Использование обучающих компьютерных игр в учебном процессе общеобразовательной школы. Как превратить компьютерные игры в урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Меркулова У.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №42»

г.Братск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Внедрение компьютерных технологий в структуру урока становится неотъемлемой частью изучения многих школьных дисциплин, что способствует совершенствованию методик преподавания, развитию межпредметных связей, повышению качества знаний учащихся в целом за счет усиления индивидуализированного подхода.

Процесс обучения включает такие основные фазы, как приобретение новых знаний и навыков, их закрепление, диагностика и контроль. Одним из дидактических приемов, применяемых для закрепления знаний, диагностики и контроля, является использование игровых методов обучения.

Компьютерные игры не заменяют обычные игры, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Помогают ли они учителям обучать детей или дети просто играют?

Мнения многих учителей и ученых о том, что использование компьютерных игр на уроке и даже во внеклассной работе нежелательно аргументируется отрицательными последствиями их использования. Другие, напротив, предлагают чаще прибегать к компьютерным играм, порой очень сильно переоценивая их возможности. Но даже самую хорошую компьютерную обучающую игру применять в процессе обучения необходимо в нужное время, в нужном месте (т.е. на нужном этапе урока) и в необходимом количестве, соблюдая медицинские требования.

Под игрой мы понимаем такой вид деятельности, который характеризуется взаимодействием игроков, действия которых ограничены правилами и направлены на достижение какой-либо цели.

Особенностью компьютерных игр является то, что в качестве одного из игроков здесь выступает компьютер.

В обучающей компьютерной игре можно приобретать знания, умения и навыки посредством деятельности по заданным правилам. В них необходимо выделять два компонента: обучающий и игровой. На уроке один из компонентов может преобладать, т.е. игра во время обучения и обучения во время игры.

Если преобладает обучающий компонент, то игра предоставляет широкие возможности, связанные с восприятием знаний, умений и навыков, их применением, отработкой. В случае же преобладания игрового компонента игра может использоваться в качестве средства для наглядности и повышения мотивации к обучению.

Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. Вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Рассмотрим особенности некоторых видов компьютерных игр и их роль в развитии ребенка.

1) АДВЕНТУРНЫЕ (приключенческие). Оформлены как мультипликационный фильм, но с интерактивными свойствами – возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных задач необходимо обладать неплохой сообразительностью и развитым логическим мышлением. К сожалению, большинство игр предполагают длительную работу за компьютером. В то время как дети 7 лет за ПК могут работать только 10 минут. Кроме того, данный вид игр является мощным раздражителем, следовательно, гиперактивным детям не рекомендуется с ними работать.

2) СТРАТЕГИИ. Основная цель – завоевание вражеских поселений, заключение необходимого союза, набор фиксированного количества очков, управление ресурсами, войсками, энергией и т.п. Подобные игры развивают в ребенке усидчивость, способность к планированию своих действий, тренирует многофакторное мышление. К сожалению, не подходят детям младшего школьного возраста из-за большой продолжительности по времени.

3) АРКАДНЫЕ. Для данного вида игр характерно поуровневое дробление игры, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии. Система набора очков и бонусов, предоставляемых за особые заслуги, такие как быстрота прохождения, победа над сильным врагом, нахождение секретных дверей и т.п. Тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуется гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых.

4) РОЛЕВЫЕ. Целью может быть отыскание определенного артефакта, человека или заклинания. Путь к достижению намеченной цели обычно преграждают враги, с которыми следует вступить в бой или обмануть хитростью. Главный принцип – использование нужного персонажа в нужном месте и в нужное время. Как и аркадные игры тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуется гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых.

6) СИМУЛЯТОР. Имитаторы (авто-, авиа -, спортивный и т.п.). Позволяют попробовать свои силы в новых ситуациях. Тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуется гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых.

7) ЛОГИЧЕСКИЕ. Головоломки, задачи на перестановку фигур, составление рисунка, обучающие чтению, письму и т.п. Как правило, разбиты на отдельные задачи, что позволяет регламентировать время работы ребенка на компьютере. Способствуют развитию мышления, памяти, внимания.

При неправильном подборе игровых программ, в частности основанных на агрессивности или чистой развлекательности, возможно, такое нежелательное психологическое явление, как вытеснение интересов. Это может проявляться в нежелании общаться с друзьями, заниматься учебой, общественной жизнью, в "уходе" в виртуальный мир компьютера. Поэтому для работы с детьми начальных классов целесообразно использовать именно логические игры.

Компьютерные игры позволяют не только реализовывать развивающие функции, но и решать задачи адаптации ребенка к жизни в современном информационном обществе.

Во-первых, компьютерные игры позволяют расслабиться. Смена деятельности является отдыхом, поэтому совершенно естественно, что дети после интеллектуальной или физической нагрузки с удовольствием играют в компьютерные игры.

Во-вторых, компьютерные игры позволяют освоить различные формы общения, в том числе реализовать совершенно новые и необычные способы взаимодействия играя вдвоем или небольшой группой сверсников.

В-третьих, компьютерные игры оказывают психотерапевтическое воздействие. Многим детям они позволяют избавиться от чувства неполноценности: часто то, что не получается у детей в реальной жизни, легко реализуется с помощью компьютера

В-четвертых, компьютерные игры позволяют ребенку моделировать различные реальные и предполагаемые жизненные ситуации . Подобные эксперименты позволяют ребенку "проиграть" множество ситуаций, которые он в последующем мог бы реализовать в жизни.

В-пятых, компьютерные игры могут помочь ребенку в самореализации.

В-шестых, коррекционный эффект при работе с детьми с ограниченными возможностями. Многие дети впервые начинают обучение, им становится доступной большая часть информации с помощью ПК, они осваивают речь, получают знания об окружающем мире и о себе.

Педагогам и родителям следует при выборе жанра игры учитывать возраст, темперамент и интересы ребенка.

Для младших школьников лучше выбирать логические игры, игры – симуляторы. Они, как правило, не продолжительны по времени, направлены на развитие мышления, внимания, памяти, скорости реакции у детей.

По времени игра для дошкольников не должна превышать 10-15 минут.

При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развиваются внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляются интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним. Педагогам следует помнить, что в младшем школьном возрасте главная задача – воспитание психологической готовности к применению ПК и создание чувства комфортности в процессе работы. Младший школьный возраст самый обучаемый; знания, умения и навыки, полученные в начальной школе, становятся основой и средством всей последующей познавательной деятельности. Таким образом, именно в этом возрасте необходимо формировать культуру использования компьютерных игр в жизни современного человека.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Асаинова, А. Ж. Формирование учебно-познавательной компетентности школьников в процессе обучения информатике / А. Ж. Асаинова // Математика и информатика: наука и образование. - 2003. –№ 3. – 180 с.
  2. Лыскова, В. Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в условиях учебно-информационной среды / В. Ю. Лыскова. – Тамбов: Стиль, 1997. - 380 с.
  3. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин.– М.: Педагогика, 2003.- 77 с.
  4. Методика преподавания информатики / М. П. Лапчик [и др.]; под общей ред. М. П. Лапчика. – М.: Академия, 2003. – С. 110 - 114.
  5. Могилева, В.Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером / В.Н. Могилева. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
  6. Моторин, В. В. Воспитательные возможности компьютерных игр / В. В. Моторин // Дошкольное воспитание. – 2000. - №11. – С. 53 – 57.
  7. Первин, Ю. А. Курс «Основы информатики» для начальной школы / Ю. А. Первин // Информатика и образование. – 2002. - №12. – С. 21 – 29.

Мы изучили несколько монографий и докладов, а также первый выпуск International Journal of Game-Based Learning , чтобы выделить основные темы актуальных исследований. Остановились на следующих вопросах: классификация игр, сопоставление геймплея и классических педагогических теорий, а также развитие эмоционального интеллекта.

Типология игр для образования

В цифровых играх нет устоявшегося деления на жанры, поэтому каждому учителю приходится, так или иначе, формулировать собственные категории и решать, какая из игр лучше подходит для определённых целей. Исследователь из Ньюкасла Никола Уиттон выделяет сразу несколько критериев, на которые могут ориентироваться педагоги.

Основываясь на разных мотивах разработки игр, можно выделить четыре типа. Это коммерческие развлекательные игры, готовые успешные игры, в которые вносятся изменения для удобства преподавателей (например, ), специальные образовательные игры, а также игры, созданные самостоятельно педагогами или учениками.

Создатели образовательных игр оперируют намного меньшим бюджетом, чем коммерческие геймдизайнеры, что отрицательно сказывается на том, как они выглядят. Если развлекательные игры конкурируют за внимание геймера, что во многом стимулирует развитие индустрии, то обучающие игры зачастую распространяются централизованно по школам. В итоге ученики не получают эстетического переживания, которое хорошо запоминается. О вопросах эстетики в связи с видеоиграми и обучением в этом году вышла даже отдельная монография Aesthetics and Design for Game-based Learning .

О реалистичности зачастую говорят как о визуальном подобии. Хотя есть ещё как минимум два типы взаимоотношений действительного мира и игры. Индексальная симуляция означает, что в виртуальном мире сохранена только одна из характеристик предметов (отличный пример такой игры — ). Символическая же — основывается на условности, которую должен усвоить игрок. Так, в классической игре Супермарио нужно прыгнуть на персонажа, чтобы его убить — в этом нет никакой логики, но это одна из конвенций в игре, которую нужно понять и запомнить для успешного прохождения.

В развлекательной игре правила бывают очень сложными и неочевидными, так как изучение игрового мира и его условностей — становятся для многих одним из удовольствий. Игры для образования, напротив, должны существовать по очевидным и простым правилам, чтобы интересная форма не отвлекала от обучающего содержания. Учителя ограничены во времени, поэтому хотят максимального контроля и предсказуемости при использовании видеоигр.

Как же сделать правильный выбор в таком многообразии?

В качестве идеального варианта применения компьютерным играм в классе большинство экспертов считают дать возможность ученикам самостоятельно их создавать. Профессор австрийского университета прикладных наук FH Joanneum Майя Пивеч следующий аргумент: «Прежде чем они ее придумают, им придется изучить тему — в таком случае учитель будет выступать в роли руководителя, который направляет учеников, указывает на источники информации и следит, чтобы они не допускали фактических ошибок. Однако идея и процесс игры будут целиком принадлежать детям. Они получат более активную роль, будут не только повторять услышанное или прочитанное, а творить и изобретать».

Говоря о наиболее подходящих для преподавания по ним жанрах коммерческих игр другой эксперт по теме, Джон Коллик три примера: «Применительно к старшим ученикам лучший выбор — стратегии в реальном времени (RTS), например, Europa Universalis (в этой игре пользователь управляет одним из государств на протяжении нескольких веков — прим. ред.). RTS развиваются по определённой логике, подстраивающейся под каждое новое действие. При этом исторические факты присутствуют в качестве контекста игрового процесса и усваиваются по ходу него. Другой интересный вид компьютерных игр — это те, основная задача в которых заключается в распределении ограниченных ресурсов, к примеру, FTL: Faster Than Light (игроку в ней нужно управлять космическим кораблём и несколькими находящимися на борту членами экипажа — прим. ред.). Ну и, конечно, многопользовательские ролевые игры (MMORPG) способны выполнить задачи как социализации, так и изучения новой темы».

Видеоигры и эмоциональный интеллект

Есть и другие преимущества многопользовательских ролевых игр. Илэйн Рэйборн из США утверждает , что MMORPG способны в любом возрасте серьёзно развивать эмпатию. Её статья отталкивается от тезиса, что видеоигры, в первую очередь, отражают эмоциональную реальность, а не симулируют физическую.

Эмоциональный интеллект — это способность различать и понимать широкий спектр своих и чужих эмоций и чувств, а также умение использовать эту информацию для содействия собственному мышлению и достижению взаимопонимания с другими. Успешные компьютерные игры могут отвечать на потребность испытывать различные эмоции, так как предоставляют пространство для эксперимента (в любой игре мы совершаем что-то, что не можем или не желаем совершать в обычной жизни).

Повествование ролевых игр устроено таким образом, чтобы воздействовать на любопытство и самооценку игроков. Эмоции зачастую сильно влияют, на то, какие действия мы предпринимаем, игры же позволяют проработать разнообразные сценарии для тех случаев, когда мы испытываем сложные эмоции. В качестве ключевого компонента MMORPG Рэйборн выделяет так называемые «тигельные переживания». Тигель — специальная ёмкость для плавления металлов, способная выдержать очень сильное нагревание. Тигельные переживания — стрессовые ситуации, выход из которых всегда предоставляет возможности для личностного роста. Игры — безопасный способ пережить подобные важные, но не всегда приятные ситуации с определённой долей комфорта.

Есть и другие игры, так или иначе, заставляющие задуматься о роли эмоций в нашей жизни. Джона Коллика, «одна из таких видеоигр недавнего времени — Papers, please (персонаж игры — пограничник, без конца проверяющий документы — прим. ред.) — совершенно странная и просто блистательная. Это отличный пример того, что компьютерные игры могут служить для учеников занимательной иллюстрацией моральных дилемм, присутствующих в нашем мире. В данном случае речь идёт о выборе между тем, чтобы делать, что обязан по долгу службы или нарушить правила и помочь отдельно взятому человеку».

Видеоигры и педагогическая теория

Конечно, нельзя сказать, что видеоигры — это истинная педагогика. Хотя бы потому, что большинство геймдизайнеров ни о чём подобном не задумываются. Тем не менее в геймплее самых обычных игр можно найти немало общего с теориями обучения Дэвида Колба и Льва Выготоского. В докладе европейской организации Schoolnet, поддерживающей развитие технологий для образования, процесс прохождения компьютерных игр сравнивают с учебным циклом по Колбу. Игрок сначала испытывает недоумение, так как не может пройти один из этапов, это заставляет его задуматься над причиной неудачи. Обдумав гипотезу причины поражения, игрок планирует логику действий, которые приведут его к победе. В конце цикла он уже способен самостоятельно оценить правильность или ложность своей гипотезы.

Подобно этому, деление на более простые и более сложные уровни созвучно с понятием Выготского «зона ближайшего развития». Поначалу игрок окружён вспомогательными средствами и выполняет элементарные задачи. Сориентировавшись в правилах игры, на каждом последующем уровне он вынужден быть всё более самостоятельным и сообразительным, чтобы успешно пройти его. Таким образом, пространство игры мотивирует участника взять на себя ответственность за самообучение.


Алексей Морозов

немало споров по двум основным причинам: вред для зрения и большое количество жестокости и насилия в сюжетах игр. Изучив множество монографий и докладов современных ученых, выделим основные темы обсуждения среди педагогов относительно игр и образовательного процесса.


Типы образовательных игр

Компьютерные игры не делятся четко на жанры. Например, исследователь Никола Уиттон, основываясь на том, с каким мотивом они были разработаны, делит игры на 4 типа:
1. Развлекательные, измененные для обучения (Пример. MineCraftEDU);
2. Специальные образовательные, от крупных разработчиков;
3. Игры, которые создают сами преподаватели и ученики.

Бюджеты образовательных игр, по сравнению с коммерческими, просто мизерные. И это достаточно сильно сказывается на их внешнем виде. Развлекательные игры конкурируют за внимание геймера, что во многом стимулирует развитие индустрии, а вот обучающие – чаще всего распространяются исключительно и целенаправленно по школам. Вопросы эстетики образовательных игр, даже исследовались в отдельной , посвященной исключительно этой теме.

Коммерческие игры, как правило, достаточно сложные и непредвиденные. Что касается образовательных, то они, наоборот, должны быть предсказуемыми и простыми, чтобы их внешняя форма, сюжет, дополнительная информации не отвлекали от учебного материала.

Как выбрать правильную образовательную игру?

Практически идеальным вариантом, по мнению экспертов, являются те игры, которые учащиеся создают самостоятельно. Дело в том, что для того, чтобы придумать что-то подобное, нужно подробно изучить тему. Педагог в таком случае направляет школьников к источникам необходимой информации и предотвращает появление ошибок. Но сама идея и весь процесс игры – полностью детское творение. Изучаемый материал, таким образом, запомнится гораздо лучше, чем в случае, когда ребенок его просто прочтет или услышит.

Какие же жанры игр наиболее подходят для педагогических целей? Джон Коллик приводит такие примеры: старшеклассникам лучше всего будут соответствовать стратегические игры в реальном времени. Как пример удачной образовательной игры он приводит стратегию «Europa Universalis», как удачную платформу для изучения истории и географии.

Еще одним интересным вариантов для школьников постарше является та образовательная игра, в которой нужно распределить ограниченные ресурсы. Тут примером может послужить, симулятор космического корабля «FTL: Faster Than Light ». Ну и, конечно же, не сбавляют популярности различные MMORPG, которые выполняют задачи по социализации.

Компьютерные игры и эмоциональный интеллект

Уникальное свойство различать и понимать множество эмоций и чувств, используя эту информацию в собственных целях, имеет название «эмоциональный интеллект»
.
Эмоциональное состояние человека очень влияет на то, какие действия он осуществляет. В играх же прорабатываются различные вариации для случаев, когда игрок может испытать сложные эмоции. Некоторые исследователи в данном контексте выделяют такой ключевой их компонент, как «тигельные переживания ». Это разнообразные стрессовые ситуации, пережив которые человек личностно растет. Благодаря играм можно пережить важные моменты и неприятные обстоятельства.

Существуют и другие варианты, когда они становятся для учеников прекрасной иллюстрацией моральных дилемм, которые есть в реальном мире. Речь в основном идет о таких ситуациях, когда стоит выбор между тем, что человек обязан сделать и тем, чтобы нарушить правила во благо. Классической игрой, основанной на дилеммах и выборе, можно назвать «Dragon Age: Origins»

Компьютерные игры и теория педагогики

Конечно же, компьютерные игры нельзя назвать настоящей педагогикой. Но даже в самых популярных в мире коммерческих играх можно найти нечто общее с теориями обучения. Эту тему исследовала корпорация Schoolnet , содействующая развитию современных разработок для образования. Представители данной организации сопоставляют компьютерные игры с учебным циклом по Колбу. Когда игрок не может пройти то или иное испытание, он задумывается о причине неудачи, далее планирует последовательность действий, которые нужно совершить для выигрыша. В результате геймер самосильно оценивает правильность сделанного выбора или ложность своих предположений.

Нечто подобное наблюдается и при делении игры на сложные и простые уровни. Поначалу игра предполагает выполнение простейших задач с использованием дополнительной информации. После, когда человек уже полностью ознакомлен с ее правилами, ему предлагается стать более самостоятельным и сообразительным для успешного прохождения уровней сложнее. Таким образом, компьютерные игры мотивируют человека взять на себя ответственность за самообучение.

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 7 г Мончегорск

Компьютерные игры, как электронный образовательный ресурс.

Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь».

В 90-е годы ХХ века в печати, по радио и телевидению настойчиво звучал призыв: «Купите ребёнку компьютер, и с образованием у него всё будет хорошо!». Многие купили, и ничего не произошло. Через некоторое время – новый лозунг: «Подключите домашний компьютер к Интернету, и все проблемы учёбы будут решены!». Подключили, и снова ничего не случилось.

Проблема, конечно, заключалась в отсутствии в то время соответствующих Электронных Образовательных Ресурсов (ЭОР). Школьник играл в компьютерные игры, развлекался в чатах и форумах и это, только отвлекало его от учёбы.

В начале ХХI века появился новый призыв: «Интернет без опасности!», так как использование Интернета детьми стало не только полезно, но уже и небезопасно. Практика показывает, что учащиеся используют компьютер и Интернет в основном не для обучения, а для общения и развлечений.

На самом же деле компьютер и цифровые игры обладают огромным образовательным потенциалом. Они заставляют работать сразу несколько каналов восприятия ученика (зрение, слух), они интерактивны. Интеллектуальные компьютерные игры давно используются для обучения водителей, врачей, летчиков, менеджеров. Задача учителя заинтересовать учащихся интеллектуальными компьютерными играми, используя их в учебном процессе, как образовательный ресурс, который помогает им учиться, познавать мир, мыслить и творить.

Количество домашних компьютеров и ИКT - подготовка российских школьников сегодня достаточно высоки. После проведения всероссийской программы компьютеризации школ, все педагоги имеют возможность использовать новые технологии на своих уроках, обогащая учебно - воспитательный процесс.

Статистика. Интернет исследования доказывают, что ученики, прослушавшие или прочитавшие материал, забывают его в 13 раз быстрее, чем те, кто освоил его в игровой деятельности. Если ребенок одновременно слушал информацию, перед ним были зрительные образы, и он имел возможность действовать, он усваивает 90% материала. Тот, кто только действовал (не слушал текст, не смотрел на картинки), усваивает 80%. Наблюдатели – 40%. Слушатели – лишь 20%. А между тем на обычном уроке дети в первую очередь слушают.

Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребенка - это формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребенка к использованию компьютерных средств в своей учебной деятельности . Задача педагога заключается в эффективном использовании этого потенциала в обучении ребёнка.

Компьютерные игры, включенные в систему образовательного процесса, вносят свой вклад во всестороннее развитие личности ребенка.

Компьютерная игра – это такая тформа учебно-воспитательной деятельности, которая имитирует те или иные практические ситуации, и является одним из средств активизации учебного процесса, способствует умственному развитию. Необходимо учесть, что игровое обучение не является единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность школьников, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся.

В компьютерной дидактике в основном используется два вида игр. Дидактические игры, которые используются как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, требующие от ученика умения разгадывать, расшифровывать, распутывать, а главное – знать предмет, и игры – упражнения, игры - тренинги с использованием занимательных ситуаций.

В ходе интеллектуальной игровой деятельности ребенка, обогащенной компьютерными средствами развиваются:

Теоретическое, практическое и образное мышление;

Воображение, восприятие;

Произвольная память и внимание;

Зрительно-моторная координация;

Познавательная мотивация;

Способность к прогнозированию результата действия;

Умение построить план действий, принять и выполнить задание.

Ученик овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации . Познавательные компьютерные игры вызывают у учащихся большую эмоциональную и интеллектуальную готовность к дальнейшему развитию умственных и творческих способностей.

Практика показывает, что использование компьютерных игр в образовательном процессе

Вызывают интерес и стремление детей к достижению поставленной цели;

Помогают им лучше овладеть знаниями в разных видах деятельности ;

Развивают у детей положительные эмоциональные реакции;

Выявляют пробелы в тех или иных видах учебной деятельности;

Обеспечивают достижение учащимися определенного уровня интеллектуального развития, усвоения пройденного материала необходимого для дальнейшей учебной деятельности.

Применение образовательных компьютерных игр в отличие от других компьютерных игр

(«Стрелялки», «Спортивные тренажеры», «Гонки», «Стратегии», «Ролевые игры», «Приключения», «Бродилки», «Логические»), под руководством педагога компьютерной зависимости не вызывают, так как:

во-первых, в учебно-воспитательном процессе игры применяются строго регламентировано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

во-вторых, строго выверяется область и роль игры на уроке;

в-третьих, если компьютерная игровая деятельность совмещена с практической, реальной деятельностью, то игровая компьютерная деятельность не приводит к зависимости.

Самые несложные компьютерные игры, это различные тренажеры и дети явно предпочитают компьютерный тренинг работе с учебником, специально спроектированные образовательные игры будут полезны каждому.

На своих уроках истории, географии и обществознания, на внеклассных мероприятиях мы используем интеллектуальные компьютерные игры. При их создании мы отдали предпочтение приложениям Microsoft Office, воспользовавшись программой Power Point. Это приложение обеспечивает условия для продуктивной работы учащихся с возможностью самопроверки, самоконтроля и освоения теоретического материала. Именно такие задачи мы ставили при создании компьютерных образовательных игр, используя при этом шаблоны компьютерных презентаций сети Интернета, создавая на их основе свои, наполняя их содержание изученным или изучаемым учебным материалом.

Наша методическая копилка содержит следующие игры: игра - геошанс «Гидросфера»

(Приложение 1), игра - геошанс «Атмосфера», географическая игра «Литосфера», историческое лото «Эпоха Петра I», интеллект-игра «Русь Московская», игра - викторина «Основной закон», игра - викторина «Выборы депутатов в Государственную Думу Федерального собрания РФ».

Использование грамотно сконструированных и адаптированных для возрастных групп образовательных игр привносит в ход урока положительную эмоциональную окраску, повышает за счет интенсификации учебного процесса его эффективность.

Учащиеся, инициируемые учителем, могут играть в компьютерные интеллектуальные игры не только на уроках, но и дома, например, в сети Интернет.

В 2011 году с 5 января по 5 февраля учащиеся г. Мончегорска приняли участие в Первой Международной Интеллектуальной интернет - игре «БИТВА ГОРОДОВ - 2011», в которую играли так же преподаватели, родители и школьники из России и зарубежных стран.

(Приложение 2)

Мы и в дальнейшем планируем продолжить работу по использованию Интеллектуальных компьютерных игр в своей педагогической деятельности. (Приложение 3)

Основой подготовки ребенка к использованию компьютерных технологий в обучающем процессе служат принципы дидактики, определяющие требования к содержанию, методам, организационным формам и средствам обучения, ориентированным на достижение цели обучения. Из анализа общих свойств информации, ее видов и функций, влияния на развитие и воспитание человека вытекает требование: информация, циркулирующая в образовательном процессе, должна эффективно использоваться на каждом конкретном этапе учебного процесса, в каждый момент деятельности обучающего и обучающегося. Это определяет выбор методов, организационных форм и средств обучения, которые должны обеспечивать активность познавательной деятельности обучающихся, когда все их внимание сосредотачивается на сути изучаемого явления или процесса, а не на компьютере, который выступает в качестве средства обучения.

Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей человека. В настоящее время изменяется само понятие обучения: усвоение знаний уступает место умению пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера.

Применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе - вполне закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель - обучающийся».

Использование компьютерных технологий изменяет цели и содержание обучения: появляются новые методы и организационные формы обучения. Обновление содержания обучения связано, прежде всего, с повышением роли гуманитарной подготовки, формированием у обучаемых последовательного естественнонаучного представления об окружающем мире.

Внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Исторически педагогика всегда использовала в своей деятельности информационные средства (средства хранения, обработки и передачи информации); их совершенствование повышало эффективность обучения. Поэтому использование компьютера как самого совершенного информационного средства наряду с использованием книги, авторучки, телевизора, калькулятора, видеомагнитофона и пр. в изучении учебных предметов естественно влечет совершенствование процесса обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе даже дошкольников.

В современной педагогической литературе все чаще употребляется понятие «компьютерное образование», т.е. развитие, воспитание и обучение человека в компьютерной среде, в условиях, когда компьютер является предметом изучения, инструментом деятельности, средством самореализации.

При таком подходе четко определяются цели компьютерного образования - развитие высших психических функций, формирование качеств личности - образованности, самостоятельности, критичности, ответственности, рефлексивности. Более четко представляются и виды деятельности в компьютерной среде: ученик обучается, развивается, общается. Компьютер в современных условиях не просто электронная вычислительная машина; это источник информации, инструмент ее преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов дидактической системы, включая и тех, с кем общение идет опосредованно через компьютерную программу.

В качестве рабочего инструмента компьютер применяется уже давно и признан обществом как необходимость. В сфере образования компьютер завоевывает прочные позиции. Идея использовать компьютеры в обучении детей принадлежит профессору Сеймуру Пейперту. Работая с Ж. Пиаже. Для развития абстрактного мышления необходима среда, позволяющая активно создавать продукт, используя и создавая новые абстрактные понятия. Такой средой может оказаться компьютер. Теория Ж. Пиаже, согласно которой ребенок учится в процессе игры с окружающими его предметами, оказала на С. Пейперта сильное влияние. Вспоминая о своем детском увлечении автомобилями, С. Пейперт, например, сделал вывод, что именно интерес к ним открыл ему связь «объект - мысль» и облегчил в дальнейшем постижение математических абстракций. Ребенок, будучи от природы весьма одаренным учеником (в этом С. Пейперт убежден и основания убежденности находит в теории Ж. Пиаже о когнитивном развитии), может постепенно терять вкус к обучению. Одну из причин формирования у ребенка боязни и нежелания учиться С. Пейперт усматривает в принятом в современном обществе разделении всех людей на способных и не способных к учению, на склонных к математическим наукам и «гуманитариев». С. Пейперт считает, что дело не в способностях, а в организации процесса обучения. Для С. Пейперта компьютер - это, в первую очередь, средство, способное придать процессу обучения естественный, неформализованный характер. По его мнению, компьютер может изменить характер учения - не чему-то определенному, а учения вообще - и сделать его более интересным и эффективным, а получаемые знания - более глубокими и обобщенными. По сути дела, С. Пейпертом предложена концепция школы будущего, исходными моментами которой являются естественное любопытство детей и средства для удовлетворения этого любопытства. С. Пейперт не пытается переложить на компьютер функции учителя или учебника. Основная идея - это микромиры, представляющие собой некоторые модели реального мира, которые с той или иной степенью детализации творит сам ребенок. Если ребенок есть «зодчий собственного интеллекта» (Ж. Пиаже), то под рукой у него должно быть все необходимое для работы, и прежде всего - «переходные объекты», служащие нам теми метафорами, с помощью которых мы превращаем опыт телесных манипуляций с вещами в понятийные обобщения и абстракции. Но как выяснить, что может послужить для ребенка «переходным объектом»? Прогресс вычислительной техники сделал подобную идею не столь уж фантастичной. Теперь с этой задачей может справиться компьютер, сущность которого - в его универсальности, способности к имитации. Поскольку он может принимать тысячи ликов и выполнять тысячи функций, он может удовлетворить тысячи вкусов и запросов.

Богатый опыт применения компьютера как средства обучения накоплен в США, Канаде, Франции, Болгарии. Несмотря на различные подходы к организации и содержанию деятельности за компьютером, полученные результаты во многом сходятся:

  • 1. Отмечаются устойчивое внимание в процессе деятельности за компьютером и огромный интерес к нему. Французские исследователи констатируют, что наибольший интерес наблюдается у детей, когда они добиваются лучших результатов в компьютерной игровой деятельности; дети более пассивны, когда сталкиваются с трудностями в решении поставленных задач.
  • 2. У всех старших дошкольников наблюдаются настойчивость и терпение, не свойственные обычно детям этого возраста.
  • 3. Было выделено несколько типов мотивации к деятельности детей за компьютером:
    • а) интерес к новому, загадочному предмету - компьютеру;
    • б) исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы);
    • в) мотив успешного решения познавательных задач.
  • 4. Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» - способность человека находить наибольшее число принципиально различных решений задачи. Развиваются также способности к антиципации, стратегическому планированию, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.
  • 5. За компьютером дети предпочитают играть вместе, находя общее решение. Взрослые только помогают детям советами. Совместные компьютерные игры позволяют снять ряд трудностей в общении детей.
  • 6. Возрастает роль компьютерной игры как инструмента диагностики и реабилитации: в настоящее время компьютерные игры используются как средство помощи детям с нарушениями навыков письменной речи, в связи с трудностями обучения счету, для улучшения координации, диагностики пространственных способностей. Компьютер можно эффективно использовать для коррекции речи, зрения, в работе с детьми с задержкой умственного развития. Компьютерные игры помогают тревожным и застенчивым детям открыто выразить свои проблемы, что является важным в процессе психотерапии.