Акафист святителю николаю. Акафист Святителю Христову и Чудотворцу Николаю

Акафист Николаю Чудотворцу был написан после кончины Николая Угодника, акафистом называется хвалебное песнопение, обращённое к Святителю. Николай Чудотворец среди верующих христиан считается одним из самых могущественных святых, Николаю Чудотворцу читают акафист, молитвы, каноны, обращаются за помощью в церкви перед иконой. Дома перед ликом Угодника православные христиане просят о помощи при унынии, уповают на исцеление от болезней, надеются на чудо при сложном материальном положении.

Чтение акафиста Николаю Чудотворцу – это песенная молитва, обращение человеческой души к Богу через Святителя Николая. Акафист напоминает торжественную службу в церкви, произношение гимна, поэтому правильное чтение акафиста Николаю Чудотворцу нужно производить стоя возле иконы в церкви.

Разгадамус советует. Читать акафист святым, Николаю Угоднику, в том числе, можно когда угодно, в любое время. Хвалебное песнопение часто читают 40 дней либо в удобное время – один раз, два либо три раза в день. При необходимости можно заказать 40-дневное чтение акафиста Николаю Чудотворцу в монастыре, в заказе следует написать имя, о здравии кого читать акафист. Текст акафиста на русском языке святому Николаю Угоднику можно купить в церкви у священнослужителей, церковной лавке.

Святитель Николай Чудотворец стал святым ещё при жизни, Угодник прославился своим человеколюбием, выражением истиной любви к ближним, милосердием к обездоленным. Помогая людям, Святитель заслужил почтение, доверие верующих к своей персоне ещё при жизни, стал незаменимым помощником, проводником между душой человека и Богом.

Акафист Николаю Чудотворцу читать

Гороскоп на каждый день

1 ч. назад

Текст акафиста – это описание жизни Святителя, в песенной форме, акафист читается на русском языке, легко и понятно воспринимается. Чтение акафиста Угоднику, как и прочтение молитвы Николаю Чудотворцу, помогает верующим в различных жизненных ситуациях.

Акафист помогает человеку успокоиться, обрести веру, но читать акафист – не означает, что достаточно сидеть, ничего не делать и лишь ждать помощи от Всевышнего, помощь придёт, но, возможно, не настолько быстро, как хочется.

Правильно читать акафист Николаю Чудотворцу нужно начиная с предначинательной молитвы, самый простой и известный текст – это молитва Отче Наш, её нужно прочитать перед песнопением, чтобы подготовить свою душу, сознание, к хвалебному гимну, сконцентрировать мысли на чтении акафиста.

Акафист – песнопение, состоящее из нескольких разделов, текст акафиста Николаю Угоднику состоит из 12 икосов и 13 кондаков, последний 13 кондак читается трижды! Кондаки в акафисте излагают сокращенную информацию о житии Святителя. Икосы в акафисте, чередуется с кондаком. Икос – это тип строф в акафисте, так же, как и кондак, но в икосе содержатся повторяющиеся фразы – Радуйся, Николае, великий, Чудотворче!

Последний кондак в акафисте читается трижды.

Акафист Николаю Чудотворцу слушать

Слушать акафист Николаю Чудотворцу приятнее и легче, чем читать, прослушивание акафиста в исполнении хора Сретенского монастыря с текстом либо пение гимна вместе с Владимиром Головиным легко в домашних условиях. Для тех, кто не хочет, либо не может читать акафист, – слушайте.

Акафист Николаю Чудотворцу – слушать онлайн хор Сретенского монастыря:

Чтение и прослушивание акафистов в храмах и дома стало настолько популярным среди верующих христиан, что акафисты наравне с молитвами стали основой православной веры. Акафист Николаю Угоднику – прекрасная песнь, хвала Святителю, дань уважения его памяти.

Право решать, когда именно обратиться с мольбой к святому защитнику, дано каждому человеку. По мнению священнослужителей, делать это необходимо по зову сердца. Многие верующие интересуются , как правильно читать акафисты дома, есть ли запреты делать это во время поста. На этот счет имеются строго определенные рекомендации. По благословению священника вполне допустимо обращаться к святым не только в стенах храма, но и дома.

Акафисты в православии

Прежде всего необходимо понять, что такое акафист и когда его читают. В традиции православного христианского богослужения имеется несколько разновидностей молитвенных последований. Наиболее древними и традиционными из них считаются каноны. В 19 - 20 веках большое распространение получили и другие виды прославляющих песнопений - акафисты.

Акафистом принято называть особую поэтическую форму, хвалебное песнопение в честь Иисуса, Матери Божией или святых. По своей форме и сути эти песнопения весьма близки к более древним кондакам.

Каждый акафист включает в себя 25 песен: основной кондак, за которым последовательно расположены 12 кондаков (хвалебных песен), чередующихся с 12 икосами (пространными песнями). Все песни расположены по порядку букв в греческом алфавите. Первый кондак и все икосы заканчиваются припевом «Радуйся!», а все кондаки - припевом «Аллилуия». Традиционно последний кондак обращен к тому, кому посвящен весь гимн, и читается трижды подряд.

Слово «акафист» в переводе с древнегреческого означает «неседальное пение». Это торжественное песнопение допустимо исполнять только стоя.

Когда следует читать

Эти торжественные гимны не относятся к категории обязательных богослужебных чинов. Исключением является лишь Акафист Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе…»

Обращаться к Божией Матери и святым угодникам Божиим можно, призывая помощь в следующих ситуациях:

  1. Произносить хвалебную оду следует в те моменты, когда очень тяжело на душе. Эта священная песнь поможет наполнить душу радостью и гармонией.
  2. Можно молиться , уповая на помощь святых в мирских делах.
  3. Если в душу закрадываются сомнения, а посоветоваться с клириком нет возможности, можно прочесть самостоятельно хвалебную песнь. Это поможет отбросить сомнения и приобрести уверенность в себе и в Божией помощи.
  4. С помощью чтения акафиста можно исцелять физические и душевные недуги. Очень важно при этом твердо верить в помощь Небес.

Чтение в домашних условиях

Часто женщины задают вопросы, возможно ли чтение акафистов во время критических дней. Никаких запретов на эту тему не существует и можно без сомнений обращаться к Небесам, если возникла душевная потребность.

Порядок чтения

Во время домашнего чтения начало и окончание молитв бывает обычным. Можно читать акафист или канон после утренних или вечерних правил или перед молитвой «Достойно есть…».

При чтении отдельно от утреннего или вечернего моления вначале произносится определенная последовательность молитв, затем читается Псалом 50 и Символ Веры.

Чтение же самого акафиста происходит в определенной последовательности . Кондак 13 повторяется три раза подряд, сразу же после него произносится икос 1, за ним следует 1 кондак.

По завершении чтения возносятся определенные молитвы. Найти их тексты и последовательность можно в любом молитвослове.

При чтении можно столкнуться с некоторыми общепринятыми в православной литературе сокращениями:

  1. Если написано «Слава:» или «Троичен:», следует произносить «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху».
  2. Вместо слов «И ныне» или «Богородичен» произносятся слова «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».
  3. Сокращение «Сла́ва, и ны́не:» принято понимать как последовательное сочетание этих двух возгласов.

Какие песнопения выбрать в житейских нуждах

В каждой житейской нужде (на всякую потребу) можно прибегать к помощи определенных Святых или Иконы Божией Матери.

Обращения к Пресвятой Богородице

Акафисты разным святым

Существует перечень молитвенных прославляющих песнопений, позволяющих обратиться к святым во всякой нужде и житейской скорби:

В православной традиции принято Акафист Ангелу-хранителю читать по понедельникам. Почему выбран именно этот день, известно далеко не всем. В Церкви первый день недели считается днем Ангела. Обращение к своему ангелу-хранителю именно в этот день поможет благополучно прожить всю неделю.

Это далеко не полный перечень торжественных церковных песнопений. Если в праздничный день читается канон и акафист одному и тому же празднику или иконе, начинать чтение акафиста следует после шестой песни канона вместо приведенных там кондака и икоса.

Святитель Николай Чудотворец - один из самых почитаемых не только в России, но и в странах Католической церкви. Для православных верующих одним из способов обратиться к святому является чтение канона или акафиста. Эти виды торжественных песнопений отличаются структурой построения текста и историей написания. Каноны были созданы много веков назад людьми, причисленными Церковью к лику святых. Акафист может быть написан и в настоящее время духовным писателем, который не всегда является служителем Церкви.

Чудотворец

Святой Николай Чудотворец родился в 270 году в городе Патаре провинции Ликия. С юных лет он отличался благочестием и стремлением служить Богу. Будучи священником, святитель являлся примером для своей паствы, проповедовал, увещевал и направлял жителей Ликии на путь спасения. После нескольких лет служения в сане священника святитель Николай был избран епископом Мир Ликийских.

Подвижничество святого Николая проходило в период гонения на христианство. Когда епископа вместе с другими христианами заключили в темницу, святитель не только сам мужественно переносил все тяготы и лишения, но и поддерживал остальных заточенных.

Еще при жизни святому Николаю приписывают множество чудес и поступков истинного милосердия и любви к ближнему. Святой Николай Чудотворец почитается как в западном, так и восточном христианстве. Этот святитель особо любим верующими, и множество людей обращаются с молитвой именно к нему.

Канон Николаю Чудотворцу

Каноны Николаю Чудотворцу - это сложные по структуре произведения церковной гимнографии, восхваляющие святого. Их текст состоит из библейских песнопений, к которым позднее были присоединены дополнительные стихи - ирмосы и тропари. Последние воспевают праздничное событие. Ирмосы служат для взаимосвязи библейской песни и тропаря, проводя аналогию между празднуемым событием и описанным в Библии. Структура ирмоса является основой для напева и ритмического строения тропаря. Длина и количество строф должны совпадать.

Существует несколько канонов святителю:

  • «Во глубине постла иногда……» - начало ирмоса первого канона.
  • 2-й канон Николаю Чудотворцу начинается ирмосом «Христос раждается - славите.....»
  • «Песнь возслем, людие…..» - ирмос канона из богослужения на перенесение мощей святого.
  • «Отверзу уста моя…..» - начало четвертого канона Николаю Чудотворцу.

Канон 2 Николаю Чудотворцу, так же как и 1-й канон, читается во время службы в день памяти святого 19 декабря по новому стилю. Другие два канона читаются на богослужении в день памяти перенесения мощей святителя 22 мая.

Зачем читать канон?

Каноны Николаю Чудотворцу можно читать дома или услышать их во время богослужения в храме. Святые отцы церкви говорят, что тех, кто читает Каноны Божьей Матери, Спасителю и святым, особо уберегает Господь. Каноны Николаю Чудотворцу - это также молитвы, читая которые человек обращается к святителю через библейские события.

Каноны написаны много веков назад людьми высокодуховными и, как правило, причисленными впоследствии к лику святых. Читая написанные ими хвалебные песнопения и молитвы, человек вместе с ними возносит молитву Богу.

Канон св. Николаю Чудотворцу читают для исцеления от болезней, помощи при нужде и материальном недостатке. Также святой считается защитником вдов и сирот. Ему молятся при унынии, печали и отчаянии. Так как святитель сам был заточен на некоторое время, к нему обращаются в плену и в других тяжелых жизненных обстоятельствах.

Где найти канон и акафист Николаю Чудотворцу?

Практически любые каноны и акафисты можно приобрести в церковных лавках. Канон Николаю чудотворцу с ударениями можно найти на православных сайтах в Интернете. Лучше если параллельно с каноном будет написан текст пояснений, так как не всегда язык богослужебных песен понятен только начинающему свой путь к вере человеку.

Перед чтением необходимо удостовериться, что канон или акафист утверждены Священным Синодом Русской Православной церкви. Для этого лучше использовать тексты из каноников, приобретенных в лавках при храмах или найденных на надежных православных сайтах. Список одобренных акафистов также опубликован в Интернете.

Кроме этого, всегда можно подойти в храме к священнику или дьякону и уточнить, является ли акафист соответствующим установленным Священным Синодом требованиям.

Как правильно читать канон

Канон Николаю Чудотворцу на русском языке не так сложно читать, как на церковнославянском. Читая канон, необходимо вдумчиво произносить каждое слово. В отличие от акафиста, канон покаянный Николаю Чудотворцу можно читать сидя. Произносить хвалебные песнопения святому можно в любое время. Существуют специальные предначинательные молитвы, которые прочитывают перед каноном. Если библейские песнопения святому следуют после ежедневного молитвенного правила, то дополнительные молитвы не требуются.

В случае, когда нет возможности читать канон вслух, можно произносить молитву и про себя. Главное, чтобы ее слова произносились осознано, с чувством покаяния и любви к Богу, святому. Читать канон вслух лучше спокойным и монотонным голосом. Уделять внимание выразительности голоса не нужно. Церковные и домашние молитвословия не светские поэтические произведения, поэтому произносятся несколько иначе. Самое важное при чтении священных песнопений - обращение души к Богу, духовному миру.

Перед чтением канона можно зажечь свечу или лампаду у иконы Николая Чудотворца. Если подходящего изображения святого нет, то можно обратиться к образу Божьей Матери или Спасителя.

Акафист Николаю Чудотворцу

Акафист - хвалебная песнь Богу, Богородице или святым. Первый был написан Пресвятой Богородице в 626 году в честь освобождения Константинополя от персов.

Акафист состоит из икосов и кондаков. Всего в хвалебной песне 24 строф. Каждый кондак заканчивается призывом к восхвалению Бога: «Аллилуиа!» А икос - приветствием воспеваемому святому: «Радуйся!»

Акафист Николаю Чудотворцу был написан через некоторое время после его кончины. По одной из версий хвалебный гимн был написан константинопольскими служителями церкви, по другой - русскими иеромонахами, участвовавшими в перенесении источающих миро мощей святого.

Текст акафиста можно приобрести в церковной лавке, найти на сайтах в Интернете, прослушать на аудионосителях. В первом случае можно быть уверенным в качестве и подлинности текста. Кроме этого, в храмах освященных в честь святителя, раз в неделю читается акафист святому Николаю Угоднику. Сорокадневное чтение акафиста Николаю Чудотворцу можно заказать и в монастырях. При этом необходимо указать имя человека, о здравии которого будет читаться акафист.

Как читать акафист Николаю Чудотворцу

Перед тем как брать на себя обязательство чтения акафиста святому в течение определенного срока, лучше взять благословение у духовника. Священник, совершающий таинство исповеди, зная духовные силы, жизненные обстоятельства и внутреннее состояние верующего, благословит или даст совет пока отложить чтение.

Существуют определенные правила чтения акафиста. Тринадцатый кондак - молитвенное обращение к святому - читается три раза. После последнего кондака акафиста опять читаются первые икос и кондак. Затем читается молитва Николаю Чудотворцу.

Количество дней, в течение которых читается акафист, неограниченно. Акафист можно читать в любое удобное время. Лучше если во время этого поблизости будет располагаться икона святителя.

Часто хвалебный гимн читают в течение сорока дней. При этом, если пришлось пропустить день, то на следующий можно продолжить.

Прочесть акафист Николаю Чудотворцу можно и один раз, главное, почувствовать в душе стремление и желание обратиться к святому. Акафист приравнивается к гимну, поэтому при его чтении лучше стоять.

Зачем читать акафист Николаю Чудотворцу?

Акафист, как и канон святителю Николаю Чудотворцу, помогает верующим в самых разных случаях. Молитвенное обращение к святому помогает при любых трудностях. Можно найти много благодарных отзывов и реальных историй из жизни людей, рассказывающих о разрешении трудных жизненных обстоятельств после молитв к святому. Особенно часто к нему обращаются при болезни, финансовых и бытовых трудностях, во время путешествий. Еще при жизни епископ оказывал помощь многим нуждающимся.

Текст акафиста содержит жизнеописания святого. Многими людьми он воспринимается намного легче, чем канон святителю Николаю Чудотворцу.

Не стоит относиться к чтению акафиста как к магическому обряду и заговору. Желание быстрого результата не принесёт пользы. Главным чувством при обращении к святому должно быть покаяние и вера, что Угодник Божий услышит просьбу и поможет.

Молитвы перед чтением акафиста и канонов

Перед акафистом необходимо прочитать предначинательные молитвы, которые помогут подготовить сознание человека к хвалебной песни: отбросить все суетные мысли, сосредоточиться на тексте молитвословия. Обычно предначинательные молитвы включают: «Царю Небесный», "Трисвятая песнь", «Пресвятая троица», «Отче наш», «Приидите поклонимся». Также несколько раз произносится «Господи, помилуй», и читаются псалмы из псалтири. Эти же молитвы читаются и перед каноном.

После чтения акафиста или канонов Николаю Чудотворцу произносятся молитвы, которые одинаковы для всех молитвенных правил.

Каноны и акафист на церковнославянском языке

Молитвенные песнопения на гораздо сложнее найти, чем на русском.

В храмах все тексты богослужения произносится только на церковнославянском. Этот язык вбирает в себя многовековой опыт общения русского человека и Бога. Кроме этого, чтение на церковнославянском помогает отвлечься от повседневных мыслей, создать особую атмосферу и погрузиться в мир молитвы.

Акафист на церковнославянском будет сложен для восприятия только начинающему изучать этот язык верующему. Для того чтобы текст лучше воспринимался, можно прочитать перевод и толкование на русском языке.

Каноны, более сложные по структуре, лучше читать на русском, так они будут легче для понимания.

Что лучше читать: акафист или канон святому?

Канон - более древний жанр церковного песнопения, чем акафист. Текст канонов написан святыми отцами, чей уровень духовного роста и осознания Божественного мироздания намного превосходит обычное человеческое понимание. Акафисты, как правило, создавались в более поздний период духовными писателями, не все из которых являлись монахами или служителями церкви. Поэтому, выбирая между каноном и акафистом, по мнению некоторых священников, лучше отдавать предпочтение чтению первых.

В то же время акафист святому легче читается и воспринимается, так как структура построения текста намного проще.

Каноны Николаю Чудотворцу - менее хвалебное молитвословие, чем акафист, но имеет просительный характер. Несмотря на это, просить о помощи можно и читая акафист.

Акафистом называют хвалебное песнопение в честь Спасителя, Божией Матери, святых или каких либо праздников (событий).

Любой акафист состоит из 25 песен (в соответствии с греческим алфавитом). Тринадцать из них называются кондаками (хвалебная песнь), а двенадцать - икосами (пространная песнь), которые дают объяснение сущности праздничного события. Именно из-за этого икос никогда не читают самостоятельно, а только после чтения кондака. Все икосы, за редким исключением, заканчиваются словом «радуйся», а в завершении кондаков всегда можно услышать «аллилуйя», что означает «хвалите Бога». После чтения кондака всегда идет икос, который, как правило, разделен на две части. Последний кондак считается обращением к тому, кому посвящен акафист. По традиции он повторяется три раза подряд. После акафиста всегда следует чтение молитвы.

Акафисты не являются уставным, обязательным Богослужебным чином. На богослужениях в храмах обязательно читается только Акафист Пресвятой Богородице "Взбранной Воеводе..." в Субботу Похвалы Пресвятой Богородицы, на пятой седмице Великого Поста. В современной практике Великим постом так же употребляется Акафист Страстем Господним в чинопоследовании Пассии, которая служится в Воскресенье вечером во 2-5 седмицы Великого Поста.

Акафисты в честь праздников иногда читают на Утрени праздничного богослужения или на Молебне в самый день праздника. Вообще на молебнах часто прибегают к чтению акафистов. Так сложился порядок чтения Параклисиса Божией Матери, где на молебне после шестой песни канона читают акафист Божией Матери (или ее иконам).

Призывая в помощь в житейских нуждах святых угодников Божиих читают акафисты им, иконам Божией Матери.

Нет особых указаний в Уставе на чтение акафистов в храме и при келейной (домашней) молитвы. Но из общецерковной практики можно вывести правило: в период Великого Поста не принято читать акафисты , кроме Акафиста Божией Матери на 5 седмице (в субботу) и акафиста Страстем Христовым. Во все другие дни года чтение акафистов разрешено.

Сам же акафист имеет особую последовательность. Так 13 кондак читается трижды, а сразу после него вновь повторяется первый икос, после которого читается первый кондак. По окончании акафиста читается молитва.

Какие акафисты читать в житейских нуждах
(на всякую потребу)

Акафисты иконам Божией Матери

  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Всецарица»
    Чудесная помощь Пресвятой Богородицы, подаваемая верующим от этой иконы, проявляется в исцелении от раковых болезней, в избавлении от пристрастия к оккультизму, в помощи родителям за своих чад, ушедших из дома и оказавшихся в плену наркомании и многих других прельщений нашего времени
  • Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Воспитание»
    Название свое чудотворный образ получил от того, что благодатная помощь Пречистой Богородицы особенно часто изливалась на родителей, молящихся пред ним и печалующихся о судьбе своих чад
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Млекопитательница»
    О помощи в родах и воспитании младенцев
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Неопалимая Купина»
    Имеет особую благодать защищать от огня и пожара, а также помогать невинно обвиненным и покровительствовать семейному благополучию
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Неупиваемая Чаша»
    Через чудотворную икону сию Пресвятая Богородица являет особую помощь в избавлении от недуга пьянства, курения и наркомании всем с верою прибегающим к Ее помощи
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Казанская»
    Имеет особую благодать помогать в победе над врагом, покровительствует христианским бракам, исцеляет различные недуги, в особенности глазные болезни
  • Акафист Покрову Пресвятой Богородицы
    Икона Покрова Пресвятой Богородицы изображает событие, бывшее в конце X века в Константинополе. Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, молясь во Влахернской церкви с учеником Епифанием, удостоились видения Божией Матери с собором ангелов и святых. Пречистая распростирала над миром Свой омофор и покрывала им всех верных христиан. Икона и праздник Покрова особенно почитаются на Руси. Многие старцы советовали христианам последних времен особенно усердно призывать Покров Божией Матери для избавления от искушений и сетей антихристовых
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Скоропослушница»
    Икона находится на Афонской горе. Через этот образ Пресвятая Богородица множество раз подавала мгновенное исцеление от различных недугов
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Утоли моя печали»
    На иконе Божия Матерь будто прислушивается к молитвам верующих, прибегающих к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях. Образ известен с XVII в., находился в одном из подмосковных храмов. Летописи хранят множество случаев чудесной помощи людям, совершившихся от иконы «Утоли моя печали»
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Умягчение злых сердец»
    Читается на умягчение злых сердец и у миротворение враждующих. Число семь в данном случае означает полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые были перенесены Пресвятой Богородицей в Ее земной жизни
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Целительница»
    Образ происходит из Грузии и получил свое название от чудесного исцеления, поданного тяжело больному при явлении ему Пресвятой Богородицы. Пред иконой «Целительница» молятся об исцелении от различных недугов

Акафисты святым

  • Акафист всем святым, от века Богу Благоугодившим
    Все они являются нашими заступниками перед Богом во всякой скорби и нужде
  • Акафист святому Архангелу Михаилу
    Архистратиг Михаил (в пер. с евр. - «кто как Бог») поставлен Господом над всеми девятью Ангельскими чинами. С древних времен прославлен он на Руси. Пресвятая Богородица и Архангел Михаил - особые предстатели за русские города. Крепка вера православных христиан в помощь Архангела Михаила во всех бедах, скорбях, нуждах. Архангелу Михаилу молятся при входе в новый дом
  • Акафист святому Ангелу Хранителю
    Каждому христианину Бог дает Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в час смерти. Ангел хранитель - скорый помощник в любой нужде и болезни
  • Акафист святому Предтече Господню Иоанну
    Как проповеднику покаяния, ему молятся о даровании чувства покаяния. На Руси святому молились о покровительстве посевов и плодородии, при освящении пчельника
  • Акафист святому благоверному великому князю Александру Невскому, в иноках Алексию
    Святой благоверный князь Александр, прозванный за победу над шведами Невским, положил все силы на священное дело защиты земли Русской. Ему молятся во время бедствия и нашествия врагов или о защите от нашествия иноплеменников и иноверных
  • Акафист святому мученику Вонифатию
    Святому мученику Вонифатию молятся об избавлении от недуга пьянства и чревоугодия
  • Акафист святым мученикам Гурию, Самону и Авиву
    Святым мученикам молятся о покровительстве семейного очага, о добрых отношениях в семье
  • Акафист святому великомученику Георгию Победоносцу
    Егорий Храбрый, как простонародно называют этого святого, - покровитель Русской земли, государственности и военной мощи, семьи, детей, помощник в скорби и напасти. Особо ему молятся об опасности нападения диких зверей. Святой вмч. Георгий - защитник стад, домашнего скота
  • Акафист святому благоверному великому князю Даниилу, московскому чудотворцу
    Нестяжанием, любовью и братолюбием он возвысил Москву, положил начало объединению Руси в единую мощную державу. Многие, прибегающие в молитвах к святому князю Даниилу, получают и помощь в разных нуждах
  • Акафист святому пророку Божию Илии
    Об этом угоднике сказано: «Помолися, и небо и дождь и даде». Ему молятся также о помощи во время голода, в тяжких жизненных и материальных обстоятельствах
  • Акафист святому Праведному Иоанну Кронштадскому
    В детстве святому прав. Иоанну плохо давалась грамота, и после горячей молитвы словно пелена спала с глаз мальчика, и он начал читать. Среди прочих молитв к великому чудотворцу, ему возносят молитвы о помощи детям в учебе
  • Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину
    Святой Иоанн Воин, посланный преследовать и убивать христиан, оказал большую помощь гонимым. Всю свою жизнь он посвятил служению ближним. Воин-мученик изобличал в краже воров. Ему молятся об отыскании украденного, от воровства, от обидчиков
  • Акафист святой блаженной Ксении Петербургской
    Блаженная Ксения - скорая помощница в житейских нуждах, в семейных делах. По молитвам блаженной избавляются от болезней, скорбей, нестроений и бед
  • Акафист Святителю Николаю
    Святитель Николай, один из самых почитаемых на Руси святых, прославлен от Бога даром чудотворений, исцелений. Ему молятся о помощи в разных бедах, в нужде, устроении судьбы детей, о благополучии в пути по суше и по морю
  • Акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому
    Ко многим его чудесам относятся чудеса исцеления больных, помощи страждущим. Еще при жизни святой прославился кротостью, добротой, странноприимством и трудолюбием. На Руси святитель Спиридон почитался наравне со святителем Николаем
  • Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу
    Великий наставник, утешитель и целитель, преподобный Серафим - скорый помощник всем, притекающим к его помощи
  • Акафист преподобному отцу нашему Сергию, Радонежскому чудотворцу
    В детстве преподобному Сергию трудно давалось учение, но после горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока. Преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба. К молитвам преподобного прибегают для стяжания смирения, избавления от гордыни
  • Акафист святому великомученику и целителю Пантелеймону
    Всю жизнь он посвятил страждущим, больным и убогим. Он «безмездно лечил всех», обращавшихся к нему, исцеляя раны, врачуя все болезни
  • Акафист святому страстотерпцу Царю-мученику Николаю
    Небесный заступник Отечества нашего, имеет особую благодать исцелять различные недуги
  • Акафист святителю Луке (Войно-Ясенецкому), исповеднику, архиепископу Крымскому
    Святителю Луке молятся об избавлении от всякой немощи и болезни
  • Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице
    Великомученице Анастасии Узорешительнице молятся об исцелении разных недугов и об освобождении из плена и заточения
  • Акафист святым мученикам Киприану и Устинии
    Молятся о прогнании лукавых духов от людей и животных, против вреда со стороны экстрасенсов, колдунов, волшебников, злых людей
  • Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу
    Великим учителям Православия молятся об умножении веры. Святому апостолу Петру молятся об исцелении - Спаситель исцелил тещу апостола, «лежащу и огнем жегому». Апостолу Петру молятся также о благополучной ловле рыбы, об успехах в рыболовстве
  • Акафист преподобной Матроне Московской
    Святой Матронушке молятся о помощи в многоразличных житейских обстояниях и об исцелении в болезнях
  • Акафист мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
    Святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии молятся в скорбях и напастях, о непоколебимости в вере
  • Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу
    Святителю особо молятся о жизненном устройстве детей
  • Акафист святой Великомученице Варваре
    Святая просила Господа, чтобы каждый перед своей кончиной покаялся и причастился. По молитвам святой вмц. Варвары посылаются обильные врачевания. Святой молятся также о детях, о помощи в унынии, грусти, утешении в печали
  • Акафист святой Великомученице Екатерине
    На Руси святой вмч. Екатерине особенно молились девушки - чтобы попался хороший жених. К помощи святой прибегали и при трудных родах
  • Акафист святым праведным Богоотцем Иоакиму и Анне
    Эти святые до самой старости несли горькое неплодство, потом по благословению Божию родили Пресвятую Богородицу. Им молятся в супружеском неплодстве или бесчадии. С давних пор на Руси этим святым молились перед началом сева, о покровительстве посевов, плодов, урожая

Чтение акафистов в течении седмицы

Службе каждого дня недели соответствует воспоминание того или иного события или святого. В соответствии с этим правилом появилась практика читать акафисты в течении недели, подражая богослужебному седмичному кругу:

День недели Воспоминаемое событие Традиция чтения
Воскресенье (воспоминание Светлого Христова Воскресения) Акафист Воскресению Христову
Понедельник (Памяти честных Небесных Сил Бесплотных) Акафист Архистратигу Михаилу Акафист Ангелу Хранителю
Вторник (В память пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна) Акафист Иоанну Предтече
Среда (Воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы) Акафист Иисусу Сладчайшему Акафист Пресвятой Богородице
Четверг (Святых апостолов и святителя Николая Чудотворца) Акафист апостолам Петру и Павлу Акафист святителю Николаю
Пятница (Воспоминание Крестных Страданий Спасителя и Креста Господня) Акафист Страстем Господним Акафист Честному и Животворяшему Кресту Господню
Суббота (Всех святых и поминовение усопших) Акафист всем святым от века Богу благоугодившим Акафист Пресвятой Богородице Акафист о усопших

Порядок чтения акафистов.

Чтение акафистов отдельно от утреннего и вечернего молитвенного правила.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды, с крестным знамением и поясными поклонами) .

Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды) .

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй (12 раз) .

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон) .

Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон) .

Приидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон) .

Псалом 50.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твой. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Символ веры

Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Затем акафист (читается после 6-й песни канона).

По завершении чтения канона – молитва ко Господу Иисусу Христу или Божией Матери, святому – соответственно смыслу акафиста. Затем:

Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (трижды) .

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (имя святого, которому читался акафист, если Господу или Богородице, то ничего не произносим) и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь .

Если Кресту — силою Честнаго и Животворящего Креста

Если Ангелам — Честных Небесных Сил Бесплотных

Кондак 1

Обороняющий нас чудотворец / и избранный служитель Христов, / всему миру источающий / многоценное милости миро / и чудес неисчерпаемое море! / Восхваляю тебя с любовью, святитель Николай; / ты же, как имеющий дерзновение ко Господу, / от всяких бед меня освободи, дабы я взывал тебе:

Икос 1

Ангела образом, земного естеством, / – таким явил тебя всего творения Создатель, / ибо многоплодную красоту души твоей провидев, преблаженный Николай, / научил Он всех так возглашать тебе:
Радуйся, от чрева материнского очищенный; / радуйся, даже до конца освященный.
Радуйся, рождением своим родителей удививший; / радуйся, силу душевную сразу же по рождестве явивший.
Радуйся, отрасль земли обетования; / радуйся, цвет Божественного насаждения.
Радуйся, лоза добродетельная виноградника Христова; / радуйся, древо чудотворное рая Иисусова.
Радуйся, лилия райского произрастания; / радуйся, миро Христова благоухания.
Радуйся, ибо тобою отгоняется рыдание; / радуйся, ибо тобою приносится радость.

Радуйся, Николай, великий чудотворец!

Кондак 2

Видя излияние твоего мира, богомудрый, / мы просвещаемся душевно и телесно, / уразумевая в тебе, Николай, / дивного живоносного мироточца: / ибо чудесами, как водами, по Божией благодати изливающимися, / напояешь ты с верою взывающих к Богу: / Аллилуиа.

Икос 2

Постигая недоступное познанию / учение о Святой Троице, / был ты в Никее со святыми отцами / поборником исповедания православной веры: / ибо равным Отцу Сына исповедал, / столь же вечным и равным властью, / Ария же безумного обличил. / Потому верные научились воспевать тебе:
Радуйся, великий благочестия столп; / радуйся, город убежища верным.
Радуйся, твердое православия укрепление; / радуйся, Пресвятой Троицы драгоценная колесница и восхваление.
Радуйся, Сына Божия равным честью Отцу провозгласивший; / радуйся, Ария, впавшего в безумие, от сонма святых отогнавший.
Радуйся, отец, отцов славная красота; / радуйся, всех богомудрых премудрое благолепие.
Радуйся, огненные слова испускающий; / радуйся, стадо свое прекрасно наставляющий.
Радуйся, ибо тобою вера утверждается; / радуйся, ибо тобою ересь низлагается.
Радуйся, Николай, великий чудотворец!

Кондак 3

Силою, данною тебе свыше, / всякую слезу отер ты с лица тяжко страждущих, / богоносный отче Николай: / ибо алчущим явился ты питателем, / в морской пучине плавающим искусным кормчим, / недужным исцелением и во всём оказываешься помощником / для всех, взывающих Богу: / Аллилуиа.

Икос 3

Должна была бы воистинну, отче Николай, / с небес песнь тебе воспеваться, а не от земли; / ибо как кто-либо из людей / сможет о величии святости твоей провозгласить? / Но мы, любовью твоею побеждаемые, / взываем тебе так:
Радуйся, образ агнцам и пастырям; / радуйся, святое очищение нравов.
Радуйся, добродетелей великих вместилище; / радуйся, святыни чистое и драгоценное жилище.
Радуйся, светильник всем светящий и всеми любимый; / радуйся, свет златозарный и непорочный.
Радуйся, достойный Ангелов собеседник; / радуйся, добрый людей наставник.
Радуйся, правило веры благочестивой; / радуйся, образ кротости духовной.
Радуйся, ибо мы тобою от страстей телесных избавляемся; / радуйся, ибо тобою мы наслаждений духовных исполняемся.
Радуйся, Николай, великий чудотворец!

Кондак 4

Буря недоумения смущает мой ум: / как достойно воспеть чудеса твои, блаженный Николай? / Ибо никто не может их исчислить, / хотя бы и много языков имел / и вещать ими восхотел. / Но мы Богу, дивно в тебе прославляющемуся, дерзаем воспевать: / Аллилуиа.

Икос 4

Услышали, богомудрый Николай, / ближние и дальние о величии чудес твоих: / обычно для тебя первым спешить на помощь / как по воздуху на легких крыльях благодати / к находящимся в бедах, / от них скоро избавляя / всех, взывающих к тебе так:
Радуйся, избавление от печали; / радуйся, податель благодати.
Радуйся, нежданных зол прогонитель; / радуйся, желанных благ насадитель.
Радуйся, скорый утешитель в беде пребывающих; / радуйся, страшный отмститель обидчикам.
Радуйся, чудес пучина, Богом излитая; / радуйся, скрижали закона Христова, Богом писанные.
Радуйся, крепкое падающих восстановление; / радуйся, право стоящих утверждение.
Радуйся, ибо тобою всякая ложь обличается; / радуйся, ибо тобою всякая истина сбывается.
Радуйся, Николай, великий чудотворец!

Кондак 5

Богом движимой звездой явился ты, / направляя некогда по морю плавающих бедственно, / которым смерть предстояла вскоре, / если бы ты не предстал призывающим на помощь, / тебя, святой чудотворец Николай; / ведь когда бесы уже не таясь летали / и потопить корабли старались, / ты, запретив, их отогнал, / верных же научил взывать через тебя спасающему Богу: / Аллилуиа.

Икос 5

Увидели отроковицы, к браку позорному / из-за нищеты приготовленные, / великое твое к нищим милосердие, / преблаженный отче Николай, / когда ты старцу, родителю их, / ночью три узелка золота тайно подал, / его самого с дочерьми избавляя от падения греховного. / Потому слышишь от всех такие похвалы:
Радуйся, величайшей милости сокровищница; / радуйся, промысла о людях вместилище.
Радуйся, пища и отрада к тебе прибегающим; / радуйся, хлеб неистощимый алчущим.
Радуйся, богатство, бедно живущим на земле Богом данное; / радуйся, скорое возвышение убогих.
Радуйся, быстро нищих слышащий; / радуйся, о скорбящих благостное попечение.
Радуйся, трех дев непорочным браком сочетавший; / радуйся, чистоты усердный хранитель.
Радуйся, безнадежных надежда; / радуйся, всего мiра наслаждение.
Радуйся, Николай, великий чудотворец!

Кондак 6

Проповедует весь мiр / о тебе, преблаженный Николай, / как о скором в бедах заступнике, / ибо многократно в одно и то же время / по земле путешествующим и по морю плавающим / первым приходя на помощь, / вместе от зол сохраняешь всех, / взывающих к Богу: / Аллилуиа.

Икос 6

Воссиял ты, как свет жизни, / принося избавление воеводам, / которым предстояло смерть неправедную принять, / и тебя, добрый пастырь Николай, призывавшим, / когда ты, вскоре явившись во сне царю, устрашил его, / их же невредимыми отпустить повелел. / Потому и мы вместе с ними / благодарственно взываем тебе:
Радуйся, усердно призывающим тебя помогающий; / радуйся, от неправедного убийства избавляющий.
Радуйся, сохраняющий от коварной клеветы; / радуйся, разрушающий неправедные советы.
Радуйся, разрывающий ложь, как паутину; / радуйся, возвышающий славно истину.
Радуйся, невинных от уз освобождение; / радуйся, и мертвецов оживление.
Радуйся, являющий правду; / радуйся, помрачающий неправду.
Радуйся, ибо тобою неповинные избавлены от меча; / радуйся, ибо благодаря тебе они насладились светом.
Радуйся, Николай, великий чудотворец!

Кондак 7

Желая отогнать богохульный еретический смрад, / мvром воистинну благоуханным, таинственный ты явился, Николай: / людей Мvр Ликийских пас, / и весь мiр своим благодатным мvром исполнил. / И от нас богомерзкий греховный смрад отгони, / дабы мы взывали благоугодно Богу: / Аллилуиа.

Икос 7

Нового Ноя, кормчего ковчега спасительного / видим мы в тебе, святой отче Николае, / бурю всех лютых бед разгоняющего управлением своим, / тишину же Божественную приносящего взывающим так:
Радуйся, носимых бурей тихое пристанище; / радуйся, утопающих надежная охрана.
Радуйся, плавающим среди пучин добрый кормчий; / радуйся, треволнения морские прекращающий.
Радуйся, проводник застигнутым вихрями; / радуйся, согревающий страждущих от морозов.
Радуйся, сияние, мрак скорбей разгоняющее; / радуйся, светило, все концы земли просвещающее.
Радуйся, от бездны греховной людей избавляющий; / радуйся, в бездну адскую сатану ввергающий.
Радуйся, ибо мы через тебя бездну милосердия Божия дерзновенно призываем; / радуйся, ибо тобою от потопа гнева избавленные, мир с Богом обретаем.
Радуйся, Николай, великий чудотворец!

Кондак 8

Необычайным чудом является / прибегающим к тебе, блаженный Николай, / священная твоя церковь: / ибо в ней даже малое моление принося, / мы получаем великих недугов исцеление, / если только после Бога надежду на тебя возложим, с верою взывая: / Аллилуиа.

Икос 8

Весь ты всем воистину помощник, / богоносный Николай, / и собрал вместе всех, к тебе прибегающих, / как освободитель, питатель и врач скорый всем земным, / всех подвигая на похвалу, да взывают тебе так:
Радуйся, всяких исцелений источник; / радуйся, тяжко страждущим помощник.
Радуйся, заря, сияющая в ночи греховной блуждающим; / радуйся, роса с небес источающаяся зноем трудов томимым.
Радуйся, подавающий нуждающимся благопотребное; / радуйся, готовящий просящим изобилие.
Радуйся, многократно наши прошения опережающий; / радуйся, старым сединам силу обновляющий.
Радуйся, многих сбившихся с пути истинного обличитель; / радуйся, таин Божиих верный служитель.
Радуйся, ибо с тобою мы зависть попираем; / радуйся, ибо благодаря тебе благонравное житие исправляем.
Радуйся, Николай, великий чудотворец!

Кондак 9

Всякие облегчи болезни, / великий наш заступник Николай, / приготовляя благодатные лекарства, / услаждающие души наши, / и веселящие сердца всех, / усердно к помощи твоей прибегающих, / Богу же взывающих: / Аллилуиа.

Икос 9

Витий тщетно мудрствующих нечестивых / видим тобою посрамленными, / богомудрый отче Николай: / ибо Ария-хулителя, разделяющего Божество, / и Савеллия, вносящего смешение в Святую Троицу, / ты в споре победил, / нас же в православии укрепил. / Потому мы взываем тебе так:
Радуйся, щит, защищающий благочестие; / радуйся, меч, истребляющий нечестие.
Радуйся, учитель Божественных велений; / радуйся, губитель богопротивных учений.
Радуйся, лестница, Богом утвержденная, по которой мы восходим к небесам; / радуйся, кров, Богом созданный, под которым укрываются многие.
Радуйся, немудрых умудривший твоими речами; / радуйся, ленивых воздвигший твоими нравами.
Радуйся, светлость заповедей Божиих неугасимая; / радуйся, уставов Господних луч пресветлый.
Радуйся, ибо учением твоим сокрушаются головы еретиков; / радуйся, ибо тобою верные сподобляются славы.
Радуйся, Николай, великий чудотворец!

Кондак 10

Спасти желая душу, / ты плоть свою духу покорил поистине, / отче наш Николай, / ибо прежде всего в молчании и борении с помыслами / к деянию богомыслие присовокупил, / богомыслием же разум совершенный приобрел / и им дерзновенно с Богом и Ангелами беседовал, / всегда взывая: / Аллилуиа.

Икос 10

Стена ты, преблаженный, / восхваляющим чудеса твои / и всем к заступничеству твоему прибегающим; / потому и нас, скудных добродетелью, / от нищеты, напастей, недугов и бед различных освобождай, / взывающих тебе с любовию так:
Радуйся, от нищеты вечной избавляющий; / радуйся, богатство нетленное подающий.
Радуйся, пища неистощимая алчущим правды; / радуйся, питие неисчерпаемое жаждущим жизни.
Радуйся, от мятежа и брани сохраняющий; / радуйся, от уз и плена освобождающий.
Радуйся, преславный в бедах заступник; / радуйся, величайший в напастях защитник.
Радуйся, многих от гибели исторгший; / радуйся, бесчисленных невредимо сохранивший.
Радуйся, ибо благодаря тебе грешные лютой смерти избегают; / радуйся, ибо по твоим ходатайствам кающиеся жизнь вечную получают.
Радуйся, Николай, великий чудотворец!

Кондак 11

Пение Пресвятой Троице / более иных принес ты, преблаженный Николай, / умом, словом и делом; / ибо с великой точностью догматы правой веры изъяснил, / верою, надеждою и любовию наставляя нас / в Троице Единому Богу воспевать: / Аллилуиа.

Икос 11

Светозарный луч неугасимый / во мраке жития пребывающим / видим мы тебя, Богом избранный отче Николай: / ибо с невещественными ангельскими светами / беседуешь ты о несотворенном Троическом Свете / и просвещаешь души верных, / взывающих тебе так:
Радуйся, озарение Трисолнечного Света; / радуйся, утренняя звезда не заходящего Солнца.
Радуйся, свеча, Божественным пламенем зажженная; / радуйся, ибо ты угасил бесовское пламя нечестия.
Радуйся, ясная правоверия проповедь; / радуйся, прекрасное света Евангельского сияние.
Радуйся, молния, ереси пожигающая; / радуйся, гром, соблазнителей устрашающий.
Радуйся, учитель истинного познания; / радуйся, изъяснитель таинственного ума.
Радуйся, ибо тобою попрано поклонение твари; / радуйся, ибо от тебя мы научились поклоняться Творцу в Троице.
Радуйся, Николай, великий чудотворец!

Кондак 12

Благодать, данную тебе от Бога, зная, / с радостью твою память празднуем, как должно, / преславный отче Николай, / и к чудному заступничеству твоему всей душою прибегаем; / преславные же твои деяния, / как песок морской и множество звезд исчислить мы не можем, / и, недоумением объятые, взываем к Богу: / Аллилуиа.

Икос 12

Воспевая твои чудеса, / мы восхваляем тебя, всехвальный Николай: / ибо в тебе Бог, в Троице прославляемый, дивно прославился; / но если и во множестве составленные от души / псалмы и песни приносим тебе, чудотворец святой, / ничего не совершаем, равного дару чудес твоих; / им удивляясь, мы взываем к тебе так:
Радуйся, Царя царствующих и Господа господствующих служитель; / радуйся, служителей Его небесных сообитатель.
Радуйся, верным людям помощь; / радуйся, рода христианского возвышение.
Радуйся, победе соименный; / радуйся, венценосец знаменитый.
Радуйся, зеркало всех добродетелей; / радуйся, всем прибегающим к тебе крепкая стена.
Радуйся, после Бога и Богородицы всё наше упование; / радуйся, тел наших здравие и душ спасение.
Радуйся, ибо по твоим ходатайствам мы от вечной смерти освобождаемся; / радуйся, ибо благодаря тебе мы бесконечной жизни сподобляемся.
Радуйся, Николай, великий чудотворец!

Кондак 13

О пресвятой и пречудный отче Николай, / утешение всех скорбящих! / Прими наше нынешнее приношение / и об избавлении нас от геенны Господа умоли / богоугодным твоим ходатайством, / дабы мы с тобою воспевали: / Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й

МОЛИТВЫ

Молитва первая

О всехвальный и всеми чтимый архиерей, великий чудотворец, святитель Христов, отче Николай, человек Божий и верный раб, муж желаний, сосуд избранный, крепкий столп Церкви, светильник пресветлый, звезда озаряющая и освещающая всю вселенную! Ты – праведник, как пальма расцветший, насажденный во дворах Господа своего; живший в Мvрах, ты благоуханием мvра мiр исполнил и мvро неиссякающее благодати Божией источаешь. Твоим шествием, пресвятой отче, море освятилось, когда многочудесные твои мощи шествовали во град Барийский, чтобы от востока до запада восхвалялось имя Господне. О преискусный и предивный чудотворец, скорый помощник, горячий заступник, пастырь предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед! Тебя прославляем и тебя величаем, как надежду всех христиан, источник чудес, защитника верных, премудрого учителя, алчущих питателя, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих кормчего, пленников освободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткого воспитателя, старых укрепление, постников наставника, трудящихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услышь нас, молящихся тебе и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас ко Всевышнему и исходатайствуй твоими богоугодными молитвами всё, полезное ко спасению душ и тел наших; сохрани святую обитель сию [или храм сей], всякий город и селение, и всякую страну христианскую и людей, в ней живущих от всякого бедствия помощью твоею; ибо знаем мы, знаем, как много может молитва праведного, содействующая ко благу; тебя же, праведного, после Преблагословенной Девы Марии, имеем мы предстателем ко Всемилостивому Богу, и к твоему, преблагой отче, горячему ходатайству и заступничеству смиренно прибегаем; ты нас сохрани, как бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, мора, землетрясения, града, голода, наводнения, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбях наших подавай нам руку помощи, и отвори нам двери милосердия Божия; потому что мы недостойны взирать на высоту небес от множества неправд наших, связаны узами грехов, и никогда воли Создателя нашего не сотворили и не соблюли повелений Его. Потому приклоняем колена сокрушенного и смиренного сердца нашего пред Творцом своим, и твоего отеческого заступничества пред Ним просим: помоги нам, служитель Божий, да не погибнем со беззакониями нашими, избавь нас от всякого зла и от всякого дела враждебного, направь ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в которой по твоему предстательству и ходатайству, ни ранами, ни угрозами, ни мором, ни каким гневом Создателя своего поколеблены да не будем, но здесь мирно жизнь проживем и сподобимся видеть блага на земле живых, славя Отца, и Сына, и Святого Духа, Единого в Троице славимого и покланяемого Бога, ныне и всегда, и во веки веков, аминь.

Молитва вторая

О всесвятой Николай, преславный служитель Господень, горячий наш заступник, и везде в скорбях скорый помощник! Помоги мне, грешному и унывающему: в нынешней жизни умоли Господа Бога даровать мне отпущение всех моих грехов, сколько согрешил я от юности моей в течение всей моей жизни делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами; и при исходе души моей помоги мне, несчастному, умоли Господа Бога, всего творения Создателя, избавить меня от воздушных мытарств и вечного мучения, дабы я постоянно прославлял Отца, и Сына, и Святого Духа, и твое милостивое предстательство, ныне и всегда и во веки веков, аминь.

Молитва третья

О всеблагой отче Николай, пастырь и учитель всех, с верою прибегающих к твоему заступничеству и в горячей молитве тебя призывающих! Скоро поспеши и избавь Христово стадо от волков, губящих его, и всякую страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами от мирского мятежа, землетрясения, нашествия иноплеменников и междоусобной войны, от голода, наводнения, огня, меча и от внезапной смерти. И как ты помиловал трех мужей, в темнице сидевших, и избавил их от царского гнева и от усечения мечом, так помилуй и меня, умом, словом и делом во тьме грехов пребывающего, и избавь меня от гнева Божия и вечного наказания, да твоим ходатайством и помощью, Своим же милосердием и благодатию Христос Бог тихую и безгрешную жизнь даст мне прожить в веке сем и избавит меня от участи стоящих слева, и сподобит стать справа со всеми святыми, аминь.

*Перевод на русский язык иеромонах Амвросий (Тимрот).