Что такое вода? Вода в природе. Формула воды

Вода является основой жизни на нашей планете. Однако что мы знаем о ней? Эту субстанцию с простой химической формулой изучать можно до бесконечности. Во всей многовековой истории существования человечества вода занимала главенствующее место. Именно поэтому, устремляясь в просторы Вселенной, ученые пытаются отыскать на других планетах источники воды, которые стали бы свидетельством биологической жизни. К сожалению, такие попытки до сих пор остаются тщетными. Несмотря на многочисленные исследования и открытия, мы так и не доказали существования других цивилизаций, которые возможно во много раз превосходят нас в своем развитии.

Вода - основа нашего существования

Редко кто из нас задается вопросом: «Что такое вода?» А ведь без нее жизнь человека просто невозможна. Наука утверждает, что шестимесячный человеческий эмбрион на 97% состоит из воды, при рождении ее количество снижается до 92%, организм

подростка содержит 80% этого вещества, во взрослом возрасте эти показатели составляют 70%, а в пожилом - всего 60%. В этом просматривается некая закономерность, которая позволяет нам приходить в этот мир молодыми и полными сил и уходить из него, дожив до глубокой старости. Можно придерживаться всевозможных диет, полностью отказаться от мяса, хлеба и молочных продуктов, но исключить из рациона воду невозможно. При сильной жажде объем воды в организме снижается на 5-8%, при этом у человека наблюдаются галлюцинации, нарушается функция глотания, расстраивается зрение и слух, наступает обморок. Более серьезный недостаток жидкости может стоить здоровья и даже жизни. Значение воды для человека настолько велико, что мы уже не представляем своей жизни без этой многофункциональной субстанции. И многие из нас воспринимают ее наличие как должное, забывая при этом бережно относиться к этому живительному и целебному источнику. Вода - это универсальный растворитель для всех питательных и минеральных веществ, а также аминокислот и витаминов. Она способна регулировать температуру нашего тела, выводить из организма продукты жизнедеятельности и различные токсические компоненты. Именно с помощью воды наши мышцы выполняют свою основную функцию - сократительную. Не зря диета спортсменов всегда содержит повышенное количество жидкости. Что такое вода в нашей обыденной жизни? Это один из основных и незаменимых продуктов питания. Каждое утро у нас начинается с чашечки ароматного кофе или свежезаваренного чая, которые без воды приготовить просто невозможно, как и большинство любимых блюд. Ученые доказали, что для сохранения здоровья человек должен в сутки потреблять до 2,5 литров жидкости - это обеспечит ему хорошее самочувствие, активизирует умственную деятельность и придаст сил.

Откуда берется вода?

Наша планета содержит около 1500 млн км 3 воды, из которых только 10% составляет пресная вода. Множество источников располагается под земной корой на различной глубине - это позволяет разделить их на подземные и

В недрах земли такие бассейны имеют форму своеобразных сосудов, которые окружены твердыми породами и содержат воду под высоким давлением. Резервуары, расположенные на глубине в несколько метров, широко используются в качестве основы для колодцев. Однако такая вода постоянно контактирует с верхним рыхлым слоем почвы, что делает ее загрязненной и не всегда пригодной для хозяйственных нужд. Ледники Антарктиды, находящиеся в Гренландии, являются огромными источниками пресной воды. Кроме этого, большую роль в нашей жизни играют атмосферные осадки, которые образовываются благодаря испарениям естественных источников. А сколько мы ежегодно получаем пресной воды из Мирового океана с помощью различных физических и химических методов? Следует отметить, что чаще всего для своих нужд человек использует воду из озер и рек. Один только Байкал чего стоит! Ведь это самое чистое и крупное природное водохранилище, расположенное на просторах России. Такие резервуары не имеют ценности и являются настойщим чудом света. Более 6000 км 3 воды находится в живых организмах, в том числе и в растениях. Таким образом, природные ресурсы воды распределяются по всей нашей планете. Человек постоянно обменивается жидкостью с природой: через пот, мочу и выделение капелек жидкости с дыханием. Однако мало кто задается вопросом: «А что будет, если такой взаимный обмен прекратится?» В этом случае наступит дегидратация - процесс Мы начнем ощущать слабость, у нас участится сердцебиение, появится одышка и головокружение. В результате этого могут наступить необратимые процессы в нервной и сердечно-сосудистой системах, которые приведут к гибели нашего организма.

Если взглянуть на Землю из космоса, можно поразиться тому, как необоснованно назвали это небесное тело. Наиболее подходящее для него название - Вода. Ведь не просто так астронавты сравнили планету с голубым шариком, так как ультрамарин способен подавлять все цвета, которые присущи земной поверхности.

Океан является праматерью всех живых организмов, и многие ученые настаивают на том, что первая жизнь могла зародиться именно в водной среде. В сравнительно небольшом и замкнутом водоеме могли накапливаться определенные органические вещества, которые попадали туда с помощью впадающих вод. Затем такие соединения концентрировались на внутренней поверхности слоистого минерала, который мог выступать катализатором реакций. Впоследствии зарождалась новая неизведанная жизнь, которую людям еще предстояло изучить. На сегодняшний день вода в природе считается наиболее распространенным веществом, поскольку более 70% общей площади земной поверхности занято естественными водоемами и только около 30% составляет суша. Вода настолько многофункциональна, что люди научились использовать ее практически во всех областях своей жизни. Все мы любим понежиться на теплом песочке возле моря и с нетерпением ждем должгожданный отпуск, чтобы снова вернуться в нежные объятия игривых и ласковых морских волн.

Классы природной воды

Вода бывает:

Пресной - 2,5%;

Соленой - 97,5%;

В виде рассолов.

Учитывая то, что примерно 75% воды находится в замороженном состоянии на полярных шапках и ледниках, под землей находится около 24% грунтовых вод, а в почве рассредоточено 0,5% влаги, получается, что самым дешевым и доступным источником воды для нас являются озера, реки и другие наземные водоемы. Страшно подумать, что они составляют только около 0,01% от мировых водных запасов. Поэтому на вопрос «что такое вода?» можно смело отвечать - это самое драгоценное сокровище нашей планеты.

Особенности воды

Химическая формула воды достаточно проста - это соединение атома кислорода с двумя Казалось бы, что может быть проще, однако нет субстанции более загадочной. Вода является единственным веществом, которое способно в природе существовать в трех агрегатных состояниях: газообразном, твердом и жидком, в зависимости от давления и температуры. Данная жидкость имеет огромное значение для возникновения и поддержания жизненных процессов на Земле, а также для формирования климата и рельефа.

Вода является самым подвижным веществом после воздуха. Она постоянно движется, совершая перемещения на очень большие расстояния. При воздействии солнечного тепла происходит с поверхности растений, почвы, рек, водоемов и морей. При этом образуется водяной пар, который собирается в облака и переносится ветром, после чего выпадает над различными материками в виде снега или дождя. Следует отметить, что вода способна отдавать тепло без заметного понижения своей температуры, тем самым регулируя климат. Молекулярная формула воды указывает, что это вещество имеет простую структуру, однако до сих пор оно считается малоисследованным, поскольку существует еще много неизученных странностей данной субстанции, которые, возможно, и способствуют поддержанию жизни на Земле.

Физические свойства воды

Вода, или является химическим веществом, имеет вид бесцветной жидкости, которая не обладает ни запахом, ни вкусом. В нормальных условиях H2O (вода) сохраняется в жидком агрегатном состоянии, в то время как аналогичные соединения водорода являются газами. Все это можно объяснить особыми характеристиками атомов, слагающих молекулы, и присутствием между ними связей.

Капля воды состоит из молекул, которые притягиваются противоположными полюсами, образуя тем самым полярные связи, разорвать которые без усилий невозможно. Каждая молекула в своем составе содержит ион водорода, который настолько мал, что может проникать сквозь оболочку отрицательного атома кислорода, находящегося в соседней молекуле. В результате этого образуется водородная связь. Схема воды показывает, что каждая молекула имеет прочную связь с четырьмя соседними молекулами, две из которых образуются атомами кислорода, а другие две - атомами водорода. Кроме этого, вода имеет высокое в этом свойстве она уступает лишь ртути. Относительная вязкость H2О обуславливается тем, что соединения водородов не дают возможности молекулам двигаться с различными скоростями. По этим же причинам вода считается отличным растворителем, поскольку каждую молекулу растворяемого вещества сразу же окружают молекулы воды, причем в большом количестве. При этом положительно заряженные молекулярные участки полярного вещества притягивают кислородные атомы, а отрицательно заряженные - водородные.

С чем вода вступает в реакцию?

Это следующие вещества:

Активные металлы (кальций, калий, натрий, барий и многое другое);

Галогены (хлор, фтор) и межгалоидные соединения;

Ангидриды неорганических и карбоновых кислот;

Активные металлорганические соединения;

Карбиды, нитриды, фосфиды, силициды, гидриды активных металлов;

Силаны, бораны;

Недокись углерода;

Фториды благородных газов.

Что происходит при нагревании?

Вода реагирует:

С магнием, железом;

С метаном, углем;

С алкилгалогенидами.

Что происходит в присутствии катализатора?

Вода реагирует:

С алкенами;

С ацетиленом;

С нитрилами;

С амидами;

С эфирами карбоновых кислот.

Плотность воды

Формула плотности воды напоминает параболу с конкретной вершиной при температуре 3,98 градусов. При таких показателях плотность этого химического вещества равна 1000 кг/м 3 . В водоеме на плотность воды влияют такие факторы, как температура, минерализация, наличие солей и давление верхних слоев. Наукой доказано, что чем выше температура, тем больше объем вещества и ниже его плотность. Таким же свойством обладает вода, однако в интервале от 0 о С до 4 о С оно не выполняется, поскольку с повышением температуры объем начинает сокращаться. Если в воде отсутствуют растворенные газы, ее возможно охладить до температуры -70 о С, при этом она не преобразуется в лед. Таким же образом можно довести эту субстанцию до температуры 150 о С и она не закипит. Несмотря на то что формула воды очень незатейлива, ее свойства уже многие тысячелетия заставляют людей преклоняться перед этой могущественной стихией.

Польза воды для здоровья

Из воды состоят все ткани человеческого организма: мышцы, кости, легкие, сердце,

почки, печень, кожа и жировая ткань. Больше всего жидкости, а именно 99%, содержит стекловидное глазное тело, а меньше всего, примерно 0,2%, зубная эмаль. Богат на содержание воды и головной мозг, поскольку без этой субстанции мы не сможем мыслить и формировать информацию. Любые биохимические реакции, происходящие в организме, могут оптимально протекать только при достаточном поступлении воды, в противном же случае в тканях и клетках будут скапливаться конечные продукты обмена веществ, которые приведут к развитию многих серьезных заболеваний. Чтобы этого избежать, необходимо соблюдать правильное потребление воды.

Роль воды в организме

Вода способствует:

Транспортировке в различные органы и ткани полезных веществ, микроэлементов и кислорода;

Выведению шлаков, токсинов и солей;

Нормализации теплообмена;

Регуляции кроветворения и артериального давления;

Смазыванию суставов и мышц.

Симптомы обезвоживания

При обезвоживании наблюдаются такие явления:

Сонливость, слабость;

Сухость во рту, одышка;

Повышение температуры, головная боль;

Нарушение логического мышления, обмороки;

Спазмы мышц;

Галлюцинации;

Притупление зрения и слуха;

Образование холестериновых бляшек, ухудшение кровотока;

Боль в суставах.

Возможные заболевания при обезвоживании и норма воды

Могут развиться следующие болезни:

Изжога, гастрит, запоры;

Образование камней в желчном пузыре;

Ожирение.

Ежедневно рекомендуется выпивать до 2,5 литров жидкости, в том числе содержащейся в жидкой пище. Если человек курит, ест мясо, употребляет алкоголь и кофе, ему следует увеличить суточную норму воды, поскольку эти наклонности способствуют усилению дегидратации. После хорошего ночного отдыха все жизненные процессы в нашем теле набирают силу, именно поэтому следует поддержать свой организм и создать для него дополнительный водный резерв. Днем, когда у нас наблюдается пик активности, принимать жидкость лучше небольшими порциями, чтобы не перегрузить внутренние системы и органы. Вечером же стоит снять все ограничения и пить столько, сколько хочется, естественно, если отсутствуют проблемы со здоровьем.

Стоит ли запивать пищу?

Суточная норма воды должна распределяться равномерно, особенно полезно выпивать немного жидкости перед едой, чтобы нормализовать обменно-очистительные процессы, а также понизить концентрацию крови и уровень холестерина. Врачи не рекомендуют запивать пищу, поскольку в этом случае желудочный сок разбавляется, и процесс переваривания пищи замедляется. Недостаток воды в организме может привести к стрессу, в результате чего в мозг будут поступать сигналы голода, хотя человек недавно ел. Вследствие этого, он будет снова кушать вместо того, чтобы пополнить запасы жидкости. В этот момент лишние питательные вещества станут откладываться в виде жира, что в будущем может негативно сказаться на общем состоянии. Выпивая ежедневно достаточное количество воды, можно подавить чувство голода и уменьшить количество потребляемых продуктов, особенно жирных. Следует отметить, что соки и чай не могут в полной мере заменить чистую воду, поскольку в них содержатся активные вещества, способные нарушить химический состав нашего организма. Газированные же напитки, состоящие из вредных химических соединений, могут спровоцировать дополнительное обезвоживание.

1. В организме животных и растениях среднее количество воды составляет более 50%.

2. В составе земной мантии содержится в 10 раз больше воды, чем в Мировом океане.

3. Средняя глубина Мирового океана составляет 3,6 км, он покрывает до 71% всей поверхности Земли и содержит около 97,6% свободных запасов воды.

4. При отсутствии на Земле выпуклостей и впадин поверхность воды поднялась бы над сушей на 3 километра.

5. Если бы растаяли все ледники, водный уровень повысился бы на 64 м, в результате чего 1/8 суши была бы затоплена.

6. имеет в среднем 35% солености, что позволяет ей замерзать при температуре -1,91 о С.

7. В некоторых случаях вода может замерзнуть при плюсовой температуре.

8. Внутри нанотрубок формула воды изменяется, ее молекулы принимают новое состояние, которое позволяет жидкости растекаться даже при нулевой температуре.

9. Вода способна отражать до 5% лучей солнца, а снег - более 85%, однако под лед может проникать только 2% дневного света.

10. Чистая океаническая вода имеет синий цвет, что объясняется избирательным его поглощением и рассеиванием.

11. С помощью водных капель, которые капают из крана, можно воспроизвести напряжение около 10 киловольт.

12. Вода является одним из немногих природных веществ, которые могут расширяться при переходе из жидкого состояния в твердое.

13. и вода могут гореть в сочетании с фтором, такие смеси в больших концентрациях становятся взрывоопасными.

В заключение

Что такое вода? Это многообразное, хотя и простейшее соединение, которое является основным строительным материалом нашей планеты. Ни один живой организм не может прожить без воды. Она источник энергии, носитель информации и настоящий кладезь здоровья. Еще наши далекие предки верили в чудодейственную силу воды и применяли ее целебные качества в лечении многих недугов. Задачей нашего поколения является сохранение этой прекрасной стихии в ее первозданном состоянии. Мы многое можем сделать, чтобы наши потомки чувствовали себя в относительной безопасности. Сохранив воду, мы сохраним жизнь на нашей чудесной и теплой планете. Люди, берегите воду! Ее не заменить даже всеми сокровищами мира. Вода - это отражение состояния нашей планеты, ее сердце и живительная сила.

Цель беседы: , о сложностях ее добычи, о необходимости беречь воду, уточнить знания детей о профессии сантехника, о необходимых инструментах по уходу за водопроводными кранами. Воспитывать уважительное отношение к профессии сантехника, .

В. Мы с вами говорили о воде, о том, как она помогает отапливать квартиры. А еще для чего нужна вода? (Ответы детей.) Вода, ребята, нужна не только человеку, но и животным, птицам, рыбам, растениям. Без воды не могут работать заводы и выпускать необходимую людям продукцию. Там, где нет воды или ее недостаточно, ее развозят на специальных машинах. На заводы вода поступает по трубам.

А использованная вода собирается в специальные очистительные станции, а оттуда опять проделывает нелегкий путь к людям. Воды не бывает очень много, поэтому ее нужно экономить.

В групповую комнату заходит сантехник и здоровается с детьми, вступает с ними в диалог, показывает свои инструменты и рассказывает, для чего они нужны.

В. Вода появляется не только из крана. Сейчас я вам загадаю загадки и вы сможете узнать, как еще появляется вода.

Крыльев нет, а летит,

Ног нет, а бежит,

Не в воде, зато с водою

Отгадайте, что такое?

Над горами, над полями

Плачут горькими слезами,

Но зато наш огород

Очень-очень слез их ждет.

В. В деревнях и на даче огород поливают водой, особенно тогда, когда лето бывает сухое, солнечное, без дождей. Что же может случиться с растениями, когда дождя нет? (Ответы детей.) Да, без воды растения могут засохнуть, а люди не смогут собрать богатый урожай.

Многие крестьяне очень бережно относятся к воде, во время дождя они собирают ее в большие бочки. Бочки ставят под крышу и вода с крыш стекает в бочки. И когда нет дождя, а растения просят пить, то этой водой поливают цветы, овощи и садовые деревья. Это тоже один из способов экономии воды, человек не из крана берет воду, а собирает ее понемножку.

Если наступает зима, во что превращаются капельки дождя. (В снег.) Снег, ребята, это тоже вода и его можно и нужно использовать с хорошей целью. Машины, которые собирают снег с дорог и улиц, отвозят его за город и высыпают на поля. Снега очень много и собрать его нелегко, для этого работают и машины, и люди.

Часто снег собирают в большие сугробы, а потом, через некоторое время вывозят. На полях снег согревает ростки растений, которые появляются под снегом. А весной снег растает и превращается в воду, которая убегает в реки и озера. По краям рек человек садит деревья, которые своей тенью уберегают воду от испарения и высыхания.

Давайте поиграем в игру «Кто быстрее?»

Две команды будут собирать снег (мелкие кусочки бумаги) и относить в грузовик. Посмотрим, чья команда больше соберет снега. (Игра проводится 3-4 раза.)

Беседу с детьми о воде провела Е. Архипова

Что такое вода?

(старший дошкольный возраст)

Программное содержание:

Расширять знания детей о воде; об её свойствах и состоянии (не имеет запаха и вкуса, принимает форму сосуда, в котором находится, бывает в трех состояниях: жидком - вода, твердом - лед, газообразном - пар).

Дать представление о круговороте воды в природе

Воспитывать бережное отношение к воде

Развивать у детей познавательные и речевые умения, познавательные интересы

Методы и приемы:

Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты)

Практический (опытный)

Словесный (беседы и рассказ воспитателя)

Предварительная работа:

Чтение рассказов и сказок познавательного характера

Опыты (превращение снега в воду, воды в лед)

Беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?»

Материалы и оборудование:

Панно «Кому нужна вода»

Инвентарь для опытов:

Стаканы с водой (по количеству детей)

Пустые стаканы

Соль, сахар, зеленка, марганцовка

Ложечки

Кукла Капитошка

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Капитошка. Вы знаете кто он такой? (Ответы детей).

Правильно, это герой мультфильма. А вы можете объяснить, почему его так назвали? (состоит из капелек воды). Он расскажет нам о своих путешествиях. Ребята, а давайте расскажем Капитошке, что мы знаем о воде.

Воспитатель: Ребята, что же такое вода? (ответы детей)

Опыт №1 «Вода – это жидкость»

Дети наливают воду в стаканчики, переливают из одного стаканчика в другой.

Воспитатель: Вода - это жидкость. Она течет. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Вывод: Вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей). Сейчас мы это проверим.

Опыт №2 «Вода бесцветная»

На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)

Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветна.

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? (ответы детей). На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, марганцовка (этот опыт проделывает только воспитатель).

Воспитатель: я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик(марганцовку) и мы посмотрим что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет (ответы детей)

Вывод: Вода может менять свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Воспитатель: Как вы думаете, изменит ли вода свой цвет, если в нее добавить варенье? Попробуйте это сделать дома. А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус (детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая?

Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Опыт№3 (детям раздаются стаканы с солью или с сахаром, ложечки)

Воспитатель: Давайте проведем с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду (ответы детей)

Вывод: Оказывается, вода, может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.

Опыт №4 «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: а теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: Вода ничем не пахнет, у нее нет запаха.

Воспитатель: Вот, Капитошка, сколько всего знают дети о воде. А сейчас я предлагаю, вам, ребята сесть на стульчики и послушать, что нам расскажет Капитошка о своем путешествии.

Капитошка: Жил я когда-то в большом- большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день мы разыгрались, я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх. Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня все дальше и дальше, и на своем пути, я все чаще стал встречать своих братьев и сестер, нас было уже целое облако, но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как то согреться. Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я побываю и что нового увижу. И приземлился я в речку, и снова встретился там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова.

Воспитатель: Спасибо тебе, Капитошка, за твой рассказ. Теперь ребята знают, как путешествует вода. Это происходит постоянно: вода испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю.

Воспитатель: Мы сегодня, ребята, много говорим оводе, много о ней узнали. Ребята, давайте Капитошке расскажем, для чего нужна вода и кому?

(Работа с панно « Кому нужна вода»).

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: А ты знаешь, Капитошка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Капитошка: А зачем ее беречь? Вон сколько воды!

Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

Воспитатель: Ребята, а сейчас у меня для вас есть еще один сюрприз (вносятся цветные льдинки). Как вы думаете, что это? Как можно получить такие льдинки? (ответы детей). Молодцы! Вода добрый друг и помощник человека. Я хочу вам прочитать стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

С нею смею вам я доложить

Без нее нам не прожить!

Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

Откуда берется дождик и куда девается летом вода в ручьях? Вам наверняка задавал подобные вопросы ваш малыш, а если нет, то еще обязательно задаст. Вы то знаете, что во всем виноват круговорот воды в природе. Но как объяснить такую сложную тему маленькому ребенку? Ведь он и слушать не захочет скучные речи про сложные физические механизмы испарения и конденсации... А вот сказку ваш малыш послушает с удовольствием. Поэтому будем объяснять в форме сказки. Сказка про маленькую капельку - путешественницу. А дело было так...

Жила-была маленькая капелька. Она и ее подружки-капельки сидели в большом облаке, весело смеялись и болтали.

День ото дня облако становилось все больше и больше, пока в один прекрасный момент не пролилось на землю дождем.

«Прощайте!» - только и успела прокричать Капелька своим подружкам, как уже летела по направлению к земле.

Всего несколько секунд и Капелька упала в небольшой ручеек. «Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» - удивлялась Капелька.

Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к небольшому озеру, в которое он и впадал. Вот тут-то Капелька удивилась еще больше. Никогда в своей жизни она не видела так много воды!

Все казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких карасиков, плавающих в озере, она подумала: «А это кто такие? Надо обязательно с ними познакомиться!»

Но не успела, так как в этот момент пригрело солнышко, и Капелька испарилась, другими словами превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам. «Я лечу!» - прошептала Капелька.

Когда она была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладно. «По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», - подумала Капелька.

В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали подругам о том, какие необыкновенные приключения они пережили там на земле.

После прочтения сказки нужно уточнить, что в мире постоянно миллиарды маленьких капелек то и дело испаряются, осушая водоемы, и падают из тучки дождем, наполняя их. А зимой капельки совсем замерзают, и выпадает снег. Это и называется круговоротом воды в природе.

В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет первоопределяющую роль. Вода – это сама жизнь!

Взгляните на неё – чистая, прозрачная, она не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, но её значение переоценить трудно. Всё, в чём принимала и принимает участие её величество Природа, содержит в себе воду. Тело взрослого человека состоит в среднем на 60% из воды, в теле ребёнка её ещё больше. Вода есть везде – в организме зверей и птиц, в продуктах питания, в разнообразных растениях, в почве, в атмосфере.

Народы древности, наряду с огнем, обожествляли воду. Древнегреческий философ Фалес Милетский считал, что вода является первичным веществом Вселенной, из которой всё состоит и в которое, в конечном итоге, превращается. Суждение древних мыслителей о воде, как начале всех начал, отозвалось в учении Аристотеля о четырёх стихиях – огне, воздухе, земле и воде.

Когда древние люди хотели пожелать собратьям чего-то доброго, они желали, кроме прочего и «свежей воды».

В течение очень длительного срока (миллионов лет) вода принимала активное участие в подготовке условий, необходимых для зарождения и развития жизни на Земле. Бесконечно справедливы версии о том, что жизнь зародилась именно в водной среде.

Какое свойство воды является наиболее существенным? Её редкостная растворяющая способность. Она присуща ей, благодаря конфигурации молекулы воды. Вода растворяет всевозможные вещества, при её наличии в организме происходят многие жизненно важные процессы.

Вода - существенная часть питания всего живого на Земле. Без воды трудно представить себе процессы пищеварения, процессы обмена веществ. С помощью воды осуществляется перенос питательных веществ по организму. Выполнив свои функции в организме, вода уносит из него всё ненужное и вредное.

Каждая клеточка нашего тела содержит воду. Запас воды в организме должен постоянно пополняться. Без воды человек не проживёт и нескольких дней.

Для поддержания жизнедеятельности человек использует большое количество воды. Она необходима для производства продуктов питания, и всего того, чем пользуется человек.

Космонавты донесли до нас, что из космоса планета Земля кажется голубой планетой с островами суши. Но много на нашей планете воды солёной, а не пресной. Человеку нужна пресная вода. Но не вся и пресная вода пригодна для питья. Главным источником питьевой воды является природная вода, которую соответствующим образом подготавливают для людей с помощью установок водоподготовки.

Запасы пресной воды на Земле ограничены. Воду надо беречь. Не загрязнять её сточными водами, в состав которых входят отходы производства. Сброс или другие поступления в водные бассейны вредных веществ ухудшают качество поверхностных вод, ограничивают их использование, а также отрицательно влияют на состояние дна, береговых объектов, других соседствующих территорий.

Воду надо беречь – и это закон нашей жизни!