Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВ И КРЕДИТА

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. № 2. С. 142-147.

УДК 336.762: 336.761.6

САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

RF SECURITY MARKET: SELF-CONTROLLED BODIES

А.В. Меньшенина, Е.В. Люц A.V. Menshenina, E.V. Lyuts

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Регулирование рынка ценных бумаг является важным фактором, определяющим уровень развития рынка. В мире существует две основных модели регулирования рынка, отличающиеся ролью саморегули-руемых организаций. В данной статье описывается функционирование саморегулируемых организаций на российском рынке ценных бумаг в рамках подсистемы саморегулирования, а также проблемы и перспективы развития данного института.

The article deals with security market regulation, a key factor to determine market development level. There are two major regulation patterns which differ in the role of the self-controlled bodies. The article describes the self-controlled agencies operating at the RF security market within the self-regulation subsystem and issues and prospects of these ones.

Ключевые слова: саморегулирование, саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроль, добровольное и обязательное членство, стандарты деятельности.

Key words: self-regulation, self-controlled agencies of security market traders, control, voluntary and obligatory membership, operation standards.

Понятие «саморегулирование», равно как и понятие «саморегулируемая организация», является новыми для российской экономической мысли, поскольку в эпоху господства социалистического способа хозяйствования потребность в регуляторах иных, нежели государство, не существовала. В период становления рыночных отношений встал вопрос нахождения альтернативного субъекта регулирования. Причинами этого является, во-первых, несовершенство государственных структур, их громоздкость и чрезмерная бюрократизация, а также проблемы коррупции, во-вторых, разнообразие форм собственности и видов предпринимательской деятельности, возникших с переходом к рыночной экономике, в-третьих, государственное устройство и размеры РФ, затрудняющие всеобъемлющее и всеохватывающее регулирование. Кроме того, имеют значение и традиции мировых рынков, процессы глобализации на финансовых рынках. Альтернативным и дополняющим механизм государственного регулирования стало саморегулирование.

© А.В. Меньшенина, Е.В. Люц, 2010

Следует отметить, что в других странах саморегулирование на рынке ценных бумаг предшествовало государственному регулированию. Прообразом саморегулируемых организаций (далее СРО) стали фондовые биржи, которые осуществляли регулирующие действия путем установления условий участия в биржевых торгах, правил совершения сделок с ценными бумагами на бирже. Наиболее развитым саморегулирование считается в США. В этой стране существует два типа саморегули-руемых организаций: NASD (Национальная ассоциация фондовых дилеров) и инфраструктурные организации NYSE, NASDAQ, DTC, NSCC, oCc и другие. Примечателен тот факт, что NASD является в принципе первой саморегулируемой организацией на фондовом рынке в мире, при этом в настоящее время членство в данной организации стало обязательным условием работы на американском рынке ценных бумаг.

Исторически сложились две модели регулирования фондового рынка в зависимости от участия в нем саморегулируемых организаций. Первая модель подразумевает наличие широкого круга полномочий у СРО, в то время как

за государственным регулятором закреплены в основном надзорные функции. Примером такой модели служат США, Канада, Япония, до недавнего времени была им Великобритания. Во второй же модели роль основного регулятора играет государство, а СРО либо вообще отсутствуют, либо им переданы незначительные функции. Такая система регулирования складывается во Франции, Германии, Италии, Австрии и ряде других стран. Различия в моделях регулирования рынка определяются ролью государства в экономике, а также особенностями возникновения фондовых бирж (как публичных институтов, как частных организаций).

В нашей стране саморегулируемые организации появились сравнительно недавно, одними из первых саморегулируемых организаций на российском рынке ценных бумаг стали две федерации фондовых бирж, преобразовавшиеся впоследствии в Союз фондовых бирж (1992-1994 гг.), Профессиональная ассоциация участников фондового рынка - ПАУФОР (конец 1994 г.), Совет крупнейших регистраторов и депозитариев - СКРО (1992-1994 гг.) .

Саморегулирование можно рассматривать как подсистему в системе регулирования фондового рынка, в которой выделяются отдельные элементы и функции.

Субъектом саморегулирования на российском рынке ценных бумаг являются саморегу-лируемые организации, которые в федеральном законодательстве определяются как добровольные объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с федеральным законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации .

В настоящее время в России Федеральной службой по финансовым рынкам, а именно она контролирует СРО, выдает и отзывает у них разрешения на осуществление деятельности, зарегистрировано шесть саморегулируемых организаций :

1. Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). Объединяет около 400 компаний брокеров, дилеров, управляющих ценными бумагами, и депозитариев.

2. Некоммерческое партнерство «Национальная лига управляющих» (НП «НЛУ»). Состоит из примерно 70 управляющих компаний инвестиционных фондов.

3. «Национальная фондовая ассоциация (саморегулируемая некоммерческая организация)» (НФА). Включает около 250 организаций, осуществляющих брокерскую, дилерскую, де-

позитарную деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами, большинство из которых кредитные организации.

4. Профессиональная Ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД). Объединяет почти 90 компаний регистраторов, депозитариев, клиринговых организаций и специальных депозитариев.

5. Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона (ПУФРУР). Включает профессиональных участников различного типа, по территориальному признаку объединяет около 20 организаций.

6. Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов» (НП «НАПФ»). Состоит из порядка 110 членов - негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев.

К объектам саморегулирования можно отнести профессиональных участников рынка ценных бумаг, их деятельность на фондовом рынке (профессиональную инвестиционную и спекулятивную), а также операции, совершаемые ими (посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые).

К принципам, на которых функционируют в настоящее время российские СРО на рынке ценных бумаг, относятся:

Добровольный характер: вступление в СРО не является обязательным условием для осуществления профессиональной деятельности;

Законодательное регулирование: основные положения, касающиеся саморегулируе-мых организаций, их права и обязанности, а также требования, к ним предъявляемые, прописаны в федеральном законодательстве и иных подзаконных актах;

Некоммерческий характер: СРО преследуют цели иные, чем получение прибыли и к ней применимы нормы законодательства, касающиеся некоммерческих организаций;

Права на установление правил и стандартов для своих участников: члены саморегули-руемой организации де-факто действуют с учетом норм, которые, как правило, являются более жесткими по сравнению с действующим законодательством и дополняют его;

Применение контроля: СРО на рынке ценных бумаг вправе осуществлять контроль за деятельностью своих членов и применять к ним санкции в случае несоблюдения законодательства или норм самой СРО.

В процессе осуществления своей деятельности СРО выполняют следующие функции:

Контрольную - осуществление контрольных полномочий и наложение санкций и принятие мер воздействия к своим членам, нарушающим законодательство РФ, а также устав и внутренние документы СРО;

Нормативную - установление стандартов и правил осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и операций с ценными бумагами для своих членов; направление в ФСФР предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг;

Кадровую - разработка в соответствии с квалификационными требованиями ФСФР учебных программ и планов, подготовка руководителей и сотрудников организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определение квалификации указанных лиц и выдача им квалификационных аттестатов;

Уполномочивающую - выдача ходатайства для получения в лицензирующих органах лицензий на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Перечень методов, применяемых российскими СРО в своей деятельности, включает:

Стандартизацию - СРО разрабатывают стандарты деятельности для своих членов, которые являются обязательными для соблюдения профессиональными участниками организации;

Аттестацию специалистов финансового рынка - с конца 2006 г. СРО в качестве аккредитованных организаций имеют право осуществлять аттестацию, а также подготовку к прохождению экзамена;

Страхование инвесторов - реализация данного метода предусмотрена в рамках федерального законодательства и именуется компенсационным фондом, но в настоящее время данные фонды на рынке ценных бумаг не функционируют. Компенсационный фонд создается с целью возмещения убытков физическим лицам, не являющимся квалифицированными инвесторами, причиненных им в результате несостоятельности (банкротства) профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний ;

Контроль - реализация данного метода предполагает осуществление контроля за соблюдением профессиональными участниками действующего законодательства, проведение проверок, контроль и анализ деятельности профессионального участника при вступлении в СРО, а также аудиторского и рейтингового кон-

троля за финансовым состоянием членов СРО, осуществляемого в качестве функции анализа деятельности членов организации;

Информирование инвесторов - раскрытие информации на сайтах СРО в Интернете, выступления в средствах массовой информации, проведение конференций и круглых столов с участием населения;

Консультирование - разъяснение профессиональным участникам положений законодательства и помощь в решении спорных вопросов.

Процесс саморегулирования можно представить как последовательность этапов:

1. Установление внутренних правил и стандартов с учетом требований законодательства и обычаев, сложившихся на рынке ценных бумаг.

2. Принятие членов, согласных с правилами СРО и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к ним.

3. Контроль за участниками СРО и применение к ним установленных санкций в случае нарушения законодательства или правил и внутренних документов организации.

Законодательной основой функционирования СРО стал Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». В развитие и дополнение данного закона были приняты другие законы и нормативные акты, иерархия которых может быть представлены следующим образом:

1-й уровень: Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» дает определение и регламентирует порядок создания СРО, их права и требования, к ним предъявляемые;

2-й уровень: федеральные законы, освещающие отдельные аспекты функционирования СРО на рынке ценных бумаг: закон от 5 марта

1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (о предоставлении информации инвесторам и создании компенсационного фонда) и закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (о создании СРО управляющих компаний, их прав и требований, предъявляемых к ним);

3-й уровень: Подзаконные акты регулирующего органа, которым в настоящее время является Федеральная служба по финансовым рынкам. В развитие закона о рынке ценных бумаг принято Постановление ФКЦБ от 1 июля 1997 г. № 24 «Об утверждении Положения

о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг», регламентирующее основные права и обязанности СРО, их организационную структуру, права и обязанности членов организации. Иные

подзаконные акты Федеральной службы закрепляют за СРО право на получение статуса аккредитованной организации, осуществляющей аттестацию специалистов финансового рынка, права и обязанности СРО в ходе проведения совместных проверок профессиональных участников рынка ценных бумаг, за СРО закрепляется функция приема отчетности, они также принимают участие в лицензировании профессиональных участников рынка ценных бумаг путем подачи ходатайств, что ускоряет данную процедуру и др.;

4-й уровень: Внутренние регламенты и положения СРО, в которых раскрываются как вопросы их функционирования в статусе юридического лица, так и порядок взаимоотношений со своими членами.

Что касается постановки целей и задач СРО, то в законодательстве понятие «задачи саморегулирования» вообще отсутствует, но при этом выделяется большое количество целей. По нашему мнению, можно выделить основную цель СРО - обеспечение условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Исходя из этого, к задачам СРО можно отнести:

1. Развитие и совершенствование системы функционального регулирования рынка ценных бумаг.

2. Установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

3. Осуществление контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.

4. Защита интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами СРО.

5. Повышение стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, включая стандарты профессиональной этики на нем .

Саморегулирование содержит в себе определенные противоречия, связанные с тем, что, с одной стороны, это все-таки регулирование, подразумевающее контроль и определенное управление «сверху», но, с другой стороны, субъектами этого управления, являются сами профессиональные участники рынка, а точнее СРО. Данное противоречие является предпосылкой возникновения дискуссий по вопросам, касающимся правового статуса и основ функционирования СРО на рынке ценных бумаг в России. За почти пятнадцатилетнюю историю существования данного института на

Одним из основных вопросов, касающихся функционирования СРО на рынке ценных бумаг является обязательность членства в них. Наша страна имеет опыт как обязательного членства в СРО на фондовом рынке (с 1998 по

2000 г.), так и добровольного.

Противники обязательного членства в СРО апеллируют к тому, что добровольность - это ключевой смысл саморегулирования (что представляется достаточно спорным, поскольку ключевым в саморегулировании является упорядочение деятельности профессиональных участников на основе особых стандартов и правил, дополняющих и развивающих законодательные нормы). Сторонники добровольного членства опасаются, что СРО станут дополнительным барьером для осуществления профессиональной деятельности на рынке: «членство в само-регулируемых организациях... не должно быть обязательным, в противном случае участие в саморегулируемых организациях превращается в допуск к профессиональной деятельности» .

Также спорным является в большой степени правовой вопрос о том, может ли существовать юридическое лицо, участие в котором является обязательным.

По нашему мнению, в настоящее время необходим переход к обязательному членству СРО. Аргументами в поддержку этого мнения являются:

1. Только при условии обязательного членства в СРО может быть реализован такой механизм, как компенсационные фонды.

2. Обязательное членство в СРО позволит снизить в целом издержки по содержанию объединений, поскольку в настоящее время для профессиональных участников рынка достаточно весомым аргументом против членства в СРО является величина взносов, которая превышает 100 000 рублей в год.

3. Обязательное членство позволит в дальнейшем передать от регулятора к СРО больше полномочий по контролю, в том числе и по лицензированию. По мнению И. Морякова, «принцип обязательного членства профучастников в СРО неизбежно приведет к передаче функций по лицензированию от регулятора в СРО, оставляя за регулятором исключительные функции надзора» .

4. Обязательное членство в СРО не только снизит издержки профессиональных участников, вступающих в СРО, основанных на дан-

ном принципе, но и при передаче части полномочий регулятора позволит сократить бюрократический аппарат и расходы государства на регулирование фондового рынка.

5. Обязательность членства приведет к тому, что все профессиональные участники будут приведены к общим стандартам качества, кстати сказать, более высоким, нежели государственные, что повысит уровень оказываемых ими услуг в целом.

6. Важно отметить, что обязательное членство в СРО является одним из условий внедрения мегарегулятора на российском финансовом рынке, поскольку данный механизм подразумевает передачу части полномочий по регулированию рынка. При этом без обязательного членства получится ситуация, в которой часть профессиональных участников - членов СРО будет регулироваться, а другая часть профессиональных участников, не являющихся членами СРО, фактически выпадет из системы регулирования.

7. Можно также отметить тот факт, что в других видах деятельности, таких как оценочный бизнес, арбитражное управление и аудиторская деятельность, обязательность членства в СРО уже является состоявшимся фактом и представляет собой действующую систему.

8. Опыт развитых стран показал, что данный принцип функционирования СРО на рынке ценных бумаг является эффективным и жизнеспособным.

9. Если допуск на фондовый рынок будут осуществлять СРО, то это станет более надежным механизмом, нежели государственное лицензирование. Во-первых, потому что СРО невыгодно устанавливать слишком высокие барьеры для выхода на рынок, так как это будет ограничивать число их членов. Во-вторых, СРО не могут и снизить требования к профессиональным участникам, поскольку низкий уровень качества оказываемых услуг или недобросовестность членов СРО может сказаться на репутации самой организации, что приведет к снижению доверия со стороны государственного регулятора и, как следствие, отзыву разрешения на осуществление деятельности СРО.

Еще одним обсуждаемым вопросом является множественность СРО. В настоящее время на российском фондовом рынке функционируют шесть СРО профессиональных участников, при этом одна из организаций действует лишь номинально (ПУФРУР), а остальные являются монополистами в своей сфере (ПАРТАД, НЛУ, НАПФ) или ограниченно конкурируют (НФА и НАУФОР). Множественность СРО действи-

тельно является важным условием функционирования их на отечественном рынке ценных бумаг и должна обязательно соблюдаться при введении обязательного членства в СРО, чтобы у участников рынка был выбор, в какую организацию вступить, чтобы она наиболее полно соответствовала осуществляемым видам деятельности и могла представлять интересы организации.

В пользу множественности СРО выступает, в частности, такой ведущий специалист в области рынка ценных бумаг, как профессор Я. Миркин. По его мнению, «те, кто защищают единственность саморегулируемых организаций не указывают на опасность монопольного положения на рынке, которое занимает такая саморегулируемая организация; на превращение смысла понятия «саморегулируемая организация» в формальность или свою противоположность; на исчезновение самой сути саморегулирования, добровольности и инициативности; на риски для рынка, возникающие в том случае, если единственная саморегулируемая организация будет преследовать политику, наносящую вред рынку (неправильные концепции его развития, предпочтение одних участников рынка другим, установление монопольно высоких цен на услуги СРО и др.)» .

Одной из ключевых проблем является соотнесение саморегулирования и государственного регулирования на фондовом рынке. Несмотря на то, что профессиональное сообщество практически однозначно пришло к мнению, что роль СРО должна повышаться, а их полномочия расширяться, на практике особых изменений в положении данных институтов не происходит. К примеру, последняя редакция Положения о СРО относится к 2002 г., внесенные изменения лишь отменили лицензирование данных организаций и не изменили их функций. По мнению ряда экономистов, в настоящее время можно говорить о том, что к институтам саморегулирования относятся «как к клубам по интересам, а не как к субъектам регулирования» . Другие авторы полагают, что «нынешние СРО превратились в собственные «призраки» и реально играют роль «ассоциаций элит», держащихся на плаву лишь благодаря защите интересов своих членов .

Таким образом, подчеркивается отстраненность СРО от реального регулирования на рынке ценных бумаг и неполноценность данной подсистемы в силу ограничения со стороны регулирующих органов. Можно также говорить о том, что спорным моментом является полнота функций, передаваемых государствен-

ным регулятором СРО, этот вопрос не рассматривается отдельно, но при этом требует особого внимания, в силу того что контроль в настоящее время является основной функцией СРО.

На наш взгляд, для более успешного функционирования института, исходя из опыта СРО за рубежом, а также существующих СРО в нашей стране, законодательно необходимо закрепить следующие положения:

Обязательное членство в СРО, причем должен быть обязательно период, в течение которого профессиональные участники смогут выбрать СРО, членами которых они хотят быть, а также при условии, что будет соблюден принцип множественности объединений;

Необходима передача части полномочий по контролю от регулятора к СРО, что должно закрепляться в федеральном законодательстве. В силу того что значимость СРО будет возрастать, по-нашему мнению, целесообразно повысить требования к ним, в частности, прописать возможность лицензирования объединений и условия отзыва лицензий, обозначить полномочия регулятора по контролю за СРО и лишь в исключительных случаях за их членами, а также определить основные положения, касающиеся создания и функционирования компенсационного фонда.

Подводя итог, можно сказать, что становление института саморегулирования в мире насчитывает более сотни лет, при этом в разных государствах отличалось временем, темпами этого процесса. В одних странах саморегулирование превалировало над государственным, в других государство почти монопольно осуществляло регулирование рынка ценных бумаг. В нашей стране за достаточно небольшой промежуток времени были созданы правовая база саморегулирования, определены основные права и обязанности СРО, их функции. В настоящее время вопросы, касающиеся функционирования СРО вызывают определенные дискуссии в научных кругах и имеют неоднозначную трактовку.

Полагаем, в России нужно создавать модель регулирования, при которой членство в СРО станет обязательным (при условии множественности данных организаций), функция допуска профессиональных участников и контроля за ними будет передана на уровень СРО, в то время как государственный регулятор будет решать вопросы нормативного обеспече-

ния функционирования всех участников рынка ценных бумаг и осуществлять надзор за СРО лишь в исключительных случаях. Такая модель позволит более качественно осуществлять регулирование рынка ценных бумаг, что, в свою очередь, скажется на уровне функционирования самого рынка.

1. Белов В.А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг: учеб. пособие. -М.: Высш. шк., 2005. - 350 с.

2. Андрианов В. Механизмы саморегуляции рыночной экономики на микроэкономическом уровне // Общество и экономика. - 2008.

- № 2. - С. 10-35.

3. Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг. -СПб.: Питер, 2005. - 320 с.

4. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (в редакции от 27 декабря 2009 г.) // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

5. Саморегулируемые организации. - ИКЬ: Ьйр://^^"Л".!:с8т.т/са1а^.а8р?оЬ_по=35884.

6. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и иные законодательные акты Российской Федерации». - ИКЬ: Ьйр://^^^ &8т.гиМоситеп1а8р?оЬ_по=211363

7. Об утверждении Положения о саморе-гулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг: Приказ Федеральной комиссии по ценным бумагам от

1 июля 1997 г. № 24 (в редакции от 14 августа 2002 г.) // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

8. Павлодский Е. Саморегулируемые организации: мода или тенденции // Право и экономика. - 2003. - № 3. - С. 46-49.

9. Моряков И. Пора саморегулирования // Рынок ценных бумаг. - 2005. - № 21(300). -С.74-75.

10. Миркин Я. Множественность СРО // Рынок ценных бумаг. - 2000. - № 13(172). -С. 8-10.

11. Плескачевский В. Новая модель регулирования // Рынок ценных бумаг. - 2005. -№ 21(300). - С. 77-79.

12. Лансков П.М. Призрак саморегулирования // Рынок ценных бумаг. - 2002. - № 22 (229). - С. 32-34.

1.3 Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг

Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками РЦБ на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

Задачи саморегулируемой организации:

A. Обеспечение благоприятных условий профессиональной деятельности на рынке.

B. Соблюдение стандартов профессиональной этики на рынке.

C. Защита интересов профессиональных участников в государственных органах регулирования.

D. Защита интересов клиентов профессиональных участников.

E. Установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами и контроль за их выполнением.

Права саморегулируемой организации:

1) разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;

2) осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;

3) контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;

4) информационная деятельность на рынке;

5) обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников.

Положительные стороны саморегулирования:

1. Разработка стандартов поведения самими профессиональными участниками РЦБ, реально представляющими его особенности.

2. Экономия государственных средств, сокращение аппарата управления рынком ценных бумаг.

3. Участники РЦБ больше заинтересованы в нормальном регулировании, чем правительственные чиновники. Контроль общественных структур более требовательный, чем со стороны чиновников.

4. Проще ввести этические нормы поведения профессиональных участников РЦБ.

1.4 Система управления рынком ценных бумаг в России

Принципы регулирования российского РЦБ во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

Основные принципы:

I. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками.

II. Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка.

III. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке.

IV. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия.

V. При разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом.

VI. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность.

VII. Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования РЦБ, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и все растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка “с центра поля”, необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка.

VIII. Оптимальное распределение функций регулирования РЦБ между государственными и негосударственными органами управления.

Как любая система управления, система управления РЦБ строится в соответствии с его целями, стратегией и задачами и включает 2 подсистемы: управляющую и управляемую, которые обслуживает организационная, функциональная и техническая инфраструктура. Первая подсистема выступает в роли субъекта, а вторая – объекта управления.

Управляющая подсистема включает:

1. Государственные органы и саморегулируемые организации, осуществляющие на рынке ценных бумаг законодательную, регистрационную, лицензионную и надзорную деятельность.

2. Законодательную инфраструктуру (нормативно-правовые документы, действующие на РЦБ, 90% которых – законодательные акты).

3. Этику фондового рынка (правила ведения бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми организациями).

4. Традиции и обычаи.

Управляемая и управляющая подсистемы выполняют соответствующие функции. К функциям объекта управления относятся:

® организация движения финансовых ресурсов;

® обеспечение качества ценных бумаг;

® информационное обеспечение рынка.

Субъект управления выполняет такие функции:

® координация;

® регулирование;

® прогнозирование;

® стимулирование;

® организация

® контроль процессов, происходящих на рынке.

Воздействие субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления рынком предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. Решение этой задачи основано на применении современной вычислительной техники и технологии, развитии телекоммуникационных систем, обслуживающих локальные РЦБ. Создание общенациональной телекоммуникационной системы, объединяющей региональные рынки, даст возможность координировать функционирование и развитие рынка ценных бумаг в целом, соблюдать единые правила проведения фондовых операций, регистрации ценных бумаг, торговли ими, составления отчетности, существенно облегчит и ускорит процесс совершения сделок.

Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФСФР России, с одной стороны, и саморегулируемые ассоциации профессиональных участников РЦБ (ПАРТАД, НАУФОР), с другой стороны. В России стихийно сложилась смешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для коммерческих банков). В нашей стране пока отсутствуют общественные организации регулирования РЦБ, но на стихийной основе время от времени они возникают, когда имеют место какие-то кризисные ситуации в обществе, как, например, в период прекращения существования “билетов МММ” в первой половине 1990-х гг.

В соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” государственное регулирование данного рынка осуществляется на основе:

A. установления обязательных требований к деятельности на РЦБ:

Q эмитентов ценных бумаг;

Q профессиональных участников;

Q саморегулируемых организаций

B. установления стандартов эмиссии ценных бумаг

C. государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг

D. государственной системы контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств по эмитированным ценным бумагам

E. лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг

F. запрещения и пресечения предпринимательской деятельности на РЦБ без соответствующей лицензии

G. создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг

H. установления предельных объемов эмиссии ценных бумаг органами государственной власти и местного самоуправления

Государство на российском РЦБ выступает в качестве:

ü эмитента при выпуске государственных ценных бумаг

ü инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий

ü профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов

ü регулятора при написании законодательства и подзаконных актов

ü верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов

Структура органов государственного регулирования российского РЦБ:

I. Высшие органы государственной власти:

1. Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг.

2. Президент издает указы.

3. Правительство выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.

II. Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:

1. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) осуществляет всестороннее регулирование рынка корпоративных ценных бумаг, является федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Она представляет собой совокупность центрального органа и территориальных организаций, охватывающих все основные регионы России.

Основные функции ФСФР:

Æ Обеспечение динамичного развития РЦБ в соответствии с национальными интересами России;

Æ координирует деятельность всех других федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования данного рынка;

Æ утверждает стандарты эмиссий ценных бумаг и стандарты проспектов ценных бумаг;

Æ утверждает порядок государственной регистрации проспектов ценных бумаг, выпусков ценных бумаг и отчетов об их итогах;

Æ разрабатывает и утверждает требования к правилам осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

Æ устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, в том числе операциям размещения, обращения, расчетно-депозитарным операциям, порядку ведения реестра;

Æ устанавливает порядок, осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на РЦБ и ведет реестр этих лицензий;

Æ устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников РЦБ;

Æ определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

Æ обеспечивает создание системы раскрытия информации на РЦБ;

Æ утверждает квалификационные требования, предъявляемые к персоналу профессиональных участников рынка ценных бумаг, и осуществляет их аттестацию в форме приема квалификационного экзамена и выдачи квалификационного аттестата;

Æ создание и развитие системы нормативных актов, необходимых для регулирования РЦБ;

Æ устанавливает порядок допуска российских ценных бумаг к размещению и обращению вне территории РФ.

2. Министерство финансов РФ (Минфин) регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

3. Центральный банк РФ (ЦБ) регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.

4. Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Основополагающими документами по государственному регулированию рынка ценных бумаг являются:

1. Гражданский кодекс РФ, части I и II

В данном нормативно-правовом акте описываются основные положения всей системы рынка ценных бумаг: дается определение ценной бумаги, ее виды, требования к ней, операции, производимые с ценной бумагой.

2. Федеральный закон “Об акционерных обществах”

Вышеуказанный закон разъясняет порядок создания, реорганизации и ликвидации акционерных обществ, порядок выпуска ими ценных бумаг, управление акционерным обществом, распределение его прибыли, контроль за деятельностью акционерного общество и т.п.

3. Закон “О рынке ценных бумаг”

Данный закон регулирует виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, эмиссию ценных бумаг, обращение эмиссионных ценных бумаг, помещение информации о последних и их рекламу, а также государственное регулирование РЦБ и деятельность саморегулируемых организаций.

4. Федеральный закон “О банках и банковской деятельности”

В статье 6 данного законодательного акта описываются возможные виды деятельности кредитной организации, при учете, что она получила соответствующую лицензию.

5. Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации”

Статьи 22 и 46 описывают все возможные виды деятельности Банка России, касающиеся ценных бумаг (в основном, это эмиссия и обращение государственных облигаций).

6. Закон “О товарных биржах и биржевой торговле”

Оговариваются права государственных органов по регулированию товарных бирж, при этом учитывается неотъемлемость права биржи на самоуправление

7. Закон “О валютном регулировании и валютном контроле”

Описывается проведение операций с внешними ценными бумагами, отдельно оговариваются права резидентов и нерезидентов, а также возможность вывоза ценных бумаг за рубеж.

8. Федеральный закон “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг”

Описывается вся процедура выпуска ценных бумаг, характеризуется занятость в ней определенных органов государственной власти.

9. Федеральный закон “О переводном и простом векселе”

10. Закон “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР”

11. Федеральный закон “Об ипотеке”

12. Федеральный закон “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”

13. Федеральный закон “Об инвестиционных фондах”

14. Федеральный закон “Об инвестиционных ценных бумагах”

15. Постановление ФСФР России “Об утверждении стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии”

16. Постановление ФСФР России “Об утверждении стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций”

17. Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг

18. Постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.

На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка. На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на РЦБ, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложении операций с ценными бумагами.

Регулирование процессов, происходящих на фондовом рынке, является одной из сфер деятельности региональных комиссий, образованных в соответствии с Указом Президента РФ “О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации”. Цель таких комиссий – обеспечить выполнение установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка, а также практическую реализацию решений, принимаемых ФКЦБ России, и контролировать деятельность профессиональных участников РЦБ на территории региона.

В состав региональной комиссии входят представители администрации территорий (отдела или департамента управления государственным имуществом, финансового управления), территориальных подразделений фонда государственного имущества, управления юстиции, государственной налоговой инспекции и налоговой полиции, управления Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке развития предпринимательства, Центрального банка и др. При региональной комиссии создается консультационно-совещательный орган – экспертный совет. В его состав входят представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка, представители профессиональных участников РЦБ и их союзов, иных общественных объединений, фондовых бирж, а также независимые эксперты.

В сферу компетенции региональной комиссии входят следующие вопросы:

a) разработка основных направлений развития регионального рынка ценных бумаг и координация деятельности государственных органов по вопросам регулирования фондового рынка в пределах установленных полномочий;

b) регламентация порядка деятельности: 1) юридических и физических лиц на региональном РЦБ; 2) специализированных регистраторов, депозитариев, инвестиционных институтов, занимающихся деятельностью по ведению и хранению реестров акционеров;

c) определение обязательных требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению и обращению.

В соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” саморегулируемые организации имеют статус структур, вырабатывающих четкие стандартные требования к своим членам. Основные правила деятельности саморегулируемых организаций включают требования к размеру капитала и уровню кредитоспособности, этичного поведения членов организации, ведения дел и учета в соответствии с законодательными нормами, компетентности управляющих и специалистов, информационной открытости и т.д.

В конце 1994г. в России была создана “Профессиональная ассоциация участников фондового рынка” (ПАУФОР). 2 саморегулируемые организации – “Совет крупнейших регистраторов и депозитариев” (СКРО) и “Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферт-агентов и депозитариев” (ПАРТАД) – стали инициаторами разработки положения “О деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг” (принято 21 июня 1995г.), в соответствии с которым были введены единые стандарты по регламентации деятельности регистраторов. Активную работу на рынке ценных бумаг проводят самая крупная саморегулируемая организация – “Национальная ассоциация участников фондового рынка” (НАУФОР) и некоммерческое партнерство “Объединение по защите интересов акционеров предприятий и организаций” (ОПИАК).

НАУФОР объединяет преимущественно брокерские, дилерские и управляющие компании на РЦБ. Была создана в 1995г. Имеет региональные филиалы. Основные направления деятельности НАУФОР: разработка правил и стандартов профессиональной деятельности, разработка этических кодексов поведения профессиональных участников на рынке, осуществление мониторинга состояния рынка ценных бумаг, помощь в выходе на рынок вновь организуемым компаниям по торговле ценными бумагами, представление интересов сообщества профессиональных торговцев в соответствующих органах государственной власти.

ПАРТАД объединяет регистраторов и депозитариев. Учреждена в 1994г. Ее целью является развитие инфраструктуры РЦБ в области регистрационных и депозитарных услуг. Она активно разрабатывает правила и стандарты ведения регистрационной и депозитарной деятельности, участвует в работе по выдаче лицензий и квалификационных аттестатов.




Товарных бирж, постоянные фондовые аукционы), техническая (клиринго-расчетная, депозитарная, регистрационная сеть) и организационная подсистемы инфраструктуры обеспечивают нормальное функционирование рынка ценных бумаг. Вся деятельность российского рынка ценных бумаг сконцентрирована в Москве (90%) и Санкт-Петербурге. Региональный рынок ценных бумаг сосредоточен в таких городах, как Новосибирск, ...

Надо четко разграничить функции казначейства, Центрального банка и МНС. Другой вариант организационного решения проблемы состоит в серьезном изменении и перераспределении функций отдельных ведомств. 2.3 Перспективы развития рынка ценных бумаг в России Как видно из предыдущих параграфов настоящей работы рынок ценных бумаг в России переживает сложный, неустойчивый период формирования. За...

Большая роль на рынке ценных бумаг принадлежит также создаваемым по инициативе участников рынка и на профессиональной основе саморегулируемым организациям дилеров, брокеров, депозитариев, инвестиционных фондов и других специализированных институтов, функционирующих на рынке ценных бумаг.

Государство делегирует часть своих функций организациям профессионального сообщества (саморегулируемым организациям). Необходимость такого делегирования обычно состоит в том, что минимизируются затраты из бюджетов при создании инфраструктуры рынка, обеспечивается гласность нормотворчества и обязательность участия профессиональных участников рынка в создании его нормативной правовой базы.

Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг – это, как правило, добровольные объединения профессиональных участников, находящиеся в отношениях с государством (государство передает саморегулируемой организации часть своих функций).

По российским правовым нормам саморегулируемые организации могут принимать форму ассоциаций, профессиональных союзов и профессиональных общественных организаций. Их функции соответствуют общепринятым в мировой практике: саморегулирование деятельности участников на рынке ценных бумаг; поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка персонала; развитие инфраструктуры финансового рынка; проведение совместных научных разработок; коллективное предпринимательство в своих интересах и защита интересов инвесторов.

Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций, контроль за их созданием в России осуществляет ЦБ РФ.

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). Количество членов 266 Филиалы и представительства 12 филиалов: Северо-Западный, Уральский, Казанский, Ростовский, Омский, Новосибирский, Орловский, Красноярский, Самарский, Иркутский, Нижегородский, Приморский НАУФОР объединяет профессиональных участников фондового рынка – брокеров, дилеров, управляющих ценными бумагами и депозитариев, а также управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Некоммерческое партнерство «Национальная лига управляющих» (НП «НЛУ») Количество членов 53 Филиалы и представительства Не имеет НП «НЛУ» объединяет управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также профессиональных участников фондового рынка – брокеров, дилеров, управляющих ценными бумагами и депозитариев.

«Национальная фондовая ассоциация (саморегулируемая некоммерческая организация)» (НФА) Количество членов 213 Филиалы и представительства Не имеет

Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД) Количество членов 65 Филиалы и представительства 3 представительства (Северо-Западное, Поволжское, Сибирское)

Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов» (НП «НАПФ») Количество членов На 21 февраля 2014 года в членстве НАПФ состояло 75 организаций, в том числе 57 негосударственных пенсионных фондов и 18 нефондов (управляющие компании, спецдепозитарии и другие организации, осуществляющие деятельность в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования). НП «НАПФ» создана 21.06.2000 г., в соответствии с решением конференции представителей негосударственных пенсионных фондов (НПФ), состоявшейся 16.02.2000 г. Учредителями выступили крупнейшие негосударственные пенсионные фонды России: НПФ «Газфонд», НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», НПФ «Уголь», НПФ электроэнергетики, НПФ Сбербанка, НПФ «Сургутнефтегаз», НПФ «Семейный».

Определœенное место в регулировании деятельности профессиональных участников РЦБ призваны сыграть саморегулируемые организации профессиональных участников РЦБ (СРО), которые могут образовываться с одобрения ФСФР. Οʜᴎ являются добровольными объединœениями профессиональных участников РЦБ. Важно заметить, что для своих членов СРО устанавливают правила деятельности на РЦБ и контролируют их соблюдение. Цель их создания: обеспечить условия деятельности профессиональных участников, соблюдение ими этики на РЦБ, зашита интересов инвесторов.

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг - это добровольное объединœение профессиональных участников рынка ценных бумаг в форме некоммерческой организации, создаваемое с целью участия в процессе регулирования рынка ценных бумаг наряду с государственными органами регулирования.

В таблице 7 презентации представлена классификация саморегулируемых организаций на срочном рынке России .

На российском рынке ценных бумаг имеются следующие основные саморегулируемые организации:

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР);

Профессиональная организация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

В состав участников указанных организаций, кроме профессиональных участников фондового рынка, обычно еще входят коммерческие банки, инвестиционные компании, организации, специализирующиеся на разработке компьютерного обеспечения, и т.п.

Также на рынке имеются и другие добровольные объединœения профессиональных участников различного рода. К такого рода организациям, прямо связанным с рынком ценных бумаг, относится, к примеру, Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР).

Саморегулируемая организация ʼʼНациональная фондовая ассоциацияʼʼ (НФА) учреждена крупнейшими операторами российского рынка ценных бумаг при участии Министерства финансов РФ и Банка России в январе 1996 года (первоначально как Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг – НАУРаГ).

В состав ассоциации (на 01.01.2007 ᴦ.) входит более 240 кредитных организаций и инвестиционных компаний - профессиональных участников рынка ценных бумаг из 25 регионов России и всœех 7 федеральных округов, операции которых составляют более 60% объёма российского рынка ценных бумаᴦ.

Национальная лига управляющих (НЛУ) - саморегулируемая организация, объединяющая компании, управляющие активами паевых инвестиционных фондов (ПИФ), акционерных инвестиционных фондов (АИФ), а также пенсионными резервами, пенсионными накоплениями и другими активами.

Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона (ПУФРУР).

Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) учреждена в целях обеспечения благоприятных условий деятельности членов Партнерства, защиты интересов членов Партнерства, вкладчиков, участников и застрахованных лиц, установления правил и стандартов деятельности, обеспечивающих эффективность работы членов Партнерства.

Ассоциация учреждена 22 марта 2000 года следующими негосударственными пенсионными фондами: НПФ ʼʼГазфондʼʼ, НПФ ʼʼЛУКОЙЛ-ГАРАНТʼʼ, НПФ ʼʼУгольʼʼ, НПФ электроэнергетики, НПФ Сбербанка, НПФ ʼʼСургутнефтегазʼʼ, НПФ ʼʼСемейныйʼʼ. Государственная регистрация произведена 21 июня 2009 года.

Саморегулируемые организации совместно с государственными органами регулирования вырабатывают этические правила работы на рынке, которые добровольно обязуются соблюдать профессиональные участники рынка. Эти правила имеют важное значение для постепенного формирования современной высокой рыночной культуры у всœех профессионалов рынка.

Вопросы для семинара:

1. Какую роль играет регулирование на фондовом рынке? Кто может осуществлять регулятивные функции?

2. С помощью каких методов может осуществляться регулирование? Какие из них по вашему мнению обеспечивают более эффективное управление рыночными процессами?

3. На базе изучения законодательства охарактеризуйте функции Федеральной службы по финансовым рынкам.

4. Какую роль играет саморегулирование на фондовом рынке? Как взаимодействуют между собой государственный регулятор и саморегулируемые организации? Как решается вопрос о саморегулируемых организациях за рубежом?

5. На базе данных официального сайта ФСФР охарактеризуйте основные направления деятельности регулятора в ближайшей перспективе. Достигнуты ли цели, продекларированные ФСФР ранее?

Важно заметить, что для самостоятельного изучения:

Добавить вопросы из УМП в соответствии с темой

Саморегулируемые организации на РЦБ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Саморегулируемые организации на РЦБ" 2017, 2018.

Саморегулирование как свойство системы. Принципы саморегулирования. СРО в США. Отечественная модель СРО. Функции СРО. Две идеи СРО. Достоинства и недостатки СРО.

Свойством системы является способность к саморегулированию (сравним: признак организационного единства и органы управления юридического лица). Основная идея саморегулирования - выполнение лицами, действующими на определенном рынке, правил и стандартов, которые исходят не от государства, а от самих этих лиц и ими же утверждаются. В целях сокращения организационных издержек создается статутное образование для осуществления надзора за выполнением правил и стандартов и для применения санкций к нарушителям. Такие организации получили название "саморегулируемые".

Зачатки саморегулирования мы найдем в гильдиях и цехах как предвестниках корпораций, в праве купцов. Но с усилением государственности верховная власть берет на себя задачу устроения частных отношений членов общества и государственное регулирование постепенно заменяет саморегулирование <41>.

Идея саморегулирования субъектов гражданских правоотношений получила глубокое развитие в науке советского гражданского права <42>. "Гражданско-правовые организационные отношения представляют собой правоотношения, основанные на равенстве их участников, выражающие совершаемую в пределах закона деятельность граждан и организаций по упорядочению своих взаимосвязей и координации усилий в процессе реализации государственной или собственной инициативы" <43>.

Применительно к акционерным обществам и рынку ценных бумаг исторически первым возникло саморегулирование, которое осуществлялось фондовыми биржами. Впервые термины "саморегулирование" и "саморегулируемая организация" (selfregulatory organization) появились в США и в Великобритании. Более того, до 1998 г. Великобритания при регулировании фондового рынка опиралась только на органы саморегулирования (справедливости ради отметим, что это уникальный случай и сейчас в этой стране происходят прямо противоположные процессы).

В качестве принципов саморегулирования ИОСКО называет: 1) включение в систему регулирования саморегулируемых организаций (СРО) в той мере, в какой этого требуют размеры и степень развития рынков; 2) контроль за СРО со стороны государственного регулирующего органа; 3) соблюдение СРО этических норм и стандартов при осуществлении своих функций.

В США саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг представлены фондовыми биржами, Национальной ассоциацией фондовых дилеров (НАСД), создание которой было предусмотрено Законом Мэлони 1938 г., Советом по торговле муниципальными ценными бумагами. На них возложена обязанность по контролю за исполнением законодательства о ценных бумагах. СРО требуют от своих членов представления ежемесячной финансовой отчетности, проводят проверки деятельности фирм (в НАСД до 14 тыс. в год), занимаются аттестацией специалистов фирм-членов <44>. Фондовые биржи Конгресс рассматривает как квазиправительственные организации. Членство в НАСД является для брокеров/дилеров обязательным условием допуска к совершению сделок с клиентами, что позволяет некоторым авторам проводить аналогию между участием в СРО и лицензированием <45>. Все фондовые биржи и НАСД создали электронные системы контроля за рынком (Stock Watch) в целях выявления аномальной активности на рынке, которая может быть связана с манипулированием или торговлей с использованием инсайдерской информации. Получив сигнал о подозрительной сделке, органы контроля могут приостановить на время торговлю данной бумагой до выяснения обстоятельств, повлекших резкое изменение цен или объема торговли. К нарушителям законодательства и правил СРО применяются штрафы, исключение из членов организации или приостановка членства, отзыв аттестата специалиста или приостановка его действия. Все дисциплинарные санкции, налагаемые СРО, доводятся до сведения Комиссии по ценным бумагам и биржам и могут дополнительно рассматриваться по инициативе КЦББ или одной из сторон.

Отечественная модель СРО разрабатывалась с учетом зарубежного опыта, где они входят в регулятивное ядро фондового рынка и играют значительную роль. Первые СРО возникли и существовали только на рынке ценных бумаг, и сам термин использовался применительно к фондовому рынку. Это были Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) и Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД).

В настоящее время саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг в России - это добровольное объединение не менее чем 10 профессиональных участников рынка ценных бумаг, учреждаемое ими в основанной на членстве, но без распределения доходов организационно-правовой форме некоммерческой организации в целях:

а) развития и совершенствования системы функционального регулирования рынка ценных бумаг;

б) обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг;

в) осуществления контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг;

г) соблюдения и повышения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг;

д) защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами СРО;

е) установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретает статус СРО на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (лицензируемая деятельность). Уже для получения соответствующей лицензии СРО среди прочих документов обязана представить правила и положения, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми ее членами. Эти правила и положения должны содержать требования, предъявляемые к СРО и к ее членам и:

1) носящие общий для юридических лиц характер (например, в отношении минимальной величины собственных средств);

2) характеризующие СРО как организацию, основанную на членстве (например, в отношении правил вступления в организацию профессионального участника рынка ценных бумаг и выхода или исключения из нее);

3) характеризующие СРО как организацию в сфере профессиональной деятельности (например, в отношении правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности);

4) касающиеся антимонопольного регулирования и регулирования конкуренции (например, в отношении правил, ограничивающих манипулирование ценами);

5) носящие гарантийный для клиентов характер (например, в отношении профессиональной квалификации персонала, обязательств членов СРО по отношению к клиентам и другим лицам по возмещению ущерба из-за ошибок или упущений при осуществлении членом организации его профессиональной деятельности, а также неправомерных действий члена организации или его должностных лиц и (или) персонала) и др.

СРО наделены властными полномочиями по отношению к участникам. Этим организациям предоставлено право издавать акты (внутренние правила и стандарты), обязательные для участников; создавать контрольный орган; проводить проверки соблюдения членами организации установленных правил и стандартов и знакомить с результатами проверок других членов организации, применять санкции и иные меры в отношении членов организации, их должностных лиц и (или) персонала. Санкции в основном направлены на пресечение противоправной деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, так как косвенно осуществляется защита прав акционеров. Механизмы принуждения к исполнению актов СРО тяготеют к административным. Наконец, эти организации вправе разрешать во внесудебном порядке споры как между клиентами и своими членами, так и между членами.

Уровень стандартов и требований, предъявляемых СРО к деятельности ее членов, закрепленных в ее внутренних документах, должен быть не ниже уровня стандартов и требований, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти на рынке ценных бумаг.

СРО действуют в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" <46>. Функции СРО можно классифицировать на: 1) нормотворческие; 2) организационно-обеспечительные; 3) контрольные; 4) пресекательные.

При осуществлении любой из них большое внимание уделяется требованиям по обеспечению открытости информации. В рамках второй группы особо отметим просветительские и образовательные функции <47>, а также тяготеющие к функциям государственного регулирования. В первом случае СРО вправе в соответствии с квалификационными требованиями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты. Во втором - выдает ходатайства для получения в лицензирующих органах лицензий на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

В целях реализации контрольных и пресекательных функций СРО:

1) осуществляет контроль за соблюдением ее членами финансовых, организационно-технических, специальных и иных требований, установленных государственными органами регулирования и самой организацией, включая нормативы достаточности их собственных средств;

2) осуществляет контроль за соблюдением квалификационных требований, предъявляемых к руководителям и специалистам членов СРО;

3) по собственной инициативе или по поручению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг проводит проверки деятельности своих членов, а также лиц, подавших заявления на вступление в СРО;

4) назначает и отзывает инспекторов для осуществления контроля за деятельностью членов;

5) проводит проверки жалоб и заявлений граждан и юридических лиц, содержащих информацию о нарушении их прав членами СРО;

6) запрашивает у своих членов документы и информацию, необходимые для установления фактов нарушения устава и внутренних документов СРО, законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и иных правовых актов;

7) осуществляет контроль за участием своих членов в специальных гарантийных и страховых фондах, создаваемых в целях компенсации рисков, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

8) направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (и - при необходимости - в Центральный банк Российской Федерации) информацию о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и отчеты о результатах проведенных проверок;

9) направляет своим членам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений и ликвидации их последствий;

10) применяет к нарушителям штрафные и иные санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, уставом и внутренними документами СРО;

11) направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг представления о применении санкций по отношению к ее членам, допускающим нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, о приостановлении или аннулировании лицензий, выданных членам СРО (в отношении кредитных организаций указанная информация направляется также в Центральный банк Российской Федерации).

Особо отметим, что СРО налагает санкции и применяет меры воздействия к своим членам, нарушающим не только устав и внутренние документы организации, но и требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, иных правовых актов государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль на рынке ценных бумаг.

Анализ действовавших и действующих правовых актов, а также доктринальных исследований приводит к выделению на современном этапе двух идей СРО:

2) СРО создаются для обеспечения саморегулирования участников гражданских правоотношений. Основная задача СРО - способствовать самоорганизации отношений между ее участниками. Саморегулирование не выступает продолжением государственного регулирования, а противопоставляется ему. СРО разрабатывают стандарты и правила для своих членов, следят только за их соблюдением и не могут наделяться государственно-властными полномочиями.

В связи с тем, что существуют такие полярные мнения, началась разработка Федерального закона "О саморегулируемых организациях", в котором, по мнению разработчиков, предполагается закрепить понятия "саморегулирование" и "саморегулируемая организация". В октябре 2003 г. внесенный Правительством РФ в Государственную Думу соответствующий законопроект <48> был принят в первом чтении. Однако до сих пор нет единого мнения относительного того, каким должен быть Закон о СРО.

Обе выявленные позиции легализованы за рубежом и при их грамотном сочетании не возникает серьезных проблем. Но в отечественной модели регулирования на уровне правовых актов предпринимались попытки сделать участие в СРО на рынке ценных бумаг - добровольном объединении - обязательным. После того как от этой мысли отказались в законодательстве о рынке ценных бумаг, этот подход легализован в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Представляется, что мы имеем дело не с недостатками, имманентно присущими СРО, а с искажениями в правотворчестве и правоприменительной практике.

Сами же СРО обладают рядом достоинств: 1) процессы объединения предпринимателей и профессионалов на взаимовыгодной и правомерной основе; 2) наличие подчас более достоверной, чем у органов государственного регулирования, информации; 3) возможность оперативного реагирования на происходящие изменения внутри определенного профессионального сообщества; 4) снижение бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем деятельности участников СРО.

К недостаткам относится то, что при всей значимости деятельности СРО они могут защищать права только своих клиентов. Однако наряду с ними действуют общественные организации по защите прав вкладчиков и акционеров (иногда их относят к организациям по защите прав потребителей). Не останавливаясь на собственной оценке этих организаций, отметим, что они создаются, как правило, для защиты определенной группы лиц, понесших убытки от конкретной компании.

В целом создание и деятельность СРО являются объективной тенденцией развития социально-экономических отношений и акционерного права. Во всех развитых странах сочетаются государственное регулирование и саморегулирование. При этом они преследуют схожие цели.

Подведем итоги.

Свойством системы является способность к саморегулированию, основной идеей которого выступает выполнение лицами, действующими на определенном рынке, правил и стандартов, которые исходят не от государства, а от самих этих лиц и ими же утверждаются.

Применительно к акционерным обществам и рынку ценных бумаг исторически первым возникло саморегулирование, которое осуществлялось фондовыми биржами.

Предложена классификация функций СРО: 1) нормотворческие; 2) организационно-обеспечительные; 3) контрольные; 4) пресекательные.

На основе анализа правовых актов и доктринальных исследований выделены две идеи СРО:

1) СРО выражают собой продолжение государственного регулирования и частично заменяют его, так как им передаются некоторые государственно-властные полномочия. В отношении субъектов предпринимательской деятельности, являющихся членами СРО, такая организация осуществляет функции контроля за соблюдением ими не только внутренних правил и стандартов СРО, но и законодательства в целом;

2) СРО создаются для обеспечения саморегулирования участников гражданских правоотношений. Основная задача СРО - способствовать самоорганизации отношений между ее участниками. Саморегулирование не выступает продолжением государственного регулирования, а противопоставляется ему. СРО разрабатывают стандарты и правила для своих членов, следят только за их соблюдением и не могут наделяться государственно-властными полномочиями.

Обе выявленные позиции легализованы за рубежом и при их грамотном сочетании не возникает серьезных проблем.

Выделены достоинства и недостатки СРО. К первым относятся: 1) процессы объединения предпринимателей и профессионалов на взаимовыгодной и правомерной основе; 2) наличие подчас более достоверной, чем у органов государственного регулирования, информации; 3) возможность оперативного реагирования на происходящие изменения внутри определенного профессионального сообщества; 4) снижение бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем деятельности участников СРО. Ко вторым - ограничение функций (в первую очередь, охраны и защиты) составом участников.

Создание и деятельность СРО являются объективной тенденцией развития социально-экономических отношений и акционерного права. Во всех развитых странах сочетаются государственное регулирование и саморегулирование, которые преследуют схожие цели. В целом в развитых странах складывается "смешанная система", которую характеризует то, что в ней экономический контроль осуществляется со стороны общества, государства и частных институтов.