Какая тема пьесы бесприданница. Анализ пьесы «Бесприданница» (А.Н

Администрация города Соликамска Пермского края

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3»

618556, г. Соликамск Пермский край, ул. Фрунзе, 114. тел/факс 4-34-35

E-mail:

Уроки по литературе

для 10 класса

по теме: «Анализ текста драмы А.Н. Островского «Бесприданница»»

Выполнила:

Манькова Людмила Николаевна

учитель МБОУ «ВСШ №3» г. Соликамска

Тема: Анализ текста драмы А. Н . Островского "Бесприданница" (2-3 уроки по данной теме).

Цель уроков: учить работать с текстом.

Задачи:

    Проверить знания текста.

    Разобрать образы героев по тексту при помощи чтения отрывков из пьесы.

    Обобщить изученный материал для подготовки к сочинению.

План урока:

    Организационный момент.

    Аналитическая беседа (проверка д/з. по знанию текста).

    Обсуждение образа Огудаловой.

    Характеристика Паратова.

    Обсуждение образов купцов Кнурова и Вожеватова.

6. Анализ образа Карандашева.

    Подведение итогов и составление опорного конспекта.

    Инструктаж домашнего задания.

Ход урока:

    Оргмомент.

    Аналитическая беседа

Что вы узнаете из первых двух явлений пьесы? Какова их роль в развитии сюжета пьесы?

Ученик. На первый взгляд, первые два явления пьесы - это экспозиция, содержащая в себе чисто информационный материал. Но очень важно заметить несколько деталей, которые являются основой для дальнейшего развития драматического действия пьесы. В диалоге Кнурова и Вожеватова упоминаются такие события, как скорое замужество Ларисы, приглашение на обед к Карандышеву - эти новости являются основными для героев.

Какова роль сцены объяснения Ларисы с Карандышевым?

Ученик. Из нее мы узнаем, что Лариса до сих пор не забыла Паратова.

Что мы знаем о Паратове?

Задание.

Как ведет себя Паратов, узнав о скорой свадьбе Ларисы?

Ученик. Задето его самолюбие, но он не подает виду, насмешливо вспоминает, как ухаживал за ней и чуть не женился. Но самолюбие его задето настолько, что он даже забывает поинтересоваться, кто же станет мужем Ларисы, у него только одна мысль - его предпочли другому!

Как вы считаете, какова роль данной сцены?

Ученик. Эта сцена является завязкой конфликта. Паратов решает отомстить за измену и показать свое превосходство.

Как развиваются события второго действия? Какие из них вы считаете наиболее важными?

Ученик. События второго действия - это развитие конфликта, приближение кульминации. Наиболее важными являются сцена встречи Ларисы и Паратова, ссора с Карандышевым. (учащиеся читают эти сцены по ролям).

Чем обернулся обед у Карандышева для его участников?

Ученик. Паратов, Кнуров и Вожеватов показали Ларисе, какую глупость она совершила, согласившись выйти замуж за Карандышева, они унизили его в глазах невесты и сделали из него посмешище.

Какова же кульминация пьесы?

Ученик. Лариса безрассудно следует за Паратовым, она верит в его искреннее желание освободить ее от такого убогого будущего. Но и Карандышев не собирается бездействовать он решает отомстить!

Задание.

Пересказать события четвертого действия

Какое решение принимает Лариса и почему?

Ученик. Лариса не смогла покончить с собой, но и вернуться к Карандышеву она не может, поэтому, отчаявшись, она решает принять предложение Кнурова ехать с ним за границу, т.е. стать «вещью».

Ученик. Убийство Ларисы показано как благодеяние, как спасение ее от позора, как избавление от унизительной жизни в качестве содержанки.

III. Обсуждение образа Х.И. Огудаловой

Что узнаем о нравственном облике и жизненных принципах Х.И. Огудаловой?

Ученик. Нравственный облик Огудаловой определен ее общественным положением. Харита Игнатьевна - приживалка при знатных господах. Возможно, в молодости вела роскошную жизнь за счет своих поклонников, сейчас же торгует красотой и талантом своей дочери. Чтобы вести прежний образ жизни и обеспечить свою старость, Огудалова готова унижаться. Она возражает Ларисе: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь».

Как относится она к Вожеватову, Кнурову, Паратову и Карандышеву? Как меняется ее речь при разговоре с разными людьми? Прочтите и прокомментируйте небольшие отрывки из разговоров Огудаловой с Кнуровым и Паратовым.

Ученик. К каждому из поклонников Ларисы у нее свой подход. К Кнурову она относится предусмотрительно: «... Мокий Парменыч, очень благодарна, что удостоили...». Во всем с ним соглашается, угодливо повторяет его слова.

С Паратовым Огудалова ведет непринужденную дружескую беседу: «Ах, Сергей Сергеич! Ах, родной мой!» «Каким ветром занесло?» «Ах ты, проказник. Характерна ремарка к последней реплике: «Берет Паратова за ухо». С Карандышевым Харита Игнатьевна говорит пренебрежительно, с иронией. Ведь он бедный жених. Поживиться от него нечем.

Как Харита Игнатьевна относится к Ларисе и какую роль играет в ее судьбе? Какую цель преследует Огудалова, разговаривая с Ларисой в 3 явл. Д. II о жизни в деревне, о Карандышеве?

Ученик. Отношение к дочери отчетливо раскрывается в разговоре с Кнуровым. Кнуров намекает, что готов взять Ларису на содержание: «Теплое участие сильного, богатого человека...». Огудалова как бы не понимает намека и в то же время ободряет Кнурова: «Хорошо, как найдется это участие». Торг состоялся. Как задаток Лариса получает гардероб, а Огудалова 300 рублей. Это деньги, за которые она продает свою дочь. После разговора с Кнуровым Огудалова исподволь готовит Ларису к разрыву с

Карандышевым, к жизни на содержании у Кнурова. Говорит о ничтожестве Каранды- шева, о непривлекательных сторонах жизни в деревне.

С какой целью вводит Островский в текст Д. II романсы «Не искушай меня без нужды...» и «Матушка-голубушка...»?

Ученик. Ларисины чувства выражены в романсах, которые она поет. Лариса просит пожалеть ее, не подвергать новым испытаниям. Но Харита Игнатьевна на званом обеде снова рисует Карандышева в самом невыгодном для него свете; а когда Лариса решает ехать за Волгу на пикник, Харита Игнатьевна ее не держит.

    Характеристика Паратова

Кто такой Паратов? Как характеризуют его другие действующие лица Кнуров, Вожеватов, Карандышев? За что полюбила Паратова Лариса? В чем отличие Паратова от тех людей, которые ее окружают и в чем сходство?

Ученик. Сущность личности Паратова определена в списке действующих лиц как «блестящий барин». Но это не блеск ума, характера или культуры, это внешний, показной блеск. Характеристика Паратова дается с разных точек зрения. «С шиком живет Паратов», - с осуждением говорит о нем Кнуров. «Уж чего другого, а шику довольно», - соглашается с ним Вожеватов. Перед приездом Паратова в городе поднялся переполох. Его встречают салютом - выстрелом из пушки. Цыгане, слуги, кучера - все рады его приезду: барин щедро платит. При его появлении Иван «выбегает из кофейной с венчиком и бросается обметать Паратова». И тому приятны знаки подобострастия.

Каковы нравственные принципы Паратова? Как они раскрываются во взаимоотношениях с Ларисой? Прокомментируйте диалоги Паратова и Ларисы в явл. 8, Д. II, в явл. 12, Д. III и в явл. 7, Д. IV.

Ученик. О человеке судят по его поступкам. В эпизодах во время путешествия по Волге и с пари он раскрывается как азартный игрок. Ставка - своя жизнь и жизнь любимой девушки. И все это ради острых ощущений. В его поступках есть удаль, лихость, но нельзя не согласиться со словами Карандышева: «Сердца нет, оттого он так и смел». Да и сам Паратов о себе говорит: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно».

Какова взаимосвязь между продажей «Ласточки» и судьбой Ларисы? Какова жизненная философия Паратова?

Ученик. Как легко он расстался с «Ласточкой, так же легко оставил и Ларису. «Ласточка» - чайка (перевод имени Ларисы). Жизненная философия Паратова раскрывается в его словах: «Да, господа, жизнь коротка, говорят философы, так надо уметь ею пользоваться». Главное для него - деньги. Ради них он жертвует любовью, готов продать свою свободу. В разговорах с Ларисой видим его позерство, бессердечие, душевную черствость.

В чем сходство и разница между Паратовым и Печориным?

Ученик. Он, как и Печорин, эгоист, который несет страдания любящ вушке. Но Печорин - натура более глубокая. Это человек, не удовлетворяющийся мелкой жизнью общества, не находящий дела по своим силам. Паратов же - самовлюбленный эгоист. Он более напоминает Грушницкого. Деньги, положение в обществе - то, мимо чего спокойно проходил Печорин, составляют жизнь Паратова.

    Обсуждение образов купцов Кнурова и Вожеватова

Сравнивая купцов старой и новой формаций, Г.И. Успенский в очерке «Книжка чеков» писал: «Старомодный купец... жил обманом, богатство приходило к нему темными путями... Купец был дойною коровою всех, кто представлял собою какую-нибудь власть... старый тип считал свое дело в глубине души «не совсем чтобы по- божески», а новый, напротив, ничуть не сомневается в том, что его дело - настоящее и что отечество даже обязано ему благодарностью за то, что он жертвует своим капиталом на общую пользу, и хотя действует «из личных выгод, но зато дает другим хлеб...».

Чем отличаются Кнуров и Вожеватов от купцов, изображенных в драме «Гроза»? Какой отпечаток накладывает общественное положение на характеры, психологию, поведение купцов?

Ученик. Кнуров и Вожеватов принадлежат к новому типу купцов. В отличие от Диких они получили порядочное образование. Кнуров читает французскую газету, собирается ехать на выставку в Париж. Из разговора Гаврилы и Ивана мы узнаем, что Кнуров замкнут, неразговорчив. В городе по положению ему нет равных. Даже с Вожеватовым он держится покровительственно и снисходительно. Для купцов-самодуров характерно полное пренебрежение к общественному мнению. Теперь купцы вынуждены считаться с тем, что о них скажут. У них складывается особая тактика, основанная на обмане общественного мнения. Такова затея Вожеватова пить шампанское из чайников, - «чтобы люди него дурного не сказали».

Каковы взаимоотношении между купцами?

Ученик. По диалогу Кнурова и Вожеватова судим о взаимоотношениях купцов. Они едины по отношению к зависимым от них людям, но за внешним благодушием чувствуется настороженность и недоверие друг к другу. Когда Кнуров расспрашивает Вожеватова о его коммерческих делах, Вожеватов дает уклончивые ответы.

Как характеризует Кнурова отношение к Ларисе? В чем истинная подоплека его отношения?

Ученик. В отношениях с Ларисой цинизм Кнурова прикрывается маской почтительности и показного доброжелательства: все думал о Ларисе Дмитриевне, - обращается он к Вожеватову перед тем, как метать жребий. - Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только не позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе. В действительности же они решают воспользоваться безвыходным положением Ларисы. Кнуров не сомневается, кто Лариса примет его предложение пойти к нему на содержание, так как знает меру своей власти над людьми. Он говорит ей: «Для меня невозможного мало. Стыда не бойтесь, осуждений не будет...».

Каково отношение Вожеватова к Ларисе?

Ученик. Вожеватов, как и Кнуров, расчетливый эгоист. О судьбе Ларисы он рассказывает со смехом. Бывать в доме Огудаловых, шутить с Ларисой, слушать ее пение для Вожеватова большое удовольствие. Но он никогда не потеряет голову, свои чувства подчиняет трезвому расчету: «Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю... что любовью-то называется», - говорит он Кнурову. И тот одобряет его: «Похвально, хорошим купцом будете».

Когда особенно ярко проявляется бездушное отношение Вожеватова к Ларисе? Как это его характеризует как купца? В чем основа жизни купцов того времени?

Ученик. Холодная расчетливость и бездушие Вожеватова особенно выпукло обнаруживается в V действии. «Вася, я погибаю! - в отчаянии обращается к Вожеватову Лариса мы с тобой с детства знакомы... что мне делать - научи!» Но он отказался ей помочь. Потому что, во-первых, в этом обществе каждый сам за себя, и после того, как Вожеватов понял, что Лариса не может быть его любовницей, его игрушкой, он потерял к ней интерес; во-вторых, дело в своеобразно понимаемой купеческой чести. Вожеватов дал Кнурову слово и не может его нарушить, хотя бы на его глазах погибал человек. Честное слово - это марка купца.

    Анализ образа Карандышева

Кто такой Карандышев?

Ученик. Карандышев вырос в мещанской среде, испытывая с детства унижения со стороны сильных мира сего. Он осуждает их нравы, поведение, но в то же время завидует им и претендует на положение хозяина жизни, он очень честолюбив. Мелкий чиновник, Карандышев старается всем доказать, что не хуже других. Он постоянно поучает, читает наставления.

Как держится он с Вожеватовым, Кнуровым, Паратовым и другими?

Ученик. О его отношении к другим героям можем судить по речи. С Вожеватовым он запанибрата: «Василий Данилыч, вот что: приезжайте-ка вы ко мне обедать сегодня!». Звучит непринужденность, фамильярность. Почтительно он разговаривает с Кнуровым: «Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня?». Со слугами Карандышев высокомерен. И в этом изменении оттенков речи героя раскрывается его холопская, чиновничья натура. Над ним все издеваются: и купцы, и слуги. Кнуров же игнорирует Карандышева, закрываясь от него газетой.

Как складываются взаимоотношения Карандышева и Ларисы? (Д. I, явл. 4; Д. II, явл. 6; Д. III, явл. 11,13,14; Д. IV, явл. 10-11).

Ученик. Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти замуж за Карандышева. Давайте проследим, как изменяется отношение Ларисы к Карандышеву (зачитывается отрывок со слов «Сами по себе вы что-нибудь значите, но от сравнения с Сергеем Сергеевичем вы теряете все...» до «Я слишком дорога для вас».)

Конечно, Лариса не любила Карандышева. Она решается на брак с ним, пытаясь отыскать в нем что-нибудь хорошее. Обручение с ним - это попытка вырваться из дома, желание забыть Паратова, поиски спокойного уголка, где она может стать свободной чайкой. Но Карандышев не сумел ее понять. Брак с Ларисой для него - возможность выйти в общество избранных, тех, кого он ненавидит, но кому слепо подражает.

В чем сложность образа Карандышева? Какие чувства он у вас вызывает?

Ученик. Но Карандышев вызывает у нас не только смех и осуждение. Мы понимаем, что за его самоуверенностью скрывается внутренняя робость. Его попытки встать в ряд с купцами нелепы, но с горечью следим за наглым издевательством над ним хозяев жизни. Бегство Ларисы с купцами - для него страшная катастрофа. Он чувствует и растерянность, и горечь, и чувство оскорбленного человеческого достоинства, и бессильную злобу. Он решается мстить своим обидчикам.

    Подведение итогов обсуждений

Подведем итоги наших уроков и составим опорный конспект. Составление

опорного конспекта начнем с указания дат написания пьес «Гроза» и «Бесприданница»: 1859 и 1878, расположим названия драматических произведений и даты в противоположных сторонах верхней части конспекта.

Обратимся к ученикам с вопросом:

Что общего можно заметить в этих двух произведениях драматурга?

Ответ на этот вопрос в краткой форме зафиксируем в конспекте, расположив эту запись в строке между названиями произведений.

1) Волга; Калинов и Бряхимов - маленькие города;

2) жестокость нравов, царящих в этих городах, сочетается с жаждой наживы;

3) в обоих городах живет и страдает незаурядная личность, не принимающая ложь, стремящаяся к свободе, красоте и любви;

4) пьеса завершается трагической гибелью героини, являющейся центром драмы.

Итак, в центре своего повествования Островский, как и в драме «Гроза», ставит героиню - Ларису Огудалову. По замечанию Н.Скатова, «названия пьес Островского, как правило, символичны. Страшным символом звучит - "Бесприданница". Лучшая из лучших - бесприданница». (Отмечаем центр конспекта и записываем: «Лариса Огудалова».)

Докажите точность характеристики, данной Николаем Скатовым Ларисе Огудаповой, - «лучшая из лучших».

Ученик. Вожеватов, беседуя за утренним «чаем» с Кнуровым, говорит о Ларисе: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное». Кнуров с удовольствием поддерживает: «Приятно с ней одной почаще видеться, без помехи... эта женщина создана для роскоши». Василии Данилыч, знающий Ларису с детства, отмечает самое главное, что отличает ее от матери, Хариты Игнатьевны Огудаловой: «У той матери все хитрость да лесть, а эта вдруг, не с того ни с сего, и скажет, что не надо». Кнуров уточняет: «То есть правду?»

По ходу выступлений учащихся делается запись в конспекте (под именем героини):

Лариса Огудалова: богато одаренная натура; наделена ярким, неповторимым характером; отличается чуткостью, впечатлительностью; ей присущи доверчивость искренность, прямодушие; в сердце героини живет любовь; душа героини как птица и т.д

Сценическая история пьесы «Бесприданница» свидетельствует о том, что успех драмы напрямую зависел от понимания актрисой, исполнявшей роль Ларисы, авторского замысла. В 1896 году на сцене Александрийского театра Ларису сыграла Вера Федоров на Комиссаржевская.

Лариса в исполнении В.Ф.Комиссаржевской предстала героиней, отрешенной от мелочей быта, стоящей выше житейской пошлости, наделенной поразительной душевной чистотой, стремящейся вырваться из круга равнодушия и жестокости.

Слово «круг» - ключевое в составлении следующей части конспекта. Ставим задачу определить круг равнодушия и жестокости.

Назовите действующих лиц пьесы, окружающих Ларису. Назовите характер отношения героини к этому лицу.

Ученик. Харита Игнатьевна Огудалова. Отношения послушной, понимающей дочери.

Юлий Капитоныч Карандышев. Героиня надеется на то, что Карандышев увезет ее отсюда, спасет от пошлой, низкой жизни.

Василий Данилыч Вожеватов. С этим молодым человеком Лариса знакома с детства, считает, что их связывают дружеские отношения.

Мокий Парменыч Кнуров. Видит в этом солидном человеке преданность, поддержку старшего.

Сергей Сергеич Паратов. Его Лариса любит.

Что общего между этими действующими лицами? Чем они отличаются?

Первая реакция учащихся - удивление: что общего между абсолютно разными героями?

Но и в тексте Островского мы читаем, как Карандышев удивляется: «Ну чем я хуже Паратова?» На этот вопрос Лариса замечает?

Ученик. «...сравнение не будет в вашу пользу». Карандышев требует доказательств. Обратимся и мы к оценкам, которые даны Паратову и Карандышеву теми, кто их знает, видел и встречал в различных ситуациях. По мнению Ларисы, Паратов - «идеал мужчины», потому что в нем есть особенная какая-то смелость. В сердце и памяти героини осталось и то, чему она была свидетелем: «Я сама видела, как он помогал бедным, как отдавал все деньги, которые были с ним».

Мнение Хариты Игнатьевны Огудаловой, отметим в конспекте различия: Паратов - блестящий барин, обаятелен, хорош собою; всем известен; его любит Лариса. Карандышев - мелкий чиновник; ничтожен, всеми унижаем; никому не известен; Лариса его не любит. Вот, пожалуй, и все, чем отличаются эти герои. Карандышев - жертва? Да. Несчастный человек?

Обратимся к толкованию имен этих действующих лиц «Бесприданницы». Фамилию Паратова скорее всего драматург образовал от диалектного слова пора- тый, что означает «бойкий, сильный, дюжий». Такое объяснение приводится в словаре Даля. В некоторых справочниках есть и такое объяснение фамилии? паратый - ловкий, хищный зверь. А вот фамилия Юлия Капитоныча Карандышева образована от карандыш, карандышка, то есть (по Далю) «коротышка, недоросток, малорослый человек».

Приведите примеры высказываний Паратова и Карандышева, которые можно было бы назвать ключевыми, то есть характеризующими их жизненные позиции. (Высказывания зафиксируем в конспекте.)

Ученик. Паратов: «Что такое "жаль", этого я не знаю. У меня... ничего заветного нет, найду выгоду, так все продам, что угодно».

Карандышев: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличать- ся». «Ну чем я хуже Паратова?»

Оба героя женятся. Что значит для каждого из них женитьба?

Ученик. Оба героя женятся с целью поправить свое положение: ни у Паратова ничего нет (он попросту все промотал), ни у Карандышева.

Чем можно объяснить такое положение Паратова и Карандышев?

Ученик. Паратов и Карандышев лишены деловой хватки, умения здраво мыслить и поступать, обуздывать свои эмоции, смирять свои желания. В небольшом провинциальном городе, где все знают друг друга, деловые качества самого мелкого чиновника досконально известны, но об умении вести какие-либо дела Карандышевым или Паратовым нет ни слова.

Как Паратов и Карандышев относятся к Ларисе?

Ученик. Сергей Сергеич откровенничает со своими приятелями. Да и неслучайно драматург строит сцену объяснения таким образом: страшное для героини признание Паратов делает не наедине с Ларисой, а тогда, когда из кофейни появляются Кнуров и Вожеватов: свою жертву «блестящий барин» оставляет на растерзание другим хищникам.

Юлий Капитоныч Карандышев представляет собою в драме "Бесприданница" тип «маленького человека». Карандышев в то же время всеми силами рвется приобщиться к миру сильных, мечтает о красивой, роскошной жизни напоказ, чтобы и ему позавидовали другие. Он погубил в себе все человеческое и роковым выстрелом ставит точку: эта женщина должна принадлежать ему! Иначе - «не доставайся ж ты никому!». Жестокие нравы, царящие в городе Бряхимове, окончательно развратили мелкого чиновника.

В конспекте появилась запись, отражающая общее в Паратове и Карандышеве: женятся с целью поправить финансовое положение; лишены деловой хватки и умения здраво мыслить и поступать, обуздывать свои эмоции; совершенно бесчеловечны по отношению к Ларисе; достоинства оказываются мнимыми и т.д.

Следующий этап составления конспекта - анализ вопросов, связанных с образами Вожеватова и Кнурова.

Фамилия Мокия Парменыча Кнурова образована от слова кнур - «боров, кладеный кабан, хряк» (по Далю).

Фамилия Вожеватова происходит от вожеватый, вожеватенький, то есть (опять же по Далю) это тот, «кто умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый, занимательный собеседник», в сочетании вожеватый народ - развязный, беспардонный.

Давайте вспомним характеристику образов Кнурова и Вожеватого?

Составляя характеристику образов Кнурова и Вожеватова, учащиеся рассказывают о том, чем отличаются эти купцы от Дикого, то есть купца, нарисованного в драме «Гроза», объясняют, как относятся купцы друг к другу и к Ларисе. В результате - запись в конспекте: новый тип купцов; полное пренебрежение к общественному мнению; настороженность и недоверие друг к другу; холодная расчетливость и бездушие.

Еще одно, последнее звено, замыкающее круг, равнодушия и жестокости, за пределы которого рвется «горячее сердце» героини драмы «Бесприданницы». Это Харита Игнатьевна Огудалова, мать Ларисы Дмитриевны. Характеристику этого персонажа, стоящего в списке действующих лиц под номером один, А.Н.Островский начинает с имени, в котором все три составляющие части (имя, отчество, фамилия) говорят о многом.

Итак, имя Харита происходит от греческого слова харис, что значит «изящество, прелесть, красота». Игнатами в Москве времен драматурга называли каждого цыгана. Фамилия Огудалова образована от глагола «огудаты», который толкуется так: обмануть. Соединим все в единое целое и получим следующее: перед зрителями не просто вдова средних лет, а прелестная цыганка, которая одевается изящно и, в отличие от дочери, смело и не по летам. (В конспекте записываем значение имени.)

Как относится Харита Игнатьевна к дочери?

Ученик. Харита Игнатьевна не может понять желания дочери, мечтающей сразу после венчания поскорее уехать из Бряхимова в деревню. Что творится на душе у Ларисы, она не представляет.

Хариту Игнатьевну многое сближает с Кнуровым, Вожеватовым и прочими лицами, входящими в этот круг. Но главное - это то, что все они смотрят на Ларису как на вещь.

Опираясь на положения, указанные в конспекте, покажите главные особенности пьесы «Бесприданница».

Ученик. 1. В центре пьесы «Бесприданница» А.Н.Островский поставил героиню, так как в условиях русской пореформенной действительности драматург не находил героя, наделенного высокими моральными качествами, способного совершать такие поступки, которые бы ясно говорили о его стремлении вести борьбу со злом, царящим в мире. Преуспевающие дельцы если и делали какое-то благо, то это был лишь красивый жест, назначение которого - привлечь к себе внимание, а не искреннее желание творить добро.

2. Пьеса «Бесприданница» - психологическая драма, так как все внимание акцентировано на чувствах, движениях души героини, а не на действиях. «Линия борьбы, - читаем в статье А. И. Журавлевой "Тысячелетний памятник России", открывающей сборник избранных произведений писателя "Театр и жизнь", - проходит через душу самой Ларисы, ее личность лишена цельности, и сама она - поле битвы между стихийным стремлением к чистоте и ложными представлениями о жизненных ценностях. Таким образом, в центре пьесы - натура противоречивая, и наиболее подходящим жанром для воплощения такого характера оказывается именно психологическая драма». (приложение 1)

VIII . Домашнее задание

Составление тем и планов для сочинений.

Список используемой литературы

    Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. 2-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплекс уроков. М.: «ВАКО», 2004г.

Теперь торжество буржуазии... в полном смысле наступает золотой век.

А. Островский

Деньги, золото, материальные ценности во все времена имели немаловажное значение для человека и общества. Но в истории бывают такие эпохи, когда деньги начинают играть первостепенную роль. Они оттесняют все другие ценности, потому что все становится товаром. И тогда «хорошо тому, у кого денег-то много», как говорит в «Бесприданнице» Мокий Парменыч Кнуров. Эту пьесу Островский посвятил как раз одному из таких периодов, когда в России шло становление нового класса буржуазии, формировались капиталистические отношения. «Времена подлые», по оценке самого драматурга. Но они неизбежны в развитии экономики и повторяются на каждом новом витке истории. Сегодня мы живем в такое же время. Поэтому и пьеса Островского ак­туальна и интересна для современного читателя.

Тема денег в «Бесприданнице» звучит уже в самом ее названии. С первых страниц пьесы деньги - главный предмет разговоров. Их наличие или отсутствие определяет место человека в обществе, отношение к нему. Владельцу громадного состояния Мокию Парменычу Кнурову и поговорить-то в городе не с кем. Даже буфетчик Таврило понимает, что говорить он может только с равными себе. А таких богачей «в городе два-три чело­века». Среди них - молодой купец Вожеватов. Даже в праздник, во время прогулки, бе­седуют они о выгодных сделках, о новых приобретениях. Содинаковыми чувствами они говорят и о блестящей четверке лошадей богача Чиркова, и о Ларисе Дмитриевне. Ведь она - тоже товар, «дорогой бриллиант», к которому присматриваются и прицениваются. Когда читаешь пьесу, создается ощущение, будто ты попал на необычный рынок, где продается и покупается все: Кнуров и Вожеватов покупают удовольствие - небольшими подарками они оплачивают возможность бывать в обществе очаровательной девушки, а ее мать ловко и охотно торгует молодостью, талантом и красотой дочери. «За удоволь­ствие платить надо» - это правило принимается безоговорочно, и несоблюдение его бьшо бы просто неприлично. Паратов продает не только любимый пароход, но и свою волю. Пароход идет по дешевке, а вот волюшку свою судовладелец оценил в полмиллиона. Таково приданое новой невесты. А ведь он чуть бьшо «не насмешил людей», поддавшись чувству и женившись на бесприданнице Ларисе. Но деловой человек должен знать, что «всякому товару цена есть», даже если речь идет о любви, красоте, счастье.

Бедный чиновник Карандышев ненавидит богатых и уверенных в себе хозяев новой жизни. Но при этом очень хочет стать своим человеком среди них. И он находит способ: жениться на бесприданнице Ларисе с хорошей дворянской фамилией. Только оплачи­вать свое приобретение он никак не собирается, полагая что сам его поступок достоин вечной любви и благодарности бедной невесты. Женитьба на Ларисе для него - это компенсация за моральный ущерб, нанесенный гордости, самолюбию и тщеславию неимущего человека, которому хотелось пожить как богатому.

Даже главная героиня, отчаявшись найти любовь и понимание, решает искать денег: «Уж если быть вещью, так одно утешение - быть дорогой, очень дорогой». Но когда выстрел Карандышева помешал ей осуществить задуманное, она благодарит его за «благодеяние», которое он сделал для нее.

Всегда будут люди, которые не могут вписаться в новые общественные отношения. Они не хотят принимать чужих правил, жить по не свойственным им нормам морали. И у них есть выбор: остаться самим собой или стать таким, как все. А для этого нужно «переступить» через свои убеждения, отказаться от собственных жизненных ценностей, то есть заключить сделку со временем, диктующим свои условия.

О трудностях выбора напишут Л. Толстой и Ф. Достоевский. А героиня Островского уходит со сцены, уходит из жизни. Теперь не ее время. «Золотой век» - он ведь не для всех.

Замысел драмы «Бесприданница» был задуман А. Н. Островским в 1874 г. Первоначальный сюжет был совершенно другим (старуха с тремя дочерьми, двое влюбленных). По некоторым сведениям, оригинальный вариант сложился у писателя под впечатлением от кинешемского дела об убийстве мужем своей жены из ревности. Большую роль в скандальной истории сыграл «миллионщик» И. А. Коновалов (возможный прототип Кнурова).

Пьеса была закончена в конце 1878 г. Через несколько дней состоялась ее премьера в московском Малом театре.

Смысл названия

Название «Бесприданница» указывает на главную героиню и на ее жизненную трагедию. Лариса не имеет хорошего приданого, что в эпоху Островского было серьезным препятствием для брака.

Основная тема произведения

Основная тема произведения — трагическая судьба бесприданницы.


Лариса — очень красивая, образованная, обладающая музыкальным вкусом девушка. Эти несомненные достоинства привлекают к ней поклонников. Но как только почитатели талантов Ларисы узнают, что она бедна, ухаживания прекращаются. Никому не нужна бедная жена, которую придется содержать.

Харита Игнатьевна продолжает возлагать на Ларису большие надежды. Она специально привлекает в дом молодых людей, заставляя дочь развлекать их. Старшая Огудалова признается, что в Ларисе совершенно нет женской хитрости. Если бы Лариса захотела, то уже давно бы «окрутила» богатого человека. Девушка ненавидит ложь и притворство. Она мечтает о чистой большой любви.

Мечта Лариса начала осуществляться при знакомстве с Паратовым. Девушка впервые увидела настоящего мужчину, который оценил ее личные достоинства, а не материальное положение. Однако Сергей Сергеич внезапно исчез; жизнь бесприданницы вошла в обычную, надоевшую до слез колею.

Решение выйти замуж за ничтожного Карандашева Лариса принимает от отчаяния перед крушением мечты. Брак с Юлием Капитонычем не доставит ей счастья, но по крайне мере позволит занять определенное положение в обществе и вырвет из того «балагана», в который превратился ее дом, наполненный стараниями матери женихами.

Неожиданное возвращение Паратова становится причиной разыгравшейся трагедии. В душе Ларисы вновь оживают умершие надежды. Она, не задумываясь, бросает жениха и отправляется за любимым человеком. Отдавшись Паратову, Лариса уверена, что это автоматически делает их мужем и женой. Грубый обман Сергея Сергеевича наносит последний удар по мечтательной девушке. Она уже ничего не ждет от опостылевшей жизни.

Лариса остается благодарной Карандышеву за его смертельный выстрел. Только таким страшным способом ей удается вырваться на свободу и перестать чувствовать на себе клеймо бесприданницы.

Проблематика

Главная проблема Ларисы заключается в том, что из-за отсутствия приданого никто из окружающих не видит в ней живого человека со своими чувствами и желаниями.

Мать мечтает поскорее сбыть дочь с рук и надеется с помощью ее выгодного брака поправиться свое материальное положение. Для Кнурова и Вожеватова Лариса — игрушка, «дорогой бриллиант», требующий «дорогой оправы» и «хорошего ювелира». Оба дельца с откровенным цинизмом разыгрывают в финале девушку в «орлянку».

Илья Капитоныч вроде бы действительно любит Ларису, но после получения согласия девушки на брак его отношение меняется. Тихий и скромный чиновник преображается. Лариса становится для него всего лишь удачным средством удовлетворить наконец-то свое самолюбие. Не случайно бесприданница говорит именно своему жениху: » …я для вас кукла, поиграете со мной, изломаете и бросите».

Возможность «поиграть» с Ларисой предоставляется «идеальному мужчине». Для Сергея Сергеевича воспользоваться «дорогой игрушкой» не представляет большого труда, ведь бесприданница поверила ему и жестоко обманулась.

Падение Ларисы также никого, кроме нее самой, особенно не взволновало. Паратов говорит о «мгновенном увлечении». Кнуров даже доволен этим, так как «дорогой бриллиант» становится намного доступнее. Жалкий Карандышев надеется вновь завладеть теперь уже падшей женщиной.

Еще одна проблема, затронутая в драме — появление в России в конце XIX века нового типа людей. «Дельцы-миллионщики» типа Кнурова, нажив в короткий срок сказочные состояния, чувствовали себя полными хозяевами жизни. Лариса и Карандышев представляются для них настолько мелкими людишками, что их чувства и желания не имеют никакого значения.

Композиция

Драма состоит из четырех действий с четко выделенной экспозицией (разговор Кнурова и Вожеватова), завязкой (приезд Паратова), кульминацией (торжественный обед и бегство невесты) и развязкой (убийство Ларисы).

Чему учит автор

На примере Ларисы Огудаловой Островский показывает, к чему может привести бездушное отношение к живому человеку. Судьба умной и красивой девушки оказалась беспощадно изломанной только из того, что у нее не было денег.

А.Н. Островский создал удивительную галерею характеров русского человека. Главными персонажами становились представители купеческого сословия - от "домостроевских" тиранов до настоящих дельцов. Не менее яркими и выразительными у драматурга получались и женские образы. Некоторые из них походили на героинь И.С. Тургенева: они были такими же смелыми и решительными, имели горячие сердца и никогда не отказывались от своих чувств. Ниже представлен анализ "Бесприданницы" Островского, где главная героиня - яркая личность, отличавшаяся от людей, которые ее окружали.

История создания

Анализ "Бесприданницы" Островского следует начать с истории его написания. В 1870-х годах Александр Николаевич был почетным судьей в одном уезде. Участие в судебных процессах и знакомство с различными делами давали ему новую возможность поиска тем для своих произведений.

Исследователи его жизни и творчества предполагают, что сюжет для этой пьесы был им взят из его судебной практики. Это было дело, которое наделало много шума в уезде - убийство местным жителем своей молодой жены. Островский приступил к написанию пьесы в 1874 году, но работа продвигалась медленно. И лишь в 1878 году пьеса была закончена.

Действующие лица и их краткая характеристика

Следующий пункт анализа "Бесприданницы" Островского - это небольшая характеристика действующих лиц пьесы.

Лариса Огудалова - главная героиня. Красивая и впечатлительная дворянка. Несмотря на свою чувствительную натуру, она - гордая девушка. Ее главный недостаток - это бедность. Поэтому мать старается ей найти богатого жениха. Лариса влюблена в Паратова, но он ее бросает. Тогда от отчаяния она решает выйти замуж за Карандышева.

Сергей Паратов - дворянин, которому больше 30 лет. Беспринципный, холодный и расчетливый человек. Все измеряет деньгами. Собирается жениться на богатой девушке, но не говорит об этом Ларисе.

Юлий Капитоныч Карандышев - мелкий чиновник, у которого мало денег. Тщеславен, его главная цель - завоевать уважение окружающих и произвести на них впечатление. Ревнует Ларису к Паратову.

Василий Вожеватов - молодой богатый купец. Знаком с главной героиней с детских лет. Хитрый человек без каких-либо нравственных принципов.

Мокий Парменыч Кнуров - пожилой купец, самый богатый человек в городе. Ему нравится молодая Огудалова, но он - женатый человек. Поэтому Кнуров хочет, чтобы она стала его содержанкой. Корыстен, ему важны только свои интересы.

Харита Игнатьевна Огудалова - мать Ларисы, вдова. Хитра, старается выгодно отдать дочь замуж, чтобы они ни в чем не нуждались. Поэтому считает, что для этого подойдут любые средства.

Робинзон - актер, бездарность, пьяница. Друг Паратова.

Один из пунктов анализа "Бесприданницы" Островского - это краткое описание сюжета пьесы. Действие разворачивается в приволжском городе Бряхимове. В первом действии читатель узнает из разговора Кнурова и Вожеватова о том, что в город возвращается Сергей Паратов - богатый барин, любящий эффектно появляться в обществе.

Он так спешно покинул Бряхимов, что не попрощался с влюбленной в него Ларисой Огудаловой. Она была в отчаянии из-за его отъезда. Кнуров и Вожеватов говорят о том, что она красивая, умная и бесподобно исполняет романсы. Только сторонятся ее женихи, потому что она - бесприданница.

Понимая это, ее мать постоянно держит двери дома открытыми, в надежде, что к Ларисе посватается богатый жених. Девушка решает выйти замуж за мелкого чиновника, Юрия Капитоныча Карандышева. Во время прогулки купцы сообщают им о приезде Паратова. Карандышев приглашает их на званый обед в честь его невесты. Юлий Капитоныч устраивает скандал невесте из-за Паратова.

Тем временем сам Паратов в разговоре с купцами говорит, что он собрался жениться на дочери владельца золотых приисков. А Лариса его больше не интересует, но новость о ее замужестве заставляет его задуматься.

Лариса ссорится со своим женихом из-за того, что хочет как можно скорее уехать с ним в деревню. Карандышев, несмотря на стеснение в средствах, собирается дать званый обед. У Огудаловой происходит объяснение с Паратовым. Он обвиняет ее в измене и спрашивает о том, любит ли она его. Девушка отвечает согласием.

Паратов решил унизить жениха Ларисы перед гостями. Он спаивает его на ужине, а затем уговаривает девушку уехать с ним на пароходную прогулку. Проведя с ней ночь, сообщает ей, что у него есть невеста. Девушка понимает, что она опозорена. Она соглашается стать содержанкой Кнурова, который ее выиграл в споре с Вожеватовым. Но Юрий Карандышев застрелил Ларису от ревности. Девушка благодарит его и говорит, что ни на кого не обижается.

Образ Ларисы Огудаловой

В анализе "Бесприданницы" Островского следует также рассмотреть образ главной героини. Лариса предстала перед читателем как красивая образованная дворянка, но без приданого. И, оказавшись в обществе, где главное мерило - это деньги, она столкнулась с тем, что ее чувства никто не воспринимает всерьез.

Обладая пылкой душой и горячим сердцем, она влюбляется в вероломного Паратова. Но из-за своего чувства не может увидеть его настоящий характер. Лариса чувствует себя одинокой - никто даже не пытается понять ее, все используют ее, как вещь. Но несмотря на тонкую натуру, девушка обладает гордым нравом. И так же, как все герои, она боится бедности. Поэтому она испытывает еще больше презрения к своему жениху.

В анализе "Бесприданницы" Островского следует отметить, что Лариса не обладает большой твердостью духа. Она не решает покончить с собой или начать жить так, как ей хочется. Она признает тот факт, что она - вещь, и отказывается от дальнейшей борьбы. Поэтому выстрел жениха принес ей успокоение, девушка была рада, что все ее страдания закончились, и она обрела покой.

Образ Юрия Карандышева

В анализе пьесы "Бесприданница" Островского можно рассмотреть и образ жениха героини. Юлий Капитоныч показан читателю как маленький человек, которому важно заслужить признание окружающих. Для него вещь имеет ценность, если она есть у богатых людей.

Это самолюбивый человек, который живет напоказ и вызывает лишь презрение у окружающих из-за своих жалких попыток быть похожим на них. Карандышев, скорее всего, и не любил Ларису: он понимал, что ему будут завидовать все мужчины, потому что она была мечтой многих. И он надеялся получить так желаемое им общественное признание после их свадьбы. Поэтому Юлий Капитоныч не мог смириться с тем, что она его покинула.

Сравнение с Катериной

Сравнительный анализ "Грозы" и "Бесприданницы" Островского помогает найти не только сходства, но и различия между произведениями. Обе героини - яркие личности, а их избранники - слабые и безвольные люди. Катерина и Лариса обладают горячими сердцами и без памяти влюбляются в мужчин, которые соответствуют их воображаемому идеалу.

Обе героини чувствуют себя одинокими в обществе, и внутренний конфликт накаляется все больше. И тут появляются различия. Лариса не обладала той внутренней силой, которая была у Катерины. Кабанова не смогла смириться с жизнью в обществе, где царила тирания и деспотизм. Она бросилась в Волгу. Лариса же, понимая, что для всех она - вещь, не может решиться на такой шаг. И девушка даже не думает о борьбе - она просто решает жить теперь так, как все. Возможно, именно поэтому зрителю сразу понравилась героиня Катерина Кабанова.

Сценические постановки

В анализе драмы Островского "Бесприданница" можно отметить, что, вопреки ожиданиям, постановки провалились. Зрителю показалась скучной история о провинциальной девушке, которую обманул поклонник. Критикам также не понравилась и актерская игра: для них она была слишком мелодраматична. И лишь в 1896 году пьеса была вновь поставлена. И уже тогда зрители смогли ее принять и оценить по достоинству.

Анализ произведения Островского "Бесприданница" позволяет показать, какой серьезный психологический подтекст у пьесы. Как детально продуманы характеры персонажей. И, несмотря на сентиментальные сцены, пьеса относится к жанру реализма. И ее персонажи пополнили галерею русских характеров, мастерски описанных А.Н. Островским.

Значение творчества А. Н. Островского в исто­рии не только русской литературы, но и отечествен­ного театра, необычайно велико. И. А. Гончаров пи­сал: «Литературе вы принесли в дар целую библио­теку художественных произведений, для сцены со­здали свой, особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные кам­ни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский национальный театр».

А. Н. Островский создавал свои произведения во второй половине 19 века, когда с развитием промышленности зарождаются новые экономические и социальные отношения. Это повлияло и на сюжеты и образы комедий.

Драматургу удалось отразить целую эпоху рус­ской жизни. Основной конфликт его произведений -столкновение людей «горячего сердца» с силами «темного царства». А. Н. Островскому с исключитель­ным мастерством удалось показать, как меняется от­ношение к деньгам. Капитал позволяет получить ре­альную власть над людьми, влиять на их судьбы. Бе­зусловно, тема денег не является абсолютно новой в литературе. Можно вспомнить и «Скупого рыцаря» А. С. Пушкина и «Ревизора» Н. В. Гоголя. Но если барон испытывает неизъяснимое наслаждение от са­мого процесса накопления, упивается сознанием возможной власти, которую дает состояние, то у Гоголя в комедии из рук в руки переходят «легкие деньги», не служащие обогащению героя. Хлестаков готов расстаться с деньгами: «Ну-ка, теперь, капитал, попадись-ка ты мне теперь! Посмотрим, кто кого!» Тема денег является лишь одной из составляющих темы игры. У Островского же деньги для персонажей оп­ределяют и отношение к жизни. Так, например, в драме «Греза» Дикой не может расстаться и с копей­кой, ему физически больно отдать даже не принад­лежащее ему: «ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу: «Власть денег ломает судьбы лю­дей». Борис, племянник Дикого, отказывается от любви чистой и пылкой Катерины во имя возможно­сти получить когда-либо наследство. Вероятно, сыг­рали свою роль деньги и в решении родителей Кате­рины выдать ее замуж за Тихона Кабанова. Тихон, искренне любящий жену, во всем подчиняется своей властной матери, как мне кажется, еще и потому, что зависит от денег Марфы Игнатьевны. В пьесе «Бес­приданница» судьбы всех персонажей предопреде­ляются отношением к деньгам. Стремясь устроить судьбу дочери, Харита Огудалова, вынуждена дер­жать открытый дом, принимать гостей, при этом она постоянно подсчитывает расходы, распекает кухар­ку за нежелание поторговаться. Она даже выдает один из подарков для ее дочери за ту вещь, которую хотела бы подарить. В «Бесприданнице» тема денег является необычайно важной. Можно сказать, что именно деньги, капитал или их отсутствие опреде­ляют поступки персонажей, а во многом и их судьбу. Кнуров-«миллионщик», которому в Брехимове и по­говорить-то не с кем, решает просто купить любовь Ларисы Огудаловой. Вожеватов, который связан дружбой с семьей Огудаловых, отказывает Ларисе в помощи, потому что дал «честное купеческое сло­во» Кнурову. Жажда денег, солидного капитала зас­тавляет и Паратова «продать свою свободу», отка­завшись от искреннего чувства, ценность которого он понимает. Однако не только Паратов, Кнуров, Во­жеватов играют трагическую роль в судьбе главной героини пьесы. Карандышев, незначительный чинов­ник почтового ведомства, который, как кажется на первый взгляд, искренние любит Ларису и стремит­ся спасти ее от жестокого мира чистогана, соверша­ет поступки, подталкивающие эту юную девушку к гибели. Когда Лариса Огудалова от полной безыс­ходности, понимая, что теряет Паратова, соглаша­ется принять предложение Карандышееа, она совершенно честно говорит, что не любит его, но постарается полюбить и будет ему достойной женой. Герои­ня просит этого человека только об одном; поскорее уехать в деревню. Но Карандышев, будучи челове­ком честолюбивым, которому никогда ранее не уда­валось хоть в какой-то степени удовлетворить это чувство, настаивает на том, чтобы свадьба была не­пременно в городе. Карандышев не понимает стремления героини уехать, оставляет практически без ответа ее страстную мольбу: «Уедемте, уедемте отсюда». Кроме того, он устраивает своеобразный зва­ный обед, приглашает на него и Кнурова, и Вожеватова, и приехавшего Паратова, произносит тост, в котором не только всячески превозносит замечатель­ные качества своей будущей жены, но и пытается доказать всем собравшимся, что он не просто «ров­ня» им, а гораздо выше их, потому что именно его предпочла Лариса. А ведь он совершенно точно знает, что выбор нисколько не определяется era досто­инствами. Лариса откровенно сказала Карандышеву об этом, и, объясняя, зачем ему нужен этот обед, герой просит свою невесту: «Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь! Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен». И думает Карандышев в это время не о Ларисе, ее чувствах, а только о себе. Мне кажется, что А.Н.Островский, творчески развивая тему «маленького человека», показал, насколько жесток может быть че­ловек, которого окружающие воспринимали всегда как ничтожество, шуга, если получает в руки хоть какую-то власть над другими. Однако Карандышев вызывает и сочувствие, этот образ далеко не однозначен. Этот персонаж не лишен положительных ка­честв, он пытается удержать героиню от опрометчи­вого поступка, как ему кажется, спасает ее, раскры­вает ей глаза на договор Кнурова и Вожеватова: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на челове­ка... они смотрят на вас, как на вещь...». Именно Ка­рандышев убивает Ларису, он Делает это а состоя­ний гнева и ужаса, буквально в припадке ревности. Но этим поступком он избавляет героиню от необхо­димости принимать решение, от необходимости жить дальше, не желая такого существования и не имея сил изменить его. Лариса полностью сознает, что не сможет сама расстаться с жизнью. Стоя в раздумье над Волгой она произносит: «Что меня держит над этой пропастью?.. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить... когда нельзя жить и не нужно». Ведь главная героиня не смогла бы жить без любви. Она не находит места в мире Паратова, Кнурова и по­добных им людей, но не может жить и в мире Карандышева. Думается, именно этого и не смог понять злосчастный жених Ларисы, для этого ему не хвати­ло благородства и душевной тонкости. Единствен­ный решительный поступок в своей жизни Карандышев совершает почти не помня себя, кажется даже, что сделать это вынуждает его сама героиня. Отнюдь не случайно Лариса Огудалова говорит: «Пистолет сюда, сюда, на стол! Это я сама... сама. Ах, какое благодеяние...». Судьба главной героини этой заме­чательной пьесы А. Н. Островского трагична, во мно­гом это определяется той властью, которую над мно­гими людьми имеют деньги. Все люди, которые ок­ружают Ларису, смотрят на нее именно как на вещь, которую можно выгодно продать или приобрести. Мать героини надеется найти «бесприданнице» вы­годного мужа, а если не выйдет, то, как предлагает Кнуров, «теплое участие сильного, богатого челове­ка». Паратов в конце драмы был готов отдать Лари­су в любые руки. Кнуров и Вожеватов бросают жре­бий, причем каждый из них готов, по крайней мере временно, примириться с его исходом. В этой ситуа­ции Карандышев оказывается единственным, кто не желает и не может героине быть чужой вещью. Имен­но этот «смешной человек» и оказывает Ларисе «бла­годеяние», убивая ее.

Финал пьесы сложен, но - читателю все же ста­новится абсолютно ясно, что тонкая; чистая, хотя и духовно опустошенная жизнью а жестоком мире ге­роиня, которая находит в себе силы для прощения, стоит неизмеримо выше людей, окружающих ее.