Политическая культура в современной россии. Особенности российской политической культуры

Особенности российской политической культуры

Современную политическую культуру нашего общества мож­но рассматривать в трех ракурсах: 1) выявление истоков ее воз­никновения, анализ прошлого политического опыта, традиций, мен­талитета; 2) изучение ее современной структуры, определение цен­ностных ориентиров, выявление проблем формирования и воздей­ствия на общество; 3) обозначение тенденций и приоритетов раз­вития политической культуры, определение ее места и роли в ми­ровой цивилизации.

1. Политическая культура нашей страны в историческом пла­не весьма уникальна и самобытна. Для нее характерно наличие множества субкультур, обусловленное географическими, этничес­кими и конфессиональными факторами. В качестве основопола­гающих ценностей прошлого политического развития до нас дош­ли идеи самодержавной государственности, позволяющей существо­вать и развиваться различным регионам, народам и национальным общностям. На протяжении многих веков существовало центра­лизованное Российское государство, которое, по сути, предопреде­ляло политическое развитие общества и индивида.

Характерным для нашей истории было слияние с государ­ством церкви, которая являлась элементом государственности. Пра­вославная церковь сыграла значительную роль в формировании многонациональной Российской империи и того духа соборности, русского мессианства, который стал неотъемлемой чертой полити­ческого мышления того времени.

Особый отпечаток на политическую жизнь, культуру нало­жила коллективная форма общежития русского крестьянства - община, препятствовавшая становлению индивидуального начала в хозяйственной и духовной жизни.

В 60-е гг. XIX в. в стране возникают благоприятные условия для развития политической культуры. Было ликвидировано кре­постное право, началось формирование новых социальных сил: буржуазии и разночинной интеллигенции, осуществлялась масш­табная правовая реформа. Однако революция 1917 г. остановила данный процесс.

Большевики взяли курс на построение тоталитарного госу­дарства. Огосударствление всех сфер жизнедеятельности обще­ства было доведено до предела. Политическая культура приобре­ла сугубо авторитарный, этатистский характер. Роль и функции, которые в обосновании русской государственности выполняло православие, перешли к марксизму-ленинизму, ставшему единствен­ной и безраздельно господствующей государственной идеологией- Интересы отдельной личности полностью подчинялись интересам государства. Советская правовая система в целом базировалась на идее обязательства человека перед государством. Роль закона была сведена практически на нет, так как принципиальные поло­жения устанавливались партийными директивами, а конкретные вопросы правовой регламентации разрешались в ведомственных нормативных актах органов управления.

С середины 50-х гг. в стране начались процессы либерализа­ции, приведшие в конечном счете к распаду СССР и изменению основополагающих ценностных ориентиров и стандартов поведе­ния, лежащих ранее в основе российской государственности.

2. Формирование новой политической культуры в ее систем­ном виде фактически началось с принятия 12 декабря 1993 г. Кон­ституции Российской Федерации. Процесс этот сложный и болез­ненный, связанный с ломкой стереотипов, приобретением новых качеств, и все это на фоне социально-экономического и духовно- нравственного кризиса. Низкий уровень политической культуры объясняется не только идеологическими факторами, но и отсут­ствием опыта демократического участия в управлении и принятии политических решений, поскольку многие институты гражданско­го общества находятся в процессе становления.

Сегодня, как и многие годы назад, политическая культура России страдает антиномичностью, так как каждый базовый ее элемент имеет свою антитезу (этатизм и анархизм, боязнь власти и нарушения законов, верноподданичество и крайний радикализм). Она является внутренне противоречивой, ибо наряду с сохраняю­щимися ценностями общинного коллективизма, групповой спра­ведливости устанавливаются нормы, ориентирующие на развитие индивидуальной творческой, предпринимательской инициативы и активности. Характерными чертами российской политической куль­туры являются ориентация значительной части населения на лич­ности политических деятелей, кампанейский подход к решению политических проблем, склонность к несанкционированным фор­мам политического протеста.

3. События последних лет, в частности становление правовой системы, развитие федерализма, совершенствование законо-твор- ческого процесса, поиски компромисса между законодательной и исполнительной властью, функционирование многопартийной си­стемы и другие позитивные элементы, позволяют сделать оптими­стический прогноз развития политической культуры в России. Здесь важно отметить, что в ряду важнейших направлений в этом плане должны стать последовательное укрепление индивидуальной и общественной духовной свободы, создание реальных механизмов для проявления гражданской политической активности людей, вовлечение их в управление государством и контроль за его дея­тельностью.

Говоря о специфических и самобытных чертах российской политической культуры, нельзя забывать о достижениях мировой цивилизации. Необходимо шире и интенсивнее использовать по­литический опыт, накопленный как внутри страны, так и вне ее. Перспективы развития российского общества зависят от достиже­ния органического сочетания рыночной экономики, политической демократии, исторических традиций государственности, гуманис­тических естественно-правовых начал.

На содержание и уровень развития современной политической культуры российского общества значительное влияние оказывают следующие процессы: радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию различных групп населения из ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований; изменение и усложнение социальной структуры общества, появление в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности; переоценка на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.

Все эти процессы диктуют необходимость серьезной модификации мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров людей, т.е. всех компонентов политической культуры. Свое предназначение в качестве инструмента консолидации об­щества и его переустройства политическая культура может выпол­нить лишь при условии преодоления конфронтационности различных направлений в ней, при условии их взаимодействия на основе общей объединяю­щей идеи, поиски которой сегодня активно предпринимаются всеми политическими силами в нашей стране.

До 1980-х годов во взглядах на российскую политическую культуру господствовала монистическая модель. Возникновение и существование тоталитарной политической культуры связывалось с национальной культурной спецификой, уходящей корнями в глубокую древность, которая обусловила особен­ности российского общественного устройства: сначала абсолютизм, затем социалистический строй. Предметом исследования являлись взаимодействие государства и общества, традиционное отношение к власти, формы протестного поведения.

Формирование новой политической культуры – длительный процесс. Он зависит от нескольких факторов: динамики смены поколений; характера политической социализации молодежных групп; направления и темпов развития новых экономических и политических отношений в стране; целенаправленного формирования политической культуры, соответствующей демократической политической системе.

Происходящие политико-культурные изменения дают основания полагать, что в современной России формируется гражданская культура, которая будет носить смешанный, более или менее сбалансированный характер. Это объясняется наличием трех источников:

первый – современная отечественная политическая практика, реализуемая в нормативных актах и в неформализованных обычаях; второй – зарубежный опыт и политическая культура, главным образом западная. Сегодня заимствование и освоение европейско-американских образцов идет хаотично и бессистемно. Время будет корректировать этот процесс, но, скорее всего, Запад и впредь останется для России источником формирования гражданской культуры; третий – национальная традиция. Политическая культура российского общества, обладающего многовековыми традициями, развивается на основе преемственности. При всех видимых отличиях советской политической культуры от дореволюционной первая наследовала второй. Более того, некоторые элементы советской культуры были измененной формой традиционной культуры, адаптированной к условиям XX в.

Традиционное и индустриальное общества дали современному миру два основных типа политической культуры: тоталитарный и демократический.

Для тоталитарного типа советского периода характерны: унифицированность политического сознания и поведения, жесткость предписаний со стороны государства, расхождение слова и дела, как у политической элиты, так и у рядовых граждан. Демократическая политическая культура предполагает плюрализм политических субъектов, мнений, установок, типов поведения. Она включает в себя толерантность, означающую не просто терпимость к чему-то или кому-то иному, но и готовность взаимодействовать с оппонентом.

Переходное состояние российского общества определяет и переходный характер политической культуры в нем, наличие элементов тоталитарной культуры и демократической. Часто применительно к политической культуре постсоветской России используется термин «авторитарно-коллективистская».

В России существуют все типы политической культуры и ее субкультур: патриархальная, подданническая, активистская. Однако доминируют патриархально-подданническая и подданническо-активистская.

В результате воздействия множества факторов как исторического, так и современного плана политическая культура современного российского общества внутренне противоречива. В ней представлено множество субкультур – авторитарная и демократическая, элитарная (политической элиты, чиновничества) и массовая (рядовых граждан), либеральная и консервативная, социалистическая и буржуазная и т.д. Своя субкультура присуща каждой социальной группе: молодежи и пенсионерам, предпринимателям и маргиналам, рабочим и интеллигенции.

Особо следует отметить то обстоятельство, что в России политическая культура носит фрагментный характер – различные группы общества вырабатывают разные модели культурного развития. Существует четыре основных типа:

1) связанный с природно-географическими различиями регионов России, которые порождают экономические различия;

2) связанный с языковыми и этническими особенностями;

3) социально-экономическая субкультура, связанная с различиями в стиле жизни наряду со спецификой интересов;

4) религиозная субкультура, возникающая в том случае, когда религия выступает в качестве всепронизывающей культурной субстанции.

Однако особенность современного этапа развития политической культуры российского общества состоит не столько в разнообразии субкультур, сколько в том, что значительное их число охвачено скрытой или явной борьбой, находится в конфронтации друг с другом. Основными линиями конфликтов выступают демократизм/авторитаризм, социализм/капитализм, централизм/регионализм, глобализм/изоляционизм, анархизм/этатизм и т.д. Многообразие таких линий свидетельствует об отсутствии полити­ческого базового консенсуса, общенационального согласия, в конечном итоге о болезненном разладе между различными социальными группами, ставящими под сомнение успешность реформирования общества, социальную и политическую стабильность в нем.

Особенностями политической культуры современного российского общества являются:

1) отсутствие устойчивой традиции участия основной массы населения в политической жизни;

2) политическая инфантильность значительной части населения, доверчивость;

3) беззаконие и произвол властей в центре и на местах при проведении политических акций;

4) слабость политических партий и движений;

5) раскол общества на два враждебных лагеря, два типа сознания и политической культуры;

6) неприятие западных традиций.

Таким образом, политическая культура современного российского общества находится в состоянии своего становления, испытывая серьезное воздействие со стороны геополитических и исторических факторов и радикальных преобразований, происходящих сегод­ня в обществе. Специфика, обусловленная своеобразием исторического развития, позволяет гово­рить об особом генотипе российской политической культуры.

33. Современные политико-идеологические доктрины: понятие, структура и роль в обществе. + 34 также

Несмотря на многообразие политических доктрин, все современные политические доктрины можно разделить на:

  • политическая доктрина социализма;
  • политическая доктрина либерализма;
  • политическая доктрина марксизма;
  • политическая доктрина фашизма;

Доктрины перечислены в порядке их возникновения, тоне четкого оформления (как мировоззрения они существовали всегда), например, политическая доктрина либерализма - политическая доктрина Нового времени.

Социали́зм - экономическая, социально-политическая система социального равенства, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества; важнейшей категорией, которая отличается от коммунистической идеологии тем, что сохраняется собственность на свои результаты труда у членов общества на все времена развития общества и отсутствует присвоение результатов чужого труда, является общественная собственность на территориальное, интеллектуальное пространство и пространство производства продуктов (т.е. общественную собственность), но при этом основополагающими являются Индивидуальная собственность и групповая собственность (трудовых коллективов – тех кто производит продукт) на средства производства продукта, но и при этом природные, т.е. общественные средства производства именно арендуются у общества.Основные черты, которыми определяется социализм у различных мыслителей:

  • Уничтожение или ограничение частной собственности;
  • Всеобщее равенство;

В качестве путей достижения справедливости разными мыслителями предлагалось, например:

  • упразднение частной собственности при сохранении личной
  • замена капиталистических предприятий кооперативами
  • создание коммун, внутри которых всё будет общим (социалисты-утописты)
  • создание государственной системы социального обеспечения

Либерализм - философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью. Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают признание:

  • данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав;
  • равноправия и равенства перед законом;
  • рыночной экономики;
  • ответственности правительства и прозрачности государственной власти.

Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан.

Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение.

Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия.

Марксизм - философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма/социал-демократии. Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения :

  • учение о прибавочной стоимости,
  • материалистическое понимание истории (исторический материализм)
  • учение о диктатуре пролетариата .

Часто принято разделять:

  • Марксизм как философское учение (диалектический и исторический материализм);
  • Марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции в экономике, социологии, политологии и других науках;
  • Марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества;

Фашизм - политологический термин, который является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, идеологий, и возглавляемых ими политических режимов диктаторского типа. Основными характеристиками фашизма являются:

  • ультраправая политика - антикоммунизм
  • традиционализм,
  • радикальный национализм,
  • этатизм,
  • корпоративизм,
  • элементы популизма,
  • милитаризм,
  • часто - вождизм,
  • декларирование опоры на широкие слои населения, не относящиеся к правящим классам.

Для фашистских государств характерно усиление регулирующей роли государства как в экономике, так и в идеологии: корпоратизация государства посредством создания системы массовых организаций и социальных объединений, насильственные методы подавления инакомыслия, неприятие принципов экономического и политического либерализма, открытый террор против рабочего движения.

По мнению И. В. Мазурова, как государственная система правления, фашизм - это не авторитаризм, а тоталитаризм, между которыми существенная разница.

35. Исторические этапы развития и современное состояние мировой политики . (скудноватый материал весьма-весьма=()

Международная или мировая политика является ядром международных отношений.

Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.

Мировая политика

1. Как научное направление возникла во второй половине ХХ столетия, главным образом в рамках неолиберальной теоретической традиции.

2. Её истоки уходят в исследования международных организаций, международных политико-экономических процессов, политологии (в первую очередь сравнительной), теоретических исследований международных отношений.

3. Занимается проблемами современного состояния, а также тенденциями развития мировой политической системы.

4. В качестве участников международного взаимодействия рассматривает не только государства (которые признаёт в качестве главных акторов) и межправительственные организации, но и негосударственных акторов (неправительственные организации, ТНК, внутригосударственные регионы и т.п.)

5. Рассматривает международные проблемы во взаимосвязи друг с другом и в едином общемировом контексте.

6. Не делает резкого противопоставления между внутренней и внешней политикой

В период между двумя мировыми войнами в США окончательно оформляется подход исследования международной политики, обозначенный как либерализм . Другое название этой школы - идеализм . Исходной идеей этого направления является убеждение в том, что все международные отношения можно регулировать с помощью морально-этических и правовых норм. Целью международной политики государств должно стать достижение мира. Войны и конфликты , согласно этому подходу, можно преодолеть посредством распространения ценностей демократии, создания системы коллективной безопасности, действующей по принципу "один за всех и все за одного". Большая роль при этом отводится международным организациям, способствующим развитию взаимовыгодного сотрудничества и обмена между странами и выполняющим функции миротворчества. После первой мировой войны эту модель международных отношений пытался воплотить в жизнь американский президент В. Вильсон, разработавший программу создания Лиги наций. Позже эта традиция нашла воплощение в деятельности президентов США Д. Картера и Дж. Буша-старшего 2 . Идея коллективной безопасности присутствовала и во внешнеполитической доктрине СССР 70-80-х гг.
Процессы глобализации возродили интерес к идеализму в форме неолиберализма , который признает, что, наряду с государством, участниками мировой политики могут быть транснациональные корпорации, финансовые группы и неправительственные общественные организации.
Основным оппонентом "либерализма" выступает школа политического реализма . Она стала доминирующим подходом в годы холодной войны и не потеряла значения и сегодня. Теоретические истоки этого подхода восходят к идеям Н. Макиавелли и Т. Гоббса, которые рассматривали политику как преобладание силы. Но задолго до них смысл подобного понимания взаимоотношений между народами выразил древнегреческий историк Фукидид в известной формуле "сильные делают то, что им позволяет их мощь, а слабые принимают то, что они должны принимать".

  • 6. Авторитаризм как политический режим.
  • 7. Политическая психология, ее сущность и основные особенности
  • 9. Политические учения мыслителей нового времени.
  • 10. Политическое сознание, его сущность и структура.
  • 11.Место политология в системе общественных наук
  • 12.Политические воззрения эпохи возрождения.
  • 13.Политическое воззрение европейских мыслителей 19 - 20вв
  • 14.Политические мыслители Античности.
  • 15. Демократия, его сущность и признаки.
  • 16.Понятие политической идеологии, Ее специфика и функции.
  • 17. Политический режим и его разновидности.
  • 18. Понятие, структура и функции пол. Культуры. Пол. Субкультуры.
  • 19. Группы интересов, их сущность и основные хар-ки. Специфика деятельности групп интересов в современной России.
  • 20.Пол. Воззрение французских просветителей 19в.
  • 21. Классическая концепция элит
  • 22. Пол. Гос-во как форма институализации власти. Теория легитимации господства Вебера.
  • 23.Современые концепции и типологии пол. Элит.
  • 24.Понятие пол. Элиты. Типология элит и системы рекрутирования.
  • 25.Пол. Идеи Средневековья.
  • 26. Понятие и основные принципы правового гос-ва.
  • 28.Политические взгляды просветителей 18в.
  • 29. Концепции прав человека: историческая и современная интерпретации
  • 31.Избирательная система: сущность и основные компоненты.
  • 32. Типы пол. Культуры. Особенности пол. Культуры.
  • 34. Русская пол. Мысль 19 – 20вв.
  • 36.Основные права личности и специфика реализации в современной России.
  • 37.Сущность и структура пол. Процесса.
  • 38. Современная политическая идеология: консерватизм, либерализм, социализм.
  • 39. Политическое участие и его основные формы.
  • 40. Пол. Власть, ее сущность, структура и основные особенности.
  • 41.Пол. Партия, ее сущность и ее структура и функции. Типологии пол. Партий.
  • 42. Пол. Социализация личности, ее этапы и основные типы.
  • 44.Типы пол. Лидеров и их функций. Современные тенденции развития пол. Лидерства.
  • 45.Пол. Лидерство и пол. Маркетинг.
  • 46. Государство его сущность, признаки и функции.
  • 47. Сущность и разновидность партийной системы.. Становление однопартийности в современной России.
  • 48. Избирательная кампания и ее основные этапы.
  • 49.Финамика пол. Процесса.
  • 50.Устройство современного государства:формы правления и формы территориального устройства. Государственное устройство России.
  • 51. Принцип разделения властей, его смысл и значение.
  • 52. Основные типы избирательной системы.
  • 45. Политич. Лидерство и политич. Маркетинг.
  • 46. Государство, его сущность, признаки и функции.
  • 32. Типы политической культуры. Особенности российской политической культуры.
  • 32. Типы политической культуры. Особенности российской политической культуры.

    Политическая культура - это совокупность средств, каналов, моделей поведения, через которые осуществляется вхождение человека в политику и его деятельность в ней. Её основное назначение заключается не в отстранении, а приобщении людей к политической системе и политической деятельности. Её черты: целенаправленность, осуществление властных функций в обществе, упорядочивающее воздействие на весь спектр социальных отношений.В современной политологии для анализа и сравнения политических культур широко используется типология, предложенная Г.Алмондом и С.Верба. Они выделяют три основных типа политической культуры :Патриархальная политическая культура , её основной признак-отсутствие в обществе интереса к политической системе.Характеризуется тем, что подавляющее большинство населения восприним.только свое непосредственное окружение,поэтому представлений относит-но полит.системы в целом не существует. Подданническая политическая культура, характеризуется сильной ориентацией на политическую систему, но слабой активностью участия в её функционировании.Тип культуры,когда население располагает определ.знаниями о политике,связано с ней эмоционально,оценивает политич.явления с точки зрения их законности.без стремления участвовать в проц.принят.полит решений. Активистская политическая культура , с чертами заинтересованности в политической системе и активном участии в ней.Отличается соединением ориентации населения на все полит.объекты-полит.систему в целом,с оформлением своих интересов и активностью в их отстаивании,с определением собственных полит.полномочий. Из смешения элементов этих трех чистых типов возни­кают еще три вида политической культуры: патриархаль­но-подданническая-большая часть насел.как бы не затронута политикой,меньшинство располагая некоторыми знаниями не допускает сомнений в авторитете гос-ва; подданническо-активистская- населеннее более Или менее освещено о полит.институтах, и патриархально-активистская-возникает,где в рамках одного общества сущ.традиционно патриарх.группы с их выключенностью из полит.процесса. Именно эти смешанные типы полити­ческой культуры, по мнению Алмонда и Вербы, преобладают в истории различных обществ.

    В понимании политической культуры России сложились в XIX веке и действуют до сих пор две противоположности. западническая, связана критическим отношением к оценке российской истории, политических и социально-психологических качеств русского народа, она в политической культуре ищет объяснение причин действительно тёмных и трагических поворотов нашей исторической судьбы и сосредоточивает внимание прежде всего на них. Для представителей второй традиции, идущей от славянофилов , Россия и её жители- воплощение исторической добродетели и политической жертвенности. Среди качеств нашей политической культуры стоит выделить стоящую перед россиянами необходимость защиты и освоения огромного жизненного пространства, весьма сложные для выживания и для процветания нации условия существования. В ходе решения этой исторической задачи было развито качество организованного коллективного действия- общность как важное свойство социальной организации россиян, довлеющими над индивидуалистическими ориентациями мышления и поведения. Россия существует на границе различных миров и цивилизаций и является посредником, медиатором и амортизатором их взаимодействия. Здесь можно найти объяснение известной пестроты культурных, исторических традиций, открытости к восприятию культурных и политических новаций. Но здесь же коренится необходимость практически постоянного сопротивления различным формам внешних посягательств. Устойчивой традицией, весьма ощутимой как в нашей политической истории, так и в современности, является политический радикализм., который в значительной степени служит результатом ограниченного владения средствами политической деятельности и объясняется простым и известным обстоятельством отсутствия традиции участия народа в политической жизни, весьма небольшим запасом навыков самоуправления.Довольно слабой и неустойчивой оказалась религиозность основной массы российского населения, для нас в основном характерна склонность к чисто внешнему восприятию религии, ограничивающемуся соблюдением некоторых обрядов, праздников, без особого интереса к догматической, этнической стороне православия. В политике это сказалось на слабости, неустойчивости вообще мировоззренческих установок и политических ориентаций, их немотивированности, на лёгкости перехода для многих от одних политических позиций к другим.

    37. Сущность и структура политического процесса:Политический процесс – это ход развития политических явлений, совокупность действийполитических субъектов по осуществлению своих ролей и функций в сфере власти, обеспечивающих формирование и функционирование политической системы общества. Политический процесс вкл.в себя механизмы становления и функционирования политических отношений и институтов, формы взаимодействия многочисленных субъектов политики, технологию осуществления политической власти.В структуре политического процесса принято выделять 4 значимых компонента:1. Субъекты полит. Процесса (институционализированные и неинституционализ-е);2. Политические интересы данных субъектов;3. Политическая деятельность людей (профессиональная политическая деятельность и полит, участие рядовых граждан);4. Политические отношения, складывающиеся в результате деятельности субъектов полит.процесса

      Политическое участие и его основные формы.

    Политическое участие:

    Протекающий в недрах государственной машины процесс выработки стратегических политических решений подразумевает и определенную степень влияния на него рядовых граждан, интересы которых неминуемо затрагиваются проводимой государством политикой. Степень этого влияния в политологии принято выражать категорией политическое участие , под которым понимается вовлеченность индивидов в той или иной форме в процесс функционирования политико-властных отношений. К основным формам политического участия относят голосование на выборах и референдумах, участие в политических митингах и демонстрациях, членство в политических партиях и движениях.

    По отношению к действующему в государстве законодательству традиционно выделяются конвенциональные (легальные законные) и неконвенциональные формы политического участия. К последним можно отнести участие в незаконных демонстрациях, отказ повиноваться распоряжениям властей, несанкционированные политические забастовки. Одним из наиболее популярных показателей степени политического участия граждан их выборная активность. Установлено, что степень вовлечения в политику у среднестатистического человека тем больше, чем выше его уровень образования и материальный достаток. Мужчины обычно более активны в политических действиях, чем женщины.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Федеральное государственное образовательное учреждение высшего

    профессионального образования

    ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    Кафедра истории и политологии

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине " Политология "

    на тему " "

    Выполнила:

    студентка

    факультета МЭО

    Группы М1-3

    Третяченко Д.С.

    Научный руководитель:

    доц. Седых Н.Н.

    Москва 2009

    План

    Введение

    1 Понятие политической культуры

    2 Компоненты политической культуры

    3 Функции политической культуры

    4 Типы политических культур

    5 Причины формирования определенного типа политической культуры в России

    6 Факторы, влияющие на уровень развития политической культуры в России

    7 Особенности политической культуры России

    8 Роль политических партий в современной обществе в контексте политической культуры

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введе ние

    Я выбрала данную тему, поскольку я считаю интересным для исследования данный институт политической сферы жизни общества. Его формирование происходит под влиянием многочисленных факторов, отражающих сущность исторического развития народа. Более того, проблема его полноценной оформленности в современном российском обществе становится все более актуальной.

    Термин "политическая культура" был введен в XVIII веке немецким философом Иоганном Гердером. Концептуальная разработка данного понятия была проделана в 1950-1960 гг. в рамках бихевиористской школы. Тут впервые было отмечено, что политические системы отличаются друг от друга не только правовыми нормами и институциональной структурой, но и политической культурой.

    1 . Понятие политической культуры

    Для более полного понимания причин возникновения особенностей политической культуры в современной России, по моему мнению, стоит сначала определить непосредственно явление политической культуры, поскольку причины наличия данных специфических черт кроются именно в специфике восприятия и оценки функций и компонентов политической культуры, других институтов политической системы населением, а также в историческом контексте развития конкретного государства, накладывающем непосредственный отпечаток на данное явление в политической сфере жизни общества.

    В свою очередь, подходить к рассмотрению понятия «политическая культура», на мой взгляд, целесообразно, предварительно определив более общее понятие - «культура». Итак, культура - система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, выступающих условием воспроизводства и преобразования социальной жизни общества во всех ее основных проявлениях. Культура обладает многообразием различных форм: навыков, знаний, образцов деятельности и поведения, идеалов и норм, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т.п. Культура через свои институты хранит, передает от поколения к поколению программы деятельности, общения и поведения и людей. Она обеспечивает воспроизводство многообразия видов деятельности, присущих для определенного типа общества, свойственной ему предметной среды, его социальных связей и типов личностей.

    Деятельность людей в политической подсистеме общества представлена совокупностью способов и норм поведения, политических идей и убеждений, а также специфических институтов. Именно они являются результатом исторического опыта народа, в них закреплена память как отдельных людей, так и социальных групп о регулировании отношений в рамках политической сферы общества. Таким образом, система стереотипов политического поведения и сознания, присущих как отдельным социальным субъектам, так и обществу в целом и представляет собой политическую культуру. Иными словами, политическая культура - это совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих социальным субъектам и обществу в целом, исторически сложившиеся, относительно устойчивые политические представления, убеждения и ориентации, а также обусловленные ими модели и нормы политического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов политических отношений.

    Специфика политической культуры как явления состоит в том, что она составляет не саму политику или политический процесс, а их оценку, восприятие: в политической сфере зачастую значимость приобретают не только реальные меры и действия государства, но и то, как они объясняются, осознаются, в каком контексте подаются. Кроме того, она оказывает влияние на формы, функционирование и развитие государственных и политических институтов, задает направление политическому процессу, обусловливает политическое поведение широких масс. Итак, между политической культурой и политической системой общества существует тесная взаимосвязь. Стереотипы политического поведения в той или иной степени проявляются в деятельности политических институтов. В целом институциональная структура политической системы закрепляет в ней самой сложившиеся формы политических отношений, а политический режим выступает как итог политико-культурного развития общества. Вместе с тем существует и обратное влияние, хотя и менее сильное, - на базе одной и той же политической культуры могут возникать и эффективно действовать различные модификации политической системы, в том числе и отличающиеся существенно.

    2 . Компоненты политической культуры

    Политическая культура носит многокомпонентный характер. Так, в ее структуре можно выделить следующие элементы: когнитивный (англ. соgnitivе - познавательный); нормативно-оценочный , эмоционально-психологический и установочно-поведенческий .

    Когнитивный элемент политической культуры составляют доминирующие в обществе или наиболее характерные для той или иной социальной группы типичные, укоренившиеся представления о разных аспектах политической жизни общества: о политической системе и ее отдельных институтах; о политическом режиме, механизме власти и управления; о принятии решений и их реализации; о носителях властных полномочий; о собственном месте в политической жизни, компетентности и эффективности участия в политической деятельности. Словом, в качестве когнитивного политической культуры выступают устойчивые стереотипы политического сознания во всех его формах и проявлениях.

    Стереотипы политического сознания могут носить характер теоретических обобщений либо существовать в форме обыденных представлений. Во всех случаях источниками их формирования выступают как правдивая информация, так и непроверенные факты, слухи и дезинформация. Однако независимо от того, являются ли сложившиеся политические представления правдивыми или ложными, соответствующий носитель политической культуры руководствуется ими в своей деятельности как истинными. Устойчивые политические представления весьма существенным образом влияют на развитие политического процесса, они являются необходимой предпосылкой его определенности, последовательности и предсказуемости.

    Нормативно-оценочный элемент политической культуры образуют характерные для данного общества, определенной социальной группы, отдельного индивида политические ценности, нормы, цели, идеалы. Нормативно-оценочный компонент политической культуры является своеобразным эталоном, по которому данный социальный субъект дает оценку существующим политическим отношениям, ходу политического процесса, выносит вердикт об их соответствии или несоответствии своим социально-политическим нормам, целям и идеалам. Содержание и направленность устойчивых ценностных ориентации обусловливают место политических явлений в жизни личности, группы, общества.

    Эмоционально-психологический компонент политической культуры составляют чувства и переживания, которые испытывают социальные субъекты в связи с их участием в политических процессах. К таким чувствам и переживаниям можно отнести, например, жажду социальной справедливости, нетерпимость к социальному и национальному угнетению, любовь к родине, ненависть к врагам, эмоциональный подъем по поводу политических побед или, напротив, мучительные переживания в связи с постигшим поражением. Эмоциональные чувства и психологические переживания составляют неотъемлемую сторону политического сознания и поведения. Сопровождая практически любые проявления социальной активности субъекта и направляя ее на достижение жизненно значимых целей, эмоции и чувства выступают одним из главных элементов механизма регулирования политических отношений. Развитая политическая культура предполагает формирование у ее носителей устойчивых стереотипов в области эмоций, чувств и переживаний.

    Эмоционально-психологический компонент политической культуры включает в себя также и иррациональные факторы в сознании и поведении, которые представляют собой сложные и не поддающиеся простому причинно-следственному объяснению побудительные мотивы в действиях людей. Такие факторы проявляются в форме политических мифов, которые есть не что иное, как вера людей в то или иное «светлое», «прекрасное» будущее. Как и предубеждения, политические мифы есть, главным образом, продукт эмоциональной деятельности людей и опираются на общественные авторитеты. Но в отличие от предубеждений они характеризуются относительной долговечностью и продолжают существовать при определенных изменениях в политической обстановке.

    Установочно-поведенческий компонент политической культуры составляют политические установки и соответствующие стереотипы поведения, которые способствуют переводу представлений и ценностей в плоскость практической реализации. Можно сказать: политическая установка - это отношение субъекта к политическим явлениям, политическое поведение - это тот или иной способ реагирования субъекта на происходящие события. Политическая установка и политическое поведение существуют в органическом единстве, их устойчивые стереотипы составляют непременный компонент политической культуры личности, социальной группы, нации или общества в целом.

    Все рассмотренные элементы политической культуры относительно самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются, образуя специфическую целостность. Характер политических знаний и представлений, ценностей и убеждений, эмоциональных состояний и психологических чувств, позиций и установок, преобладающих образцов поведения определяют содержание политической культуры, присущей данному социальному объекту.

    3. Функции политической культуры

    Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим из них можно отнести следующие:

    - идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

    - ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

    - адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

    - социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

    - интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

    - коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

    В различных исторических условиях - чаще всего при нестабильных политических процессах - некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. С другой стороны, в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.

    Таким образом, можно сказать, что политическая культура, выступает в качестве фундамента, на котором строится здание реальной политики.

    4. Типы политических культур

    На Западе широкую известность получила типологизация политической культуры, которую предложили американские политологи С. Верба и Г. Алмонд. Она основывается на результатах сравнительного анализа политических культур, существующих в различных странах, в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы. Исходным пунктом их подхода является конструирование трех «чистых» типов политической культуры и выведение изних смешанных типов политической культуры. Чистыми типами, по их определению, являются патриархальная, подданническая и активистская (гражданская) политические культуры.

    Патриархальная , или приходская , политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к политическим институтам, к центральным властям. Как местные вожди, так и подданные не испытывают никакого чувства к центральному правительству, их отношение к нему не определяется никакими нормами. В современной действительности самыми близкими эквивалентами такой политической культуры могут быть отношения, существующие в африканских племенах.

    Подданническая политическая культура отличается сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей. но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы. Носители подданнической политической культуры осознают существование специализированных политических институтов, имеют кним отношение негативное или позитивное, но не склонны принимать участия в политической деятельности. От центральной власти подданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ.

    Активистская , или гражданская, политическая культура характеризуется сильной ориентацией на существующую политическую систему и на активное участие в политической жизни общества. Носители такой культуры заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но также и в том, чтобы играть активную роль в обеспечении функционирования ее институтов. К власти они относятся не только в плане необходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но в плане необходимости своего участия в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений. В силу указанных черт данного типа политической культуры его принято называть также культурой участия.

    Из смешения элементов этих трех чистых типов возникают еще три вида политической культуры: патриархально-подданническая, подданническо-активистская и патриархально-активистская. Именно эти смешанные типы политической культуры, по мнению Алмонда и Вербы, преобладают в истории различных обществ.

    5. Причины формирования определенного типа политической культуры в России

    Итак, от рассмотрения общих аспектов понятия политической культуры обратимся теперь к специфике данного понятия в России.

    Как уже было сказано выше, из так называемых «чистых» типов политической культуры под воздействием исторических условий сформировались смешанные: патриархально-подданнический, подданническо-активистский и патриархально-активистский. Именно смешанные типы преобладают в большинстве стран в настоящее время. Не является исключением и Россия. Но можно ли сегодня говорить о каком-то определенном или ведущем типе политической культуры для российского общества? Все исследователи едины во мнении: переходное состояние самого общества определяет и переходный характер политической культуры в нем, наличие в разных комбинациях как элементов тоталитарной культуры, так и ростков демократической. Чаще всего применительно к политической культуре нынешней России используется термин «авторитарно-коллективистская». Однако этим отнюдь не исчерпывается характеристика современной политической культуры российского общества. В ней столько специфического, уходящего корнями вглубь истории и в нынешнее состояние страны, что можно по праву говорить об особом генотипе российской политической культуры и о культуре вообще. Мне хотелось бы остановиться на геополитических и исторических факторах, обусловивших то своеобразие российской политической культуры, которое характеризует ее и сегодня.

    Итак, что же послужило причиной формирования сложившегося типа политической культуры в нашем государстве?

    Во-первых, географическое расположение России между Европой и Азией оказало серьезное влияние на российское общество. Государство оказалось на месте пересечения двух социокультурных типов: европейского или личностно-центрического, ставящего в центр внимания личность, ее свободу, естественные права, и азиатского, или социоцентрического, ориентирующегося на общество, коллектив, государство. При этом взаимодействие этих двух социокультурных типов в российском обществе весьма специфично: оно предполагает не просто переплетение, взаимообогащение содержанием обоих типов, но и непрерывную борьбу между ними. В. Ключевский писал: «…из древней и новой России вышли не два смежных периода нашей истории. А два враждебных склада и направления нашей жизни, разделившие силы русского общества и обратившие их на борьбу друг с другом вместо того, чтобы заставить дружно бороться с трудностями своего положения…». Так, возникающие на этой основе дуализм, конфликтность, противоречивость и двойственность политической культуры наиболее рельефно находит свое отражение и по сегодняшний день в противоборстве «почвенников» и «западников», модели самобытного пути России и западной модели развития.

    Во-вторых, сам исторический путь развития страны привел к специфике политической культуры в нашем обществе.

    Своеобразие России заключается в том, что у нее прерывная история. «Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение т и па цивилизации, - писал Н. Бердяев. - В русской истории... нельзя найти органического единства».

    Так, исторический путь России лежал через следующие стадии государственного и культурного развития:

    · Языческий период;

    · Киевская Русь христианского времени;

    · Московское царство;

    · Петербургская империя;

    · Коммунистический период;

    · Посткоммунистический период.

    Н.А. Бердяев отмечает: «Россия - страна бесконечной свободы и духовных далей, скитальцев и искателей, страна мятежная и жуткая в своей стихийности». И в то же время - «Россия - страна неслыханного сервилизма и жуткой покорности, страна, лишенная сознания прав личности и не защищающая достоинства личности, страна инертного консерватизма, порабощения религиозной жизни государством…».

    Хотелось бы также отметить еще одну черту исторического развития. Так, на протяжении веков Россия неоднократно обращалась в поисках подходящей модели развития то на Запад, то на Восток. История России сопровождается периодической «перестройкой» всех основ общественной жизни. За последнюю тысячу леттаких крупных «перестроек» общества, его самоотрицания усматривается, по крайней мере, пять: первое - это отрицание своей языческой сути, обращение к христианству, что сориентировало страну на западную модель развития; второе - осуждение феодальной раздробленности через образование централизованного Московского царства, что обусловило поворот к деспотическому азиатскому Востоку; третье отрицание связано с Петровскими реформами и, как легко видеть, ориентировано обратно с Востока на Запад; четвертое - это революция 1917 г., которая снова повернула вектор развития с Запада на Восток; наконец, пятое самоотрицание - это нынешние перемены, которые, несомненно, ориентируют общество на западную модель развития.

    Всю политическую историю России можно представить как картину постоянного противоборства либеральных и партриархально-традиционных ценностей: с одной стороны - частная инициатива, жажда самоутверждения индивида в соревновании с равными себе, свобода собственности и трудолюбие, максимальное ограничение роли государства в обществе; с другой - соборность, общинность, коллективизм, при одновременной склонности к авторитаризму, сильному лидеру харизматического типа, сильное государство. Развитие торговли, товарно-денежных отношений, частной инициативы, частной собственности, не будучи дополнено массовым распространением соответствующих ценностей, порождало и накапливало в обществе скрытое ощущение неудовлетворенности, усиливало массовое негативное отношение к подобным переменам. Начиная с реформ Петра I и по сегодняшний день, политическая история России напоминает «зебру» - либеральная тенденция, не успев закрепиться в результате усилий очередных реформаторов, сменяется возвратом к традиционным массовым ценностям.

    Таким образом, внутренняя противоречивость - удел русской души, что великолепно было передано Н. Бердяевым, отмечавшим: «И в других странах можно найти противоположности. Но только в России тезис оборачивается антитезисом, рабство рождается из свободы, крайний национализм из сверхнационализма. В этой душе - симбиоз анархизма и этатизма, готовности отдать жизнь за свободу и неслыханного сервилизма, шовинизма, интернационализма, гуманизма и жестокости, аскетизма, «ангельской святости» и одновременно «зверской низости» ...» .

    Прерывность истории российского государства, восстания, крестьянские войны многочисленные и разнообразные революционные потрясения, на протяжении длительного времени определили ориентацию его политической культуры на революционное отрицание предыдущих этапов ее развития, «норм и ценностей» в ней доминирующих. И в настоящее время значительно поменялись местами прежние и новые ценности, ценности «добра» и «зла». На смену полному отрицанию капитализма пришло восторженное подражание ему, заимствование даже тех ценностей, которые давно перестали быть таковыми на Западе. Спекуляция, безработица, эксплуатация, культ денег и наживы воспринимается определенной частью общества как нормальные, положительные явления. И напротив, патриотизм, социальная справедливость гражданское равенство, ответственность государства и власти перед гражданами, альтруизм, духовность и другие привычные ранее ценности теперь рассматриваются замшелыми и даже неприличными. И все же на фоне отрицания коммунизма и дальнейшего углубления политического, экономического и духовного кризиса в сознании многочисленных людей утверждается скептицизм, безверие и разочарование в новой власти, политической элите. Иными словами, прежние политические ценности вытеснены, а новые еще не утверждены, возникший вакуум не заполнен новыми, приемлемыми для нынешнего общества идеями. В качестве таких идей все больше сегодня предлагаются идеи патриотизма, защиты государства, учета региональной и исторической специфики страны, и т.п.

    Еще одной характерной особенностью можно назвать экстремальные условия России, ставящие ее в течение длительного времени на грань выживания, породили мобилизационный тип политической культуры общества, ориентирующий на достижение чрезвычайных целей. С использованием чрезвычайных средств в рамках чрезвычайного времени. Вот почему столь широко распространены в обществе идеи экстремизма, революционаризма, жертвенности, склонности к силовым методам решения вопросов и одновременно не популярны идеи компромиссов, консенсусов, переговоров и т. д. В сочетании со слабостью демократических традиций, незрелостью парламентаризма и многопартийной системы данные обстоятельства объясняют отсутствие навыков блокирования, союзов политических субъектов (политических партий, движений, социальных групп, лидеров) даже в период выборов. Личные амбиции становятся преобладающими над политической целесообразностью.

    6. Факторы, влияющие на уровень развития политической культуры в России

    Таковы характеристики российской политической культуры, заданные геополитической и исторической спецификой России и определяющие в значительной мере ее своеобразие и сегодня, в конце XX столетия. Вместе с тем на содержание и уровень развития современной политической культуры российского общества главное влияние оказывают те процессы, которые происходят в нем сегодня:

    Радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию различных групп населения из Ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований;

    Изменение и усложнение социальной структуры общества, появление в ней новых социальных групп, рост имущественного неравенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;

    Наконец, расширение информации и на ее основе переоценка уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.

    Все эти процессы диктуют необходимость серьезной модификации мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров людей, т. е. всех компонентов политической культуры.

    7. Особенности политической культуры России

    В 1990-е гг. в России не возникло демократии в западном ее понимании. Не произошло и разрыва с корневыми основаниями нац. политической культуры, что делает невозможными разговоры о возврате: нельзя вернуться к тому, от чего не уходили. Вместе с тем абсолютно очевидно, что наша страна испытала мощное воздействие политической культуры Запада, ставшее одной из причин ее обновления. Итак, современная Россия не продукт реставрации, она есть нечто принципиально новое. Однако алгоритм изменений не совпал с ожидаемым обществом и обещанным властью.

    Перейдем теперь непосредственно к особенностям политической культуры, сформировавшимся в современной России.

    Итак, они заключаются в следующем:

    Ценности коммунитаризма - приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы;

    Индифферентное отношение к политическому участию;

    Персонализированное восприятие власти;

    Предрасположенность к конформизму;

    Неверие в представительные органы власти, тяготение к исполнительным функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью;

    Подданническое отношение к власти;

    Правовой нигилизм;

    Нетерпимость к другим мнениям, принципам;

    Некритическое восприятие зарубежного опыта, копирование его сомнительных образцов;

    Предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтов, неприятие консенсусных технологий.

    Особо хотелось бы остановиться на такой специфической особенности российского общества как патернализм .

    В современной трактовке патернализм понимается как доктрина и деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношениях.

    Корни патерналистской традиции в русской культуре, в том числе и политической, находятся в историческом прошлом. Основой традиционной культуры важнейшей социальной ячейкой аграрного общества была патриархальная семья. Общая численность такой семьи могла насчитывать несколько десятков человек. Авторитет главы семьи был непререкаем.

    Существование большой семьи долгое время было экономической необходимостью, обусловленной климатом средней полосы России, где короткое лето нередко заставляло почти одновременно проводить разные полевые работы. Трудовой ритм способствовал выработке мобилизационных форм общежития, для которых наиболее адекватной чертой властных отношений в семье был авторитаризм.

    Имущественные отношения, оставлявшие за главой семьи полное право распоряжаться всеми средствами крестьянского двора, налагали на него большую ответственность и требовали выполнения ряда функций в общественной, хозяйственно-бытовой и морально-психологической сферах.

    В общественной сфере он представлял семейные интересы в сношении с внешним миром: общиной, соседями, старостой, барином. В хозяйственно-бытовой сфере - управлял собственностью, давал задания и контролировал их исполнение. За ним закреплялись функции поощрения и наказания, контроля за соблюдением нравственных норм. Фактически речь идет о властных отношениях авторитарного типа в первичной ячейке общества.

    Сосредоточение командных функций за авторитетом, в данном случае за главой патриархальной семьи, оставляет всем домочадцам только функции исполнения. В такой ситуации человек не испытывает потребности чувствовать себя личностью, он перекладывает ответственность за свою судьбу на семью, государство, власть, он уходит от индивидуальной ответственности, а значит и от свободы.

    Глава семьи был вправе распоряжаться жизнью домочадцев по своему усмотрению, а они должны были принять любое решение как неизбежность, поскольку такое поведение гарантировало выживание семьи как целостности.

    Обусловленные природно-климатическими условиями патерналистские черты закрепились в русской крестьянской культуре. Православие освятило эти отношения авторитетом церкви. Таким образом, патернализм стал аксиомой, культурным архетипом, закрепленным в российской ментальности и политической культуре.

    На эту типологическую черту российского общества было обращено внимание исторической мысли еще в XIX в., начиная с известного утверждения Н. Карамзина о том, что в России самодержавное правление есть отеческое правление.

    Традиции, сохранившиеся в народной, крестьянской культуре, были также свойственны культуре образованной элиты российского общества. Либерализм европейского типа, распространившийся после буржуазно-демократических революций, стал трансформироваться под натиском обстоятельств внутреннего и внешнего порядка.

    Победа России в войне с Наполеоном укрепила национальную гордость, консолидировала общество и выступила стимулом в поисках своего пути развития. Создавая индустриальное общество, т. е. продвигаясь в русле общемировой тенденции развития, Россия одновременно усиливала свою ориентацию на традиционные культурные ценности.

    Патернализм, как поведенческий стереотип, - пронизывал политическую культуру образованного общества. Естественно, что его проявления обозначались понятиями, адекватными времени. Наиболее распространенными словами, отражавшими разные стороны патернализма, были попечение и покровительство, а также производные от них. Патернализм, как базисное основание, в Российской империи реализовывался в следующих категориях: заботливость, надзор, поощрение, защита, благотворение, воспомоществование, пожертвование, облегчение, благоснисхождение, дарение.

    История советского периода подтверждает устойчивость сформировавшихся патерналистских традиций. Все дети младшего школьного возраста были октябрятами - внучатами Ильича. Четверть века страной управлял «отец народов» - И.В. Сталин. Партийные органы осуществляли функции опеки, надзирая, поощряя и наказывая граждан, руководствуясь нормами морального кодекса строителя коммунизма.

    Актуальность проблем патернализма подтверждается и событиями наших дней, когда сложившаяся в постсоветский период ситуация продемонстрировала потребность народа в опеке со стороны государства, в гарантиях социальной помощи и защиты, которые он рассматривает как нечто априорное, как обязательную функцию власти. Патерналистские традиции можно отнести к «коллективному бессознательному», то есть архетипу культуры, усвоенному человеком в процессе социализации, и который управляет его поведением на уровне подсознания.

    Важными особенностями патернализма являются также консервация некомпетенции в обществе, т.е. отторжение информации об устройстве власти, а также персонификация последней.

    На мой взгляд следует акцентировать внимание еще на некоторых особенностях политической культуры в России.

    Во-первых, большинство россиян не склонно рассматривать такие общественные институты, как партии, профсоюзы, СМИ и др.организации в качестве инструментов выражения и защиты своих интересов. Судя по уровню доверия, а точнее недоверия, которое россияне к ним испытывают, эти структуры в ближайшее время вряд ли будут более ими востребованы.

    Во-вторых, в России довольно низкий уровень политического участия. Основная причина данного явления состоит в том, что Россия постепенно становится «современным обществом» со всеми его плюсами и минусами, где имеет место, с одной стороны, плюрализация тех форм, в которых реализуются жизненные интересы людей, а с другой - само это участие есть результат свободы выбора между участием и неучастием.Как отмечали Г.Алмонд и С.Верба, «большинство граждан демократических стран нельзя назвать ни хорошо информированными, ни глубоко включенными в политику, ни особо активными. Причем, даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль традиционалистские, неополитические связи, равно как и более пассивная роль подданных».

    В третьих, большинство населения свою гражданскую позицию склонно реализовывать в основном посредством участия в разного рода выборных кампаниях. Собственно же политическая деятельность становится уделом профессионалов в лице «политического класса» и его непосредственного окружения (активистов и волонтеров политических партий, работников СМИ, аналитиков, имиджмейкеров и т.п.) Их доля, по многолетним наблюдениям, составляет примерно 1-1,5% самостоятельного населения страны и незначительно увеличивается лишь в периоды выборных и др.массовых кампаний.

    8. Роль политических партий в современной обществе в контексте политической культуры

    В целом, после ломки старого политического режима, российской политической культуре удалось избежать как лобовой конфронтации с новыми институциональными устоями политической системы и государственности, так и форсированной модернизации. И произошло это благодаря механизму традиционалистской реинтеграции институциональных инноваций. Оперируя собственным когнитивным и ценностным инструментарием, эта культура «одомашнивает» новые институты и политические практики, уподобляя их привычным, знакомым, вписывая «импортированные» институты в традиционный ценностно-нормативный контекст и вырабатывая спектр мотиваций политического поведения, ограниченный для «среднего россиянина».

    Итак, значительная часть российских граждан в своем восприятии политических партий следует традиционному для отечественной политической культуры патерналистскому дискурсу, безоговорочного отторгающему идею народного суверенитета и интерпретирующему любые политические процессы и институты сквозь призму бинарной оппозиции: «власть» - субъект, «народ»- объект. В рамках этой оппозиции любая партия, правящая или оппозиционная, имеющая представительство во властных структурах или только претендующая на такое представительство - априори рассматривается как принадлежащая к миру власти и несущая непосредственную ответственность за положение дел в стране. Таким образом, на все партии экстраполируются и присущие этому дискурсу представления о функциях власти как таковой, тогда как их специфической функции, обусловленные природой данного института.

    Распространенное понимание политических партий - как звеньев целостного государственного механизма - во многом определяет и критерии, сообразно которым многие россияне оценивают их деятельность.

    Итак, согласно неоднократно проведенным опросам, партии обвиняют в избыточной конфликтности, чрезмерном многословии. Многие склонны подозревать партии в «манкировании» своими обязанностями, якобы предполагающими непосредственное участие в практической, повседневное работе по решению социальных проблем, и во-вторых, считать межпартийное соперничество (и, по-видимому, - публичное соперничество в целом) неким сомнительным времяпрепровождением, контрпродуктивным с точки зрения интересов страны. Некоторые респонденты обвиняли партии в том, что они « мешают нормальному функционированию государственной власти», а некоторые выражали свое особое раздражение в связи с тем, что партии аппелируют к избирателям, втягивая их «в свои разборки», «баламутят народ», вносят в людей народ, разобщают.

    политическая культура партия россия

    Заключение

    Итак, в заключение хотелось бы привести слова американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы: "Государственные деятели, стремящиеся сформировать политическую демократию, часто концентрируют свои усилия на создании формального набора демократических правительственных институтов и написании конституции. Они также могут сосредоточить усилия на формировании политической партии, призванной стимулировать участие масс. Но развитие стабильного и эффективного демократического правления зависит от чего-то большего, нежели правительственные структуры и политический процесс. Оно зависит... от политической культуры. Если эта культура не способна поддержать демократическую систему, шансы последней на успех невелики". Таким образом, политическая культура является одним из важнейших институтов политической сферы, определяющая направление развития государства

    Российская политическая культура имеет массу особенностей и специфических черт, не учитывать которые при руководстве государством невозможно, поскольку именно от них напрямую зависит успех той или иной политической компании, а значит и будущее развитие нашей страны.

    С писок использованной литературы

    1. Лукин А.В. Мифы о российской политической культуре и российская история. 2009//Полис №1.

    2. Глебова И.И. Политическая культура современной России: облики новой русской власти и социальные расколы. 2006//Полис №1.

    3. Кертман Г.Л. Статус партии в политической культуре. 2007// Полис №1.

    4. Карпова Н.В. Политическая в процессе становления гражданского общества. 2006// Вестник московского университета; Сер.18: Социология и политология №1.

    5. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократий // Полис. 1992. № 4.

    6. Исследование Фонда «Общественное мнение» Июль 2006: «Представление россиян о предназначении и роли партий».

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Понятие политической культуры. Истоки подданнической политической культуры в России. Особенности советской политической культуры. Характерные особенности российской политической культуры. Формирование политической культуры России.

      контрольная работа , добавлен 03.08.2007

      Коллективные и селективные стимулы вербовки сторонников лидерами политических организаций. Неоднородность политической культуры в России, история её становления и современное состояние. Направления формирования политической культуры и функции СМИ.

      реферат , добавлен 22.10.2015

      Значение политической культуры для общества и политической системы. Особенности российской политической культуры. Тип политической культуры, характерный для Америки. Ценности, виды политической культуры по субъектам. Функции политической культуры.

      реферат , добавлен 05.11.2010

      Понятия "государства", политики, политической деятельности и политических партий. Роль политических партий в политической системе. Современная политическая ситуация в России: противоречие мифа о судьбинном выборе и рациональном представительстве интересов

      реферат , добавлен 02.03.2002

      Развитие политической мысли в России. Понятие и структура политической системы. Факторы, влияющие на тип политического режима. Теории происхождения государства. Избирательное право, организация и порядок проведения выборов. Понятие и функции партий.

      курс лекций , добавлен 16.11.2010

      Типология партий и политических движений в современной России. Особенности формирования партий и партийных систем в буржуазной России. Отличительные особенности российской многопартийности. История создания однопартийной системы в Советском государстве.

      реферат , добавлен 13.02.2010

      Понятие политической культуры. Понятие "политическая культура" и его содержание. Назначение и функции политической культуры. Структура политической культуры. Типы политической культуры. Тенденции развития российской политической культуры.

      реферат , добавлен 29.05.2006

      Понятие, функции и элементы политической культуры, подход к ее типологии на основании видов политических режимов. Особенности политической культуры России, обусловленные влиянием цивилизационных, географических, исторических особенностей ее развития.

      реферат , добавлен 18.12.2012

      Определение политической партии. Классификация политических партий. Процесс формирования политической партии. Роль партий в политической системе. Возникновение, борьба, раскол и исчезновение партий. Политическое устройство государства. Сердце политической

      контрольная работа , добавлен 04.11.2004

      Ломка политических структур, радикальные социальные сдвиги и формирование нового политического сознания и политической культуры народов России. Понятие политической системы общества, ее структура и функции. Современная политическая система России.

    При всех многообразных социально-экономических, политико-идеологических и духовных изменениях в развитии российского общества на протяжении досоветского, советского и постсоветского периодов тип взаимоотношения населения и власти демонстрирует удивительное постоянство и преемственность. В его основе лежит подданническая политическая культура, характеризующаяся отношениями односторонней зависимости индивида от власти, ожиданиями получения от нее различных благ. В России подданническая политическая культура обладает рядом специфических черт, что обусловлено влиянием цивилизационных, географических, исторических особенностей ее развития:

    • * в России политическая культура дуалистична и представляет собой неорганическое взаимодействие (иногда жесткое противоборство) двух социокультурных потоков, ориентирующихся на системы ценностей Востока и Запада. Доминирующий социокультурный поток, охватывающий большинство населения, всегда ориентировался на ценности корпоративизма (ценности коллективизма, соборности), справедливости, равенства; он отличался приверженностью патриархальным традициям (привычке подчиняться власти, потребности в руководстве и т. д.). Другой поток, иные субкультуры содержали ценности свободы, индивидуализма, прав человека, плюрализма и т. д.;
    • * расколотость и неоднородность российской политической культуры обусловили конфронтационный характер отношений между ее носителями. Противоположные представления и образы желаемого справедливого общества, существующие у различных социальных групп, при низкой общей культуре российского населения, постоянно сталкивались, составляя основу острой, порой жестокой, политической борьбы. Это объясняет, почему Россию на протяжении всей ее истории сотрясали бесконечные бунты, гражданские войны, революции;
    • * концентрация политического господства в руках правящего класса, начиная с раннего Средневековья. Она была вызвана тем, что освоение громадных российских просторов и защита протяженных границ от воинствующих соседей были возможны (при отсутствии развитой технологической, материальной и коммуникационной инфраструктуры) лишь с помощью сильной власти. Поэтому именно политические факторы (политическая воля монарха, сильное государство, разветвленный бюрократический аппарат, развитая репрессивная система) обеспечивали поступательное развитие российского общества;
    • * отсутствие свободного индивида и зрелого гражданского общества, которые всегда приводят к тому, что политическая жизнь концентрируется в руках правящего класса. Сохранение в советское время в качестве общепринятых стандартов политического поведения подданнических политических ориентации, несмотря на утверждения новой власти о широком участии населения в политике, было обусловлено рядом причин:
    • * преодоление социально-экономической и культурной отсталости России можно было обеспечить усилением интегрирующей и мобилизующей роли государства;
    • * концентрация экономической, политической и идеологической власти в руках нового, сформировавшегося в советское время правящего класca - партийной номенклатуры, которая стала олицетворять собой государство, привела к поглощению индивида обществом;
    • * легитимация партийно-государственной власти, утверждение ореола ее святости, высшей и неоспоримой ценности по сравнению с любой другой формой лояльности характерны для стран со значительным удельным весом маргинальных групп. Именно они стали социальной базой советского тоталитарного режима.

    Особенности подданнической политической культуры советского типа раскрываются через характеристику устойчивых черт, элементов политического сознания (политического мышления, установок, ценностей и стандартов политического поведения), которое определяется как бюрократической по своему содержанию. К числу особенностей советской политической культуры относятся Салмин, А.М. Политическое развитие России и актуальные проблемы политологии // Полис. - 2001. - № 3. - С. 16.:

    • * иерархичность как наиболее существенная черта любого бюрократического сознания. Высшему слою бюрократической иерархии (неважно, было это поместное дворянство или партийная номенклатура) принадлежит монопольное право на истину в последней инстанции, моральные оценки; зависимому же населению остаются бездумное приятие и следование авторитарным формулам;
    • * авторитет как основной принцип бюрократического сознания (в данном случае КПСС), а сакрализация авторитета стала сущностью тоталитарного политического мышления. В таком сознании мир представлен целостно и лишен противоречий. Сверхконцентрация всех видов власти в тоталитарных обществах не только отчуждает человека от собственности и власти, но и поглощает его, лишает индивидуальности;
    • * закрытость, состоящая в абсолютизации политических ценностей рабочего класса и полном отрицании таких достижений западной демократии, имеющих общечеловеческое значение, как правовое государство, принципы разделения властей, права Человека, гражданское общество и т.д.;
    • * абсолютизация революционных способов преобразования общества и игнорирование эволюционных методов. Политический радикализм обусловлен наличием у субъекта политики упрощенной картины мира и завышенных социальных ожиданий. Низкий уровень общей культуры социальных субъектов вызывает состояние нетерпения, стремление к быстрой реализации, собственных социальных ожиданий. Революции являются, по их мнению, наиболее быстрым и радикальным способом решения всех проблем. Политическая культура постсоветской России представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности. Тип политической культуры современного российского общества можно назвать фрагментарным, что означает:
    • * политическая культура не представляет собой единого целого, а соединяет элементы разнородных субкультур и отражает ситуацию раскола в обществе, состояние переходности;
    • * отсутствие согласия между носителями различных субкультур относительно базовых ценностей, идеалов и целей общества порождает повышенную конфликтность и социальную напряженность в обществе, подталкивает большинство населения к признанию приоритета местных или региональных интересов.

    В условиях господства такой политической культуры баланс интересов и ценностей может поддерживаться исключительно сильной властью. В перспективе в результате процесса демократизации фрагментарная политическая культура должна трансформироваться в плюралистическую культуру, основывающуюся на одновременном сосуществовании и диалоге различных субкультур.

    Политическая культура современной России представляет собой явление сложное и противоречивое. Сегодня с переменным успехом идет борьба разнонаправленных политических тенденций (демократизм-авторитаризм, централизация-регионализация, глобализация-изоляционизм), столкновение различных политических субкультур (радикал-либеральной, национально-патриотической, коммунистической), представители которых пользуются разной политической лексикой и прибегают к разным системам политической аргументации. Все это обусловливает необходимость формирования политической культуры и отдельных ее субкультур многонационального, евразийского российского общества.

    Проблема формирования политической культуры наиболее актуальна в отношении молодого поколения, поскольку молодежь находится в решающей стадии становления личности, она наиболее подвержена всем влияниям, течениям, наиболее восприимчива ко всему, что видит и слышит. Молодежь нашей страны живет сейчас в обстановке свободы выбора, чего раньше не было, в том числе и выбора политических ценностей, пристрастий и идеалов. Этот выбор сделать очень не просто. Произошли ломка многих представлений, крушение легенд, старых стереотипов. В этих условиях приходится решать непростые задачи формирования политической культуры молодого поколения.

    Во-первых, формировать политическую культуру можно лишь на основе глубоких знаний о политике. При этом важно определить, какой объем знаний и какого содержания знания необходимы для того, чтобы стать политически культурным деятельным человеком. Во-вторых, формировать политическую культуру можно лишь на основе плюралистического подхода. Общаясь с молодежью нужно показывать разнообразие существующих мнений, взглядов, теорий, точек зрения на важнейшие вопросы социальной жизни. Только так можно сформировать у нее такие качества, как уважение к чужому мнению, толерантность, готовность к диалогу и компромиссу. В-третьих, молодежь стремится к объединениям, к формальным и неформальным организациям. Это вполне естественно и следует поддерживать подобные инициативы. В-четвертых, формирование политической культуры тесно связано с гражданской культурой, которая включает уровень осознания индивидом общественных задач, социальных проблем, степень его активности. Поэтому формирование гражданской и политической культуры должно осуществляться как единый процесс.

    Одной из актуальных задач, стоящей сегодня перед политической и интеллектуальной элитой общества, -- формирование общих ценностей и норм, которые могли бы объединить общество, преодолеть его раскол. Другими словами, формирование новой политической культуры предполагает формирование новой, объединяющей идеологии.