Подготовительная часть тренировочного занятия. Характеристика отдельных частей учебно-тренировочного занятия

Гири. Спорт сильных и здоровых Алексей Иванович Воротынцев

В содержание тренировочного занятия входит не только выполнение физических упражнений. Это сложная и многообразная деятельность спортсмена и тренера, которая проявляется в овладении новыми навыками и умениями, непосредственном выполнении упражнения, обсуждении, анализе и осмысливании выполняемых действий, контроле за состоянием своего здоровья, приобретении теоретических знаний и практического опыта.

Все перечисленные стороны содержания тренировочного занятия тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

От правильности подбора средств и методов (содержания) в большей степени зависят воспитательно-образовательные результаты занятия.

Тренировочное занятие принято подразделять на три взаимосвязанные части: вводную (подготовительную), основную и заключительную. Такое подразделение определяет логическую последовательность выполнения физических и других действий спортсмена. Каждая часть тренировочного занятия решает свои определённые задачи.

Вводная часть служит для создания необходимых условий (предпосылок) для проведения основной тренировочной работы в каждом отдельном занятии. В этой части происходит начальная организация занятия: тренер знакомит занимающихся с предстоящей работой, создает условия для её выполнения, проводит подготовку организма занимающихся (разминку, разогревание) к выполнению предстоящей повышенной нагрузки, создает благоприятный эмоциональный фон. На вводную часть в занятии отводится 15–20 мин.

Средства вводной части - объяснение целей, задач и содержания занятия, различные строевые упражнения, ходьба, замедленный бег, гимнастические упражнения, упражнения на растяжение мышц и подвижность в суставах, общеразвивающие упражнения с лёгкими отягощениями (гантелями, дисками от штанг, металлическими палками, набивными мячами). Используются также различные гимнастические снаряды (стенка, брусья).

В основной части решаются наиболее важные задачи занятия: овладение различными двигательными навыками и умениями, совершенствование в технике выполнения соревновательных упражнений, воспитание физических, морально-волевых и других качеств.

В тесной связи с решением специфических задач физического воспитания в основной части занятия, как и в других его частях, решаются и задачи нравственного и эстетического воспитания.

Для эффективного решения всех перечисленных задач в основной части могут применяться самые разнообразные физические упражнения, а также средства и методы воспитания тех или других качеств спортсмена.

По времени основная часть может длиться от 20 мин до 3 час и более. Это зависит от квалификации спортсмена, целей и задач занятия.

Средства основной части - классические (соревновательные) и специально-вспомогательные упражнения с гирями, упражнения со штангой и другими отягощениями, упражнения на гимнастических снарядах, легкоатлетические упражнения (в основном, бег), ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры и другие вспомогательные упражнения из различных видов спорта.

Задачами заключительной части является снижение общего возбуждения нервной системы, снятие мышечного напряжения отдельных групп мышц, а также краткий обзор и подведение итогов занятия, задание на дом.

Наиболее характерные упражнения заключительной части - бег в умеренном темпе, ходьба, несложные гимнастические упражнения на расслабление мышц и осанку, висы на перекладине или шведской стенке, разгружающие позвоночник после занятий с отягощениями.

К заключительной части можно отнести и некоторые гигиенические процедуры: умывание, душ, массаж.

Очень важно при построении тренировочного занятия не только правильно подобрать упражнения, но и определить последовательность их выполнения в каждой его части и обеспечить оптимальные связи между ними. Например, упражнения, выполняемые в конце вводной (подготовительной) части, должны быть близкими но структуре движений к выполняемым в начале основной части, т. е. если предстоит выполнять рывок, то в конце разминки выполняются сначала специально-вспомогательные упражнения рывка, затем рывок облегченный и затем с соревновательной гирей. Если примерно в середине основной части нужно выполнять совершенно другое по структуре движений упражнение - толчок, то необходимо также вначале сделать несколько «настроечных» подходов и только потом приступить к выполнению этого упражнения с запланированной нагрузкой.

Существуют определённые требования к выполнению тренировочного занятия, которых должен придерживаться каждый занимающийся спортом.

1. Делать общую и специальную разминку в течение 15–20 мин.

2. Начинать занятия не ранее чем за 2 ч. после приёма пищи.

3. Заниматься в удобной спортивной одежде и обуви.

4. Не выполнять без разрешения тренера контрольные прикидки или сложные, ещё не освоенные упражнения с отягощениями.

5. Не отвлекаться и не отвлекать других во время занятий.

6. Строго выполнять план тренировочных нагрузок, указанных тренером.

7. Не допускать перерывов в тренировочных занятиях без уважительной причины.

8. Стремиться к приобретению теоретических знаний по методике тренировки, физиологии, гигиене, самоконтроле, правилам соревнований.

9. Регулярно проходить медицинское обследование.

10. Вести дневник тренировочных занятий.

Из книги Йога-терапия. Новый взгляд на традиционную йога-терапию автора Свами Шивананда

Категории упражнений по характеру их тренировочного и психоэнергетического воздействия. Принцип прогрессивной тренировки Тем, кто избавился от недуга посредством применения определенной терапевтической схемы тренировок, рекомендуется развивать достигнутый успех,

Из книги Путеводитель по оздоровительным методикам для женщин автора Валерия Владимировна Ивлева

Категории упражнений по характеру их тренировочного воздействия Нижняя часть тела. Шалабхасана, Падахастасана, Гомукхасана, Триконасана, Джану-ширшасана, Макарасана, Ваджрасана, Супта-ваджрасана, Падмасана, Джану-ширшасана, Пащчиматанасана, Дханурасана, Уштрасана,

Из книги 48 советов по обретению стройности автора Наталия Борисовна Правдина

Занятия с помощниками. Говорят, что некоторым нужен учебник, а некоторым – учитель. То есть многим людям нужен тот, кто бы показал, как нужно заниматься, и контролировал бы выполнение упражнений. Некоторым это нужно хотя бы на начальном этапе занятий. Преодолеть

Из книги Гири. Спорт сильных и здоровых автора Алексей Иванович Воротынцев

Занятия под видеокассеты Неплохое разнообразие в ваши домашние тренировки могут внести видеокассеты. Сейчас имеется огромный выбор кассет с тренировками на любой вкус. С кинозвездами и супермоделями. Тренировки по цигун, тай-чи, обычные аэробные комплексы, видеокассеты

Из книги Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки автора Владимир Федорович Тихонов

Планирование тренировочного процесса Виды планирования Большинство занимающихся гиревым спортом самостоятельно не всегда представляет, с чего начать тренировки, какие упражнения и в каком объёме применять, какая дозировка нагрузки должна быть в первые недели и

Из книги Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет автора Елена Янушко

Примерные варианты распределения тренировочного времени и нагрузки для спортсменов различной квалификации на определенных этапах подготовки. При планировании тренировочных нагрузок и времени занятий строго учитываются:1) возраст занимающихся;2) состояние здоровья и

Из книги Мы ждем ребенка. Книга для будущих родителей автора Г. В. Цветкова

Структура и содержание обучения подниманию гирь Обучение подниманию гирь состоит из двух основных видов: начального обучения и обучения упражнениям гиревого спорта. Оба вида предусматривают массовое овладение навыком поднимания тяжестей занимающимися, в том числе

Из книги Вы и ваш ребенок автора Коллектив авторов

Отдых как часть тренировочного процесса Отдых является неотъемлемой частью тренировочного процесса во всех видах спорта. Он способствует процессам адаптации, которые стимулируются в ходе тренировки. Кроме того, отдых в течение двух-трех дней перед соревнованием

Из книги Лечение варикозного расширения вен проверенными народными рецептами автора Екатерина Алексеевна Андреева

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Планирование тренировочного процесса начинающих гиревиков (Суховей А.В., 2007) Тренировка № 1 Тренировка № 2 Тренировка № 3 Тренировка № 4 Тренировка

Из книги 365 золотых упражнений по дыхательной гимнастике автора Наталья Ольшевская

Необходима четкая структура занятия Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени

Из книги Красивая грудь за 30 дней автора Маргарита Орлова

ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ Для многих женщин спорт – это часть жизни (не говоря уже о профессиональных спортсменках, для которых спорт – это вся жизнь). Что ими движет? Только ли желание похудеть, а потом поддерживать желанные параметры тела? Вряд ли. Спорт – это достижение цели,

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Занятия спортом Для того чтобы навсегда забыть о том, что такое варикоз, недостаточно только правильно питаться. Необходимо больше двигаться.Занятия спортом улучшают кровообращение, позволяют поддерживать организм в хорошей форме и дарят бодрое расположение

Из книги автора

58. Занятия с детьми При занятиях с детьми дыхательную гимнастику лучше всего проводить занимательно, в виде игры с включением в нее тех или иных специальных упражнений, стараться разнообразить их, иначе гимнастика быстро надоест ребенку.При проведении дыхательных

Из книги автора

Занятия в зале Если вы ходите в тренажерный зал – прекрасно! Обратите внимание на несколько полезных тренажеров, которые помогут вам более тщательно проработать грудь.Силовой тренажер кроссовер – это многофункциональный тренажер, который можно использовать для

Тренировочные занятия - это минимальные завершенные структурные компоненты тренировочной системы, которые при объединении в определенной последовательности формируют все остальные более длительные тренировочные циклы и этапы. Современное состояние вопроса о тренировке является довольно противоречивым. С одной стороны, тренеры и спортсмены знают, как спланировать отдельную тренировку в своем виде спорта. С другой стороны, подходы к тренировке и системы подготовки постоянно меняются и улучшаются. В итоге сама тренировка также меняется. Некоторые тренеры достигают мастерства в этом творческом процессе, однако часто они не могут (или не хотят) объяснить, как они соединили эти компоненты в одно удивительное целое. Цель этой статьи состоит в том, чтобы представить самые существенные общие подходы к планированию тренировочного занятия.

1.1. ТИПЫ И КЛАССИФИКАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

Этот раздел представляет три практически важные классификации тренировок, которые отражают следующие аспекты отдельного тренировочного занятия: (1) организацию, (2) задачи и (3) уровень нагрузки.

1.1.1. Классификация тренировок по форме организации

Множество возможных организационных форм, используемых в мировой тренировочной практике, можно объединить в три основные группы, которые представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Классификация тренировок по форме их организации

Тип тренировки

Форма организации

Возможные преимущества

Групповая

Выполняется коллективом спортсменов согласно строгому или гибкому плану

Командный дух, эмоциональная привлекательность, использование элементов соревновательности и партнерства

Индивидуальная

Запрограммированная, выполняется под руководством тренера

Сосредоточение внимания тренера и спортсмена на правильном выполнении деталей тренировочных упражнений/техники

Запрограммированная, выполняется спортсменами самостоятельно

Снижение эмоционального напряжения, выполнение нагрузки в удобное время и в удобном месте

Свободная или почти свободная без строгого плана

Раскрепощение инициативы спортсмена, самостоятельное регулирование уровня нагрузки

Смешанная

Комбинация двух предыдущих организационных форм

Разнообразие, возможность комбинирования преимуществ представленных выше организационных форм

Как видно из табл. 1.1, каждая организационная форма и соответствующий ей тип тренировки имеют свои преимущества, а также специфику и ограничения. Групповые тренировки, как организационная форма, позволяют тренерам управлять максимальными нагрузками; этот тип тренировки наиболее часто используется в программе тренировочных сборов и при так называемой централизованной подготовке, когда ряд одинаково подготовленных спортсменов тренируется вместе. Разумеется, это преобладающая организационная форма в командных видах спорта и единоборствах. Нужно отметить, что длительная подготовка с использованием исключительно групповых тренировочных занятий имеет четкие психологические и нейрофизиологические ограничения. Если спортсмены тренируются с высокой мотивацией, соревновательным и длительным эмоциональным напряжением, это может привести к чрезмерному и хроническому возбуждению центральной нервной системы и, в конечном счете, к эмоциональному истощению. Вот почему так важно найти гармоничное сочетание таких групповых (строго запрограммированных) и других типов тренировочных занятий.

Индивидуальные тренировки используются для осуществления как амбициозных и строго запрограммиронных тренировочных программ (таких, как при использовании групповых тренировок, см. выше), так и для более свободной и менее напряженной подготовки. Конечно, индивидуальные тренировочные занятия чаще используются в индивидуальных дисциплинах, чем в командных видах и единоборствах. Более того, в некоторых видах спорта типа фигурного катания, индивидуальные тренировки формируют почти всю программу подготовки высококвалифицированных спортсменов. Однако даже в командных видах спорта индивидуальные тренировочные занятия вносят определенный вклад в программу подготовки в целом. В футболе, баскетболе, хоккее с шайбой и др. предсезонная подготовка игроков мирового класса находится в зоне их личной ответственности. Звезды мирового класса должны привлекать свои собственные средства, договариваться о помощи тренера и составлять расписания тренировок, обычно индивидуальных.

Пример. Высокопрофессиональный и успешный футболист в возрасте 30-33 лет проходил месячный специализированный цикл подготовки вне сезона (мезоцикл был посвящен развитию максимальной скорости). Для этой цели он нанял высококвалифицированного тренера (специализирововшегося в легкоатлетическом спринте), который планировал, руководил и контролировал его тренировочный процесс. Цикл подготовки состоял из индивидуальных тренировок, проводимых тренером и частично - самим спортсменом. Такая специализированная работа позволила спортсмену поддержать высокий уровень максимальной скорости, несмотря на возникшие трудности, вызванные его возрастом и предшествовавшими травмами.

Смешанные тренировки часто используются во многих видах спорта. В индивидуальных дисциплинах индивидуальная часть тренировки обычно нужна для совершенствования техники, восстановления и расслабления; в командных видах и единоборствах индивидуальные части тренировочных занятий обычно посвящаются кондиционной подготовке, приобретению отдельных технических навыков и расслаблению.

Пример. Легендарный Эдсон Арантес Ду Насименту (Пеле) сказал в интервью, снятом для документального фильма: «Часто я оставался после тренировок и совершенствовал удары, пасы и игру головой» («Пеле навсегда». Автор Анибал Массэйни Нету , Бразилия, 2004). Было бы справедливо сказать, что именно комбинация командной работы и индивидуального мастерства была тем, что сделало этого спортивного гения таким знаменитым.

Многие факторы определяют соотношение используемых типов организации тренировки: специфика вида спорта, средства тренировки, количество спортсменов, контролируемых тренером, доступность индивидуальных приспособлений для самонаблюдения (секундомера, метронома и т.д.), возможность комбинирования упражнений, выполняемых в помещении и на улице, в рамках одной тренировки, и, конечно, особенности каждого спортсмена и его предпочтения в плане работы в группах или индивидуально.

1.1.2. Классификация тренировок по типу задач тренировочного процесса

Спортивная практика требует дифференциации тренировок по типу наиболее распространенных задач. Классификация, основанная на систематизации задач, решаемых в процессе тренировки, представлена в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Классификация тренировок, основанная на задачах тренировочного процесса

Тип тренировки

Задачи тренировки

Примечания

Кондиционная

Совершенствование двигательных способностей, обшей и/или специальной по виду спорта двигательной подготовленности

Этот тип тренировки является преобладающим во многих видах спорта; он часто комбинируется с решением технических задач

Техническая

Приобретение новых технических навыков, совершенствование техники движений

Этот тип тренировки предназначен для совершенствования движений и требует наличия показателей оценки качества

Тактическая или

технико-тактическая

Приобретение новых тактических (или технико-тактических) навыков, совершенствование индивидуальной и/или командной тактики

Физические и интеллектуальные упражнения могут комбинироваться; возможно включение теоретических занятий

Контрольная

Оценка возможностей спортсмена

Могут моделироваться специфические по виду спорта соревновательные условия

Комбинированная

Развитие различных спортивных способностей комбинированным решением различных задач

Два варианта: 1) последовательное включение различных типов тренировки; 2) комбинированное реше­ние различных задач в определенных упражнениях

Кондиционные тренировки, посвященные развитию общих и специфических по виду спорта двигательных способностей, формируют главную часть тренировочных программ во многих видах спорта. Очень часто этот тип тренировочных занятий включает техническую работу, хотя и не слишком напряженную. Здесь могут использоваться различные организационные формы, такие, как групповые или индивидуальные занятия, проводимые тренером или самими спортсменами.

Технические тренировки обычно требуют большего внимания и больших организационных усилий. Приобретение новых технических навыков, например, совершенствование техники движений, нуждается в оценке в реальном масштабе времени и в немедленной коррекции в следующих попытках. Конечно, эта работа должна тщательно контролироваться тренером или специально приглашенными экспертами; следовательно, индивидуальные тренировки, проводимые самими спортсменами, не являются подходящими для этой цели. Дополнительный фактор, влияющий на уровень сложности технических тренировок, - использование средств визуализации, подобных видеозаписи, для обеспечения спортсменов объективной информацией о качестве выполнения соревновательного упражнения и значимых деталях правильной техники. Нужно подчеркнуть, что освоение движений (совершенствование техники движений) требует значительной мобилизации познавательных и координационных способностей спортсменов. Таким образом, этот тип тренировки весьма значительно нагружает центральную нервную систему спортсменов, что должно быть принято во внимание при планировании тренировочного процесса.

Тактические или технико-тактические тренировочные занятия сосредоточены, главным образом, на приобретении новых тактических навыков и совершенствовании индивидуальной или командной тактики. Еще одна функция этих тренировок -соединение тактических и технических навыков, что является чрезвычайно важным для успешного выполнения соревновательного упражнения. Частично тактические тренировки можно проводить в классе как часть теоретической и интеллектуальной подготовки. Однако основная часть такой работы должна планироваться и тщательно осуществляться в специфических по виду спорта условиях, когда частично могут быть смоделированы напряженные соревновательные ситуации. Этот тип тренировки более характерен для командных видов спорта и единоборств, где значимость тактических навыков относительно выше.

Контрольные тренировки предназначены, главным образом, для оценки физиче­ских и технических способностей спортсменов в плане специальных компонентов подготовленности (типа специфических по виду спорта силы или выносливости) или осуществляются в искусственно созданных ситуациях с максимальным приближением к условиям предстоящих соревнований. Поскольку эти тренировки требуют от спортсменов максимальных усилий, они должны быть тщательно организованы, обеспечены соответствующим оборудованием, находящимся в подходящих внешних условиях, а также должны проводиться при поддержке и тесном сотрудничестве с тренерским коллективом.

Комбинированные тренировки посвящены развитию некоторого количества спортивных способностей (например, физических и технических или физических и технико-тактических) в рамках одного занятия. Например, первая часть тренировки может быть посвящена освоению движений, в то время как вторая - кондиционной тренировке. Точно так же контрольная тренировка может сопровождаться кондиционной. Другой вариант комбинированной тренировки объединяет решение различных тренировочных задач в специфических по виду спорта специальных упражнениях. Так, широко распространенный подход предполагает одновременное развитие специфической по виду спорта двигательной способности и совершенствование соответствующего технического навыка. Такие тренировочные средства комбинированного двухстороннего эффекта называют сопряженными упражнениями. Обычно такое соединение обеспечивается при выполнении упражнений в условиях, искусственно снижающих скорость передвижения или увеличивающих ее (Маглиско , 1992).

Пример. Упражнения с дополнительным сопротивлением широко распространены и особенно популярны в циклических локомоциях типа бега, плавания, гребли на байдарках и каноэ, акаде­мической гребли и др. Обычно эти упражнения направлены на совершенствование навыка при­ложения силы в рамках существующей специфической по виду спорта технической схемы и уве­личивающегося уровня мышечной выносливости. Вариант с использованием условий, искусственно снижающих скорость передвижения, может быть реализован с помощью относительно недорогого оборудования. Предполагается, что упражнения с искусственно увеличенной скоростью передви­жения облегчают спортсмену выход на высокоскоростные режимы и часто помогают преодолеть так называемый «скоростной барьер». Комбинированный эффект таких тренировок - это совершен­ствование специфического по виду спорта технического навыка скоростного перемещения, а также рост максимальной скорости или специфической по виду спорта скоростной выносливости.

1.1.3. Классификация тренировок по уровню соотношения цели и нагрузки

При планировании и анализе тренировочного процесса дифференцирование тренировочных занятий по нагрузке имеет особое значение. Для практических целей необходимо перечислить три главные функции тренировки: развитие, поддержание и восстановление. Правильно выбранный уровень нагрузки должен соответствовать этим целям. Фактически каждый план тренировки является определенной комбинацией этих функций: некоторые занятия предназначены для развития, другие необходимы для поддержания определенных способностей на предварительно достигнутом уровне; а для восстановления должны быть запланированы специальные занятия. Вот почему классификация тренировки по уровню соотношения цели и нагрузки имеет практический смысл. Табл. 1.3, основанная на такой классификации Зациорского (1995), представляет количественно ранжированные (от 1 до 5) тренировочные занятия, где ранг 1 соответствует самой маленькой нагрузке, а 5 - самой большой.

Таблица 1.3

Ранжирование тренировок: классификация по соотношению цели и нагрузки(по Зациорскому , 1995; в редакции Иссурина , 2003)

Цель тренировки

Уровень тренировочной нагрузки

Время восстановления, ч

Оценка нагрузки, ранг

Развитие

Предельный

Существенный

Поддержание

Восстановление

Небольшой

Аспекты этой классификации, связанные с тренировочной нагрузкой, нуждаются в дополнительном разъяснении в плане длительности периода, желательного для полного восстановления. Главное ограничение касается тренировок, связанных со значительными психологическими и нейрофизиологическими усилиями. Классификация, представленная выше, использует время, необходимое для полного восстановления, как объективный индикатор уровня нагрузки. Фактически такой подход применим к кондиционной тренировке с использованием упражнений на силу, мощность, выносливость и скорость. Тренировки, требующие проявления высокого уровня координации, и тренировки, вызывающие повышенное нервно-эмоциональное напряжение, обычно требуют меньше времени для полного восстановления; однако не всегда можно выбрать интегративные объективные маркеры и индикаторы, основанные исключительно на продолжительности восстановления. Тем не менее общепринятый подход предусматривает серию из нескольких тренировочных занятий, которая соответствует желаемому уровню нагрузки, оцененному педагогическими и специфическими по виду спорта показателями. Для этой цели (чтобы квалифицировать уровень тренировочной нагрузки) может быть приспособлена широко используемая шкала Борга (, 1973), оценивающая индивидуальное восприятие нагрузки, - табл. 1.4.

Таблица 1.4

Определение уровня тренировочной нагрузки с помощью шкалы Борга (, 1973), оценивающей ее индивидуальное восприятие (редакция автора)

Уровень индивидуального восприятия нагрузки

Словесная оценка нагрузки

Тип тренировки

Очень, очень легкая

Очень легкая

Умеренная

Восстановительная

Немного тяжелая

Поддерживающая

Очень тяжелая

Очень, очень тяжелая

Имея в виду обе вышеупомянутые классификации, связанные с тренировочной нагрузкой, можно вывести по крайней мере два практически важных следствия:

1) уровень нарузки в любой тренировке может быть определен количественно и выражен в цифровой форме, что может дать дополнительные преимущества при планировании тренировочного процесса, особенно в видах спорта с неизмеряемым результатом (спортивных играх, гимнастике и т.д.), и позволит акцентировать значение специально подобранных тренировочных занятий;

2) практическое применение связанной с нагрузкой категоризации развивающих, поддерживающих и восстановительных тренировок позволяет лучше их дифференцировать и более тщательно подбирать адекватные рабочие нагрузки.

1.1.4. Ключевые тренировки как решающее звено развивающего тренировочного процесса

Концепция блоковой периодизации обращает особое внимание на планирование тренировочного процесса путем подбора серии из нескольких тренировок. Принцип высокой концентрации требует, чтобы тренировочная нагрузка фокусировалась на минимальном количестве качеств-мишеней. В отличие от традиционного подхода, где важнейшее значение имеют общие объемы выполненных упражнений, концепция блоковой периодизации провозглашает абсолютный приоритет «общего количества развивающих тренировок» как ключевой характеристики.

Пример. Высококвалифицированный каноист должен развить базовую аэробную выносливость. Для этой цели он должен выполнять еженедельно 40-45-километровый объем упражнений на уровне, близком к анаэробному порогу. В соответствии с традиционным подходом этот километраж может быть разделен на девять тренировок, в которых будет скомбинирован с упражнениями другой направленности (на анаэробную гликолитическую выносливость, силовую выносливость, максимальную скорость и т.д.). Спортсмен, выполняющий такую программу, будет постоянно утомлен, а тренировочный эффект будет меняться от небольшого до незначительного. Концепция блоковой периодизации требует концентрации на упражнениях, направленных на качества-мишени, главным образом, в рамках трех-четырех развивающих тренировок, которые не могут комбинироваться ни с какими анаэробными гликолитическими задачами. Спортсмены будут иногда (но не всегда) чувствовать себя утомленными после напряженных развивающих тренировок, а тренировочный эффект будет более благоприятным.

Согласно концепции блоковой периодизации, качество тренировочного процесса жестко определено количеством и последовательностью развивающих тренировок. Более того, некоторые из них должны быть ударными, а их место должно быть четко задано при планировании. Самые важные развивающие тренировки, которые сосредоточены на текущих главных направлениях тренировочного процесса, называются ключевыми тренировками.

В течение долгого времени ведущие тренеры отбирали и выделяли некоторые тренировочные занятия, которые формируют пики соответствующих тренировочных циклов и концентрируются на самых важных задачах и рабочих нагрузках. Такие пиковые тренировки, названные выше ключевыми, также требуют от спортсменов интеллектуальной и эмоциональной концентрации и готовности работать более напряженно, чем обычно.

Пример. Тим Ноукс (1991), всемирно известный спортивный физиолог, сформулировал некоторые правила тренировки, основанные на опыте великих бегунов на средние и длинные дистанции, таких, как Герберт Эллиотт , Рон Кларк и Фрэнк Шортер . Первое правило: «Чередуйте напряженные и легкие тренировочные дни». Это очень близко к тренерской концепции ключевой тренировки, которую можно выразить так: «Чередуйте особенно напряженные тренировки с менее напряженными и легкими».

Вот почему принцип концентрации рабочей нагрузки, постулированный в концепции блоковой периодизации в целом, должен также применяться и для серии нескольких тренировочных занятий. Основные особенности ключевой тренировки представлены в табл. 1.5.

Таблица 1.5

Основные характеристики и особенности ключевых тренировок

Основные характеристики

Особенности

Нагрузка в тренировочном цикле воздействует на наиболее важные качества-мишени, обычно одна цель соответствует двигательной подготовленности, а другая - технической или тактической

Интеллектуальный фактор

Спортсмены должны быть особенно мотивированы к выполнению той тренировочной нагрузки, которая определяет эффект всей программы тренировки

Время воздействия

Ключевая тренировка планируется для выполнения в «наилучшее время»: когда спортсмены уже подверглись влиянию предыдущих нагрузок, но все еще не чрезмерно утомлены

Уровень нагрузки

В соответствии с требованиями развивающей тренировки: значительный, большой или предельный

Организационные формы

Сотрудничество внутри группы и дух товарищества особенно желательны

Контроль

Всесторонняя и объективная регистрация значимой информации (с использованием таких инструментов, как хронометры, мониторы ЧСС и лактата крови, видео...) или использование визуальных признаков и педагогической оценки

Как видно из табл. 1.5, ключевые тренировки требуют особого внимания в плане методологического обеспечения, организации и психологии. Эти тренировочные занятия должны содержать самые эффективные и показательные упражнения; очень часто их результаты можно использовать для контроля за тренировочным процессом и для оценки рабочего потенциала спортсменов.

Не рекомендуется включать в ключевые тренировки неизвестные средства или создавать абсолютно новые условия, которые требуют предварительного опробования. Спортсмены должны сосредоточиться на качестве своей работы; новые средства и условия тренировки могут отвлечь внимание спортсменов от специфических деталей выполняемой нагрузки и уменьшить уровень их мотивации. Все требования, предъявляемые к выполняемой работе, организационные детали и условия должны быть четко объяснены до начала тренировочного занятия. Изложенное верно для любой тренировки, но особенно важно для ключевой.

2.2. СТРУКТУРА ТРЕНИРОВКИ

Несмотря на разнообразие и специфику различных видов спорта, существуют общие правила того, как должно строиться любое отдельное тренировочное занятие. Знания о структуре тренировки принадлежат к наиболее комплексному разделу теории тренировки, который все тренеры начинают изучать в процессе приобретения личного опыта с начала собственной спортивной карьеры. Действительно, каждый знает, что отдельная тренировка состоит из вводной части (разминки), основной (в которой выполняются запланированные нагрузки) и заключительной. Эта общая структура подходит ко всем возможным комбинациям организационных форм и упражнений и описана многими авторами. Однако прогресс спортивной науки и практики привел к более полному пониманию фактов, которые когда-то казались очень простыми, а теперь представляются многозначными. Таким образом, сущность и содержание каждого компонента тренировки теперь могут быть рассмотрены под более широким углом зрения.

2.2.1. Разминка

Великий новозеландский тренер Артур Лидьярд включил главу, посвященную разминке, в свою книгу, которую он написал вместе с Гартом Джилмуром (2000). В ней он отметил, что однажды после лекции всемирно известного австралийского тренера Перси Сиратти , который работал с многократным рекордсменом мира и олимпийским чемпионом в беге Гербертом Эллиоттом , спросили о роли разминки. Авторитетный тренер ответил, что кролики не разминаются, но могут бежать «как сам дьявол». Тренер из колледжа Абилина , который задал вопрос, не назвав своего имени, отнесся к такому ответу критически и провел специальное исследование.

Результаты исследования. Тренер из Абилина нашел место обитания кролика и снял его поведение перед началом бега. Когда кролик вылез из норки, он осмотрелся вокруг (поворачивая голову, напрягая и растягивая мышцы шеи и спины) и пробежался несколько раз вперед и назад. После этого он побежал через поле. Таким образом, кролик действительно выполнил разминку, хотя и не такую серьезную, как бегуны-люди (Лидьярд и Джилмур , 2000).

Было бы справедливым сказать, что в настоящее время очень немногие тренеры или спортсмены все еще сомневаются в необходимости разминки. Однако требуются данные об эффективных разминочных моделях и сочетаниях. Здесь, как это обычно бывает в тренировке высококвалифицированных спортсменов, существуют два главных подхода: собрать опыт использования разминочных моделей со всего мира и рассмотреть результаты тщательно выполненных исследований. Второй подход может быть проиллюстрирован результатами долгосрочного исследования, проведенного на спортсменах высокого уровня.

Результаты исследования. Двенадцать футбольных команд национального дивизиона (180 игроков) были разделены на две группы. Первая использовала модифицированную тренировочную программу, в которой вводная и заключительная части тренировок тщательно планировались на основе результатов предыдущих исследований: упражнения с мячом объединялись с программой на растяжку; заключительная часть тренировки состояла из бега трусцой и стретчинга (техника удержания - расслабления). Подготовка контролировалась врачами и физиотерапевтами. Вторая группа состояла из шести команд, которые тренировались традиционно и служили контрольной группой. Результаты шести месяцев тренировок показали весьма существенное превосходство спортсменов, выполнявших модифицированную программу подготовки (рис. 1.1). Отмечено сокращение количества травм (в 4 раза) и значительное уменьшение количества пропущенных из-за повреждений опорно-двигательного аппарата тренировок (Экстранд и др., 1983).

Вышеупомянутое исследование можно считать нетипичным, потому что оно включает комплексный эффект выполнения вводной и заключительной частей тренировки, а также медицинский контроль. Обычно научный подход подразумевает изучение отдельных эффектов нескольких факторов и анализ того, что они могут дать практике.

Например:

включение упражнений на растяжку в разминку увеличивает диапазон движений нижних конечностей футболистов (Моллер и др., 1985);

активная разминка без растяжки не влияет на гибкость и поэтому является неподходящей (Заказ и др., 2006);

предшествующее выполнение интенсивного упражнения существенно стимулирует аэробный метаболизм в работающих мышцах во время последующей напряженной работы (Бангсбо и др., 2001).

С другой стороны, опыт передовой спортивной практики остается очень ценным источником знания того, как организовать разминку в любом виде спорта.

Рис. 1.1 . Предупреждение травм у футболистов в результате применения модифицированной тренировочной программы, сфокусированной на вводной и заключительной частях тренировки (по Экстранду и др., 1983)

Разминка как вводная часть каждой тренировки выполняет три общие функции: регулирование метаболических процессов, техническое и координационное врабатывание и интеллектуальную подготовку (табл. 1.6). Конечно, регулирование метаболических процессов должно быть специфическим по виду спорта; однако это не значит, что функция разминки важна для бегунов и не важна, например, для стрелков. На самом деле изменения температуры тела и уровня энергообеспечения абсолютно необходимы для последующей серьезной работы, даже если характер и содержание этой работы являются специфическими для разных видов спорта. Нужно также упомянуть важную роль регулирования метаболических процессов в предотвращении повреждений опорно-двигательного аппарата. В интервью на различных спортивных состязаниях выдающиеся тренеры рассказывают, что по крайней мере половина случаев травмирования опорно-двигательного аппарата спортсменов (поясницы, плеч, коленных суставов, лодыжек и т.д.) частично или полностью вызвана несоответствующей разминкой. С другой стороны, адекватная аккомодация соответствующих метаболических систем в значительной степени определяет эффективность выполнения последующих нагрузок в основной части тренировки.

Точно так же техническое и координационное врабатывание является обязательной функцией разминки в любом виде спорта; ее роль в предотвращении травм у спортсменов будет рассмотрена ниже подробно. Третья функция разминки также существенна, она особенно важна в видах спорта, где интеллектуальные и позна­вательные компоненты играют ведущую роль, типа игровых видов, единоборств, а также при приобретении новых технических навыков и т.д.

Таблица 1.6

Главные функции, цели и ожидаемые эффекты выполнения разминки спортсменами (по Де Врайсу , 1986; Мак Ардлю , Кэчу и Кэчу , 1991; Пауэрсу и Хаули , 1994)

Ожидаемые эффекты

Регулирование метаболических процессов

Приспособление всех метаболических систем для выполнения последующих усилий и предотвращение повреждения неразогретых тканей опорно-двигательного аппарата

Повышение температуры мышц и внутренних органов; снижение сопротивления мышечных волокон и сосудистого русла с ростом температуры; увеличение объема кислорода, связываемого гемоглобином и миоглобином; увеличение потребления кислорода

Техническое и координационное врабатывание

Активизация центральной и периферической нервной систем и предотвращение травм из-за неудачного выполнения сложнокоординационных упражнений

Более быстрое сокращение и расслабление мышц; увеличение восприимчивости мышц и всех двигательных механизмов управления; повышение устойчивости и экономичности основных биомеханических функций и техники движений

Интеллектуальная настройка

Мобилизация спортсмена и группы спортсменов для осознанной работы; достижение должной мотивации для выполнения определенных задач

Достижение умственной концентрации для выполнения предстоящей нагрузки; совершенствование интеллектуального и эмоционального самоконтроля

Разминка в любом виде спорта подразделяется на две части: общую и специальную, которые характеризуются соответствующим набором упражнений (табл. 1.7).

Общая часть разминки обычно начинается с постановки целей на предстоящую тренировку, и в это же время спортсмен получает самые существенные инструкции о деталях выполнения нагрузки и организации тренировочного занятия. Спортсмены высокой квалификации обычно разминаются по-своему, выполняя собственную комбинацию упражнений. Однако иногда требуется акцентирование некоторых деталей общепринятой схемы вводной части тренировки, например: пролонгирование общей части в случае низкой температуры окружающей среды (проще говоря, замерзшие спортсмены нуждаются в более долгой разминке, чтобы согреться); включение дополнительных упражнений из-за предшествовавших травм мышц или суставов; более осторожное выполнение разминочных упражнений для тех групп мышц, которые все еще болезненны после предыдущей тренировки и т.д. Признаками наступления желаемого состояния, которое должно быть вызвано выполнением этой части разминки, являются увеличенная ЧСС (до 110-130 уд./мин), потоотделение, увеличенные частота дыхания и легочная вентиляция, улучшенное общее состояние организма. Общая часть разминки обычно длится 8-15 мин.

Таблица 1.7

Общие и специальные части разминки: содержание и особенности

Часть разминки

Особенности

Циклические упражнения низкой и средней интенсивности (бег, бег трусцой, прыжки и т.д.); калистеника - различные упражнения с полным диапазоном движений для основных мышечных групп и всех суставов (главным образом, без дополнительных отягощений или сопротивления)

Может выполняться индивидуально или в небольших группах; продолжительность приблизительно 8-15 мин (зависит от температуры окружающей среды и индивидуальных требований)

Специальная

Специфические по виду спорта упражнения, воздействующие на преобладающие метаболические системы и технические (и/или технико-тактические) навыки, которые будут задействованы в основной части тренировки

Может выполняться под наблюдением тренера; продолжительность приблизительно 10-20 мин

Начальная часть разминки обычно должна включать несколько упражнений низ­кой и средней интенсивности, чтобы усилить кровообращение, увеличить темпера­туру тела и облегчить процессы окисления в работающих мышцах. Общепризнанно, что согретые мышцы и соединительные ткани легче удлиняются и положительно реагируют на растяжение. Поэтому следующий шаг включает упражнения на рас­тяжку, в которых активная динамическая составляющая (скручивания, круговые движения рук и верхней части туловища и т.д.) предшествует пассивной. Обще­принятая схема вводной части тренировки продолжается силовыми упражнениями с умеренными усилиями, обычно выполняемыми без отягощений, хотя могут ис­пользоваться и упражнения с сопротивлением партнера.

Специальная часть разминки посвящена специфическим по виду спорта метаболическим и/или техническим особенностям предстоящей тренировки. Специально подобранные упражнения должны активизировать координационные механизмы, необходимые для выполнения технических действий, используемых в основной части тренировки. Кроме того, эти упражнения должны помочь усилить интеллектуальную готовность для решения последующих двигательных задач более высокой сложности. С этой точки зрения эти упражнения важны для предотвращения неудач при выполнении координационно очень сложных упражнений, то есть они вносят свой вклад в предупреждение травм.

Несмотря на разнообразие возможных вариантов разминки, существуют два альтернативных, используемых креативными тренерами в различных видах спорта (табл. 1.8).

Наиболее часто используемый вариант - стандартная специальная разминка, включающая привычные упражнения и задания в определенной последовательности. Такая разминка является частью обычной работы; не требует никакой дополнительной мотивации, может быть легко организована и обычно длится 8-15 мин. Высококвалифицированные спортсмены обычно имеют собственный вариант стандартной разминки и даже некоторое количество других вариантов для разных спортивных дисциплин.

Таблица 1.8

Два альтернативных варианта выполнения специальной части разминки перед началом тренировки

Вариант выполнения специальной части разминки

Преимущества

Стандартный

Полностью стандартизированная программа, включающая привычные упражнения и задания в определенной последовательности

Экономичность выполнения; относительно небольшая продолжительность, простая организация

Специфический (нестандартный)

Упражнения, моделирующие соревновательные, или другие нестандартные, включающие относительно новые или привлекательные элементы

Нарушение монотонности, настройка на выполнение необычной двигательной программы

Пример. Тяжелоатлеты выполняют индивидуальные стандартные специальные разминки перед рывком и перед толчком (они разные). Содержание и продолжительность этих вариантов подбираются спортсменом и тренером индивидуально. Точно так же гимнасты используют нуж­ный вариант специальной разминки для каждой гимнастической дисциплины (упражнений на кольцах, вольных, прыжков, упражнений на брусьях и т.д.) Разумеется, относительно постоянное содержание и продолжительность этих разминок меняются в зависимости от внешних факторов (температуры, влажности и т.д.) и внутреннего состояния (усталости, предшествующей травмы, уровня тревожности и т.д.).

Специфическая специальная разминка обычно отражает необычный характер последующей работы. Это может быть специально организованная контрольная тренировка, в которой создается псевдосоревновательная ситуация. То есть вы­полняется модифицированная соответствующая спортивной дисциплине размин­ка. Особенной ключевой тренировке также может предшествовать специфическая вводная часть, которая должна отразить исключительный характер этого трениро­вочного занятия. Точно так же перед необычными событиями, подобными местным праздникам, публичным презентациям и т.д., может использоваться специфическая разминка. Следует заметить, что частое использование специфической разминки ведет к утрате ее необычности и уменьшает ее стимулирующий эффект.

Методика проведения учебно-тренировочного занятия по руко­пашному бою .

Принцип сознательного и активного участия спортсменов в учебном процессе также существенно влияет на качество подготовки. На занятиях необходимо обеспечивать заинтересованное отношение занимающихся к процессу обучения и его результатам. Цели и задачи обучения должны быть ясными и обоснованными, что будет способствовать лучшему их достиже­нию, без чего достижение успеха в процессе формирования компонентов подготовленности становится невозможным. Необходимо обращать внима­ние на создание в процессе обучения повышенных, но посильных трудно­стей. Подбор и преподавание учебного материала, выбор условий, приемы демонстрации, контроль и оценивание действий обучающихся — эти компо­ненты учебного процесса должны находиться в тесной взаимосвязи друг с другом и подчиняться требованиям подготовленности спортсменов высокого уровня. При формировании технических навыков большое значение имеет соблюдение принципа последовательности и систематичности обучения. Успех в фор­мировании и развитии компонентов подготовленности зависит и от умения преподавателя в ходе занятии вызывать у обучаемых психические реакции, характерные для реальной обстановки проведения соревнований. Решению этой задачи в значительной степени способствует метод психологического моделирования.

В структуре каждого тренировочного занятия, как правило, выделяют три его части: подготовительную, основную и заключительную. Особенности же формальной структуры занятия и отдельных ее компонентов определяются, исходя из сложности комплекса решаемых задач.

Комплексная направленность отдельного занятия затрудняет управление ходом тренировочного процесса. Это связано с тем, что сочетание в одном за­нятии нагрузок разного физиологического воздействия может иметь как поло­жительный, так и отрицательный эффект взаимодействия, т.е. при неумелом построении тренировки может происходить не улучшение тренирован­ности, а ее регресс. Необходимо исключить возможность появления таких от­рицательных эффектов взаимодействия нагрузок рациональным построением тренировочных занятий. Поэтому каждое отдельное занятие целесообразно строить по принципу решения одной главной задачи и двух-трех дополни­тельных частных задач. Решение же всего комплекса задач тренировки дости­гается оптимальной последовательностью их решения в рамках недельного цикла, мезоцикла, этапа и т.д.

Подготовительная часть занятия.

В подготовительной части следует предусмотреть такие подбор и последовательность упражне­ний, которые бы обеспечили подготовку опорно-мышечного аппарата и психики, обучающихся к выполнению приемов в условиях активного противо­действия соперника, учитывая обязательность специальных подготовитель­ных упражнений и упражнений самостраховки. Для развития мышечной системы организма целесообразно проведение подвижных игр, выполнение обучающимися акробатических упражнений.

Целью подготовительной части является разминка, в ходе которой осу­ществляется подготовка занимающегося к выполнению специальных приемов и действий рукопашного боя или упражнений физической подготовки. Различают общую и специальную разминку. Задачей общей разминки яв­ляется подготовка функциональных систем организма и опорно-двигательного аппарата к основной работе.

Задача специальной разминки – подготовка к занятию тех суставов, свя­зок, мышц, ударных поверхностей, на которые ложится наибольшая нагрузка при выполнении специфических для рукопашного боя приемов и действий: ударов, блоков, прыжков, перемещений, связок (комбинаций) и комплексов формальных упражнений.

В ходе разминки происходит и психическая подготовка занимающихся, их «настрой» на выполнение намеченной программы тренировки. Недаром в восточных школах боевых искусств все занятия и поединки начинались с вы­полнения упражнений на сосредоточение и медитацию.

Перед занятием необходимо продумать содержание разминки, ее соответ­ствие целям, задачам и условиям тренировки. Если занятие проводится на улице, в холодную погоду, то рекомендуется сначала выполнить пробежку на 0,5-1,5 км, а затем комплекс обще-подготовительных упражнений. Методиче­ская пос­ледовательность выполнения таких упражнений обычная: сверху — вниз, т.е. сначала разминаются мышцы шеи и пояса верхних конечно­стей, а затем туловища и ног. После этого можно выполнять упражнения на гибкость.

Если занятие проводится в спортивном зале, то его также желательно на­чать с различных видов ходьбы и бега, общеразвивающих упражнений в дви­жении и на месте, а закончить – специально подготовительными упражнениями на растягивание.

В зале разминку можно начать и с выполнения преимущественно статических упражнений. Однако такая разминка должна обязательно закон­читься выполнением динамических упражнений на растягивание, в число кото­рых можно включить различные махи ногами, растяжки на гимнастической стенке. В целом такая разминка занимает от 30 до 40 минут, одновременно ре­шая задачи развития гибкости.

На практике установлено, что даже после интенсивной разминки, когда выполнена пробежка, комплексы обще и специально подготовительных упражнений, когда мышцы уже достаточно разогреты и в основном готовы к специфической работе, связки и суставы не всегда бывают подготовлены к выполнению ударов и бросков в полную силу и маховых движений с предельной амплитудой. Эффективным средством, устраняющим такой «недос­таток», и являются статические упражнения на растягивание.

Разминку можно провести и по другому варианту, приступив сразу к вы­полнению специальных упражнений – ударов, передвижений, связок (комбина­ций), постепенно увеличивая интенсивность их выполнения, а также включая по мере разогревания и повышения интенсивности работы упражнения на рас­тягивание и махи. Но такую разминку могут себе позволить проводить только достаточно опытные спортсмены, имеющие большой стаж тренировки.

При выполнении разминочных упражнений необхо­димо постепенно по­вышать амплитуду движений, а также следить за ритмом их выполнения. Для этого следует про себя вести счет. Как правило, все упражнения выполняются на счет, кратный четырем. Однако несложные упражнения, выполняемые од­ним движением, можно выполнять на счет, кратный десяти.

Описанные варианты разминки можно использовать и в форме отдельных дополнительных занятий по физической подготовке на утренней физической зарядке или в дни, свободные от специальных тренировок. При этом жела­тельно лишь увеличить продолжительность пробежки до 4-6 км (20-30 минут бега) в данных вариантах. Продолжительностью комплекса на растягива­ние в третьем варианте можно варьировать, исходя из резерва времени.

В случаях, когда в основной части занятия предстоит преимущественное изучение и совершенствования приемов и действий ударной техники, в разминку необходимо включать специальные упражнения для данных технических действий (махи ногами, имитация ударов, передвижения, простейшие связки (комбина­ции) и т.п.). В случаях, когда в основной части занятия предстоит преимущественное изучение и совершенствования приемов и действий борцовской техники, в разминку необходимо включать специальные упражнения для данных технических действий (упражнения для мышц шеи, упражнения на гибкость, самостраховки, простейшие единоборства в захвате и т.п.). В случаях, когда в основной части занятия предстоит комбинированное совершенствование борцовской и ударной техники, в разминку необходимо включать все специальные упражнения для данных технических действий.

Основная часть занятия.

При решении в тренировочном занятии одной главной задачи основная его часть строится в порядке после­довательного выполнения заданий (упраж­нений), обеспечивающих решение как этой главной, так и дополнительных за­дач занятия. Такое ранжирование физических нагрузок по направленности на решение какой-либо задачи осуществляется не только последовательностью выполнения упражнений, но также их объемом и интенсивностью.

Можно предложить три наиболее часто применяющихся варианта построения основной части занятия.

ВАРИАНТ «А» – предназначен для занятий с преимущественной направленностью на физическую подготовку, т.е. на улучшение и поддержание «физической кондиции». Проводится, как правило, в подготовительный период подготовки. В зависимости от главной задачи и соответствующей направленности на развитие и совершенствование того или иного качества будет изменяться и его структура. Такое занятие состоит из одного или нескольких последовательных логически взаимосвязанных «блоков» нагрузки разной направленности. Необходимо остановиться на допустимых сочетаниях нагрузок различной физиологической направленности:

  • после аэробной работы малого объема (разминка, зарядка) можно вы­полнять упражнения любой направ­ленности;
  • после аэробной работы большого объема (например, бега на 10 км) реко­мендуется выполнить только легкую разминку и быть осторожным при выполнении упражнений на растягивание;
  • после большого объема работы на разучивание и совершенствование техники можно выполнять упражнения на растягивание, быстроту и силу;
  • упражнения на быстроту, как правило, выполняются в начале основ­ной части занятия, после них можно выполнять силовую работу;
  • упражнения для развития специальной (гликолитической) выносливо­сти выполняются после упражнений на быстроту или отдельной тренировкой; после них нецелесообразно выполнять какую-либо работу, кроме небольшой аэробной заминки.

Этот вариант построения занятий приемлем и для большинства дополни­тельных тренировок, в том числе проводимых и в форме УФЗ.

ВАРИАНТ «Б» – предназначен для комплексной тренировки с преимуще­ственной направленностью на решение одной главной задачи разучивания и совершенствования техники приемов и действий рукопашного боя и дополнительной — развития физических качеств. Он основан на по­следовательном применении двух относительно больших «блоков» нагрузки. В первом «блоке» обязательным условием является решение частных задач разу­чивания и совершенствования техники отдельных приемов рукопашного боя в рамках главной задачи. Методика обучению отдельному приему обычно предусматривает следующие этапы:

Ознакомление

  • правильное название приема;
  • показ приема быстро на подготовленном спортсмене;
  • объяснение, в каких случаях прием может быть применен наиболее эффективно;
  • показ приема медленно с пояснением техники и выделением главного;

Разучивание

  • разучивание приема в парах (по разделениям, элементам, с помощью подготовительных (подводящих) упражнений) с исправлением наиболее характерных ошибок;
  • отработка приема в целом в медленном, а затем постепенно убыстряющемся темпе;
  • отработка приема в боевом темпе;

Тренировка

  • многократное выполнение приема;
  • отработка приема с увеличением скорости;
  • выполнение приема по команде, постепенно увеличивая скорость;
  • выполнение приема из различных исходных положений;
  • выполнение приема на скорость поочередно со сменой партне­ров;
  • выполнение приемов при сопротивлении спортсменов вполсилы;
  • выполнение приемов после ложной атаки;
  • выполнение приемов в движении (поединок с односторонним сопро­тивлением);
  • выполнение приема в сочетании с раннее изученными приемами на фоне значительных физических нагрузок;
  • выполнение конкретного приема в соревновательных схватках (обусловленных, полуобусловленных);
  • выполнение приемов в вольных боях.

Данная последовательность обучения в основном подходит ко всем приемам, однако сложно координационные технические действия допускается на начальном этапе делить части и отра­батывать отдельно. Необходимо иметь в виду, что постоянное разучивание приемов по разделениям опасно возникновением стереотипа «остановки». Предложенный порядок обучения техническим действиям может быть изменен, особенно на по­следнем этапе с учетом конкретных условий и подготовленности обучаю­щихся. Во втором «блоке» решаются задачи физической подго­товки. Это наиболее удобный вариант построения основной части, так как он позволяет проводить углубленное разучивание сложных технических приемов рукопашного боя параллельно с развитием необходимых двигательных качеств.

С увеличением объема освоенных технических приемов рукопашного боя и ростом физической подготовленности, накоплением тренировочного опыта можно усложнить структуру занятия.

ВАРИАНТ «В» – структура этого варианта состоит из нескольких (3-5) относительно небольших комплексных «блоков» нагрузки, в которых решается одна главная задача специальной технической под­готовки и дополнительные задачи физиче­ской подготовки. В этих «блоках» выполнение упражнений для технико-тактической подготовки чередуется с упражнениями на гибкость, скоростно-силовую подготовку и специальную выносливость. Как правило, в последнем «блоке» объем выполнения упражнений для развития физических качеств уве­личивается. Такое построение основной части занятия дает возможность «пере­ключаться» после отработки техники отдельных ударных или защитных дейст­вий и их комбинаций на выполнение упражнений специальной физической подготовки. Этим можно избежать сильного специфического утомления выс­ших нервомоторных функций управления движениями. В конечном итоге, при таком построении занятий удается или существенно увеличить объем вы­полняемой технической работы, или при выполнении одинаковых объемов сложно-координированных технических действий существенно уменьшить степень утомления.

Отдельно выделяются занятия с проведением учебных боев. Они проводятся согласно правил соревнований по АРБ, и предназначены для этапного кон­троля за уровнем технической и физической подготовленности, а также для возможности моделирования у спортсмена характера ведения поединка с различными соперниками по технике и уровню подготовленности.

Заключительная часть занятия.

В спортивной тренировке эту часть занятия чаще всего называют замин­кой. Смысл ее – в обеспечении переключения функциональных восстанови­тельный режим, восстановительных процессов, интенсивной тренировки к воз­можным функциональным нарушениям, которые могут возникнуть при резком прекращении напряженной тренировки, особенно у тех, кто малотренирован и не имеет достаточного опыта самостоятельных занятий.

Содержание заминки обычно составляют упражнения невысокой интен­сивности: плавное и медленное выполнение формальных комплексов, дыха­тельные, маховые, растягивающие и релаксационные упражнения. В наиболее простом варианте это может быть просто медленный бег трусцой 400-800 м с последующим выполнением упражнений на расслабление. В число этих упраж­нений можно включить встряхивание мышц, самомассаж наиболее нагружен­ных мышечных массивов и психорегулирующие упражнения (аутотренинг).

Продолжительность заминки обычно не превышает 10-15 минут.

Имеет смысл после выполнения упражнений на рела­ксацию и сосредото­чение подвести итоги занятия и не забыть затем записать свои свежие впечат­ления и выполненную работу в дневник тренировок.

После окончания занятия обязательным является выполнение гигиениче­ско-восстановительных мероприятий. К ним прежде всего относится душ, а также целый комплекс дополнительных средств, ускоряющих восстановление организма (различные ванны, сауна и т.п.).

Особенности подготовки спортсмена рукопашника в подготовительном, предсоревновательном, соревновательном и восстановительном периоде

Одним из важнейших условий осуществления эффективного тренировочного процесса спортсмена рукопашника является его оптимальное построение на достаточно длинных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц и даже за год невозможно всесторонне подготовиться к соревнованиям различного уровня. Это длительный многолетний процесс систематического совершенствования в технике, тактике и психофизической подготовке.

Спортивная форма является выражением гармоничного единства всех сторон подготовленности к предстоящим соревнованиям: технико-тактической, физической и психической готовности. Процесс развития спортивной формы имеет фазовый характер, выражающийся в последовательной смене основных периодов спортивной тренировки.

  1. В первом, подготовительном периоде создаются базовые предпосылки, которые и обеспечивают формирование спортивной формы.
  2. Во втором, предсоревновательном периоде достигается высокий устойчивый уровень специальной работоспособности.
  3. В третьем, соревновательном периоде поддерживается необходимый уровень для успешной соревновательной деятельности.
  4. В четвертом, восстановительном периоде обеспечивается восстановление адаптационных возможностей организма за счет снижения специфических тренировочных нагрузок и переключения организма на реабилитационную работу.

Занятия в этих периодах определяются логикой решения частных задач тренировки и организованы в малые циклы или микроциклы, в которых они приобретают значение взаимосвязанных звеньев целостного процесса.

Микроциклы – элементарные, относительно законченные, повторяющееся фрагменты более крупных этапов тренировки. Наиболее удобная продолжительность микроцикла – неделя (недельный цикл). Микроциклы служат, как бы блоками, из которых складываются более крупные средние циклы – мезоциклы.

Первый микроцикл (6 дней занятий и 1 день отдыха) включает ежедневные 2-х разовые тренировки. Одна трени­ровка посвящена совершенствованию общей выносливости, где упражнения берутся из циклических видов спорта: бег, плавание, лыжи и др. Другая тре­нировка – специализированная. В этом микроцикле нецелесообразно применять соревновательные нагрузки (спар­ринги и т.д.).

Второй микроцикл (6 дней занятий и 1 день отдыха) включает ежеднев­ные одноразовые тренировки, которые в этом микроцикле только специали­зированные. Одну тренировку в микроцикле можно провести по ОФП. Вна­чале объем увеличивается, затем объем сокращается, но увеличивается интенсивность. Условия проведения тренировок по­степенно приближаются к условиям соревновательного боя (2-3 раунда ус­ловного боя с повышенной интенсивностью).

Третий микроцикл (заключительный) состоит из 2-3 дней. Каждый день проводятся вольные бои, а также работа на снарядах. Вольные бои макси­мально приближены к условиям соревнований и моделируют их. Для боль­шего приближения к условиям соревнований можно использовать бойцов, занимающихся у разных тренеров.

Методика подготовки спортсмена рукопашника в подготовительном периоде.

Для качественной подготовки спортсменов к соревновательному периоду необходимо развивать, как общефизические, так и специальные качества. Особенности подготовки рукопашника в подготовительном периоде заключаются в том, что необходимо подбирать специальные упражнения для развития общефизической и специальной подготовки с направленностью на ударную и борцовскую технику. В подготовительном периоде целесообразно проводить занятия, направленные на повышение общефизической подготовки спортсменов. Их можно проводить как в зале, так и на площадке рукопашного боя. Примеры занятий проводимых на площадке приведены ниже.

Пример №1:

бег 1000–1500 м;

общеразвивающие упражнения, бег в гору 4х100–15 мин;

ходьба с имитацией ударов и защит, бег с ускорением 4х40;

отжимания на кулаках 15–20 раз 3–4 подхода;

метание набивного мяча (правой, левой рукой) – 3–4 раза;

бег с ускорением на 15–20 м;

тренировка вестибулярного аппарата (вращения, кувырки);

удары прямые, боковые, снизу;

прыжки на правой, левой ноге;

медленный бег – 5–10 мин.

Пример №2:

бег – 5–10 мин;

общеразвивающие упражнения – 15 мин;

метания камней – 15 мин;

имитация ударов руками – 10 мин;

упражнения на координацию – 5 мин;

имитация ударов с отягощением – 10 мин;

прыжковые упражнения – 5–10 мин;

бег с шиной – 5–10 мин;

прыжки с отягощением – 5 мин;

медленный бег – 5 мин.

На занятиях по специальной физической подготовке моделировать возможные варианты боя и сочетать упражнения на динамическую и статическую выносливость, удары и борьбу. Рекомендуется два варианта такой подготовки.

вариант №1: 5 раундов х 2 мин. С 30 сек. отдыхом сочетая удары по лапам или меш­ку с борьбой в стойке в соотношении 2/3 (борьба-удары-борьба-удары-борьба) и наоборот.

вариант №2: отличается от первого сокращением времен работы до 20-30 сек. И час­ти сменой специфики работы (до 15 смен) с отдыхом 1 мин. После ка­ждых 5-6.

Теоретическая подготовка спортсмена рукопашника в этот период должна осуществ­ляться в двух направлениях:

общая теоретическая подготовка, включающая в себя общие сведения из истории единоборств, философии, знаний о пользе занятий физиче­ской культурой и спором, вреде курения, алкоголя и наркотиков и т.д.

специальная теоретическая подготовка — информация о технике, такти­ке рукопашного боя, соревнованиях, основных противниках, особенно
ценен видео-просмотр соревнований, их анализ совместно с тренером.

Методика подготовки спортсмена рукопашника в предсоревновательном периоде.

Предсоревновательная подготовка длится около двух месяцев: из них 3 недели — общеподготовительный этап и три недели — специально-подготовительный.

Основные задачи общеподготовительного этапа подготовки: сохранение общей и специальной работоспособности спортсменов как базы для приобретения высокой спортивной формы к моменту участия в соревнованиях: совершенствование физических и морально-волевых качеств, совершенствование избранной тактики и техники.

Основная задача специально-подготовительного этапа состоит в посте­пенном повышении специальной работоспособности до уровня, обеспечи­вающего успех в данных соревнованиях.

На общеподготовительном этапе время занятий, посвященных специ­альной подготовке (куда включается и специальная физическая и технико-тактическая подготовка) составляет 1,5 часа. Упражнения с партнером про­водятся в размеренном темпе, их (средняя по величине) интенсивность в течение тренировки почти не изменяется (работа постоянной интенсивно­сти). Отсутствие больших, утомительных нагрузок, т.е. упражнений на спе­циальную выносливость, дает возможность бойцу в спокойных условиях совершенствоваться в технике и тактике т развивать быстроту и ловкость.

Спарринг, применяемый на этом этапе, носит тренировочный характер и позволяет определить уровень подготовленности бойца, его сильные и слабые стороны.

Упражнения со снарядами и лапами направлены на развитие быстроты и силы ударов.

В «ударную» неделю того же этапа тренировки с максимальными на­грузками (когда в дневные часы проводится бег переменной интенсивности или кросс высокой интенсивности, а в вечерние — упражнения со снарядами с целью развития скоростно-силовой выносливости) служат дополнительной нагрузкой, способствующей развитию обшей выносливости.

На специально-подготовительном этапе общее время занятий по специ­альной подготовке длится около 1,5 часа в первой неделе, и около 1 часа во второй и третьей неделях. Интенсивность специальных упражнений на спе­циально-подготовительном этапе подготовки меняется как в процессе заня­тий, гак и в течение каждой недели и всего этапа. Все специальные упраж­нения с партнером и на снарядах выполняются с переменной интенсивно­стью (наблюдается чередование средней, большой и максимальной интен­сивности), что необходимо для достижения высокого уровня специальной выносливости.

Изменяют характер и величину интенсивности упражнений с партне­ром с помощью подбора и смены партнеров и постановки соответствующих заданий по технике и тактике в условных и вольных боях.

На 1-й неделе, когда еще не ставится задача достижения высокого уровня выносливости, спортсмену дается возможность достигнуть относительного восстановления организма в процессе занятия путем чередования упражнений с большой и малой интенсивностью.

На 2-й неделе, когда ставится задача достигнуть высокого уровня специальной и психической выносливости, задания предусматривают воздействие на спортсменов в течение 8-10 минут условного и вольного боев максимальных нагрузок, превышающих соревновательные. Бойцам даются указания проводить условные и вольные бои (кроме первого, «разминочного») в высоком темпе. Основному бойцу в случае усталости его партнеров предлагается продолжить бои с другими, «свежими» партнерами. После спарринга, отдохнув, бойцы переходят к упражнениям со снарядами.

В последнюю неделю накануне соревнований спортсмены ведут преимущественно вольные бои в присущей им манере боя с легкими быстрыми противниками различного стиля (в том числе обязательно с «левшами»).

Методика подготовки спортсмена рукопашника в соревновательном периоде.

Основные формы тренировки на соревновательном этапе — специальные и комплексные занятия по физической, технической и тактической подготовке с применением индивидуального и групповых методов работы. Возрастает удельный вес соревновательного и интервального методов тренировки. Сокращается время тренировки, при этом увеличивается ее интенсивность (ЧСС 160-180 уд/мин). Стабилизируется объем тренировочной нагрузки, интенсивность выполнения упражнений продолжает повышаться. Сокращается время на проведение подготовительной части занятия. Возможно использование сауны, бани для необходимой подготовки спортсмена для работы в основной части. Методы развития физических качеств приобретают комплексный характер и направлены преимущественно на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, координации движений и специальной выносливости. Большое внимание уделяется специальной тренированности, которая достигается специальными упражнениями.

Методика подготовки спортсмена рукопашника в восстановительном периоде.

Важное место в восстановительном периоде занимает — активный отдых. Для активного отдыха применяются упражнения, вызывающие у спортсменов положительные эмоции: спортивные игры, прогулки по лесу, плавание, легкий кросс на местности, катание на лыжах и т.д. Такие упражнения способствуют не только физическому развитию бойца и повышению его работоспособности, но и активизируют протекание всех восстановительных процессов в организме.

Массаж ускоряет процессы восстановления, улучшает эластичность мышц и их работоспособность, положительно влияет на нервную систему и психику бойца, способствует лечению некоторых травм.

Отличное воздействие на организм спортсмена, особенно в период интенсивных тренировочных занятий, оказывает парная баня.

Основными организационными формами спортивной тренировки являются тренировочный урок (тренировочное занятие) и соревнование.

Тренировочное занятие проводится либо в группе (групповое занятие), либо индивидуально. Его продолжительность представлена на рис. 1.

В отдельных случаях продолжительность тренировочных занятий с высококвалифицированными спортсменами достигает 3,5-4,5 часа.

Существенной характеристикой занятия является не только его продолжительность, но и плотность, то есть отношение времени, использованного для непосредственного решения задач тренировки, ко всей продолжительности занятия (рис. 1).

Рис. 1. Продолжительность тренировочного занятия

Вводная часть продолжается приблизительно 3 мин. Она предназначена для построения, приветствия, постановки задач, объявлений. В тренировке спортсменов высших разрядов и при индивидуальных занятиях этой части урока может не быть.

Подготовительная часть (разминка) продолжается 10-15 мин в тренировке новичков, 30-35 мин - в тренировке подготовленных спортсменов.

Эта часть урока направлена на функциональное врабатывание организма, на предварительное усиление вегетативных функций, что позволяет спортсмену быстро включиться в работу, а также на разогревание и растягивание мышц, увеличение их эластичности, что дает возможность избежать травм. В предсоревновательную разминку и разминку перед тренировкой специализированного характера включается специальная часть, назначение которой - более целенаправленно настроить функции организма на те упражнения, которые предстоит выполнять на соревнованиях или в основной части занятия. Содержание специальной части разминки обычно составляют малоинтенсивные упражнения, представляющие собой целостное выполнение всего специализируемого упражнения (бег на коньках и лыжах, бой с тенью в боксе и т. п.) или отдельных его элементов.

Однако было бы неверным считать, что значение разминки ограничивается физиологической настройкой организма. Не меньшую роль она играет в решении задач психологической подготовки. У отдельных спортсменов разминка снимает чрезмерное возбуждение (часто в сочетании с легким, успокаивающим массажем), у других - слишком спокойных или пассивных - вызывает необходимое возбуждение.

Признаком правильно выполненной разминки является хорошее настроение (чувство уверенности), желание поскорее начать выполнение основного упражнения, хорошее разогревание организма (до легкого потоотделения).

Особым случаем разминки на соревнованиях является дополнительное выполнение упражнений разминочного характера между соревновательными упражнениями. Оно практикуется в случаях: а) когда паузы между упражнениями (подходами), например в гимнастике, тяжелой атлетике, фехтовании, легкоатлетических и других многоборьях, продолжаются более 40-50 мин; б) когда спортсмен в силу различных причин, чаще всего психологического характера, неожиданно плохо выполняет подряд одно-два упражнения.

Основная часть продолжается от 20-30 мин до 1,5-2 часов. В ней может решаться одна задача (например, воспитание выносливости) или, что встречается гораздо чаще, несколько взаимосвязанных задач (например, совершенствование техники одного или нескольких упражнений, развитие одного или нескольких физических качеств, решение задач воспитательного характера и пр.).

В построении основной части урока можно отметить несколько закономерностей:

1. Задачи технической подготовки всегда решаются в первой трети основной части урока: когда организм спортсмена находится в состоянии оптимальной готовности к восприятию новых и оценке знакомых координационных соотношений.

2. При решении нескольких взаимосвязанных задач рекомендуется такая последовательность: техника, тактика, быстрота, ловкость, сила, силовая выносливость, другие виды выносливости, волевые качества.