Как оценить свою потребность в общении. Общение как человеческая потребность

Потребность в общении есть одна из базовых потребностей человека как социального существа - именно поэтому общение представляется нам естественным, органически вписанным в нашу жизнь явлением, примерно таким же, как потребление пищи.
В действительности же потребность в общении даже сильнее потребности в пище. Большую часть своего активного времени (более 70%) люди проводят в общении с другими людьми. И это не пустое времяпрепровождение, а жизненная необходимость. Уже на пятый-шестой день у человека, оказавшегося в полной изоляции, развивается психоз, сопровождающийся слуховыми и зрительными галлюцинациями. С этими образами человек и пытается общаться. Поскольку такое общение нельзя назвать полноценным, дальнейшее пребывание в одиночестве приводит к разрушению личности и смерти.

Наверняка многим знакомо утверждение, что женатые мужчины живут дольше. Оно отнюдь не безосновательно, причём одинаково верно и для женатых мужчин, и для замужних женщин. Люди, оставшиеся без близких, умирают раньше срока - таковы данные медицинской статистики.

Потребность в общении проявляется уже в раннем возрасте. Младенец беспомощен, он не может самостоятельно накормить себя, уберечь себя от опасности, создать себе комфортную среду. Взрослые для него и источник питания, и защита. Нужда во взрослом побуждает ребёнка узнавать родителей, учиться управлять их поведением, и уже к окончанию второго месяца жизни малыш демонстрирует стремление к активному общению с окружающими его людьми. Потребность в общении, таким образом, основана на витальных и ролевых безусловных рефлексах (по П.В. Симонову), то есть она обусловлена генетически и важна для выживания вида.
Кроме того, потребность в общении базируется на врождённом инстинкте исследовательской активности. Известно, что исследовательское поведение является одним из безусловных рефлексов саморазвития. Подавление этого рефлекса приводит к угнетению синтеза ДНК в клетках головного мозга. Элхонон Голдберг, профессор Нью-Йоркского университета, директор Института нейро-психологии и познавательных процессов, ученик А. Р. Лурия, рассказывает в одной из своих книг об исследовании эффекта воздействия так называемой обогащенной среды на взрослых мышей. Было обнаружено, что у мышей, которые находились в клетках, оборудованных различными игрушками, тоннелями, колёсами и иными приспособлениями, развивалось до 15% больше нервных клеток, чем у мышей, оставшихся в стандартных клетках. «Стимулированные» мыши также лучше, чем «нестимулированные», выполняли различные тесты на «мышиный интеллект». Эти опыты продемонстрировали значение познавательной активности для нормальной деятельности мозга не только в раннем, но и в зрелом возрасте (1).
Физиологи утверждают, что «нормальная жизнедеятельность требует притока из внешней среды не только вещества и энергии, но и информации» (2). Это подтверждается экспериментами, доказывающими губительное действие «информационного голода» на функции центральной нервной системы.
Важность исследовательского поведения для развития человека столь высока, что в организме сформирован механизм специального подкрепления исследовательской активности, связанный с выработкой эндогенных опиатов («гормонов удовольствия», продуцируемых эндокринной системой). Проще говоря, процесс узнавания нового вызывает у нас позитивные эмоции, сходные с теми, что мы испытываем в состоянии насыщения или рядом с любимым человеком. Поскольку в природе ничего не происходит просто так, можно предположить, что познавательная активность человека обусловлена его эволюционными задачами. Эту идею, высказанную В.И. Вернадским и А.А.Ухтомским, развивают современные эволюционисты: основной тенденцией эволюции живой материи является не просто приспособление к окружающей среде, но экспансия, расширение среды обитания. Человек в этом смысле явно впереди прочих живых существ, населяющих нашу планету: люди не только заселили всю Землю, от Северного полюса до Южного, но и осваивают околоземное космическое пространство. Более того, человек в своей интеллектуальной деятельности проникает в сферы, недоступные для его физического пребывания: в глубины космоса, в структуру атома, в далёкое прошлое, вплоть до времени возникновения Вселенной и т.п.
Процесс общения непосредственно связан с получением информации, узнаванием нового, именно через общение происходит обучение и развитие, поэтому роль этого процесса трудно переоценить. Неудивительно, что общение становится для человека потребностью .
Потребность в психологии понимается как состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности (3). То есть потребность как психологическое состояние стоит между объективной нуждой и деятельностью, направленной на удовлетворение этой нужды (активностью).
Потребность может подталкивать нас к деятельности путём отрицательного подкрепления. Так действуют витальные потребности: пищевой рефлекс вынуждает искать источник питания, вызывая дискомфортное чувство голода. Потребность в общении (как и потребность в исследовательской деятельности) мотивируется, главным образом, положительным подкреплением: теми позитивными эмоциями, которые мы можем получить в результате контакта с другими людьми.

Согласитесь, никто из нас, вступая в коммуникацию, изначально не собирается никого обижать и сам не хочет быть обиженным. Отчего же некоторые люди (другие, не мы с вами) ведут себя так, словно нарочно напрашиваются на конфликт? И если общение диктуется нам внутренней потребностью, то отчего нам порой так трудно общаться, а иногда и вовсе не хочется? Отвечая на этот вопрос, необходимо разграничить понятия потребности, желания и мотива.

Понятия «потребность», «желание» и «мотив» не являются тождественными. Желание можно назвать проявленной потребностью, оно выводит потребность из внутреннего мира во внешний. Даже самое вздорное желание, труднообъяснимое влечение, именуемое капризом, есть внешнее отражение некой, порой не осознаваемой, внутренней нужды. Желание становится нашей движущей силой, оно даёт энергию для реализации той или иной потребности. Когда человек желает чего-то, он всем своим существом направлен на осуществление своего желания.
Мотив же действует более скрытно, представляя собой внутреннее обоснование действий индивида. Мотивы могут оставаться неявными для других, а подчас и не полностью субъективно осознанными, но от этого их побуждающая сила ничуть не ослабевает. Порой желания, даже самые, на первый взгляд, сильные, так и пребывают на стадии желания, не претворяясь в деятельность. Так бывает, когда для их реализации нет достаточных внутренних мотивов.
Потребность - это главный источник и наших желаний, и наших мотивов. Однако мотив, в отличие от желания, может вступать в конфликт с потребностью - например, в тех случаях, когда в мотивационный процесс включаются разного рода социальные установки, убеждения, верования, предрассудки и др.
Таким образом, изначально наше желание вступать в коммуникацию стимулируется потребностью в общении, мы получаем первичный положительный эмоциональный прогноз (вспомните, как маленькие дети радостно реагируют на приближение родителей, а позднее доверчиво и открыто подходят к сверстникам). Однако в ходе становления и развития личности формируется целый комплекс факторов, влияющих как на наше стремление к общению, так и на нашу успешность в этой сфере.
В частности, на основе потребности в общении развивается ряд социогенных, специфически человеческих потребностей: потребность в одобрении, потребность в самовыражении, потребность в признании и др. Эти потребности, ничуть не меньше, чем породившая их потребность в общении, воздействуют на коммуникативное поведение индивида, например, диктуя ему агрессивный стиль ведения диалога или, напротив, вызывая страх перед аудиторией.
В заключение отметим, что потребность в общении даёт нам стимул к личностному росту и расширению социальных связей; через общение с другими людьми человек узнаёт себя, получает оценку своей личности, становится частью всё более широких сообществ. Таким образом, общение обеспечивает нам, с одной стороны, условия выживания, а с другой - условия развития.

Литература.
1. Голдберг, Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация /Голдберг Элхонон. - М.: Смысл, 2003. - 336 с.
2. Психология: Словарь. /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
3. Симонов, П.В. Мотивированный мозг. /П. В. Симонов. - М.: Просвещение, 1987. - 270 с.

Мы вступаем в общение с другими людьми благодаря потребностям, удовлетворяемым при этом. В общении происходит также и отработка умений и навыков, называемых техникой общения. Уровень ее развитости в большой степени определяет эффективность межличностного взаимодействия. Отработка техники общения, кроме упражнений, предусматривает знание о структуре общения.

В процессе общения человек не задумывается над тем, как оно устроено. Другое дело, когда он ставит задачу усовершенствовать свою способность к общению, устранить внутренние препятствия. В этом случае необходимо сделать общение объектом своего внимания, познания. Совершенствование общения необходимо именно потому, что большая часть конфликтов порождается в общении с близкими, коллегами, незнакомыми людьми, с которыми мы вынуждены вступать в контакт.

Поскольку большинство фундаментальных потребностей человека удовлетворяется в поведении других людей (см. первую часть), то вполне естественно возникают вопросы: какие потребности удовлетворяются в

общении? Какова движущая сила общения? Ради чего люди вступают в контакт между собой? Если в каждом отдельном случае ответить на эти вопросы конкретно (Чего хочет этот человек от меня? Какого рода удовлетворение получаю я? Ради чего я поддерживаю это общение?), то будут понятны внутренние силы общения и устранены ошибки, ведущие к конфликтам и напряжениям. Поэтому важнейшей задачей самовоспитания является повышение способности понимания внутренних пружин общения.

Предположим, вас спрашивают: "Который сейчас час?" или: "Вы не слышали прогноз погоды на завтра?" Смысл, заключенный в этом единичном акте общения, может быть различным. Может быть, студент интересуется погодой в связи а завтрашним культпоходом? Или он хочет просто заговорить- с вами, так как страдает от скуки и одиночества? Может быть, у него тревога перед экзаменами? Возможно, он хочет перевести разговор на обсуждение его вчерашнего выступления на семинаре и услышать ваше суждение? Неизвестно, какое из этих предположений верно. Успешность общения будет зависеть от проверки ваших предположений и того, принимаете ли вы его мотивацию общения. Чтобы судить о мотивах, надо знать, какие потребности поддерживают общение. В любом случае ваши предположения о мотивах общения будут более правильными, если у вас имеются достаточно достоверные сведения о преобладающих потребностях и мотивах общения другого человека.

Мы сосредоточиваем внимание читателя на потребностях, а не на мотивах, так как последние чрезвычайно многообразны и тесно связаны с ситуациями, и поэтому их описать трудно, разве что можно классифицировать, а этого недостаточно. Еще средневековый философ Оккам говорил: "Не умножайте сущностей без нужды". Поэтому если мы сосредоточимся на мотивах, то они в качестве сущностей, объясняющих поведение, будут слишком многочисленны, чтобы легко ими оперировать для понимания. Число же фундаментальных потребностей ограничено, их несколько, и если их знать, то можно достичь понимания.

Можно говорить о достигающем, или доминирующем, поведении или о поведении, ориентированном на престиж, безопасность или самоутверждение через власть над другим. В этом случае мы используем в качестве объясняющей сущности хорошо отработанные психологической наукой понятия потребностей в престиже, безопасности, доминировании. В этом случае мы лучше понимаем простой факт, что общение может быть вызвано самыми различными потребностями. Общение может повышать наш престиж или стремление к самоутверждению, доминированию над другими; в общении мы спасаемся от гнетущего чувства одиночества, общение снижает напряженность и страх перед неизвестностью; вступая в контакт, мы обнаруживаем свои неповторимые качества, можем казаться себе лучше, чем на самом деле, или хуже чем есть; через общение мы чувствуем заботу других и сами можем оказать покровительство и помощь; в общении развивается человек, расширяется его кругозор, и именно в общении мы в состоянии наиболее полно насладиться красотой окружающего нас мира и красотой человека.

Достигающая личность ориентирована на успех. Лежащая в основе большинства ее устремлений потребность в достижениях вовлекает личность в общение, чтобы усилия и способности других людей использовать или в качестве опоры, или чтобы пережить успех совместно. Мы любим разговаривать, обсуждать свой успех в не меньшей мере, чем неудачу. Нетрудно установить, что часто нашим стремлением к общению управляет переживание успеха, которое состоит из реакции сравнения настоящих и прошлых результатов какой-либо деятельности. Это сравнение вызывает приятные переживания, представляющие собой реминисценцию тех одобрений, наград за успех, которые мы имели еще в детстве. Если меня любили сильнее и восхищались мной за то, что сегодня башню из кубиков я собрал лучше, чем вчера, и если я хорошо различал, чем отличалась вчерашняя башня от сегодняшней, то я приобрел способность быть чувствительным к малейшей успешности, и не нужно удивляться тому, что иногда успех радует меня больше, чем само общение.

Ситуации неудачи мне легче переживать в общении, так как мои товарищи будут разделять те приемы психической защиты, которые свойственны мне. Например, мы можем дружно осудить тот ученый совет, который воздержался в присуждении мне ученой степени на основе представленной работы. Из этого примера вытекает, что общение выполняет еще и защитные функции. Однако все зависит от того, с кем я общаюсь. Переживание неудачи может стать невыносимым, если мне будет заметно, что мои друзья очень плохо скрывают злорадство, порожденное длительно сдерживаемой завистью.

Поэтому для понимания общения надо знать потребности, действующие через него.

Потребность в престиже. Когда человек, вступая в общение, надеется выразить свои личностные качества через признание, восхищение, положительные оценки со стороны другого человека, первый удовлетворяет потребность в престиже. Мы часто в общении ищем признания наших способностей и, не найдя его, бываем огорчены, а иногда разочарованы и даже агрессивны. Неудачи в одном заставляют нас искать признания в другом, и большей частью мы его находим в общении с людьми, склонными оценивать нас положительно.

Однако если эта потребность в нас гипертрофирована, то это может привести к потере друзей или к полному одиночеству. Ведь они почувствуют, что я только и жду, что они будут восхищаться мной. Не каждому захочется играть такую роль, особенно когда я обижаюсь, если они не находят во мне положительных качеств. Значит, для гармонического общения наши потребности должны быть управляемы.

Потребность в доминировании. Это стремление оказывать активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Если под нашим влиянием происходит изменение ситуации или поведения другого человека в желательном для нас направлении, то мы бываем удовлетворены. Одновременно с этим другой рассматривает нас в качестве человека, который берет на себя тяжесть принятия решения. Поэтому наряду с потребностью в доминировании у некоторых людей есть потребность в подчинении другому. Эти потребности могут выступать и как факторы, нарушающие общение, если, например, в споре мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к тому, правы мы или нет, или же принимаем решения и установки другого независимо от того, приемлемы они для нас или нет. Человек может вступать в общение и исключительно ради того, чтобы оказать влияние на другого, ради самого этого влияния. Если мы склонны поддерживать с ним общение, то нам придется с ним все время соглашаться, иначе будет конфликт. Если же мы оба стремимся к доминированию, то возможность разрешения конфликта, как правило, исключается, если не вмешается кто-то третий. Если ваш коллега, спрашивающий о прогнозе погоды на завтра, хочет вовлечь вас в общение, чтобы сегодня доказать вам то, что не смог доказать другим вчера, то мотивацией его поведения является именно стремление к доминированию. Потребность в доминировании при недостатке способностей для подлинного влияния способствует развитию доминантности, при которой человек получает удовлетворение не просто от влияния на другого, но при этом стремится обязательно преодолеть сопротивление, нежелание другого подчиниться. Иерархическая структура любой организации в соответствии с первой парадигмой управления делает возможной реализацию власти даже при недостатке способностей к этому, если используется соответствующий социальный механизм. Доминантность усиливает в доминировании садистическую компоненту, состоящую в наслаждении страданием другого, ибо сломленный человек всегда страдает.

Неконтролируемая потребность в доминировании деформирует общение, придавая ему односторонний характер. Потребность в аффилиации проявляется в общении ради самого общения, ради поддерживания теплых отношений, устранения дискомфорта одиночества. Сильная аффилиация проявляется как неспособность человека быть одному. Он даже к экзамену не может готовиться один. Оказавшись в комнате один, человек стремится немедленно восстановить общение с помощью, например, телефона. В общежитии он бродит из комнаты в комнату, разговаривая о чем угодно, лишь бы общаться. Возможно, что он спрашивает прогноз погоды на завтра, чтобы просто поговорить. У студентов с сильной потребностью в аффилиации успеваемость иногда бывает ниже не потому, что у них меньше способностей к наукам, а потому, что они не могут самостоятельно организовать самообучение. Потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что мы общаемся ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта. Даже совсем незнакомые люди становятся более общительными в ситуации тревожного ожидания. В этих условиях, если вас спросят, каков прогноз погоды на завтра, то вероятнее всего мотивом общения будет желание снизить тревогу и напряженность. Если же каждый раз такое снижение напряжения происходит эффективно, то может сформироваться навязчивое стремление к общению с кем угодно, лишь бы поговорить.

Техника удовлетворения потребности в безопасности чрезвычайно многообразна, она выражается в бегстве, нападении, притворстве, конформизме, неврозах, психосоматических симптомах и механизмах психической защиты. Блокировка любой потребности, любая угроза актуализирует потребность в безопасности. Мы должны научиться отличать подлинную потребность в общении от потребности в безопасности, которая удовлетворяется в общении. Потребность быть индивидуальностью проявляется в стремлении к такому общению, при котором мы могли бы "прочитать" на лице, в речи и поведении другого человека признание нашей неповторимости, уникальности, необычности. Эта потребность зарождается еще в младенческом возрасте, когда мать обращается с ребенком как с единственным и неповторимым существом. Жажда быть неповторимым порождает стремление в общении с другими увидеть себя как единственное в своем роде для них существо. Вполне возможно, что, спрашивая, который сейчас час, ваш собеседник попытается перевести разговор на то, каковы его последние успехи в спорте или учебе. Тогда мотивом общения является именно потребность быть оригинальным, единственным. Если вы это поймете, то можете доставить вашему собеседнику несколько приятных минут, оставить в нем глубокие и теплые впечатления о себе, удовлетворяя эти его ожидания. Для этого достаточно включиться в обсуждение того, "как это было оригинально и необычно по сравнению с тем, что мне приходилось видеть и слышать ранее", когда ваш собеседник станет переводить общение на разговор о своем успехе. Если же предмет разговора вам незнаком, в некоторых случаях достаточно просто внимательно слушать. Чтобы огорчить человека, достаточно просто отказаться его выслушать или, более того, усомниться в достигнутом, включить его в ситуацию неблагоприятного для него социального сравнения. Человек стремится быть индивидуальностью, и для этого ему приходится сопротивляться нивелирующему влиянию культуры, которая каждого из нас относит к определенной категории людей с готовыми программами реагирования на категоризированные ситуации, возникающие в жизни. Это сопротивление, становясь привычным, и составляет основу потребности быть индивидуальностью, а иногда толкает к эксцентричным поступкам ради того, чтобы быть "не как все".

Желание быть индивидуальностью всегда связано с восприятием самого себя глазами других, не более. Знающий это не будет шокирован тем, что с ним общаются как с человеком определенной категории, так как он понимает, что это типичное реагирование в соответствии с требованиями культуры Не следует предъявлять другим требование быть всегда конкретными и проявлять творчество в общении.

Потребность в покровительстве или заботе о другом проявляется в стремлении кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение. Эта потребность предполагает наличие потребности принять помощь, потребность в помощи. Потребность в заботе о другом социально значима и может быть удовлетворена лишь в том случае, если другой нуждается в помощи и принимает ее. Вполне возможно, что некто другой, спрашивая, который сейчас час, хочет перейти к сообщению сведений, в которых вы очень нуждаетесь, так как из вашей вчерашней беседы он понял, что вам недостает этой информации. Приняв его помощь, вы доставите ему глубокое удовлетворение, а отказавшись, произведете впечатление человека с огромным самомнением. А может быть, он сам нуждается в помощи? Он слышал о вас и думает, что вы можете ему помочь. Если у вас достаточно развита потребность в оказании помощи, вы получите не меньшее удовлетворение, воспользовавшись тем, что к вам обращаются за поддержкой.

Итак, потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных ситуациях, возникающих в течение жизни, постепенно формирует альтруизм, человеколюбие. Для того чтобы проявить альтруизм, нужно кому-то обязательно дать облегчение, уменьшить его страдания, тревогу и беспокойство. Поэтому потребность в альтруизме, оказании помощи другому заключает в себе требование, чтобы были объекты этой помощи, страждущие, тревожные, больные. Поэтому, если потребность в оказании помощи развита чрезмерно, если она становится одной из форм самоутверждения человека, то естественно, что носитель этой потребности будет чувствовать себя неудовлетворенным и даже будет терять смысл своей жизни, если вокруг него не будет страждущих и неполноценных, нуждающихся в помощи. Я был знаком с семьей, которую сотрясали конфликты до тех пор, пока муж основательно не заболел. Это дало возможность жене самореализовать себя в уходе и заботе, так как в ней была гипертрофирована потребность в оказании помощи другим. Когда же ее муж был абсолютно здоров и не нуждался в помощи, она испытывала потерю смысла жизни.

Потребность в познании часто мотивирует общение, когда мы через другого человека желаем уточнить свои представления, расширить возможности своего мышления, узнать человека, его способности и состояния. Познать другого можно только через общение. Точно так же познание самого себя осуществляется в общении. Знание того, каким я выгляжу в глазах другого, вносит большой вклад в самопознание. Когда человек рассматривается как источник определенной, нужной в данный момент информации, то главным мотивом общения с ним становится потребность в познании. Например, общение с лектором в основном мотивировано познанием. Поэтому о лекторе мы судим по тому, как он удовлетворяет эту потребность Если же наша потребность в познании не удовлетворена, то лектор нам не нравится независимо от других его достоинств. Например, он может быть хорошим семьянином или альтруистом, но это не касается нас, если он не удовлетворяет нашу любознательность.

Вопрос об истоках общения до сих пор остается дискуссионным. Вопервых, дискутируется вопрос о том, имеется ли потребность в общении (или коммуникативная потребность) как специфическая потребность, отличная от других социальных или духовных потребностей, или же за нее принимают разновидности последних. Вовторых, если потребность в общении всетаки существует, то каково ее происхождение: является ли она врожденной (базовой) или вторичной, т. е. формируется в онтогенезе в процессе социализации ребенка. Оба этих вопроса явились предметом рассмотрения в монографии М. И. Лисиной (1986). Ниже я даю краткое изложение вопроса о потребности в общении по этой книге.

Что касается первого вопроса, то большинство авторов (Н. Ф. Добрынин, 1969; А. Г. Ковалев, 1963; А. В. Петровский, 1970; М. Айнсворт [М. Ainsworth, 1964]; Е. Маккоби и Дж. Мастере [Е. Maccoby, J. Masters, 1970]; К. Обуховский, 1972) склонны считать, что потребность в общении является специфической самостоятельной человеческой потребностью, отличной от других потребностей, хотя на практике ее нередко сводят к более частным потребностям: потребности во впечатлениях (М. Ю. Кистяковская, 1970), в безопасности (А. Пейпер, 1962), в комфорте от соприкосновения с мягким теплым телом (X. Харлоу, М. Харлоу [Н. Harlow, М. Harlow, 1966]) и др. Поэтому более логичной представляется позиция Л. И. Марисовой (1978), которая говорит о иерархичной структуре коммуникативных потребностей, служащей мотивационнопотребностной основой общения. В связи с этим она выделила девять групп коммуникативных потребностей:
1) в другом человеке и взаимоотношениях с ним;
2) в принадлежности к социальной общности;
3) в сопереживании и сочувствии;
4) в заботе, помощи и поддержке со стороны других;
5) в оказании помощи, заботы и поддержки другим;
6) в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничестве;
7) в постоянном обмене опытом, знаниями;
8) в оценке со стороны других, в уважении, авторитете;
9) в выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и всего происходящего в нем.

В отношении второго вопроса- о происхождении потребности в общении - имеются две крайние точки зрения. Ряд ученых (А. В. Веденов, 1963; Д. Т. Кемпбелл ) считают, что у человека имеется врожденная потребность в самом процессе общения.

Однако врожденность потребности в общении признается не всеми учеными (С. Л. Рубинштейн, 1946; Ф. Т. Михайлов, 1976; А. В. Запорожец, 1978; А. Н. Леонтьев, 1983). М. И. Лисина тоже считает, что эта потребность формируется прижизненно, как результат контакта ребенка со взрослыми.

В доказательство этому приводятся наблюдения, проведенные психологами над младенцами. В первые недели жизни ребенок не отвечает на обращения старших и сам к ним не адресуется (если не считать его плача, адресованного всем и никому конкретно). Но уже в возрасте двух месяцев" он способен отличить «добрую» мимику или интонацию взрослого от «злой», причем на первую у него появляется реакция оживления: поворачивает голову из стороны в сторону, открывает и закрывает рот, перебирает ручками и ножками, пытается улыбаться.

Интересный эксперимент проведен О. В. Баженовой: взрослый наклонялся над младенцем со специально отрепетированным «индифферентным» выражением лица. В первый раз экспериментатор, как правило, встречал со стороны младенца обычную реакцию оживления, но намеренно сохранял безучастный вид. Во второй или последующие разы такой эксперимент вызывал плач - младенец протестовал против «необщения» с ним.

Эти и подобные им исследования привели М. И. Лисину к выделению четырех этапов становления потребности в общении и четырех критериев, по которым можно судить об этой потребности. Первый этап и критерий - внимание и интерес ребенка к взрослому; второй этап и критерий - эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; третий этап и критерий - инициативные действия ребенка, направленные на привлечение интереса взрослого; четвертый этап и критерий - чувствительность ребенка к отношению и оценке взрослого.

Однако и эти наблюдения не дают окончательного ответа на вопрос о происхождении потребности в общении, так как запаздывание проявления этой потребности у младенцев может быть связано с этапностью «созревания» мозговых структур и психики. По этому поводу М. И. Лисина ставит закономерный вопрос: не означают ли все указанные выше этапы становления потребности в общении, что она унаследована (точнее было бы - врожденная) и лишь «проявляется» после рождения ребенка?

Отвечая на этот вопрос отрицательно, она ссылается на исследование М. Ю. Кистяковской (1970), которая наблюдала, что в условиях госпитализма дети не проявляют к взрослым ни внимания, ни интереса даже по истечении 23 лет жизни. Но стоило педагогу наладить взаимодействие с ребенком, как в течение короткого времени удавалось далеко «продвинуть» его по пути развития, сформировать активное отношение к людям и окружающему миру. Все это можно принять, если рассматривать только потребность детей в общении со взрослыми для познания этих взрослых и самих себя через взрослых (что соответствует пониманию потребности общения М. И. Лисиной). Неясно, однако, а как обстояли у этих детей дела с общением Друг с другом (по данным М. И. Лисиной, такая потребность возникает в два года), с животными.

М. И. Лисина определяет потребность в общении (коммуникации) как стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию и самооценке. Она полагает, что потребность в общении строится в онтогенезе на основе других потребностей, которые начинают функционировать ранее. Основой коммуникативной потребности она считает органические жизненные нужды ребенка (в пище, тепле и др.). Жизненная практика помогает ребенку открыть существование взрослого как единого источника поступления к нему всех благ, а интересы эффективного «управления» таким источником создают нужду ребенка в том, чтобы его выделить и исследовать (читай - нужду в общении со взрослым). Второй базовой потребностью, ведущей к возникновению коммуникативной потребности, является, по М. И, Лисиной, потребность в новых впечатлениях (о которой говорят Л. И. Божович, 1972; М. Ю. Кистяковская, 1970; Д. Берлин ; Г. Кантор ; Р. Фантц [И. Fantz, 1966]). Однако стремление ребенка к удовлетворению органических потребностей и получению информации - это еще не общение, пишет М. И. Лисина (действительно, как потребность может быть деятельностью?). Лишь когда он захочет познать взрослого и самого себя, когда взрослый проявит внимание к ребенку, определит по отношению к нему свою позицию, тогда можно говорить и о потребности в общении.

При этом М. И. Лисина считает, что основной функцией общения является организация совместной с другими людьми деятельности для активного приспособления к окружающему миру, в том числе и для его преобразования.

Думается, что понимание потребности в общении и ее роли, данное М. И. Лисиной, слишком заужено и потому не очень удачно, впрочем, как и подмена понятия «потребность в общении» понятием «потребность в коммуникации», т. е. в получении и обмене информацией. С моей точки зрения, не всякая коммуникация является общением. Для последнего характерен не просто обмен или получение информации (ее можно получить и из газеты, телепередачи), а установление психического контакта, между общающимися. Неясно, почему самопознание не может осуществляться без общения с другими людьми. Или к какому самопознанию и самооценке приводит общение с животными? Очевидно, что М. И. Лисина гиперболизированно рассматривает лишь одну из функций общения, которой она подменяет сущность потребности в общении. Более близко к сути этой потребности было бы понимание ее как потребности в контакте с другим реальным или воображаемым живым существом. Тогда можно говорить и о потребности ребенка в кукле, и о его любви к животным, и о стремлении кошек и собак к себе подобным, и о страданиях человека изза нарушенных контактов с другими людьми (ведь в одиночной камере тюрьмы человек страдает не потому, что он не познает других и себя!)

В связи с этим вряд ли стоит искать причину прижизненного формирования потребности в общении только в совместной деятельности. Тогда надо признать, что у младенцев потребности в общении быть не может (как и у животных), так как совместная деятельность у них как таковая отсутствует. Между тем сама М. И. Лисина на основании исследований своих учеников делает вывод, что потребность в общении появляется у детей уже со второго месяца жизни.

Представление М. И. Лисиной, по существу, соответствует пониманию потребности в общении как вторичной, и возникновение ее не выходит за рамки концепции социального научения (именно так смотрят на эту потребность У. Бижу и Д. Байер, 1966: это нужда ребенка в помощи взрослого). Однако М. И. Лисина считает, что это не так. Рождение потребности в общении не сводится, по ее мнению, к надстройке новых сигналов над прежней потребностью, когда вид взрослого, звук его голоса и прикосновение напоминают ребенку о предстоящем насыщении или смене белья. В первые недели жизни у ребенка появляется именно новая, отсутствовавшая ранее потребность - в общении - для понимания себя и других. Это не корыстная нужда в полезном человеке, а (говоря словами К. Маркса) высокая духовная потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек, заключает М. И.Лисина.

Все это, может, и так, но не опровергает тезиса о вторичности этой потребности, на чем бы она ни базировалась. Даже если это потребность в познании себя и других, то все равно это частный случай проявления познавательной потребности. Если же понимать потребность в общении как потребность в психическом контакте, то взрослые (как и дети, животные), к которым ребенок привыкает, становятся просто средством удовлетворения потребности в контакте. А это значит, что и в данном случае потребность в общении со взрослыми - не базовая, а вторичная, наподобие потребности в ложке, вилке для удовлетворения потребности в пище.

Нужно подчеркнуть, что потребность в собственно общении, если таковая все же существует, - это только одна причина общения как вида активности человека. Через процесс общения человек удовлетворяет потребность во впечатлениях, в признании и поддержке, познавательную потребность и многие другие духовные потребности.

Не случайно поэтому выделение в зарубежной психологии такого собирательного понятия, как «мотив аффилиации», содержание которого отнюдь не однородно. Это потребности: контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать и принимать помощь.

Таким образом, вопрос о наличии у человека собственно потребности в общении, специфичной по сравнению с другими социальными и духовными потребностями, остается открытым. Используемые при изучении этой потребности наблюдения за поведением младенцев не являются прямым доказательством наличия таковой. Регистрируемое параметры можно расценивать и как проявление любопытства, интереса к объекту, в роли которого выступает взрослый, и как операции общения. Более надежным критерием может быть изучение эмоциональных реакций в ответ на появление и особенно на исчезновение объекта общения, что позволило бы выявить у ребенка потребностное состояние в контакте с другим человеком, которое можно принять за чистую потребность в общении. Примером такой потребности, с моей точки зрения, является привязанность к другому человеку или животному (когда человек говорит: «я по тебе соскучился», то явно проявляется потребностное состояние, сопровождающееся соответствующей эмоцией). К сожалению, в этом плане можно сослаться только на исследование О. В. Баженовой, хотя жизненные ситуации показывают нам, что у детей эта потребность в контакте имеется. Так, уход родителей из дома по делам вызывает плач у ребенка, несмотря на то что он остается с бабушкой. Что же касается так называемой потребности в общении, о которой говорит М. И. Лисина, - это, с моей точки зрения, приобретаемое в онтогенезе знание о способе и средстве удовлетворения различных потребностей - путем общения (контакта) с другими людьми (или животными). Сам же мотив общения может строиться на совершенно различных основаниях (потребностях и целях).

Кстати, мотив общения понимается М. И. Лисиной по А. Н. Леонтьеву - как объект общения, т. е. мотивом у нее выступает другой человек, партнер по общению; критика такого понимания мотива дана мною выше (см. раздел 3. 2). Правда, почти тут же она пишет, что мотив - это опредмеченная потребность и что мотивы вырастают из потребностей, ведущими из которых являются: потребность во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке.

Потребность в общении выражена у разных людей неодинаково, в связи с чем говорят об экстра и интровертах. Однако, по данным Л. С. Сапожниковой (1973), однозначная связь между стремлением к общению и экстра и интровертностью не выявляется.

По ее же данным, стремление к общению подростков связано с уровнем притязаний. Улице адекватным уровнем притязаний стремление к общению выражено умеренно, улице неадекватным уровнем - либо повышенное, либо пониженное. У девочек, независимо от уровня притязания, стремление к общению более выражено, чем у мальчиков.

Рассматривая потребность человека в эмоциональнодоверительном общении (аффилиации), И. В. Кузнецова (1999) выделяет две тенденции - надежду на аффилиацию (ожидание отношений симпатии, взаимопонимания при общении) и боязнь отвержения (страх того, что общение будет формальным). Сочетание этих тенденций дает четыре типа мотивации общения:
■ высокая надежда на аффилиацию, низкая чувствительность к отвержению; в этом случае человек общителен вплоть до назойливости;
■ низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к отвержению; в этом случае потребность в поддержке, понимании остается неудовлетворенной и человек уходит в мир своих переживаний;
■ низкие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению; в этом случае человек предпочитает одиночество;
■ высокие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению; у человека возникает сильный внутренний конфликт: он стремится к общению и в то же время избегает его.

И. В. Кузнецова показала, что слабая потребность в аффилиации в сочетании с сильным мотивом достижения ведет к предпочтению деловых качеств партнера, в то время как сильная потребность в аффилиации, сочетающаяся с низким мотивом достижения, ведет к предпочтению дружеских отношений. Наибольших результатов в групповой работе достигают лица с сильной потребностью в аффилиации и с высоким мотивом достижения.

При рассмотрении понятия "потребность в общении" обратимся к определению потребности. Потребность можно определить как состояние нужды в конкретных условиях, предметах, объектах, без которого невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности.

Потребность – особое психическое состояние индивида, ощущаемые или осознаваемые им "напряжение", "неудовлетворенность", "дискомфорт", отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности . Человек в силу своей природы постоянно испытывает неудовлетворенность, необходимость в специальных условиях для своего развития. Данные условия способны ему обеспечить только другие люди, социум. Сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека невозможен без общения. Кроме того, "любая человеческая деятельность невозможна вне общения".

Логично заключить, что потребность в общении является исключительно человеческой потребностью, она формируется из стремления людей к сообществу и сотрудничеству (например, в ситуации совместной деятельности).

Сама потребность в общении, точнее, актуализация потребности человека в общении, в эмоциональной эмпатии; стремление к сотрудничеству, общению, дружбе с другими людьми называется аффилиацией (от англ. To affiliate – присоединять). Аффилиация проявляется в стремлении быть в контакте с другими людьми ради самого процесса общения , ради устранения дискомфорта, связанного с одиночеством . Она особенно свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие люди часто идут на поводу у других, им обязательно нужен лидер.

Выделяют следующие виды потребности в общении.

1. Потребность быть индивидуальностью проявляется в установлении таких взаимоотношений, при которых человек, общаясь, мог бы "прочитать" на лице, услышать в речи и увидеть в поведении другого человека признание своей неповторимости, уникальности, необычности.

2. Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в результате контактов мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих . Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать признания в другом, и большей частью он находит его во взаимодействии и общении с людьми, склонными оценивать его положительно. Однако если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.

3. Потребность в доминировании . Это стремление оказывает активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием . Одновременно с этим партнер по взаимодействию рассматривает нас в качестве субъекта, берущего на себя тяжесть принятия решения. Поэтому, наряду с потребностью в доминировании, у некоторых людей есть потребность в подчинении другому лицу . Эти потребности могут выступать и как факторы, ухудшающие взаимоотношения, если мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера, не сопротивляясь (подчинение). Взаимоотношения двух доминантных или двух ведомых личностей бывают крайне напряженными. В первом случае возможен конфликт, во втором – непродуктивность совместной деятельности.

4. Потребность в покровительстве или заботе о другом человеке проявляется в стремлении кому-нибудь в чем-либо помочь и испытать при этом удовлетворение . Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных жизненных ситуациях, постепенно формирует альтруизм, человеколюбие.

5. Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь . Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал . Отказ от помощи может быть воспринят негативно, как нежелание войти в контакт, или, более того, – как необоснованная независимость и гордость, как завышенная самооценка.

Удовлетворение любой из представленных и многих других потребностей является сложным процессом, включающим несколько этапов, главными из которых выступают мотивация и реализация деятельности . Как отмечает Куницына со своими коллегами, в этом сложном процессе могут обнаруживаться парадоксальные моменты, когда после долгого ожидания и сильного напряжения человек избегает предмета, который мог бы удовлетворить его потребность.

Пример

После длительной вынужденной разлуки люди сознательно отодвигают, оттягивают момент встречи, а встретившись, ведут себя сдержанно, озадачивая тем самым окружающих.

Следует помнить, что постоянное неудовлетворение важных потребностей (таких как: принятие, уважение, удовлетворяющее общение, искренность и доверие в дружеских контактах) и невозможность найти им замену или когда человек постоянно видит преграды на пути к цели – все это способно привести к глубоким личностным нарушениям .

Возникает стойкое психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внутренним дискомфортом, общей напряженностью, называемое фрустрацией (лат.frustratio – тщетное ожидание, обман). Фрустрацию вызывает мобилизирующее психическое состояние, ориентированное на настоящее и прошлое, поэтому возникновение фрустрации сигнализирует о том, что беда уже случилась.

Среди причин, вызывающих фрустрацию, выделяют:

внешние – трудное, нерешенное задание, невыгодные условия, плохие помощники и сотрудники;

внутренние – плохая подготовленность к выполнению задания, безволие и др.

Согласно причинам, типичными реакциями на фрустрацию могут выступать :

– агрессия (направленная на других или на себя);

– рационализация;

– снижение ценности недосягаемого объекта (стремление снять с себя вину за неуспех, представить события в выгодном для себя свете).

Неудачи, особенно длительные или частые, могут вызвать суммацию фрустрации, что приводит к психосоматическим расстройствам (язвы, аллергия, астма, заикание) и к фиксационным реакциям, возникающим под влиянием наказаний.

В качестве психологических последствий фрустрации называют: возбуждение, фантазирование, апатию, деструктивность, отчаяние. Как способ приспособления к фрустрации чаще всего выступает замещающая деятельность.

Пример

Если ребенок в силу собственного уровня интеллектуального развития не может получить признания одноклассников за счет учебной деятельности (особенно в начальной школе), он может реализовывать потребность в признании, например, в спорте или рисовании, музыке и т.д.

Взрослые в качестве выхода из этого состояния используют осознанное отступление (сдерживание) или неосознанное отступление , выражающееся в подавлении нежелательных и неосуществимых надежд, стремлений, которые проявляются в снах человека.

Итак, люди, особенно дети, считают фрустрацию следствием воздействия внешних обстоятельств. Если при этом причины фрустрации устранимы самим человеком , его мотивация усиливается, появляются повышенное эмоциональное возбуждение (возникает некий энергетический резерв) и желание уничтожить преграды . Однако при устойчивых, повторяющихся неудачах и полной потере надежды на успех мотивация падает . В некоторых случаях может появиться новый мотив (при выборе новых целей), однако чаще всего наступает состояние полного отсутствия мотивации и человек ощущает себя крайне незащищенным, становится обидчивым, тем самым обрекает себя на неуспех (выученная беспомощность ).

До сих пор остается открытым вопрос о природе происхождения потребности в общении: является ли она врожденной (базовой) или вторичной, т.е. формируется в онтогенезе в процессе социализации ребенка.

В онтогенезе потребность в общении строится на основе двух других потребностей:

1) органические жизненные нужды ребенка (в пище, тепле и др.). Жизненная практика помогает ребенку открыть существование взрослого как единого источника поступления к нему всех благ, а интересы эффективного "управления" таким источником создают нужду ребенка в том, чтобы его выделить и исследовать;

2) потребность в новых впечатлениях (о которой писали Л. И. Божович, М. Ю. Кистяковская и др.). М. И. Лисина отмечала, что стремление ребенка к удовлетворению органических потребностей и получению информации – это еще не общение. Только когда он захочет познать взрослого и самого себя, когда взрослый проявит внимание к ребенку, определит по отношению к нему свою позицию, тогда можно говорить и о потребности в общении (коммуникации).

Однако, потребность в общении , независимо от того, считается ли она врожденной или "культурной", социальной, – обычно предполагает ее первичность, непроизводность, ее несводимость к другим потребностям , особенно на определенном этапе онто- и филогенеза. Первоначально потребность в общении "животна", не является социальной (пример с младенцами, нуждающимися в уходе окружающих). Становясь человеческой, данная потребность служит соединительным звеном между личностью ребенка и социальными взаимоотношениями его с окружающими . На ранних этапах развития ребенка потребность в общении сводится к использованию общения для удовлетворения некоммуникативных потребностей и мотивов (социальнопрактических). Возникающие вслед за тем социальные функции определяют и дифференцируют постановку целей общения и его психологическую динамику.

Мы достаточно осветили проблему потребности в общении, рассмотрим теперь вопросы, связанные с его целью и функциями. Постараемся ответить на вопрос: ради чего человек вступает в акт общения ? Так, у животных цели общения обычно не выходят за рамки актуальных для них биологических потребностей. Человек же преследует весьма разнообразные цели для удовлетворения социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических и других потребностей.

По А. А. Леонтьеву , цель общения определяется ситуацией (проблемной ситуацией), в которой происходит общение индивидов. В связи с этим следует полагать, что цель общения – конкретный результат , на достижение которого в определенной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения. В цели общения включаются : передача и получение знаний, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника и многое другое .

В качестве основных целей общения (по Б. Ф. Ломову, это функции общения) принято считать:

1) организацию совместной деятельности;

2) познание людьми друг друга;

3) формирование и развитие межличностных отношений.

Согласно работам исследователей в области социальной психологии, в частности работам Г. М. Андреевой, в жизни человека и общества общение выполняет ряд следующих функций .

1. Инструментальная функция – общение обслуживает какую- либо деятельность.

2. Психологическая функция – общение обусловливает развитие психических процессов, свойств личности, состояний. Вне общения человек развиваться не может.

3. Социально-психологическая функция – общение обеспечивает установление контактов, развитие отношений в различных группах.

4. Социальная функция – общение обеспечивает передачу общественного опыта, организацию общественного взаимодействия.

Рассмотрев многочисленные исследования функций общения в трудах отечественных и зарубежных психологов, В. Н. Панферов пришел к мнению, что все указанные функции трансформируются в одну, главную, функцию общения – регулятивную, которая проявляется во взаимодействии человека с другими людьми. Именно благодаря этой функции общение является основным механизмом социально-психологической регуляции поведения в совместной деятельности людей.

Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.

Основные компоненты общения:

- субъекты;

- средства;

- потребности, мотивация и цели;

- способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;

- результаты.

Возможен и другой, обобщенный, подход к структуре общения – это различные стороны процесса общения в целом . Выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Правомерно было бы отметить и такие явления, как понимание, сопереживание, эмоциональное отношение партнеров друг к другу.

Субъект и объект общения

Элементарным условием общения является наличие индивидов, которые оказываются в состоянии наладить между собой какой-то контакт . Каждый из них может быть объектом или субъектом общения. Человек может одновременно выступать и в той и в другой роли, в таком случае фиксируются не личностные качества индивида и не характер его отношения к партнеру, а различие срезов в общении с точки зрения наблюдателя и исследователя этого процесса. Как субъект индивид познает своего партнера и при этом сам является объектом познания для другого. Но можно рассматривать понятия “субъект” и “объект” в другой плоскости: в плоскости отношения друг к другу общающихся. В широком смысле слова под субъектом понимают индивидов, активно участвующих в общении и относящихся к другому участнику общения как к интересному и значимому, равноправному партнеру, а не средству удовлетворения своих потребностей и интересов. Тогда общение носит функционально-ролевой характер. Объектом общения может быть человек, природа, животный мир, предметно-вещная среда. Но эти объекты могут выступать и в качестве субъектов, если отношение к ним эмоционально окрашено.

Средства общения

Чтобы общение между индивидами стало возможным, необходимы определенные средства, с помощью которых налаживается и поддерживается связь . Особая роль принадлежит речи, которой присущи содержательность и богатство языковых средств, культура и выразительность.

Главным средством общения является язык.

Кажется легким. Но так ли просто на него ответить? Очевидность ответа кроется в неполном понимании значения этого слова, которое ошибочно приравнено в нашем сознании к понятию разговора, речи. Но это не так. На вопрос «Зачем люди общаются?» невозможно ответить без четкого понимания понятия «общение».

Значение термина

Как уже говорилось выше, данное понятие приравнивают к понятию разговора, речи. Недостаточное понимание дает ошибочный ответ на вопрос «Зачем люди общаются?», на который дается ответ только для передачи информации. Но это лишь составная часть. Истинные причины намного глубже.

Общение подразделяется на две категории:

  • Вербальное.
  • Невербальное.

Первое как раз и соответствует разговору, обмену данными. Второе подразумевается как взаимодействие без использования речи. Это жесты, взгляды, переписка и т.д. Достаточно вспомнить детскую игру, когда без слов необходимо назвать какой-либо объект. Это и будет ярким примером Но перейдем к причинам согласно школьному курсу.

Зачем люди общаются. 7 класс, обществознание

Из курса обществознания следует, что человеку свойственна деятельность. Без нее невозможно существование. Деятельность носит сознательный характер. Также она обладает продуктивностью. Т.е. все, что мы делаем, осознанно, в итоге появляется какой-либо результат. Но человеческая деятельность носит общественный характер, т.к. невозможна вне коллектива, социума. Поэтому для достижения ему просто необходимо взаимодействие с другими людьми. Следовательно, становится понятно, зачем люди общаются. Для достижения результатов деятельности. Но об этом подробнее.

понятие, иерархия, виды, связь с общением

Но причина деятельности - определенная потребность. Именно она является главным мотивом. Человеку свойственно задавать вопросы: «Зачем?» «Для какой цели?» «Зачем идти туда, ехать на работу, писать письмо?» и т.д. Для этого нужна потребность. Т.е. причина, заставляющая действовать.

Иерархию потребностей, которой пользуются до сих пор психологи, выдвинул американский ученый А. Маслоу. Согласно его теории, существует 3 категории. Особенность их в том, что пока не удовлетворятся потребности первой, человек не начнет удовлетворять остальные, и т.д.

Естественные потребности входят в первую категорию. К таким относятся потребность в пище, воде, воздухе, жилище и т.д. Их еще называют физиологическими, природными. Без их удовлетворения человек просто погибнет. Они являются первостепенными. С этим трудно поспорить. Люди, погибающие от жажды в пустыне, меньше всего хотят читать книги и смотреть телевизионные передачи.

Социальные. Эта необходимость связана с обществом. Трудовая желание в признании. Сюда же относится потребность в общении.

Идеальные. Или еще их называют высшие духовные. Это желание совершенствоваться, постигать что-то новое, творить и т.д.

Таким образом, зачем люди общаются? Обществознание как курс дает две причины:

  • Необходимость. Т.к. человек живет в обществе, ему не достичь определенных результатов без взаимодействия с другими людьми.

Необходимость в этом случае подразумевается как вынужденная мера. Человек не желает с кем-либо контактировать, но ему приходится в силу жизненных обстоятельств. Например, во время серьезных депрессий он хочет побыть один, никого не видеть, прийти в себя. Однако вокруг постоянно находятся другие люди. На работе, в транспорте, в магазине.

  • Потребность. Общение человеку также необходимо просто так. Чтобы оставаться социальным существом. Быть полноценной личностью.

Последний пункт ярко иллюстрирует следующий пример. Человеку, попадающему на необитаемый остров, не нужно общение для удовлетворения биологических или идеальных потребностей. Он один. Сам добывает пищу, разводит огонь, справляется с вызовами природы. Но постепенно его разум затуманивается, он начинает сходить с ума. В этом случае психологи рекомендуют «создать» вымышленного друга для общения. Иногда этим приемом пользуются дети, которые ограничены в силу каких-либо обстоятельств в контакте с другими детьми.

Цели общения

Разобрав причины, определим цели общения. Их несколько:

  • Передача и усвоение социального опыта.
  • Формирование индивидуальности в человеке.
  • Социализация (становление) личности.
  • Взаимодействие по обмену информации.

Виды общения

В зависимости от характеристики психологических свойств выделяют:

  • Примитивное.
  • Ролевое (имеется в виду социальная роль человека: отец, муж и т.д.).
  • Деловое или профессиональное.
  • Дружеское или межличностное.
  • Манипулятивное или императивное, направленное на извлечение выгоды.
  • Светское беспредметное.

Инструменты общения

Самый распространенный - это язык, речь. Фразы, слова и т.д.

Второй инструмент - переписка. Сюда же входит деловая документация. В последнее время набирает популярность электронное общение по социальным сетям.

К инструментам общения также относятся жесты, прикосновения, взгляды, интонация, иногда несущая совершенно иную смысловую нагрузку, чем слова.

Итоги

Зачем люди общаются. 7 класс (обществознание) изучает данное понятие в школьном курсе. Мы выяснили, что человеческого существования. Она делает его социальным существом, коллективным. Без нее невозможно удовлетворять потребности, но и сама по себе также является необходимостью. Надеемся, что стало понятно, зачем