Правописание не и ни с разными частями речи. Конспект урока русского языка: "Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи"

На уроке рассматриваются правила определения орфограммы - буквы, слитное и раздельное написание НЕ с частями речи, дается алгоритм выбора орфограммы - буквы и прием удобного запоминания правил слитного/ раздельного написания НЕ с частями речи.

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» ().

Использованные ресурсы Интернет

1. Словарь лингвистических терминов ().

2. Подчинительные союзы и союзные слова ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, - М.: Дрофа, 2011.

Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. - МГУ, 2006.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. - М.: 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Цели урока:

Образовательные :

Развивающие:

Воспитательные:

Знать: условие выбора частиц НЕ - НИ.

Попутное повторение: знаки препинания в СП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Различение частиц не и ни" (1 слайд)

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные :

Создать условия для формирования у учащихся умения различать частицы не и ни; отрабатывать орфографические навыки; совершенствовать навыки построения устного высказывания.

Развивающие:

Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы с текстом.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету, к слову, к традициям русской культуры.

Знать: условие выбора частиц НЕ - НИ.

Попутное повторение: знаки препинания в СП.

Оборудование: фрагмент таблицы, индивидуальные карточки, компьютер с презентацией учебного материала.

ХОД УРОКА

1 . Определение темы урока.

Здравствуйте. Послушайте шуточное стихотворение и попытайтесь определить тему урока.

НЕ и НИ у нас частицы,
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться
И ни часу не терять.

Итак, какова тема урока? (Различение отрицательных частиц НЕ и НИ)

2. Повторение

1). Вы уже должны знать правила употребления не и ни . Расскажите:

  1. В каких случаях пишется не ?
  2. Когда употребляется ни ?

2). Давайте проверим, как вы усвоили эти правила. Для этого выполните тест.

Тест.

  1. Найдите предложения, которым частица не придаёт положительный смысл.

А. Ветер не утихал.

Б. Я не мог не ответить на это письмо.

В. Где он только не бывал!

Г. Где он не бывал, так это на Кавказе.

2. В каких предложениях частица ни служит для выражения утверждения?

А. Куда ни посмотри, всюду колосится рожь.

Б. Как волка ни корми, он всё в лес смотрит.

В. Дождь не прекращался ни на час.

Г. В воздухе ни звуков, ни движения.

3. В каких предложениях не – частица?

А. Трава (не)скошена.

Б. Это было письмо, (не)прочитанное мною.

В. Мне (не)(от)куда позвонить по телефону.

Г. Дневник (не)был заполнен.

4. Найдите предложения, в которых частица не служит для отрицания.

А. Товарищ не мог не помочь мне.

Б. Когда я не зайду к нему, он беспокоится и звонит.

В. Я никак не мог определить, откуда доносится шум.

Г. Какой же русский не любит быстрой езды!

Проверим, как вы справились с тестом. (2 слайд).

3). Вновь послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите их.

Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.

К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.

Какие вы нашли устойчивые словосочетания? С какой частицей написали?

Проверьте (3 слайд)

Назовите ещё устойчивые сочетания с не и ни , которые вы знаете (ни встать ни сесть, ни к селу ни к городу, ни много ни мало, ни свет ни заря…)

Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания?

Конечно. В разговорном стиле. Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить. Одна из таких традиций – празднование Масленицы.

Что вы знаете об этом празднике?

4). Рассмотрите цветную вклейку учебника № 15. (4 слайд) Придумайте предложение, описывающее данную иллюстрацию, и постарайтесь употребить в нём частицу не или ни .

Разбор предложений у доски:

Не морозами, не метелями славится Масленица, а вкусными блинами, играми и забавами, пришедшими к нам из далёких веков, и неожиданными чудесами.

На свете чудеса рассеяны повсюду, да не везде их всякий примечал.

3. Физкультминутка: отдыхаем, но не расслабляемся – считаем частицы:

Вы сегодня не устали?

Сели-встали, сели- встали!

Вам неймётся на уроке?

Так уприте руки в боки!

Поворот туда-сюда!

Не болят ваши бока?

Вы не дёргайтесь, не надо!

Расслаблять нам руки надо!

Никогда не бойтесь сами

Вы подпрыгивать с хлопками!

Ни слова, ни жеста, ни взгляда!

Мы делаем вдох – выдыхаем!

Сколько частиц встретилось? 8: 5 не, 3 ни.

4. Работа с текстом.

Возьмите карточку. Прочитайте текст.

Словарная работа: маска (5 слайд)

Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.

Какое устойчивое сочетание вы встретили?

Что оно обозначает?

5. Выполнение практического задания. У каждого на парте – таблица-подсказка.

Цель: формирование умения различать и правильно писать НЕ-НИ (с использованием дифференцированного обучения). Повторить знаки препинания в сложном предложении.

Различение НЕ и НИ

В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д.)

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д.)

Для выполнения работы выберите карточку в соответствии с уровнем усвоения темы.

(дифференцированное обучение)

Карточка №5 для тех, кто считает, что достаточно хорошо усвоил тему и помнит пунктуацию в сложном предложении.

Карточка №4 содержит подсказку: расставить знаки препинания, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Для кого тема оказалась трудной, можно использовать карточку-подсказку .

Карточка № 5

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.

Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. .) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. .) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

МАСКА – французское masgue восходит к арабскому mashara - “шутка, насмешка”.

Карточка № 4

Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. .)чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…) доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. .) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

Карточка № 3

Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками.

Иногда люди хотят, чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный ) (н…)соседи, (н. .)чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм) , отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик,(н…) одна(- ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный ) до следующего праздника,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз) обижался мастер на эту традиции, но (н. .) разу (= никогда) никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.

Проверка самостоятельной работы по группам.

7. Подведение итогов урока

Итак, подведём итог урока. Сегодня мы не только тренировались в различении частиц НЕ и НИ, но и побывали на праздновании Масленицы, заглянули в мастерскую чешского мастера, узнали о происхождении слова «маска».

Оценки.

Домашнее задание: составить тест из двух вопросов на различение частиц «не» и «ни». (6 слайд)

Рефлексия: проанализируйте свои знания: если остались какие-то вопросы, что-то неясно, оставьте у доски для меня сигнал в виде «?», если же вам теперь всё понятно, оставьте «!». (7 слайд)


Урок по русскому языку в 7 классе

Тема:

Правописание частиц НЕ и НИ

Тема урока: Правописание частиц НЕ и НИ

Цели урока : расширить знания учеников о правописании частиц не и ни; отработать навык различия частиц не и ни ; пока­ зать случаи, когда предложение с двумя частицами не получает положительный смысл; развивать навыки написания не с различ­ ными частями речи;

Методы обучения: практические, словесные, наглядные методы

Ι. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Давайте настроимся на хорошую работу.

ΙΙ.проверка домашнего задания

Кто сделал диктовку на раздельное и дефисное написание частиц.

ΙΙΙ. Работа над темой урока.

1. игра «Четвёртый лишний» (слайд 2)

(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)

2.Слово учителя: (слайд 3)

Объясните значения устойчивых выражений :

Палец в рот не клади (смекалистый, хитрый человек, от которого можно ожидать всего), комар носу не подточит (что-либо сделано хорошо, тщательно, не к чему придраться), камень на камне не оставить (полностью разрушить, уничтожить)

ни больше ни меньше (именно столько ), ни жив ни мертв (сильно испуган), ни свет ни заря (очень рано ), ни пуха ни пера (шутливое пожелание успеха, удачи).

Какая частица пишется в данных выражениях?

Ставится запятая в выражениях?

Что такое частица

На какие разряды делятся частицы

Какие разряды частиц мы с вами изучали на предыдущих уроках

- Мы только что вспомнили правописание частицы не и ни . Как вы думаете, с какой целью

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (слайд 4-5)

Исходя из темы, каковы цели сегодняшнего урока

Рассмотрим подробнее функции этих частиц.

1. наблюдение «Частица не» (запись опорных сведений) (слайд 6-7)

1.Ветер не утихал. (отрицание)

2.Где он только не бывал! (обобщающе –утвердительное значение)

3.Товарищ не мог не понять меня.(утверждение)

Давайте сравним наши наблюдения с параграфом учебника.

Есть ли в наших наблюдениях то, чего нет в учебном материале

2. объяснительный диктант (слайд 8)

Н… могу н… помочь.

Он никого н… ждал.

Я н… мог н… знать об этом.

Кто н… знает русского балета!

3. чтение параграфа «Частица ни»(запись опорных сведений) (слайд 9-12)

4.упр.432(1-5)

IV .Закрепление

1. Объясните выбор той или иной частицы (слайд 13)

Никогда не увидишь ты ни этой деревушки, ни этих людей.

Куда бы ни отправился странник, его везде встречали приветливо.

*Он вернулся ни свет ни заря.

*Нестерпимая жара не давала возможности ни думать, ни действовать.

*Не верил ни одной строчки.

* Кто ни посмотрит на море, оно всегда прекрасно.

*После охоты я не могу не заснуть.

2.Запомнить : не раз – ни разу; не один – ни один

3.Запомни:

нЕ кто иной, как…

нЕ что иное, как…

нИкто иной не…

нИчто иное не...

Составьте устно предложения с данными словами.

4. Проверь себя (слайд 14-15)

Определите, в каких случаях пишется частица НИ

Рисовать Егор (1)не умел и (2)ни разу в жизни (3)не видел (4)ни одной картины.

Определите, в каких случаях пишется частица НЕ (слайд 16-17)

(1)Ни музы, (2) ни труды,(3) ни радости досуга (4)не смогут заменить мне друга.

5. .Цифровой диктант

Запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ.

1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.

5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.

6. В поле нет ни души.

7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.

Проверим! (слайд 18)

НЕ: 2,4,7

НИ: 1,3,5,6

V .Стадия рефлексии . ( слайд 19)

Расскажите о чем мы сегодня говорили на уроке?

Расскажите, в каких случаях НЕ и НИ пишется со словами слитно?

А когда НЕ и НИ пишется со словами раздельно?

Понравился вам урок? С каким настроением пойдёте на перемену?

V I . Домашнее задание . (слайд 20)

П.71, упр.430, 434 или Составить словарную диктовку «Правописание не и ни »

урок по теме "Правописание частиц

НЕ и НИ"

Цель : потренироваться в правописании слов с НЕ; запомнить слова, которые пишутся с НЕ раздельно и в предложении являются сказуемыми; вспомнить правописание НЕ с различными частями речи

Ход урока

I Организационный момент

Приветственное слово

Тема, записанная на доске, новая для Вас? (ответы учеников)

Какой частице мы уделяли особое внимание на прошлом уроке? (ответы учеников)

Теперь мы вполне способны сформулировать цель нашего урока. Какой Вы её видите?

Цель - совершенствовать свои знания в области русского языка, закрепить материал о правописании частиц НЕ и НИ, уделив особое внимание частице НИ.

I I Работа по теме урока

1. Опрос

Что такое частица?

Какие разряды частиц вы знаете?

Что вы знаете о правописании частиц НЕ и НИ?

В каких случаях частица НИ синонимична союзу И?

2. Выборочный диктант

Задание : запишите только смысловые частицы, определите их разряд.

Смотри, вон мой Тузик! Нет, не тот, что слева, а вон тот, пушистый! Даже издалека видно, какой он красавец. Что за лапки, что за хвостик! А глазки - только у моей собаки такие хитрые. Если бы были конкурсы красоты для дворняжек - Тузик мой победил бы. А другие пусть хоть из шкуры выпрыгнут.

Проверим ! Вон (указ.), не (отриц.), даже (усилит.), что за (воскл.), только (усилит.)

Задание : выпишите предложения, в которых есть частицы

а) Мал золотник, да дорог.

б) Говорите же скорее!

в) Вот пошёл он в лес и заблудился.

Проверим ! б (же), в (вот)

3. Распределительный диктант

Задание : запишите предложения в две колонки, объясняя выбор частицы

4. Синтаксический и морфологический разборы.

Задание : Сделайте синтаксический разбор предложения

Правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Не - морфологический разбор

1. не - частица, служит для отрицания

2. смысловая, отрицательная.

Расскажите, как различить написание: не один - ни один, не раз - ни разу, немало - нимало (ответы учащихся)

5. Объяснительный диктант

Задание: объясните правописание частиц НЕ и НИ.

Не одна в поле дороженька пролегала. При мне он у нас ни разу не был. Вы меня ни мало не удивили.

Какие устойчивые словосочетания с частицей НИ вы знаете?

6. Цифровой диктант

Задание: запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ.

1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.

5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.

6. В поле нет ни души.

7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.

Проверим!

Расскажите, в каких случаях НЕ пишется слитно?

А когда НЕ пишется раздельно?

7. Объясните правописание

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Негодуя на руки, подумай о голове.

Незакрытое окно.

Совсем не новый.

Не законченная вовремя работа.

Дорога не дальняя, а близкая.

10. Укажите разряды частиц из предыдущего задания

Пусть, давай, да - формообразующие, повелительное наклонение глагола.

Не, ни - смысловые отрицательные частицы.

12. Работа со словариком

Задание : запишите словарные слова и запомните их правописание.

Неряха, Неряшливый, Ненавидеть, Негодуя, Нельзя.

13. Расставьте знаки препинания

Задание : расставьте недостающие знаки препинания.

Мы идём лесом неслышно ступая по сырой скользкой тропинке.

Когда наступило лето занятия закончились.

Мы достаём тетрадь ручку и урок начинается.

Проверим !

Мы идём лесом, неслышно ступая по сырой скользкой тропинке.

Когда наступило лето, занятия закончились.

Мы достаём тетрадь, ручку, и урок начинается.

I I I Итог урока