Психологические механизмы социальной перцепции. Как развить перцептивные навыки

Традиция исследования социального восприятия, или социальной перцепции, - одна из наиболее устойчивых традиций в социальной психологии. В ее рамках практически задан весь спектр проблем которые позже начали разрабатываться в новой области психологии. Особенно активно проблемы социальной перцепции дорабатываются в 70-е гг., хотя проблематика существовала почти с самых первых лет выделения социальной психологии в самостоятельную область знания, но не обязательно под этим именем.

Термин «социальная перцепция» («социальное восприятие») был предложен Дж. Брунером в рамках разработанного им «Нового взгляда» (New Look), и в этом случае так обозначалась социальная детерминация перцептивного процесса [см. 11, с. 117]. В скором времени в социальной психологии этот термин получил другое значение: им стали обозначать восприятие социальных объектов, причем круг их был строго ограничен. Социальными объектами были названы: другой человек, социальная группа, более широкая социальная общность. Почти с самого начала исследований социальной перцепции в этом значении было установлено, что термин не в состоянии обозначить весь круг возникающих проблем, например при восприятии одним человеком другого. Коль скоро мы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных, в определенном смысле угадываем черты его личности, то мы тем самым выходим за пределы строго перцептивного процесса, как минимум включаем в него и процессы мышления. Поэтому достаточно давно именно в области изучения социального восприятия был предложен термин «социальное познание». Один из исследователей этого процесса Р. Тажиури отмечал, что, к сожалению, в английском языке нет достаточно адекватного термина в отличие, например, от французского, где выражение «connaissanse d"autrui» как раз фиксирует не только результат процесса («знание другого»), но и процесс «познавания» другого человека. За этим «познаванием» (в русском языке получил распространение термин «познание») [см. 24] кроется очень многое: не только размышление по поводу визуально воспринятого, не только оценивание его (что включает и эмоции), но и мотивация необходимости дальнейшего взаимодействия с воспринимаемым человеком или отказ от такого взаимодействия. Как увидим в дальнейшем, к этому добавилась и потребность понять причины поведения воспринимаемого.

Таким образом, в русле исследований социального восприятия была поставлена проблема понимания социальных объектов. Это

Рис. 2. Схема социально-перцептивных процессов

важно подчеркнуть, потому что, несмотря на наибольшую разработанность межличностного восприятия, социально-перцептивные исследования предполагали широкий класс социальных объектов. Мы неоднократно предлагали полную схему исследований социальной перцепции [см. 9; 11]. Позволим себе воспроизвести ее еще раз (рис. 2).

Как видно, схема включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к своей группе (1); другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе (2); свою собственную группу (3); «чужую» группу (4). Если даже не включать в перечень большие социальные общности, которые также могут в принципе восприниматься, то и в этом случае получаются четыре различных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями.

Еще сложнее обстоит дело в том случае, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа. Тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции следует добавить: восприятие группой своего собственного члена (5); восприятие группой представителя другой группы /б)" восприятие группой самой себя (7); наконец, восприятие группой в целом другой группы (8). Хотя этот второй ряд не является традиционным в исследованиях, назвать его принципиально важно, особенно в перспективе будущего анализа процессов социального познания: во всех восьми обозначенных позициях речь идет не столько о простом восприятии, сколько опознании объекта.

Но даже и в наиболее разработанной области социальной перцепции - исследованиях межличностного восприятия - обозначен целый ряд таких феноменов и механизмов, которые указывают на то, что проблематика явно не укладывается в традиционные рамки изучения перцептивных процессов. Для доказательства этого тезиса необходимо, во-первых, провести сравнение того, как используется термин «восприятие» в общей и в социальной психологии, во-вторых, хотя бы кратко обрисовать весь набор конкретных задач, которые решает социальная психология, изучая межличностное восприятие.

Различия в употреблении самого термина «перцепция» в общей и социальной психологии можно проследить по трем направлениям (6).

1. На уровне описания предмета исследования. В общей психологии предметная область исследования восприятия значительно более определенна, она имеет достаточно четкие границы (несмотря на поиски последних лет, где эти границы расширяются и в восприятие включаются внимание, оперативная память, элементы мышления, о чем уже говорилось в связи с характеристикой когнитивной психологии и отечественного подхода в рамках теории деятельности). Сама история исследований восприятия в общей психологии начиналась с «разведения» различных познавательных процессов, с вычленения восприятия, как одного из них, и лишь впоследствии была осознана их глубокая связь между собой.

В социальной психологии изучение социального восприятия во многом начиналось в рамках когнитивной традиции, поэтому с самого начала акцент в большей степени делался на когнитивные процессы в совокупности: они рассматривались как единое, недифференцированное целое, социальная перцепция среди них не была ясно вычленена, сам термин зачастую употреблялся для обозначения всей сферы когнитивных процессов. Кроме этого (возможно, поэтому) область социальной перцепции включала в себя не только все когнитивные процессы, но и сферы, имеющие в системе общепсихологического знания свой особый статус: мотивацию, эмоции, личность. В общей психологии, даже при условии признания взаимообусловленности всех этих сфер, их качественная специфика достаточно очевидна. В процессах же социальной перцепции когнитивные, мотивационные и эмоциональные аспекты гораздо менее обособлены: они выступают как неотъемлемая содержательная характеристика любого социально-перцептивного процесса. Понятие «пристрастности» сенсорного образа, имеющее в общей психологии более или менее метафорический оттенок, в социальной психологии приобретает прямое и обыденное значение. Хотя в ряде работ по социальной перцепции есть тенденция ограничить проблематику и свести ее только к формированию первого впечатления, в целом предметная область остается достаточно широкой, без обозначения ее четких границ.

2. Второе отличие обнаруживает себя при характеристике структуры перцептивного процесса. В ней можно выделить четыре составляющих: субъект восприятия, объект восприятия, собственно процесс восприятия и результат этого процесса - образ. В общей психологии превалирует изучение собственно процессуальных характеристик, а анализ субъекта и объекта восприятия представлен лишь в той мере, в какой это необходимо для изучения процесса. Субъект и даже объект здесь достаточно «безличны» к смысловой стороне образа. Процесс изучения восприятия заканчивается анализом построения образа, его дальнейшая «судьба» - не предмет исследования.

В социальной психологии, напротив, ранее всего интерес был сосредоточен на выявлении характеристик субъекта и объекта восприятия. Сам же процесс длительное время вообще оставался мало исследованным и оказывался во внимании лишь как условие порождения образа. Наоборот, в постоянном фокусе исследователей социальной перцепции - сам образ как элемент структуры перцептивного процесса. Одна из последних идей А. Н. Леонтьева о рассмотрении образа восприятия как «ориентировочной основы поведения» принципиально важна для социальной психологии. Образ как «результат» социально-перцептивного процесса функционирует далее во всей системе взаимоотношения людей. Более того, иногда «образы» другого человека, группы, какого-либо социального явления более значимы в этих отношениях, чем сами, объекты. При восприятии сложных социальных объектов перцептивная задача поэтому особенно сложна: она состоит в том, чтобы дать одновременную оценку и объективно, и субъективно значимых характеристик этих объектов.

Характеристики же самого процесса социальной перцепции до недавнего времени оставались достаточно скудными, и своеобразный «бум» начался лишь со времени открытия явления каузальной атрибуции, что будет специально рассмотрено ниже.

Но даже учитывая и эту поправку, многие характеристики собственно социально-перцептивного процесса остаются недостаточно изученными. Это касается прежде всего таких качественных характеристик перцептивного процесса, которые в общей психологии описываются при помощи понятий «константность», «целостность», «предметность» и др. Речь не идет о полной кальке с этих понятий и переносе их в социальную психологию, но хотя бы о поиске некоторых аналогов с поправками на специфику самого процесса.

3. Третье различие подходов общей и социальной психологии к проблемам восприятия касается детерминант перцептивного процесса. В общей психологии, по крайней мере в рамках отечественной традиции, культурно-историческая (а следовательно, и социальная) обусловленность перцептивных и других психологических процессов выступает как методологический принцип. При этом конкретная социальная обусловленность восприятия (например, группой, к которой принадлежит субъект или объект) не анализируется. В социальной психологии процесс детерминации описан более подробно: сама деятельность как важнейший детерминант перцептивного процесса определена в ее конкретной форме - «совместная, групповая деятельность». Выявлены также те параметры деятельности, которые детерминируют процесс восприятия (например, уровень ее развития, иначе: теснота кооперативных связей; ее успешность или неуспешность и пр.). Также более подробно выявлены и конкретные параметры восприятия, на которые оказывает влияние совместная деятельность, т.е. их детерминирует. Это и точность восприятия, и его полнота, и его динамика по мере развития совместной деятельности, и, наконец, содержательные характеристики («набор» тех качеств другого человека, которые воспринимаются субъектом восприятия).

Не случайно поэтому, что для социально-психологического исследования перцептивных процессов гораздо более значимо, чем в общей психологии, их изучение в условиях реальной социальной группы [см. 70]. Конкретный анализ социальных детерминант перцептивного процесса - магистральное направление этого блока работ в социальной психологии.

Названные здесь различия в понимании восприятия в общей и социальной психологии свидетельствуют, что в последней восприятие в большей мере включено в спектр других познавательных процессов, а также более непосредственно связано с широким кругом «чисто» социальных проблем. Нельзя при этом сбрасывать со счетов и способность человека как существа, наделенного сознанием, хотеть одного, осознавать другое, говорить третье, а поступать как-то иначе, что было остроумно названо для социальной психологии «проблемой номер один» [см. 103].

Доказательством того, что исследования социальной перцепции вплотную приближаются к исследованиям социального познания, является огромный массив экспериментальных и эмпирических работ, посвященных отдельным сторонам этого феномена. Сюда прежде всего следует отнести многочисленные исследования таких механизмов межличностного восприятия, как роль социальных установок при формировании первого впечатления , роль стереотипов в перцептивном процессе , в том числе при межгрупповом восприятии , а также тех условий, при которых достигается понимание человека человеком. Из последних особое значение имеют механизмы идентификации и рефлексии.

Идентификация буквально означает отождествление себя с другим, уподобление ему; иногда ее определяют как умение «встать на точку зрения» другого человека. Однако в действительности механизм не так прост. Полезно различить два значения термина «понимание». В отдельных случаях понять другого человека - действительно означает сочувственно отнестись к нему (что обозначается термином «эмпатия») и принять его полностью таким, каков он есть. В данном случае уместно говорить об идентификации: ситуация другого человека при этом не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». И хотя такой способ восприятия другого человека существует, вряд ли его можно считать универсальным. В ряде реальных жизненных ситуаций «понять человека» не означает обязательно полностью принять его позицию и даже перейти на нее. Вряд ли это возможно в ситуации следователя, допрашивающего преступника, или педагога, выслушивающего объяснения ученика по поводу его прогула. «Понять» в данном случае- всего лишь принять в расчет объяснения, учесть их, но вовсе не согласиться безоговорочно с ними. «Понимание» в данном случае - гораздо более «когнитивный» процесс, чем сочувственная идентификация: в него в большей степени включены соображения, доводы, поиски аргументов и т.п.

Еще более очевидно близость процесса социального восприятия к социальному познанию проявляется при анализе рефлексии - осознания индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, воспроизведение внутреннего мира другого человека, в котором присутствует образ» партнера. В литературе неоднократно приводится изящный пример Дж. Холмса, поясняющий механизм рефлексии (рис. 3). При общении неких Джона и Генри фактически присутствует шесть позиций: Джон, каким его сотворил Господь Бог; Джон, каким он видит себя сам; Джон, каким его видит Генри. Соответственно, три такие же позиции для Генри. Понятно, что рефлексивные отношения можно было бы проследить и далее: Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и Генри, каким ему представляется его образ в сознании Джона [см. 11, с. 122-123].

Понятно, что рассогласование всех этих построенных и отраженных «образов» имеет огромное значение для взаимопонимания участников общения. Но продумывание всей этой довольно сложной цепочки есть дополнительная работа к простому построению образа: процесс социального восприятия требует здесь включения целого ряда операций, свойственных мышлению, и таким образом «обрастает» дополнительными сложностями и тем самым обогащает себя.

Аналогичные рассуждения можно провести относительно так называемых эффектов межличностного восприятия. «Гало-эффект», или «эффект ореола», означает, что при восприятии незнакомого человека образ строится не на основе непосредственно воспринятого, а встраивается в некоторую предшествующую информацию g человеке, окружающую его определенным ореолом (положительным, как правило, но, возможно, и отрицательным). Это уже очень близко к тому, что, как мы видели, в когнитивной психологии именовалось «схемой».

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления в том случае, когда имеется минимальная предварительная информация о воспринимаемом человеке: лишь некоторый набор либо позитивных, либо негативных качеств, якобы ему присущих, как правило, касающихся моральных свойств личности. Ореол выступает фильтром, через который пропускается лишь ограниченное число качеств, либо положительных, либо отрицательных, и это тоже - определенная когнитивная «работа».

С этим эффектом связаны два других - «первичности» и «новизны», обусловливающие построение образа воспринимаемого человека в зависимости от порядка предъявления информации о нем (какие качества называются вначале и какие - впоследствии). возникновение этих эффектов в полной мере анализируется уже непосредственно в психологии социального познания, поскольку ни связаны со сложной системой организации информации.

Самым же значительным эффектом, а по существу, сердцевиной межличностного восприятия является стереотипизация, то есть построение образа на основе уже существующего, устойчивого представления, например, о членах определенной социальной или этнической группы. Так, ярко выраженные профессиональные черты v носителя какой-либо профессии («все бухгалтеры - педанты») рассматриваются как черты, присущие всем представителям данной профессии, и т.п. Стереотипизация в процессе восприятия человеком человека может иметь два различных следствия. С одной стороны, она упрощает процесс построения образа другого человека, сокращает необходимое на это время. С другой - при включении этого механизма может произойти сдвиг в сторону какой-либо оценки воспринимаемого человека и тогда это порождает предубеждение или, напротив, переоценку реальных свойств объекта восприятия. Особое значение стереотипы имеют в области межэтнических отношений [см. 88; 90]. Хотя феномен описан в многочисленных исследованиях по социальному восприятию, его изучение занимает большое место и в работах по социальному познанию, где вся проблематика, связанная с процессом стереотипизации, значительно обогащается.

Характеристики наблюдателя и наблюдаемого

От социальных аспектов восприятия непосредственно зависит то, как мы воспринимаем и познаем друг друга и в данном случае большое влияние на восприятие оказывают характеристики наблюдателя и наблюдаемого.

Общие четыре характеристики во многом влияют на то, как человек воспринимает других в среде своего обитания:

1. Понимание самого себя облегчает ясное понимание других.

2. Черты собственной личности влияют на восприятие тех черт, которые, скорее всего, усматриваешь в других.

3. Люди, которые находятся в ладу с собой, скорее могут увидеть положительное в других

4. Точность в наблюдении за другими - это многофакторный навык.

Следует также отметить определенные характеристики наблюдаемой личности, влияющие на социальное восприятие:

1. Статус наблюдаемого оказывает серьезное влияние на восприятие его другими.

2. Наблюдаемая личность для упрощения процесса восприятия наблюдателем обычно расписывается по категориям. Обычно к ним относятся статус наблюдаемого и его роль.

3. Видимые черты наблюдаемого сильно влияют на его восприятие другими.

Члены организации должны понимать, что их восприятие во многом определяется как их собственными особенностями, так и свойствами других людей. Существует множество сложных факторов, влияющих на социальное восприятие. Однако первичные факторы коренятся в таких психологических процессах, как атрибуция, а также в проблемах, связанных со стереотипизациеи и эффектом «ореола».

Атрибуция

Атрибуция описывает, как люди объясняют свое поведение и поведение других людей. Это процесс, в ходе которого люди приходят к выводам о факторах, оказавших влияние на поведение или делающих это поведение осмысленным. Применительно к социальному восприятию, атрибуция представляет собой поиск причин (атрибутов) при объяснении поведения других людей или самого себя, и имеют место два характерных вида атрибуции. Во-первых, это предрасположенная атрибуция, которая объясняет поведение личности внутренними факторами, такими, как черты характера, мотивация или способности. Во-вторых, это ситуационная атрибуция, которая объясняет поведение внешними факторами, такими, как подготовка или социальное влияние.

Например, в случае если выдающиеся трудовые показатели рабочего приписываются таким внешним факторам, как новый станок или технология, то его восприятие и последующее отношение будут одним. Если же эти показатели будут ассоциироваться с такими чертами личности, как способности и настойчивость, то отношение будет другим. То же справедливо и в отношении причин собственного поведения. Восприятие и, соответственно, отношение будут отличаться в зависимости от вида атрибуции - внутренней или внешней. Другими словами, вид причинной (казуальной) атрибуции во многом определяет восприятие.



Стереотипизация

Термин«стереотип» отражает тенденцию воспринимать другого человека через его принадлежность к определенному классу или категории. В соответствии с теорией атрибуции стереотип также предполагает общее согласие относительно приписываемых человеку черт, а также существование несоответствия между приписываемыми и реальными характеристиками. В частности, он используется для анализа предрассудков.

Например, одно классическое исследование показано, что люди воспринимают других и оцениваются со стороны в зависимости от того, относят их к категории менеджеров или к членам профсоюза. Так, 74% лиц из группы менеджеров использовало слово «честный» при оценке г-на А, когда он был представлен как менеджер, однако это слово было использовано лишь в 50% случаев, когда его представили как представителя профсоюза.

Эффект «ореола»

Эффект «ореола» часто рассматривается в анализе процесса оценки деятельности, когда рейтинг личности оцениваемого и/или его работы в целом выставляется ошибочно, исходя из какой-либо одной характерной черты, например интеллекта, внешности, надежности или склонности к сотрудничеству. Какой бы ни была эта характерная черта, она может перекрыть все другие при составлении впечатления о личности.

Например, внешность человека ил и его одежда могут перевесить все его прочие характеристики при отборе или оценке его деятельности.

Современные представления об эффекте «ореола», можно суммировать следующим образом:

1. Эффект является распространенной ошибкой при выставлении оценки.

2. Эффект основан как на истинных, так и на иллюзорных составляющих процесса восприятия.

3. Эффект приводит к возникновению необоснованной связи между основными свойствами и обусловлен влиянием обшей оценки и особых суждений.

4. Эффект имеет негативные последствия, и его следует избегать или устранять. Например: воздействие эффекта «ореола» на восприятие работников компании, которая находилась под внешним управлением (при прохождении процедуры банкротства). Несмотря на то, что компания платила относительно высокую зарплату, предоставляла прекрасные условия труда и приемлемое руководство, служащие не воспринимали эти благоприятные факторы. Ощущение нестабильности и неуверенности создавало негативный эффект «ореола» и доминировало над оплатой и условиями труда. Результаты этого исследования подтверждают, что, когда имеется один значимый «гнилой» показатель, он может испортить целую «бочку» других характеристик.

Преодоление таких проблем восприятия, как стерсотипизация и эффект «ореола», по-прежнему остается важны, для эффективного управления человеческими ресурсами.

Перцепция (это слово означает «восприятие» в переводе с латыни) - это когнитивный процесс активного прямого отображения человеком разнообразных объектов, явлений, событий и ситуаций. Если же подобное познание направлено на социальные объекты и эффекты, то такое явление называется социальная перцепция. Разнообразные механизмы социальной перцепции ежедневно можно наблюдать в повседневной жизни.

Описание

Упоминания о таком психологическом явлении, как перцепция, встречались ещё в античном мире. Большой вклад в развитие этого понятия внесли философы, физики, физиологи и даже деятели искусства. Но наибольшее значение этому понятию придаётся в психологии.

Перцепция - это важнейшая психическая функция познания, проявляющаяся в виде сложного процесса получения и преобразования чувственной информации. Благодаря перцепции индивид составляет цельный образ объекта, который воздействует на анализаторы. Другими словами, перцепция - это форма сенсорного отображения. Это явление включает в себя такие характеристики, как выявление отдельно взятых признаков, корректное выделение информации, формирование и точность сенсорного образа.

Перцепция всегда связана с вниманием, логическим мышлением, памятью. Она всегда зависит от мотивации и обладает определённой эмоциональной окраской. К свойствам любого вида перцепции причисляют структурность, предметность, апперцептивность, контекстность и осмысленность.

Изучение этого явления интенсивно ведут не только представители разных отраслей психологии, но и физиологи, кибернетики, а также другие учёные. В своих дифференциальных исследованиях они широко используют такие методы, как эксперимент, моделирование, наблюдение, эмпирический анализ.

Понимание того, что собой представляют функции, структура, а также механизмы социальной перцепции, имеет для психологии не только общее, но и практическое значение. Большую роль это явление играет при создании информационных систем, в художественном конструировании, в спорте, педагогической деятельности и многих других сферах деятельности человека.

Факторы

Перцептивные факторы бывают как внутренними, так и внешними. К внешним факторам относят интенсивность, размер, новизну, контрастность, повторяемость, движение, а также узнаваемость.

К внутренним факторам относят:


Взаимодействие с социумом посредством восприятия

Ещё одним понятием, широко применяющимся в психологии и смежных с ней науках, является такая разновидность нашего восприятия, как социальная перцепция. Так называют оценивание и понимание человеком других людей и самого себя, а также иных социальных объектов. К таким объектам могут относиться разнообразные группы, социальные сообщества. Данный термин появился в 1947 г., а ввёл его психолог Д. Брунер. Появление этого понятия в психологии позволило учёным совсем иначе посмотреть на задачи и проблемы человеческого восприятия.

Люди - существа социальные. В течение жизни любой человек контактирует с другими людьми огромное количество раз, формируя разнообразные межличностные взаимоотношения. Отдельные группы людей также образуют тесные связи. Поэтому каждый человек оказывается субъектом огромного количества самых разных взаимоотношений.

Позитивное либо негативное отношение к окружающим людям напрямую зависит от нашего восприятия, а также от того, как мы оцениваем своих партнёров по общению. Обычно во время коммуникации мы оцениваем сначала внешность, а затем уже поведение партнёра. Вследствие этой оценки у нас формируется определённое отношение, делаются предварительные предположения о психологических качествах собеседника.

Социальная перцепция может проявляться в нескольких формах. Так, в большинстве случаев, социальной перцепцией называют восприятие самим человеком. Любой индивид воспринимает самого себя, а также свою либо чужую группировку. Также существует восприятие членами группы. Сюда относят восприятие в границах своего сообщества либо членов чужой группировки. Третья разновидность социальной перцепции - групповое восприятие. Группа может воспринимать как своего человека, так и членов чужого сообщества. Последний вид социальной перцепции рассматривает восприятие одной группой чужой группировки.

Сам процесс такой перцепции можно изобразить в виде оценочной деятельности. Мы оцениваем психологические особенности человека, его внешний облик, действия и поступки. В результате мы складываем о наблюдаемом определённое мнение, формируем чёткое представление о его возможных поведенческих реакциях.

Механизмы

Перцепция всегда является процессом прогнозирования чувств и поступков окружающих людей. Для полного понимания этого процесса требуется знание особенностей функционирования её механизмов.

Механизмы социальной перцепции показаны в следующей таблице:

Название Определение Примеры
Стереотипизация Стойкий образ либо же представление о людях, явлениях, который свойственен всем представителям одной социальной группы Многие считают, что немцы - страшные педанты, военные отличаются прямолинейностью, а красивые люди часто бывают самовлюблёнными
Идентификация Интуитивное отождествление и познание личности либо группы в ситуациях непосредственной или опосредованной коммуникации. При этом возникает сравнение либо сопоставление внутренних состояний партнёров Люди делают предположения о состоянии психики партнёра, пытаясь мысленно стать им самим
Эмпатия Эмоциональное сопереживание другим, способность понимать другого человека посредством оказания эмоциональной поддержки и вживания в его переживания Этот механизм считается необходимым условием для успешной работы психотерапевтов, врачей и учителей
Рефлексия Самопознание путём взаимодействия с другим человеком. Оно становится возможным благодаря способности индивида представлять себе то, как его видит партнёр по коммуникации Представим себе диалог гипотетических Саши и Пети. В такой коммуникации участвуют не менее 6 "ролей": Саша, какой он есть; Саша, каким он видит себя сам; Саша, каким его видит Петя. И эти же роли со стороны Пети
Аттракция Познание другого человека, основанное на стойком позитивном чувстве. Благодаря аттракции люди не только учатся понимать партнёра по коммуникации, но и формируют насыщенные эмоциональные взаимоотношения Психологи выделяют такие виды этого перцептивного механизма: любовь, симпатия и дружба
Каузальная атрибуция Это процесс прогнозирования поступков и чувств окружающих людейНе понимая чего-то, человек начинает приписывать своё поведение, Не понимая чего-то, человек начинает приписывать своё поведение, чувства, свойства личности, мотивы другим людям

Особенность межличностного познания состоит в том, что оно учитывает не только разнообразные физические особенности, но и особенности поведения. Если субъект такого восприятия участвует в коммуникации активно, то он устанавливает согласованное взаимодействие с партнёром. Поэтому социальная перцепция сильно зависит от мотивов, эмоций, мнений, предубеждений, установок и пристрастий обоих партнёров. В социальной перцепции обязательно также присутствует субъективное оценивание другого человека.

Зависит ли наше восприятие от социума?

В межличностной перцепции существуют разнообразные половые, классовые, возрастные, профессиональные, индивидуальные различия. Известно, что маленькие дети воспринимают человека по внешности, обращая особенное внимание на его одежду, а также на наличие специальной атрибутики. Ученики также сначала оценивают учителей по их внешнему виду, а вот педагоги воспринимают учеников по их внутренним качествам. Подобные различия встречаются у руководителей и подчинённых.

Важное значение для перцепции имеет также профессиональная принадлежность. К примеру, педагоги воспринимают людей по умению вести разговор, а вот, скажем, тренер обращает внимание на анатомию человека, а также на то, как он двигается.

Социальная перцепция сильно зависит от предыдущей оценки нашего объекта восприятия. В интересном эксперименте фиксировались преподавательские оценки 2 групп учеников. Первая группа состояла из «любимых», а вторая - из «нелюбимых» учеников. Причём «любимые» дети специально делали ошибки при выполнении задачи, а «нелюбимые» решали её правильно. Однако учитель, невзирая на это, положительно оценивал «любимых» и отрицательно - «нелюбимых» детей. Приписывание любых характеристик всегда осуществляется по такой модели: людям с отрицательной характеристикой приписываются негативные поступки, а положительным людям - хорошие.

Первое впечатление

Психологи выяснили, какие факторы вызывают наиболее сильное впечатление в процессе возникновения социальной перцепции. Оказалось, что обычно люди обращают внимание сначала на причёску, потом на глаза, а затем - на выражение лица незнакомца. Поэтому если вы будете радушно улыбаться своим собеседникам при знакомстве, то они воспримут вас дружелюбно и будут более позитивно настроены.

Есть 3 основных фактора, влияющих на то, как формируется первое мнение о каждом человеке: это отношение, привлекательность и превосходство.

«Превосходство» наблюдается тогда, когда личность, в чём-то превосходящая конкретного человека, оценивается намного выше и по остальным характеристикам. Происходит глобальный пересмотр оцениваемой личности. Причём, сильнее всего на этот фактор влияет неуверенное поведение наблюдателя. Поэтому в экстремальной
ситуации практически все люди способны доверять тем, к кому ранее и близко не подошли бы.

«Привлекательность» объясняет особенности перцепции для привлекательного по своим внешним данным партнёра. Ошибка перцепции здесь в том, что привлекательную внешне личность окружающие люди часто сильно переоценивают по её социальным и психологическим свойствам.

«Отношение» рассматривает восприятие партнёра в зависимости от нашего отношения к нему. Ошибка перцепции в этом случае заключается в том, что мы склонны переоценивать тех, кто хорошо относится к нам либо разделяет наше мнение.

Как развить перцептивные навыки

Д. Карнеги считает, что взаимная сильная симпатия и эффективное дружеское общение возникают благодаря обычной улыбке. Поэтому для развития перцептивных навыков он предлагает, прежде всего, научиться правильно улыбаться. Для этого надо ежедневно выполнять перед зеркалом специально разработанные этим психологом упражнения. Мимика даёт нам настоящую информацию о переживаниях человека, поэтому научившись управлять своей мимикой, мы совершенствуем навыки социальной перцепции.

Чтобы научиться различать эмоциональные проявления и развивать навыки социального восприятия, также можно использовать методику Экмана. Этот метод заключается в выделении на человеческом лице 3 зон (нос с областью вокруг него, лоб с глазами, рот с подбородком). Проявление 6 ведущих эмоциональных состояний (к ним относятся радость, гнев, удивление, страх, отвращение и грусть) отмечается в этих зонах, что позволяет каждому человеку распознавать и расшифровывать мимические проявления другого человека. Эта перцептивная методика получила широкое распространение не только в обычных ситуациях коммуникации, но и в психотерапевтической практике взаимодействия с патологическими личностями.

Итак, перцепция - это сложнейший механизм психологического взаимодействия человека и воспринимаемого им объекта. Это взаимодействие происходит под влиянием огромного количества факторов. Характеристиками перцепции выступают возрастные особенности, жизненный опыт человека, специфические эффекты, а также разнообразные личностные свойства.

Перцепция – латинское слово, означающие восприятие, которое используется для описания когнитивных процессов, что тесно взаимосвязаны с отображением различных жизненных ситуаций, явлений или объектов. В том случае, когда подобное восприятие направлено на социальные сферы, для характеристики этого явления используется термин «социальная перцепция». Каждый человек, ежедневно сталкивается с проявлениями социальной перцепции. Давайте разберем различные психологические механизмы социальной перцепции.

Перцепция, в переводе с латинского (perceptio), означает «восприятие»

Понятие социальной перцепции берет свое начало со времен античного мира. Многие философы и деятели искусства того времени внесли немалый вклад в формирование этой сферы. Также следует отметить, что данное понятие имеет важное значение в сфере психологии.

Перцепция – является одной из важных функций в психическом восприятии, что проявляется в виде процесса, имеющего сложную структуру. Благодаря этому процессу человек не только получает различную информацию от органов чувств, но и преобразовывает её. Воздействие на различные анализаторы приводит к формированию цельных образов в сознании индивида. Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что перцепция характеризуется как одна из форм сенсорного воспроизведения.

Перцепция основывается на характеристике отдельных признаков, которые помогают сформировать информацию на основе точных сенсорных образов.

Рассматриваемая когнитивная функция тесно взаимосвязана с такими навыками, как память, логическое мышление и концентрация внимания. Данное понятие зависит от силы влияния жизненных стимулов, которые наделены эмоциональным окрасом. Перцепция состоит из таких структур, как осмысленность и контекстность.

Перцепция активно изучается представителями различных сфер, включая психологов, кибернетиков и физиологов. Во время дифференциальных экспериментов используются различные методики, включая моделирование разных ситуаций, эксперименты и эмпирическую форму анализа. Понимание механизма работы социальной перцепции имеет важное значение в сфере практической психологии. Именно этот инструмент выступает в роли фундамента при разработках различных систем, затрагивающих сферу человеческой деятельности.


Социальная перцепция изучает манеры поведения между личностями с разными уровнями развития

Влияние перцептивных факторов

Перцептивные факторы подразделяются на две категории: внешнее и внутреннее воздействие. Среди внешних факторов следует выделить такие критерии, как движение, количество повторений, контраст, размер и глубину проявления. Среди внутренних факторов, специалисты выделяют следующие:

  1. Стимул – мотивация достижения целей, которые имеют высокую важность для индивида.
  2. Установка восприятия индивида – попадая в определенные жизненные ситуации, человек основывается на ранее полученном опыте.
  3. Опыт – различные пережитые жизненные трудности, оказывают влияние на восприятие окружающего мира.
  4. Индивидуальные особенности восприятия – в зависимости от типа личности (оптимизм или пессимизм), человек воспринимает одни и те же жизненные трудности в позитивном или неблагоприятном свете.
  5. Восприятие собственного «Я» - все происходящие события в жизни человека, оцениваются на основе личностной призмы восприятия.

Влияние психологического восприятия на взаимодействие с социумом

Социальная перцепция в психологии - это термин, использующийся для описания процесса оценивания и понимания индивидуумом окружающих людей, собственной личности или социальных объектов . Подобные объекты состоят из социальных обществ и различных групп. Рассматриваемый термин начал использоваться в психологии в сороковые года прошлого столетия. Впервые это понятие было использовано американским психологом Джеромом Брунером. Благодаря труду этого ученого, исследователи получили возможность рассмотреть различные проблемы, связанные с восприятием окружающего мира под другим углом.

Каждому человеку присуща социальность. На протяжении всего своего жизненного пути, человек выстраивает коммуникативные связи с окружающими людьми. Формирование межличностных взаимоотношений приводит к образованию отдельных групп, что связаны одним мировоззрением или схожими интересами. Исходя из этого, можно сказать о том, что человек как личность, участвует в различных видах взаимоотношений между людьми. Характер отношения к социуму зависит от степени личностного восприятия и того, как человек оценивает окружающих людей. На начальном этапе построения коммуникативной связи происходит оценивание внешних качеств. Вслед за внешностью, оценивается модель поведения собеседника, что позволяет сформировать определенный уровень отношений.

Именно на основе вышеперечисленных качеств составляется образ восприятия окружающих людей. Социальная перцепция имеет множество форм проявления. В большинстве случаев, этот термин применяется для характеристики личностного восприятия. Каждый человек воспринимает не только собственную личность, но и социальную группу, в которую он входит. Помимо этого, существует форма восприятия, которая характерна только для участников таких групп. Именно восприятие, основывающееся на рамках социальной группы, является второй формой проявления перцепции. Последняя форма перцепции является групповым восприятием. Каждая группа воспринимает как собственных членов, так и участников других групп.


Поведенческие реакции формируются на основе социальных стереотипов, знание которых объясняет модели коммуникации

Функции социальной перцепции заключается в оценке деятельности окружающих людей. Каждый индивид подвергает тщательному анализу индивидуальные особенности темперамента окружающих, их внешнюю привлекательность, образ жизни и поступки. На основе этого анализа формируется представление об окружающих людях и их манере поведения.

Механизм социальной перцепции

Социальная перцепция – процесс, на основе которого осуществляется прогноз модели поведения и реакции социума в различных жизненных условиях. Представленные ниже механизмы межличностной перцепции позволяют изучить тонкость этого процесса:

  1. Аттракция – изучение окружающих людей, которое основывается на позитивном восприятии. Благодаря этому механизму, люди получают способность близко взаимодействовать с окружающими, что оказывает положительное влияние на формирование чувственных взаимоотношений. Ярким примером этой функции является проявление любви, симпатии и дружеских чувств.
  2. Идентификация – этот механизм используется в качестве интуитивного изучения личности на основе моделирования различных ситуаций. Основываясь на собственных убеждениях, человек производит анализ внутреннего состояния окружающих. Пример: при выдвижении предположений о состоянии собеседника, человеку свойственно мысленно представлять себя на его месте.
  3. Казуальная атрибуция – является механизмом создания прогноза поведения окружающих, основываясь на особенностях собственной личности. Когда человек сталкивается с непониманием мотивов поступков окружающих, он начинает прогнозировать модель поведения других людей, основываясь на собственных чувствах, стимулах и других индивидуальных свойствах.
  4. Рефлексия – механизм самопознания, основывающийся на взаимодействии в социуме. Данный «инструмент» базируется на навыках представления собственной личности, «глазами» собеседника. В качестве примера следует представить себе диалог Васи и Паши. В этом виде коммуникации принимают участие как минимум шесть «личностей»: личность Васи, его представление о собственной личности и представление личности Васи глазами Паши. Точно такие же образы воссоздаются в сознании Паши.
  5. Стереотипизация – механизм создания устойчивого образа окружающих людей и явлений. Важно отметить, что подобные образы имеют особенности в зависимости от социальных факторов. В качестве примера стереотипизации можно привести устойчивое представление о том, что большинство внешне привлекательных людей склонны к нарциссизму, представители Германии отличаются педантичностью, а работники силовых ведомств думают прямолинейно.
  6. Эмпатия – способность эмоционального сочувствия, оказание психологической поддержки и участие в жизни окружающих людей. Данный механизм является ключевым навыком в работе специалистов из области психологии, медицины и педагогики.

Инструменты, которыми пользуется социальная перцепция, обеспечивают налаживание коммуникации между личностями

Вышеперечисленные виды познания личности окружающих, основываются не только на физических особенностях человека, но и нюансов модели поведения. Построению тесных коммуникативных связей способствует участие в беседе обоих партнеров. Социальная перцепция находится в зависимости от стимулов, чувств и образа жизни каждого из участников межличностных взаимоотношений. Важной составляющей этой когнитивной функции является субъективный анализ окружающих индивидов.

Важность первого впечатления

Углубленное изучение социальной перцепции позволило выявить ключевые факторы, которые оказывают влияние на силу впечатлений о человеке. По словам специалистов, во время знакомства большинство людей уделяют повышенное внимание прическе, глазам и мимике. Основываясь на этом, можно сказать, что дружелюбная улыбка во время знакомства воспринимается как знак радушия и позитивного настроя.

Существует три главных момента, которые являются определяющими в процессе формирования первых впечатлений о новой личности. К таким факторам специалисты относят степень превосходства, привлекательности и отношения.

  1. «Превосходство» наиболее остро выражено в той ситуации, когда личность конкретного индивида в чем-то превосходящая, воспринимается как доминантная и в других сферах. На этом фоне наблюдается глобальное изменение в оценке собственных качеств. Важно обратить внимание, что влиянию «превосходства окружающих» более подвержены люди с низкой самооценкой. Именно этим объясняется тот факт, что в критических условиях люди высказывают доверие тем, к кому ранее относились негативно.
  2. «Привлекательность», являющаяся особенностью социальной перцепции – фактор, на основе которого анализируется степень привлекательности окружающих. Главная ошибка подобного восприятия заключается в том, что уделяя повышенное внимание внешним качествам, человек забывает об анализе психологических и социальных особенностей окружающих.
  3. «Отношение» основывается на восприятии человека, в зависимости от отношения в сторону его личности. Негативный эффект подобного восприятия основывается на том, что при хорошем отношении и разделении жизненной позиции, человек начинает переоценивать положительные качества окружающих.

Эффект первичности в социальной перцепции проявляется при первом знакомстве

Методика развития перцептивного восприятия

По мнению известного психолога Дейла Карнеги, для вызова симпатии у окружающих достаточно простой улыбки. Именно поэтому, желая построить прочную коммуникативную связь с окружающими, следует научиться правильной улыбке. На сегодняшний день существует множество психологических приемов для развития мимических жестов, которые помогают усилить передачу испытываемых эмоций. Управление собственной мимикой позволяет не только улучшить качество социальной перцепции, но и получить возможность лучше понимать окружающих.

Одной из самых действенных методик развития навыков социального восприятия является практика Экмана. Основой этого метода является концентрация внимания на трех зонах человеческого лица. К таким зонам относятся лоб, подбородок и нос. Именно эти зоны лучше всего отображают такие эмоциональные состояния, как чувство гнева, страха, отвращения или грусти.

Умение анализировать мимические жесты позволяет расшифровать чувства, которые испытывает собеседник. Данная практика получила широкое распространение в сфере психологии, благодаря чему, специалист получает возможность построить коммуникативную связь с лицами, имеющими психические нарушения.

Перцепция – является сложным механизмом психического восприятия человека. Качество работы этой системы зависит от множества различных внешних и внутренних факторов. К таким факторам относятся особенности возраста, имеющийся опыт и индивидуальные черты личности.

Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Термин социальная перцепция, т.е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Дж. Брунером. Назвав восприятие «социальным», он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Брунер провел целую серию экспериментов по изучению восприятия и показал, что восприятие как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов. Социальная значимость или незначимость объекта может восприниматься неадекватно. Так, к примеру, дети из бедных семей воспринимали размеры монеток больше их реальных размеров, а дети из богатых семей - наоборот, меньше. Такой же деформации подвергаются и образы людей (эксперимент П. Уилсона по определению роста человека, которого последовательно представляли в разных студенческих аудиториях как лаборанта, преподавателя, доцента, профессора: чем выше становится его социальный статус, тем более высоким он воспринимался).

Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Как было сказано выше, под восприятием в психологии общения понимается целостный образ другого человека, формирующийся на основе оценки его внешнего вида и поведения, а также понимания партнера по общению.

В процессе общения приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы.

Психологические исследования показали, что в основе восприятия не знакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором - механизмов межличностного общения.

К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группе.

Очень важно для правильного понимания роли стереотипа в восприятии то обстоятельство, что любой социальный стереотип - это порождение и принадлежность к группе людей, и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе.

Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы - представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочности славянских душ.

Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько точным является первое впечатление, совсем не прост.

С одной стороны, почти каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: некоторые психологические особенности, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем больше люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто «воспринимать» другого. Образ партнера, который создается при знакомстве, - это регулятор последующего поведения, он необходим, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем общаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные «техники» общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики - это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляются вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия обусловлены, в частности, действием некоторых факторов: превосходства, привлекательности и отношения к нам.