Какие подсистемы включает в себя политическая система. Подсистемы политической системы общества

Понятие системы в общенаучном понимании означает комплексный институт, включающий множество элементов, находящихся в отношениях друг с другом и образующих целостность, относительно самостоятельную и способную к саморегулированию. Система обладает структурированностью и сама определяет эту структурированность. Если система - это единство элементов и структуры, то структура - способ упорядочения элементов.

В политической системе как комплексном суперинституте формируется и структурируется публичная власть, идет борьба за овладение государственной властью. Ее структура представляет собой внутренне присущие связи между такими элементами, как государство, партии, общественные движения с характерной им идеологией, программами, лозунгами. Но это только один уровень элементов и системных связей.

Политическая система образует многоуровневую целостность элементов политической жизни - политических институтов, политического сознания, политической культуры и идеологии, политических технологий, политического участия граждан. В структуру политической системы входит несколько подсистем:

  • - институционально-организационная (партии, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения и др.);
  • - функциональная (распределение функций, целей, задач, действий, обеспечение участия, разных форм волеизъявления, в том числе выборов и референдумов);
  • - нормативно-регулятивная (нормотворчество, в том числе и законодательство, а также регулирование отношений с помощью норм морали, права, предписаний религии и др.);
  • - информационно-коммуникативная (циркуляция информации, обмен опытом между членами общества);
  • - идеологическая (политические идеи, теории, политико-правовая культура, ориентирующие на поддержание ценностей справедливости, свободы, равенства, солидарности, толерантности, демократии, безопасности, патриотизма).

Таким образом, политическая система включает в себя и такие системы, как законодательная, партийная, избирательная, правовая, система законодательства и др., которые являются предметом изучения юриспруденции, государствоведения.

Политическая система общества связана с неполитическими системами в обществе и с системой международных отношений. В свою очередь, по отношению к обществу как целостной системе политическая жизнь выступает как ее часть, одна из подсистем общества, определяющая борьбу за политическую власть, взаимодействующая с социальной, экономической, этической, правовой, культурной подсистемами.

Научные подходы к анализу политической системы формировались постепенно. В Древнем мире и Средневековье впервые появилось понимание политики и государства как организма (Платон, Иоанн Солсберийский). В XX в. толчком к разработке проблемы политической системы стали труды А.А. Богданова и Л. фон Бер- таланфи об общей теории систем; К. Шмитта - о политике как ассоциации и диссоциации социальных сил и политической системе как упорядочивающей институты, отношения, принципы организации общества, социальные, правовые и культурные нормы, традиции общества; Т. Парсонса - о роли политической системы в обеспечении интеграции, выработке и реализации общих целей.

В настоящее время можно выделить следующие подходы к политической системе общества.

Системный подход. В исследованиях американского политолога Д. Истона политическая система представлена как саморегулирующийся и развивающийся организм, обладающий способностями реагировать на вызовы извне . Эта открытая система подвержена постоянному воздействию остальных систем общества (экономической, социальной, духовной). Под этим воздействием она вынуждена вырабатывать механизмы, реагирующие на возмущающие воздействия и тем самым адаптирующие ее к изменяющимся условиям. Адаптация приводит к изменению не только внутренней структуры (например, норм, объединений), но даже фундаментальных целей (разработке и принятию новых программ).

Политическая система имеет так называемые входы, через которые в организм извне поступают импульсы в форме требований населения (территорий), и выходы, через которые после обработки требований выдаются политические решения. Принятие сигналов и продуцирование решений обусловлены способом (режимом) реагирования системы на окружающую среду и на внутренние процессы. Политическая система помогает оптимально распределить материальные и духовные ценности, убедив граждан принять такое распределение как полезное и необходимое, тем самым предотвращая возможные конфликты в обществе (на отдельной территории).

Функциональный подход. По мнению американского политолога Г. Алмонда, разработавшего функциональный подход, политическая система представляет собой совокупность взаимодействий политического поведения разных субъектов. Она имеет два уровня - институциональный (политические институты) и ориентационный (политическая культура). Сторонники данного подхода придают особое значение политической культуре, считая, что она играет определяющую роль в политической системе. Благодаря ей вырабатывается совокупность политических позиций и способов реагирования на определенные политические ситуации с учетом множественности интересов. Политическая система развивает популярные убеждения, взгляды, создает мифы, символы и лозунги, манипулирует ими для поддержания и усиления необходимой легитимности и эффективности власти. Она должна поддерживать баланс между осуществлением власти и ее ответственностью, пассивностью и активностью, создавая для политической системы возможности приспосабливаться к активным действиям граждан .

Выделяют и другие подходы, но во многих из них в той или иной мере используется системный и функциональный анализ. В частности, регулятивный подход предусматривает рассмотрение комплекса нормативного регулирования в целом (обычаев, традиций, принципов, воззрений, норм права, морали, корпоративных норм и др.), а также их влияния на политическую жизнь; институциональный подход основан на выделении институтов, формирующих политическую систему (организацию) общества, и анализе ее структурных, институциональных и отчасти формально-юридических сторон.

Анализ субъектного состава политической системы тесно связан с выяснением функций политической системы. Понятие «функции» (от лат.functio - исполнение) многозначно, но в теории государства и права для характеристики политической системы можно говорить о двух основных значениях. Данное понятие, во-первых, раскрывает роль политической системы общества в организации целенаправленных, скоординированных, стандартизированных (нормагазированных), легитимных действий членов общества, формировании их отношения по поводу распределения ресурсов власти. Во-вторых, функция политической системы заключается в поддержании оптимального соотношения и взаимовлияния на территории государства в целом и территории локального местного сообщества таких переменных, как: а) общество и государство; б) основные сферы жизнедеятельности общества и государства - социальная (коммунально-бытовая, здравоохранение, охрана окружающей среды), духовная (образование, мораль, религия), экономическая (агентно-профессиональная, производственная деятельность).

Понятие функции политической системы наиболее разработано у Г. Алмонда. Он делит такие функции на две базовые группы функций: 1) «ввода» и 2) «вывода». Соответственно выделяются четыре функции «ввода»: а) политическая социализация и привлечение к участию; б) артикуляция интересов (их обозначение в лозунгах, привлечение внимания к ним, их объяснение); в) агрегирование интересов (соединение их в программах, провозглашение в целях движения, партийных документах); г) политическая коммуникация (обмен информацией, опытом). Наряду с перечисленными выделяют три функции «вывода»: 1) разработка норм;

2) применение норм; 3) контроль за соблюдением норм. Функции «ввода» осуществляют в основном негосударственные институты, а функции «вывода», наоборот, в основном государственные органы 1 .

В обобщенном виде все функции политической системы можно представить следующим образом:

  • - внесистемные , направленные на взаимодействие с другими подсистемами общества (политическое представительство, политическое целеполагание, интеграция, регуляция, коммуникация) и внутрисистемные (координирующие, воспитательные и инициативные);
  • - регуляционные , экстракционные (мобилизационные), дистрибутивные (распределительные) и реактивные (классификация Д. Истона и Дж. Пауэлла).

Среди названных функций следует особо сказать о функции политического целеполагания, которая выступает как одна из определяющих. Она включает в себя разработку целей, задач, программ деятельности, прогнозирование и планирование мобилизации ресурсов, интеграции общества, регулирования режима социально-политической деятельности, распределения ценностей, легитимации публичной власти. В качестве субъектов целеполагания выступают такие элементы политической системы, как органы государственной власти, политические партии и другие полугосу- дарственные и негосударственные институты (общественные объединения, группы интересов, в том числе профсоюзы, объединения предпринимателей), а также в определенной степени религиозные объединения, СМИ, кооперативные организации и др.

Необходимо учитывать, что функции отдельных субъектов не совпадают по объему с функциями политической системы. В целом же политическая система создает условия для легитимной, законной, относительно «прозрачной» конкуренции и борьбы за власть разных субъектов, для участия граждан и объединений в представительстве своих интересов, оптимизации законодательного, избирательного, парламентского процессов.

  • Подробнее об этом см.: Истон Д. Категории системного анализа политики //Антология мировой политической мысли. Т. II. С. 630-642.
  • Подробнее об этом см.: Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. Политические исследования. 1997. № 6. С. 174-183.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

контрольная работа

по дисциплине Политология

на тему: Политическая система. Её элементы и подсистемы

Выполнила:

Студентка группы 210

Максимова Ольга Валерьевна

Владимир 2010

План

Ведение………………………………………………………………………...…..3

    Политическая система. Её элементы и подсистемы………………….…4

1.1 Политическая система и её функции………………………….……4

1.2 Элементы политической системы………………………………..…7

1.3 Подсистемы……………………………………………………..…..10

Заключение………………………………………………………………….…....12

Список использованной литературы……………………………….…………..13

Введение

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Тема актуальна тем, что понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать "окружением" или "окружающей средой", и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идет о действии закона на определенной территории, в случае муниципалитета - его акты ограничены его территорией, в случае политической партии - учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.

Политическая система любого общества характеризуется наличием определенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и жизнеспособность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития.

    Политическая система. Её элементы и подсистемы

      Политическая система и её функции

Политическая система – это совокупность политических субъектов, их взаимодействий на базе политических норм, сознания и политической деятельности.

Сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей посредством политической власти и политических интересов. Следовательно, политическая система общества – это совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих социальных интересов через функционирование институтов власти.

Сущность политической системы также проявляется в ее функциях.

Функции политической системы:

1. Обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, страны.

Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, - это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе.

Политической системой устанавливаются и осуществляются определенные формы и методы властвования: насильственные и ненасильственные, демократические и авторитарные. Применяется та или иная субординация и координация политических институтов.

Институционализация политической системы осуществляется через Конституцию - свод утвержденных в правовом порядке образцов институтов, законов и политико-правовой практики.

2. Политическая система - управляющая система.

Она регулирует общественные отношения, управляет различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения. Объем управленческих функций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности политических институтов зависят от типа общественных систем.

Так, сфера влияния политических институтов в современных развитых капиталистических странах на экономику значительно уже, чем в странах социалистической ориентации.

Такая особенность объясняется двумя обстоятельствами. В позитивном плане: социализм в идеале предполагает, сознательное творчество масс. Политика как форма организации массовой деятельности призвана здесь стать важнейшим фактором исторического прогресса. В действительности негативная роль политики и ее институтов в странах, сделавших социалистический выбор, стала чрезмерной, деформированной.

Политические институты в значительной мере поглотили общество, так как его социальные организации не были развиты в достаточной степени и уступили свои роли государственным структурам.

Действие политической системы как управляющей включает постановку целей и разработку на их основе политических проектов деятельности социальных институтов. Данную функцию, называемую политическим целеполаганием, нельзя абсолютизировать.

Процесс общественной жизни при всех исторических условиях и системах не бывает глобально целенаправленным. Сознательное всегда сочетается со стихийным.

Драматические страницы развития нашей страны опровергают стереотипную, пропагандировавшуюся многие годы характеристику советской истории лишь как практического воплощения научной теории марксизма-ленинизма.

3. Политическая система выполняет интегративную функцию в обществе.

Обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохранения статус-кво общества. Она объединяет эти социальные группы и слои вокруг общих социально-политических целей и ценностей, что дает возможность реализовать как интересы системы в целом, так и интересы отдельных групп. Политическая система, пишет П. Шаран, есть система взаимодействия, встречающаяся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию их интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного принуждения.

4. Одна из важнейших функций политической системы - создание необходимых политических условий для функционирования и прогресса экономики (правовое закрепление форм собственности на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т. п.).

5. Защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий.

Речь идет о защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приобретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, идеологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы.

Словом, политическая система реализует функцию целеполагания и целедостижения, обеспечивает порядок в обществе, держит под контролем процессы социальной напряженности в отношениях между людьми, обеспечивает его единство, создает условия для безопасности (физической, правовой, профессиональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо или косвенно) между членами общества, мобилизует ресурсы для удовлетворения социальных потребностей.

В качестве общих моментов, объединяющих различные политические системы как одно – порядковые явления, можно выделить следующие:

    Существование и функционирование их лишь в рамках классового общества, возникновение и развитие с появлением и развитием классов.

    Охват каждой из них всего классового общества, существующего в пределах той или иной страны.

    Наличие у каждой из них политического характера, выступление данных систем в качестве политических, а не экономических или каких-либо иных по своему характеру образований.

    Опора каждой политической системы общества на определенный тип экономики, социальной структуры и идеологии.

    Выступление в качестве структурных элементов любой политической системы различных государственных, партийных и общественных организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны.

Таким образом, политическая система является сложной, многогранной подсистемой общества. Ее оптимальное функционирование имеет исключительно важное значение для жизнеспособности и нормального развития как общества в целом, так и составляющих его социальных групп и индивидов.

1.2 Элементы политической системы

Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционазацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Существенным элементом политической системы являются политические и правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов. Они составляют ее нормативную основу. Насколько отличаются друг от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический плюрализм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования соответствующих политических систем. Политические и правовые нормы регулируют политические отношения, придают им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления политической системы.

Через политические и правовые нормы получают официальное признание и закрепление определенные политические устои. В свою очередь при помощи этих норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будет руководствоваться все участники политической жизни.

Закрепляя в нормах запреты и ограничения, согласование интересов и поощрение инициативы, силы, доминирующие при данной политической системе, оказывают регулирующее воздействие на политические отношения. Так происходит формирование политического сознания и поведения субъектов в политической деятельности, выработка у них установок, соответствующим им целям и принципам политической системы.

К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура. Являясь отражением и формируясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее воздействие на их поведение и всю политическую динамику. Поэтому в процессе руководства и управления обществом важно учитывать политические настроение масс.

Велика значимость политической идеологии, которая занимает в политическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором изменения и развития сферы политической психологии. Политическая идеология в наиболее концентрированном виде выражает коренные интересы социальных общностей, обосновывает их место и роль в общественном развитии, в политической системе общества в частности. Она служит концептуальной основой программы социально-экономических и политических преобразований, с которой выступают соответствующие социальные силы.

Оказывая влияние на выбор стратегического курса, разработку и принятие политических решений, на политические взгляды и поведение индивидов и социальных общностей.

Каждый структурный элемент политической организации классового общества должен быть не просто организацией, а политической по своему характеру организацией.

Значит он непременно должен:

    выражать политические интересы определенного класса или иной социальной общности;

    быть участником политической жизни и носителем политических отношений;

    иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти – ее завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно взаимодействуя с государственными органами, но и противодействуя им;

    руководствоваться в своей деятельности политическими нормами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны .

1.3 Подсистемы

Политическая система представляет собой довольно сложное и многомерное образование, основным назначением которого служит обеспечение целостности, единообразия действий людей и их общностей в политике. В ней выделяют следующие подсистемы:

1. Институциональная подсистема - это «каркас», «несущие конструкции» политической системы. Она включает государство, политические партии и общественные движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему, средства массовой информации, церковь и пр. В рамках этой подсистемы создается нормативно-правовая база для функционирования всей политической системы, определяются формы ее воздействия на другие общественные системы, международная политика. Неудивительно, что именно этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе.

2. Регулятивная подсистема - это правовые и моральные нормы, традиции и обычаи, господствующие в обществе политические взгляды, воздействующие на политическую систему.

3. Функциональная подсистема - это форма и направление политической деятельности, методы осуществления власти. Обобщенное выражение данная подсистема находит в понятии «политического режима».

4. Коммуникативная подсистема - охватывает все формы взаимодействия между различными элементами политической системы, между политическими системами разных стран.

5. Политико - идеологическая подсистема - включает в себя совокупность политических идей, теорий и концепций, на основе которых возникают и развиваются различные общественно-политические институты. Она играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижения.

Каждая из подсистем имеет собственную структуру и обладает относительной самостоятельностью. В конкретных условиях разных стран эти подсистемы функционируют в специфических формах.

Компонентом любой развитой политической системы является номенклатура - круг должностных лиц, назначение и утверждение которых относится к компетенции вышестоящих органов. Существование номенклатуры позволяет эффективно решать вопросы кадровой политики. Однако отсутствие контроля за ее деятельностью может вести к негативным последствиям, служить источником коррупции, вести к злоупотреблению власти.

Заключение

Итак, в данной работе мы выяснили, что политическая власть функционирует в рамках политической системы. Политическая система - это основополагающая форма организации политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются прежде всего по характеру присущих им политических структур.

В каждом конкретном обществе его политическая система и соответствующие ей политические идеи, представления, политическое сознание не существуют изолированно, как нечто обособленное, положенное извне. Выступая как совокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая на основе определенных политических идей, политическая система того или иного общества и соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом, оказывают постоянное влияние, предполагают друг друга.

Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик, поддающихся эмпирическому социологическому исследованию.

Значимость знания и изучения политической системы состоит в том, что именно в ней проходит стержень социальной, экономической и духовной жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.

Список использованной литературы

Говоря о политике, мы часто представляем некую систему, которая имеет свои рычаги влияния, схемы, функции и задачи. Стоит отметить, что любая система имеет свои элементы, которые существуют в определенной связи друг с другом. И тем не менее каждый из них несет свои цели и отвечает за свои задачи. То же самое можно сказать и про подсистемы политической системы общества.

Сложная система

Для начала стоит немного разобраться с самой системой политики. Ясно, что данное понятие означает совокупность некоторых элементов, таких как нормы, институты, организации, идеи, и их взаимосвязь. Благодаря им политическая власть может функционировать эффективно.

Важно понимать, политические институты, будь они государственные или негосударственные, реализуют определенные задачи, тем самым позволяя правительству работать полномасштабно, сразу в нескольких направлениях.

Помимо основных элементов этой сложной схемы, здесь присутствуют и являющиеся дополнением. Политические институты дополняют неформальные причины и действа, которые имеют все шансы восстановить исход событий.

Характеристика

Как и другие системы, политическая владеет собственными характерными чертами, определяющими её тип и функциональность. Её можно описать с помощью:

  • Идеологии.
  • Культуры.
  • Норм.
  • Традиций и обычаев.

Такая типичная характеристика позволяет выделять и функции политики. Их можно выделить десятки, но теоретически их всего семь. Первая – это конверсия, то есть все мнение, которое власть получает от граждан, конвертируют в политические задачи. Следующая – адаптация: все системы, имеющиеся в политике, обязаны приспособляться к изменениям в публичной жизни.

Мобилизация предполагает использование людей и ресурсов для реализации поставленных целей. Охрана отвечает за стабильность в общественно-политическом строе и защиту всех человеческих ценностей и принципов. Еще одна функция работает над эффективными и продуктивными взаимоотношениями между странами. Консолидация помогает наладить контакт между коллективными нуждами и соцгруппами. Последнее, за что отвечает политическая система, – это распределение, с помощью которого можно создать баланс между материальными и духовными ценностями.

Классификация

Прежде чем разобраться, что же такое подсистема политической системы общества, разберем весь данный сегмент более подробно. Делению по функционированию способствуют некие взгляды. Политическая схема может быть демократической или авторитарной, определяют типизацию по решениям, принимающимся властью.

Также бывает классификация политического режима, который может быть направлен на тоталитаризм или либерализм. Этот тип характеризуется степенью вмешательства правительства в общественные отношения.

Структура

Говоря о том, какие структурные компоненты политической системы есть, мы обязаны сказать, что конкретной классификации не существует. Во многом данные разновидности подсистемы схожи меж собой. Однако в основной массе случаев могут быть объединены и взаимосвязаны.

Подсистемы политической системы общества бывают нормативными, институциональными, идеологическими и регулятивными. Эти элементы могут называться по-другому, например существует организационно-институциональный сегмент, он отвечает за политические институты, партии, организации страны, группировки и общественные течения. Следующий, нормативно-регулятивный, работает над устоями, нравами, моральными порядками, политическими и юридическими аспектами.

Культурно-идеологический рассчитан на поддержку политической идеологии, культуры и психологии. А вот коммуникативный отвечает за формирование эффективных и мирных связей.

Нормы

Итак, нормативная подсистема политической системы появляется за счет построения взаимоотношений на фундаменте особых правил. Этот элемент состоит из политических, общепризнанных мер и обычаев, которые не только определяют, но и регулируют публичное поведение и жизнь. Чтобы государство имело гарантию мира внутри страны, необходимо сформировать правовые нормы. Среди них законы и акты, которые регулируют деятельность множества организаций.

Подобные законодательные документы являются регламентом партий и общественных организаций, но в любой державе существуют неофициальные обычаи и традиции, которые не зафиксированы на бумаге. Они также важны для граждан и соблюдаются ими.

Помимо вышеуказанных составляющих, которые регулирует нормативная подсистема политической системы, есть также и этико-моральные правила. Эти нормы обычно характеризуют понимание обществом понятий, связанных с добром и злом, правдой и справедливостью.

Институции

Институциональная подсистема собирает в свой состав политические институты. Самым главным является держава. Если принимать во внимание негосударственные организации, то сюда можно отнести движение партий и общественно-политические формирования. Эти объединения также можно разделить на несколько типов. Собственно политические нацелены на влияние и регулирование власти, воздействие на правительство.

Несобственно политические работают во всех сферах, кроме политической. Их влияние распространяется на экономику, культуру, социум и т. д. Но, чтобы осуществить поставленные цели, им необходимо принимать участие в политических событиях, заявлять свои идеи и стараться реализовать их.

Третья группа практически не связана с политикой. Эти организации появляются для того, чтобы свершить свои личные идеи и цели. Среди этих объединений могут быть спортивные кружки или клубы по интересам. Самостоятельно они не могут быть активными участниками политического процесса, но институциональная подсистема может связать их с политическими институтами под влиянием государства.

Идеология

Идеологическая подсистема обычно функционирует благодаря взаимодействию с культурным аспектом. Поэтому этот элемент называют культурно-идеологическим. Сюда входит множество составных частей, формирующих идейные взгляды, мысли и чувства. Обычно эта подсистема влияет на субъектов двумя путями: теоретический – политическая идеология, а также эмпирический – политическая психология.

К первой, теоретической, части относят идеологические выражения, концепции и мнения, ко второй – эмоциональный аспект, основанный на чувствах и предрассудках. В идеологической подсистеме эти части взаимодействуют и являются равноправными составляющими.

Стоит отметить и весомую роль политкультуры. Она состоит из множества общественных поведений и стереотипов, которые установились в отдельном обществе. Обычно политическую культуру передают от родителей к детям как воспитательный аспект, который формирует учения и утверждения относительно норм человеческого поведения.

Регулирование

Регулятивная подсистема политической системы схожа с нормативной. В различных классификациях они объединены в одну либо же имеют одинаковый функционал. Эта разновидность подсистемы политической системы общества содержит нормы корпоративные и правовые, которые создаются государством или общественными группами.

По большому счету нормативный и регулятивный сегменты – это одно и то же, не отличающиеся по составу объектов и субъектов права.

Коммуникация

Так как недостает отчетливо проявленной структуры подсистем, можно отметить пятый элемент политсистемы. Коммуникативная составляющая отвечает за реализацию отношений и взаимосвязей между всеми слоями общества.

Чтобы реализовать все возможные цели, субъекты политических событий должны работать над взаимоотношениями друг с другом, а также с социальной средой. Примером таких взаимодействий можно считать парламентские комитеты и их отношения либо же сотрудничество государства с партиями.

Для осуществления задач необходимо использовать каналы связи. Именно они помогают в передаче потребностей общества к представителям страны. Примером могут служить опросы, выборы, слушания либо же другие подобные мероприятия. Каналом связи, который служит ответной передачей – от державы к населению, являются журналисты. Благодаря СМИ люди могут узнавать о законодательных проектах, утвержденных нормативных актах.

Особенности

Отметим, что политическая система имеет много уровней, поэтому в своем составе имеет множество сложных подсистем, со своими частями и связями. Это объединение имеет три уровня подсистемы политической системы общества и взаимоотношений. Сразу два уровня заняты институциональными элементами, которые могут быть высшими или верхними, а также средними или промежуточными. Третий – неинституциональный, предполагает нижний, массовый микроуровень.

Также система политики складывается из определенных институтов и субъектов. Ведущую роль играет держава, которая служит образовательным элементом всего объединения и работает как связующее звено остальных составляющих.

Политическая система общества

1) Политическая система общества (ПСО): понятие, структура, функции, типология

2) Основные субъекты политической власти и их характеристика:

- государство,

- политические партии,

- общественно-политические движения,

- группы давления,

- общественные организации,

- церковь,

- СМИ

Категория «политическая система общества » сравнительно недавно вошла в научный оборот теории государства и права – 1960-е годы. Исходным для исследования ПСО является представление о ней как разновидности социальных систем .

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов , взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям (вспомните синергетический эффект, присущей системе, когда 1+1+1+1=7).

Как систему, ПСО характеризуют:

Ø целостность

Ø внутренняя структура и взаимодействие ее элементов

Ø конкретные функции

Ø наличие внешних границ и необходимость реагировать на влияние извне

Ø способность поддерживать свою устойчивость.

В отличие от других систем общества – ПСО имеет легальное право применять принуждение для поддержания социального порядка в обществе.

Политическая система общества (ПСО) - это совокупность таких социальных институтов, как государственные органы, политические партии, общественные движения, организации, осуществляющих политическую власть на основе права и иных социальных норм, и обеспечивающих стабильность общества и определенный социальный порядок.

В политической жизни принимают участие различные субъекты: в первую очередь, это государство (специально предназначенное для этой цели), в 19-20 веке на политическую авансцену выходят политические партии, движения, профсоюзы, общественные организации и т.п.

Однако в ПСО входят не все общественные объединения, а только юридически признанные , т.е. легитимные, для чего они должны быть зарегистрированы в порядке, установленном законом . В РФ регистрация проходит в Министерстве юстиции.

Возникновение ПСО

ПСО возникает в процессе деления общества на классы и появления государства. Первобытные общества, где власть держалась на авторитете вождей, старейшин, соблюдении традиций и обычаев, не имели политической системы . Но уже в эпоху античности, с возникновением классов, государства возникает политическая система общества. Политическая система античного общества, конечно, крайне отличалась от политической системы современных демократических обществ. Политическая система античного общества была менее сложной, разветвленной. Многие элементы, присущие политической системе современного общества, такие как парламентские партии , борющиеся за власть, современная структура власти (законодательная, исполнительная, судебная ), множество общественных организаций , отсутствовали в политической системе античного общества.

Политическая система может долгое время эволюционизировать, как, например, в Англии, но может изменяться быстро, революционно, как бывший СССР или страны Восточной Европы.

Несмотря на всю несхожесть политической системы, они имеют более или менее однотипную структуру. Различия заключаются в основном в содержании составляющих ее элементов.

Выделяют следующие компоненты или 4 подсистемы политической системы:

1) Институциональная подсистема - политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) Нормативная подсистема – социально-политические и правовые нормы - регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти:


3) Коммуникативная подсистема - политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти:


4) Культурная подсистема - политическое сознание, поведение, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

Также представляет интерес предложенный Д.Истоном системный подход к структуре ПСО:

Обмен ресурсами и взаимодействие политической системы со средой осуществляются по принципу «входа - выхода».

Д. Истон различал два типа «входа»: требования и поддержка .

Требование можно определить как обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе.

Д.Истон предложил рассматривать функционирование политической системы следующим образом:

Требования

В политической системе существует связь между тем, что Истон определил как «ввод» и «вывод» (или «вход» и «выход»).

«Ввод» в политическую систему представляет собой требования и проявления поддержки со стороны общества.

«Требования» со стороны гражданского общества могут касаться:

а) распределительные заработной плате и рабочем времени, об условиях получения образования, медицинских и иных услуг);

б) регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над производителем и рынком и т.д.);

в) коммуникативные (о предоставлении попитической информации, об использовании политической силы, свобода слова и т.д.).

«Поддержка» означает усиление политической системы. Она охватывает все позиции и варианты поведения, благоприятные для системы. Формы проявления поддержки весьма разнообразны:

– соблюдение законов;

– уплата налогов;

– активность на выборах;

– уважение к власти, государственной геральдике;

– служба в армии

«Выход» представляет решения и действия правительства, включая те или иные программы, принятие законов, решения о налогообложении и распределение общественных средств. Если решения политической системы устраивают людей, то они оказывают ей соответствующую поддержку.



Функции ПСО:

1. Определение целей, путей развития общества и организация общества для достижения поставленных целей

2. Распределение материальных и духовных ценностей

3. Согласование разнообразных интересов государства и различных социальных общностей

4. Разработка правил и законов поведения людей и контроль за соблюдением их соблюдением

5. Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического курса

6. Формирование политического сознания и приобщение людей к политическому участию и деятельности


Наиболее популярной на сегодняшний день является типология А.Алмонда:

1 тип Англо-американская политическая система, которая сформировалась в Великобритании, США. Канаде, Австралии, Новой Зеландии.

В истории этих стран не было революционных форм смены форм правления, достигнута высокая степень политической стабильности, что определяет следующие сходные черты:

1. гомогенность (однородность) политической культуры граждан через признание ценностей общества : свобода личности; идея массового благополучия; всеобщая безопасность; антиэтатизм (негативное отношение к усилению роли государства);

2. устоявшаяся двухпартийная система , при которой партия власти олицетворяет собой центризм и ориентируется на настроение электорального центра;

3. преемственность истории , т.е. приход новой администрации не может принципиально поменять выбранный ранее политический курс, и не порождает ожидания изменений, строительства чего-то нового.

2 тип Континентально-европейская политическая система, характерная для Франции, Италии, Германии, Россия также относится к этой группе стран. Эти страны объединяет:

1. Неоднородность политической культуры , т.е.отсутствие согласия по поводу основополагающих ценностей и идеалов. Политика воспринимается как борьба различных идеалов и интересов. До сих пор ведутся споры о расширении роли государства или свободе рынка. Это связано с тем, что наличие в истории этих стран революционных форм смены форм правления оставило в обществе сторонников того или иного курса.

2. Электорат поляризуется на «левых» и «правых» при достаточно малочисленном центре. Как следствие формируется многопартийная система. В силу того, что в этих странах в ХХ веке кардинально менялись политические режимы, в России, например, до сих пор существуют т.н. «красные» пояса – территории, в которых электорат на выборах в большинстве своем отдает голоса за «левые» партии. В Германии – «коричневые», в которых голосуют за крайне правые партии нацистского толка. Во Франции несколько лет назад чуть не стал президентом, вышедший во второй тур, националистически настроенный кандидат (Ле Пенн).

3. Многопартийность

4. Цикличность истории , т.е. смена партии или лидера у власти может привести к новому витку истории (С 1789 по 1958 годы во Франции сменилось 16 режимов).

3 тип – Доиндустриальная политическая система сформировалась в ряде стран Азии, Африки, Латинской Америки (бывшие колонии). Для нее характерна:

смешанная политическая культура : смесь западных ценностей и этнических и религиозных традиций;

неотчетливое разделение властей , при котором армия и бюрократический аппарат часто берут на себя законодательные функции, а законодательные органы вмешиваются в судебные процедуры;

4 тип – Тоталитарная политическая система (Германия, Италия, СССР 30-50-х гг. ХХ в.) характеризуется:

единая идеология (классовой или расовой) и ориентация на харизматического лидера;

тотальный государственный контроль над всеми сферами жизни

­– монопартийная система

политическое участие носит только декоративный характер ;

сформирован образ врага ,

политическая партия политическая система

Большой юридический словарь дает такое определение политической системы: Политическая система (общества) - это: (как комплексный конституционно-правовой институт) совокупность норм, устанавливающих конституционно-правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих взаимоотношения вышеперечисленных субъектов; (в материальном смысле) совокупность государственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная (политическая) власть.

Иными словами политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике.

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать "окружением" или "окружающей средой", и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определенного общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное давление на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политико-управленческих структур через политический процесс, через принятие и осуществление политических решений.

Следовательно, значимость политической системы, целесообразность ее изучения определяются тем, что здесь проходит нерв социально-экономической и духовной жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, имеющие властный характер и способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Набор функций политической системы прямо связан с составляющими ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей можно вычленить следующие элементы:

  • 1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы - несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.
  • 2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).
  • 3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.
  • 4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.
  • 5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

Итак, к числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы - политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

Политические институты - один из основных элементов политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы как целого. Поскольку существование и деятельность политических институтов связаны только с присущими им функциями, ролями и нормами, то они приобретают относительную самостоятельность в рамках системы.

Ядро политической системы - государство. Государство выступает орудием политического господства определенного класса (или классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепции современной политической науки. Причем не следует ее упрощать. К. Маркс, как известно, подчеркивал, "что государство в обществе с классово-антагонистической структурой решает задачи двоякого рода: "выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающее из противоположности между правительствами народными массами".

Государство - многофункциональный институт. Это относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов, структур. В их числе: институты законодательной, исполнительной и судебной властей, правовая система, государственная администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и, наконец, институты местного самоуправления.

Являясь институциональным механизмом выражения всеобщих интересов или же интересов господствующих классов, государство, тем не менее, как правило, не берет на себя функцию артикуляции групповых интересов различных слоев населения. Представление их в политическом процессе осуществляют другие организации: политические партии и иные общественно-политические объединения, которые поэтому и входят в политическую систему. Причем сюда относятся также оппозиционные партии и организации. Включение последних в систему означает факт институционализации социально-политических конфликтов и свидетельствует о демократичности общества.

Свойства политической системы, связанные как со способом ее фактического действия в данном обществе, так и с субъективной ориентацией на нее членов общества, составляет политическую культуру. Специфика этого элемента - в его интегрированности во все другие компоненты системы, способности быть своеобразным человеческим (субъективным) критерием прогрессивности политического общества в целом.

Что касается коммуникативной подсистемы, то без нее политическая система не может ни существовать, ни функционировать уже только потому, что она суть институционализации совместной деятельности людей, их общественных отношений.

Отмеченные элементы политической системы приобретают свою специфическую конкретизацию в зависимости от типа системы и политических режимов. Неодинаков и конкретный набор элементов в различных обществах. Так, в ряде стран одним из главных элементов политической жизни выступают религиозные учреждения (Иран, Саудовская Аравия, Пакистан). В развитых же капиталистических странах церковь, как известно, отделена от государства и не играет существенной роли в политике. Качественно отличается от других политическая система в странах, где господствует одна идеология и политическая партия.

Политическая система, будучи организованной совокупностью взаимодействующих политических субъектов, вся соткана из политических действий и отношений. Вот почему ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать в качестве каких-то отдельных элементов системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. И действительно, социальные институты - это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Феномены политической культуры аккумулируют накопленный и интернализованный субъектами политический опыт, в том числе властеотношений. Словом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей - политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного функционирования.