Системный подход и общая теория систем. Профессиональное программирование


Название : Теория организации. Системный подход: Учебник
Автор : Истомин Е.П., Соколов А.Г.
Издательство : Андреевский издательский дом
Год : 2009
ISBN : 978-5-902894-20-9
Страниц : 315
Язык : русский
Качество : отсканированные страницы
Формат : pdf
Размер : 72,4 Мб

В учебнике раскрываются вопросы исследования организации как сложного социального образования - социально-экономической системы, обладающей упорядоченной внутренней структурой, многообразием связей между элементами, включая человеческие отношения, требующей некоторых специфических методов и подходов. Организация рассматривается и исследуется с применением системного, структурного, функционального, процессного, поведенческого, информационного и ситуационного подходов.
Учебник разработан с учетом требований государственных образовательных стандартов и предназначен для студентов высших учебных заведений экономических и неэкономических специальностей, может быть использован в качестве методического материала при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров в сфере управления, а также в научной и практической деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

1.1. Общие понятия теории систем
1.2. Организации как система
1.3. Теория организации в системе наук
1.4. Эволюция взглядов на организацию
2. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Сложность организации
2.2 Формализация
2.3. Соотношение «централизация / децентрализация»
2.4. Основные вилы организационных структур
3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
3.1. Принятие решений в организациях
3.2. Координация
3.3. Организационные коммуникации
3.4. Организационная эффективность
4. ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
4.1. Основная и обеспечивающая деятельность компании
4.2. Правила выделения процессов в организации
4.3. Система управления бизнес-процессами
4.4. Современные методики описания бизнес-процессов
4.5. Реинжиниринг
5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ
5.1. Руководитель - менеджер лидер
5.2. Организационная культура
5.3. Межгрупповые отношения в организации
5.4. Доверие в организациях
6. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ
6.1. Диагностика и анализ ситуаций
6.2. Модели ситуационного подхода к организации
6.3. Формы организации в России
6.4. Интеграция организаций
6.5. Организационные изменения и развитие
7 ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ
7.1. Влияние информационных систем на организацию
7.2. Информация в организации
7.3. Создание и внедрение информационных систем
7.4. Роль информационных систем в деятельности организаций
7.5. Электронный бизнес и электронная коммерция
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИКУМ ПО ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

П1. Общие рекомендации по изучению курса
П2. Методические рекомендации
П3. Темы практических занятий
П4. Материалы для внедрения в процесс обучения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Через систему связей оказывают влияние на состояние остальных, поэтому поддержание баланса и гармонии между ними составляет главную задачу менеджмента. 2. Современное представление о системном подходе Итак, системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. ...

К управлению; 2. обоснование факторов и условий эффективного функционирования системного подхода; 3. Разработка научно-практических рекомендаций. Объектом курсовой работы является организация, предметом – системный подход в управлении организации. Методологической базой служили труды отечественных и зарубежных специалистов в области управления, таких как М. Х. Мескон, М. ...

... «Минскмебель» прошли, и сегодня в условиях конкурентной борьбы основным становится умелая реклама и постоянные серьезные маркетинговые исследования рынка. 3. Развитие системного подхода в управлении ООО «Минскмебель» Применение системного подхода в менеджменте позволяет увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешней средой. При этом необходимо...

В американской психологии возник в начале XX в. и стал предметом внимания менеджеров, которых особенно интересовали вопросы реакции работников на различные стимулы к труду. Со второй половины 30-х гг. школа человеческих отношений дополнилась поведенческими концепциями. Вклад в развитие этой концепции внесли американские ученые Абрахам Маслоу (1908-1970) и Дуглас Мак-Грегор (1906-1964). А. Маслоу...





















1 из 20

Презентация на тему: Системный подход к управлению

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Системный подход к управлениюПодход к управлению как к системе Системы – больше, чем просто концепция. Это:способ интеллектуальной жизни;мироощущение;понятие о природе реальности и о том, как ее исследовать.«Традиционное» мышление: Анализ → СинтезСистемное мышление: Синтез → Анализ

№ слайда 3

Описание слайда:

Основные системные понятия Система (греч.) - целое, составленное из частей; некоторое множество элементов, объединенное для достижения цели.Элемент – наименьшее звено в структуре системы, внутреннее строение которого не рассматривается на выбранном уровне анализа.Связи – это то, что соединяет элементы и свойства системы в целое.Структура системы – совокупность элементов и связей между ними, которые определяют организацию объекта как целостную систему.

№ слайда 4

Описание слайда:

Основные системные понятия Подсистема – система входящая в рассматриваемую систему.Надсистема – система включающая в себя рассматриваемую систему.Внешняя среда системы – система, состоящая из элементов, не принадлежащих рассматриваемой системе.Сигнал – информация о состоянии элемента.Сообщение – совокупность сигналов.Входы системы – элементы системы, к которым приложены входные воздействия или на которые поступают входные сигналы.Выходы системы – элементы системы, которые осуществляют воздействие или передают сигнал в другую систему.

№ слайда 5

Описание слайда:

Важнейшие свойства систем 1. Взаимосвязь среды и системы.2. Целостность."Целое, мыслимое как многое"Примат целого: не элементы составляют целое, а наоборот, целое порождает при своем членении элементы.Роль элементов – обеспечение функционирования целого.Каждый элемент может рассматриваться только в его связи с другими элементами.Функционирование системы не может быть сведено к функционированию отдельных элементов.3. Целенаправленность – система имеет цели своего развития и движется в направлении достижения этих целей.4. Информационность. Для функционирования системы необходимо наличие каналов связи и наполненность их сигналами.

№ слайда 6

Описание слайда:

Важнейшие свойства систем 5. Неаддитивность – система не равна сумме подсистем в нее входящих. n nС ≠ Σ ПСi или С = Σ ПСi + Δ , i=1 i=16. Обособленность – относительная изолированность, автономность систем (наличие границы).7. Устойчивость – способность системы парировать действие внешних воздействий и сохраняться (отклонения в малом).8. Неопределенность. 8.1 Принципиальная неопределенность 8.2 Неполная наблюдаемость.9. Эмерджентность – целевые функции отдельных подсистем, как правило, не совпадают с целевой функцией самой системы.

№ слайда 7

Описание слайда:

Важнейшие свойства систем 10 Синергетичность – однонаправленность действий в системе которая приводит к усилению (умножению) конечного результата.11. Бесконечность – невозможность полного познания и всестороннего представления систем конечным множеством описаний.12. Иерархичность (вложенность).13. Непрерывность функционирования – система существует пока функционирует.14. Способность к саморазвитию – усложнение системы, увеличение ее внутреннего многообразия. Источник саморазвития – непрерывный процесс возникновения и разрешения противоречий.15. Управляемость – сознательная организация целенаправленного функционирования системы и ее элементов.16. Совместимость – все элементы должны обладать свойством "сродства", взаимноприспособляемости, взаимоадаптивности.

№ слайда 8

Описание слайда:

Выводы: Если каждую рассматриваемую отдельно часть системы, заставить работать с максимальной эффективностью, система в целом не будет функционировать настолько эффективно, насколько это возможно.Эффективность системы зависит не столько от работы элементов по отдельности, сколько от их взаимодействий.Сумма наилучших решений по отдельным частям, не будет наилучшим решением для целого.

№ слайда 9

Описание слайда:

Законы развития систем(по Г.С. Альтшуллеру) 1. Законы статики. Определяют начало жизни систем, возникающих как единое целое посредством синтеза из частей.1.1 Закон полноты частей системы. Необходимым условием жизнеспособности системы является наличие и минимальная работоспособность ее основных частей.1.2 Закон проводимости системы. Необходимым условием жизнеспособности системы является сквозной проход затрат и результатов по всем ее частям.1.3 Закон согласования ритмики частей системы. Необходимым условием жизнеспособности системы является согласование ритмики всех ее частей.

№ слайда 10

Описание слайда:

Законы развития систем(по Г.С. Альтшуллеру) 2. Законы кинематики. Определяют развитие систем независимо от конкретных экономических, физических и прочих факторов.2.1 Закон увеличения степени идеальности систем. Развитие всех систем идет в направлении увеличения степени идеальности, т.е. совершенствование системы проявляется в постоянном уменьшении затрат на единицу полезного эффекта.Идеальная система – та, которой нет, но функции ее выполняются.2.2 Закон неравномерности развития частей системы. Развитие частей системы идет неравномерно; чем сложнее система, тем неравномернее развитие ее частей.2.3 Закон перехода в надсистему. Исчерпав возможности развития, система включается в надсистему в качестве ее части; при этом развитие идет на уровне надсистемы.

№ слайда 11

Описание слайда:

Законы развития систем(по Г.С. Альтшуллеру) 3. Законы динамики. Характеризуют развитие систем под действием конкретных технических, физических, организационных, экономических и прочих факторов.3.1 Закон перехода на микроуровень. Развитие основных элементов системы идет сначала на макро-, а затем на микроуровнях. Это значит, что сначала основные вопросы развития организации решаются на верхних уровнях управления, а затем частично передаются на более низкие уровни.3.2 Закон увеличения степени предприимчивости. Развитие систем идет в направлении увеличения их предприимчивости, т.е. системы несамостоятельные или малосамостоятельные становятся более самостоятельными с более выраженной индивидуальностью.

№ слайда 12

Описание слайда:

Типы систем и моделей 1. Детерминированные – системы и модели, которые ни сами в целом, ни их части не являются целенаправленными (например, механизм, растение …). Пример использования: Корпорация - Механизм2. Анимационные (одушевленные) – системы и модели, которые в целом, преследуют некоторые цели, а их части являются нецеленаправленными (например, животные (включая людей)).Пример использования: Корпорация - Организм3. Социальные (общественные) – системы и модели, в которых как их части, так и они в целом являются целенаправленными (например, корпорация, нация …).Пример использования: Корпорация – Союз личностей

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

Некоторые законы систем(«для бизнеса») Закон С. Бира: улучшение работы отдельных элементов не приводит к улучшению функционирования системы в целом.Золотое правило менеджмента: «Не ремонтируй то, что хорошо работает» («Лучшее враг хорошему»).Закон фон Берталанфи (з-н эквифинальности) – некое конечное состояние открытой системы не зависит от ее исходного состояния и определяется особенностями протекающих внутри процессов и характером ее взаимодействия со средой. («Мы рождаемся равными, но не одинаковыми». В одной и той же семье может врасти святой и разбойник.) Для открытых систем всегда существует не один, а множество путей достижения одного и того же результата. Выводы:всегда существует несколько вариантов правильного решения;задача менеджера не придумать что-то новое, а представить себе в достаточно полном объеме все решения и выбрать наиболее подходящее;наиболее короткий путь решения не всегда самый быстрый;быстрое достижение результата не всегда самое эффективное.

№ слайда 18

Описание слайда:

Некоторые законы систем(«для бизнеса») Закон необходимого многообразия (принцип Р. Эшби) – только многообразие способно поглотить многообразие. Смысл – для поддержания системы в управляемом состоянии, необходимо, чтобы на случай любого внешнего воздействия, способного вывести систему из равновесия, существовала бы реакция, возвращающая систему в желаемое состояние. Ловушка – нормы реагирования на позитивные воздействия. (Российский менталитет – на хорошее никто не рассчитывает, поэтому наши семьи и организации скорее распадутся в ситуации благополучия, достатка и успеха, чем вследствие пожара, инфляции, болезни). Правила:выявить максимальный набор внешних и внутренних факторов воздействия («А что если?…»);разработать технологию реагирования.

№ слайда 19

Описание слайда:

Вопрос о границах системы ☻ закрытые системы – стремятся минимизировать взаимодействие со средой, ограничить до предела свои входы и выходы, сделать их максимально контролируемыми. «-» - недостаток требуемой информации (и др. ресурсов) → потребность «все иметь внутри» → разрастание и усложнение системы → потеря управляемости → гибель.☺ открытые системы – широкий контакт со средой, максимальный учет потребностей среды «-» - опасность растворения в среде (в других системах), потеря целостности → гибель.Образ – корабль в открытом океане. Есть заданное направление и меняющиеся условия среды (ветер, течения, рифы…). Варианты:четкое следование заданному направлению, борьба со стихией – все ресурсы могут уйти на эту борьбу, экипаж забудет о цели путешествия (закрытая система);отказ от борьбы со стихией, следование воле волн – будем двигаться галсами, иногда в противоположном направления, возможно окажемся на рифах (открытая система).Выход → МЕРА.

№ слайда 20

Блауберг И.В.


М.: Эдиториал УРСС, 1997.- 448 с.
Серия «Философы России XX века»
ISBN 5-901006-08-9

Формат: DjVu 10 Мб

Качество: сканированные страницы
Язык: русский

В монографии видного российского философа и методолога науки Игоря Викторовича Блауберга (1929-1990) публикуются его основные работы по философии, методологии и истории системных исследований. Издаваемая в серии "Философы России XX века”, эта монография содержит важный материал по истории развития системных исследований в Советском Союзе в 60-90 годы и в ней излагаются теоретико-методологические системные концепции и идеи, не потерявшие своего значения в настоящее время. Монография рассчитана на философов, методологов науки и научных работников, интересующихся проблемами философско-методологического инструментария научных исследований.

Игорь Викторич Блауберг. Жизнь и научное творчество (Э. М. Мирский, В. Н. Садовский) 5

Раздел первый. ПРОБЛЕМА ЦЕЛОСТНОСТИ И ПУТИ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 53
Проблема целостности в физической географии 55
Часть и целое 75
Понятие целостности и его роль в научном познании 83
- Проблема целостности в научном исследовании 83
- Обобщающая функция понятия целостности 93
- Представления о целостности как ориентир познавательного процесса 101
- Способы расчленения целого 120
Целостность и системность 134

Раздел второй. СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 163
Место системных идей в современной науке 165
Современное состояние системных исследований 172
Философские аспекты исследования систем 186
- Системная «картина мира» 188
- Теоретико-познавательные проблемы системного подхода 192
- Проблема времени в исследовании систем 199
Проблемы логики и методологии системного исследования 224
- Логико-методологический анализ как особая сфера системного подхода. Содержательные и формальные аспекты методологии и логики исследования систем 224
- Изучение объекта, представляющего собой систему, и изучение объекта как системы 233
- Процессы анализа и синтеза в системном исследовании. 236
- Понятие «система» и его функции в системно-структурных исследованиях 240
- Другие системные понятия 249
- Некоторые принципы методологического анализа обобщенных системных концепций 258
Системный подход и биология 267
Системный подход в социальном познании 277
Перспективы развития системных исследований 282
- Литература ко второму разделу 292

Раздел третий. ФИЛОСОФСКИЙ ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ 305
Философский принцип системности и системный подход 307
Системный подход и системный анализ 329
- Критика системного анализа и ее уроки 331
- Структура современных системных исследований. Проблема целостности 335
- Проблема взаимосвязи системы и среды 340

Раздел четвертый. СИСТЕМНАЯ РЕФЛЕКСИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 347
Изучение научной дисциплины как один из способов комплексного исследования науки 349
Научное знание в системе инновационного процесса 367
О целостности восприятия глобальных проблем 380

Раздел пятый. ИЗ ИСТОРИИ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 389
Системный подход как предмет историко-научной рефлексии 391
Из истории системных исследований в СССР: попытка ситуационного анализа 407

Список научных трудов Игоря Викторовича Блауберга 429
Именной указатель 440