Внешняя торговля рф. Внешнеторговый оборот

Хотя Русь занималась внешней торговлей еще с 10-го века (знаменитый путь из варяг в греки) по-настоящему страна включилась в международную торговлю лишь в 16 веке – именно тогда, после объединения радробленных русских княжеств в единое гос-во, роста производства сельского хоз-ва и ремесел, начал формироваться единый общероссийский рынок.

Фактически началом значимого включения России в международную торговлю стоит назвать царствование Ивана Грозного.

В феврале 1554 капитана английского судна Edward Bonaventure Ричарда Ченслора (из 3-х судов, посланных англичанами на поиск северного морского пути в Китай, Японию и Индию, уцелел лишь один.) принял лично царь. Царь предоставил англичанам торговые привилегии в России, включая право беспошлинной торговли на всей территории страны. В результате была создана в 1555-м Московская компания, которая в своих руках фактически монополизировала англо-русскую торговлю. Это была, фактически, предшественница более известных торгово-политических организаций типа Ост-индской компании, да и современных ТНК в целом. С 1557 года начинается регулярная торговля по северному пути.

Стоит сказать, что торговые отношения Англии и России строились на продаже друг друга стратегически важных для сторон товаров. Из России в Англию поставлялись древесина, воск, кожи, мясо, сало, иногда зерно, лен, пенька, ворвань, смола, канаты, корабельные мачты, т.е. сырье. Ценность этих поставок была так велика, что западные историки признают, что английский флот того времени, победивший испанскую армаду, был построен по большей части из русских материалов.

Англичане же везли в Москву бумагу, сахар, соль, ткани, посуду, медь, свинцовые плитки для покрытия крыш, предметы роскоши, т.е. преимущественно мануфактурные товары. Но самый главный для царя интерес представляла военная продукция и сырье для военного про-ва - свинец, порох, селитра, сера, пушки, мушкеты и боеприпасы.

Конечно, не только англичане открыли русский рынок – немцы, итальянцы, испанцы, голландцы также активно торговали с Россией. Но именно англичане первыми довели внешнюю торговля с Россией до уровня государственной политики.

С 1649 года с принятия Соборного уложения были даны привилегии русским купцам, в частности, иностранным купцам была запрещена внутренняя торговля в России – осталась только ‘’отдушина’’ в виде Архангельска да еще и у уплатой пошлин, которые были значительно повышены. Кроме того, было установлены определенные дни для торговли, места и список разрешенных товаров. Эти протекционистские меры позволили возникнуть в России крупному торговому капиталу.

При Петре структура внешней торговли России сильно поменялась, так, доля сырья не мануфактурного (т.е сельскохозяйственного) производства упала с 94% до 20%, зато мануфактурные товары стали занимать 72% российского экспорта, в первую очередь, железа, которые имело устойчивый спрос до начала 19-го века.

С Екатерины 2 Россия утвердилась на мировом рынке как главный экспортер зерна, экспорт же мануфактурных товаров стал сильно проседать вследствие стремительного промышленного переворота в Англии, чья продукция начала вытеснять российскую с рынка. Импорт же, как и раньше, состоял главным образом из мануфактурных товаров и предметов потребления.

С отменой крепостного права и подлинным развитием капитализма и русской промышленности снова начался некоторый рост экспорта промышленной продукции, но Россия и в начале 20-го века оставалась ‘’сырьевой’’ страной.

Так за внешнеторговой оборот увеличился с 1.453 млрд. рублей до 2.894 млрд. т.е. почти в 2 раза. Экспорт в 1913-м составил 1.52 млрд., импорт 1.37 млрд. При этом в структуре экспорта преобладали т.н. жизненные припасы (по сути с.х. продукция, а также частично продукция пищевой промышленности) – 55.2%, сырье и полуфабрикаты – 37%, фабрично-заводские изделия (фактически продукция машиностроения и товары народного потребления) составляли лишь 5.6% экспорта в 1913 году. В целом в начале 20 века сырье в экспорте России составляло 92-94%, тогда как на продукцию высокого передела приходилось лишь 4-6%. Зато треть русского импорта составляли фабрично-заводские изделия. Неразвитость русского машиностроения можно продемонстрировать следующими цифрами – в 1913-м машин и запчастей к ним было импортировано Россией на сумму 109 млн. рублей, тогда как экспортировала страна машин лишь на сумму 2.14 млн. рублей. Сельскохозяйственных машин РИ вообще не экспортировала, а импорт составил 39 млн. рублей. Железных изделий было импортировано на сумму 33 млн. рублей, экспорт же составил 4 млн. рублей.

Тем не менее, самой главной статьей русского импорта было сырье (не с.х.) и полуфабрикаты – половина импорта.

Если же брать только один товар, а не группу, то лидером русского экспорта, безусловно, стало зерно. С 1900 по 1913 экспорт увеличился с 418 млн. пудов до 648, в стоимостном выражении с 304 млн. до 590 млн. По сути за выручку от экспорта зерна Россия покупала промышленные товары и оборудование для промышленности на Западе. При этом несмотря на рост русской промышленности, импорт промышленных товаров Россией только нарастал, как и нарастал экспорт сырья. По сути экономические отношения России с западными странами напоминали отношения этих же стран с их колониями – РИ служила для западноевропейских стран источником дешевого сырья и рынка сбыта своей продукции. Правда, Россия все же была политически независима и кроме того, экспорт промышленных товаров хоть и был мизерным, но русская промышленность могла найти рынок сбыта своих товаров в отсталых странах Азии, куда с успехом и продавала свою продукцию, не боясь конкуренции с более совершенными промышленными товарами западных стран.

Торговые партнеры России, как и в 16-м веке (да и во все остальные времена), в основным были из . На долю Западной Европы в начале 20 века приходилось 83-94% экспорта и 60-80% импорта. Доля Азии составляла 7-9% в экспорте и 15% в импорте. Доля Америки (главным образом США) была незначительна и составляла лишь 1% экспорта и 6% импорта. Однако в 1917-м доля США в импорте подскочила в 5 раз до 30%. Главными торговыми партнерами России были Великобритания и Германия – в совокупности почти половина экспорта и импорта России. С началом ПМВ Англия практически полностью вытеснила Германию и одна занимала едва ли не половину внешнеторгового оборота России.

Подытоживая, отмечу, что доля России в мировой торговле была невелика и составляла в экспорте 4.2%, в импорте – 3.5%

Октябрьская революция и образование СССР привели к новшествам в сфере внешнеторговой деятельности, главная из которых государственная монополия на внешнюю торговлю. Цель внешней торговли теперь состояла в обеспечении намечающейся индустриализации СССР необходимым оборудованием. Импорт должен был обеспечивать экспорт необходимого оборудования. В 20-х была похоже на дореволюционную: 55-60% составляли продукты с.х., 40-45% - продукты промышленности (включая сырье) Но с начала 30-х структура внешней торговли радикально изменилась – на первый план вышли промышленные товары, составляя в 30-х 60-70% экспорта. Импорт же, резко увеличившийся в сер. 20-х упал к 33-му году в 3-4 раза и этот уровень сохранялся до начала ВОВ.

При этом внешнеторговая активность СССР, по сравнению с РИ, сильно упала. Внешнеторговый оборот упал (царские золотые рубли были пересчитаны в советские с учетом инфляции) с 12618 млн. рублей до 3064 млн. рублей к концу 30-х, т.е. в 4 раза. Во время первого этапа индустриализации, когда СССР требовалось много оборудования, внешнеторговый оборот составлял порядка 6000-7000 млн. рублей. В 1937-м доля СССР в мировом экспорте составляла 1.3%, в импорте – 1.1%

Торговые партнеры СССР в первой половине 20 века не отличались от таковых у РИ. В частности в сер. 20-х 54% внешнеторгового оборота СССР занимали Великобритания, США и Германия. В 30-е главными торговыми партнерами СССР были США и Германия.

После ВМВ роль внешней торговли в экономике СССР вновь начала повышаться, кроме того, у СССР появилась своя интеграционная экономическая структура (СЭВ) и вплоть до распада Союза, львиная доля внешней торговли приходилась на страны СЭВ. Также произошла окончательная трансформация экспорта СССР из промышленно-аграрного в промышленный. Теперь почти весь экспорт состоял из продуктов промышленности или из сырья, полученного и добытого промышленным способом.

Объем внешней торговли увеличился за период 1950-1986 с 2925 до 130934 млн. рублей. Доля стран СЭВ составляла 60-65%, социалистических стран в целом – 66-70%. Доля Западной Европы и США упала до 22%. Тем не менее, ‘’европейский’’ вектор торговли сохранился.

Структура экспорта, несмотря на успехи индустриализации, оставалась скорее сырьевой. Доля машин и оборудования колебалась в пределах 12-21%, составляя к моменту перестройки 15%. Достигнув пика в 1970-м (21%) доля начала падать. Зато с 1970 пошел рост экспорта топливных продуктов и электроэнергии, благодаря открытию в Западной Сибири крупных месторождений нефти и газа. В результате в 1985-м 52.7% советского экспорта составляли топливо и электроэнергия, т.е. очевидное сырье. Правда, реальная доля топливного сырья несколько меньше, т.к. электроэнергия – это все же не сырье, но тем не менее. Импорт же состоял главным образом из машин и оборудования, ширпотреба и продовольствия – в целом, эти группы обеспечивали более 60% импорта СССР.

Стоит отметить, что при таких негативных тенденциях, начавшихся с 70-х, СССР был мало зависим от импорта, т.к., во-первых, экономика СССР изначально была так организована, чтобы быть максимально самодостаточной, а во-вторых, большую часть импорта составляли страны СЭВ. Понятно, что зависимые от СССР страны не могли ни ‘’наложить санкций’’ ни продавать, что им вздумается и т.п., что мы наблюдаем сегодня во внешнеторговых отношениях РФ с ‘’дорогими партнерами’’. А зависимость СССР от западных технологий также преувеличена, как и зависимость от нефти. С нынешними временами не сравнить, по крайней мере.

СССР занимал в мировой торговле примерно те же доли, что и РИ в начале 20 века – 3.8% в экспорте и 3.3% в импорте. К 1990-му благодаря перестройке доля упала до 2.2% мирового экспорта и 2.7% импорта.

Торговля РФ/РСФСР

Теперь . Для корректного сравнения к цифрам РСФСР добавлен торговый оборот РСФСР с остальными республиками Союза.

В 1989 г. внешняя торговля РСФСР составляла 242 млрд. руб. ,включая межреспубликанскую (145,7 млрд. руб.) и с дальним зарубежьем (96,3 млрд. руб.)

Экспорт в 1989 г. составил 122,2 млрд., в том числе в союзные республики 75,1 млрд. руб., дальнее зарубежье – 47,1 млрд.

Импорт в 1989 г. составил 119,9 млрд. руб. в том числе в союзные республики 70,7 млрд. ,дальнее зарубежье – 49,2 млрд. В долларах внешнеторговый оборот РСФСР составил 414 млрд.

Для 1990 года внешнеторговый оборот составил 231 млрд (в долларах – 395 млрд.), экспорт 116 млрд, импорт 115 млрд. Межреспубликанская торговля – 142 млрд., дальнее зарубежье – 89.4 млрд.

Структура импорта и экспорта в дальнее зарубежье

В 1989 г. экспорт основных товарных групп в союзные республики составил:

электроэнергетика – 0,5 млрд. руб.

нефтегазовая промышленность – 9,2 млрд. руб.

угольная промышленность – 0,5 млрд. руб.

чёрная металлургия – 6 млрд. руб. (8 %);

цветная металлургия – 3,2 млрд. руб. (4,2 %);

машиностроение и металлообработка – 26,4 млрд. руб.

химическая и нефтехимическая промышленность – 9,1 млрд. руб.

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность – 3,8 млрд. руб.

промышленность строительных материалов – 1,3 млрд. руб.

лёгкая промышленность – 7,3 млрд. руб.

пищевая промышленность – 2,8 млрд. руб.

прочие отрасли промышленности – 2,1 млрд. руб.

сельское хозяйство – 0,5 млрд. руб.

прочие виды деятельности сферы материального производства – 2,5 млрд. руб.

Таким образом, в структуре экспорта РСФСР первое место занимала продукция машиностроения – 29% экспорта, а топливо находилось на втором месте с 25%

На Европу приходилось 68.5% внешнеторгового оборота, на Азию – 27%, на Америку – 3.5%

С 1991 года пошел обвал внешнеторговой деятельности РФ. В 1994-м был зафиксирован минимальный внешнеторговый оборот России со странами СНГ – 29.7 млрд. долларов. Для дальнего зарубежья минимум был зафиксирован в 1993-м – 71.1 млрд. долларов.

Советские объемы по внешней торговле фактически были перекрыты лишь после 2006 года, да и то в текущих ценах (без учета инфляции доллара). Правда, объем внешнеторгового оборота со странами дальнего зарубежья восстановился уже к началу 2000-х. (статистика ФТС - http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=125&Itemid=1976)

Со второй половины нулевых начинается быстрый рост внешнеторгового оборота, достигнув максимума, 844.2 млрд. долларов в 2013-м, но после кризиса и войны на Донбассе, из-за которой на РФ наложили санкции, а также сильного падения цен на нефть, внешнеторговый оборот уже в 2014-м упал до 783 млрд., а в 2015-м и вовсе обвалился до 526 млрд. долларов. В 2016-м сокращение продолжилось – оборот составил 467 млрд., сократившись по сравнению с 2015-м на 11%.


Главными торговыми партнерами РФ являются страны ЕС – 45 и 43% в 2015-м и 2016-м соответственно. По сравнению с советскими временами катастрофически просела торговля с бывшими советскими республиками – доля стран СНГ во внешнеторговом обороте составила лишь 12%. Также просел и оборот в абсолютных числах – 66 млрд. и 57 млрд. долларов, что в 3-4 раза меньше республиканского товарооборота СССР. Главные торговые партнеры России – Германия (40.7 млрд. 8.7%), Нидерланды (32.2 млрд. 6.9%), Китай (66.6 млрд., 14.1%) и Белоруссия (23.4 млрд., 5%). Обратите внимание, что товарооборот России с Китаем больше ее товарооборота со всем СНГ. Старые советские экономические связи уже практически разорваны, более менее экономическое сотрудничество с бывшими республиками у РФ сохранились лишь с Белоруссией и Казахстаном.

Отличительной способностью трансформации российской внешней торговли является деградация ее структуры.

Доля минеральных ресурсов (главным образом, нефти и газа) увеличилась за период 1997-2013 с 48% до 71%. К 2016-му доля упала аж до 58%, но объясняется это, главным образом, падением цен на нефть. Экспорт же нефти в натуральном размере (в тоннах) и газового конденсата в РФ постоянно растет (например, в по сравнению с 2015-м он вырос на 4.4% до 254 млн. тонн)

Доля продукции высокого передела в экспорте постоянно падает. Так, к 2014-му эта доля сократилась до 3.7, по сравнению с 7.5% в 2000-м. Правда, в абсолютном выражении экспорт товаров этой категории растет, достигнув 24.3 млрд. долларов в 2016-м. С другой стороны, эти числа все равно меньше экспорта 1990 года. Так, 12.5 млрд. долларов экспорта машиностроительной продукции РСФСР в дальнее зарубежье с учетом сегодня составили бы 23 млрд. И это только в страны дальнего зарубежья. А ведь больше оборудования экспортировалось в союзные республики.

В целом товарный экспорт превысил импорт на 103,2 млрд.долл., что обусловлено положительным сальдо по группе минеральных продуктов. Также положительное сальдо зафиксировано по древесине, драгоценным камням и древесине. Все эти группы объединяет низкая добавленная стоимость. Продавая на внешнем рынке сырье, страна ввозит товары с высокой добавленной стоимостью. Наибольшее отрицательное сальдо зафиксировано по машинам, оборудованию и транспортным средствам – целых 62 млрд. долларов. Также отрицательное сальдо наблюдается и по продовольствию, несмотря на импортозамещение – 7.9 млрд. долларов.

В целом, несмотря на рост товарооборота, присутствие РФ в мировой торговле . На 2015-й год на РФ приходилось лишь 2.1% мирового экспорта и 1.1% мирового импорта, что значительно меньше доли РСФСР даже в кризисном 1990-м году.

Подытоживая:

1) Россия в целом не оказывала заметного влияния на мировую торговлю. С долей в лучшие годы в 4% это и не мудрено. Россия оказывала заметное влияние разве что на рынке зерна (в начале 20 века) и на рынке нефти и газа и вооружений (сер - конец 20 века и настоящее время)

2) В целом, у внешней торговли России видна одна определенная направленность - за сырье покупать промышленное оборудование и товары для обеспечения догоняющего развития стран Запада.

3) В советское время, несмотря на стагнацию доли в мировом товарообороте, удалось создать свой межстрановой рынок, куда страна могла с успехом сбывать свою продукцию (СЭВ) Стоит признать, что умение найти рынок сбыта для своих товаров – это серьезный успех

4) СССР, в целом, был страной, слабо зависящей от мировой торговли. Это исходило из достаточно большой самодостаточности советской экономики.

5) В советское время произошла модернизация экспорта – он превратился из аграрного в промышленный. Даже топливное сырье требует промышленной добычи, переработки и транспортировки. Это свидетельствуют о превращении страны из аграрной в промышленную

6) Наиболее сбалансированным экспорт был в советское время – меньше сырья, больше продукции высокого передела.

7) Несмотря на все успехи, экспорт так и остался преимущественно сырьевым, что в РИ, что в СССР, что в РФ. Тем не менее, СССР на фоне остальных в этом плане выглядит лучше всех.

8) Рыночными реформ внешней торговле страны был нанесен серьезный удар. Дореформенный уровень внешнеторгового оборота был восстановлен только году к 2006-му, при этом мировая торговля ушла далеко вперед, что привело к тому, что даже сейчас доля РФ в мировой торговле значительно ниже, чем была в 1990-м. Россия стала совсем уж незаметна в мировой торговле. При этом наиболее пострадали торговые связи с республиками бывшего СССР - объемы товарооборота сократились в 3-4 раза.

9) Произошла деградация структуры экспорта – 60-70% его составляют минеральные продукты, главным образом, нефть, а доля продукции высокого передела составляет считанные проценты. Россия вывозит продукты низкой обработки, а привозит товары с высокой добавленной стоимостью

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2017 году составил 584 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 25%, в том числе экспорт – 357 млрд. долларов США (рост на 25%), импорт – 227 млрд. долларов (рост на 24%).

Динамика важнейших показателей внешней торговли Российской Федерации в 2015 – 2017 годах


В структуре внешней торговли России по группам стран особое место занимает Европейский союз (ЕС) как крупнейший экономический партнер, на его долю в общем объеме товарооборота Российской Федерации в 2017 году приходилось 42%, на страны Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) – 31%, на государства – участники Содружества Независимых Государств (СНГ) – 12%, в том числе на страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – 9%, на страны Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) – 3%, на страны БРИКС – 18%, АТР – 32%.

Основными торговыми партнерами России в 2017 году были: Китай –
15% товарооборота Российской Федерации (рост – на 32%), Германия – 9% (на 23%), Нидерланды – 7% (на 22%), Беларусь – 5% (на 26%), Италия – 4% (на 21%), США – 4% (на 16%), Турция – 4% (на 37%), Республика Корея – 3% (на 28%), Казахстан – 3% (30%), Украина – 2% (на 26%).

Основные торговые партнеры Российской Федерации среди стран дальнего зарубежья в 2017 году

Взаимная торговля Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС в 2017 году

(данные на графике представлены за 2017 г)


ЭКСПОРТ РОССИИ.

Экспорт России в 2017 году составил 357 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом вырос на 25% или на 71 млрд. долларов США.

В 2017 году по сравнению с 2015-2016 гг. в общем объеме экспорта России снизилась доля отдельных стран Европейского союза (в частности Нидерландов, Италии – на 2%), а также Турции, Японии и Украины – на 1%. При этом возросла доля экспорта России в Республику Беларусь (на 1%) и Китай (на 3%), который занял лидирующее положение среди стран-партнеров.

В 2017 году основную долю в стоимостном объеме экспорта России занимали топливно-энергетические товары – 59% (в 2016 г. – 58%), из них нефть сырая – 38% (37%), нефтепродукты – 24% (23%), природный газ – 14,5% (16%) и каменный уголь – 6% (4,5%).

Стоимостной объем экспорта России товаров ТЭК в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 27% и составил 211 млрд. долларов США. Вместе с тем, физические объемы экспорта нефти сырой и нефтепродуктов по сравнению с предыдущим годом сократились на 1% и 5% соответственно.

Среди стран-партнеров наибольшее снижение физических объемов экспорта нефтепродуктов и нефти сырой зафиксировано в отношении следующих стран: Нидерланды (-8 млн. тонн), США (-4 млн. тонн), Латвия (-3 млн. тонн) и Италия

(-3 млн. тонн). При этом зарегистрирован рост со стороны Китая (+4 млн. тонн), Дании (+ 3 млн. тонн), Сингапура (+2 млн. тонн) и Индии (+3 млн. тонн). Беларусь и Турция сократили закупки нефти сырой (-0,5 млн. тонн и -0,8 млн. тонн), но одновременно увеличили импорт российских нефтепродуктов (+1,5 млн. тонн и +1,5 млн. тонн).

Экспорт природного газа в 2017 году увеличился практически во все основные страны-партнеры, исключение составили Великобритания, сократившая закупки российского газа на 1 млрд м3, и Венгрия – на 0,7 млрд м3.

Увеличение стоимостного объема экспорта топливно-энергетических товаров достигнуто за счет роста цен на основные товары ТЭК в среднем на 24%.

В 2017 году несырьевой неэнергетический экспорт по сравнению с 2016 годом увеличился по стоимости на 22,5% до 133,7 млрд. долларов США, а по физическому объему – на 9,8%.

Доля экспорта несырьевых неэнергетических товаров в общем объеме экспорта России в 2017 году составила по стоимости 37,5%, тогда как в 2016 году она составляла 38,3%, по физическому объему доля этих товаров по сравнению с уровнем прошлого года немного увеличилась и составила 22,4%.

В 2017 году при увеличении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года как стоимостных, так и физических объемов несырьевого неэнергетического экспорта, существенных изменений его товарной структуры не произошло. Структурные изменения составляли не более 1-2%.

Основными товарами несырьевого неэнергетического экспорта России традиционно являлись:

Металлы и изделия из них (полуфабрикаты и прокат плоский из железа и нелегированной стали, алюминий необработанный);

Машины, оборудование и транспортные средства (двигатели турбореактивные, тепловыделяющие элементы (ТВЭЛЫ), части к оборудованию для атомной энергетики);

Химическая продукция (минеральные и органические удобрения);

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (пшеница и меслин). Совокупный удельный вес этих товаров в стоимостном объеме несырьевого неэнергетического экспорта России в 2017 году составил 80,9%.


Экспорт металлов и изделий из них увеличился на 29,7% до 35,9 млрд. долларов США, его удельный вес в стоимостном объеме несырьевого экспорта составил 26,9% (в 2016 году – 25,4%). Причем, физический объем экспорта металлов и изделий из них по сравнению с аналогичным периодом прошлого года практически не изменился (рост на 0,4%), что объясняется ростом на 40%-45% средних экспортных цен на полуфабрикаты и прокат плоский из железа и нелегированной стали, а также – на 20% на алюминий необработанный. Удельный вес этих товаров в стоимостном объеме экспорта России металлов и изделий из них за два последних года составлял 41%.


Поставки проката плоского в Италию, занимавшие в экспорте этого товара в 2016 году третье место, в 2017 году были переориентированы на Египет, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,2 раза по весу и в 3,2 раза по стоимости.


Экспорт машин, оборудования и транспортных средств вырос на 14,6% до 28,1 млрд. долларов США, его удельный вес в стоимостном объеме несырьевого экспорта составил 21,0% (в 2016 году – 22,4%). Физический объем экспорта машин, оборудования и транспортных средств увеличился на 24,2%.


Экспорт тепловыделяющих элементов снизился на 17,2%, в основном за счет прекращения с 2017 года поставок в Индию (в 2016 году их стоимость составляла 163,8 млн. долларов США), а также сокращения поставок в Чехию, Словакию, Армению, Украину.

В 356 раз (с 343,9 тыс. долларов США до 122,4 млн. долларов США) увеличились стоимостные объемы поставок в Болгарию частей к оборудованию для атомной энергетики. В 6 раз вырос стоимостной объем поставок этих товаров в Беларусь, при этом с 2017 года полностью прекратились поставки в Армению и Польшу.

Экспорт химической продукции, около 30% которой составляли минеральные и органические удобрения, вырос на 15,0% (до 23,9 млрд. долларов США), его удельный вес в стоимостном объеме несырьевого экспорта составил 17,9% (в 2016 году – 19,0%). Физический объем экспорта химической продукции увеличился на 5,7%.


Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья вырос на 21,5% до 20,3 млрд. долларов США и его удельный вес в стоимостном объеме несырьевого экспорта составил 15,2% (в 2016 году – 15,3%). Физический объем экспорта этой категории продукции увеличился на 21,7%.

Более 37% стоимостного объема этой категории товаров составил экспорт зерна.

Таким образом, при увеличении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года как стоимостных, так и физических объемов несырьевого неэнергетического экспорта, в 2017 году существенных изменений его товарной структуры не произошло. Структурные изменения составляли не более 1-2%.

ИМПОРТ РОССИИ.

В 2017 году импорт России составил 227 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 25% или на 45 млрд. долларов США.

В 2017 году основными торговыми партнерами по импорту стали страны АТЭС, на их долю пришлось более 40% всего импорта. Доля Китая в импорте России – 21%. Значительную долю также занимали страны ЕС – 38%, из них Германия – 11%, Италия – 4 %, Франция – 4% и прочие. На страны СНГ пришлось 11% всего импорта, в том числе на страны ЕАЭС – 8%, основную долю составлял ввоз из Республики Беларусь – 5% и Казахстана – 2%.

В 2017 году основная доля стоимостного объема импорта России приходилась на машины, оборудование и транспортные средства – 49% (в 2016 г. – 47%). Также существенную долю в импорте составляли: химическая продукция – 18% (19%), продовольствие – 13% (14%), металлы и изделия из них – 7% (6%), текстильные изделия и обувь – 6% (6%).

В 2017 году стоимостной прирост импорта России сформировался на 53%
за счет увеличения стоимостного объема ввоза машин и оборудования, которое в абсолютном значении составило 24 млрд. долларов США.

Среди машин и оборудования в 2017 году наибольшую долю в стоимостном объеме импорта России составляли: механическое оборудование – 41% (в 2016 г. – 41%), электрооборудование – 24% (25%) и средства наземного транспорта – 20% (18%).


В 2017 году основными странами-поставщиками импортных машин и оборудования являлись Китай (26%), Германия (12%) и США (8%). При этом
и наибольшее увеличение импорта данных товаров также пришлось на
эти страны, из Китая – на 6 млрд. долларов США, Германии – на 2,8 млрд. долларов США, США – на 2,6 млрд. долларов США.

Ввоз механического оборудования в 2017 году составил 45 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 28% или на 10 млрд. долларов США.

Данный прирост сложился за счет увеличение импорта вычислительных машин на 1,2 млрд. долларов США, при этом прирост импорта данных товаров из Китая составил 0,9 млрд. долларов США. Также данные товары завозились в
2017 году из Чехии, Венгрии, Польши и других стран.

Рост импорта механического оборудование также произошел за счет увеличения ввоза бульдозеров и грейдеров (в 2 раза в количественном выражении), оборудования для обработки резины и пластмассы, части вычислительных машин, жидкостных насосов, инструментов пневматических, двигателей внутреннего сгорания, промышленных машин и оборудования и прочие.

Ввоз бульдозеров и грейдеров в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 0,8 млрд. долларов, основной рост поставок пришелся на импорт данных товаров из Китая – в 2,3 раза, Японии – в 1,5 раза, Южной Кореи
в 3 раза.

Увеличение ввоза оборудования для обработки резины связано с поставкой в 2017 году многокомпонентной установки по производству линейного полиэтилена низкой/высокой плотности на сумму свыше 0,5 млрд. долларов США из стран ЕС.

Поставки частей для вычислительных машин значительно увеличил
в 2017 году Китай – на 340 млн. долларов США, в меньших объемах Сингапур, Вьетнам и Южная Корея – на 100 млн. долларов, 7 млн. долларов США и 10 млн. долларов США соответственно.

Импорт жидкостных насосов в 2017 году увеличился на 410 млн. долларов США, из них из Южной Кореи – на 160 млн. долларов США, Германии – на
60 млн. долларов США и Китая – на 50 млн. долларов США.

В 2017 году импорт России электрооборудования составил 27 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 24% или на 5,2 млрд. долларов США. При этом на 32% данный прирост сформировался за счет увеличения импортных поставок телефонных аппаратов для сотовой связи на
1,7 млрд. долларов США. Основными странами-поставщиками данных аппаратов являлись Китай (63%) и Вьетнам (17%).

Импортные поставки средств наземного транспорта увеличились в
2017 году по сравнению с прошлым годом на 36% или на 6 млрд. долларов США. Прирост был обусловлен в основном увеличением импортных поставок запасных частей для легковых автомобилей (включая кузова, шасси и пр.) – на 2,6 млрд. долларов США, тракторов – на 1 млрд. долларов США и грузовых транспортных средств – на 0,9 млрд. долларов США. При этом в стоимостном объеме импорта существенно снизилась доля легковых автомобилей – с 38% до 31%, с одновременным ростом доли тракторов и грузовых машин – с 11% до 17%.


Рост ввоза комплектующих для легковых автомобилей в 2017 году зарегистрирован из Германии (+34%), Японии (+52%), Китая (+29%), Южной Кореи (+64%) и Чехии (+52%), что связано с наращиванием в России промышленной сборки автомобилей Мазда, Тойота, Фольксваген, Шкода, а также расширением их модельного ряда.

В связи с повышением спроса на российском рынке на спецтехнику ввоз товаров, классифицируемых кодами 8701 «Трактора», 8704 «Грузовые автомобили» и 8705 «Транспортные средства специального назначения» увеличился в количественном выражении в 1,5 раза, в стоимостном – в 2,4 раза, 1,8 раз и 1,1 раз соответственно. Среди данных транспортных средств увеличился импорт в стоимостном выражении тягачей седельных производства Нидерландов и Германии – в 3 раза, Франции – в 5 раза, Бразилии – в 9 раз; автокранов производства Китай – в 9 раз, Германия – в 3 раза; автосамосвалов производства США – в 4 раза, Белоруссии – в 2 раза.

В 2017 году по сравнению с 2016 годом основной стоимостной объем импорта товаров химической промышленности приходился на фармацевтическую продукцию – 27%, пластмассы и изделия из них – 22%. На данные группы товаров пришлось и основное увеличение импорта в данной отрасли, за счет фармацевтической продукции – на 1,9 млрд. долларов США, пластмасс и изделий из них – на 1,2 млрд. долларов США. Вместе с тем, существенно увеличился и стоимостной объем ввоза каучука, резины и изделий из них – на 0,8 млрд. долларов США, а также органических химических соединений – на 0,8 млрд. долларов США.

В импорте товаров фармацевтической продукции основное место занимают лекарственные средства, на долю которых приходится 80% импорта данной группы товаров. Прирост стоимостного объема импорта по лекарственным средствам в 2017 году по сравнению с 2016 годом составил более 1,4 млрд. долларов США. Причиной этому послужило не физическое увеличение ввоза данных товаров, а рост цен в среднем на 16%. Основными странами-поставщиками лекарственных средств являются Германия – 21%, Франция – 10%, Италия – 7%, Индия – 6%, Швейцария – 5%. В 2017 году поставки лекарственных средств значительно увеличила Великобритания – на 0,1 млрд. долларов США.

Основную долю в импорте каучука, резины и изделий из них занимают шины и покрышки пневматические – 48%, а также изделия, трубки и ленты из вулканизированной резины (коды 4009, 4010, 4016 ТН ВЭД ЕАЭС) – 28%, каучук натуральный и синтетический (коды 4001 и 4002 ТН ВЭД ЕАЭС) – 12%. Под кодами 4009, 4010 и 4016 ТН ВЭД ЕАЭС большей частью декларируются комплектующие для ремонта и технического обслуживания автомобилей. Натуральный и синтетический каучук в основном закупают компании, занимающиеся производством автомобильных шин. В 2017 году стоимостной рост импорта по указанным товарным позициям составил более 30%. Импортные закупки осуществлялись из Китая – 14%, Японии – 12%, Германии – 10%, Южной Кореи – 7%.

Продовольственные товары.

Стоимостной объем импорта продовольственных товаров в 2017 году составил 29 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 15% или на 3,8 млрд. долларов США. Наибольшую долю в стоимостном объеме продовольствия составляли фрукты – 16%, мясо и мясные субпродукты – 9%, молочная продукция – 9%, алкогольные и безалкогольные напитки – 9%, овощи – 6% и прочие.


В 2017 году существенно выросли поставки фруктов и орехов – на 0,8 млрд. долларов США; алкогольной и безалкогольных напитков – на
0,7 млрд. долларов США; молочной продукции, мяса и мясной продукции, овощей – по 0,4 млрд. долларов США. При этом по физическим объемам среди данных товаров существенный рост произошел только по импорту фруктов, овощей, а также алкогольных и безалкогольных напитков. Увеличение стоимостных объемов по остальным категориям продовольственных товаров связано в основном с ростом цен на ввозимую продукцию.

Ввоз фруктов в физическом выражении вырос за счет увеличения поставок черешни, винограда из Турции, в отношении которой в 2017 году были сняты ограничительные меры; бананов из Эквадора; цитрусовых из Южной Африки.

Увеличился физический объем импорта овощей из Китая в 1,4 раза практически по всей товарной номенклатуре, картофеля из Египта – в 2,5 раза, томатов из Азербайджана – в 1,5 раза, картофеля из Беларуси – в 1,3 раз, лука из Турции – в 3500 раз.

Импорт алкогольных и безалкогольных напитков в 2017 году составил
2,5 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился по стоимости – на 39% (на 0,7 млрд. долларов США), по физическому объему (литрам) – на 29%. При этом увеличение ввоза алкогольных и безалкогольных напитков произошло по всем товарным позициям.

Основной стоимостной объем ввоза в 2017 году приходился на виноградные вина – 40%, спирт этиловый с концентрацией менее 80 об.% – 38%, пиво солодовое – 8%.

Стоимостной объем ввоза виноградных вин в 2017 году составил 1 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2016 годом по стоимости – на 38%. Вместе с тем, рост физических объемов составил 11%. Таким образом, увеличение стоимостного объема связано, в первую очередь, с ростом цен на виноградные вины на 24%.

Ввоз виноградных вин в 2017 году осуществлялся из Италии – 29%, Франции – 18%, Испании – 16%, Грузии – 10%. При этом поставки из Италии в физическом выражении (литрах) увеличились на 34%, Франции – на 29%, Грузии – в 1,8 раза. Поставки из Испании в физическом выражении сократились, но выросли в стоимостном – на 24%.

Импорт спиртовых напитков с концентрацией спирта менее 80 об.%
в 2017 году составил 0,9 млрд. долларов США, увеличение по физическому объему (литрам) составило 30%, по стоимости – 38%. Основные объемы импорта данной категории товаров приходились на Великобританию – 25%, Армению – 19%, Францию – 16%, США и Ирландию – по 5%. В 2017 году по сравнению с 2016 годом Великобритания увеличила поставки виски – на 31%, Ирландия – на 36%, США – на 33%, а Армения нарастила ввоз коньяка на 25 %. При этом ввоз французского коньяка сократился по физическому объему на 5%, но увеличился по стоимости на 32%.

Ввоз солодового пива в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился и по физическим объемам (на 50%), и по стоимости (на 54%). Основными странами-поставщиками пива являлись Германия, Чехия, Беларусь и Бельгия. Германия занимает лидирующее положение как по стоимостным объемам поставок пива (33%), так и по физическим (29%). При этом в 2017 году Германия нарастила поставки своего пива практически в 2 раза. Чехия, Беларусь и Бельгия также увеличили физические объемы ввоза солодового пива в 1,5 раза, 1,5 раза и 1,3 раза соответственно.


РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РосНОУ )

ФАКУЛЬТЕТ: экономики, управления и финансов

Реферат.

По дисциплине : «Международные отношения».

По теме : «Внешняя торговля России: структура и направления».

Выполнила: студентка 3 курса заочной

формы обучения Наумова. О.В.

Принял:научный руководитель

Гуреева.М.А.

москва 2010г.

Введение

1.1 Внешняя торговля и её основные понятия

1.2 Цель, принципы и приоритеты ВЭД России

1.3 Развитие институтов обеспечения внешнеэкономической политики

Глава 2. Состояние и перспективы внешней торговли России

2.1 Экспорт и импорт России

2.2 Перспективы внешней торговли России

Заключение

Список литературы

Введение

На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. И Россия является активным участником международной торговли.

Главными преимуществами России по-прежнему являются большой объем рынка и относительная макроэкономическая стабильность. Но в настоящее время конкурентоспособность России находится на недостойном для такой страны уровне. Всемирный экономический форум опубликовал рейтинги конкурентоспособности 133 стран за 2009?2010 годы. В соответствии с докладом Global Competitiveness Report, Россия упала с 51?го на 63?е место, опустившись ниже таких стран, как Черногория, Турция, Мексика, Панама и Маврикий.

В настоящее время торгово-экономические связи в основном сохранили прежние черты. Это, прежде всего, относится к структуре товарооборота, которая изменилась не так сильно. Основу товарообменных операций составили топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроительная продукция.

Выбранная тема чрезвычайно актуальна, так как сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Также посредством внешней торговли происходит перераспределение материальных благ на межгосударственном уровне, способствуя, тем самым, развитию товарно-денежных отношений в стране под влиянием усиления контактов с внешним рынком.

Глава 1. Теория экспортно-импортных операций

1.1 Внешняя торговля и её основные понятия

Международная (внешняя торговля) - торговля с другими странами, экспорт товаров из страны и импорт товаров в страну. Это древняя и традиционная форма международных экономических отношений. Согласно историческим исследованиям, внешняя торговля древнее ремесла и земледелия. В отличие от внутренней торговли, внешняя торговля обеспечивает движение товаров между государствами, что неизбежно порождает определенные противоречия и проблемы, вытекающие из длительных расстояний и фактора времени, различия традиций, национальных денег и т.д.

Роль внешней торговли в международных экономических отношениях постоянно возрастала. Рост внешней торговли не был равномерным, но это не меняло общей тенденции ее развития. Многие экономисты устанавливают причинно-следственную связь между ростом внешней торговли и ростом мирового производства и благосостояния. Хотя эта точка зрения не бесспорна. Но сравнительно недавно Мировой банк провел исследование экономического роста 40 развивающихся стран, которые были сгруппированы по торговой ориентации. Результаты исследования подтвердили отмеченную выше причинно-следственную связь.

В целом за период с конца XIX до начала XX в. мировая торговля развивалась довольно быстрыми темпами - в среднем 3,5% в год.

Развитие внешней торговли было приостановлено первой мировой войной. После войны рост возобновился, но затем был прерван «Великой депрессией» и второй мировой войной.

После второй мировой воины внешняя торговля возобновилась и стала расширяться исключительно быстро. С 1947 по 1973 г.г. объем мирового экспорта ежегодно возрастал на 6%. В начале 80-х годов был некоторый застои в развитии внешней торговли, вызванный «нефтяным шоком». С 1984 г. подъем внешней торговли возобновился и к 1990 г. темпы прироста мирового экспорта достигли 7% в год. В целом за последние 50 лет произошел резкий, «взрывной рост» экспорта товаров.

Если сопоставить среднегодовые темпы роста мирового производства и мирового экспорта товаров за последние 50 лет, то темпы роста экспорта в 1,5 раза превысили, темны роста производства. Таким образом, внешнеторговая ориентация мировой экономики существенно возросла. Сегодня доля импорта в общем предложении готовых товаров на рынках увеличилась в 3 раза по сравнению с 1950 г. и достигла в США более 20%, в ФРГ - 30%, Великобритании - 30%, Норвегии - более 60%. В настоящее время экономика любой страны мира, если она не проводит политику искусственной изоляции от мирового рынка (политику автаркии), зависит от участия во внешнеторговом обороте.

Внешняя торговля оценивается с помощью базовых понятий экспорта, импорта и внешнеторгового оборота. Экспорт – вывоз товаров из страны для продажи или использования в других государствах. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что страна вывозит ту продукцию, издержки, производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношений национальных и мировых цен данного товара. Импорт – ввоз в страну иностранных товаров из-за границы. При импорте страна приобретает товары, производство которых в настоящее время экономически выгодно. При расчете эффективности внешней торговли подсчитывается тот экономический выигрыш, который получает данная страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров в стране.

Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый товарооборот с зарубежными странами.

При этом следует помнить, что оборот внешней торговли страны рассчитывается в стоимостных единицах, поскольку включает разнородные товары, не сопоставимые в натуральном измерении. По отдельным товарам можно измерить экспорт и импорт в натуральных единицах (штук, тонн, метров).

Баланс внешней торговли может иметь положительную или отрицательную величину, и редко сводится к нулю. Соответственно можно говорить о положительном или отрицательном сальдо торгового баланса страны. Отрицательное сальдо торгового баланса означает возникновение пассивного торгового баланса. И, наоборот, положительное сальдо характеризует активный торговый баланс страны.

Внешняя торговля способствует более эффективному использованию, как внутренних ресурсов, так и ресурсов, принадлежащих другим странам, с целью более полного удовлетворения безграничных потребностей населения внутри страны за рубежом. Более того, изменения в объемах чистого экспорта (разница между экспортом и импортом) могут оказать значительное влияние на уровни внутреннего производства и доходов. В современной мировой экономике международная торговля по своим масштабам и функциям сохраняет важнейшее значение. Главными ее функциями являются:

Определение объема и структуры мирового производства

*развитие международного разделения труда

Посредничество в различных видах международного сотрудничества (совместная производственная деятельность рыночных субъектов различных стран, международный обмен технологиями и т.д.).

1.2 Цель, принципы и приоритеты ВЭД России

Целью внешнеэкономической политики является создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

Достижение этой цели предполагает:

Специализацию российской экономики на производстве высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг;

Усиление позиций России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

Обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала и формирования в отраслях центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости;

Достижение лидирующих позиций в осуществлении поставок энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков;

Реализацию конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки сырья;

Усиление роли России в решении глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка;

Географическую диверсификацию внешнеэкономических связей, обеспечивающую закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках и освоение новых рынков;

Создание евразийского экономического пространства с интеграционным ядром - ЕврАзЭС, а также обеспечение благоприятных условий для налаживания пограничного и межрегионального сотрудничества с участием субъектов Российской Федерации;

Выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, повышающих долговременную устойчивость развития российской экономики;

Укрепление торгово-экономических отношений с Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой, ЮАР, Египтом, Саудовской Аравией, Южной Кореей, Турцией, странами АСЕАН и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки;

Повышение эффективности содействия российским компаниям и инвесторам за рубежом, совершенствование международной договорно-правовой базы во внешнеэкономической и внешнеторговой сферах, в том числе в целях снижения технических барьеров в торговле.

Основные целевые индикаторы (по годам) приведены в таблице1.

Таблица 1. Основные целевые индикаторы внешнеэкономической политики до 2020 года (млрд. долларов США)

2010прогноз

2015 прогноз

2020 прогноз

Экспорт товаров, всего

экспорт топливно-энергетических товаров

экспорт машин и оборудования

Импорт товаров, всего

Экспорт транспортных услуг

Оприделение

Преимущества участия в международной торговле

Современные теории международной торговли

Меркантилизм

Теория абсолютных преимуществ Адама Смита

Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо

Теория Хекшера-Олина

Парадокс Леонтьева

Жизненный цикл продукта

Теория Майкла Портера

Теорема Рыбчинского

Теория Самуэльсона и Столпера

территория;

Приобретённые преимущества:

технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию.

Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо

Специализация на производстве продукта, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна и в случае отсутствия абсолютных преимуществ. Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров).Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объема производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит дохода обеим странам, даже если абсолютные затраты производства и сукна, и вина в Португалии ниже, чем в Англии.

Теория Хекшера-Олина

Согласно данной теории страна экспортирует продукт, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Необходимые условия существования:

у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, тенденция к ввозу той продукции, по которой имеется каких-либо факторов;

развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора;

существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспортирования товаров перемещением самих факторов между странами.

Внешняя торговля (Foreign trade) - это

Парадокс Леонтьева

Суть парадокса состояла в том, что доля капиталоёмких товаров в экспорте могла расти, а трудоёмких сокращаться. В действительности же при анализе торгового баланса США, доля трудоёмких товаров не сокращалась. Разрешение парадокса Леонтьева заключалась в том, что трудоёмкость товаров импортируемых США довольно велика, но цена труда в стоимости продукта значительно ниже, чем в экспортных поставках США . Капиталоёмкость труда в США значительная, вместе с высокой эффективностью труда это приводит к существенному влиянию цены труда в экспортных поставках . Доля трудоёмких поставок в экспорте США растёт, подтверждая парадокс Леонтьева. Связанно это с ростом доли услуг, цены труда и структуры экономики Америки. Это приводит к росту трудоёмкости всей американской экономики, не исключая и экспортирования.

Жизненный цикл продукта

Некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из пяти этапов:

разработка продукта. Организация находит и воплощает в жизнь новую идею продукта. В это время объем продаж равен нулю, издержки растут.

Экспорт

Экспорт (англ. export) в экономике — вывоз за границу товаров, проданных иностранному покупателю или предназначенных для продажи на иностранном рынке.

К экспортированию относятся также вывоз товаров для переработки их в другой стране, перевозка товаров транзитом через другую страну, вывоз привезенных из другой страны товаров для продажи их в третьей стране (реэкспорт) и др. Косвенный экспорт — экспорт с участием посредников.

Источники

wikipedia.org - Википедия — свободная энциклопедия

glossary.ru - Глоссарий.ru


Энциклопедия инвестора . 2013 .

Смотреть что такое "Внешняя торговля" в других словарях:

    Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. Внешняя торговля осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами. По английски: Foreign trade См. также:… … Финансовый словарь

    Внешняя торговля - торговля какой либо страны с другими странами. Международная торговля совокупность внешней торговли всех стран мира. Международная торговля система международных товарно денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.… … Википедия

    ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ - торговля одной страны с другими странами, составная часть внешнеэкономических связей. Подразделяется на экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров. Сумма экспорта и импорта образует внешнеторговый оборот. Внешняя торговля базируется на международном … Большой Энциклопедический словарь

    ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ - (foreign trade) См.: торговля (trade). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ торговля с другими странами, экспорт товаров из страны и импорт… … Экономический словарь

1. Понятие внешнеэкономической политики


Внешнеэкономическая деятельность является одной из наиболее быстроразвивающихся отраслей отечественной экономики. Она включает в себя внешнеинвестиционную, валютную, таможенную, миграционную и внешнеторговую политику. Внешнеинвестиционная включает в себя политику импорта иностранных инвестиций и политику экспорта национальных инвестиций. Валютная состоит из дисконтной, девизионной политики, валютного субсидирования и диверсификации валютных резервов. Деятельность миграционной политики состоит в контроле за эмиграцией и миграцией в нашей страны. Таможенная политика позволяет проследить все грузопотоки, также таможенные органы устанавливают различные методы регулирования мировой торговли.

Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемые между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом.

Смысл включения в международный товарообмен заключается в том, что международная торговля обуславливает продолжение процесса реализации продукции для внутреннего рынка. Вывозя за границу товары, страна находит дополнительные рынки сбыта, обеспечивая полную реализацию созданной продукции.

При этом экспорт может обеспечивать даже больший доход, чем реализация данной продукции на внутреннем рынке. Экспортируя продукцию за рубеж, страна получает за это оплату в валюте, которая составляет материальную базу для закупок каких-либо товаров в других странах.

Импорт товаров из-за границы дает возможность получать продукцию совсем не производимую в стране, либо ту продукцию, внутренние затраты на производство которой превышают затраты, связанные с оплатой импорта. Импорт товаров прямо влияет на физический объем и структуру национального дохода страны.

Внешняя торговля в той или иной степени обеспечивает дополнительный эффект для развития любого национального хозяйства. Поэтому все страны вовлечены в международное разделение труда и товарообмен, но степень включения национальной экономики в международную торговлю разная.

Теории внешней торговли позволяют выработать на научной основе торговую стратегию, соответствующую индивидуальным условиям и целям конкретной страны и оказывающей значительное воздействие на международный бизнес; развивают интуитивную способность выявления благоприятных рынков.

Теория меркантилизма: богатство страны измерялось владением ценностями, обычно в виде золота (экспорт превышал импорт). В настоящее время по отношению к странам,которые явно пытаются иметь активный торговый баланс, употребляется термин неомеркантилизм.

Современные теории международной торговли ведут свое начало от теорий А. Смита и Д. Рикардо.

А. Смит обосновал тезис, в соответствии с которым основой развития международной торговли является различие в абсолютных издержках при производстве товаров в разных странах: одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие (теория абсолютного преимущества ).

Некоторые современные исследования, имеющие в основе теорию абсолютного преимущества, оформились в теорию размера страны , которая учитывает различие стран по их производственной специализации и помогает объяснить, в каком объеме и какого типа продукцию нужно вовлечь в торговлю.

Д. Рикардо принадлежит теория относительного преимущества . Он доказал не только возможность, но и необходимость взаимовыгодной торговли даже при наличии абсолютного преимущества одной страны в производстве всех продуктов: эта страна получит выигрыш, если откажется от менее эффективного в пользу более эффективного.

Современной модификацией теории сравнительных издержек является теория соотношения факторов производства. Если страна в избытке обеспечена каким--либо фактором, например, трудом с относительно более низкой заработной платой, то трудовые товары, производимые в данной стране, будут обходиться более дешево. Эту модель часто называют моделью Хекшера-Олина-Самуэльсона.

В соответствии с моделью классификации рабочей силы в производстве участвуют не три фактора, а четыре: квалифицированный труд, неквалифицированный труд, капитал и земля.

Ведущее место среди неоклассических теорий международной торговли занимает модель альтернативных издержек Г. Хаберлера. Для каждой страны он предлагает кривые производственных возможностей, показывающие, в каком соотношении каждая страна может производить два товара при использовании всех ресурсов и наилучшей технологии.

Согласно теории жизненного цикла (ЖЦТ) Реймонда Вернона, некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из четырех этапов (внедрение, рост, зрелость,упадок), а их производство перемещается в международном плане в зависимости от этапа цикла.

Согласно теории подобия стран , большая доля объема внешней торговли сегодня приходится на торговлю готовыми изделиями между промышленно развитыми странами, потому что в них имеются схожие сегменты рынков.


2. Структура торговли

2.1 Экспорт


Несмотря на то, что внешнеэкономическая сфера РФ является наиболее растущей сферой экономики страны, но в данном секторе существует ряд проблем. Основными экспортерами и импортерами в нашей стране являются лишь ряд наиболее развитых субъектов нашей федерации.

Ситуация в экспортном секторе России характеризуется рядом четко обозначенных тенденций как в товарной структуре, так и в географической направленности.

В качестве современных тенденций в товарном экспорте РФ необходимо выделить следующие:

1.Сохраняется ярко выраженная топливно-сырьевая направленность российского экспорта.

2.За счет неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков цветных металлов доля экспорта цветных и черных металлов немного сократилась. Тем не менее, продукция черной и цветной металлургии остается важной статьей российского экспорта.

3.Произошло также сокращение поставок на экспорт продукции химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

4.Сырьевая направленность приводит к высокой зависимости российского экспорта от колебаний цен на мировых товарных рынках.

5.Международная специализация России на полуфабрикатах, произведенных в отраслях, оказывающих наибольшее отрицательное влияние на состояние окружающей среды (металлургическая, химическая и нефтехимическая, целлюлозно-бумажная), существенно ухудшила экологический фон внешней торговли.

6.Устойчиво снижается доля машин, оборудования, транспортных средств.

С момента обособления РФ и начала экономических реформ произошли определенные изменения и в географической направленности российского экспорта. Основными торговыми партнерами России являются страны СНГ (Белоруссия-6,5%; Украина-6,3%), ЕС. Среди дальнего зарубежья лидирующие позиции занимают ФРГ -9,7%; Италия- 5,7%; Нидерланды-5,2%; Швейцария-3,3%; Финляндия-3,2%. Важными торговыми партнерами России являются Китай-6,1%; Польша-3,3%; США-3,7%.

С целью преодоления обозначенных негативных тенденций в российском экспорте Правительством РФ был принят ряд законодательных актов, способствующих формированию рациональной структуры экспорта. Наиболее емкой из них из них являлась "Федеральная программа развития экспорта" от 08.02.96 г., ориентированная на обрабатывающие отрасли и предполагавшая рост доли готовой продукции в российском экспорте до 40% в 2005 году. Исполнение программы при острой нехватке в бюджете необходимых финансовых ресурсов сразу же зашло в тупик. В год утверждения программы из бюджета на предусмотренные в ней цели было затрачено чуть более 110 млрд. руб. вместо намеченных 900 млн. долл. В 1997 году на стимулирование и поддержку экспорта бюджетные средства вообще не выделялись, а последствия финансового кризиса 1998 года фактически перечеркнули возможность дальнейшей реализации программы. Но срыв Федеральной программы развития экспорта объясняется не только отказом государства от ее финансирования. Главная причина в том, что в стране, как и в советское время, не решались задачи общеэкономического характера, связанные с перестройкой деформированной структуры народного хозяйства, его техническим перевооружением на базе достижений научно-технического прогресса и повышением конкурентоспособности производства.


2.2 Импорт


Ситуация в импортном секторе РФ также характеризуется рядом особенностей. В товарной структуре российского импорта отмечены следующие тенденции:

1.Основными статьями являются машины и оборудование, продовольственные товары, продукция химической и нефтехимической промышленности, черной и цветной металлургии, товары массового спроса (одежда, обувь и т. д.) и прочее.

2.Импортируемые машины и оборудование предназначены для текстильной, швейной, кожевенной, обувной и меховой промышленности. Необходимость импорта данных товаров обусловлена отсутствием производства оборудования для большинства гражданских отраслей экономики, что порождает потребность в нерациональном импорте.

3.Нерационален и импорт по статье "Продовольствие": располагая огромными сельскохозяйственными ресурсами и создав систему государственной поддержки АПК, Россия могла бы решить проблему самообеспеченности продовольствием.

4.Происходит переориентация на ввоз на российский рынок более дешевых товаров более низкого качества, не нашедших спроса в промышленно развитых странах.

Характеризуя географическую структуру, следует отметить, что на долю индустриально развитых стран приходится более половины российского импорта, развивающихся стран-13%; стран бывшего СЭВ-8,5%; СНГ-12%.

В последние годы проделана большая работа по формированию договорно-правовой базы международного сотрудничества РФ с другими странами: подписано 35 международных соглашений с 22 странами и ЕС (с ЕС Россия подписала Соглашение о партнерстве и сотрудничестве в июне 1994 года).


2.3 РФ на мировом рынке технологий


Международный обмен научно-техническими знаниями для российских предприятий и организаций заключается, с одной стороны, в возможности использования мирового научно-технического опыта и повышения на этой основе технического уровня отечественного производства, а с другой стороны, в возможности коммерческой реализации на мировых рынках собственных научно-технических достижений, что в условиях сырьевой направленности росийского экспорта является эффективным способом рационализации структуры внешнеэкономических связей.

Интеллектуальный потенциал нашей страны признан как один из самых высоких в мире.

Бесспорными преимуществами РФ на мировом рынке вооружений и военной техники. Прежде всего это относится к истребителям МиГ-29 и МиГ-31, истребителям-бомбардировщикам СУ-24 и СУ-27, вертолетам МИ-28 и МИ-34, транспортными самолетами АН-124, танкам.

Таким образом, Россия с ее огромным научно-техническим потенциалом и высокопрофессиональными инженерно-техническими кадрами имеет все основания для того, чтобы стать равноправным партнером промышленно развитых стран в области международного научно-технического обмена и на равных конкурировать с ними.

На современном этапе можно выделить три главных направления научно-технического сотрудничества РФ со странами Запада:

1.Многостороннее межгосударственное сотрудничество. Сегодня наша страна участвует в таких международных научно-технических программах, как "Коперник", "Эврика", "Интас" совместно с комиссией ЕС; в программе, проводимой ЕЭК ООН,- "Энергосбережение и энергоэффективность".

2.Двустороннее сотрудничество-главная форма научно-технического сотрудничества. Наиболее развита договорно-правовая база отношений с США, среди которых "Акустическая термометрия океанского климата", "Изучение фундаментальных свойств материи" и т.д. Наибольший объем научно-технических программ реализуется с Германией, США, Италией.

3.Почти все научно-технические контакты в нашей стране базируются на прямых связях: институт-институт, лаборатория-лаборатория, ученый-ученый, ученый-заказчик. Из-за этого существует "утечка мозгов". За рубеж уезжают, как правило, наиболее квалифицированные, одаренные ученые.

Кроме того, помощь развитию российской науки оказывают различные организации и фонды. Так, в начале 90-х годов были специально созданы две международные организации:

1.Брюссельская ассоциация по стимулированию сотрудничества с учеными СНГ, созданная в июле 1993 года, занимается поддержкой фундаментальных исследований при помощи системы гарантов.

2.Техническое содействие странам СНГ(TACIC, учреждена в 1994 году) финансируется из бюджета ЕС. ТАСИС обеспечивает консультационную помощь, экспертные оценки, передачу "ноу-хау" и т. п.

В то же время США, Германия, Франция, Япония и другие промышленно развитые страны организовали различные фонды, стимулируя научно-техническую деятельность в России и привлекая для исследований ведущих российских специалистов.


3 . Методы регулирования внешней торговли


Государство во все времена стремилось регулировать отношения на внешнем рынке, использовать их в политических целях, сопрягая их с задачами внешней политики. Объективные законы развития рынка используются в конкретных социально-политических условиях. С помощью государства вырабатывается такая экономическая политика, которая непосредственно служит интересам определенных общественных сил. Её органической составной частью является внешнеторговая политика как система мер государства по регулированию и управлению внешнеторговой деятельностью.

Существует два основных типа внешнеторговой политики:

1.Фритрэдэрство.

2.Протекционизм.

Политика фритрэдэрства означает, что государство использует такую систему торгово-политических мероприятий, которые допускают свободный экспорт и импорт товаров. Но это не означает отсутствие регулирующей роли государства. Государством проводится сознательная политика по созданию благоприятных условий на внутреннем рынке для ввозимых без значительных ограничений импортных товаров. Сторонники рыночного консерватизма отстаивали свободу торговли, т. к. в ней воплощены все законы рыночной экономики в первозданном виде, саморегуляция экономических отношений. Свободная торговля стимулирует конкуренцию и ограничивает монополизм. Свобода импорта продукции из-за рубежа- мощная конкуренция собственному производству, заставляющая производителей снижать издержки производства, всесторонне использовать достижения научно-технического прогресса.

В противоположность фритрэдэрству существует другая разновидность внешнеторговой политики- протекционизм.

Он характеризуется наличием существенных импортных ограничений и направлен на защиту национального производства от конкуренции со стороны более дешевых иностранных товаров.

Основные причины, побуждающие следовать протекционистской политике:

1.Сохранение необходимых государству отраслей, обеспечивающих военно-политическую и экономическую безопасность страны.

2.Защита молодых отраслей производства от разрушительных последствий иностранной конкуренции.

3.Обеспечение стабильной занятости в национальной экономике.

Выбор типа внешнеэкономической политики должен активно способствовать усилению позиции страны в системе мирохозяйственных связей. Именно этой задаче сегодня надо подчинить механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей России. Следует обеспечить оптимальное сочетание свободы торговли и протекционизма с учетом специфики состояния ее экономики и потенциальных возможностей мирохозяйственных связей.

Опыт последних лет показал, что трактовка свободы торговли как ускоренной либерализации (именно так она рассматривается в ходе российских реформ) может привести и уже приводит к негативным последствиям: снижению отечественного промышленного потенциала; разрушению отраслей и отдельных предприятий; консервации диспропорций в структуре народно-хозяйственного комплекса; усилению финансовой и технологической зависимости от промышленно развитых стран; снижению "качества" структуры отечественного экспорта и импорта; потере национальными производителями части внутреннего рынка и т. д.

При либерализации торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за ослабления стимулов к развитию как импортозаменяющих производств, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но могущих зависеть от процессов либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не может сразу компенсировать ее падение в других сферах. Предприятия экспортного направления не успевают поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов.

Реализация фритрэдэрской модели в чистом виде в переходных экономиках затруднена. Постсоциалистические страны вступили в конкуренцию на мировом рынке в неравных условиях по сравнению с развитыми странами. Опыт реализации этой модели в некоторых развивающихся странах показал, что результатом такой стратегии являются сохранение зависимого положения национальных экономик, отток инвестиций и квалифицированных кадров.

Однако надо отметить, что ослабление протекционизма в этих странах, выразившееся в создании равных условий для импортеров и экспортеров, в сокращении ограничений внешней торговли и использовании механизма цен вместо произвольных решений бюрократического аппарата, привело к повышению темпов роста ВВП, что явилось результатом перераспределения ресурсов в более эффективное производство. Так, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона после начала реформирования экономики, либерализации внешней торговли ежегодный прирост ВВП составил 5-6 %, а внешней торговли-9-10 %.

Для регулирования внешней торговли государство использует методы, которые можно подразделить на тарифные (таможенные тарифы) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг). Протекционизм часто осуществляется для пополнения доходов государственного бюджета. Таможенную пошлину собрать проще, чем налоги, но поступления в бюджет в этом случае будут зависеть от эластичности спроса на импорт. Однако, чем эластичнее спрос, тем больше возрастают доходы государства при ослаблении протекционизма. Практически всегда политика протекционизма, проводимая одним государством, вызывает ответную реакцию со стороны других. Экономические противоречия между странами могут обостриться и привести к отрицательным последствиям для каждой из них, в частности, к ухудшению платежного баланса той или иной страны.

В силу особенностей экономической ситуации и традиций в области государственного регулирования России приходится прибегать как к тарифным ограничениям, так и нетарифным- квотированию и лицензированию. Фактически это означает проведение политики достаточно жесткого протекционизма, что находит отражение в механизме административного контроля внешнеторговой деятельности, в методах стимулирования экспорта и импортозамещения, в валютном регулировании и контроле.

Целенаправленно применяя таможенные пошлины и другие меры протекционизма, государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики, ослабляя конкуренцию со стороны иностранных товаров. Однако эта защита может дать и обратный эффект. Ограждая производителя с помощью чрезмерно высоких барьеров (таможенных или иных), оно может лишить его стимула к совершенствованию производства, снижению издержек, что в конечном счете приводит к консервации технической отсталости. Подобная политика не принесет пользы ни народному хозяйству России в целом, ни самим излишне защищенным отраслям.

Наглядным примером может служить ситуация, сложившаяся на ВАЗе. Введение осенью 1993 г. практически запретительных пошлин на импортные автомобили позволило автостроителям поднять цены на свою далеко не лучшего качества продукцию до критической величины. Одновременно завод экспортировал автомашины по ценам ниже внутренних, получая значительную прибыль в условиях постоянного обесценивания рубля, которая, однако, не была направлена ни на реконструкцию производства, ни на выпуск новых, конкурентоспособных моделей, образцы которых выставлялись в автосалонах. Рост курса рубля, а позже и введение валютного "коридора" привели к тому, что мнимые преимущества были потеряны, а ВАЗ оказался в чрезвычайно трудном экономическом положении и вынужден был временно приостановить производство.

Усиление протекционизма отрицательно сказывается на развитии производств, базирующихся на импортных технологиях, сырье, полуфабрикатах, комплектующих изделиях. От повышения пошлин выигрывает в конечном счете небольшая часть отечественных производителей, которые, становясь своего рода монополистами, начинают диктовать цены на продукцию далеко не мирового качества. Защищаемые отрасли теряют стимул к совершенствованию производства. Все это ведет к сужению рынка, ухудшению качества товаров и росту цен.

Современная торговая политика имеет, кроме защитного, и наступательный арсенал- меры по расширению национального экспорта, которые осуществляются с помощью широкого спектра средств по прямому субсидированию вывоза сельскохозяйственных товаров, стимулированию производства, опытно-конструкторских разработок, по оказанию различных услуг экспортеру, выделению разного рода субсидий за счет бюджета и государственных фондов, налоговых и страховых льгот, предоставлению кредитов и государственных гарантий по ним и т. п. Именно сюда сместился центр тяжести во внешнеэкономической политике развитых государств: содействие правительственных организаций расширению вывоза отечественных товаров превратилось в одну из важнейших сфер деятельности государства в области экономики. Главное внимание уделяется мерам по поддержке экспорта готовой продукции, усиливающей в долгосрочной перспективе позиции страны на мировом рынке.

В последние годы Россия имеет положительное сальдо торгового баланса, однако это не может служить свидетельством эффективности проводимой торговой политики. Оно явилось практически результатом низких темпов роста импорта, а также активного экспорта невосполняемых природных ресурсов, в первую очередь энергетического сырья. Российский экспорт долгое время лимитировался на основе количественных ограничений (квот и лицензий), что в значительной мере происходило под давлением центральных и местных бюрократических структур, не желавших расставаться со сложившимися еще в советское время рычагами контроля за внешней торговлей. Последние ограничения в виде квот и пошлин на ряд товаров были отменены лишь в 1995 году.

Отсутствие в России целого ряда необходимых для нормального функционирования внешней торговли законодательных актов привело к широкому использованию мер так называемого оперативного регулирования, означающих стремление решать возникающие проблемы с помощью "пожарных", часто непродуманных мер, вызванных обстоятельствами конкретного момента. Применение таких непродуманных мер часто приводит к резким шагам со стороны государств-контрагентов.


4. Перспективы развития внешней торговли РФ


Нынешнее российское правительство к идее перестройки внешнеэкономической специализации страны интереса не проявляет. Министр финансов А.Кудрин, например убежден, что в течение ближайших 50-100 лет в отечественном экспорте будут превалировать природные богатства.

В долгосрочных прогнозах Министерства экономического развития и торговли тем не менее обозначено, что к 2015 году доля отраслей ТЭК в отечественном экспорте должна снизиться до 43%.

Анализ состояния и прогнозов развития отдельных отраслей народного хозяйства говорит о том, что изменить характер участия России в мирохозяйственных связях незначительны. Но в среднесрочной перспективе внешнеэкономическую специализацию можно будет диверсифицировать, опираясь на природные факторы (лес, плодородные земли и т. д.). Также определенный вклад могли внести бы высокие технологии в оборонной промышленности, фундаментальной науке и др. Такая диверсификация могла бы помочь укреплению позиций страны в качестве экспортера и снижению ее импортной зависимости.

Качественное состояние внешней торговли обусловлено тем, что экономика страны находится на стадии развития конкуренции. В этой связи России жизненно необходимо расширить источники конкурентных преимуществ, включив в их число инвестиции и инновации. Износ основных фондов в промышленности составляет 52,7%, а коэффициент их обновления-1,7%. Располагая такими фондами, очень сложно выпускать конкурентоспособную продукцию.

Одно из важнейших условий повышения конкурентоспособности - опережающий рост инвестиций в обрабатывающие отрасли и аграрный сектор. Для модернизации экономики требуется громадный объем капитальных вложений - более 2 трлн. долл. в течение ближайших 20 лет. Хотя в последние годы объем инвестиций увеличился на 10,6% в год, но этого не достаточно.

Весьма важным представляется налаживание механизмов трансформации сбережений в инвестиции и межотраслевого перелива капиталов. Чисто теоретически мобилизация ресурсов для инвестиций и их перераспределение могут осуществляться целиком или в определенной доле через три институциональные структуры - государство (при соответствующем уровне налогообложения), крупные финансово-промышленные группы и финансовые рынки. Очевидно, что государство не может сейчас доминировать в трансформации сбережений в инвестиции, поскольку мобилизует для централизованного распределения лишь часть имеющихся в экономике ресурсов. Крупные отечественные ФПГ в принципе способны к масштабному привлечению средств инвесторов, но не могут взять под контроль весь объем сбережений, охватить все категории вкладчиков, прежде всего население, которое относится к олигархическим структурам со стойким недоверием.

Теоретически ФПГ могли бы стать инструментом межотраслевого перелива капитала, однако на практике такую возможность по существу перечеркивают принципы, которые преобладают в деятельности российских корпораций. Эти принципы заключаются в извлечении максимальной прибыли из имеющихся материальных активов в максимально короткие сроки и использовании меньшей части этой прибыли на поддержание производства, а большей части- на трансформацию в финансовые активы и дивиденды.

Кроме того, следует учитывать, что переливу капитала препятствует более низкий уровень доходности в финишных отраслях по сравнению с добывающими и отраслями первичной переработки. По официальным данным, рентабельность продукции и активов в добывающих отраслях кратно превосходит доходность в обрабатывающей промышленности. При столь различных уровнях доходности предприниматели более рентабельных отраслей, в которых сегодня и сконцентрирован главным образом отечественный капитал, не имеют стимулов к инвестированию в другие отрасли и вложению средств в реализацию проектов, которые окажутся менее прибыльными.

Финансовые рынки в России - кредитный и фондовый, к сожалению, еще недостаточно развиты: первый из-за слабости банковской системы, второй- в связи с малочисленностью хорошо работающих компаний, акции которых могли бы представлять интерес для вкладчиков капитала. Поэтому укрепление финансовых рынков - важнейшее условие решения задачи сближения объемов сбережения и накопления. В целях активизации инвестиционного процесса одни полагают необходимым по примеру других стран наладить деятельность государственных банков развития. Эти банки могли бы финансировать вложения в основной капитал за счет сконцентрированной в них подавляющей части внутренних сбережений либо кредитных ресурсов Центрального банка. Другие экономисты видят инвестиционный ресурс в использовании денежной эмиссии, привязанной к объемам государственных заимствования на внутреннем рынке. Направлять эти средства они предлагают только в высокотехнологичные отрасли, в основном в военно-промышленный комплекс.

Не исключено, что эти меры могут первоначально дать определенный толчок увеличению объему инвестиций. Кроме того, как показывает практика освоения российскими предприятиями иностранных кредитов, велика вероятность того, что заемщики будут стремиться избегать возврата полученных ссуд и перекладывать долговые выплаты на плечи государства. Поэтому более рациональным было бы стимулировать частный сектор к производственным вложениям в высокотехнологичные отрасли посредством предоставления инвестиционных льгот и субсидирования ставок банковского кредитования.

Не менее важной задачей является активизация использования инновационного фактора на базе целенаправленного развития научно-технической сферы. Россия имеет определенные возможности для конкуренции на мировом рынке. К таким сферам можно отнести образование, культуру, фундаментальную науку и конструкторские разработки. При этом экспорт ноу-нау должен происходить на взаимовыгодной основе, допускающей совместную эксплуатацию тех или иных разработок, осуществляемых в нашей стране. Одним из вариантов такого направления должно стать активное внедрение на рынки развивающихся стран, где можно обеспечить довольно высокий уровень конкурентоспособности и качества целого ряда изделий и технологий (аэрокосмических, микробиологических, образовательных) при проведении адекватной ценовой политики.

Наконец, возможен переход к принципиально новой модели экспорта, когда будущий экспорт из нашей страны станет финансироваться партнерами по мировому рынку в рамках достаточно стабильных и долгосрочных программ. Вложения в сферу НИОКР, в образование на базе имеющегося у нас потенциала, в развитие экологически чистых технологий могут обеспечить будущий экспорт результатов деятельности.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.