Ликбез для бильярдиста: выбираем шары. Разновидности бильярда - бильярдной игры

Русским бильярдом (или пирамидой) является собирательное именование ряда разновидностей игры на бильярде. Русский бильярд - это разновидностьлузного бильярда, имеющая свои особые требования к оборудованию для игры. Существует несколько официальных видов пирамиды, наиболее просты из которых правила американки (свободной пирамиды). Все соревнования по русскому бильярду проходят на инвентаре, подходящим техническим требованиям ФРБ (Федерация Русского бильярда).

  • не дотронулся до заднего борта;
  • прикоснулся с длинным бортом;
  • пересек продольную линию;
  • выскочил либо упал в лузу.

Сыгранный

Шар является сыгранным, когда в результате верного удара он попадает в лузу. Бильярдист сохраняет право сделать следующий.

Зависший шар

Если во время удара он остановился в створе лузы в неустойчивом положении, а потом упал в нее до завершения удара, то он считается сыгранным. Если же он упал в лузу уже после завершения удара либо из-за сотрясения стола, то такой не будет засчитан, судья установит его на первоначальное место.

Выскочивший шар

Выскочившим признается тот, который покинул во время удара поверхность стола, не упав в лузу. Прицельный выскочивший шар ставится после удара на заднюю отметку, штраф не накладывается, сыгранные бильярдистом засчитываются. Если стол покидает биток, то игрок получает штраф, забитые им шары не идут в зачет, а биток ставится на стол, исходя из правил конкретной игры. Если шар, который покинул игровую поверхность бильярдного стола , заденет над ней одежду игрока или кий , то это будет нарушение правил, за него полагается штраф. Если он возвращается на стол, то остается в игре, а ежели покидает его, то считается выскочившим. Не считается нарушение правил, если шар задевает осветительные приборы, скобу лузы или верхние части бортов, а затем вернется на стол.

Выставление шаров

Не заказанные, забитые в нарушение правил и выскочившие прицельные выставляются судьей на заднюю отметку. Если эта отметка занята, то их ставят близко (но не прямо в плотную) к загораживающему шару по продольной линии по направлению к заднему борту. Если данная часть продольной линии уже занята, то он выставляется в сторону центральной отметки.

Вступление в игру соперника

Соперник входит в игру тогда, когда игрок не сыграл шар либо нарушил правила. Если на бьющего бильярдиста наложен штраф, то его соперник, может с учетом сложившейся на столе ситуации потребовать исполнить следующий удар, сказав: «Играй дальше». Незафиксированный выигрыш Если по невнимательности судьи и соперников игра продолжилась несмотря на тот факт, что бильярдист выиграл в партии (сыграл восемь или заработал 71 очко и больше), то при обнаружении данного обстоятельства ему сразу присуждают победу в партии, несмотря на все произошедшие далее события.

Штраф

Штраф в русском бильярде налагается в таких случаях:

  • когда удар произведен не наклейкой кия;
  • когда очередной удар исполнен до завершения предыдущего;
  • когда после удара биток вылетел за границы игровой поверхности;
  • за нанесение двойного удара (пропих);
  • за туш любого из шаров на поверхности бильярдного стола во время игры - кием, мелом, машинкой, руками, элементами одежды и т. п.;
  • когда начальный удар сделан по битку, находящемуся за пределами дома (Моска, РП);
  • за невыполнение игроком правил отыгрыша; - за промах;

Американка

При этой разновидности русского бильярда биток может в пределах дома располагаться в любом месте (но только не на линии дома, поскольку она к нему не относится).

После разбития пирамиды битком, игрок в Американку может выбрать любой шар в качестве битка. Считается попаданием в лузу и падение прицельного шара, и битка (но только после соударения о прицельный шар). Забивший шар бильярдист вправе нанести следующий удар. Правила отыгрыша заключаются в том, что когда не сыгран ни один шар, то после соприкосновения битка с прицельным минимум кто-то из них обязан коснуться до 2-х различных бортов (либо, попав в один борт, довести второй шар до иного борта), или соприкоснуться с одним бортом, а потом пересечь центр стола (либо перекатить через него иной шар), или пересечь его, а далее коснуться борта либо довести иной шар до борта). Победившим признается то бильярдист, который первым забьет 8 шаров.

Ваша корзина пуста

Бильярдная терминология

Абриколь - это удар битком сначала о борт, а затем в прицельный играемый шар, т.е. это вид дуплета, которым пользуются, когда стоящий у самой лузы шар нельзя иначе сыграть.

Американка - это игра на лузном бильярде. Разновидность этой игры - американка в одну линию. В настоящее время Американка переименована в Пирамиду.

Афера - это специальный термин, чаще всего употребляемый в спортивном бильярде при игре в некоторые игры (Алагер, Экспресс), т.е. взять на аферу - это означает в игре сыграть за своего партнера по бильярду.

Биток - это шар, которым ударяют по другим играемым шарам. Встречается также название ударный. В международной терминологии биток значится как киевый шар (cueball) или просто шар, по которому наносится удар кием.

Боковик - это удар кием по битку в точки, лежащие по левую или правую стороны от вертикальной линии, проходящей через центр битка (левый боковик и правый боковик - французский удар).

Бортовой шар - это плотно стоящий у борта шар.

Бриллиант - это одна из восемнадцати перламутровых точек, вделанных в верхнюю деревянную часть бортов на лузном бильярде (см. Бриллиантовая система).

Бриллиантовая система - это научно обоснованная бильярдная система, предусматривающая практическое использование бриллиантов на бортах, которые помогают сопоставить четкую диаграмму ударов с вычислением пути движения шаров в определенное место (определенную точку бильярдного стола).

Винт - это удар, при котором придается вращение битку или прицельному шару.

Восьмерка - это название игры в пул (американский вид лузного бильярда).

Сыграть шар - это означает положить шар в лузу.

Выход - это профессиональный прием в игре, посредством которого играющий, положив ударом в лузу шар, одновременно выходит битком под другой играемый шар с таким расчетом, чтобы последний можно было бы относительно легко положить ударом в лузу.

Губа лузы - это закругление борта у лузы.

Двойной удар - это один из запрещенных ударов на бильярде, когда при ударе наклейка кия дважды касается битка.

Дом - это место на бильярдном столе, предназначенное для начального удара, ограниченное бортами и меловой линией, проходящей через первую точку бильярдного стола параллельно короткому борту. Устанавливать шар для удара можно в любой точке дома.

Дуговик - это специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую линию (см. боковик и винт).

Дуплет - это удар, при котором прицельный шар ударился в борт и отразился от него (см. также Круазе) в лузу.

Завинтить, закрутить шар - это значит придать битку сильное и притом только боковое вращение (см. боковик и дуговик).

Заказной шар - это шар, который играющий намеревается забить и называет перед ударом.

Закончить партию с кия - Так говорят, когда играющий начинает и заканчивает партию после непрерывной серии ударов (делает биллию - серию точных забитий).

Замазать шар - это значит поставить свой шар при игре в Московскую пирамиду или Русскую пирамиду в определенную точку так, чтобы прицельный шар был закрыт любым другим шаром (см. также Мазка).

Запрещенные удары - это удары, которые наносить нельзя и за которые игрок штрафуется - двойной, нажим по борту, пропих.

Зачем нужен треугольник - это один из предметов бильярдного инвентаря: деревянная рамка в форме треугольника, с помощью которой бильярдные шары перед началом игры устанавливаются в пирамиду.

Игра три борта (от трех бортов) - это один из самых технически сложных ударов на бильярде, когда чужой шар после соударения с битком касается трех бортов и падает в лузу.

Игра через спину - это нанесение удара по битку, при котором партнер перекладывает кий за спину из-за неудобства игры по прицельному шару в данной ситуации. Отмечу, что для избежания данного неудобства нужно учиться играть как с одной, так и с другой руки.

Игра шаром - это разновидность удара - один из вариантов сложных ситуаций игры в спортивный бильярд, т.е. игра, при которой биток ударяет не непосредственно по прицельному шару(прицельный шар закрыт другими шарами), а вынужденно ударяет по вспомогательному шару, который в свою очередь ударом в прицельный шар положит его в лузу. Отсюда выражение при игре - играть системой шаров, когда удар передается через несколько шаров.

Играть пистолетом - это один из сложных способов игры одной рукой. Кий при этом берут в месте центра тяжести на большой и безымянный пальцы и захватывают его указательным и средним пальцами. Удар обычно производится на весу или с упором на локоть.

Играть по серии - это выражение, применяемое при игре в фишки, означает: играющий делает удары до тех пор, пока падают кегли и не будет штрафного удара, после чего право на удар переходит к партнеру.

Играть с руки - это значит, что игрок может установить биток и играть его с любого места дома в установленных правилами случаях.

играть через шары - это обозначает нанесение удара битком по прицельному шару через несколько шаров (игра системой шаров прицельного шара в лузу).

Шар висит над лузой - так обычно говорят, когда шар находится так близко от лузы, что достаточно малейшего к нему прикосновения, чтобы он свалился в лузу. Такие шары при игре в бильярд обычно называют мнртвыми шарами.

Какая луза на бильярде заказная - называемая играющим луза, в которую он намеревается положить заказной шар после удара.

Какие разновидности игры Пирамида существуют - существует простая Пирамида (Американка), а также существуют следующие разновидности этой игры: малая русская пирамида(71 очко), большая русская пирамида (91 очко), пирамида счнтом шарами, пирамида с цветными шарами, пирамида-подкатка, пирамида без касания борта битком, снимание шаров рукой, московская пирамида(сибирская пирамида).

Какой должна быть стойка бильярдиста и что это такое вообще - стойка - это оптимальная позиция спортсмена у стола, т.е. положение ног, рук, корпуса и кия. Существуют определенные правила стойки, но у каждого она своя.

Карамболь - это слово является названием игры на бильярде без луз тремя шарами, а также обозначает соударение шаров, при котором происходит последовательное от одного удара столкновение битка с двумя или более шарами.

Катрбан - это удар, при котором происходит отражение шара от четырнх бортов в лузу.

Кикс, киксовать - Кикс - неудачный удар кием по битку, когда наклейка соскальзывает с шара (получается осечка). Киксовать - делать кикс, т.е. ударить кием по битку вскользь так, что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для играющего направлении.

Клопштосс - это отрывистый, короткий удар в центр битка в плоскости, параллельной плоскости стола, в результате которого биток, ударившись в прицельный шар, остантся на месте.

Контрпартия - это решающая партия между партннрами, имеющими одинаковое число выигранных партий. Сокращннно называется - контровая или контра.

Контртуш - это обратный удар по битку отражннного от борта прицельного шара.

Круазе - это разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Этот вид дуплета называется также оборотным, оборотником (см. также Дуплет). Выполнение Круазе называют также Оборачивать шар.

Кто такие Зайцы - это два касающихся друг друга (стушнванных) шара.

Кто такой Король - так условно называется спортсмен, играющий один против двух (пары)(см. Принц). Королем также называется цветная фишка при игре в фишки.

Кто такой Маркер - это штатное должностное лицо (заведующий) бильярдной, в обязанности которого входит обслуживание играющих на бильярде, а также ремонт бильярдного инвентаря. Маркер, как правило, должен хорошо знать все правила бильярдных игр и уверенно решать все конфликтные ситуации между игроками.

Мазик - это один из предметов бильярдного инвентаря прошлого времени, предназначенный для для удара по битку вместо кия.

Мазка - это позиция на столе, когда шар или шары загораживают цель, в которую желательно попасть битком. Иногда в таком случае говорят, что шар замазан и удар по нему затруднен.

Малая русская пирамида - это игра на русском бильярде до 71 очка, очень распространннная при проведении официальных соревнований.

Массе - это один из видов необычных сложных ударов.

Машинка - это один из предметов бильярдного инвентаря, служащий подставкой для кия при исполнении некоторых ударов. Это приспособление помогает спортсмену, например, играть шары, которые он не может достать обычным способом при игре кием. Также машинку называют мостиком и тещей.

Мертвый шар - это шар, который стоит в губах лузы, и достаточно малейшего по нему толчка, чтобы он упал. О таком шаре говорят, что он висит над лузой.

"Недорезать шар" - это означает нанести такой удар, при котором биток ударится в прицельный шар ближе к центру.

Оттяжка - это удар кием в плоскости, почти параллельной (а иногда и под углом) к плоскости бильярда в часть битка, лежащую ниже его центра; при оттяжке биток после столкновения с другим шаром, на мгновение задержавшись на месте, за счнт обратного вращения откатывается назад.

Отыгрыш - это оборонительная тактика в игре, в результате которой удар делается с таким расчнтом, чтобы затруднить исполнение следующего удара противнику (поставить биток к борту и подальше от прицельных шаров, прикрыть биток шарами и т.п.).

Пачекот - это разновидность игры.

"Перерезать шар" - это когда играемый шар взят под более острым углом к играемой лузе, т.е. биток ударил по прицельному шару ближе к краю (тоньше, чем необходимо).

Перескок - это один из видов необычных ударов, когда удар кием производится в низ битка под большим углом к плоскости бильярда. При этом биток перескакивает через шар и катится в направлении удара.

Пирамида - во-первых, это шары, поставленные на бильярдный стол плотно один к другому в определннном порядке и образующие равносторонний треугольник. Во-вторых, именно так сейчас называется игра - в прошлом Американка.

Подставка - это такое положение шара, когда сыграть его очень легко. Обычно шар стоит около или прямо в лузе для сыгрывания чужого - прицельного шара или около лузы для сыгрывания своего - битка (в тех играх, где это разрешено правилами).

Поставить шар на точку - это когда шар в определннных случаях ставят на третью точку бильярдного стола. Обычно на точку выставляют штрафные шары, неправильно забитые и вылетевшие с игрового поля. В случае, когда точка занята другим шаром, шары выставляются по линии к короткому борту как можно ближе к мешающему шару.

Почему иногда снимают шары рукой - Шары снимаю в нескольких случаях - при игре в Московскую пирамиду, когда забит биток - соперник снимает любой другой шар на полку забившего. Есть также игра Снимание шаров - игра в пирамиду, при которой партннры играют по очереди кием, причнм если один не положит шар, другой снимет рукой любой шар в свою пользу.

Кто такой Принц - так условно называется каждый из двух спортсменов, играющих в паре против одного противника (см. также Король)

Прицельный шар - это любой шар, кроме битка - тот, по которому будет наноситься удар битком. Встречается также название чужой шар.

Промах - это означает, что при ударе биток не коснулся других шаров.

Пропих - это запрещtнный удар в бильярде. Обычно совершается при ударе по близко расположенным шарам - т.е. в момент касания битка сприцельным шаром наклейка кия еще соприкасается с битком.

Прямой шар - это такое расположение шаров, когда биток, прицельный шар и луза, в которую играют, находятся на одной прямой линии.

Пул - это разновидность лузного бильярда. Игра ведется цветными шарами диаметром 57,5 мм на столе с широкими лузами.

Разбой - это первоначальный удар в начале партии по шарам, стоящим в пирамиде.

Расход - это прекращение незаконченной партии по обоюдному согласию партннров. На соревнованиях такое не проходит.

Резка шара - это удар битком в прицельный шар со смещением от центра прицельного шара.

Рокамболь - это рикошет шара по нескольким бортам.

Свой шар - своим шаром называют биток - шар, по которому наносится удар кием.

Снукер - это очень популярная в Великобритании игра на лузном бильярде. В этой игре используется двадцать два шара: 1 белый(биток),15 красных и 6 шаров различного цвета (жнлтый, зелнный, коричневый, синий, розовый и чнрный).

Сухая партия - так называется проигранная партия, в которой проигравшему не удалось сыграть ни одного шара или не набрать ни одного очка. Еще говорят, что партия закончилась "всухую".

Сыграть воздухом - это при ударе очень тонко задеть битком прицельный шар.

Сыграть каблук - это частный случай абриколя, когда шар получает удар от битка, отраженного от борта, причем точка удара битка по шару находится с противоположной стороны местонахождения битка перед ударом. Отыгрыш в виде каблука в Пирамиде и некоторых других видах бильярда сейчас запрещен.

Сыграть нажимом - это означает положить в игре шар запрещенным ударом - нажимом. Такое происходит, в частности, когда около лузы близко расположены два шара и при забитии одного из них (своего или чужого) играющий продавливает его в лузу.

Точка на столе, ее предназначение - точка на столе обозначенная цветным кружком диаметром 1см, наклеенным на пересечении двух линий, соединяющих центры двух угловых луз с центрами двух средних луз (первая и третья) и середины средних луз (вторая). Одна из точек предназначается для установки пирамиды (третья), вторая (средняя) - отмечает середину стола, и первая - отмечает дом.

Триплет - это кладка чужого шара в лузу при отражении его во время удара от двух бортов.

Туз - это шар, обозначенный цифрой 1 (засчитывается как 11 очков при игре в Русскую пирамиду).

Турняк - это толстая часть бильярдного кия. Некоторые неверно называют его турнИком.

Туш - это всякое прикосновение к любому шару на бильярде кием, рукой, одеждой, галстуком, машинкой и т.п. Туш отличается от удара тем,что при нем шар не совершает, либо совершает небольшое поступательное движение.

Удар в лоб - это удар битком в центр прицельного шара.

Удар вразрез - это удар битком одновременно по двум близко стоящим друг от друга играемым шарам.

Финская партия - это игра на бильярде 16 шарами, поставленными попарно против каждой лузы, и три шара - по средней линии, соединяющей средние лузы стола.

Фишки - это игра, особенностью которой является то, что в нен, кроме трнх шаров, вводятся пять или семь фишек. Разыгрывается как на бильярде без луз, так и на лузном. Разновидностью игры в фишки (или кегли) является Пачекот.

Фол - это любое нарушение правил игры в бильярде.

Фора - это когда один из заведомо сильнее играющих соперников дает перед игрой определннное количество очков, шаров или ударов, выравнивая тем самым уровень класса игры партнеров. В ходу также название Гандикап.

Фукс - это шар, упавший в лузу неожиданно, непредвиденно. Отсюда выражение фуксовая партия, т.е. выигранная благодаря только счастливой случайности.

Что за игра "Два шара" - это игра в два шара, при которой каждый из партннров должен положить в любую лузу без назначения шар противника.

Что за игра "Пять шаров" - это игра на лузном бильярде (60 очков), русская партия. Играется пятью шарами: 2 белых, 2 красных, 1 желтый. Разновидность этой - пять шаров с карамболями.

Что означает, когда говорят "Чисто" - это выражение употребляют в игре для обозначения случая, когда играемый шар при своем движении не заденет другие шары на бильярде.

Что означает: Видно или не видно шар - это позиция шаров на столе, при которой видна или не видна точка прицела играемого шара.

Что считается началом и концом удара - началом удара считается всякое прикосновение играющего к любому шару на бильярде, а концом удара является момент снятия с бильярдного стола руки, кия, машинки и прекращения движения шаров.

Что значит Скиксовать, Киксануть - это значит ударить кием в бок своего шара неудачно, т.е. вскользь, так, что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для игрока направлении. Подобный удар при игре получается, как правило, когда не помелят конец кия, когда наклейка потеряла шероховатость(засалилась) или когда игрок пользуется сырым мелом.

Шар забит от шара - это когда прицельный шар или биток попадают в лузу, коснувшись другого шара.

Штосс - это вид удара в игре в кегли. При этом партнеры поочередно делают по одному удару вне зависимости от того, падают кегли или нет.

Эффе - это относительно сложный удар по шару, при котором придается определннное боковое вращение шару дополнительно к его поступательному движению.

Краткие правила

В начале игры на игровом столе располагаются 15 красных шаров, уложенных в пирамиду, и 6 цветных шаров, каждый из которых расположен на определённой отметке на столе. Белый шар (биток) используется для ударов по цветным шарам. Игроки должны поочерёдно забивать красные и цветные шары в лузы. Пока красные шары остаются на столе, забитые цветные шары выставляются на свои позиции. Выигрывает тот из игроков, кто наберёт большее количество очков. В случае набора игроками (после забивания всех шаров) одинакового количества очков, фрейм доигрывается с одним чёрным шаром. В снукере возможна «патовая» ситуация, когда удары по красным шарам не способствуют продолжению фрейма. В этом случае, по соглашению игроков и рефери, фрейм начинается заново.

«Цена» шаров:

  • красный шар - 1 очко,
  • жёлтый шар - 2 очка,
  • зелёный шар - 3 очка,
  • коричневый шар - 4 очка,
  • синий шар - 5 очков,
  • розовый шар - 6 очков,
  • чёрный шар - 7 очков.

Наибольшее возможное количество очков за одну серию - 147 (без «свободного шара») и 155 (со «свободным шаром»). Серия в 147 очков (или в 155 очков со свободным шаром) называется «максимальной серией» или «максимальным брейком». Для получения максимального количества очков игрок должен забить все красные шары, забивая чёрный шар после каждого красного, а затем забить по старшинству все цветные шары.

Глоссарий

  • Биток - белый шар, которым выполняется удар по цветным шарам.
  • Брейк - непрерывная серия ударов одного игрока.
  • Винт - придание битку вращения при ударе по нему кием.
  • Дабл - дуплет (забивание шара в лузу не напрямую, а при отскоке от борта стола).
  • Дабл-кисс - двойное соударение битка и прицельного шара.
  • Кикс - неудачный удар кием по битку.
  • Кластер - скопление двух и более шаров, стоящих плотно друг к другу.
  • Клиренс - забивание шаров в лузы до полной очистки стола;
    • Тотал клиренс - забивание всех (от первого до последнего) шаров в лузы.
  • Кросс-дабл - пересечение траекторий битка и прицельного шара.
  • Кьюинг - владение (работа) кием.
  • Кэннон - непредвиденное либо намеренное столкновение битка с другими шарами.
  • Мисс - непопадание битком в прицельный шар.
  • Мисскью - срыв удара, вызванный техническим браком.
  • Отыгрыш - удар по прицельному шару не с целью его забивания, а с целью увода битка в сложное для соперника положение (по возможности в состояние снукера).
  • Переигровка фрейма :
    • Ре-рэк - переигровка фрейма в случае «патовой» ситуации;
    • Переигровка в чёрном (англ. re-spot black ) - когда после забития последнего шара счёт во фрейме становится равным, чёрный шар выставляется на свою отметку и проводится жребий, по результатам которого один из игроков получает право первого удара. Фрейм продолжается, пока чёрный не будет забит или пока не будет совершён фол.
  • Плант - сыгрывание необходимого шара через шар (редко через два), по которому осуществляется удар битком (игрок делает удар по прицельному шару, который попадает в другой шар, падающий в лузу).
  • Прицельный шар - шар, по которому выполняется удар.
  • Резка - угол, под которым биток посылается в прицельный шар.
  • Рест (разновидности: спайдер-рест , рест лебединая шейка ) - специальное приспособление, на которое ставится кий, если игра с руки затруднительна или невозможна.
  • Свободный шар - это шар, который бьющий заказывает как очередной, когда биток оказывается в снукере (позиции, когда прицельный шар не виден в полный размер) после фола.
  • Сенчури - непрерывная серия одного игрока (брейк) из 100 очков.
  • Снукер:
    • собственно название игры;
    • позиция на игровом столе, когда биток закрыт от прицельного шара другим шаром и не может пройти к нему по прямой с обеих сторон. Такая ситуация встречается не только в снукере но и в других бильярдных играх, например в пуле (где также называется маска ).
  • Флюк - случайное попадание шара в лузу без нарушения.
  • Фол (или штраф ) - нарушение правил игроком в ходе игры. При объявлении штрафа право удара передаётся сопернику и ему же начисляются дополнительные очки (от 4 до 7).
  • Фрейм - одна партия в снукере.
  • Фрейм-бол - шар, при забитии которого игрок набирает количество очков больше, чем потенциально имеющихся на столе. Чаще всего этот шар бывает победным во фрейме, но проигрывающий игрок имеет возможность выигрыша фрейма за счёт «искусственных» снукеров и фолов соперника за них;
    • Матч-бол - фрейм-бол, за счёт которого выигрывается весь матч.
  • англ. Touching ball - ситуация, когда биток стоит вместе с тем шаром, который можно играть, соприкасаясь с ним (то есть если очередь играть красный, а биток соприкасается с цветным, и наоборот, touching ball не назначается).

Снукер — полные правила

Снукер (англ. Snooker ) - разновидность бильярдной игры. Зародился и наиболее распространен данный бильярд в Великобритании.

Правила игры

ДАННЫЕ ПРАВИЛА УТВЕРЖДЕНЫ И ПРИНЯТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ БИЛЬЯРДА И СНУКЕРА, А ТАКЖЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИЕЙ БИЛЬЯРДА И СНУКЕРА В СЕНТЯБРЕ 1995Г.

1. ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

1.1. Стандартный стол
1. Размеры: игровая поверхность, заключенная между упругими бортами, должна иметь размеры 3569 мм х 1778 мм. Допустимое отклонение по обоим размерам составляет ±13 мм.
2. Высота: высота стола от пола до верхней стороны борта (поручня) находится в пределах от 850 до 875 мм.
3. Лузы:
а) Стол должен иметь четыре лузы по углам и две лузы посередине длинных бортов;
б) Размеры и форма луз должны соответствовать стандартам Всемирной профессиональной ассоциации кэнона и снукера.
4. Линия балки и балка: прямая, параллельная переднему борту и отстоящая от него на 737 мм (1/5 длины игровой поверхности), называется линией балки, а пространство между ней и передним бортом - балкой.
5. Сектор «D»: сектор «D» представляет собой полукруг, описанный в сторону балки, с центром посередине линии балки и радиусом 292 мм (1/6 ширины игровой поверхности).
6. Отметки: на центральной продольной линии стола нанесены четыре отметки.
1) Особая отметка (отметка черного шара) - на расстоянии 324 мм (1/11 длины игровой поверхности) от заднего борта.
2) Центральная отметка - в центре игровой поверхности стола.
3) Пирамидная отметка - на равном расстоянии от центральной отметки и заднего борта.

1.2. Шары
1. Шары должны иметь диаметр 52,5 мм. Допустимое отклонение ± 0,05 мм.
2. Вес шаров должен быть одинаковый. Допустимое отклонение составляет:
а) 3 г - в наборе для снукера
б) 0,5 г - в наборе для кэнона.
Примечание: по взаимному согласию игроков или по решению судьи шар или весь набор шаров может быть заменен.
Кий
Длина кия должна быть не менее 914 мм, а его форма не должна существенно отличаться от традиционной и общепринятой.
Вспомогательные принадлежности
Для поддержки кия можно использовать машинки.
Примечание: игроки несут ответственность за аккуратную установку и своевременное удаление машинки со стола.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ

2.1. Фрейм* (розыгрыш)
Фрейм заканчивается:
1) либо после того, как соперник признал поражение,
2) либо после того, как правильно забит последний черный шар, или при выполнении удара по нему совершено нарушение.

2.2. Гейм (партия)
Гейм состоит из согласованного количества фреймов.
* В отечественной бильярдной практике понятия «фрейм» (розыгрыш) и «гейм» (партия) совпадают, т.е. партия состоит из одного розыгрыша. (Прим. переводчика.)

2.3. Матч (встреча)
Матч состоит из согласованного количества геймов.

2.4. Шары
1. Белый шар - биток.
2. 15 красных
3. 6 цветных шаров - прицельные.

2.5. Играющий
Участник, готовящийся произвести или производящий удар, является играющим и остается таковым до завершения удара или серии (п. 2.6 и 2.12).

2.6. Удар
1. Удар по битку производится наклейкой кия.
2. Удар считается правильным, если выполняются следующие требования:
а) в момент удара все шары должны быть неподвижны, а цветные (в случае необходимости) выставлены;
б) по битку должен быть произведен удар, а не толчок (пропих);
в) при выполнении одного удара наклейка не должна касаться битка более одного раза;
г) в момент выполнения удара по крайней мере одна нога играющего должна касаться пола;
д) играющий не должен касаться никаких других шаров, кроме битка в соответствии с п. 6-а;
е) шар или шары не должны выскакивать за борт.
3. Удар считается завершенным после того, как все шары остановились, а играющий, по мнению судьи, отошел от стола.

2.7. Вне игры
1. Биток находится вне игры, если он падает в лузу или выскакивает за борт.
2. Он остается вне игры до тех пор, пока не введен в игру ударом с руки или пока не совершено какое-либо нарушение после установки битка.

2.8. Шар в игре
1. Биток находится в игре во всех случаях, не подпадающих под п. 2.7.
2. Прицельные шары находятся в игре после выставления и остаются таковыми до тех пор, пока не упадут в лузу или не выскочат за борт.
Примечание: для установки битка можно использовать кий, если игрок, по мнению судьи, не пытается при этом произвести удар. В этом случае биток остается вне игры, даже если произошло касание битка наклейкой.

2.9. Очередной шар (шар на игре)
Очередным называется прицельный шар, с которым должно произойти первое касание битка после нанесения удара.

2.10. Объявленный шар
Объявленным называется прицельный шар, который играющий объявляет (или на который указывает судье) в качестве очередного.
Примечание: по требованию судьи игрок обязан объявить очередной шар.

2.11. Сыгранный (забитый шар)
1. Прицельный шар считается сыгранным, если он после соударения с другим шаром и при полном соответствии настоящим Правилам падает в лузу.
2. Если сыгран цветной, то его следует выставить до нанесения следующего удара, пока он не будет сыгран окончательно согласно п. 3.3.
Если произведен удар при неправильно выставленных или не выставленных шарах и это нарушение не было своевременно зафиксировано, то:
а) шары, находившиеся на столе, считаются выставленными правильно,
б) шары, находящиеся вне стола, выставляются после их обнаружения.
Примечания: 1). Играющий обязан до нанесения удара убедиться в том, что все шары выставлены правильно.
2). За исключением особых случаев, оговоренных п.п. 7.3.8 и 7.3.12, позиции красных шаров никогда не восстанавливаются, невзирая на то, что игрок, нарушивший Правила, может получить в результате какое-либо позиционное преимущество.

2.12. Серия
1. Если шар сыгран, то следующий удар производит тот же самый игрок.
2. Серия представляет собой последовательность результативных ударов одного и того же игрока.

2.13. Выскочившие шары
1. Шар считается выскочившим, если он после удара остановился не на игровой поверхности стола и не упал в лузу.
2. Если выскочил цветной, то до нанесения следующего удара он выставляется согласно п. 7.3.6.
2.14. Нарушение (фол)
Нарушением является любой акт, противоречащий настоящим Правилам.

2.15. Маска (снукер)
1. Маской называется позиция, при которой маскирующие (не очередные) прицельные шары не позволяют произвести прямой удар битком по очередному пиру.
Примечание: маски нет, если возможен прямой удар хотя бы по одному из очередных шаров.
2. Если производится удар с руки, то биток замаскирован лишь в том случае, если невозможен прямой удар по очередному шару с любой позиции внутри или по границам сектора «D».
3. Если биток замаскирован более чем одним шаром, то ближайший к битку называется эффективным маскирующим шаром.

2.16. Постановка за губу
1. Биток считается поставленным за губу лузы, если губа лузы не позволяет произвести прямой удар по очередному прицельному шару.
Примечание: биток не считается поставленным за губу, если возможен прямой удар хотя бы по одному из очередных шаров. Если биток поставлен за губу с нарушением Правил, то
1. судья констатирует этот факт, после чего
2. играющий может при желании произвести удар с руки из сектора.

2.17. Занятая отметка
Отметка считается занятой, если шар нельзя установить на ней без касания другого шара.

2.18. Пропих
Пропих представляет собой неправильный удар, при котором наклейка кия продолжает находиться в соприкосновении с битком:
1) после того как биток коснулся прицельного шара;
2) после того как биток начал самостоятельное движение вперед. В случае если биток и прицельный шар почти касаются друг друга, то правильным считается удар, произведенный на предельной резке.

2.19. Перескок
Перескок представляет собой удар, при котором биток сначала перескакивает через маскирующий прицельный шар, а затем ударяет по очередному прицельному шару (а не наоборот).
Примечание 1: если подскочивший биток опускается по другую сторону очередного шара, то считается, что биток перескочил через него, даже если он задел очередной шар в полете (т.е. удар рассматривается как промах по очередному шару).
Примечание 2: если биток после соударения с очередным шаром ударяется о борт, а затем перескакивает через очередной шар, то удар считается правильным.

2.20. Промах
Промах представляет собой удар, при котором биток, по мнению судьи, не задел очередного шара.

3. ИГРА

3.1. Описание
В снукер играют на английском бильярдном столе. Игроков может быть двое или больше, с разбивкой на команды или каждый за себя.
Победителем считается игрок или команда, набравшие наибольшее количество очков, или тот, кому присуждена победа в партии. Каждый игрок использует один и тот же белый биток. 21 прицельный шар включает 15 красных стоимостью в одно очко и 6 цветных: желтый −2 очка, зеленый - 3, коричневый - 4, синий - 5, розовый - 6, черный - 7. Результативные удары выполняются путем сыгрывания красных и цветных поочередно до тех пор, пока на столе не останется ни одного красного шара, после чего сыгрывают цветные в порядке возрастания их стоимости, т.е. от желтого до черного.

3.2. Расстановка шаров
Перед началом каждого фрейма прицельные шары расставляют следующим образом:
черный - на особую отметку,
розовый - на пирамидную отметку,
синий - на центральную отметку,
коричневый - посередине линии балки,
зеленый - в левом углу сектора,
желтый - в правом углу сектора,
красный - в форме треугольника с вершиной как можно ближе к розовому шару, но не вплотную, и основанием параллельно заднему борту.
Примечание: позиции называют обычно по цвету прицельного шара, например черная отметка, розовая отметка и т.д.

3.3. Ведение игры
3.3.1. С помощью жребия участники решают вопрос, в каком порядке они будут играть, причем этот порядок (за исключением случаев, оговоренных в разделе п. 3.10) должен оставаться неизменным в течение всего фрейма.
Примечание: очередность нанесения первого удара в каждом последующем фрейме в течение одного и того же гейма изменяется.
3.2.2. Фрейм начинается ударом с руки из сектора «D».
3.3.3. Биток должен:
а) коснуться очередного шара и
б) Не упасть в лузу.
3.3.4. В лузу не должен упасть не очередной шар.
3.3.5. Выполняются следующие условия:
а) пока на столе остаются красные шары, они являются очередными при выполнении первого удара каждой новой серии;
б) при результативном ударе засчитывается стоимость каждого сыгранного красного шара или шара, объявленного в качестве красного.
3.3.6. Если красный сыгран, то следующим очередным шаром становится цветной. При правильном сыгрывании цветного играющему засчитывается его стоимость, после чего шар выставляется.
3.3.7. Выполняются следующие условия:
а) пока на столе остаются красные шары, серия продолжается путем поочередного сыгрывания красных и цветных;
б) после этого очередными становятся цветные в порядке возрастания их стоимости (п. 3.2), которые после сыгрывания уже не выставляются (за исключением особых, оговоренных ниже случаев);
в) если играющему не удалось произвести результативный удар, то вступающий в игру соперник играет с места остановки битка.
3.3.8. Если на столе остается лишь один черный шар, то фрейм заканчивается после первого результативного удара или нарушения, за исключением случая, когда счет после этого становится равным, и тогда поступают следующим образом:
а) черный выставляется,
б) путем жребия определяют, кому производить следующий удар,
в) игра продолжается ударом с руки из сектора,
г) фрейм заканчивается после первого результативного удара или нарушения.
Примечание: если в партии или матче ведется совокупный счет, то вышеизложенное правило применяется лишь в том случае, когда счет становится равным после окончания последнего фрейма.
3.3.9. Играющий должен по мере своих сил и способностей стараться попасть по очередному шару. В противном случае судья констатирует промах.
Примечание: в случае, если по очередному шару попасть невозможно, считается, что играющий пытается попасть по нему.

3.4. Удар с руки из сектора
Удар с руки производится после установки битка внутри или на границе сектора «D». Примечание: в случае необходимости судья должен ответить на вопрос о том, правильно ли установлен биток.

3.5. Попадание битка в два шара одновременно
Биток не должен попадать одновременно в два шара, за исключением случаев, когда оба шара красные или один свободный, а другой очередной.

3.6. Выставление цветных
3.6.1. Если необходимо выставить цветной шар, а его собственная отметка занята, то он выставляется на свободную отметку наибольшей стоимости.
3.6.2. Если выставляют более одного цветного и их собственные отметки заняты, то приоритет отдается шару большей стоимости.
3.6.3. Если все отметки заняты, то цветной выставляют как можно ближе к собственной отметке со стороны заднего борта.
3.6.4. Если в случае черного или розового все пространство на продольной линии между собственной отметкой и задним бортом занято, то шар выставляют на продольной линии как можно ближе к собственной отметке со стороны переднего борта.

3.7. Соприкасающиеся шары
3.7.1. Если биток касается другого шара, который является или может являться очередным, то судья констатирует соприкосновение шаров.
3.7.2. В этом случае играющий должен нанести удар в сторону от него, в противном случае произойдет пропих.
3.7.3. За удар в сторону от шара штраф не налагается, если:
а) шар не очередной,
б) шар очередной, а играющий объявляет его, или
в) шар очередной, а играющий объявляет и наносит удар по другому шару.
Примечание: если, по мнению судьи, соприкасающийся шар сдвинулся с места по не зависящим от играющего причинам, то штраф не налагается.

3.8. Шар, зависший на краю лузы
3.8.1. Если шар падает в лузу без соударения с другим шаром, то он восстанавливается на прежнем месте.
3.8.2. Если зависший шар мог бы быть задет каким-либо другим шаром, пришедшим в движение, вследствие произведенного удара, но упал в лузу до соударения с ним, то все шары восстанавливаются на своих первоначальных позициях, и удар повторяется заново. Если при этом совершено нарушение, то на играющего налагается штраф и все шары восстанавливают на исходные позиции (за исключением случая, оговоренного в п. 3.10в).
3.8.3. Если шар приостановился на мгновение на краю лузы, а затем упал в нее, то он не восстанавливается.

3.9. Свободный шар
3.9.1. Если биток оказался замаскированным после нарушения, то судья объявляет свободный шар.
3.9.2. Если соперник в этом случае берет удар на себя, то он может объявить очередным любой прицельный шар.
3.9.3. При выполнении данного удара объявленный шар (во всех отношениях, кроме п.3.9.5а) рассматривается как очередной и приравнивается к нему по стоимости.
3.9.4. Правила считаются нарушенными, если:
а) биток не коснулся (первым) свободного шара,
б) биток после удара оказался замаскирован свободным шаром (за исключением случая, когда на столе остались только розовый и черный).
3.9.5. Если свободный шар сыгран, то
а) он выставляется,
б) игроку засчитывается стоимость очередного шара.
3.9.6. Если сыгран очередной шар, то засчитывается его стоимость.
3.9.7. Если сыгран и свободный, и очередной, то засчитывается стоимость только лишь очередного шара (за исключением случая, оговоренного в п. 3.3б).

3.10. Нарушения
3.10.1. Если совершено нарушение:
а) судья незамедлительно фиксирует фол, а после завершения удара объявляет штраф;
б) если судья не зафиксировал нарушение, а соперник не заявил об этом до нанесения следующего удара, то оно остается без последствий;
в) все неправильно выставленные шары остаются на своих местах, а не выставленные выставляются;
г) при наложении или востребовании штрафа учитываются все набранные ранее очки;
д) следующий удар производится с места остановки битка.
3.10.2. Если при выполнении одного удара совершено несколько нарушений, то налагается лишь один, но максимальный штраф, предусмотренный за самое серьезное нарушение.
3.10.3. а) На игрока, совершившего нарушение, налагается предусмотренный Правилами штраф, при этом штрафные очки прибавляются к текущему счету соперника;
б) кроме того, по требованию соперника нарушитель обязан произвести следующий удар;
в) если нарушено Правило, изложенное в п. 3.3, то по требованию соперника нарушитель обязан произвести удар из исходного положения.

3.11. Штрафы
За нижеследующие нарушения налагается штраф в установленном размере, но не менее четырех очков.
3.11.1. В размере стоимости очередного шара: за нанесение удара
а) до полной остановки шаров (п. 2.6),
б) по битку более одного раза (п. 2.6),
в) с отрывом обеих ног от пола (п. 2.6),
г) вне очереди (п. 3.3),
д) неправильно с руки (п. 3.4), за:
е) промах по всем прицельным шарам (п. 3.3),
ж) падение битка в лузу (п. 3.3),
з) маскировку битка свободным шаром (п. 3.9),
и) перескок через очередной шар (п. 2.19).
3.11.2. В размере стоимости очередного или соответствующего не очередного шара за:
а) падение в лузу не очередного шара (п. 3.3),
б) первое касание битком не очередного шара (п. 3.3),
в) пропих (п. 2.18),
г) нанесение удара при неправильно выставленном шаре (п. 2.11),
д) касание шара кроме как наклейкой кия при правильном ударе (п. 2.6),
е) выскочивший шар (п. 2.13).
3.11.3. В размере стоимости очередного или двух шаров (в зависимости от того, что больше) при попадании битком в эти два шара одновременно, за исключением двух красных или свободного и очередного (п. 3.5).
3.11.4. Штраф в размере семи очков налагается в случае, если играющий
а) нарушает Правила после сыгрывания красного, но до объявления цветного;
б) использует в тех или иных целях шары, вышедшие из игры;
в) играет по красному, когда на очереди цветной;
г) использует в качестве битка не белый шар.

3.12. Постороннее воздействие
Если неподвижный или движущийся шар потревожен вследствие какого-либо постороннего, не связанного с играющим воздействия, то судья восстанавливает его на прежнее место.
Примечание: сюда же относится и случай, когда вследствие какого-либо постороннего вмешательства шара касается и сам игрок. Игрок не несет также ответственности и в том случае, когда шары потревожены вследствие какого-либо прямого или косвенного воздействия со стороны судьи.

3.13. Патовая позиция
Если на столе возникла патовая позиция, судья должен предупредить игроков о том, что если ситуация вскоре не изменится, то фрейм будет объявлен недействительным. После этого он переигрывается с сохранением той же очередности участников.

3.14. Парный снукер
3.14.1. В парной игре каждая пара по очереди начинает следующий фрейм. Очередность игры участников определяется до начала каждого фрейма и в течение фрейма должна сохраняться неизменной.
3.14.2. Перед началом каждого фрейма очередность участников может быть изменена.
3.14.3. Если совершено нарушение, то по требованию соперника нарушитель производит следующий удар, при этом принятая очередность сохраняется.
3.14.4. Если фрейм заканчивается вничью, то вступает в силу п. 3.3. При этом пара, получившая право на первый удар, имеет право выбора очередности игроков, которая сохраняется до конца фрейма.
3.14.5. Во время игры партнеры могут совещаться между собой, за исключением случаев, когда один из них является играющим и находится у стола, а также если он уже начал свою серию.

4. УЧАСТНИКИ

4.1. Замедленная игра
Если игрок, по мнению судьи, тратит слишком много времени на выполнение удара, то судья делает ему предупреждение о возможной дисквалификации.

4.2. Неспортивное поведение
Если игрок отказывается продолжать игру или, по мнению судьи, преднамеренно и систематически ведет себя неспортивно, то ему засчитывается поражение в партии, и он отстраняется от дальнейшего участия в соревнованиях.

4.3. Санкции
Если игроку присуждается победа при оговоренных выше условиях, то нарушителю
а) засчитывается поражение в партии,
б) набранные им очки аннулируются, а сопернику присуждается стоимость всех оставшихся на столе шаров (при этом за каждый красный засчитывается восемь очков).
Примечание: если ведется совокупный счет, то нарушитель теряет также 147 очков за каждый оставшийся несыгранный фрейм.

4.4. Свободный от удара соперник
При выполнении удара соперник не должен стоять или перемещаться в поле зрения играющего. Он должен сидеть или стоять на достаточном расстоянии от стола.

4.5. Отсутствующий соперник
Если соперник покидает на время помещение для проведения соревнований, то он может оставить за себя своего представителя, который защищает его интересы и при необходимости заявляет судье о нарушении.

5. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЛИЦА

5.1. Судья
1. Судья обязан:
а) принимать окончательное решение по всем игровым вопросам и нести ответственность за строгое соблюдение настоящих Правил;
б) вмешиваться в случае любого нарушения;
в) в случае, если игрок является дальтоником, подсказывать по его просьбе цвет шара;
г) по просьбе игроков протирать шары.
2. Судья не должен:
а) отвечать на вопросы, не предусмотренные настоящими Правилами;
б) никоим образом предупреждать игрока о том, что он собирается произвести неправильный удар;
в) давать советы или высказывать мнение по поводу игры.
3. Если судья не заметил какой-либо игровой момент, то он может принять решение на основе опроса свидетелей, имевших наилучшую возможность наблюдать происшедшее.
Примечание: судья обязан отвечать на вопрос о разности набранных очков.

5.2. Секретарь
Секретарь должен вести счет на демонстрационной доске и помогать судье выполнять свои обязанности. Примечание: по просьбе играющего судья или секретарь могут переместить источник света в случае, если какая-либо тень может оказать влияние на выполнение удара.

6. МОДИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

В дополнение к существующим Правилам для игроков, играющих на инвалидных колясках, вносятся следующие положения:
1. Они должны оставаться в сидячем положении.
2. Они должны держать ноги на подножке или подставке, находящейся на некотором расстоянии от пола.
Кроме того, судья должен помогать участникам, испытывающим затруднения в установке и удалении со стола машинки. Игроки должны заблаговременно информировать судью или соответствующее официальное лицо о том, что во время игры им потребуется такого рода помощь.

Как любой спорт , имеющий за плечами более чем вековой опыт, бильярд имеет несколько разновидностей. А точнее, четыре основных вида:

1. Русский бильярд;

3. Карамболь;

4. Снукер.


Русский бильярд, или пирамида – широко известная в мировом спортивном сообществе лузная разновидность игры на бильярде. Это исторически русская игра, которая, как любят говорить российские бильярдисты, отражает суть русского характера и требует от игроков высочайшего мастерства и упорства. Это наиболее жесткая в своих правилах разновидность игры на бильярде. Русский бильярд играется крупными шарами в количестве 16 штук, 15 из которых имеет нумерацию с 1 по 15, а 16-й окрашен в другой цвет либо помечен. Лузы на русском бильярде достаточно узкие и требуют проявления высокой точности удара. Размер стола для этой разновидности колеблется в рамках от 6 до 12 футов. Стоит отметить, что русский бильярд пронес через годы свою отточенную технику. Русский бильярд, в свою очередь, классифицируется на несколько видов:

    Свободная пирамида, или американка;

    Московская пирамида, или комбинированная пирамида;

    Невская пирамида, или динамичная пирамида.

Пул, или американский бильярд – американская лузная разновидность бильярда. Пул отличается от своих собратьев небольшими столами размером от 4.5 футов, широкими лузами и 16 сравнительно маленькими цветными шарами. Основной особенностью самой игры в пул являются правила и техника, по которым шары загоняются в лузы. Пул занял прочные позиции в сердцах игроков и зрителей благодаря своей зрелищности и скорости. Одна партия в руках профессионалов занимает порой всего несколько минут, что, несомненно, отражает суть американского народа стремящегося из всего извлечь коммерческую выгоду. Техника игры в пул достаточно проста и доступна всем любителям игры на бильярде. Пул, в свою очередь имеет свои разновидности:

    Пул – 7, -8, -9, -10;

    В одну лузу;

    Через шар;

Карамболь - разновидность безлузного бильярда, который наиболее распространен в Европе и ее бывших колониях: Южной Америке, Северной Африке, Индонезии. Стол для игры в карамболь небольшого размера - около 5-10 футов. Суть этой игры в том, чтобы биток коснувшись одного шара, ударившись о два или три борта, коснулся другого. Данная разновидность игры на бильярде то же требует отточенной техники, продуманных комбинаций и умения чувствовать силу удара, вращения и траектории. Зрелищность и интрига карамболя заключается в том, что после каждого нового удара на бильярдном столе выстраивается совершенно новая комбинация шаров. Виды карамболя:

    Трехбортный;

    Однобортный;

    Открытая партия;

    Артистический карамболь;

    Карамболь с фишками.

Снукер – английская разновидность игры на бильярде. Отличительной чертой снукера являются широкие лузы, большие столы и небольшие цветные шары. Правила этой игры очень сложны. В партии участвуют 22 шара: 15 красных и 7 цветных. Цвет каждого шара имеет свою «цену». Губы лузы на столах для снукера отличаются от других и требуют от спортсменов совершенно другой техники игры. Консерватизм англичан сохранил снукер в практически первозданном виде. Среди большинства знатоков и любителей в настоящее время снукер считается самой серьезной разновидностью бильярда. Так сложилось потому, что эта игра требует от игроков профессиональной техники и высокого интеллекта. Снукер так же имеет под собой разновидности:

    Снукер-плюс;

    Американский;

    Бразильский;

    Пауер-снукер;

    С шестью красными.

Помимо этих четырех направлений есть еще порядка десяти менее известных разновидностей бильярда. Таких как: финский бильярд - кайза, итальянские фишки, скандинавский новус, а также некоторые игры на столе с кеглями и прочие.

Русский бильярд является уникальной игрой, и на это есть масса причин. Правила русского бильярда достаточно просты, а игра настолько захватывающая и интересная, что в нее играют женщины и мужчины любого возраста, социального положения и вероисповедания. Игра достаточно разносторонняя, в ней обязательно должна присутствовать твердая рука для точности удара, расчет на несколько ходов вперед и неторопливость, таким образом, бильярд называют шахматами в движении. Стоит отметить и великолепную историю этой игры.

История возникновения

Благодаря Петру I, который «прорубил окно в Европу», Россия смогла получить не только неизведанные продукты, ткани и прочее, вместе с этим люди узнали, о такой игре, как бильярд. Игра стала популярной достаточно быстро, причем во всех социальных кругах. Единственное, что вызывало некий дискомфорт, это невозможность приобрести стол для русского бильярда, но со временем, эта проблема тоже была решена. Не только бояре, но и сам Петр любил эту игру. Необходимо учесть, что бильярд больше всего был актуален именно среди военных, на тот момент невозможно было найти штаб, где бы не стоял стол для русского бильярда. Слух о том, что в стране появилась новая игра, благодаря которой можно было развить меткость и точность, достаточно быстро разлетелась, из-за этого ни солдаты, ни офицеры не могли без бильярда. Начиная с XIX века, бильярд становится еще популярнее, его можно встретить в любом общественном месте. Теперь в любой гостинице или трактире все интересовались наличием бильярдного стола.

Разновидности русского бильярда

Существует несколько разновидностей этой игры, а правила русского бильярда в принципе все одинаковы, но существуют небольшие различия, исходя из конкретного вида:

  1. Американка.
  2. Московская пирамида.
  3. Невская пирамида.
  4. Классическая пирамида, или 71 очко.

Отличия в играх заключаются не только в правилах, но и в цели игры.

Отличия между видами русского бильярда

В классической пирамиде победу одерживает тот игрок, который в сумме наберет 71 или более очков, что суммируются, исходя из чисел забитых в лузы шаров. Перед тем как выполнить удар, игрок должен произвести заказ шара и лузы, куда будет проводиться атака. В случае если были нарушены правила, снимается 5 очков в пользу соперника.

Московская пирамида играется исключительно по битку. Победа считается при первых восьми забитых шарах, также в учет идут и те шары, которые были получены во время нарушения правил соперником.

Для свободного владения любой разновидностью игры необходимо знать правила русского бильярда. Свободная пирамида (американка) играется до тех пор, пока один из соперников не забьет первым 8 шаров в лузу, при этом за биток можно брать любой шар, точно так же, как и прицельный. За нарушение соперник снимает один шар в качестве штрафа в свою пользу.

Невская пирамида имеет несколько похожих моментов с Московской. Вся игра проводится исключительно ударами по битку, но в случае когда соперник нарушает правила, у второго игрока есть право выбора, он может снять шар со стола в свою пользу или отказаться от этого и поставить биток в любое место на столе.

В любом случае, перед тем как начать играть в тот или иной вид, необходимо сначала более детально рассмотреть правила русского бильярда.

Если пожелаете сыграть в один из видов русского бильярда, вам нужно будет более детально ознакомиться с правилами каждого из них. Для начала же главное изучить и запомнить общие для всех положения.

Русский бильярд-американка

Отдельное внимание хочется уделить именно этой разновидности игры, так как в современном мире, если не брать во внимание турниры, именно этот вид бильярда является самым распространенным и популярным. Хочется сказать, что любители, которые собираются приятно провести время в бильярдном зале, отдают предпочтение именно американке. Игра более динамична по сравнению со своими аналогами. Многие профессиональные игроки тоже начинали именно с этой игры, так как она развивает массу навыков, которые будут актуальны и в дальнейшем. Русский бильярд «американка» позволяет развить «кладь», другими словами, умение класть шары по лузам, «своего» и «чужого», то есть от шара и прицельный, соответственно. Благодаря этому игрок улучшает эффе (придание шару вращения). Поэтому как первая игра для знакомства с станет самой лучшей.

Правила этикета во время игры

Поскольку бильярд является интеллигентной игрой, необходимо ознакомиться не только с правилами игры, но и с некоторыми правилами этикета. В любой момент игрок постоянно должен оставаться вежливым, при этом нельзя мешать своему оппоненту в тот момент, когда его очередь делать свой подход к столу. Также нельзя стоять перед той лузой, в которую целится соперник, во-первых, это неприлично, а во-вторых, это может быть опасно, так как шары иногда вылетают со стола. Когда игрок оценивает расположение шаров на столе и обходит его со всех сторон, а соперник в это время целится или готовится выполнить удар, лучше всего дождаться, пока он закончит удар, и приступить к своему. Бильярд не любит спешки, поэтому чем делать какие-нибудь резкие движения, лучше всего поступать неспеша, размерено.

Прямоугольный стол и круглый шар

Естественно, эта игра невозможна без стола. Размер стола для русского бильярда может быть четырех видов: 12, 10, 9 и 8 футов. Что касается официальных соревнований, то на них используются максимально большие размеры натянуто специальное сукно, имеющее разметку, опять же в случае турниров используют исключительно зеленую ткань, но сейчас в бильярдной можно встретить красное, синее и даже белое покрытие.

На самом деле, размер стола для русского бильярда не такая уж и важная информация для игрока, поэтому стоит перейти непосредственно к лузам и шарам. Шары, которые используются для игры, имеют всего на несколько миллиметров меньший диаметр, чем ширина лузы. Забить их сложно, что делает игру по-настоящему интересной.

Игра состоит из набора в 16 шаров, 1 из которых является битком, имеет отличие от остальных прицельных в своем цвете, каждый пронумерован, кроме битка. Игра начинается с того, что при помощи треугольника необходимо установить пирамиду таким образом, чтобы ее основание стало параллельно короткому борту, при этом ее верхушка должна находиться на специально размеченной точке. Биток ставят в «дом», это специальная площадь, которая размечена поперечной линией.

Розыгрыш

Правила русского бильярда гласят о том, что право первого удара присваивается тому игроку, который одержал победу в розыгрыше. Суть такова: оба оппонента становятся около короткого борта, таким образом, стол условно делится на две продольные половинки. После чего игроки должны выполнить удар с дома, а побеждает тот соперник, чей шар после отражения от заднего борта стоит ближе к небу. Есть несколько нюансов. В случае если шар не коснулся борта или коснулся, но это был боковой борт, перекатился на половину оппонента, упал в лузу или за стол для русского бильярда, то такой розыгрыш считается проигранным.

Если соперники оба нарушили условия, то он проводится снова, то же самое проделывается и в случае одинакового удаления шара после касания борта. Когда определен победитель, он имеет право выбора, будет ли он разбивать пирамиду первым или же предоставит эту возможность оппоненту, далее первый удар проходит поочередно. Что касается розыгрыша, то правила русской пирамиды в бильярде и всех иных разновидностях игры говорят об абсолютной идентичности всех условий.

Первый удар

Первый удар проводится исключительно битком, при этом его можно перемещать по пределам «дома», но нельзя бить с самой низкой точки, так как правила русского бильярда (американка, московская, невская пирамиды) говорят о том, что при таком положении биток считается «вне зоны дома». Удар считается выполненным тогда, когда наклейка кия коснулась битка. Успешным удар признается в случае

  • попадания прицельного шара в лузу;
  • если три шара от пирамиды коснулись бортов;
  • касания двух шаров борта и одного переката середины стола.

В случае если данные условия выполнены не были, соперник имеет право продолжить игру или передать право хода сопернику.

Кий для игры

Кий для русского бильярда принято выбирать индивидуально, исходя из личных предпочтений и физиологических качеств. Любители и профессионалы этой игры предпочитают иметь в своем арсенале собственный кий. Стоит отметить, что это удовольствие не из дешевых, но качественный кий совершенно не обязательно должен быть выполнен из дорогих пород дерева.

Хороший кий для русского бильярда должен иметь оптимальный вес, длину и баланс. Также в зависимости от того, из какой породы дерева выполнен кий, стоит обратить внимание на его вибрацию после нанесенного удара. Обязательно необходимо оценить его прямоту и отсутствие дефектов.

Штрафы

Штрафы являются неотъемлемой частью любой игры, поэтому необходимо досконально изучить все правила той или иной игры, в которую вы собираетесь играть, чтобы случайным образом не сделать нарушение. Но есть некоторый свод обязательных правил, за нарушение которых назначается штраф.

Удар можно производить исключительно тогда, когда все шары на столе прекратили перемещение, вращение на месте также считается за движение. Удар должен проводиться очень четко, без дополнительных толчков и случайных касаний других шаров. В случае когда прицельный шар находится на расстоянии, меньшем чем ½ радиуса шара, его необходимо проводить под 45-градусным углом относительно центральной оси битка. После ударения о прицельный шар биток должен или остановиться на месте, или откатиться назад. Шар, который в результате прицельной атаки упал в лузу, считается забитым, если при его забитии не были нарушены правила, в противном случае фиксируется нарушение, а ход переходит к оппоненту.

Выскочивший шар

Отдельно хочется поговорить про шар, который в процессе игры покидает пределы стола, например, остановка шара на борту или возвращение его на стол после отражения от любого постороннего предмета. Шар можно считать в игре, если он, коснувшись борта, возвращается на стол. Выставление шаров, которые покинули пределы стола, зависит от конкретной разновидности игры.

Что ни говори, а одной из самых популярных игр был и остается русский бильярд. Размеры и размахи некоторых турниров просто зашкаливают. Современные родители предпочитают отдавать своих детей в этот вид спорта с самого детства, таким образом, к своим 16 годам они имеют уже большой опыт за спиной и массу побед на престижных соревнованиях. Бильярд нельзя назвать самым дешевым видом спорта, но при желании сейчас есть большое количество школ и частных учителей, которые могут за разумную плату предоставить качественные уроки и способны вырастить не одного чемпиона. Было бы желание, а возможность найдется всегда!