Конспект курса «история политических и правовых учений. Иппу (конспект лекций)

© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2015

1. Предмет и содержание истории политических и правовых учений. Место и роль истории политических учений в системе юридических наук

1. Важнейшей задачей истории политических и правовых учений является формирование представления об особенностях теоретического осмысления процесса создания государственного устройства, его структуры, правовых норм. Иногда политические и правовые учения оказывались теоретическим фундаментом для социальной практики. История политических и правовых учений имеет мировоззренческую, образовательную, гуманитарную функции. Она затрагивает многие проблемы политики и права, а также ряд других вопросов, которые определяются междисциплинарным характером проблем истории политических и правовых учений.

2. К предмету истории политических и правовых учений относится возникновение и последующий процесс развития мировоззрений о политике, праве и государстве. Рассматривая политико-правовые учения в их историческом развитии, можно ознакомиться с попытками преобразовать существующие общественные отношения, освободиться от устаревших норм или откорректировать их. Необходимо отметить, что история политических и правовых учений представляет собой процесс последовательного развития теоретических представлений, идей, постулатов и часто догматов.

3. В предмет истории политических и правовых учений входит исторический генезис оформленных в виде целостных учений представлений о политике, праве и государстве. Каждое политико-правовое учение содержит три составные части:

1) теоретическую (философскую или религиозную). Теоретическое основание находится в зависимости от форм общественного сознания, имеющихся на данный момент в обществе. В феодальной Европе, например, политико-правовые учения имели ярко выраженный теологический характер, поскольку мировоззрение людей той эпохи было освящено религией;

3) политико-правовую программу, в которой предлагаются пути реализации теоретических предложений, а также лучшего устройства анализируемых сфер общества. В этой части отражаются видение целей и задач государства, оценка существующего государственного механизма и права, а также интересы социальных групп общества, сословий и их отношение к вопросам права.

4. Теоретическая часть политических и правовых учений наиболее обширна. Это обусловлено потребностью в тщательном обосновании значимости определенных проблем и необходимостью их теоретического анализа.

5. Важнейшая черта любого политико-правового учения – зависимость от структуры конкретного государства, от специфики его правовой системы. Изменения в структуре государственного механизма и соответствующих ему правовых основ воздействуют на концептуальные изменения в учениях о политике и праве.

Политико-правовые доктрины интересны как новый взгляд автора на ту или иную проблему современного ему общества. Они представляют собой результат интеллектуальной деятельности, произведенный с учетом мировоззренческих позиций определенного мыслителя, живущего в конкретных исторических условиях. Политико-правовые учения выполняют необходимые социальные функции. Они помогают различным социальным группам осознать свои интересы, реализовать их, а также ускорить процесс изменения политических и правовых институтов в обществе.

7. История политических и правовых учений включает определенные идеи, концептуальные подходы и ученые труды. Она представляет собой последовательное развитие теоретических воззрений и демонстрирует историческую преемственность. Изучение истории политических и правовых учений помогает анализировать прошлое для того, чтобы лучше понять настоящее, чтобы стать истинными гражданами, хорошо ориентирующимися в вопросах власти, государства и права.

8. История политических и правовых учений – самостоятельная научная и учебная дисциплина в области юридических наук и юридического образования. Данная дисциплина исследует историю возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, а также занимается изучением политических и правовых теорий.

9. В современном политико-правовом знании огромное место принадлежит правовым и политическим учениям прошлого. Существует взаимосвязь политических и правовых явлений и понятий, которые составляют комплекс государствоведения и правоведения. Для разграничения предметов изучения в политологии и в юридической науке необходим юридический подход к истории политической и правовой мысли. Политические явления в их взаимодействии с правом, их существование в системе определенного правопорядка являются предметом изучения юридической науки в целом.

11. Аристотель, к примеру, считал, что люди умственно и нравственно развитые, будучи свободными, могут организовать совместную общественную жизнь на политических началах. Именно способность организовать общественную жизнь характеризует человека как политическое существо. Политией он называл лучшую, на его взгляд, форму правления. В древнеримских источниках большое внимание уделялось государственным аспектам общественного устройства, должностным лицам и их полномочиям, публично-правовым моментам политической жизни. Представление о более широком объеме «политического» по сравнению с «государственным» сохранилось до настоящего времени.

12. История политических и правовых учений освещает правовую мысль прошлого в виде теоретических концепций права и законодательства. В них раскрываются понятие, сущность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни, которые, в свою очередь, характеризуют правовое и политическое состояние общества в целом. История политических и правовых учений изучает не сами исторически возникающие политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. В этом состоит своеобразие предмета истории политических и правовых учений.

13. История политических и правовых учений занимается изучением закономерностей исторического процесса развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве. Она исследует историю политико-правовых теорий. Закономерности развития политической идеологии имеют общие основания с закономерностями развития государственно-правовой жизни, но они не идентичны. История политических и правовых учений учит сопоставлять различные взгляды и направления правовой и политической мысли, анализировать альтернативные взгляды и теории и уважать разную теоретическую мысль времен и эпох.

2. Кризис первобытного строя, возникновение государства. Становление и развитие политико-правовой идеологии

1. Первобытно-общинная форма устройства общества характеризовалась отсутствием классовой структуры, государства и четких правовых норм. Экономическая жизнь первобытной общины основывалась на коллективной собственности на средства производства при низком уровне развития производительных сил. Добываемое членами общины поровну делилось между ними. Слабая техническая оснащенность заставляла людей объединяться. Отсюда коллективная собственность на средства и результат труда.

2. Коллективная собственность на землю, орудия труда и предметы быта ставила во главу угла интересы коллектива, а не индивида. Между членами рода существовала кровно-родственная связь. На ранних этапах первобытно-общинного строя господствовал матриархат. Родство велось исключительно по линии матери. В этот период женщина занимала господствующее положение в общине. Ее труд являлся экономическим фундаментом жизни общины.

3. Неолитическая революция, произошедшая на рубеже VII–V тыс. до н. э., и переход от кочевого образа жизни к оседлому привели к тому, что в регионах с благоприятными условиями появляются первые земледельческие общества. Они переходят от охоты и собирательства к производящему хозяйству. Рост земледельческих общин приводит к их расширению и делению по семейно-родственному (клановому) принципу. На территории одной земледельческой общины могли находиться сразу нескольких кланов.

4. Организация общественной власти соответствовала принципам хозяйствования в примитивных обществах. Носителем власти было все общество в целом: все вопросы разрешались собранием взрослых членов общины. Оно выбирало старейшин, военачальников. Последние не имели материальной заинтересованности в своих должностях и могли быть смещены собранием. Авторитет власти собрания был непререкаем.

5. С укрупнением родов на собрания выдвигаются уполномоченные лица, пользующиеся уважением. Постепенно у них появляются привилегии и расширяется круг их обязанностей. Они принимают участие в организации труда и распределении результатов производства. В первобытном обществе существовала развитая система запретов – табу. Одним из первых был запрет на убийство соплеменника. Нарушение табу строго каралось. Большинство запретов базировалось на религиозной нравственности.

6. Усложнение социальных связей внутри родов породило разделение труда. Культурные и производственные навыки открыли дорогу новым отраслям хозяйства (скотоводству, ремеслу и т. д.). Постоянный рост производства привел к накоплению излишков. Последние поначалу распределялись по принципу равенства между членами рода. Затем они стали переходить в сферу межобщинных связей, превратились в товар.

7. Обмен скота со временем концентрировал большое количество прибавочного продукта в руках отдельных семей родоплеменной знати – жрецов, военачальников, старейшин. Скот стал предметом обмена – деньгами первобытно-общинных обществ. Все это вытесняло коллективные формы собственности. Возникали частное хозяйство и частная собственность на средства производства.

8. Рост общественного продукта закрепил складывавшиеся имущественные различия и социальные привилегии. В результате власть и привилегии «управленцев» закреплялись за всем кланом или семьей и передавались по наследству. Мифологически-религиозные представления стали выполнять определенные политические функции. Они обеспечивали легитимность существующего имущественного и социально-политического неравенства в общине.

9. Войны и усиливавшиеся масштабы рабства все более дифференцировали общину. Поначалу усилившаяся власть военачальника превращалась в абсолютную. Последняя долгое время ограничивалась рамками военной демократии. Военная демократия предусматривала участие в управлении обществом тех, кто занят военным ремеслом. Эта форма народной власти включала в себя военного вождя, совет старейшин и народное собрание. Роль народного собрания и других общественных институтов была еще весьма значительна. Но органы родового строя уже начали постепенно утрачивать свои характерные черты.

10. Процесс дифференциации общества не был однобоким. Он не определялся исключительно имущественным неравенством. С переходом от первобытного строя к рабовладельческому меняется и сама специфика организации власти. Власть переходит от рода к новым социальным субъектамгосударству. Власть последнего предусматривает наличие карательного аппарата, т. е. армии, чиновничества и др. Государственный аппарат осуществляет функции насилия и принуждения и отчуждает излишки продукта в виде налогов. С возникновением государства родовое устройство уступает место территориально-административному.

11. От родовой организации государство отличается:

Созданием особой публичной власти, которая не совпадает с населением. Публичная, т. е. общественная, власть существовала и в первобытном обществе. Но там она совпадала непосредственно с населением. Особенность публичной власти государства в ее принадлежности не всем членам общества. Эта власть осуществляется через репрессивно-административные органы (армию, карательные органы, чиновничество);

Разделением подданных государства по территориальному принципу. (Родовые объединения держались на кровных узах. С появлением частной собственности и классов они начинают слабеть. Происходит смешение родов и племен. Родовая организация преобразуется в административно-территориальную.)

12. Образование частной собственности и раскол общества на различные социальные группы сделали первобытные обычаи в их прежнем виде непригодными. В новых исторических условиях понадобились новые нормы. Они должны были выражать волю господствующих социальных групп.

13. Правила и обычаи постепенно приобретают характер правовых норм. Активно развивается правотворческая деятельность государственных органов. Источником правообразования служили многие судебные решения. Им придавали значение общих правил. По мере укрепления центральной власти эти акты становились все более авторитетным источником права. Создававшиеся государством юридические законы были направлены на урегулирование отношений частной собственности и других групп общественных отношений.

3. Зарождение учений о политике и праве на Древнем Востоке

1. Одними из первых политические и правовые учения появились на Древнем Востоке (в Египте, Месопотамии, Индии, Китае). Именно здесь впервые появился ранний тип общества, который пришел на смену первобытному. В экономической сфере данный строй характеризуется:

Господством патриархального натурального хозяйства;

Государственной формой собственности на землю, общинным землевладением;

Медленным развитием индивидуальной, частной собственности.

2. Труд рабов использовался для постройки пирамид, храмов, оросительных систем. В 3200 г. до н. э. почти 40 общин объединились в два независимых государства: Верхний Египет и Нижний Египет, а затем, после длительных войн, стали единым государством.

3. Руководил государством фараон, которого считали божеством. Фараону подчинялся визирь, возглавлявший правительство. Используя благоприятные природные условия, египтяне развивали ирригационное земледелие и скотоводство. Для хозяйственной деятельности требовались точные расчеты подъема и спада воды в Ниле, что привело к развитию таких наук, как астрономия, арифметика, геометрия. Первоначально эти знания развивали математики из Вавилона. Они научились извлекать квадратный корень, решать квадратные уравнения, изобрели систему письменного исчисления, от которой идет современный счет времени. Позже Геродот утверждал, что именно в Древнем Египте определили продолжительность года в 365 и 1/4 дня.

4. Египтяне заимствовали из Вавилона многие знания по астрономии, космологии, математике. Много открытий было сделано в геометрии: египтяне вывели точные формулы вычисления площади треугольников, трапеций, кругов, прямоугольников, вычисления объема усеченной пирамиды и др. На достижениях наук базировалась огромная власть жрецов. В основном именно жрецы применяли полученные знания для точных расчетов в земледелии.

5. Высшие сословия Египта составляли жрецы, служащие фараона и военная знать. Жрецы не только занимались культовыми вопросами, но и занимали должности в административной системе. Во времена Нового царства, когда египтяне провели удачные военные действия, казна государства и храмов была значительно пополнена. Аристократия, состоявшая из потомков родоплеменной знати, высших военных и гражданских чинов, также имела большое влияние в египетском обществе. Большим почетом в обществе пользовались писцы, многим из которых фараон разрешал собирать налоги с населения в их пользу.

6. В середине II тыс. до н. э. в Египте сформировались сословные группы. Одни из них получили земельные наделы с правом наследования, другие, такие как свободные крестьяне и ремесленники, должны были работать на государственной земле и платить налоги либо работать на хозяина земли за пропитание. Крестьяне не имели права оставить закрепленное за ними место.

7. Источником притока рабов был военный плен, хотя нередко рабом становился и египтянин, которого обратили в рабство в результате многочисленных междоусобиц. В рабы продавали и за долги. Рабы были наиболее бесправны и нередко бунтовали.

8. В сохранившихся документах, характеризующих мировоззрения египтян, можно увидеть попытки философского толкования смысла жизни. В папирусе «Беседа разочарованного со своим духом» говорится о несправедливости общества, где господствует «насилие», повсюду «грабят», «сердца жестоки и каждый отнимает вещи брата своего».

9. Политико-правовые доктрины Древнего Востока имели прикладной характер, поскольку описывали функционирование власти не на обобщенном уровне, а на практическом, представляя власть во всех ее проявлениях как определенный механизм. Власть фараона отождествлялась с государственной властью. Вследствие этого появилась такая форма государственного правления, как деспотизм, которая характерна для всех древневосточных государств.

10. Политико-правовые концепции имели ярко выраженный этический подтекст. Один из политических трактатов того времени включал такие советы: «Сгибай толпу. Уничтожай пыл, исходящий от нее». Формирование и дальнейшее развитие политико-правовых учений проходило под влиянием мифологически-религиозных представлений, и все трудные вопросы решались с помощью мифологических или религиозных принципов.

4. Политико-правовые учения Китая

1. Расцвет философской и политической мысли в Китае произошел в период VI–III вв. до н. э. Это было связано с изменениями в экономической и политической жизни в результате появления частной собственности на землю. Выросла имущественная дифференциация, что повлекло за собой возвышение зажиточных членов общин. Патриархальные внутриродовые связи стали ослабляться, а социальные конфликты становились все сильнее. Началась жесткая борьба за власть между наследственной и имущественной аристократией.

2. На этом фоне появилось учение Лао-Цзы (IV–III вв. до н. э.), который оставил после себя трактат «Книга о дао и дэ», составленный его учениками в IV–III вв. до н. э. Лао-цзы считал, что мир не есть Божественное творение, он создан естественными законами. Основой всего сущего является дао, определяющее миропорядок и являющееся естественной справедливостью, перед которой все равны. Все беды человечества – в стремлении к богатству, что является отходом от дао.

3. Лао-цзы считает государство искусственным образованием, излишним для общества; но он надеется, что нарушенное людьми дао сможет само восстановиться, поэтому не надо совершать никаких насильственных действий против государства (революции, восстания и пр.). Лао-цзы выступает против «вредного мудрствования», считает, что нужно запретить развивать культуру, так как она лишь способствует отходу людей от дао и провоцирует желания. Он предлагает вернуться к простоте извечных времен, при этом следует восстановить элементарную общественную организацию (Лао-цзы разработал модель «государства-деревни»).

4. Важнейшим древнекитайским мыслителем является Кун-цзы, известный европейцам как Конфуций (ок. 551–479 до н. э.). Его мысли изложены учениками (V в. до н. э.) в сборнике «Беседы и высказывания». Конфуций формировал эталон высшей морали – идеального человека («цзюнь-цзы»), которого противопоставлял простолюдинам. Цзюнь-цзы должен следовать ритуалу, обладать добродетелью, любовью к людям, чувством долга и справедливости, стремиться к знаниям, почитать старших, демонстрировать верность и преданность властям и пр., так как именно культурой китайцы отличаются от варваров.

4. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства (император – отец всех подданных), обосновывал общественное неравенство, разделяя общество на высших (просвещенные правители, цзюнь-цзы) и низших, которые должны безоговорочно подчиняться высшим, что составляет их добродетель. По Конфуцию, лучшая форма правления – аристократия (причем править должны аристократы знаний, а не аристократы крови или богатства). По Конфуцию, правитель – сын (представитель) Бога на земле. «Достигни любви народной», – советует Конфуций добродетельному государю, но никто не вправе критиковать деяния императора.

6. Конфуций различал управление государством на основе добродетели и на основе позитивного закона, к последнему Конфуций относился негативно, поскольку его нормы устанавливаются людьми, а не Богом. Вместе с тем Конфуций признавал за позитивным законом вспомогательную роль в управлении государством. Чиновники являются помощниками государя в деле управления государством, при этом вся полнота государственной власти все же остается в руках императора. Конфуцианство призывает к просвещению, самосовершенствованию. Со II в. до н. э. до установления коммунистического режима в 1949 г. конфуцианство (с включенными в него элементами легизма) являлось официальной идеологией Китая.

7. Из конфуцианской школы вышел один из ее противников Мо-цзы (Mo Ди) (V в. до н. э.), чьи высказывания были собраны учениками в сборнике «Мо-цзы» (IV в. до н. э.). Впервые в древнекитайской философии у Мо-цзы появляется идея выборности первого правителя, весьма сильны идеи социального равенства, критика социальной несправедливости. Мо-цзы выдвинул концепцию всеобщей и равновеликой любви, братства всех живущих на земле людей вне зависимости от социальных и иных факторов. В духе равенства Мо-цзы проповедовал отказ от роскоши и утонченной культуры древнекитайской аристократии, церемониала; в общем, он выступал за «опрощение» (в отличие от утонченного и высококультурного Конфуция). Мо-цзы (в отличие от Конфуция, и это роднит его с Шан Яном) выступал за необходимость установления государством общеобязательных законов, которые должны выполняться подданными под страхом неотвратимого наказания.

Название: История политических и правовых учений - Краткий курс.

Настоящий курс посвящен всемирной истории политической и правовой мысли. В нем освещаются основные политико-правовые теории древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени. Значительное место уделено истории политических и правовых учений России.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, политологических, философских и других гуманитарных ВУЗов и факультетов.

Всемирная история политических и правовых учений – одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней.
В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались и будут обращаться к прошлому, к исторически апробированным положениям, принципам, ценностям. И это не дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а необходимый способ человеческой ориентации в историческом времени и пространстве, естественная потребность каждой современности найти себя, свое место и назначение между прошлым и будущим.
В этом отношении непреходящее значение имеет отраженный в учениях прошлого извилистый путь прогресса политической и правовой мысли и культуры человечества, процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей.
История политической и правовой мысли позволяет понять, как в борьбе и столкновении различных воззрений и позиций одновременно шел процесс развития познания природы государства и права, углубления представлений о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений 2
1. Предмет истории политических и правовых учений как самостоятельной юридической дисциплины 2
2. Методологические проблемы истории политических и правовых учений 4
Глава 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока 6
1. Политическая и правовая мысль Древней Индии 6
2. Политико-правовая мысль Древнего Китая 8
Глава 3. Политические и правовые учения в Древней Греции 10
1. Общая характеристика 10
2. Политико-правовая мысль раннего периода (IX–VI вв. до н. э.) 11
3. Период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли 12
(V – первая половина IV в. до н. э.) 12
4. Политико-правовая мысль периода эллинизма (вторая половина IV – Ц в. до в. э.) 19
Глава 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 20
1. Учение Цицерона о государстве и праве 20
2. Политико-правовые воззрения римских стоиков 23
3. Учение римских юристов о праве 24
4. Политико-правовые идеи раннего христианства 27
5. Политико-правовые взгляды Августина 28
Глава 5. Политические и правовые учения в Средние века 30
1. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве 30
2. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 32
3. Средневековая юридическая мысль 33
4. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли 34
Глава 6. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации 36
1. Введение 36
2. Новая наука о политике. Н. Макиавелли 36
3. Политические и правовые идеи Реформации 39
4. Боден и его учение о государстве 41
5. Политико-правовые идеи европейского социализма XVI–XVII вв. 43
Глава 7. Политико-правовые учения в России в XI – первой половине XVII в. 45
1. Политико-правовые идеи в "Слове о Законе и Благодати" 45
2. Политическая программа Владимира Мономаха 46
3. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей) 46
4. Политическая концепция Филофея "Москва – третий Рим" 48
5. Политическая программа И. С. Пересветова 49
6. Политическое учение Ивана Тимофеева 52
Глава 8. Политические и правовые учения в Голландии в XVII в. 54
1. Учение Греция о государстве и праве 54
2. Политическое и правовое учение Спинозы 57
Глава 9. Политические и правовые учения в Англии в XVII в. 59
1. Политико-правовое учение Гоббса 59
2. Учение Локка о государстве и праве 61
Глава 10. Политические и правовые учения европейского Просвещения 63
1. Введение 63
2. Политико-правовое учение Монтескье 63
3. Политико-правовое учение Руссо 67
4. Естественно-правовое учение С. Пуфендорфа 71
5. Политико-правовое учение Ч. Беккариа 72
Глава 11. Политические и правовые учения в России во второй половине XVII–XVIII вв. 72
1. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича 73
2. Политические идеи Феофана Прокоповича 76
3. Политические взгляды М. М. Щербатова 78
4. Учение о государстве и праве С. Е. Десницкого 81
5. Политико-правовое учение А. Н. Радищева 83
Глава 12. Политические и правовые учения в Соединенных Штатах Америки в XVIII–XX вв. 85
1. Политико-правовые идеи Т. Пейна 85
2. Политические взгляд Т. Джефферсона 87
3. Политико-правовые взгляды А. Гамильтона 88
4. Политические идеи Дж. Адамса 88
5. Политико-правовое учение Дж. Мэдисона 89
6. Учение Холмса о праве 91
Глава 13. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII – начале XIX в. 92
1. Учение И. Канта о государстве и праве 92
2. Историческая школа права 95
3. Учение Гегеля о государстве и праве 96
Глава 14. Политическая и правовая мысль в России в первой половине XIX в. 101
1. Политико-правовые взгляды М. М. Сперанского 101
2. Политические программы декабристов 103
3. Политические идеи П. Я. Чаадаева 107
4. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников 108
Глава 15. Политические и правовые учения в Западной Европе в первой половине XIX в. 112
1. Английский либерализм 112
2. Французский либерализм 113
Глава 16. Политико-правовое учение марксизма 116
1. Государство и право как надстроечные явления 117
2. Классовый характер государства и права 117
3. Судьбы государства и права в коммунистической формации 118
Глава 17. Европейская политико-правовая мысль второй половины XIX – первой половины XX в. 119
1. Учение Р. Иеринга о праве и государстве 119
2. Учение Дж. Остина о праве 122
3. Политико-правовое учение Ф. Ницше 123
4. Политико-правовая идеология национал-социализма 127
Глава 18. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – первой половине XX в. 129
1. Русский утопический социализм 129
2. Политико-правовые воззрения Н. А. Бакунина 131
3. Либералы. Б. Н. Чичерин 133
4. Политико-правовые взгляды В. С. Соловьева 135
5. Политико-правовые взгляды П. И. Новгородцева 137
6. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого 138
7. Политико-правовые идеи Н. А. Бердяева 140
8. Политико-правовые взгляды И. А. Ильина 142
Глава 19. Политико-правовая идеология большевизма 144
1. Введение 144
2. Политическое учение В. И. Ленина 145
Заключение 147

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История политических и правовых учений - Краткий курс - Нерсесянц В.С. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

История политических и правовых учений. (Краткий курс) Под ред. Нерсесянца В.С.

М.: 2000 . - 3 52 с. (Краткие учебные курсы юридических наук)

Настоящий курс посвящен всемирной истории политической и правовой мысли. В нем освещаются основные политико-правовые теории древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени. Значительное место уделено истории политических и правовых учений России.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, политологических, философских и других гуманитарных вузов и факультетов.


Формат: doc / zip

Размер: 2 ,0 Мб

/ Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений 2
1. Предмет истории политических и правовых учений как самостоятельной юридической дисциплины 2
2. Методологические проблемы истории политических и правовых учений 4
Глава 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока 6
1. Политическая и правовая мысль Древней Индии 6
2. Политико-правовая мысль Древнего Китая 8
Глава 3. Политические и правовые учения в Древней Греции 10
1. Общая характеристика 10
2. Политико-правовая мысль раннего периода (IX–VI вв. до н. э.) 11
3. Период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли 12
(V – первая половина IV в. до н. э.) 12
4. Политико-правовая мысль периода эллинизма (вторая половина IV – Ц в. до в. э.) 19
Глава 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 20
1. Учение Цицерона о государстве и праве 20
2. Политико-правовые воззрения римских стоиков 23
3. Учение римских юристов о праве 24
4. Политико-правовые идеи раннего христианства 27
5. Политико-правовые взгляды Августина 28
Глава 5. Политические и правовые учения в Средние века 30
1. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве 30
2. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 32
3. Средневековая юридическая мысль 33
4. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли 34
Глава 6. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации 36
1. Введение 36
2. Новая наука о политике. Н. Макиавелли 36
3. Политические и правовые идеи Реформации 39
4. Боден и его учение о государстве 41
5. Политико-правовые идеи европейского социализма XVI–XVII вв. 43
Глава 7. Политико-правовые учения в России в XI – первой половине XVII в. 45
1. Политико-правовые идеи в "Слове о Законе и Благодати" 45
2. Политическая программа Владимира Мономаха 46
3. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей) 46
4. Политическая концепция Филофея "Москва – третий Рим" 48
5. Политическая программа И. С. Пересветова 49
6. Политическое учение Ивана Тимофеева 52
Глава 8. Политические и правовые учения в Голландии в XVII в. 54
1. Учение Греция о государстве и праве 54
2. Политическое и правовое учение Спинозы 57
Глава 9. Политические и правовые учения в Англии в XVII в. 59
1. Политико-правовое учение Гоббса 59
2. Учение Локка о государстве и праве 61
Глава 10. Политические и правовые учения европейского Просвещения 63
1. Введение 63
2. Политико-правовое учение Монтескье 63
3. Политико-правовое учение Руссо 67
4. Естественно-правовое учение С. Пуфендорфа 71
5. Политико-правовое учение Ч. Беккариа 72
Глава 11. Политические и правовые учения в России во второй половине XVII–XVIII вв. 72
1. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича 73
2. Политические идеи Феофана Прокоповича 76
3. Политические взгляды М. М. Щербатова 78
4. Учение о государстве и праве С. Е. Десницкого 81
5. Политико-правовое учение А. Н. Радищева 83
Глава 12. Политические и правовые учения в Соединенных Штатах Америки в XVIII–XX вв. 85
1. Политико-правовые идеи Т. Пейна 85
2. Политические взгляд Т. Джефферсона 87
3. Политико-правовые взгляды А. Гамильтона 88
4. Политические идеи Дж. Адамса 88
5. Политико-правовое учение Дж. Мэдисона 89
6. Учение Холмса о праве 91
Глава 13. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII – начале XIX в. 92
1. Учение И. Канта о государстве и праве 92
2. Историческая школа права 95
3. Учение Гегеля о государстве и праве 96
Глава 14. Политическая и правовая мысль в России в первой половине XIX в. 101
1. Политико-правовые взгляды М. М. Сперанского 101
2. Политические программы декабристов 103
3. Политические идеи П. Я. Чаадаева 107
4. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников 108
Глава 15. Политические и правовые учения в Западной Европе в первой половине XIX в. 112
1. Английский либерализм 112
2. Французский либерализм 113
Глава 16. Политико-правовое учение марксизма 116
1. Государство и право как надстроечные явления 117
2. Классовый характер государства и права 117
3. Судьбы государства и права в коммунистической формации 118
Глава 17. Европейская политико-правовая мысль второй половины XIX – первой половины XX в. 119
1. Учение Р. Иеринга о праве и государстве 119
2. Учение Дж. Остина о праве 122
3. Политико-правовое учение Ф. Ницше 123
4. Политико-правовая идеология национал-социализма 127
Глава 18. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – первой половине XX в. 129
1. Русский утопический социализм 129
2. Политико-правовые воззрения Н. А. Бакунина 131
3. Либералы. Б. Н. Чичерин 133
4. Политико-правовые взгляды В. С. Соловьева 135
5. Политико-правовые взгляды П. И. Новгородцева 137
6. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого 138
7. Политико-правовые идеи Н. А. Бердяева 140
8. Политико-правовые взгляды И. А. Ильина 142
Глава 19. Политико-правовая идеология большевизма 144
1. Введение 144
2. Политическое учение В. И. Ленина 145
Заключение 147

Потитко-правовая идеология Древней Индии (брахманизм, буддизм)

4 касты («варны»):

брахманы – из уст мирового бога (воспитание …),

кшатрии – из рук (управление государством, война),

вайшьи – из бедер (обеспечение деятельности брахманов и кшатриев, ремесло …),

шудры – из ступней (обслуга, грязный труд).

Рабы – не люди, а орудия труда.

Если человек не исполняет свои обязанности («дхарму») по этой иерархии, то следует наказание («данду» - палка).

Если исполняет то - ?????

Путиль: «Из четырех видов узаконения дхармы – обычая, священного писания, судебного решения, царского указа – высшим является, при коллизии их норм, царский указ».

В брахманизме приоритет явно у священного писания, т.е. вышеприведенное высказывание – явно отход от брахманизма.

Логика приоритета священного писания четко следовала из иерархии (см.выше).

«Будда» - просветленный.

Основная цель – достижение состояния «нирваны» - высшего состояния духа – достигаемого через ограничение/отказ от желаний (именно неисполнение которых и вызывает основные страдания).

«Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать» - идея духовного равенства, каждый творит свою судьбу.

«Насилие не уничтожает насилие, но отсутствием насилия уничтожается оно», (или «ненависть» вместо «насилие»).

Т.е. идея: увеличение насилия вызывает его встречный рост.

Политико-правовые учения Китая (Конфуций, Шан-Ян)

Все учения различаются по принципиальным двум причинам: хорош ли человек по своей природе («зверь или нет») и откуда лучше черпать идеи: из прошлого или из будущего.

Конфуций:
1) патриархальная теория происхождения государства и идея патернализма :

государство – это разросшаяся семья,

монарх – отец большого семейства с соответствующими обязанностями и функциями;

патернализм – власть отца и его забота о семье,

2) идея меритократии – власти достойных

власть не лучших, а именно достойных в смысле нравственности и морали – при этом невозможно ссылаться на то, что «наверху воруют больше»,

3) идея человеколюбия:

забота старших о младших и уважение младшими старших,

«человека нужно накормить, обучить, а затем привить высокую мораль» - идея того, что без еды и образования привить мораль бесполезно,

4) отрицательное отношение к законам:

закон – всегда наказание, которое вызывает защитную реакцию – вранье и полное отсутствие совести, насилие над внутренним миром человека, вынужденного давить себя просто ради выживания,

5) советы чиновникам:

древние считали позором для себя не успевать за собственными словами,

в стране, где есть спокойствие – будь смел в действиях и в речах, а в стране, где нет спокойствия – будь смел в действиях, но осторожен в речах,

и т.д. (очень много советов)

Шань-Ян (338-390 г. до н.э.)

возглавлял течение легистов («легос» - закон, «легисты» - законники).

Противоположность Конфуция:

1) государство – это аппарат подавления собственного народа, а монарх – это деспот, управляющий с помощью суровых законов. Если силен народ – слабо государство, а если слабо государство – то это причина всех бед,

2) доброта и человечность – мать всех проступков ,

т.е. в государстве должно быть много наказаний и мало наград (соотношение 9:1). За малейший проступок следует сурово наказывать, вплоть до смертной казни – тогда не будет больших преступлений («за уроненный уголь из горшка – смерть, - тогда не будет поджогов»),

3) необходимость оглуплять свой народ , чтобы было легче управлять

в империи Цинь, где эта нашла применение, были уничтожены все философские книги и сами философы, за хранение книг – суровое наказание,

4) ввел круговую поруку и суровое наказание за «недоносительство» ,

5) разрешил покупать чиновничьи должности.

Ранее в Китае чиновник был «царь и бог», духовенства не было вообще, т.к. функции духовенства – у чиновников; чиновником мог стать только человек из знатных родов.

Шань-Ян изменил эту систему: благодаря покупке должностей к власти пришли энергичные и умные люди.

Империя Цинь, построенная по советам Шань-Яна, - чисто тоталитарная.

Полное прекращение междоусобиц, «зловещее спокойствие».

Греция. Политико-правовые идеи софистов.

Софос – мудрость, софисты – платные учителя мудрости.

Старшие софисты – разработка проблем государства, управления.

Младшие софисты – упор на технологию ведения споров через абсурдную логику, которую трудно «засечь» («то, что не теряли – должно быть у вас»).

Их советы адвокатам : вывести соперника из равновесия (чтобы было сложно уследить за логикой), говорить либо очень быстро (чтобы слушающие за логикой не успевали и считали себя туповатыми), либо наоборот – медленно. Т.е. – психологический подход к адвокатской практике. Многозначные слова, игра слов, …

Старший софист Протагор :

1) золотой век человечества – в будущем : люди раньше были как звери, отличающиеся от зверей огнем. И только когда боги дали людям стыд, правду/закон – люди стали жить не так, как звери.

2) справедливость – понятие относительное (что справедливо сегодня или для одного – не справедливо завтра или для другого),

3) мера всех вещей – человек (идея «что для чего существует»: личность для государства или государство для личности: всё должно быть ради человека).

Афины: Сократ

По решению суда был приговорен к смерти, из уважения – самым мягким способом – ядом.

1) управлять должны знающие,

2) закон и справедливость – понятия тождественные.

Именно за эти идеи Сократ и был признан виновным и был казнен за подрыв конституционного строя и за развращение молодежи.

Причина такого решения суда:

1) занятие должностей в Афинах – по жеребьевке (в т.ч. ремесленники …), жеребьевка – основной конституционный принцип Афин,

2) жеребьевка считалась «волей богов», т.е. если против жеребьевки – то атеист, а атеизм – совращение молодежи.

Платон (ученик Сократа).

о формах правления: иерархия в порядке ухудшения :

1) аристократия (власть лучших, сначала под лучшими имелись ввиду философы, но власть развращает даже философов – появилась олигархия),

3) демократия (власть народа, необученных, неграмотных людей, путающих многие понятия: «свобода – вседозволенность», «хамство – доблесть»; демократия перерастает в охлократию),

4) охлократия – власть толпы (но толпе всегда нужен лидер, и он легко в ней появляется – появляется тимократия),

5) тимократия – власть героев, власть чести (опасна тем, что эти герои и военные не мыслят своего существования без войны, жестокой централизации и т.п. – перерастание в тиранию),

6) тирания – жестокая власть одного (против тирании выступают лучшие – опять возврат к аристократии).

Идеальное государство (вечная и оптимальная аристократия) по Платону соответствует сущности человека:

- разумность – стремление думать,

- честолюбие – стремление к славе,

- вожделение – необходимость физиологического комфорта.

Тогда в идеальном государстве – соответствующие три сословия: философы, воины и ремесленники/земледельцы (в зависимости от сути конкретного человека).

Принципы жизни философов и стражей:

1) общность имущества и запрет прикасаться к деньгам,

2) общность жен (семья автоматически воспроизводит неравенство, т.к. каждый опекает именно своего ребенка, а идея – все дети – каждого члена общества),

3) общественное воспитание детей.

Аристотель.

Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Разошелся с Платоном по вопросу об оптимальном типе собственности: о личной собственности все заботятся гораздо больше, чем об общественной.

Формы правления по Аристотелю:


Черчилль: «Демократия – самая плохая форма правления, но лучше пока не придумали».

Демократия:

1) слишком уравнивает бедных и богатых в плане участия в управлении через равные избирательные права – независимо от их вклада в общество.

2) к власти могут прийти люди, не имеющие собственности и поэтому поступающие безответственно.

Полития – власть образованных людей, имеющих имущество – симбиоз олигархии и демократии: всегда будут богатые и бедные, но большая часть общества имеет собственность и, одновременно, грамотна.

Два вида справедливости:

Уравнивающая справедливость деяствует в отношениях между гражданами,

Распределяющая справедливость действует в отношениях между гражданином и государством (государство не может «любить» всех одинаково).

Политико-правовые учения раннего христианства: Аврелий Августин (Блаженный)

Основные принципы организации жизни общин:

1) общность имущества,

2) обязательность труда для всех,

3) равенство,

4) отсутствие духовенства и культов,

5) осуждение богатства.

Сформулировано «золотое правило нормативной регуляции»:

«относись к другим так, как бы ты хотел чтобы относились к тебе».

Два аспекта:

1) какой мерой вы мерите – такой отмерено будет вам,

2) каким судом судите – таким судимы будете.

Основные произведения: «О Граде Божьем», «О свободной воле».

1) человек, живущий по собственной воле, уподобляется дьяволу (неравенство, несправедливость),

2) человек живет по божественной воле.

Государство и город – синонимы.

Идея 1 : те, кто живут по варианту «1» - рано или поздно погибнут, т.к. живут во грехе.

Идея 2 : насильственная борьба с еретиками оправданна (пастырь должен загонять заблудших овец).

Идея 3 : концепция «как спастись от греха».

Различие между проступком и преступлением:

«Если страсть губит душу и тело, то это проступок,

если действует во вред другому – это преступление».

Фома Аквинский (Аквинат). О государстве и законе.

Основное произведение – «Сумма теологии».

Признан официальным теологом католической церкви.

В Библии – вся власть от бога.

Выделение трех элементов государственной власти:

1) Сущность (откуда берется власть) – власть от бога.

2) Происхождение власти: по наследству или силой.

3) Использование власти:

a. если монарх заботится о своих подданных и о привилегиях церкви, то этой власти необходимо подчиняться,

b. если монарх не заботится о подданных и церкви, то народ имеет право на восстание.

«Возможно, тиран послан народу за его грехи».

Субординация законов:

2) Естественный закон («естественный» - «человеческий», осознание человеком вечных законов; в природе действуют законы сохранения и законы размножения; человеческие естественные законы: стремление к самосохранению, размножению, познанию истины).

3) Человеческий закон (феодальное право): человеческие законы не должны противоречить естественным законам, но отличаются от них:

a. записаны (тогда как естественные законы не записаны),

b. предусматривают наказание за нарушение.

4) Божественный закон – Библия.

Призывал силой (с помощью государства) бороться с еретиками : еретики подрывают основы жизни.

Средневековая ересь о праве и государстве.

Ересь – оппозиционное течение внутри господствующей церкви.

Два вида ереси:

1) плебейская (крестьянско-плебейская) ересь:

a. требует социального и имущественного равенства,

b. требует ликвидации церковной организации и духовенства.

Представители плебейской ереси – «богомилы»???.

Помещики – слуги дьявола.

2) бюргерская ересь:

a. требует юридического равенства (бюргеры в правах ограничены, в отличие от феодалов),

b. требует дешевой церкви (бюргеры создают богатство своим трудом и 1/10 часть отдают церкви).

Политико-правовое учение Никколы Макиавелли.

Основное произведение – «Государь».

Основные идеи:

1) выделил политику как особую сферу человеческой жизни , в которой действуют свои законы (главное в политике – человек, в истории неизменны интересы людей),

2) отделил политику от религии и морали (против католической религии, т.к. она призывает к смирению, а нужна религия, призывающая к борьбе за справедливость; «Цель оправдывает средства, если цель – благополучие и спокойствие государства»; мораль стоит над политикой).

3) советы государю:

a. государь должен добиваться любви людей, но нужно опираться на страх – все наказания проводить разом,

b. государь должен быть скупым (если он щедрый, то не может дать всем одинаково),

c. дела, угодные подданным – совершать самому, а неугодные подданным – поручать подданным,

d. государь никогда не должен посягать на имущество подданных, «лучше убить, чем грозить».

Политико-правовые идеи утопического социализма (Томас Мор и Томазо Кампанелла).

Основные произведения: Томас Мор – «Утопия», Томазо Кампанелла – «Город солнца» (написано в тюрьме). Оба произведения написаны в жанре путешествия.

Жанр – утопический социализм.

Утопия – несбыточное (ни где я????), блаженная страна. Характерная черта – не думать о материальном благополучии, только о духовном развитии. Материальное развитие вредит духовному.

Критика существующего строя. Т.Мор: «овцы пожирают людей».

Государство ответственно за своих подданных.

Государство – орудие для угнетения бедных.

Запутанные законы выгодны для богатых (бедный не может получить образование).

Основные идеи:

1) общественная собственность,

2) обязательность труда для всех (работают в «Утопии» 6 часов, в «Городе солнца» – 4 часа),

3) все должны приносить пользу обществу,

4) общественная трапеза,

5) законов мало, т.к. нет частной собственности; основная часть законов – регламентация семейно-брачных отношений,

6) против наказаний: если человек нанес вред обществу – на каторгу.

Два вида исполнения смертной казни (Т. Кампанелла): все ударяют его, уговаривают самого обложиться порохом.

Теория естественного права и договора (Т.Гоббс, Дж.Локк)

Права, которыми люди обладали до появления государства, после появления государства оно наделяет позитивными правами.

Т.Гоббс: «Левиафан» (понимал государство как чудовище).

1) человек – эгоист и жаждет власти, «человек человеку волк», идет война всех против всех; источник происхождения государства – разум; политическая власть абсолютна, но не затрагивает гражданские дела,

2) законов должно быть как можно меньше.

Дж.Локк: «Законы подобно изгородям вдоль дороги, и лишний закон вреден и не нужен».

Для защиты собственности своей – договориться о создании государства. Государство – это сторож.

Идеи либерализма.

Три ветви власти: исполнительная, законодательная, союзная (внешних отношений).

Разработал теорию трудовой собственности. Труд является определителем собственности.

Различия в подходах:

Гоббс – договор от всех рисков (за исключением гражданских),

Локк – договор от определенных, оговоренных рисков.

Классическая теория демократии.

Монтескье: «О духе законов».

Есть буква законов и дух законов.

На дух законов влияют:

Физический фактор (климат, территория и т.д.),

Моральный фактор (обычаи, религия, политический режим).

Разработал теорию сдержек и противовесов : ни одна ветвь власти не имеет права заменить закон, предложенный другой ветвью власти.

Начал разрабатывать концепцию гражданских прав человека:

1) отметил опасность свободе человека со стороны уголовного законодательства,

2) недопустимость оскорбления естества человека при наказании,

3) недопустимость наказания за помыслы,

4) о нескромных словах.

Б.Спиноза: «Богословно-политический трактат».

2) законы должны приниматься большим количеством людей (люди - эгоисты, и монарх – тоже),

3) нельзя вмешиваться в сферу, которую нельзя чем-либо изменить ни посулами наград, ни страхом наказания.

План

  1. Место истории политических и правовых учений в системе юридических дисциплин
  2. Предмет истории политических и правовых учений
  3. Методы истории политических и правовых учений
  4. Периодизация истории политических и правовых учений

1.Место истории политических и правовых учений в системе юридических дисциплин

Наука как важная область человеческой деятельности имеет своей целью систематизацию знаний об объективной действительности. Что такое наука? Это - упорядоченная совокупность знаний о тех или иных изучаемых явлениях. Известно, что наука обладает сложной структурой. Виды наук: технические естественные и общественные. Естественные и технические науки направлены на изучение природных явлений и техники. Общественные имеют целью всестороннее исследование явлений, связанных с развитием общества или с различного рода социальными ценностями. В число этих наук входит и наука юридическая.

Юридическая наука имеет свою собственную только ей присущую структуру, построенную по предмету изучения. По достаточно устоявшейся схеме юридическая наука делится на несколько больших групп: историко-теоретические, отраслевые, прикладные, науки. История политико-правовых учений является самостоятельной учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профиля.

О названии курса. Первый в России труд, содержащий систематическое изложение учений о государстве и праве, принадлежит профессору Петербургского университета К.А. Неволину (1806-1855) - «История философии законодательства». Пятитомник Б. Чичерина, издававшийся с 1869 по 1903 г., назывался «История политических учений». Большое распространение получило название «История философии права». Именно так назывались учебники Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, Е.Н. Трубецкого. В СССР в 1950-70-годы было принято название «История политических учений». Сегодня - «История политических и правовых учений», как более точно и полно отражающее содержание курса.

2.Предмет истории политических и правовых учений

Политика, государство и право являются объектами исследования многих общественных наук (философии, политологии, социологии и юриспруденции.). Причем каждая из наук отличается своим специфическим подходом к изучению этого общего объекта. Итак, если объект выступает, как правило, общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой.

История политических и правовых учений относится к числу комплексных по своей природе историко-теоретических дисциплин: в нее входят элементы философии, политологии, социологии, истории, религии. Но - это в первую очередь юридическая наука. Объектом ее изучения является государство и право, государственно-правовые явления. В то же время самостоятельные юридические науки отличаются друг от друга своим предметом, который и обусловливает их содержание, специфику подхода каждой из них к изучению одного и того же объекта.

Своеобразие ее предмета по сравнению с предметами других юридических наук теоретического (теория государства и права) и исторического (история государства и права) профиля выражается в том, что она ориентирована на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве и государственном управлении. То есть предметом истории политических и правовых учений является именно история возникновения и развития теоретических знании о государстве, праве, политике, законодательстве.

История учений о праве и государстве - это история возникновения и развития, концептуально оформленных взглядов, идей, теорий, учений, как отдельных мыслителей, так и различных социальных групп, которые выражают отношение к общественному строю, государственной власти, праву и сложившиеся в обществе на определенном этапе его развития.

3.Методы истории политических и правовых учений

История политических и правовых учений - наука гуманитарная, значит в ней используются те же методы, что в других гуманитарных науках, с учетом ее специфики и особенностей, т.е. философские и специальные научные методы. С классификацией существующих методов вы были ознакомлены в курсе теории государства и права. Поэтому подробно на их характеристике мы останавливаться не будем. Обратим внимание лишь на специфические методы, с помощь которых изучается данная дисциплина.

Для исследования политико-правовых учений применяются:

  • исторический метод , позволяющий понять и оценить учение в историческом контексте, с учетом специфических условий данной эпохи;
  • сравнительный метод , позволяющий сравнивать однотипные политико-правовые явления, и при их сравнении можно выявить сходство или различие между ними, дать оценку этим теориям;
  • системный анализ , позволяет изучать проблемы политики, государства, права, их отдельных явлений с позиции их системности, взаимосвязи;
  • структурный метод позволяет анализировать составные части учения и их связи.

Наряду с этими методами часто выделяют: хронологический, проблемно-теоретический, портретный и страноведческий . В качестве специфического метода называют и контекстный метод исследования . Он ориентирует на рассмотрение каждого учения в контексте обстоятельств личной жизни мыслителя, каждое учение и направление мысли - в контексте социально-политических и иных условий жизни страны в тот или иной период ее развития.

Данные и иные методы помогают выделить общее и особенное в учениях мыслителей, понять преемственность и развитие тех или иных идей.

4.Периодизация истории политических и правовых учений

Разделение истории политических и правовых учений на эпохи, периоды облегчает усвоение материала, позволяет соотнести данное учение с конкретным этапом развития человечества, т.е. проблема периодизации данной дисциплины тесно связана с проблемой периодизации самой истории человечества. Здесь существуют несколько подходов.

1. Исторический подход был предложен французскими историками XVII -XVIII вв. В соответствии с ним история делилась на следующие эпохи: Древний мир, Средневековье, Новое время.

Условность такой периодизации очевидна, т.к. основана она преимущественно на западноевропейском материале и не может быть в полной мере применена к России и странам Востока - Египту, Индии, Китаю, Персии. Исторические исследования последних показывают, что у этих стран был свой древний мир, свое средневековье и новое время. Причем эти эпохи не совпадали ни по времени, ни по содержанию с европейской периодизацией, которая не может быть признана универсальной.

2. Формационный подход предложен марксизмом в середине XIX в. В основе его лежит классовый критерий, смена общественно-экономических формаций, т.е. история рассматривается как переход от одной, низшей формации, к другой, более высокой. Подробнее с этим подходом вы были ознакомлены при изучении теории государства и права. В СССР и других социалистических странах было принято различать два основных этапа в развитии политико-правовых учений - домарксистский и марксистский. В рамках последнего говорилось о ленинизме как марксизме эпохи империализма.

3. Технологический подход предлагал более укрупненную периодизацию истории. В основе ее лежала и концепция Э.Тоффлера , который рассматривал тенденции развития общественных систем, используя фактический материал о новых технологиях. В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая волна, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Здесь основным критерием является технологический способ производства. В истории, таким образом, выделялось три эпохи, три общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.

4. Цивилизационный подход исходит из того, что история человечества - это история разных цивилизаций, разных культур и религий. При этом идеи и ценности, которые выработаны и принимаются одной цивилизацией, могут быть абсолютно чужды другой.

Каждый их этих подходов имеет свои плюсы и минусы. Как и в теории государства, существующие два подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный, не противопоставляются, а взаимно дополняя друг друга, применяются комплексно. Мы будем пользоваться наиболее распространенной периодизацией исторического процесса:

В то же время эти крупные периоды будут детализированы и рассматриваться всесторонне, с учетом мнения авторитетных авторов учебников и научных исследований и разработок в области истории политических и правовых учений.

Учебно-методическая литература

  1. Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т.1-5.
  2. Антология мировой правовой мысли. - М., 1999. Т.1-5.
  3. История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред. Лазарев В. В. - М., 2006.
  4. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2003 (любое издание).
  5. История политических и правовых учений. Под ред. О. В.Мартышина. - М., 2004 (любое издание).
  6. История политических и правовых учений. Под ред. О. Э.Лейста. - М., 1999 (любое издание).
  7. История политических и правовых учений: Хрестоматия. - М., 1996.
  8. История политических и правовых учений. Под ред. В. П.Малахова, Н. В.Михайловой. - М., 2007.
  9. Рассолов М. М. История политических и правовых учений. - М., 2010.
  10. Чичерин Б. Н. История политических учений. - М. 1887-1889. Т.1-5.
  1. Власова В. Б. Традиция как социально-философская категория //Философские науки. 1992. № 2
  2. Зорькин В. Д. Закономерности взаимосвязи правовых и философских учений //Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. - М. 1986.
  3. Лазарев В. В. Курс истории политических учений: значение, предмет и метод //Ленинградский юридический журнал. 2005. № 3.
  4. Луковская Д. И. О предмете науки истории политических и правовых учений //Политические и правовые учения: Проблемы исследования и преподавания. - М. 1978.
  5. Луковская Д. И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. - Л.1985.
  6. Луковская Д. И. Традиции в истории правовой мысли //Введение в теорию права (историко-методологический аспект): Учебно-научное пособие. СПб. 1996.
  7. Рыбин А. В. Предмет, метод и структура истории политических учений //Уч. зап. Пермского ун-та. Т.XXV.1. Юридические науки. Пермь. 1962.
  8. Сергевнин С. Л. О соотношении политической науки. Науки о государстве и правоведения //Правоведение. № 6. 1991.

Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию

  1. Что является объектом истории политико-правовых учений?
  2. Как можно определить предмет истории политико-правовых учений?
  3. Какое место занимает история политико-правовых учений среди юридических наук?
  4. Что такое учение, теория, доктрина?
  5. С помощью каких методов изучают историю политико-правовых учений?
  6. Какие виды периодизации вы знаете?