Error: не определено #11234. Краткое житие преподобного сергия радонежского. Преподобный Сергий Радонежский

Краткое житие преподобного сергия радонежского. Преподобный Сергий Радонежский

Имя Сергия Радонежского известно каждому верующему человеку. Сергий Радонежский был монахом, именно он основал известный Троицкий монастырь. В православной церкви он отнесён к лику святых и преподобных, его считают самым великим подвижником Руси. За свою жизнь Сергий внёс огромный вклад в культуру не только церкви, но государства в целом. Он является те человеком, который смог изменить систему монашества на Руси.

Детство святого

Местом рождения преподобного стало село Варница, которое расположено близ Ростова. Варфоломей (имя Сергия при крещении) был рождён в семье зажиточных людей Кирилла и Марии.

Что касается даты рождения Сергия, то до сих пор у историков нет единого мнения на этот счёт. Изначально считалось, что Варфоломей родился весной или летом в 1322 году. В рукописях учёных церкви XVIII века упоминалась дата 4 мая 1319 года. Нынешние исследователи предполагают, что преподобный был рождён в 1314 году, 3 мая. Известный историк Аверьянов К. А. говорит, что даже сейчас нет согласия среди учёных по этому вопросу. Сам Аверьянов считает, что святой был рождён 1 мая 1322 года. Из-за того, что мнений очень много, и все они разные, популярный писатель В. Распутин утверждает, что год рождения Сергия был утерян.

Когда Варфоломею исполнилось 7 лет, его стали обучать грамоте. Он посещал церковную школу не один, с ним ходили его братья: Пётр и Стефан. У братьев учиться получалось довольно, что нельзя сказать о самом Варфоломее. Он сильно отставал по учёбе, что вызывало огорчение у родителей и гнев учителей. Варфоломей старался изо всех сил, но у него ничего не получалось.

Но однажды всё изменилось. Бедность накрыла семью с головой, и ей пришлось переехать. Новым местом стал город Радонеж. Там произошло событие, которое изменило и предопределило всю будущую жизнь Варфоломея. Однажды отец отправил Варфоломея в лес найти лошадей, которые потерялись. В процессе поиска лошадей, Варфоломей наткнулся на небольшое поле, где под деревом сидел старый монах и молился. Он подошёл к старику и попросил помолиться за него, за его учёбу. Старик совершил молитву, подарил мальчику кусочек просфоры и уверил, что теперь он будет самым умным среди ровесников. Варфоломей очень обрадовался и пригласил монаха в гости. После знакомства с семьёй мальчика, старый монах сказал родителям: «Он будет велик пред Богом ».

После этого Варфоломей задумывался о том, чтобы связать свою жизнь с монашеством. Став немного постарше, он окончательно это решил. Родители были не против желания сына, но попросили его подождать их смерти, прежде чем идти в монастырь. Дело в том, что Варфоломей оказался единственным сыном, который жил с ними. Пётр и Стефан имели собственные семьи и жили далеко от родителей. Спустя несколько лет Варфоломей похоронил отца и мать, и приступил к достижению своей цели.

Начало жизни монаха

Вскоре после того, как родители скончались, Варфоломей уехал в Хотьково-Покровский монастырь, где находился родной брат Стефан, который стал вдовцом. Пробыли в этом месте братья недолго, Варфоломей уговорил брата организовать пустынь в Радонежском лесу. Здесь они смогли соорудить церковь из дерева во имя Святой Троицы. Варфоломей был приверженником очень тяжёлого аскетичного жизненного уклада. Его брат не смог долго поддерживать Варфоломея, потому что условия были слишком тяжёлыми. Стефан отправился в Богоявленский монастырь, став там настоятелем.

Оставшись в одиночестве, Варфоломей принял постриг от настоятеля одного из церквей Митрофана, Помимо пострига, он принял новое имя – Сергий. В день, когда он принял постриг, был праздник мучеников Сергия и Вакха. В этот момент времени ему исполнилось 23 года.

Основание Троице-Сергиевого монастыря. Деятельность монаха

Спустя некоторое время к святому стали приходить монахи, в итоге была образована небольшая обитель, получившая название Троице-Сергиев монастырь, где Сергий являлся вторым игуменом, после Митрофана. Сергий был олицетворением трудолюбия и благодетельности. Он не разрешал принимать подаяния, призывал своих единомышленников жить от своего труда. Сергий лично являлся для них примером. Известность Сергия быстро росла, и вскоре к нему съезжались буквально все: крестьян до князей.

Многие стали поселяться недалеко от монастыря и отдавать в дар своё имущество. За несколько лет небольшая обитель превратилась в большой монастырь. О Сергии говорили даже в Царьграде: сам Патриарх Филофей отправил грамоту с благодарностью за благодетель святого и призывал ввести режим строгого общинножития. С благословения митрополита Алексея, Сергий установил общинножитие, которое стало примером для других монастырей. Алексей очень любил и уважал Сергия, хотел сделать его своим преемником, но Радонежский ответил отказом.

По рассказам современников, Сергий мог простыми словами мог оказывать воздействие на самые грубые сердца, не раз ему удавалось примирить враждующих князей. Кроме этого, Сергий всех призывал подчиняться великому московскому князю. Во многом именно благодаря ему все князья смогли собраться перед Куликовской битвой. Говорят, что один князь, прежде чем поехать на поле битвы, прибыл к Сергию для молитвы. Сергий благословил его и предсказал триумф. По одной их версий, Сергий отпустил с ним двух православных монахов: Пересвета и Ослабю, хотя по законам церкви служители не должны участвовать в битвах.

Говорят, что князь Дмитрий Иванович, подойдя к Дону, долгое время сомневался, стоит ли ему передвигаться через реку или нет. Только когда пришла одобрительное письмо от Сергия Радонежского, которое призывало в скором времени на врага, князь начал действовать.

Дмитрий Иванович сильно уважал игумена, а после Куликовской битвы и вовсе стал относиться к нему по-особенному. В 1389 году он призвал Сергия Радонежского для скрепления духовного завещания, которое узаконивало новые правила престолонаследия.

Смерть Сергия

Преподобный дожил до глубокой старости. В конце своей жизни он выбрал в качестве преемника своего ученика Никона и сделал его настоятелем монастыря. Перед самой смертью Сергий вызвал единомышленников и сказал слова завещания. Известны эти строки:
«Внимайте себе, братие, всех молю: прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и любовь нелицемерную; к сим и страннолюбие, и смирение с покорением, пост и молитву. Пища и питие в меру; чести и славы не любите, паче же всего бойтеся и поминайте час смертный и Второе пришествие ».
Жизнь Радонежского закончилась в 1392 году, 25 сентября.

Как гласит предание, Кирилл и Мария – родители Сергия Радонежского – жили в деревне около Ростова Великого. Жили очень просто. Были людьми тихими, спокойными, верующими.

Еще до своего рождения Сергий проявил себя не как обычный человек. Когда его беременная мать была в церкви, он кричал так, что слышали окружающие и поражались этому. Родители решили посвятить свое дитя Богу. После этого женщина стала усиленно поститься и молиться. Третьего мая Мария родила сына, которого назвали Варфоломеем.

После рождения младенец не желал брать грудь матери, если она питалась мясной пищей. Пришлось Марии поститься и дальше. На сороковой день после рождения мальчика крестили.

В семь лет Варфоломея отправили в школу. Но учеба не давалась мальчику, чему очень огорчались и он, и его родители. И вот в один из дней отрок встретил в лесу монаха и рассказал ему о своей беде. Святой человек встал вместе с Варфоломеем на молитву, дал ему кусочек просфоры и сказал, что от Бога мальчик уразумеет грамоту. С того момента Варфоломей стал учиться хорошо. Взрослые поражались этому.

Когда Варфоломей подрос, то продолжал усиленно молиться и поститься, и стал испрашивать у родителей благословения уйти в монастырь. Но Кирилл и Мария попросили его ухаживать за ними, потому что они стары и слабы и не могут сами вести хозяйство. Варфоломей согласился.

После смерти родителей юноша осуществил свою заветную мечту. В двадцать три года он отдал свою долю наследства родственникам и подстригся в монахи под именем Сергий. Затем он отправился в глухой лес, где построил деревянную церковь. Жизнь мужчины была тяжела. Он молился, постился, работал не покладая рук, часто голодал. В лесу к Сергию стал приходить медведь, монах подкармливал его. Постепенно зверь стал почти ручным. Год длилась эта дружба человека и лесного зверя.

Слухи о Сергии распространялись. Разные люди стали приходить и проситься жить вместе с ним. Постепенно среди леса был выстроен монастырь. Сергия назначили игуменом, хоть он и был против этого. Жили монахи бедно, много трудились. Беспрестанно молились и постились.

Возделывали огород, но еды не всегда хватало. Иногда монахи выживали только благодаря помощи извне. Сергий работал наравне со всеми. Монастырь разрастался. Приходили новые люди, желающие жить вдали от света и познавать Бога. Они строили кельи подсобные помещения, вспахивали и засаживали поля. Вскоре маленький монастырь превратился в Троице-Сергиеву лавру. Сергия стали звать Радонежским. Прославился он, как великий молитвенник и чудотворец.

Однажды, во времена, когда Русь еще платила дань татаро-монгольскому игу, князь Димитрий Донской собрал войско для последней битвы с Мамаем. И для благословения посетил Сергия Радонежского, т.к. слышал о чудесах и о предсказаниях святого. Князь получил благословение на битву. Дмитрий Донской победил.

Умер святой в конце четырнадцатого века. Чувствуя, что уже умирает, Сергий собрал вокруг себя братию, помолился и отдал душу Богу.

Сергия Радонежского издревле почитают на Руси. Он жил в XIV веке, прославился большим количеством чудес. Главным из них считают помощь в Куликовской битве. Посвятив себя служению Богу, Сергий открывал храмы, помогал бедным и наказывал жадных.

Житие Сергия Радонежского, краткое содержание которого насчитывает более 40 глав, было составлено в XV веке его учеником, писателем Епифанием Премудрым. Он являлся монахом построенной Сергием Лавры. В XX веке житие святого явилось трудом историка, кандидата наук Бориса Михайловича Клосса. Он проанализировал порядка 400 рукописей с упоминанием чудесных способностей святого, открыл новые факты его жизни.

Значение личности для истории

Житие Сергия Радонежского Епифания Премудрого читать сложно для людей далёких от церкви. Более сорока глав биографии святого расписаны со ссылками на Священное Писание. В каждой Епифаний подробно описывает божью благодать, спустившуюся на Сергия.

«Житие преподобного отца нашего Сергия игумена Радонежского» он начал писать ещё при жизни святого с его слов. Верными помощниками для него стали иеромонах Пахомий Логофет и старец Симон Азарьин.

Кратко житие Сергия Радонежского для детей включено в школьную программу начальных классов (2-4-й класс). Оно написано по плану Епифания, но доступным простым языком. Личность Сергия в становлении Руси и Православной имеет большое значение.

Открыл для Запада личность Святого Сергия Радонежского Борис Зайцев. Это первый автор, познакомивший в начале XX века иностранцев с преподобным русским святым.

Чудо рождения

Семья Марии и Кирилла, проживающая в Ростове, ожидала появления на свет второго ребёнка. Во время беременности мать придерживалась поста, посещала церковные богослужения, литургии, соблюдая все религиозные правила христианства.

На одной из служб в выходной день Мария была сильно напугана. Ее ребёнок, ещё в утробе троекратно прокричал. Стоящие рядом люди начали искать младенца в церкви, а когда узнали, что он ещё не рожден, то многие покинули беременную недобрыми взглядами .

Со слезами на глазах Мария вернулась домой и рассказала о случившемся мужу. В тот момент она решила, что обязательно посвятит ребёнка Господу, если родится мальчик. Младенец родился здоровым, но своенравным.

Малыша покрестили именем Варфоломей на сороковой день после рождения. Родители рассказали настоятелю о криках его из утробы во время литургии. Священнослужитель успокоил Марию и Кирилла, сказав, что мальчик станет служителем Святой Троицы и великим человеком.

Варфоломей с младенчества придерживался поста:

  1. Не брал грудь матери после употребления ею в пищу мяса.
  2. Отказывался от молока кормилицы, желая только материнское.
  3. Не брал грудь в среду и пятницу.

Неподдающаяся грамота

У Варфоломея был старший брат Стефан и младший Петр. Когда мальчики подросли, родители отдали их обучаться грамоте. У среднего сына ничего не получалось, в то время как братья его совершенствовали знания с каждым днём.

Однажды Кирилл отправил сына на поиски жеребят. Варфоломей увидел молящегося под дубом старца, подошёл к нему и поведал о боли своей с просьбой помолиться за его успехи. Старец внимательно выслушал отрока , прочитал молитву, затем протянул мальчику кусочек просфоры.

Старец объяснил мальчику, что с этого момента у него не будет проблем с грамотой, способности ему дарует сам Бог. Варфоломей уговорил благодетеля посетить родительский дом. Мария и Кирилл приготовили угощения, но сначала старец с мальчиком прошли в небольшую домашнюю часовню.

Старец объяснил, что их ребёнок особенный, выбранный и отмеченный Господом для службы Священному Писанию. После слов о том, что Варфоломей будет величественным человеком и не предаст веру, старец покинул дом. Мальчик начал проверять свои возможности и радовался тому, что может прочитать и понять любой текст.

Варфоломей не играл с другими детьми, проводя свободное время в церкви на богослужениях. Особенно интересно для него было Священное Писание . Мария, обеспокоенная поведением сына, просила его не мучить себя.

Семья, спасаясь от разорения, переезжает в Радонеж. Петр и Стефан обзавелись семьями и покинули отчий дом. Варфоломей просил разрешения постричься в монахи, но родители попросили не бросать их одних и позаботиться до смерти. Мария и Кирилл приняли монашеский постриг и разошлись по монастырям, где умерли через некоторое время. Варфоломей почтил их молитвами, отдал положенное наследство младшему брату Петру, а сам отправился к Стефану, который принял постриг в Хотьково - Покровском монастыре после смерти супруги.

Жизнь в пустыне

Варфоломей уговорил Стефана отправиться на поиски пустынного места. В лесу они построили хижину и срубили небольшую церковь. Старший брат не выдержал тяжести затворничества и вернулся в Москву, где выбрал для служения Богоявленский монастырь.

Варфоломей призвал к себе игумена Митрофана. 7 октября он совершил постриг Варфоломея, нарекая его Сергием в честь памяти святых Сергия и Вакхы. Пробыв ещё несколько дней в пустынной обители, игумен отправился обратно, дав наставления молодому монаху.

Сергий много времени проводил в молитве. Его пытались выгнать бесы во главе с дьяволом , но были сражены молитвенными текстами и крестным знамением.

К хижине приходили дикие звери, на протяжении года преподобный делился хлебом с медведем. Многие монахи приходили в обитель Сергия и просили остаться. Он не разрешал, понимая, что не каждый из них вытерпит тяготы и лишения. Некоторые оставались, Сергий не прогонял, но предупреждал о тяжёлой жизни.

Каждый из монахов самостоятельно устроил себе келью. По достижению дюжины жилища монахов обнесли забором. Они служили заутренню, вечерние службы, а на дневную приглашали священника.

Игумен, постригший Сергия в монахи, умер. Юный инок взмолился о даровании нового духовного настоятеля обители, отказываясь от просьбы братьев стать игуменом и священником. Монах направился в Переславль просить епископа о выделении игумена для его пустынной обители. Епископ выполнил делание братии монахов и повелел Сергию принять сан игумена и священника.

Игумен Сергий

Сергей продолжал свою скромную и праведную жизнь, читая молитвы и литургии. Он учил своих братьев-монахов:

  • Соблюдению заповедей.
  • Терпению и выносливости.

Сергий не терпел жалоб и не позволил своим подопечным просить еды, считая, что все нужно заработать своим трудом. Со временем число монахов увеличивалось. Стефан привёл к Сергию младшего сына Ивана. Его постригли с именем Федор.

За время служения Господу Сергий совершил несколько чудес:

Не всем монахам нравилось управление Сергия. Однажды старший брат Стефан нелестно выразился о его методах. Преподобный оставил церковь Святой Троицы и отправился к реке Киржач. Там он построил новую обитель и стал обживаться, но митрополит просил вернуться к прежнему месту служения.

Сергий не ослушался, а в каждом построенном монастыре стали игуменами и священниками ученики преподобного. Некоторые позже ушли строить собственные церкви.

Сергий знал о кончине за полгода и просил не хоронить его в церкви. Но Киприан велел положить тело сбоку монастыря. С тех пор мощи преподобного хранятся в Троице-Сергиевой Лавре Москвы.

Сергий Радонежский (ок. 1314-1392) почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. Он основал Троице-Сергиеву лавру под Москвой, которая раньше называлась Троицкий монастырь. Сергий Радонежский проповедовал идеи исихазма. Понимал он эти идеи по-своему. В частности, он отверг мысль, что только иноки войдут в царство Божее. «Спасуться все добрые», - учил Сергий. Он стал, пожалуй, первым русским духовным мыслителем, который не только подражал византийской мысли, но и творчески развивал ее. Память о Сергии Радонежском особенно почитаема в России. Именно этот монах-подвижник благословил Дмитрия Московского и его двоюродного брата Владимира Серпуховского на бой с татарами. Его устами, русская церковь впервые призвала к борьбе с Ордой.

О жизни преподобного Сергия мы знаем от Епифания Премудрого - мастера «плетения словес». «Житие Сергия Радонежского» было написано им на склоне лет в 1417-1418 гг. в Троице-Сергиевом монастыре. По его свидетельству, в 1322 г. у ростовского боярина Кирилла и его жены Марии родился сын Варфоломей. Некогда эта семья была богата, но затем обеднела и, спасаясь от преследований слуг Ивана Калиты, около 1328 г. вынуждена была переселиться в Радонеж - город, принадлежавший младшему сыну великого князя Андрею Ивановичу. В семилетнем возрасте Варфоломея стали обучать грамоте в церковной школе, учение давалось ему с трудом. Он рос тихим и задумчивым мальчиком, у которого постепенно возникло решение уйти от мира и посвятить свою жизнь богу. Его родители и сами приняли постриг в Хотьковском монастыре. Там же обет монашества принял его старший брат Стефан. Варфоломей, завещав имущество младшему брату Петру, отправился в Хотьково и стал монашествовать под именем Сергия.

Братья решили покинуть монастырь и поставили в лесу, в десяти верстах от него келью. Вместе срубили церковь и освятили ее в честь Св. Троицы. Около 1335 г. Стефан не выдержал тягот и ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив Сергия одного. Для Сергия начался период тяжелых испытаний. Его уединение длилось около двух лет, а затем к нему стали стекаться иноки. Построили двенадцать келий, обнесли оградой. Так в 1337 г. зародился монастырь Троице-Сергиевский монастырь, а Сергий стал его игуменом.

Он руководил монастырем, но это руководство не имело ничего общего с властью в обычном, светском смысле этого слова. Как говорится в «Житии», Сергий был для всех «точно купленный раб». Он рубил кельи, таскал бревна, выполнял трудные работы, исполняя до конца обет монашеской бедности и служения ближнему. Однажды у него закончилась еда, и он, проголодав три дня, отправился к монаху своей обители некоему Даниилу. Тот собирался пристроить сени к своей келье и ждал плотников из села. И вот игумен предложил Даниилу выполнить эту работу. Даниил испугался, что Сергий с него много попросит, но тот согласился работать за гнилые хлеба, которые есть уже было нельзя. Сергий работал целый день, а вечером Даниил «изнесе ему решето хлебов гнилых».

Также, согласно сведениям Жития он «пользовался всяким случаем завести обитель, где находил то нужным». По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей. В 1365 г. послал его в Нижний Новгород мирить ссорившихся князей. По пути, мимоходом, Сергий нашел время устроить пустошь в глуши Гороховецкого уезда на болоте при реке Клязьме и воздвигнуть храм Святой Троицы. Он поселил там «старцев пустынных отшельников, а питались они лыками и сено по болоту косили». Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками, например, Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский). Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Умер Сергий 25 сентября 1392 г. и вскоре был канонизирован. Произошло это еще при жизни людей, знавших его. Случай, более никогда не повторявшийся.

Через 30 лет, 5 июля 1422 г., были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет. Поэтому этот день является одним из дней памяти святого.11 апреля 1919 г., во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. О предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому, и при его участии (чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения) глава преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви глава преподобного Сергия хранилась отдельно. В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены Церкви. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Сергий Радонежский воплотил идею общежитийного монастыря на Руси. Ранее монахи, уходя в монастырь, продолжали владеть имуществом. Встречались бедные и богатые монахи. Естественно, бедные скоро становились служками у более обеспеченных собратьев. Это, по мнению Сергия, противоречило самой идее монастырского братства, равенства, устремленности к Богу. Поэтому в своем Троицком монастыре, основанном недалеко от Москвы у Радонежа, Сергий Радонежский запретил монахам иметь частное имущество. Свое богатство они должны были отдавать монастырю, который становился как бы коллективным владельцем. Имущество, в частности земля, нужны были обители, только для того, чтобы инокам, посвятившим себя молитве, было чем питаться. Как мы видим, Сергий Радонежский руководствовался самыми высокими помыслами и боролся с монашеским богатством. Ученики Сергия стали основателями многих монастырей подобного типа. Однако в дальнейшем общежитийные монастыри стали крупнейшими земельными собственниками, обладавшими, кстати, и большим движимым богатством — деньгами, драгоценными вещами, полученными как вклады на помин души. Троице-Сергиев монастырь при Василии II Темном получил невиданную привилегию: его крестьяне не имели права перехода в Юрьев день — так, в масштабе одной монастырской вотчины впервые появилось на Руси крепостное право.

В первой половине XIV века возникла знаменитая Троице-Сергиева Лавра. Основатель ее преподобный Сергий (в миру Варфоломей) был сыном Ростовских бояр Кирилла и Марии, переселившихся ближе к Москве в селение Радонеж. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте. Он всей душой жаждал учения, но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Монах молился. Отрок подошел к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: "Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания". Благодать эта действительно сошла на отрока: Господь дал ему память и разумение, и отрок стал легко усваивать книжную мудрость.

После этого чуда в юном Варфоломее еще более окрепло желание служить только Богу. Ему хотелось уединиться по примеру древних подвижников, но любовь к родителям удерживала его в родной семье. Варфоломей был скромен, тих и молчалив, со всеми был кроток и ласков, никогда не раздражался и обнаруживал совершенное повиновение родителям. Обыкновенно он вкушал только хлеб и воду, а в постные дни совершенно воздерживался от пищи. После смерти родителей Варфоломей предоставил наследство своему младшему брату Петру и вместе со старшим братом Стефаном поселился в 10 верстах от Радонежа, в глубоком лесу около речки Кончюры. Братья рубили лес своими руками и построили келью и малую церковь. Эту церковь священник, посланный митрополитом Феогностом, освятил в честь Святой Троицы. Так возникла знаменитая обитель преподобного Сергия.

Вскоре Стефан оставил своего брата и стал настоятелем Богоявленс-кого монастыря в Москве и духовником великого князя. Варфоломей же, постриженный в монашестве с именем Сергий, около двух лет подвизался один в лесу. Нельзя и представить, сколько искушений перенес в это время юный монах, но терпение и молитва преодолели все трудности и диавольские напасти. Мимо келии преподобного Сергия целыми стаями пробегали волки, приходили и медведи, но ни один из них не причинял ему вреда. Однажды святой пустынник дал хлеба пришедшему к его келье медведю, и с тех пор зверь стал постоянно навещать преподобного Сергия, который делил с ним свой последний кусок хлеба.

Как ни старался святой Сергий скрывать свои подвиги, слава о них распространилась и привлекла к нему других иноков, желавших спасаться под его руководством. Они стали просить Сергия принять сан священника и игумена. Сергий долгое время не соглашался, но видя в их неотступной просьбе призвание свыше, сказал: "Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню". Это было в 1354 г., когда святитель Алексей вступил на кафедру московского митрополита.

Жизнь и труды преподобного Сергия в истории русского монашества имеют особое значение, потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города обитель с общиножитием. Устроенная на новых началах обитель Святой Троицы сначала во всем терпела крайнюю скудость; ризы были из простой крашенины, священные сосуды были деревянные, в храме вместо свечей светила лучина, но подвижники горели усердием. Святой Сергий подавал братии пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непоколебимого упования на помощь Божию. В трудах и подвигах он шел первым, а братия следовала за ним.

Однажды в обители совсем истощился запас хлеба. Сам игумен, чтобы заработать несколько кусков хлеба, собственноручно построил сени в келье одного брата. Но в час крайней нужды, по молитвам братии неожиданно подавалась обители щедрая помощь. Через несколько лет после основания обители около нее стали селиться крестьяне. Невдалеке от нее шла большая дорога к Москве и на север, благодаря чему средства обители стали возрастать, и она по примеру Киево-Печерской Лавры стала щедро раздавать милостыню и принимать на свое попечение больных и странников.

Слух о святом Сергии достиг Константинополя, и патриарх Филофей прислал ему свое благословение и грамоту, которой утверждались новые порядки пустынного общиножития, заведенные основателем Свято-Троицкой обители. Митрополит Алексей любил преподобного Сергия, как друга, поручил ему примирять враждовавших князей, возлагал на него важные полномочия и готовил себе в преемники. Но Сергий отказался от этого избрания.

Преподобный Сергий Радонежский. Икона с житием, 1-я треть XVI века. Мастерская Феодосия

Однажды митрополит Алексей хотел возложить на него золотой крест в награду за труды, но Сергий сказал: "От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете" - и решительно отклонил от себя эту почесть.

Великий князь Димитрий Иванович, прозванный Донским, чтил преподобного Сергия, как отца, и просил у него благословения на борьбу с татарским ханом Мамаем. "Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию", - сказал ему святой старец и дал ему в сподвижники двух своих иноков: Пересвета и Ослябю, которые пали героями в Куликовской битве.

Преподобный Сергий Радонежский. Икона, XVII век

Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Один раз явилась ему в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители. В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители. Через 30 лет после его блаженной кончины (25 сентября 1392 г.) открылись его святые мощи.

***

Молитва преподобному Сергию Радонежскому:

  • Молитва преподобному Сергию Радонежскому . Преподобный Сергий Радонежский - один из самых прославленных русских святых. Основатель Троице-Сергиевой Лавры, учитель и наставник многих десятков русских святых. Преподобный стал поистине игуменом и заступником всей Русской Земли, образцом кротости и смирения для монахов и мирян. Преподобному Сергию молятся о помощи в учении, в иноческом делании, о преодолении страстей, о возрастании веры, о сохранении Отечества от нашествия иноплеменных