Узоры на обналичку окон. Шаблоны резных наличников на окна

О старинной традиции изготавливать и устанавливать резные наличники на окна в деревянном доме вспомнили относительно недавно, когда прошел первый бум строительства срубов из оцилиндрованного бревна и бруса. Прожив несколько лет в новом деревянном доме, хозяева практически всегда начинают относиться к нему, как к живому существу, поэтому неудивительно, что на окнах и входных дверях из дерева стали появляться удивительно красивые резные узоры, служащие одновременно украшением и защитой.

Функции и предназначение резных наличников

Большинство экспертов, занимающихся культурой и историей деревянных архитектурных памятников, отмечают, что резные наличники на окнах, фото, являются почти статусной вещью. Дом без резных узоров выглядит деревянной избой, пусть даже очень большой и красиво оформленной, с наличниками - превращается в терем.

Традиционно резные наличники на окна устанавливаются для двух целей:

  • Защита щелей по периметру оконной рамы от проникновения дождя, снега и продувания ветра;
  • Дополнения и украшения оконного проема, фасада деревянного дома в целом.

Для деревянного дома строители традиционно предлагают в комплекте со стеклопакетом оконные рамы из дерева либо металлопластиковые оконные профили. Обычные пластиковые наличники из ПВХ можно заказать и в резном варианте. Вот только выбрать рисунок или узор, скорее всего, не выйдет, резные пластиковые наличники на окна изготавливают по традиционным шаблонам штамповкой и только придают вид ручной работы.

Совет! Сегодня многие реставрационные мастерские и фирмы имеют в своем распоряжении трехкоординатные фрезерные станки, способные вырезать в автоматическом режиме из поликарбоната, пенопласта и эпоксидных пластиков узор любой сложности.

Такая работа будет стоить недешево, но качество резных наличников для пластиковых окон будет даже выше ручной резки. Остается подобрать рисунок и узор.

О третьей задаче наличника на окнах редко кто из владельцев дома может рассказать более-менее внятно и достоверно. Речь идет о защитных функциях, предохраняющих деревянный дом от «дурного глаза», болезней и непрошеных гостей. Можно по-разному относиться к верованиям и традициям, но учесть специфику выбора узора для наличников в своем доме будет явно не лишним.

Узоры и фигуры на резных деревянных наличниках

Понятно, что любой уважающий себя хозяин не повесит на окна деревянного дома первые попавшиеся наличники, процесс подбора темы и рисунка может затянуться, поэтому не стоит злоупотреблять использованием символов, смысл которых непонятен или неизвестен. Если мистическая и культурологическая часть резных наличников создает психологический дискомфорт, можно относиться к резьбе, как способу декоративного оформления оконных проемов деревянного дома.

Придуманы они были для украшения резных наличников неслучайно, и бережно хранились и передавались практически без изменения. Большинство мастеров-резчиков по дереву режут просто как копировщики, поэтому планировать и расшифровывать рисунок придется своими силами.

Совет! В любом случае, прежде чем использовать резные деревянные наличники на окна с шаблонами и картинки непонятного содержания, имеет смысл постараться разобраться со значениями элементов резьбы, узоров и фигурок.

Например, фигурки и изображения животных всегда символизировали позитивные пожелания дому процветания и благоденствия:

  • Змея или дракон всегда обозначала мудрость и силу для защиты дома;
  • Птицы в полете означают радушие и приветливость, сидящие по углам — внимание к гостям и новостям;
  • Рыбы, олени, пучки пшеницы и виноград означают пожелание достатка.

Не принято было изображать домашних животных и фигурки людей, особенно в одной канве с вьющимися растениями и цветами.

Более современные рисунки на резных деревянных наличниках обычно имеют традиционный регулярный орнамент.

Это могут быть переплетающиеся цветы, листья виноградной лозы, уложенные в регулярный узор. В резных композициях XVIII-XIX века уже появились более современные изображения колонн, портиков и капелей, используемых в деревянной архитектуре той эпохи.

Большая часть резных наличников заказывается у мастеров резчиков. При желании нетрудно изготовить резные наличники на окна своими руками по шаблонам или готовым схемам. Простейшие линии и рисунки можно перевести на заготовку и вырезать граверной насадкой, с более сложными схемами придется повозиться и вспомнить уроки рисования в школе.

Верхняя часть наличников называлась очельем, это наиболее сложная и красивая часть декора, с одной стороны, очелье задавало общий тон резной композиции, с другой, выполняло функции козырька над оконным проемом. На вершине композиции находилась диадема, символизирующая восходящее солнце, а в центре обязательно изображался медальон или корона из растений. Нижняя часть окна закрывалась резным фартуком, обычно в виде раскрытого веера.

Если мистическая и культурологическая часть резных наличников создает психологический дискомфорт, можно относиться к резьбе, просто как способу декоративного оформления оконных проемов деревянного дома.

Обычный переплетенный узор из лозы или цветов будет далек от любого мистического наполнения, при этом красота наличников и резьбы обрамления окна деревянного дома только усилится. У резных наличников с регулярным рисунком есть серьезное преимущество перед сложной многоярусной композицией:

  • Во-первых, шаблоны резных наличников на окна переносятся на деревянную или пластиковую заготовку намного проще и быстрее, чем рисунок со сложной многоярусной композицией;
  • Во-вторых, даже если вы будете вырезать переплетающуюся лозу или кант своими руками и допустите небольшие огрехи, увидеть их в узорчатом поле будет практически невозможно, так устроена психология человека.

Поэтому, перед тем как сделать резные наличники на окна, выберите для себя простой узор, с минимальным количеством индивидуальных деталей. Даже самый незамысловатый рисунок на облицовочных планках сможет до неузнаваемости преобразить внешний вид окна деревянного дома.

Варианты изготовления резных наличников своими руками

Резьба по дереву всегда была и остается достаточно дорогостоящим мероприятием, поэтому вместо покупки готовых наличников, вырезанных или штампованных на мебельном оборудовании, можно попытаться изготовить своими руками декоративные планки с простейшими узорами. В домашних условиях или в столярной мастерской можно воспользоваться одним из трех методов:

  • Перенести шаблон на подготовленную доску и вырезать узоры с помощью гравировального набора;
  • Отлить узоры под резной наличник из полиэфирной или эпоксидной смолы с последующей окраской или отделкой ламинатной пленкой под дерево;
  • Вырезать накладной узор наличника с помощью электролобзика.

Перед тем как попробовать свои силы в изготовлении резных наличников, нужно подобрать подходящий материал. Для резьбы и гравировки потребуются твердые сорта древесины, хорошо подойдет бук или дуб, чуть хуже сосна или ель, не подойдут тополь и осина. Для вырезки накладного узора можно использовать обычную половую доску, но материал должен не иметь сучков, дефектов или сложного переплетения волокон.

Шаблоны под вырезку накладного узора

Для изготовления наиболее простых узоров можно использовать простейшие рисунки переплетающихся растений, цветов, винограда. По сути, это плоская калька от более сложных резных рельефов. Такой узор можно использовать для оформления вертикальных боковых планок наличника.

Для декорирования очелья окна нужно искать не регулярные, а одиночные узоры, например, композицию из симметрично расположенных фигур или переплетений стеблей растений.

Тот же узор можно перевести в контурную линию и превратить в плоский орнамент, который достаточно просто вырезается из фанеры, доски или даже плиты МДФ.

Наиболее сложные рельефные или объемные узоры изготавливаются наборным способом. Первоначально из планок изготавливаются обычные наличники из дерева, отдельные элементы облицовки тщательно подгоняются по размерам окна и собираются в готовую раму.

Все остальные декоративные элементы последовательно вырезаются из дерева, отливаются из литейного полимера или выпиливаются из МДФ плиты, после чего шлифуются, грунтуются и наклеиваются на подготовленную раму.

Изготовление резных наличников своими руками

Чаще всего узоры под отделку окна вырезают из водостойкой ОСБ плиты в виде накладных декоративных элементов. Первоначально на кальке, куске миллиметровки и с помощью программы разрабатывается необходимый шаблон под рисунок.

Далее необходимо изготовить рабочий шаблон, с помощью которого можно перенести узор на деревянную подложку неограниченное количество раз, фото. Для этого распечатанный на принтере рисунок наклеивают на лист ДВП и вырезают просечной насадкой к дрели или обычными ножницами по металлу.

После разметки деревянной заготовки можно приступать к вырезанию наличника. Проще всего выполнить пропилы электролобзиком на столярном верстаке.

По линии выполненных пропилов нужно аккуратно наждачной бумагой снять фаску, чтобы при дальнейшей обработке лицевая поверхность резного узора не скалывалась. Если в качестве заготовки была выбрана достаточно тонкая планка, то вырезанную резную часть декора можно наклеить на тканевую основу.

Таким же способом вырезают мелкие накладные элементы в виде ромбов, квадратов, колечек, косичек. После ошкуривания вырезанные элементы обтачивают на электроточиле с камнем для шлифовки древесины. С помощью круга можно достаточно просто придать ромбу или любой другой геометрической фигуре необходимую форму, сформировать грани или переходные криволинейные плоскости.

После наклеивания декора резные наличники грунтуют гидрофобными пропитками и подвергают старению. Делается это для того, чтобы убрать белизну свежешлифованного дерева. Для этого применяют растворы солей железа, меди, хрома. В результате удается подобрать цвет и оттенок резного наличника в тон деревянной оконной раме. Остается вскрыть дерево лаком или масляной пропиткой и установить резной декор на окно.

Заключение

Очень часто хозяева деревянных домов вместо изготовления новых декоративных элементов предпочитают покупать старые резные наличники, сохранившиеся по деревням, заброшенным домам и постройкам. Нередко стоимость комплекта резных наличников для трех окон фасада здания обходится дешевле, чем ручная резьба одного наличника современным мастером. В некоторых случаях среди старого декора встречают настоящие произведения искусства, изготовленного вручную мастерами прошлого века. Такие резные наличники обычно подвергают глубокой реставрации и устанавливают не на наружных частях окон, а внутри помещения.

Резные наличники, обрамляющие оконные проемы, органично вписываются в архитектурные стили деревянных коттеджей. Они подчеркивают самобытность срубов, каркасных построек, брусовых домов. Оригинальность элементам фасадного декора придают легкие узоры, витиеватые орнаменты, интересные рисунки. Они наносятся на поверхность древесины с помощью удобных трафаретов.

Функции оконных наличников

Поддерживая традиции деревянного зодчества, резные детали обогащают благородный вид усадьбы, добавляют выразительность простым строениям. Они сохраняют домашнее тепло и уют, радуют при взгляде снаружи. Подобранные в соответствии с предпочтениями обитателей жилья трафареты наличников на окна помогают создать гармоничный облик нового дома, оживить фасад старого здания.

При использовании на окнах ставен декоративные наличники могут выполнять функции рамы. Играя определяющую роль в дизайнерском оформлении оконных проемов, они решают ряд важных задач:

  • сокращение потерь тепла за счет устранения «мостиков холода» по периметру оконной рамы;
  • снижение уровня шума в помещениях;
  • уменьшение количества влаги и частиц пыли, проникающих с улицы;
  • придание фасадам уникальности, стилевой направленности;
  • создание на участке под застройку единого архитектурного ансамбля из объектов жилого и хозяйственного назначения.

Вне зависимости от формы, размеров, внешнего вида, деревянные наличники должны быть достаточно прочными, отвечать эксплуатационным требованиям. Изготовление по трафаретам с просчитанными геометрическими параметрами позволяет им надежно крепиться к стенам. Оно обеспечивает противостояние ветровым нагрузкам, температурным колебаниям. Для увеличения срока службы применяются эффективные защитные покрытия.

Традиционные и оригинальные орнаменты

К выбору элементов оформления оконных проемов следует подходить с пониманием стилей и дизайнерских приемов. С их помощью можно придать окну элегантную или строгую форму, сделать его очертание более выразительным, добиться восхитительного визуального эффекта. Выбирая в качестве шаблонов под наличники на окна трафареты в натуральную величину, покупатель получает наиболее выигрышный вариант декора. Удобные габариты позволяют приступить непосредственно к изготовлению изделий.

Отношение к дереву, как к материалу искусства, традиционно для культуры русского зодчества. При повторяемости отдельных конструктивных и декоративных деталей она предусматривает создание неповторимого архитектурного образа. Резные наличники издавна считаются не только средствами украшения, но и своеобразными оберегами для дома. На основе изучения сохранившихся старинных построек воссозданы уникальные изображения символов, животных, птиц, растений.

Образцы трафаретов для наличников разработаны в разных стилях и на любой вкус. Они помогают выразить определенные традиции, личные предпочтения. Использование готовых орнаментов позволяет оформлять здания в соответствии с этническими и классическими направлениями в искусстве. Четкие геометрические узоры больше соответствуют современным тенденциям в архитектуре.

Орнаменты для прорезных и накладных наличников могут содержать цельный рисунок или повторяющиеся элементы общего мотива. Для создания завершенного контура при разметке деталей нужно учитывать размеры оконного проема, схему и последовательность расположения узоров. Качественные трафареты дают возможность точно наносить на заготовку линии реза, определять границы дальнейшей обработки материала.


Мраморное дерево (Diospyros marmorata) Семейство: Эбеновые Другие названия: зебравуд (Великобритания) Распространение: Андаманские острова и Гайана Мраморное дерево – описание древесины Цвет сердцевины серо-коричневый с темно-коричневыми или черными полосами. Древесина гладкая, имеет ровную текстуру и прямое зерно. Весит 1030 кг/м3. Мраморное дерево требует осторожности при сушке. При медленной сушке материал не деформируется. Механические свойства Хотя древесина…


Самшит Маракайбо (Gossypiospermum praecox) Семейство: Флакуртиевые Другие названия: самшит венесуэльский, самшит колумбийский, самшит вест-индский, сапатеро (Соединенное Королевство); Пало Бланко (Доминиканская Республика); Пау Бранко, Кастело, Сапатеиро (Бразилия) Распространение: Венесуэла, Колумбия и Вест-Индия Описание древесины Самшит Маракайбо Существует небольшая разница между заболонью и сердцевиной, которая варьируется от почти белого до лимонно-желтого. Зерно прямое. Текстура однородная и блестящая….


Клен Мягкий (Acer rubrum) Семейство: Сапиндоцветные Коммерческие названия: кленовое дерево (Канада и США); серебряный клен (Канада и США); манитобский клен (Канада); тихоокеанский клен (Великобритания); орегонский клен (США) Распространение: Канада и Восточные США Клен Мягкий – описание древесины Цвет древесины кремово-белый. Зерно прямое. Клен Мягкий менее блестящий, чем каменный клен и кольца роста сравнительно нечеткие. Вес…


Клен Каменный (Acer saccharum) Семейство: Сапиндоцветные Коммерческие названия: клен (Великобритания, Канада и США); белый клен (США); сахарный клен (A. saccharum) или черный клен (A. nigrum) (США) Распространение: Канада и Восточные США Клен Каменный – описание древесины Цвет древесины кремово-белый с красноватым оттенком. Старые деревья могут иметь темно-коричневую сердцевину. Зерно прямое. Текстура ровная. Вес в среднем…


Клен Японский (Acer mono) Семейство: Сапиндоцветные Распространение: Япония Клен Японский – описание древесины Древесина от кремово-коричневого до розовато-коричневого цвета. Кольца роста в виде тонких коричневых линий. Зерно прямое. Текстура ровная. Вес зависит от условий роста. 610-710 кг/м3. Механические свойства Клен Японский имеет хорошую классификацию изгиба и средние показатели по всем силовым категориям. Древесина высыхает медленно….

Резные наличники на окна – это простой и недорогой вариант украшения своего дома и придания ему индивидуальности со времен старой Руси. Несколько десятилетий назад каждый регион нашей страны знал мастеров, обладающих индивидуальным стилем декоративного исполнения элементов наличников.

Таким образом можно было выразить свой характер. К примеру, в давние времена, незнакомец по наличникам мог определить чей это дом – чиновника, мастера или просто злачное место.

В нынешние дни они несут только декоративный характер. Сегодня даже построенное по типовому проекту здание можно выделить и сделать неповторимым. Радует, что интерес к истокам и к резным наличникам возрождается.

Каждый может сделать свой дом индивидуальным, да к тому же вспомнить об истоках появления этого направления искусства, зародившегося еще во времена древних кельтов.

Можно самому спроектировать и придумать композицию для обрамления , а затем приступить к воплощению идеи, вооружившись нужными инструментами и терпением. Наличники получили в наше время вторую жизнь, и становятся все более популярным декором.

Немного истории

Слово «наличник» указывает свое расположение, то есть на лице . Среди разных народов наличники практиковались во времена деревянного зодчества. Они появились одновременно с окнами, которые застеклялись рыбьим пузырем или слюдой. Изначально наличники создавались для прикрытия утеплителя и для изоляции от ветра, осадков.

Узорчатые элементы изначально были замечены у древних кельтов, но значимость пришла к ним в эпоху возрождения Руси после монгольского ига. Мастера на Руси были лучшими в резьбе по дереву.

Когда пришло время большевизма, резные наличники признали мещанством и объявили им войну. Началось уничтожение. В наши дни резные элементы получили вторую жизнь.

Интересно, что в старину верили, что наличники могут защитить от сглаза и служили оберегом, поэтому зачастую в узорах можно было увидеть различные фигуры и растения, имеющие смысл.

Значение наличника в постройке

Наличники по сути – это элементы отделки и правильное название – обналичка, обладающей множеством функций:


Конструкция

Существует несколько видов выполнения резных наличников.

Накладные

Материалы и форма

Для изготовления наличников можно использовать натуральные или искусственные материалы. Раньше элементы вырезались из древесины, которая обладает устойчивыми качествами к воздействию атмосферных факторов.


Важно! Наличники должны регулярно обрабатываться водостойкой краской или лаком, чтобы продлить срок их эксплуатации.

Среди других материалов используются:

  • ламинированная МДФ , благодаря которой можно точно повторить цвет любой породы дерева. Но, такая резьба пригодна только для внутреннего применения;
  • — , идеально сочетающийся с пластиковыми окнами. Он не гниет, с богатой цветовой палитрой, устойчив к свету;
  • полиуретан – легкий и неприхотливый. Рекомендуется для округлых окон;
  • металл – в основном используется для защиты монтажного шва.

Древесина прежде чем попасть в руки к мастеру должна отлежаться 3 года минимум до сухого состояния. Доска по возможности не должна содержать сучков, сколов, смоляных карманов. На рынке купить древесину такого качества почти невозможно. Лучше обращаться в строительные магазины или на пилорамы. Интересно и то, что сегодня можно купить готовые наличники.

Для самостоятельного изготовления отлично подойдет камерной сушки, после обработки в специальной камере. Она точно не покорежится и не потрескается. Ее влажность составляет всего 10-12%.

Виды резьбы

Расскажем о трех способах обрамления:

Наличники своими руками

Шаблоны рисунка

Чтобы создать красоту для окон, нужны прежде всего шаблоны рисунка, который переносится на деревянную поверхность.

Шаблон создается на основе выбора рисунка, которые можно найти в большом количестве в интернете или просто на фото.

Чтобы увеличить чертеж, существует несколько вариантов:


Когда чертеж увеличен, его переносят на картон, чтобы вырезать и использовать как шаблон. На каждый узор приходится по шаблону. Затем готовый шаблон прикладывается на доску, обводится карандашом. Если окна различного размера, то лучше сделать чертеж с повторяющимся раппортом. Для этого выбирается один или два элемента поочередно.

Верхняя часть наличника называется кокошником, а нижняя – полотенчик. Нужно учесть, что мелкая резьба сложная и быстрее приходит в негодность, что в дальнейшем потребует замены деталей. При работе с чертежами можно встретиться с понятиями нижняя планка, он же подоконный поясок, вертикальная рейка, верхняя планка, плечики, вазончики, диадема, ушко, филенка, подзор, сухарики, сандрик, очелье и др.

Важно! Необходимо учесть уклон вверху резного наличника, чтобы предупредить в период эксплуатации скопление снега и воды.

Проектирование

В основе любого процесса лежит разработанный проект. Для этого нужно выполнить чертеж фасада здания с детальной прорисовкой элементов. Это поможет понять, как будет выглядеть внешний вид здания. В случае наличия программы визуализации, можно выполнить проект в объеме.

Если обратиться к традициям, то в древности элементы на наличниках несли следующие значения:

  • Солнце – вырезается на кокошнике и является символом жизни, энергии.
  • Змея – напоминает о мудрости и плодородии.
  • Крест представляет собой символ гармонии между двумя мирами – материальным и духовным.
  • Растения – олицетворение единение с природой.
  • Сережки – означают гостеприимство.
  • Птица на окне – соединительный символ всех времен.

Работа

Начинается рабочий процесс с подготовки материалов и инструментов. Лучше использовать сосновые доски без сучков.

Из материалов нужны:

  • лобзик с плавным спуском и пилками;
  • перьевое сверло диаметром 12 мм;
  • стамески;
  • наждачная бумага;
  • шлифовальная машинка.

Снимаются мерки с окна, обводятся трафареты. Когда трафареты обведены, начинается выпиливание. В первую очередь работа ведется с внутренними ажурными частями. Чтобы это сделать, необходимо высверлить отверстия по контуру узора.

Важно! Сверло должно находиться перпендикулярно доске.

Затем в дело вступает электролобзик. Начинать работу нужно с отверстий и далее идти по контуру рисунка. Когда узоры внутри сделаны, можно приступать ко внешним. Инструмент должен работать от одного конца наличника к другому. Для облегчения работы, можно сделать надпилы.


В результате получается готовая деталь на одну сторону. Для другой стороны нужно зеркальное отражение узора.

Обязательно для придания эстетичного внешнего вида применяется шлифовальная машинка или бумага. Используется наждачный круг с зернистостью 80. Самый быстрый вариант – шлифмашинка, медленнее получится это сделать дрелью с наждачным кругом и совсем долго – наждачной бумагой.

После проделанной работы наличник можно грунтовать для защиты от жучков, грибов, дождя, солнца и окрашивать.

Покраска

Следует понимать, что древесина очень чувствительный материал и может загнить или повредится в следствие нападения насекомых, поэтому часто деталь обрабатывается . Чем качественнее обработка, тем дольше будет служить украшение. Детали обязательно должны тщательно просушиться. Затем можно красить поверхность. Идеально подходит водоэмульсионка для древесины. Цвет можно выбирать по желанию, в данном случае чаще используется белый и вишневый.

Можно купить масла для дерева, впитывающиеся в него. Обновлять такое покрытие легко – смахнул пыль и покрасил сверху. Среди минусов – высокая цена и небольшой выбор цветовой гаммы.

Для покраски нужно приготовить две кисти – широкую для внешней поверхности и узкую, для боковых частей и труднодоступных мест.

Окраска проводится в два этапа. Второй слой можно наносить после высыхания первого.

Завершающим этапом становится покрытие лаком, лучше при этом купить акриловый состав на водной основе. Лак наносится в один слой так, чтобы не образовывалось подтеков. Сушка наличников производится на открытом воздухе.

Как собрать


Перед самым монтажом, детали собираются на окне, чтобы было удобнее в дальнейшем работать. Рекомендуется использовать леса, чтобы обезопасить процесс и сделать его удобнее.

Классический вариант установки наличников – крепление к стене или откосам. Сегодня это выполняется с использованием саморезов 4,2-6х80х150. В случае, когда стена не деревянная, то используются пропиленовые дюбеля. Как правило, одна точка крепления на 5 квадратных дециметров наличника.

При присоединении к откосам используется шаг в 150-300 мм. Цифра варьируется в зависимости от массы наличника, зависящей в первую очередь от резьбы. Головки от крепежных деталей скрываются в вязи верхнего уровня, либо применяют шпаклевку и покраску.

При накладной резьбе готовые элементы крепятся к широкому наличнику гвоздями без шляпок. Для прочности соединения смазываются клеем. Саморезы могут повредить резной участок.

Телескопы

Современные строения уже утеплены и обшиты зачастую сайдингом. Окна как правило, ставят заподлицо с основной стеной, чтобы оно не утонуло в ней. Крепления осуществляются на раме без вариантов. Конечно, если только не предусмотрены телескопические модели. Однако, они смогут держаться лишь в усиленных рамах, используемых в местах с суровым климатом. Сам материал рамы – более прочный или модифицированная древесина.

Телескопичные элементы устанавливаются на подрезаемые доборные элементы, связанные с жесткостью рамы. Крепление обеспечивают пазовые доборы. Такие телескопы не предусмотрены для установки снаружи, даже порыв ветра способен выломать не только наличник, но и всю раму.

На деревянную раму или ПВХ с пазом под шпонку, телескопы устанавливаются, не снимая ее. В случае, если базовая поверхность окна недоступна, то придется вытащить все окно.

Нюансы при резной отделке

  • сочетаемость с домом – часто при комбинации с пластиковыми рамами, появляются трудности. Лучше, если пластик в этом случае будет имитировать деревянную структуру;
  • свой опыт, если наличники изготавливаются впервые, то нужно выбрать узор полегче;
  • в каждом регионе страны существовали свои традиции и оформление

Поставить наличники на окна своими руками – самый простой и дешевый способ придать наружному виду дома индивидуальность и выразить его характер, доживший с древности до наших дней, см. рис. В старину неграмотный пришлый, ориентируясь по наличникам, мог найти жилище нужного мастера, специалиста, чиновника, присутственное или злачное место. В наше время функции наличников на окнах преимущественно декоративные, но узоры на них не потеряли своего значения, см. далее.

История

Наличники на окнах жилищ народов, практиковавших массовое деревянное зодчество, появились одновременно с окнами, «застекленными» рыбьим пузырем и слюдой. Первоначально их назначение было сугубо функциональным: прикрыть утеплитель и ветроизоляцию – конопать – в щели между оконницей и срубом.

Наличники с сакральным узорами впервые отмечены у древних кельтов, но подлинный расцвет искусства создания резных наличников связан с объединением возрождающейся Руси под началом Москвы и свержением монгольского ига; мастера России в резьбе по дереву не знали себе равных. Большевики записали наличники в пережитки мещанства и объявили им войну на уничтожение, но в настоящее время художественно оформленные оконные наличники переживают второе рождение.

Эта статья предназначена по мере возможности удовлетворить читательский спрос на то, как сделать красивые наличники на окна своими руками, как придать им художественную выразительность и установить на место.

Конструкция

Виды конструктивного исполнения оконных наличников показаны на фото. Накладные наличники (поз. 1) крепятся к стене; вставные, или коробчатые (поз. 2) – к откосам оконного проема окон (так лучше) или в раме окна (хуже). Накладные наличники ставят на окна заподлицо со стеной; вставные – на окна в нишах.

По возможностям изоляции и защиты утеплителя окна наличники делятся на обрамление (поз. 3) и портал, поз. 5. Наличник-портал часто дополняется козырьком. Наличник-обрамление практически не защищает оконный утеплитель/уплотнение от замокания и ставится на окна изнутри или на окна, выходящие под навес, напр., на веранду.

Установка

Традиционно установка наличников производится креплением к стене или откосам окна. Сейчас для этого лучше всего использовать саморезы (4,2-6)х(80х150), если стена не деревянная – в пропиленовых дюбелях. Точки крепления располагают по возможности равномерно из расчета 1 точка на 5-7 кв. дм поверхности наличника, очерченной его наружным контуром. При креплении к откосам точки крепления располагают в ряд с шагом 150-300 мм (зависит от массы наличника, которая, в свою очередь, зависит от его художественного исполнения, см. далее) по осевой линии выступающей наружу части несущей (базовой) стены. Лунки с головками крепежа либо прячут в вязи верхних уровней (см. далее), либо зашпаклевывают и закрашивают основным тоном.

Наличники-«телескопы»

В современных домах, снаружи утепленных и обшитых сайдингом/вагонкой, окна часто ставят заподлицо с базовой стеной, иначе окно вообще утонет в стене. В таком случае для крепления наличника не остается ничего, кроме рамы окна. На такой случай придуманы т. наз. телескопические наличники, но вполне надежно они будут держаться только на окнах в усиленных рамах, предназначенных для регионов с суровым климатом; материал рамы – упрочненный ПВХ или модифицированная древесина (см. далее), особого значения не имеет.

Вся «телескопичность» наличников сводится к установке их на подрезаемые по месту доборные элементы, жестко связанные с рамой окна. Надежнее всего наличники на пазовых доборах, слева на рис. Телескопические системы наличников с пазом в раме (напр., справа на рис.) не предназначены для наружной установки: порывом ветра наличник может выломать, сломав заодно и раму.

Если рама окна современная деревянная или ПВХ с пазом под шпонку, телескопические наличники к такому окну можно ставить, не вынимая его. Если же ПВХ окно с стене с недоступной базовой поверхностью не предназначено для установки наличника, то нет другого выхода, как вынуть окно, поставить в проем короб под наличник, прикрепив его к базовой стене, и вновь установить окно. В таком случае короб наличника должен иметь пазы, приходящиеся на места крепления анкеров окна.

Дерево для наличников

Расписные, вырезные и прорезные наличники деревянные наличники (см. далее) делают из качественной прямослойной сосны или лиственницы без сучков. Толщина досок – от 30 мм. Суковатая ель не годится: снаружи сучки скоро обрисуются под любым покрытием, а там и выпадать начнут.

Для резных наличников требуется древесина, пригодная для резьбы – мелкослойная, вязкая, достаточно плотная – и стойкая к наружным условиям. Лучшие породы для этого – дуб и бук, но они довольно дороги. Липа, ольха и осина годятся после 2-х кратной пропитки (первая пропитка – до просачивания насквозь) водно-полимерной эмульсией; масляная, силиконовая и минеральная (раствором буры) пропитка от гниения не увеличивает вязкости и поверхностной прочности древесины. Береза абсолютно непригодна: снаружи никакая пропитка не спасет ее от поражения грибами.

Примечание: великолепный резной наличник очень просто получается из самой дешевой фанеры, дважды пропитанной водно-полимерной эмульсией. Подробнее о наличниках из фанеры см. в конце.

Щит для наличника

Иногда одной доски не хватает на желаемую ширину наличника, но скреплять 2-3 доски в щит стальным крепежом в этом случае – грубая ошибка. Деревянный щит на стали снаружи скоро расщелится, затем крепеж в зазоре между наличником и стеной поржавеет и рассыплется. Но и собирать доски в щит для наличника по-мебельному без дополнительного укрепления тоже нельзя, ведь шкаф или стол не предназначены выдерживать сильные ветра, дождь и снег. Сплачивают щиты из досок для наличника след. образом, см. также рис. ниже:

  1. На столе или верстаке расстилают полиэтиленовую пленку с 3-х кратным запасом по ширине будущего щита;
  2. Доски складывают в пакет на пленке и склеивают ПВА или водостойким столярным клеем;
  3. Когда клей схватится, пакет досок оборачивают пленкой;
  4. Под пакет в пленке подкладывают и на него накладывают фанерные щеки;
  5. Пакет со щеками туго обматывают бельевым шнуром;
  6. Под витки шнура подбивают пары деревянных клиньев, чтобы шнур натянулся как можно туже;
  7. Спустя 2-3 времени полного высыхания клея шнур, щеки и пленку снимают;
  8. С испода (тыльной стороны) щит дополнительно подкрепляют, набив бруски 40х20, уложенные плашмя, поперек досок.

Примечание: доски в пакет собирают, соблюдая правила чередования ориентации слоев дерева, как и мебельные щиты, см. слева на рис.

Не дерево

Деревянные некрашеные наличники неважно смотрятся на любой не деревянной стене, даже если ее материал хорошо имитирует расцветку дерева. В таких случаях лучше или поставить комплектные к окну простые ПВХ наличники (слева на рис.), или более дорогие наличники из полиуретана, остальные поз. на рис. Полиуретановые наличники могут имитировать наружную лепнину и раскрашенные многоуровневые вырезные наличники (справа на рис.); последний вариант может быть сборным на клею из приобретаемых по отдельности элементов.

Художества разные

Художественно оформленные оконные наличники возможно выполнить, во-первых, рамными (поз. 1 на рис. ниже) или в окладе, поз. 2; функциональность, т.е. защита уплотнения окна, тех и других одинаковы. Наличники в окладах наиболее информативны и значимы сакрально, о чем мы поговорим ниже. Рамные наличники помимо функционала преимущественно декоративны.

С точки зрения работы по дереву рамные наличники, в порядке возрастания ее сложности, делятся на:

  • Вырезные – доски или щиты обрезаются по фигурному контуру, поз. 3.
  • Прорезные, поз. 4 – в доск/щите выпиливается узор. Встречаются относительно редко, т.к. непрочны.
  • Прорезные многоуровневые, поз. 5, до 5 и более уровней – выпиленные узорчатые модули прикрепляются к прочной простой или вырезной основе. Помимо прочности, многоуровневые наличники хороши тем, что мощный крепеж к стене прячется в вязи верхних уровней, а сами верхние уровни можно крепить мелким незаметным крепежом.
  • С накладными рельефными деталями, поз. 6. В наше время технологически могут оказаться проще вырезных, т.к. на дереве вполне уместно смотрится соотв. окрашенный покупной полиуретановый рельеф.
  • С низкой выпуклой резьбой, поз. 7 – великолепно смотрятся, но очень трудоемки, нужно выбирать много древесины.
  • С низкой вдавленной резьбой, поз. 8 – трудоемкость меньше, но работа сложнее, т.к. очень трудно исправить видимые огрехи.

Примечание: на поз. 8 показан наличник с т. наз. подушечной резьбой – углы выступающих фрагментов сглажены. Смотрятся наличники с подушечной резьбой почти так же роскошно, как с выпуклой, но и трудоемки почти так же.

Что касается красочного декора, то наличники могу быть расписными, поз. 3, некрашеными лакированными, поз. 4, или естественного вида, поз. 7, окрашенными в разные цвета по уровням, поз. 5, 6, и окрашенными целиком, поз. 8. Расписными выполняются почти исключительно вырезные наличники, а естественными – из особо стойких пород дерева (мореный дуб и т.п.)

О скульптуре наличников

Вообще, о наличниках со скульптурной резьбой, высокой (круглой, полукруглой) и низкой, см. рис., можно было бы и не упоминать в статье с тегом «своими руками». Тому, кто умеет так резать по дереву, ни к чему объяснения, как сделать и поставить наличник на окно. Но есть один момент, мало известный и опытным мастерам.

МДФ – слыхали? На самом деле это калька с MDF, medium density fibreboard, деревоплита средней плотности. Всем известная ДВП это low density fibreboard, деревоплита низкой плотности. А есть еще HDF, high density fibreboard, древесноволокнистая плита высокой плотности, у нас мало известная вследствие относительной дороговизны. Все эти материалы вполне экологичны, т.к. получаются горячим прессованием древесной массы без синтетического связующего, разница только в температуре и давлении пресса.

Так вот, HDF, во-первых, при условии 2-кратной пропитки водно-полимерной эмульсией стойка в наружных условиях. А по вязкости и плотности пригодна для тонкой резьбы по дереву, но гораздо дешевле пород дерева для художественной резьбы и выпускается большими абсолютно однородными плитами. Режется HDF не так хорошо, как орех, но вполне подобно дубу и буку.

Оклад

Полный набор элементов русского оклада наличника показан слева на рис; там же даны наименования его частей. В конкретных изделиях те или иные модули могут отсутствовать, т.к. они в значимости дублируют друг друга.

Главное сакральное значение имеют теремец с кокошником и фартук; информативно-функциональную нагрузку несут, как правило, оголовки и свесы. Тимпан с фартуком обычно обереги от зла, а кокошник с оборой, ризы и подоконник – талисманы, привлекающие добро. Конкретные фигуры для того и другого были в старой Руси свои не то что в каждой деревне, но едва ли не в каждом доме. Общего для добра прослеживается круг с радиусами, лучами или крыльями (Солнце), птица (жар-птица – наследница то ли феникса, то ли симурга), конь – символ зажиточности и общественного положения, и рыба – исконный положительный символ христианства. Универсальные обереги от зла – стилизованный растительный орнамент на основе полезных растений.

Примечание: крыло, как часть птицы, несущая ее в небе, имеет то же сакральное значение, что и птица. Крылатое Солнце – добрый вестник. Христианский шестикрылый серафим не что иное, как языческое крылатое Солнце с ангельским ликом.

В европейско-восточной традиции универсальные символы добра – картуш и медальон. Медальон, понятное дело, Солнце, а картуш это или стилизованное древо жизни, или на нем же птица феникс. То и другое ничуть не противоречит и христианству, и древним славянским верованиям. На Руси даже взялись совмещать картуш с медальоном, для чего теремец наличника сделали разрезным, справа на рис.

Обереги

В городе наибольшее значение имели оберег на тимпане и кокошник, они от порчи, дурного глаза и т.п. Шаблоны верхних оберегов наличника окна городского дома даны на рис. Верхний – с картушем, стилизованными птичками, рыбами (хвосты ясно видны) и еще не менее чем 12-ю позитивными элементами, заметными человеку сведущему.

Нижний – более для приверженцев исконных верований. Там в стилизованном солнечном круге некое древнеславянское божество. Какое – не вполне понятно, но определенно доброе. Добро это попирает зло в виде змея: обратите внимание, что нижние элементы этой доски несимметричны.

На селе и тем более в лесу нужным считалось уберечься в равной степени от верхнего (сглаз, оговор и пр.) и нижнего зла: ползучих гадов и лесной нечисти. Помочь в этом призваны были наличники с утяжеленным или тяжелым фартуком, по высоте равным или большим верхнего оберега. Пример верхней и нижней досок наличника-берегини с утяжеленным фартуком деревенского дома дан на рис. Расшифровать его можете попробовать самостоятельно.

Орнамент

Орнаменты наличников окон строятся обычно на основе т. наз. раппортов – самосопряженных в одном направлении элементов, образующих линейный бесшовный узор, слева на рис. Меняя размеры и количество раппортов, можно достаточно быстро разработать прорезной наличник на любое окно. Комбинируя всего 2-3 раппорта, возможно получить большое разнообразие узоров; трафареты нескольких видов полносопряженных раппортов даны справа на рис.

Раппорты узора не обязательно должны полностью сопрягаться друг с другом, это позволит сделать узор зрительно сложнее и эффектнее. Напр., узор верхнего ряда на след. рис. строится переворачиванием «вверх ногами» каждого последующего фрагмента относительно предыдущего. Раппорты остальных орнаментов на рис. сопряжены либо по ломаным, либо по кривым линиям (отмечено красным).

Примечание 5: оформление углов рамных наличников обычными для линий раппортов оконечными элементами нередко оказывается затруднительным, просто места на углу не хватает. На такой случай на след. рис. даны шаблоны равнобоких оконечников орнамента. Повернув на 45 градусов, из них можно строить и линейные орнаменты. Детали эти лучше всего выпиливать из фанеры, см. в конце.

Резьба

Если вы захотите сделать себе уникальные резные наличники, то главная трудность на этом пути – подбор инструмента. Помимо плоских стамесок на 5, 10, 16/18 и 24 мм (поз. А на рис.) понадобятся косые тех же ширин, но обязательно парами – правая и левая, поз. Б. Угловых стамесок достаточно будет 6, 12 и 18/24 мм на угол 90 градусов, поз. В.

Гораздо больше потребуется полукруглых стамесок, поз. Г: для начала 4, 8, 13 и 16 мм нормальных, с глубиной желоба, равной его ширине. 4 и 8-мм стамески нужны будут также глубокие, т. наз. U-образики, а 13 и 16-мм еще и отлогие.

Для тонкой художественной резьбы понадобятся еще изогнутые стамески-клюкарзы нормальные, отлогие и угловые на 60 градусов, поз. Д1, Д2, Д3. Для подушечной резьбы не обойтись без обратных клюкарз для сглаживания углов, поз. Д2а. Минимально необходимые типоразмеры отмечены на поз. Д красным.

Искать стамески для резьбы по дереву нужно в художественных магазинах, но покупать все первоначально необходимые вразброс обойдется очень дорого. Лучше сразу взять набор для резьбы по дереву, но не для тонкой скульптурной из 40-60 предметов (поз. Е), он не дешевле обойдется, а вам на первых порах просто непонятно будет, что большинством этих инструментов делать. Нужно брать набор для начинающих из 12-15 предметов, поз. Ж, к нему надо будет только прикупить ножи-косяки на 90 и 60 градусов (показаны стрелками на поз. Е). Инструментами из такого набора можно будет облагородить вырезные накладные элементы и выполнять довольно тонкую геометрическую резьбу, см. рис.:

Примечание: если у вас есть возможность воспользоваться ручной фрезерной машиной по дереву, то вырезной или прорезной наличники можно будет значительно улучшить зрительно, пустив по его краю фасонной фрезой фигурную фаску – калёвку, см. рис. справа.

Фанера

Самая дрянная упаковочная фанера после 2-кратной пропитки водно-полимерной эмульсией становится пригодной для художественной резьбы среднего уровня, а под покраской вододисперсионной краской и лакировкой акриловым лаком оказывается снаружи стойкой, как дуб. Но что еще важнее – прочность фанеры, в отличие от досок, практически равна по всем направлениям. Необходимая для наличника минимальная толщина в 30 мм это 5 слоев фанеры и 5 уровней художественного оформления наличника. Таким образом можно сделать наличники из фанеры, зрительно почти не уступающие шедеврам мастеров прошлого; сравните слева и в центре на рис.

Старинные резные наличники, современный фанерный наличник и лобзиковый станок для выпиливания из фанеры

Однако ручным лобзиком пилить столько фанеры долго и неточно получится, а столярный электролобзик для такого тонкого кружева недопустимо груб. Нужен лобзиковый станок, он же стационарный электролобзик, справа на рис. Фирменные лобзиковые станки стоят дорого, но не уступающие им можно сделать своими руками из ручного электролобзика (который от этого не портится и остается пригодным для основной работы), старой швейной машинки и др. способами, см. напр. след. видео.

Видео: самодельный лобзиковый станок для резьбы по дереву

Примечание: станки из швейных машинок самые безопасные и могут быть не электрифицированными, если машинка с ножным приводом. В таком случае частота ходов пилки и регулируется элементарно безо всякой электроники: надо только чаще или реже дрыгать ногами.