Прикладная наука — наука о жизни. Прикладная психология

Раздел психологии, в рамках которого происходит изучение практического применения этой науки. Таким образом, научная практическая психология - это не синоним популярной, житейской, бытовой и уж тем более не паблик "ВКонтакте". Она находит применение на практике - в работе с пациентами и обеспечении социальных сфер.

Терминология

Практическая психология - это наука, которая сосредоточена только в области самой психологии и ее применения на практике. До 19-го века этот раздел назывался опытным, в настоящее время распространен синоним "прикладная". Однако прикладная психология, хотя также занимается вопросами применения дисциплины на практике, ориентирована на смежные ей области деятельности и изучает ее в рамках конкретных сфер: рекламы, образования, спорта и др.

Использовать эпитеты "прикладная" и "практическая" в данном случае в одном и том же смысле некорректно. Практическая психология - это раздел науки, который занимается практикой самой психологии, а что касательно прикладной, практика направлена на смежные области. Кроме того, практическая говорит с обществом на простом языке обывателей, в отличие от сухого, изобилующего терминами изложения прикладной дисциплины.

Проблематика

Теория зачастую опережает практику, из-за чего в науках появляются слабообоснованные предположения и гипотезы. Эти пробелы необходимо чем-то заполнять. В психологии для практических целей и заполнения пробелов используются так называемые метафоры - не подкрепленные, но работающие приемы, являющиеся специфической частью рассматриваемой дисциплины.

Проблема, которая остро ставится перед практической психологией, заключается в том, что запросы реального мира не соответствуют теоретической базе. Из этого выходят основные задачи этой науки.

Основные задачи практической психологии

Основые задачи, с которыми сталкивается практическая психология, продиктованы теоретической базой и условиями реального мира:

  • индивидуальное психологическое консультирование пациентов, чьи расстройства частично или полностью не поддаются лечению;
  • проведение групповых тренингов (в том числе в корпоративной и бизнес-среде);
  • психологическое обеспечение социальных сфер.

Применение

Знания практической психологии передаются по своеобразной цепочке: от психологии адресуются к психотерапевту, а от психотерапевта (или психоаналитика) транслируются его пациенту. Психотерапевтическая работа представляет собой существенную часть практической психологии. Так, индивидульное консультирование клиента всегда связано с уникальными личностными проблемами, не имеющими конкретного решения, основанного на теоретических знаниях. Именно потому врачи проверяют различные методики и их комбинации, пытаясь понять, что именно подходит тому или иному пациенту.

Остальные вопросы могут быть очень узкими - такими, как вопросы личной успешности, распределения времени, психологии бизнеса. Другие, напротив, затрагивают широкие пласты образования или развития личности.

Практическая психология и другие отрасли науки

Чем занимается практическая социальная психология? Сейчас станет понятно. Дело в том, что для решения задач практической психологии приходится сотрудничать с другими областями науки. Так появляются новые прикладные отрасли, получающие свои наименования в зависимости от того, в какой сфере она применяется. Это может быть практическая психология образования, социальная, юридическая, медицинская, спортивная или педагогическая. Все их объединяет особенность в ориентации на академическую исследовательскую область знаний.

Методы практической психологии

Особое место в прикладных отраслях занимают объективно-научные методы, то есть проведения экспериментов, наблюдений и тестов. Методы академической психологии в данном случае считаются непригодными. Исследования психической реальности уступают реальной практике. Во многом это связано с человеческой субъективностью.

Методы практической психологии принято классифицировать на два вида:

  • Индивидуальные - используются при работе психолога с пациентом один на один. В этот раздел включается психоанализ.
  • Групповые - психологические консультации в виде тренингов, образование гештальт-групп и др. виды коррекции в группах.

Кроме того, научные методы зачастую заимствуются из тех отраслей, с которыми эта наука сотрудничает и которые ее образуют. Например, из педагогики позаимствованы методы подкрепления и внушения.

Методика психологической консультации, ввиду сложности и определенной специфики, должна рассматриваться отдельно. В общем случае она включает консультирование и психотерапевтическую работу.

Школы

Следующие школы имеют большое значение для практической психологии:

  • Психоанализ - впервые предложен и введен Зигмундом Фрейдом и используется до сих пор. Основан на выявлении и изучении бессознательных внутренних и иррациональных влечений.
  • Бихевиоризм - направление, по которому основным предметом изучения является не сознание, но поведение пациента. В настоящее время в большинстве своем замещается когнитивной психологией.
  • Когнитивная психология - сосредоточена на познавательных процессах человеческого сознания: памяти, внимании, воображении. Также исследования связаны с изучением логического мышления, принятиями решений и проблемой выбора.
  • Гуманистическая психология - за основу берется, как понятно из названия, гуманизм, то есть любовь к человеку как личности, признание этой уникальной и целостной системы. Исходя из этого, изучаются проявления самоактуализации и развития личности, ее адаптации в обществе, творческого самовыражения и др.

Обучение

Интересующиеся практической психологией могут получить образование по этой специализации. Бакалавров и магистров в соответствующем направлении готовят как государственные, так и частные, высшие учебные заведения. Кроме того, это направление может быть дополнительным к основному профилю обучения. Именно по этому принципу готовит выпускников, например, Кировский институт практической психологии.

Профессии

Практическая психология - это раздел знаний, которые применяют представители следующих профессий:

  • врач-психотерапевт;
  • коуч-тренер;
  • психолог-тренер.

И если для первого наличие основного психологического образования - обязательное условие, то, к примеру, коуч может иметь только дополнительное перепрофилирующее. Это яркий пример того, насколько рассматриваемая дисциплина соприкасается с реальным миром и его требованиями - перед коучем ставится задача промотивировать и помочь клиенту достичь цели. Практическая и твердо стоящая на ногах задача. Либо она выполнена, либо нет.

В рамках задача - разобраться непосредственно с проблемами пациента - также ставится точно и ясно.

Практическая психология: книги

Книги в рассматриваемой области относятся к научному и научно-популярному жанру. Зачастую они отвечают на конкретные вопросы: как понять, что чувствуют и думают другие люди; как относиться к себе и людям? Кроме того, есть только учебные издания (Т. В. Гудкевич, "Практическая психология: вступление к специальности"; М. Гулина, "Консультативная психология: учебник") и практические руководства (Д. Райгородский, "Психологическое консультирование"; Н. В. Тарабрина, "Практическое руководство по психологии посттравматического стресса").

Философская энциклопедия

Прикладная психология - ветвь психологии, областью исследования которой являются конкретные психологические проблемы (задачи), возникающие в практике жизнедеятельности людей (в профессиональной, образовательной, медицинской области, в личной жизни). Проблемы рождают и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - применение результатов исследования теоретической и экспериментальной психологии в различных областях практической жизни, при проведении испытаний по проверке умственных способностей и способности восприятия в экспериментальной педагогике,… … Профессиональное образование. Словарь

ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - Общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся: (а) применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких образование, промышленность, маркетинг, опрос общественного… … Толковый словарь по психологии

Психология труда раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком… … Википедия

- – это область психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления самых различных психологических механизмов в спортивной деятельности. Содержание 1 История возникновения 2 Задачи сп … Википедия

- (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

Призвана установить наиболее общие закономерности всех видов художественной деятельности, раскрыть механизмы становления личности человека творца, проанализировать различные формы воздействия искусств на человека. Содержание 1 Искусство как… … Википедия

Раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества… … Википедия

Наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Прикладная психология , Рапохин Н.П.. В учебном пособии изложены основные положения современной прикладной научной психологии. Анализируются социально-психологические и этнопсихологические особенности поведения. Дается авторская…
  • Прикладная психология , Вирджиния Н. Квинн. Этот современный американский учебник дает ясное представление о различных школах и направлениях развития психологии, раскрывает основные вопросы общей, специальной, медицинской психологии и…

Первая использует строгий язык академической и фундаментальной науки и предназначена для профессиональных психологов. Фактически она представляет собой внедрение достижений научной психологии в различные сферы человеческой деятельности. В то время как вторая направлена на широкие слои населения и в своей работе балансирует между научными и бытовыми (ненаучными, а порой и антинаучными) подходами и воззрениями.

В психологии с начала ее развития как экспериментальной дисциплины во второй половине XIX века всегда были определенные проблемы между исследованиями и прикладными аспектами их применения. В свое время Вильгельм Вундт, основатель первой психологической лаборатории, очень потешался с некоторых своих учеников, когда они взялись за проведение первых тестов. Но со временем развитие науки и практики привело к совершенствованию прикладных методов.

Интерпретация и вмешательство: две общих задачи прикладной психологии

Сегодня прикладная психология во всем мире является основной составляющей образования дипломированных психологов (в западной традиции ее как правило изучают во втором периоде обучения, после получения степени бакалавра).

Развитие прикладной психологии

Задачи прикладной психологической практики определили три основных направления ее развития: тестовую диагностику, психологию труда и клиническую психологию.

В 1884 г. Фр. Гальтон, известный кузен Ч. Дарвина, на Лондонской выставке по охране здоровья устроил первую антропометрическую лабораторию, в которой проводились телесные и физиологические измерения у всех желающих для определения их индивидуальных способностей. Гальтон назвал эти измерения тестами и стал, таким образом, не только автором термина, но и родоначальником тестовой психодиагностики, из которой впоследствии выделились другие направления.

В начале XX века условия труда и профессиональной пригодности работников швейцарской часовой и шоколадной промышленностей исследовал Эдуард Клапаред. В США психологию труда по многим направлениям развивали Г.С. Холл, Дж. Мак-Кин Кэттелл, Г. Мюнстерберг и В.Д. Скотт. Вскоре из нее выделилось еще три направления: индустриальная и профессиональная психология, а также психология общения.

Ученики Вундта, Э. Крепелин и Л. Витмер, на рубеже XIX-XX веков обосновали в своих трудах клиническую психологию. При этом Витмер в Филадельфии достиг больших успехов, чем Крепелин в Мюнхене. С этих основ и развилась сегодняшняя крупнейшая отрасль практического применения психологии сначала в США, а затем в Европе.

Формы и задачи прикладного применения психологии

Задачи, стоящие перед прикладной психологией сегодня, очень разные. Важнейшие из них:

  • психологическая диагностика с помощью тестов, экспертиза различных способностей или нарушений;
  • исследование привычек и структуры потребностей населения;
  • прогнозирование и планирование на основе процессов развития общества;
  • консультирование и психотерапия отдельных лиц и групп;
  • экспериментальные исследования основ прикладного применения, разработки и апробации проектов и реформ.

Формы прикладного применения по Ф. Дорш (1963) можно обобщенно определить двумя сферами деятельности с плавными переходами между ними: интерпретацией и вмешательством.

Интерпретацию следует понимать как определение и объяснение психологических фактов. В частности это могут быть: описания деятельности, анализ производительности, определение рисков, характеристика ситуаций, толкование убеждений, отображение хода процессов во времени, социальные данные, определение ответственности и др.

Вмешательство охватывает широкие разновидности психологического поведения: поддержка, консультирование, информирование, мотивация, внушение, изменение, помощь и др.

Именно вмешательство на практике позволяет психологам раскрыть все богатство научных идей.

Области прикладной психологии

Прикладная психология охватывает три основные области: клиническую психологию, прикладную организационную психологию и прикладную социальную психологию.

В клинической психологии выделяют:

  • расстройства (личности, поведения и т.д.);
  • формы психотерапии (существует около 140 направлений);
  • этиологию (учение о причинах расстройств);
  • эпидемиологию (признаки распространения расстройств);
  • индикацию (мероприятия терапии);
  • профилактику (меры);
  • симптоматологию (формы проявления расстройств);
  • исследование мотивации терапии.

Прикладная организационная психология охватывает психологию труда, производства, инженерную и профессиональную психологию, а также психологию общения, судебно-медицинскую (в т.ч. и криминальную) и разделы военной психологии.

Прикладная социальная психология включает экономическую психологию (в т.ч. изучения рынка), психологию рекламы, средств массовой информации, экологическую психологию, психологию досуга, общностей (в т. ч. психологию полиции), культуры (в т. ч. психологии мировоззрения), а также, наряду с несколькими менее значительными отраслями, психологию спорта (в т.ч. псих. тренировок).

Современное распределение областей профессиональной деятельности психологов показывает, что клиническая психология занимает лидирующие позиции. В США по стоянию на начало 2000-х годов ею занимаются 41,2% специалистов. Затем следуют частные психологи разных направлений, которые зачастую консультируют не только частных лиц, но и предприятия, предпринимателей, - 18,8%. В правовой системе (в т.ч. в тюрьмах) занято только 1,8% дипломированных психологов.

Активное участие психологов в жизни социума - это отчасти политическое решение власти, которое свидетельствует о том, насколько важной задачей общество считает психологическое благополучие своих членов.

Источники:

  1. Бенеш Г. Психология: справочник. - Киев, Знання-Пресс, 2007

Согласно артефактам история человечества насчитывает миллионы лет. Мы, жители эпохи XXI века, века высоких информационных технологий, располагаем громадным количеством наук, казалось бы, охватывающие все мыслимые и немыслимые направления нашей деятельности. По идее, при таком положении дел, для современно человека не должно быть ничего невозможного. Однако, как мы видим, большинство людей ежедневно сталкиваются с болезнями, бедностью, неразрешимыми задачами, и с каждым годом проблем не становится меньше.

Проблема заключается, в том, что мы, как и говорилось выше, располагаем громадным количеством наук, однако, самой главной наукой — наукой о жизни не обладаем.

На самом же деле, такая наука существует. В свое время два русских ученых: академик Попов и академик Яковлев принесли из глубины веков эту науку и назвали ее прикладной.

На протяжении многих десятилетий они систематизировали знания о ней и занимались ее реставрацией. Впоследствии их дело продолжил ученый . В результате его научно-исследовательской деятельности к 2008 году прикладная наука была реставрирована в полном объеме.

С 2009 года по настоящее время Мальцевым О.В. была сформирована объемная научная база. За этот период Олегом Викторовичем было прочитано , каждая из которых является уникальной в своем роде, и позволяет раскрыть глубину прикладного знания с нового ракурса.

В настоящее время Мальцев О.В. продолжает свою , ежедневно записывая новые лекции по прикладной науке, охватывающие проблематику всех сфер жизнедеятельности человека.

Данная статья также основана на одной из лекций Олега Викторовича Мальцева, записанной им в рамках прямого эфира в научной экспедиции в Европе. Это вводная лекция о прикладной науке, изложенная доступным языком с пояснениями в виде схем возможно для кого-то станет проводником в мир невероятных возможностей, а для кого-то просто приоткроет завесу тайны, как устроен этот мир и как выглядит жизнь человека.

Прикладная наука — это то, что порождает все остальные науки в мире. То есть, если нет этой науки, то все остальные науки бесполезны. Зачем человеку высшая математика, или что-либо еще, если он не знает как заработать денег, чтобы обеспечить себя едой, жильем, и удовлетворить свои базовые потребности.

В свою очередь, причины, из-за которых дела обстоят именно так, — то есть, почему среднестатистический человек не способен разрешить даже самые злободневные проблемы, прикладная наука объясняет в том числе.

По этому поводу существует сотни точек зрения, и миллионы заблуждений. И у обычного человека есть 2 варианта: продолжать жить в заблуждениях, или начинать разбираться как обстоят дела на самом деле.

А для того, чтобы разобраться, необходимо для начала рассмотреть — как устроен мир вокруг нас. Большинство людей путают то, что они видят, и то, что фактически существует.

Итак, рассмотрим систему, которая характеризует все, что нас окружает.

Верхний блок системы (верхняя половина рисунка) объясняет то, что происходит вокруг нас. Это некая шкала, измеряющая окружающую среду, и одновременно описывающая устройство ума человека.

Рассмотрим, как выглядит этот блок в диапазоне (движение снизу вверх).

— уровень мышления . Здесь же расположены точки опоры . Что такое опоры? Это совокупность понятных вещей для нас. Например, мы знаем, что дважды два четыре, мы знаем, что пистолет стреляет. И вся такая совокупность понятного для нас — называется опорами. Это то, на что мы опираемся в жизни для того, чтобы ориентироваться в пространстве и времени. На этом же уровне расположены наши убеждения. Но так как мышление у каждого человека разное, и опоры у каждого разные, то это масса убеждений, масса опор, и масса видов логики.

— уровень скорости . С точки зрения прикладной науки существует 4 вида скорости:

  • Первая скорость (горизонтальная) — это все, что идет на нас (удары, события, и пр.).
  • Вторая скорость (диагональная) — это все что идет от нас, то есть, это то, что мы делаем, и с какой скоростью мы это делаем.
  • Третья скорость (циклическая) — это то, что повторяется по кругу (повторяющиеся события, действия, явления).
  • Четвертая скорость (вертикальная) — это скорость движения вверх (повышение статуса, уровня, должности; профессиональный, личностный, духовный рост).

— уровень силы.

Существует зависимость между скоростью и силой. Рассмотрим, как она выглядит на физических моделях. Если человек не успевает убрать голову из-под удара, то он получает палкой по голове — вынужден справляться с силой. Не успел обогнать машину, врезался в фуру. Но есть и обратная зависимость. Если все знают, что со мной связываться опасно, то на меня никто и не нападает. То есть, если человек справился с силой, то вероятнее всего ему не придется справляться со скоростью.

— уровень системы (системы координат). Система — это определенная совокупность или элементов системы координат, либо людей (например, отряд, фирма).

На самом верху «Я» — система, которая способна управлять всеми остальными уровнями.

Мы рассмотрели правую часть. Теперь, рассмотрим эту же систему с точки зрения устройства ума:

На первом уровне, как уже было отмечено выше, находится уровень мышления человека.

На втором уровне, то есть, на уровне скорости — находятся «управители» скорости: принципы, выводы, решения, сценарии, выборы. То есть, с помощью этих вещей человек может управляться со скоростями в жизни.

На третьем уровне, то есть, на уровне силы находится тройной ролевой каркас . Мы рассмотрим данное явление более подробно ниже.

На четвертом уровне, уровне системы — сознание человека (геометрическая функция духа). Механизмы сознания способны управляться с системами.

На пятом уровне — знание в чистом виде.

Верхняя часть рисунка отражает то, что находится вовне человека. Теперь, рассмотрим более подробно то, чего мы не видим внутри. Второй блок системы (нижняя половина рисунка) отражает человеческие побуждения.

На первом уровне (сверху вниз) расположены побуждения, связанные с желаниями человека. С научной точки зрения — это то, что позволяет обеспечивать существование.

На втором уровне — интерес, и ответственность. В самом низу будет — «ждать », то есть, ожидание.

Система, описанная нами выше в полном объеме, объясняет — как все устроено в этом мире. Однако, пользоваться всем этим среднестатистическому человеку крайне сложно. Поэтому рассмотрим эту громоздкую теоретическую машину (первый рисунок) посредством 3 логических моделей, которыми очень легко пользоваться.


Первая логическая модель охватывает диапазон выше-представленной системы, который включает диапазон: «Я», уровень системы, уровень силы. Вторая логическая модель охватывает диапазон силы, скорости, и диапазон точек опоры. Третья логическая модель объясняет нижний блок системы, связанный с побуждениями человека.

Первая логическая модель выглядит как треугольник. Она очень просто объясняет, что такое сила. Эта модель обеспечивает: силу, дисциплину, и знание в чистом виде.


Логическая модель №1

Что нам нужно знать о первой логической модели? Что то, что здесь написано — это частный случай. С таким же успехом можно написать: отречение, выполнение долга и соответствие. Если поднять первый рисунок, то мы могли б написать: я, система и сила. Так можно продолжать до бесконечности, потому что с разных сторон будут разные компоненты, но их всегда будет три. И эта логическая модель будет разрешать вопрос технологии, то есть так будет устроена любая технология. Треугольник раскладывается в линию из трех составляющих. Когда нам нужно что-то сделать, нам нужно что-то использовать. То есть, для того, чтобы понять, что нужно делать — нам нужна технология.


Логическая модель №2

В то же время, эта модель показывает, как человек становится идиотом. Давайте рассмотрим пример. Есть некий парень, живущий на Канарских островах, он нашел друга, ему понравилась идея работы палкой, и он пошел к нему заниматься. Но вот беда, когда он возвращался домой, палки у него не было, и его убили ножом.

Что с ним произошло с точки зрения этой логической модели? Он придя в некую систему, сделал тренера своим авторитетом, и начал у него тренироваться, проходить некую подготовку. В результате на выходе такой тренировки получился некий персонаж — условно назовем его «пупсик».

Пупсик шел по городу, и ему встретился другой пупсик, более злой, взял нож и ударил им первого пупса. А все потому, что изначально пупс пришел в некую систему, где получил систему тренировки, не позволяющую справляться с такими ситуациями.

И так происходит во всех сферах жизни человека. Представьте себе, что таких авторитетов у человека не один, а множество. Он почитал книжки, позанимался единоборствами, поучился в университете, и везде его в этих системах тренировали, и в результате получился совокупный пупсик — идиот, который не способен справляться с задачами в жизни. Виноват ли такой человек, что он идиот? Он идиот только в силу того, что его так научили. К сожалению, этот мир полон идиотов.

Вся проблема человека — это эта схема. Он находит авторитета, который его просто как на заводе — на конвейере превращает в идиота. И это одна из ключевых схем.


Логическая модель №3

Третья схема только кажется сложной. Если мы возьмем человека, то его составляющие условно можно разделить на 4 блока.

Аппликация результата Теста Сонди.

Рассмотрим аппликацию результата теста Сонди с точки зрения прикладной науки:

Первый блок. Вектора “h” и “s” — это воинское искусство. h — это оборона, а s — это атака.

Второй блок. Вектора “e” и “hy” — это философия.

Третий блок. Вектора “k” и “p” — это блок менеджмента.

Четвертый блок. Вектора “m” и “d” — это условия.

Мы видим 4 составляющих — это То есть, это вектора и факторы побуждений, которые делают судьбу человека. Если все это работает в неуправляемом режиме — автоматическом, то есть, человек даже не знает о существовании этого, то побуждения человека могут сыграть с ним злую шутку. Например, как в случае, когда человек находит себе авторитета, получает неэффективную программу подготовки, и как результат эксплуатации этой системы — поражения в жизни. Вектора побуждений в неуправляемом режиме толкают человека на поиск такого авторитета-идиота.

Человек в жизни ищет только 2 вещи: либо человека, либо деятельность. Ничего больше он искать не может. Когда девушка хочет выйти замуж — она ищет мужа, когда человек хочет научиться воинскому искусству — он ищет мастера. Когда человек не ищет человека, он ищет работу.

Потому что ему нужно как-то жить, у него есть потребности: что-то есть, где-то жить. Когда он уже где-то живет и ему есть, что кушать, потребности повышаются: теперь он хочет машину, потом еще что-то. Но вот беда — не он один хочет всего этого. Есть много других пупсиков, которые тоже хотят, и они друг с другом дерутся с утра до вечера за машину, квартиру, должности, и прочие вещи.

Потому, что этот человек рассказывает им, что у него есть технология. Представьте себе, что сидит человек где-нибудь в парке на лавочке, и все к нему бегут и просят, научить чему-нибудь. Так же не бывает. Эти люди, которых считают авторитетами, очень хорошо научились рассказывать «пупсикам» то, что им нравится.

Технология выглядит следующим образом:

1) Сначала, человеку создают проблему большую чем у него есть. Пупсик пугается.

2) На втором этапе пупсику говорят: «Тебе ничего не придется делать. Нужно только делать то, что я говорю и носить сюда деньги, и ты получишь то, что ты хочешь, и не нужно бояться».

3) У пупсика возникает вопрос — «Когда?». Ему отвечают — «Скоро. Мы тебе поможем».

Возвращаясь к системе, мы видим все эти вещи на одном листе, где нами нарисованы все 3 логические модели.

На уровне второй логической модели живут некие авторитеты, и они рассказывают всем людям, что у них есть технология, и на каждом уровне, они рассказывают человеку свое. То есть, кому нужна машина — они говорят, что машину купят, кому красивой жизни хочется — обещают красивую жизнь. И человек, глядя на то, что ему предлагает этот мир взвешивает. В одном месте ему говорят, что «Здесь надо много работать, и неизвестно получится из тебя что-то или нет. Будешь делать то, что я буду тебе говорить, 100% получится, но работать придется много» . Другие говорят — «Работать не придется» . Они говорят — «Получишь 100%, если будешь делать то, что я говорю». Конечно, человек работать не хочет, но при этом хочет, чтобы у него все было, и соответственно выбирает второй вариант. И даже если здесь существует игра, которая называется — “нам нужно много тренироваться”, то это всего лишь игра, чтобы никто чего-нибудь плохого не подумал, чтобы это было похоже на правду.

Поэтому когда мы рассматриваем комплексно систему, состоящую из трех логических моделей, мы понимаем, что у нас проблема на всех 3х моделях.

О третьей логической модели человек ничего не знает, и соответственно ничего с этим сделать не может. И соответственно это требуется изучать. Обратите внимание на «воинское искусство» — это маленькая часть судьбы человека, но очень значительная потому, что человек без нее может не дожить до реализации своих желаний.

Вторая модель более чем понятна, при этом она содержит достаточно большую глубину. Потому, что оказывается — эти авторитеты не только живыми людьми бывают. Они бывают героями из книжек, кинофильмов, и пр. И человеку не так просто отказаться от этих авторитетов, потому, что на этих авторитетах, как на болтах стоят навыки человека. То есть, эта программа тренировок вырабатывает навыки. Или не вырабатывает, но делает вид, что вырабатывает.

Если бы она не была тайной, то никто не искал бы авторитета-идиота, который его отведет к этой тайне.

Если мы хотим, чтобы наша жизнь была управляемой, и результаты все были управляемыми, то лучше все эти 3 логические модели держать в своих собственных руках. Но это только 3 логические модели, и они не ограничиваются представленными здесь краткими сведениями. Каждая из них включает в себя громадный блок информации.

Эти три блока мы могли бы условно разделить на психологию, прикладную науку выполнения задач, и технологии. Оказываются, все эти технологии есть в наличии. Но они для большинства людей являются тайной.

Технологии прикладной науки позволяют менять самое фундаментальное на земле — человека. Это технологии, позволяющие раскрывать способности людей и доводить их до высшего пилотажа результативности. Технологии прикладной науки охватывают проблематику любой сферы жизни и деятельности человека.

Данная статья основана на стенограмме лекции доктора философии, кандидата психологических наук Олега Викторовича Мальцева

Самый востребованный курс в Академии " "

Нравится: 38

Прикладная психология — психология, направленная на практику, но ориентированная на СПЕЦИАЛИСТОВ-ПСИХОЛОГОВ. Прикладная психология — с одной стороны, раздел академической психологии, с другой — граничит с психологией практической.

Под прикладной психологией понимаются все отрасли академической психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории фундаментальной психологии на практике в смежных областях, или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом. Специалисты-психологи объединены научной психологией и стоят на ее фундаменте. Прикладная психология — это приложение разработок фундаментальной психологии к практике в смежных с психологией областях.

Это образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п.

Важно, что эти практические приложения делаются не для специалистов в этих областях, а только для психологов, которые имеют отношения к этим областям. Практические приложения пишутся на профессиональном психологическом языке, на языке научных статей, с обязательной опорой на научную базу.

Прикладная психология расшифровывает положения фундаментальной психологии к применению их на практике специалистами-психологами.

Практическая психология, в отличие от психологии прикладной, ориентирована на широкий контингент образованного населения и их запросы — как личностного характера, так и делового. Практическая психология опирается не только на научную базу, но и на оправдавшие себя в практике рабочие метафоры, не имеющие научной основы. См.>

Источник:
Прикладная психология
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/prikladnaya_psihologiya

Прикладная психология

Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Российский гуманитарный научный фонд

Российское психологическое общество

Вторая межрегиональная научно-практическая конференция

Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России

в условиях преодоления глобального кризиса

  1. Проблемы прикладной психологии в отдельных отраслях экономики России эпохи преодоления экономического кризиса.
  2. Прикладная психология в решении социально-культурных проблем современной России.
  3. Успехи и проблемы деятельности психологических служб в учреждениях и предприятиях разных форм собственности.
  4. Подходы, методы и технологии современной отечественной прикладной психологии.
  5. Подготовка прикладных психологов в условиях реформы высшего образования и внедрения образовательных государственных стандартов третьего поколения.
  6. Проблемы аттестации и сертификации прикладных психологов в стране.

В рамках конференции планируется проведение двух круглых столов, как заседаний, доступных всем участникам и предполагающих широкий обмен мнений:

  1. 11 ноября 2010 Круглый стол: «Психология человека как субъекта труда: итоги и перспективы». Юбилейное заседание, посвященное творчеству профессора МГУ им. М.В.Ломоносова, акад. РАО Евгения Александровича Климова (80 лет со дня рождения).
  2. 13 ноября 2010 Круглый стол: ««Психология профессионализма. Профессионально-важные качества — компетентности – компетенции. Проблемы и методы выявления, оценки и формирования».
  • Декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, президент Российского психологического общества, дпсхн., проф., Ю.П. Зинченко;
  • зав. каф. МГУ, дпсхн., проф., Ю.К.Стрелков;
  • дпсхн., проф. МГУ, О.Г. Носкова;
  • директор ИП РАН, чл.-корр. РАН, дпсхн., проф., А.Л. Журавлев;
  • зав. лаб. ИП РАН, дпсхн., проф., А.А. Обознов;
  • зав. лаб. ИП РАН, дпсхн., проф., Л.Г. Дикая;
  • зав. лаб. МГУ, дпсхн., проф., А.Б. Леонова;
  • дпсхн., проф. МГУ, Базаров Т.Ю.;
  • зав. каф. факультета психологии СПб.ГУ, кпсхн., С.А. Маничев;
  • зав. каф. Яр.ГУ, дпсхн., проф., А.В. Карпов;
  • зав. лаб. ПИ РАО, дпсхн., проф. В.И. Моросанова;
  • дпсхн., доц. МГУ, Е.М. Иванова;
  • дпсхн., проф. А.Г. Шмелев; дпсхн., проф. Кабаченко Т.С.;
  • дпсхн., проф. Ю.А. Самоненко.

Носкова Ольга Геннадьевна, дпсхн, проф. кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

  • зам. декана по НИР факультета психологии МГУ, дпсхн, проф., О.А. Карабанова;
  • зам. декана факультета психологии МГУ по учебной работе, кпсхн., доцент О.А. Тихомандрицкая;
  • координатор факультета психологии по работе с иностранными учащимися, кпсхн., доцент Е.И. Первичко;
  • координатор факультета психологии по связям с общественностью и СМИ, дпсхн, проф. Г.У. Солдатова;
  • координатор факультета психологии по информационно-техническому обеспечению факультета, дпсхн, проф. А.Н. Гусев;
  • зам. декана по АХР факультета психологии МГУ А.С. Баранов;
  • дпсхн, проф., зав. каф. Стрелков Ю.К.;
  • зам. зав. каф. О. Н. Доценко;
  • кпсхн., снс., Б. И. Беспалов;
  • кпсхн., нс., С. В. Леонов;
  • кпсхн., доц. А.С. Кузнецова;
  • кпсхн., снс, И.В. Евсевичева;
  • кпсхн., доц. Солнцева Г.Н.

кпсхн., Леонов Сергей Владимирович (телефон: 8-926-830-36-04)

Заявку на участие в конференции и тексты сообщений направлять по электронной почте в виде двух файлов до 30 сентября 2010 г . на имя Леонова С.В. по адресу: [email protected].

Материалы сообщения в объеме до 4-х стр. представляются в электронном виде через Интернет по адресу: [email protected] в формате MS Word, RTF. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 12, межстрочный интервал 1,5. Поля: левое, верхнее и правое – 2 см, нижнее – 3 см. Абзац – красная строка – 1,25 см. Список цитированных авторов указывается в конце текста, ссылки даются в тексте в квадратных скобках с указанием номера источника по списку, например . Название текста печатается прописными, жирными буквами, ФИО автора – курсивом. Переносы в тексте не ставить. Образец оформления текста:

ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В ПРОФЕССИЯХ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Взнос на издательские расходы составляет 150 руб. за 1 стр.

Источник:
Прикладная психология
Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Российский гуманитарный научный фонд Российское психологическое общество Вторая межрегиональная научно-практическая конференция Прикладная
http://www.psy.msu.ru/science/conference/mnpc/index.html

Прикладная психология

Психологическая газета. Оперативное профессиональное издание для психологов разного профиля. Выходит раз в месяц, начиная с октября 1996. В каждом номере:

— персоналии: имена и новые знакомства (интервью с известными специалистами);

— новые направления и тенденции развития психологической науки и практики;

— научные гипотезы и случаи из практики;

— новые и проверенные временем психологические методики и методы работы;

— неизвестные страницы истории психологии и психотерапии;

Газета » Школьный психолог» . Еженедельник по психологии.

книжный шкаф (независимые рецензии на издающиеся книги);

— метод в теории и на практике (публикация методических разработок);

— круглая дата (из истории психологии);

— коллеги (опыт работы психологов в различных учреждениях России);

и многое другое.

Каждый второй выпуск месяца содержит рубрику «Книга в газете», то есть выходит с большим материалом в виде вкладки. В этом году читателям были предложены следующие материалы:

— Школа жизни (специализированный тренинг-марафон). (№2). — Социометрический метод в школьной практике. (№5).

— Приручи свой гнев (программа социально-психологического тренинга). (№9).

— Я и моя профессия (факультативный курс для учащихся 9-х классов). (№14). — Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет. (№25).

— Психология в России. (№29).

— Я говорю, ты говоришь, мы говорим (особенности человеческой коммуникации). (№30).

В каждом месяце последний номер газеты тематический. В 1999 году были опубликованы следующие темы номера: «Левша» (№7), «Подготовка к школе» (№12), «Игра» (№16), «Мальчики и девочки» (№20), «Интеллект» (№24).

Психологический журнал. Выходит 6 раз в год, основан в январе 1980. Академический теоретический и прикладной журнал широкого профиля.

— освещать теоретические и прикладные проблемы психологической науки,

— укреплять связи с практикой,

— содействовать развитию контактов психологов с философами, социологами, юристами, педагогами, биологами, физиологами, специалистами в области технических наук,

— знакомить читателей с состоянием психологии за рубежом,

— ориентировать психологов на наиболее актуальные проблемы науки и практики.

Прикладная психология. Этот журнал публикует материалы, имеющие прикладной характер, по проблемам:

— психология управления человеческими ресурсами;

— психологические феномены в различных социальных, производственных и жизненных ситуациях;

— методология, технология, методы изучения, диагностики и психологической поддержки человека в различных ситуациях.

В читальном зале ВГПУ представлены только N1-4 журнала «Прикладная психология» за 1999 год. Хотелось бы кратко перечислить самые интересные, на мой взгляд, статьи, опубликованные в этих номерах:

— Смыслообразующий контекст в психологическом консультировании (N1);

— Эффективность тренинга: проблема измерения (N1);

— Танец в материалистическом и психоаналитическом толковании (N1);

— Супружеская измена как предмет социально-психологического исследования (N2);

— Психология массового стихийного поведения (N3);

— Манипуляция как психологический феномен (N4);

— Методика шкалированной оценки степени выраженности объективных школьных страхов детей младшего школьного возраста (N4).

Прикладная психология и психоанализ. Данный журнал предназначен для практических психологов и массового читателя. Пока в читальном зале ВГПУ мне удалось найти только два номера этого журнала: N4 1998, N1 1999. В этих номерах отражены:

— Новые направления и актуальные проблемы отечественной и зарубежной психологической науки, например такие, как:

общие принципы и проблемы акмеологии (N4, 98);

основные понятия акмеологии (N1, 99);

современное общество: поиски самокоррекции (N4,98); психология единственного ребенка: от детства до взрослости (N4,98).

— В рубрике «психоанализ и психотерапия» обсуждаются вопросы развития психоаналитического направления в следующих статьях: «О женском психоанализе» (N4, 98); «Женственность и современный психоанализ» (N1,99).

— В каждом номере журнала рубрика «Психопедагогика» представлена методологическими разработками тренинга, например следующими: «Познавая себя». Посвящен навыкам понимания окружающих людей, закреплению стиля доверительного общения. «Среди людей» (Тренинг коммуникативных умений).

Мир психологии. Это научно-методический журнал, в котором постоянно рассматриваются проблемы психологии, этических отношений, воспитания, обучения «растущих людей». Здесь публикуются обобщающие результаты исследований по многим психолого-педагогическим вопросам, а также оригинальные статьи по психологическим, педагогическим, социальным и философским проблемам человека и общества. Каждый номер журнала посвящен той или иной научной проблеме:

N1 — Мозг, сознание, мышление в пространстве психического и поиски учеными психического;

N2 — Развитие, самоопределение и утверждение взрослого во взрослом мире;

N3 — Социальное познание в научном пространстве и научное пространство социального познания;

N4 — Игра как органически необходимый компонент человеческого поведения, ее социально-психологические и социокультурные характеристики.