О, как убийственно мы любим. Ф

Стихотворение Тютчева «О, как убийственно мы любим» посвящалось позднему чувству поэта к молодой выпускнице Института благородных девиц Елене Денисьевой, с которой у него была любовная связь и трое незаконнорожденных детей. Эта, длившаяся более 14 лет любовная запутанная история, принесла немало горя и страданий и поэту, и его законной жене Эрнестине, и осуждаемой всеми и изгнанной из общества Денисьевой.

Главная тема стихотворения

Чувственную, проникновенную и пронзительно печальную лирическую поэзию «О, как убийственно мы любим» Тютчев создал в тот момент, когда Елена ждала от него ребенка, и из-за этого в обществе разгорелся нешуточный скандал (1851 год). Стихотворение полно раскаяния и сожаления о том, что он сломал судьбу бедной Денисьевой, ставшей, по мнению питерского дворянства, падшей женщиной, не смог защитить её от нападок пуританского общества. Поэт не отказывается от своей любви и пытается всеми силами поддержать свою любимую женщину, пожертвовавшей ради него своей репутацией и положением в обществе.

Здесь же встречаются строки, где поэт грустно задается вопросом: «Куда ланит девались розы, улыбка уст и блеск очей?». Денисьева, пережившая в жизни большие моральные потрясения, униженная и презираемая обществом, действительно преждевременно постарела: «все опалили слезы, выпалили горючей влагою своей» и приобрела нервные расстройства и болезни, со временем вогнавшие её в могилу в возрасте 38 лет.

Строки стихотворения полны сожаления и боли, автор раскаивается за причиненные им страданья, которые изувечили и сломали судьбу любимого человека, и за свою любовь, ведь «незаслуженным позором на жизнь её она легла». Единственным утешением для влюбленных являются памятные моменты о давно прошедших беззаботных днях радости и счастья, совсем недолговечных, ведь они были растоптаны безжалостной толпой «в грязь втоптала то, что в душе ее цвело». Теперь душа лирической героини произведения полна только боли и отчаянья: «злая боль ожесточенья, боль без отрады и без слез».

Свои чувства к молодой девушке поэт ассоциирует с убийственной любовью, ведь именно из-за неё была разрушена её жизнь, заказан путь в приличное петербургское общество. Всю свою недолгую жизнь она посвятила воспитанию их общих с Тютчевым детей, а тот, разрываясь на два дома, взял на себя полное содержание своей второй семьи. Его законная жена Эрнестина, искренне любившая мужа всей душой, благородно все прощала и даже позволила его незаконнорожденным детям дать его фамилию, за все это Тютчев был ей безмерно благодарен и относился с большим уважением и благоговейным трепетом. Именно эта женщина поддержала Тютчева в его безутешном горе (трагическая смерть Денисьевой и их детей от чахотки), а тот до конца жизни терзал свою душу и сердце, обвиняя себя в том, что сделал свою любимую несчастной и не смог защитить её от унижений и боли.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение разделено на три части: в первой автор задает вопросы и придается воспоминаниям, во второй дает ответы и рассказывает, как это все произошло, в третьей дает объяснение к чему это привело.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим» - третье по счету из Денисьевского цикла (всего в него входит 15 стихотворений) при его написании Тютчев использовал четырехстопный ямб и перекрестную рифму. Они придают произведению особую плавность, благодаря которой эти десяти строф (для Тютчева это количество считается весьма большим) читаются очень легко, практически на одном дыхании. Как данность одической традиции используются древнерусские архаизмы (очи, отрада, ланиты, взор), а также присутствующее в начальной строфе междометие «о», придающие стихотворению величавости и торжественного пафоса. Эмоциональность произведения и свои искренние страдания автор передает с помощью большого количества восклицательных знаков, многоточий и также применяя в начале и в конце две повторяющиеся строфы.

Стихотворения Тютчева Денисьевского цикла, посвященные его безвременно ушедшей из жизни любимой женщине, пропитаны болью, печалью и тоской, для него любовь становится не только счастьем, а еще и убийственным ядом, приносящим в жизнь людей муки и переживания, которые испытал на себе Тютчев и две любящие его вопреки общественному мнению и другим предрассудкам женщины.

О, как убийственно мы любим,

Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» Тютчева

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» полностью автобиографично. Оно основано на реальной трагедии в жизни Тютчева. Будучи женатым человеком, имея детей, поэт увлекся молодой подругой своих дочерей – Е. Денисьевой. Никто не подозревал об этом романе, пока в 1851 г. любовница не родила поэту дочь. Скрывать отношения дальше было уже невозможно. В обществе разразился громкий скандал. Перед Денисьевой закрылись двери приличных домов. Она не смогла отречься от своей любви и продолжала оставаться любовницей Тютчева, став матерью еще двоих детей. Сам поэт разрывался между законной и гражданской семьями. Постоянные переживания и стыд за свое положение быстро состарили Денисьеву и привели к ее ранней смерти. Стих «О, как убийственно мы любим…» Тютчев написал сразу же после открывшейся тайны, в 1851 г.

Вряд ли поэт подозревал, что его произведение станет пророческим, и эпитет «убийственно» воплотится в реальной жизни. По сути, он стал главным виновником смерти своей возлюбленной. Несмотря на то, что в стихотворении явно просматривалась личная история поэта, Тютчев не употребляет местоимения «я». Он обращается к самому себе словно бы со стороны. Вероятно, это связано с тем, что поэт очень резко реагировал на упоминания о его связи и стремился пресечь все разговоры об этом.

Произведение построено на противопоставлении начала отношений и того положения, к которому они привели. Зарождение романа характеризуется «улыбкой уст» и «волшебным взором» главной героини. Счастье и упоение любовью продолжалось недолго и сменилось «горючей влагою» слез. Прошедшее безмятежное время теперь напоминает мимолетный сон, исчезнувший без возврата.

Тютчев обвиняет лирического героя, страсть которого обернулась трагедией для молодой девушки. Общественный позор и презрение стали для нее божественной карой. Естественно, автор тоже испытывает страдания, но они несравнимы с отчаянным положением его любовницы. Людская молва – самый страшный судья, от которого нет спасения и защиты. Поэт понимает, что закономерным результатом стала «злая боль», которая до конца жизни будет преследовать его возлюбленную. Это утверждение можно считать непосредственным личным наблюдением автора. Современники говорили, что после разоблачения характер Денисьевой резко испортился. Милая добродушная девушка стала замкнутой и злобной. Тютчев прекрасно понимал свою вину в этой ужасной перемене.

Последняя строфа стихотворения повторяет первую. Кольцевая композиция подчеркивает замкнутый круг, в котором оказался автор. Разорвать его смогла сама Денисьева, покинув этот мир в 1864 г.

«О, как убийственно мы любим…» Федор Тютчев

О, как убийственно мы любим,

Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Анализ стихотворения Тютчева «О, как убийственно мы любим…»

Личная жизнь Федора Тютчева сложилась достаточно трагично, однако до конца жизни поэт был благодарен тем женщинам, которых любил, и которые отвечали ему взаимностью. Первая супруга Тютчева – Элеонора Петерсон – подарила поэту трех дочерей и скончалась спустя несколько месяцев после возвращения семьи в Россию. Тяжело пережив смерть первой супруги, Тютчев спустя несколько лет женится повторно, однако этому браку суждено на долгие 14 лет превратиться в любовный треугольник. Все дело в том, что вскоре поэт знакомится с юной дворянкой Еленой Денисьевой, которая становится его любовницей. Но роман заканчивается грандиозным скандалом, когда выясняется, что Денисьева, являющаяся воспитанницей Смольного института благородных девиц, ждет ребенка.

В 1851 году Тютчев посвящает своей избраннице стихотворение под названием «О, как убийственно мы любим», которое наполнено раскаяньем и сожалением о том, что автор не смог защитить доброе имя опороченной им девушки. В результате Денисьевой ради любви к Тютчеву пришлось не только отказаться от собственной семьи, но и в полной мере пройти через все унижения, которые были уготованы светским обществом для падшей женщины, в которую, по мнению питерской знати, превратилась Денисьева. Поэт не отказался от той, которая ради любви к нему пожертвовала своим добрым именем. Однако в стихотворении «О, как убийственно мы любим…», автор с грустью вопрошает: «Куда ланит девались розы, улыбка уст и блеск очей?». Его избранница раньше срока постарела, и виной все являются глубокие душевные переживания и те публичные унижения, которые пришлось пережить Елене Денисьевой. «Все опалили, выжги слезы горючей влагою своей», — отмечает поэт.

Автор раскаивается в том, что своей любовью причинил ни в чем не повинной девушке столько страданий , подчеркивая, что «незаслуженным позором на жизнь ее она легла». И единственно, что утешает ту, которая поддалась своим чувствам – это воспоминания о тех моментах радости, которые ей довелось пережить. Но и они, по мнению автора, недолговечны, так как «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело». В результате в своей душе героине стихотворения удалось сберечь лишь «злую боль ожесточенья, боль без отрады и без слез!».

Свою любовь к Елене Денисьевой поэт называет убийственной, подчеркивая тем самым, что это чувство полностью разрушило жизнь его избранницы. И это утверждение соответствовало истине, так как потомственная дворянка стала предметом сплетен и пересудов в высшем свете, куда после рождения дочери путь ей был заказан. Остаток жизни Елена Денисьева прожила на съемной квартире, которую оплачивал Федор Тютчев, полностью посвятив себя воспитанию детей поэта. Именно они стали для нее главным смыслом существования. Понимая это, Тютчев полностью взял на себя заботы о своей второй семье, резко пресекая любые попытки друзей и знакомых позлословить на столь больную для себя тему. До сих пор остается загадкой, почему поэт не оставил свою вторую жену, к которой к тому времени давно уже охладел, и не женился на Елене Денисьевой, которая подарила ему троих детей. Видимо, все дело заключалось в благородстве поэта, который знал, что супруга, несмотря ни на что, все еще искренне его любит. К слову сказать, Эрнестина Тютчева действительно простила своего неверного супруга и даже согласилась на то, чтобы он дал внебрачным детям свою фамилию. И именно она помогла поэту справиться горем, когда Елена Денисьева и двое ее детей скончались от туберкулеза. Тем не менее, до конца жизни поэт испытывал вину за то, что, поддавшись чувствам, не сумел сделать свою возлюбленную по-настоящему счастливой и заставил ее пережить множество унижений, связанных со скандальным романом.

В стихотворении «О, как убийственно мы любим...» Тютчев вновь касается того глубинного парадокса, который он открыл в стихотворении «Предопределение»,-- почему мы сами, по своей воле «то всего вернее губим,/Что сердцу нашему милей!..»? Казалось бы, женщина не обделена любовью и нежностью со стороны мужчины, и все-таки его вина безмерна. Прошел всего год, а поблекли ланиты, исчезли блеск очей, улыбка уст, «Ее волшебный взор, и речи,/И смех младенчески живой...». Мужчина принес женщине вместе со своей любовью роковые испытания. Она была вынуждена, сама того не ожидая, вступить в поединок с судьбой. Любовь обернулась «незаслуженным позором» и привела к отречению от света, от родных, к одиночеству и замкнутости. Мораль общества была беспощадна: «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала/То, что в душе ее цвело». Тютчев, конечно, знает, что любовь ни с его стороны, ни со стороны любимой женщины не исчезла, что виноват свет с его казенной, косной моралью, но эта мораль оказалась примененной к его подруге вследствие того, что они полюбили друг друга. Следовательно, главным виновником он все-таки называет себя, решившегося на «беззаконную» любовь и увлекшего на эту дорогу свою возлюбленную. С глубокой горечью он видит, что его нежность принесла женщине неисчислимые страдания и вместо расцвета души у нее осталась одна «злая боль ожесточенья». Принимая ответственность на себя, Тютчев поступает в духе лучших традиций русской любовной лирики. Женщина для него остается чистым, страдающим и жертвенным существом, безоглядно отдавшим себя своей страсти. Так, в конкретной любовной ситуации Тютчев снова касается темы любви и смерти. Любовь вновь ведет к неизбежной гибели. И этот бесчеловечный но своему смыслу парадокс углубляет наше представление о сложности жизни и вместе с тем бросает тень на те роковые обстоятельства, в которых состоялась любовь двух сердец. Вывод же Тютчева:

    О, как убийственно мы любим!
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!..-

касается общего закона, управляющего нами, и приобретает всеобщее, надличное значение, потому что наша любовь, как и все наши страсти, изначально слепа, родственна не только гармонии, порядку, светлым, но и самым темным, грозным стихиям, и потому человек не ведает, к чему может привести его любовь. Ему не дано предугадать, как отзовется его слово, скажет Тютчев в другом стихотворении. А это означает, что с возлюбленного отчасти снимается вина и перелагается на трагичность бытия в целом, на устройство мироздания, в котором все зыбко, непрочно и катастрофично. При этом жертвенный подвиг любящей женщины никогда не берется под сомнение, а ее борьба со светом и с собой всегда предстает законной, достойной уважения и поклонения. Уже после смерти Денисьевой Тютчев в стихотворении «Есть и в моем страдальческом застое...» просил у Бога вернуть его к жизни, рассеять «мертвенность» его пути и оставить ему «живую муку» - «муку-воспоминанья».

Глубоко постигнутая Тютчевым трагичность бытия не позволяет ему спасаться в идеале, в мечте о гармонии жизни или ее преображении. Тютчев отважен и смел в своем поиске философской истины. Во всей остроте перед ним встал вопрос: почему человек обречен на страдания и муки, ради чего совершается борьба? В душе поэта исподволь вызревает убеждение, что страдание человечества не должно быть эгоистичным. Иначе оно становится поистине убийственным и даже безнравственным. Не замыкаясь на себе, оно должно выразиться как подвиг во имя другого человека. «Лишь тем доступна благодать», утверждает Тютчев, кто умел страдать любя, кто

    Чужие врачевать недуги
    Своим страданием умел,
    Кто душу положил за други
    И до конца все претерпел.

Между тем в современном мире все больше дают себя знать индивидуалистическое сознание, эгоистические страсти. Личность отрывается, отпадает от мирового целого, от бытия. Это приводит к тому, что между личностью и бытием, личностью и природой нет согласия, нет гармонии. Индивидуализм означает также, что человек теряет опору, лишается веры, а эгоизм и безверие становятся источником душевных страданий и нравственных мук. Тютчев полагает, что преувеличение личностного начала, подверженного разрушительным эгоистическим страстям,- духовная болезнь века. И потому ее должно смирить ради высшего смысла человеческого существования и во имя высших, сверхличных законов мира, установленных Богом. При этом Тютчев уверен, что Запад никогда не укротит личное,эгоистическое чувство, никогда не поступится гордыней. Остается одна надежда - на Россию. Тютчев создает несколько стихотворений («О вещая душа моя!..», «Эти бедные селенья...», «Умом Россию не понять...»), в которых образцом христианского смирения и покорности заветам Христа выступает страдающий русский народ. Тютчев чувствовал, что и сам он, человек европейской культуры, и многие его современники подвержены болезням индивидуалистического века, но, как русский, готов склонить голову перед высшими ценностями бытия и вечными заповедями учения Христа:

    Пускай страдальческую грудь
    Волнуют страсти роковые -
    Душа готова, как Мария,
    К ногам Христа навек прильнуть.

В еще большей степени самоотверженность, смирение гордыни во имя высших начал бытия свойственны русскому народу.

Одним из самых драматических моментов в жизни Тютчева был роман с Е.Денисьевой. Каждый, кто будет внимательно читать стих “О, как убийственно мы любим…” Тютчева Фёдора Ивановича, сможет проникнуться горечью поэта, осознавшего, к чему привела жгучая страсть.

Стихотворение было написано в 1851 г. Четырнадцатью годами ранее повторно женатый Тютчев познакомился с дворянкой Еленой Денисьевой. К тому времени она была еще институткой. Результатом их страстного романа стала беременность Денисьевой. Текст стихотворения Тютчева “О, как убийственно мы любим…”, которое проходят на уроке литературы в 8 классе, можно назвать лирическим. Но его строки пронизаны горечью и раскаянием. Оглядываясь назад, поэт винит себя за то, что, повинуясь “слепоте страстей”, сам того не желая погубил репутацию возлюбленной. О беременности Е.Денисьевой вскоре стало известно светскому обществу. Она была вынуждена столкнуться с враждебностью и всеобщим осуждением. Представители светского общества, втоптав в грязь “то, что в душе ее цвело”, накинулись на нее точно стервятники. Безмерно страдая, она преждевременно постарела, осунулась. Очарование юности “выжгли слезы”, исчез “младенчески живой” смех. Но любовь к Тютчеву, ради которой Денисьева и взошла на собственную Голгофу, никуда не делась. В этом произведении поэт нещадно бичует себя. Он воспринимает свою страсть как “ужасный приговор” Денисьевой. Он искренне сожалеет о том, что не смог защитить ее имя. После разрешения от бремени Елена Денисьева поселилась на съемной квартире. Путь в свет был ей заказан. Она посвятила свою жизнь воспитанию детей Тютчева. После ее смерти законная супруга поэта разрешила ему дать им свою фамилию.

Скачать это стихотворение полностью или учить его онлайн можно на нашем сайте.

О, как убийственно мы любим,

Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!