Пособия родителям-чернобыльцам: что нового. Пособия для проживающих в чернобыльской зоне Дети и внуки ликвидаторов катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют право на ежемесячную денежную выплату и набор социальных услуг

Несмотря на то, что авария на Чернобыльской АЭС произошла более 30 лет назад, ее последствия ощутимы – это серьезно испорченное здоровье участникам ликвидации аварии, проживающим в зоне катастрофы и их детям. Также в истории СССР были и другие техногенные аварии, связанные с радиацией. Пострадавшим в этих авариях полагается обширный список льгот и выплат.

В истории СССР были крупные техногенные катастрофы, некоторые из них привели к радиоактивному заражению местности и нанесли ущерб огромному количеству людей. Самая печальная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС , произошедшая 26 апреля 1986 года. Но были также и другие аварии. Так, 29 сентября 1957 года произошла «Кыштымская авария» – катастрофическая ситуация на химическом комбинате «Маяк» (закрытый город Челябинск-40, в настоящее время – Озерск). Взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Однако еще с 1948 года радиоактивные отходы сливались в реку Теча. Кроме того, с 1949 года советские власти проводили ядерные испытания на Семипалатинском испытательном полигоне (сейчас территория Казахстана). Из-за несовершенства технологий территория оказалась зараженной, негативные последствия для здоровья и сейчас ощущают военнослужащие, работники полигона, жители окружающих населенных пунктов.

Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.

Обобщенно перечень граждан – федеральных льготников согласно законодательству таков:

  1. Пострадавшие в результате чернобыльской катастрофы:
    • получившие облучение и перенесшие лучевую болезнь, а также другие заболевания в связи с воздействием радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС или при работах по ликвидации этой катастрофы;
    • получившие инвалидность в связи с чернобыльской катастрофой, в том числе участвовавшие в ликвидации последствий; эвакуированные из зон отчуждения и отселения; получившие инвалидность из-за донорства костного мозга для спасения пострадавших на ЧАЭС;
    • участвовавшие в 1986-1987 годах в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы; проходившие службу в зоне отчуждения, работавшие на объекте «Укрытие», медики, получившие сверхнормативные дозы облучения;
    • занятые на работах в зоне отчуждения, постоянно проживающие или работающие на территории зоны отселения, зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, занятые на работах в зоне отселения;
    • добровольно выехавшие на новое место жительства из зоны отселения после 1986 года;
    • военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, МЧС, которые проходили или проходят военную службу в зонах отчуждения, отселения или зонах с льготным социально-экономическим статусом;
  2. Пострадавшие в результате радиационного заражения на ПО «Маяк»:
    • принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на ПО «Маяк» и в проведении защитных работ вдоль реки Теча в 1949-1962 годах;
    • эвакуированные или добровольно выехавшие из населенных пунктов, которые подверглись радиоактивному загрязнению из-за аварии на ПО «Маяк» и сброса радиоактивных отходов в реку Теча;
    • проживавшие в 1949-1956 годах в населенных пунктах, которые были подвержены радиоактивному заражению из-за сброса отходов в реку Теча;
    • проживающие в населенных пунктах, которые были подвержены радиоактивному заражению из-за аварии на ПО «Маяк» и сброса радиоактивных отходов в реку Теча;
  3. Проживавшие в 1949-1953 в населенных пунктах, подвергавшихся радиационному заражению в результате испытаний на Семипалатинском полигоне.

Перечень населенных пунктов, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, пересматривается каждые 5 лет, поскольку радиационная обстановка непостоянна.

Согласно Постановлению Правительства РФ №1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС» к зоне отчуждения отнесены несколько населенных пунктов Брянской области; к зоне отселения – некоторые населенные пункты Брянской, Орловской, Тульской и Калужской областей; населенные пункты еще нескольких субъектов РФ относятся к зоне проживания, имеющей льготно-экономический статус.

Какие льготы полагаются по закону

Денежные выплаты и пенсионные преференции

Пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф имеют право на несколько видов выплат:

  • ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), а также получение набора социальных услуг;
  • пенсия по инвалидности (если пострадавший имеет инвалидность);
  • социальная или страховая пенсия.

Ежемесячная денежная выплата назначается Пенсионным фондом РФ, ее размер индексируется каждый год и неизменный для всех субъектов РФ. Данные о суммах ЕДВ и категориях получателей – в таблице.

Категории Сумма, рублей
— инвалиды из-за аварии на ЧАЭС;
— ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС;
— дети-инвалиды, вследствие аварии на ЧАЭС;
— инвалиды из-за профзаболеваний. связанных с лучевым воздействием;
— ставшие инвалидами из-за аварии на ПО «Маяк»;
— направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1957-1958 годах
2 590,24
— получившие лучевую болезнь из-за аварии на ЧАЭС;
— ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС в 1988-90 годах;
— эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения;
— дети, страдающие болезнями из-за аварии на ЧАЭС;
— получившие профзаболевания из-за лучевого воздействия;
— получившие суммарную эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр)
— получившие лучевую болезнь из-за аварии на ПО «Маяк»;
— направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1959-1961 годах;
— эвакуированные и выехавшие из зоны загрязнения (ПО «Маяк» и р. Теча)
2 073,51
— дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, проживающие в зоне заражения;
— дети 1 и 2 поколений, страдающие заболеваниями из-за воздействия радиации на родителей
1 295,13
— дети до 18 лет, проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом 778,41
— получившие суммарную эффективную дозу облучения от 5 до 25 сЗв (бэр);
— дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв
649,23
— проживающие или работающие в зонах проживания с правом на отселение; с льготным социально-экономическим статусом; в зоне отселения;
— проживающие в населенных пунктах, где доза облучения свыше 1 мЗв (0,1 бэр)
518,37

Согласно законодательству, все получатели ЕДВ имеют право на получение набора социальных услуг (НСУ), в которых входят:

  • обеспечение лекарствами согласно рецепту врача и в пределах стандартов медицинской помощи;
  • оплата санаторно-курортного лечения согласно назначениям врача;
  • бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения.

НСУ можно получить как в натуральной форме, так и в денежной. Изначально условия получения социальных услуг для «чернобыльцев» отличаются от других категорий – утвержденные суммы ЕДВ уже учитывают получение набора в денежной форме.

Если же льготник желает получать бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к нему, он подает соответствующее заявление, но в таком случае стоимость набора социальных услуг вычитается из суммы ЕДВ (в 2018 году сумма равна 1075,19 рублей).

Кроме права на получение ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг, пострадавшие от аварии на ЧАЭС имеют возможность досрочного выхода на страховую пенсию. Однако условия выхода на пенсию зависят от категории льготника. Для этого должны быть соблюдены такие условия:

  • страховой стаж не меньше 5 лет;
  • не меньше 30 пенсионных баллов.
  • возраст не меньше определенного возраста.

Возраст для выхода на пенсию по старости сокращается на 10 лет для тех, кто был эвакуирован из зоны отчуждения, участвовал в ликвидации аварии или работал на станции; на 8 лет – тем, кто был эвакуирован с прилегающей территории, работал на месте аварии от 2 недель в 1987 году; на 5 лет – тем, кто работал на месте аварии до 5 дней, работал на строительстве или санитарной обработке в 1986 году; на 4 года – тем, кто работал или проживал в зоне отселения до 1993 года не меньше 2 лет.

Важно, что повышение пенсионного возраста, начатое в 2018 году, не коснется пострадавших от чернобыльской катастрофы.

Если у льготника нет страхового стажа или его недостаточно для оформления страховой пенсии, он все равно имеет право на повышенные выплаты – для «чернобыльцев» предусмотрены повышенные социальные пенсии:

  • 250% от социальной пенсии – ликвидаторам, инвалидам 1 и 2 групп, детям, потерявшим вследствие аварии обоих родителей (24799,32 рублей);
  • 200% от социальной пенсии – для проживающих в зоне отчуждения (9919,70 рублей);
  • 125% социальной пенсии – инвалиды 3 группы, родственники умершего (5269,88 рублей).

Ко всем пенсионным выплатам – как к социальным пенсиям, так и к страховым при необходимости производится доплата до величины прожиточного минимума в конкретном регионе.

На региональном уровне некоторые категории «чернобыльских» льготников полагается ежегодная доплата на оздоровление. Однако размер ее небольшой и составляет от 100 до 300 рублей.

Жилье от государства

Отдельные категории льготников вправе улучшить жилищные условия за счет жилищной субсидии от федерального бюджета. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 вставшие на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, которые были подвержены радиационному воздействию из-за аварий на ЧАЭС и ПО «Маяк», имеют право на обеспечение жильем.

Условия выделения жилищной субсидии не отличаются от других аналогичных категорий: субсидия выделяется, исходя из норматива площади на каждого льготника и средней цены квадратного метра жилой площади в каждом конкретном регионе.

Субсидию можно потратить на такие цели:

  • приобрести жилье;
  • оплатить строительство жилой недвижимости;
  • произвести первоначальный взнос по ипотечному кредиту;
  • погасить часть полученного ранее ипотечного кредита.

Для получателей жилищной субсидии выдвигаются условия, например, у них не должно быть иной жилплощади, если есть договор социального найма – он расторгается, а при наличии другого жилого помещения оно передается в государственную собственность.

Льготы на коммунальные услуги

Для льготников, которые получили заболевания вследствие воздействия радиации или стали инвалидами, предлагаются льготы на оплату коммунальных услуг . Набор льгот покрывает 50% от таких основных расходов по ЖКХ:

  • оплата найма и содержания жилплощади (оплата по договорам аренды, ежемесячные платежи управляющей компании);
  • взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов, как для самих льготников, так и для членов их семей;
  • оплата водоснабжения, канализации, электроэнергии – по показаниям счетчиков или по нормативам потребления;
  • стоимость приобретаемого топлива согласно нормативам и расходы на его транспортировку (если жилье без централизованного отопления).

Льготы на оплату услуг ЖКХ распространяются не только на самих пострадавших от аварий, но и на членов семей, потерявших кормильца в результате катастроф.

Дополнительные льготы

Кроме рассмотренных денежных выплат, жилищных субсидий и коммунальных льгот, пострадавшие от аварии на ЧАЭС и ПО «Маяк» имеют и другие преференции:

  • при сокращении персонала работодателем – преимущество по сравнению с другими работниками (вне зависимости от стажа работы);
  • при переводе на другую работу (менее оплачиваемую) по состоянию здоровья – доплата до прежнего уровня заработной платы;
  • возможность использовать основной отпуск в любое удобное время, дополнительный оплачиваемый отпуск на срок до 14 дней;
  • пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% заработной платы;
  • внеочередное обслуживание в социально-бытовых учреждениях, внеочередной прием в кооперативы, внеочередное право на покупку дачи;
  • обеспечение земельным участком для постройки жилья вне очереди (для тех, кто имеет на это право);
  • внеочередное оказание медицинских услуг, возможность обслуживаться в тех медучреждениях, к которым был прикреплен льготник до выхода на пенсию;
  • обеспечение детей местами в детских садах, школах, санаториях вне очереди, оплата их питания;
  • при отселении из зараженных территорий – внеочередное право трудоустроиться на новом месте;
  • право преимущественного приема в дома престарелых и ветеранские пансионаты.

Дополнительно каждый регион России может устанавливать свои дополнительные льготы и компенсации, например, бесплатный проезд в общественном транспорте. Чтобы уточнить перечень льгот, следует обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

Процедура оформления и необходимые документы

Для того, чтобы воспользоваться полагающимися льготами и выплатами, нужно, прежде всего, получить соответствующее удостоверение:

  • удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • удостоверение гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Для оформления удостоверения нужно обратиться в отдел социальной защиты населения в администрации по месту жительства льготника. Потребуется предоставить следующие документы:

1 паспорт или иной удостоверяющий личность документ;
2 документы, подтверждающие право заявителя на получение статуса. Это могут быть справки о проживании на зараженной территории, военный билет с записью о прохождении службы в местах выбросов радиоактивных веществ, трудовая книжка с соответствующей записью и т.д.;
3 для тех, кто оформляет пенсию по потере кормильца – документы, подтверждающие родство между пострадавшим от радиации и заявителем.

Оформляется удостоверение не больше 10 дней с даты приема документов. После получения удостоверения на его основании предоставляются льготы.

Чтобы получить причитающиеся льготы и выплаты, нужно обратиться в соответствующий орган власти, составить заявление, предоставить льготное удостоверение и документы по утверждаемому перечню. Например, для оформления жилищной субсидии нужно обратиться в отдел социальной защиты населения, МФЦ или центр жилищных субсидий. Потребуется предоставить такие документы:

1 паспорт заявителя;
2 заявление по установленной форме;
3 удостоверение «чернобыльца»;
4 данные о членах семьи – свидетельство о браке, свидетельства о рождении детей;
5 справка о составе семьи;
6 документы, подтверждающие право собственности на жилье (если имеется);
7 другие документы при необходимости.

Порядок и перечень необходимых документов могут время от времени меняться, поэтому стоит уточнить всю необходимую информацию в отделе социальной защиты населения.

Последние изменения в законодательстве

В апреле 2018 года в Госдуму партией «Справедливая Россия» были внесены законопроекты, касающиеся повышения социальных стандартов для участников ликвидации аварии на ЧАЭС . В частности, предложено назначать льготы и компенсации расходов на ЖКХ для проживающих в любом жилье, а не только в государственном, муниципальном или приватизированном жилом фонде. Это направлено, прежде всего, на тех, кто приобрел за последние годы жилье в собственность. Также предложено установить памятную дату (день участников ликвидации) на 30 ноября каждого года.

В мае 2018 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно закону, меры социальной поддержки, предусмотренные для детей, предоставляются детям вне зависимости от места рождения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» были проиндексированы выплаты пострадавшим от радиационных аварий. На 2018 год установлен коэффициент индексации, равный 1,025.

Особенности оформления и получения льгот

Законодательство в сфере социальной защиты пострадавших в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф достаточно четко регламентирует порядок присвоения статуса «чернобыльца» и предоставления льгот и выплат. Тем не менее, значительная часть льгот устанавливается на уровне регионов, поэтому у получателей иногда возникают проблемные ситуации.

Поскольку авария на ЧАЭС произошла до распада СССР, ликвидаторы последствий аварии получили впоследствии разные гражданства. Однако российские органы социальной защиты иногда необоснованно отказывают родственникам умерших ликвидаторов аварии из-за того, что на момент смерти они могли иметь иное гражданство, чем СССР и РФ. Такие отказы незаконны, поскольку меры социальной поддержки, согласно законодательству, распространяются на семьи умерших ликвидаторов аварии, без уточнения обязательного наличия определенного гражданства.

При этом некоторые отказы вполне обоснованы. Например, компенсации или льготы по оплате услуг ЖКХ полагаются непосредственно самому участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Если за льготами обратится его вдова или другие родственники, им будет отказано на полном основании.

Среди нерешенных на данный момент проблем и отказ в предоставлении льгот на оплату ЖКХ для проживающих в приобретенной жилой недвижимости. Согласно действующему законодательству такие льготы получают только проживающие в государственном, муниципальном и приватизированном жилье. Есть перспективы того, что Госдума в скором времени проголосует за соответствующий законопроект и проблема исчезнет.

Поддержка граждан, пострадавших от этой аварии, оказывается в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

По данным субъектов РФ, по состоянию на 1 января 2016 года меры социальной поддержки охватывают более 1,5 млн граждан, подвергшихся радиации.

Из них под меры социальной защиты, установленные данными законами, подпадает 1 436 317 граждан, проживающих на территориях, загрязненных в результате чернобыльской катастрофы и аварии на ПО «Маяк», 105 409 граждан, принявших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы (включая 46 250 инвалидов вследствие воздействия радиации, в том числе 866 инвалидов вследствие аварии на ПО «Маяк»), и 5 184 семьи, потерявшие кормильца.

В совокупности минимальный объем выплат чернобыльцам за счет средств федерального бюджета в зависимости от группы инвалидности составляет от 13 до 43 тыс. рублей ежемесячно, без учета страховой пенсии по старости.

Справочно :

В настоящее время инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы предусмотрены в частности следующие компенсации и меры социальной поддержки:

1. Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы.

  • инвалидам I группы - 17 481,92 руб.;
  • инвалидам II группы - 8 740,97 руб.;
  • инвалидам III группы - 3 496,37 руб.

При этом у граждан, размер возмещения вреда которым установлен решениями судебных органов, суммы ежемесячной денежной компенсации выше среднего. Так, 612 инвалидов-чернобыльцев на основании судебных решений получают данную выплату в размере более 100 тыс. рублей ежемесячно.

2. Ежемесячная денежная выплата.

Ежемесячная денежная выплата инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы в отличие от других категорий инвалидов осуществляется по двум правовым основаниям - согласно статье 27.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и статье 28.1. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 27.1 Закона данная выплата составляет ежемесячно 2 397,59 руб.

В соответствии со статьей 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:

  • инвалидам 1 группы - 3 357,23 руб.;
  • инвалидам 2 группы - 2 397,59 руб.;
  • инвалидам 3 группы - 1 919,30 руб.

3. Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров.

В настоящее время компенсация составляет 836,1 руб.

4. Пенсия по инвалидности в повышенных размерах.

В настоящее время размер пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы составляет:

  • инвалиду 1-й группы - 18 461,80 руб.;
  • инвалиду 2-й группы - 9 230,88 руб.;
  • инвалиду 3-й группы - 4 615,44 руб.

Таким образом, минимальный объем ежемесячных выплат за счет средств федерального бюджета без учета страховой пенсии по старости составляет ежемесячно у инвалидов-чернобыльцев:

  • 1 группы - 42 534,64 руб.;
  • 2 группы - 23 603,13 руб.;
  • 3 группы - 13 264,80 руб.

Кроме того, указанным гражданам предусмотрены ежегодные и единовременные выплаты, а также меры социальной поддержки в части оплаты жилья и коммунальных услуг, предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью.

Согласно федеральному закону «О государственной социальной помощи» инвалиды-чернобыльцы могут обратиться за предоставлением взамен части ежемесячной денежной выплаты набора социальных услуг (социальной услуги), включающих в себя: обеспечение по рецептам необходимыми лекарственными препаратами, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

С 1 июля изменился порядок расчета пособий на детей гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В частности, у работодателей нет обязанности по выплате пособия на период отпуска по уходу за ребенком до трех лет в двойном размере. Вместо этого введена выплата в фиксированном размере, которую можно получить в органах соцзащиты. Комментируют новые положения эксперты 1С.

Новые правила выплаты пособий детям «чернобыльцев»

В конце 2015 года принят Федеральный закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее - Закон № 388-ФЗ), отдельные положения которого действуют с 01.07.2016. Новшества касаются мер социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. К подобным мерам относятся различного рода компенсации и пособия. Часть из них предоставляют органы соцзащиты, а часть - работодатели (в отношении работающих граждан). Проведем обзор наиболее важных поправок, касающихся работодателей.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. До 01.07.2016 для предоставления социальных гарантий продолжительность проживания в «чернобыльских» зонах не имела значения.

2. С 01.07.2016 на «чернобыльские» меры социальной поддержки имеют право граждане, которые постоянно проживают (работают) на загрязненных территориях в течение определенного времени (1-4 года) непосредственно перед назначением отпуска по беременности и родам или пособия по уходу за ребенком.

3. Перечень населенных пунктов, входящих в состав «чернобыльских» зон, не реже чем один раз в пять лет пересматривается Правительством РФ.

4. Разработан специальный алгоритм подсчета времени проживания (работы) в данных местностях в случае пересмотра их границ.

5. Такие условия введены, чтобы пресечь практику регистрации граждан непосредственно перед началом декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком с целью получения социальных привилегий.

6. Пособия по уходу за ребенком до трех лет в двойном размере для «чернобыльцев» отменены, а вместо пособия установлены фиксированные выплаты.

7. С 01.07.2016 за ежемесячной выплатой физлица должны обращаться в органы соцзащиты по месту жительства или по месту работы (ранее пособие назначал работодатель).

Обязанности работодателей

До 01.07.2016 в обязанности работодателя входило (п. 6, 7 ч. 1 ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», далее - Закон № 1244-1):

  • предоставлять удлиненный дородовой отпуск по беременности и родам продолжительностью 90 календарных дней;
  • платить в двойном размере ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Такие гарантии получали граждане, которые постоянно проживают (работают):
  • в зоне отселения до их переселения в другие районы;
  • на территории зоны проживания с правом на отселение (кроме дородового отпуска большей продолжительности);
  • на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Перечень указанных зон утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074 (далее - Перечень).

Продолжительность проживания в таких местностях для предоставления социальных гарантий ранее не имела значения.

Поправками предусмотрено, что на перечисленные меры социальной поддержки имеют право граждане, которые постоянно проживают (работают) на загрязненных территориях в течение определенного времени непосредственно перед назначением отпуска по беременности и родам или пособия по уходу за ребенком (п. 1 ст. 2 Закона № 388-ФЗ).

Период проживания (работы) граждан должен составлять в зоне:

  • отселения - не менее 1 года;
  • проживания с правом на отселение - не менее 3 лет;
  • проживания с льготным социально-экономическим статусом - не менее 4 лет.
Перечень населенных пунктов, входящих в состав таких зон, согласно части 3 статьи 7 Закона № 1244-1 не реже чем один раз в пять лет пересматривается Правительством РФ. В связи с этим поправками предусмотрен специальный алгоритм подсчета времени проживания (работы) в данных местностях в случае пересмотра их границ. Такой подсчет подразумевает, что каждый год проживания (работы) в зоне проживания с:
  • льготным социально-экономическим статусом считается за 3 месяца проживания (работы) в зоне отселения;
  • правом на отселение считается за 4 месяца проживания (работы) в зоне отселения;
  • льготным социально-экономическим статусом считается за 9 месяцев проживания (работы) в зоне проживания с правом на отселение.
Подобные условия введены, чтобы пресечь практику регистрации граждан непосредственно перед началом декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком с целью получения указанных привилегий.

Еще одно важное нововведение - это отмена пособия по уходу за ребенком до трех лет в двойном размере. Такое пособие работодатели исчисляли исходя из среднего заработка застрахованного лица за расчетный период. Правила его предоставления утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 № 439 (далее - Правила № 439).

Закон № 388-ФЗ вместо указанного пособия устанавливает ежемесячную выплату в фиксированной сумме (п. 2 ст. 2 Закона № 388-ФЗ):

  • до достижения ребенком возраста полутора лет - в размере 3 000 руб.;
  • в возрасте ребенка от полутора до трех лет - в размере 6 000 руб.;
Как отмечено выше, ежемесячное пособие в двойном размере работающим гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязан был назначать работодатель (п. 5 Правил № 439).

С 01.07.2016 за ежемесячной выплатой физлица должны обращаться в органы соцзащиты по месту жительства или по месту работы.

Соответственно, работодатели больше не должны формировать списки с информацией о застрахованном лице (которому назначено пособие в двойном размере), его ребенке, а также размере пособия по уходу за ним. Напомним, что в соответствии с пунктом 7-7.1 Правил № 439 такие списки организации подавали в органы соцзащиты каждый месяц.

В действующие Правила № 439 на данный момент какие-либо изменения об отмене данной обязанности не внесены. Однако полагаем, что это будет реализовано в ближайшее время.

Переходные положения

Изменения в порядке предоставления удлиненного дородового отпуска и назначения ежемесячной выплаты при уходе за ребенком вступили в силу 01.07.2016 (ст. 2, ч. 2 ст. 9 Закона № 388-ФЗ).

При этом Законом № 388-ФЗ предусмотрены следующие переходные положения для реализации поправок (ч. 1, 2 ст. 8 Закона № 388-ФЗ).

Если отпуск по беременности и родам и (или) отпуск по уходу за ребенком до трех лет наступили до 30.06.2016 (включительно), то действуют прежние нормы Закона № 1244-1, а именно:

  • удлиненный дородовой отпуск работодатель предоставляет и оплачивает независимо от продолжительности проживания (работы) сотрудницы на территории соответствующей местности, входящей в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения;
  • пособие по уходу за ребенком в двойном размере (исходя из среднего заработка) назначает и выплачивает работодатель вплоть до достижения ребенком возраста трех лет.
Если упомянутые отпуска начинаются 01.07.2016 и позднее, действуют новые правила:
  • удлиненный дородовой отпуск работодатель предоставляет сотруднице при условии, что она постоянно проживает (работает) на территории той или иной зоны в течение периода, установленного статьей 4 Закона № 1244-1 в новой редакции;
  • пособие по уходу за ребенком назначается по общим правилам.
До достижения ребенком возраста полутора лет работодатель ежемесячно перечисляет пособие, исчисленное исходя из 40 процентов среднего заработка сотрудника, и компенсационную выплату в размере 50 рублей (ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ, Указ Президента от 30.05.1994 № 1110).

В период от полутора до трех лет работодатель платит только ежемесячную компенсацию - 50 рублей.

В учетных программах «1С:Предприятие 8» изменения, связанные с порядком расчета пособий на детей гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, реализованы. О сроках см. в «Мониторинге изменений законодательства» .

Порядок получения выплаты на ребенка вместо пособия в двойном размере

Правила предоставления указанной выплаты Правительство РФ утвердило Постановлением от 28.06.2016 № 588 (далее - Правила № 588).

Согласно пункту 7 Правил № 588 за ежемесячной выплатой в фиксированной сумме (3 000 руб. и 6 000 руб.) физлица должны обращаться в органы соцзащиты по месту жительства или по месту работы. Если гражданин одновременно проживает и работает на территории зоны радиоактивного загрязнения (их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074), то заявление подается в орган соцзащиты по месту жительства. Необходимые для представления документы поименованы в пунктах 8-11 Правил № 588. В их числе (для работающих граждан) - заверенная копия трудовой книжки или трудового договора, а также справка работодателя с указанием его местонахождения.

В течение 10 рабочих дней с момента подачи физлицом всех необходимых документов орган соцзащиты должен принять решение о назначении выплаты (п. 14 Правил № 588).

Граждане в месячный срок обязаны уведомлять орган соцзащиты о следующих событиях (п. 17 Правил № 588):

  • смерть ребенка до достижения трех лет;
  • переезд физлица или ребенка на новое место жительства за пределы зон загрязнения;
  • увольнение из организации, расположенной на территории зоны загрязнения, или изменение местонахождения организации - переезд на новое место за пределами радиоактивной зоны;
  • смена места жительства или места работы в пределах зон радиоактивного загрязнения. В орган соцзащиты по прежнему месту жительства (работы) подается заявление о приостановлении выплаты, а в орган соцзащиты по новому месту жительства (работы) - заявлении о ее возобновлении (п. 16 Правил № 588).
Формы заявлений в Правилах № 588 не приведены. Полагаем, что до утверждения форм их можно составить в произвольной форме либо по образцам, предоставленным органом соцзащиты по месту обращения за выплатой.

Е.А. Шаповал, юрист, к. ю. н.

Пособия родителям-чернобыльцам: что нового

Комментарий к изменениям условий выплаты детских пособий чернобыльцам

Закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ (далее - Закон № 388-ФЗ)

С 1 июля 2016 г. для родителей-чернобыльцев изменен ыст. 2 , ч. 2 ст. 9 Закона № 388-ФЗ :

  • условия предоставления удлиненного декретного отпуска;
  • размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 3 лет.

Льготы чернобыльцам теперь обусловлены фактическим нахождением (проживание и (или) работа) на загрязненных территориях в течение определенного времен ич. 2 , 4 ст. 4 Закона от 15.05.91 № 1244-1, ред., действ. с 01.07.2016 (далее - Закон № 1244-1) .

Поэтому предоставление этих льгот зависит от того, где расположен работодатель или его структурное подразделение, в котором работает чернобылец, и когда возникло право на льготу.

Организации (их структурные подразделения) находятся на загрязненных территориях

С 1 июля 2016 г. родителям-чернобыльцам льготы положены при соблюдении следующих услови йст. 4 , пп. 7- 9 ч. 1 ст. 13 , п. 7 ч. 1 ст. 18 , ч. 1 ст. 19 Закона № 1244-1 .

* Населенные пункты, находящиеся в границах таких территорий, указаны в специальном правительственном Перечн еутв. Постановлением Правительства от 08.10.2015 № 1074 .

Эти льготы на тех же условиях теперь предоставляются проживающим и (или) работающим в населенных пунктах, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Течаст. 1 Закона от 26.11.98 № 175-ФЗ .

В период, дающий право на льготу, засчитывается:

  • период проживания на загрязненных территориях, что подтверждается паспортом со штампом о постоянной регистрации по месту жительства в населенном пункте, указанном в специальном правительственном Перечне. Если человек с постоянной регистрацией на загрязненной территории работал за пределами такой территории, что видно по записям в трудовой книжке, то время такой трудовой деятельности в период проживания, дающий право на льготу, не засчитывается;
  • период работы в населенных пунктах, указанных в специальном Перечне. При этом не имеет значения штамп в паспорте о месте постоянной регистрации. То есть в этом случае важно, что работодатель (или его структурное подразделение) находится на загрязненной территории.

При изменении границ зон радиоактивного загрязнения или в случае смены места проживания и (или) работы в пределах этих зон льготы предоставляются с учетом времени постоянного проживания и (или) работы в зоне каждого вида. Пересчет производится в следующем порядк ест. 4 Закона № 1244-1 :

Декретный отпуск

С 1 июля 2016 г. работодатель обязан предоставить женщинам удлиненный дородовый отпуск - 90 календарных дней - только при соблюдении условия о периоде проживания и (или) работы в загрязненных района хпп. 7- 9 ч. 1 ст. 13 , п. 6 ч. 1 ст. 18 , ч. 1 ст. 20 Закона № 1244-1 . Поэтому, если больничный лист по беременности и родам выдан женщине на 160 календарных дней (или 214 календарных дней при многоплодной беременност и)п. 6 ч. 1 ст. 18 Закона № 1244-1 ; ст. 255 ТК РФ ; пп. 46- 47 , 51 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 29.06.2011 № 624н 1 июля 2016 г. и позднее, вам нужно определить, проживала ли она и (или) работала на этих территориях требуемое количество лет на день, предшествующий дате начала декретного отпуска.

Если условие о сроке соблюдено, то вы берете с женщины заявление на отпуск и предоставляете егост. 255 ТК РФ . Порядок расчета пособия для этих женщин такой же, как и для остальных работни цст. 11 , ч. 2- 2.2 ст. 13 , ч. 1- 2 , 3.1- 5 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее - Закон № 255-ФЗ) .

Если окажется, что условие о сроке проживания или работы не соблюдается, то нужно попросить женщину переоформить листок временной нетрудоспособности, так как оплатить его невозможно из-за неправильно указанного срока отпуска по беременности и рода мп. 56 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 29.06.2011 № 624н .

Но если декретный отпуск начался до 1 июля 2016 г., то удлиненный декретный отпуск нужно предоставить по старым правилам, то есть независимо от периода проживания и (или) работы на загрязненных территория хч. 1 ст. 8 , ч. 2 ст. 9 Закона № 388-ФЗ . В таком случае не нужно дополнительно проверять период проживания (работы) на загрязненных территориях, достаточно того, что женщина работает у вас на момент начала декрета.

Пособие по уходу за ребенком

С 1 июля 2016 г. матери, отцу или иному родственнику, а также опекуну ребенка выплаты по уходу за ребенком в повышенном размере положены только при наличии необходимого периода проживания и (или) работы на загрязненных территория хпп. 7- 9 ч. 1 ст. 13 , п. 7 ч. 1 ст. 18 , ч. 1 ст. 19 , ч. 1 ст. 20 Закона № 1244-1 .

Ранее работникам-чернобыльцам выплачивалось ежемесячное пособие в двойном размере до достижения ребенком возраста 3 лет (а не до достижения ребенком полутора лет, как остальным работника м)п. 7 ч. 1 ст. 18 Закона № 1244-1 (ред., действ. до 01.07.2016) .

С текстом проекта Постановления Правительства можно ознакомиться: Единый портал размещения правовой информации

С 1 июля 2016 г. работникам-чернобыльцам выплачивается обычное ежемесячное пособие по уходу до достижения ребенком возраста полутора лет. И наряду с этим им положена ежемесячная выплата на ребенка до 3 летпп. 7- 9 ч. 1 ст. 13 , п. 7 ч. 1 ст. 18 , ч. 1 ст. 19 , ч. 1 ст. 20 Закона № 1244-1 ; ч. 5.1, 5.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ :

  • со дня рождения ребенка до достижения им возраста полутора лет сверх пособия, положенного работнику за счет средств ФСС, теперь выплачивается ежемесячно фиксированная сумма 3000 руб.;
  • от полутора до 3 лет выплачивается твердая сумма 6000 руб.

Согласно проекту Постановления Правительства ежемесячная выплата в фиксированном размере будет производиться органами соцзащиты по месту жительства или работы сотрудника, а не работодателями. После опубликования Постановления мы расскажем, какие документы нужно будет выдавать работникам в связи с этим.

ВЫВОД

Если отпуск по уходу за ребенком начался или возобновился после перерыва 1 июля 2016 г. и позднее, работникам, имеющим право на ежемесячную фиксированную выплату на ребенка до достижения им возраста 3 лет, работодатель выплачивает только обычное пособие по уходу за ребенком до полутора лет за счет средств ФСС.

Но если отпуск по уходу начался не позднее 30 июня 2016 г., то выплачивается, как и раньше, пособие в двойном размере до достижения ребенком 3 лет. При этом пособие по уходу до достижения ребенком возраста полутора лет выплачивается работнику из средств ФСС, а с полутора до 3 лет - из средств федерального бюджет ач. 2 ст. 8 , ч. 2 ст. 9 Закона № 388-ФЗ . Это же касается и ситуации, когда работник прервал отпуск по уходу, а потом не позднее 1 июля 2016 г. опять ушел в него.

Не забудьте, что расходы на выплату пособия по уходу за ребенком до полутора лет в двойном размере хотя и возмещаются за счет средств ФСС в полной сумме, но Фонд потом получает часть суммы сверх однократного размера пособия из средств федерального бюджета. Поэтому форму 4-ФССПриказ ФСС от 26.02.2015 № 59 нужно заполнять так:

  • в таблице 2 раздела I формы 4-ФСС отражаются:

Вся сумма пособия - в графе 4 (в строке 9);

Сумма сверх однократного размера пособия - в графе 5;

  • в таблице 5 раздела I формы 4-ФСС (в строке 3) отражаются:

Число получателей пособия;

Количество дней его выплаты;

Суммы пособия без учета суммы сверх однократного размера пособия.

Расходы на выплату пособия по уходу за ребенком от полутора до 3 лет, адресованную чернобыльцам, возмещаются работодателю непосредственно из средств федерального бюджет аст. 5.1 Закона № 1244-1 ; п. 9 Правил, утв. Постановлением Правительства от 16.07.2005 № 439 . Для этого вам нужно в свой территориальный орган социальной защиты ежемесячно представлят ьпп. 6- 7(1) Правил, утв. Постановлением Правительства от 16.07.2005 № 439 ; Письмо Минтруда от 20.01.2015 № 13-7/10/В-253 :

  • заверенные подписью руководителя организации списки получателей пособия в произвольной форме с указанием:

Фамилии, имени, отчества работника, получающего пособие по уходу за ребенком;

Числа, месяца, года рождения ребенка;

Размера пособия;

Реквизитов вашей организации для перечисления средств;

  • выписки из приказов о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 3 лет, заверенные печатью организации.
О порядке расчета и выплаты детских пособий родителям-чернобыльцам по старым правилам мы писали:

В случае работы в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет на условиях неполного рабочего времени наряду с зарплатой чернобыльцам положено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в вышеуказанных размера хст. 256 ТК РФ .

Организации (их структурные подразделения) не находятся на загрязненных территориях

Речь идет о работниках, у которых в паспорте есть штамп о постоянной регистрации по месту жительства в населенном пункте, указанном в Перечне, но они работают и временно проживают за пределами загрязненных территори йп. 5 Разъяснения (приложение к Приказу Минздравсоцразвития от 01.12.2008 № 692н) .

Тогда все зависит от того, когда у работника возникло право на льготы, то есть когда начался отпуск по беременности и родам или начался (или возобновился) отпуск по уходу за ребенком.

Декретный отпуск

Если отпуск по беременности и родам начался:

  • <или> 1 июля 2016 г. и позднее, то удлиненный отпуск женщине не положен. Поэтому если она представит больничный на 160 календарных дней (или 214 календарных дней при многоплодной беременности), то попросите ее переоформить больничный лист, так как вы не имеете права оплатить указанный в нем период декретного отпуск а№ 388-ФЗ № 1244-1 ;
  • <или> до 30 июня 2016 г. включительно, то пособие выплачивается до достижения ребенком возраста 3 лет в двойном размере, положенном за счет средств ФСС, то есть по старым правила мч. 1 ст. 8 , ч. 2 ст. 9 Закона № 388-ФЗ .

Расходы на выплату пособия по уходу за ребенком в двойном размере отражаются в форме 4-ФСС в порядке, о котором мы рассказали на .

ВЫВОД

Если право на льготу возникло у работника 1 июля 2016 г. и позднее, а человек работает в населенном пункте, не указанном в Перечне, то предоставлять ему льготу по месту работы нельзя, так как непосредственно перед отпуском он фактически не жил на загрязненных территориях.

А если работник заменит отпуск по беременности и родам до его окончания отпуском по уходу за ребенком, пока не наступило 1 июля 2016 г., сохранит ли он право на получение пособия по уходу за ребенком в прежнем двойном размере по старым правилам? Это возможно только в одном случае: если размер пособия по уходу за ребенком окажется больше, чем размер пособия по беременности и родам. Например, такое возможно, если женщина получает декретное пособие в размере не более 1 МРОТ за полный календарный месяц.

И еще учтите, что женщина не может досрочно выйти из отпуска по беременности и родам, чтобы потом уйти в отпуск по уходу за ребенком.