Волшебные существа добрые. Расы мифологических существ

Каждому человеку знакомо понятие «мифические существа». В детстве все мечтают о чуде, дети искренне верят в прекрасных и добрых эльфов, честных и умелых крестных фей, умных и могущественных волшебников. Взрослым людям полезно иногда отрешиться от внешнего мира и унестись в мир невероятных легенд, где обитают магия и волшебные существа.

Типологии волшебных созданий

Энциклопедия и справочники дают приблизительно одинаковое объяснение термину «волшебные существа» - это персонажи, имеющие нечеловеческое происхождение, определенную магическую силу, которую они применяют как для добрых поступков, так и для злых.

Разные цивилизации имели своих характерных персонажей. Эти волшебные животные принадлежали к конкретному виду и роду, которые определялись, исходя из того, кем были их родители.

Люди старались классифицировать мистических персонажей. Наиболее часто они подразделяются на:

  • добрых и злых;
  • летающих, морских и живущих на земле;
  • полулюди и полубоги;
  • животные и гуманоиды и т. д.

Древние мифические существа классифицируются не только по описанию, но и в алфавитном порядке. Но это непрактично, т. к. в сборнике не учитывается их вид, стиль жизни и воздействие на человека. Самый удобный вариант классификации -

Образы древнегреческой мифологии

Североамериканские магические существа

Америка была колонизирована достаточно поздно. За это европейцы часто называли континент Новым Светом. Но если вернуться к историческим истокам, то и Северная Америк, также богата на канувшие в лету древнейшие цивилизации.

Многие из них безвозвратно исчезли, но разные мифические существа, известны и сейчас. Вот неполный список таковых:

  • Лечуза (Лечуса) - древние жители Техаса так называли ведьму-оборотня с женской головой и телом совы. Лечузы - девушки, которые в обмен на магические силы продали свои души дьяволу. Ночью они превращались в монстров, поэтому их часто видели летающими в поисках наживы. Существует ещё одна версия появления лечузы - это дух умерщвлённой женщины, которая возвращалась для мести. Лечусу сравнивали с такими представительницами древнего мира как гарпии и баньши.
  • - маленькие и очень добрые сказочные персонажи, образ которых активно используется и в современной западной культуре. Согласно легенде, свое название они получили из-за того, что они кладут ребёнку под подушку деньги или подарки взамен на выпавший зуб. Главная польза этого персонажа с крыльями в том, что они призывают ребёнка следить за своим внешним видом и компенсируют утрату зуба. Делать подарок фее можно было в любой день, кроме 25 декабря, т. к. на Рождество, такой подарок, повлечёт за собой смерть феи.
  • Ла Йорона - такое название получила призрачная женщина, оплакивающая своих детей. Её образ очень распространен в Мексике и прилегающих к ней североамериканских штатах. Ла Йорона изображается как бледная женщина в белом, блуждающая возле водоёмов и по пустынным улицам со свёртком в руках. Встреча с ней опасна, т. к. после этого у человека начинались проблемы. Этот образ был популярен у родителей, они запугивали своих непослушных детей, угрожая, что их может забрать Ла Йорона.
  • Кровавая Мери - если открыть атлас, то этот мистический образ связан со штатом Пенсильвания. Здесь появилась легенда, о маленькой и злобной старухе, жившей в чаще леса и занимающейся колдовством. В близлежащих селах и деревнях, начали пропадать дети. Один раз мельник выследил, как его дочь пришла к жилищу Кровавой Мэри. За это односельчане сожгли её на костре. Сгорая, она выкрикнула проклятие. После её смерти вокруг дома были найдены захороненные детские тела. Образ Кровавой Мэри использовался для гаданий в ночь Хэллоуина. В её честь назван коктейль.
  • Чихуатетео - таким словом в мифологии ацтеков называют редких существ, необычных женщин, умерших во время родов и ставших впоследствии вампирами. Роды - она из форм сражения за жизнь. По преданиям, чихуатео сопровождали мужчин-воителей на закате. А ночью они, подобно суккубам, соблазняли представителей сильной половины, высасывая из них энергию, а также похищали детей для утоления жажды. Для очарования и подчинения, чихуатетео могли практиковать магию и колдовские заговоры.
  • Вендиго - злые духи. В древнем мире, люди подразумевали под этим словом «всепоглощающее зло». Вендиго - рослое существо с острыми клыками, безгубым ртом, он ненасытен и черты его силуэта подобны человеческим. Они разделяются на небольшие группы и преследуют своих жертв. Люди, оказавшиеся в лесу, изначально слышат непонятные звуки, ища источник этих звуков, они могли увидеть только мелькающий силуэт. Поразить виндиго обычным оружием невозможно. Его берут только серебряные изделия, ещё он может быть уничтожен огнем.
  • Козлочеловек - гуманоид, который подобен сатиру или . Он описывается как существо с человеческим телом и головой козла. По некоторым данным, его изображают с рогами. Рост до 3,5 м, он нападает на животных и людей.
  • Ходаг - сильное чудовище неопределенного рода. Его описывают как крупное животное, напоминающее носорога, но вместо рога у ходага ромбовидный отросток, благодаря которому сказочный персонаж видит только прямо. Согласно легенде, он питался бульдогами белого окраса. По другому описанию, у него костяные наросты в районе спины и головы.
  • Великий Змей - центральный религиозно-социальный символ племени майя. Змей связан с небесными светилами, по легенде он помогает пересекать пространство небес. Сброс старой кожи - это символика обновления и полноценного возрождения. Его изображали двухголовым. С рогами из его челюстей выходили духи предыдущих поколений.
  • Бейкок - яркий представитель мифологии индейцев рода чероки. Его представляли как истощенного мужчину с алыми огненными глазами. Он был одет в рубище или обычную охотничью одежду. Каждый индеец мог стать бейкоком, если он умер позорно, или совершил плохой поступок: ложь, убийство родных и т. п. Они охотились только на воинов, были быстры и безжалостны. Чтобы прекратить беспредел, нужно собрать кости бейкока и устроить нормальные похороны. Тогда монстр спокойно отправится на отдых в загробный мир.

Европейские мифические персонажи

Европа - огромный континент, который вмещает много разных государств и народностей.

Европейская мифология собрала в себе множество сказочных персонажей, которые связаны с древнегреческой цивилизацией и эпохой Средневековья.

Создание Описание
Волшебное существо в виде коня, изо лба которого выступает рог. Единорог - символ поисков и духовной чистоты. Огромную роль сыграл во многих средневековых сказаниях и легендах. Одна из них гласит, что когда за грех Адам и Ева были изгнаны из Эдемского сада, Бог предоставил выбор единорогу - уйти вместе с людьми или остаться в Раю. Он предпочёл первое, и за свое сочувствие был особенно благословлён. Алхимики сопоставляли стремительных единорогов с одним из элементов - ртутью.
Ундина В западноевропейском фольклоре ундины - духи молодых дев, покончивших жизнь самоубийством из-за неразделенной любви. Их настоящие имена скрывались. Они похожи на сирен. Ундины отличались красивыми внешними данными, роскошными, длинными волосами, которые они часто расчесывали на прибрежных камнях. В некоторых легендах ундины были подобны русалкам, вместо ног у них был рыбий хвост. Скандинавы верили, что попавшие к ундинам не находили путь обратно.
Валькирии Известные представительницы скандинавской мифологии, помощницы Одина. Сначала они считались ангелами смерти и духами сражений. Позже их изображали как щитоносец Одина, дев с золотыми кудрями и светлой кожей. Они служили героям, подавая напитки и еду в Вальхалле.
Мифологические существа из Ирландии. Плакальщицы, одетые в плащи серого цвета, с ярко-красными от слез глазами и белыми волосами. Их язык непонятен для человека. Её плач - это рыдания ребенка, смешанные с волчьим воем и криком гусей. Она умеет менять облик из бледнокожей девушки на уродливую старуху. Банши охраняют представителей древних родов. Но встреча с существом предвещала скорую смерть.
Хюльдра Юная девица из рода троллей, светловолосая, необычайной красоты. Название «хюльдра» означает «скрывающаяся». По традиции её причисляют к нечистой силе. От обычных женщин хюльдру отличал коровий хвост. Если над ней проводили обряд крещения, то она теряла свой хвост. Хюльдра мечтала породниться с человеком, поэтому заманивала мужчин. После знакомства с ней мужчина становился потерянным для мира. Представители мужского пола обучали их разным ремеслам в т. ч. игре на музыкальных инструментах. Некоторым удавалось родить ребенка от мужчины, тогда они обретали бессмертие.

Невероятные факты

Человечество с самого начала своей истории тянулось к легендам и мифам, многие из которых имели под собой вполне реальные основания . Героями этих мифов зачастую становились прообразы реально существовавших созданий.

В 1799-ом году английский зоолог Георг Шоу писал, что утконос выглядит так, как будто бы "клюв утки приделали к голове какого-нибудь четвероногого". Впрочем, утконос долгое время вводил ученых в ступор не только своей внешностью, но и другими странностями.

Натуралисты всего мира продолжительный период времени не могли определиться с тем, являлось ли данное создание млекопитающим. Откладывало ли оно яйца, или было живородящим? На самом деле, ученым понадобилось целых сто лет , чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, касаемо утконоса (который, кстати, оказался одним из немногих яйцекладущих млекопитающих).

Мифы Древней Греции

Сирены


Легендам о сиренах почти настолько же много лет, как и истории человеческого мореплавания. Одно из самых ранних упоминаний о сиренах связывают с той эпохой, когда появились и первые упоминания о единокровной сестре Александра Великого – Фессалонике.

Легенда гласит, что после того как Александр вернулся из своего наполненного опасностями путешествия , связанного с поисками источника вечной молодости, он омыл в живой воде волосы своей сестры.

После того как Александр скончался, его сестра (а некоторые источники утверждают, что и его любовница) решила утопить себя в море. Однако Фессалоника не смогла в нем утонуть. Зато она смогла превратиться в сирену.


Согласно легенде, она взывала к морякам с вопросом: "Жив ли Король Александр?" Если они отвечали, что, дескать, "он жив, здравствует, царствует и продолжает завоевывать мир " , тогда Фессалоника позволяла морским путешественникам спокойно проплыть мимо.

Если же несчастные осмеливались сообщить Фессалонике, что король мертв, она тут же оборачивалась ужасным монстром (быть может, тем самым Кракеном?), который хватал корабль и тащил его в морские глубины вместе со всей командой.

Единственное возможное объяснение того факта, что моряки регулярно сообщали о своих наблюдениях сирен (то есть о демонических существах с телом женины и хвостом рыбы), заключалось в том, что мужчины путали их с травоядными млекопитающими , живущими в морской воде (к, примеру, с дюгонями или морскими коровами).


Объяснение это выглядит довольно странно, так как те же морские коровы далеки от того, чтобы их можно было назвать хоть сколько привлекательными и соблазнительными существами на Земле. Как же могли моряки так жестоко ошибаться? Быть может, они слишком долго плавали без женщин…

Впрочем, возможно, причина заключалась в том, что ламантины (то есть морские коровы) имеют обыкновение высовывать свои головы из воды, покачивая ими таким образом, что это напоминает покачивающегося в воде человека . Если смотреть на них со спины, то их грубая кожа ниже головы может показаться ниспадающими с головы вниз волосами.

Еще одной причиной мог являться тот факт, что первые мореплаватели, долгое время проводившие в море, нередко страдали галлюцинациями. Вполне возможно, что, находясь на расстоянии, при одном лишь свете луны, они могли спутать ламантин с женщинами. Кстати, в честь мифических сирен был назван отряд животных, в который вошли ламантины и дюгони.

Вампиры


Взгляд современного человека на вампиров сформировался во многом благодаря известному (можно сказать – культовому) произведению ирландского писателя Брэма Стокера "Дракула" , который был опубликован впервые в далеком 1897-ом году.

С тех самых пор внешний облик "среднестатистического" вампира практически не менялся – это были чужестранец с бледной истонченной кожей, говорящий с невыносимым акцентом (судя по всему, румынским), спящий в дневное время в гробу. К тому же, он был более или менее бессмертен.

Хорошо известно, что прообразом главного вампира Брэма Стокера стал настоящий исторический персонаж – Влад III Цепеш, князь Валахии. Вполне возможно также, что Стокер вдохновлялся многочисленными слухами и суевериями относительно самой смерти и погребения. Эти слухи были вызваны невежеством людей, не особо разбиравшихся тогда в процессах разложения человеческого тела.


После смерти кожа человека усыхает таким образом, что зубы и ногти выглядят на ее фоне более рельефными и выдающимися. Возникает ощущение, что они выросли. Кроме того, распадаются внутренние органы, различные жидкости покидают организм человека через рот и нос, оставляя темные подтеки. Эти подтеки люди зачастую интерпретировали так, как будто бы мертвец пил кровь живых людей.

Помимо вышеперечисленного, были и другие подпитывающие суеверия признаки вампиризма, связанные, к примеру, с гробами. Дело в том, что иногда на внутренней поверхности крышки гробов, после эксгумации, обнаруживались царапины , которые воспринимались в качестве прямого указания на то, что мертвый перестал быть таковым и пытался восстать из гроба.


Такие случаи объясняются ужасающими ошибками, которые были обычными в те времена; иногда хоронили кажущегося мертвым человека, пребывавшим, на самом деле, в кратковременной коме, к примеру. Несчастный, очнувшись и обнаружив себя в кромешной мгле, конечно же, неистово царапал крышку гроба изнутри, пытаясь выбраться…

Считается также, что известный шотландский монах и философ, блаженный Иоанн Дунс Скот, погиб именно таким образом. Была проведена эксгумация, в результате которой обнаружилось, что его тело в гробу было выгнуто неестественным образом . Пальцы рука были изодраны, а повсюду была засохшая кровь. Очередной заживо погребенный пытался безуспешно выбраться…

Греческая мифология

Великаны


Великаны остаются неизменной частью фольклора на протяжении тысяч лет. В греческой мифологии мы сталкиваемся с целым племенем гигантов, которые были порождены на свет богиней Геей после того, как она была оплодотворена кровью, собранной во время оскопления Кроносом бога неба и ее супруга Урана.

В германо-скандинавской мифологии говорится о сотворении самого большого великана Аургельмира из капель воды, образовавшихся в момент соприкосновения земли льда и туманов (Нифльхейм) с землей жара и пламени (Муспелльсхейм).

Должно быть, он был по-настоящему большим! После того как Аургельмир был убит богами, появилась наша Земля. Из плоти великана образовалась твердыня, из крови – моря и океаны, из костей – горы, из зубов – камни, из черепа – небо, а из мозга – облака. Даже его брови пригодились: они стали опоясывать заселенный людьми Мидгард (именно так викинги называли Землю).


Укрепившуюся веру в великанов можно частично объяснить явлением наследственного гигантизма (впрочем, далеко не во всех странах). Ученые уверены, что им удалось выделить ген, который приводит к семейному гигантизму . Согласно результатам различных исследований, люди, страдающие от гигантизма, часто болеют раком гипофиза, что и стимулирует неконтролируемый рост тела.

Рост библейского гиганта Голиафа, согласно преданиям, достигал 274-ех сантиметров. В современном мире нет четкого правила или определения, которое позволило бы однозначно сказать, что гигантом является человек такого-то роста. Причина этого заключается в том, что у разных народов – разный средний рост (разница может доходить до 30-ти и более сантиметров).


В результате одного из исследований, опубликованном в международном медицинском журнале Ulster Medical Journal, было выдвинуто предположение, что Голиаф (убитый, как известно, Давидом с помощью камня, запущенного пращой) , чье генеалогическое древо легко идентифицируется, пострадал от аутосомно-доминантного наследования заболеваний.

Дескать, камень, который использовал Давид, ударил Голиафа в лоб. И если Голиаф страдал от опухоли гипофиза, которая оказывала давление на его перекрест зрительных нервов, то это наверняка могло привести к расстройству зрения, что и не позволило великану разглядеть летевший в него камень.

Банши


В ирландском фольклоре банши (то есть женщина из Ши, если переводить с языка шотландских кельтов) - это красивая молодая женщина, фея, со струящимися белыми волосами и глазами, красными от непрерывных слез . Он плачет, предупреждая тем самым человека, который ее слышит, что в его семье вскорости кто-то умрет.

Ее плач с причитаниями воспринимается скорее как своеобразная помощь человеку, нежели чем угроза. Услышав завывания банши, человек понимает, что ему придется скоро попрощаться навек с кем-то из близких; а, благодаря банши, у него появляется для этого немного времени.

Не совсем понятно, когда впервые зародилась данная легенда. Существуют определенные упоминания про банши, датируемые XIV-ым веком . Если еще точнее, то 1350-ым годом, когда у деревни Торлоуг произошло масштабное столкновение между представителями ирландского и английского дворянских родов.


После этого о банши не забывали практически никогда, вплоть до середины XIX-го столетия. На самом деле, оплакивание покойника с причитаниями всегда было частью традиции ирландских женщин, выражающих таким образом горечь, боль и тяжесть утраты.

Представительницы слабого пола становились на краю могилы, и начинали вопить во весь голос, оплакивая свою потерю. Эта традиция постепенно сошла на нет в течение XIX-го столетия, потому что превратилась в своеобразный "аттракцион" для туристов , которые приезжали поглазеть на плакальщиц с "настоящих ирландских похорон".

Несложно, на самом деле, принять тот факт, что впечатлительные ирландцы, которые всегда были готовы поверить во что-то сверхъестественное, смешали в кучу своих причитающих от горя женщин и сказочных фей, чтобы в итоге получить красивую историю про банши, предупреждающих под окнами дома его хозяев о приближающемся горе…

Гидра


Согласно греческой мифологии, Гидра – это гигантских размеров змей с девятью (или более) головами, одна из которых и вовсе является бессмертной. Если Гидре отрубали одну голову, то вместо нее из свежей раны вырастали две новые головы (или три – в различных мифологических источниках можно найти разные данные).

Убийство Гидры входит в один из 12-ти славных подвигов великого Геракла. Чтобы победить это чудовищно опасное создание, Геракл заручился поддержкой своего племянника Иолая, который помогал герою тем, что прижигал отрубленные силачом головы.

Противостояние было тяжелым, но на стороне Геракла также были все звери. Битва продолжалась до тех пор, пока Геракл не отрубил Гидре все ее головы , кроме одной – бессмертной. Силач отрубил в итоге и ее, а затем закопал в землю у дороги, завалив сверху тяжелым валуном.


Миф о многоголовой гидре наверняка был навеян древним грекам самой матушкой-природой. С давних времен существуют многочисленные упоминания о змеях с несколькими головами (хотя про девять голов еще никто не упоминал!). На самом деле, случаи полицефалии (появления на свет с несколькими головами) среди рептилий встречаются гораздо чаще, чем среди любых других животных.

Более того: благодаря изучению сиамских близнецов, ученые сами научились создавать полицефалических животных. Известны эксперименты немецкого эмбриолога Ханса Шпемана , который в начале XX-го века скрепил вместе эмбрионы сламандры с помощью детского человеческого волоса. В итоге на свет появилось существо с двумя головами.

Мифические животные

Ужасные волки


В наши дни так называемые ужасные волки очень хорошо известны тем, кто смотрит сериал "Игра престолов". Ведь именно эти волки были подарены юным Старкам. На самом деле, ужасные волки – это не плод фантазии сценаристов и авторов знаменитого сериала.

Ужасные волки – это реально существовавшие на территории Северной Америки огромные волки, вымершие более десяти тысячелетий тому назад . Эти грозные твари были больше, но приземистее (из-за более коротких ног) современных волков.

На территории района битумных озер, называемой Ранчо Ла-Брея, Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, было обнаружено около четырех тысяч окаменелых останков ужасных волков (помимо гораздо большего количества останков других животных).


Исследователи полагают, что они попадали в ловушку этих битумных ям, когда приходили туда, дабы поживиться останками других многочисленных животных , попавших в ловушку выходящего на поверхность подземного битума.

Ужасный волк имел огромный череп, однако мозг его был меньше, чем мозг современного волка. Возможно, если бы головной мозг этих свирепых созданий был чуточку больше, они бы осознавали, что останки различных зверей не случайно оказывались в этих смоляных ямах…

Если помните, в "Игре престолов" присутствовал волк-альбинос. На самом деле, неизвестно, были ли среди ужасных волков альбиносы, хотя среди популяции современных волков альбиносы – это далеко не редкость . Примечательно также, что ужасные волки были не такие проворные, как волки современные.

Василиск


Согласно известным греческим мифам и кинокартинам про Гарри Поттера (сами выбирайте, какой источник для вас является более авторитетным), василиск являлся змеем со смертельным взглядом и убийственным дыханием. Легенды утверждают, что василиск вылупился из яйца птицы ибис, которое было высижено змеей.

Предполагается, что василиск боялся лишь петушиного крика и ласку, которая обладала иммунитетом к его ядовитым укусам . Да, чуть не забыли про меч Гарри Поттера, которым он убил этого змея – его василиск тоже, как оказалось, боялся…

В греческой мифологии василиск был змеей нормального размера, однако к тому периоду, когда это создание оказалось в Хогвартсе (школе волшебников, где учился Гарри Поттера), оно неожиданно увеличилось до размеров мамонта (не говоря уже о длине). Было у этого создания и множество других перевоплощений за эти прошедшие столетия…


Вероятность того, что змея в реальности будет высиживать яйцо ибиса практически нулевая (не говоря уже о том, что ибис в принципе не в состоянии отложить яйцо со змеей внутри). Тем не менее, легенда о василиске имеет под собой вполне реальные основания . Исследователи убеждены, что прообразом мифического василиска является обычная египетская кобра.

Впрочем, египетская кобра не такая уж и обычная – это чрезвычайно опасное пресмыкающееся, которое постоянно шипит, да еще и ядом плюется на расстояние до двух с половиной метров. Причем, целится прямо промеж глаз своего потенциального противника или жертвы.

И нет другого существа, которое было бы столь же неуживчиво и столь же общительно, как человек: первое - по причине его пороков, второе - в силу его природы.
Мишель Монтень

Мифические существа у славян

Древняя Русь включала множество племен, и у каждого из них были свои мифические существа, неизвестные соседним народам: всевозможные банники, овинники, анчутки и другие. Славянский народ наделял сверхъестественными способностями небесные светила и природные явления, горы, деревья и водоемы. Перечислить всех древних мифических существ славян очень сложно: большинство из них изучены очень слабо и представляют собой местные разновидности духов - лесных, водных или домашних, причем некоторые из них были весьма похожи друг на друга.

Список домашних существ

Домовой - добрый дух у славян, хранитель дома и всего, что в нем находится. Выглядит домовой как маленький старик с бородой. Считается, что чем старше домовой, тем моложе он выглядит, так как рождаются они стариками, а умирают младенцами. Домовой в доме чаще всего невидим, и появляется только перед каким-то важным событием. Тогда-то люди и узнают, как выглядит настоящий домовой. У каждого домового есть собственный нрав, свои причуды и особенности. Наши предки старались наладить контакт с Домовым - приглашали его в новый дом при переезде, почитали по особым дням.

Барабашка - мифическое существо, мелкий домашний дух. Его облик - матовый пушистый серый шар. Однако, как и многие природно-энергетические духи, может создавать иллюзию, которую обычному человеку очень сложно отличить без тактильного контакта. То есть барабашка с легкостью может обратиться кошкой. Если показался вам в истинном обличии, то он находится в хороших отношениях с вашим Домовым и доверяет вам. При таком раскладе с ним вполне можно наладить контакт и даже пообщаться, эти духи не многое понимают, но очень многое видят и слышат благодаря своим способностям.

Банник в славянской мифологии был хозяином воплощения довольно опасного места, где люди очищались от скверны телесной и духовной. Отсюда образ - не очень доброжелательный к людям, строгий, но подчас справедливый. Верили, что банник моется по ночам, часто вместе с другими домашними, иногда лесными духами. Если встать после полуночи у двери в баню, то можно услышать характерные звуки: плеск воды, шлепанье веников. Самые смелые, кто заглядывал в баню, видели самого Банника или Обдериху (считают либо Банником женского пола, либо его женой, другое ее название - Шишига).

Кикимора - злой дух, насылающая кошмары на человека. Днем они неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части это мифическое существо не причиняет серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат, то скрипят по ночам. Но если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: дух начнет ломать мебель, бить посуду, изводить домашнюю скотину. Любимое занятие кикиморы – прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет.

Помощники богов

В славянской мифологии многие существа не только являются помощниками богов, но и сами обладают магическими способностями. Люди боялись злых чудищ и верили в доброту духов.

Гамаюн - по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье. Считалось, что если райское пернатое создание пролетит низко и заденет крыльями голову человека, тому будет сопутствовать во всем удача. Ho, помимо фортуны, покровительства и защиты, Гамаюн могла предсказать будущее. A если кому-то удавалось заполучить её перо, то он получал славу и богатство.

Сирин - одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Песни темной девы вынуждают людей забыть напрочь обо всем. Услышав ее голос, человек погружается в состояние оцепенения, перестает есть и пить, не может уснуть и погибает от физического истощения. Такое необычное воздействие продолжается даже после окончания очаровывающего пения.

Алконост - чудесная птица, лик женский, тело птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее сестры птицы Сирин. Существу покровительствует славянский бог Хорс. Почти всю свою жизнь Алконост проводит в Ирии, и лишь раз в год спускаются на землю, чтобы отложить яйца на дно моря. После 7 дней они всплывают и вылупляются птенцы. Все это время вокруг гнездовья стоит ясная, безветренная погода, а мать поет свои чудесные песни, скрываясь неподалеку в лесной чаще. Когда птенцы вылупляются, алконост забирает их и еще 7 дней находится с потомством на земле.

Лесные и водные мифические существа

Передающиеся в устном виде славянские мифы сохранились до наших дней. Они повествуют об удивительном и волшебном мире, населенном всемогущими божествами, сказочными существами и капризными духами. Старинные сказания являются неисчерпаемым источником народных обрядов и верований, языческих представлений об устройстве мира, магической символике. Причем, у славян не было морских или горных чудовищ, зато в достатке водилась лесная и речная нечисть.

Водяной - в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Дедушка водяной в мифологии славян - настоящий повелитель дна речного или озерного. У него есть собственное хозяйство, скотина, состоящие из рыб и водоплавающих птиц, а его подданными считаются русалки и прочие жители. Хотя водяной и не слишком злобен, но он не упустит шанс заманить неосторожных купальщиков на дно, чтобы они развлекали там его. Оттого-то в мифологии славян водяной не считается персонажем положительным. Его образ олицетворяет саму стихию воды: опасную, непредсказуемую.

Леший - лесной дух у славян, хозяин леса. Он не добрый и не злой - зависит от его настроения. Может помочь заблудившемуся грибнику или ягоднику выйти из своих владений, а может завести в самую чащу, погубить. Но обычно он вредит тем, кто не соблюдал правил поведения в лесу. Лесовик способен устраивать опасные природные явления, вплоть до ураганов. Ему также подчинены птицы и звери, деревья и травы в лесу. Наши предки считали, что любимое время лешего, как и многих духов - ночь. Однако, увидеть его можно утром и днем.

Полевик - хозяин полей, один из персонажей славянской мифологии. С ним связаны многие обычаи и поверья, сопровождавшие посев, выращивание и сбор урожая. Как описывает мифология, полевой очень быстро бегает. Помогает старательным, трудолюбивым хозяевам и очень не любит работающих спустя рукава - и плуг из земли выворачивать будет, и камень под него подсунет. Является одним из низших духов, в большинстве своем враждебным человеку. Если его не задобрить, полевик будет мучить скотину на пастбище или засушит колосья.

Нежить и призраки

Нечисть, или нежить, по поверьям древних славян населяла все уголки природы: воду, леса, поля и даже жилища. Как правило, нечисть олицетворяла злую, темную силу, поэтому её опасались, старались уберечь свое жилище от неё, и даже совершали особые ритуалы и обряды. К такому виду существ относятся души людей, умерших не своей смертью и бродящие по земле в поисках успокоения.

Мавки - разновидность мифического существа у славянских народов. Мавки выглядят в виде девушек и детей в длинных рубахах, но со стороны спины не имеют кожи, из-за чего видны внутренние органы, их называют без спины. Они скрываются в лесах, на полях, в реках и озёрах, часто сближаются с русалками и мстят людям, за то, что допустили их раннюю смерть, сбивая путников с дороги, заводя в болота и убивая, могут защекотать до смерти. Так же, как и русалки, часто завлекают к себе мужчин, а потом убивают. В древней Руси верили, что мертворождённые дети и умершие младенцы становятся мавками.

Русалка - полуженщина-полурыба. Вместо ног у русалки хвост, похожий на дельфиний, в остальном же она ни чем не отличается от человека, и когда выбирается на сушу, ее хвост высыхает и превращается в человеческие ноги. Само слово русалка означает белый, чистый. По сути русалок нельзя отнести к злым существам: на людей они не нападают, по крайней мере, с целью убить, так как основной их рацион рыба. Они очень одиноки: мужских особей у русалок нет, потому при встрече с мужчинами всячески ищут общения, завлекая их к себе, но так как человек, не способен дышать под водой, он умирает.

Навьи - особые злые создания, нечистые духи. Навьи, они же заложные покойники - по славянским верованиям, умершие неестественной смертью люди и не получившие после смерти успокоения. Предпологалось, что они возвращаются в мир живых и продолжают свое существование на земле в качестве мифических существ. Считалось, что они могли насылать болезни на людей и домашний скот, а так же стихийные бедствия. По ночам навиьи носятся по улицам, поражая всех, кто выходит из дома. Люди умирали от ран. Потом навьи стали и денем появляться на конях, но были невидимы.

Злыдень - злой дух, приносящий нищету дому, в котором поселился. Данные духи находятся в подчинении у навьи. Злыдень невидим, но его можно услышать, иногда он даже разговаривает с людьми, кроме этого дух может залезать на обитателей дома и ездить на них. Злому духу тяжело попасть в дом, так как его туда не пускает домовой, но если уж ему удалось проскользнуть в жилище, то избавится от него очень непросто. Часто злыдни селятся группами, так что в одном доме их может быть до 12 существ. Злыдни предпочитают селиться в человеческих домах за печкой, в сундуках или шкафах.

Упырь - живой мертвец, восставший из могилы. Внешне упыри практически ничем не отличаются от человека, единственное их отличие - это острые зубы, так все зубы упыря заострены, напоминая акулью пасть, а не человеческую. Обычно в упырей после смерти превращаются колдуны и волколаки, однако живым мертвецом может стать и живой человек, ставший жертвой проклятья. Обычно живые мертвецы селятся на кладбищах и не отходят далеко от своих могил, но иногда в поисках пищи или, спасаясь от преследователей, упыри могут поселиться в лесу или даже в селениях, там для жилья они выбирают темные места, куда не проникает солнечный свет.

Анчутка - маленький злой дух. Рост анчуток составляет всего несколько сантиметров, их тела покрыты шерстью и имеют черную окраску, а головы у этих злых духов лысые. Характерной особенностью анчутки является отсутствие пяток. Считается, что нельзя произносить вслух название этого злого духа, так как анчутка сразу же на него откликнется и окажется прямо перед тем, кто произнес. Обитать анчутка может почти везде: чаще всего духа можно встретить в поле, в бане или на водоеме, так же он предпочитает селиться поближе к людям, но избегает встреч с более сильными существами.

Сказочные существа

Славянские сказки - бездонный кладезь мудрости, который, однако, за минувшие столетия претерпел существенные изменения, как естественные, обусловлены культурными особенностями развития нашего народа, так и искусственные, привнесенные (в первую очередь, имеются ввиду искажения, сознательно введенные христианами, о чем будет сказано ниже). Тем не менее, многие легенды, эпосы и сказки славянской мифологии до сих пор сохранили в себе изначальные образы и символы, которые могут многое поведать нам о наших предках.

Баба-Яга - темная колдунья, дочь Вия, жена Велеса, изначально заботливая Берегиня, которая впоследствии, во времена христианства, превратилась в страшное, демоническое существо, которым пугали детей. Многие старые сказки, когда наши предки уже потеряли исконный смысл мифологических образов древности, показывают Бабу-Ягу в облике старой страшной женщины, которая живет в Избушке-на-курьих-ножках на самой границе Темного леса. Между тем сущность этого легендарного персонажа представляется гораздо более любопытным клубком разноплановой и порой противоречивой информации.

Жар-птица - сказочная птица с ярким, золотистым с переливом в красный оперением. воплощение Бога грозы, грома и молний Всесильного Громовержца Перуна, прилетающее к нам из божественного Ирия или из далекого тридесятого царства. В тридесятом царстве находятся сказочно богатые люди и земли, потому-то и окраска самой Жар-птицы золотая. Питается Жар-птица молодильными яблоками, дарующими каждому бессмертие, молодость и красоту. Жар-птицу невозможно взять голыми руками, так как ее оперение обжигает, при этом жар-птицу не окружает огонь.

Кащей Бессмертный - культовый персонаж славянской мифологии, чей народно-фольклорный образ крайне далек от изначального. Кощей Чернобогович был младшим сыном Чернобога, великого Змея Тьмы. Его старшие братья – Горын и Вий – боялись и уважали Кощея за великую мудрость и столь же великую ненависть к врагам отца – Ирийским богам. Кощей владел самым глубоким и мрачным царством Нави – Кощеевым царством, в котором, вероятно, располагался Лунный Чертог, обитель Чернобога, управителя Дасуней.

Змей Горыныч - олицетворяет зло в народных сказках и былинах славян. В разных сказаниях описание Змея расходится, именно поэтому составить точный портрет этого персонажа весьма затруднительно. Но принято считать, что Змей-Горыныч – это говорящее драконоподобное существо, с тремя головами, с хвостом и медными когтями, обладающее способностью дышать огнем. Голов у Змея может быть от 3 до 12, а хвостов от 1 до 7, в зависимости от источника. Перемещается Змей по воздуху, но о наличие крыльев сказки умалчивают.

Кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет словить Кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов - сказки Баюна целебны. Кот Баюн наделен голосом, который слышно за семь верст, как замурлыкает, так напустит, на кого захочет заколдованный сон, который и не отличишь, не знаючи, от смерти.

Злобные мифические существа

Если вы думаете, что в славянской мифологии самыми страшными были Баба-Яга и Змей Горыныч, постоянно появляющиеся в сказках. На самом деле в мифологии наших предков встречались по-настоящему страшные и злобные существа, с которыми вы вряд ли захотели бы встретиться.

Аспид - Крылатая змея с двумя хоботами и птичьим клювом. Живет высоко в горах и периодически совершает опустошительные налёты на деревни. Тяготеет к скалам настолько, что даже не может сесть на сырую землю - только на камень. Аспид неуязвим для обычного оружия, его нельзя убить мечом или стрелой, а можно лишь только сжечь. Однако змей никогда не подлетит к огню, да и на землю он не садится. Только трубный звук способен привести аспида в ярость, в таком состоянии он бросается на все что издает этот звук, потому победить Аспида можно лишь заманив его в огненную ловушку при помощи труб.

Лихо одноглазое - злое человекоподобное существо, встречаются как мужские, так и женские особи. Отличается лихо высоким ростом и худощавым телосложением, у него всего один глаз, поэтому видит оно в узком диапазоне. Питается лихо плотью и страданиями людей и животных, обычно оно старается не появляться в крупных поселениях, а большую часть жизни обитает в лесу, питаясь местным зверьем и птицами, чем часто злит лешего. Но если лихо попадется одинокий человек или небольшая группа людей, то тут оно свой шанс не упустит. Пристав к одному человеку оно ввергает того в уныние и питается негативными эмоциями.

Вий - персонаж из преисподней, чей взгляд убивает. Его глаза обычно прикрыты огромными веками и ресницами, которые он не может поднять без посторонней помощи. На вид это страшный, уродливый старик, очень высокого роста и мощного телосложения. Вий весь оброс корнями деревьев и мхом, но самым страшным у этого существа считается взгляд, если ему кто-то поможет приоткрыть веки, то он своим взглядом сможет убить не только человека, но и сжечь целые селения. Голос у Вия очень страшный и противный, его протяжное монотонное звучание сможет свести с ума любого человека.

Волколак - человек, способный превращаться в волка (медведя). Волколаком можно стать добровольно и против своей воли. Колдуны часто превращают себя в волколака, чтобы обрести силу зверя. Они способны превращаться в волка и обратно в человека по собственной воле. Для этого колдуну достаточно перекувыркнуться через пень, или 12 ножей, воткнутых в землю острием, при этом если за то время, пока маг был в обличии зверя, кто-то вынет хотя бы один нож из земли, то колдун уже не сможет вернуться обратно в человеческое обличие. Человек может обратиться в волколака и после проклятья, тогда проклятый не способен сам вернуть себе человеческий облик.

Герои древних легенд

Славянская мифология являет собой совокупность былин, мифов, верований и культов славянских народов, где значительная часть нашей истории связана с малоизвестными хранителями традиции и героями древних легенд.

Берендеи - были язычниками и одухотворяли всю окружавшую их природу. т.е. считали окружающую их природу живым существом, обладающим душой - каждый камешек, особенно большой валун, каждое дерево и любой кустик и листочек. Кроме того, Берендеи обладали тайными магическими знаниями. За долгое время своего существования, Род Берендеев выработал в себе способность не только к оборотничеству. Они легко могут растворяться в каменных, подземных и подводных лабиринтах, где непосвященный современный человек никогда и ни за что не сможет их обнаружить.

Волот - малочисленная раса могучих великанов, населявшая территорию древней Руси. Некогда волоты были одной из самых распространенных рас, но к началу исторической эпохи практически вымерли, вытесненные людьми. Великаны считаются предками славян, что подтверждается появлением богатырей в людском роду. Волоты стараются не контактировать и не пресекаться с людьми, селясь в труднодоступных местах, предпочитая выбирать для жилья высокогорные участки или труднодоступные лесные чащи, гораздо реже они селятся в степных районах.

Среди славянских мифических существ очень мало монстров как таковых. Наши предки вели спокойную, размеренную жизнь, и поэтому существа, которых они себе придумывали, были связаны с элементарными стихиями, нейтральными по своей сути. Если они и противостояли людям, то, по большей части, лишь охраняя матушку-природу и родовые традиции. Истории русского фольклора учат нас быть добрее, терпимее, любить природу и уважительно относиться к старинному наследию предков.

А вы хорошо знакомы с греческой мифологией? Этот список поможет вам проверить свои знания или даже обогатить их. Легендарные создания из древнегреческого фольклора недаром прославились на весь мир, ведь они обладали просто необыкновенными качествами. Эти мифические монстры – одни из самых причудливых, страшных и невероятных существ, среди которых встречаются не только удивительные животные, но и самые странные гуманоиды, каких только можно себе представить. Вы готовы к ликбезу?

25. Питон или Пифон

Обычно изображается в виде змея, охраняющего вход в Дельфийский оракул. По легенде жестокого Пифона убил сам Аполлон, один из знаменитых олимпийских богов. После смерти змея на месте Дельфийского оракула Аполлон основал свое собственное прорицалище.

24. Орф, Орт, Ортр, Ортрос, Орфр


Фото: wikimedia commons

Двухголовый пес, задачей которого была охрана огромного стада волшебных красных быков. Этого монстра убил греческий герой Геракл, который забрал себе все стадо в доказательство победы над Орфом. По слухам Орф был отцом сразу нескольких других монстров, включая Сфинкса и Химеру, а его братом был легендарный Цербер.

23. Ихтиокентавры


Фото: Dr Murali Mohan Gurram

Это были морские боги кентавры-тритоны, у которых верхняя часть тела выглядела, как человеческая, нижняя пара конечностей была лошадиной, а за ними следовал рыбий хвост. Их часто изображали рядом с Афродитой во время ее появления на свет. Возможно, вы также могли встречать этих ихтиокентавров на картинах, посвященных зодиакальному созвездию Рыбы.

22. Скилла


Фото: wikimedia commons

Шестиглавая Скилла была морским чудищем, обитавшим с одной из сторон узкого пролива под скалой, в то время как с другой стороны мореплавателей поджидала не менее опасная Харибда (13 пункт). Расстояние между берегами этого узкого пролива и убежищами злобных мифических созданий равнялось полету запущенной стрелы, поэтому путешественники очень часто проплывали слишком близко к одному из монстров и гибли.

21. Тифон


Фото: wikimedia commons

Тифон был олицетворением вулканических сил Земли и заодно считался самым смертоносным демоном во всей греческой . Его верхняя часть тела была человеческой, и этот персонаж был таким огромным, что подпирал собой звездное небо, а его руки доставали до восточного и западного краев света. Вместо обычной человеческой головы из его шеи и плеч Тифона извергалась сотня драконьих голов.

20. Офиотавр


Фото: shutterstock

Офиотавр был еще одним греческим чудищем-гибридом, которого боялись больше смерти. По легенде убийство и ритуальное сожжение внутренностей этого полубыка-полузмея давало силу, с помощью которой можно одержать победу над любыми богами. По этой же причине титаны убили чудовище, чтобы свергнуть богов-олимпийцев, но Зевс успел отправить Орла, чтобы тот склевал потроха поверженного создания до того, как их сожгут на жертвеннике, и Олимп был спасен.

19. Ламия

Фото: wikimedia commons

Говорят, что когда-то Ламия была прекрасной правительницей Ливийского царства, но впоследствии стала жестокой пожирательницей детей и опаснейшим демоном. Согласно мифу Зевс так сильно возлюбил очаровательную Ламию, его жена Гера из ревности убила всех детей Ламии (кроме проклятой Скиллы) и преобразила ливийскую царицу в монстра, охотящегося на чужих детей.

18. Грайи или Форкиады


Фото: wikimedia commons

Грайи были тремя сестрами с одним общим глазом и зубом. Неудивительно, что они славились совсем не красотой, а скорее своими сединами и уродством, внушая всем страх. Вдобавок имена у них были весьма красноречивыми: Дейно (дрожь или смерть), Энио (ужас) и Пемфредо (тревога).

17. Ехидна

Фото: shutterstock

Полуженщина-полузмея. Ехидну называли матерью всех монстров, поскольку большинство чудовищ из древнегреческих мифов считались ее отпрысками. Согласно легенде Ехидна и Тифон страстно любили друг друга, и именно их союз породил немало коварных созданий. Греки верили, что она производила яд, вызывающий безумство.

16. Немейский лев


Фото: Yelkrokoyade

Немейский лев был злобным монстром, обитавшим в районе Немеи. В итоге его убил знаменитый древнегреческий герой Геракл. Убить простым оружием это мифическое существо было невозможно из-за его необыкновенной золотой шерсти, которую было нереально проколоть обычными мечами, стрелами или кольями, и поэтому Гераклу пришлось задушить Немейского льва голыми руками. Содрать со зверя шкуру силачу удалось только при помощи когтей и зубов самого поверженного льва.

15. Сфинкс


Фото: Tilemahos Efthimiadis / Athens, Greece

Сфинкс был зооморфным созданием с телом льва, крыльями орла, хвостом быка и головой женщины. Согласно легенде этот персонаж был безжалостным и коварным монстром. Те, кто не мог разгадать загадки, по традиции всех мифов погибали мучительной смертью в пасти яростного Сфинкса. Само чудовище погибло только после того, как его загадку разгадал отважный царь Эдип.

14. Эринии

Фото: wikimedia commons

С греческого языка эриния переводится как «гневная». Это были богини-мстительницы. Согласно легенде они наказывали любого, кто произносил лживые клятвы, совершал какое-либо злодеяние или говорил что-либо против одного из богов.

13. Харибда


Фото: shutterstock

Дочь Посейдона и Геи, Харибда была огромным морским чудищем со ртом на все лицо и плавниками или ластами вместо рук и ног. Три раза в день она поглощала огромное количество морской воды, а потом выплевывала ее обратно, создавая таким образом мощные водовороты, которые легко засасывали большие корабли. Именно она и была соседкой смертоносной Скиллы из 22 пункта.

12. Гарпии


Фото: shutterstock

Это были существа с телами птиц и женскими лицами. Они воровали еду у невиновных жертв и отправляли грешников прямиком ко мстительным Эриниям (14 пункт). Гарпия переводится как «похитительница» или «хищница». Зевс часто обращался к ним, чтобы эти создания кого-то наказали или предали пыткам.

11. Сатиры


Фото: shutterstock

Сатиры часто изображаются гибридами людей и козлов. Обычно у них козьи рога и задние ноги. Сатиры любили пьянствовать, играть на флейте и служили богу виноделия Дионису. Эти лесные демоны были истинными лентяями и вели самый беспечный и разнузданный образ жизни.

10. Сирены


Фото: shutterstock

Прекрасные и очень опасные мифические персонажи. Эти роковые богини с рыбьими хвостами завлекали мореплавателей своими сладкими голосами, и из-за их чар корабли не раз налетали на скалы и разбивались у побережья. Тонущих странников эти существа раздирали на части и поедали.

9. Грифон


Фото: shutterstock

Грифон – это мифическое создание с телом, хвостом и задними лапами льва, а его голова, крылья и когти на передних лапах были орлиными. Лев традиционно считался царем всех сухопутных чудовищ, а орел – царем всех птиц, поэтому в древнегреческой мифологии грифон был невероятно могущественным и величественным персонажем.

8. Химера


Фото: wikimedia commons

Химера была огнедышащим монстром, тело которого состояло из 3 разных животных: льва, змеи и козы. Чудовище было родом из Ликии (древнее государство Малой Азии). Чаще всего химерой называли любое мифическое или вымышленное существо с частями тела от разных зверей. В переносном смысле химера считается олицетворением любого несбыточного желания или фантазии.

7. Цербер


Фото: wikimedia commons

Цербер – один из наиболее известных персонажей древнегреческой мифологии. По легенде это был трехголовый пес со змеиным хвостом, охранявший врата в Подземное царство. Сбежать из загробного мира не мог никто, кто пересекал реку Стикс, и за этим строго следил свирепый Цербер, пока однажды его не одолел Геракл.

6. Циклоп

Фото: Odilon Redon

Циклопы были отдельной расой одноглазых великанов. По эти существа были жестокими и свирепыми монстрами, которые не боялись даже богов, но при этом они служили богу огня и кузнечного ремесла Гефесту.

5. Гидра


Фото: shutterstock

Гидра была древним морским чудовищем, напоминающим огромного змея с чертами рептилии, из тела которого росло бесчисленное множество голов. Вместо одной отрубленной головы у нее всегда вырастало по 2 новые головы. У гидры было ядовитое дыхание, и даже ее кровь была настолько опасной, что малейший контакт с ней был смертельным.

4. Горгоны


Фото: shutterstock

Наверное, самой знаменитой из всех древнегреческих горгон была Медуза. Она также была единственной смертной горгоной среди своих злобных сестер. Вместо волос у Медузы росли змеи, и одного ее взгляда хватало, чтобы обратить человека в камень. По легенде обезглавить ее удалось Персею, вооружившемуся зеркалом, вместо щита.

3. Минотавр


Фото: shutterstock

Минотавр был мифическим созданием с головой быка и телом человека, поедавшим невинных людей. Он обитал в Кносском лабиринте, построенном древнегреческим инженером и художником Дедалом и его сыном Икаром. Чудовище в итоге было сражено аттическим героем по имени Тесей.

2. Кентавр


Фото: shutterstock

Кентавр был сказочным существом с головой, руками и торсом человека, а ниже пояса он напоминал обычного коня. Одним из самых знаменитых кентавров в греческой мифологии считался Хирон. Большинство кентавров были буйными и враждебными к людям существами, любившими пьянствовать и почитавшими только бога виноделия Диониса. Однако Хирон был мудрым и добрым созданием и даже наставником таких древнегреческих героев, как Геракл и Ахиллес.

1. Пегас


Фото: shutterstock

Это одно из самых известных мифических существ античного мира. Греки верили, что пегас был божественным жеребцом белоснежного цвета, и что у него были огромные крылья. По преданию пегас был ребенком Посейдона и горгоны Медузы. Согласно одной из легенд каждый раз, когда этот сказочный конь бил по земле своим копытом, рождался новый источник воды.

Выдуманные истории и созданные фантастами вселенные славятся своими деталями. Расы мифических существ имеют свою историю, место, где они обитают, и уникальные традиции. Это самобытные культуры с точными обоснованиями и привычками, которые присущи только персонажам, созданным в рамках одной или нескольких историй.

Происхождение мифических созданий

Мифология является отдельным видом искусства. В ней до мельчайших подробностей описана жизнь персонажей: они существуют в рамках одной социальной группы. Народы кочуют, оседают на одном месте, воюют и создают свою историю. Происхождение и поведение их могут отличаться. В зависимости от разновидности легенды, они растут и развиваются. Мифологические расы существуют в одной или нескольких эпохах. Их уникальность связана с тем, что окружающий мир создан по их подобию. Могут взаимодействовать персонажи популярного жанра фэнтези с людьми. Их контакты порождают новые истории и создают мутантов.

Особенности жизнедеятельности народов учитываются в повествовании. Расы мифических созданий должны существовать, обеспечивать себе пропитание, обживаться и продолжать род. В совокупности все детали собираются в единый рассказ. Не все истории выдуманы ради литературного жанра.

Древние легенды основаны на человеческих страхах: люди боялись того, чего не понимали. А выдуманные монстры спасали от страха неизвестности. Ими объяснялись ужасы эпохи. Описание чудовищ передавалось от одного поколения к другому, так появились целые мифические расы.

Разделение волшебных существ на народы

Народы существуют отдельно от других созданий или взаимодействуют с другими социальными группами. Чем больше персонажей вовлечено, тем сильнее любовные линии, противостояния и вопросы неравенства. Различиями между этими группами объясняет поведение и мотивы главных героев или антагонистов.

Чем отличается отдельный персонаж от выдуманной сплоченной группы:

  • в группе персонажи должны взаимодействовать - на этом контакте выстраиваются особенности быта, моральные принципы и привычки;
  • отдельный персонаж не может соединять множество историй - его жизненный путь может быть интересным, но не перерастать во что-то более масштабное;
  • персонажи лучше раскрываются, когда у них есть поддержка или противоборствующая сторона;
  • с помощью описания народов легче объясняется история отдельных героев, их страдания и мотивы.

Список групп расширяется и в современном мире. В кинематографе и литературе старые герои получают новую жизнь: они проходят перерождение, получают навыки и лишаются старых умений, которые не вписываются в заданную историей эпоху. Самые популярные народы используются в фольклоре или в новых поговорках.

Оборотни

У этой расы много прозвищ. Созданий зовут вервольфами или волкодлаками. Известное поверье, когда в разные времена в поселениях недалеко от леса орудовали страшные чудовища. Они нападали на людей, поедали скот и вредили всем, кто попадался на их пути.

Волкодлаки похожи на большую собаку или волка с огромной пастью. Они покрыты темной шерстью, а на их лапах заметны большие и острые когти. Во рту оборотней клыки, которыми монстры раздирают свою жертву. Их глаза красные, налитые злостью и ненавистью. Вервольфы очень жестоки. Они никого не щадят, и как только увидят жертву, ей пощады нет.

По поверьям лик зверя отражает истинную натуру человека. Днем и в обычные ночи, когда луна растет или убывает, оборотни прячутся среди людей. У них обычный, непринужденный вид. Сами волкодлаки не помнят всего, что с ними происходит после перевоплощения. Они знают о проклятье, но подробности убийств слышат от других людей.

Контролировать животную часть себя они не могут. Оборотни бывают как женщинами, так и мужчинами. Переходит проклятье по роду - ребенок обречен на постоянные перевоплощения. Первый опыт происходит в подростковом возрасте. Тогда юный оборотень становится более агрессивными: чем ближе полнолуние, тем сильнее внутренняя тревога.

Во главе клана стоят первые оборотни. Они почти бессмертные, и проживают не меньше 200 лет.

Магические перевертыши

Известные расы перевертышей умеют не только перевоплощаться, но и хорошо уживаться в роли других людей. С рождения у существ есть своя внешность, но чем старше становится ребенок, тем больше он пытается подражать окружающим. Постепенно он учится менять свою физическую оболочку и мышление. Перевертыши не изображают другую живую плоть, а играют образ до мельчайших деталей.

Что они делают:

  • трансформируются в любое создание из плоти и крови - в рассказах описываются перевертыши, способные перевоплощаться в магических созданий и обретать их силы;
  • меняют облики по мере необходимости - если они чуют опасность, изменения не приносят никакой боли и происходит за несколько часов;
  • для правдоподобности перевертыш может убить свою жертву и занять ее место.

Вычислить существо очень сложно. Он становится точной копией человека. Перенимает его привычки, характер и даже темперамент. Находиться в одной оболочке мифические создания могут годами: они уживаются в роль, в которой им безопасно. Живут перевертыши не больше 300 лет.

Хоббиты

Раса мифических коротышек известна благодаря невероятным историям. Своим рождением существа обязаны Джону Толкину, который описал предприимчивый народ в своих книгах «Властелин колец». Еще их называют полуросликами - их отличительная черта низкий рост и толстые ноги. Худыми хоббиты бывают редко. Чем они успешнее и богаче, тем толще их тело. У полуросликов кудрявые волосы и круглые лица.

Народ очень привязан к местности, он чтит свою культуру и у него хорошо развита родовая связь. Дома хоббитов передаются от поколения к поколению. Рождается у полуросликов по 4-5 детей. По натуре они спокойные и слишком осторожные. Их никогда не тянет на приключения. Лучшее, что может случиться с хоббитом - это спокойная и размеренная жизнь. Основной род занятий - земледелие. У полуросликов получается вкусный сыр и различные соления.

Они очень запасливые: у каждого уважающего себя хоббита есть кладовка, забитая едой на всякий случай. Ловкостью или хитростью существа не наделены, но на них можно положиться в трудный момент. Если они дают обещание, то сделают все возможное, чтобы его сдержать.

Орки

Среди магических существ есть мутанты, которые пугают своим внешним видом. описываются в той же истории, что и хоббиты. Они являются порождением зла, чистой черной силой. Рождаются орки Средиземья не от матери, а появляются из подножья гор. Они появляются на свет взрослыми особями и готовы воевать. Эмоциональных привязанностей у мутантов нет. Они готовы убивать и всегда дерутся до смерти. Повелевает ордой Саурон - с их помощью он пытается подавить народы, которые ему противостоят.

Другой вид орков встречается в играх и современных фильмах. Это другая социальная группа. В отличие от своих сородичей, такие мутанты живут племенами - они заводят детей, строят семьи и подчиняются справедливому лидеру. Эти орки рождаются и воспитываются, поэтому отличаются индивидуальностью. Питаются племенные жители от магической силы. Она дает им мощь, способную сокрушить любого врага. Варвары нападают только по хорошо продуманному плану: ими никто не повелевает, они следуют за своим лидером.

Гномы

Перечень волшебных рас всегда включает Их еще называют карлы или подземный народ. Они отличаются большим трудолюбием и редко выбираются наружу: живут в шахтах и специально созданных подземных ходах под горами, добывают металл или алмазы. Они жадные, чем объясняется их трудолюбие.

Описание внешности гнома:

  • низкорослый;
  • с лишним весом;
  • сильный;
  • внешне похожий на человека.

Отличаются жители подземных ходов скверным характером. У гнома всегда есть борода - по этой черте его всегда можно отличить от карлика или другого создания. Своей волосатостью на лице карлы очень гордятся. По бороде можно определить статус и возраст гнома.

О женщинах народа ходят свои легенды. Они редко упоминаются, но их внешний вид почти всегда устрашающий. По поверьям, женщины подземного народа похожи на мужчин. Они волосатые, мужеподобные и грубые. По другим рассказам, женщины веселые и очень миролюбивые. Они прячутся, и даже при наступлении врага, защитой жилища занимаются только мужские особи.

Тролли

Для существ большого роста отведена особенная роль в мифологии - они служат для устрашения. Поэтому великаны, как еще называют троллей, живут в лесу и отдаленной местности. Страшные людоеды имеют массивное тело, и когда они идут по земле, грохот расходится на несколько километров. Умеют тролли выслеживать жертву. У них хорошее обоняние и большая физическая сила. Великаны любят свежее мясо с кровью. Люди в таком случае для них являются самой быстрой и вкусной добычей. Цвет кожи зеленый, а с годами он темнеет.

Умственными способностями существа не блещут. Но отличаются некоторой хитростью: при необходимости они могут обмануть врага или прикинуться мертвым. Великаны выживают за счет хороших физических данных.

Характер у них тяжелый: тролли могут разозлиться за несколько минут. Когда они в ярости, крушат все вокруг и никого не щадят.

Народ бывает диким или социализированным. Живут тролли в группе, в которой легче охотиться, или в одиночестве - такие создания менее опасны, они убивают только в крайних случаях.

Эльфы

Феи

Дриады

Ундины

Морские народы не менее популярны в мифологии. Они являются покровителями всех водоемов вокруг гор, лесов и поселений. Морской народ еще зовется русалками. Это полулюди-полурыбы. Они могут плавать, но при необходимости перемещаться на суше.

В одних поверьях русалки красивые и милые создания, они плавают по морскому дну и наслаждаются жизнью. По другим легендам, они коварные обольстительницы, заманивающие к себе незнакомцев. Они питаются их жизненными силами.

Ундины редко идут на контакт, они закрыты и замкнуты. Чем больше к ним проявляют внимания люди, тем дальше они прячутся. Не любят ундины жить группами: они выбирают одинокую жизнь на дне.

Вампиры

Один из самых популярных образов - - часто используется в современной художественной литературе. Красивые обольстители-кровопийцы могут жить столетиями и прятаться среди людей. По легендам, они мало чем отличаются от обычных женщин и мужчин. В прошлом они были людьми, укушенными другими вампирами. Сразу после укуса человек умирает и постепенно превращается в кровопийцу.

В чем особенность жизни ночных созданий:

  • по легендам они не переносят дневной свет - как только на кожу попадает луч солнца, они начинают гореть;
  • они кусают человека и могут выпить всю его кровь;
  • чтобы превратиться в это существо, нужно выпить кровь вампира или быть укушенным;
  • обычную еду вампиры не употребляют - от нее им становится очень плохо;
  • в разных источниках существа не переносят чеснок, святую воду, а убить их можно с помощью осинового кола.

Живут вампиры среди людей. Они днем спят, а ночью выходят на охоту. Клыки, с помощью которых они пьют кровь, не всегда видны. Обладают монстры привлекательной внешностью, чтобы заманивать новых жертв. Вампиры не стареют. Вечная молодость - их дар и одновременно проклятье. Убить существо можно колом или путем сожжения всего тела. Предварительно вампиру огрубают голову.