Error: не определено #11234. Куприн леночка краткое содержание. Трагизм решения любовной темы (по рассказу А

Куприн леночка краткое содержание. Трагизм решения любовной темы (по рассказу А

Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно сравнить ни с чем: душа человека летает, она свободна и полна восторгом. Влюбленный готов обнять весь мир, свернуть горы, в нем открываются силы, о которых он и не подозревал.

Куприну принадлежат замечательные произведения о любви. Это рассказы «Суламифь», «Гранатовый браслет», «Леночка», «Сентиментальный роман», «Фиалки». Тема любви присутствует почти в каждом произведении писателя, отражая одну из ее форм.

Куприн воспевает любовь как чудо, в его произведениях отношение к женщине как к богине. Это было присуще русской культуре и литературе XIX — начала XX века. Куприн представляет любовь как некую силу, которая полностью охватывает и поглощает человека. Но она в то же время дарует людям огромную радость. Влюбленный готов на все ради любви, не хочет потерять ее, какой бы она ни была, и благодарит Бога за этот бесценный дар.

Писатель показывает, что происходит с людьми, в душе которых вспыхивает чистое и светлое чувство, но живут они в обществе, где царят пошлые, лицемерные, извращенные понятия и духовное рабство.

История любви мелкого чиновника контрольной палаты Желткова не оставляет читателя равнодушным. С первого взгляда он влюбляется в девушку, которую видит в ложе цирка. Он понимает, что эта девушка из высшего общества, но для любви нет сословных границ. Огромное чувство Желткова необъяснимо и невозможно в данном обществе, но юноша уверен, что с этой минуты его жизнь принадлежит его избраннице.

Куприн повествует о неземной любви, способной полностью изменить человека. Желтков находит самые восторженные слова, думая о своей возлюбленной. Он считает, что «нет на свете ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее» и нежнее ее. Герой узнает, что девушку зовут Верой Николаевной. Вскоре она выходит замуж за князя Шеина, богатого и спокойного человека. Не имея возможности сблизиться, Желтков иногда посылает княгине Вере пылкие письма, на которые она не обращает внимания. Со временем отношения с мужем превращаются в ровные дружеские, но страсти в них нет.

Из-за сословных предрассудков любовь Желткова остается безответной и безнадежной. Теперь он посылает Вере поздравительные открытки по праздникам, не переставая ее безумно любить. Однажды в день рождения Вера получает от Желткова подарок — гранатовый браслет, когда-то принадлежавший его матери. Это единственная ценная вещь, которой владеет юноша. В записке он просит не обижаться на его дерзость и принять подарок.

Вера Николаевна все рассказывает мужу, но в ее душе уже возникают мысли о том, что у нее может быть своя тайна. Женщина удивлена упорством этого тайного поклонника, который уже семь лет постоянно напоминает о себе. Она начинает догадываться, что в ее жизни нет великой любви, способной на жертвы и свершения. Но в обществе люди обходятся без любви, более того, сильные проявления чувств считаются неприличными и презираются. Своими письмами и подарками Желтков позорит порядочную замужнюю женщину. Окружающие издеваются над чувствами молодого человека как над чем-то недостойным. Материал с сайта

Оскорбленные вмешательством в их личную жизнь, брат и муж Веры находят Желткова и требуют прекратить напоминать о себе. Желтков смеется: они хотят, чтобы он перестал любить Веру, а любовь отнять невозможно. Герой Куприна предпочитает покончить собой, поскольку любовь стала для него всей жизнью. Он умирает счастливым, выполнив волю любимой женщины оставить ее в покое. Желтков хочет, чтобы Вера была счастлива, чтобы ложь и клевета не коснулись ее светлого образа.

Потрясенная Вера Николаевна впервые видит Желткова в гробу со спокойной улыбкой на лице. Она окончательно понимает, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Соната Бетховена, которую в письме просит послушать Желтков, помогает Вере понять душу этого человека. Свое предсмертное письмо к ней он заканчивает словами: «Да святится имя Твое!»

Куприн идеализирует любовь, считает ее сильнее смерти. Такая сильная, настоящая любовь, по словам генерала Аносова, «бывает раз в тысячу лет». В рассказе писатель показал простого, «маленького», но великого человека, каким его сделало чудо любви.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • куприн гранатовый браслет сочинение тема любви
  • анализ рассказа куприна леночка
  • куприн сочинение гранатовый браслет
  • отношение веры и князя васильева к чувству желткова

Анар Рысакова - ученица 11-го класса, школа при Казахско-Американском университете, г. Алматы. Учитель - Зинаида Наумовна Поляк.

Сопоставительный анализ рассказов И.А. Бунина и А.И. Куприна

Два рассказа, которые я хочу сравнить по сюжету, системе персонажей и авторской позиции, - это «Леночка» (1910) Куприна, и «Тёмные аллеи» (1938) Бунина. Хотя между датами написания рассказов большой промежуток, время действия в них приблизительно одно и то же.

Первое, что бросается в глаза при сравнении рассказов «Леночка» и «Тёмные аллеи», - это сходство сюжетной ситуации. Главное событие обоих произведений - встреча бывших возлюбленных после многолетней разлуки. Здесь-то и обнаруживаются не только сходства, но и различия двух рассказов.

Эпизоды встречи главных героев перекликаются. В первый момент они ещё не узнают друг друга, но Возницыну уже видится что-то знакомое в движениях Елены («Леночка»). А по тому, как вдруг невнимателен и рассеян стал Николай Алексеевич, можно уловить, что и он почувствовал давнишнее и родное во внешности Надежды («Тёмные аллеи»). Но они не хотят обознаться, сомневаются. Когда Надежда открывается перед Николаем Алексеевичем, он испытывает шок. Даже ужас, как микроинфаркт, - меньше всего на свете он хотел и думал встретить Надежду. Он хорошо понимает всю тяжесть своей вины перед ней. И боится этой встречи, боится быть обличённым в слабости. Антитеза - реакция Возницына: для него эта встреча - просто счастье. Он нежными, душевными словами выражает свой восторг.

В рассказе Бунина «Тёмные аллеи» герои встречаются осенью, в плохую, пасмурную погоду, когда на дорогах грязь, на улице холодно и сыро. Старик военный на двадцать минут забегает в постоялую горницу, чтобы выпить чаю и согреться, а натыкается на женщину, которую любил в молодости. Они общаются около пяти минут, при этом каждый жалуется на свою тяжёлую судьбу. Надежда обвиняет, Николай оправдывается. В конце концов Николай, который боится показаться пошлым и банальным - это отвечает требованиям общества, в котором он живёт, - прекращает разговор и уезжает. Из их беседы мы узнаём, что Николай Алексеевич женился - жена его бросила, любил сына - сын вырос негодяем. В финале рассказа он осознаёт, что самые счастливые минуты жизни подарила ему Надежда. Но трагизм жизни в том, что они всё равно не могли бы быть вместе.

Сюжет рассказа Куприна другой. Возницын не попадает с корабля на бал, как Николай Алексеевич, он сам давно ищет встречи с чем-то, что вызовет в его стареющем уме чувство светлой, тихой, задумчивой печали. Надо сказать, что Возницын стал часто и со страхом думать о смерти. И вот на борту парохода в ясную, свежую погоду он встречает свою подругу детства Елену. Подростками они дружили, а когда пришла юность и вместе с ней - прелесть девичьего расцвета Елены, он в неё влюбился. Потом он стал влюбляться во всех знакомых девушек по очереди, но запомнилось и осталось в душе навсегда именно чувство, испытанное к Леночке. И первый поцелуй в пасхальную ночь у калитки, оказывается, помнит и она. Так, увидевшись с Еленой, Возницын проникся верой в то, что надо любить жизнь и покоряться ей.

В обоих рассказах звучит мотив воспоминаний. Но как различна интонация этого обращения к прошлому! Воспоминания Николая Алексеевича и Надежды выражаются парой фраз, из них понятно, что они страстно любили друг друга и оба были замечательно красивы. Но Надежда возвращается к реальности, объяснив ему, как жестоко он с ней поступил. Она упрекает и обличает Николая Алексеевича. А он, в свою очередь, восхищается её былой красотой и оправдывается тем, что бросил Надежду, полюбив свою будущую жену. Для Надежды их любовная история стала трагедией, горем, которое чувствуется в её словах. А для Николая Алексеевича - светлым воспоминанием и вечной виной.

У Возницына и Елены радость встречи смешалась с ностальгией по прошедшей молодости - ведь они были просто влюблёнными детьми. Им весело и приятно вспоминать свои шалости, они просто молодеют от этого. Возницын полушутя напоминает Елене о своей мальчишеской любви, Елена полусерьёзно оценивает их отношения. Воспоминания забавляют их и навевают светлую грусть. Похоже, что в настоящем у них нет таких радостных минут, какие бывали в юности.

Сравнивая героинь, убеждаемся, что они представляют собой две противоположности: Надежда - крепостная крестьянка, получившая вольную, всю жизнь таила обиду на Николая Алексеевича, но продолжала любить его, потому и не вышла замуж. Живёт скромно, но способна самостоятельно вести доходное дело; одета она просто, по-деревенски, потучнела, но сохранила свою красоту. Елена - аристократка, замужняя дама, хорошо одетая, с сохранившейся фигурой, некрасивая и немолодая. Елена уже, кажется, поставила крест на своей жизни, поминутно называет себя старухой, в то время как Надежда вовсю борется за существование. Елена скучно прожила жизнь и замуж вышла не по любви, а просто за приличного человека, и это угнетает её в старости. Надежда, наоборот, всю “свою горячку” отдала любимому человеку и после страстей молодости стала мудрей смотреть на жизнь.

Интересно сравнить и сцены прощания героев в обоих рассказах. Прощаясь, Николай Алексеевич поцеловал руку Надежде, и этот поцелуй вызвал у него смешанное чувство благодарности и стыда. Ведь, помня о счастье взаимной любви, он не забывает о низком социальном положении Надежды. Потом он посрамился своего стыда, он понял, что поддался предрассудку, забыв о чувствах к самой женщине, что потерял всё самое святое. Другие чувства испытали Возницын с Еленой. Поцеловав друг друга, они исполнились лаской и печалью о том, что жизнь заканчивается, но прожили они её не напрасно. Они прониклись нежной, заботливой любовью и рады, что встретились. Потому что встреча заставила их оценить самые светлые стороны прожитой жизни. Не случайно и появление юной дочери Елены, так напоминающей мать в юности. Жизнь продолжается, молодость вечна, как бы говорит нам автор. (Сравним: упомянутый у Бунина сын Николая Алексеевича воспринимается лишь в контексте жизненных неудач героя.)

И.Бунин «Тёмные аллеи» А.Куприн «Леночка»
Приезжий мельком глянул на её округлые плечи и на лёгкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил... Что-то страшно знакомое, очень давнишнее мелькнуло Возницыну не так в её лице, как в повороте шеи и в подъёме век, когда она обернулась на его взгляд. Но это бессознательное впечатление тотчас же рассеялось и забылось.
Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.

Надежда! Ты? - сказал он торопливо.

Рука Возницына, державшая руку дамы, задрожала и сжалась. Мгновенный свет воспоминания точно ослепил его.

Господи... Неужели Леночка?.. Виноват... Елена... Елена...

Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже ещё красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с тёмным пушком на верхней губе и вдоль щёк, лёгкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под чёрной шерстяной юбкой. К чаю вышла в салон и единственная дама, ехавшая в первом классе.

Возницын мимоходом быстро взглянул на неё. Она была некрасива и немолода, но с хорошо сохранившейся высокой, немного полной фигурой, просто и хорошо одетой в просторный светло-серый сак с шёлковым шитьём на воротнике и рукавах.

- Замужем, говоришь, не была?

Нет, не была.

- Я двадцать лет замужем, - она улыбнулась грустно сжатыми губами, одним углом рта, - старуха уж...
- Что ж тут объяснять. Небось помните, как я вас любила.

Он покраснел до слёз и, нахмурясь, опять зашагал.

Всё проходит, мой друг, - забормотал он.

- А помните, Елена Владимировна, как я был в вас влюблён когда-то! - вдруг перебил её Возницын.

Она засмеялась, и лицо её сразу точно помолодело.

- Ах, как хороша ты была! - сказал он, качая головой. - Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?

Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть.

- А помните, Елена Владимировна, как в одну прекрасную пасхальную ночь двое молодых людей целовались около калитки церковного дома? - спросил Возницын.

Ничего я не помню... Гадкий мальчишка, - ответила она, мило смеясь.

- Всё проходит, мой друг, - забормотал он. - Любовь, молодость - всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит. Как это сказано в Книге Иова? “Как о воде протекшей будешь вспоминать”.

Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные!

Но с удивлением и с горечью заметил Возницын, что его опустошённая жизнью, очерствелая душа оставалась холодной и неподвижной и не отражала в себе прежней, знакомой печали по прошедшему, такой светлой, тихой, задумчивой и покорной печали...

“Да, да, да, это старость, - повторял он про себя и грустно кивал головою. - Старость, старость, старость... Ничего не поделаешь...”

Она подошла и поцеловала у него руку, он поцеловал у неё.

Со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда.

Он ещё раз наклонился, чтобы поцеловать её руку, а она нежно поцеловала его в сильно серебрящийся висок. И когда они после этого посмотрели друг на друга, то глаза их были влажны и улыбались ласково, устало и печально.

Как видим, сюжеты рассказов и характеры героев, которые при первом приближении кажутся похожими, на самом деле отличаются прежде всего из-за различия в авторской позиции. Взгляд на жизнь, ставший стержнем рассказа Бунина, - глубокая печаль и безысходность, неверие в возможность счастья. От рассказа Куприна, наоборот, веет светлой грустью (вспоминается пушкинское: “печаль моя светла”) и радостным ощущением того, что жизнь вечна и прекрасна.

Проездом из Петербурга в Крым полковник генерального штаба Возницын нарочно остановился на два дня в Москве, где прошли его детство и юность. Говорят, что умные животные, предчувствуя смерть, обходят все знакомые, любимые места в жилье, как бы прощаясь с ними. Близкая смерть не грозила Возницыну, – в свои сорок пять лет он был еще крепким, хорошо сохранившимся мужчиной. Но в его вкусах, чувствах и отношениях к миру совершался какой-то незаметный уклон, ведущий к старости. Сам собою сузился круг радостей и наслаждений, явились оглядка и скептическая недоверчивость во всех поступках, выветрилась бессознательная, бессловесная звериная любовь к природе, заменившись утонченным смакованием красоты, перестала волновать тревожным и острым волнением обаятельная прелесть женщины, а главное, – первый признак душевного увядания! – мысль о собственной смерти стала приходить не с той прежней беззаботной и легкой мимолетностью, с какой она приходила прежде, – точно должен был рано или поздно умереть не сам он, а кто-то другой, по фамилии Возницын, – а в тяжелой, резкой, жестокой, бесповоротной и беспощадной ясности, от которой на ночам холодели волосы на голове и пугливо падало сердце. И вот его потянуло побывать в последний раз на прежних местах, оживить в памяти дорогие, мучительно нежные, обвеянные такой поэтической грустью воспоминания детства, растравить свою душу сладкой болью по ушедшей навеки, невозвратимой чистоте и яркости первых впечатлений жизни.

Он так и сделал. Два дня он разъезжал по Москве, посещая старые гнезда. Заехал в пансион на Гороховом поле, где когда-то с шести лет воспитывался под руководством классных дам по фребелевской системе. Там все было переделано и перестроено: отделения для мальчиков уже не существовало, но в классных комнатах у девочек по-прежнему приятно и заманчиво пахло свежим лаком ясеневых столов и скамеек и еще чудесным смешанным запахом гостинцев, особенно яблоками, которые, как и прежде, хранились в особом шкафу на ключе. Потом он завернул в кадетский корпус и в военное училище. Побывал он и в Кудрине, в одной домовой церкви, где мальчиком-кадетом он прислуживал в алтаре, подавая кадило и выходя в стихаре со свечою к Евангелию за обедней, но также крал восковые огарки, допивал «теплоту» после причастников и разными гримасами заставлял прыскать смешливого дьякона, за что однажды и был торжественно изгнан из алтаря батюшкой, величественным, тучным старцем, поразительно похожим на запрестольного бога Саваофа. Проходил нарочно мимо всех домов, где когда-то он испытывал первые наивные и полудетские томления любви, заходил во дворы, поднимался по лестницам и почти ничего не узнавал – так все перестроилось и изменилось за целую четверть века. Но с удивлением и с горечью заметил Возницын, что его опустошенная жизнью, очерствелая душа оставалась холодной и неподвижной и не отражала в себе прежней, знакомой печали по прошедшему, такой светлой, тихой, задумчивой и покорной печали…

«Да, да, да, это старость, – повторял он про себя и грустно кивал головою. – Старость, старость, старость… Ничего не поделаешь…»

После Москвы дела заставили его на сутки остановиться в Киеве, а в Одессу он приехал в начале страстной недели. Но на море разыгрался длительный весенний шторм, и Возницын, которого укачивало при самой легкой зыби, не решился садиться на пароход. Только к утру страстной субботы установилась ровная, безветренная погода.

В шесть часов пополудни пароход «Великий князь Алексей» отошел от мола Практической гавани. Возницына никто не провожал, и он был этим очень доволен, потому что терпеть не мог этой всегда немного лицемерной и всегда тягостной комедии прощания, когда бог знает зачем стоишь целых полчаса у борта и напряженно улыбаешься людям, стоящим тоскливо внизу на пристани, выкрикиваешь изредка театральным голосом бесцельные и бессмысленные фразы, точно предназначенные для окружающей публики, шлешь воздушные поцелуи и наконец-то вздохнешь с облегчением, чувствуя, как пароход начинает грузно и медленно отваливать.

Пассажиров в этот день было очень мало, да и то преобладали третьеклассные. В первом классе, кроме Возницына, как ему об этом доложил лакей, ехали только дама с дочерью. «И прекрасно», – подумал офицер с облегчением.

Все обещало спокойное и удобное путешествие. Каюта досталась отличная – большая и светлая, с двумя диванами, стоявшими под прямым углом, и без верхних мест над ними. Море, успокоившееся за ночь после мертвой зыби, еще кипело мелкой частой рябью, но уже не качало. Однако к вечеру на палубе стало свежо.

В эту ночь Возницын спал с открытым иллюминатором, и так крепко, как он уже не спал много месяцев, если не лет. В Евпатории его разбудил грохот паровых лебедок и беготня по палубе. Он быстро умылся, заказал себе чаю и вышел наверх.

Пароход стоял на рейде в полупрозрачном молочно-розовом тумане, пронизанном золотом восходящего солнца. Вдали чуть заметно желтели плоские берега. Море тихо плескалось о борта парохода. Чудесно пахло рыбой, морскими водорослями и смолой. С большого баркаса, приставшего вплотную к «Алексею», перегружали какие-то тюки и бочки. «Майна, вира, вира помалу, стоп!» – звонко раздавались в утреннем чистом воздухе командные слова.

Когда баркас отвалил и пароход тронулся в путь, Возницын спустился в столовую. Странное зрелище ожидало его там. Столы, расставленные вдоль стен большим покоем, были весело и пестро убраны живыми цветами и заставлены пасхальными кушаньями. Зажаренные целиком барашки и индейки поднимали высоко вверх свои безобразные голые черепа на длинных шеях, укрепленных изнутри невидимыми проволочными стержнями. Эти тонкие, загнутые в виде вопросительных знаков шеи колебались и вздрагивали от толчков идущего парохода, и казалось, что какие-то странные, невиданные допотопные животные, вроде бронтозавров или ихтиозавров, как их рисуют на картинах, лежат на больших блюдах, подогнув под себя ноги, и с суетливой и комической осторожностью оглядываются вокруг, пригибая головы книзу. А солнечные лучи круглыми яркими столбами текли из иллюминаторов, золотили местами скатерть, превращали краски пасхальных яиц в пурпур и сапфир и зажигали живыми огнями гиацинты, незабудки, фиалки, лакфиоли, тюльпаны и анютины глазки.

К чаю вышла в салон и единственная дама, ехавшая в первом классе. Возницын мимоходом быстро взглянул на нее. Она была некрасива и немолода, но с хорошо сохранившейся высокой, немного полной фигурой, просто и хорошо одетой в просторный светло-серый сак с шелковым шитьем на воротнике и рукавах. Голову ее покрывал легкий синий, почти прозрачный, газовый шарф. Она одновременно пила чай и читала книжку, вернее всего французскую, как решил Возницын, судя по компактности, небольшому размеру, формату и переплету канареечного цвета.

Что-то страшно знакомое, очень давнишнее мелькнуло Возницыну не так в ее лице, как в повороте шеи и в подъеме век, когда она обернулась на его взгляд. Но это бессознательное впечатление тотчас же рассеялось и забылось.

Скоро стало жарко, и потянуло на палубу. Пассажирка вышла наверх и уселась на скамье, с той стороны, где не было ветра. Она то читала, то, опустив книжку на колени, глядела на море, на кувыркавшихся дельфинов, на дальний красноватый, слоистый и обрывистый берег, покрытый сверху скудной зеленью.

Возницын ходил по палубе, вдоль бортов, огибая рубку первого класса. Один раз, когда он проходил мимо дамы, она опять внимательно посмотрела на него, посмотрела с каким-то вопрошающим любопытством, и опять ему показалось, что они где-то встречались. Мало-помалу это ощущение стало беспокойным и неотвязным. И главное – офицер теперь знал, что и дама испытывает то же самое, что и он. Но память не слушалась его, как он ее ни напрягал.

Утром в воскресенье отец Олимпий готовился к службе. Он полоскал горло борной кислотой, дышал над паром. Жена дьякона, худая невзрачная женщина, принесла ему стакан водки в честь выходного дня

Барбос и Жулька

Жизнь невозможна без дружбы. Дружба – это взаимное расположение друг к другу. Барбос – это собака, и тем более самая обычная собака, которая не имеет никакой родословной, и породы, просто одним словом, Барбос – это дворняжка

Белый пудель

Главным действующим лицом является белый пудель по кличке Арто. Он отличался исключительным умом и дрессированостью. Этот пес входил в бродячую трупу циркачей, которой кроме него были еще старый шарманщик Мартын и мальчик-акробат Сережа

В недрах земли

В рассказе Александра Ивановича Куприна повествуется о мальчике по имени Ванька. Он небольшого роста и очень худенький. Ванька работает на угольной шахте, вдали от своей семьи

В цирке

Цирковой борец Арбузов почувствовал себя плохо и пошел к доктору. Доктор осмотрел его и сказал, что надо беречь здоровье и на время отказаться от тренировок и выступлений, иначе это может плохо закончиться. Арбузов сказал, что у него подписан контракт

Впотьмах

Среди суеты и привычного шума Московского вокзала затянулась прощальная сцена трех молодых людей, которые с нетерпением ждали отправления поезда. Когда один из них – Аларин Александр Егорович оказался в вагоне, он старался не привлекать к себе внимания

Гамбринус

Самые главные начальные события разворачиваются в обычной пивной под названием «Гамбринус». Весьма необычное название для пивного бара, но тем не менее. Это место получило такое альтернативное название недаром.

Гранатовый браслет

Данное произведение начинается с того что Княгиня Вера Николаевна Шеина, которая является женой предводителя дворянства, живет на даче, так как в их квартире, которая находится в городе, идет ремонт.

Гранатовый браслет по главам

1 глава. Рассказ начинается с описания непогоды, которая наступила в конце лета на берегу Черного моря. Основная масса жителей начала второпях переезжать в город, покидая сады. Княгиня Вера

Завирайка

Ранней весной двое охотников пошли в снежный лес поохотится на зайцев, и взяли с собой охотничьего пса Завирайку. За охотниками увязалась стая деревенских собак многочисленная и шумная.

Звезда Соломона

Удивительный и таинственный жанр мистики во все времена привлекал ценителей художественной литературы. Произведение А. И. Куприна «Звезда Соломона» не является исключением и захватывает читателя

Золотой петух

Рассказе «Золотой петух» похож на симфонию, здесь столько звука. Он поход и на прекрасную картину – столько здесь света! В рассказе повествуется о маленьком чуде. Вопрос как раз в том и заключается: было ли это обычным делом

Изумруд

Рассказ Изумруд является одним из лучших произведений Александра Куприна в котором в главных ролях выступают животные. Рассказ раскрывает тему несправедливости окружающего мира, наполненного завистью и жестоким отношением

Колесо времени

Главный герой рассказа «Колесо времени»- Михаил, бывший военный, который после службы оказался во Франции, где работает на заводе с другими эмигрантами из России. Очень часто Михаил с друзьями приезжает

Куст сирени

Юный и небогатый офицер по фамилии «Алмазов» пришел домой с выступления в Академии ген. штаба и не снимая одежды уселся в своем кабинете. Жена сразу же поняла, что случилось несчастье

Листригоны

В книге рассказывается о рыбаках – листригонах, которые были потомками греческих колонистов. В Балаклаве наступил октябрь. Из города уехали все дачники, а жители Балаклавы сосредоточились на ловле рыбы.

Мой полёт

Находясь в городе Одесса, писатель Куприн наблюдает диковинные полёты на фанерном аэроплане. Его знакомый Заикин, уже сделав несколько удачных кругов, предлагает писателю полетать вместе с ним.

Молох

Действие в рассказе «Молох» происходит на сталелитейном заводе, где работает инженер Андрей Ильич Бобров. Он страдает бессонницей из-за морфия, от которого не может отказаться. Боброва нельзя назвать счастливым, так как он чувствует отвращение

На переломе (кадеты)

Миша Буланин, ребенок выросший в замечательном доме, отличался хорошими манерами и доверчивым характером. Родители решили отправить мальчика на учебу в кадетскую школу, в которой негласно были установлены жестокие и варварские правила.

Олеся

Рассказчик приезжает на полгода в глухую деревню и от скуки общается и занимается с крестьянами, охотится. Однажды на охоте главный герой сбивается с пути и попадает в дом, где живут ведьма Майнулиха и её внучка Олеся

Олеся по главам

Глава 1. Волею судьбы молодой барин был заброшен в глухую деревню на целых полгода. Отправляясь туда, начинающий писатель не подозревал, насколько тосклива жизнь в этом богом забытом краю. Он собирался

Пиратка

Это грустный рассказ о нищем старике и его собачке Пиратке. Старик не всегда был бедным и пьющим. У него была и семья, и дом, и деньги. Но, однажды, его жена сбежала вместе с приказчиком, а старик с горя запил.

Поединок

Шестая рота заканчивает занятия и офицеры, младшие по званию, пытаются соревноваться, кто ловчее всех срубит чучело из глины. Начинает подпоручик Григорий Ромашов. Он плохо знает дело, поэтому у него ничего не выходит.

Сапсан

История начинается с представления рассказчика, которого зовут Сапсан Тридцать Шестой, и, как мы узнаем впоследствии – является собакой. В самом начале пес рассказывает о своих благородных предках

Святая ложь

Главный герой рассказа «Святая ложь» - Иван Иванович Семенюта, не дурной человек, но его по праву можно назвать типичным неудачником. Из-за своей робости, нерешительности, стеснительности Семенюта не мог постоять за себя еще со времен школы

Синяя звезда

В рассказе «Синяя звезда» Куприн задаёт читателям настоящую загадку. Король одной спрятанной в горах страны оставляет послание на стене перед своей смертью, но никто не может его разгадать.

Скворцы

Начинается рассказ о скворцах с общего замечания о том, что животные и птицы хорошо чувствуют природу. Могут, например, предугадывать землетрясения, а человек по их поведению беспокойному сам догадывается о грозящем бедствии.

Слон

Рассказ «Слон» показывает чудесное выздоровление маленькой девочки, которая мечтала лишь о слоне.. Шестилетняя девочка Надя не ест – не пьёт, бледнеет и худеет, не играет и не смеётся. Что за болезнь? Доктора разводят руками… Но один из них предполагает

Собачье счастье

Это случилось в сентябре. Пес пойнтер Джек отправился с кухаркой Анной на базар. Он знал дорогу, ходит не в первый раз. Именно по этой причине он бежал впереди своей спутницы, обнюхивая тротуар. Периодически останавливался посмотреть, где идет кухарка

Суламифь

В начале автор повествует о времени правления Соломона, о его жизни. Сорока пяти летний царь Персии был необыкновенно мудр и красив, щедр и богат. У Соломона было много женщин, только жён в гареме семьсот человек. А ещё наложницы

Тапер

В рассказе Куприна «Тапер» показана яркая личность талантливого мальчика. Тапёр – это пианист, играющий на балах. Дело важное, но не такое уж хитрое. Талант главного героя – бедного юноши Юрия даже не может в полную мощь развернуться на этих танцах

Храбрые беглецы

В пансионе для детей жили трое мальчиков. Когда появилась новая классная дама в группе, она стала придираться к одному по имени Нельгин, за его шалости. Когда было время прогулок

Четверо нищих

Юнкера

Наступил конец августа. Алеша Александров недавно окончил кадетский корпус. Алешу зачислили в юнкерское пехотное училище имени императора Александра II. Он ходил в гости к Синельниковым, чтобы увидеть молодую Юлию

Яма

Развлекательное заведение Анны Марковны находится в так называемой Яме (Ямской слободе), оно не относится к изысканным и шикарным местам, но и не принадлежит к самым низким. Сюда в поисках удовольствий приходят разные мужчины.

Об авторе

Куприн вырос в не богатой семье, так как отец его рано умер от холеры. После смерти кормильца он попал в сиротский пансионат, затем учился в кадетском корпусе Москвы, в городе котором родилась его мать.

С шести лет у Куприна начинается раннее творчество по военной тематике, связанные с армейскими буднями, бесцельностью время провождения в армии и мещанскими ограниченностями.

В 1905 году автор заканчивает работу над повестью «Поединок», который становится объектом шума и дискуссий, так как общество воспринимает произведение очень негативно. Поэтому армейская служба закончилась отставкой, однако до этого Куприн успел запечатлеться рассказами в журналах.

Так как Куприн повысил квалификацию в сфере журналистики, это помогло ему развить литературную деятельность в таких произведениях как «Брегет», «Ночлег», «Чудесный доктор» и других, которые принесли ему популярность и стали лучшими его творениями.

В 1896 году выходит в свет «Молох» повествующий капитализм и бунт рабочих, когда интеллигенция помогает художественной и литературной поддержкой, и автору помогает познакомиться с М.Горьким, А.Чеховым и другими писателями.

Чехов в жизни пережил много скитаний, и каждое путешествие в жизни выдаёт ему новые произведения повествующие его окружение и быт того времени.

Именно после возвращения из Франции он сильно заболевает, так как эмиграция для него действует пагубно, так как, даль от родины вызывает глубоко засидевшие болезни в уязвимой натуре, когда возвращение в Москву заканчивается гибелью писателя.

Однако были и светлые дни в жизни Куприна, когда в 1908-19011 годах, были созданы революционные рассказы о любви «Гранатовый браслет» и «Суламифь».

Юную циркачку соблазняет знаменитый клоун. Вскоре он увлекается другой, а девушка в отчаянии бросается из окна.

Аллé! (фр. allez!) - команда в речи артистов цирка, означающая «вперёд!», «марш!».

Allez! - это первое слово, которое Нора помнит с детства. Она выросла в цирке, занималась джигитовкой, акробатикой на трапеции, ходила по канату и всё время, пересиливая боль, слышала: «Allez!».

В шестнадцать лет Нора привлекает внимание знаменитого клоуна Менотти. Он приглашает девушку поужинать, а потом к себе в номер, шепча «Allez!». Почти год Нора ездит с Менотти по городам, помогает ему, верит в его мировое величие.

Вскоре девушка надоедает Менотти, и клоун обращает внимание на воздушную гимнастку Вильсон. Менотти часто избивает Нору и однажды выгоняет её, крича «Allez!». Несмотря на грубое обращение, Нору по-прежнему тянет к нему. Войдя однажды в номер Менотти, девушка застаёт его с Вильсон. Нора кидается на неё, и Менотти с трудом удаётся растащить женщин. Униженно целуя его сапоги, Нора умоляет Менотти не бросать её, но он выгоняет девушку. Нора выходит из номера и видит открытое окно. Пальцы её холодеют, сердце перестаёт биться. Из последних сил она выкрикивает «Allez!» и прыгает вниз.