3 примера взаимосвязи глобальных проблем человечества. Сущность глобальных проблем

Глобальные проблемы - это проблемы, касающиеся системы «мир-человек» в целом и имеющие нелокальный, а всеохватывающий, планетарный характер. От их решения напрямую зависит жизнь социума, судьба человечества, условия его жизнеобитания, состояние природной среды, социальный прогресс и сохранение цивилизации. К ним мож­но отнести проблемы экологии, охрану здоровья человечества, де­мографические проблемы, проблемы кризиса культуры, вопросы войны и мира. Соответственно, их подразделяют на экологические, демографические и военно-политические.

Современные исследования позволяют отнести к глобальным проблемам более двух десятков проблем, среди которых:

Угроза экологической катастрофы;

Минерально-сырьевой кризис;

Медико-биологические проблемы здоровья;

Сохранение гомо сапиенс;

Проблемы предотвращения войны с использованием средств массового поражения;

Прекращение гонки вооружения;

Сокращение ареалов нищеты и бедности;

Проблемы энергетического кризиса и др.

Причины возникновения глобальных проблем состоят в усилен­ном росте потребностей человека, в возросших технических средствах воздействия общества на природу, масштабах этих воздействий.

К характерным особенностям глобальных проблем современ­ности относится наличие тесной взаимосвязи между ними, при которой обострение одной ведет к обострению всей цепочки про­блем. Можно сказать, что глобальные проблемы - это сложный клубок проблем. Поэтому попытки их обособленного рассмотрения и решения малоэффективны. Глобальные проблемы должны ре­шаться комплексно, координиррванно, усилиями многочислен­ных субъектов мирового сообщества.

Многоуровневость экологических проблем. На современном эта­пе развития человечества большая часть глобальных проблем сосре­доточена на полюсе активного взаимодействия человека и природы. Бесконтрольное использование природных ресурсов, варварское по­требление природных богатств ставит вопрос о специальной социаль­ной политике, регулирующей взаимоотношения между человеком и природой, поднимает проблему необходимости защиты как природы, так и человечества, которое заинтересовано в своем будущем. Эколо­гическая проблема обостряется тем, что в мире ежегодно исчезает. 150 видов растений и животных, происходит истощение почвы, загряз­нение воды, атмосферных слоев воздуха и окружающей среды в це­лом. Человек загрязняет химическими и радиационными веществами все вокруг себя: от Мирового океана до космического пространства. Изменение биосферы, ионосферы, характеристик воздуха, почвы и воды, при которых зародилась и стала возможной человеческая жизнь, свидетельствует о разрушении той экологической ниши, де­струкция которой ведет к исчезновению всего живого. К.Лоренц в статье «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества», об­ращая внимание на ускоряющийся в геометрической прогрессии темп развития техники, говорит об угрозе полного разрушения биоцено-зов, в которых и за счет которых живет человек.

Экологическая проблема многоуровнева. Ее следует решать как на национальном, так и на межнациональном, мировом уровне. Основой обострения экологической проблемы является стремитель­ный научно-технический прогресс, ориентированный на безудерж­ный рост потребления. Он чреват дефицитом природных ресурсов многих стран. Почва, гидроэнергия, пресная вода, рыбные запасы во многих странах достигли своих критических показателей.

«Римский клуб» является одним из ведущих исследовательских центров, включающих в свой состав политиков и ученых, которые разрабатывают модели устранения кризисных тенденций при взаимоотношении человечества со средой своего обитания. Его деятельность направлена на то, чтобы выработать новое экологиче­ское мышление, систему мер, обеспечивающую безопасное прожи­вание на земле. Загрязнение Мирового океана химическими и про­мышленными отходами привело к созданию таких организаций, как Конфедерация стран Северных морей и Международная морская ор­ганизация. К мероприятиям, способным обеспечить поворот в сто­рону гармонизации отношений «человек-природа», относят:

Утилизацию отходов;

Предотвращение выброса в атмосферу газов при сжигании то­плива;

Освоение энерго- и ресурсосберегающих технологий;

Стимулирование восстановления природной среды.

Экологическая проблема вплотную поднимает и вопросы эко­логии человека, здоровья его тела и духа. Слышны предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что человек находится перед лицом опасности исчезновения как биологический вид. Генная ин­женерия в своих открытиях и достижениях представляет реальную угрозу существованию человека. Распространение патогенных мик­роорганизмов и ослабление иммунной системы под воздействием многообразных стрессов ведут к катастрофическим последствиям в экологии человека и не могут быть оставлены без пристального вни­мания. СПИД - чума XX в. на сегодняшний день является также общечеловеческой проблемой. Ее истоки лежат в массовой наркома­нии, сексуальных извращениях и проституции, разрушающих чело­века и побуждающих его к асоциальным действиям.

Говоря об экологии человека, следует иметь в виду изучение реального образа жизни человеческих популяций. Здесь важна не только телесность человека и физическая среда обитания, но и духовная компонента. Безусловно, чтобы дать жизнь духу, нужно обеспечить жизнь телу. Это взаимополагание и взаимоотрицание духа и тела как действительное, развертывающееся каждый раз с новой силой противоречие требует своего разрешения в чем-то ином, что не было бы только духовным и не являлось бы, только телесным. В этом смысле ключевой проблемой экологии человека всегда была проблема его самореализации, понимаемая как разви­тие всего потенциально в нем заложенного. В свое время Монтень писал: «Важнее всего в мире умение быть самим собой». Новый термин - «экософия» обозначает персональный кодекс ценностей и взгляд на мир, определяющий и инициирующий личностное поведение, дающий радость быть самим собой.

Глобальность кризиса культуры. Часть глобальных проблем от­талкивается от фиксации состояния общества как жертвы глобаль­ных потрясений. Мировые войны и локальные военные конфлик­ты привели к утрате веры человечества в гуманистические идеалы. Кризис человеческой духовности, идеология потребительства есть, по выражению отечественного философа М.Мамардашвили, «антро­пологическая катастрофа». Все это весьма типично для конца XX в. Современный западный философ Х.Ортега-и-Гассет видит основа­ния кризиса культуры в том, что европейская история отдана на откуп заурядности. В ней созрел и действует новый тип массового че­ловека, который вмешивается во все и. не знает морали. Это тип па­разитирующий, его действия имеют характер насилия.

К.Ясперс обращал внимание На то, что в сравнении совре­менности со временем упадка и гибели античной культуры есть одно существенное отличие: техника в период краха античности была в состоянии стагнации, в современном же мире она в неслыханном темпе продолжает свое «разрушительное продвиже­ние».

Отсталость в развитии огромной части населения и необходи­мость ее преодоления также осознается сегодня как одна из гло­бальных проблем человечества. Экономический разрыв между на­селением наиболее развитых стран и огромной массой беднейше­го населения развивающихся стран не может создавать благопри­ятный фон развития современной цивилизации и также включа­ется в ряд глобальных проблем современности. Объем производства на душу населения в слаборазвитых странах в среднем в 12 раз меньше, а потребление энергии в 14 раз ниже, чем в развитых. 3/4 населения развивающихся стран живут в антисанитарных услови­ях, а 31% населения - в условиях абсолютной нищеты. Ареалы нищеты и голода свидетельствуют о том, что общество не реши­ло проблему своего обеспечения продовольственными и энергети­ческими ресурсами, что ведет к разрушению и патологиям чело­веческой популяции.

Глобалистика военно-политических проблем. Наряду с глобальной экологической проблемой вопросы обеспечения мира и предотвраще­ния войны также являются серьезнейшей проблемой человеческого существования. К числу военно-политических относится проблема обострения гонки вооружений, атомной или ядерной угрозы. Боль­шое количество испытаний и накопление ядерных зарядов, вспыш­ки военных конфликтов, массовый террор приводят к ситуации, когда человечество балансирует на грани мирного сосуществования. Еще А.Эйнштейн призывал к тому, чтобы освобожденная энергия атома работала на благо человечества, а не на его уничтожение. Под­писание договоров о сокращении стратегических ядерных арсеналов несколько уменьшает опасность прямого ядерного столкновения, однако не исчезает угроза технологического атомного взрыва, нет гарантий от повторения чернобыльской катастрофы мирового масшта­ба. Новые виды вооружения, среди которых не только химическое и бактериологическое, но и «генетическое», «плазменное», «солнечное» оружие предлагают все новые и более изощренные способы пораже­ния. К сожалению, именно с проблемой войны человечество перехо­дит рубеж нового тысячелетия. Прогрессивные ученые и философы, представители литературы и искусства призывают к сохранению мира на земле во имя всего человечества. ООН играет особую роль в реше­нии глобальных проблем современности. Мировое сообщество пыта­ется координировать усилия человечества по минимизации глобаль­ных проблем современности, обеспечить консенсус и совершенство­вание мирохозяйственных связей.

Философы с тревогой фиксируют, что перспективы решения глобальных проблем в значительной мере определяются уровнем развития самого человечества и его культуры. На пороге XXI в. че­ловечество, оказавшись перед необходимостью решения проблем ми­рового порядка: загрязнения окружающей среды отходами промыш­ленного производства, невосполнимым исчезновением природных ресурсов; нарушением баланса в демографических процессах; опас­ностью радиоактивной катастрофы и т.д. - не может не осознавать всю катастрофичность дальнейшего техногенного развития. Знание угроз, выявление рисков и оценка новых опасностей может воору­жить ученых в деятельности по минимизации глобальных проблем. Исследователи отмечают, что отрицательные последствия научно-технической деятельности могут быть преодолены не ее приостанов­кой, но созданием новейших технологий по утилизации вредных отходов. Отмечается возможность создания роботов-врачей, живу­щих внутри организма человека и устраняющих любые возникаю­щие отклонения от нормы, а также насыщение экосферы роботами-санитарами, перерабатывающими отходы.

Философия не может быть в стороне от решения глобальных проблем современности, поскольку с ними связаны возможности и перспективы выживания всего человечества. Вместе с тем только своими средствами философия не в состоянии их решить. Полное и комплексное решение глобальных проблем современности или поэтапное уменьшение их остроты возможно только совокупными усилиями ученых-практиков и теоретиков всего мирового сооб­щества, осознающего всю грядущую опасность их обострения.

Чтобы понять, в чем выражается взаимосвязь глобальных проблем, важно внимательно изучить каждую из них. Человечество современного мира стоит перед решением сложнейших задач. Некоторые вопросы реально угрожают нашему существованию, впрочем, как и всему живому на «зеленой» планете.

Что называют проблемами глобального масштаба?

Почему тема взаимосвязи глобальных проблем постоянно поднимается на научных конференциях, на совещаниях ООН? Видимо, предыдущее столетие стало своеобразной точкой разлома мировой истории на «до» и «после». Не так давно человечество утратило уверенность в бессмертном существовании. И даже природа как будто намекает своими массовыми катаклизмами на то, что рано или поздно придется заплатить слишком высокую цену за стремление беспредельно покорить ее и получать максимум выгоды в ущерб ей же.

Взаимосвязь глобальных проблем современности - механизм, состоящий из отдельных элементов - нависших над человечеством угроз, и работающий явно против жизни на Земле.

В отличие от природных катастроф и стихийных бедствий, носящих временный проходящий характер, эта цепочка опасностей имеет ни с чем не сравнимый масштаб и касается будущего целой цивилизации. Глобальные проблемы человечества отражаются на судьбах и интересах всех слоев населения, приводя к существенным социально-экономическим потерям, а потому для их решения необходимо тесное сотрудничество межгосударственного значения, приложения усилий всех стран, наций и народностей.

требующих срочного решения

Ученые, исследовавшие данную тему, представляли миру различные понимания глобальных проблем и взаимосвязи между ними. Их наделяют противоречивостью и диспропорциональностью, нехарактерной для полноценной жизнедеятельности современного человека. Угрозы, нависшие над миром, принято классифицировать так:

  • Международные социальные трудности. Здесь речь идет о таком примере взаимосвязи глобальных проблем современности, как милитаризация в большинстве стран и наращивание гонки вооружения, что в ряде случаев приводит к войне, торможению процессов становления государств с развивающейся экономикой.
  • Проблемы гуманитарного характера. К таковым относят общемировой демографический бум, трудности в преодолении голода и неизлечимых болезней, культурно-этнические вопросы.
  • Результат негативного воздействия социума на окружающий мир. Актуальными на сегодняшний день можно назвать проблемы низкого уровня природоохранной деятельности, производства продовольствия, дефицит естественных ресурсов и т. д.

Как глобальные проблемы связаны между собой: очевидные примеры

Приведите примеры взаимосвязи глобальных проблем. Озадачены? Для этого не обязательно быть великим научным деятелем. Начать следует с самой животрепещущей проблемы взаимодействия человека и окружающего мира.

Как известно, причинами экологического хаоса до середины прошлого века считали естественные явления природы, т. е. стихийные бедствия. На данный момент никто не сомневается в том, что виной всему безответственное хозяйствование человека, которое, в свою очередь, привело к повсеместному загрязнению, не ограничивающемуся локально, а затрагивающему весь земной шар.

Еще одним примером взаимосвязи глобальных проблем можно назвать пересечение демографического кризиса с общемировыми показателями продовольственного обеспечения из-за набирающего обороты прироста Численность жителей планеты с каждым годом увеличивается в стабильной прогрессии, что неизбежно приводит к давлению на природный потенциал, отрицательному антропогенному развитию естественной среды, но не сопровождается нарастанием продовольственной базы. Таким образом, увеличение численности населения, как правило, приходится на развивающиеся государства с низшим культурно-экономическим уровнем.

Продолжить взаимосвязь глобальных проблем современности можно следующим «звеном» - освоением космического пространства. Учитывая, насколько молода данная отрасль, за полувековой период она достигла значительного прогресса. Так или иначе, человечество держит уверенный курс на перспективу добычи инопланетных ресурсов с целью восполнения дефицита земных запасов. Однако проблема заключается в финансовой недоступности изучения космического пространства. На сегодняшний день денежные растраты на исследование в данной отрасли не по плечу преимущественному числу государств.

Война как причина глобального мирового кризиса

Вышеуказанные три примера взаимосвязи глобальных проблем современности не являются единственными. Не менее остро стоят вопросы войны и мира. Противостояние межгосударственных интересов зачастую приобретает тотальные черты: число людских потерь, сумасшедшие финансовые затраты и уничтожение материального обеспечения. Всеобщий ущерб от эскалации многочисленных конфликтов, активной фазы боевых действий в прошлом столетии вынудил человечество совершить резкий научно-технический рывок вперед. Однако прогресс и установление индустриального общества породили другие отрицательные последствия. Неумение экономически грамотно распоряжаться природными ресурсами, неоправданное увеличение их расходования привело к отсталости отдельных государств, в то время как другие, более успешные страны работали над совершенствованием оружейного производства.

Гонка вооружений, несмотря на относительное послабление общемировой напряженности, обладает колоссальными негативными последствиями, обедняя мировое хозяйство, постоянно провоцируя агрессивные выпады на международной арене отдельных стран, нивелирует культуру духовности и военизирует политическое мышление. Стремление отдельных государств к увеличению оборонительной мощи привело к тому, что уже к середине 80-х годов всемирный ядерный потенциал достиг стократного превышения общей огневой мощности вооружения, применяемого всеми сторонами в период Второй мировой войны.

Взаимозависимость демографических и социально-общественных задач

Нельзя не упомянуть о еще одном элементе в цепи взаимосвязи глобальных проблем - преодолении отсталости развивающихся стран. Ни для кого не секрет: каждый пятый житель земли голодает. Снова же возвращаясь к проблеме исчезающих ресурсов, которые потребляются увеличивающейся ежегодно численностью землян. Как правило, увеличение рождаемости приходится на слабо развитые в экономическом аспекте страны. При этом достаточно представить данную ситуацию немного другой. Что было бы, если бы все представители современного человечества имели бы высокий уровень жизни? К сожалению, наша планета не выдержала бы уже давно. Одним из путей решения проблемы должно стать ограничение рождаемости при одновременном сокращении показателей смертности, сопровождающееся повышением качества жизни.

В данном контексте к взаимосвязи глобальных проблем человечества присоединяется разлад в общественных отношениях. Из-за высокой значимости религиозных воззрений в большинстве современных государств ограничение рождаемости, подразумевающее, в частности, отсутствие запрета на искусственное прерывание беременности, де-факто становится неактивной и непопулярной в обществе мерой. Большинство религиозных учений пропагандируют и поощряют многодетность. Однако сегодня лишь единичные страны Западной Европы и Северной Америки способны дать «большим» семьям социальные гарантии в том объеме, который необходим для полноценной жизнедеятельности. В противном случае «выигрывают» примитивные формы ведения хозяйства (общинные), безграмотность, необразованность, невоспитанность, наличие хронических заболеваний и отсутствие каких-либо реальных перспектив.

Практически все примеры взаимосвязи глобальных проблем пересекаются между собой в рамках общественной системы отношений «человек-социум» и плоскости «человек-природа-человек». Так, чтобы преодолеть трудности обеспечения сырьевыми запасами, предполагается принятие решений, основанных на рациональном расходовании используемых источников энергии, в том числе запасов Мирового океана. Для устранения преград, препятствующих развитию научно-технического прогресса, недостаточно обратить внимание только на материально-производственный сегмент в экономике государства. Поскольку низкие показатели общечеловеческого потенциала - результат несовершенства в системах образования, здравоохранения и культуры, вклад в их развитие можно считать первым шагом для успешного формирования научно-технической сферы.

Вместе с тем, приводить примеры взаимосвязи между глобальными проблемами можно еще долго. Каждую из вышеуказанных предпосылок для тотального саморазрушения современного мира можно рассматривать под иным углом, что поможет найти совершенно другие причинно-следственные связи, а значит, и более эффективные способы решения. Возможно, на первый взгляд взаимосвязь глобальных экологических проблем с отставанием в экономическом развитии некоторых государств покажется абсурдной или вовсе несуществующей. Но все же найти доказательства ее актуальности не так сложно.

Экономически развитые и отсталые страны: какие трудности возникают?

Для начала стоит обратить внимание на некоторые закономерности. Так, разделение труда в пределах мировой экономики реализовано по схеме таким образом, что ролью ведущих промышленных центров наделены именно перспективные, стремительно развивающиеся урбанизированные страны. Государства с низким уровнем жизни «по умолчанию» берут на себя функции периферии, направленной на обеспечение аграрно-сырьевого сегмента.

И что же выходит из всего этого? Более сильные и уверенно стоящие на ногах державы находят законные (в соответствии с нормами международного права) способы для использования ресурсов слаборазвитых хозяйственных стран, тем самым преграждая последним путь к саморазвитию и становлению, повышению экономических показателей и финансовой независимости.

Нищета и голод как результат внешнего государственного долга

Кроме того, условия демографического бума вынуждают страны с низким уровнем жизни обращаться за финансовой помощью к международным финансовым организациям. Крупные ссуды раз за разом сильнее затягивали узел кабалы на шее заемщиков. На сегодняшний день проблема внешнего долго современных государств приобретает глобальные черты: 1,25 триллиона долларов составляет задолженность держав так называемого «третьего мира».

Выплаты по процентам и задолженности ложатся давящим бременем на население этих государств, а потому цифры, демонстрирующие глобальность проблемы по всему земному шару, мягко говоря, впечатляют:

  • голодающих более 700 миллионов;
  • вдвое больше людей, которые не имеют доступа к медицинской помощи;
  • за чертой крайней нищеты живут почти 1,5 миллиарда человек.

Экономическая стабильность и финансовая состоятельность государства обратно пропорциональна величине внешнего долга. На примере Российской Федерации без труда прослеживается за последние несколько лет задолженность перед странами-кредиторами выросла в три раза - с 50 миллиардов до 150 миллиардов долларов.

Масштабы потенциальной экологической угрозы

На фоне повальной индустриализации во всем мире радикально обострилась проблема экологии. Причиной тому является преимущественный подход к материальному производству. Создание мощнейших предприятий в конкретной промышленной отрасли по-прежнему влечет за собой изготовление одного или нескольких потребительских товаров, в то время как остальное за непотребностью или невозможностью хранения, уничтожается.

Сложившуюся ситуацию ученые называют «экологическим инфарктом». Отсюда берут истоки более чем три примера взаимосвязи глобальных проблем:

  1. Из общей массы добываемого человеком сырья лишь несколько процентов используется по назначению и имеет практическое значение. Остальное - мусор, отходы, которые отправляются обратно в окружающую среду, но уже в измененном, неприемлемом и чуждом для природы виде. Учитывая, что объемы мирового промышленного производства удваиваются каждое десятилетие, уровень загрязнения планеты в ближайшем будущем станет критичным.
  2. В процессе утилизации подобных отходов на протяжении последних 200 лет в атмосферу попало почти 200 миллиардов тонн углекислого газа. Допустимая концентрация вещества возрастает небывалыми темпами, что привело к изменению состава воздушной оболочки и образованию так называемого парникового эффекта.
  3. В свою очередь климатический «колпак» из углекислого газа стал причиной глобального повышения температуры. Его следствием является таяние арктических и антарктических льдов. Потепление общепланетарного масштаба ведет к тому, что температура воздуха через 70-80 лет возрастет на несколько градусов Цельсия.
  4. Изменение температурного режима, в соответствии с элементарными законами физики, приведет к увеличению осадков. Таким образом, ученые прогнозируют, что уровень Мирового океана поднимется на 65 см, скрыв под своими водами целые мегаполисы и миллиарды жизней.
  5. Выбросы других химических соединений в атмосферу приводят к сокращению толщины озонового слоя. Как известно, данная атмосферная оболочка играет роль своеобразного фильтра, задерживая в себе ультрафиолетовые лучи. В противном случае, т. е. при истончении озоновой прослойки, человеческому организму угрожает негативное воздействие солнечного излучения, подразумевающее увеличение числа онкологических заболеваний, патологий сердца и сосудов, генетических отклонений и снижение продолжительности жизни.

СПИД и наркомания: беда молодежи!

Осознание взаимосвязи глобальных проблем в мировой экологии приводит в ужас. Но, к сожалению, перечень потенциальных угроз для существования человека на этом не заканчивается. Чего стоит только СПИД! Заболевание держит в страхе все и не только из-за потери фактического человеческого ресурса - болезнь поражает своей географией. Взаимосвязь глобальной проблемы с наркоманией очевидна: благоприятная среда для распространения этого «зла» калечит жизни и здоровье миллионов людей. Термин «наркомания» у многих современных жителей ассоциируется с масштабной катастрофой, обрушившейся на целые поколения.

Лишь бы не было ядерной войны!

Однако ни одно заболевание, ни одно вещество не сравнится с той опасностью для человека, которую несет в себе ядерное оружие. Полномасштабная взаимосвязь глобальных проблем, описанных выше, несопоставима с необратимыми последствиями Третьей мировой войны. Термоядерное воздействие даже ничтожной доли накопленного до сегодня арсенала сверхдержав привет к окончательному разрушению планеты.

Именно поэтому предотвращение использования ядерного оружия является первостепенной задачей человечества. Только мирный компромисс, не подразумевающий применения ядерного оружия, позволит отыскать решения остальным глобальным проблемам в рамках тесного интернационального сотрудничества.

Глобальные проблемы современности, практикум

Задание 1. Найдите термин, который является обобщающим для всех остальных терминов представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

экологический кризис

угроза новой мировой войны

рост наркомании

распространение СПИДа

угроза XXI века

Задание 2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «глобализация». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) интернационализация

2) протекционизм

3) интернет-сети

4) Всемирный банк

5) мировые рынки

6) натуральное хозяйство

Задание 3. Найдите в приведенном списке черты, отличающие глобальные проблемы от других проблем человечества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) требуют для своего разрешения совместных усилий государств мира

2) возникли во второй половине прошлого века

3) отражают противоречие между потребностями людей и возможностями

4) вызваны нехваткой природных ресурсов

5) носят масштабный характер

Задание 4. Выберите верные суждения о глобальной продовольственной проблеме и запишите цифры в порядке возрастания , под которыми они указаны.

1) Решение глобальной продовольственной проблемы связано с использованием достижений научно-технического прогресса.

2) Данная проблема проявляется преимущественно в странах Северного полушария.

3) Острота проблемы определяется преимущественно природно-климатическими различиями регионов Земли.

4) Проблема требует развития и внедрения передовых методов агротехники.

5) Данная проблема взаимосвязана с мировой демографической проблемой.

Задание 5. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) постепенное истощение запасов нефти и металлов

Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах  массового скопления людей)

В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки

Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран

Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств

1) угроза мирового терроризма

2) угроза экологического кризиса

3) проблема «Север - Юг»

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Задание 6. Какие из перечисленных мер направлены на преодоление проблемы «Север-Юг»? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) подготовка инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест в экономически неразвитых странах

2) деятельность международных правительственных организаций, направленная на борьбу с терроризмом

3) предоставление торговых преференций для стран с сырьевым характером экспорта

4) сокращение расходов на преодоление безграмотности

5) разработка программ поставок оружия

6) ограничение выброса загрязняющих веществ в атмосферу

Задание 7. На международной конференции обсуждались меры по преодолению проблемы обеспечения человечества ресурсами. Что могло быть включено в программу этой конференции? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование альтернативных источников энергии

2) программа поддержки развивающихся стран

3) сокращение военных расходов

4) выделение средств на ликвидацию неграмотности

5) экономия пресной воды на производственные и бытовые нужды

6) создание подземных хранилищ дождевых и талых вод

Задание 8.

(А) Группа ученых во главе с А. Печетти организовала так называемый Римский клуб - международную неправительственную организацию, цель которой - изучение проблем современного мира. (Б) Неконтролируемый рост населения, экологические проблемы, современные достижения науки и технологии поставили проблему оценки качества социального прогресса. (В) Обострение глобальных проблем свидетельствует, на наш взгляд, о кризисе современно цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что попытки разрешить глобальное проблемы укрепляют единство стран и народов. (Д) В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.

1) фактический характер

Задание 9. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Глобальные проблемы современного мира угрожают выживанию человечества как биологического вида. (Б) Преуменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (В) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (Г) Проведённые расчеты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Д) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждения

3) характер теоретических утверждений

Задание 10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

« ___________(А) современные учёные называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы ___________(Б), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ___________(В). Глобализация - ___________(Г) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление ___________(Д) общества, с другой, - обостряются экономические разногласия стран Запада со странами "третьего мира", обостряется проблема ___________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

1) диалог культур

2) разделение труда

3) общество

4) глобализация

5) противоречивый

6) массовая культура

7) сельское хозяйство

8) информационное

9) компьютер

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A

Задание 11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«На нашей планете существуют страны, резко различающиеся по своему общественно-экономическому___ (А) и соответственно по уровню ____ (Б) населения. С одной стороны, существует сравнительно небольшая группа ___ (В), с другой – большое число государств, в которых экономическое развитие характеризуется отсталостью, а качество жизни населения является низким. Экономика ___ (Г) основывается на добыче и экспорте сырьевых ресурсов. Население отсталых и среднеразвитых стран составляет ____ (Д). Население планеты составляет уже 7 миллиардов. Общая тенденция современного развития такова, что разрыв между «золотым миллиардом» и остальной частью человечества ____ (Е).»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) развитые страны

2) меньшинство

3) отсталые страны

4) подавляющее большинство

5) сокращается

6) уровень

7) благосостояние

8) разрыв

9) развитие

Задание 12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в политической сфере, и одно предложение, раскрывающее процесс глобализации в экономической сфере

Задание 13. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

Задание 14. Назовите и проиллюстрируйте примерами три положительных последствия процесса глобализации.

Задание 15. Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства - освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы

Задание 16. В решении глобальных проблем современности выделились два направления ученых: неомальтузианцы, полагающие, что рост человечества необходимо строго контролировать и ограничить потребности, и корнукопианцы, полагающие, что технический прогресс и открытия способны сделать ресурсы, необходимые для жизни людей, безграничными. Ученые опросили разные категории ученых и обычных граждан для выяснения их отношения к поставленной проблеме. Респондентам были заданы вопросы: «Кто прав: неомальтузианцы или корнукопианцы?»

Результаты опроса были подсчитаны учеными и представлены в виде таблицы (данные приведены в %):

Пути решения глобальных проблем современности

Проанализируйте данные таблицы и сделайте любые три вывода, подтвердив каждый из них ссылками на материалы исследования.

Задание 17. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Проблема Севера и Юга и пути её решения».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Глобальные проблемы современности, ответы:

1 – угроза ХХ I века – 1б.

2 – 26 – 1 б.

3 – 125 – 2 б .

4 – 145 – 2 б.

5 – 21332 – 2 б .

6 – 13 – 1 б.

7 – 156 – 2 б.

8 – 13221 – 2 б.

9 – 32112 – 2 б.

10 – 426581 – 3 б .

11 – 971345 – 3 б .

12 - - 3 б. 1) смысл понятия, например: процесс становления единого человечества;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о проявлениях глобализации в политической сфере, опирающейся на знания курса, например: «В политической сфере глобализация выражается в том, что международные организации принимают на себя всё большую часть полномочий национальных правительств»;

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о проявлениях глобализации в политической сфере.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса процесс глобализации в экономической сфере, например: «Глобализация экономики проявляется в том, что формируется мировое экономическое пространство, в котором отрасли, география размещения производств, обмен информацией и технологиями определяются соображениями развития мирового хозяйства, а экономические подъёмы и кризисы происходят в мировом масштабе».

13 - - 3 б. 1) экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе;

2) быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств;

3) низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД.

14 - 3 б. - Одним из самых положительных эффектов или последствий глобализации - это улучшенное качество товаров и услуг из-за увеличения конкуренции.

Глобализация имеет чистый положительный эффект на мировую экономику. Освобождение от правил, которые препятствуют глобализации позволят деньгам двигаться более свободно.

Общий уровень образования увеличится в связи с требованиями глобализации. Коммуникационные технологии делают мир теснее.

Глобализация упрощает для людей доступ к информации, одновременно увеличивая количество новой, интересующей, доступной информации для каждого жителя планеты.

Когда-то, ограниченная юрисдикция была помехой в преследовании преступников находящихся в другой стране. Уже сейчас из-за международных судов, эти преступники больше не могут запросить политического убежища в зарубежной стране, они будут выдворены и страны или предоставлены правосудию в котором они совершили преступление

15 - 2 б. - демографическая;

- экологическая;

- разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга».

16 - 3 б. Сделаны три вывода, допустим: 1) Большинство ученых-глобалистов верят в возможности науки человеческий разум, полагая, что человечество сможет найти разрешение всех нынешних проблем (58% опрошенных ученых –сторонники корнукопианцев).

2) Обычные граждане, далекие от проблем глобалистики, плохо ориентируются в проблемах выживания человечества, определении стратегии будущего (об этом свидетельствует тот факт, что примерно треть опрошенных не определилась во взглядах, а остальные две трети распределились поровну между двумя позициями).

3) Наиболее пессимистичны во взглядах на перспективы человечества ученые демографы и гуманитарии, полагающие, что людям необходимо самоограничиваться, строго контролировать прирост жителей на Земле (соответственно 56% демографов и 54% гуманитариев – сторонники неомальтузианцев).

17 - 3 б . 1) Проблема Севера и Юга - одна из глобальных проблем современности.

2) Сущность проблемы Севера и Юга и ее связь с другими глобальными проблемами.

3) Проявления и последствия названной проблемы:

а) «демографический взрыв»;

б) голод, нищета, неграмотность, болезни;

в) безработица и миграция в экономически благополучные страны мира.

4) Пути преодоления экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира»:

а) осуществление продуманной демографической политики;

б) установление нового мирового экономического порядка;

в) международное сотрудничество в решении проблем Севера и Юга.

Выставь себе отметку:

30-38 б. – «5»

22-29 б. – «4»

11-21 б. – «3»

Представляем вашему вниманию видеоурок по теме «Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость». По ходу развития цивилизации перед человечеством постоянно возникали сложные проблемы. На этом уроке мы обсудим, что содействовало обострению проблем в XX веке и рассмотрим их сущность, затрагивающую общепланетарные масштабы. Узнаем о классификации глобальных проблем человечества, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Тема: Глобальные проблемы человечества

Урок: Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость

По ходу развития цивилизации перед человечеством стали возникать глобальные проблемы. Ныне человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.

Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными) вопросами для какой-то отдельной страны, народа, затем они становились региональными и глобальными, т.е. проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества.

Основные черты глобальных проблем :

1. Проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества

2. Они приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации.

3. Глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества.

4. Глобальные проблемы тесно связаны одна с другой.

Главные проблемы человечества :

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.

2. Экологическая.

3. Демографическая.

4. Энергетическая.

5. Сырьевая.

6. Продовольственная.

7. Использование Мирового океана.

8. Мирное освоение космоса.

9. Преодоление отсталости развивающихся стран.

Рис. 1. Бедность и нищета в Африке ()

Разработка классификации глобальных проблем явилась итогом длительных исследований и обобщения опыта нескольких десятилетий их изучения.

В современной научной литературе делаются попытки комплексного рассмотрения всего многообразия глобальных проблем. Поскольку все эти проблемы имеют социоприродный характер, так как они одновременно фиксируют противоречия как между человеком и обществом, так и противоречия между человеком и окружающей природной средой, то обычно их делят на три основные группы. Исследователями предложено множество вариантов классификации.

Классификация глобальных проблем:

1. Проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток - Запад», богатые и бедные страны и др. К ним относится проблема предотвращения войны, международного терроризма и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.

2. Проблемы, связанные с отношениями в системе «человек - общество»: развитие культуры, эффективное использование достижений НТР, развитие образования и здравоохранения

3. Проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства.

Рис. 2. Нехватка питьевой воды в Африке ()

Глобальные проблемы взаимосвязаны.

Рис. 3. Схема взаимосвязей проблем глобального характера

В настоящее время человечество и страны-лидеры активно борются с распространением ядерного оружия и его использованием. Генеральная ассамблея ООН приняла Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Кроме того, были подписаны договоры между главными ядерными державами (например, СНВ-1, СНВ-2, ПРО).

Крупнейшие страны по численности вооруженных сил:

5. Россия.

Проблема распространения оружия и разоружения остается актуальной. Особую потенциальную опасность представляют военные базы США и членов НАТО на территории многих стран.

Рис. 4. Военная база США в Турции ()

Домашнее задание

Тема 11, П. 1

1. Какие глобальные проблемы человечества вам известны?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

2. Африка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

9. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

10. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

11. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

12. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ( ).

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Представляем вашему вниманию видеоурок по теме «Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость». По ходу развития цивилизации перед человечеством постоянно возникали сложные проблемы. На этом уроке мы обсудим, что содействовало обострению проблем в XX веке и рассмотрим их сущность, затрагивающую общепланетарные масштабы. Узнаем о классификации глобальных проблем человечества, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Тема: Глобальные проблемы человечества

Урок: Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость

По ходу развития цивилизации перед человечеством стали возникать глобальные проблемы. Ныне человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.

Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными) вопросами для какой-то отдельной страны, народа, затем они становились региональными и глобальными, т.е. проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества.

Основные черты глобальных проблем :

1. Проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества

2. Они приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации.

3. Глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества.

4. Глобальные проблемы тесно связаны одна с другой.

Главные проблемы человечества :

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.

2. Экологическая.

3. Демографическая.

4. Энергетическая.

5. Сырьевая.

6. Продовольственная.

7. Использование Мирового океана.

8. Мирное освоение космоса.

9. Преодоление отсталости развивающихся стран.

Рис. 1. Бедность и нищета в Африке ()

Разработка классификации глобальных проблем явилась итогом длительных исследований и обобщения опыта нескольких десятилетий их изучения.

В современной научной литературе делаются попытки комплексного рассмотрения всего многообразия глобальных проблем. Поскольку все эти проблемы имеют социоприродный характер, так как они одновременно фиксируют противоречия как между человеком и обществом, так и противоречия между человеком и окружающей природной средой, то обычно их делят на три основные группы. Исследователями предложено множество вариантов классификации.

Классификация глобальных проблем:

1. Проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток - Запад», богатые и бедные страны и др. К ним относится проблема предотвращения войны, международного терроризма и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.

2. Проблемы, связанные с отношениями в системе «человек - общество»: развитие культуры, эффективное использование достижений НТР, развитие образования и здравоохранения

3. Проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства.

Рис. 2. Нехватка питьевой воды в Африке ()

Глобальные проблемы взаимосвязаны.

Рис. 3. Схема взаимосвязей проблем глобального характера

В настоящее время человечество и страны-лидеры активно борются с распространением ядерного оружия и его использованием. Генеральная ассамблея ООН приняла Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Кроме того, были подписаны договоры между главными ядерными державами (например, СНВ-1, СНВ-2, ПРО).

Крупнейшие страны по численности вооруженных сил:

5. Россия.

Проблема распространения оружия и разоружения остается актуальной. Особую потенциальную опасность представляют военные базы США и членов НАТО на территории многих стран.

Рис. 4. Военная база США в Турции ()

Домашнее задание

Тема 11, П. 1

1. Какие глобальные проблемы человечества вам известны?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

2. Африка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

9. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

10. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

11. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

12. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ( ).

2. Федеральный портал Российское Образование ().