Технические характеристики фотоаппаратов. Основные характеристики цифровых фотоаппаратов

Тема выбора фотоаппарата, наверное, всегда была и будет актуальной. Время идет, техника меняется, старые материалы, написанные на эту тему, безнадежно устаревают. Общие принципы остаются неизменными, но огромное количество нюансов заставляет иначе взглянуть на проблему выбора. Цель статьи Какой фотоаппарат самый лучший - расставить все точки над i в вопросе покупки цифровой фотокамеры учитывая современную ситуацию на рынке. Статья ориентирована в первую очередь на начинающих фотолюбителей, но, я уверен, статья будет полезна и опытным пользователям.

С чего начать выбор "самого лучшего" фотоаппарата?

В первую очередь вы должны определить тот круг задач, для которых будет использоваться камера. Задачи могут быть совершенно разными и нужно смириться с тем, что абсолютно универсальной фотокамеры просто не существует. Есть лишь такие камеры, которые подходят для решения тех или иных задач или не подходят. Например, чтобы поехать с друзьями на пикник совершенно не обязательно тащить туда профессиональную зеркалку (хотя, находятся энтузиасты), вполне достаточно недорогой мыльницы или даже смартфона - ведь фотографии с таких мероприятий, как правило, не идут дальше социальных сетей и домашних фотоальбомов. В данном случае лучшим фотоаппаратом будет тот, который всегда под рукой.

Для профессиональных целей требования к технике значительно различаются в зависимости от жанра съемки. Для съемки репортажа нужна большая скорость серийной съемки и возможность фотографировать с рук при плохом освещении, для пейзажа - максимальная четкость и глубина цветов, для портрета - качественная передача цвета кожи и возможность получать красивое размытие заднего плана, для макросъемки - возможность сфокусироваться на очень близко расположенном объекте, и так далее. Естественно, все эти возможности нельзя реализовать в одной камере с единственным объективом. Таким образом, выбор лучшего варианта фотокамеры - это всегда компромисс между возможностями техники, ее размерами, удобством в ее использовании и ценой.

Классы цифровых фотоаппаратов

Одним из основных критериев, по которым камеры делятся на разные классы, является физический размер матрицы . Он измеряется не в мегапикселях, а в миллиметрах (или дюймах). Именно этот параметр оказывает решающее влияние на качество фотографий - цветопередачу, уровень шумов, динамический диапазон . Традиционно считалось, что у зеркалок и беззеркалок большая матрица - это хорошо, у мыльниц маленькая матрица - плохо. Сейчас это деление весьма условно, поскольку многие компактные фотоаппараты имеют матрицы, сопоставимые по размерам с любительскими зеркалками и беззеркалками.

Условно цифровые фотоаппараты можно поделить на несколько классов.

Любительские фотоаппараты начального уровня

Под эту категорию попадает подавляющее большинство цифромыльниц стоимостью примерно до 20 тысяч рублей. Электронная начинка у всех этих аппаратов почти всегда сопоставимая по своим характеристикам, различие в объективе и дополнительных функциях, зачастую не имеющих прямого отношения к фотосъемке.

Характеристики компактных фотоаппаратов "на бумаге" могут выглядеть очень убедительно - 20 с лишним мегапикселей, 20-30-кратный зум, диапазон чувствительности ISO как у профессиональной зеркалки, куча всяких фишек и примочек - Wi-Fi, GPS, NCP, FullHD, 4K и т.д. Но на деле все не так радужно. Самая главная беда этих аппаратов - их характеристики в полной мере проявляются только в "тепличных" условиях, например, на улице при хорошем освещении. Стоит солнцу зайти за тучу, качество фотографий заметно снижается, а уж если мы попытаемся снимать в полутемном помещении, нас ждет тихий ужас в виде цифровых шумов (ряби на снимках), искаженных цветов и ухудшенной детализации.

Камеры с малыми матрицами не умеют размывать задний план, из-за этого картинка выглядит плоской, на ней трудно добиться передачи объема. Иногда в мыльницах присутствует специальный режим "размытый фон", который программно определяет объекты переднего и заднего плана и добавляет на задний план искусственное размытие. Но как все программное, этот режим далеко не всегда делает это качественно и красиво.

Мыльница будет оптимальным выбором в том случае, если вы не ставите перед собой творческих задач - просто покупаете "фоторегистратор", который всегда под рукой. В этом случае лучше предпочесть фотоаппарат с увеличенной кратностью оптического зума, чтобы иметь более-менее универсальный инструмент. Самые дешевые цифровые компакты с 2-3 кратным зумом покупать нет никакого смысла, так как они не имеют никаких преимуществ перед смартфонами. Мыльницы с 5-10 кратным зумом еще худо-бедно продаются, но посоветовать среди них банально нечего.

Если уж нужен компактный фотоаппарат с действительно хорошим зумом, то следует понимать, что при не самом компактном размере качество фотографий у него будет такое же "мыльничное", ведь матрица та же самая, что и в простых моделях.

Еще один бич компактов с суперзумом - малое время работы от аккумулятора. Чтобы минимизимровать габариты производитель снабжает камеру компактным аккумулятором небольшой емкости, от которого должны работать и механика объектива, и стабилизация изображения, и вспышка, и, собственно, вся остальная электронная начинка. При небольшом количестве циклов "вкл/выкл" за небольшой промежуток времени действительно можно отснять 400-500 фотографий, но если камеру включать перед каждым снимком, а потом ее выключать, то лучшее на что можно рассчитывать - это кадров 200 на одной зарядке батареи. Единственный плюс таких камер - их универсальность.

Чтобы решиться на покупку аппарата с "суперзумом" нужно иметь веские основания и твердую уверенность, что вам нужен именно 50-60 кратный зум. Тема выбора суперзума вынесена . Если говорить о лучшем производителе мыльниц, то в данной нише большой разницы между ними нет. Выбирайте аппарат с 10-20 кратным зумом от фирм Sony, Nikon, Panasonic, Canon, Olympus. Качество фотографий у них будет одинаковое, отличие лишь во внешнем виде.

Виджет от SocialMart

Некоторые фотоаппараты начального уровня имеют полный набор ручных настроек. Это ориентировано в первую очередь на для тех фотолюбителей, кто хочет учиться фотографировать, однако, ценность ручных настроек у подобных фотоаппаратов, зачастую, сильно преувеличена. Наличие режима программируемой экспозиции (P), как правило, покрывает 99% потребностей фотолюбителя-энтузиаста - проверено на собственном опыте.

Если вы хотите заниматься художественной фотографией, настоятельно рекомендую не связываться с "мелкоматричными" камерами. Качество картинки приемлемое будет только на улице при дневном свете. При ухудшении условий освещения качество фотографий стремительно ухудшается. Фотографии с этих аппаратов трудно обрабатывать в Photoshop, поскольку даже при незначительных манипуляциях с яркостью, контрастностью, насыщенностью, начинают проявляться артефакты - искажение цветов, усиление уровня шума, "ступеньки" на плавных цветовых переходах.

Фотоаппараты для продвинутых любителей

Эта ниша самая разнообразная, в ней присутствуют по меньшей мере три подгруппы, в той или иной степени, конкурирующие друг с другом по своим возможностям.

"Топовые мыльницы"

Это компактные аппараты с матрицей увеличенного размера и несменной оптикой. По своим заявленным характеристикам они, вроде бы, уступают любительским аппаратам начального уровня (см. выше) - имеют меньше мегапикселей, кратность зума редко превышает 3-5 крат, иногда имеют худшие видеовозможности, но они делают свою работу более честно и более качественно - а именно, обеспечивают лучшую детализацию и цветопередачу, чем аппараты начального класса. Все это происходит благодаря большей по размеру матрице и более качественному объективу.

Среди топовых компактов на мой взгляд наиболее преуспели Sony и Panasonic, но есть интересные варианты от Canon, Nikon и других производителей.

Виджет от SocialMart

Еще одно преимущество "топовых" компактов (равно как и всех перечисленных ниже групп) - это возможность снимать в формате RAW. Что такое RAW, мы вкратце разберем чуть позднее, а пока просто поверьте на слово - это очень полезная возможность, ради которой можно пожертвовать кратностью зума, поворотным/сенсорным экраном, не говоря уж о "модных фишках" типа Wi-Fi, GPS и т.п.

"Топовые" компакты отлично фотографируют днем на улице, в помещении с ними также можно добиться приемлемого качества фотографий. Всему заслуга - более качественная матрица увеличенного размера (от 1/1.7 до 1 дюйма) - чем больше, тем лучше, но и дороже.

Практически все компакты данного класса умеют снимать в RAW. Наличие формата RAW открывает большие возможности по вытягиванию фотографий до приемлемого уровня качества. Ограничение лишь в том, что большинство аппаратов этой нише не способно обеспечить красивое и мощное размытие заднего плана (боке), там где это нужно (например, на портрете или при съемке крупных планов). Чтобы "делать боке" на фотографиях нужен аппарат с еще большей по размеру матрицей и светосильным объективом. Более подробную информацию о выборе мыльницы начального или продвинутого уровня вы найдете в статье Лучшие компактные фотоаппараты

Беззеркалки

Беззеркалки - по сути дела те же "топовые" компакты, только со сменной оптикой. Главное достоинство беззеркалок - их "системность". По сути, это конструктор, в котором "тушка" выступает в роли базового элемента и на нее можно навесить много всего интересного. Другой вопрос, это "интересное" стоит дополнительных денег, причем, зачастую его стоимость многократно превосходит стоимость тушки:)

Матрица беззеркалок в несколько раз больше по размеру, чем у любительских компактных аппаратов - от 4/3" (Micro 4/3) до "полного кадра" (36*24 мм). Это дает большие преимущества в виде большого запаса светочувствительности, лучшей цветопередачи и большей свободы при работе с глубиной резкости. Там где любительские мыльницы превращают картинку в кашу из пикселей, беззеркалки обеспечивают вполне приемлемое качество изображения. Еще большие преимущества получают те, кто установит на тушку светосильный объектив с фиксированным фокусным расстоянием, например, 25mm/1.4, 50mm/1.8 - с ними съемка в помещении из мучения превращается в удовольствие. Китовый объектив не отличается большой светосилой и в ряде случаев здоров ограничивает возможности применения камеры.

Если говорить о производителях, я бы рекомендовал в первую очередь смотреть в сторону Sony, Panasonic, Olympus, Fujifilm. Эти производители вошли в "беззеркальную" нишу раньше остальных и, в связи с этим выбор дополнительных объективов и аксессуаров у них шире, чем у "догоняющих" - Canon и Nikon.

Виджет от SocialMart

Современная беззеркалка - быстрое, надежное и функциональное устройство, которое не уступает по качеству картинки и быстродействию зеркальным камерам (а в чем-то и превосходит их) и при этом гораздо легче и компактнее. Главным недостатком большинства беззеркалок можно назвать то, в погоне за компактностью многие физические органы управления (кнопки, колесики) часто заменяются на программные (пункты меню). Поскольку функциональность беззеркалок очень высока, меню становится многоуровневым и сложным - это затрудняет жизнь фотографу, если нужно что-то фотографировать в нестандартных условиях, когда стандартные настройки и предустановки не могут обеспечить правильный результат. Но это скорее исключение нежели правило. На мой взгляд, если нужен аппарат "на каждый день", беззеркалка будет самым практичным решением.

Имея в своем распоряжении зеркальный Canon EOS 5D и беззеркальный Olympus E-PM2 , последнему отдаю предпочтение в большинстве поездок и прогулок налегке, а также для домашней любительской съемки. Качество снимков Олимпуса лично меня вполне устраивает, особенно если китовый объектив сменить на светосильный фикс. Это при том, что модель E-PM2 относится к самому бюджетному классу беззеркалок. Беззеркалка замечательно справляется с пейзажной съемкой - цветопередача, динамический диапазон на вполне достойном уровне.

Зеркальные фотоаппараты

Зеркалки - аппараты, в которых применен затвор с подвижным или неподвижным зеркалом, через которое картинка, которую видит объектив, проецируется в видоискатель. Эта конструкция имеет преклонный возраст, тем не менее, она весьма успешно прижилась на цифре.

По качеству картинки зеркалки не имеют преимуществ перед беззеркалками, так как матрицы у них одинаковые, однако, у зеркальных камер есть свои достоинства: возможность применения быстрого фазового автофокуса (хотя современные беззеркалки тоже научились его использовать), малое энергопотребление в стандартном режиме (при съемке через видоискатель, а не по экрану). Еще одно преимущество зеркалок заключается в большом количестве аксессуаров, имеющихся в продаже (в т.ч. на вторичном рынке) поистине огромно. Цены на объективы для зеркалок в общем и целом меньше чем на сопоставимые по характеристиками объективы беззеркалок (имейте это в виду, если планируете расти и развиваться).

Зеркалки крепко прижились в сфере профессиональной фотографии - для фотографов-профессионалов важно не только количество функций у фотоаппарата, но и простота доступа к ним (проще нажать кнопку, чем лазить каждый раз меню!). Да и автофокус продвинутых зеркалок в сложных условиях работает быстрее и точнее, чем у беззеркалок. Основной недостаток зеркалки - ее габариты и вес, хотя некоторые модели весьма компактны и сравнимы по своим размерам с топовыми компактами (например, Canon ESO 100D). Если этот недостаток не является критичным, покупка зеркалки вполне оправдана, в противном случае лучше смотреть в сторону беззеркалок.

Среди производителей зеркалок традиционно пальму первенства делят Canon и Nikon, я рекомендую рассматривать в первую очередь этих производителей. Не потому, что зеркалки Sony, Pentax плохие - совсем нет! Вопрос в том, что со временем вам захочется к фотоаппарату купить новый объектив. Если у вас Canon или Nikon, купить объектив можно в любом фотомагазине (предварительно выяснив, где дешевле) или б/у на Авито. У Sony ситуация похуже - оптика, в принципе, есть в продаже, но и ассортимент поменьше и цены могут быть повыше. Pentax - отдельная песня! Сами по себе аппараты очень интересные, но чтобы найти под них в продаже нужную оптику, нужно очень постараться.

Виджет от SocialMart

Зеркалки - рекордсмены по времени работы от аккумулятора, так как матрица "включается" только в момент открытия затвора. У остальных классов фотоаппаратов матрица работает всегда, чтобы передавать картинку на экран. У зеркалок есть также режим LiveView, при которой фотоаппарат работает как "мыльница" и показывает картинку не в видоискателе, а на экране. При этом энергопотребление, соответственно, возрастает.

Фотоаппараты для увлеченных любителей и профессионалов

Эта ниша тоже очень многообразна. Главная характерная особенность этих аппаратов - наличие каких-то уникальных возможностей, за которые люди готовы платить в 2, 3 и даже 10 больше раз больше, чем за технику среднего класса. Запросы у всех разные - кому-то нужна полнокадровая матрица (в основном это профессиональные портретисты, пейзажисты, свадебные фотографы), кому-то важна имиджевая составляющая (чаще всего, состоятельные люди, для которых главный критерий в выборе - "чтобы аппарат было приятно держать в руках" - именно для них создаются компактные стильные "имиджевые" аппараты).

Виджет от SocialMart

Полнокадровые камеры обеспечивают самое лучшее качество изображения, поэтому пользуются большой популярностью среди профессиональных фотографов и фотопродвинутых любителей. Если раньше в этой нише в основном царствовали зеркалки Canon и Nikon, сейчас в нее начинают проникать и беззеркальные аппараты. Sony Alpha A7 - первая ласточка, полнокадровая беззеркалка за вменяемую для полного кадра стоимость. "Винтажная" Leica - имиджевый аппарат "для богатеньких", тем не менее, имеет полнокадровую матрицу и вполне неплохие фотографические возможности.

Скриншот был сделан, когда доллар стоил 33 рубля:) Сейчас стоимость такой Лейки составляет от 600 тысяч рублей. О практичности такого приобретения скромно промолчу, за цену одной тушки Leica M можно купить профессиональную зеркалку Canon или Nikon с профессиональным объективом (а то и несколькими).

Если вы замахнулись на полный кадр, имейте в виду, что его возможности в полной мере реализуются только с качественной оптикой, которая может стоить сопоставимо с камерой, а иногда, гораздо больше. Покупать полный кадр для любительской домашней съемки - не самое практичное вложение денег. Если вы новичок - лучше купите технику попроще, а разницу в цене вложите в обучение фотографии. Если же у вас есть фотографический опыт и желание расти над собой, полнокадровый аппарат станет прекрасным инструментом в ваших руках!

Добавлено 15.05.2018

Недавно мне один из читателей сделал замечание, что я не рассмотрел в этой статье еще одну категорию профессиональной техники - среднеформатные камеры. Сразу скажу, что я немного далек от этой темы и имею об этой технике только поверхностные знания. Среднеформатные камеры имеют матрицу в среднем в 1.5 раза больше "полного кадра", свой парк оптики и дополнительного оборудования. Стоимость полноценного комплекта для съемки на "средний формат" может превосходить стоимость новой иномарки, поэтому немудрено, что спрос на данную технику даже в профессиональной нише небольшой по сравнению с теми же полнокадровыми зеркалками.

Съемка на "средний формат" характерна неторопливостью, использованием длительных выдержек и сильно (по "кропнутым" меркам) зажатых диафрагм. Вознаграждением за это будут изображения с коллосальной детализацией (40-50 мегапикселей и больше), идеальной передачей перспективы (так как 50 мм на среднем формате является весьма широкоугольным объективом), а уж если захочется размыть задний план - то тут вообще можно творить чудеса.

Заключение. Кому какой фотоаппарат подойдет?

Итак, пришло время подвести черту под всем выше сказанным. Попробуем свести наиболее типичные варианты в таблицу. Варианты "базовые", в зависимости от ваших предпочтений они могут комбинироваться друг с другом. В таблице приведены ориентировочные модели фотокамер, который подойдут на эту роль. Иногда я обозначал целые семейства камер. У меня не было цели перечислить все, что подходит - просто обозначить класс техники, среди которого нужно искать варианты.

Что будете фотографировать? Хороший выбор Очень хороший выбор!
1 Люблю фотографировать все подряд, выкладываю фотки Вконтакт. Художественная фотография не интересует. К качеству отношусь лояльно. Хороший смартфон:) Не обязательно iPhone. Самсунги и топовые китайские смартфоны имеют очень неплохие камеры! Недорогая мыльница с матрицей 1/2.3" с зумом 10-20x, подойдет абсолютно любая, либо всепогодная водонепроницаемая мыльница - крепкая, живучая, не боится ничего. Если сломается - не жалко.
2 Хочу чтобы аппарат всегда был под рукой, хорошо снимал на автомате, но чтобы можно было побаловаться ручными настройками. Люблю прогулки налегке. Хочу учиться фотографировать!

Топовый компакт с матрицей размером от 1"

Sony RX100 (Mark * - в зависимости от бюджета), Canon G*x

Беззеркалка начального уровня - стоит часто дешевле топовых компактов, в штатной комплектации может уступать топовым мыльницам, но возможностей роста дает больше - сменная оптика, внешняя вспышка, микрофон - все это можно докупить по мере необходимости.

Olympus E-PL8, E-PL9

3 Фотоаппарат для дома, для семьи , позволяющий делать качественные фотографии в помещении и снимать видео

Беззеркалка начального уровня, с китовым и дополнительным "портретным" объективом и внешней вспышкой (если есть куда ее подключать)

Canon EOS 2000D, Nikon D3xxx

Зеркалка или беззеркалка среднего уровня с поворотным экраном, с китовым и дополнительным "портретным" объективом и внешней вспышкой

Canon EOS 800D, Nikon D5xxx

4 Фотоаппарат для путешествий, преимущественно для пейзажа

Для прогулок налегке недалеко от дома - "топовая" мыльница или любительская беззеркалка с китовым объективом

Olympus E-PL8

Для дальних поездок по красивым местам - зеркалка или беззеркалка с набором оптики от широкоугольника до телевика.

5 Фотоаппарат как средство производства, в основном, репортаж

Полупрофессиональная кропнутая или полнокадровая зеркалка с полупрофессиональным зум-объективом (постоянная светосила 1:4.0) и внешней вспышкой

Профессиональная полнокадровая зеркалка со светосильным зум-объективом (1:2.8) и внешней вспышкой

6 Преимущественно художественная портретная съемка

Полупрофессиональный аппарат (кроп, полный кадр) со светосильным фиксом, можно неавтофокусным (через переходник)

Полнокадровый аппарат с профессиональным светосильным фиксом. Если деньги некуда девать, то "средний формат".

7 Свадебное фото

Начальный уровень - кропнутый аппарат (зеркалка, беззеркалка) с "продвинутым" китом 18-135 мм, светосильный фикс для портретов, внешняя вспышка

Полнокадровый аппарат с набором объективов, покрывающим диапазон 24-200 мм, с постоянной светосилой 1:2.8, профессиональный портретный объектив-фикс, внешняя вспышка, дополнительный свет, отражатели, ассистент, который будет все это носить:)

8 Фотоохота

Любительский уровень - кропнутый аппарат (зеркалка, беззеркалка) с телеобъективом на 250-300 мм

Профессиональный уровень - полнокадровый аппарат со светосильным телеобъективом не менее 400 мм, возможно, еще телеконвертор (экстендер).

На этом, я считаю, можно закончить. Удачного вам выбора фотоаппарата и побольше хороших снимков!

О моей помощи в выборе фотоаппарата

До недавнего времени я оказывал услугу консультации по выбору фотокамеры по вашим критериям. Сейчас я ее не оказываю . В виду занятости у меня исчезла возможность регулярно знакомится с новинками фотоиндустрии, посещать презентации и выставки новинок. Поэтому максимум, что я могу вам предложить - снова взглянуть на таблицу выше, определить по ней критерии выбора и с этими критериями пойти в специализированный фотомагазин, в котором продавцы, как правило, разбираются в данной теме. Обратиться за помощью к профессиональному продавцу - это также нормально, как воспользоваться услугами агента по недвижимости, обслуживать машину не в гараже своими силами, а в хорошем автосервисе. За ту наценку, которая заложена в стоимость товара в фирменном магазине Canon, Sony, Fujifilm, Olympus и т.д., вы получаете профессиональную консультацию. Не хотите платить за консультацию - разбирайтесь сами и покупайте в Интернет-магазине, выясните много нового, да еще и сэкономите:)

Стоимость компактной камеры — это её самая важная характеристика. Вы должны понимать, что за 2-3 тысячи рублей предлагается только, простите за выражение, хлам, совершенно не способный составить конкуренцию даже простенькому смартфону. У таких фотоаппаратов матрица имеет высокое разрешение, но на качестве снимков это отражается только в худшую сторону. Владельцу подобной мыльницы придется мириться с большим количеством цифровых шумов и низкой детализацией.
Винить во всём этом можно скромную матрицу, которой наделены дешёвые компакты. Она создавалась по устаревшей CCD-технологии. Такой сенсор не способен зафиксировать картинку во всех деталях. А большое количество мегапикселей чаще всего при такой технологии идет лишь во вред. Фотоэлементы банально мешают друг другу, из-за чего на снимках отображается так называемый цифровой шум.

Ещё бюджетные аппараты снабжаются объективом низкого качества. Сквозь пластиковые линзы свет добирается до матрицы с большими потерями. Именно из-за этого человек затем наблюдает недостаточную четкость.

Характеристики матрицы фотоаппарата

Теперь давайте подробнее рассмотрим некоторые технические характеристики фотоаппаратов. Мы пройдемся по всем самым важным компонентам устройства. Это поможет вам в будущем выбрать хороший цифровой фотоаппарат, так как вы обратите внимание только на самые нужные характеристики.


Матрица имеется в любой цифровой фотокамере. Именно этот элемент пришел на замену пленке. Данный компонент фиксирует цвет, переводя его в цифровое изображение. Существует несколько технологий изготовления сенсора. Об CCD было сказано выше, такие матрицы находятся в самых дешевых фотокамерах. Вторая технология получила название CMOS. Лучше всего искать компакт именно с таким сенсором. Однако такие камеры стоят приличных денег. А ультразумы до сих пор чаще всего комплектуются CCD-сенсором. Объясняется это тем, что продвинутая матрица стоит денег. Объектив с широким диапазоном фокусных расстояний тоже стоит дорого. Поэтому приходится выбирать между ним и сенсором. В противном случае компактная камера будет стоить больше десяти тысяч рублей. А покупателей на подобную продукцию находится меньше.


О размерах матрицы вы можете не задумываться. Компакты дешевле десяти тысяч рублей имеют сенсор с диагональю 1/2,3 дюйма. Это примерно в пять раз меньше площади кадра 35-миллиметровой фотопленки. Такие характеристики матрицы фотоаппарата сейчас можно назвать обыденными. Лишь самые дорогие компактные камеры обладают сенсором, размер которого больше. Само собой, снимают они тоже гораздо лучше.

На разрешение сенсора теперь тоже лучше не обращать внимание. Необходимо лишь опасаться устройств с 18-мегапиксельным разрешением. Такие аппараты будут снабжать снимки большим количеством цифровых шумов. Если матрица состоит из 14 мегапикселей, то это идеальный параметр! Не бойтесь, снимки такого разрешения можно распечатывать даже в формате A4. А большего от компакта и не требуется.

Характеристики объектива фотоаппарата

Любая фотокамера “видит” окружающий мир при помощи объектива. У компактов эта деталь не снимается и не заменяется. Поэтому и характеристики объектива должны быть на высоте.


Каждый объектив состоит из определенного числа линз. Они могут быть как пластиковыми, так и стеклянными. Последний тип обходится создателям значительно дороже, поэтому в камерах за 2-3 тысячи рублей вы такие линзы не увидите. Ещё существуют низкодисперсные линзы. Это тоже определенный вид стекла, который обладает максимальной светопропускной способностью.


Обращайте внимание и на диафрагму, которой обладает оптика. Чем меньше число — тем лучше, тем больше света будет попадать к матрице. Но всё это не сыграет особую роль в том случае, если владельцу фотоаппарата не будет позволено вручную регулировать значение диафрагмы. Эту деталь тоже уточняйте в характеристиках. Если вы научитесь следить за выдержкой и диафрагмой, то будущем сможете с легкостью перейти на зеркалку или системную камеру.

Почти любой объектив компакта обладает некоторым диапазоном фокусных расстояний. Этот параметр ещё называют оптическим зумом. Здесь всё зависит от ваших потребностей. Некоторым хватает и пятикратного зума. Другие же жертвуют компактностью фотоаппарата и приобретают аппарат с 30-кратным оптическим увеличением, объектив которого имеет огромные размеры.

Цифровые фотоаппараты и их характеристики

По затвору сложно сказать что-то особенное. Обычно эта деталь имеет огромное значение в зеркальных фотоаппаратах. В компактах же зачастую устанавливается простенький затвор, предоставляющий выдержку на уровне 1/2000 секунды. Важна возможность ручной регулировки выдержки. Только тогда вы сможете поставить компакт на штатив, увеличить выдержку до нескольких секунд и снять красивую ночную картину.


Любая компактная камера обладает встроенной вспышкой. Обращайте внимание на её мощность. Некоторые модели способны “бить” на расстояние 7-8 метров. Другие же едва освещают человека, стоящего в трех-четырех метрах от объектива. Дорогие компакты снабжаются “горячим башмаком”, к которому подсоединяется внешняя вспышка. Для многих людей это просто приятный бонус, так как на покупку такого аксессуара они не решаются по разным причинам.

Как выбрать хороший цифровой фотоаппарат

Цифровые фотоаппараты и их характеристики обычно включают указания по размерам ЖК-дисплея. У самых дешевых моделей экран обладает диагональю 2,7 дюйма. Все остальные аппараты имеют трехдюймовый экран. А иногда он ещё и поворотным механизмом снабжается — это помогает снимать с нестандартных ракурсов.

Не забывайте ознакомиться с разрешением жидкокристаллического экрана. Если данный компонент состоит всего из пары сотен тысяч пикселей — это очень плохо. Если же количество точек исчисляется одним миллионом — всё замечательно. Только на таком дисплее вы рассмотрите картинку максимально детально. Сенсорная возможность не важна, так как управлять клавишами в сложных условиях даже удобнее.

Видеосъемка
Каждая цифровая камера умеет снимать видео. Характеристики видеосъемки для многих очень важны. Параметр вас должен интересовать только один — это разрешение видеокартинки. Дешевые компакты предлагают лишь разрешение 1280 x 720 пикселей. Неплохо, но на большой “плазме” картинка будет казаться слегка размытой. Если у вас есть такая возможность, то приобретайте компакт с возможностью записи видео в разрешении Full HD. Это наилучший вариант.


Ещё у разных компактов может отличаться частота кадров. Чаще всего предлагается снимать со скоростью 25 или 30 кадров в секунду. Камеры подороже способны записывать видео с частотой 50 кадров в секунду. Разницу вы заметите сразу, при повышенной частоте кадров картинка становится более плавной.

Подведение итогов
В этой статье мы перечислили самые важные технические характеристики, на которые стоит обращать внимание при выборе компакта. На самом деле существуют и другие важные параметры. Например, некоторые аппараты обладают чипами Wi-Fi и GPS. Ещё компакты могут предложить функции съемки панорам, HDR-изображения или даже трехмерного фото. Но обо всём этом редко пишут в перечне технических спецификаций. Поэтому не забывайте читать обзоры цифровых фотоаппаратов. Именно в подобных статьях содержится максимум информации.

Матрица
Матрица - это площадка со светочувствительными элементами - пикселями. Каждый пиксель матрицы при попадании на него света вырабатывает электрический ток, сила которого зависит от интенсивности света. Зная для пикселей только интенсивности света мы получим черно-белую картинку. Чтобы получить цветное изображение, для каждого пикселя используется свой фильтр: красный, зеленый или синий. Все остальные цвета получают путем смешивания трех основных. У матрицы есть два основных параметра, влияющих на качество получаемого изображения.

Разрешение матрицы, измеряющиеся в мегапикселях. Так если у матрицы фотоаппарата 4 Мегапикселя (Мп), то это означает, что на площадке помещается 4 миллиона пикселей (ячеек). Чем выше разрешение, тем больше способность фотоаппаратра отображать мелкие детали на снимке. Однако, гнаться за мегапикселями не стоит. Для печати фотографий 10х15 см хватит и 1 мегапикселя. Наилучшим выбором будет камера на 3-5 мегапикселей, снятые с ей помощью фотографии можно будет печатать вплоть до формата A4 (20х30см).

Размер матрицы. В популярных моделях используются матрицы с линейными размерами от 1/1.8 до 1/3.2 дюйма. В первом случае матрица имеет больший размер. Большая матрица дает следующие преимущества:
может зарегистрировать большее количество света (передать больше оттенков),
и имеет меньший уровень шума.
Таким образом, если сравнить две матрицы размерами 1/1.8 и 1/3.2 с одинаковым количеством пикселей (например, 4Мп), лучшей будет первая, так как 4 миллиона пикселей расположены на большей площади, и, следовательно, такая матрица будет давать лучшую картинку (более качественную и менее зашумлённую). В ином случае, когда сравниваются две матрицы c одинаковыми размерами, но с разным числом мегапикселей, например, 6 и 7, лучше также выбрать первую, так как это не только сэкономит деньги, но и позволит получить более качественные снимки в дальнейшем. Впрочем, это верно при сравнении матриц одного производителя или одной линейки фотокамер, у разных производителей могут быть разные типы матриц с несравнимыми характеристиками.

Чувствительность матрицы (ISO) . Изменяется в диапазоне значений от 50 до 3200. При высокие чувствительности можно сделать четкий снимок в сумерках или даже ночью, правда при высокой чувствительности сопутствует появление шума.

Объектив
Именно благодаря объективу свет попадает в камеру и формируется изображение на матрице. От качества объектива во многом зависит качество получаемого изображения - четкость, резкость, отсутствие искажений и т.п. Важными элементами объектива являются линзы и диафрагма. Линзы отвечают за характер света, а диафрагма позволяет контролировать количество этого света. Закрывая диафрагму до минимальных значений, мы можем уменьшить количество света попадающего на матрицу.

Основные характеристики объектива:
Светосила. Светосила - это значение максимально открытой диафрагмы. Чем больше светосила объектива, тем лучше и дороже фотоаппарат. При одних и тех же условиях освещенности, объектив с большей светосилой позволяет снимать на более коротких выдержках.

Обычно маркировка объектива выглядит так: 5.8-34.8mm 1:2.8-4.8. Первая пара чисел это фокусное расстояние (расстояние от передней линзы объектива до матрицы). Вторая пара чисел - это соответствующие значения светосилы объектива. Например, здесь в положении 34.8мм (на максимальном зуме) объектив имеет светосилу 4.8. Чем меньше числа светосилы, тем лучше. Объектив с характеристиками 5.8-34.8мм 1:2-3.2 считался бы более светосильным.

Фокусное расстояние. От фокусного расстояния зависит угол обзора объектива и то, как далеко он «видит». Для цифровых фотоаппаратов фокусное расстояние приводят также в 35мм эквиваленте. Это связано с тем, что диагональ матрицы меньше диагонали кадра 35мм пленки, те есть матрица охватывает не все поле кадра, откуда и возникает понятие увеличения фокусного расстояния (Focal Length Multiplier). У разных камер этот фактор колеблется от 1.3 до 1.6. Угол обзора. Напрямую зависит от фокусного расстояния. Примерно соответствующим углу обзора глаза человека считается объектив с фокусным расстоянием 50мм. Объективы с меньшим фокусным расстоянием- широкоугольники, с большим - телеобъективы.

Зум (zoom). Зум объектива вычисляется очень просто: для этого нужно большее фокусное расстояние разделить на меньшее. Для фотоаппарата, указанного выше, зум равен 34.8/5.8=6. Что и указано производителем. Если фотоаппарат снабжен объективом без зума, то на нем указывается его фокусное расстояние и светосила: например, 20mm 1:2.8. Чем больше зум фотоаппарата, тем сложнее его конструкция, и производителю приходится находить компромисс между стоимостью и качеством. Поэтому ультразумы (6-12x) обычно дают худшую картинку по сравнению с умеренными зумами (до 3x).

3. Стабилизатор изображения
Стабилизатор изображения призван бороться с так называемым эффектом «шевеленки» - вызванным дрожанием рук при фотографировании на достаточно больших выдержках или при большом зуме.

Варианты стабилизации:
Оптическая стабилизация. Основана на том, что в объектив встроен подвижный стабилизирующий элемент, который искривляет путь света в нужном направлении. Также в объективе есть сенсоры, которые управляют движением этого элемента. В результате, при незначительных колебаниях фотоаппарата, проекция картинки на матрицу всегда остается неподвижной. Впрочем, у нее есть и свои минусы:
Снижается светосила объектива,
Возрастает стоимость
Для своих объективов Canon разработала систему стабилизации Image Stabilizer (IS). У Nikon аналогичная система обозначается как VR.

Anti-shake. В данной технологии стабилизации, в отличие от оптической, подвижным элементом является сама матрица. Главный плюс этого подхода состоит в независимости стабилизации от объектива, соответственно такая стабилизация может работать с любой оптикой. Первой такую стабилизацию разработала Konica Minolta. Наиболее ярким примером наличия встроенного antishake является новинка от Sony - модель Alpha DSLR-A100.

4. Видоискатель
Видоискатель позволяет увидеть будущую картинку перед нажатием на спуск. В цифровых компактных камерах он может вовсе отсутствовать, его роль выполняет дисплей, на котором в реальном времени формируется изображение. Видоискатель может быть оптическим,
зеркальным и электронным.
Лучшим считается зеркальный видоискатель. Он позволяет увидеть реальную площадь кадра без искажений.

Оптический же видоискатель является просто сквозным отверстием в корпусе камеры и не соответствует тому что видит объектив, хотя бы потому, что смещен относительно него на некоторое расстояние, однако в этом случае на помощь фотографу приходит дисплей.

5. Дисплей фотоаппарата
На компактных цифровиках дисплей позволяет видеть картинку такой, какой она получится на фотографии и заранее увидеть недочеты в композиции, тенях, освещенности (некоторые фотоаппараты умеют показывать гистограмму будущего изображения в реальном времени). На зеркалках дисплей может служить для просмотра уже сделанных кадров. Также дисплей служит интерфейсом для управления фотоаппаратом, поэтому, чем он больше и ярче, тем лучше.

6. Вспышка.
Обычно каждый фотоаппарат снабжается встроенной слабомощной вспышкой, способной подсветить передний план. Также вспышки снабжаются различными функциями подавления эффекта красных глаз и т.п. В профессиональных и полупрофессиональных камерах также присутствует контакт для подключения внешней вспышки - горячий башмак. Внешние вспышки позволяют достичь гораздо лучших результатов во всех жанрах съемки.

7. Возможность ручных настроек
Немаловажным условием получения качественных фото является наличие в фотоаппарате ручных настроек. А именно, возможность регулировать диафрагму, регулировать выдержку, устанавливать баланс белого, изменять чувствительность матрицы и другие настройки.

Наличие этих регулировок позволяет в полной мере контролировать процесс съемки, ведь даже самый быстрый процессор камеры может не знать замысла фотографа.

Фотоаппарата, лаг затвора , (англ. lag - отставание);

  • Процессоры фотоаппарата, алгоритмы обработки изображений и подавления шума , системы меню, число предустановленных программ и внешний интерфейс , (англ. interface - соединять), фотоаппарата;
  • Типы видоискателей фотоаппарата;
  • Типы и объёмы внешней памяти фотоаппарата;
  • Тип энергопитания фотоаппарата и энергопотребление фотоаппарата;
  • Фотовспышки и осветительное оборудование фотоаппарата.
  • Объектив

    Матрица

    В цифровой фотографии применяются несколько типов матриц (сенсора), которые можно классифицировать по методу:

    • считывания заряда «потенциальных ям»: CCD , CMOS ;
    • цветоделения: матрицы с фильтром Байера и матрицы без фильтра Байера - матрицы Foveon X3 .

    Пример обозначения матрицы в характеристиках фотоаппарата: 1/1,8" CCD 5,25 Mp. - CCD матрица с разрешением 5,25 Мегапикселов и диагональю 1/1,8 видиконовских дюйма.

    Затвор

    • Практически все компактные камеры (то есть матрица меньше чем APS-C) оснащены затвором , который встроен в сенсор. Электронный затвор - это переключатель, который включает сенсор на приём светового потока и выключает его по команде процессора. У таких цифровых камер затвор обеспечивает выдержки в диапазоне (примерно) от 10 с до 1/500 с.
    • Механическим затвором оснащена часть цифровых камер (зеркальные или дальномерные) для точной выдержки и предотвращения попадания на сенсор света после окончания времени выдержки. Механический затвор имеет электрический привод и управляется процессором. Важнейшими характеристиками механического затвора являются минимальная выдержка и выдержка синхронизации . У цифровых камер с механическим затвором выдержки находятся в диапазоне от 30 с и могут доходить до 1/8000 с. Выдержка синхронизации находится в пределах 1/125 - 1/350 с.

    Процессоры

    Параллаксный оптический видоискатель

    Простой оптический видоискатель применяется во многих компактных цифровых фотоаппаратах и представляет собой несложную телескопическую систему с собственным маленьким объективом и окуляром, в который смотрит фотограф. Механически объектив видоискателя связан с трансфокатором основного объектива фотоаппарата и увеличение основного объектива соответствует увеличению видоискателя. Эта конструкция простая и надёжная в работе, но имеет параллакс и не позволяет контролировать точность фокусировки. Кроме того, приемлемое качество изображения такой видоискатель обеспечивает при ограниченной (около 4) кратности зума . Поэтому для объективов с зумом больше 5 × , чаще используется электронный видоискатель.

    Электронные видоискатели

    Наибольшее распространение получили LCD-видоискатели на компактных аппаратах, и в 2009 году режим «Live View» стал применяться даже на зеркальных аппаратах многих фирм.

    Кроме изображения с матрицы, на LCD- и EVF-видоискатели выводятся основные параметры съёмки и дополнительная информация: степень зарядки аккумулятора, зум, выбранное разрешение, качество (степень сжатия), параметры автоспуска, гистограмма яркостей, символ вспышки, символ коррекции дефекта «красных глаз», символ экспокоррекции, выдержка, диафрагма, светочувствительность, программы экспозиции, предустановка баланса белого, запись аудио, номер снимка, область фокусировки и пр.

    Дисплей также служит для просмотра отснятых кадров.

    Одни из основных характеристик ЖК-дисплея фотоаппарата - его размеры и разрешение. Больша́я диагональ удобнее, но требует больших энергозатрат (сокращается время работы от аккумулятора) для подсветки.

    При съёмке на ярком солнце изображение на LCD-экране оказывается очень сложно рассмотреть, поэтому ряд камер имеет вариант «электронного видоискателя с лупой» (обычно обозначаемый EVF), и фотоаппарат при съёмке с таким видоискателем подносят к глазу. Причём существуют как конструкции с отдельным миниатюрным экраном, так и аппараты, у которых один и тот же экран поворачивается «к задней стенке» аппарата или «под лупу» (например, Konica Minolta серии Z).

    Электронный видоискатель не имеет параллакса.

    Недостатки LCD и EVF видоискателей

    • В темноте LCD и EVF видоискатели работают плохо из-за недостаточной светочувствительности матрицы. Паралаксный оптический видоискатель не имеет такой проблемы.
    • ЖК-дисплеи цифровых фотоаппаратов «слепнут» на свету, когда «своя подсветка» у LCD слабее внешнего освещения. Так как EVF видоискатель «спрятан» внутри корпуса, то такой проблемы он не имеет.
    • Изображение на LCD и EVF видоискателях, обновляется не в реальном времени, а с некоторой задержкой (≈ 1/60 сек), что неудобно во время съёмки динамичных сюжетов. Причина заключается в том, что для работы ЖК-дисплея фотоаппарата в режиме видоискателя камера переводится в режим непрерывной «киносъёмки» без записи (с частотой ≈ 60 кадров/сек).
    • LCD и EVF видоискатели цифровых фотоаппаратов потребляют достаточно много электроэнергии, и в целях экономии иногда бывает полезно их отключать.
    • ЦАП LCD создает довольно сильные помехи и ухудшают отношение сигнал/шум.

    Флэш-память

    В современных цифровых фотоаппаратах применяется карта памяти форматов: Secure Digital , CompactFlash , Memory Stick , Multimedia Card (MMC). Формат Secure Digital (SD) наиболее популярен на рынке (на 2007-2009 год).

    Фактическое количество фотографий, которое можно записать при фотографировании на одну флэш-карту ёмкостью 1 Гб, как правило, составляет 200-10 000 и зависит от выбранного для съемки разрешения и формата записи.

    Ряд фотоаппаратов имеет принципиальные ограничения на ёмкость используемых карт памяти, производителем обычно не афишируемые. Так как производство и продажа карт меньшей ёмкости прекращается по мере выпуска более ёмких, в течение примерно двух лет новую карточку к старому аппарату купить становится очень трудно.

    Формат кадра и сменные объективы

    Кадр цифровых фотоаппаратов выбран с отношением сторон (4:3 = 1,33), как у аналоговых телевизоров и CRT мониторов. Стандарт отношения сторон кадра для фотоплёнки (3:2 = 1,5) - 36×24 мм и т. д. Многие цифровые зеркальные фотоаппараты имеют плёночный кадр формата (3:2).

    Размеры матриц большинства цифровых фотоаппаратов меньше стандартного кадра 35-мм фотоплёнки - 36×24 мм. Диагональ матрицы указывается в паспорте фотоаппарата.

    Термин ЭФР, Fэ - «эффективное фокусное расстояние» - определяет фокусное расстояние объектива, дающего на 35-мм кадре тот же угол зрения, что и объектив, установленный на цифровой фотоаппарат с меньшим размером матрицы.

    Вернуть цифровым зеркальным фотоаппаратам широкий угол обзора могут специально разработанные под меньший формат кадра объективы с фокусным расстоянием от › 7 мм.

    Возможности для творчества фотографа

    Режимы экспозиции можно разделить на ручные («творческие») и автоматические (А). Творческие режимы включают съёмку с приоритетом выдержки (Tv), (англ. time variation - изменение времени), или с приоритетом диафрагмы (Av), (англ. aperture variation - изменение диафрагмы), и ручной режим (М), (англ. manual - ручной).

    • В режиме приоритета диафрагмы (Av) фотограф задаёт диафрагму A (с помощью специального колёсика или кнопок), а процессор, основываясь на результатах экспозамера, автоматически вычисляет оптимальную выдержку T, для лучшего отношения сигнал/шум и наименьшей эквивалентной чувствительности ISO.
    • В режиме приоритета выдержки (Tv) фотограф задаёт выдержку T, а процессор вычисляет диафрагму A, для лучшего отношения сигнал/шум и наименьшей ISO.
    • В ручном режиме (М) экспопара (T и A) задаётся вручную, а по данным экспозамера для данного цифрового изображения процессор вычисляет и устанавливает требуемую эквивалентную чувствительность, ISO. Если такая ISO не допустима для данного цифрового фотоаппарата, то процессор предупреждает фотографа о грубой ошибке, которую фотограф допустил при установке выдержки T и диафрагмы A. Ложное значение выдержки T или диафрагмы A становится красного цвета.
    • Для фотолюбителей-новичков и экономии времени фотографов-профессионалов предусмотрен автоматический режим (А), (англ. automatic - автоматический) и много сюжетных программ. Для автоматического режима и сюжетных съёмок оптимизацию большинства параметров съёмки проводит процессор фотоаппарата. Три наиболее часто используемые сюжетных программы («портрет», «пейзаж» и «ночная съёмка») вынесены прямо на диск селектора режимов или выбираются с помощью меню.
    • (англ. Stitch assist - Панорамный режим) служит для облегчения панорамной съёмки. Панорама - это серия кадров, снятая с некоторым смещением по горизонтали или вертикали, впоследствии «склеенная» в единое изображение. «Склейка» выполняется компьютером с помощью программы, идущей в комплекте поставки фотоаппарата. Чтобы эта программа успешно справилась со своей задачей, надо всю серию исходных кадров сделать с одинаковой экспозицией и фокусным расстоянием. Именно это и обеспечивает режим «Stitch assist»: результаты экспозамера и положение трансфокатора фиксируются по первому кадру в серии, и все последующие кадры панорамы снимаются с теми же параметрами, а на дисплее отображаются линии привязки и край предыдущего кадра. Так, даже без штатива, при съёмке панорам с рук, удаётся получить приемлемые результаты.
    • По экспозамеру процессор весьма точно вычисляет параметры экспозиции, но иногда приходится проводить коррекцию экспозиции (экспокоррекцию) вручную. Это связано с тем, что матрица камеры способна фиксировать ограниченный диапазон яркостей (динамический диапазон). Типичные примеры: тёмные горы на фоне яркого неба, съёмка против света, закаты и восходы, преобладание теней и т. д. Объекты в кадре, имеющие больший разброс по яркости, чем динамический диапазон матрицы, не могут быть проработаны одинаково хорошо. Динамический диапазон матрицы (в децибелах) равен количеству электронов, которое может хранить пиксел (ёмкость пикселя), деленному на количество электронов шума (темновой ток + шумы АЦП, ЦАП и электроники за время считывания потенциальной ямы). Если динамический диапазон сигнала составляет, например, 60 дБ, что примерно соответствует значению полная зарядная ёмкость/шум = 1024 = 10 бит, то используется 10 разрядный АЦП. 12-16 разрядный АЦП для 3 цветов каждого пиксела позволяет проработать и глубокие тени.
    • Большую помощь фотографу в оценке экспозиции и экспокоррекции оказывает гистограмма яркостей - график распределения яркостей в кадре. На горизонтальной оси нанесена яркость от тёмного слева до светлого справа, на вертикальной оси нанесено относительное количество пиксел каждого оттенка. Лучше, те фотоаппараты, в которых гистограмма «живая», то есть обновляется во время компоновки кадра.

    На гистограмме видно перекрывает динамический диапазон матрицы фотографическую широту сюжета или нет и куда надо сдвигать экспокоррекцию и результаты сдвига.

    При съёмке сюжета с большим диапазоном яркостей желательно не допускать на цифровых снимках «выгорания» свето́в - все белое (максимальные значения яркости на больших участках изображения) и/или зачернения теней - всё чёрное (минимальные значения яркости на больших участках изображения - это уровень цифрового шума).

    Рекомендуется всегда делать серию снимков с брекетингом экспозиции , кроме тех случаев, когда «недосвет» или «пересвет» кадра бывает полезен для достижения различных художественных эффектов.

    • Экспокоррекция измеряется в величинах EV (англ. exposure value - величина экспозиции). Увеличение экспозиции на +1 EV соответствует открытию диафрагмы на одну ступень или увеличению выдержки в 2 раза. Большинство цифровых камер имеют экспокоррекцию ± 2 EV с шагом 0,2-0,5 EV.

    Форматы записи цифровых фотографий

    Большинство современных цифровых фотоаппаратов записывают изображения в форматах: JPEG , TIFF , Raw .

    Формат JPEG поддерживается всеми цифровыми фотоаппаратами. Формат создан группой JPEG (Joint Photographic Experts Group) специально для хранения фотографий и имеет высокую степень сжатия изображений за счет некоторых потерь качества. Небольшие размеры JPEG-файлов позволяют существенно экономить место на носителе и быстро передавать изображения по линиям связи.

    К изображениям дописывается дополнительная информация о параметрах съёмки в формате EXIF .

    Наиболее перспективен формат RAW, который транслирует информацию с фотосенсора без обработки процессором фотоаппарата. Обработку проводят на компьютере, где возможности значительно больше, чем у микропроцессора фотоаппарата.

    Фотовспышки и осветительное оборудование

    • Практически все цифровые фотоаппараты имеют фотовспышки , которые кроме освещения объекта съёмки, могут иметь функции: устранения вредного эффекта «красных глаз», «синхронизацию по второй шторке», регулировку мощности, подсветку автофокуса, серию вспышек. Обычно излучатель электровспышки встроен в корпус фотоаппарата.
    • У электровспышки типа «Кобра» излучатель крепится на подпружиненном кронштейне, который может подниматься над корпусом камеры для уменьшения вредного эффекта «красных глаз».
    • Полностью избавиться от появления «красных глаз» возможно только при использовании внешней вспышки, удаленной от оптической оси фотоаппарата на достаточное расстояние, или целой системы вспышек и осветительных приборов.

    Простые камеры могут работать с внешними вспышками стандарта ISO 518, которые имеют только центральный синхроконтакт для связи с автоматикой фотоаппарата.

    Чтобы не повредить (не сжечь) автоматику, до работы с внешними вспышками надо убедиться в том, что на синхроконтакте внешней вспышки нет высокого напряжения. У старых моделей фотовспышек для плёночных фотоаппаратов на синхроконтакты подавалось высокое напряжение (от 120 до 340 вольт).

    • В современные компьютерные программы фоторедакторов входит инструмент, выполняющий исправление дефекта красных глаз).

    Внешний интерфейс

    Встроенный ЖК-дисплей фотоаппарата маловат, поэтому просматривать отснятые кадры удобнее на экране телевизора. Подавляющее большинство цифровых фотоаппаратов подключается к телевизору, компьютеру или принтеру через низкочастотный видеовыход кабелем интерфейса USB 2.0,

    Энергообеспечение цифровых фотоаппаратов и другой малогабаритной техники: радиоприёмников, (Notebook , КПК , Handy , плееров, минителевизоров, навигаторов и пр.) разработано недостаточно. Ёмкость, срок службы, вес, габариты и режимы подзаряда даже литий-полимерных аккумуляторов не удовлетворяют все возрастающему энергопотреблению современной «карманной» электронной техники.

    Производители цифровых фотоаппаратов предлагают (2007 г.) два основных типа питания: «пальчиковые» элементы стандартного форм-фактора AA и литий-ионные аккумуляторы собственного формата. Батарейки и Ni-MH аккумуляторы формата АА занимают сравнительно много места, примерно на 100 грамм утяжеляют фотоаппарат и стоят довольно дорого, однако универсальны и применимы в различной технике.

    Ёмкость малогабаритных литий-ионных аккумуляторов тоже недостаточна (~ 1 Ач). Если с полностью заряженным аккумулятором удается отснять 200-250 кадров, то затраты электроэнергии у этого цифрового фотоаппарата ~ 4 мАч на 1 фотографию - это хороший результат. Фотографу рекомендуется всегда иметь пару заряженных запасных аккумуляторов.

    Практически все фотоаппараты имеют разъём для подключения внешнего источника питания, предназначенный для зарядки аккумулятора и съёмок в студии.

    Дизайн и интерфейс

    Хорошая цифровая фотокамера должна иметь удобное расположение органов управления и небольшие габариты. Аппарат должен уверенно лежать в руке. Особенно это касается не слишком компактных и легких камер, имеющих специальную рукоятку, которая должна соответствовать размерам вашей кисти. Надежный захват аппарата уменьшает сотрясение камеры при съемке. Часто используемые органы управления должны находиться в зоне действия указательного и большого пальцев правой руки и должно быть одинаково удобно вести съемку как с помощью двух рук, так и с помощью одной руки, как в вертикальном, так и в горизонтальном положениях.

    Переключение между режимами съёмки и просмотра должно быть устроено максимально просто - с помощью отдельной кнопки или рычажка. Кнопочное управление намного менее оперативно и наглядно. Удобно, когда экспокоррекция, баланс белого и светочувствительность, а также изменение выдержки и диафрагмы вынесены на отдельные кнопки, колесики (лимбы).

    Дополнительное удобство при съёмке из необычных положений, макросъёмке и т. п. создаётся при наличии у камеры поворотного дисплея.

    Стратегия выбора

    Невозможно создать универсальный аппарат, удовлетворяющий многочисленным и противоречивым требованиям.

    • Главное противоречие: между компактностью фотоаппарата - и качеством фотографий;
    • Противоречие, характерное для любой электронной аппаратуры: между весом - и степенью автономности.

    Поэтому вначале надо определиться со списком необходимых функций - и тех, которыми можно пренебречь. Затем - сравнивать технические характеристики фотоаппаратов уже только в данном ценовом классе.

    Физический размер матрицы

    Свойства полупроводников таковы, что в них всегда наличествует так называемый тепловой шум. Уровень помех также возрастает из-за неоднородности легирующих примесей и других недостатков технологии. В результате изображение, получаемое с матрицы, всегда «подпорчено» хаотично меняющимися значениями яркости и цвета каждого пиксела.

    Влияние этого шума на конечное изображение одного и того же физического размера (например, отпечаток 10×15 см):

    • тем выше, чем меньше физический размер одного светочувствительного элемента.
    • тем ниже, чем больше число элементов в изображении.

    В результате оказывается, что при прочих равных характеристиках - чем больше физический размер матрицы, тем выше качество изображения.

    Технологические проблемы производства фотосенсоров

    Увеличить фоточувствительную площадь и уменьшить площадь, потраченную на схемы считывания заряда («обвязку»), каждого из десятков миллионов фотодиодов маленькой матрицы с большой разрешающей способностью можно по меньшим, чем 0,14 микронным технологиям. На 2007-2008 год интегральные микрочипы фотосенсоров производятся по 0,25 - 0,14 микронным технологиям.

    Требования к оптике

    Маленькие матрицы с большой разрешающей способностью (более 10 эффективных Мп) требуют и от объектива большой разрешающей способности.

    Возьмем для примера матрицу CCD 1/1,8" (5,32×7,18 мм) в кадре 4/3 (3584×2688), разрешение 9 633 792 пиксел. 70 % площади матрицы занимают 28 901 376 фотодиодов.

    Считаем эффективную площадь матрицы Р=0,7×5,32×7,18 = 26,73832 мм 2 . На 1 мм 2 приходится 28 901 376/26,73832 ≈ 1 080 897 фотодиодов ≈ 360 299 пиксел. √360 299 ≈ 600 пикселов на миллиметр.

    Объектив этого компактного цифрового фотоаппарата должен иметь разрешающую способность более 300 lpm (линий на миллиметр, lines per millimeter ). В оптике 2 пиксела представляют одну линию .

    При разработке объективов нового поколения используются линзы из стекла, пластика, керамики и плоские линзы.

    Перед Вами лежит совсем недавно купленная новая зеркальная фотокамера, которая изобилует всякими кнопочками, колесиками, переключателями, окошечками…
    И видя это богатство совершенно четко понимаешь, что даже и не представляешь как со всем этим хозяйством управляться….. А безумно хочется пустить этот потенциал в дело…. И фотографировать, фотографировать фотографировать…..

    Попробуем разобраться с этим изобилием настроек. Ведь каждому нужны какие-то свои настройки, предпочтения. И как из этого множества выбрать что-то своё? Понять, что нужно, а чем можно и пренебречь? На самом деле, освоив базовые понятия, всё окажется очень просто и фотокамера станет просто продолжением руки и снимки будут получаться отменные.

    А начнем с того, что определимся, какой режим фотокамеры выбрать.

    И на самом деле, как это не покажется странным, самый оптимальный режим – ручной . Понятно, что велик соблазн поставить автоматический режим. Но в результате мы получим самый стандартный снимок, на уровне мыльницы. Мы не раскроем весь потенциал, заложенный в нашей камере….. Тогда зачем было покупать дорогой фотоаппарат, могущий делать восхитительные фотографии? Если посмотреть на владельцев зеркальных фотоаппаратов – каждый второй снимает в автоматическом режиме, абсолютно не умея пользоваться своей камерой, не умея использовать те потрясающие возможности, которые эта камера предоставляет…

    А на самом деле здесь нет ничего сложного. И зная два – три основных параметра вы сможете делать очень крутые снимки. И научиться этому можно очень быстро. Главное понимать основу. Понимать, из чего состоит красивый кадр, как лучше выставить композицию. И так….

    Правило № 1 – Никогда не фотографируем в автоматическом режиме. И первое что мы делаем – ставим на фотоаппарате режим М (Manual) , - ручной.
    Правило № 2 – Не пишем файлы в формате JPG , Если посмотрим на монитор камеры, то увидим там значок L , Это самое высокое качество, которое может быть у JPG -снимка. Поэтому заходим в меню настройки формата файлов и выбираем формат RAW , так называемый «сырой» формат.

    Формат JPG – это сжатый формат файла. И если при фотографировании были допущены ошибки, неправильно выставлен свет, выдержка, то поправить мало что получится.

    Чего не скажешь про формат RAW (сырой), здесь эти, и многие другие, ошибки поправить очень легко. В формате RAW камера собирает прямую информацию с матрицы. Да, как следствие, каждый снимок занимает значительно больший объем. Но оно того стоит. После перенесения файла на компьютер и конечной его обработки всегда можно отконвертировать его в более привычный и «легкий» JPG. Но снимок не будет потерян! Снимок качественный, профессиональный. За который не стыдно….

    Итак….. Мы переключили камеру в режим М, выставили качество RAW. И теперь переходим к настройкам, которые нужно понять.

    И первое, с чего мы начнем – это Диафрагма .

    Для наглядности Диафрагма подобна человеческому глазу . Когда мы находимся в темноте – зрачок расширяется, для того, чтобы лучше видеть в темноте. Если находимся на солнце – зрачок становится маленьким, дабы солнечный свет не ослепил. Диафрагма работает по такому-же принципу. Если необходимо сделать снимок более светлым, например в темном помещении, или в сумерках, то необходимо выставить значение диафрагмы как можно меньше (в цифрах). Правда здесь необходимо также не забывать, что с увеличением раскрытия лепестков диафрагмы (число уменьшается) также уменьшается и глубина резкости. Вкратце, для примера, если делаем портрет, при малой глубине резкости – фон за человеком будет размыт. И соответственно для пейзажного снимка диафрагму лучше всего максимально закрыть (число максимально допустимое) чтобы и передний и задний планы были в фокусе.
    Также интересный эффект можно получить, если при ночной съемке закрыть диафрагму, то источники освещения (фонари, звезды) превращаются в «звездочки».
    И как итог: Чем больше раскрыты лепестки диафрагмы (число минимально) – тем больше света попадает на матрицу и наоборот.

    А теперь переходим к следующему параметру – ISO (светочувствительность).

    Этим параметром можно компенсировать величину диафрагмы, когда в темноте приходится её закрывать и наоборот, слишком открытую на солнце (игра с глубиной резкости). Числа ISO «исторически» перешли от чисел измерения светочувствительности фотопленок. И число ISO условно показывает насколько матрица фотоаппарата чувствительна (способна воспринимать) световую информацию.
    При изменении числа ISO , при всех остальных постоянных параметрах, снимок становится светлее, и наоборот. Этим параметром удобно например пользоваться при съемке в темном помещении, когда увеличив светочувствительность мы можем получить весьма и весьма достойный кадр. Но есть и оборотная сторона медали…. При увеличении числа ISO сильно возрастают «шумы» на снимке (цветная рябь). Происходит это из-за того, что на матрицу фотоаппарата подается большее напряжение и соседние пиксели на матрице начинают фонить друг на дружку избыточным напряжением поля. Так что лучше всего стараться использовать минимальное число светочувствительности.

    Когда вы настраиваете все настройки вашей камеры, обращайте внимание на значение Экспонометра .
    Его видно и на внешнем мониторе и в видоискателе объектива. Этот индикатор показывает насколько хватает «света» для снимка при выбранных параметрах. Если значение стремится «в минус» - значит снимок получится темным, и необходимо либо приоткрыть диафрагму, либо увеличить ISO, либо увеличить выдержку, и наоборот. Если указатель ушел «в плюс», значит снимок будет пересвеченным, и нужно немного ужать параметры, либо прикрыв диафрагму, либо уменьшив ISO, либо уменьшив выдержку.
    Так что данный указатель весьма полезен, позволяя сразу оценить насколько правильно выбраны параметры съемки.

    И вот очередь дошла до следующего главного параметра – Выдержка .

    Как правило, рядом с кнопкой затвора находится колёсико настройки, так вот это и есть регулятор длинны выдержки.
    Выдержка – это время, в течение которого свет, попадающий через объектив проецируется на матрицу. И измеряется в долях секунды. Если значение например «30», это значит, что шторка затвора открывается на 1/30 секунды, соответственно, если значение «160» - время проекции – 1/160-ая секунды. Т.е. чем больше число тем «быстрее» выдержка.
    Условно выдержки делятся на короткие и длинные. Если значение «быстрее» чем 1/100 – выдержка короткая. Например 1/200, 1/1000 – выдержка короткая. Если 1/60, 1/5 и т.д. - выдержка длинная.
    При использовании коротких выдержек можно снимать без штатива, например спортсмена в прыжке, чтобы он замер в полете. А при использовании длинных выдержек лучше использовать штатив. Также короткие выдержки используются для получения «размытого» движения, визуально показывая стремительность снимаемого объекта.

    И на этом базовые параметры съемки завершаются. С этого момента необходимо снимать снимать и еще раз снимать, изменяя изученные параметры, и видеть разницу получаемых фотографий, подбирая свой неповторимый стиль, наслаждаясь результатом… Если же Вы мечтаете профессионально освоить зеркальный фотоаппарат и получать замечательные снимки, возьмите уроки у Евгения Карташова -

    Дерзайте, Вы талантливы!!!


    Дата публикации: 23.10.2015 г.

    © Статья является собственностью . При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на обязательна