Образец технологической карты урока технологии. Технологическая карта по технологии

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока технологии,

проведенного 04.10.2017 г. во 2 «А» классе

ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» г. Зернограда

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Ананьевой Екатериной Романовной.

Учитель: Колесникова Т.С.

Методист: Попова Н.А

_____________________

(подпись)

Зерноград,

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2

Тип урока: Открытие нового знания.

Тема урока: «Что такое симметрия? Как получить симметричные детали?».

Цель: изготовить бабочку при помощи симметричных деталей.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов :

    формировать внутреннюю положительную позицию школьника по отношению к школе и учебной деятельности;

    формировать эстетические потребности, ценности и чувства.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    формировать умения находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

    развивать умения принимать и сохранять поставленные цели и задачи учебной деятельности на протяжении всего урока;

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

    познакомить с средством эстетической выразительности - симметрией и асимметрией;

    научить вырезать симметричные фигуры;

    научить выполнять прием сгибания и складывания бумаги, конструировать из цветной бумаги с использованием техники симметричного вырезания и изготавливать аппликацию по образцу.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: картон, бумага, ножницы, клей.

Материалы для учителя : тех. карта, картон, бумага, ножницы, аудиоматериал, презентация, наглядный материал.

Технологическая карта урока открытия нового знания

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

Методы обучения, КРР

1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте ребята, меня зовут Екатерина Романовна, и сегодня урок технологии я предлагаю вам провести вместе! Я рада вас всех видеть и очень хочу начать работу с вами! Я хочу, чтобы сегодняшний наш урок мы начали с музыкального приветствия.

-Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему…

С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой …

При встрече через много лет вы крикнете друзьям …

И улыбнутся вам в ответ от слова доброго …

И вы запомните совет: дарите всем друзьям …

Давайте дружно все в ответ, друг другу скажем мы…

Давайте проверим, готовы ли вы начать урок?

Поднимите руку те, у кого нет: бумаги, картона, ножниц, простого карандаша, бумаги?

Здороваются с учителем.

Повторяют за учителем.

учащиеся проверяют готовность к уроку

ЛУУД:

Формировать внутреннюю положительную позицию школьника по отношению к школе и учебной деятельности.

Беседа, формирование готовности восприятия учебного материала

2. Актуализация опорных знаний

Это всё обязательно понадобится нам в дальнейшей работе, но чтобы приступить к ней, нам нужно узнать, что же мы будем делать сегодня, а для этого отгадайте загадку.

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

- Кто это?

Ребята, а какое сейчас время года?

А вы видели бабочек осенью?

И правда, осенью мы очень редко встретим бабочек, потому что с наступлением холодов, почти все бабочки впадают в спячку, а перелётные бабочки улетают в тёплые края.

Среди насекомых выделяется мир удивительных существ. Они яркие, красивые, лёгкие, загадочные.

Бабочки одни их самых красивых живых существ на земле. В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. Ведь и вправду, бабочки похожи на прелестные летающие цветы.

А каких бабочек вы знаете?

Я хочу рассказать вам о бабочках, которые живут рядом с нами в Ростовской области.

1.Бризеида - бабочка позднего лета, обитает на сухих участках местности, каменистых склонах, лесных опушках и полях, поэтому обитает в каменистых степях северных районов Ростовской области обычно в августе-сентябре. Сейчас данный вид находится под угрозой полного исчезновения

2.Медведица Геба. Бабочка медведица получила свое название благодаря внешности гусеницы, которая покрыта мехом, напоминающим медвежий. В Ростовской области данный вид встречается редко и только на степных склонах.

3.Совка розовая необычная ночная бабочка относится кбольшому семейству чешуекрылых насекомых. Встречается она редко в сухих степях юго-востока Ростовской области.

Это далеко не все виды бабочек, которые обитают в Ростовской области, с остальными из них вы познакомитесь чуть позже.

Отгадывают загадку.

Слушают рассказ учителя.

Ответы детей.

Слушают рассказ учителя про бабочек.

ПУУД:

Формировать умения находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

КУУД:

Формировать умения слушать собеседника и вести диалог.

3.Организация познавательной деятельности

3.1. целеполагание

3.2открытие нового знания

3.3.первичное закрепление

3.4. самостоятельная работа

3.5. повторение и включение в систему знаний

Кто из вас догадался, что мы сегодня будем делать на уроке?

Правильно!

А кто попробует сформулировать тему урока?

Ну а как же мы будем изготавливать бабочку, вы узнаете, выполнив следующее задание.

Перед вами на столе лежат несколько фигур, согните их ровно пополам и посмотрите, одинаковы ли одна и вторая часть фигуры.

Что вы заметили, когда сгибали фигуры?

А вы знаете, как называются фигуры, у которых обе стороны одинаковые?

Фигуры, у которых обе стороны от сгиба одинаковые называются симметричными.

Линия, которая делит симметричную фигуру на две равные половинки, называется осью симметрии.

Давайте все вместе прочитаем это слово.

Посмотрите на изображение бабочки на экране, если разделить условно эту бабочку на 2 равные части, то, что мы можем увидеть?

Вот и мы с вами сегодня на уроке будем изготавливать бабочку, учитывая, что она симметричная.

Ребята, как вы думаете из какого материала можно сделать таких бабочек?

Давайте рассмотрим образец подделки.

Анализ изделия

Название изделия: Бабочка.

Как вы думаете, где можно использовать данное изделие?

Правильно ребята, сделанных вашими руками бабочек можно повесь на нитках разной длины и так украсить свою комнату.

Как вы думаете, какие инструменты нам пригодятся в изготовлении этого изделия?

- Какие правила работы с ножницами и клеем вы знаете?

Алгоритм выполнения изделия:

Для того, чтобы сделать бабочку нужно согнуть лист цветной бумаги пополам, вдоль сгиба приложить шаблон и обвести его

После того, как вы обвели бабочку, обведите шаблоны украшения бабочки.

После того как все шаблоны обведены, можно приступать к вырезанию, вырезаем сначала бабочку, а затем украшение для неё (показывает образец на доске)

После того, как вырезали, берём картон и приклеиваем бабочку к картону, а затем украшаем бабочку и приклеиваем к ней узор (показывает образец на доске)

Получается у нас вот такая бабочка с красивыми узорами.

Теперь попробуйте самостоятельно.

Желаю вам успеха в вашей деятельности. Можете приступать к работе

Если у кого будут возникать вопросы, я подойду и помогу.

Бабочку.

Изготовление поделки «Бабочка» (слайд)

Дети сгибают фигуры (рыба, круг, кленовый лист, квадрат)

Что у некоторых фигур, обе стороны от сгиба одинаковые, а у других разные.

Ответы детей.

Симметричные.

Что обе части одинаковые или симметричные.

Из бумаги

Для украшения комнаты, подарить мамам, бабушкам.

Не держи ножницы концами вверх.

Не оставляй ножницы раскрытыми.

Передавай ножницы закрытыми, кольцами вперёд.

Слушают алгоритм выполнения изделия и выполняют изделие вместе с учителем.

Обводят шаблон бабочки и узоров.

Вырезают бабочку и узоры.

Приклеивают бабочку к картону и украшают бабочку узором.

РУУД:

Развивать умения принимать и сохранять поставленные цели и задачи учебной деятельности на протяжении всего урока;

ПУУД:

Развивать умения работать с нитками, шаблоном, используя при этом необходимые инструменты и приспособления; повторить правила техники безопасности;

КУУД:

Формировать умения слушать собеседника и вести диалог.

Беседа, рассказ, предъявление учебных требований.

4. Рефлексия учебной деятельности

Вижу, уже многие из вас закончили, можете потихоньку наводить порядок на своих местах.

С каким новым словом вы сегодня познакомились?

Что интересного вы запомнили на уроке?

Знаете, есть такое старинное поверье, если вы хотите, чтобы ваше желание сбылось, нужно загадать его и отпустить бабочку в небо, я хочу чтобы вы вывесили все свои работы на доску, взялись за руки, загадали желание и громко крикнули:

Я уверена, что ваши желания обязательно сбудутся.

Наш урок подошел к концу. Мне было очень приятно с вами работать. До свидания!

Приводят в порядок свои рабочие места.

Симметричные

Вывешивают работы на доску и берутся за руки и загадывают желание.

Раз, два, три бабочка лети!

До свидания!

ЛУУД:

Развивать умения воспринимать ценность учёбы как интеллектуального труда и познания нового; понимают важность бережного отношения к своему здоровью.

Беседа, оперативный контроль, поощрение в обучении.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

    Тема урока: «Одежда, нитки. Изделие «Кукла из ниток», программа «Школа России» «Технология 1».

    Урок открытия нового знания.

    Класс очень активен, работоспособен, любознателен.

    Цель урока: изготовить куклу из ниток.

    Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения решались на этапах: мотивации(внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам технологии), актуализации и пробного учебного действия c помощью частично-поискового метода.

    Задачи, направленные на достижение коммуникативных результатов обучения решались с помощью диалога на этапах: актуализации и пробного учебного действия (существование различных точек зрения), рефлексии деятельности на уроке с помощью частично-поискового и репродуктивного методов.

    Задачи, направленные на достижение познавательных результатов обучения решались на этапе локализации индивидуальных затруднений с помощью объяснительно- иллюстративного и исследовательского методов.

    Задачи, направленные на достижение регулятивных результатов обучения решались на этапах: актуализации и пробного учебного действия с помощью исследовательского метода и эвристической беседы.

    Я старалась включить детей в запланированную деятельность на всех этапах урока. Считаю, что урок достиг поставленной цели, критерием этой оценки являются освоенные демонстрируемые знания (изготовление подделки)

Аулова Т.Л.

Цель урока:

Задачи:

Образовательные –

Развивающие –

Воспитательные – содействовать:

Профориентационная

Тип урока: общеметодологический

Формы работы учащихся: в парах, коллективная

Методы обучения

Оборудование:

Словарная работа

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

ХОД УРОКА

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приёмы, УУД

1. Организационный момент

Активация учащихся.

– Добрый день!

Представление гостей.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: Коммуникативные:

Коммуникативные:

Подвести итог:

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические Коммуникативные:

Чем отличаются кухни?

ПЛАНИРОВКА.

- (СЛАЙДЫ ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД)

Личностные: Регулятивные: Познавательные:

5. Физ. минутка

МЕБЕЛЬ

ОБОРУДОВАНИЕ

Выполняют задание

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

  • Что такое зона?

Межпредметные связи

относится?

Отвечают на вопросы.

Работают по учебнику.

Коммуникативные: Познавательные:

БРЕЙКВОРД (приложение)

Разгадывают брейкворд в парах.

Отвечают на вопросы?

Регулятивные: Познавательные: общеучебные Коммуникативные:

Регулятивные: Личностные:
Коммуникативные:

8.Рефлексия деятельности


2)

  • Чему вы научились на уроке?

Выполнить тест по теме
Учитель консультирует, формулирует выводы

Регулятивные: Коммуникативные: Личностные: осознавать успешность своей деятельности

Домашнее задание:

Записывают домашнее задание

Коммуникативные:

Познавательные: Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные:

ХОД УРОКА

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Организационный момент

Активация учащихся.

Настроить учащихся на работу.

– Добрый день!

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Мотивация учебной деятельности учащихся

«Вызов» к открытию нового знания.

Создать условия для возникновения интереса к предстоящей учебной деятельности

Разгадывают брейкворд в парах.

3. Постановка цели и задач урока.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность .

Подвести итог:


Подвести учащихся к осознанию целей и задач.

Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.

4. Актуализация знаний .


Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Организовать осмысленное восприятие новой информации


Задать вопросы:

Слушают учителя.

6. Первичная проверка понимания .

Задать вопросы на «новое» знание:

Отвечают на вопросы.

Закрепление и применениеполученных знаний на практике .

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний, приобрести умения и навыки

Проводит вводный, текущий и заключительный инструктажи.

Практическая работа проводится по плану с демонстрацией учителем отдельных приемов работы. Инструктаж по технике безопасности и санитарной гигиене проводится в форме беседы.


Обсуждают в группах, обосновывают



9.Рефлексия деятельности

1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.
2)

Подвести итог проделанной работы на уроке.

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

  • Какова была ваша учебная задача?
  • Чему вы научились на уроке?
  • Где можно применить полученные знания?
  • Какие затруднения у вас возникли?

Выполнить тест по теме
Учитель консультирует, формулирует выводы , подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке.

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Домашнее задание:

Записывают домашнее задание

Предварительный просмотр:

Учитель технологии МБОУ СОШ№7 г. Поронайска Аулова Т.Л.

Урок технологии по теме "Интерьер кухни-столовой. Оборудование кухни." 5-й класс

Цель урока: Формирование у обучающихся представления об основных качеств интерьера кухни, его особенности

Задачи:

Образовательные –

1.Формировать знания, практические умения и навыки технологии оформления кухни.

Развивающие –

1.Осуществлять само- и взаимоконтроль.

2.Активизировать творческие способности.

3.Развивать и расширять кругозор обучающихся.

4.Развивать умения обсуждать работу в парах на этапе рефлексии.

Воспитательные – содействовать:

1. воспитанию умения работать в коллективе, культуры труда и общения, диалогического способа коммуникации;

2 . воспитанию самостоятельности, творческой активности, трудовой дисциплины, ответственности;

3. созданию условий для развития устной речи обучающихся в процессе урока;

4. воспитанию познавательной потребности, умению сопереживать, любви к народным традициям;

Профориентационная – знакомство с профессией – дизайнер.

Тип урока: общеметодологический

Формы работы учащихся: в парах, коллективная

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, проектный

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, брейкворд, тест, образцы оформления, маршрутный лист по типам и видам, словарь, лист рефлексии, шаблоны, ткань, ножницы, цветные карандаши, бумага, стиплеры, иголки швейные, отделочный материал, нитки, инструкционная карта

Словарная работа : квартира, кухня, интерьер, планирование, зонирование, стиль, декоративное убранство.

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Формирование мотивации изучение темы, эстетических чувств, смыслообразования, нравственно-этическая ориентация

Знания: о требованиях к интерьеру кухни, вариантах планировки. Способах размещения оборудования. Умения: применить знания, полученные теоретические знания на уроке на практике.

Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

Коммуникативные

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).

На перемене: Отметьте на доске одним из смайликов свое настроение и самочувствие.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приёмы, УУД

1. Организационный момент

Активация учащихся.

Настроить учащихся на работу.

– Добрый день!

Представление гостей.

Беседа оразличии и сходстве человека и животного.

Передача слова учителю географии Ибрагимовой Н.П.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Мотивация учебной деятельности учащихся

«Вызов» к открытию нового знания.

Создать условия для возникновения интереса к предстоящей учебной деятельности

Учитель географии через презентацию знакомит обучающихся с различными видами жилища, подводя обучающихся к пониманию темы урока.

При анализе презентации делают вывод о том. Что в любом жилище есть очаг.

Познавательные: общеучебные – логические – выбор оснований и критериев для сравнения объектов; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; умение полно и точно выражать свои мысли.

3. Постановка цели и задач урока.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность .

Подвести итог: очаг (сердце квартиры)- это место для приготовления пищи, обогрева, общения. Как современные людим называют очаг? Где в современном жилище находится очаг.
Подвести учащихся к осознанию целей и задач.

  • Какова же тема урока? (СЛАЙД 1)
  • С какого языка пришло это слово? (немецкого)
  • Как вы думаете о чем можно говорить про кухню целых два урока?
  • Молодцы. Вот вы самостоятельно и сообщили цель урока. Но чтобы её достигнуть необходимо сделать шаги. Совместно работать, слушать и слышать, применить на практике свои знания.

Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Сейчас вы просмотрите фотографии кухонь. Будьте внимательны – вы должны ответить на вопрос: «Чем отличаются представленные кухни»

Презентация «Типы и виды кухни»

Чем отличаются кухни?

Все что вы сказали верно. Большую роль в любой кухне играет планировка. ПЛАНИРОВКА.

- знакомство с планировкой через маршрутный лист. (СЛАЙДЫ ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД)


Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

5. Физ. минутка

Здоровьесбережение+ осмысление и закрепление

МЕБЕЛЬ

ОБОРУДОВАНИЕ

Выполняют задание

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Найти соответствие (на доске) по одному выходят и в нужную колонку прикрепляют фотографию

Мойка, микроволновая печь, шкаф для посуды, морозильная камера, мягкий уголок, посудомоечная машина, холодильник, вытяжка, плита, стул, стол обеденный, стол кухонный

Первичное усвоение новых знаний. (продолжение)

6. Первичная проверка понимания .

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Задать вопросы на «новое» знание:

  • Как у вас в кухне располагается мебель и оборудование?
  • Знаете ли вы, что в кухне для каждого оборудования и мебели есть свое место – зона.
  • При каких обстоятельствах вы встречались с этим словом?
  • Что такое зона?

Межпредметные связи

Учебник (с.11) прочитайте. какие бывают зоны на кухне, какое оборудование и мебель к какой зоне

относится?

Отвечают на вопросы.

Работают по учебнику.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного и учебника

Закрепление и применениеполученных знаний .

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний,

БРЕЙКВОРД (приложение)

Как можно украсить и оформить кухню?

Как это назвать одним словом?

Какие плоскости несут цвет в кухне?

На какие две группы делятся цвета?

Почему я задала этот вопрос?

Кухни бывают светлые и темные в зависимости от их расположения. Светлые – холодный цвет, темные – в теплый цвет.

Разгадывают брейкворд в парах.

Отвечают на вопросы?

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: организовывать учебное и практическое взаимодействие в парах.

Закрепление и применениеполученных знаний на практике .

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний, приобрести умения и навыки

- Сообщает о выполнении творческого проекта

Проводит вводный, текущий и заключительный инструктажи.

Практическая работа проводится по плану с демонстрацией учителем отдельных приемов работы. Инструктаж по технике безопасности и санитарной гигиене проводится в форме беседы.

Выполняют по инструкционным картам

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка

8.Рефлексия деятельности

1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.
2)

Подвести итог проделанной работы на уроке.

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

  • Какова была ваша учебная задача?
  • Чему вы научились на уроке?
  • Где можно применить полученные знания?
  • Какие затруднения у вас возникли?

Выполнить тест по теме
Учитель консультирует, формулирует выводы , подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке.

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, Заполняют лист самооценки

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности

9. Информация о домашнем задании

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Домашнее задание:

По учебнику стр. 10-19, найти в Интернете фото кухонь разных стилей. Ресурсный центр.

Записывают домашнее задание

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям темы, называть этапы последовательности квашения капусты

ХОД УРОКА

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Организационный момент

Активация учащихся.

Настроить учащихся на работу.

– Добрый день!
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг и другу улыбнулись.
Отметьте в тетради на полях одним из смайликов свое настроение и самочувствие.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Мотивация учебной деятельности учащихся

«Вызов» к открытию нового знания.

Создать условия для возникновения интереса к предстоящей учебной деятельности

  • - В брейкворде зашифрованы названия продуктов питания. За четыре минуты найдите и запишите в тетради как можно больше продуктов.
  • - Что за продукты вы разгадали в брейкворде?
  • - Найдите в найденных вами овощах, фруктах и ягодах продукт, который вы бы исключили из ряда и по какому-либо признаку?
  • - Чем богаты овощи, фрукты и ягоды? Чего в них больше, чем в других продуктах?
  • - Какую роль играют витамины в жизнедеятельности человека?
  • - Как сохранить овощи, фрукты и ягоды?
  • - Как вы понимаете народную пословицу “Летний день – год кормит”

Разгадывают брейкворд в парах.

Ищут закономерности в предложенном ряде, определяют признак, по которому этот фрукт исключают.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их.

Объясняют понимание пословицы.

3. Постановка цели и задач урока.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность .

Подвести итог: Заготовленные продукты делают питание зимой и весной разнообразным, они содержат много питательных веществ, витаминов.

Сообщить и записать тему урока: «Заготовка продуктов. Квашение капусты».
Подвести учащихся к осознанию целей и задач.

  • - Какова же цель нашей работы на уроке? Для чего нам это необходимо?
  • Чтобы достичь нашей цели какую работу мы должны выполнить?

Активизировать знания учащихся. Создать проблемную ситуацию.

Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

4. Актуализация знаний .

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

Предложить ответить на вопросы:

  • Заготавливают ли продукты в вашей семье и какие?
  • Какие способы заготовки продуктов вы знаете?

Организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации. Способы консервирования.


Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

5. Первичное усвоение новых знаний.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Побудить учащихся к теоретическому объяснению фактов.
Задать вопросы:

  • Кто знает русские народные традиции заготовки капусты?

При необходимости дополнить сообщения учащихся о русских народных традициях заготовки капусты.

  • Какие виды капусты вы знаете?
  • Кроме белокочанной, какая капуста популярна на Сахалине?
  • Какие блюда можно приготовить из квашенной и соленой капусты?

Технологическая последовательность приготовления квашенной или соленой капусты:

  • Установите технологическую последовательность и соответствие

Обсуждение и запись в тетради особенности технологии квашения капусты.

  • Какие посуду, инструменты и приспособления используют для заготовки капусты?
  • Что может быть использовано в качестве вкусовых и цветовых добавок? Что часто используют Сахалинцы?

Представляют приготовленные сообщения(по бригадам) о русских народных традициях.

Слушают учителя.

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.

Устанавливают технологическую последовательность и соответствие особенностей этапов приготовления капусты.

6. Первичная проверка понимания .

Вызвать познавательный интерес к теме.

Задать вопросы на «новое» знание:

  • Сколько витамина С сохраняется в продуктах при солении и квашении?
  • При каком виде консервирования плоды или овощи заливают рассолом?
  • При какой температуре процесс брожения протекает более активно?
  • Для чего нужно прокалывать капусту?

Отвечают на вопросы.

Закрепление и применениеполученных знаний на практике .

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний, приобрести умения и навыки

Проводит вводный, текущий и заключительный инструктажи.

Практическая работа проводится по плану с демонстрацией учителем отдельных приемов работы. Инструктаж по технике безопасности и санитарной гигиене проводится в форме беседы.

Планируют деятельность в бригадах. Организовывают рабочее место. Осуществляют практические действия по намеченному плану.

Работают с технической документацией (инструкционно - технологическими картами).
Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

8.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.
Консультирует, советует, помогает
Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

Предъявляют результаты практической работы в бригадах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

9.Рефлексия деятельности

1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.
2)

Подвести итог проделанной работы на уроке.

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

  • Какова была ваша учебная задача?
  • Чему вы научились на уроке?
  • Где можно применить полученные знания?
  • Какие затруднения у вас возникли?
  • Дайте анализ своей деятельности на уроке.

Выполнить тест по теме
Учитель консультирует, формулирует выводы , подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке.

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, Заполняют лист самооценки бригады. соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

10. Информация о домашнем задании

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Домашнее задание:

Найти и записать в тетради рецепт блюда с квашеной капустой

Записывают домашнее задание


Сообщает новые знания;

-История украшения лентами начинается с древнейших времен. Первоначально, конечно же, не было лент, поэтому использовали веревку из растительных волокон. (Какие растительные волокна мы знаем?

Волокна какого происхождения вы знаете еще?)

И эта веревка постепенно превратилась сначала в тесьму, а со временем и в ленту.

Женщины Древнего Рима и Древней Греции украшали волосы полосками ткани и лентами, расшитыми золотом и драгоценными камнями. Также женщины отделывали цветными лентами одежду. А по определенным материалам и цвету лент можно было определить….ЧТО?

Широкое же применение шелковых лент началось в XIV веке. Во французском городе Лионе довольно быстро стало развиваться производство шелковых тканей и ниток.

В 1446 году, по приказу будущего короля Людовика XI, были завезены станки для выделки шелка и изготовления лент. Чуть позже в моде были камзолы и плащи, которые отделывали парчовыми и золотыми лентами. Начинал расти спрос на такой товар. Город Лион со временем стал крупнейшим текстильным центром

Людвиг XIV призывал всех своих придворных одеваться красиво и с выдумкой. При его дворе все предметы туалета (от панталон до обуви) стали украшать лентами, расшитыми жемчугом и драгоценными камнями.

Следующий французский монарх, Людовик XV , сам любил вышивать лентами и дарил свои изделия придворным.

В XIX веке вышивка лентами стала популярна практически среди всех слоев населения.

Например, на волокна и нити из Японии существовал налог, а на ленты не было налога.

В нашей стране ленты для декорирования применялись с древнейших времен. В незапамятные времена невеста, которую засватали, надевала на голову венок с лентами, который называли красота. Низ праздничных рубах украшали двумя полосками красных шелковых лент. Другие рубахи обшивали пестрыми лентами. По центру сарафана нашивали вертикальную полосу из хлопчатобумажных и шелковых лент. Часто вышитые ленты использовали вместо поясов в праздничном одеянии. Лентами украшали даже обувь.

Постепенно под влиянием стилей рококо и барокко в России становится популярной вышивка шелковыми лентами различных цветочных узоров.Лентами украшали одежду, перетягивая рукава и формируя букетики цветов.

В 1870 годы вышивка шелковыми ленточками получила наибольшее распространение. Лентами декорировали юбки, рукава, лифы, воротники, манжеты платьев, перчатки, шали, муфты. Кроме того, объемной вышивкой украшали стеганые одеяла, абажуры, зонтики и разнообразные предметы обихода. А также стали модными различные накладные отделки из украшений: шелковых лент, фигурных блесток, объемных аппликаций из подкрашенного газа с синелью. Могли комбинироваться различные виды вышивок, например, аппликацию из шелковых ленточек совмещали с цветной гладью.
В XX веке интерес к этому виду рукоделия снизился так же, как и к остальным его видам. В конце прошлого столетия украшение шелковыми лентами стала появляться вновь, вспоминается история вышивки лентами, которая в настоящее

время переживает второе рождение.

Одним из основных занятий женщин Древней Руси являлось рукоделие. А шитье и вышивание были самыми важными из этих занятий. У каждой девки был сундук или шкатулка, заполненная всяческими мелочами для шитья.

Посмотрите, у меня в руках корзина. Чего здесь не хватает?

Сегодня на уроке мы будем с вами изготовлять цветы.

Посмотрите каких видов бывают ленты.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта описывает изготовление, обработку и производство продукции, производственные операции и применяемое оборудование.

В образовании технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока - таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:

  • этапы и цели урока;
  • содержание учебного материала;
  • методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
  • деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта урока включает в себя элементы план-конспекта: тема, цель, задачи, но всё же отличается от него.

Отличия технологической карты и конспекта

Технологическая карта урока

Конспект урока

Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока.

Оформляется как сценарий и описывает слова, действия учителя и предполагаемые ответы учеников.

Характеризует деятельность учеников с указанием УУД, формируемых при каждом учебном действии.

Указывает и описывает формы и методы, используемые на уроке.

Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и контролировать процесс их достижения.

Только указывает цели урока.

С помощью технологической карты учитель смотрит на учебный материал целостно и проектирует урок по освоению конкретной темы в рамках всего курса.

Преимущества технологической карты как инструмента планирования

Технологическая карта позволит учителю:

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются при выполнении конкретного учебного действия;
  • спроектировать последовательность действий и операций по освоению темы, приводящих к намеченному результату;
  • проектировать педагогическую деятельность на конкретный период;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • обеспечить согласованные действия участников педагогического процесса;
  • диагностировать достижения запланированных результатов на каждом этапе урока;
  • строить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета.

Структура технологической карты урока

В технологической карте указываются:

  • тема;
  • цель освоения учебного материала;
  • результаты, которые планируется достичь: личностные, предметные и метапредметные;
  • межпредметные связи;
  • организация учебного пространства: формы работы, ресурсы и оборудование;
  • основные понятия темы;
  • технология изучения указанной темы.

Урок строится из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи и так далее. В технологической карте на каждом этапе урока определяются цель и планируемый результат, деятельность учителя и учащихся.

Трудности при составлении технологической карты урока

Несмотря на преимущества и нарастающую популярность этого способа проектирования урока, учителя часто сталкиваются с трудностями при составлении технологической карты. Профессор института дополнительного образования в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Андрей Иоффе выделяет семь ошибок, которые совершают учителя при конструировании технологической карты:

  1. Объём на десятки страниц.
  2. Оформление всего содержания занятия как таблицу.
  3. Установление жёстких временных рамок.
  4. Обилие колонок.
  5. Сведение рефлексии к подведению итогов.
  6. Использование сложных и непонятных выражений - «самоопределение к деятельности».
  7. Определение целей для ученика и учителя, но не целей занятия.

Эти ошибки вызваны отсутствием единых требований к составлению технологических карт уроков. Отдельные блоки и разделы разнятся и у отдельных учителей, и у каждого учителя в технологических картах разных уроков. Также на ошибки влияют субъективные факторы: недостаток знаний, низкая мотивация учителя, непонимание и неприятие нового.

Грамотная методическая поддержка способна оказать помощь при подготовке технологических карт. На заседаниях методического совета школы определяется, как отражать в технологических картах уроках предметные, метапредметные и личностные результаты, реализацию и диагностику различных видов УУД.

Примеры технологических карт уроков

Образец технологической карты №1

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Характеристика этапов урока

  1. Работа обучающихся на уроке (указывается активность и мера занятости)
  2. Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала или отсутствовала.
  3. Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный или продуктивный.
  4. Оценка достижений целей урока.

Образец технологической карты №2

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Задачи урока: обучающие, воспитательные и развивающие.
  7. Актуальность использования средств ИКТ.
  8. Виды используемых средств ИКТ.
  9. Необходимое оборудование и программное обеспечение.
  10. Организационная структура урока.

Образец технологической карты №3

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока.

Образец технологической карты №4

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Урока технологии ничем не отличается от других учебных дисциплин. Она связана с инновационным подходом в обучении. Что она должна включать в себя? Любая технологическая карта урока по технологии ФГОС предполагает два этапа в непосредственной деятельности учителя. Первый этап представляет собой проектирование урока либо системы занятий. На втором происходит непосредственная реализация учебного занятия либо системы уроков в образовательном процессе.

Особенности предмета

Технологическая карта урока технологии строится согласно классической методике. Этап, связанный с проектированием учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине, предполагает сосредоточение на освоении процедур и определенных предписаний, созданных в Министерстве образования РФ. В учебном или не учебном времени должны присутствовать все основные параметры, которые ориентированы на развитие творческой личности.

Научный подход к технологическому проектированию

Технологическая карта урока технологии в трудах С. И. Львовой, И. П. Цибулько, Ю. Н. Гостева предполагается в виде четырех основных структурных компонентов:

  • Диагностика уровня начального усвоения школьниками учебного материала, а также отбор в группы с равным запасом сформированных знаний.
  • Организация и мотивация учебной деятельности школьников. Перед учителем ставится основная задача - вовлечение воспитанников в учебно-познавательную и проектную работу, поддержание сформированного интереса к обучению.
  • Процесс обучения, предполагающий непосредственное усвоение школьником учебной дисциплины посредством взаимодействия с разнообразными средствами.
  • Осуществление контроля качества усвоенного материала

Согласно теории, предложенной В. М. Монаховым, технологическая карта урока технологии предполагает наличие пяти основных компонентов:

  1. Целеполагание необходимо для проектирования единой цели, постановки нескольких задач.
  2. Диагностика позволяет устанавливать факт достижения либо недостижения каждой конкретной задачи.
  3. Разбитые на части задания помогают выявить уровень самостоятельности ученика, провести диагностику.
  4. Логическая структура технологии направлена на анализ достигнутой ранее цели, полученных результатов, последующее развитие внимания, памяти, познавательного интереса.
  5. Коррекция учебного процесса способствует построению индивидуальной траектории развития для каждого воспитанника.

Компоненты образовательной технологии

Технологическая карта урока технологии по ФГОС (мальчики или девочки по ней обучаются, неважно) предполагает формулировку основных параметров для каждого учебного занятия.

Педагог определяет диагностическое целеобразование, продумывает результативность урока. В таком случае процесс обучения будет действительно эффективным, и гарантировано достижение всех поставленных целей и задач.

Особенности уроков технологии у девочек

Технологическая карта по уроку технологии (девочки) помимо теоретической части обязательно содержит информацию о тех практических навыках, которыми в ходе занятия должны овладеть школьницы. Педагог старается предусматривать определенный резерв учебного времени, чтобы отработать теоретические знания на практике. В зависимости от особенностей группы, приходящей к педагогу, происходит корректировка технологической карты.

Система В. В. Гузеева

Что собой представляет технологическая карта урока по ФГОС? Технология (девочки) - предмет, который прежде всего направлен на подготовку будущих хранительниц семейного очага. Именно поэтому в карте каждого урока технологии учитель обязательно оставляет некоторый запас времени на отработку основных, универсальных навыков, предусмотренных общеобразовательной программой по данной учебной дисциплине.

В. В. Гузеев отмечал важность соответствия между поставленной первоначальной целью и конечным результатом. Кроме того, автор данной методики уделяет серьезное внимание текущей диагностике, а также прогнозированию индивидуального развития ученика, проверке его приближения к поставленной цели.

Характеристика технологической карты учебного занятия

Чем характеризуется Образец по технологии представим позже, сначала дадим общее определение. Технологическая карта - некий паспорт проекта будущего урока, предназначенного для определенной группы детей. Это особая форма конструирования учителем обучающего процесса. Педагог совмещает классическое тематическое планирование с разработками каждого конкретного урока.

Технологическая карта урока технологии (мальчики) предполагает описание всех действий учителя и школьников с указанием способов контроля, особенностей организационного процесса. С ее помощью можно рассматривать процесс обучения как целостную систему учебных занятий, связанных по содержательному, целевому, операционному, контрольному, регулировочному, а также рефлексивному этапам. Она включает в себя планирование развития для каждого конкретного ученика, контроля усвоения им определенных знаний, а также развитие дополнительных специальных навыков.

Для планирования конечных результатов сформированности представлений у ребят по определённой тематике осуществляется отбор правил, фактов, законов, соответствующих психологическим особенностям школьников.

При желании в технологическую карту урока технологии педагог также включает межпредметные связи, определяя преемственность между темами и разделами. Благодаря этому учитель структурирует учебный материал на оптимальном уровне. Каждая тема обязательно разбивается на несколько подразделов, логически связанных между собой. Например, сначала мальчики знакомятся с технологией обработки металла, правилами техники безопасности. Затем, имея теоретическую базу, приступают к работе на станках. Для девочек также важны теоретические знания. Познакомившись с особенностями потайного шва, они отрабатывают навыки в практической деятельности.

Конструирование технологической карты

Можно представить ее следующим образом:

  • 1-й шаг заключается в определении ожидаемых результатов после рассмотрения изучаемой темы.
  • 2-й шаг предусматривает определение первого и последнего занятий.
  • 3-й шаг состоит в разбивке содержания изучаемой темы на отдельные блоки.
  • 4-й шаг предполагает выделение основного материала для конкретных уроков.
  • 5-й шаг предполагает прогнозирование целей и формы урока в конкретном блоке.
  • 6-й шаг связан с составлением заданий для самоконтроля школьников.

Пример технологической карты урока технологии

Приведем урока по технологии, предлагаемый Т. И. Шамовой:

  • Номер урока в учебном курсе.
  • Тема занятия.
  • Что должен знать ученик?
  • Что должен уметь школьник? (Указываются предметные умения.)
  • Развитие и закрепление универсальных умений.
  • Тип урока.
  • Демонстрационные материалы (таблицы, презентации, портреты, модели).
  • Приемы и действия, с помощью которых педагог будет проверять степень усвоения учебного материала.
  • Самоконтроль обучающихся (рефлексия, благодаря которой ученик отслеживает свое продвижение по программному материалу).

Занятие «Лоскутное шитье»

Предлагаем пример уроков технологии для девочек по ФГОС:

Тема урока: «Лоскутное шитье».

Тип учебного мероприятия: интегрированный урок.

Методическая база: учебник (УМК): Н. В. Синица, В. Д. Симоненко. Технология ведения дома, 5-й класс.

Учебное оборудование: персональный компьютер, мультимедиа.

Материальная база: наборы лоскутных тканей.

Цель урока: формировать технологические навыки и умения при создании изделий в технике лоскутного шитья.

Планируемые результаты:

1. Предметные: развитие познавательного интереса у обучающихся к декоративно-прикладному творчеству.

  • Познавательные - знакомство с формирование представления об использовании лоскутного шитья в повседневной жизни.
  • Регулятивные - освоение технологической последовательности освоить изготовления образцов в технике «лоскутное шитье».
  • Коммуникативные - создание благоприятных условий для сотрудничества.
  • Личностные: развить эстетический вкус, сформировать интерес к труду, умения соблюдать правила безопасной работы.
  • Коммуникативные: эмоциональный настрой на сотрудничество.

Предполагает объяснение правил выполнения тестового задания, демонстрацию девочкам образцов ткани, выполненных в технике лоскутного шитья.

Вместе с педагогом формулируется тема урока, ставится цель, определяются задачи.

После завершения теоретического блока проводится физминутка (3-5 минут).

Девочки приступают к практической части урока. Используя лоскутки разной геометрической формы, они в группах составляют лоскутные композиции.

Полученные в группах работы анализируются, проверяется правильность использования техники лоскутного шитья. Далее следует рефлексия и подведение итогов урока.

Заключение

Федеральные стандарты нового поколения, введенные в общеобразовательных школах, обязывают педагогов технологии составлять индивидуальные карты для каждого учебного занятия. Инновационная технология позволяет педагогу вовлекать своих воспитанников в проектную деятельность.