Концентрация внимания: развитие, тренировка, упражнения. Внеурочное занятие «Тренировка внимания

Занятие «Развитие познавательных способностей»

Тема: Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Цель: Создать условия для развития концентрации внимания и мышления.

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирования УУД

Познавательные УУД : формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; выбор оснований для сравнений, доказательство.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; планирование учебного сотрудничества с одноклассниками (при парной и групповой работе); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД : целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Личностные УУД: формирование культуры учебного труда; нравственно – этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Метапредметные связи: изо, окружающий мир, математика.

Оборудование : Рабочая тетрадь О. Холодова «Юным умникам и умницам» 1 класс (часть 1), конверт с заданием, рисунок снеговика, солнышка.

Ход занятия

Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас всех на нашем занятии кружка. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.

Ребята, посмотрите на доску, что светит и улыбается нам? (Солнце)

Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь повернемся к нашим гостям и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок им станет теплее и уютнее.

А теперь, повернитесь ко мне и давайте представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе.

Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье.

Ребята, сегодня для вас пришло письмо. Давайте прочитаем его.

«Здравствуйте, дорогие ребята. У меня случилась большая неприятность. Баба Яга порвала мою фотографию и заколдовала меня. И я теперь не могу прийти к вам в гости. Помогите мне, пожалуйста. Ваш друг Снеговичок ».

Ребята, поможем снеговику. Для этого нам с вами нужно выполнить задания и тогда соберем фотографию по частям и расколдуем его. Готовы? Тогда начинаем.

Чтобы вам было легко и интересно работать, давайте, проведем «Мозговую гимнастику» и разминку.

I. Мозговая гимнастика.

Цель: улучшение показателей различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличение объема памяти, повышение устойчивости внимания, ускорение решения элементарных интеллектуальных задач, убыстрение психомоторных процессов.

1. «Качание головой» - (30 сек).

Цель: Упражнение стимулирует мозговую деятельность.

Голова медленно качается из стороны в сторону, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

2. «Ленивые восьмерки».

Цель: Упражнение активизирует структуру мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания.

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. «Шапка для размышлений».

Цель: Упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь.

Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки три раза.

4. «Гимнастика для глаз».

Цель: Профилактика нарушения зрения.

«Плавно глазками моргаем,

А потом их закрываем.

Чтобы было больше силы,

К ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять!

Глазки можно открывать».

II. Разминка. Коллективная работа.

Цель: включение детей в работу, подготовка их к активной учебно-познавательной деятельности на протяжении всего занятия; развитие сообразительности, быстроты реакции.

Итак, ребята, выполняем 1 задание для спасения Снеговика:

1. «Подумай, отгадай, хором дружно отвечай!»

    Какое сегодня число? Месяц? День недели? Время года? На какой сигнал светофора надо переходить улицу? Т – согласный, а – О? Сколько хвостов у двух ослов? У Саши 5 книг, а у Пети столько же. Сколько книг у мальчиков? Как называется полосатая африканская лошадь? Какие буквы не обозначают звуков? Назовите последний день недели... Максиму 5 лет, а Коля старше его на 2 года. Сколько лет Коле? В шахте трудится? (шахтер) В жаркой кузнице? (кузнец) Кто все знает? (молодец).

Молодцы, ребята, мы с вами справились с первым заданием и получаем 1 часть фотографии.

II I . Логически – поисковые задания. Работа в парах.

Цель: Обучать детей умению наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь.

1. Задание «Найдите лишний предмет»

Цель: развивать логическое мышление, умение работать парами и осуществлять прием взаимопроверки.

Откройте тетради на странице 22 и выполните задание №1.

(задание читает ученик) Это задание вы выполняете в парах, объясняя свой выбор. Проверка.

И с этим заданием вы справились. Получите часть фотографии.

I V. Логически – поисковые задания. Коллективная и групповая работа.

1 . Задание «Закончи предложение».

Цель: 1. Развитие логического мышления поисковым методом и методом выбора, внимания, сенсомоторики.

Учить детей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерность, строить простейшие предложения. Развивать умения работать в группе и в коллективе .

Ребята, сейчас я вам назову начало предложений, а вы должны их закончить.

Если слово не подходит к предложению – вы топаете ногами, если подходит – хлопаете в ладоши.

У птицы есть... (бумага, цветы, диван, клюв, букварь)

У человека есть... (хвост, крылья, потолок, лицо, жало, глаза).

А теперь каждая из команд посовещавшись, придумает одно такое же предложение. Выбранный вами участник загадывает его всем.

Дети получают часть фотографии.

V . Индивидуальная работа.

1. Задание «Карандаши»

Цель: Развитие произвольного внимания, мыслительной и поисковой деятельности.

Консультант помогает тем, у кого возникли трудности при выполнении этого задания.

Молодцы, с заданием справились быстро, получите часть снеговика.

VI. Работа в парах.

1. Задание «Соберите снеговика»

А составить фотографию снеговика на доске сможет та пара, которая первая составит снеговика из деталей в конверте.

Вот у нас и собралась целая фотография снеговика. Какие мы молодцы.

VII. Коллективная работа.

1. Задание «Телефон»

На груди снеговика его телефонный номер. Наберите правильный номер и прочитайте сообщение.

С п а с и б о

VI . Рефлексия

Ребята, какие задания были для вас интересными?

А при выполнении, каких заданий у вас возникли трудности?

(Стук в дверь, на пороге пакет с зефиром и записка)

(Спасибо, ребята. Вы так помогли мне. За это я вас хочу отблагодарить сладким подарком. (зефир)

Умники и умницы 2 класс

Занятие 2.

Презентацию подготовила:

Романова Лариса Викторовна

МБОУ СОШ №276,

г.Гаджиево,

Мурманской области


Р а з м и н к а

Назови всегда твёрдые согласные звуки?

Ж, Ш, Ц.


Р а з м и н к а

Вспомни, название компонентов при сложении?

Слагаемое, слагаемое, сумма.


Р а з м и н к а

У Миши 3 пары варежек. Сколько варежек на левую руку?


Р а з м и н к а

Во дворе куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе?


Р а з м и н к а

В люстре 7 лампочек, 5 из них перегорели. Сколько лампочек надо заменить?


Р а з м и н к а

Самый смешной артист цирка?

Клоун


Р а з м и н к а

Воздушное пространство, где летают птицы?

Небо


Р а з м и н к а

Вытянутый круг?

Овал


Р а з м и н к а

Надутая домашняя птица?

Индюк


Р а з м и н к а

Цепочка верблюдов, движущаяся в пустыне?

Караван




КАБАЧОК


КОЛОДЕЦ

Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определи, какие буквы соответствуют числам. Причитай слова.


Сосчитай зонтики


Путь первый:

1 клетка вверх,


Посмотри на квадрат. В одной из клеточек сидит бабочка Слушая рассказ о её полёте и, не прикасаясь рукой к таблице, а лишь следя глазами, узнай, в какую клетку она перелетела. Нарисуй её там.

Путь второй:

2 клетки вправо,


Посмотри на квадрат. В одной из клеточек сидит бабочка Слушая рассказ о её полёте и, не прикасаясь рукой к таблице, а лишь следя глазами, узнай, в какую клетку она перелетела. Нарисуй её там.

Путь третий:

1 клетка влево,


В очереди за мороженым стоит 13 человек. Федя стоит седьмым от начала очереди. Догадайся, каким по счёту он стоит от конца очереди?


ЛОГИЧЕСКИ – ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Лестница состоит из 15 ступенек. Подумай, на какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы?


ЛОГИЧЕСКИ – ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ

КАМЕНЬ ВОДА ПЕСОК


ЛОГИЧЕСКИ – ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Прочитай анаграмму. Какое слово соответствует ей по смыслу? Поставь рядом с зашифрованным словом подходящий значок.

ЗАВОД БОЛЬНИЦА ШКОЛА

АЧВР

ВРАЧ


ЛЁД -

ЛЁ Н

СЛОГ -

СЛО Н

СОК -

СО Н

СЫР -

СЫ Н

РАМА -

РА Н А


Замени одну букву из согласных в слове на букву «Н» и получи новое слово.

СЕЛО -

СЕ Н О

КОРА -

Н ОРА

СОЛЬ -

Н ОЛЬ

МИЛА -

МИ Н А


Лиза, Галя и Нина живут в разных домах. Первый дом высокий каменный, второй – высокий деревянный, третий – невысокий каменный. Подпиши, кто в каком доме живёт, если Галя и Нина живут в высоком, а Нина и Лиза - в каменном.

НИНА

ЛИЗА

ГАЛЯ


Впиши номер нужной фигуры


М о л о д ц ы!

С п а с и б о з а у р о к!

КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Курс: «Развитие познавательных способностей».

Класс: 3 «Б».

Тема: «Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи».

Планируемые результаты

Личностные: определяют и высказывают под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют УУД.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя, проговаривают последовательность действий, отличают верно выполненное задание от неверного, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса; преобразовывают информацию из одной формы в другую: составляют рисунок на основе текста задачи.

Предметные: обобщают, делают несложные выводы.

Форма занятия: практикум.

Триединая цель: развитие внимания посредством работы с текстовой информацией.

Задачи

Воспитательные: воспитывать способность определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Развивающие: способствовать развитию у обучающихся УУД.

Регулятивных УУД: умения определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, отличать верно выполненное задание от неверного, совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательных УУД: умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рисунок на основе текста задачи.

Коммуникативных УУД: умения донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушать и понимать речь других.

Образовательные: совершенствовать умения обобщать, делать несложные выводы.

Принципы организации внеурочной деятельности:

соответствие возрастным особенностям обучающихся;

преемственность с технологиями учебной деятельности;

опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

опора на ценности воспитательной системы школы;

свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.

Принципы воспитания (по классификации В. А. Сластёнина):

Принцип непрерывного общего и профессионального развития личности;

Принцип природосообразности воспитания;

Принцип культуросообразности воспитания;

Принцип деятельностного подхода;

Принцип личностного подхода;

Принцип персонализации педагогического взаимодействия;

Принцип полисубъектного (диалогического) подхода;

Принцип индивидуально-творческого подхода;

Принцип обучения и воспитания детей в коллективе;

Принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой;

Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;

Методы воспитания (по классификации В.А. Сластёнина, Г.И. Щукиной):

методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение);

методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности (упражнение, педагогическое требование, переключение в деятельности);

методы стимулирования деятельности (поощрение);

методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения (педагогическое наблюдение).

Методы обучения

по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: беседа; демонстрация; упражнения; решение задач; работа с книгой;

по источнику получения знаний: словесные; наглядные; практические: практические задания;

по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный; иллюстративный; проблемный; частично - поисковый.

Дидактические средства : тетрадь на печатной основе, наглядный материал (приложения).

Список информационных источников :

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 33 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-025287-4.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» в МАОУ «СОШ № 34» (Составитель:

А.В. Борщенкова).

О. А. Холодова. Методическое пособие «Развитие познавательных способностей» юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. 3 класс.

О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2 / О.Холодова. -5- е изд., перераб.-М.:Росткнига, 2010. - 64 с.

Макет доски

20 апреля.

Ход внеурочного занятия

Этапы деятельности

Методы, приемы работы на занятии

Деятельность учителя

Основные виды деятельности обучающихся

Планируемый результат (с учетом формирования УУД)

1. Вводная часть.

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, проверить готовность к занятию, сформулировать с обучающимися цель занятия.

Упражнение, беседа, объяснение.

Игра «Шифровка»

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Алексеевна. Сегодня я проведу у вас внеурочное занятие. Для начала давайте проверим готовность к занятию. Я буду называть действия, а вам нужно его выполнить. Приготовились. Положите тетрадь на печатной основе на дневник. Положите пенал справа от тетради на печатной основе. Уберите всё лишнее с парты. Если готовы, тогда присаживайтесь.

Для того чтобы нам подготовиться к занятию, я предлагаю выполнить вам упражнения. Они помогут организму лучше работать.

Хорошо, молодцы. Мы с вами выполнили упражнения и теперь нам будет легко заниматься.

Сейчас для того чтобы определить тему занятия, я предлагаю выполнить вам интересное задание. На карточке зашифровано слово, для того чтобы его расшифровать, вам дан ключ (приложение 1). Каждой букве соответствует символ. Вам нужно заменить символ на букву. Поднимите руки те, кому непонятно задание. Хорошо, тогда приступайте.

Какое у вас получилось слово? (Внимание). А зачем нам быть внимательными? Нужно ли развивать внимание? Как вы думаете, какую можно поставить цель занятия? Что мы с вами будем тренировать? Цель занятия: тренировать внимание.

А для того чтобы нам с вами тренировать внимание, нужно выполнять различные задания и упражнения.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к занятию, выполняют упражнения, декодируют информацию, отвечают на вопросы, формулируют цель занятия.

Обучающиеся демонстрируют

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя, проговаривают последовательность действий. Познавательные УУД: перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса; преобразовывают информацию из одной формы в другую (декодирование).

Коммуникативные УУД: умеют донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушают и понимают речь других.

2. Основная часть.

Задача:

Упражнение, переключение в деятельности, демонстрация, иллюстрация, объяснение, педагогическое требование.

Приём «Инсерт».

Предлагаю начать с разминки. Откройте тетрадь на печатной основе, на странице номер 10. Работая в парах, я прошу вас ответить на вопросы. Но отвечать вы будете не как обычно. Читая вопрос, я прошу вас отметить на полях одним из знаков (приложение 2):

Поставить знак «-», если вы не знаете ответ на этот вопрос; знак «+», если знаете ответ, знак «?», если хотелось бы больше узнать.

Готовы? Давайте проверим. С какими вопросами испытали трудности? Что бы вам хотелось узнать? О чем?

Молодцы, мы с вами справились с заданием.

А теперь давайте поиграем в игру на внимание. Сейчас на доске я размещу изображения (приложение 3). Вам нужно запомнить их и нарисовать в тетрадях как можно точнее. Кому непонятно? Будьте внимательны. Закончили? Проверьте себя. Поднимите руки те, кто все фигуры зарисовал так, как на изображении. Молодцы, вы очень внимательные.

Слушают и воспринимают инструкции учителя, работают в парах, отвечают на вопросы, выполняют знаково - символические действия, определяют границы знания и незнания, вступают с учителем в диалог, задают вопросы, запоминают рисунки и воспроизводят их по памяти в рабочей тетради, осуществляют самопроверку.

Регулятивные УУД: проговаривают последовательность действий, отличают верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса; Коммуникативные УУД: умеют донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушают и понимают речь других.

Физминутка

Задача: снять мышечное напряжение обучающихся, выполнить коррегирующую гимнастику для глаз.

Упражнение, переключение в деятельности, демонстрация.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте встанем и выполним гимнастику для глаз.

Отдохнули, присаживайтесь.

Слушают и воспринимают инструкции учителя, выполняют упражнения.

Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других.

2. Основная часть.

Задача: используя различные приемы работы, создать условия для формирования у обучающихся метапредметных умений.

Упражнение, решение задач, работа с книгой, объяснение, разъяснение, разъяснение, проблемный, частично-поисковый методы.

Сейчас я предлагаю выполнить задание номер 6. Вам необходимо составить слова, выполняя математические действия. Поднимите руки те, у кого есть какие-либо вопросы. Приступайте к выполнению задания.

Теперь давайте решим задачу № 9. Прочитайте её про себя. А теперь прочитайте вслух. Сможем ли мы сразу решить задачу? Предлагаю изобразить задачи в виде рисунка. У меня для вас заготовлены карточки, я буду отмечать на доске (приложение 5), а вы у себя на карточках (приложение 4).

Сколько было деревьев? (3). Они у нас отмечены. Что говорится о галках на трех деревьях? (Их было 36). Как мы можем показать, что на трех деревьях было 36 галок? (Отметим дугой). Отметьте сверху дугой и подпишите количество галок. Что говорится про первое дерево? (Перелетело с него 6 галок). Как это покажем? (Стрелкой). Подпишем количество галок. Что говорится про второе дерево? (4 галки перелетели на третье дерево). Как покажем? (Стрелкой). Подпишем. Что еще нам известно? (Известно, что стало поровну галок на каждом дереве). Хорошо.

Что мы можем узнать, зная, что всего было 36 галок и на каждом дереве поровну? (Узнаем сколько галок стало на каждом дереве). Как это сможем узнать? (36:3=12). А как звучит вопрос задачи? Что нужно узнать? (Сколько галок первоначально сидело на каждом дереве). Можем ли мы узнать, сколько галок было на первом дереве? Как? (Мы знаем, что с него улетело 6 галок и после этого их стало 12, значит, нужно к 12 прибавить 6, получится 18). Подпишите на дереве, что галок было 18. Можем ли узнать, сколько галок было на 3 дереве? Как? (Мы знаем, что на 3 дерево прилетело 4 галки и после этого их стало 12, поэтому нужно из 12 вычесть 4, получится 8). Подпишите на дереве, что их стало 8. Что теперь можем узнать? (Сколько галок было на втором дереве. Для этого из 36 нужно вычесть 18, получится 18. И из 18 вычесть 8, получится 10). Скажите, сколько галок сидело на каждом дереве первоначально. (18, 10, 8).

Решили задачу? (Да).

Пример оформления

Выполняют задание самостоятельно, восстанавливают деформированные слова, отвечают на вопросы, проверяют правильность выполненного задания, читают текст задачи про себя и вслух, перерабатывают информацию, выполняют рисунок к задаче, использую знаково-символические действия, рассуждают, выполняют математические действия деления, сложения, вычитания.

Регулятивные УУД: отличают верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывают новые знания: находят ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; преобразовывают информацию из одной формы в другую: составляют рисунки на основе текста задачи.

Коммуникативные УУД: умеют донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушают и понимают речь других.

3. Заключительная часть (Подведение итогов. Рефлексия).

Задача: совместно с обучающимися подвести итоги деятельности, оценить эмоциональный настрой обучающихся в течение занятия.

Беседа, поощрение.

Прием «Слон».

Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итоги. Какие задания вам больше всего понравились? Какие вызвали затруднения? Для чего мы выполняли эти задания? Каким было ваше настроение в течение занятия? А сейчас я предлагаю вам на листочках нарисовать слона.

Учитель интерпретирует результаты для оптимизации дальнейшей работы (уши - значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот - знания, которые вы приобретаете; голова - это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова - автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие - неуверенность).

Ребята, я благодарю вас за занятие. Вы старались, хорошо работали и мне было очень приятно с вами заниматься. Занятие окончено. До свидания.

Отвечают на вопросы, оценивают свое эмоциональное состояние, выполняют рисунок, прощаются с учителем.

Регулятивные УУД: совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД: перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД: умеют донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушают и понимают речь других.

Приложение 1

Задание: расшифруйте слово, используя ключ.

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5


Филиал МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №3 Высокогорского муниципального района РТ»- «Пановская основная общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО учителей нач. классов Мусина Н.Р.

___________

Протокол № 1

«Согласовано»

Зам. и.о. зав.филиалом по УР

Багавиева.Т. А.

______________

«Утверждаю»

И.о заведующей филиалом:

Тумакова И. А.

__________

Приказ № 239

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содомовой Елены Владимировны

«Конструируем и моделируем»

1 класс

2016-2017

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена для развития познавательных способностей.

Курс «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте 6 лет.

Система представленных на занятиях по РПС задач позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Основные цели программы:

  • Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации

  • Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Развитие двигательной сферы.

  • Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Основные принципы распределения материала:

  1. системность: задания располагаются в определённом порядке;
  2. принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
  3. принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
  4. увеличение объёма материала;
  5. наращивание темпа выполнения заданий;
  6. смена разных видов деятельности.

Особенности данной программы в том, что на занятиях ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Курс включает: 1 занятие в неделю, 31 занятие в 1 классе

Тематический план:

Наименование разделов и тем

Количество часов

1 класс:

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Развитие мышления.

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Итого:

1 класс (31 ч)

Графический диктант

Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.

При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.

Тренировка внимания (5 ч)

Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.

Тренировка слуховой памяти (4 ч)

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Тренировка зрительной памяти (4 ч)

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.

В курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.

Поиск закономерностей (4 ч)

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Задания по перекладыванию спичек (4 ч)

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс

Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы, в которую заносятся результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 31. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.

Календарно-тематическое планирование занятий

факультативного курса «Развитие познавательных способностей»

1 класс

№ п/п урока

Развиваемые способности

Кол-во час.

Дата

Примечание

I четверть (7 часов)

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок).

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кенгуру».

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кот».

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Корабль».

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления . Графический диктант «Самолет».

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Жираф».

II четверть (8 часов)

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Носорог».

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Собака».

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Верблюд».

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант « Ящерица ».

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Лошадь».

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Робот».

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Олень».

III четверть (9 часов)

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рыба».

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Баран».

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Курица».

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Пеликан».

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Осел».

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Журавль».

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Гусь».

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Козел».

IV четверть (7 часов)

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Слон».

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Петух».

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Цветок».

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант «Космический корабль».

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Рак».

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Список литературы:

Для учителя:

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса «РПС» (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г.).

Для ученика:

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть 1,2,3,4 класс (О. А. Холодова, «Росткнига», 2009г.)

Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность сознания. Такой фокус на определенных предметах имеет избирательную направленность и способствует формированию индивидуального отношения к ним.

В качестве объектов внимания могут выступать как другие лица, так и неодушевленные предметы. Явления природы, предметы искусства и науки тоже часто оказываются в поле внимания субъекта. Надо признать, что в зону внимания человека попадают только те объекты, которые вызывают у него существенный интерес, или обусловлены социальной необходимостью для изучения. Развитие внимания напрямую зависит от таких факторов как возраст человека, целенаправленность его стремлений, интерес к изучаемому предмету или явлению, регулярность выполнения специальных упражнений.

Виды внимания

Непроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием сознательного выбора человека. Возникает при появлении воздействующего раздражителя, который заставляет на мгновение отвлечься от повседневных дел и переключить свою психическую энергию. Этим видом внимания трудно управлять, поскольку оно напрямую связано с внутренними установками личности. Говоря иными словами, нас всегда привлекает только то, что представляет существенный интерес, что будоражит и заставляет «шевелиться» чувства, эмоциональную сферу.

Объектами непроизвольного внимания могут стать: неожиданный шум на улице или в помещении, новый человек или явление, которое появилось перед глазами, любые движущиеся предметы, психическое состояние человека, индивидуальное настроение.

Непроизвольное внимание ценно своей непосредственностью и естественностью возникновения, что обеспечивает всегда живой эмоциональный отклик. Но, в то же время, оно способно отвлекать личность от выполнения насущных задач, решения значимых проблем.

Как правило, у детей – дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Воспитатели детских учреждений, конечно, согласятся с тем, что привлечь их внимание можно только яркими интересными образами и событиями. Именно поэтому занятия в детском саду так изобилуют красивыми персонажами, привлекательными заданиями, огромным простором для фантазии и творчества.

Произвольное внимание

Характеризуется сознательным удержанием сосредоточенности на объекте. Произвольное внимание начинается тогда, когда появляется мотивация, то есть, человек понимает и сознательно концентрирует на чем – либо свое внимание. Устойчивость и усидчивость являются его неотъемлемыми атрибутами. Для того, чтобы необходимое действие выполнялось, от личности требуется предпринять волевое усилие, прийти в состояние напряжения, активизировать психическую активность.

Например, студент перед экзаменом изо всех сил старается фокусировать внимание на изучаемом материале. И даже в том случае, если ему не совсем интересно то, что он должен будет рассказывать преподавателю, внимание его поддерживается за счет серьезной мотивации. Необходимость закрыть семестр, поскорее приехать домой подчас добавляет мощный стимул для того, чтобы немного поднапрячься, отложить в сторону все развлечения и поездки.

Однако следует помнить о том, что длительная концентрация произвольного внимания приводит к состоянию усталости, даже сильного переутомления. Поэтому между серьезной интеллектуальной работой рекомендуется делать разумные перерывы: выходить на улицу дышать свежим воздухом, делать несложные физические упражнения, зарядку. А вот читать книги на отвлеченные темы не нужно: голова не успеет отдохнуть, кроме того, наличие лишней информации может спровоцировать дальнейшее нежелание возвращаться к делам. Замечено, что сильный интерес побуждает к деятельности, активизирует работу мозга, и к этому можно и необходимо стремиться.

Послепроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием напряжения у субъекта деятельности при выполнении задачи. В данном случае достаточно сильна мотивация и желание достичь конкретной цели. Этот вид внимания отличается от предыдущего тем, что внутренняя мотивация преобладает над внешней. То есть, человеком, его сознанием руководит не социальная необходимость, а индивидуальная потребность в действии. Такое внимание весьма продуктивно сказывается на любой деятельности, дает значительные результаты.

Основные свойства внимания

Свойствами внимания в психологии называют ряд значительных характеристик, тесно связанных с составляющими деятельности личности.

  • Концентрация – это намеренное сосредоточение на объекте деятельности. Удержание внимания происходит за счет сильной мотивации и желания субъекта выполнить действие как можно лучше. Интенсивностью сосредоточения на интересующем предмете руководит сознание личности. Если концентрация достаточно высокая, то результат не заставит себя ждать. В среднем без перерыва человек может фокусировать внимание в течение 30 — 40 минут, но и за это время можно сделать очень многое. Следует помнить о том, что при работе за компьютером следует устраивать себе короткие перерывы в 5 – 10 минут, чтобы глаза отдохнули.
  • Объем – это количество объектов, которые сознание может держать одновременно в поле своего зрения. Иными словами, объем измеряется во взаимном соотношении предметов и степени устойчивости внимания на них. Если личность способна достаточно долгое время сохранять сосредоточенность на объектах и их число большое, то можно говорить о высоком объеме внимания.
  • Устойчивость. Устойчивостью называют умение длительно сохранять внимание на одном объекте и не переключаться на другой. Если произошло отвлечение, то говорят обычно о лабильности. Устойчивость внимания характеризуется возможностью открывать в привычных вещах новое: обнаруживать взаимосвязи и аспекты, ранее не замеченные и не изученные, видеть перспективы для дальнейшего развития и движения.
  • Переключаемость. Переключаемостью называют осмысленное целенаправленное изменение направления фокуса внимания. Это свойство характеризуется обусловленностью внешними обстоятельствами или явлениями. Если переключение внимания происходит не под влиянием более значимого объекта и не отличается особенной преднамеренностью, то говорят о простой отвлекаемости. Надо признать, что переключить внимание с одного объекта на другой бывает трудно ввиду сильной сосредоточенности. Тогда даже случается, что человек переходит к другой деятельности, а мысленно продолжает концентрироваться на прежней: обдумывает детали, анализирует, эмоционально переживает. Переключаемость внимания нужна, чтобы отдохнуть после напряженной умственной работы, для включения в новую деятельность.
  • Распределение. Распределением называют способность сознания одновременно концентрировать внимание на нескольких объектах, которые по степени важности находятся примерно в одинаковой позиции. Соотношение предметов между собой, безусловно, оказывает влияние на то, как происходит это распределение: переход от одного объекта к другому. При этом у личности нередко возникает состояние усталости, вызванное необходимостью находясь в одной точке фокуса постоянно помнить о других существующих.

Особенности развития внимания

Развитие внимания человека обязательным образом связано с умением сосредоточиваться на одном или нескольких объектах определенный промежуток времени без всякого отвлечения. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Ведь чтобы сконцентрировать внимание на чем – то, нужно быть в достаточной степени заинтересованным на своем деле. Так, для развития непроизвольного внимания требуется только интересный предмет, на котором можно было бы фокусировать взгляд. Произвольное же внимание требует к себе серьезного подхода: нужна целенаправленность действий, волевое усилие, умение управлять своими чувствами, чтобы не допустить отвлечения в самый неподходящий момент. Послепроизвольное внимание является самым продуктивным из всех, так как не требует преодоления и дополнительных усилий.

Методы развития внимания

Приемы развития внимания на сегодняшний момент существуют самые различные, позволяющие добиться высоких результатов и научиться управлять вниманием.

Развитие концентрации внимания

Рекомендуется выбрать себе объект для наблюдения, и в течение определенного промежутка времени стараться сосредоточивать на нем свое внимание. Причем, чем проще будет этот предмет, тем лучше. К примеру, можно положить на стол книгу и представлять себе, о чем она написана, каковы главные действующие лица. Можно думать о книге только как о предмете, сделанном из бумаги и картона, воображать, сколько деревьев понадобилось для ее изготовления. В конце концов, можно просто обратить внимание на ее цвет и форму. Какое направление избрать – решать вам. Данное упражнение отлично тренирует сам фокус внимания, позволяет развить длительность концентрации на одном объекте.

Если есть желание, можно попробовать потренироваться удерживать в поле своего зрения два или более предмета. Тогда ко всему перечисленному необходимо прибавить развитие умения переключать внимание с одного объекта на другой, запоминая и отмечая значимые особенности каждого из них.

Развитие зрительного внимания

Упражнения должны быть направлены на расширение возможностей личности сосредоточиваться на объекте. Например, можно положить впереди предмет и поставить перед собой задачу рассматривать его в течение 3 — 5 минут, выделяя как можно больше деталей. Сначала у вас начнет складываться общее представление о предмете: его цвет и форма, величина и высота. Однако постепенно, чем больше вы будете концентрироваться, тем яснее начнут появляться новые подробности: мелкие детали, незначительные приспособления и т.д. Их тоже обязательно нужно увидеть и отметить про себя.

Развитие слухового внимания

Для совершенствования этого вида внимания, необходимо поставить себе цель не более десяти минут концентрироваться на звучащем голосе. Лучше всего, если это будет осмысленная человеческая речь, однако, если хочется отдохнуть, можно включить сюда пение птиц или любую мелодию, которая отвечает требованиям релаксирующей музыки.

Если звучит человеческая речь, во время прослушивания важно отмечать про себя скорость, с которой говорит лектор, степень эмоциональности подачи материала, субъективную полезность информации. Также вполне допустимо слушать в записи сказки, рассказы, а после пытаться вспомнить и воспроизвести их содержание. В случае прослушивания музыки важно улавливать уровни колебания звуковой волны, постараться «подключиться» к воспроизводимым эмоциям и представлять себе детали чего – либо.

Как управлять вниманием?

Многие люди, желающие повысить уровень своего внимания, сталкиваются с неизменными трудностями. У одних может не получаться концентрироваться на деталях, другие испытывают сложности с тем, когда нужно воспринимать предмет целиком. В данном случае хочется посоветовать тренироваться на разных объектах по всем направлениям и делать это каждый день. Согласитесь, ведь не трудно 5 – 10 минут в сутки уделять работе над собой.

Таким образом, проблемы развития внимания достаточно многогранны и глубоки. Нельзя рассматривать данный вид познавательных процессов только как составляющую деятельности. Нужно помнить и том, что внимание всегда необходимо нам в повседневной жизни, потому важно уметь сосредоточиваться на простых вещах, замечать даже мелкие подробности.