Правильная посадка за партой. важно знать!! Презентация "правильная посадка за партой" Посадка за школьным столом сколько

Вящую часть школьной жизни ребенок проводит за партой, что порой негативно сказывается на его здоровье. Разумеется, учителя периодически напоминают о правильности осанки, но не всегда их рекомендации выполняют. Потому важно привить эту полезную привычку – сидеть за столом – еще дома, чтобы в школе дитя поддерживал осанку автоматически.

Позвоночник – опора для итого организма .

С одной стороны, от его здоровья зависит деятельность внутренних органов. Людям с искривленным позвоночником сложно заниматься спортом, развивать выносливость, потому они не выдерживают длительных нагрузок, не могут жить полноценной жизнью. К сожалению, большинство осознает трагичность ситуации, когда становится поздно, и осанка уже преступлена.

С другой стороны, позвоночнику самому необходима поддержка, обеспечиваемая спинными мышцами. Следственно, их нужно развивать, что и происходит во время движения. Но ведь школьники в основном ведут «сидячий» манер жизни, двигаясь только во время коротких перемен. А придя домой, опять усаживаются за стол, чтобы выполнить домашнее задание.

Периодические дела физической культуройлучшем случае – спортивные кружки и секции) не уменьшают вред от неверной посадки и не позволяют мышцам развиваться правильно. Поэтому важно научить школьника сидеть верно, чтобы избежать возможных проблем и нарушений здоровья .

Как нужно сидеть?

Приучать к верной посадке необходимо с раннего детства . В этом случае навык поддержания осанки к моменту поступления в школу будет доведен до автоматизма, и школьник не будет бедствовать в постоянном контроле.

Как правильно сидеть за столом:

  1. Спина: ровная, позвоночник размещён вертикально. Если нужно немного наклониться, то делают это всем корпусом, храня позвоночник ровным.
  2. Плечи: расположены на прямой горизонтальной линии.
  3. Дистанция от груди до парты: равно раскрытой ладони.
  4. Руки: лежат на столе, согнутые в локтях.
  5. Ноги: размещены рядом, согнуты в коленях, стопы полностью соприкасаются с полом, что позволяет мерно распределить нагрузку на ягодицы.

При посадке за столом необходимо соблюдать правило «Трех ровных углов»: согнутые колени, линия бедер и спина, согнутые длани.

Чтобы сохранять правильную осанку во время письма и чтения, необходимо регулировать наклон столешницы.

При сидении за партой невозможно:

  1. Задевать стол грудью, опираться, ложиться – нарушается прямое благосклонность позвоночника.
  2. Убирать руку со стола – нарушается линия плеч.
  3. Опускать обе длани – позвоночник искривится вперед, удерживать его в вертикальном состоянии будет весьма трудно.
  4. Сидеть «нога на ногу», подпирать голову ладонями, склоняться в стороны – все это ведет к деформированию позвоночника и ослаблению мышц спины.
  5. Опираться горбом на спинку – если уж хочется немного отдохнуть, то касаться нужно всем позвоночником, а не отдельными его долями.

Соблюдение правил целесообразно, когда сама мебель соответствует санитарным нормам:

Если меблировка не подходит ребенку по росту, то ему сложно будет поддерживать осанку, ведь одно или несколько условий будет тяжело выполнить.

Стул должен быть с ровной или немного наклоненной назад спинкой . Она необходима для кратковременного досуга и поддержания позвоночника в нужном положении. Сидеть на табурете школьнику не рекомендуется: когда мышцы утомятся, некуда будет прислониться для отдыха, и ребенок обопрется о стол, а это мастерить не рекомендуется.

При обустройстве рабочего места в домашних условиях можно отдать предпочтение столу с регулируемой длиной – тогда не необходимо будет его менять, если ребенок вырастет.

Нежелательно приобретать детям стулья на колесиках: они помешивают удерживать стабильную позу в момент сидения.

Как научить ребенка верно сидеть за столом?

Постоянно удерживать позвоночник в прямом положении – весьма трудно, особенно ребенку.

Поэтому важно учесть несколько моментов, какие позволят зафиксировать полезную привычку поддержания осанки:

  1. Через любые 15-25 минут нужно делать небольшие физминутки , не вставая: потянуть длани вверх, подвигать плечами, сделать повороты головой влево-вправо. «Передохнувшим» мышцам будет легче продолжить работу по удержанию правильной осанки, а восстановленное кровообращение улучшит мозговую активность.
  2. Во пора отдыха полезно разминать ноги , вытянув их под партой полностью.
  3. Условиться с учителем, чтобы детей периодически пересаживали , чтобы ребенок приспосабливался к различным местам, не привыкал сидеть под одним наклоном к доске.
  4. При работе с компьютером наблюдать , чтобы центр монитора располагался прямо перед глазами школьника на дистанции около полуметра.

Ученикам начальной школы нельзя позволять дома сидеть, не вставая, немало получаса . У детей до 16 лет развивается опорно-двигательная система, нарушения в какой могут привести к повышенной утомляемости, заболеванию остеохондрозом, головным болям и иным неприятным сюрпризам.

Одним из самых эффективных способов профилактики деформирования позвоночника – это дела спортом . Включение в режим дня подвижных игр на свежем воздухе, прогулок, непрерывное напоминание о необходимости поддерживать правильную осанку и, конечно, личный образец – вот три «кита», на которых держится такая полезная привычка – умение верно сидеть за столом.

Родители должны следить за всеми возможными нюансами в жизни ребенка. Один из них - как малыш сидит за школьной партой. Очень важно осознавать, правильно ли он это делает и о чем стоит позаботиться, чтобы осанка ребенка не испортилась в процессе обучения.

О проблемах

Знать, как правильно сидеть за партой, должен каждый школьник. Ведь именно от этого могут возникать различные искривления позвоночника, а также сопутствующие заболевания: поражения ЦНС, проблемы с пищеварительным трактом и дыхательной системой.

Что делать?

Как проще всего научить малыша правильно сидеть за учебным столом? Показать, как дети сидят за партой. Картинки в этом деле - отличные помощники. Ведь ученику легче воспринимать ту информацию, которая поступает не только аудиально, но также и визуально. Помимо этого, ребенку также необходимо объяснить некоторые нюансы, которые могут быть не замечены на рисунке. Более того, хорошо создать «золотые правила сохранения осанки», которые можно повесить над рабочим местом школьника хотя бы дома.

Правила

Итак, как правильно сидеть за партой? Несколько простых правил. В первую очередь некоторые части тела ребенка должны располагаться по отношению друг к другу под прямым углом (по 90 градусов). Такой угол должен быть в коленях малыша (поэтому очень важно подобрать стульчик правильной высоты), а также образовываться между спинкой и бедрами ребенка. также очень важна для обучения школьника, ведь его локти должны полностью находиться на парте, а не свисать, как это часто бывает. Также важным пунктом является и то, что стопы ног ребенка должны полностью стоять на полу. Если же высоты стула не хватает, для ног нужно предусмотреть специальную подставку. Однако стоит учитывать тот факт, что ножки ребенок будет периодически то сгибать, то распрямлять, поэтому подставка должна быть довольно большой. Что касается стульчика, тут очень важно, чтобы его спинка могла двигаться, ведь она располагается немного под углом к пояснице малыша, поддерживая ее. Сама же поза ребенка должна быть легкой, естественной. Спина ученика не должна постоянно находиться в напряжении. Правильная осанка - это когда ребенку с прямой спиной очень удобно и комфортно. Также ровной должна оставаться шея, поэтому, опять же, очень важно правильно подобрать высоту стола для школьника.

Физминутки

Разбираясь, как правильно сидеть за партой, чтобы сохранить осанку, дети (а также и учителя в школе) должны помнить, что в перерывах между занятиями обязательно должны быть минутки отдыха. Не только психологического и умственного, но и физического. Очень хорошо делать небольшие зарядки между уроками, «разминать» кости, двигаться. Перемены придуманы также и для этого.

Профилактика

Зная, как правильно сидеть за партой, школьник должен об этом постоянно помнить. Хорошо дома сделать небольшие напоминалки, тогда они всегда будут попадать в поле зрения ребенка и подсказывать ему, что нужно себя контролировать. Однако стоит уточнить, что через определенное время это войдет в привычку и не будет тягостным для ученика. Понимая, как сидеть за партой так, чтобы сохранить осанку, не забудьте, что по такому же принципу должно быть организовано и место, где ребенок работает за компьютером. И, конечно же, отличной профилактической мерой являются умеренные физические нагрузки, которые будут тренировать спину и укреплять ее мышцы.

Профилактика нарушений осанки.

При обучении в ОУ на первый план выходит необходимость длительно поддерживать статическую позу сидя за столом (партой). Дети проводят за столом от 4 до 6 ч., а в школе от 6 до 10 ч. Вместе с тем статическая выносливость у детей и подростков невелика, утомление организма развивается относительно быстро (это связано с возрастными особенностями двигательного анализатора). Так, у первоклассников через 5-7 мин, а у второклассников через 9-10 мин сокращённые мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления. Внешне это проявляется в изменение позы, двигательном беспокойстве.

Трудной задачей для детей является и неподвижное стояние. Дети (даже в младших классах) не могут удержать стойку «смирно» более 5-7 мин.

Большая статическая нагрузка ещё больше возрастает, если уребенок сидит за мебелью неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и пропорциям тела. В этих случаях ребенок не может сохранять правильную рабочую позу, в результате чего и нарушается осанка.

Поэтому для профилактики нарушений осанки очень важны:

  1. Правильный подбор мебели.
  2. Обучение детей правильной посадке.
  3. Обучение детей правильно держать тело.
  4. Обеспечить достаточный двигательный режим, регулярную смену деятельности, использовать физкультминутки.

Подбор мебели.

Мебель должна соответствовать росту ребёнка.

Стул должен соответствовать пропорциям тела и иметь спинку. Спинка стула и сиденье должны быть жёсткими, профилированными (спинка - по форме изгибов позвоночника, сиденье - профилированным по форме ягодиц и бёдер). Глубина сиденья должна быть не менее 2/3 – 3/4 длины бедра, чтобы не сдавливались подколенные кровеносные сосуды и нервы.

Высота сиденья стула над полом должна быть равна длине голени сидящего со стопой (от подколенной впадины) + 5-10 мм на каблук. При этом ноги ребёнка должны быть согнуты во всех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) под прямым углом.

Стол подбирается следующим способом: в положении сидя – предплечья должны свободно опираться о крышку стола, при этом плечи ребёнка не опущены и не приподняты. Крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки. В положении стоя - ребёнок должен опираться всей ладонью о крышку стола, плечи при этом должны располагаться симметрично. параллельно крышке стола.

Если школьники сидят за более высокими столами, чем им требуется по росту, то неправильное положение тела и ассиметрия плеч отмечаются в 44% случаев. При рассаживании за более низкие столы ассиметрия плеч регистрируется у 70% учащихся. Кроме того, в этих случаях были получены данные, свидетельствующие о большом напряжении мышц спины и туловища, о резко выраженной ассиметрии и активности спинных и шейных мышц правой и левой половины тела. Такие же изменения наблюдаются при использовании стула, имеющего прямую спинку, наклон сиденья назад, укороченное сиденье.

Для соблюдения правильной посадки и профилактики нарушений нужно соблюдать определённые соотношения между столом и стулом :

1). Дистанция спинки – расстояние (по горизонтали) от спинки стула до края стола. Оно должно быть равно величине передне-заднего диаметра грудной клетки + 3-5 см (на изменение грудной клетки при дыхании).

2). Дистанция сиденья – расстояние (по горизонтали) между передним краем стола и краем стула.

Дистанция сиденья должна быть отрицательной, т. е. край стула должен заходить под крышку стола на 4-5 см.

Нулевая и особенно положительная дистанция не позволяет ребёнку сохранять правильную посадку за столом. При них ребёнок сильно наклоняется вперёд, что увеличивает нагрузку на мышцы спины и шеи и приводит к утомлению.

Дистанция сиденья:

1 - нулевая; 2 – отрицательная; 3 – положительная.

Дистанция спинки и дистанция сиденья – взаимозависимые показатели. Их правильность можно определить следующим образом: между передним краем стола и грудной клеткой ребёнка должна проходить ладошка (или кулачок).

3). Дифференция – высота стола над сиденьем стула. Она должна позволять сидящему свободно класть руки на стол, без поднимания или опускания плеч. При большой дифференции ребёнок поднимает плечи (особенно правое), при маленькой – сгибается, горбится, низко наклоняет голову. Это приводит к ассиметричному положению тела и искривлению позвоночника, а также сокращает расстояние от глаз до стола.

Оптимальная дифференция определяется следующим образом: уровень столешницы должен быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки сидящего человека.

Каждому ребёнку подбирают стол и стул в соответствии с его ростом. На основе исследований детей и подростков принята ростовая шкала с интервалом в 15 см, на основе которой разработаны стандарты на учебную мебель 6 номеров по ГОСТам (с соответствующей цветовой маркировкой).

Стулья и столы одного размера маркируются, т.е. помечаются определённым цветом. Это необходимо, чтобы ребёнок мог самостоятельно найти нужные ему стол и стул. В каждой группе (классе) необходимо иметь мебель не менее трёх групп (номеров). Только в этом случае каждому ребенку можно обеспечить рабочее место, соответствующее его росту.

Правильная посадка ребёнка за партой.

Занятия за столом (партой) связаны со статическим напряжением мышц спины, шеи, живота, конечностей. Детям надо длительное время сохранять рабочую позу, а выносливость к статическим усилиям у детей низкая. Длительное вынужденное сидение в одной позе способствует нарушению осанки. Поэтому нужно обучить детей правильной посадке за столом.

Правильная посадка обеспечивает сохранение работоспособности на уроке. При правильной посадке создаются наилучшие физиологические и гигиенические условии для работы учащегося за партой: нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение.

Наиболее устойчивой и наименее утомительной является прямая посадка с лёгким наклоном корпуса вперёд. При этом для уменьшения напряжения мышц важно увеличить количество точек опоры. Поэтому ребенок должен :

· сидеть на всём сиденье;

· опираться спиной (пояснично-крестцовой частью) о спинку стула;

· предплечьями – о крышку стола (предплечья должны свободно лежать на крышке стола, создавая дополнительную опору и уменьшая мышечное напряжение);

· опираться ногами о пол или подставку. При этом ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под углом 90 ;

· ровно держать корпус, лишь слегка наклоняя голову и туловище вперёд при чтении и письме (оптимальный угол наклона в грудной части корпуса составляет 170 . Слегка наклонённое положение туловища более рациональное, чем выпрямленное, оно облегчает нагрузку на связочно-мышечный аппарат и цнс. Но наиболее физиологичной считается возможность перехода от прямой посадки к слегка наклонённой, возможность свободно изменять угол наклона корпуса и положения рук.

· между туловищем и краем стола должно оставаться свободное пространство – 4-5 см (это расстояние соответствует ширине ладони или кулачка ребёнка). Это обеспечивает свободное дыхание, грудь и живот не сдавлены.

· Плечи должны быть на одном уровне и располагаться параллельно крышке стола;

· Расстояние от глаз до книги (тетради) должно быть не менее 30 см (равно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами). Это проверяется следующим образом: Если поставить руку на локоть, то глаза должны быть на уровне большого пальца руки.

Правильная посадка возможна только в том случае, если мебель соответствует росту ребёнка.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

Формирование правильной осанки у школьников – одна из первоочередных задач родителей и учителей. Правильно сидеть за столом ребенку нужно для того, чтобы избежать нарушений развития позвоночника, мышц спины и внутренних органов. Согласно медицинской статистике, среди детей с различными типами искривлений позвоночника чаще встречаются заболевания дыхательной системы (пневмонии, астмы, бронхиты), пищеварительного тракта (гастриты, холецистит, колики, запоры) и ЦНС (нарушения внимания и расстройства памяти).

В данной статье мы поговорим о профилактике нарушений осанки у школьников и о том, как правильно должен сидеть ребенок.

Как правильно сидеть школьнику за партой?

Правильная осанка за партой не только предотвращает развитие искривлений позвоночника, но и повышает работоспособность, а также положительно сказывается на качестве умственной деятельности и внимательности.


Как правильно сидеть за столом школьнику:

  • колени под столом должны быть согнуты под прямым углом;
  • линия спины и бедер также должны образовывать прямой угол;
  • локтевые суставы должны полностью лежать на столе;
  • стопы ног должны полностью стоять на полу (или специальной подставке);
  • на спинке стула должен быть специальный выступ (опора для поясницы);
  • спина должна быть ровной, не напряженной;
  • высота стола должна соответствовать росту ребенка. Таким образом, школьнику не придется сутулиться или слишком высоко поднимать локти;
  • не стоит склонять вперед голову или сгибать при сидении спину. Шея должна быть прямой, а спина прикасаться к спинке стула.

Как правильно выбрать стол?

Правильная осанка во многом зависит от правильно организованного и от качества письменного стола и стула. В течение жизни, по мере роста ребенка, мебель должна «расти» вместе с ним. Для этого можно либо регулярно покупать новые столы и стулья, либо же изначально выбрать модели с возможностью регулировки высоты, угла наклона и прочих характеристик.

Важно также помнить, что слишком яркая или светлая мебель отражает много световых лучей, а слишком темная поверхность письменного стола поглощает свет. И то, и другое приводит к быстрой утомляемости глаз ребенка. Лучше всего выбирать нейтральные цвета столешницы (пастельные или оттенки натурального дерева).

Профилактика нарушений осанки у детей

Отличной профилактикой нарушений осанки является спорт. Регулярные умеренные физические нагрузки помогают поддерживать тонус мышц спины и живота, что значительно снижает риск искривлений позвоночника. Конечно же, наиболее важным элементом формирования правильной осанки является сознательный контроль над правильностью положения тела при сидячей работе. Не только сами дети, но и родители постоянно должны контролировать правильность осанки, стараясь всегда сидеть прямо, не сутулясь и не сгибаясь.

Вне зависимости от возраста и пола самый нагруженный орган у любого человека - поясничный отдел позвоночника. Когда человек сидит на него давит вес всего тела. Все мы замечали усталость и утомляемость после больших нагрузок на позвоночник. Ортопедам давно известно: чаще всего заболевания позвоночника – нарушение осанки, сколиоз и другие – начинаются в раннем детстве.

Как только ребенок пошел в первый класс, он все больше времени проводит в сидячем положении: и во время уроков, и дома. Чтобы не испортить осанку школьнику очень важно следит за тем, как именно он сидит за столом.

Когда ребенок постоянно сидит в неправильной позе, у него развивается искривление позвоночника и нарушается осанка, что приводит к быстрому утомлению при небольших нагрузках, дискомфорту и болях в позвоночнике.

Как же правильно сидеть?

5 советов как должен сидеть ребенок чтобы не испортить осанку

Для сохранения здоровья спины и формирования правильной осанки ортопедами определены общие стандарты, которым должен удовлетворять стол для школьника.

Вот некоторые из них:

  • Стол и стул должны регулироваться под рост
  • Это позволит: во-первых, настроить их под рост вашего ребенка, во-вторых, не надо покупать через год новый стол и стул

  • Столешница должна регулироваться под углом
  • Регулируемая столешница нужна для того чтобы ребенок сам не наклонялся к столу и не кривился

  • Грудь должна быть приближена к столу на расстоянии детского кулака
  • Не нависать над столом и как можно меньше наклонять голову

  • Тетрадь при письме необходимо наклонить влево (левше - вправо) примерно на 30 градусов
  • Тогда вашему чаду не придется поворачивать туловище

  • Посадка на стуле:
    • колени под столом образуют один прямой угол
    • линия бедер и спина - второй
    • ноги должны плотно стоят на полу.

За таким школьным столом с позвоночника ребенка снимается более 50% нагрузки!

Ну и никто не отменял физические нагрузки. Самая распространенная причина возникновения сколиоза и болей в спине - сидячий образ жизни и малая подвижность. Потому следите чтобы ребенок меньше сидел за компьютером или планшетом и больше гулял, бегал, прыгал, занимался спортом.

Но учтите что не все виды спорта одинаково полезны. Вот вам пример из жизни:

Записал дочку на большой теннис. Через время начал замечать что одно плечо выше другого. Записался на прием к врачу, оказалось, теннис в 90% случаев задействует только одну сторону спины, как правило - правую, ведь держит ракетку и отбивает ребенок чаще правой рукой. В результате одни мышцы спины в гипертонусе, а противоположные парные мышцы спины атрофируются, и позвоночник начинает уводить в сторону. Благо заметили и сразу обратились, ЛФК все исправило, а теннисную ракетку отложили в сторону. Поэтому внимательно следите за осанкой ребенка, чем старше ребенок тем сложнее исправить.

Сидите правильно и будьте здоровы!