Error: не определено #11234. Материально-техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления.

Материально-техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления.

Материально-техническое обеспечение - система организации обращения и использования средств труда, основных и оборотных фондов предприятия (материалов сырья полуфабрикатов, машин и оборудования). МТО также отвечает и за их распределение по структурным подразделениям и бизнес-единицам и потребление в производственном процессе.

Исходным моментом является определение потребности организации в тех или иных производственных фондах, их объеме и ассортименте на текущий и будущий периоды. В соответствии с этим система МТО должна отвечать некоторым требованиям. Во-первых, она направлена на своевременное и полное удовлетворение потребностей производства. Это обеспечивает непрерывность производственного процесса и влияет на его масштабы. Во-вторых, МТО призвано создавать условия для эффективной деятельности предприятия, оно нацеливает его на экономический ресурс. Кроме того, материально-техническое обеспечение само по себе способно обеспечить приоритет потребителя в хозяйственном отношении.

Назначение материально-технического обеспечения заключается в :

  • - своевременном снабжении предприятия необходимыми для изготовления продукции материальными ресурсами;
  • - рациональном использовании материальных ресурсов, в том числе в снижении потерь ресурсов до минимума,
  • - осуществлении работы с поставщиками с целью уменьшения риска срыва поставок.

Для отечественных предприятий до перехода к рыночным отношениям типично было централизованное и фондовое распределение материальных ресурсов.

На зарубежных предприятиях в связи с воздействием ряда факторов (энергетический кризис, влияние НТП, обострение конкуренции), начиная с 70-х гг. увеличилось внимание к материально-техническому обеспечению (МТО). Этому способствовало увеличение доли материальных затрат в издержках производства и увеличение доли МТО в издержках до 15-20% В процессе совершенствования МТО на зарубежных предприятиях была создана «логистика». Этот термин часто связывают с французским словом loger- расположить.

Сущность логистики - это четкая согласованность в управлении материальными ресурсами и информационными потоками с целью обеспечения заказов потребителей. На предприятиях была создана система управления материальными ресурсами с учетом требований (заказов) потребителей. На основе единства информационной базы объединялись в один процесс два процесса снабжение материальными ресурсами и сбыт продукции.

Хозяйственная практика показала, что при раздельном решении вопросов снабжения и сбыта продукции, эти процессы часто не согласовывались, что снижало эффективность деятельности предприятия Наряду с этим требования к системе информации и к организации управления имеют единую природу и одну и ту же техническую базу (компьютеры) Поэтому экономически невыгодно разделять информацию и кадры по двум направлениям: снабжение и сбыт.

В настоящее время в МТО выделяются следующие три основных направления деятельности- планирование; управление и учет; материальные операции, т.е. мероприятия по перемещению товаров. При этом выделяются два потока: информационный и товарный. Эти потоки взаимосвязаны с деятельностью по МТО, т.е. с планированием, управлением и материальными операциями.

Исходным моментом деятельности МТО по планированию являются потребители, на основе спроса которых формируются заказы на продукцию («портфель заказов»), т.е. объем, номенклатура и сроки изготовления заказов.

С учетом номенклатуры и объема продукции осуществляв гея анализ производства и технологии с целью выявления потребности в материальных ресурсах. При этом следует учесть нормы расхода материальных ресурсов и прошлый опыт их потребления.

Имея данные о требуемых ресурсах (объем, вид материала, сроки поставок), проводят анализ поставщиков, те. процесс их ранжирования При этом уточняются возможности каждого поставщика, например, по следующим показателям: объем и срок поставок, цена, расположение (удаленность), дополнительные условия поставок. Завершается анализ поставщиков их распределением по степени выгодности и надежности

Кроме потребности в материальных ресурсах для изготовления продукции, определяется потребность в ресурсах на норму запаса, на ремонт, на запасные части и т.п. В конечном итоге создается сводная потребность в материальных ресурсах. При этом следует учитывать, что потребность в материальных ресурсах с учетом фактора времени и планирования делится на три вида:

  • - перспективная потребность - на базе стратегического планирования,
  • - годовая потребность;
  • - оперативная потребность - на квартал, месяц, неделю или день После определения сводной потребности составляется план снабжения и согласуется с поставщиками, уточняется календарный график доставок и т.п.

Управленческая деятельность МТО на базе логистики предусматривает:

  • - управленческую обработку заказов потребителей:
  • - контроль за предоставлением услуг;
  • - контроль за рейсами с отгруженным товаром; учет и инвентаризацию запасов готовой продукции; учет и распределение закалов производственным подразделениям; учет полуфабрикатов;
  • - учет запасов сырья и комплектующих; управленческую обработку заказов поставщикам.

Деятельность по перемещению товаров (материальный поток) включает:

  • - получение материальных ресурсов от поставщиков;
  • - подготовку материальных ресурсов;
  • - межцеховые и межзаводские перевозки;
  • - подготовку и упаковку готовой продукции;
  • - перевозки и перегрузки с момента выхода изделий с места производства до поступления на центральный склад (склады);
  • - поставки продукции с центральных складов на региональные;
  • - подготовку продукции к реализации;
  • - осуществление поставок продукции.

Последовательность взаимодействия информационного и материального потоков представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1.

Федеральное агентство по образованию и науке

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Камская государственная инженерно-экономическая академия колледжа при ФЛ и ПТ

Реферат по дисциплине Монтаж и наладка САУ на тему:

Материально-техническое обеспечение предприятий.

Выполнил: ст. гр. 401

Ильин, Хомюк.

Проверил: ст. пр.

Ченчик В. А.

Набережные Челны 2007г.

Введение

1. Организацияматериально-технического обеспечениянапредприятии

2. Организационная структура - материально-технического обеспечения

3. Планирование материально-технического обеспечения

4. Выбор поставщика

Заключение

Список использованной литературы

Организация материально - технического обеспечения на предприятии

Материально-техническое обеспечение (МТО) представляет собой вид коммерческой деятельности по обеспечению материаль­но-техническими ресурсами процесса производства, осуществляе­мой, как правило, до начала производства. Основная цель МТО - доведение материальных ресурсов до конкретных производствен­ных предприятий в заранее определенное договором место по­требления.

Функции МТО классифицируются на основные и вспомога­тельные, которые в свою очередь делятся на коммерческие и техно­логические.

К основным коммерческим функциям относятся непосредственная покупка и аренда материальных ресурсов промышленными пред­приятиями, сопровождаемая изменением формы стоимости.

Вспомогательные коммерческие функции - это маркетинговые и юридические. Маркетинговые функции включают вопросы опреде­ления и выбора конкретных поставщиков материальных ресурсов. В ряде случаев в качестве поставщиков могут выступать посредниче­ские структуры. Юридические функции связаны с правовым обеспечением и защитой прав собственности, подготовкой и ведением деловых переговоров, юридическим оформлением сделок и контро­лем за их исполнением.

Технологические функции включают вопросы доставки и хране­ния материальных ресурсов. Им предшествует ряд вспомогательных функций по распаковке, расконсервации, заготовке и предвари­тельной обработке.

Потребляемые материальные ресурсы на промышленных пред­приятиях можно разделить на основные и вспомогательные:

- К ос­новным относятся сырьевые материалы, не прошедшие первичной обработки. Исходные материалы, прошедшие небольшую степень обработки, и предварительно смонтированные детали, составляю­щие значительную часть конечного продукта, относят к полуфабрикатам. Их закупка не отличается от закупок обычного сырья и ма­териалов.

- Вспомогательные материалы занимают обычно небольшую часть в составе конечного продукта. К ним можно отнести всевозможные металлические изделия, проволоку, монтажные болты и др.

Существует и группа производственных материалов, которые обеспечивают ввод в эксплуатацию машин и оборудования. К ним относятся различного рода горюче-смазочные материалы, охлаж­дающая жидкость, электроэнергия и др.

К числу комплектующих изделий относятся продукты, которые не требуют дополнительной обработки.

Различные виды материальных ресурсов представлены на рис. 1.

Рис. 1. Классификация материалов

Напомним, что в зависимости от системы обеспечения и осо­бенностей движения материальных ресурсов от поставщиков к по­требителям различают транзитную и складскую формы материаль­но-технического обеспечения.

МТО предприятий направлено на обеспечение сокращения из­держек производства и создание условий для бесперебойного процесса производства. Оно предполагает решение следующих задач:

Обеспечение доставки материалов на каждое рабочее место;

Поддержание запасов на предприятии на оптимальном уровне.

Решение этих задач требует применения логистических подходов.

Логистика охватывает все виды деятельности по перемещению материальных ресурсов во времени и в пространстве. Функции ло­гистики реализуются на всех стадиях производства и движения ма­териальных ресурсов. Поэтому разделяют логистику производства, снабжения и сбыта. Логистика снабжения и сбыта охватывает не вопросы внутрипроизводственного перемещения материалов, а в значительной мере движение материальных ресурсов вне предпри­ятия. Поэтому функции логистики тесно переплетаются с другими функциями по обеспечению движения материальных потоков.

Логистикавыполняет комплексную функцию и представляет собой самостоятельную область, охватывающую проблемы физического перемещения материальных ресурсов во времени и в пространстве на всех стадиях деятельности предприятия.

Организация МТО - это организация системы обеспечения производственного предприятия материально-техническими ре­сурсами.

Каждая организационная структура материально-техничес­кого обеспечения промышленного предприятия имеет в составе инфраструктуру снабжения и организационную структуру управле­ния МТО. Рассмотрим каждую из этих составляющих.

Инфраструктура МТО включает подразделения складского, транспортного и заготовительного хозяйства. На отдельных пред­приятиях могут быть также подразделения по переработке отходов производства и тарного хозяйства.

Складское хозяйство - это основное структурное подразделение службы МТО предприятия. Его собственная организационная структура устанавливается в зависимости от производственной структуры самого предприятия. Поэтому состав складского хозяйст­ва может быть представлен сетью общезаводских складов или скла­дами отдельных производств, сетью цеховых складов и складских участков на крупных специализированных участках.

По выполняемым функциям склады на промышленных пред­приятиях могут быть материальными, производственными, сбыто­выми и прочими специализированными складами.

Материальные склады, или склады материально-технического обеспечения, в основном предназначены для осуществления склад­ских операций со всеми поступающими материально-техническими ресурсами. Это могут быть сырье, материалы, полуфабрикаты, ком­плектующие изделия и др.

Производственные склады предназначены для осуществления складских операций с материалами собственного производства. Это могут быть склады для размещения собственного оборудования и инструментов.

Сбытовые склады предназначены для размещения готовой про­дукции предприятия.

Прочие специализированные склады на предприятии предназна­чены для осуществления складских операций с материалами специ­ального назначения.

Общезаводские склады могут быть разделены также и по уров­ню специализации. Для специальных материалов, преимущественно одного назначения, создаются специализированные склады, для многономенклатурных материалов - универсальные.

Склады могут быть устроены под стеллажное и штабельное хра­нение материалов или их сочетание. По устройству склады можно разделить на закрытые, открытые площадки и навесы (полузакры­тые).

В целом структура складского хозяйства на промышленных предприятиях может обусловливаться: отраслевым характером производства, масштабом и размером предприятия, масштабами и типом производства, а также организацией производства и управления.

Структура складов МТО на промышленных предприятиях ха­рактеризуется также номенклатурой хранимых материалов, объема­ми, функциональным назначением, потребительскими свойствами и особенностями их производственного потребления.

Для выполнения технологических функций по предварительной обработке материалов, заготовке и подготовке продукции к произ­водственному потреблению на промышленных предприятиях созда­ется заготовительное хозяйство, которое входит в организационную структуру службы МТО предприятия.

Таким образом, МТО предприятия материальными ресурсами включает выполнение следующих функций:

Заготовку и доставку материалов;

Складирование и обеспечение их сохранности;

Обработку и подготовку материалов к производственному по­треблению;

Управление МТО.

Организационная структура материально-технического обеспечения

В основу определения организационной структуры управле­ния МТО должны быть положены принципы, которые обеспечива­ют весь спектр функций управления совокупностью подразделений. Это прежде всего малозвенность в управлении, гибкость, эффек­тивная система связи, принцип единоначалия и четкое разграниче­ние функций.

Существуют три формы организации управления МТО: центра­лизованная, децентрализованная и смешанная.

Централизованная система управления предусматривает сосредо­точение функций в пределах единой службы МТО, которая обусловлена территориальной целостностью предприятия, производст­венным единством предприятия и относительно узкой номенклату­рой потребляемых материалов.

Децентрализованная система управления предусматривает рас­средоточение функций, что обусловлено территориальной ра­зобщенностью предприятия, производственной самостоятельно­стью подразделений и относительно широкой номенклатурой ма­териалов.

Смешанная система МТО объединяет обе приведенные выше структуры.

На промышленных предприятиях существуют различные схемы организационного построения службы МТО. Систематизация этих структур позволяет выделить наиболее типичные: функциональная, по товарному принципу и комбинированная.

Функциональная структура управления МТО предусматривает специализацию отдельных подразделений на выполнение конкрет­ных функций. Такая структура приемлема в основном для предпри­ятий с единичным и мелкосерийным типом производства, относи­тельно узкой номенклатурой и небольшими объемами потребляе­мых материалов и выпускаемой продукции.

Введение…………………………………………………………………………..3

    материально-техническоЕ обеспечениЕ в системе управления хозяйственным комплексом………………………6

    1. Основные формы управления материально-техническим обеспечением………………………………………………………………...12

      Понятие логистики, организация и её применение на предприятии……20

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ материально-технического обеспечения на предприятии зао «челны-хлеб..................................................................................................................26

2.1. Характеристика предприятия........................................................................26

2.2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.....................................29

2.3. Анализ работы отдела материльно-технического обеспечения на предприятии ЗАО «Челны-Хлеб» за 2010-2012 год...............................................42

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ОТДЕЛА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ».................................................................................................................54

3.1. Обоснование необходимости совершенствования управление отдела материально-технического обеспечения на предприятии ЗАО «Челны-Хлеб»..................................................................................................................54

3.2. Проект совершенствования функционирования отдела материально-технического обеспечения ЗАО «Челны-Хлеб».....................................................57

3.3. Экономическое обоснование проекта………………………………….

Заключение……………………................................................................................63

Список использованной литературы…………………………………..………….66

Приложение

Введение

Процессы управление материально-технического обеспечения (далее МТО) занимают важное место в деятельности любого предприятия. От эффективной работы всей цепочки МТО - формирования заказов, закупки материально-технических ресурсов, их доставки, распределения и хранения зависит эффективность деятельности предприятия в целом и успешное выполнение его производственных планов. В структуре затрат предприятия издержки, связанные с движением материальных потоков, достигают 50%. Успешное руководство этими статьями расхода является для компании одним из главных рычагов воздействия на стоимость конечного продукта.

На протяжении пяти последних лет большинство крупных предприятий России, в процессе реорганизации и структурных преобразований внутри компании, столкнулись с проблемой отсутствия реального контроля над системой материально-технического обеспечения и прозрачности движения финансовых и материальных потоков.

В то время как задачи, связанные с управлением производством, получили значительное развитие в предшествующие десятилетия, сфера материально-технического обеспечения продолжает оставаться наиболее ресурсоёмкой, рутинной и малоэффективной сферой работы многих компаний.

Сложившаяся на предприятиях ситуация обуславливает необходимость формирования новых методических основ и разработки практических рекомендаций по оптимизации системы МТО, как одного из важнейших условий развития отечественных предприятий и системообразующих факторов повышения эффективности производства. Повышение эффективности корпоративного бизнеса и конкурентоспособности предприятия в условиях современного рынка в настоящее время непосредственно связано с задачами оптимизации системы материально-технического снабжения. Проблемы, связанные с вопросами оптимизации системы МТО, разрабатывались многими зарубежными и отечественными учёными и практиками. В первой половине XX века появился ряд статей по поиску путей сокращения затрат в области МТО – К.Андлера, Э.Деминга, Р.Уилсона, Д.Юрана. В последние десятилетия вопросы теории управления системой материально-технического обеспечения рассматривали следующие отечественные исследователи: Г.Л.Азоев, Б.А.Аникин, Е.А.Голиков, К.В.Кузнецов, В.Е.Николайчук и зарубежные авторы: Д.Вордлоу, Д.Вуд, Д.Джонсон, П.Дракер, М.Линдерс и др.

Указанными авторами разработан ряд методов и моделей функционирования системы материально-технического обеспечения, предназначенных для предприятий. Однако, для крупных предприятий, где номенклатура закупаемой продукции составляет сотни тысяч наименований, а в процесс поставок вовлечены сотни контрагентов, необходима более универсальная модель.

Вышеизложенное позволяет заключить, что проблемы управление совершенствования системы материально-технического обеспечения в России на современном этапе ещё недостаточно решены и требуют особого внимания. Это определило актуальность темы данного исследования. Сложность и недостаточная разработанность целого ряда теоретических и практических вопросов оптимизации системы МТО, объективная необходимость их научного осмысления и комплексного анализа определили выбор целей, задач, структуры и содержания исследования.

Целью ВКР - исследования процесса управления материально-техническим обеспечением предприятия.

Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих основных задач:

    определить теоретические основы и особенности функционирования системы управления материально-техническим обеспечением на предприятии;

    определить пути совершенствования материально-технического обеспечения в системе управления хозяйственным комплексом;

Объект исследования – система управления материально-технического обеспечения на предприятии ЗАО «Челны-Хлеб».

Предмет исследования – управленческие отношения по оптимизации системы материально-технического обеспечения на предприятии ЗАО «Челны-Хлеб».

Теоретической и методологической основой исследования послужили результаты фундаментальных и прикладных исследований в области экономической теории, предпринимательства, маркетинга, логистики, и управления системой материально-технического обеспечения как отечественных, так и зарубежных учёных и специалистов. В работе использовались методы системного анализа, методы общей теории систем, теории управления, теории логистики.

Научная новизна исследования заключается в разработке концепции оптимизации системы материально-технического обеспечения.

  1. Материально-техническое обеспечение в системе управления хозяйственным комплексом

1.1. Содержание, механизм функционирования системы материально-технического обеспечения

Система материально-технического обеспечения (МТО) – доведение продукции производственно-технического назначения и обеспечение условий эксплуатации объектов от изготовителей (поставщиков) до потребителей (на коммерческих, рыночных условиях) специализированными фирмами.

Материально-техническое обеспечение – звено в производственно-коммерческой, потоково-процессной деятельности в промышленном производстве и эксплуатации производственных и непроизводственных объектов, содержание которой направлено на снабжение соответствующих объектов необходимыми средствами .

Бесперебойное обеспечение сырьем, топливом, материалами, оборудованием, комплектующими изделиями является непременным условием всякого производства. Этот вид деятельности в совокупности выполняемых операций и образует систему материально-технического обеспечения.

На систему материально-технического обеспечения, которая играет важную роль в общественном воспроизводстве, приходится основная часть времени и издержек обращения. Так, в странах Европейского союза 90-95% времени движения товара от источника сырья до конечного потребителя приходится на прохождение его по различным каналам системы материально-технического обеспечения. В этих же странах расходы на все виды деятельности по материально-техническому обеспечению составляют около 13% валового национального продукта, или примерно 30% стоимости конечного продукта. Во многих промышленных фирмах издержки, связанные с движением материальных потоков, достигают 50% производственных затрат, а некоторых случаях даже превышают их. Поэтому во всех развитых странах мира уделяется большое внимание проблемам повышения эффективности производства за счет снижения издержек обращения, прежде всего в области материально-технического обеспечения.

Поиск путей сокращения затрат в указанной области идет по различным направлениям:

Совершенствование организации и управления снабжением, сбытом и хранением товаров;

Изменение технологии движения материальных потоков;

Изучение рынков сбыта продукции;

Укрепление взаимодействия поставщиков, потребителей и посредников с использованием логистических технологий .

В последние годы ряд преобразований в сфере материально-технического обеспечения связан с развитием новой техники и технологии в области информатики и коммуникаций. Информационные системы обеспечивают преимущественно крупные фирмы данными о емкости рынка и его насыщенности товарами. С ростом возможностей современного информационного обеспечения сфер производства и обращения сокращается до минимума время доставки товара от поставщиков к потребителям. Стала возможной и определенная планомерность как в их хозяйственных связях на различные периоды, включая и краткосрочные, так и в отношениях между промышленными фирмами и посредническими организациями.

Промышленность многих стран мира функционирует в условиях сильной конкуренции, насыщенности рынка товарами, отсутствия ведомственной монополии, самостоятельности фирм в выборе поставщиков продукции. Государственное законодательство препятствует появлению компаний-монополистов в сфере производства и распределения. Конкурентоспособные средства производства должны строго соответствовать стандартам качества. В противном случае по результатам работы службы контроля за качеством продукции вступает в действие механизм ее возврата. Независимо от расстояния, необходимого для доставки товаров, в качестве обязательного требования со стороны потребителей к поставщикам выдвигается соблюдение заявленного количества товаров требуемого качества и номенклатуры, а также времени и регулярности их прибытия. Естественным является желание потребителей закупить товары по возможно более низким ценам.

Снабжение товарами и их реализация, как правило, осуществляются посредством прямых связей между потребителями и поставщиками продукции и оптовой торговли, представленной различного вида посредническими организациями. Обслуживание по формам прямых связей и с помощью посредников не ограничивается какой-либо номенклатурой товаров и директивными указаниями сверху. Производители конкурируют между собой за возможность поставок продукции независимо от того, кому она будет поступать – частному бизнесу или государству. Их взаимодействия друг с другом строятся на основе соперничества в поиске потребителя, условий договора о цене, количестве и качестве товара. Конкуренция за сбыт продукции ведется между ее производителями и многочисленными оптовыми организациями, что способствует повышению качества обслуживания потребителей .

Стремление к сокращению времени и издержек обращения вызвало к жизни процесс интеграции среди оптовых посреднических организаций и вертикальной интеграции между оптовыми предприятиями и промышленными фирмами на основе контрактного и корпоративного характера взаимоотношений. В результате возникло различного рода ассоциации и объединения, способствующие более экономичному и ускоренному продвижению товаров от поставщика к конечному потребителю и снижению издержек обращения фирм.

В последнее время под воздействием рынка претерпевает существенные изменения стратегия производства и материально-технического обеспечения, и прежде всего та ее часть, которая связана со сбытом товаров. Если раньше решение о выпуске видов продукции предшествовало разработке сбытовой стратегии, что фактически предполагало «подстраивание» организации сбыта под производство, то сейчас предпочитают от обоснования оптимальной сбытовой стратегии перейти к производству, т. е. к выбору оптимальной номенклатуры продукции, которую фирма может реализовать.

Вследствие этого в сбытовой деятельности фирм основное внимание обращается на выявление платежеспособных потребностей в продукции промышленного назначения, изучение рынков ее сбыта и формированию спроса потребителей. В снабженческой деятельности фирм важное значение отводится технико-экономическому анализу возможного воздействия расходов, связанных с покупкой товаров, на прибыль и финансовое положение фирм. Это влияние проявляется через цены приобретённых товаров, себестоимость выпускаемой продукции, амортизационные отчисления и оборотный капитал, идущий на создание производственных запасов.

Развитие сферы потребления вызывает изменения в характере материально-технического обеспечения, прежде всего в его организации и управлении. В связи с этим придается большое значение гибкости организации и управления материально-технического обеспечения. В практику, как правило, внедряются такие организационные формы, которые могут адаптироваться к динамичным требованиям производства, снабжения, и сбыта продукции, без принципиальной структурной перестройки.

На сокращение времени и издержек обращения оказывают влияние так называемые «логистические цепи», получившие распространение в странах Европейского Сообщества. В последние годы они все шире применяются и в России. Логистические цепи представляют собой единый технологический цикл доставки товаров от производителя к потребителю и потоки данных о перемещении товаров. Этот поток информации позволяет на различных этапах технологического цикла принимать решения по регулированию физического движения товаров. Основной эффект от применения логистических цепей заключается в сокращении материальных запасов. Особенно действительными в этом отношении оказались такие логистические технологии, как «точно в срок», «ноль материальных запасов в производстве», «Канбан» и некоторые другие.

Эффективность логистических цепей приводит к изменениям на транспорте, включая транспорт общего пользования. В основном это проявляется в более строгом учете транспортниками требований клиентуры и образовании специальных логистических подразделений. Так, например, на железнодорожных станциях и узлах, где промышленные подъездные пути примыкают к магистральным, создаются отделы, занимающиеся вопросами транспортного обеспечения в логистических цепях. Формируются также центральные службы по логистике, опирающиеся на работу региональных отделов. Они проводят анализ сложившихся грузопотоков и распределяют их по сети путей сообщения .

Генерацией идей, обменом хозяйственным опытом и определением научных и практических подходов к стратегии и тактике материально-технического обеспечения современного производства занимаются национальные и международные специализированные общества или ассоциации, объединяющие промышленные фирмы и научные организации. Предпосылкой к их созданию послужили единство целей материально-технического обеспечения, интеграционные процессы в экономике многих стран мира и идентичность методов решения производственных задач. Подобного рода объединения имеют свои исследовательские центры с хорошо поставленной методикой анализа ситуации в промышленности, консультативные отделы, банки информации, учебные центры и прочие. В качестве примера можно привести европейскую ассоциацию логистики, в которую входят десятки национальных ассоциаций, в том числе ассоциация России.

Экономика современной России в результате акционирования и приватизации также претерпела в последние 20 лет существенные изменения. Вместе с производством изменялась и система МТО. Функции материально-технического снабжения в нашей стране до перестройки и реформ выполнял Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению (Госснаб СССР). В его систему входили: союз-главснабсбыты (главные управления по снабжению и сбыту отдельных видов продукции); главные управления материально-технического снабжения в районах РСФСР (территориальные органы); главные управления по комплектованию оборудования строящихся и реконструируемых предприятий отдельных отраслей промышленности.

Госплан СССР осуществлял планирование и распределение около двух тысяч наименований продукции. Отраслевые министерства и ведомства планировали распределение продукции, которая не распределялась Госснабом и Госпланом СССР.

Задачи Госснаба были многогранны. Он занимался:

    реализацией планов материально-технического снабжения;

    обеспечением кооперированных поставок;

    распределением по потребителям продукции, не распределяемой Госпланом СССР;

    организацией хозяйственных связей между поставщиками и потребителями;

    организацией оптовой торговли материалами и оборудованием;

    реализацией излишней и неиспользуемой продукции;

    борьбой с потерями сырья и материалов;

    ускорением оборачиваемости товарно-материальных ценностей;

    контролем за своевременным выполнением планов поставок продукции.

На Госснаб СССР также были возложены задачи определения потребности народного хозяйства в соответствующей продукции и размещение заказов на его изготовление при обеспечении наиболее эффективной загрузки производственных мощностей и рационального прикрепления потребителей к поставщикам.

Союзглавснабсбыты разрабатывали балансы и планы распределения продукции в увязке с её производством. План материально-технического снабжения состоял из материальных балансов и планов распределения материальных ресурсов по министерствам и ведомствам .

В современной России система МТО все больше приближается к технологиям, сложившимся в странах с развитой рыночной экономикой, где схема материально-технического обеспечения основана на системе складов предприятий-поставщиков, центральных складов и складов снабжаемых предприятий. Схема ее применения мало, чем отличается в различных странах.

Система материально-технического обеспечения, основанная на принципе хранения запасов, достаточно широко распространена в обрабатывающих отраслях. Из запасов собственного склада фирмы подбираются необходимые материалы, которые затем транспортируются получателю либо доставляются прямо на рабочие места. При этом оформляется соответствующая документация.

В этом случае, если требуемый материал отсутствует на подручном складе, делается запрос в подразделение фирмы, которое занимается закупками. На основе запроса оформляется заказ и посылается поставщику, который принимает заказ и обеспечивает отправку товаров. На предприятие-заказчик отправляются крупные партии материалов, как правило, с помощью автомобильного или железнодорожного транспорта. Заказанные грузы по мере их поступления принимают на центральном приемном пункте компании, где проверяют качество материалов, их соответствие заявке по количеству и номенклатуре. После оформления соответствующих документов о поступлении товаров они доставляются на рабочие места.

Понятие материально-технического обеспечения

Материально-техническое обеспечение (МТО) является видом коммерческой деятельности, которая обеспечивает производство материально-техническими ресурсами.

Основной целью служит предоставление материальных ресурсов производствам предприятий, в определенное договором место.

Функции МТО:

1.Коммерческие

  • Основные (покупка/ материальных ресурсов);
  • Вспомогательные:

а) Маркетинговая – решение вопросов определения и соответствующего выбора поставщиков;

б) Юридическая – правовое обеспечение и защита прав собственности, сопровождение деловых переговоров, заключение сделок и мониторинг за их исполнением.

2.Технологические (решение процесса доставки и хранения материальных ресурсов, которым предшествуют распаковка, консервация, заготовка материальных ресурсов и предварительная их обработка)

Виды материальных ресурсов

Формы материально-технического обеспечения

1. Транзитная – продукция поставляется потребителю от предприятий-изготовителей, а закупленная продукция поставляется от поставщиков в розничные точки.

2. Складская – продукция поставляется с помощью промежуточных и распределительных складских комплексов и терминалов.

Организационная структура МТО

Формы организации управления МТО:

1.Централизованная - предполагает выполнение функций единой службой МТО, что обусловлено территориальной целостностью организации, узкой номенклатурой материалов.

2. Децентрализованная - предполагает рассредоточение функций, что обусловлено производственной самостоятельностью предприятия, с обширной номенклатурой материалов.

3. Смешанная - предполагает объединение предыдущих форм.

Недостатки в организации МТО могут привести к:

  • Недовыпуску продукции и тем самым снижению прибыли;
  • Возрастанию постоянных расходов из-за простоев при отсутствии ресурсов;
  • Выпуску брака;
  • Снижению конкурентоспособности продукции;
  • Потерям из-за порчи материалов в запасах.

Систематизация служб МТО предполагает три вида структур управления:

1. Функциональная структура означает специализацию подразделений на выполнении определенных функций. Используется предприятиями единичного или мелкосерийного типа производства, с небольшой номенклатурой и объемами материалов.

2. Согласно товарному принципу отдельные подразделения специализируются на выполнении полного комплекса работ по снабжению материалами. Характерна для крупносерийных и массовых производств, с широкой номенклатурой и объемом материалов.

3. Комбинированная – означает, что в подразделении на предприятии функции выполняет группа специалистов по материальным ресурсам и внешнему ресурсообеспечению. Внутренние структурные подразделения выполняют внутрипроизводственное перемещение закрепленных за ними материалов в силу специализации подразделений.

Планирование МТО

Планированием МТО называется получение основания для принятия решений по поводу закупки материалов.

Материально-техническое обеспечение

Логи́стика - стратегическое управление (менеджмент) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками.

Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса, как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы.

Логистическая система - совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Термин имеет иноязычное происхождение, русский эквивалент - снабжение (аналогично, логист - снабженец ).

Происхождение термина

Термин появился первоначально в интендантской службе армии . Сам термин «логистика» происходит от греческого λόγος (логос) и впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI .

Военная логистика

Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны . Американский военный контингент, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.

В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.

Бизнес-логистика

По экономическому пониманию, логистика - наука об управлении материальными, финансовыми и информационными потоками на предприятии с целью их оптимизации и уменьшения издержек производства.

Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для некоторых - снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению (а главное её назначение - уменьшение затрат при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности) логистические системы должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых и т. п.) направления деятельности.

Понятие логистики включает в себя множество поддисциплин: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL - от англ. «first-party logistics» - подход, при котором организация решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL от англ. «third-party logistics» - подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Закупочная логистика

Основная статья : Закупочная логистика

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочкая логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами.

Сбытовая логистика

Целью сбытовой логистики (логистики распределения) является обеспечение доставки товаров в нужное место в нужное время с определенными затратами . С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения - совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя.

Транспортная логистика

Основной задачей транспортной логистики является осуществление деятельности по планированию, организации доставки материальных ресурсов от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортная логистика - это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект, в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки. Вредом для объекта доставки считается негативное воздействие на логистический объект как со стороны внешних факторов (условия перевозки), так и со стороны временного фактора при доставке объектов, подпадающих под данную категорию.

Участники рынка транспортной логистики

Логистика запасов

Политика управления запасами состоит из решений - что закупать или производить, когда и в каких объемах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах.

Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по раздельности, а можно централизированно (требует большей координации и информационного обеспечения)

Складская логистика

Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). Для информационно-технической поддержки таких процессов используются специализированные системы управления складом

Экологическая логистика

Основная статья : Экологическая логистика

Экологическая логистика обеспечивает движение материала при любых производственных процессах вплоть до его превращения в товарный продукт и отходы с последующим проведением отходов до утилизации или безопасное хранение в окружающей среде. Экологическая логистика также обеспечивает сбор и сортировку отходов, образующихся при потреблении товарных продуктов, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде . Она позволяет радикально очищать большие территории, загрязненные несанкционированным мусором.

Бережливая логистика

Синтез логистики и Лин концепции позволил создать вытягивающую систему, объединяющую все фирмы и предприятия, задействованные в потоке создания ценности, в которой происходит частичное пополнение запасов небольшими партиями. Приципы Лин технологии распространяются на сферы материально-технического снабжения, управления складами, запасами и транспортом в рамках предприятий, а затем и на управление внешними по отношению к заводам потоками. Лин логистика использует принцип совокупной логистической стоимости, Total Logistics Cost, TLC , что позволяет:

  • Сократить запасы по всей цепи;
  • Снизить затраты на транспортировку и хранение;
  • Наладить логистическое сотрудничество.

Другие сферы применения

В последнее время наметилась тенденция применения принципов логистики не только в экономике и финансах , но также в социальной области (социальная логистика): политика (политическая логистика ), муниципалитетах (муниципальная логистика), педагогика (педагогическая или образовательная логистика), психология (педагогическая психологизированная логистика), медицина (медицинская логистика) и демография демографическая логистика); виртуальная логистика, городская логистика и др.

Задачи, решаемые логистикой

  1. выбор вида транспортного средства;
  2. выбор типа транспортного средства;
  3. определение маршрутов;
  4. организация транспортировки груза;
  5. ответственное хранение на складских площадях;
  6. формирование сборных заказов;
  7. таможенные услуги

Обучение логистов

Подготовка логистов осуществляется по комплексной программе. Собственно логистическое обучение включает темы:

  • Теоретико-методологические основы логистики
  • Объекты логистического управления
  • Функции логистики
  • Основные логистические концепции и системы
  • Прикладная логистика в применении к производственным процессам
  • Прикладная логистика в применении к снабжению и закупкам
  • Прикладная логистика в применении к транспортным процессам
  • Прикладная логистика в применении к складированию и управлению запасами
  • Экологическая логистика
  • Муниципальная логистика
  • Интегрированная логистика
  • Бережливая логистика
  • Политика распределения и маркетинга

См. также

Ссылки

Литература

  • Аникин Б. А. Практикум по логистике. Учебное пособие.- М: Инфра-М, 2007. ISBN 9785160024929
  • Круминьш Н., Витолиньш К. Логистика в Восточной Европе. - М: SIA, 2007 г. ISBN 978-9984-39-171-7
  • Сербин В. Д. Основы логистики: Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 2004.
  • Сток Д. Р. Стратегическое управление логистикой. - М: Инфра-М, 2005. ISBN: 5160020071
  • Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мэрфи-мл. П. Современная логистика. 8-е изд. - М.: Издательский дом Вильямс, 2009. ISBN 978-5-8459-0969-5
  • Экологический менеджмент: Учебник для ВУЗов. / Н. Пахомова, К. Рихтер, А. Эндрес. - СПб: Питер, 2003. ISBN 5-94723-494-7
  • Ы. Е. Ташбаев Актуальные вопросы и тенденции развития логистики
  • Миротин Л. Б. Некрасов А. Г. Эффективность интегрированной логистики.
  • [http://snab.mybb.ru/ Форум снабженцев и поставщиков

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Материальное начало
  • Материальное тело

Смотреть что такое "Материально-техническое обеспечение" в других словарях:

    материально-техническое обеспечение - — Тематики электросвязь, основные понятия EN logistical …

    материально - техническое обеспечение - Процесс скоординированного управления по обеспечению всех материалов и ресурсов, требуемых для эксплуатации изделия. Источник: ГОСТ Р 53480 2009: Надежность в технике. Термины и определения оригинал документа …

    Материально-техническое обеспечение - комплекс мероприятий по планированию, своевременному и комплексному обеспечению строительства материалами, деталями, изделиями, строительными и дорожными машинами, транспортными средствами, инструментом для выполнения строительно монтажных работСтроительный словарь

    Материально-техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления - комплекс работ и услуг по обеспечению органов местного самоуправления, лиц, замещающих муниципальные должности, депутатов, исполняющих полномочия на непостоянной основе, работников органов местного самоуправления необходимыми финансовыми… … Официальная терминология

    Материально-техническое обеспечение технологического процесса проектирования - 1. Совокупность мероприятий по установлению потребности и обеспечению технологического процесса проектирования необходимыми материально техническими средствами: оборудованием, материалами, машинами, программами для ЭВМ, оргтехникой и т.п. 2.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN maintenance and logistics supportMLS … Справочник технического переводчика

    техническое обслуживание, ремонт и материально-техническое обеспечение - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN maintenance and logistics support … Справочник технического переводчика

    Материально-техническое обеспечение мероприятий гражданской обороны - см. Обеспечение материальное мероприятий гражданской обороны EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    материально-техническое обеспечение эксплуатации и ремонта железнодорожного подвижного состава - Обеспечение эксплуатации и ремонта железнодорожного подвижного состава, включающее в себя создание, хранение, рациональное расходование, пополнение до установленных норм запасов источников энергии и средств, необходимых для эксплуатации и ремонта … Справочник технического переводчика

    материально-техническое обеспечение офиса - Управление материальными потоками в процессе закупки от пункта отправки до офиса ОКОИ. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN office logistics Management of the flow of materials during the… … Справочник технического переводчика