Стадии развития личности по фрейду кратко. Психосексуальное развитие

Оральным этапом в развитии ребенка Фрейд называл первую стадию в процессе психосексуального развития. На данном этапе основной источник удовольствия для ребенка - это рот. Само слово «оральный» произошло от латинского языка и дословно переводится как «относящийся ко рту».

Основные особенности стадии

Продолжается оральная стадия развития в среднем от рождения до полутора лет. Фактически ее завершение приходится на тот момент, когда ребенка отнимают от груди. На данной стадии общение ребенка и матери происходит посредством груди. Младенец получает наслаждение от сосания и кусания груди. В этом заключается одно из важнейших взаимодействий между матерью и ребенком на данном этапе. Основной чертой оральной стадии является стремление младенца тянуть различные предметы в рот. Когда ребенок напуган или же чем-либо расстроен, мать прикладывает его к груди. Это позволяет ему успокоиться. Особенности поведения на оральной стадии определяют, насколько в будущем ребенок будет уверен в себе или зависим. Фрейд считал, что уже в этом возрасте детей можно разделить на пессимистов и оптимистов.

Особенности взглядов Эриксона на оральный этап: отличия от теории Фрейда

Стадии развития были также описаны и Эриксоном. За основу их были взяты исследования Фрейда. Орально-сенсорная стадия по Эриксону также длится с рождения до 18 месяцев. В это время ребенок решает для себя один из важнейших вопросов, который будут определять всю его дальнейшую судьбу: могу ли я доверять внешнему миру? Если потребности ребенка удовлетворяются, то он считает, что миру можно доверять. В том случае, если ситуация вокруг младенца складывается противоречивым образом, причиняет ему страдания, то именно этого дети и учатся ожидать от жизни. Становясь взрослыми, они убеждаются в том, что другие люди не заслуживают доверия.

Несмотря на общность, между концепциями Фрейда и Эриксона есть различия. Если основатель психоанализа во главу угла ставит инстинктивные влечения, то теория Эриксона основной акцент делает на социальное развитие. Фрейд описывает развитие ребенка в триаде «мать - отец - ребенок», а Эриксон подчеркивает важность взаимодействия с социумом.

Формирование орального характера

Фиксация - это отсутствие способности продвигаться от одного этапа развития к другому. Ее основным следствием является чрезмерная выраженность потребностей, свойственных тому этапу, на котором имела место фиксация. К примеру, двенадцатилетний ребенок, который сосет палец, фрейдистами будет рассматриваться как застрявший на оральной стадии психосексуального развития. Его энергия либидо проявляется в том виде активности, который свойственен более раннему этапу. Чем хуже у человека получается решать задачи в определенных возрастных периодах, тем в большей степени он оказывается подверженным эмоциональному стрессу в будущем.

Фиксация поведения на оральной стадии происходит по ряду причин: раннее расставание младенца с матерью, перекладывание заботы о малыше на других родственников или нянь, досрочное отнятие от груди. Так и формируется тип характера, который Фрейд называл оральным. Взрослый человек с подобным складом личности характеризуется пассивностью, зависимостью от других (орально-пассивный тип), негативизмом, сарказмом (орально-садистический тип).

Не менее важным понятием является также термин «регрессия», или же возврат человека на более ранний этап психосексуального развития. Регрессия сопровождается ребячливыми замашками, которые характерны для раннего периода. К примеру, уже взрослый человек в стрессовой ситуации регрессирует, что проявляется слезами, кусанием ногтей, навязчивым желанием выпить «чего-нибудь покрепче». Регрессия представляет собой особый случай фиксации.

Невыраженная агрессия у младенца

Во время оральной стадии ребенку необходимо присутствие матери, ее любовь и забота. Однако, если у него нет возможности обрести с родительницей удовлетворительный контакт, малыш учится подавлять это ощущение потери до того момента, пока его потребности (в том числе эмоциональные) не будут удовлетворены. Подрастая, ребенок начинает вести себя таким образом, будто бы мать ему и вовсе не нужна. Невыраженная агрессия направляется не на мать, а на него самого. Иными словами, в процессе развития у ребенка внутри создается образ родительницы, которая его не любила и которую, в свою очередь, также невозможно полюбить.

Толчком для этого всегда является заброшенность малыша. Ему не хватает присутствия матери, физического контакта, психоэмоциональной подпитки, а иногда и пищи. Возможно, мать такого малыша была психологически незрелой, не была готова к появлению ребенка и потому не сумела установить с ним контакт. Также она могла иметь трудности во взаимоотношениях с собственной матерью. Наиболее распространенная ситуация, в которой происходит застревание на оральной стадии, - когда малыша отдают в ясли или же оставляют на попечение других родственников. Мать же в это время работает, учится или занимается своими делами.

К чему приводит фиксация: последствия у взрослых

Так как малыш вечно оставался без внимания, в нем развивается такая модель поведения, чтобы постоянно цепляться за других, держаться за человека или какой-либо предмет. Иными словами, он развивает в себе зависимость от людей, вещей, явлений.

Объектом привязанности, как правило, являются основные объекты любви и ненависти - мать, отец, другие близкие домочадцы. Может возникать сильное чувство к домашним животным, что также свидетельствует о серьезном недостатке любви матери в оральной стадии. Проблемы во взрослом состоянии обычно связаны со взаимоотношениями с сексуальными партнерами, собственными детьми. Так как человек психологически застревает в раннем детстве, он не ощущает себя действительно взрослым в присутствии других людей. Это создает зависимость от них.

Также оральный характер отличается жадностью, ненасытностью объектом своей зависимости. Однако, с другой стороны, человек, ищущий для себя постоянную подпитку, оказывается неспособен принять ее. Ведь глубоко в душе он уверен в том, что ему этого не дадут. Детская психологическая травма трагически формирует его жизненный путь, мировосприятие.

Оральный характер проявляется в навязчивой привычке кусать губы, грызть ногти или колпачок карандаша, постоянно жевать жвачку. Помимо этого фиксация на данной стадии имеет и ряд других проявлений, начиная от болтливости и вербальной агрессии и до обжорства, пристрастия к курению. Подобный характер можно назвать и депрессивным, склонным к чрезмерному пессимизму. Такому человеку свойственно ощущение острой нехватки чего-то важного, значительного.

Отношения с другими людьми

Во взаимоотношениях с другими людьми человек будет стремиться к тому, чтобы окружающие его поучали, воспитывали, помогали реализовать собственный потенциал. Иными словами, в нем наличествует сильнейшая тенденция зависимости от других людей - это одна из главных особенностей застревания на оральной стадии. Фаза не была пройдена младенцем успешно, что оставляет отпечаток на бессознательном уровне. Поэтому таким взрослым требуется длительное взаимодействие с психологом, чтобы избавиться от подобного рода фиксации.

Есть и другое проявление данного вида характера - смещение. Такой человек всеми силами будет заботиться о другом или же сам начинает поучать окружающих, непрошенно вторгаясь в их личное пространство, постоянно навязываясь. Это также создает конфликты во взаимоотношениях с людьми.

Взрослый человек с подобной фиксацией постоянно терпит неудачи, так как внутренне, бессознательно считает себя недолюбленным ребенком. Он без конца жалуется на утомляемость, пассивность, склонность к бесконечным депрессиям. Он также имеет преувеличенное ощущение своей независимости. Исчезает оно при первом же стрессе - здесь человек с оральным характером наиболее остро ощущает потребность в поддержке других людей.

Такой человек постоянно проверяет себя на прочность и без труда находит для этого подходящие ситуации. Он пытается доказать себе, что является лучше других, таким образом компенсируя ощущение своей неполноценности и недолюбленности.

От него можно услышать фразы наподобие «мне нужно все или ничего», «если этот человек меня не понимает в этом вопросе, значит, он меня не понимает в принципе», «я ничего не буду вам объяснять, ведь вы все равно ничего не поймете». Иными словами, у него напрочь отсутствует гибкость в общении, толерантность.

Психологические установки фиксированного на оральной фазе взрослого

Рассмотрим главные убеждения человека, которому свойственен оральный характер.

  • «Мне не удастся этого достичь».
  • «Здесь нет ничего, что мне бы подошло».
  • «Ты должен мне это отдать, я заставлю тебя сделать это».
  • «Мне ничего от вас не надо».
  • «Все хотят меня оставить с моими проблемами наедине».
  • «Я ни в ком не нуждаюсь».
  • «Я сделаю это самостоятельно, без чужой помощи».
  • «Меня все осуждают».
  • «Я кажусь людям попрошайкой».
  • «У других имеется то, что нужно мне».
  • «Ты мне не нужен, я не буду тебя ни о чем просить».
  • «Заботься обо мне, приюти меня, обеспечивай мои потребности».

Особенности стадии, определяемые кормлением грудью

Основной процесс, определяющий особенности оральной стадии, - это грудное вскармливание. Оно позволяет ребенку не только получать необходимое питание, но и приносит удовольствие, позволяет познавать окружающий мир.

Оральная фаза является первой в развитии сексуальности человека. На этом этапе младенец все еще ощущает единение со своей матерью. Симбиоз не прекращается с завершением беременности и рождением ребенка, поэтому материнская грудь в некотором роде является для младенца продолжением его самого. В таком состоянии, по мнению Фрейда, сексуальность ребенка ориентирована на него самого. Материнская грудь приносит чувство безопасности, комфорта. Именно поэтому на протяжении всей оральной стадии необходимо кормить ребенка грудью.

Если по каким-либо причинам приходится кормить младенца смесями, следует при этом брать его на руки, чтобы сохранялся физический контакт. Он крайне важен в данный период. Чувство материнского тепла позволяет ребенку на искусственном вскармливании частично скомпенсировать недостатки этого процесса.

В младенчестве дети нередко выражают беспокойство, если их мамы нет рядом. Нередко их сложно оставить одних даже ненадолго - они начинают сопеть, кричать, проситься на руки. Психологи рекомендуют не отказывать своему ребенку. Пока что мать не просто потакает капризам ее ребенка, а позволяет ему ощущать себя уверенно в незнакомом мире. Чрезмерная строгость отрицательно скажется на развитии ребенка в будущем.

Роль гиперопеки

Наряду с излишней строгостью и пренебрежением потребностями ребенка Фрейд выделял еще один вид материнского поведения, приводящий к неприятным последствиям, - гиперопеку. Под данным термином понимается повышенное внимание, стремление во всем угождать младенцу, при этом делая это даже раньше, чем он просигнализирует о своих нуждах. Фрейд считал, что оба типа поведения приводят к формированию у ребенка такого характера, как орально-пассивный, который будет рассмотрен далее.

Приблизительно полгода у ребенка начинают прорезываться зубы. Они являются знаком начала второй фазы оральной стадии - орально-агрессивной, или же орально-садистической. Жевание и покусывание расценивается в качестве агрессивных действий, посредством которых ребенок получает возможность демонстрировать недовольство. Подобные люди во взрослом возрасте стремятся властвовать над окружающими ради достижения своих целей. Таким образом, основные оральные стадии, которых всего две, также оказывают влияние на дальнейшее психосексуальное развитие ребенка. Если потребности малыша удовлетворяются, оно будет происходить гармонично. Если же присутствует конфликт, то возможны отклонения и различные психологические нарушения.

Возникновение "эго" и "сверх-я"

Оральная фаза психосексуального развития характеризуется постепенным развитием у ребенка ощущения «я». Психика младенца изначально представлена бессознательными влечениями и инстинктивными побуждениями, которые должны быть удовлетворены немедленно. В свою очередь, ощущение удовольствия распространяется по всему тела младенца. Поначалу его «эго» оформляется в качестве инстанции, способной отсрочить удовлетворение этих потребностей, а также избрать способ достижения удовольствия и воспользоваться им. Далее будет развита и способность отбрасывать неприемлемые влечения или же способы получения удовольствия - данная функция психоаналитиками соотносится со "сверх-я".

"Эго" оказывает непосредственное влияние на то, в какой форме инстинкт сможет достичь сознания, воплотиться в активное действие. "Эго" может или разрешить инстинкту воплотиться в действии, или запретить, преобразуя влечение. Так или иначе, развитие инстинкта зависит от особенностей "эго". Оно представляет собой своеобразную линзу, в которой преломляются раздражители, поступающие из внутреннего мира.

Взаимодействие "эго" и бессознательного

Таким образом, во время оральной стадии «я» развивается, находясь на службе у "оно". В это время "эго" представлено разнообразными нарциссическими переживаниями, поскольку подавляющее большинство внутренней энергии либидо направлено на собственное тело ребенка. Если взрослый человек конкретно представляет свое «я» в процессе самопознания, то у младенца в возрасте до полутора лет "эго" существует в качестве удовольствия. При этом к нему присоединяются совершенно любые приятные аспекты окружающего мира.

На оральной стадии развития происходит развитие сознательного «я» человека как его главного наблюдаемого и испытываемого (феноменологического) свойства. На первый план сознания выходит понятие о границах личности.

Роль матери в развитии младенца

Исследования Спитца показывают, насколько опустошительным может быть недостаток внимания ребенку в течение первого года его существования. Ученый наблюдал за малышами из приюта, у которых всегда удовлетворялось ощущение голода. Однако они были в течение длительного промежутка времени предоставлены сами себе. Эти дети демонстрировали глубокие задержки одновременно в нескольких сферах развития. Часть данного синдрома получила название госпитализма.

Другие исследования, проводимые учеными Проувенсом и Липтоном, описывают замещение раннего генитального онанизма или игры (которые имеются у каждого ребенка при условии удовлетворительных отношений с матерью) другими аутоэротическими действиями в случаях проблем в отношениях. Если же мать отсутствовала совсем (как в детском приюте), эти явления исчезали полностью. Исследования показывают, что материнское кормление грудью имеет решающее значение для нормального развития ребенка.

Еще один взгляд на границы оральной стадии: микропсихоанализ

Если классический психоанализ предполагает, что данная фаза психосексуального развития длится от 0 до 18 месяцев, то в настоящее время все большее распространение получает точка зрения, согласно которой она начинается еще раньше - в утробе матери.

Фрейд сумел развенчать миф о «золотом детстве», предполагавшем, что ребенку неведомы конфликты и темные влечения. Но в 70-е годы прошлого столетия встал под вопрос еще один миф - о «золотом веке» пренатального периода, когда ребенок и мать находятся в полном психологическом и физическом симбиозе и потребности еще не рожденного малыша удовлетворяются автоматически. Направление, изучающее психосексуальное развитие человека во время внутриутробного развития, получило название микропсихоанализа. Его сторонники показали, что ни о каком пренатальном симбиозе матери и дитя не может идти речи. Участники этой диады состоят в сложных, а нередко и в конфликтных взаимоотношениях. Дитя появляется на свет, уже имея непростой опыт борьбы, конфронтации. С данной точки зрения психологическая травма рождения не является первичной психотравмой. И подавно на эту роль не претендует прекращение кормления грудью.

Беззащитен ли младенец?

Считается, что ребенок появляется на свет совершенно беспомощным. Однако это не совсем так. Ему еще только предстоит обнаружить собственную беспомощность и отыскать средства избавиться от нее в контакте с матерью, что и происходит во время оральной стадии. Беспомощность обнаруживается только в тот момент, когда младенец на какое-то время испытывает потребность в воде, еде, пище. И именно удовлетворение этих нужд для ребенка на данном этапе связано с областью рта.

Необходимость аутоэротического удовольствия для ребенка: взгляд А. Фрейд

То, что младенец во время грудного вскармливания испытывает удовольствие, сравнимое с эротическим, доказывается наличием эрекции у младенцев мужского пола. Подобное возбуждение испытывают и девочки. Как было показано дочерью Зигмунда, определенное количество подобной стимуляции совершенно необходимо младенцам для нормального психологического развития. В данном отношении в любом возрасте (не только в оральной стадии) запреты родителей неуместны. В противном случае ребенок вырастает пассивным, зависимым. У него могут наблюдаться не только нарушения в психосексуальном развитии, но и интеллектуальные отклонения.

Физическое и психологическое единство

В оральной стадии ребенок пока не отделяет себя от своей матери в психологическом плане. Единым он считает и собственный организм с ее телом. В случае дефицита тактильного контакта возникают различные нарушения поведения во взрослом возрасте. Данные нарушения касаются прежде всего сексуального поведения и наблюдаются не только у людей, но и у приматов. Это было показано большим количеством исследований, проведенных в 50-70-е годы прошлого столетия.

Особая опасность возникает в ситуации, когда ребенок не просто на оральной стадии оказывается в отрыве от матери, а в такой обстановке, когда приближение взрослого означает гарантию болезненных процедур. У такого человека в бессознательном запечатлевается неосознаваемый страх перед физическим контактом с другими людьми, а также серьезные отклонения сексуального характера. Поэтому нахождение ребенка в условиях стационара должно быть организовано только как совместное с матерью.

Оральная и анальная стадии: различия

Следующий этап был назван Фрейдом анальным. Начинается он в возрасте порядка 18 месяцев и длится до трех лет. Оральная и анальная стадии отличаются источником удовольствия у ребенка. Если для младенца это рот, то на следующем этапе ребенок получает удовлетворение от задерживания кишечника и последующего выталкивания фекалий. Постепенно ребенок учится усиливать наслаждение посредством отсрочки опорожнения.

Оральная и анальные стадии развития, согласно Фрейду, во многом определяют поведение уже взрослого человека. На данных стадиях задается вектор его личностного развития. Если застрявший на оральном этапе ребенок может стать зависимой или агрессивной личностью, то фиксация на следующей фазе приводит к педантичности, жадности, упрямству. Оральная и анальная стадии развития - это всего лишь два первых этапа в жизни ребенка. За ними следует фаллическая, латентная и генитальная стадии. За это время ребенок должен преодолеть Эдипов комплекс и научиться жить в обществе, внося в него свой трудовой вклад.

Характеристики анальной и оральной стадии также различны. Если на первом этапе основой качественного психологического развития является забота и любовь матери, то на следующей стадии от обоих родителей малышу необходимо принятие и похвала. Интерес к фекалиям у ребенка совершенно естественен. Дети в этом возрасте лишены брезгливости. Фекалии они воспринимают как первую принадлежащую им вещь. Если родители будут хвалить ребенка за успешное пользование горшком, фиксации на данной стадии не произойдет.

Оральная стадия по Фрейду - важнейший этап в развитии личности. Зная особенности данной ступени и других фаз развития, родители и педагоги получают возможность избежать нанесения психологических травм ребенку. Формирование личности в таком случае произойдет с наименьшим ущербом, а значит, ребенок будет расти более счастливым.

Один из известнейших психоаналитиков, автор теории психосексуального развития - Зигмунд Фрейд. Основная идея его предположения - тот факт, что индивидуальность начинает формироваться с раннего возраста. В настоящее время теория получила широкое распространение, активно применяется на практике, в то же время являясь объектом споров. Психосексуальная теория развития З. Фрейда предполагает последовательное прохождение человеком нескольких стадий, в пределах которых энергия, направленная на поиск удовлетворения, концентрируется в ряде эрогенных зон. Эта энергия, как следует из рассуждений Фрейда - основной стимул для человека вести себя некоторым образом.

Шаг за шагом

Предложенные З.Фрейдом в теории психосексуального развития стадии - пять последовательных этапов. В их число входят: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Начиная с самого начала

Первой начинается оральная - с момента, когда человек появляется на свет, и приблизительно до достижения годовалого возраста. На этом этапе наиболее значимый эрогенный участок - рот ребенка. Его исключительная важность обусловлена поступлением питания. Одновременно растущий человек может получать удовлетворение разной степени выраженности, включая дегустацию. На этой выделенной З. Фрейдом стадии психосексуального развития личности человек находится в абсолютной зависимости от ухаживающего опекуна. Это приводит к формированию доверия, ощущению комфорта.

Ключевой конфликт этой стадии психосексуального развития по Зигмунду Фрейду - переход на новый режим питания, отлучение от материнской груди. Чадо в меньшей степени зависит от ухаживающего за ним человека. В то же время фиксация ситуации стала бы причиной враждебного отношения, могла бы спровоцировать появление зависимости. Зафиксировав ребенка у груди, тем самым взрослый обеспечит ему немало сложностей с питанием в будущем. Возможны также определенные проблемы с курением табака, привычкой грызть ногти.

Шаг второй

По достижении годовалого возраста ребенок вступает в анальную стадию психосексуального развития личности. З. Фрейд в своей теории указал: этот период длится приблизительно до трехлетнего возраста. Эрогенной зоной считается контроль мочевого пузыря, функционирование живота. Акцент либидо сделан на управлении функциями мочевого пузыря, а также испражнениями. Основная задача ребенка - обучиться контролю таких процессов, тем самым пройти очередной шаг на пути приобретения независимости, самостоятельности.

Как указывал Фрейд, на втором шаге развития успешность определяется помощью со стороны старших в обучении новым функциям. Задача родителей - хвалить успешные попытки, дабы дать ребенку познать ощущение себя способным, производительным. Позитивные итоги второго этапа развития - основа гармоничного развития личности. психосексуального развития, выделенная З. Фрейдом, становится базой креативности, работоспособности человека в будущем.

Обратить внимание

Так сложилось, что хорошо работающая теория далеко не всегда на практике оказывается столь же эффективной. Не каждый ребенок получает достаточную поддержку со стороны старшего поколения, многим кажется, будто бы гораздо более эффективными инструментами воспитания будут наказанием и насмешки.

Как следует из теории Фрейда о психосексуальном развитии, излишне раннее обучение ребенка пользованием туалетом неразумно, так как ведет к приобретению таких личностных черт, как жесткость, твердость, строгость, помешанность, излишняя чистоплотность. Слишком снисходительное отношение в период обучения может стать причиной склонности к грязи, расточительности, излишней индивидуальности.

Этап третий

По мере достижения трехлетнего возраста ребенок переходит в следующую упомянутую в учении по Фрейду стадию психосексуального развития личности - фаллическую. Длительность периода в среднем - до достижения шести лет. Эрогенным участком становятся органы репродуктивной системы, внимание концентрируется на гениталиях. В этот период приходит первичное осознание отличия полов друг от друга. Согласно идеям упомянутого психоаналитика, ребенок мужского пола уже в этот период начинает видеть конкурента в отце. Объектом соперничества становятся взаимоотношения с матерью. Все эти чувства полностью раскрывает Эдипов комплекс. Фрейд сформулировал предположение о беспокойстве кастрации, связанном с возможным со стороны отца наказанием.

Маленьким девочкам на этой стадии психосексуального развития ребенка по Фрейду свойственен комплекс Электры. Одновременно с этим ученый считал, что многие уже в период младшего детского возраста начинают переживать отсутствие полового мужского члена. Эти ощущения могут преследовать женщину всю жизнь.

Шаг четвертый

Эта стадия психосексуального развития по Фрейду кратко называется латентной. Она начинается по мере достижения шестилетнего возраста и длится, пока не наступит половая зрелость. На этом этапе в либидо наблюдается затишье, активности нет. Начало стадии приходится на момент поступления ребенка в общеобразовательное учреждение. Впервые у малыша появляется заинтересованность во взаимодействии со сверстниками. В это время в жизнь входят увлечения, разнообразные занятия.

Рассматривая суть этой стадии психосексуального развития по Зигмунду Фрейду, можно назвать ее исследовательским периодом, во время которого либидо существует, но направлено на различные аспекты, социальное взаимодействие. Фрейд не отрицал наличия в этом составляющей сексуального преследования. Формирование личности, четвертый шаг развития, как утверждал психоаналитик, закладывает способности общаться, становится базой для развития социальных навыков и качеств, а также позволяет личности получить уверенность в себе.

Пятый этап

Эта психосексуальная стадия развития личности по З. Фрейду называется генитальной, начинается в половозрелый период и продолжается до самой смерти. Либидо пробуждается, становится активным. Завершающий этап развития дает человеку повышенную сексуальную активность относительно противоположного пола. Половозрелый период сопровождается развитием чувств, их нарастанием по мере взросления.

Если все указанные Фрейдом стадии психосексуального развития, фиксация и регрессия этих этапов пройдены успешно, благополучно, человек становится полноценным. Ему будет присуща нордическая личность, способность заботиться о других. Основная задача всех шагов вообще и заключительного в частности - добиться равновесного взаимодействия разных жизненных аспектов, гармонии.

Особенности теории

Эрогенные зоны, о которых говорил Фрейд - это сексуальные цели человека на разных этапах развития. Ученый рассматривал характеристики, а также первопричины внутренних конфликтов. В его теории немало точно определенных способов совершенствования личности, и конфликт является одним из них. От шага к шагу человек продвигается через конфликт, без него невозможно появление новой личностной структуры. Две стороны конфликта - влечение и сложности в достижении желаемого, среда и наследственное. Противоречие как база совершенствования - центр теории психосексуального развития по Фрейду. Психоаналитик утверждал, что при соответствии желаний и возможностей человек не сможет развиваться.

Шаг первый: подфазы

Оральный этап развития можно разделить на два дополнительных, следующих друг за другом. В первые полгода жизни человек переживает стадию, именуемую орально-инкорпоративной. В этот момент основная черта личности - аутоэротизм. Человеку не требуются внешние объекты, чтобы удовлетворить свое влечение. Еще одна важная особенность личности - глобальный нарциссизм. Сексуальное влечение обращено строго на себя, основной принцип - достижение удовольствия, при этом чадо не способно отделить себя от своей матери. Наслаждение достижимо, если сосать грудь матери, и конфликтом, который может быть причиной невротизации, становится кормление искусственным способом.

Далее психосексуальное развитие (по Фрейду) вступает в фазу, именуемую орально-садистической. Обычно она начинается по достижении полугодовалого возраста и продолжается до годовалого. В этот период постепенно ребенка отучают от питания материнским молоком и делают больше промежутки между трапезами. Пищевое поведение более четко регулируется, регламентируется взрослыми, навязываются нормы, поэтому получать наслаждение становится сложнее. Беспрепятственного удовольствия более нет, его место занимает реальность; мать на время уходит от ребенка, и он остается в одиночестве. Такой опыт становится базой формирования человеческого эго. Появляются границы, посредством которых личность отделяется от внешних условий, объектов.

Особенности шага

Психосексуального развития сопровождается амбивалентным отношением к матери. Мазохизм, садизм приобретают биологический, психический фундамент. У ребенка начинают появляться первые зубки, вместе с ними - новый путь изучения окружающего мира, и зубы становятся инструментом, опробуемым на матери. Таким образом, одновременно женщина приносит наслаждение, но можно ее наказать. Мать отдаляется от ребенка, переводя его на искусственное питание, что является и отрицательным фактором, и стимулом для развития, детерминации личности. При неэффективности решения конфликта процессы развития сбиваются, вступает в силу фиксация, вытеснение, что провоцирует формирование невротического синдрома.

Формирующийся на рассматриваемой стадии психосексуального развития механизм вытеснения чаще всего - возникающий в горле комок, рвота по причине истерии. Фиксация - формирование четкой связи между ртом и удовольствием, что становится в будущем причиной излишнего употребления еды, курения. Такие люди любят целоваться, частенько выпивают. Либидо фиксируется на оральной стадии. Если это происходит на раннем этапе, человек становится доверчивым сверх меры, и в будущем будет жертвой обманщиков. Другие слишком беззаботны, не понимают ответственности и уверены в том, что в любой ситуации на выручку придет третий человек, способный справиться со всеми проблемами. Если фиксация происходит на более позднем этапе развития, человек становится враждебным и недоверчивым, может быть жадным и требовательным. Как правило, ему свойственна неудовлетворенность в любой ситуации.

Анальный этап: две подфазы

Первая фаза анальной стадии развития личности по Фрейду называется анально-садистической и длится около полугода. В это время особенно активно выражено противостояние старших и младших. Боль, напряжение становятся для младшего источником удовольствия, в силу чего могут выработаться садо-мазохистские наклонности. Причина этому - попытка сопротивляться старшим.

Приблизительно с полутора лет начинается фаза удержания. Эта стадия развития личности по Фрейду называется анально-ретентивной. Ребенок уже может контролировать функциональность своего организма, а также окружающее, отпускать и удерживать его. Реальность начинает соотноситься с удовольствием, а эго становится методом контроля взаимоотношений со средой. Ребенок тестирует мир вокруг, исследуя его на предмет удовлетворения желаний.

При фиксации на этой фазе человек может стать упрямым, упорным, скупым, экономным, ему могут быть присущи любовь к коллекционированию и накоплению. Второй вариант - склонность противостоять, упрямиться, а также выраженный негативизм. Иногда фиксация становится причиной получения удовольствия от наказания. При этом искажается половое влечение. Как правило, наблюдается энурез.

Фаллический этап: особенности

Именно на этой стадии психосексуального развития по З. Фрейду впервые у ребенка формируется инцестозный интерес. У мальчика на бессознательном уровне есть сексуальное влечение к женщине, родившей его, и одновременно рождается желание избавиться от отца, в котором видится соперник. При положительной версии Эдипова комплекса установка относительно отца двойственная, враждебность сопутствует восхищению силой особи, что сопровождает нежное влечение относительно главной женщины в жизни ребенка. Впрочем, его ограничивают запреты, установленные общественной жизнью, и взаимодействие строго регламентируется правилами, что затрагивает тактильный аспект, ласку, сон рядом. Комплекс разрешается через отказ от влечения, повышение соотнесения себя и отца.

На этой стадии психосексуального развития по З. Фрейду важную роль играет родовая человеческая память, сохранившаяся с первобытных времен. Разрешаясь, комплекс дает ребенку Сверх-Я, структуру, чьи особенности определяются тем, насколько быстро и эффективно комплекс был разрешен. Сверх-Я включает в себя нормы, правила общества, идеалы и ограничения. При отрицательном варианте ребенок испытывает к женщине ненависть, любит отца, а в будущем это может стать причиной проявления однополого влечения. Если комплекс Эдипа слаб, Сверх-Я также формируется слабым, что может преследовать ведь период взросления. Комплекс Эдипа часто долгое время сохраняется у женщин, так как им не присуще опасение процедуры кастрации.

Подростковый период: особенности

В соответствии с делением стадии психосексуального развития по Фрейду на это время приходится этап, когда баланс сил психики нарушается, что приводит к последствиям, существенно варьирующимся по тяжести. Возможен откат к предыдущим шагам, когда подросток не в силах справиться с давлением внутренних аспектов личности. Некоторые отказываются от еды, что показывает регрессию к оральному шагу. На аналогичное расстройство будет указывать стремление курить, употреблять алкоголь, есть слишком много. Слишком сильное пристрастие к порядку или полное его игнорирование, неопрятность могут говорить об откате к анальному этапу.

Подросткам, как видно из учения о стадиях психосексуального развития по Фрейду, присуща жестокость, агрессивное поведение, в том числе направленная на себя агрессия, которая может стать причиной суицидальной попытки. Кроме того, в этом периоде особенно часты расстройства эмоционального фона, повышенная склонность к тревоге. Психоаналитик выделил аскетизм, интеллектуализм и отрицание сексуального влечения как пути защиты себя через манеру поведения. В наше время широко распространен эскапизм, при котором подросток погружается в мир виртуальности, мечтаний и фантазирования, ради чего готов прибегать к наркотикам и иным стимуляторам.

Нарушения и прогресс

Согласно делению на стадии психосексуального развития по Фрейду, этап, именуемый генитальным, может сопровождаться некоторыми нарушениями, в силу чего личность формируется нарциссической, гомосексуальной. Для представительниц слабого пола присущ феминизм, у мужчин наблюдается постановка карьерных ценностей на первое место, а также деятельности в социуме вместо стремления к семье. Кроме того, такие люди отдают предпочтение представителям своего пола. А вот при нарциссическом варианте человек становится выраженным индивидуалистом, самовлюбленным и неспособным на близкое, качественное взаимодействие с другими участниками общества.

Стоит отметить: деление на стадии психосексуального развития по Фрейду позволило точно понять, как сильно влияет семья, общественное окружение на личностное формирование. Показана значимость общения с другими людьми, важность детского периода, в том числе самых ранних этапов, для формирования и становления полноценного человека.

Фрейд продолжал развивать идею, ориентируясь на теорию двухфакторной парадигмы, а также признавая важность активности взрослеющего человека в рамках личностной детерминации. Аналогичные теории наравне с ним продвигали Ма-Лер, Винникотта. Нельзя не упомянуть важность вклада Юнга, рассматривавшего проблематику зрелой личности, Адлера, на базе учения которого сформирован к воспитанию младшего поколения.

Об авторе идеи: успехи и теории Фрейда

Зигмунд Фрейд по праву считается одним из самых известных психоаналитиков, психологов, когда-либо существовавших в нашем мире. Психоанализ стал настоящим культом, охватившим планету, благодаря чему имя австрийского ученого известно сегодня всем и каждому. Одновременно с этим учения его многим представляются искаженными, обесценившимися.

Мало кто сегодня помнит, что наиболее известным пациентом доктора был эмигрант из России - Панкеев, выпустивший затем книгу о психологе. Панкеев на сеансах рассказывал о своих сновидениях, в которых к нему приходили волки, за что получил анонимное прозвище «Человек-волк». Панкеев считается не прошедшим до конца лечение - вероятно, из-за языковых сложностей, в силу чего в определенный момент сновидения начали расшифровываться неверно.

И по сей день многие пытаются разобрать случай Панкеева для определения истинности причин его невроза. Звучит немало идей и предположений, а также возможных языковых нюансов, спровоцировавших неудачу Фрейда.

Фрейд, учение и ученики

Наиболее известный последователь теории Зигмунда Фрейда - Карл Юнг. Среди прочих он выделялся своим происхождением - Юнг не принадлежал к числу евреев. Среди своей группы он оказался самым успешным и известным психоаналитиком. Сам Фрейд говорил о необходимости в представителях арийцев, дабы учение не превратилось в объект гонений по причине антисемитских настроений.

Предположительно, отношения ученого и его последователя испортилась по причине различия в оценке либидо. Многие также указывают на еврейку родом из России, выбравшую Юнга в качестве психотерапевта. Женщина не просто проходила лечение, но также вступила в связь со своим доктором и рассказывала о фантазиях в письмах к Фрейду. Именно в них она писала о возможном сыне, который должен был родиться от Юнга и спасти человечество, так как воплотил бы в себе достоинства и арийцев, и евреев. В конце 1911 она вступила в Венское общество психоаналитиков в рамках заседания, ставшего моментом исключения из этой организации Адлера и еще нескольких человек. Эта история стала базой теории любовного переноса, сформулированной Фрейдом позднее.

Шаг за шагом

Не только Фрейд занимался разработкой системы, которая бы объединила особенности либидо и психосоматические нарушения. Над формированием и развитием такой теории работали многие его последователи, в том числе и его дочь. Анна посвятила жизнь закономерностям личностного формирования младшего поколения и установила: сексуальное развитие соответствует установлению агрессивности личности. Так, оральная стадия сопровождается укусами, анальная - садизмом, фаллическая - зазнайством, подростковая - дисоциальными явлениями.

На каждом из этапов есть некий конфликт инстинкта и внешний ограничений, связанных с социальным устройством. Ребенок развивается скачками, процесс не может быть постепенным, есть регулярные отходы назад и продвижение существенно вперед. Условно Фрейд описывал это как шаг назад на два, сделанных вперед. Это позволяет постепенно социализироваться: удовольствия уступают место реальным условиям. Внутренние принципы требуют искать удовольствий, но желания могут быть удовлетворены только за счет наружной силы, причем преимущественно ключевую роль играет мать. Ее любовь, вкусы, настроение, неприязнь - все это во внушительной степени определяет развитие чада, и быстрее всего развивается самый любимый ребенок.

Завершится ли процесс?

Нельзя назвать зрелым ребенка, если его желания властвуют над его личностью, а внешний мир решает, удовлетворить таковые или отказать в них - будь то отец, мать, сторонние лица. Принцип удовольствия требует получения желаемого вне зависимости от цены, которую за это требуется уплатить. Это может стать причиной склонности вести себя асоциально. Если действия обусловлены реальностью, внимание уделяется требованиям, предъявляемым окружающим миром, человек может стать взрослым. Для этого он должен обучиться анализу, принятию решений и оценке намерений. В то же время следуя реальности как основополагающему принципу поведения, человек может не соответствовать требованиям социума.

Фрейд говорил об асоциальности в ребенке, развивающейся под влиянием нормальных аспектов жизни в период взросления - ревности, корыстных целей, жадности. Человеческой психике присущи некоторые защитные механизмы, в силу чего не осознаются наиболее осуждаемые социумом стремления, а иные трансформируются в противоположное направляется на иной объект, проецируются на иного человека. Социализация становится продолжительным и непростым процессом, но ее успешное прохождение позволяет включиться в жизнь социума.

Все мы родом из детства, но еще до рождения в человеке уже заложены инстинкты, в т.ч. сексуальный. Бессознательная часть психики (по Фрейду - Оно) является наследственным фактором, а влияние внешнего мира, окружения, общества способствуют возникновению сознания и Сверх-Я.

Согласно теории Фрейда развитие личности идет поэтапно, выделяется пять стадий психосексуального развития - оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Особенности прохождения этих стадий ребенком и обусловливают судьбу, характер, а также разновидность нарушений психики, проблемы и трудности в жизни взрослого человека.

Каждый из этих этапов развития характеризуется определенным способом проявления энергии либидо через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Либи́до - (похоть, желание, страсть, стремление) - одно из основных понятий психоанализа, введенных Фрейдом, обозначает сексуальное желание или половой инстинкт. Понятие включает не только само стремление к сексу, а всю энергию влечения к тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, себялюбие (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т.д. Если либидо удовлетворяется не полностью или неадекватным образом, человек рискует остановиться на достигнутой стадии, не развиваться дальше и у него фиксируются определенные черты личности.

Оральная стадия

Оральная стадия начинается сразу с момента рождения и продолжается примерно до полутора лет. На этой стадии (период кормления грудью) рот младенца становится эрогенной зоной - зоной удовольствия, и х арактеризуется сосредоточением большей части энергии либидо в области рта. Рот же является первой областью организма, которой ребёнок может управлять. А материнская грудь удовлетворяет не только потребность в пище, но и становится первым сексуальным объектом. Во время кормления ребёнка покачивают, поют ему песни или что-то говорят. Это уменьшает напряжение и ассоциируется ребёнком с процессом кормления (удовольствия). Формируются установки относительно окружающего мира: доверие - недоверие, зависимость - независимость, чувство надежности, опоры или отсутствия надежности и опоры, т.е опасности мира. Формируются навыки любви.

Все дети испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди, бутылочки с соской, пустышки, ибо это лишает их удовольствия, и чем больше эти трудности, тем сильнее концентрация либидо на оральной стадии. Если ребенок получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию и произошла его фиксация на первой фазе оральной стадии (примерно до 6 месяцев), то может сформироваться орально-пассивный тип личности, что проявляется в беспомощности, излишней доверчивости, избалованности и в поиске постоянного одобрения, поддержки от окружающих.

Во второй половине первого года жизни в ребенка появляются зубы, начинается вторая фаза оральной стадии - орально-агрессивная, когда укусы становится средством выражения недовольства или даже наказанием за не предоставление удовольствия по первому требованию. Если фиксация происходит в этот период, то во взрослой жизни человек склонен спорить по любым поводам, пессимизму, критике, цинизму, эксплуатации, доминированию с целью удовлетворения собственных нужд и даже к садизму.

Область рта, по мнению Фрейда, остаётся важной эрогенной зоной на протяжении жизни человека и выражается остаточным оральным поведением: обжорством, курением, употреблением алкоголя, обгрызанием ногтей, жеванием жевательной резинки, словесной агрессивностью, поцелуями, преобладанием орального способа получения сексуального удовлетворения и т.п. Уже на данной стадии люди делятся на оптимистов и пессимистов.

Анальная стадия

Эта стадия начинается примерно в полуторагодичном возрасте и продолжается примерно до трех с половиной лет. На этой стадии ребенок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом и перемещает внимание сначала на ощущения, имеющие отношения к дефекации, а позднее на те, что связаны с мочеиспусканием. В этот период дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий и мочи.

Родители приучают ребенка к туалету по-разному, и способ приучения влияет на его позднее личностное развитие. В случае неадекватных либо завышенных требований родителей формируются реакции протеста - удерживание (анально-удерживающий тип личности ) или выталкивания (анально-выталкивающий тип личности). В первом случае протест выражается в удержании, замедлении процесса, чтобы заставить родителей ждать, осчастливить или наказать их таким образом, могут быть запоры. Во взрослой жизни человек характеризуется упрямством (как в хорошем, так и в плохом смысле), скупостью, накопительством, собирательством всего, что «может пригодиться», пунктуальностью, методичностью, неспособность переносить беспорядок и неопределенность. Во втором случаи протест выражается в выталкивании - родителей можно осчастливить чистым полом (постелью, штанами и т.п.) или наоборот - наказать грязным, могут быть расстройства ЖКТ. Во взрослой жизни - склонность разрушению, беспокойству по любым поводам и без таковых, импульсивность, жестокость, садомазохизм.

Если родители поощряют своих детей регулярно опорожнять кишечник и хвалят их за это, у них развивается способность к самоконтролю, воспитывается позитивная самооценка и даже развиваются творческие силы.

Фаллическая стадия

Начинается после окончания анальной стадии и продолжается примерно до шестилетнего возраста ребенка. В этот период проявляется активный интерес к своему телу, его строению, к функциям отдельных органов, особенно половых. Дети могут рассматривать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах рождения и половых отношений, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, испытывать сексуальные побуждения. Появляется интерес к родителю противоположного пола, происходит идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. Главный символ этого периода - мужской половой орган, фаллос, основная задача - половая самоидентификация. Формируется Супер-Эго как контролирующая часть личности, отвечающая за соблюдение полученных норм поведения и следования образу правильного поведения. Более подробно так называемый Эдипов период описан в заметках «Психология: Эдипов комплекс» (в отношении мальчиков) и «Психология: Электры» (в отношении девочек) на моем сайте.

Неразрешенные проблемы Эдипова периода расцениваются психологами и психотерапевтами, как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно связанных с импотенцией, фригидностью, гомосексуализмом, инцестом, поиском партнера, похожего на родителя противоположного пола. Фаллической стадии соответствует зарождение таких черт, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, проявление социальных моделей поведения, свойственных своему полу.

Латентная стадия

Буря утихла… Период примерно с шести до примерно двенадцати лет (у девочек чуть раньше) характеризуется снижением полового интереса, и ребенок активно направляет свою энергию на несексуальные цели: обучение, овладение определенными навыками (проявляется интерес к определенному делу или области знаний), освоение общечеловеческого опыта и культуры, форм поведения, свойственных данному полу, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми вне пределов семейного окружения. В этот период, как считают многие психологи, в дружбе мальчиков с мальчиками, а девочек с девочками проявляется гомосексуальная тенденция. Удовольствие получают от успехов в том или ином виде деятельности (учебе, спорте, творчестве и т. п.). Фиксация на этой стадии выражается склонность к честолюбию, достижению успеха любой ценой, к карьеризму, когда успехи в работе, бизнесе становятся главным содержанием жизни, а любовь, отношения с людьми, семья, дети, друзья (человеческие ценности) смещаются на второй план. Фиксация на латентной стадии обусловливает также формирование шизоидного характера.

Генитальная стадия

С двенадцати лет (у девочек чуть раньше) и до конца жизни - заключительный этап психосексуального развития человека. Происходит биологическое созревание в пубертатный период, все бывшие эрогенные зоны объединяются, и появляется стремление к нормальному сексуальному общению , происходит прилив сексуальных сил. На данном этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Становится важным поиск своего места в обществе, выбор полового партнёра, создание семьи. Происходит освобождение от авторитета родителей и от привязанности к ним. Таким образом, развитие завершается наступлением психологической зрелости, характеризующейся способностью к безусловной любви к другому человеку, зрелой сексуальностью, отношением к детям, именно как к детям, стремлением реализовать свои способности на благо человечества.

Но этой стадии достигают далеко не все: многие люди по различным причинам останавливаются на предыдущих этапах. Фиксация на них представляет собой неспособность продвигаться от одной психосексуальной стадии к другой. Она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для того этапа, на котором произошла остановка, формируя характер и тип личности, специфические проблемы взрослой жизни. Человек взрослеет только телом, его психика остается детской, ему очень трудно своей детской психикой встречаться с реалиями взрослой жизни. И даже достигшие зрелости люди иногда регрессируют к более ранним стадиям развития под давлением жизненных трудностей. Но они способны вернуться к зрелому состоянию в отличие от тех, кто пятой стадии никогда не достигал. Согласно теории Фрейда, с чем соглашаются современные психологи и психотерапевты, нормальное развитие происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, протекающее благодаря механизмам вытеснения, регрессии или фиксации, порождает патологические характеры. Описано два часто встречающихся типа нарушений в формировании характера на этой стадии: психическая гомосексуальность и нарциссизм. Психические гомосексуалисты не проявляют гомосексуальность, как половое извращение, а строят свою жизнь, предпочитая друзей и тесные связи в компаниях лиц своего пола семье, отдавая первенство дружбе и деятельности в кругу лиц своего пола. Часто это отражается в выборе профессии: выбирается такой род деятельности, где присутствие лиц противоположного пола минимально или полностью исключено (пример моряки, полярники и т.п), или осуществляется бегство от противоположного пола (пример заключенные, монахи и т.п). Второй тип нарушения - нарциссизм, когда вся энергия либидо направляется человеком на самого себя, внимание концентрируется только на себе, своих действиях и переживаниях. Главным становятся самоудовлетворение и самодовольство.

Переход на следующую стадию развития происходит в результате разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения на предыдущей стадии. Нормальное детское развитие происходит скачками, не постепенно, а вперед и снова назад, с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании. Само развитие есть процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от удовольствия к реальности. Поиск удовольствия - внутреннее стремление, а удовлетворение желаний зависит от внешнего мира, а в детстве в основном от матери. Ребенок остается незрелым до тех пор, пока его желания получать удовольствия господствуют над ним, а решение об удовлетворении их или отказе в удовлетворении принадлежит родителям или другим людям. Стремление к удовлетворению своих желаний любой ценой может обусловить асоциальное пове дение. Только когда ребенок способен действовать исходя из реальности, учитывать требования социального окружения, анализировать и контролировать свои намерения и самостоятельно решать, нужно ли то или иное побуждение отклонить или превратить в действие, возможен его переход к взрослому состоянию. В этом помогают защитные механизмы психики: часть инстинктивных желаний, не одобряемых в обществе, вытесняется из сознания, другие переходят в свою противоположность (реакционные образования), направляются на иные цели (сублимация), переадресовываются другим людям (проекция). Так сложно и болезненно происходит социализация ребенка, включение его в жизнь общества.

Никто не станет отрицать тот факт, что понимание процессов развития ребенка имеет ключевую роль в формировании личности, и понимание этих процессов должно быть максимально полным, ведь в раннем возрасте во многом формируется потенциал и характер человека, его личность. Начиная с самых ранних этапов развития, родителям следует внимательно наблюдать за появлением так называемых особенностей развития своего чада, ведь у каждого ребенка формируется набор предпочтений, способы осмысления сексуальности, сексуальной ориентации. В психоанализе это называется психосексуальным развитием . Об этом и пойдет речь в данной статье.

Психосексуальное развитие

При существующих нескольких теориях психосексуального развития, хотелось бы остановиться на одной из них. Основателем этой теории является , и называется она психодинамической теорией . Согласно ей, все дети от рождения обладают задатками сексуальной энергии, и направлена она может быть абсолютно произвольно, то есть ребенок изначально не относит себя ни к одному из полов. Лишь со временем так называемое либидо локально формируется в эрогенных зонах, а в более позднем периоде - в области гениталий.

Согласно Фрейду, либидо - сексуальное влечение , является основой человеческой психики, и прежде чем стать сексуальностью в общем понимании этого слова, оно проходит несколько стадий развития. Другими словами, в определенные промежутки времени центрами психосексуального волнения ребенка являются не половые органы, а иные объекты.

Согласно Фрейду, можно выделить пять стадий развития сексуальности:

  1. Оральная - продолжается от момента рождения до полутора лет.
  2. Анальная - от полутора до трех лет.
  3. Фаллическая - от трех лет до шести-семи.
  4. Латентная - примерно с шести до тринадцати лет.
  5. Генитальная - с начала полового созревания (пубертата) примерно до восемнадцати лет.

На каждой из стадий лежит ответственность за формирование обусловленных черт индивида. Благополучное прохождение каждой из пяти стадий характеризуется внимательным и чутким отношением родителей к ребенку, условиями воспитания, проживания и обучения.

При несоблюдении этого ряда условий может наступить так называемая фиксация-остановка развития в какой-то одной из стадий . Впоследствии это приведет к тому, что человек во взрослом возрасте на уровне подсознания сохраняет воспоминания о той стадии, на которой случилась фиксация, и для каждой стадии это будет иметь свои последствия.

Недаром считается, что мотивы каких-либо поступков нужно искать в детском возрасте. Это могут быть проблемы во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и всеми теми, кто окружает ребенка.

Говоря о стадиях развития, хотелось бы вкратце рассмотреть каждую из них.

Оральная стадия

На этой стадии главным органом чувств и объектом локализации наслаждения и удовольствия является рот ребенка. С помощью него он питается, воспринимает себя и материнскую грудь как единое целое. При этом в процессе кормления грудью ребенок ощущает удовольствие сродни эротическому , у младенцев мужского пола может возникать эрекция во время кормления. На оральной стадии сексуальная энергия ребенка направлена прежде всего на самого себя, это состояние называется аутоэротизмом .

Часто на этой стадии дети исследуют свое тело, могут играть с половыми органами. Это ни в коем случае не должно вызывать негативную реакцию со стороны родителей, запреты и тем более наказания. На протяжении всего периода важно не заменять грудное кормление на искусственное , так как тактильный контакт с матерью, и в частности с грудь, представляют для ребенка основные источники удовольствия .

Анальная стадия

В отличие от предыдущего периода, на этой стадии внимание концентрируется на области сфинктера. Примерно к трем годам ребенка приучают к горшку, и у него процесс испражнения вызывает огромный интерес отчасти из-за того, что он может контролировать этот процесс сам, к тому же это первое проявление самостоятельных действий. На данном этапе важно то, как именно родители приучают ребенка к горшку, ведь слишком ранние попытки посадить малыша на горшок либо слишком строгий контроль за процессом могут только навредить ему. Важно относиться к новому для ребенка делу лояльно и максимально корректно. Период характеризует отношение ребенка в более взрослом возрасте к социальным нормам.

Фаллическая стадия

Берет свое начало примерно в возрасте трех лет. Ребенок открывает для себя некий треугольник, в котором помимо матери теперь присутствует еще и отец. На этой стадии у детей начинает проявляться интерес относительно межполовых различий , конкретно - матери и отца, и, в общем, - остальных взрослых, этим Фрейд объяснял повышенный интерес ребенка к своим половым органам. Стадия также характеризуется наличием "неудобных" тем и вопросов, от которых, безусловно, не нужно отмахиваться, а тем более строго реагировать, ведь интерес ребенка здесь вполне уместен.

Латентная стадия

Период с шести до двенадцати лет можно назвать "относительно спокойным". Здесь на первый план выходит социализация, налаживание контактов со сверстниками, разнообразные увлечения, такие как спорт, творчество, наука. На этой стадии появляются новые составляющие личности.

С момента рождения наше существование подчиняется лишь одной составляющей. Фрейд обозначил его как "Оно". "Оно" можно характеризовать как набор наших бессознательных инстинктов и желаний, за которые отвечает принцип удовольствия . В тот момент, когда реальность накладывает свой отпечаток, и вступает в противоречие со стремлением к удовольствию, появляется новая составляющая - "Я". Она полностью подчиняется принципу реальности и является сознательным представлением о себе.

Как только ребенок вступает в процесс социализации, появляются определенные нормы и правила, которых придерживается социум, что, в свою очередь, ведет к появлению третьей составляющей - "Сверх Я". По сути, "Сверх Я" - это наша совесть, этот компонент личности дает оценку наших действий и заставляет придерживаться определенных правил поведения.

Генитальная стадия

Как только заканчивается пубертатный период, начинается данная стадия. Имеет свое начало взрослая, общеизвестная сексуальность, какой ее все знают. Подросток стремится к установлению нормальных сексуальных связей, и это, как правило, дается ему нелегко. Фрейд придерживался позиции, согласно которой на данном этапе все подростки имеют гомосексуальную предрасположенность , которая, впрочем, совсем не обязательно имеет ярко выраженный характер, и может проявляться в виде склонности к общению с лицами своего пола.

Родители должны понимать, что для "безболезненного" прохождения данной стадии подростку нужно уметь активно решать возникающие проблемы, развивать уверенность в себе, и здесь, конечно же, не обойтись без их помощи.

Рассмотрев вкратце все пять этапов развития, хотелось бы отдельно остановиться на фиксации в стадии оральной, ведь именно с нее берет свое начало психосексуальное развитие ребенка.

Оральная фиксация

Как уже говорилось выше, на оральной стадии центром удовольствия для ребенка является рот . С помощью него осуществляется контакт с матерью, и грудное кормление на всем протяжении данного периода просто необходимо, так как тактильный контакт с матерью - самое важное для ребенка в данный момент. Не следует проявлять строгость в данный момент, нужно понимать, что уделяя ребенку максимальное внимание, вы укрепляете его уверенность в себе. Но и излишнюю угодливость проявлять не стоит, Кружиться вокруг ребенка, предугадывая его желания, будет не самым лучшим вариантом. Фрейд определил два противоположных типа поведения матери:

  • избыточная опека,
  • излишняя строгость.

Оба этих варианта не несут в себе ничего хорошего для ребенка. В будущем это может привести к развитию орально-пассивного типа личности. Этот тип характеризуется неуверенностью в себе, чрезмерным доверием и зависимостью, ожиданием от окружающих одобрения и поддержки, признаков "материнского отношения" к себе. Не исключено также развитие некоторых фобий, таких как социофобия.

Чрезмерно раннее отлучение от груди также может вызвать фиксацию на данной стадии. В будущем это может выражаться в дурных привычках, таких как курение, переедание, пристрастие к алкоголю, привычке грызть ногти, губы, кончик ручки.

Подытоживая все сказанное, хочется отметить, что согласно Фрейду, пройти все пять стадий абсолютно успешно - практически невозможно, так или иначе, в каждой из них могут возникать определенные трудности, и главная задача родителей – свести их к минимуму . А имея некоторые познания в данной области, помочь ребенку развиться в здорового и счастливого человека станет немного проще.

Психосексуальное развитие (англ. Psychosexual development) - теория, сформулированная Зигмундом Фрейдом, объяснявшая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидума. Социальный опыт на каждой стадии предположительно оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретенных на данной стадии.

Стадии психосексуального развития

​​​​​​​​​​​​​​Cамо развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:

  1. Оральная фаза (0 - 1.5 года) - первая стадия детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения в процессе сосания и глотания.
  2. Анальная фаза (1.5 - 3.5 года) - вторая стадия детской сексуальности, где ребёнок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая при этом удовлетворения от осуществления контроля над своим телом. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом, умению сдерживать позывы к испражнениям. Возникновение проблем в отношении между ребёнком и родителями (когда например, ребёнок из принципа отказывается какать в горшок, а затем какает в штаны, испытывая удовлетворение из-за того, что он «насолил» маме) могут привести к развитию у ребёнка так называемого «анального характера», который проявляется в жадности, педантичности и перфекционизме.
  3. Фаллическая фаза (3.5 - 6 лет) - третья стадия детской сексуальности. На этой стадии ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы; у него возникает интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. При проблемном прохождении стадии у ребёнка может развиться эдипов комплекс , что во взрослой жизни может привести к себя с другим полом или проблемам во взаимоотношениях с партнёрами.
  4. Латентная фаза (6 - 12 лет) - четвёртая стадия детской сексуальности, характеризующаяся снижением полового интереса. Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.
  5. Генитальная фаза - пятая стадия, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Достигается в подростковом возрасте.

Основной тезис Фрейда был, что раннее различие полов детей полиморфно, и что развивается сильная тяга к кровосмешению, и ребенок должен использовать или сублимировать это, чтобы развить здоровую взрослую сексуальность. Научных данных, подтвержающих обязательность прохождения детьми данных стадий психосексуального развития - нет. Напротив того, есть данные, что исследования З.Фрейда в этой области содержат