История развития воздухоплавания. Краткая история воздухоплавания

Принято считать, что термин «уфология» появился в английском языке в 1959 году. В частности, Oxford English Dictionary сообщает о первом его использовании в журнале Times Literary Supplement 23 января 1959 года. Известно, однако, что эта статья появилась спустя восемь лет после того, как Эдвард Дж. Руппельт впервые предложил и начал использовать термин UFO в 1951 году. Само зарождение уфологии, как направления, изучающего неопознанные летающие объекты, началось в конце 40-х годов ХХ века, когда в 1947 г. К. Арнольд увидел девять непонятных летающих предметов, передвигавшихся с немыслимой тогда сверхзвуковой скоростью (это событие известно как « »).

Однако, несмотря на то, что сама уфология – направление современное, считается, что факты появления НЛО на Земле начались задолго до 1947 года. Для этого сами же уфологи приводят различные свидетельства очевидцев, зарисовки и фотографии. Эксперты в области фотографии, астрономии, психологии, военной технике, авиации и т.п. могут разобраться, где скрывается зерно правды, а где откровенная фальсификация. А остальным необходимо иметь хотя бы общее представление об этих областях, чтобы иметь возможность сформировать самостоятельное мнение.

В этой статье речь пойдет об истории воздухоплавания: об эволюции и хронологии появления летательных аппаратов.

Мировая история воздухоплавания

С древних времен человек стремился в небо. Существовало много сказок, мифов и легенд о различных летательных аппаратах: колесницы богов, ковер-самолет, крылья, которые можно надеть и полететь, как птица, и многое другое. Люди пытались придумать различные приспособления, которые бы позволили им осуществить полет.


История воздухоплавания

Воздушный шар

Летающий фонарик (прототип аэростатов с оболочкой, наполненной горячим воздухом) был известен в Китае с древнейших времён. Его изобретение приписывается генералу Чжугэ Ляну (180-234 н. э., почётный титул Кунмин), который, как сообщают источники, использовал их, чтобы вселять страх во вражеские войска.
Однако, по некоторым источникам, считается, что в III в. до н. э в Китае было известно устройство, представляющее собой лампу в бумажной ёмкости и напоминало воздушные шары с горячим воздухом.
В V веке н. э. Лю Бан изобрёл «деревянную птицу», которая, возможно, была большим бумажным змеем или ранним планёром. Однако нет никаких свидетельств, что подобные конструкции использовались для полёта человека.
В 559 полёт человека на воздушном змее был задокументирован в королевстве Северной Вэй.

Аэростат

Первый аэростат братьев Монгольфье, наполненный нагретым воздухом, поднялся 5 июня 1783 года в Аннонэ, а второй, построенный профессором Шарлем и наполненный водородом, поднялся 27 августа 1783 года, открыв путь к осуществлению настоящего воздухоплавания.

Воздушные шары и дирижабли: 1-Аэростат Монгольфье, 2-Аэростат Шарля, 3-Аэростат Бланшара, 4-Аэростат (bal. captif) Жиффара, 5- Аэростат (свободный) Жиффара, 6-Аэростат Дюпюи де Лом, 7-Аэростат Генлейна, 8-Аэростат Ренара и Кребса

Далее аэростатостроение развивалось, увеличивая высоту подъема, дальность перелета, а так же многообразие форм и конструкций.
После войны 1870-71 гг. все воздухоплавательные общества, в особенности парижское, с большим усердием занялись поиском способа управления аэростатом, чтобы сделать его пригодным для практических целей. Первая рациональная попытка в этом направлении была сделана ранее, в 1852 г., Анри Жиффаром, построившим шар сигаровидной формы, длиной 44 метра и диаметром 12 м, снабжённый винтом, приводившимся во вращение паровой машиной.

Дирижабль

Дирижабль – это, по сути, управляемый воздушный шар.

Дирижабль Сантос-Дюмон № 6

  • беспилотные неуправляемые;
  • беспилотные автоматические;
  • беспилотные дистанционно-пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА).

В 1898 году Никола Тесла разработал и продемонстрировал миниатюрное радиоуправляемое судно.
В 1910 году, вдохновлённый успехами братьев Райт, молодой американский военный инженер из Огайо Чарльз Кеттеринг предложил использовать летательные аппараты без человека. По его замыслу управляемое часовым механизмом устройство в заданном месте должно было сбрасывать крылья и падать, как бомба, на врага. Получив финансирование армии США, он построил и с переменным успехом испытал несколько устройств, но в боевых действиях они так и не применялись.
В 1933 году в Великобритании разработан первый БПЛА многократного использования Queen Bee.
В дальнейшем конструкция БПЛА модернизировалась и была модифицирована в зависимости от целей.

Покорение космоса

Данный раздел включен в эту статью с целью показать, когда в небе стало возможно заметить «движущуюся равномерно звездочку», являющуюся на деле искусственным спутником Земли.

В 1949 г. идея запуска в космос ракет с исследовательскими целями начала претворяться в жизнь. Геофизические аппараты, взлетавшие на высоту 100-200, а затем и 400 км, прокладывали путь для искусственных спутников Земли.
4 ноября 1957 г. с секретной «площадки № 2» успешно стартовала ракета с ИСЗ. Спутник представлял собой лишь металлический шар с радиопередатчиком внутри. Научная лаборатория, весом более тонны, полетела за атмосферу лишь на третьем спутнике 15 мая 1958 г.
В 1962 г. была принята многоцелевая программа «Космос», в рамках которой осуществлялись запуски спутников, проводимые как в мирных, так и в военных целях.
В ноябре 1957 г. на втором спутнике в космос отправилась собака Лайка, ставшая первым «живым космонавтом» Земли.
Далее следовала целая череда запусков с животными, что позволило отправить в космос человека Ю.А. Гагарина. Старт корабля «Восток-1» был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур.

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод, что различные летательные аппараты стали появляться в небе очень давно, и для большей части населения они были действительно неопознанными в силу ограниченности знаний. Нельзя говорить о том, что все свидетельства о странных технических аппаратах в небе до 19 века – это прямые свидетельства в пользу инопланетной теории.
На основе вышеизложенной информации каждый может сделать для себя выводы относительно некоторых исторических свидетельств, рисунков и фотографий, предлагаемых некоторыми в качестве доказательства древней истории НЛО.

Экспертам в области авиации предлагается написать обзорную статью про интересные модели экспериментальных летательных аппаратов, которые можно было принять за НЛО.

В качестве более подробного источника информации можно порекомендовать сайт Aviaschool.net посвященный авиации и воздухоплаванию и большая авиационная энциклопедия

В 1783 году в небольшом городке Анноне во Франции братья Этьен и Жозеф Монгольфье сконструировали первый во Франции воздушный шар, названный "монгольфьером" в честь своих создателей. Братья были богатыми людьми, владели фабрикой по производству бумаги, изучали науки и применяли полученные знания на практике.

Однажды, наблюдая за проплывающими облаками в небе, они вырезали из холста большой шар и попытались наполнить его горячим паром. Но пар быстро остывал, превращался на материи в капли воды, шар становился тяжелым и не поднимался в воздух.

Жозеф знал об открытии водорода английским ученым Генри Кавендишем, газа, который был не только горюч, но и легче воздуха в четырнадцать раз.

Братья купили водород, но и в этот раз шар не поднимался - газ быстро просачивался через ткань оболочки. Использование вместо ткани бумаги тоже не привело к успеху.

Как-то, зимой вечером, старший брат Жозеф увидел, как у его жены, наклонившейся к камину, высоко задралась юбка. Объяснения жены заинтересовали Жозефа. Она утверждала, что всему виной дым, который поставил ее в неловкую ситуацию.

Монгольфье осенило – он должен наполнить шар дымом. Изобретатель использовал ткань и бумагу, пропитывая их раствором квасцов.

Жители города узнали об увлечении братьев и попросили явить городу предмет своих изысканий.

Воздухоплавание - первый шаг в небо.

Братья пошли навстречу жителям и назначили на 5 июня 1783 года старт воздушного шара. Они очень упорно готовились к этой дате. Они сделали огромный шар из ткани, проклеенной бумагой, посредине шар укрепили матерчатым поясом, к которому прикрепили веревки для того, чтобы удерживать воздушный шар во время его наполнения дымом.

К низу шара была приделана деревянная рама, через которую планировали запускать горячий воздух. В итоге, шар весил более 200 кг и был в высоту с трехэтажный дом.

В назначенный день, когда жители города собрались на площади, братья развели костер. Помощники взялись за веревки, а братья расположили низ шара над костром. Наполняясь горячим воздухом, шар вырастал на глазах, и жители Анноне увидели надпись на оболочке аэростата “AD Astra ”, что в переводе с латыни означает “К звездам ”. Когда 8 человек, удерживающие шар, отпустили веревки, шар взмыл в небо. Ликованию жителей города не было предела, вместе с ними радовались успеху и братья Монгольфье. И хоть воздушный шар пролетел не более километра, этот маленький французский городок занял почетное место в истории воздухоплавания.

Известие о летающем шаре дошло до короля Франции Людовика XVI, который пригласил братьев в Париж. В это время, Академия наук по поручению короля, обратилась к известному ученому, профессору Консерватории наук и ремесел, физику Жаку Шарлю объяснить изобретение монгольфьера. Но он использовал в своих опытах шар, наполненный водородом. Для его создания, вместе с братьями Роберами, был использован шелк и раствор каучука, что дало возможность сделать прорезиненную ткань.

В августе 1783 года в Париже Шарль наполнил шар водородом и запустил в небо. Аэростат стремительно набрал высоту, но лопнул в облаках. Жак понял, что виной этому атмосферное давление и ждал прибытия в Париж братьев Монгольфье, чтобы узнать, как им удалось решить эту проблему.

Братья Монгольфье показали свой шар Академии наук осенью 1783 года. Шар был сконструирован младшим братом Этьеном в форме бочки, раскрашенной вензелями высотой более двадцати метров. Демонстрация вызвала такой восторг, что решено было ее повторить в присутствии короля. Воздушный шар к этому времени пришел в негодность, оболочку аэростата размыло дождем. Братья сконструировали новый шар, работая при этом день и ночь, чтобы успеть к сроку.

19 сентября 1783 года в Версале был запущен воздушный шар, на борту которого находились баран, утка и петух. Аэростат пролетел четыре километра и успешно приземлился. Король удостоил братьев наградами. С того момента все воздушные шары, использующие дым в качестве подъемной силы стали называть монгольфьерами.

Братья Монгольфье не остановились на достигнутом, они мечтали полететь сами на воздушном шаре. Они сделали новый аэростат, высотой более двадцати двух метров и пятнадцати метров в диаметре. Внизу шара была расположена галерея для двух человек с очагом посредине для сжигания влажной соломы. Король Луи XVI был против участия братьев в рискованном проекте и предложил лететь на воздушном шаре двум преступникам, приговоренным к смертной казни.

Пилатр де Розье, принимавший активное участие в постройке воздушного шара, был против такого решения короля. Он хотел сам остаться в истории воздухоплавания, его кандидатура была одобрена. Вторым пилотом аэростат стал маркиз д"Арланд – яркий поклонник воздухоплавания.

21 ноября 1783 года воздушный шар поднялся в воздух, пролетев над Парижем двадцать три минуты, поднявшись на высоту девятьсот метров.

Всем людям, совершим свой первый полет на шаре, по традиции дарят графские титулы. Эта традиция берет начало с того момента, как братья Монгольфье впервые покатали на воздушном шаре короля Людовика XVI. Король был так восхищен полетом, что даровал воздухоплавателям земли, над которыми они пролетали. После этого, он уточнил: "Ваши, пока вы над ними летите".

С того времени, воздухоплаватели со всего мира посвящают всех, кто летал на воздушном шаре землей, огнем и водой и дарят те земли, где аэростат совершил посадку.

Воздухоплавание - кто хоть раз пробовал - то навсегда запомнит это...

K числу пионеров воздухоплавания, чьи имена не были забыты историей, но чьи научные достижения оставались неизвестными или ставились под сомнение на протяжении столетий, относится бразилец Бартоломмео Лоренцо .

Это его подлинное имя, а в историю воздухоплавания он вошел как португальский священник Лоренцо Гузмао , автор проекта "Пассаролы", которая до последнего времени воспринималась как чистая фантазия. После длительных поисков в 1971 году удалось найти документы, проливающие свет на события далекого прошлого.

Эти события начались в 1708 году, когда, перебравшись в Португалию Лоренцо Гузмао поступил в университет в Коимбре и зажегся идеей постройки летательного аппарата. Проявив незаурядные способности в изучении физики и математики, он начал с того, что является основой любого начинания: с эксперимента. Им было построено несколько моделей, ставших прообразами задуманного судна.

В августе 1709 года модели были продемонстрированы высшей королевской знати. Одна из демонстраций была успешной: тонкая яйцеобразная оболочка с подвешенной под ней маленькой жаровней, нагревающей воздух, оторвалась от земли почти на четыре метра. В том же году Гузмао приступил к осуществлению проекта "Пассаролы". История не располагает сведениями о ее испытании. Но в любом случае Лоренцо Гузмао был первым человеком, который, опираясь на изучение физических явлений природы, сумел выявить реальный способ воздухоплавания и попытался осуществить его на практике.

ИЗОБРЕТЕНИЕ ЖОЗЕФА МОНГОЛЬФЬЕ

"Скорее приготовь побольше шелковой материи, веревок, и ты увидишь одну из удивительнейших в мире вещей", - такую записку получил в 1782году Этьенн Монгольфье , владелец бумажной мануфактуры в маленьком французском городке, от своего старшего брат Жозефа . Послание означало, что наконец-то найдено то, о чем братья не раз говорили при встречах: средство, с помощью которого можно подняться в воздух.

Этим средством оказалась наполненная дымом оболочка. В результате нехитрого эксперимента Ж. Монгольфье увидел, как матерчатая оболочка, сшитая в форме коробки из двух кусков ткани, после наполнения ее дымом устремилась вверх. Открытие Жозефа увлекло и его брата. Работая теперь уже вместе, они соорудили еще две аэростатические машины (так они называли свои воздушные шары). Одна из них, выполненная в виде шара диаметром 3,5 метра, была продемонстрирована в кругу родных и знакомых.

Успех был полный - оболочка продержалась в воздухе около 10 минут, поднявшись при этом на высоту почти 300 метров и пролетев по воздуху около километра. Окрыленные успехом, братья решили показать изобретение широкой публике. Они построили огромный воздушный шар диаметром более 10 метров. Его оболочка, сшитая из холста, была усилена веревочной сеткой и оклеена бумагой с целью повышения непроницаемости.

Демонстрация воздушного шара состоялась на базарной площади города 5 июня 1783 года в присутствии большого числа зрителей. Шар, наполненный дымом, устремился ввысь. Специальный протокол, скрепленный подписями должностных лиц, засвидетельствовал все подробности опыта. Так впервые официально было заверено изобретение, открывшее путь воздухоплаванию .

ИЗОБРЕТЕНИЕ ПРОФЕССОРА ШАРЛЯ

Полет воздушного шара братьев Монгольфье вызвал большой интерес в Париже. Академия наук пригласила их повторить свой опыт в столице. В то же время молодому французскому физику профессору Жаку Шарлю было предписано подготовить и провести демонстрацию своего летательного аппарата. Шарль был уверен, что Монгольфьеров газ, как называли тогда дымный воздух, - это не лучшее средство для создания аэростатической подъемной силы.

Он был хорошо знаком с последними открытиями в области химии и считал, что гораздо большие выгоды сулит использование водорода, так как он легче воздуха. Но избрав водород для наполнения летательного аппарата, Шарль оказался перед рядом технических проблем. В первую очередь, из чего изготовить легкую оболочку, способную длительное время держать летучий газ.

Справиться с этой проблемой ему помогли механики братья Робей. Они изготовили материал необходимых качеств, использовав легкую шелковую ткань, покрытую раствором каучука в скипидаре. 27 августа 1783 года на Марсовом поле в Париже стартовал летательный аппарат Шарля. На глазах 300 тысяч зрителей он устремился ввысь и вскоре стал невидимым. Когда кто-то из присутствовавших воскликнул: "Какой же во всем этом смысл?!" - известный американский ученый и государственный деятель Бенджамин Франклин, находившийся среди зрителей, заметил: "А какой смысл в появлении на свет новорожденного?" Замечание оказалось пророческим. На свет появился "новорожденный", которому было предопределено великое будущее.

ПЕРВЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПАССАЖИРЫ

Успешный полет аэростата Шарля не остановил братьев Монгольфье в их намерении воспользоваться предложением Академии наук и продемонстрировать в Париже аэростат собственной конструкции. Стремясь произвести наибольшее впечатление, Этьенн использовал весь свой талант, недаром он считался также отличным архитектором. Построенный им воздушный шар был в определенном смысле произведением искусства. Его оболочка высотой более 20 метров имела необычную бочкообразную форму и была разукрашена снаружи вензелями и красочными орнаментами.

Продемонстрированный официальным представителям Академии наук воздушный шар вызвал у них такое восхищение, что было решено повторить показ в присутствии королевского двора. Демонстрация состоялась в Версале (под Парижем) 19 сентября 1783 года. Правда, воздушный шар, вызвавший восхищение французских академиков, не дожил до этого дня: его оболочку размыло дождем, и он пришел в негодность. Однако это не остановило братьев Монгольфье. Работая день и ночь, они построили к намеченному сроку шар, который по своей красоте не уступал предыдущему.

Чтобы произвести еще больший эффект, братья прицепили к воздушному шару клетку, куда посадили барана, утку и петуха . Это были первые пассажиры в истории воздухоплавания . Воздушный шар оторвался от помоста и устремился ввысь, а через восемь минут, проделав путь в четыре километра, благополучно опустился на землю. Братья Монгольфье сделались героями дня, были удостоены наград, а все воздушные шары, в которых для создания подъемной силы использовался дымный воздух, стали с того дня именоваться монгольфьерами.

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА НА МОНГОЛЬФЬЕРЕ

Каждый полет воздушных шаров братьев Монгольфье приближал их к заветной цели - полету человека. Построенный ими новый шар был крупнее: высота 22,7 метра, диаметр 15 метров. В нижней его части крепилась кольцевая галерея, рассчитанная на двух человек. В середине галереи был подвешен очаг для сжигания крошеной соломы. Находясь под отверстием в оболочке, он излучал тепло, подогревавшее воздух внутри оболочки во время полета.

Это позволяло сделать полет более длительным и в какой-то мере управляемым. Король Франции Луи XVI запретил авторам проекта принимать личное участие в полете. Столь рискованную для жизни задачу, по его мнению, следовало поручить двум преступникам, приговоренным к смертной казни. Но это вызвало бурные протесты Пилатра де Розье , активного участника постройки монгольфьера.

Он не мог смириться с мыслью о том, что в историю воздухоплавания войдут имена каких-то преступников, и настаивал на личном участии в полете. Разрешение было получено. Другим "пилотом" стал поклонник воздухоплавания маркиз д"Арланд . И вот 21 ноября 1783 года человек наконец-то смог оторваться от земли и совершить воздушный полет. Монгольфьер продержался в воздухе 25 минут, пролетев около девяти километров.

В документах нет данных о том, что сам Людовик XVI совершил воздушную прогулку. Зато имеется красивая легенда о полете короля с братьями Монгольфье. Якобы Людовик XVI был настолько восхищен полетом, что воскликнул: «Господа, все земли, которые вы видите — ваши!». После приземления король тут же дал братьям графский титул, так как только граф мог владеть такими земельными угодьями. После король опомнился, вспомнил, что "земли эти уже кому-то принадлежат, и нашел остроумный выход. Он добавил к титулу братьев одно слово, и они стали «графами воздухоплавания» и, соответственно, все земли должны принадлежать им только тогда, когда они летят в воздухе.

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА НА ШАРЛЬЕРЕ

Cтремясь доказать, что будущее воздухоплавания принадлежит шарльерам (так называли аэростаты с оболочками, наполненными водородом), а не монгольфьерам, профессор Шарль понимал, что для этого нужно осуществить полет людей на шарльере, причем более эффектный, чем полет братьев Монгольфье. Создавая новый аэростат, он разработал ряд проектно-конструкторских решений, которые затем использовались на протяжении многих десятилетий.

Построенный им шарльер имел сетку, обтягивавшую верхнюю полусферу оболочки аэростата, и стропы, с помощью которых к этой сетке подвешивалась гондола для людей. В оболочке была сделана специальная отдушина для выхода водорода при падении наружного давления. Для управления высотой полета использовались специальный клапан в оболочке и балласт, хранящийся в гондоле. Был предусмотрен и якорь для облегчения посадки на землю.

1 декабря 1783 года шарльер диаметром более девяти метров взял старт в парке Тюильри. На нем отправились профессор Шарль и один из братьев Робер, принимавших активное участие в работах по постройке шарльеров. Пролетев 40 километров, они благополучно опустились возле небольшой деревеньки. Затем Шарль в одиночку продолжил путешествие.

Шарльер пролетел пять километров, забравшись на небывалую для того времени высоту - 2750 метров. Пробыв в заоблачной вышине около получаса, исследователь благополучно приземлился, завершив, таким образом, первый в истории воздухоплавания полет на аэростате с оболочкой, наполненной водородом.

АЭРОСТАТ НАД ЛА-МАНШЕМ

Жизнь французского механика Жана Пьера Бланшара , совершившего первый перелет на аэростате через Ла-Манш, примечательна тем, что является яркой иллюстрацией переломного момента в развитии воздухоплавания конца XVIII века. Бланшар начал с осуществления идеи машущего полета.

В 1781 году он построил аппарат, крылья которого приводились в движение усилием рук и ног. Испытывая этот аппарат подвешенным на веревке, перекинутой через блок, изобретатель поднимался на высоту крыши многоэтажного дома при противовесе всего 10 килограммов. Обрадованный успехами, он опубликовал в газете свои соображения о возможности машущего полета человека.

Воздушные путешествия, совершенные на первых аэростатах, а затем поиски средств управления их движением вновь возвратили Бланшара к мысли о крыльях, на этот раз в качестве управления аэростатом. Хотя первое путешествие Бланшара на аэростате с крыльчатыми веслами окончилось неудачно, он не оставлял своих попыток и все больше увлекался подъемом в небесный простор. Бланшар начал выступать с публичными демонстрациями полетов.

Когда осенью 1784 года начались его полеты в Англии, у него появилась мысль перелететь на аэростате через Ла-Манш , доказать тем самым возможность воздушного сообщения между Англией и Францией. Этот исторический перелет, в котором участвовали Бланшар и его друг американский доктор Джеффри, состоялся 7 января 1785 года.

ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ ВОЗДУХОПЛАВАНИЮ

История воздухоплавания была историей не только побед, но и поражений, а порой и драматических судеб. Примером тому жизнь Пилатра де Розье. физик по образованию, он одним из первых понял истинное значение изобретения Жозефа Монгольфье.

Розье упорно выдвигал идею пилотируемого воздухоплавания, неоднократно заявляя о личной готовности совершить полет на воздушном шаре. Настойчивость и смелость привели к триумфу: Розье стал первым пилотом-воздухоплавателем, совершив 21 ноября 1783 года вместе с маркизом д"Арландом двадцатиминутный полет на монгольфьере. По его предложению была изменена конструкция монгольфьера, строившегося в 1783 году в городе Лионе для демонстрации полета.

В новом варианте воздушный шар был рассчитан на подъем в воздух двенадцати человек. И хотя лионский монгольфьер поднял в воздух только семь человек и через 15 минут снова коснулся земли, это был первый в истории воздухоплавания полет многоместного воздушного шара. Затем Розье ставит новый рекорд. В полете на монгольфьере вместе с химиком Пру он достигает высоты 4000 метров. Добившись этого успеха, Розье возвращается к мысли о дальних перелетах.

Теперь его цель - перелет через Ла-Манш. Он разрабатывает аэростат собственной конструкции, объединяющий в себе обычный сферический шарльер и монгольфьер цилиндрической формы. Комбинированный аэростат стал именоваться розьером. Но судьба явно не была благосклонна к Пилатру де Розье . Поднявшись 15 июня 1785 года в воздух вместе со своим помощником Роменом, Розье не успел долететь даже до Ла-Манша. Возникший на розьере пожар привел к трагической гибели обоих воздухоплавателей.

ОТ МЕЧТЫ К ПРОФЕССИИ

Попытки реализации управляемого движения аэростатов, предпринимавшиеся во Франции в первые годы развития воздухоплавания, не дали положительных результатов. А интерес широкой публики к демонстрационным полетам постепенно превращал воздухоплавание в особый вид зрелищных мероприятий.

Но в 1793 году, то есть десять лет спустя после первых полетов людей на аэростатах, была обнаружена область их практического применения. Французский физик Гитон де Морво предложил использовать аэростаты на привязи для подъема в воздух наблюдателей. Эта идея была высказана в тот момент, когда враги Великой французской революции пытались задушить ее.

Техническая разработка проекта привязного аэростата была возложена на физика Кутелля. Он успешно справился с задачей, и в октябре 1793 года аэростат отправили в действующую армию для проведения полевых испытаний, а в апреле 1794 года был издан декрет об организации первой воздухоплавательной роты французской армии. Ее командиром был назначен Кутелль.

Появление привязных аэростатов над позициями французских войск ошеломило противника: поднимаясь на высоту 500 метров, наблюдатели могли заглянуть далеко в глубь его обороны. Разведывательные данные передавались на землю в специальных коробках, которые спускались по шнурку, прикрепленному к гондоле.

После победы французских войск решением Конвента была создана Национальная воздухоплавательная школа. Хотя она просуществовала всего пять лет, начало было положено: воздухоплавание стало профессией.


ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ В РОССИ И

Впервые в России полет воздушного шара без пассажиров продолжительностью 6 часов осуществил француз Минель 30 марта 1784 года , чем вызвал огромный интерес среди русского населения.

Посол России во Франции граф Баратынский рассказал об изобретении братьев Монгольфье императрице Екатерине II. Русское общество с интересом и энтузиазмом восприняло это открытие. В Петербургской академии наук были проведены первые опыты по созданию «монгольфьера», даже была издана книга «Рассуждения о воздушных шарах, горючим веществом наполненных и по воздуху летающих, или воздухоносных, изобретенных г.Монголфиером в Париже». Екатерина II в письме от 20 декабря 1783 г., т.е. буквально через несколько месяцев после первых полетов воздушного шара в Париже, писала: «...Хотя здесь и менее, нежели в Париже, занимаются этими воздушными путешествиями, однако все, что до них касается, принято с тем участием, какого заслуживает такое любопытное открытие».

В одном из полетов над Парижем шар загорелся. Хотя никто не пострадал, Екатерина II 15 апреля 1774 года издала указ о временном запрещении полетов воздушных шаров: «В предупреждение опасных случаев и иных несчастных приключений, произойти могущих от новоизобретенных воздушных шаров, наполненных горячим воздухом или жаровнями со всякими горячими составами, повелеваем учинить запрещение, чтоб от 1 марта по 1 декабря никто не дерзал пускать на воздух таковых шаров, под страхом заплаты пени по 20 рублей». В письме во Францию Екатерина II разъяснила такой указ тем, что в России многие строения деревянные, а крыши соломенные, загоревшийся шар может стать причиной огромного пожара.

При Александре I появилась идея вооружить воздушными шарами русскую армию. Однако далее пробных полетов она тогда не продвинулось. А первым российским воздухоплавателем стал штабс-лекарь Кашинский , который в октябре 1805 года самостоятельно совершил полет на шаре-монгольфьере. Исследователи упоминают также о некой московской мещанке Ильинской, в августе 1828 года поднявшейся в воздух на аэростате собственной конструкции. Но происхождение сыграло с ней злую шутку: воздухоплавание все еще относили к дворянской привилегии, и потому героиней своего времени она не стала. История не сохранила ни ее имени-отчества, ни биографии. Не обошлось и без жертв: в 1847 года погиб воздухоплаватель Леде, чей шар ветром унесло в Ладожское озеро.

3 декабря 1870 года было создано Русское общество воздухоплавания. А через пять лет Дмитрий Менделеев на заседании Русского физико-химического общества предложил свой проект аэростата с герметически закрывающейся гондолой для высотных полетов. В 1880 году по его инициативе при Русском техническом обществе был создан воздухоплавательный отдел. Помимо Менделеева, свой интерес к полетам в небе проявили Алекандр Радищев, Илья Репин, Лев Толстой, Виктор Васнецов и многие другие. А в феврале 1885 года в Петербурге на Волковом поле была организована Кадровая военная команда воздухоплавателей, которая проводила военные учения с использованием аэростатов.

Следуя русским летописям, 17 ноября 1731 года первый полет человека на воздушном шаре, совершил подьячий Крякутной из Нерехты.

ПЕРВЫЕ ПОЛЕТЫ В МОСКВЕ

Весной 1803 г. московский предприниматель Терпи решил использовать воздушный шар в коммерческих целях. 4 мая он запустил в московское небо шар с гимнастами, которые исполняли сальто-мортале, «китайские группы и позитуры с разными новыми переменами», а в завершении был дан грандиозный фейерверк. На другой день в газете «Московские ведомости» вышла заметка об этих полетах и анонс новых полетов и развлечений, уже за определенную плату: «...за первое место 1,5 рубля, за второе - 1 рубль, а за третье - 50 копеек медью».

2 октября (20 сентября по ст.стилю) 1803 года Москва впервые увидела полет воздушного шара , который пилотировал бывший инспектор французской революционной армии Андре Жак Гарнерен.

Андре Гарнерен , поколесив по всей Европе, прибыл в Россию в конце мая 1803 года со своим воздушным шаром. Известен он был, как первый человек, прыгнувший с парашютом и потому считался героем - первооткрывателем , был любимцем у женщин , хотя и не слыл дон-жуаном. Европу «колесил» с целью заработка. Отправиться в небо предлагалось отнюдь не бесплатно, билет на воздушный шар стоил 2000 рублей серебром. Если учесть, что в те времена можно было купить лошадь на ярмарке за пятьдесят рублей, то можно себе представить, кто были его пассажиры.

Однако князья да купцы боялись садится в летающую лодку (так называли корзину воздушного шара) и Гарнерен решил уговорить на полет этакую личность, после полета которой отказываться богатым москвичам было бы просто стыдно. И он уговорил полететь с ним самую красивую женщину Москвы в ту пору - княжну Трубецкую . Как красавицу, ее знали под псевдонимом Прасковья Кологривова . Как уговорил, – остается тайной, она-то особой смелостью не отличалась. Наверное ее привлек персональный пиар.

Считается, что именно о Прасковье Юрьевне Кологривовой, в первом браке Гагариной, урожденной Трубецкой, на всякий случай переименованной в Татьяну Юрьевну, упоминает грибоедовский Молчалин в «Горе от ума»:

Татьяна Юрьевна!!! Известная, - притом
Чиновные и должностные -
Все ей друзья и все родные;
К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам…
Как обходительна! добра! мила! проста!
Балы дает нельзя богаче,
От рождества и до поста,
И летом праздники на даче.

Андре Жак Гарнерен и княжна Трубецкая поднялись на шаре 2 октября 1803 года в 17.25 возле сегодняшнего Курского вокзала, а благополучно опустились в районе усадьбы Остафьево, в которой в то время проживал князь Петр Вяземский . Тридцать километров пролетели за час, а публика заранее их ждала на месте приземления, где встречала с восторгом. Сколько после этого заработал на своих полетах Гарнерен, неизвестно. Зато распространились слухи о каких-то его отношениях с Трубецкой. Чтобы опровергнуть все сплетни, Андре публично пообещал своей супруге (законной супруге) прокатить ее тем же маршрутом и исполнил своё обещание уже следующим летом. После этого в России появились свои воздухоплаватели и воздухоплавательницы.

Перед Отечественной войной 1812г. русские военные чиновники разрабатывали проект «управляемого аэростата». Военное ведомство рассчитывало построить 50 воздушных кораблей, каждый из которых сможет поднимать 40 солдат и 12000 фунтов боеприпасов. Причем наибольшего «действия» ожидали «от ящиков, наполненных порохом, которые, брошены будучи сверху, могут разрывом своим, упав на твердые тела, опрокинуть целые эскадроны». Планировалось разместить на бортах этого корабля фальконеты - небольшие пушки, а в днище - специальный люк для сбрасывания «пороховых ящиков». Фактически это был первый управляемый дирижабль, поднимаемый в воздух с помощью водорода. Маневрировать аэростат должен был с помощью парусов. Под Москвой начали строить эти аэростаты. Но, Наполеон со своей армией уже был под Москвой. К этому времени был построен всего один экспериментальный аэростат. Кутузов, готовясь к битве под Москвой, рассчитывал на эти воздушные суда. Он написал письмо графу Растопчину: «Государь император говорил мне об еростате, который тайно готовится близ Москвы. Можно ли им будет воспользоваться, прошу мне сказать, и как его употребить удобнее». Экспериментальный аэростат летал очень плохо и, конечно, был не боеспособен. Аэростатное производство было эвакуировано.

В 1890 г. в российском военном ведомстве был создан учебный воздухоплавательный парк , который должен был испытывать воздушные суда в военном отношении. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. командующий маньчжурской армией генерал Линевич просил выделить 2-3 шара для разведочных и осадных операций. Весной 1904 г. была сформирована специальная Сибирская воздухоплавательная рота для маньчжурской армии. В состав роты входили 5 офицеров, 120 строевых нижних чинов, 73 человека нестроевых чинов. Из нестроевых большинство были мастера и механики. Рота была рассчитана на обслуживание 2 шаров. Уже осенью 1904 г. шары встали на боевые дежурства на Ляолянском укреплении. Японцы также доставили к театру боевых действий воздушные шары. Так, начальник обороны крепости Порт-Артур писал в штаб: «Воздухоплавательного парка нет, что сильно затрудняет определение расположения батарей противника и корректирование стрельбы по закрытой цели; у противника имеются воздушные шары...». Граф Строганов, к тому времени живущий во Франции, на свои деньги приобрел быстроходный военный корабль, оснащенный воздушным шаром, для Тихоокеанской эскадры. Воздушные шары Сибирской воздухоплавательной роты успешно вели разведку. Помощник командира воздухоплавательной роты В.Ф. Найденов писал: «Японцы не стреляли, но вчера, когда поднялся я с адъютантом пофотографировать и наблюдать, японцы, видимо, подкарауливали, и когда шар стали снижать и уже взяли за поясные натяжки, хватили по нас шрапнелью, мы тотчас же опять поднялись и могли открыть, откуда японцы стреляли, к двум орудиям их подъехало еще три». Из Мукдена инспектор военной инженерной части доносил в штаб: «В конце концов, на обе роты прислано было за дни боев у Сандепу (шары все время действовали) 13 георгиевских крестов. Деятельность шаров понравилась настолько, что теперь не только штабы всех 3-х армий, но и штабы корпусов умоляют о присылке им шаров».

В 1913 г . жители Пермской губернии могли наблюдать полет воздушного шара . У села Мысы Оханского уезда приземлился шар с тремя гражданами Германии. По их словам, летели они в Константинополь, но ветер занес их в Россию. Немецкий экипаж летел без посадки 87 часов. Воздухоплавателей отправили в Москву в немецкое консульство. Позже выяснилось, что немецкие воздухоплаватели в недавнем прошлом были военными. Выяснить были ли это простые воздухоплаватели или германские шпионы так и не удалось. Через пару месяцев - уже в январе 1914 г. вблизи Бисертского завода был задержан еще один воздушный шар с немецкими подданными. Доставленные в Пермь путешественники представились инженером Берлинером, архитектором Газе и купцом Николаи, летевшими, якобы, в Швецию. При этом шведских денег у них не было, зато были русские рубли, а во сне один из путешественников командовал: «Хальт! Фойер!» («Стой! Огонь!»). Состоявшийся в Перми суд не смог доказать шпионскую деятельность немцев, но обвинил их в намеренном нарушении запрета на перелет границы России. Воздухоплавателей приговорили к 6-месячному тюремному заключению, шар конфисковали в пользу казны.

ХХ век максимально демократизировал полеты. В том числе и в Российской империи. Появился специализированный журнал и аэроклуб.

В 1910 прошел первый Всероссийский праздник воздухоплавания, в 1924 - Всесоюзные воздухоплавательные состязания.

По материалам vokrugsveta.ru и др.

Люди еще в глубокой древности мечтали летать по небу, словно птицы и долгое время шли к этому. А сейчас, сидя в уютном кресле авиалайнера, мало кого интересует, как люди смогли построить первые летательные аппараты и освоить путешествия по воздуху. С появлением самолетов, многие позабыли про это воздухоплавательное искусство, но в последнее время полеты на воздушных шарах привлекают к себе внимание десятков тысяч людей каждый год.


Абсолютно все шары отличаются по своему размеру и к числу перевозимых людей. Так что логично, что цены могут очень сильно отличаться, но если говорить об обычном шаре, то он обойдется в 20-30 тысяч долларов. Но зачем, спрашивается покупать шар, если ты, допустим, хотел бы пролететь из любопытства, или сделать подарок близкому человеку, или сделать романтическое предложение руки и сердца своей возлюбленной, совсем не обязательно. Для этого в Москве существует агентство Magic flight, которое имеет в своем ассортименте различные воздушные шары, в том числе, и в виде сердца, будьте с Magic flight и полет на воздушном шаре станет незабываемым моментом в вашей жизни.

В 1784 году Джеймс Тайлер, поднялся на шаре «Гранд Эдинбург» на 106 метров вверх и пролетел на нем около километра. Примечательно, что мистер Тайлер работал простым аптекарем, однако в историю он вошел не только как воздухоплаватель, но и как человек отредактировавших Британскую энциклопедию (2 издание).

В 1824 году появились надувные шарики, их изобрел Майкл Фарадей. Правда, тогда его изобретение использовалось лишь как «сосуд» в котором он хранил различные газы.

Ну а первыми живыми воздухоплавателями стали: баран, утка и петух. Их запустили в воздух братья Монгольфье в сентябре 1783 года. Первые воздухоплаватели благополучно перенесли полет, вот только у петуха было сломано крыло. Однако все сочли, что это сделал баран.

В ноябре 1783 года изобретателями Маркизом де Арландесом и Жаном-Франсуа Пилатром де Розье был создан пилотируемый шар, который не нужно было привязывать к земле.

Спустя два года, в 1785 году Джон Джеффрис и Жан-Пьер Бланшар стали первыми воздухоплавателями в истории перелетевшими через Ла-Манш. Это был достаточно отчаянный поступок, потому, что оба не умели плавать.

В 1808 году в Париже прошла первая дуэль с использованием воздушных шаров.

В 1999 году Бертран Пикар и Брайн Джонс вошли в историю, как люди, первые совершившие кругосветку используя воздушный шар и ни разу не сев на землю в процессе перелета.

В 1794 году во Франции шла революция и находчивым военноначальникам пришла блестящая идея - использовать воздушный шар в разведке. Этим шаром стал "Entreprenant".

В 2010 году на очередном событии "Bristol International Balloon Fiesta" общественности была представлена нетривиальная модель шара с дном из толстого стекла.

Общеизвестно, что воздушный шар почти неуправляем. Его движение очень сильно зависит от потоков ветра, управляющие шаром люди могут разве что изменять высоту полета, тем самым пытаясь отыскать подходящие ветровые потоки.

Обычно лететь на шаре можно всего два часа. Однако, если учитывать подготовительные процедуры, то сам процесс растянется на три часа.

В 2013 году на одной из бывших французских баз НАТО был зафиксирован абсолютный рекорд: в воздух за несколько минут взлетело 408 шаров.

Мало кто знает, но воздушный шар не поднимется в воздух если идет дождь.

Долгие годы одним из недостижимых желаний людей была способность летать или хотя бы подниматься в воздух. Каких только изобретений не было придумано, чтобы это осуществить. Однажды, был зафиксирован тот факт, что предметы небольшого веса могут подниматься при воздействии горячего воздуха, это и стало толчком в развитии воздухоплавания.

Считается, что первый в мире воздушный шар создан в 1783 году. Как же это случилось? История нас отправляет в далекие XVI-XVII века. Именно тогда появились прототипы первых шаров, которые не смогли себя показать на практике. Параллельно, в 1766 году ученым-химиком Генри Кавендишем были впервые подробно изложены свойства такого газа, как водород, который использовал в своих работах с мыльными пузырями итальянский ученый-физик Тиберио Кавалло. Он наполнял пузыри этим газом, и они быстро взмывали в воздух, поскольку водород в 14 раз легче, чем воздух. Так появились основные две подъемные силы, используемые при полетах аэростатов и в наши дни – это водород и горячий воздух.

Данные открытия не решили всех проблем осуществления полетов. Для создания воздушного шара требовался специальный материал, который не будет слишком тяжелым, а также сможет удерживать газ внутри. Решение этой задачи ученые-изобретатели выполняли разными способами. Причем за первенство открытий конкурировали сразу несколько конструкторов, основные из них – это братья Жак-Этьенн и Жозеф-Мишель Монгольфье, а также известный профессор Жак Александр Шарль из Франции.

У братьев Монгольфье не было специальных знаний о свойствах и характеристиках различных газов, но он обладали большим стремлением к открытиям. Вначале они экспериментировали с дымом и паром. Были попытки и использования водорода, но их коснулась проблема отсутствия специальной ткани, которая бы не пропускала этот газ. Также его стоимость была достаточно дорогой, и Монгольфье вернулись к экспериментам с горячим воздухом.

Первый воздушный шар создан в 1782 году. Смастерили его братья Монгольфье, правда он имел небольшой размер, всего лишь 1 кубический метр в объеме. Но все-таки это был уже настоящий шар, который поднимался на высоту более 30 метров над землей. В скором времени экспериментаторы изготовили и второй воздушный шар. Он был уже гораздо больше предшественника: объемом в 600 кубических метров и диаметром 11 метров, под шаром расположили жаровню. Тканью для аэростата послужил шелк, обклеенный бумагой с внутренней стороны. Торжественный запуск воздушного шара в присутствии многочисленной публики был осуществлен 5 июня 1783 года, который организовали уже известные братья Монгольфье. С помощью горячего воздуха аэростат подняли на высоту 2 тысячи метров! Об этом факте даже написали в парижскую Академию. С тех пор воздушные шары, в которых используется горячий воздух, стали называться в честь своих изобретателей – монгольфьерами.

Такие достижения Монгольфье сподвигли Жака Александра Шарля к усиленным разработкам своего нового изобретения – воздушного шара, при подъеме которого используется водород. У него были помощники – механики братья Роберы. Им удалось изготовить шелковый шар, пропитанный каучуком, диаметр которого составил 3,6 м. Заполняли его водородом при помощи специального шланга с клапаном. Была сделана также особая установка добывания газа, который получали в результате химических реакций при взаимодействии металлических опилок с водой и серной кислотой. Чтобы испарения от кислоты не портили оболочку шара, полученный газ очищали при помощи холодной воды.

Первый воздушный шар, созданный на водороде, был запущен 27 августа 1783 года. Произошло это на Марсовом поле. На глазах двухсот тысяч человек шар поднялся так высоко, что за облаками его уже не было видно. Через 1 км водород стал расширяться, вследствие чего оболочка шара разорвалась, и аэростат упал на землю в деревеньке недалеко от Парижа. Но там ничего не знали о столь важном эксперименте, и не успели приехать изобретатели, как испуганные жители разорвали необычный шар в клочья. Так пришло в негодность великое изобретение стоимостью 10 000 франков. С 1783 года воздушные шары на водороде именуются шарльерами, в честь Шарля.