Институты государственной власти. Законодательная власть


1. Законодательная власть. Понятие парламента, его структура и полномочия.

2. Исполнительная власть. Понятие, полномочия и функции правительства.

3. Место судебной власти в системе органов государственной власти.

4. Глава государства. Место и роль президента в системе органов государственной власти.

5. Местное управление и самоуправление.

1. Законодательная власть. Понятие парламента, его структура и полномочия . Для решения проблемы злоупотребления властью служит теория и практика разделения властей. У истоков разработки этой концепции стоят французский философ Шарль Монтескье и английский философ Джон Локк. «Все погибло бы, – писал Ш. Монтескье в своем трактате «О духе законов», – если бы в одном и том же лице или учреждении… были соединены… три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц». В настоящее время принцип разделения государственной власти на три самостоятельные ветви закреплен в конституциях многих государств.

Конституцией Республики Беларусь также предусмотрено, что государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Ст. 6 содержит 4 универсальных элемента теории разделения властей. К ним относятся:

1) существование трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной;

2) относительная самостоятельность и независимость законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в пределах своих полномочий;

3) взаимодействие ветвей власти;

4) взаимное сдерживание и уравновешивание органов государственной власти.

Законодательная власть – это, прежде всего, один из видов государственной власти, который в единстве с другими ветвями власти является механизмом функционирования демократии. Законодательная власть представлена системой органов государства, имеющих и реализующих право на принятие законов. Она является институтом государственной власти, представляющей интересы социальных групп, общества в целом. Органы законодательной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Основным назначением этих органов является законодательная деятельность.

Как отмечает Д. Локк, «законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей». Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны.

Главенствующее положение законодательных органов в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости.

Основным институтом государственной власти, реализующим законодательную власть, является парламент. Парламент (от фр. Parler – говорить) – высший представительный коллегиальный орган государства. Парламент возник в Англии в 13 в., и в настоящее время существует в большинстве государств мира.

Общая характеристика парламента как института государственной власти предусматривает наделение парламента властными полномочиями. Обычно они закреплены в конституции государства в форме прерогатив, в рамках которых парламент вправе принимать политические решения. Важно и то, что любой парламент представляет собой собрание государственных деятелей, которые принимают только коллегиальные решения и несут за них коллегиальную ответственность.

Парламент является представительным органом, и данная характеристика означает, что хотя бы часть в него членов избрана народом и представляет его интересы. В ряде стран в законодательном органе состоят одновременно и выборные и назначаемые члены. Эти органы следует считать парламентами, даже если выборное начало в них отражено слабо. Например, в Брунее султан назначает 11 депутатов, и только 10 членов парламента избираются. В Великобритании власть в верней палате парламента вообще передается по наследству, и ее депутаты практически не несут ответственности перед избирателями.

Только законотворчеством деятельность парламента не ограничивается. В предмет его деятельности входят также утверждение бюджетов, принятие учредительных решений (о конституции, династии), представительство нации, государства (например, принятие присяги главы государства, выражение доверия правительству), участие во внешней политике (ратификация и денонсация международных договоров), решение вопроса о войне и мире.

Структура парламента достаточно сложна. Основным ее элементом является сама коллегия депутатов. Государственное право обычно требует, чтобы собрание депутатов было реально работающим органом. В частности, одним из условий принятия решений является присутствие определенного количества депутатов. В большинстве случаев это половина от общего количества членов палаты.

Многие парламенты, образуя единый орган, состоят не из одной, а из двух палат. Деление парламента на две палаты служит цели защиты избирателей от их собственных заблуждений, препятствуя превращению законодательного органа в выразителя сиюминутных интересов общества. Именно по этой причине сроки полномочий палат парламента различаются. Причем полномочия верхней палаты обычно длиннее нижней, что в купе с более консервативным составом позволяет принимать взвешенные решения, сдерживая возможный радикализм нижней палаты парламента.

Полномочия палат парламента неодинаковы. Если конституцией предусмотрена отставка правительства по решению парламента, если допускается досрочный роспуск депутатов, то эти решения, как правило, принимаются нижней палатой. Основную нагрузку в законодательной работе также несут нижние палаты парламентов, а верхние утверждают принятые решения.

В структуру парламента входят и его руководящие органы. Прежде всего, к ним относятся председатели (спикеры) парламентов или палат. Председатель руководит работой парламента и его беспристрастность является одним из важных обстоятельств, способствующих снижению накала парламентской борьбы.

В парламенте создаются постоянно действующие органы, обычно именуемые комиссиями, комитетами. В них принимают участие депутаты от различных партийных фракций, а также специалисты в соответствующей сфере. Как правило, комиссии, комитеты не имеют решающих полномочий. В целом их задача состоит в подготовке законопроектов решений, принимаемых парламентом. Парламентские комитеты и комиссии могут быть постоянными и временными. В большинстве стран постоянные комиссии создаются для выполнения законопроектной работы по заранее определенному кругу вопросов –бюджетные, военные, социально-экономические и прочие.

Частью парламента являются и партийные фракции. Их возглавляют партийные лидеры. Роль фракций в парламенте может быть весьма значительной. Именно крупнейшая фракция или группа фракций, образующая парламентское большинство, предварительно определяют кандидатуры правительства в парламентских республиках. За ними может быть закреплено и право законодательной инициативы.

Вспомогательную часть в структуре парламента представляют собой специальные, консультативные службы. В Республике Беларусь к таковым, например, относится Секретариат Палаты представителей Национального собрания.

Парламентом Беларуси в соответствии с Конституцией является Национальное собрание. Оно состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Депутаты Палаты представителей (всего 110) избираются в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по 8 членов Совета Республики, а также 8 членов назначает Президент.

Срок полномочий парламента – четыре года. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение премьер-министра. Полномочия обеих палат могут быть досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами парламента Конституции Республики Беларусь. Основным назначением парламента – Национального собрания Республики Беларусь – является его законодательная компетенция.

Палата представителей имеет следующие полномочия:

– рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

– рассматривает проекты законов по всем направлениям внутренней и внешней сфер деятельности страны; назначает выборы Президента;

– дает согласие Президенту на назначение премьер-министра, заслушивает доклад премьер-министра о программе деятельности правительства и одобряет или отклоняет программу, а отклонение программы означает выражение вотума недоверия правительству;

– рассматривает по инициативе премьер-министра вопрос о доверии правительству;

– принимает отставку Президента, выдвигает обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления.

Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов, отменяет решения местных Советов депутатов, рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, полной или частичной мобилизации.

Совет Республики обладает обширными полномочиями при решении кадровых вопросов. Он дает согласие на назначение Президентом высших должностных лиц, избирает 6 судей Конституционного Суда и 6 членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.

Любой законопроект вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики и окончательно подписывается Президентом. Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений, решения Совета Республики – в форме постановлений.

2. Исполнительная власть. Понятие, полномочия и функции правительства. Органы исполнительной власти (органы государственного управления) – это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества.

Органы исполнительной власти предназначены, в первую очередь, для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. На них возлагаются все ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.

В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер.

Существенные признаки исполнительной власти – это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и на всей территории государства. Этим они отличаются от законодательных и судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть, также, в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государственной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Среди них особая роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности, милиции (полиции). Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы сдержек и противовесов, эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной власти (через развитое законодательство – правовые законы), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль и конституционный надзор).

Исполнительная власть реализуется государством через правительство и его органы на местах. Правительство осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительство призвано обеспечивать охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство (президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат.

Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентарных актов (постановлений). Помимо собственно регламентарной власти правительство может иметь право на издание актов делегированного законодательства. Правительства (премьер-министры) большинства стран обладают правом законодательной инициативы и могут оказывать решающее воздействие на законодательный процесс.

За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет, как правило, солидарную политическую ответственность. Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и по общему правилу к его замене новым. Однако потерпевшее поражение правительство (в целях уравновешивания властей) может, не выходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента (нижней палаты) и проведе­нию внеочередных всеобщих выборов.

Таким образом, правительство – это коллегиальный орган исполнительной власти государства, осуществляющий всю полноту этой власти на соответствующей территории.

Правительством в Республике Беларусь является Совет Министров – коллегиальный центральный орган государственного управления, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед парламентом.

Конституция не содержит исчерпывающего перечня лиц, входящих в состав правительства. В соответствии со статьей 6 оно состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров, а также ряда руководителей республиканских органов управления. Количество членов Правительства определяется Президентом.

Формирование правительства осуществляется Главой государства, который самостоятелен в своем выборе. На практике Премьер-министр вносит на рассмотрение Президенту соответствующие кандидатуры. В Конституции Республики Беларусь срок полномочий правительства конкретно не определяется. В ней сказано, что оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, что приводит срок полномочий правительства к сроку полномочий Президента.

К исключительной компетенции Совета Министров относятся вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирование и использование государственных внебюджетных средств, проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь, основные направления ее внутренней и внешней политики.

Согласно закону для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров, в качестве постоянного его органа действует Президиум Совета Министров в составе Премьер-министра и его заместителей.

В статье 108 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Беларуси. Премьер-министр вправе в пределах своей компетенции издавать распоряжения. Постановления правительства должны соответствовать не только Конституции, законам и декретам, но и указам Президента Республики Беларусь. Постановления правительства могут отменяться указами Президента, а также признаваться не имеющими юридической силы полностью или частично Конституционным Судом. Национальное Собрание Республики Беларусь правом отмены актов Правительства не наделено, однако оно может обратиться с соответствующим предложением к Президенту либо в Конституционный Суд.

3. Место судебной власти в системе органов государственной власти. Судебная власть является третьей ветвью государственной власти, которая играет особую роль в механизме разделения властей. Эта власть призвана сдерживать законодательную и исполнительную, что является одним из условий обеспечения равновесия властей в государстве.

Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет право­судие. В этом гарантии и независимости суда, и прав и свобод граждан и государственности в целом. Важно, что суд не только реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, но и выступает как своеобразный арбитр в процессе законотворчества. Тем самым суд выступает в качестве «сдержки и противовеса» по отноше­нию к двум другим ветвям власти.

Основная функция судебной власти – правоохранительная, а важнейший способ ее реализации – правосудие, осуществляемое государственными органами в строго определенной процессуальной форме. Решения органов судебной власти общеобязательны, они имеют силу закона и обеспечены принудительным исполнением. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит исключительно судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями.

Вопросы борьбы с преступностью определены как приоритетные для всей системы правоохранительных органов, судов и прокуратуры, как их основная задача.

Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь (ст. 116). Конституционный Суд формируется на паритетной основе: 6 судей назначаются Президентом, 6 судей избирает Совет Республики. Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда – 11 лет.

Согласно статье 38 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат, а статья 9 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» предусматривает, что нормативные акты, признанные Конституционным Судом не соответствующими конституции, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом.

Конституционный Суд Республики Беларусь вправе вносить палатам парламента, Президенту, Совету Министров и в другие государственные органы предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменения и дополнения, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению.

Конституционный Суд Республики Беларусь не имеет права возбуждать дела по собственному усмотрению и по ходатайству граждан. Эта функция принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики Национального Собрания, Верховному Суду Республики Беларусь, Высшему Хозяйственному Суду Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь.

4. Глава государства. Место и роль президента в системе органов государственной власти . Институт главы государства встречается почти во всех политически организованных странах. Государственное право наделяет его многими функциями и полномочиями, прерогативами и привилегиями. Конкретный их набор зависит от статуса главы государства, формы правления.

Главой государства могут быть:

монарх, то есть суверенное лицо, законно властвующее по собственному праву и не связанное политической ответственностью;

президент, то есть выборное должностное лицо, законно властвующее в силу прямого или опосредованного народного доверия и ответственное перед народом;

коллегиальный орган со статусом президента. Например, в Швейцарии функции главы государства выполняет Федеральный совет, состоящий из семи равноправных членов. Они по очереди избираются на пост председателя (президента) сроком на один год. Государство Судан возглавляет Верховный совет. Коллегиальный орган (хунта) может стать во главе государства не только на законных основаниях, но и в силу узурпации;

несколько равноправных выборных должностных лиц, в совокупности возглавляющих государство. Так, в Сан-Марино учрежден сдвоенный институт главы государства – два равноправных капитан-регента.

Выполняя представительскую функцию во внутригосударственных отношениях, глава государства использует право обращении к нации, подписывает от имени государства соглашения с субъектами федерации и другие соглашения (например, по социально-политичес-ким вопросам с профсоюзами и партиями), решения о помиловании, награждениях и другие. Монархи и президенты, представляя свое государство, в некоторых странах назначают часть депутатского корпуса, то есть вводят в состав парламента депутатов, не связанных прямой ответственностью перед избирателями, но выражающих общегосударственный интерес. Кроме того, главы государств возбуждают судебное производство в конституционных и других судебных инстанциях. Главы государств (их представители) ведут правовые споры в интересах государства. Главы государств участвуют в формировании правительства, а также иных государственных органов, например судов. Монархи, президенты причастны к военной политике, к руководству вооруженными силами.

Кроме того, глава государства участвует в законодательном процессе (законодательная инициатива, назначение части депутатов, промульгация, т. е. подписание, введение в действие и опубликование решений парламента). С главой государства связана координация деятельности законодательных и административных органов – право созыва и роспуска парламента, проведения консультаций с руководителями палат и парламентских фракций, право обращаться с посланиями к парламенту. Эти права могут приобрести исключительное политическое значение. Так, если послание президента Конгрессу США представляет собой политическую программу, то обращение мексиканского президента не только выполняет роль законодательной инициативы, но и действует как предписание лидера господствующей партии парламентскому большинству.

Главе государства обычно приписывают роль символа единства нации и государства, его воспринимают как арбитра между различными политическими силами, партиями. Его считают гарантом устойчивости, территориальной целостности, безопасности государства, гражданской свободы.

Монарх представляет собой очень распространенную разновидность главы государства. В настоящее время в своих странах, включая государства, входящие в федеративные союзы, царствует около 40 коронованных особ. Как всякий глава государства, монарх наделен формальными или действительными полномочиями политического характера.

Правовое положение президента значительно скромнее, что не относится к его политическим полномочиям. Как правило, полномочия главы государства ограничены временем. Хотя и нужно иметь в виду, что должность президента может быть занята пожизненно лицом, о котором сделана соответствующая оговорка в основном законе. Но при любых условиях президентство не наследуется.

Институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления. В настоящее время должность президента существует более чем в 140 странах.

Институт президентства – изобретение западное. Сам термин «президент» происходит от латинского слова «praesidens », т. е. «сидящий впереди». В античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях. Термин «президент» начал употребляться только с конца XVIII в., когда был учрежден первый институт президентства в США.

Замещение президентской должности совершается на основании выборов, которые могут быть прямыми, косвенными или парламентскими. Вступление на пост президента и пребывание в этой должности обычно сопровождается рядом условий. Президент должен состоять в гражданстве, удовлетворять возрастному цензу, не может выполнять какую-либо оплачиваемую работу, быть депутатом, состоять на другой службе, участвовать в управлении объектами, приносящими доход, и вообще в коммерческой деятельности.

Как и монарх, глава республиканского государства обладает неприкосновенностью. Покушения на него могут быть квалифицированы как преступления, которые уголовный закон преследует более жестко, чем посягательства в отношении других граждан.

Президент – лицо ответственное. Однако режим его ответственности особый. Политическая ответственность главы республики весьма условна. Это ответственность перед избирателями. Причем выразить свое негативное отношение к политике президента избиратели могут, как правило, только на очередных выборах и лишь при условии, если президент будет повторно баллотироваться. Ответственность президента перед гражданами отражается на успехах его политической партии, которой избиратели могут отказать в поддержке, если посчитают деятельность главы государства неудачной.

Государственное право регулирует отношения, связанные с выбытием президента до истечения срока его полномочий. Оно может состояться в случае его смерти, отрешения от должности (импичмента), невозможности выполнения обязанностей главы государства.

Действующая редакция Конституции Республики Беларусь традиционную триаду властей также дополняет четвертой – президентской властью.

Согласно статье 79 Конституции Республики Беларусь Президент призван обеспечивать «взаимодействие органов государственной власти, осуществлять посредничество между органами государственной власти», т. е. взять ветви государственной власти под свой патронаж, сдерживать и уравновешивать последние, быть арбитром в спорах между ними. Эта тенденция – объективная реальность, присущая не только Беларуси, но и многим современным государствам.

Белорусский институт президентства в своей основе содержит французскую модель. Современное представление о президентстве основывается на отождествлении его с Главой государства.

Время отсчета нынешней системы государственной власти в Республике Беларусь правомерно вести с 1996 года, когда на республиканском референдуме был принят президентский вариант новой редакции Конституции с совершенно новой моделью государственного устройства и с функцией Главы государства.

Президент Республики Беларусь по Конституции занимает особое место в государственном механизме и системе разделения властей: в организационном отношении он самостоятелен (избирается народом), не включен ни в одну из ветвей власти и не несет политической ответственности перед ними.

Белорусская президентская модель власти имеет свою специфику при президентской системе правления, которая выражается в следующем:

– полномочия особого института президентской власти во всех сферах государственного управления;

– объединяет все власти для согласованного и эффективного функционирования;

– посредничество Президента выведено за сферу публичных властей и распространено на отношения органов государственной власти, государства и общества;

– президентские полномочия с точки зрения разделения властей не вписываются в классическую триаду власти и в Конституции выделены в отдельную главу.

Главные отличительные черты белорусской модели президентства, своеобразие белорусской концепции разделения властей заключается в признании президентской власти в качестве четвертой ветви власти, что, таким образом, отодвигает институт СМИ на место пятой власти в обществе.

Президентские полномочия, по существу, охватывают все направления организации и осуществления государственной власти и, тем самым, обеспечивают прямое влияние на формирование идеологии законодательной, судебной и, в особенности, исполнительной власти и госаппарата.

Кстати отметить, что идея о необходимой конституционности четвертой ветви власти отнюдь не белорусская. Ее родоначальником считается французский политический деятель Б. Констан (1767–1830), который разработал учение о четырех властях для пересмотра и развития представлений о разделении властей в конституционной монархии. Суть концепции в том, что три классические ветви власти следует дополнить еще одной, которая заботилась бы о бесконфликтном, согласованном функционировании других властей.

Наделение Президента Республики Беларусь таким «вневластным» статусом и объемом полномочий позволяет осуществлять конституционные функции по формированию основных направлений внутренней и внешней политики, защиты суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности, поддержки стабильности в государстве, гражданского мира, а также обеспечения единства государственной власти, устойчивого управления и согласованного функционирования ветвей власти.

Структурно-функциональное содержание института президентства в государственном механизме Беларуси также раскрывает роль Главы государства в формировании идеологии белорусского государства. В политической системе общества Президент Беларуси выполняет по Конституции следующие функции:

1) гарантийную. Президент – гарант самой Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, экономической и политической стабильности.

2) арбитражно-интегративную функцию как исходную из «вневластного» характера президентской власти. Конституция ставит Президента в качестве арбитра в отношениях между ветвями власти для согласованного взаимодействия, стабильного сотрудничества и единства, а не в качестве лица, сосредотачивающего в своих руках властные полномочия других ветвей власти.

Одной из форм реализации арбитражно-интегративной функции является Обращение Президента к народу, к избирательному электорату о проведении референдума по спорному вопросу или досрочному роспуску Парламента. Это позволяет цивилизованным путем решать конфликты между ветвями власти, которые могут возникать на основе двойной демократической легитимности, т. к. Президент и Парламент избираются на демократических выборах.

3) контрольную функцию. Она обеспечивается контрольными полномочиями Президента по Конституции или установленными им фактически: отчетность правительства, прямое подчинение ряда министерств и ведомств Главе государства, отмена нормативных актов правительства – в отношении исполнительной власти. В отношении Парламента и Суда – это фактически складывающиеся отношения, например, приостановление Президентом действия решений Советов, постановка вопроса перед Конституционным Судом о наличии фактов систематического и грубого нарушения Палатами Парламента Конституции. Всё это подтверждает реальный контроль Главы государства в управлении обществом.

Отметим особо и то, что роль Президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина выведена на один уровень с ролью гаранта всего конституционного строя.

5. Местное управление и самоуправление. Местное управление – это разновидность административной деятельности, предметом которой являются отношения локального характера, интересы местных сообществ (коммун, общин, территориальных коллективов), обеспечивающие некоторое сочетание местных интересов с государственными. Местное управление регулируют не только муниципальное и административное, но и государственное право. Оно определяет общие условия местного управления.

Для разграничения типов местного управления следует назвать следующие критерии: а) правовое положение территориальных сообществ граждан; б) состав интересов, осуществление которых возлагается на систему органов местного управления; в) средства контроля, которыми располагает государство в отношении территорий; г) условия формирования местных органов управления.

С учетом этих критериев выделяются четыре разновидности местного управления: федерализм, самоуправление, децентрализация и централизация. Следует заметить, что в одном государстве иногда существует несколько типов местного управления.

Местное самоуправление в Республике Беларусь является элементом конституционного строя, а также одной из форм осуществления власти народа. Это форма активного участия, организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц, на основе собственной материально-технической базы и привлеченных средств.

Согласно Конституции (ст.117), в Республике Беларусь существует система местного управления и самоуправления, включающая 4 элемента: местные Советы депутатов; исполнительные и распорядительные органы; органы территориального общественного самоуправления; местные референдумы, собрания и другие формы прямой демократии.

Система местного самоуправления включает также органы территориального самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и др. органы, в т. ч. единоличные). Местное самоуправление реализуется и через проведение местных референдумов, собраний граждан и иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.

Особо значимое место занимают местные выборные представительские сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы депутатов, которые составляют систему Советов в Республике Беларусь. Единство данной системы обеспечивается общностью правовых норм, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они решают в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории. По Конституции Республики Беларусь местные Советы депутатов избираются гражданами в административно-территориальных единицах сроком на 4 года.

В Республике Беларусь установлены 3 территориальных уровня Советов:

первичный – сельские, поселковые, городские (городские районного подчинения) Советы;

базовый – городские (городов областного подчинения) и районные Советы;

областной – областные Советы, Минский городской Совет.

В соответствии со статьей 12 Закона РБ «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» Советы депутатов являются основным звеном местного самоуправления и представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь. Они обеспечивают на своей территории согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

К исключительной компетенции местных Советов депутатов относят:

– утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

– установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

– определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

– назначение местных референдумов. Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Таким образом, институты государственной власти, реализуя возложенные на них функции, играют важнейшую роль в политической системе общества. Ветви власти не только реализуют государственную власть, но и являются выразителями интересов общества.

Особенно важным в этом направлении является деятельность парламента и президента, так как именно эти институты государственной власти избираются народом. Получая кредит доверия, эти органы должны стоять на страже конституционного порядка. Сложившаяся система институтов государственной власти, в каждом конкретном случае, становится маркером существующего баланса сил в той или иной политической системе.

Контрольные вопросы

1. Почему законодательная власть занимает важнейшее место в системе ветвей власти.

2. В чем особенности функционирования исполнительной власти?

3. Укажите функции судебной власти.

4. Выделите место Главы государства в системе органов власти.

5. Какова значимость органов местного управления?

В РФ госуд. власть осуществляют:

1. Президент РФ - Роль през-та в парламентских республиках сводится к согласованию действий трех ветвей власти- он выполняет ф-ции главы гос-ва. (Италия: формально у през-та большие полномочия, но на деле в соотв. с конституцией никакой акт през-та республики не действителен, если он не контр-ассигнован предложившими его министрами, которые за этот акт отвестсвенны. Акты имеющие силу закона контр-ассигнуются также представителем совета министров. Контр-ассигнатура- подпись министра).

В президенсткой республике президент не только глава гос-ва, но и глава исполн. власти (США: през-т США в своей деят-ти не подотчетен никаким органам, кабинет состоит из министров, которых назначает през-т, они ему подотчетны).

В России институт през-нта введен в марте 1991г.. Правовой статус през-та РФ- глава гос-ва. През-т РФ не входит непосредственно не в одну из ветвей власти, его роль опред. след.:

Гарант конс-ции РФ;

Гарант прав и свобод человека и гражданина;

Гарант госуд. целостности, незав-ти и суверенитета РФ;

Координатор деят-ти властных структур гос-ва;

Представитель РФ внутри страны и в междунар. отношениях.

2. Федер. собрание- парламент РФ - Федер. собрание- представит. и законодат. орган РФ. Федер. собрание- двухпалатный орган. Считается, что двухпал-ная структура отраж. федерат. устройство РФ. В состав совета федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта (1- исполн. власть, 1- представит. власть). Максим. Кол-во сенаторов: кол-во субъектов *2.

Осн. ф-ция Федер. собрания: ф-ция законод-ва, здесь основную роль играет госуд. дума. В нее вносится проект закона, проходит чтения, его приним. госуд. дума, затем совет федерации.

3. Правительство РФ - Предст-т исполнительную власть, явл-ся коллегиальным органом. В сост. прав-в входят рук-ли министерств и центр-х ведомств. В разл. странах прав-во называется: совет министров, кабинет мин-ров, федер. правит-во... Статус и роль прав-ва зависит от формы правления. Так же от формы правл-ия зависит и порядок формир-ия правит-ва: парламентский и внепарламентский. Парлам. способ исп-ся в странах с парлам-ой формой правления. В эт. случае правит-во формирует та полит. партия, кот. имеет больш-во мест в парламенте. Традиц-ый способ формиров-ия прав-ва закл-ся в: 1.Глава гос. назначает главу правит-ва (президент, королева...), 2.Глава правит-ва формир-т состав правит-ва и предл-ет его парламенту на утвержд-ие.

4. Суды РФ - Судебная власть – это право, возможность и способность спец. создаваемых гос. учреждений – судов оказывать воздействие на повед-ие людей и соц. процессы конкретно опред-ми юрид. мерами, установл. законами. 1.Только суды могут реал-ть суд-ую власть. 2. У этих гос. учрежд. существ-т присущ. только им способ возд-ия, а именно суд-ое разбирательство при принятии общеобязательного суд. решения. 3.Суды применяют конкретно определённые, зафикс-ые в законе средства возд-ия. Ф-ии суд. власти: 1.Правосудие, 2.Ограничение и контроль за деятельностью гос. органов по исполнению законов (сдерж-ие, уравновеш-ие 2х других ветвей власти), 3.Толкование правовых норм. Формой толкования права явл-ся реш. конституционного суда, руководящее разъяснение верховного суда, как правило имеют форму постановления, носят обязательный характер. 4.Официальное удостовер-ие фактов, имеющих юридическое значение (только суд мож. признать умершим чел-ка, кот. длит-ое время отсутствовал).

В соответствии с характером функций и полномочий институты государственной власти в странах с демократическими политическими режимами делятся на три относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную власть .

6.1. Законодательная власть: сущность, структура, полномочия

Высшим органом законодательной власти, представляющим народ как суверенный ее источник, является парламент.

Слово «парламент» и соответствующий ему орган власти впервые появились в Англии в 1265 г. Английское слово parliament происходит от латинского parlare – говорить.

Тем не менее, претендует на право называться родиной первого представительного и законодательного органа власти Исландия, где еще с IX в. представители викингов для обсуждения и решения своих вопросов собирались в особом месте – Альтинге. Такое название исландский парламент носит и поныне.

Высший законодательный и представительный орган власти имеет различные названия в разных государствах: в Великобритании и Италии – парламент, в США – конгресс, в Израиле – кнессет, в Беларуси и многих других странах – Национальное собрание, в России – Федеральное собрание, в Германии – Бундестаг и т. д. Слово «парламент» принято употреблять для обозначения высшего представительного и законодательного органа власти любого современного демократического государства.

Все парламенты выполняют четыре основные функции:

Рис. 7. Функции парламента

Законодательная функция парламента реализуется в законодательном процессе, который включает четыре стадии:

    законодательную инициативу;

    обсуждение законопроекта;

    принятие законопроекта;

    промульгацию (утверждение) законопроекта.

Правом законодательной инициативы, то есть выдвижения на рассмотрение парламента, имеющего юридическую форму проекта закона, обладают все депутаты парламента, глава государства, правительство, большие (в несколько десятков или сотен тысяч) группы граждан путем сбора подписей. В соответствии со статьей 97 действующей Конституции Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания рассматривает проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию и о толковании Конституции по инициативе не менее 150 тысяч граждан Беларуси, обладающих избирательным правом.

Обсуждение законопроекта происходит в ходе чтений. На первом чтении он выносится на рассмотрение и отдается в парламентские комиссии. Их замечания, предложения и дополнения рассматриваются на заседании парламента во втором чтении. После внесения изменений происходит постатейное обсуждение законопроекта в третьем чтении.

Промульгация (от англ. promulgation – обнародование, опубликование) – это вступление закона в силу после подписания его главой государства и официального опубликования. В президентских и смешанных республиках глава государства имеет право вернуть проект закона после его принятия депутатами в парламент для дополнительной переработки.

Парламентам в демократических государствах принадлежит исключительное право в осуществлении важнейших экономических функций государства: утверждению доходов и расходов средств государственного бюджета, принятию законодательных актов, регулирующих хозяйственную деятельность, установлению видов и размеров общегосударственных налогов и сборов, ратификации межгосударственных экономических договоров и соглашений.

Поскольку законодательными актами и конституциями государств по-разному определяются место, роль и структура парламентов, их принято классифицировать по структуре и устройству высшей государственной власти.

По структуре парламенты делятся на однопалатные и двухпалатные, включающие верхнюю и нижнюю палаты.

Нижние палаты формируются, как правило, путем всенародного избрания депутатов избирателями, проживающими в определенном округе. Верхние палаты образуются по-разному: палата лордов в Великобритании – по принципу наследования, в Канаде – по принципу назначения главой государства, в США, Италии, Индии – по принципу всенародного избрания.

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – состоит из нижней палаты - Палаты представителей и верхней – Совета Республики. Депутаты Палаты представителей избираются всеобщим, прямым, тайным голосованием. В нижнюю палату входят 110 депутатов, в верхнюю – 64 члена Совета Республики. Верхняя палата – Совет Республики – формируется по принципу территориального представительства (по 8 членов от каждой области и г.Минска избирают депутаты местных советов базового уровня каждой области и Минского городского совета, 8 членов назначает Президент).

Необходимость верхней палаты диктуется тем, чтобы более эффективно представлять интересы субъектов федерации (в федеративных государствах), а также служить противовесом и сдерживающим фактором в случаях принятия не совсем продуманных решений нижней палатой, как в федеративных, так и в унитарных государствах.

По устройству высшей государственной власти и степени властных полномочий парламенты делятся на четыре группы.

1. Парламенты ответственного правления , характерные для парламентских республик и монархий, в которых парламенты имеют право утверждать состав правительств и отправлять их в отставку (Великобритания, Испания, Италия и др.).

2. Парламенты президентского правления , не имеющие права распускать правительства (США, Мексика и др.).

3. Парламенты смешанного правления , имеющие право отправлять в отставку правительства, но и президент имеет право роспуска парламента (Франция, Финляндия, Россия и др.). Согласно статье 97 Конституции Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания может выразить вотум недоверия Правительству Республики Беларусь.

4. Консультативные (или совещательные) парламенты , не обладающие реальными властными полномочиями, которые иногда созываются с целью выяснения общественного мнения в ряде исламских стран (Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты). В таких странах, как КНДР, Куба, КНР, Вьетнам, парламенты избираются народом, но созываются на 2–3 дня в году для формального утверждения подготовленных партийно-государственным аппаратом законов и решений. Подобный фактический статус имел Верховный Совет СССР до 1989 г.

В целях упорядочения и повышения эффективности работы парламентов им придается внутренняя структура.

Руководство парламента представлено председателем (спикером, от англ. to speak – говорить) и его заместителями (вице-спикерами), которые обычно избираются депутатами на весь срок полномочий парламента. Председатель парламента представляет его во взаимоотношениях с другими органами государственной власти и на международной арене, определяет очередность рассмотрения вопросов, ведет заседания парламента, распоряжается парламентским бюджетом, принимает на работу служащих и технический персонал и руководит ими.

В каждой из палат из состава депутатов создаются парламентские комиссии (комитеты) во главе с председателями. Постоянные комиссии отвечают за определенные направления деятельности парламента и занимаются разработкой законопроектов или анализом и доработкой поступивших законодательных инициатив. В числе таких комиссий – комиссии по бюджету, по международным делам, по науке, образованию и культуре и т. д. Временные парламентские комиссии создаются для выполнения какой-либо конкретной задачи, например, по расследованию серьезных инцидентов.

Постоянные парламентские комиссии играют существенную роль в предварительном обсуждении законопроектов, во многих странах без положительного заключения комиссии законопроекты даже не выносятся на голосование в парламенте.

Из состава депутатов парламента формируются фракции (от лат. fractus – разбитый), которые объединяют депутатов, принадлежащих к определенной политической партии и движению, либо сходных во взглядах на решение комплекса каких-либо проблем. Фракции получают официальный статус в парламенте, имеют право на представительство в руководящих органах парламента (руководители фракций могут быть вице-спикерами, т.е заместителями председателя парламента), с ними консультируется председатель парламента по вопросам его деятельности. В некоторых странах депутатские фракции называются депутатскими группами или клубами.

На деятельность парламентов многих стран мира активно воздействуют так называемые лобби (от англ. lobby – вестибюль, кулуары, прогулочная комната, примыкающая к помещениям, где заседают органы законодательной власти) – отдельные люди или группы, которые на основе тайных соглашений определенных сил с депутатами вне парламента добиваются принятия (как правило, небескорыстно для себя и законодателей) выгодных политических решений, законопроектов. Влиянию лоббистов подвергаются также чиновники, относящиеся и к другим ветвям и уровням государственной власти. Хотя в строгом смысле лобби существуют вне органов государственной власти, тем не менее их нередко отождествляют с конкретными группами депутатов и чиновников, проводящих определенные интересы.

Причины лоббизма коренятся в наличии персональных, этнических, родственных, конфессиональных и иных связей между законодателями и определенными деятелями и силами, возможности и соблазне для законодателей и чиновников использовать свою близость к властным полномочиям для личной выгоды материального и иного характера. Лоббизм в зависимости от характера его субъектов предстает в различных формах:

Региональный лоббизм – проведение интересов определенных территорий (например, севера и юга Киргизии, запада и востока Украины, южных штатов США и т.д.);

Социальный лоббизм – поддержка законопроектов, выгодных конкретным социальным группам и общностям (предпринимателям, рабочим, крестьянам, женщинам и т.п.);

Религиозный лоббизм – отстаивание интересов религиозных конфессий;

Этнический лоббизм - поддержка принятия политических решений, выгодных отдельным народностям, этническим общностям;

Экономический лоббизм – создание благоприятной правовой среды для определенных предприятий, отраслей, корпораций, монополий;

Иностранный лоббизм – проталкивание решений, отражающих интересы иностранных государств на территории и во внешнеполитической деятельности страны, гражданами которой являются завербованные лобби депутаты и чиновники;

Семейно-клановый лоббизм – законодательная и властная поддержка определенных семейств и кланов. Этот вид лоббизма в наибольшей степени характерен для стран с устойчивыми традициями родоплеменных отношений, но встречается и в развитых странах (в США существовали лобби кланов Рузвельтов, Кеннеди, Бушей и т.д.).

Лоббизм как явление политической жизни может быть оценен двояко. С одной стороны, он позволяет лучше выявить и воплотить в работе ветвей власти все многообразие интересов в обществе. С другой, во многих случаях он сопровождается подкупом, шантажом, стремлением во что бы то ни стало добиться принятия выгодных отдельным лицам и силам решений незаконно и в ущерб другим.

Депутаты парламентов большинства стран имеют парламентские привилегии. К ним относятся следующие:

    иммунитет (от лат. immunitas – освобождение от общественных повинностей, льгота), – депутатская неприкосновенность, которая предполагает, что депутат не может быть привлечен к административной и уголовной ответственности без санкции парламента;

    индемнитет (от англ. indemnity – компенсация, возмещение) – освобождение депутата от ответственности за содержание своих выступлений в парламенте и за результаты тех мероприятий, которые он поддерживал голосованием.

Государственный аппарат включает следующие основные элементы: органы представительной власти (центральные и местные), исполнительно-распорядительные органы (министерства, местные органы исполнительной власти), органы прокуратуры, суд, органы охраны общественного порядка (милиция, полиция), органы защиты государственной безопасности, органы государственного контроля, вооруженные силы.

Парламент - высший законодательный орган в государстве, выбираемый гражданами и представляющий их интересы. Основные функции парламента:

  • - законодательная,
  • - представительство интересов граждан.

В круг полномочий парламента также входят: а) утверждение государственного бюджета и отчета о его выполнении, б) участие в формировании правительства и контроль за его деятельностью, в) определение внешнеполитического курса государства и др.

Структура: парламент бывает двухпалатным (одна палата обычно представляет в равной степени всех граждан, другая - территориальные или национально-территориальные общности); и однопалатным, предполагающим этническую и социально-культурную однородность общества. Порядок формирования парламента зависит от его структуры.

В нашем государстве парламент называется Национальным собранием Республики Беларусь и состоит из двух палат - Совета Республики и Палаты представителей. Совет Республики (верхняя палата) формируется по принципу территориального представительства (по восемь человек от каждой области и города Минска и еще восемь членов палаты назначаются Президентом Республики Беларусь). Палата представителей избирается гражданами Республики Беларусь.

Руководитель нижней палаты или однопалатных парламентов (по традиции его называют спикером) в большинстве случаев избирается депутатами из своего состава. Должность председателя верхней палаты в разных странах занимается по-разному. В нашей стране оба руководителя - из своего состава. Важными элементами в структуре палат являются комиссии (комитеты), образованные депутатами для решения законотворческих и других задач. Комиссии парламента бывают временными и постоянными. Объединения депутатов по партийной принадлежности называются фракциями. Фракция имеет свое руководство.

Правительство (вместе с администрацией Президента) образует исполнительную власть. Правительство - это государственный институт, система управления, обладающая правом монопольного использования физического принуждения для проведения в жизнь законов и обычаев на территории данной страны. Исполняет основные политические решения, принятые законодательной властью; может само принимать политические решения (в рамках своих полномочий, определенных конституцией и законами); руководит государством. Основные функции правительства:

  • - обеспечение безопасности страны и защита прав граждан;
  • - разработка программы социально-экономического развития страны;
  • - формирование государственного бюджета;
  • - разработка и финансирование инвестиционных программ;
  • - кадровая политика;
  • - участие в законодательной деятельности (законодательная инициатива, издание нормативно-правовых актов, разработка законопроектов);
  • - ведение международных переговоров и заключение договоров, осуществление связей с международными организациями.

Институты государственной власти – это социальные образования, связанные с осуществлением власти и управлением обществом. К институтам государственной власти в современном обществе относятся парламент, правительство, глава государства (институт президентства), система судов, а также органы местного управления и самоуправления.
Парламент является высшим представительным и законодательным органом государственной власти и управления, формируемый, как правило, на выборной основе.
Непосредственную реализацию правовых норм, принятых парламентом, осуществляют институты исполнительной власти – правительство.
В системе институтов исполнительной власти высока роль органов местного управления и самоуправления.
Исключительное право осуществлять правосудие принадлежит институтам судебной власти – система судов, включающая общие и специальные суды. Институты государственной власти составляют единую систему, обладают различными полномочиями и имеют самостоятельную сферу деятельности. Они тесно взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления задач, стоящих перед государством.
Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Обязательность же соблюдения населением юри­дических норм обеспечивается деятельностью исполнительно-распорядительных государственных органов, судов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит из отрядов людей, намеренно для этой цели организованных и имеющих соответствующие материальные средства.
Как видно, механизм организации государственной власти имеет институциональный характер, т. е. власть правящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных органов, институтов. Систему таких институтов в политической и правовой науке принято называть органами государственной власти и управления. Структура этой системы чрезвычайно сложна. Основными ее элементами являются институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, имеющие в различных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, а также вооруженные силы. Посредством этих органов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения.
Вследствие своего проявления в форме организационных учреждений, подчиняющихся установленным правилам и нормам деятельности, государственная власть в каждой стране обладает специфической определенностью и относительной устойчивостью. Это означает, что облик того или иного государства определяют не столько конкретные политики, сколько особенности устройства и функционирования его властных институтов.
Наконец, государство представляет собой суверенную организацию власти, т.е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная, независимая власть. Это означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого другого учреждения, расположенного на территории данной страны. В международных отношениях суверенитет государства выражается в том, что его органы власти юридически не обязаны выполнять приказы, веления других государств.