Международная обстановка накануне второй мировой войны. Мир накануне второй мировой войны

После 1933 года в мире стали всё чётче вырисовываться два противоборствующих между собой лагеря. С одной стороны - это фашистские режимы с явно завоевательскими целями во главе с Германией. С другой стороны - это антифашистские силы во главе с СССР. Особую нишу в системе противоречивых международных отношений занимали капиталистические страны Запада - Франция и Великобритания. О противоречиях и международных отношениях развитых стран мира накануне Второй мировой войны пойдёт речь на этом уроке.

С третьей стороны был Советский Союз, который создавал в Европе «систему коллективной безопасности », не желая также втягивать себя в военный конфликт на чьей-либо стороне, но постоянно следящий за действиями германского фашизма и англо-французской политикой.

В конце 1930-х гг. мир потрясло невиданное до этого времени пренебрежение международным правом и законами.

В марте 1938 года немецкие войска перешли границу с Австрией и оккупировали эту страну, присоединив её к Германии. Произошёл аншлюс Австрии, на что мировое сообщество в большинстве своём закрыло глаза. Тогда же Гитлер предъявил претензии на чехословацкую область Судеты, где большинство населения составляли немцы. Чехословакия оказалась под угрозой военного вторжения. СССР предложил Праге помощь, но для этого ему надо было провести свои войска через Польшу, отношения с которой были очень плохими. В итоге, мировое сообщество сначала заставило Прагу отдать Судеты, а затем, осенью того же 1938 года , расчленило саму Чехословакию. Осенью 1938 года в Мюнхене собрались главы 4 государств - Германии, Франции, Италии и Англии. Следуя «политике умиротворения », Англия и Франция отдали на откуп Гитлеру независимую Чехословакию, предопределив, тем самым, её судьбу. Это соглашение вошло в историю как «Мюнхенский сговор ». Чехословакия была поделена между Германией (большая часть), Польшей и Венгрией. Вернувшийся в Лондон британский премьер Чемберлен самоуверенно заявил англичанам: (Рис. 2).


Рис. 2. «Я привёз вам мир» ()

На Дальнем Востоке японская армия оккупировала восточное побережье Китая и устраивала провокации против СССР в 1938 году на озере Хасан , а в 1939 году на реке Халхин-Гол в Монголии, которую Советский Союз пообещал оборонять от японцев. Обе военные провокации были сломлены Красной Армией.

Видя накаляющуюся обстановку в Европе и мире, СССР предлагает странам Запада - Англии и Франции - пойти на сближение, противостоя, тем самым, как и в Первую мировую войну, Германии, понимая, что она не сможет воевать на два фронта. Такое предложение не могло удовлетворить англичан и французов, т.к. их политика была направлена на то, чтобы развернуть захватнические устремления Гитлера на Восток - Польшу, СССР, Балканы. Делая уступку за уступкой, веря, что Германия за «закрытие глаз» на нарушение всех международных законов, никогда не повернёт против них силу, англичане и французы крепко ошиблись.

Видя, что Англия и Франция не желают заключать договоры о взаимопомощи, СССР начинает вести свою политику, не оглядываясь на страны Запада. В одночасье он меняет свою внешнеполитическую ориентацию и 23 августа 1939 года подписывает Договор о ненападении с Германией (Рис. 3), тем самым, разворачивая Гитлера с Востока на Запад, выигрывая для себя пару лет для подготовки к войне, т.к. в Москве мало кто сомневался, что рано или поздно война с Германией произойдёт. Это был решающий ход в мировой политической системе. Страны Запада, потворствуя Германии, сами стали заложниками такой системы.

Рис. 3. После подписания Договора о ненападении между СССР и Германией ()

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века. - М.: Мнемозина, 2011.

2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2009.

3. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Всеобщая история. 11 класс / Под ред. Мясникова В.С. - М., 2011.

1. Прочитайте Главу 11 учебника Алексашкиной Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века и дайте ответы на вопросы 3-6 на с. 122.

2. В чём была суть «политики умиротворения»?

3. Почему стало возможным сближение Германии и СССР?

Рассматривая внешнеполитическую обстановку накануне Второй мировой войны в международных отношениях прослеживались две политические тенденции: совместная позиция Англии и Франции, направленная на поддержку территориальных претензий Германии за счет Восточноевропейских стран, которая должна была отвести угрозу немецкой агрессии против западных государств, так называемая политика "умиротворения" и линия СССР, имеющая своей целью создание надежной и эффективной системы коллективной безопасности.

Борьбу этих двух направлений на мировой арене можно проследить при рассмотрении таких узловых, судьбоносных международных событий в Европе как мюнхенские соглашения, англо-франко-советские военные переговоры и пакт о ненападении между Германией и СССР.

Претворение в жизнь политики "умиротворения" началось с уничтожения с географической карты Европы суверенного и независимого государства Чехословакии.

30 сентября 1938 г. по требованию гитлеровской Германии руководители Англии Франции согласились передать Германии Судетскую область Чехословакии и вместе с Гитлером и Муссолини поставили свои подписи Чемберлен и Даладье. В соответствии с подписанным соглашением Англия, Франция, Германия и Италия гарантировали новые границы Чехословакии при условии ее отказа от договоров с СССР и Францией, а также об урегулировании вопросов о польском и венгерском меньшинствах. Чехословакия, судьба которой решалась на этой конференции, и СССР, имеющий с Чехословакией договор о взаимопомощи, приглашены не были.

На следующий день после подписания мюнхенского соглашения, польские войска вторглись в Чехословакию и, по определению У. Черчилля, Польша "... с жадностью гиены приняла участие в ограблении и уничтожении чехословацкого государства", отторгнув у неё Тишинскую область. Венгерские войска оккупировали у Чехословакии Закарпатскую Украину.

Стали известны и условия, на которых Англия и Франция согласились пожертвовать Чехословакией. Это были обещания Гермаии не нападать на эти западные страны, что и было оформлено в англо-германской декларации и аналогичной франко-германской декларации, которые рассматривались как пакты о ненападении.

Перед отлетом из Мюнхена Чемберлен встретился с Гитлером и заявил: "Для нападения на СССР у вас достаточно самолетов, тем более что уже нет опасности базирования советских самолетов на чехословацких аэродромах". Это было своего рода благословение Гитлеру в его политике, направленной против СССР.

Расправа над суверенной страной, предательство Англии и Франции своих чешских друзей и союзников имели тягчайшие последствия для Чехословакии и судеб Европы., Мюнхен разрушил договорную систему СССР-Франция-Чехословакия по предотвращению немецкой агрессии в Европе и создал взамен её условия по "канализации" территориальных устремлений на восток, в сторону СССР.

В разговорах с Ф.Рузвельтом и У.Черчиллем уже во время войны И.Сталин говорил, что если бы не было Мюнхена, не было бы и пакта о ненападении с Германией.

Прошло всего полгода после подписания мюнхенских соглашений и 13 марта 1939 г. была провозглашена "независимость" Словакии, которая сразу же обратилась к Германии с просьбой признать её как независимое государство и разместить на её территории немецкие войска.

Последняя точка в судьбе Чехословакии была поставлена 15 марта, когда немецкие войска вошли в Прагу и на следующий день остатки некогда независимого государства были включены в состав Германской империи под названием "Протекторат Богемии и Моравии". 16 марта "гарант" независимости Чехословакии Чемберлен заявил, что в связи с распадом Чехословакии гарантии послемюнхенских границ потеряли свою силу.

Если Англия и Франция продолжали потворствовать гитлеровской агрессии, то СССР, понимая всю опасность складывающейся международной обстановки, выдвинул 18 марта 1939 г. предложение о созыве в Бухаресте конференции шести государств: СССР, Англии, Франции, Польши, Румынии и Турции для создания "мирного фронта" против германской агрессии. Чемберлен отверг советскую инициативу на том основании, что она "преждевременна".

Учитывая отсутствие противодействия со стороны западных государств, Гитлер решил продолжить свою захватническую политику в восточном направлении.

21 марта Германия потребовала от Польши в ультимативной форме передать рейху Данциг и экстерриториальную полосу через польский коридор для связи Германии с Восточной Пруссией.

22 марта, под угрозой воздушного нападения правительство Литвы было вынуждено подписать с Германией договор о передаче Клайпеды и прилегающего района Германии. 23 марта Гитлер на борту линкора "Дойчланд" триумфально прибыл в Клайпеду /Мемель/ и приветствовал жителей "освобожденного" города.

В апреле под давлением общественного мнения и парламентской оппозиции во главе с У.Черчиллем, Чемберлен был вынужден начать англо-франко-советские политические переговоры для обсуждения складывающейся в Европе международной обстановки.

17 апреля в первый день переговоров СССР внес конкретные предложения по противодействию гитлеровской экспансии, суть которых сводилась к следующему:

– СССР, Англия и Франция заключают соглашение на 5-10 лет о взаимной помощи, включая военную;

– СССР, Англия и Франция оказывают помощь, включая военную, государствам Восточной Европы, расположенным между Балтийским и Черным морями и граничащие с СССР.

Только через три недели в Лондоне сформулировали свой ответ. От СССР требовалось в одностороннем порядке взять на себя обязательства в случае вовлечения Англии и Франции в военные действия. Никаких обязательств Англии и Франции в отношении СССР не предусматривалось. 14 мая советское правительство заявило, что такая позиция западных стран не способствует созданию единого фронта сопротивления гитлеровской агрессии. Тем не менее советское правительство предложило провести в Москве англо-франко-советские военные переговоры. 23 июня Англия и Франция приняли советское предложение о направлении в Москву своих военных делегаций.

Возможные положительные результаты сближения Англии и Франции с СССР вызвали серьезную озабоченность в Берлине. 26 июля советскому послу в Германии Астахову была предложена программа советско-германского сотрудничества в трех сферах:

– экономическая сфера – заключение кредитного и торгового договоров;

– уважительные политические отношения в сфере печати, науки и культуры;

– восстановление хороших отношений в сфере политики, включая заключение нового соглашения, принимающего во внимание жизненные интересы обеих сторон.

29 июля советское правительство дало Германии вполне нейтральный ответ: "Всякое улучшение политических отношений между двумя странами, конечно, приветствовали бы".

12 августа в Москве начались англо-франко-советские военные переговоры. Состав делегаций: от СССР – нарком обороны К. Ворошилов, начальник Генштаба Б. Шапошников, нарком ВМФ Н. Кузнецов, командующий ВВС А. Локтионов, от Англии – комендант Портсмута адмирал Драке, от Франции – генерал Думенк.

В начале заседания К. Ворошилов представил главам западных делегаций свои полномочия на ведение переговоров и подписания военного договора и попросил своих западных коллег по переговорам предъявить свои полномочия. Таких полномочий от правительств своих стран делегации Англии и Франции не имели.

В ходе первого дня заседаний советская делегация предложила три возможных варианта совместных действий вооруженных сил СССР, Англии и Франции.

Первый вариант – когда блок агрессоров нападает на Англию и Францию. В этом случае СССР выставляет 70% тех вооруженных сил, которые Англия и Франция направят против Германии.

Второй вариант – когда агрессия будет направлена против Польши и Румынии. В этом случае СССР выставляет 100% тех вооруженных сил, которые выставят Англия и Франция непосредственно против Германии. При этом, Англия и Франция договариваются с Польшей, Румынией и Литвой о пропуске советских войск и их действиям против Германии.

Третий вариант – когда агрессор, используя территории Финляндии, Эстонии и Латвии направит свою агрессию против СССР. В этом случае Англия и Франция должны немедленно вступить в войну с агрессором. Польша, связанная договорами с Англией и Францией: должна выступить против Германии и пропустить советские войска через Виленский коридор и Галицию для боевых действий против Германии.

Главный вопрос К. Ворошилов поставил на переговорах 14 августа – будет ли разрешено советским войскам пройти через Вильно и польскую Галицию для боевого соприкосновения с вермахтом. Если не осуществить этого, немцы быстро оккупируют Польшу и выйдут к границе СССР. "Мы просим о прямом ответе на эти вопросы... Без четкого прямого ответа на них продолжать эти военные переговоры бесполезно".

Генерал Думенк телеграфировал в Париж: "СССР желает заключения военного пакта... Он не желает подписывать простой листок бумаги...".

Рассматривая назревающий военный конфликт в Европе нельзя обойти вниманием и не дать оценки политики Польши, ее роли в складывающейся взрывоопасной обстановке. Еще 11 мая 1939 г. по поручению польского правительства посол Польши в Москве сделал В. Молотову заявление, являющегося ответом на предложение советского правительства: "Польша не считает возможным заключения пакта о взаимопомощи с СССР...". 18 августа, когда до нападения на Польшу оставалось менее двух недель, послы Англии и Франции в Варшаве просили министра иностранных дел Польши Бека дать ответ относительно пропуска советских войск и совместных боевых действий. Бек заявил послам, что советские войска "не имеют военной ценности" и что он больше "об этом слышать не хочет". Главнокомандующий польскими вооруженными силами фельдмаршал Э. Рыдзь-Смиглы в беседе с французским послом с военной прямотой сказал, что Польша неизменно считала Россию, кто бы там ни правил, своим "врагом номер один". "И если немец остаётся нашим противником, он всё же вместе с тем европеец и человек порядка, в то время как русские для поляков – сила варварская, азиатская, разрушительная и разлагающая стихия, любой контакт с которой обернётся злом, а любой компромисс – самоубийством".

Через две недели поляки встретятся на поле боя с немецкими европейцами, которые установят в Польше немецкий "порядок".

Пока английские и французские представители создавали видимость переговоров, советское правительство получало достоверную информацию о фактическом отношении английского правительства к Московским переговорам. Так, 3 августа, когда английское делегация еще упаковывала чемоданы, советскому правительству стало известно, что в правительственных кругах "мощь Красной Армии расценивается низко и что война Англии против Германии может быть легко выиграна". Поэтому для Англии нет особой нужды заключать соглашение с СССР и переговоры с ним должны быть затянуты до ноября, а затем прерваны. Стала известна и секретная инструкция МИДа английской делегации на переговорах в Москве. Пункт 15 гласит: "Английское правительство не хочет брать на себя детальных обязательств, могущих связать ему руки при любых обстоятельствах. Поэтому следует попытаться ограничить военное соглашение по возможности более общими условиями".

21 августа в связи с отсутствием ответа от своих правительств, адмирал Драке просил объявить в работе делегаций перерыв до получения ответов о пропуске советских войск. Ответа от английского правительства так и не последовало. Поэтому советская делегация заявила о своем сожалении в связи с отсутствием ответа и считает, что ответственность за затяжку переговоров и их перерыв падает на английскую и французскую стороны.

Во время англо-франко-советских переговоров в Москве, Лондон предпринимал попытки договориться с Германией по всем важнейшим международным вопросам. Переговоры с Чемберленом должен был вести Геринг и 23 августа на один из немецких аэродромов за "именитым гостем" уже прибыл самолет "Локхид А-12" английских спецслужб. Однако в связи с согласием СССР принять в Москве Риббентропа, Гитлер отменил согласованный визит Геринга в Лондон.

Знание советским правительством англо-германских закулисных переговоров явилось одним из важнейших факторов при принятии решения о подписании пакта о ненападении с Германией. И. Сталин не так боялся агрессии со стороны Германии, как сговора Германии с Англией и нового Мюнхена за счет Польши.

Московские англо-франко-советские военные переговоры в Москве заставили Гитлера активизировать свою восточную политику. Он потребовал от Риббентропа принять меры, чтобы прозондировать позицию СССР о возможности заключения договора о ненападении. Впервые Риббентроп сделал такое предложение Астахову 3 августа. Но советское правительство отвергло его, ожидая прибытие англо-французской делегации и результатов переговоров. Выполняя указание Гитлера Риббентроп вновь через Астахова и посла Германии в СССР Шуленбурга возвращается к этому вопросу, заявляя при этом, что Англия пытается втравить СССР в войну с Германией.

14 августа, когда советская делегация на переговорах с западными странами пришла к выводу, что переговоры заходят в тупик, от Риббентропа В. Молотову была направлена телеграмма, в которой говорилось, что он готов отправиться в Москву для встречи со Сталиным и решить все проблемы в пространстве между Балтийским и Черным морями. 16 августа В. Молотов ответил Риббентропу о возможности заключения пакта о ненападении и Риббентроп сообщил о своей готовности прибыть в Москву в любой день после 18 августа для подписания пакта о ненападении и гарантиях Прибалтийским республикам.

Отметим в этой связи отсутствие результатов на переговорах с англо-французской делегацией, включая их нежелание гарантировать независимость Прибалтийских стран перед лицом возможной немецкой агрессией.

Переговорный процесс с Германией выходил на финишную прямую. 19 августа Германия подписала выгодное для СССР экономическое соглашение как одно из условий нормализации германо-советских отношений и советское правительство дало согласие на приезд Риббентропа в Москву 26-27 августа. Но в переговорный процесс вмешался лично Гитлер. 21 августа он направил Сталину телеграмму, в которой говорилось, что в отношениях Германии и Польши каждый день может разразиться кризис, в который будет вовлечен СССР. "Поэтому, – заключил Гитлер, – я еще раз предлагаю вам принять моего министра иностранных дел во вторник 22 августа, самое позднее в среду 23 августа".

После доклада К. Ворошилова И. Сталину об отсутствии ответа на переговорах от западных правительств, И.Сталин сообщил Гитлеру о своем согласии принять Риббентропа в Москве 22 августа. При этом советское правительство было вынуждено учитывать имеющуюся информацию о предстоящем 26 августа нападении Германии на Польшу с последующим продвижением немецких войск в Прибалтийские республики, что представляло уже непосредственную угрозу безопасности СССР.

Таким образом, у советского правительства было две альтернативы: подписать предложенный Германией пакт о ненападении и тем самым исключить возможное сотрудничество Германии с Англией и Францией против СССР или остаться в условиях полной международной изоляции перед нападением Германии на Польшу, ее неминуемый разгром и выход немецких войск на западную границу СССР.

Взвесив позицию западных стран, ожесточенные бои на Халхин-Голе, советское правительства в интересах безопасности своей страны было вынуждено согласиться на приезд Риббентропа и подписания пакта о ненападении и протоколов. Эти документы чаще называются как пакт Молотова-Риббентропа.

Военно-политическая оценка пакта сегодня, когда известны многие события, произошедшие после его подписания показывает, что он предоставил СССР ряд серьезных политических и военных преимуществ, которые сыграли важную роль в первые неблагоприятные для Красной Армии месяцы Великой Отечественной войны.

Во-первых, благодаря пакту Красная Армия смогла выдвинуть передний край обороны жизненно важных политических и экономических центров СССР на сотни километров на Запад. Германия была вынуждена отказаться от своих притязаниях на Прибалтийские республики, Западную Украину, Западную Белоруссию, Бессарабию и согласиться с включением Финляндии в сферу интересов СССР.

Во-вторых, пакт позволил выиграть почти два года для подготовки страны к отражению немецкой агрессии в 1941 г.

В-третьих, была ликвидирована угроза нападения Японии.

В-четвертых, Западным странам не удалось создать англо-франко-германский союз, направленный против СССР.

В-пятых, пакт позволил СССР восстановить историческую территорию Российской империи и поставил СССР в ряд великих мировых держав.

Оценка пакта со стороны политических и военных деятелей, современников тех лет представляют несомненный интерес.

И. Сталин: "Если бы мы не вышли навстречу немцам в 1939 г., они заняли бы всю Польшу до границы. Мы не могли защищать Польшу, поскольку она не хотела иметь с нами дела".

У. Черчилль: "В пользу Советов можно сказать, что Советскому Союзу было жизненно необходимо отодвинуть как можно дальше на запад исходные позиции германских армий с тем, чтобы собрать силы со всех концов своей огромной страны. Если их политика и была холодно расчетливой, то она была в тот момент в высокой степени реалистичной".

Гитлер: "Действительно, правительство рейха, заключив с Россией пакт о ненападении, существенно изменило свою политику по отношению к СССР… Более того, усмирило Польшу, а это значит, ценой немецкой крови способствовало достижению Советским Союзом наибольшего внешнеполитического успеха за все время его существования".

Г. Жуков: "ЦК ВКП/б/ и Советское правительство исходили из того, что пакт не избавлял СССР от угрозы фашистской агрессии, но давал возможность использовать время в интересах укрепления нашей обороны, препятствовал созданию единого антисоветского фронта".

Начальник Генерального штаба Германии Гальдер, узнав о подписании пакта, сказал: "День позора немецкого политического руководства".

Начальник военной разведки и контрразведки Германии адмирал Канарис: "Рейх заключил в свои объятия цитадель коммунизма, на веки вечные рассорился со всей Европой, и быть ему за это придатком огромной азиатской России, а Гитлеру – сатрапом кремлевского царя".

Не все политики и историки согласны с положительной оценкой пакта. Более того, отношение к пакту стало своего рода водоразделом между сторонниками укрепления национальной безопасности Советского Союза на базе проведения активных внешнеполитических действий, как это имело место в 1939 г. и сторонниками западной линии, направленной на ослабление Советского Союза. Западное течение инициируется и получает политическую и финансовую поддержку со стороны западных политических деятелей, влиятельных антироссийских кругов, западных средств массовой информации и находит поддержку у некоторых ведущих отечественных политических деятелей, историков, средств массовой информации.

2 июня 1989 г. Первый съезд народных депутатов Советского Союза поручил комиссии А. Яковлева дать "политическую и правовую оценку советско-германского договора о ненападении от 23 августа 1939 года". На Втором съезде А. Яковлев представил на утверждение съезда доклад комиссии, который был одобрен съездом в следующей редакции: "Пункт 5. Съезд констатирует, что протоколы, подписанные с Германией в 1939-1941 годах, как по методу их составления, так и по содержанию являются отходом от ленинских принципов советской внешней политики. Предпринятые в них разграничения "сфер интересов" СССР и Германии и другие действия находились с юридической точки зрения в противоречии с суверенитетом и независимостью третьих стран". Постановление было принято единогласно.

Если оставить в стороне нравственные оценки, а встать на юридическую точку зрения, то следует подчеркнуть, что согласно международному праву признать международный договор незаконным или недействительным возможно лишь в том случае, если договор был результатом насилия над государством, подписавшим его. Как известно, ничего подобного с участниками пакта между Германией и СССР не было. Кроме того, в тексте пакта не содержалось никаких требований о территориальных или политических изменениях обращенных к третьим странам, как это имело место в мюнхенских соглашениях 1938 года.

Как мы видим, критика пакта Молотова-Риббентропа, начатая "архитекторами перестройки" М. Горбачевым и А. Яковлевым, послужила началом ревизии истории СССР с целью освещения международных событий прошлого в соответствии с антисоветской историографией под диктовку западных политиков и идеологов. Как первый шаг для развала Советского Союза стало оправдание выхода из его состава Прибалтийских республик, которые в соответствии с пактом были "оккупированы СССР". Предавались не только итоги дипломатической победы СССР в августе 1939 г., но и итоги российской истории за последние триста лет.

Критики пакта утверждают, что именно пакт Молотова-Риббентропа подтолкнул Германию к нападению на Польшу и тем самым послужил развязыванию Второй мировой войны. Бытует мнение, что без подписания пакта между Германией и СССР Вторая мировая война могла бы и не начаться.

Такие утверждения не соответствуют историческим фактам. Ещё 3 апреля 1939 г. Гитлер дал указание германскому командованию подготовить план военного разгрома Польши. 11 апреля план был подготовлен под кодовым названием "Вайс" и доложен Гитлеру. 28 апреля Германия разорвала пакт о ненападении с Польшей и германский Генштаб приступил к заключительному этапу разработки оперативных документов. 15 июня главнокомандующий Сухопутными силами генерал Браухич подписал директиву о нападении на Польшу, а 22 июня Гитлер утвердил план "Вайс".

22 августа Гитлер отдал последние распоряжения руководству Вооруженных сил: "Прежде всего, – говорил он, – будет разгромлена Польша. Цель – уничтожение живой силы... Если война даже разразится на Западе, мы прежде всего займемся разгромом Польши". Эти распоряжения Гитлер отдал в то время, когда Риббентроп ещё не прибыл в Москву.

К 26 августа, первому сроку нападения на Польшу, все военные приготовления Германии были закончены и был ли подписан пакт или нет, нападение на Польшу было предопределено и вермахт не нуждался в советской помощи для разгрома польских Вооруженных сил.

Война с Польшей началась 1 сентября 1939 г. массированными ударами авиации и атаками наземных соединений.

Зарубежные и некоторые отечественные историки считают 1 сентября днем начала Второй мировой войны. Если следовать фактам, а не политическим и идеологическим пристрастиям, 1 сентября началась германо-польская война. 3 сентября Англия и Франция объявили войну Германии однако дальше формального объявления войны конкретных действий в соответствии с политическими и военными договоренностями с Польшей предпринято не было. В то время когда немецкие войска сеяли смерть и разрушения в сражающейся Польше, Англия и Франция вели войну "без военных действий", "странную войну" как она вошла в историю и старались избегать каких-либо военных акций против Германии.

На германо-французской границе не прозвучало ни одного выстрела, ни один французский или английский самолет не поднялся в воздух, чтобы поддержать польские ВВС в воздушном пространстве Польши или нанести авиационные удары по военным объектам на немецкой территории, ни один английский или французский корабль не пришел на помощь польским ВМС. Франция и Англия бездействовали в течение тех недель, когда немецкая военная машина уничтожала польские войска и мирное население. Польша была брошена своими союзниками под гусеницы немецких танков.

Советское правительство внимательно следило за развитием германо-польского военного конфликта и приближающегося полного разгрома польских войск и польской государственности. При этом руководство СССР не могло не учитывать тот исторический факт, что западные районы Украины и Белоруссии не являлись польскими территориями, которые были отторгнуты от Советской Украины и Советской Белоруссии в 1920 г. в результате неудачной для Советской России советско-польской войны и были насильственно присоединины к этнически чуждой им Польше.

Таким образом, под немецкой оккупацией могли оказаться 8 миллионов украинцев и 3 миллиона белоруссов. Кроме этого, к 15 сентября военный разгром Польши и способность немецкой армии в кратчайшие сроки завершить оккупацию всей польской территории и выйти на подступы к Киеву и Минску не вызывали никаких сомнений.

Располагая информацией о том, что польское правительство утратило управление страной и покинуло польскую территорию, советское правительство 17 сентября 1939 г. отдало распоряжение Главному командованию Красной Армии перейти советско-польскую границу и взять под защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии, в данной военно-политической обстановке Красная Армия вступила в Польшу не на стороне Германии в качестве её союзника, а в качестве независимой третьей силы, действуя в интересах безопасности СССР от возможных yrpoз с запада и защиты населения Западной Украины и Западной Белоруссии от немецкой оккупации.

По заключенному в Москве 28 сентября 1939 г. "Договору о дружбе и сотрудничеству" размежевание между СССР и Германии проходило примерно по так называемой "линии Керзона", определенной ещё Антантой в 1919 г. как восточная граница Польши. Бывший премьер-министр Великобритании в годы Первой мировой войны Ллойд-Джордж писал осенью 1939 г., что СССР занял "...территории, которые не являются польскими и которые были силой захвачены Польшей после Первой мировой войны...Было бы актом преступного безумия поставить русское продвижение на одну доску с продвижением Германии".

После уничтожения Польши западные державы все ещё надеялись, что следующей жертвой гитлеровской агрессии станет СССР и продолжали придерживаться стратегии "странной войны", как бы давая Гитлеру "зеленый свет" для движения на восток и гарантируя мир не западе. Об интенсивности боевых действий на Западном фронте, точнее на западной границе Германии, так как фронта не было, можно судить по немецким данным об их потерях почти за 8 месяцев: 196 человек убитых и 356 человек раненых. Это в лучшем случае локальный пограничный конфликт, но никак ни Вторая мировая война. "Странная война" подтвердила правильность оценки советским правительством позиции Англии и Франции – они не желали воевать с Германией, а по-прежнему хотели вовлечь её в войну с СССР.

"Странная война" закончилась 9 апреля 1940 г. нападением Германии на Данию и Норвегию и именно с этой даты и началась Вторая мировая война. Только отметим, что в данном случае пакт Молотова-Риббентропа не играл никакой роли и все обвинения в адрес СССР, что виновником развязывания Второй мировой войны вместе с Германией является CCCР, являются несостоятельными и имеют одну цель – оправдать Мюнхен, политику "умиротворения" и снять вину с западных стран за поддержку агрессивной политики гитлеровской Германии, что в конечном счете и привело ко Второй мировой войне, а пакт Молотова-Риббентропа использовать для дискредитации внешней политики СССР в проводимой антисоветской кампании.

Для подтверждения такой интерпретации международных событий 1939-1940 гг. на Западе и в России издаются большими тиражами книги, печатаются статьи историков и политических деятелей, на телевидении выходят многосерийные фильмы. Идет информационная война за умы и сердца людей в новой международной обстановке, характеризующейся борьбой США за мировое господство и связанного с этим информационным наступлением на нашу страну, чтобы не допустить возрождения сильной России.

Невольно в памяти всплывают слова стихотворения "Сердца" поэта Василия Федорова, написанные им почти 50 лет тому назад, но звучат эти строки и сегодня по-современному:

Всё испытав,
Мы знаем сами,
Что в дни психических атак
Сердца, не занятые нами,
Не мешкая займет наш враг,
Займет, сводя всё те же счёты,
Займет, засядет,
Нас разя…
Сердца!
Да это же высоты,
Которых отдавать нельзя.

В заключении статьи необходимо подчеркнуть ещё раз, хотя это следует из текста, что пакт Молотова-Риббентропа не предусматривал сотрудничества между Германией и СССР по разгрому Польши, пакт не являлся причиной "странной войны" между Германией, Англией и Францией, пакт не имел никакого отношения к нападению Германии на Данию и Норвегию и, следовательно, не являлся причиной Второй мировой войны. Таковы факты истории, которые опровергают бытующую на протяжении многих лет и многократно повторяющиеся из года в год в антисоветской, антироссийской кампании обвинения против СССР в развязывании вместе с Германией Второй мировой войны.

Внешняя политика СССР накануне IIмировой войны.

1. Международная обстановка накануне второй мировой войны.

2. Международные отношения СССР с Англией, США и Францией.

3. Советско-германские отношения.

4. Развитие отношений СССР с малыми государствами.

5. Оценка внешней политики СССР 30 - 40 г.г.

6. Список литературы.

Международная обстановка накануне второй мировой войны.

За период между концом первой и началом второй мировой войны в расстановке сил в мировом сообществе произошли качественные изменения: возникновение первого социалистического государства, обострение противоречий между мировыми метрополиями и колониями, восстановление и новый быстрый экономический подъем побежденного в первой мировой войне и неудовлетворенного своим положением в мире государства - Германии. Следствием этих изменений на международной арене явилось перемена характера приближающегося конфликта. Из спора между империалистическими державами за передел мира, какой, по мнению В.И. Ленина, была первая мировая, приближающаяся война должна была превратиться в арену противодействия и сталкивания интересов как империалистических государств между собой, так и всего блока с государством иной социально-экономической формации - Советским Союзом. Именно это обстоятельство, на мой взгляд, определило политику ведущих капиталистических государств и СССР накануне второй мировой войны.

2 Международные отношения СССР с Англией, США и Францией .

В конце 30-х годов Англия и ее союзники занимали по отношению к СССР открыто враждебную позицию. Несмотря на провал мюнхенского соглашения и вынужденное вступление в войну с Германией, политика англо-французского блока и поддерживавших его соединенных штатов Америки носила резко антисоветский характер. Это проявилось и во время польских событий в сентябре 1939 г., и в различных происках на Балканах, Ближнем и Дальнем Востоке, в активной помощи реакционным правительством Финляндии и прибалтийских стран, в исключении СССР из Лиги наций за финскую войну и во многих других антисоветских действиях.

1 сентября 1939 г. Германия приступила к войне против Польши, которая и дала начало Второй мировой войне. В международных отношениях образовался сложный узел противоречий: страны демократии (Англия, Франция, США) – СССР – страны фашистского блока(Германия, Италия, Япония).

Немалая доля ответственности предвоенного политического кризиса ложится на правящие круги Англии и Франции. Та осторожность, а то и просто недоверие к внешнеполитическому курсу СССР, которые демонстрировали правительства Великобритании, Франции, США и других стран, вызывались многими причинами. Но одна из них, несомненно, была вызвана внутриполитическим положением СССР. В правящих кругах запада чувствовался страх перед непредсказуемыми решениями советского руководства во внешней политике и перед террористическим режимом, установленным Сталиным внутри страны. Трудно уйти от вывода, что именно в этот сложный момент советских руководителей покинуло также чувство реализма и выдержки. Видимо, к данной позиции Сталина и его окружения вполне применимы слова А.Н.Яковлева: «Оправдывать собственные падения грехами других – путем не к честному самопознанию и обновлению, а к историческому беспамятству».

Советское руководство не могло не знать, что мюнхенский договор – не последний внешнеполитический шаг западных держав. Оно было осведомлено о глобальных планах Гитлера. Поэтому наряду с политикой Англии и Франции сталинизм стал одной из основных причин, по которой Советский Союз не был готов к соглашению с этими странами о совместных действиях против фашизма.

Делая в реализации своих агрессивных замыслов основную ставку на военную силу, Гитлер придавал большое значение и дипломатическим средствам. На внешнеполитический аппарат фашистского рейха была возложена задача предотвращения возможности объединения против германской агрессии СССР, Франции и Великобритании. Пользуясь реакционными настроениями британских правящих кругов, нацисты стремились убедить их в том, что Германия желает жить с Великобританией в мире и дружбе и думает лишь о борьбе против Советского Союза. У значительной части британских правящих кругов эти заверения нацистского руководства вызывали доверие и находили поддержку. Они были склонны рассматривать Германию как союзника. Чемберлен верил, что сможет договориться с Гитлером о разделе сфер влияния, и германская агрессия будет направлена против СССР.

Однако Германия лишь скрывала их подлинные намерения. Задачи германской дипломатии заключались в том, чтобы в глубокой тайне, но со всей возможной решительностью «сколачивать союз против Англии».

Правительство США, шедшее на уступки внутренней реакции и старавшееся создать видимость «невмешательства» в европейские дела, фактически придерживалось политики попустительства агрессивным намерениям Германии. Правящие круги в США рассчитывали на то, что США лишь выиграют от столкновения других стран, а агрессивный курс Германии и ее союзников поможет сдерживанию коммунизма в Европе и Азии.

В условиях возрастающей военной угрозы Советский Союз 17 апреля 1939г. предложил Англии и Франции начать переговоры о взаимных обязательствах оказывать друг другу необходимую помощь, в том числе и военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств. Под давлением общественного мнения Англия и Франция вынуждены были пойти на переговоры. Однако переговоры зашли в тупик.

Летом 1939 г. СССР предложил Англии и Франции военную конвенцию, предусматривающую совместные действия вооруженных сил трех государств в случае агрессии. Правящие круги Англии и Франции не откликнулись на это предложение. Над СССР нависла угроза внешнеполитической изоляции.

С приходом к власти в Англии кабинета Черчеля и особенно после разгрома Франции Германией положение стало мало-помалу улучшаться. Постепенно укрепилось убеждение, что антисоветский курс равносилен расколу потенциальных антигитлеровских сил и лишь помогает Гитлеру изолировать своих противников друг от друга. Уже в мае 1940 г. английское правительство решило послать в Москву своего “специального и чрезвычайного уполномоченного” Стаффорда Клиппса для переговоров о торговле, которые правительство Чемберлена завело в тупик.

Несколько изменился и характер американо-советских отношений. Правительство США шло на это медленно и непоследовательно. Тем не менее отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки постепенно улучшались. В январе 1941 г. государственный департамент США уведомил советского посла в Вашингтоне, что «политика, изложенная в заявлении, переданном президентом представителям печати 2 декабря 1939 г., которую обычно называют “ моральным эмбарго”, больше не будет применяться к Советскому Союзу». Тем самым правительство Рузвельта отказалось от антисоветского мероприятия, введенного во время советско-финляндского конфликта.

Данная тема занятий полностью ориентирована на работу с первоисточниками - документами и материалами.

Последний год перед началом Второй мировой войны, ока­завшийся чрезвычайно насыщенным событиями в области меж­дународных отношений, оценивается многими как «год кризи­са». Для этой оценки имеется немало оснований.

Стремительно развивавшийся после аншлюса Австрии с апреля 1938 г. судетонемецкий кризис завершил­ся печально известным Мюнхенским соглашением, подписанным в ночь на 30 сентября 1938 г. премьер-министрами Англии, Германии, Италии и Франции. По поводу этого апогея политики умиротворения гитлеровской Германии западными политиками У. Черчилль мудро заметил, что Англии в Мюнхене предстояло выбирать между позором и войной. Она выбрала позор с тем, чтобы в дальнейшем получить и войну.

Действительно, по единодушному признанию и современ­ников, и учёных, осенью 1938 г. «третий рейх» не был готов к боль­шой войне. Решимость Запада защищать территориальную цело­стность Чехословакии не только бы не позволила поколебать ба­ланс сил в Европе в пользу Германии, но и могла бы привести к выступлению против Гитлера генеральской оппозиции. Но анг­лийское и французское правительства предпочли, игнорируя интересы ЧСР и мнение населения этой страны, передать Судетскую область рейху.

В ходе подготовки к первому семинару требуется прежде всего выявить, какую тактику выбрали при решении судетской проблемы нацисты и какую роль в успехе этой тактики сыграла нерешённость национального вопроса в чехословацком государ­стве. Так как многие отечественные авторы упрекали президента ЧСР в чрезмерной уступчивости судетским немцам, необходи­мо также выяснить, насколько оправданы эти упрёки и были ли у Э. Бенеша возможности проведения иной политики. Для этого прежде всего требуется проанализировать позицию бри­танского правительства в судетонемецком вопросе весной-летом и особенно в сентябре 1938 г. Наиболее информативными здесь являются записи бесед Чемберлена с Гитле­ром 15 и 22-23 сентября соответственно в Берхтесгадене и Годесберге, а также материалы об англо-французских требованиях, предъявляемых к ЧСР, и о способах давления Запада на чехословацких лидеров. Детали Мюнхенского соглашения, отличные от содержания Годесбергского меморандума Гитлера, внимания не заслуживают, так как передача Германии около 20 % территории ЧСР произойдёт без какого-либо плебисцита, а «формы эвакуации» этой территории в деталях установит не международная комиссия, а нацисты.

По мнению некоторых авторов, в марте 1939 г. западные правительства, в первую очередь английское, по­кончили с политикой умиротворения гитлеровской Германии, поскольку вступили в контакты с правительством СССР, а затем и в переговоры с ним на предмет пресечения дальнейшего расширения гитле­ровской агрессии.



Ход трёхсторонних англо-франко-советских переговоров в Москве августа 1939 г. по военным вопросам неплохо освещен в литературе на русском языке, чего нельзя сказать о предшество­вавшей этим переговорам стадии трёхсторонних дипломатичес­ких контактов и переговоров по политическим вопросам. Вслед­ствие этого в центре внимания второго и третьего семинаров на­ходится дипломатическая переписка правительств трёх великих европейских государств периода марта-июня 1939 г. и трёхсто­ронние политические переговоры в Москве в июне-июле месяце.

Важность знакомства с документальными материалами по этим историческим сюжетам усиливают многочисленные фальсификации ис­тории международных отношений кануна Второй мировой вой­ны, призванные убедить в том, что основную ответственность за развязывание войны несёт даже не Гитлер, а Сталин. Так, публи­цист И. Бунич в двухтомнике, претендующем на роль историчес­кой хроники, утверждает, что 21 марта «...правительство Англии предложило Сталину принять декларацию СССР, Англии, Фран­ции и Польши о совместном сопротивлении гитлеровской экс­пансии в Европе. Ответа не последовало. 31 марта Англия и Фран­ция объявили о гарантиях Польше. Сталин усмехнулся, но про­молчал» .

Историк-профессионал может определить своё отношение к подобного рода псевдоисториям, только хорошо зная конкрет­ную картину развития англо-франко-советских контактов и пе­реговоров весной-летом 1939 г.



Ещё большее количество разного рода спекуляций рождает советско-германский пакт о ненападении от 23 августа 1939 г. Авторы околонаучных работ так рисуют замыслы Сталина: мечтая о мировой революции, которую могла ускорить новая война, он подталкивал Гитлера к агрессии, а оставшись в 1939 г. вне военного конфликта, готовился к завоеванию и Германии, и всей Европы. Аналогичные утверждения встречаются и в претендующей на научность литературе: «Пакт о ненападении между СССР и Германией заключался… как вполне осознанный договор о безнаказанном со стороны СССР нападении Германии на Польшу и с перспективой раздела Польши между СССР и Германией, а главное - с перспективой войны между Германией, с одной стороны, и Францией и Англией с другой …. Иными словами, пакт развязывал Германии руки, провоцировал её на начало второй мировой войны» .

Кое-кто пытается даже доказать, что Гитлера «взрастил» никто иной, как Сталин. Надеявшийся использовать фюрера НСДАП в качестве «ледокола», расчищающего с помощью войны в Европе путь для мировой пролетарской революции, Сталин, мол, начиная с 1933 г. стремился к сговору с нацистским диктатором, никогда всерьёз не думая о возможности антифашистского сотрудничества со странами либеральной демократии.

Стремясь максимально использовать теоретические знания, имеющие подчас отдалённое отношение к предмету своего исследования, историки, занимающиеся международными отношениями конца 1930-х годов, то и дело рассматривают их также сквозь призму теории тоталитаризма. Происхождение советско-германского пакта 1939 г. связывается ими часто с тем, что «сталинский режим в политическом, да и в моральном плане был больше подготовлен к сговору именно с Гитлером» . Было бы, однако, совершенно неверно советско-нацистское сближение выводить из родственности двух политических режимов. Уникальное историческое явление нуждается в выяснении не социологической, а исторической причинности - той, без которой невозможно понять, почему в войне 1914-18 гг. авторитарная Россия сражалась на стороне либерально-демократических стран против такой же авторитарной Германии, а во Вторую мировую войну СССР, несмотря на свой тоталитаризм, боролся бок о бок с «демократиями» против тоталитарного «третьего рейха».

При принятии Сталиным и Молотовым решения пойти в разгар англо-франко-советских переговоров на пакт с Гитлером определяющим могли оказаться сведения о тайных англо-германских переговорах лета 1939 г.

Цель четвёртого семинара – восстановить по документам наиболее значимый сюжет этих англо-германских контактов - переговоры министериальдиректора геринговского Ведомства по осуществлению четырёхлетнего плана Германии Гельмута Вольтата и главного советника британского правительства по вопросам развития промышленности Хораса (Горацио) Вильсона. При работе с источниками необходимо обязательно сравнить две версии вильсоновско-вольтатовских встреч 18 и 21 июля 1939 г., одна из которых принадлежит непосредственно самому участнику переговоров – Вольтату, а другая – немецкому послу в Великобритании фон Дирксену.

Чтобы выяснить боеспособность Красной армии, летом 1938 года японцы спровоцировали пограничный инцидент в районе Владивостока, который перешел в настоящее сражение, продолжавшееся около двух недель, закончившееся тем, что японцы отступили, и было заключено перемирие.

В мае 1939 года, чтобы проверить советско-монгольскую обороноспособность, японцы вторглись в пределы Монголии. Советское командование, находившееся в 120 км. от места военных действий, руководило операциями вяло и неумело. Когда же командование было поручено генералу Жукову, положение изменилось. После 4-хмесячных упорных боев Жукову удалось окружить и уничтожить главные силы противника. Японцы запросили мира.

Напряженная обстановка на Дальнем Востоке заставила советы держать там 400.000-ую армию.

Переговоры Англии и Франции с фашистской Германией

Не смотря на нарастающую опасность германской и японской агрессии, правящие круги Англии, Франции и США пытались использовать Германию и Японию для борьбы против Советского Союза. Они хотели с помощью японцев и немцев уничтожить или хотя бы значительно ослабить СССР и подорвать его усиливающееся влияние. Именно это и явилось одной из главных причин, обусловивших проведение правящими кругами западных держав политики "умиротворения" фашистских агрессоров. Реакционные правительства Англии и Франции при поддержке Соединенных Штатов пытались сговориться с гитлеровской Германией за счет СССР, а также государств Юго-Восточной Европы. Наибольшую активность проявила при этом Англия.

Английское правительство стремилось заключить двустороннее англо-германское соглашение. Для этого оно было готово предоставить долгосрочные займы, договориться о разграничении сфер влияния и рынков сбыта. Курс на сговор с Гитлером особенно активизировался после прихода к власти Н. Чемберлена. В ноябре 1937 года британский премьер направил в Германию своего ближайшего сотрудника лорда Галифакса. Запись беседы Галифакса с Гитлером в Оберзальцберге 19 ноября 1937 года свидетельствует, что правительство Чемберлена было готово предоставить Германии "свободу рук в Восточной Европе", но при условии, чтобы Германия обещала осуществлять перекройку политической карты Европы в свою пользу мирным путем и постепенно. Под этим подразумевалось, что Гитлер обяжется согласовывать с Англией свои захватнические замыслы в отношении Австрии, Чехословакии, и Данцига.

Вскоре после этой беседы Галифакса с Гитлером английское правительство пригласило в Лондон французского премьер-министра Шотана и министра иностранных дел Дельбоса. Последним было заявлено, что поддержка, которую Франция считает оказывать Чехословакии по пакту о взаимопомощи, выходит далеко за пределы того, что одобряется в Англии. Таким образом, правительство Чемберлена начало оказывать давление на Францию с целью ее отказа от обязательств по пакту о взаимопомощи с Чехословакией. В Лондоне не без оснований считали, что пакты о взаимопомощи, которые имела Чехословакия с Францией и СССР, укрепляли ее международные позиции и поэтому правительство Чемберлена проводило тактику, направленную на подрыв этих пактов.

Политика пособничества гитлеровской агрессии в Европе имела целью не только "умиротворить" Гитлера и направить агрессию фашистской Германии на Восток, но и добиться изоляции Советского Союза.

29 сентября 1938 года была созвана так называемая Мюнхенская конференция. На этой конференции Даладье и Чемберлен без участия представителей Чехословакии подписали договор с Гитлером и Муссолини. По Мюнхенскому соглашению Гитлер добился осуществления всех своих требований, предъявлял к Чехословакии: расчленение этой страны и присоединения Судетской области к Германии. Также Мюнхенское соглашение содержало обязательство Англии и Франции участвовать в "международных гарантиях" новых чехословацких границ, определение которых входило в компетенцию "международной комиссии". Гитлер со своей стороны принимал обязательство уважать неприкосновенность новых границ чехословацкого государства. В результате расчленения Чехословакия потеряла почти 1/5 своей территории, около 1/4 населения и лишилась почти половины своей тяжелой промышленности. Мюнхенское соглашение было циничным предательством Чехословакии со стороны Англии и Франции. Французское правительство предало своего союзника, не выполнило своих союзнических обязательств.

После Мюнхена стало очевидным, что Французское правительство не выполняет своих обязательств по союзным договорам. Это относилось в первую очередь к франко-польскому союзу и советско-французскому договору о взаимопомощи 1935 года. И, действительно, в Париже собирались в самые короткие сроки денонсировать все соглашения, заключенные Францией, а особенно франко-польские соглашения и советско-французский пакт о взаимной помощи. В Париже даже не скрывали старания столкнуть Германию с Советским Союзом.

Еще более активно вынашивались такие планы в Лондоне. Чемберлен надеялся, что после Мюнхена Германия направит свои агрессивные устремления против СССР. Во время парижских переговоров с Даладье 24 ноября 1938 года британский премьер говорил, что "у германского правительства может иметься мысль о том, чтобы начать расчленение России путем поддержки агитации за независимую Украину". Странам, участницам Мюнхенского соглашения, казалось, что избранный ими политический курс торжествует: Гитлер вот-вот двинется в поход на Советский Союз. Но 15 марта 1939 года Гитлер весьма выразительно показал, что он не считается ни с Англией, ни с Францией, ни с теми обязательствами, которые он перед ними принял. Германские войска внезапно вторглись в Чехословакию, полностью ее оккупировали и ликвидировали как государство.

Советско-германские переговоры 1939 года

В накаленной до предела политической обстановке весной и летом 1939 года начались и проходили переговоры по экономическим, а затем и по политическим вопросам. Германское правительство в 1939 году ясно осознавало опасность войны против Советского Союза. Оно еще не располагало теми ресурсами, которые к 1941 году ему предоставил захват Западной Европы. Германское правительство еще в начале 1939 года предложило СССР заключить торговое соглашение. 17 мая 1939 года прошла встреча министра иностранных дел Германии Шнурре с поверенным в делах СССР в Германии Г.А. Астаховым, на которой они обсуждали вопрос улучшения советско-германских отношений.

В тоже время Советское правительство не считало возможным из-за напряженности политической обстановки в отношениях между СССР и Германией вести переговоры о расширении торгово-экономических связей между обеими странами. На это обстоятельство народный комиссар иностранных дел указал германскому послу 20 мая 1939 года. Он отметил, что экономические переговоры с Германией в последнее время начинались несколько раз, но оказывались безрезультатными. Это дало для Советского правительства повод заявить немецкой стороне, что у него создается впечатление, что германское правительство вместо деловых переговоров по торгово-экономическим вопросам ведет своего рода игру, и что СССР в таких играх участвовать не собирается.

Тем не менее, 3 августа 1939 года Риббентроп в беседе с Астаховым заявил, что между СССР и Германией нет неразрешенных вопросов и предложил подписать советско-германский протокол. Все еще рассчитывая на возможность добиться успеха в переговорах с Англией и Францией, Советское правительство отвергло это предложение.

Но после того как переговоры с Англией и Францией зашли в тупик вследствие их нежелания сотрудничать с СССР, после поступления сведений о тайных переговорах между Германией и Англией, Советское правительство убедилось в полной невозможности добиться эффективного сотрудничества с западными державами в организации совместного отпора фашистскому агрессору. 15 августа в Москву пришла телеграмма, в которой германское правительство просило принять в Москве министра иностранных дел для переговоров, но советское правительство надеялось на успех в переговорах с Англией и Францией и поэтому не прореагировало на эту телеграмму. 20 августа последовал новый настоятельный запрос из Берлина по этому же вопросу.

В сложившейся обстановке правительство СССР приняло тогда единственно верное решение - дать согласие на приезд Риббентропа для ведения переговоров, которые завершились 23 августа подписанием советско-германского договора о ненападении. Его заключение на некоторое время избавляло СССР от угрозы войны без союзников и давало время для укрепления обороны страны. Советское правительство согласилось заключить этот договор лишь после того, как окончательно выяснилось нежелание Англии и Франции оказать совместно с СССР отпор гитлеровской агрессии. Договор, действие которого было рассчитано на 10 лет, вступал в силу незамедлительно. Договор сопровождал секретный протокол, разграничивающий сферы влияния сторон в Восточной Европе: в советской сфере оказались Эстония, Финляндия, Бессарабия; в немецкой - Литва. Судьба Польского Государства была обойдена молчанием, но при любом раскладе белорусские и украинские территории, включенные в его состав по Рижскому мирному договору 1920 года, должны были после военного вторжения Германии в Польшу отойти к СССР.

Секретный протокол в действии

Через 8 дней после подписания договора немецкие войска атаковали Польшу. 9 сентября Советское руководство известило Берлин о своем намерении оккупировать те польские территории, которые в соответствии с секретным протоколом должны были отойти к Советскому Союзу. 17 сентября Красная Армия вступила в Польшу под предлогом оказания "помощи украинским и белорусским братьям по крови", которые оказались в опасности в результате "распада польского государства". В результате достигнутого между Германией и СССР соглашения 19 сентября было опубликовано совместное советско-германское коммюнике, в котором говорилось, что цель этой акции состояла в том, чтобы "восстановить мир и нарушенный вследствие распада Польши порядок". Это позволило Советскому Союзу присоединить к себе огромную территорию в 200 тыс. км 2 с населением в 12 млн. человек.