3ТОиР - затраты на ремонт и техническое обслуживание автомобилей, руб.;

Зш - затраты на восстановление износа и ремонт шин, руб.

Для определения общей суммы затрат по каждой марке автомобиля необходимо распределить общехозяйственные расходы.

Поскольку общехозяйственные расходы по своей экономической сути являются постоянными, т.е. не зависят от объема выполненных услуг, то, как правило, по маркам автомобилей их распределяют пропорционально инвентарным автомобиле-дням.

Распределение общехозяйственных затрат по маркам автомобилей автотранспортного предприятия целесообразно выполнить в форме таблицы ниже.

Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Канцтовары-это косвенные, общехозяйственные расходы.

В бухучете канцтовары учитываются в составе материалов на счете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» . Приобретение канцтоваров оформляется и отражается в бухучете в обычном порядке, предусмотренном для материалов. Включать в состав основных средств канцтовары, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев (ножницы, калькуляторы и т.п.) - это зависит от стоимости канцтоваров, а также от положений учетной политики для целей бухучета.

В пункте 4 ПБУ 6/01, где приведены обязательные признаки основных средств, нет стоимостного критерия.

Отпуск канцтоваров со склада в подразделения организации необходимо оформляется требованием-накладной по форме № М-11. Одновременно с составлением требования-накладной по форме № М-11 делается проводка:

Дебет 23 (25, 26, 29, 44...) Кредит 10-9 - отнесена на затраты стоимость израсходованных канцтоваров.

Согласно ст. 252 Налогового кодекса РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, которые оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Кассовый чек является документом, подтверждающим факт оплаты товара. Кроме кассового чека у организации должен быть документ, подтверждающий фактическое получение товаров, в котором должно быть указано наименование, количество и стоимость поставленных товаров.

Минфин России считает, что расходы на закупку товаров (работ, услуг) не могут быть учтены в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, только на основании счета-фактуры, поскольку этот документ применяется исключительно для целей исчисления НДС (см. Письма Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/4/35 и от 25.06.2007 N 03-03-06/1/392).

Канцтовары по товарным чекам проходят в расход при УСН, если в чеке присутствуют все реквизиты и можно определить налогоплательщика, который продал товар. Канцтовары должны быть расписаны по наименованиям (ручки, карандаши, скрепки и т.д.), расписано количество, цена, сумма. Если чек на канцтовары «обезличенный», то он будет убран при проверке.

ПОЧТА, ТЕЛЕФОН

Почтовые расходы учитываются как косвенные, согласно статьи 346.16. Порядок определения расходов: при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:

· Пп. 18 п. 1 статьи 346.16 Налогового Кодекса РФ предусмотрено включение в расходы затрат на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, а также затраты на оплату услуг связи. Деятельность в области связи на территории РФ регулируется Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (с изменениями от 23 декабря 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая 2005 г., 2 февраля, 3 марта, 26 июля, 29 декабря 2006 г.).

Почтовые расходы учитываю в полном объеме.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О связи»:

  • 1) абонент - это пользователь услуг связи, с которым был заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации;
  • 2) услуга связи - это деятельность по приему, хранению передаче, обработке, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

Выделение абоненту телефонного номера - это тоже элемент оказания услуг телефонной связи, т. к. оказание услуг связи и ее получение без выделения номера и подключения к телефонной сети невозможно. Из этого следует, что оплата за получение (выделение) телефонных номеров должна признаваться расходами на услуги телефонной связи, поскольку фактически организация становится пользователем услуг связи, которому выделены абонентские номера и с которым заключается договор на оказание услуг связи.

Доступ к сети Интернет является универсальной услугой связи (статья 57 ФЗ «О связи»). Услуга присоединения - деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в организации взаимодействия сетей электросвязи, при котором становятся возможными установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи. Таким образом, расходы по оплате доступа к сети Интернет и по обслуживанию адреса электронной почты относятся к расходам по оплате услуг связи. В связи с этим такие расходы могут учитываться в составе расходов для целей налогообложения при условии соответствия данных видов расходов положениям статьи 252 Налогового Кодекса РФ - они должны быть экономически обоснованными и осуществляться для деятельности, направленной на получение дохода, подлежащего налогообложению (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 декабря 2004 г. N 03-03-02-04/1/78 «О расходах на Интернет при применении упрощенной системы налогообложения»).

В течение отчетного периода общехозяйственные расходы отражаются по дебету одноименного счета 26.

Зарплата должна быть начислена и выплачена, чтобы быть отнесенной на косвенные расходы. Из этого следует, что сумма аванса при выплате становиться выплаченной. В конце месяца, когда начисляется зарплата, в расходы принимается только сумма аванса. После выплаты зарплаты принимается в расходы зарплата за минусом аванса.

Заработная плата управленческого персонала списывается в дебет балансового счета 26. Заработная плата списывается полностью в себестоимость продаж отчетного периода - Д 90.2 К 26. Зарплата управленческого персонала с точки зрения налогового учета относится к прямым расходам, при втором варианте - к косвенным расходам.

Себестоимость

Под себестоимостью понимают затраты, приходящиеся на единицу продукции. В себестоимость входят потребленные оборотные средства, доля основных фондов в виде амортизационных отчислений, заработная плата работающих и отчисления на социальные нужды сёбестоимость продукции является одним из оценочных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия. Она служит важнейшим элементом отражения хозяйственной деятельности предприятия. На себестоимость влияет много различных факторов (размер партий грузов, тип подвижного состава, расстояние перевозки, способ производства погрузочно-разгрузочных работ, обеспеченность загрузки подвижного состава в обратном направлении, организация управления перевозками), поэтому ее величина может быть неодинакова для автотранспортных предприятий выполняющих одни и те же перевозки.

На автомобильном транспорте различают себестоимость по видам перевозок и по видам деятельности. При этом выделяются индивидуальная и отраслевая себестоимости. Индивидуальная себестоимость формируется на автотранспортном предприятии и отражает конкретные расходы по осуществлению перевозок или услуг. Отраслевая себестоимость представляет собой среднюю себестоимость продукции по отрасли и определяется делением расходов всех ПАТ отрасли на общий объем перевозок. При определении себестоимости перевозок учитываются расходы, связанные с перемещением грузов и пассажиров, однако не все элементы транспортного процесса находят отражение в себестоимости автомобильных перевозок. К ним относятся расходы на погрузочно-разгрузочные работы, ремонт и содержание автомобильных дорог, организацию и обеспечение безопасности движения подвижного состава. При выборе эффективного вида транспорта по, осуществлению перевозок грузов в себестоимости необходимо учитывать и эти элементы транспортного процесса.

Полная себестоимость перевозок в руб. на единицу продукции определяется по формуле:

Спол = (Сэк + Сдор + Спр) / W

где Сэк - сумма эксплуатационных расходов подвижного состава

Сдор - сумма расходов по ремонту и содержанию дорог, руб.;

Спр - сумма расходов на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, руб.;

W - объем транспортной продукции (ткм, пасс.-км, платньк километры).

Расчет эксплуатационных расходов. Эксплуатационные расходы включают в себя переменные и постоянные расходы, а также заработную плату водителей.

Переменные расходы рассчитываются на 1 км пробега и включают затраты на топливо для автомобилей, смазочные и1 другие эксплуатационные материалы, затраты на восстановление износа i ремонт шин, затраты на ТО и ТР подвижного состава, амортизационные отчисления по подвижному составу.

Постоянные расходы рассчитываются в рублях на 1 авт-ч работы и включают: расходы на амортизацию подвижного состава.

После того, как рассчитаны расходы по каждой статье, определяют себестоимость автомобильных перевозок делением сумм* расходов У^ Р по содержанию автомобильного парка за определенный период времени на выполненную транспортную работу за тоже время.

2. Состав затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) на автомобильном транспорте

Под себестоимостью перевозок (работ, услуг) понимается стоимостная оценка затрат всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок автомобильным транспортом (других работ и услуг, выполняемых автомобильным транспортом).

В себестоимость перевозок (работ, услуг) автомобильного транспорта включаются текущие затраты трудовых и материальных ресурсов, затраты по воспроизводству основных производственных фондов, затраты, связанные с необходимым кадровым обеспечением, включая расходы на управление, обеспечение сохранности имущества, соблюдением необходимых требований по охране окружающей среды, выполнением и обязательств перед банком по предоставленным кредитам, налоги и сборы.

Действие

Обоснование

Результат

Отпускная цена (без НДС)

Прайс-лист продавца

Затраты на доставку к месту постоянной дислокации

Приложение 1 (строка 4, столбец 5)

686000 руб.Ч3,6 %

Балансовая стоимость

686000 руб. + 24696 руб.

Годовой режим эксплуатации машины

Обоснование 1

Годовой пробег

Амортизационные отчисления

Обоснование 2

в расчете на год

710696 руб.Ч0,2 %Ч40000 км: 1000

в расчете на час работы

56856 руб. : 2260 час

25,2 руб./час

Затраты на выполнение текущего техобслуживания и капитального ремонта

Обоснование 3

Трудоемкость текущего техобслуживания и всех видов ремонтов на год

Приложение 2 (строка 13, столбец 3)

1,05 чел.-часЧ2260 час

2373 чел.-час/год

в том числе капитальный ремонт

Обоснование 3 (п. 2.1)

2373 чел.-час/годЧ20 %

475 чел.-час/год

Заработная плата ремонтных рабочих

Обоснование 3

43,7 руб./час

Стоимость текущего техобслуживания и всех видов ремонтов на год без учета запчастей и материалов

п. 6.1Чп. 6.2

2373 чел.-час/годЧ43,7 руб./час

103700 руб./год

Стоимость запасных частей, сменных узлов, агрегатов и ремонтных материалов на все виды ремонта и техобслуживания

Обоснование 3 (п. 4)

710696 руб.Ч11 %

78177 руб./год

Косвенные расходы по капитальному ремонту

Обоснование 7

п. 6.1.1Чп. 6.2Ч140 %

Годовые затраты

п. 6.3 + п. 6.4 + п. 6.5

103700 руб./год + 781776 руб./год + 29060 руб./год

210937 руб./год

Часовые затраты

210937 руб./год: 2260 час

93,3 руб./час

Заработная плата рабочих, занятых управлением машинами

Горюче-смазочные материалы и технологические жидкости

Обоснование 4

дизельное топливо

10,0 руб./кгЧ(1 + 15 %)Ч7,7 кг/часЧ1,04

92,1 руб./час

смазочные материалы

40 руб./кгЧ(1 + 15 %)Ч(0,063Ч7,7 кг/час)

22,3 руб./час

пластическая смазка

45 руб./кгЧ(1 + 15 %)Ч0,12 кг/час

6,2 руб./час

Стоимость автомобильных шин

Обоснование 6

10,6 руб./час

Часовая стоимость эксплуатации машин без з/платы машинистов

п. 5.2 + п. 6.7 + п. 7 + п. 8.1 + п. 8.2 + п. 8.3 + п. 9

25,2 + 93,3 + 92,1 + 22,3 + 6,2 + 10,6

249,7 руб./час

Калькуляция себестоимости ГАЗ-3302

Себестоимость - это все затраты, связанные с производством и реализацией, выраженные в денежных единицах.

При расчете калькуляции себестоимости все затраты распределяют в зависимости от их характера, назначения и экономической природы. Выделяют затраты на возмещение живого труда и овеществленного; прямые и косвенные; переменные и постоянные. Переменные калькулируются на 1 км. пробега, а постоянные на 1 час работы. Кроме того калькулируются затраты на 1 ткм, на 1 км. платного пробега, на 1 рубль выручки. В данной выпускной квалификационной работе затраты ООО «Грузоперевозчик 18» калькулируются на 1 час работы:

Статьи затрат

Смета, руб.

Калькуляция себестоимости

Амортизация на восстановление

Ремонтный фонд

Материалы

  • - топливо
  • - шины
  • - запчасти и материалы
  • - смазочные материалы
  • - прочие затраты
  • 224223
  • 24720
  • 81249
  • 19270
  • 36485
  • 148,22
  • 16,34
  • 53,71
  • 12,74
  • 24,12

Материалы

  • - топливо
  • - шины
  • - запчасти и материалы
  • - смазочные материалы
  • - прочие затраты
  • 224223
  • 24720
  • 81249
  • 19270
  • 36485
  • 148,22
  • 16,34
  • 53,71
  • 12,74
  • 24,12

Зарплата водителей и ремонтных рабочих

Начисления на зарплату

Накладные расходы

на 1 час работы: Sч = = 678,72 руб.

Инвентаризация основных средств

Инвентаризация - это прием ревизии, используемый для проверки соответствия фактического наличия средств в натуре данным бухгалтерского учета, а также для выяснения сохранности собственности в организации. При этом фактическое наличие ценностей записывается в инвентаризационные описи, на основании которых и данных бухгалтерского учета составляют сличительные ведомости, где выводятся недостачи и излишки ценностей. В процессе инвентаризации проверяется также реальность числящихся на балансе объектов основных средств.

Проведение инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в учете осуществляются согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Инвентаризация основных средств является обязательной в следующих случаях:

  • * при реорганизации предприятия (слияние, разделение, присоединение, выделение, преобразование) - на дату составления бухгалтерского баланса;
  • * при выдаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • * при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • * после стихийных бедствий (немедленно после их окончания);
  • * перед составлением годового отчета (не ранее 1 октября);
  • * при выявлении факторов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • * в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Инвентаризацию основных средств, кроме скота, проводят не менее одного раза в год и не ранее 1 октября отчетного года. Здания, сооружения и другие неподвижные объекты разрешено инвентаризовать не реже одного раза в год, библиотечные фонды - не менее одного раза в 5 лет по состоянию на 1 декабря. Животных должны инвентаризовать ежеквартально (на 1 апреля, 1 июля, 31 декабря отчетного года).

Количество и сроки инвентаризаций определяются в организации руководителем, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным, и фиксируются в учетной политике.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой включают главных специалистов, бухгалтера и других, но не менее трех человек. Инвентаризацию проводят в присутствии материально ответственного лица. За правильность и своевременность проведения инвентаризации несут ответственность руководитель организации и главный бухгалтер.

Перед проведением инвентаризации уточняется правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, акты о приеме-передаче объекта и т. д.). При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета и технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

Материально ответственные лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию, принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Фактическое наличие и техническое состояние объектов устанавливаются членами инвентаризационной комиссии совместно с материально ответственными лицами путем непосредственного осмотра по месту нахождения.

При проведении инвентаризации по основным средствам применяются следующие формы инвентаризационных описей:

  • * инвентаризационная опись основных средств (ф. № ИНВ-1);
  • * сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (ф. № ИНВ-18) - применяется для отражения результатов инвентаризации основных средств и нематериальных активов, по которым выявлены отклонения от данных бухгалтерского учета;
  • * акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (ф. № ИНВ-10) - применяется при инвентаризации незаконченных ремонтов зданий, сооружений, машин, оборудования и других объектов основных средств.

Все документы составляются в двух экземплярах и подписываются членами комиссии отдельно по каждому месту нахождения объектов и лицом, ответственным за сохранность объекта. Один экземпляр передается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица. Неучтенные основные средства, а также основные средства, по которым выявлена недостача, записываются в сличительную ведомость результатов инвентаризации основных средств (ф. № ИНВ-18).

Стоимость неучтенных объектов ставится на учет в экспертной оценке, ориентируясь на современную оценку их воспроизводства. Такие объекты в указанной оценке с отражением суммы износа (исходя из фактического состояния этих объектов) оформляются отдельным актом.

На основные средства, не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода объектов в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты в негодность.

Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне организации, инвентаризируются по документам, подтверждающим их действительное местонахождение.

Если обнаружены излишки основных средств, то составляется проводка:

Дт счета 01 «Основные средства»,

Кт счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Недостача или порча основных средств отражается по:

Дт счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», Кт счета 01 «Основные средства».

Одновременно списывается амортизация недостающего объекта основных средств:

Дт счета 02, Кт счета 94.

При невозможности отнесения недостающих основных средств на конкретных виновных лиц эти средства списываются по остаточной стоимости бухгалтерской проводкой:

Дт счета 91 «Прочие доходы и расходы»,

Кт счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Инвентаризация завершается составлением протокола. В нем указываются сведения о выявленных недостачах или излишках, в том числе о причинах их возникновения с указанием виновных лиц и мер, которые следует к ним применить. Протокол утверждает руководитель организации.

При организации работы собственного транспорта или автохозяйства необходимо определить состав парка машин, их количество, необходимое для выполнения всех поставленных задач, предпочтительные марки и модели для представительских целей и общего назначения. Важна не только цена новых автомобилей, но и затраты на их дальнейшую эксплуатацию.

Расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, воздушного, водного и других видов) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Рассмотрим отдельные виды расходов.

Горюче-смазочные материалы

Расчеты с поставщиками топлива могут быть наличными и безналичными. Наличные расчеты предполагают выдачу денежных средств на приобретение ГСМ подотчетному лицу с последующим представлением в бухгалтерию с приложением документов, свидетельствующих об оплате (кассовых чеков). Безналичные расчеты осуществляются в основном в виде авансирования (предоплаты) на отпуск топлива на основании договора с поставщиком.
В настоящее время активно используются топливные карты или талоны. Топливная карта содержит информацию об объеме приобретенного неиспользованного топлива на текущий момент и позволяет ее держателю заправить бензин в топливный бак в пределах расходного лимита, установленного договором. Ежемесячно поставщик топлива представляет акт приема-передачи, счет-фактуру, отчет об операциях по картам или талонам.

Затраты на приобретение топлива не признаются расходом для целей налогового учета, так как заправка бензина в топливный бак подтверждает факт его приобретения, а не факт использования. Признание расходов на ГСМ осуществляется на основании путевого листа. Форма путевого листа предусмотрена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Справедливости ради следует отметить, что эта форма обязательна для специализированных и автотранспортных организаций. Остальные организации могут разработать свою форму путевого листа, в котором должны присутствовать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также информация о месте следования транспортного средства. Самостоятельно разработанная форма путевого листа утверждается учетной политикой организации.

Примечание. С 1 января 2013 г. в связи с вступлением в силу нового Закона о бухгалтерском учете указанные требования будут регулироваться п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Нормы расхода на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями, введенными в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (далее - Распоряжение N АМ-23-р).

Различают базовое значение расхода топлива в литрах на 100 км пробега, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля, и расчетное нормативное значение расхода топлив с учетом повышающих и понижающих коэффициентов.

Примечание. На практике возникает большое количество споров, когда налоговые органы считают необоснованными расходы организаций на ГСМ. По оценкам экспертов, в случае судебного решения в пользу налогового органа потери налогоплательщика могут составить до 30% стоимости топлива, потребленного сверх нормы.

Поправочные коэффициенты применяются для учета работы транспорта при определенных условиях. Так, например, повышающие коэффициенты к базовой норме применяются:

  • в зимних условиях в зависимости от климатических районов. Срок действия и предельная величина зимних надбавок определяются по федеральным округам. Например, для Москвы и Санкт-Петербурга зимняя надбавка 10% действует 5 месяцев в период с 1 ноября по 31 марта; для Краснодарского края - 3% на 3 месяца в период с 1 декабря по 1 марта; для Ханты-Мансийского автономного округа - 18% на 6,5 месяца в период с 15 октября до 30 апреля;
  • в городах с населением свыше 3 млн человек - до 25%; от 1 до 3 млн человек - до 20%; от 250 тыс. до 1 млн человек - до 15%; от 100 тыс. до 250 тыс. человек - до 10%;
  • при использовании кондиционера или установке климат-контроля - до 7%;
  • в горной местности - от 5 до 20%;
  • при обкатке новых автомобилей и после капитального ремонта - до 10%;
  • при сроке эксплуатации автомобиля более 5 лет - от 5 до 10% в зависимости от пробега.

Норма расхода может снижаться при работе за пределами пригородной зоны на равнинной местности - до 15%.

Если применяются несколько надбавок, то норма расхода топлива устанавливается по сумме или разности надбавок к базовой норме. Нормативный расход топлива по каждому автомобилю оформляется приказом руководителя организации с указанием базовой нормы и поправочных коэффициентов.

Пример 1. Автомобиль ВАЗ-11183 "Калина" эксплуатируется в Санкт-Петербурге. Базовая норма составляет 8,0 л на 100 км. Надбавка в городе с населением свыше 3 млн человек составляет 25%, зимняя надбавка - 10%. Пробег по путевому листу за 14 ноября составил 90 км.
Определим предельный размер расхода топлива:
- нормативный расход топлива - 10,8 л на 100 км (8,0 л + 8,0 л x 0,25 + 8,0 л x 0,1);
- предельный расход топлива за 14 ноября - 9,72 л (10,8 л x 90 км / 100 км).

Пример 2. Поставщику топлива перечислен аванс 5000 руб. Поставщиком представлены документы на отпуск бензина (акт приема-передачи, счет-фактура, отчет) за сентябрь в количестве 90 л. Остаток в баке автомобиля ВАЗ-11183 "Калина", эксплуатируемого в Санкт-Петербурге, на 1 сентября - 4 л. Согласно путевым листам общий пробег за сентябрь составил 850 км. Стоимость литра бензина - 30 руб.
Определим предельный размер расхода топлива и приведем бухгалтерские проводки (табл. 1).

Таблица 1

Бухгалтерские проводки к примеру 2


Нормативный расход топлива для летнего времени - 10 л (8,0 л + 8,0 л x 0,25).
Расход топлива за сентябрь, в литрах, - 85 л (10 л x 850 км / 100 км).
Расход топлива за сентябрь, в рублях, - 2550 руб. (85 л x 30 руб.).
Остаток бензина в баке автомобиля - 9 л (4 л + 90 л - 85 л).

Если в организации эксплуатируются автомобили, нормы для которых не утверждены, то руководитель организации может ввести приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. До разработки норм следует руководствоваться технической документацией на соответствующие автомобили и информацией завода-изготовителя (Письмо Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67).

Иногда расход топлива по конкретному автомобилю превышает установленные (разработанные) нормы. В этом случае необходимо назначить комиссию и оформить специальным актом замер фактического расхода топлива на 100 км пробега. Положения пп. 5 п. 1 ст. 254 и пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ позволяют учитывать затраты на бензин без ограничения их величины (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2012 по делу N А27-8757/2011).

Если организация не может представить обоснование превышения лимита расхода топлива, то расходы сверх лимита не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Распоряжением N АМ-23-р также установлены нормы расхода смазочных материалов. Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов установлены с учетом замены и текущих дозаправок: для масел - в литрах на 100 л общего расхода топлива, для смазок - в килограммах на 100 л расхода топлива в зависимости от марки и модели автомобиля. Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей, эксплуатируемых более 5 лет, а также после капитального ремонта.

Мнение. А.Р. Узлиян, группа компаний "Алькомпроф", финансовый директор, к. э. н.

Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" распространяет свое действие на все организации, вне зависимости от сферы деятельности, которые расходуют топливо и смазочные материалы при эксплуатации транспортных средств.

Установленные нормы предусмотрены для исчисления налога на прибыль. В то же время НК РФ не устанавливает обязанность налогоплательщика по нормированию таких расходов. Нормирование расходов предусмотрено только на выплаты компенсаций при использовании личного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Позиции Минфина России и налоговых органов расходятся с решениями судов. Финансовое ведомство считает, что для целей исчисления налога на прибыль расходы принимаются в пределах норм, установленных в соответствии с Распоряжением N АМ-23-р.

Арбитражные суды - на стороне налогоплательщика. Расходы на топливо и смазочные материалы могут учитываться в размере фактических затрат. Главное требование, которое при этом должно быть выполнено, - это экономическая оправданность расходов.

По нашему мнению, методика расчета норматива расхода топлива носит рекомендательный характер и может применяться хозяйствующими субъектами по собственному усмотрению. Так, учетной политикой может быть предусмотрено, что страховщик, например, использует методику производителей транспортных средств или НИИ. Также организация может разработать собственные нормативы с использованием своих статистических данных, тем более в случаях, когда на транспортных средствах установлены учетные автоматические системы.

Кроме прочего, нормативы могут быть использованы страховщиками для планирования затрат на горюче-смазочные материалы.

Мойка транспортного средства

Мойку автомобиля и химчистку салона можно учесть в составе расходов на содержание служебного транспорта в составе прочих расходов на производство и реализацию при наличии подтверждающих документов. На практике услуги по мойке и химчистке осуществляются непосредственно в тот же день по факту оплаты. К кассовому чеку прилагается товарный чек или выдается квитанция установленного образца с указанием марки, модели автомобиля, а также государственного регистрационного номера автомобиля, по которому оказаны услуги. При отсутствии указанной информации, ввиду отсутствия возможности идентификации объекта, расходы не принимаются в целях налогообложения. К первичным учетным документам относится также справка бухгалтера.

Пример 3. Выдан аванс подотчетному лицу на мойку автомобиля ВАЗ-11183 "Калина" - 500 руб. Представлен авансовый отчет с приложением кассового и товарного чеков на мойку автомобиля ВАЗ-11183 "Калина" на сумму 400 руб. Бухгалтерские проводки приведены в табл. 2.

Таблица 2

Бухгалтерские проводки к примеру 3

Хранение транспортного средства

Расходы на парковку, стоянку, аренду гаража возникают у организаций, которые не имеют в собственности мест хранения транспортных средств.

В случае аренды гаража для признания расходов должны быть в наличии:

  • договор аренды, в котором имеется информация по идентификации гаража (адрес, характеристика гаража, данные о регистрации права собственности владельца);
  • акт приема-передачи гаража;
  • документы по оплате аренды;
  • акт приема-сдачи оказанных услуг за отчетный период (Письмо Минфина России от 07.06.2006 N 03-03-04/1/505).

Услуги платной автостоянки оплачиваются наличными деньгами, если они носят разовый (непостоянный) характер, или безналичным путем, если стороны заключили договор на хранение. В первом случае подотчетное лицо получает аванс и после оплаты услуг сдает в бухгалтерию авансовый отчет с приложением кассового и товарного чеков или квитанции установленного образца. Во втором случае организация, оказавшая услуги по хранению, представляет акт приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг). В документах, свидетельствующих об оплате услуг и их оказании, в обязательном порядке должна присутствовать информация о марке и государственном регистрационном номере служебного автомобиля.

Страхование транспортного средства

Расходы на обязательное и добровольное страхование транспортных средств включают:

  • расходы на обязательное страхование в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";
  • расходы на добровольное страхование транспортного средства.

В соответствии с п. 2 ст. 263 НК РФ расходы по обязательным видам страхования включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных законодательством РФ. Согласно п. 3 ст. 263 НК РФ расходы по добровольному страхованию средств транспорта включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Примечание. Расходы для целей налогообложения включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по отдельным видам добровольного имущественного страхования, указанным в п. 1 ст. 264 НК РФ.

Важно обратить внимание на то, что платежи по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств не уменьшают налогооблагаемую прибыль, так как указанный вид имущественного страхования не приведен в п. 1 ст. 264 НК РФ.

Расходы по страхованию признаются при условии перечисления страховых взносов равномерно в течение срока действия договора страхования пропорционально количеству календарных дней в отчетном периоде.

Учет расчетов по страхованию ведется на субсчете счета 76 "Расчеты по имущественному и личному страхованию". Аналитический учет по субсчету ведется по страховщикам и отдельным договорам страхования.

Технический осмотр

Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008 проведение технического осмотра осуществляется на платной основе в соответствии с договором о проведении технического осмотра. До начала проведения технического диагностирования организация производит оплату услуг. Размер платы за проведение техосмотра и повторного техосмотра устанавливается оператором техосмотра и не может превышать предельный размер, установленный субъектом РФ.

В настоящее время услуги по техосмотру оказывают как аккредитованные, так и неаккредитованные организации (предприниматели), которые на 1 января 2012 г. прошли конкурсный отбор на право проведения государственного техосмотра транспортных средств и имеют соответствующие договоры с подразделениями МВД России. Указанные организации вправе осуществлять соответствующую деятельность до 1 января 2014 г., если они включены в реестр операторов технического осмотра (п. 7 ст. 32 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Примечание. Проведение технического осмотра осуществляется по соответствующему договору, заключаемому в простой письменной форме.

Транспортный налог

В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Плательщиком транспортного налога согласно ст. 357 НК РФ признается лицо (владелец), на которое зарегистрировано транспортное средство.

Обязанность по уплате транспортного налога возникает не с момента приобретения, а с момента регистрации транспортного средства. Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Если организация сознательно уклоняется от регистрации и (или) без уважительных причин пропущен пятидневный срок, установленный для регистрации, а транспортное средство эксплуатируется, то данные действия могут быть квалифицированы как направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

Важно обратить внимание на следующее. В период до регистрации транспортного средства расходы на его эксплуатацию могут быть признаны для целей налогообложения прибыли, так как в налоговом законодательстве отсутствует требование о принятии расходов в целях налогообложения прибыли с момента регистрации транспортного средства.

Сталкиваясь со сложными вопросами учета и налогообложения расходов на содержание транспортного средства, бухгалтер страховой организации должен исходить из их экономической оправданности и документальной подтвержденности.

Декабрь 2012 г.

Наличие автомобиля подразумевает осуществление собственником дополнительных расходов, которые связаны с оформлением страховки по ОСАГО, прохождением технического обслуживания, приобретением ГСМ и запасных частей. Кроме того, в соответствии с законодательством РФ специальные виды автомобилей должны быть оснащены дополнительным оборудованием (например, тахографами и системами спутниковой навигации). Об этих и других видах расходов пойдет речь в статье.

Оформление страховки по ОСАГО

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 №  40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон № 40-ФЗ) владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Договор ОСАГО заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом, и является публичным. В связи с этим страховые тарифы и их структура, правила обязательного страхования определяются страховыми организациями с учетом требований, установленных ЦБ РФ (п. 1 , 2 ст. 426 ГК РФ ; ст. 1 , 5 , п. 1 , 2 ст. 8 , ст. 9 Федерального закона №  40-ФЗ ).

Существенным моментом, на который следует обратить внимание, является то, что в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона №  40-ФЗ срок действия договора обязательного страхования составляет один год, за исключением случаев, для которых данной статьей предусмотрены иные сроки действия такого договора. В силу этого расходы автономного учреждения, начисленные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам, должны отражаться как расходы будущих периодов. Напомним, что согласно п. 302 Инструкции №  157н для учета таких расходов предназначен счет 401  50 «Расходы будущих периодов». В перечне расходов будущих периодов, приведенном в указанном пункте, поименованы расходы на добровольное страхование (пенсионное обеспечение) сотрудников учреждения. С учетом того, что расходы по договору ОСАГО являются аналогичными по своей сути, они также отражаются в учете как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года в порядке, устанавливаемом учреждением, в течение периода, к которому они относятся (п. 302 Инструкции №  157н ).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ , утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 №  65н (далее - Указания № 65н), расходы на оплату услуг по страхованию имущества, гражданской ответственности и здоровья следует относить на подстатью 226

счете 302  26 «Расчеты по прочим работам, услугам» (п. 256 Инструкции №  157н ).

Центр по контролю и качеству лекарственных средств, имеющий статус автономного учреждения, заключил со страховой организацией договор ОСАГО сроком на один год в декабре 2014 года. Предположим, что страховой взнос составляет 12 000 руб. и уплачивается за счет средств, полученных от оказания платных услуг. Лицевой счет учреждения открыт в органе Федерального казначейства.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки в соответствии с Инструкцией № 183н :

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислены денежные средства в страховую организацию 2 302 26 000 2 201 11 000 12 000
Отражены расходы на ОСАГО 2 401 50 226 2 302 26 000 12 000
В течение страхового года ежемесячно расходы будущих периодов относятся на текущий финансовый результат

(12 000 руб. / 12 мес.)

2 109 60 226 2 401 50 226 1 000

Проведение технического обслуживания

В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона №  170-ФЗ под техническим обслуживанием (ТО) транспортных средств понимается проверка их технического состояния .

В ходе такой проверки выявляется соответствие автомобиля обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях их допуска к участию в дорожном движении на территории РФ и в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, также за ее пределами.

Правила проведения технического осмотра утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 №  1008 . Согласно п. 6 данных правил, а также ст. 16 Федерального закона №  170-ФЗ ТО осуществляется на платной основе в соответствии с договором о проведении технического осмотра, заключаемым владельцем транспортного средства (или его представителем) и оператором технического осмотра.

Предельный размер такой платы устанавливается дифференцированно в зависимости от объема проводимых работ и категории транспортного средства, в том числе с учетом стоимости отдельных технологических операций, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с методикой, утвержденной Приказом ФСТ РФ от 18.10.2011 №  642-а .

В силу Указаний № 65н расходы на обследование технического состояния автомобиля, осуществляемое в целях получения информации о необходимости проведения и объемах ремонта, определения возможности дальнейшей эксплуатации (включая диагностику автотранспортных средств, в том числе при государственном техническом осмотре), ресурса работоспособности, следует относить на подстатью 225 «Расходы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Учет расчетов по данным расходам ведется на счете 302  25 «Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества» (п. 256 Инструкции №  157н ).

Стоматологическая поликлиника, имеющая статус автономного учреждения, заключила договор о проведении ТО служебного легкового автомобиля с оператором технического осмотра. Согласно договору плата за проведение ТО составила 3 000 руб. Расходы по оплате указанной услуги осуществлены учреждением за счет средств, полученных от оказания платных услуг. Легковой автомобиль относится к особо ценному движимому имуществу, закрепленному за учреждением учредителем.

Приобретение тахографов

Обязанность обеспечить автомобили тахографами вытекает из положений п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 №  196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» . Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, а также Правила использования, обслуживания тахографов и контроля их работы утверждены Приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 №  36 .

В соответствии с Классификацией основных средств аппаратура и приборы для измерения параметров движения, включая тахометры и скоростемеры (код 14 3314020), относятся к 4-й амортизационной группе со сроком полезного использования от пяти до семи лет включительно.

Согласно Указаниям № 65н расходы учреждений на установку тахографов следует отражать по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. В случае если же тахограф приобретается в одной организации, а устанавливает его другая компания, расходы на его установку (монтаж) следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Учет расчетов по приобретению тахографа ведется на счете 302  31 п. 256 Инструкции №  157н ). В случае если по условиям договора предусмотрены авансовые платежи, применяется счет 206  31 «Расчеты по авансам по приобретению основных средств» (п. 204 Инструкции №  157н ).

Автономное учреждение «Дом престарелых» заключило договор на поставку технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (автомобильных тахографов) с последующей их установкой на автомобили учреждения на общую сумму 75 000 руб. Условиями договора предусмотрена уплата аванса в размере 30% от стоимости договора. Оплата по договору произведена за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки в соответствии с Инструкцией № 183н:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислен аванс в размере 30% стоимости договора 2 206 31 000 2 201 11 000 22 500
Отражена стоимость приобретенных тахографов 2 106 31 000 2 302 31 000 75 000
Произведен зачет ранее перечисленного аванса 2 302 31 000 2 206 31 000 22 500
Осуществлен окончательный расчет с поставщиком 2 302 31 000 2 201 11 000 52 500
Приняты к учету тахографы 2 101 34 000 2 106 31 000 75 000

Приобретение спутниковых систем

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 14.02.2009 №  22-ФЗ «О навигационной деятельности» для повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров транспортные средства подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами. Перечень таких транспортных средств определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

Оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, закрепленные в установленном порядке за органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления муниципальных образований и подведомственными им учреждениями (п. 8 Постановления Правительства РФ №  641 ).

Расходы на приобретение спутниковых систем отражаются аналогично расходам по приобретению тахографов, то есть по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (Указания №  65н ) и с применением счетов 206  31 «Расчеты по авансам по приобретению основных средств», 302  31 «Расчеты по приобретению основных средств» (п. 204 , 256 Инструкции №  157н ).

Приобретение запасных частей и шин

Собственник, владея автомобилем, должен поддерживать его в состоянии, пригодном для эксплуатации. Вернуть первоначальные характеристики можно посредством ремонта.

Различают следующие виды ремонта: текущий, средний и капитальный (п. 2.12 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта , утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984 ).

Как правило, капитальный ремонт проводится специализированной организацией. Текущий ремонт учреждение осуществляет своими силами.

Ремонт всех видов нужно проводить в соответствии с планом, который заранее разрабатывается на основании технических характеристик машины, условий ее эксплуатации и др. В плане указывается, что именно подлежит ремонту, какие запчасти будут заменены, прописывается общая сумма расходов. Надо учитывать, что план составляется исходя из системы планово-предупредительного ремонта, утвержденной приказом или распоряжением руководителя учреждения. Данная система должна определять порядок обслуживания транспортного средства, проведения его текущего или среднего ремонта, а также капитального и особо сложного ремонта отдельного объекта. Руководитель организации утверждает план ремонта приказом или распоряжением.

В соответствии с п. 99 , 117 Инструкции №  157н запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в транспортных средствах, учитываются в составе материальных запасов на счете 105  06 «Прочие материальные запасы». Поэтому их приобретение в силу Указаний № 65н осуществляется по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Далее необходимо отметить, что отдельные виды материальных ценностей, выданных на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля над их использованием учитываются на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п. 349 Инструкции №  157н ).

Материальные ценности отражаются на забалансовом счете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства.

Выбытие материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену. Далее запасные части, установленные на автомобиль, списываются с забалансового учета.

Если при проведении ремонтных работ транспортного средства заменяются номерные запасные части, то согласно п. 3 Постановления Правительства РФ №  938 организация обязана в установленном порядке изменить регистрационные данные автомобиля в ГИБДД или органах Гостехнадзора в течение десяти суток после замены номерных агрегатов.

Аналитический учет по счету ведется в карточке количественно-суммового учета в разрезе лиц, получивших материальные ценности, с указанием их должности, фамилии, имени, отчества (табельного номера), транспортных средств, по видам материальных ценностей (с отражением производственных номеров при их наличии) и их количеству.

Колледж, имеющий статус автономного учреждения, за счет средств субсидии на выполнение государственного задания приобрел зимние шины (четыре штуки) для легкового автомобиля. Стоимость одной шины составляет 8 500 руб. Общая стоимость покупки - 34 тыс. руб. Расходы на приобретение шин отражаются учреждением в составе накладных расходов.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки в соответствии с Инструкцией № 183н:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Поступили от поставщика шины для автомобиля 4 105 36 000 4 302 34 000 34 000
Перечислена плата поставщику за поставленные материальные ценности 4 302 34 000 4 201 11 000 34 000
Выданы в эксплуатацию шины, установленные на автомобиль 4 109 70 272 4 105 36 000 34 000
Приняты на забалансовый учет шины, установленные на автомобиль* 09 34 000

Автошины списываются с забалансового учета по причине их непригодности к дальнейшему использованию, в случае хищения либо реализации. Рекомендуем прописать в учетной политике, что нормы эксплуатации для шин определяются по правилам, установленным во Временных нормах эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02 ), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002 (далее - Временные нормы). Согласно п. 3.1 данного документа нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации. Среднестатистический пробег шин легковых автомобилей (категории М1), грузовых автомобилей (категорий N1, N2 и N3), автобусов и троллейбусов (категорий М2, М3) представлен в таблицах 1 - 3 Временных норм. Нормы эксплуатационного пробега шин устанавливаются для каждого типоразмера и модели шины, а также для каждой модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта. Так как на автомобилях используются зимние и летние шины, для удобства контроля над их учетом можно ввести и утвердить в учетной политике аналитику к забалансовому счету 09: летние шины отразить на субсчете 09-1, зимние шины - на субсчете 09-2.

Приобретение ГСМ

Наличие автотранспорта заставляет автономные учреждения приобретать ГСМ. Это постоянная и самая затратная статья расходов. В силу п. 118 Инструкции №  157н для учета ГСМ предусмотрен счет 105  03 «Горюче-смазочные материалы», на котором учитываются все виды топлива, горючего и смазочных материалов: дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т. д. Расходы на приобретение ГСМ (аналогично расходам на приобретение запасных частей) отражаются по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ (Указания № 65н).

Расходы на приобретение ГСМ при составлении плана ФХД автономное учреждение может осуществлять в соответствии с Нормами расхода топлив и смазочных средств на автомобильном транспорте , утвержденными Распоряжением Минтранса РФ №  АМ-23-р (далее - Нормы расхода топлива).

Как отмечает Минфин в письмах от 13.12.2013 № 02-10-010/55111, от 08.07.2011 №  02-06-10/3056 , нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, приведенные в документе Минтранса, носят рекомендательный характер. Несоблюдение установленного в них порядка не влечет применения мер административной ответственности и вынесения предписаний об устранении нарушений бюджетного законодательства. Если учреждение использует в своей деятельности вышеназванные нормы, оно отмечает это в своей учетной политике.

Нередко на практике возникают ситуации, когда в Нормах расходы топлива, утвержденных Минтрансом, отсутствуют нормы на отдельные виды автомобилей. При возникновении таких ситуаций Минфин в Письме от 11.07.2012 №  03-03-06/4/71 рекомендует руководителю организации ввести в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. До принятия приказа, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке, автономное учреждение может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

Вместе с тем ни Инструкцией № 157н, ни Инструкцией № 183н порядок отражения операций с применением топливных карт не разъяснен. Однако ранее Минфином в Письме от 03.06.2008 №  02-14-10а/1611 были даны рекомендации, что приобретенные карты по предварительно оплаченным товарам рассматриваются в целях бухгалтерского учета в качестве бланков строгой отчетности. Таким образом, карты на приобретение ГСМ следует учитывать в соответствии с Инструкцией № 157н на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности».

Аналитический учет бланков строгой отчетности ведется по каждому виду бланков и месту их хранения в книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0504045) (п. 338 Инструкции №  157н ). В ней указываются виды, серии и номера бланков, даты их получения (выдачи), цена, количество и подписи лиц, их получивших.

Рассмотрим на примере приобретение ГСМ с использованием топливной карты.

Автономное учреждение осуществляет заправку автомобилей ГСМ с использованием пластиковой топливной карты на сумму 100 000 руб. Стоимость услуг топливной организации по изготовлению одной пластиковой карты, которая переходит в собственность учреждения, - 500 руб. (в том числе НДС - 76,27 руб.). Для заправки автомобиля топливная карта выдана под отчет водителю легкового автомобиля.

В течение месяца водитель представлял авансовые отчеты, подтверждающие оплату заправки пластиковой картой на сумму 100 000 руб. Расходы произведены за счет средств субсидии, выделенной для выполнения государственного задания.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки в соответствии с Инструкцией № 183н:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
Оплачена стоимость услуг по изготовлению карты 4 302 26 000 4 201 11 000 500
Оказана услуга по изготовлению карты 4 109 60 226 4 302 26 000 500
Принята на учет топливная карта* 03 1
Перечислены денежные средства на приобретение ГСМ 4 302 34 000 4 201 11 000 100 000
Выдана из кассы учреждения топливная карта водителю** 03 1
На основании авансовых отчетов произведено оприходование ГСМ*** 4 105 33 000** 4 302 34 000 100 000
*

Поступление бланков строгой отчетности отражается записью на забалансовом счете 03 в условной оценке (1 бланк - 1 рубль) или по стоимости приобретения бланков (порядок оценки устанавливается учреждением в учетной политике). Учет бланков строгой отчетности ведется в разрезе ответственных за их хранение и выдачу лиц и мест хранения (п. 337 Инструкции №  157н ).

Внутреннее перемещение бланков строгой отчетности в учреждении отражается путем изменения ответственного лица и (или) места хранения на основании оправдательных первичных документов (п. 337 Инструкции №  157н ).

Количество заправленного бензина и его стоимость подтверждаются документами, выданными водителю на заправочной станции. В конце месяца количество и стоимость ГСМ сверяется со счетом-фактурой и накладной, выданной топливной компанией.

В силу п. 108 Инструкции №  157н выбытие (отпуск) ГСМ производится по фактической стоимости каждой единицы (литра, килограмма и т. д.) либо по средней фактической стоимости.

Применение одного из указанных способов определения стоимости материальных запасов при выбытии по их группе (виду) закрепляется в учетной политике автономного учреждения и осуществляется в течение финансового года непрерывно.

Бензин (дизельное топливо) списывается на основании правильно оформленных путевых листов (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007) водителей автотранспортных средств автономного учреждения, отражающих его использование (п. 36 Инструкции №  183н ). Иные горюче-смазочные материалы (масла, тосол, охлаждающая жидкость и т. п.) списываются согласно акту о списании материальных запасов (ф. 0504230). Расходование масел, указанное в акте, должно соответствовать количеству использованного бензина, отраженному в путевых листах.

Кратко сформулируем основные выводы.

  1. Экономическая целесообразность совершения тех или иных расходов по содержанию автомобилей следует из норм, закрепленных в правовых актах РФ. Оформление страховки по ОСАГО, проведение ТО обязательны, следовательно, соответствующие затраты заблаговременно включаются в план ФХД автономного учреждения.
  2. Учет рассматриваемых в статье расходов осуществляется в соответствии с нормами Указаний № 65н в зависимости от содержания заключенного договора и экономической сущности операции.
  3. Операции отражаются согласно положениям, приведенным в инструкциях № 157н, 183н.
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Федеральный закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В том числе их частей, предметов дополнительного оборудования.

Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».

Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Распоряжение Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных средств на автомобильном транспорте».

    С. Валова , редактор журнала «Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности»