Краткий курс истории. Волынская резня

Девятое февраля 1943 года считается днем начала Волынской резни, массового убийства жителей Волыни польской национальности как боевиками ОУН-УПА*, так и их украинскими соседями. В этот день в селе Паросла Перша было убито 179 человек: мужчин, женщин, детей, стариков. Только за то, что они поляки. В конечном итоге этнических поляков погибло от 60 тысяч до 200 тысяч, украинцев - до 30 тысяч.

Как часто бывает, историческая дата условна. Поляков убивали и раньше (чего стоит хотя бы убийство польских профессоров во Львове в июле 1941 года немецкими оккупационными властями при активной и инициативной поддержке украинских националистов). Массовый характер Волынская резня приобрела позже, с 11 июля 1943 года, когда в один день атаке подверглось 150 населенных пунктов с преимущественно польским населением.

Нынешняя бандеровская Украина заявляет, что и украинцев поляки убивали.

Правда. Убивали. И "мирных" жителей тоже.

Формально, если принять украинскую точку зрения, Волынская резня была следствием долговременного польско-украинского противостояния, в котором обе стороны допускали действия, осуждаемые мировым сообществом. Современная Украина в своей дискуссии с Польшей обращается не только к событиям 1943 года, но и к тому, что происходило в XV-XVIII веках.

Если быть абсолютно точным, то, с точки зрения Киева, польское господство на Украине в Средние века оправдывает украинские зверства в отношении поляков в ХХ веке. Более того, любые украинские зверства в отношении живших на Украине поляков - ответ на то, что украинцы в Польше были угнетенной нацией.

Никто не спорит: поляки, подавляя казацкие восстания на Украине, зачастую применяли неадекватные современному восприятию средства (сажали на кол, сжигали живьем и так далее). Тем не менее, если мы обратимся к "кодексу" наказаний того века, то обнаружим, что ничего экстраординарного не происходило. Самые же страшные казни, как правило, постигали тех, кто и сам был, мягко говоря, садистом.

Подавляя восстания, поляки жестоко расправлялись с участниками мятежей. Уровень жестокости более чем объясним: не только потому, что каждый желающий может прочесть "Тараса Бульбу" Гоголя и понять, что из себя представляет хоть любое казацкое "восстание", хоть Запорожская Сечь (которая на тот момент была Украиной). На деле это был мятеж маргинальных бандитов против слабой, средневековой, размытой, но все же устойчивой польской государственности.

Если мы обратимся к XVIII веку и вспомним мятеж Гонты и Зализняка, то нам придется признать, что такой геноцид, какой устраивали украинские "повстанцы", мир до них видел только в колониях (и то случайно).

В Умани, Гайсине и прочих малых местечках тогдашней Виннитчины население было вырезано полностью (на 100 процентов). Украинское село полностью уничтожило польско-еврейский город.

Сегодняшние украинцы обвиняют Россию Екатерины II в том, что она не поддержала "освободительную борьбу" гайдамаков. Но Российская империя потому и умыла руки, что зверства "повстанцев" выводили их за пределы цивилизованного мира. Даже сегодня автохтонное население этого региона вспоминает гайдамаков с ужасом. Они для местных не борцы за свободу, но простые бандиты, грабители и садисты, хуже татар. Именно этих бандитов правительство Екатерины II и отказалось поддержать против Варшавы.

Итак, к концу первой трети ХХ века сложилось польско-украинское территориально-идеологическое противостояние. Обе стороны в давние времена совершали друг против друга зверства, не выходящие за пределы обычной практики того времени. Мы не можем утверждать, что Волынская резня исторически обусловлена. Все эти проблемы были давно забыты к 1943 году.

Но украинцы начали массово вырезать поляков, живших на территориях, которые украинцы считали своими. После первых эксцессов (не случайно мы обозначили 9 февраля в качестве международно признанной годовщины Волынской резни) Польша (в лице лондонского эмигрантского правительства) попыталась вступить в переговоры и мирно урегулировать конфликт.

В Польше очень хорошо помнят Волынскую резню.
Это скан страниц польской книги:

Перечень способов, при помощи которых украинские нацисты расправлялись с мирным населением:

. Вбивание большого и толстого гвоздя в череп головы.
. Сдирание с головы волос с кожей (скальпирование).
. Вырезание на лбу «орла» (орёл - это герб Польши).
. Выбивание глаз.
. Обрезание носа, ушей, губ, языка.
. Прокалывание детей и взрослых колами насквозь.
. Пробивание заострённой толстой проволокой насквозь от уха до уха.
. Разрезание горла и вытягивание через отверстие языка наружу.
. Выбивание зубов и ломание челюсти.
. Разрывание рта от уха до уха.
. Затыкание ртов паклей при транспортировке ещё живых жертв.
. Сворачивание головы назад.
. Размозжение головы, вкладывая в тиски и затягивая винт.
. Резание и стягивание узких полосок кожи со спины или лица.
. Ломание костей (рёбер, рук, ног).
. Отрезание женщинам груди и посыпание ран солью.
. Отрезание серпом гениталий жертвам мужского пола.
. Пробивание живота беременной женщине штыком.
. Разрезание живота и вытаскивание наружу кишок у взрослых и детей.
. Разрезание живота женщине с беременностью на большом сроке и вкладывание вместо вынутого плода, например, живого кота и зашивание живота.
. Разрезание живота и вливание вовнутрь кипятка.
. Разрезание живота и вкладывание вовнутрь его камней, а также бросание в реку.
. Разрезание беременным женщинам живота и высыпание вовнутрь битого стекла.
. Вырывание жил от паха до стоп.
. Вкладывание в вагину раскалённого железа.
. Вставление в вагину сосновых шишек вперёд стороной верхушки.
. Вставление в вагину заострённого кола и пропихивание его до горла, навылет.
. Разрезание женщинам передней части туловища садовым ножом от вагины до шеи и оставление внутренностей снаружи.
. Вешание жертв за внутренности.
. Вкладывание в вагину или анальное отверстие стеклянной бутылки и её разбивание.
. Разрезание живота и высыпание вовнутрь кормовой муки для голодных свиней, которые этот корм вырывали вместе с кишками и другими внутренностями.
. Отрубание/отрезание ножом/отпиливание рук или ног (либо пальцев на руках и ногах).
. Прижигание внутренней стороны ладони на горячей плите угольной кухни.
. Перепиливание туловища пилой.
. Посыпание связанных ног раскалённым углём.
. Прибивание гвоздями рук к столу, а стоп к полу.
. Разрубание топором целого туловища на части.
. Прибивание ножом к столу языка маленького ребёнка, который позже висел на нём.
. Разрезание ребёнка ножом на куски.
. Прибивание маленького ребёнка штыком к столу.
. Вешание ребёнка мужского пола за гениталии на дверной ручке.
. Выбивание суставов ног и рук ребёнка.
. Бросание ребёнка в пламя огня горящего здания.
. Разбивание головки младенца, взяв его за ножки и ударив о стену или печь.
. Посадка ребёнка на кол.
. Подвешивание на дереве женщины вверх ногами и издевательство над ней - отрезание груди и языка, рассечение живота, выкалывание глаз, а также отрезание ножами кусков тела.
. Прибивание маленького ребёнка гвоздями к двери.
. Вешание на дереве ногами вверх и опаливание головы снизу огнём зажжённого под головой костра.
. Утапливание детей и взрослых в колодце и забрасывание жертвы камнями.
. Вбивание кола в живот.
. Привязывание человека к дереву и стрельба в него как по мишени.
. Волочение по улице тела при помощи верёвки, затянутой на шее.
. Привязывание ног и рук женщины к двум деревьям, и разрезание живота от промежности до груди.
. Волочение по земле матери с тремя детьми, связанных друг с другом.
. Стягивание колючей проволокой одной или нескольких жертв, каждые несколько часов поливание жертвы холодной водой с целью прихода в себя и ощущения боли.
. Закапывание в землю живьём по шею и срезание позже головы косой.
. Разрывание туловища пополам при помощи лошадей.
. Разрывание туловища пополам привязыванием жертвы к двум пригнутым деревьям и в последующем их освобождением.
. Поджигание жертвы, облитой керосином.
. Обкладывание вокруг жертвы снопами соломы и их поджигание (факел Нерона).
. Насаживание младенца на вилы и выбрасывание его в пламя костра.
. Вешание на колючей проволоке.
. Сдирание с тела кожи и заливание раны чернилами или кипящей водой.
. Прибивание рук к порогу жилища.

- Волынская резня

Гданьск. Памятник полякам, уничтоженным ОУН - УПА на Волыни и в восточной Польше в 1943-1945 годах.

Хотя случаи уничтожения украинцев и поляков зафиксированы с 1942 года :55 , масштабный характер эти действия приобрели весной 1943 года, когда Волынский краевой провод ОУН(б) принял решение об изгнании с Волыни местных поляков. Действия украинских вооружённых отрядов первоначально были направлены против охранявших леса и государственные поместья (легеншафты ) поляков - служащих немецкой администрации. Затем они распространилась также на проживающих в сельской местности поляков - сначала на прибывших в межвоенный период, а затем и живших там постоянно . Своего пика события достигли 11 июля 1943 года, когда одновременно было атаковано более 150 польских населённых пунктов. В течение 1943 года на территории Волыни было создано до 100 польских баз самообороны, большая часть из которых была уничтожена отрядами УПА. Уцелели лишь крупные, имевшие хорошую материальную поддержку со стороны Армии Крайовой и пользовавшиеся помощью советских партизан :87-89 . С конца лета (особенно активно - с осени) они стали проводить «превентивные» нападения на базы УПА или с целью отомстить за действия отрядов УПА. Кроме того, проводились рейды на соседние украинские сёла для пополнения продовольственных запасов, при этом нередко случались убийства местных жителей, а несколько украинских сёл было сожжено частично или полностью. :88-90,95

В уничтожении поляков принимала участие часть гражданского населения украинских сёл, а в уничтожении украинцев - укомплектованные поляками отряды вспомогательной полиции и жандармерии, подчинявшиеся немцам :140-142 .

В ходе боевых действий отрядов Армии Крайовой и советских партизан против отрядов УПА также пострадала значительная часть украинского населения :154-158 . Отдельные отряды Армии Крайовой, вопреки приказам своего командования о недопустимости участия в «пацификационных» акциях против украинских сёл, переходили к «слепым» акциям возмездия :161,165-167 .

В ходе проведённого в Польше исследования «Карта» было установлено, что в результате действий УПА-ОУН(Б) и СБ ОУН(б), в которых принимала участие часть местного украинского населения и порой отряды украинских националистов других течений, число погибших на Волыни поляков составило не менее 36543-36750 человек, у которых были установлены имена и места гибели. Кроме того, тем же исследованием было насчитано от 13500 до более чем 23000 поляков, обстоятельства гибели которых не выяснены :48,279 .

Ряд исследователей говорит о том, что жертвами резни стало, вероятно, около 50-60 тысяч поляков , в ходе дискуссии о числе жертв с польской стороны давались оценки от 30 до 80 тысяч .

На Украине подобные подсчёты не проводились, число погибших с украинской стороны оценивается в несколько тысяч человек, при этом одни историки пишут об общем количестве погибших украинцев от 2 до 3 тысяч , другие о том, что в 1943-1944 годах непосредственно от действий подчиняющихся Армии Крайовой польских вооружённых формирований погибло не менее 2000 гражданских украинцев :279 .

Истоки конфликта

Украинские и польские историки указывают, что истоки конфликта лежали в общем прошлом двух народов (польского и украинского), во взаимных предубеждениях и обидах. В основные причины конфликта включают:

  • Исторические события XVI-XVIII веков, наполненные крайне жестокими крестьянскими бунтами и казацкими восстаниями, которые гасились потоками крови и оставили после себя двусторонние обиды и чувство социальной несправедливости.
  • Опыт и выводы из проигранной украинцами войны с Польшей 1918-1919 годов, которые указывали на Польшу, как на одну из основных преград при создании независимой Украины.
  • Неурегулированные общеполитические условия после Первой мировой войны, которые лишили украинцев возможности иметь собственную государственность.
  • Национальная политика межвоенной Польши на ее восточных территориях, основанная на национализме и отстранении других национальностей от участия в государственной и общественной жизни (вопрос автономии и самоуправления, проблема земельной реформы, политика в сфере образования, нарушения гражданских прав и свобод, репрессии против украинцев), которая не ликвидировала прежние социальные конфликты, но, напротив, их обострила.
  • Террористическая и саботажная деятельность УВО , а затем и ОУН , на территории Польши в межвоенный период.
  • Антипольская деятельность ОУН во время Второй мировой войны, обусловленная в основном принятой идеологией интегрального национализма Д. Донцова (опирающейся на образец нацизма) и формировала сознание украинского общества в духе ненависти к полякам как таковым, которые были преградой для создания независимой Украины.
  • Подстрекательская роль обоих тоталитарных режимов (советского и немецкого) в усилении украино-польского конфликта.
  • Деморализующее влияние войны, которая принесла огромное моральное опустошение и отход от норм социального поведения, обусловив кровавый и преступный характер конфликта.
  • Бескомпромиссные позиции как польского правительства, так и руководства ОУН в территориальном вопросе.

Последующие оценки

Несмотря на полярные взгляды, к 60-летию событий в 2003 году было принято общее заявление, отметившее факт массового уничтожения поляков и то, что в украинско-польском противостоянии они были стороной, которая преимущественно защищалась. Несмотря на этот вывод, депутатам Верховной Рады Украины с большим трудом удалось принять совместную польско-украинское парламентское заявление по данному событию, текст которого содержит общие фразы, а ответственность за уничтожение поляков возлагается на непоименованные «вооруженные формирования украинцев» .

См. также

  • Пацификация украинцев в Восточной Галиции (1930)

Примечания

  1. Ґжеґож Мотика, Антипольська акція ОУН-УПА , Український Альманах 2003. - Варшава, 2003
  2. Ільюшин І. ОУН-УПА і українське питання в роки Другої світової війни: в світлі польських документів. - К.: Інститут історії України НАН України, 2000
  3. Мищак Іван. Сучасна українська та польська історіографії про волинську трагедію 1943 року // Історіографічні дослідження в Україні. Вип. 18. - К.: Ін-т історії України НАН України, 2008. - 488 с.
  4. Ільюшин І. І. Протистояння УПА і АК (Армії Крайової) в роки Другої Світової війни на тлі діяльності польського підпілля в Західній Україні / Відп. ред. С. В. Кульчицький. НАН України. Інститут історії України. - К.: Інститут історії України, 2001. - 289 с.
  5. Siemaszko W., Siemaszko E. Ludobójstwo dokonane przez nacjonalistów ukraińskich na ludności polskiej Wołynia 1939-1945. T.1-2. - Warszawa, 2000 S.1038
  6. Організація українських націоналістів і Українська повстанська армія , Інститут історії НАН України.2004р, стр.273
  7. Ільюшин І. Українська Повстанська Армія і Армія Крайова: Протистояння в Західній Україні (1939-1945 рр.) - Київ: Києво-Могилянська академія, 2009. - 399 с.
  8. Grzegorz Motyka, Ukraińska partyzantka 1942-1960, str. 410
  9. Ґжеґож Мотика Волинь 1943 року
  10. Grzegorz Motyka. Zapomnijcie o Giedroyciu: Polacy, Ukraińcy, IPN. Gazeta Wyborcza, 24 maja 2008
  11. Ryszard Torzecki, Polacy i Ukraińcy… , s. 267
  12. Aleksander Korman, Rozmiary i metody eksterminacji kresowej ludności polskiej przez terrorystów OUN-UPA w latach 1939-1947, «Na Rubieży» 1995, nr 3 (13), s. 3
  13. Tadeusz A. Olszański, Historia Ukrainy XX w. , Warszawa 1993, s. 191
  14. Józef Turowski, Pożoga. Walki 27 Wołyńskiej Dywizji AK, Warszawa 1990, s. 48
  15. W. Romanowski, ZWZ-AK na Wołyniu 1939-1944 , Lublin 1993, s. 104
  16. СПІЛЬНИЙ ВИСНОВОК УКРАЇНСЬКИХ ТА ПОЛЬСЬКИХ ІСТОРИКІВ ЗА ПІДСУМКАМИ ІХ-Х МІЖНАРОДНИХ НАУКОВИХ СЕМІНАРІВ (Варшава, 5-11 листопада 2001 р.) //Воєнна історія, № 3-4 за 2003 год
  17. Організація українських націоналістів і Українська повстанська армія, Інститут історії НАН України.2004р
  18. Заявление президентов
  19. Україна-Польща: важкі питання. Т. 9. Матеріали IX і Х міжнародних наукових семінарів «Українсько-польські відносини під час Другої світової війни». Варшава, 6-10 листопада 2001 р. / Наук. ред. М. М. Кучерепа. - Луцьк: ВМА «Терен», 2004.
  20. Стенограмма пленарного заседания
  21. Українська правда: Кучма умовив більшість підтримати заяву по Волинській трагедії
  22. «Постановление Сейма Республики Польша от 15 июля 2009 года в отношении трагической судьбы поляков на Восточных Землях» (польск.)
  23. Корреспондент.net: Свобода требует от Польши «прекратить антиукраинскую истерию»

Литература

  • (польск.) Wladyslaw i Ewa Siemaszko. «Ludobójstwo dokonane przez nacjonalistów ukraińskich na ludności polskiej Wołynia 1939-1945 ». Borowiecky, Варшава 2000, ISBN 83-87689-34-3
  • (англ.) Tadeusz Piotrowski. «Genocide and Rescue in Wolyn: Recollections of the Ukrainian Nationalist Ethnic Cleansing Campaign Against the Poles During World War II.» McFarland & Company, 2000, ISBN 978-0-7864-0773-6
  • сборник

Волынская резня (польск. Rzez wolynska) (Волынская трагедия укр. Волинська трагедія, польск. Tragedia Wolynia) — этнополитический конфликт, сопровождавшийся массовым уничтожением (бандеровцами) Украинской повстанческой армией-ОУН(б) этнического польского гражданского населения и гражданских лиц других национальностей, включая украинцев, на территориях округа Волынь-Подолье (нем. Generalbezirk Wolhynien-Podolien), до сентября 1939 находившихся под управлением Польши, начатым в марте 1943 года и достигшем пика в июле того же года.

Весной 1943 года на Волыни, оккупированной немецкими войсками, начались масштабные этнические чистки. Эту преступную акцию проводили не нацисты, а боевики Организации украинских националистов, стремившиеся «очистить» территорию Волыни от польского населения. Украинские националисты окружали польские села и колонии, а затем приступали к убийствам. Убивали всех — женщин, стариков, детей, грудных младенцев. Жертв расстреливали, избивали дубинами, рубили топорами. Потом трупы уничтоженных поляков хоронили где-нибудь в поле, грабили их имущество, поджигали напоследок дома. На месте польских сел оставались лишь обгоревшие развалины.
Уничтожали и тех поляков, которые жили в одних селах с украинцами. Это было даже легче — не было нужды собирать большие отряды. Группы оуновцев по нескольку человек проходили по спящему селу, заходили в дома поляков и убивали всех. А потом местные жители хоронили убитых односельчан «неправильной» национальности.
Так было убито несколько десятков тысяч человек, вся вина которых состояла лишь в том, что они родились не украинцами и жили на украинской земле.
Организация украинских националистов (бандеровское движение) /ОУН(б), ОУН-Б/, или революционная /ОУН(р), ОУН-Р/, а также (кратковременно в 1943) самостийно-державная /ОУН(сд), ОУН-СД/ (укр. Організація українських націоналістів (бандерівський рух)) — одна из фракций Организации украинских националистов.В настоящее время (с 1992 года) преемником ОУН(б) называет себя Конгресс украинских националистов.
В ходе проведённого в Польше исследования «Карта» было установлено, что в результате действий УПА-ОУН(Б) и СБ ОУН(б), в которых принимала участие часть местного украинского населения и порой отряды украинских националистов других течений, число погибших на Волыни поляков составило не менее 36 543 — 36 750 человек, у которых были установлены имена и места гибели. Кроме того, тем же исследованием было насчитано от 13 500 до более чем 23 000 поляков, обстоятельства гибели которых не выяснены.
Ряд исследователей говорит о том, что жертвами резни стало, вероятно, около 50-60 тысяч поляков, в ходе дискуссии о числе жертв с польской стороны давались оценки от 30 до 80 тысяч.
Эти массовые убийства были настоящей резней. Представление о ее кошмарной жестокости волынского геноцида дает фрагмент из книги известного историка Тимоти Снайдера:
«Первое издание газеты УПА, вышедшее в свет в июле, обещало «позорную смерть» все полякам, оставшимся на Украине. УПА была в состоянии осуществить свои угрозы. В течение приблизительно двенадцати часов, с вечера 11 июля 1943 г. до утра 12 июля, УПА совершила нападения на 176 населенных пунктов…. В течение 1943 г. подразделения УПА и специальные отряды Службы безопасности ОУН убивали поляков как в индивидуальном порядке, так и коллективно в польских поселениях и деревнях, а также тех поляков, которые жили в украинских деревнях. Согласно многочисленным, подтверждающим друг друга сообщениям, украинские националисты и их союзники сжигали дома, стреляли или загоняли внутрь тех, кто пытался бежать, а тех, кого удавалось поймать на улице, убивали серпами и вилами. Костелы, набитые прихожанами, сжигались дотла. Чтобы запугать оставшихся в живых поляков и вынудить их к бегству, бандиты выставляли обезглавленные, распятые, расчлененные или выпотрошенные тела».

Даже немцы поражались их садизму - выкалывание глаз, вспарывание животов и зверские пытки перед смертью были обычным делом. Убивали всех - женщин, детей…
Геноцид начался в городах. Мужчин "неправильной" национальности сразу забирали в тюрьмы, где позже расстреливали.

а над женщинами насилие происходило прямо среди бела дня на потеху публике. Среди бандеровцев было много желающих встать "в очередь"/попринимать активное участие...



Ей повезло. бандеровцы заставляют идти на коленях с поднятыми руками.



Позже бандеровцы вошли "во вкус".
9 февраля 1943 г. бандеровцы из банды Петра Нетовича под видом советских партизан вошли в польское село Паросле близ Владимирца Ровенской области. Крестьяне, ранее оказывавшие партизанам помощь, радушно встретили гостей. Вдоволь наугощавшись, бандиты начали насиловать женщин и девушек.



Перед убийством им обрезали груди, носы и уши.
Мужчин перед смертью лишали половых органов. Добивали ударами топора по голове.
Двум подросткам, братьям Горшкевичам, пытавшимся позвать на помощь настоящих партизан, разрезали животы, отрубили ноги и руки, обильно засыпали раны солью, оставив полуживых умирать в поле. Всего в этом селе было зверски замучено 173 человека, в том числе 43 ребенка.
Когда на второй день в село вошли партизаны, они увидели в домах сельчан груды обезображенных тел, лежавших в лужах крови. В одном из домов на столе среди объедков и недопитых бутылок самогона лежал мертвый годовалый ребенок, голое тельце которого было прибито к доскам стола штыком. В рот ему изверги засунули недоеденный квашеный огурец.

ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Житель колонии Липники — Якуб Варумзер без головы, результат резни, совершённой под покровом ночи террористами

ОУН-УПА (OUN-UPA). В результате этой резни в Липниках погибли 179 польских жителей, а также поляков из окрестностей, ищущих там укрытие. Это были преимущественно женщины, старики и дети (51 — в возрасте от 1 до 14 лет), 4 укрываемых еврея и 1 русская. Было ранено 22 человека. Идентифицированы по имени и фамилии 121 польская жертва — жители Липник, которые были известны автору. Также лишились жизни трое агрессоров.


ПОДЯРКОВ, уезд Бобрка, воеводство львовское. 16 августа 1943. Результаты пыток, причинённых матери Клещинской, из польской семьи из четырёх человек.


Из села Волковыя в одну из ночей бандеровцы привели в лес целую семью. Долго издевались над несчастными людьми. Затем, увидев, что жена главы семьи беременна, разрезали ей живот, вырвали из него плод, а вместо него затолкали живого кролика. В одну из ночей бандиты ворвались в украинское село Лозовую. В течение 1,5 часа убили свыше 100 мирных крестьян. В хату Насти Дягун ворвался бандит с топором в руках и зарубил трех ее сыновей. Самому маленькому, четырехлетнему Владику, отрубил руки и ноги.


Одна из двух семей Клещинских в Подяркове замучена ОУН-УПА 16 августа 1943 года. На фото семья из четырёх человек — супруги и двое детей. Жертвам выковыряли глаза, наносили удары по голове, прижигали ладони, пробовали отрубать верхние и нижние конечности, а также кисти, нанесены колотые раны на всём теле и т. п.


Девочку в центре, Стасю Стефаняк убили из-за отца-поляка. Её мать Марию Боярчук, украинку, в ту ночь убили тоже. Из-за мужа..Смешанные семьи вызывали особую ненависть резунов. В селе Залесье Коропецкое (Тернопольская обл.) 7 февраля 1944 г. был еще более жуткий случай. Банда УПА напала на деревню с целью резни польского населения. Около 60 человек, в основном, женщины и дети, были согнаны в сарай, где их сожгли заживо. Один из погибших в тот день был из смешанной семьи — наполовину поляк, наполовину украинец. Бандеровцы поставили ему условие - он должен убить свою мать-польку, тогда его оставят в живых. Тот отказался и был убит вместе с матерью.

ТАРНОПОЛ воеводство тарнополское, 1943. Одно (!) из деревьев просёлочной дороги, перед которым террористы ОУН-УПА (OUN-UPA) повесили транспарант с надписью в переводе на польский: "Дорога к независимой Украине". А на каждом дереве по обе стороны дороги палачи создавали из польских детей так называемые "венки".


"Старых душили, а детей маленьких до одного года за ножки - раз, ударил головкой об дверь - и готово, и на воз. Мы жалели своих мужчин, что они крепко намучаются за ночь, но за день отоспятся и на следующую ночь - в другое село. Были люди, которые прятались. Если мужчина прятался, принимались за женщин..."

(из допроса бандеровки)


Подготовленные "венки"

А вот польская семья Шайер, мать и двое детей, вырезана у себя в доме во Владинополе в 1943 г.


ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. На переднем плане дети - Януш Белавски, 3 года, сын Адели; Роман Белавски, 5 лет, сын Чеславы, а также Ядвига

Белавска, 18 лет и другие. Эти перечисленные польские жертвы - результат резни, совершённой ОУН - УПА.


ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Свезённые на идентификацию и похороны трупы поляков - жертв резни, совершённой ОУН - УПА. За забором стоит Йержи Скулски, который спас жизнь благодаря имеющемуся огнестрельному оружию.


ПОЛОВЦЕ, область, уезд Чортков, воеводство тарнопольское, лес, называемый Росохач. 16 - 17 января 1944 года. Место, из которого вытащено 26 жертв - польских жителей села Половце, - уведённых УПА в ночь с 16 на 17 января 1944 года и замученных в лесу.


"..В Новоселках Ривненской области была одна комсомолка Мотря. Мы ее забрали на Верховку к старому Жабскому и давай доставать у живой сердце. Старый Саливон в одной руке держал часы, а в другой сердце, чтобы проверить, сколько еще будет биться сердце в руке. И когда пришли русские, то сыновья хотели поставить ему памятник, дескать, боролся за Украину"

(из допроса бандеровки)


Белжец, область, уезд Рава Руска, воеводство львовское 16 июня 1944 года. Видно распоротый живот и внутренности, а также висящую на коже кисть - результат попытки её отрубить. Дело ОУН -УПА.



Белжец, область, уезд Рава Руска, воеводство львовское 16 июня 1944 года. Место казни в лесу.


ЛИПНИКИ, уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Вид перед похоронами. Свезённые к Народному Дому польские жертвы ночной резни, совершённой ОУН — УПА.

В Польше очень хорошо помнят Волынскую резню.
Это скан страниц книги. Перечень способов, при помощи которых украинские нацисты расправлялись с мирным населением:

Вбивание большого и толстого гвоздя в череп головы.
. Сдирание с головы волос с кожей (скальпирование).
. Вырезание на лбу «орла» (орёл - это герб Польши).
. Выбивание глаз.
. Обрезание носа, ушей, губ, языка.
. Прокалывание детей и взрослых колами насквозь.
. Пробивание заострённой толстой проволокой насквозь от уха до уха.
. Разрезание горла и вытягивание через отверстие языка наружу.
. Выбивание зубов и ломание челюсти.
. Разрывание рта от уха до уха.
. Затыкание ртов паклей при транспортировке ещё живых жертв.
. Сворачивание головы назад.
. Размозжение головы, вкладывая в тиски и затягивая винт.
. Резание и стягивание узких полосок кожи со спины или лица.
. Ломание костей (рёбер, рук, ног).
. Отрезание женщинам груди и посыпание ран солью.
. Отрезание серпом гениталий жертвам мужского пола.
. Пробивание живота беременной женщине штыком.
. Разрезание живота и вытаскивание наружу кишок у взрослых и детей.
. Разрезание живота женщине с беременностью на большом сроке и вкладывание вместо вынутого плода, например, живого кота и зашивание живота.
. Разрезание живота и вливание вовнутрь кипятка.
. Разрезание живота и вкладывание вовнутрь его камней, а также бросание в реку.
. Разрезание беременным женщинам живота и высыпание вовнутрь битого стекла.
. Вырывание жил от паха до стоп.
. Вкладывание в вагину раскалённого железа.
. Вставление в вагину сосновых шишек вперёд стороной верхушки.
. Вставление в вагину заострённого кола и пропихивание его до горла, навылет.
. Разрезание женщинам передней части туловища садовым ножом от вагины до шеи и оставление внутренностей снаружи.
. Вешание жертв за внутренности.
. Вкладывание в вагину или анальное отверстие стеклянной бутылки и её разбивание.
. Разрезание живота и высыпание вовнутрь кормовой муки для голодных свиней, которые этот корм вырывали вместе с кишками и другими внутренностями.
. Отрубание/отрезание ножом/отпиливание рук или ног (либо пальцев на руках и ногах).
. Прижигание внутренней стороны ладони на горячей плите угольной кухни.
. Перепиливание туловища пилой.
. Посыпание связанных ног раскалённым углём.
. Прибивание гвоздями рук к столу, а стоп к полу.
. Разрубание топором целого туловища на части.
. Прибивание ножом к столу языка маленького ребёнка, который позже висел на нём.
. Разрезание ребёнка ножом на куски.
. Прибивание маленького ребёнка штыком к столу.
. Вешание ребёнка мужского пола за гениталии на дверной ручке.
. Выбивание суставов ног и рук ребёнка.
. Бросание ребёнка в пламя огня горящего здания.
. Разбивание головки младенца, взяв его за ножки и ударив о стену или печь.
. Посадка ребёнка на кол.
. Подвешивание на дереве женщины вверх ногами и издевательство над ней - отрезание груди и языка, рассечение живота, выкалывание глаз, а также отрезание ножами кусков тела.
. Прибивание маленького ребёнка гвоздями к двери.
. Вешание на дереве ногами вверх и опаливание головы снизу огнём зажжённого под головой костра.
. Утапливание детей и взрослых в колодце и забрасывание жертвы камнями.
. Вбивание кола в живот.
. Привязывание человека к дереву и стрельба в него как по мишени.
. Волочение по улице тела при помощи верёвки, затянутой на шее.
. Привязывание ног и рук женщины к двум деревьям, и разрезание живота от промежности до груди.
. Волочение по земле матери с тремя детьми, связанных друг с другом.
. Стягивание колючей проволокой одной или нескольких жертв, каждые несколько часов поливание жертвы холодной водой с целью прихода в себя и ощущения боли.
. Закапывание в землю живьём по шею и срезание позже головы косой.
. Разрывание туловища пополам при помощи лошадей.
. Разрывание туловища пополам привязыванием жертвы к двум пригнутым деревьям и в последующем их освобождением.
. Поджигание жертвы, облитой керосином.
. Обкладывание вокруг жертвы снопами соломы и их поджигание (факел Нерона).
. Насаживание младенца на вилы и выбрасывание его в пламя костра.
. Вешание на колючей проволоке.
. Сдирание с тела кожи и заливание раны чернилами или кипящей водой.
. Прибивание рук к порогу жилища.

К событиями, произошедшим на Волыни в 1943-1945 годах, историки и политики обратились после распада СССР. В конце 1990-х годов была создана совместная комиссия польских и украинских историков для работы по изучению этих событий. Работа совместной комиссии польских и украинских историков показала наличие очевидных различий в трактовании событий польскими историками и рядом украинских - уроженцев мест событий.

В польской историографии события на Волыни в период с февраля 1943 года по февраль 1944 год называются Волынской резней и определяются как этнополитический конфликт, сопровождавшийся массовым уничтожением Украинской повстанческой армией - ОУН(б) при общей поддержке местного украинского населения поляков, в гораздо меньших масштабах - русских, украинцев, евреев, армян, чехов и представителей других национальностей. Массовые убийства по этническому признаку начались в марте 1943 года и достигли пика в июле того же года. Современная украинская историография определяет события 1943 года на Волыни как двусторонние этнические чистки украинского и польского населения, осуществляемые Украинской Повстанческой Армией (УПА) и польской Армией Крайовой с участием польских батальонов Шуцманшафт и советских партизан.

Причины конфликта

Историки указывают, что истоки конфликта лежали в общем прошлом народов (белорусского, польского и украинского), во взаимных предубеждениях и обидах. Довольно часто польские историки трактуют данные события исключительно как антипольскую акцию УПА, а украинские акцентируют внимание на мотивах, приведших к проведению УПА этой акции, а также уделяют значительное внимание ответным действиям Армии Крайовой против гражданского украинского населения, в том числе на территории Польши. Эта тема гораздо больше исследована со стороны польских историков, занимающихся этой проблемой со времен окончания Второй мировой войны. Украинские историки преимущественно начали исследовать эту тему после провозглашения Украиной независимости.

В традиционной польской историографии события на Волыни воспринимаются как этническая чистка исключительно польского населения; в украинском - как «действие в ответ» на зверства поляков относительно украинских гражданских.

По мнению украинских историков, целью действий украинских националистов на Волыни было, прежде всего, желание помешать будущим претензиям Польского правительства на эти земли (так, как это произошло после завершения Первой мировой войны). Кроме того, нелояльное к УПА население было потенциальной опорой для Германии и СССР.

Развитие и ход конфликта

Хотя случаи уничтожения украинцев и поляков зафиксированы с 1942 года, масштабный характер эти действия приобрели весной 1943 года, когда Волынский краевой провод ОУН(б) принял решение об изгнании с Волыни местных поляков. Действия украинских вооружённых отрядов первоначально были направлены против охранявших леса и государственные поместья (легеншафты) поляков - служащих немецкой администрации. Затем они распространилась также на проживающих в сельской местности поляков - сначала на прибывших в межвоенный период, а затем и живших там постоянно.

Своего пика события достигли 11 июля 1943 года, когда одновременно было атаковано более 150 польских населённых пунктов.

В течение 1943 года на территории Волыни было создано до 100 польских баз самообороны, большая часть из которых была уничтожена отрядами УПА. Уцелели лишь крупные, имевшие хорошую материальную поддержку со стороны Армии Крайовой и пользовавшиеся помощью советских партизан. С конца лета (особенно активно - с осени) они стали проводить «превентивные» нападения на базы УПА или с целью отомстить за действия отрядов УПА. Кроме того, проводились рейды на соседние украинские сёла для пополнения продовольственных запасов, при этом нередко случались убийства местных жителей, а несколько украинских сёл было сожжено частично или полностью.

В уничтожении поляков принимала участие часть гражданского населения украинских сёл, а в уничтожении украинцев - укомплектованные поляками отряды вспомогательной полиции и жандармерии, подчинявшиеся немцам. Следует отметить, что многие мирные украинцы-волыняне противились этим акциям украинских националистов. Об этом свидетельствует, в частности «Кресова книга справедливых», изданная в Польше Институтом национальной памяти. В ней собраны воспоминания поляков о украинцах, которые помогали им в течение Второй мировой войны и в частности во времени Волынской трагедии.

В ходе боевых действий отрядов Армии Крайовой против отрядов УПА также пострадала значительная часть украинского населения. Отдельные отряды Армии Крайовой, вопреки приказам своего командования о недопустимости участия в «пацификационных» акциях против украинских сёл, переходили к «слепым» акциям возмездия.

Число жертв

Ряд исследователей польских историков говорит о том, что жертвами резни стало, вероятно, около 50-60 тысяч поляков, в ходе дискуссии о числе жертв с польской стороны давались оценки от 30 до 80 тысяч. Ответные действия польской стороны, начатые с конца лета 1943 года, привели к значительным жертвам среди украинского гражданского населения. По оценке польских стороны, было убито около 2-3 тысяч украинцев.

В ходе проведённого в Польше исследования «Карта» было установлено, что в результате действий УПА-ОУН(Б) и СБ ОУН(б), в которых принимала участие часть местного украинского населения и порой отряды украинских националистов других течений, число погибших на Волыни поляков составило не менее 36 543 - 36 750 человек, у которых были установлены имена и места гибели. Кроме того, тем же исследованием было насчитано от 13 500 до более чем 23 000 поляков, обстоятельства гибели которых не выяснены.

В Украине подобные подсчёты не проводились, число погибших с украинской стороны оценивается в несколько тысяч человек, при этом одни историки пишут о количестве погибших украинцев только на Волыни от 2 до 3 тысяч, другие о том, что в 1943-1944 годах непосредственно от действий подчиняющихся Армии Крайовой польских вооружённых формирований погибло не менее 2000 гражданских украинцев.

Как отмечают украинские источники, для работ их польских коллег характерна тенденция преувеличивать польские жертвы а счет за уменьшения украинских жертв, зачислять погибших от рук поляков украинцев, как поляков, погибших от рук украинцев и включать в число польских жертв людей не польской национальности, погибших при совершенно других обстоятельствах и не имевших отношения к Волынской резне. Количество погибших украинцев на всех территориях украинский-польского конфликта, включая Волынь, по некоторым подсчетам украинских историков достигает 21-24 тыс. человек. По украинским исследованиям, только на территории одного Владимирецкого района поляки убили почти 1500 украинцев. На территории Ровенской области выявлено более 10 000 жертв от рук польских коммунистических, шовинистических, коллаборантских формирований и польской самообороны, а количество установленных преступлений, совершенных поляками, уже превысило 1500.